Алексей кудрин предлагает сократить госаппарат на треть. Федеральные премиальные: какие стимулы даст правительство чиновникам Что входит в понятие материального стимулирования


Сокращению подвержены не только работники в коммерческих организациях, но и служащие государственных органов. Рассмотрим порядок сокращения и какие гарантированы выплаты при сокращении госслужащих в 2017 году.

Сокращение госслужащих

Обязательные условия и гарантии, которые должны быть предоставлены при сокращении госслужащих, определены Законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ .

Как и все работники, служащие должны быть предупреждены о сокращении заблаговременно. Уведомить об этом должен представитель нанимателя. Уведомление должно быть сделано персонально и под подпись минимум за два месяца до увольнения.

Если сокращаются одинаковые позиции, то наниматель также должен учесть преимущественное право на оставлении на службе тех, кто такое право имеет.

Преимущественное право

Преимущественное право (право не попасть под сокращение и остаться на службе) у того, кто имеет:

  • большую по сравнению с другими продолжительность стажа работы или службы по направлению подготовки, специальности;
  • более высокую специальность, квалификацию;
  • направление подготовки, которое в наибольшей мере соответствует виду и области деятельности служащего;
  • более высокие в сравнении с другими результаты в служебной деятельности.

Для того, чтобы выяснить, кто же среди сокращаемых лиц имеет преимущественное право, проводится аттестация. И уже по результатам аттестации выявляются самые эффективные и продуктивные служащие. Их оставляют на службе или предлагают должность в другом органе.

В процессе аттестации непосредственный руководитель служащего должен составить и представить нанимателю мотивированный отзыв. В нём подробно описывается то, насколько хорошо служащий исполнял свои должностные обязанности. К отзыву также руководитель должен приложить пояснительную записку служащего на отзыв руководителя и сведения о:

  • подготовленных служащим проектах документов;
  • выполненных поручениях.

При проведении аттестации учитывается:

  • не нарушал ли аттестуемый запреты;
  • соблюдал ли он ограничения;
  • насколько хорошо он выполнял обязательства и требования служебного поведения.

Аттестация служащих, находящихся в отпуске по беременности и родам, или тех, кто находится в отпуске по уходу за ребёнком, может быть проведена не ранее чем через один год после их выхода из отпуска.

Предложение о «переводе»

В любом случае при сокращении наниматель обязан предлагать всем сокращаемым свободные должности с учётом:

  • их специальности, уровня квалификации, стажа, направления подготовки;
  • их группы и категории должности.

Если свободных должностей нет, то наниматель может предложить свободные должности и в других структурах.

Если же служащий не желает занимать предложенные вакансии, он увольняется. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ .

В день увольнения служащий должен не забыть сдать своё служебное удостоверение.

Выплаты при сокращении

Служащему в случае прекращения служебных отношений и расторжения контракта в связи с сокращением выплачивается компенсация. Её размер равняется четырёхмесячному денежному содержанию. Выходное пособие при сокращении не выплачивается.

Если сокращение происходит в государственном органе, расположенном в районах Крайнего Севера или на территории, приравненной по своему статусу к нему, то платежей после сокращения предусмотрено больше. Для получения более значимой материальной поддержки служащему нужно обратиться в орган службы занятости (в течение одного месяца после увольнения). Если этот орган не сможет трудоустроить сокращённого служащего, то он имеет право получить дополнительную компенсацию за пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Для этого нужно получить решение органа службы занятости. Выплачивать такую компенсацию должен представитель нанимателя за счёт средств государственного органа.

Для любого работающего человека сокращение – неизбежный стресс. Особенно это касается людей предпенсионного возраста, которые основную часть своей жизни проработали на одном предприятии. С другой стороны — во времена экономического кризиса, происходящего в стране, без такой жестокой меры просто не обойтись. Руководители организаций, выполняя распоряжения свыше, должны как можно более тактично и мягко выполнить столь нелицеприятную миссию, чтобы сокращения в 2017 году не стали для их сотрудников причиной нервных срывов и фатальных последствий. Для этого на предприятиях, в лице сотрудников отдела кадров, обязаны работать психологи. А человек, лишившийся привычной работы, должен понимать, что жизнь не закончена, и найти силы для поиска нового места в жизни.

Сокращения МВД в 2017 году

Одна из организаций, подлежащая серьезным сокращениям, это структура Министерства Внутренних дел. Грядет уже не первая волна в органах, начались массовые увольнения еще в 2010 году, когда своих мест лишились целых 20% сотрудников данного ведомства. А поводом послужили сразу несколько резонансных дел в высших органах Министерства, тогда же произошли тотальные изменения в структуре, поменялось даже название — милиция стала именоваться полицией. Изменилось и финансирование, повышением выплат надеялись исключить коррупцию, процветающую в органах Внутренних дел. Сокращения МВД 2016 — 2017 году не должны вызвать негативные изменения в жизни гражданского населения, так как они будут направлены в основном на уменьшение:

  • управленческого состава;
  • вневедомственной охраны;
  • пресс-службы МВД;
  • главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБ и ПК);
  • главного управления уголовного розыска (ГУУР),

Хотя ГУУР и занимается непосредственной борьбой с преступлениями. Последнее время в стране значительно поднялся уровень преступности на улицах, поэтому вполне можно понять возмущения противников уменьшения численности в органах правопорядка. Увольнение порядка 1,5 тыс. следователей – цифра довольно внушительная, но, учитывая масштабы страны, — не критическая. Подсчитано, что количество оставшиеся 44,4 тысяч следователей является оптимальным и достаточным для ведения процедур расследования, остается надеяться, что это так. Аналитики провели исследования в различных регионах России и дали заключение — некоторые области не нуждаются в сокращениях. Это:

  • Еврейская АО;
  • Чукотский и Ямало-Ненецкий округа;
  • Крымский ФО.

Несколько обнадеживает, что количество сотрудников, непосредственно работающих с гражданами, должно уменьшиться не более, чем на 2-3% из общих 10%.

Основными задачами, которые преследует правительство, проводя реформу, — это повышение уровня работников данной области и рост доверия к ним населения. Повышение профессионализма неизменно будет сопровождаться подъемом окладов служащим МВД, что станет поводом для прихода действительно ценных и толковых сотрудников. Упор также поставлен на то, что будет сокращена именно должность лиц, уходящих на пенсию, и таким образом уменьшено количество занимаемых мест.

Сокращения МЧС в 2017 году

Близкую к МВД по степени деятельности структуру – Министерство Чрезвычайных ситуаций также ждут некоторые изменения. Всем понятны функции, выполняемые этой организацией, но население не лишится помощи профессионалов, напротив – уменьшение численности таких подразделений, как:

  • управленческий аппарат (на 10%),
  • надзорные структуры (на 10%),
  • гражданские сотрудники (на 15%)

Только освободят средства для финансирования ВУЗов, занимающихся подготовкой профессионалов данной отрасли, кризисных центров и комплектации пожарных частей. А уход на пенсию генералов и высокопоставленных офицеров освободит значительную часть средств, которые будут использованы для укрепления боевых частей. Так что уменьшение сотрудников МЧС с 16, 6 тысяч до 14, 6 тысяч человек ни в коем случае не повлечет ослабления боевой готовности структуры МЧС.

Сокращения госслужащих в 2017 году

Грядут перемены и в отряде чиновников, на самом деле их численность завышена в разы. Каждый из нас сталкивался в жизни с обличенными властью служащими, которые основной целью считают перенаправить просителя ниже по инстанции. Такой бюрократизм не только тормозит развитие государства, но и забирает из бюджета значительное количество средств. На данном этапе ведутся проверки, и анализируется деятельность государственных чиновников, но на вопрос «будут ли сокращения в 2017 году», — ответ положительный. В регионах пройдут массовые проверки деятельности госслужащих, будут проведены аттестации и большое количество людей, не прошедших комиссию, сократят по профнепригодности. Для вновь принимаемых на работу сотрудников станут предъявляться повышенные требования к:

  • образованию;
  • стажу;
  • знанию Конституции и законов;
  • профессиональным качествам;
  • знанию родного языка.

Еще одной причиной сокращения аппарата является компьютеризация страны. Количество личных обращений граждан значительно сократилось, а значит должно произойти уменьшение числа чиновников.

Сокращения ПФР в 2017 году

Правительство приняло решение передать из пенсионного фонда в налоговые органы функции администрирования страховых взносов, поэтому ПФ подвергнется значительному сокращению штата. Эти изменения прошли согласование в Думе и ожидаются буквально с первых дней 2017 года. Правда, сокращение на 10% численности служащих ПФР повлечет увеличение примерно на такое же количество сотрудников налоговых ведомств. То есть у некоторых уволенных сотрудников ПФ может появиться шанс занять вакантное место у налоговиков, естественно, после доказательства своей компетенции в предстоящей работе. Сам пенсионный фонд на настоящий момент стал большой проблемой для экономики страны из-за резкого падения котировок на рынке нефтепродуктов и значительного сокращения финансирования в связи с кризисом. В 2016 году прогнозируют недостаток денежных средств приблизительно в 175 миллиардов рублей, следующий год вряд ли улучшит эти показатели. Возникающий все чаще вопрос о увеличении пенсионного возраста в столь сложной экономической ситуации принято отложить до времен выхода из кризиса, чтобы не усугублять и без того тяжелого материального положения населения.

Хотя Государственной Думой уже одобрен Закон о повышении пенсионного возраста госслужащим, то есть чиновникам. Для женщин он увеличится до 63лет (вместо 55), а для мужчин – до 65 (сейчас это 60 лет). Поэтапный процесс начнется уже с 1 января 2017, и будет увеличиваться ежегодно на 6 месяцев, пока не достигнет выше названных пределов. Ведь чиновники, как и кадровые военнослужащие, выходят на пенсию не по старости и стажу, а по выслуге лет. Такие нововведения дадут экономию ПФР более 600 млн. рублей в год.

Федеральную систему исполнения наказаний (ФИСИН) тоже лихорадит. Уже проведены значительные сокращения численности ее состава, и это повлекло возросшее количество побегов из колоний и убийств среди заключенных. Поэтому процесс сокращений временно приостановлен, и, скорее всего, сокращений ФСИН в 2017 году не будет, иначе придется закрывать исправительные учреждения из-за неукомплектованности их кадрами.

Финансовые трудности в стране, вызванные целым рядом негативных причин: мировым кризисом, санкциями против России, снижением нефтяных котировок, привели к безработице, уровень которой по последним данным — порядка 6.3%. Поэтому сокращение для многих граждан становиться безвыходной ситуацией. А незначительные повышения пенсий и социальных выплат не покрывают рост цен на продукты и прочие необходимые для жизни покупки. В такой ситуации населению остается только вступить в режим жесткой экономии и надеяться на укрепление положения страны на мировом рынке, а молодежи – повышать качество своих знаний и профессиональной подготовки, чтобы не остаться за бортом. Другие статьи об изменениях и преобразованиях в стране читайте на сайте

Реформирование исполнительных органов власти приобрело совершенно неожиданный поворот для самих государственных служащих. Содержательная составляющая реформ коснулась и их персонально. Много вопрос в последнее время вызвали не только зарплаты госслужащих, но и численность штатных специалистов. Во многом можно сказать, что целью реформирования является борьба с коррупцией через сокращение аппарата или бюрократической составляющей власти. В силу сложившейся ситуации вопрос о том, будет ли сокращение госслужащих в 2017 году, последние новости освещают достаточно скупо. Чаще всего в новостях отражаются события относительно конкретного ведомства. Так, если говорить о годе текущем и уходящем, то система реформирования главного правоохранительного ведомства в части его сокращения было связано с организацией сравнительно нового структурного подразделения, получившего название Росгвардии. Внедрение новой структуры привело к сокращению органов внутренних дел, в частности, будет упразднена такая структура, как вневедомственная охрана.

Ситуации в регионах

Региональные власти не остались в стороне реформирования, а многие губернаторы даже активно подхватили эту идея, распространив ее на местные органы власти. Так, по сообщениям сокращение госслужащих в 2017 году на 10 процентов ожидает чиновников в Омской области. Об этом сравнительно недавно объявил Губернатор этого региона Виктор Назаров. Сокращение специалистов, занятых в органах муниципальной власти и на государственной службе приведет к существенной экономии на заработной плате. Подобные сокращения планируются в Красноярском и Краснодарском краях. Акцент именно на экономии резервов на сокращении фондов оплаты труда делает глава Ямала Дмитрий Кобылкин. По его словам экономия для региона может составить несколько миллионов. Также Губернатор Ямала отмечает, что будущий год ожидает быть непростым и даже тяжелым, но ожидаемый результат будет вполне оправданным.

Что стало причиной реформирования

На первый взгляд причинно-следственный характер реформирования все иерархий государственной власти связано с катастрофической нехваткой финансовых резервов в государстве, но, по сути, это лишь вершина айсберга реформ. Если проанализировать характер и порядок сокращений, которые произошли в 2016 году, а также взять в расчет прогнозы на сокращение госслужащих в 2017 году в России, свежие новости свидетельствуют не только на количественной ориентированности реформ, но и качественной.

Примечательно и то, что данный способ экономии бюджетных средств кардинально новым назвать нельзя. В 2010 году подобное реформирование уже случилось, госаппарат был сокращен на 10%, но коснулось увольнение только мелких чиновников – представителей низших ступеней власти. Естественно, их зарплата существенно отличалась от оплаты труда специалистов высших ступеней властной иерархии, а значит, реформа не дала той экономии, в которой нуждался государственный бюджет.

В текущем году эти ошибки были учтены, и реформа дает прямое указание о сокращении количественных показателей госслужащих высшего звена.

Если внимательнее изучить новости о государственной службе и чиновниках предшествующих реформе лет, можно обратить внимание на многочисленные громкие дела, связанные с коррупцией в этой среде, взяточничеством и многочисленными бесчинствами и фривольностями со стороны чиновников и членов их семей. Таким образом, можно говорить о том, что реформа, под сокращением численного состава госслужащих, предусматривает борьбу с коррупцией . Отдельно следует сказать и квалификационной подготовке специалистов государственного аппарата, которая, по некоторым данным, оставляет желать большего.

Механизм реформирования и его особенности

Именно квалификации и профессиональные компетенции легли в основу претворения этой реформы в жизнь. Так, в первую очередь будут проводиться проверки не предмет соответствия занимаемых должностей. Анализироваться будут знания чиновников конституционных основ государства, в целом знание законов страны, а также узкие специальные знания чиновника, касающиеся непосредственной той сферы, в которой он занят. Таким образом, госслужащий должен соответствовать характеристикам установленного профстандарта. Наличие профильного образования станет обязательным для всех поступающих на госслужбу, а также уже работающих специалистов. В этом вопросе специалисты Минтруда дают небольшое пояснение, говоря о том, что избежать увольнения тем, кто не имеет достаточного профильного образования или вообще его не имеют, могут сохранить рабочее место в том случае:

  • обладают достаточным опытом и стажем;
  • необходимыми профессиональными навыками;
  • имеют достижения в рамках трудовой деятельности и хорошие характеристики по службе.

В целом, вопрос о том, насколько сократят госслужащих, остается открытым. Процентные соотношения, которые указываются в новостях можно назвать условными, гарантии того, что они однозначно коснутся всех направлений государственной службы, нет.

В канун 2016 г. Президентом РФ был подписан указ о сокращении численности сотрудников госаппарата. Под сокращение подпадут сотрудники следующих министерств:

  • юстиции;
  • обороны.

Вышеупомянутый указ предусматривает также прорежение рядов штата управления делами президента и .

Согласно заявлению пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, данный документ является продолжением инициативы по сокращению , в том числе и работников прокуратуры и СК. Песков подтвердил, что в общем планируется уменьшить штат сотрудников госаппарата на 10% (соответствующее заявление ранее было озвучено премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым).


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Кого затронет сокращение?

Госслужащих является частью программы по оптимизации государственных трат. Программа стартовала с начала 2016 и и продолжит действовать в 2019 году. Помимо урезания штата чиновников, предусматривает перераспределение функций между органами власти с целью выявления и ликвидации «дублирующих» должностей.

Конечным результатом программы, который ожидают ее разработчики, является повышение эффективности деятельности чиновников и ощутимая экономия государственного бюджета. Последнее весьма актуально в свете озвученной Росстатом средней зарплаты федерального госслужащего за 2015 г. - 111,3 тыс. рублей.

Планируемое количество человек, которых попросят сдать портфели - около 4 тысяч.

Программа сокращения коснется не только столичных «слуг народа», но и госслужащих по регионам. Ожидается, что такие меры позволят сэкономить для бюджета более 700 млн.руб. ежемесячно.

Однако это не значит, что 2019 г. биржи труда наводнят соискатели из числа бывших чиновников. Дело в том, что согласно инициативе Минфина, сокращение штатов на 10% коснется не непосредственно служащих, а должностей. То есть, будут ликвидироваться вакантные места в госаппарате, а не уже имеющиеся штатные единицы. Если федеральный служащий увольняется с такой должности, нового человека на его место брать не будут, а должность сократят.

Еще один вариант повышения результативности программы по оптимизации государственных расходов - перевод госслужащих с обеспечивающей на контрактную схему работы. Планируется, что такая мера позволит значительно уменьшить затраты на материальное обеспечение чиновников. Если обеспечивающая схема деятельности предусматривает возможность ежемесячного увеличения зарплат федеральных служащих за счет различных премий и надбавок, то контрактники этого преимущества лишены.

Заключительный план сокращения - проверка на квалификацию

Урезание штата на 10% - лишь первая ласточка основательных пертурбаций в госаппарате.

С января 2017 года в силу вступили новые квалификационные требования к работникам государственного аппарата, на основании которых будет проводиться проверка госслужащих. Тем, кто ее не пройдет, придется освободить занимаемые места.

Критерии, на которые будут обращать внимание при проверке на квалификацию:

  • профильное образование;
  • наличие диплома специалиста или магистра (человек со степенью бакалавра не сможет пройти проверку);
  • знания конституциональных законов, гражданских актов и антикоррупционных мероприятий.

Однако госслужащие, не имеющие профильного образования, смогут сохранить свои места, если они обладают очень важным набором качеств:

  • особыми профессиональными навыками;
  • большим стажем работы (как правило, он ассоциируется с опытом);
  • особыми личностными качествами, которые позволят выполнять свою работу лучше других.

Однако и здесь есть поправки: профильное высшее образование обязательно для лиц, занимающих такие должности, как:

  • специалист;
  • руководитель;
  • помощник руководителя.

Эксперты, анализировавшие программу по оптимизации государственных расходов уверены, что сокращение числа госслужащих позволит не только сэкономить федеральные средства, но и избавиться от бюрократической тягомотины.

В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.

Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.

С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.

Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.

Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.

По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.

РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.

Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектован​ности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.

По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.

При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв