Апостолы Петр и Иоанн исцеляют хромогоЮ. Миллер


Рембрандт (1606-1669)

Известные библейские сюжеты – но как по-новому звучат они в литературных интерпретациях! Каждый автор пропускает их через свой жизненный опыт, и обращается к своим современникам…

Сегодня мы говорим об апостоле Павле и стихотворении Василия Жуковского «Савл по дороге в Дамаск».

Савл из Тарса – так звали апостола Павла до его обращения ко Христу. Родом из города Тарс в Малой Азии (на территории современной Турции), Савл, еврей по происхождению, жил в Иерусалиме.

Когда иерусалимские фарисеи в Иерусалиме вступили в противоборство с последователями Христа, Савл тоже стал непримиримым гонителем христиан.

Савл даже попросил у первосвященника полномочий искать тех последователей Христа, кто бежал в Сирию, и приводить их на суд в Иерусалим. Как говорится в Библии, «дыша угрозами и убийством на учеников Господа», Савл с помощниками отправился в Дамаск, столицу Сирии.

С этого и начинается стихотворение Василия Жуковского «Савл по дороге в Дамаск».

ЖУКОВСКИЙ:

На ланитах рдеет краска,
Грозный взор, суровый вид…
Савл разгневанный спешит
К стенам ближнего Дамаска.

Всем живущим о Христе –
Всем готовит он гоненье,
Бичеванье, поношенье,
Ужас смерти на кресте.

По дороге в Дамаск с Савлом произошло событие, полностью изменившее его жизнь. Когда он уже приближался к городу, его внезапно осиял с неба свет, превосходящий самое яркое солнечное сияние. Савл в страхе упал на землю и услышал Голос, говорящий ему:

Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?
Впрочем, давайте лучше послушаем, как передает эту сцену Жуковский в стихотворении «Савл по дороге в Дамаск». Поэт точно придерживается библейского текста, показывая при этом чувства Савла.

ЖУКОВСКИЙ:

И упал он, ослеплённый,
И послышался над ним
Глас Господень: «Савле, Савле!
Я за что тобой гоним?»

Трепет чувствуя чудесный,
Отвечал он: «Кто же Ты?»
«ИисУс – Кого ты гонишь!» –
Прозвучало с высоты.

«Что мне делать?» – вопросил он,
Вещим ужасом объят.
И ответ раздался свыше:

«Встань! Гряди в ближайший град!

Там получишь ты прозренье,
Там познаешь ты Христа,
Изрекут Ему моленья
Богохульные уста…»

В понимании известного русского поэта и переводчика 19 века Василия Андреевича Жуковского, современника Пушкина, поэзия призвана приближать человека к Богу. Она, как писал Жуковский – «лекарство душ, безверием крушимых».

Не удивительно, что поэта привлекла история духовного преображения гонителя христиан, превращение Савла в апостола Павла.

ЖУКОВСКИЙ:

И свершилось! И гонитель
Неустанный христиан
Стал ревнителем Христовым
Светом правды осиян.

Умер Савл: Апостол Павел
Появился меж людей
И Всевышнего прославил
Всею жизнею своей.

ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - Победоносное шествие Христа

Изучение книги Деяний Апостолов Христовых

ЧАСТЬ 1 - ОСНОВАНИЕЦЕРКВИ ИИСУСА ХРИСТАВ ИЕРУСАЛИМЕ, ИУДЕЕ, САМАРИИ И СИРИИ - Под опекой апостола Петра и руководством Святого Духа (Деяния 1 - 12)

Б – РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ СПАСЕНИЯ В САМАРИИ И СИРИИ И НАЧАЛО ОБРАЩЕНИЯ ЯЗЫЧНИКОВ (Деяния 8-12)

4. Явление Христа Савлу около Дамаска (Деяния 9:1-5)

ДЕЯНИЯ 9:1-5
1 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященику 2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. 3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. 4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? 5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

Савл учился Закону в Иерусалиме у ног мудрого учителя Ветхого Завета Гамалиила. Он верил в то, что Бог един, и проявлял в своей вере безмерный энтузиазм. Он ревностно стремился защищать веру в единство Бога и добиваться соблюдения Закона в своем народе. Кто отступал от веры отцов или не желал ей подчиняться, того Савл заставлял покоряться или убивал. Проповедь Стефана во время его защиты перед высшим советом и его заявление о том, что он видит Христа, привели молодого Савла в бешенство. Поэтому он стал мучить верующих в это учение, заставляя их отрекаться от их веры и хулить Христа. Иудейский высший совет был доволен деятельностью и смелостью Савла; когда он обратился к ним за разрешением преследовать последователей Христа в крупном оазисе Дамаске, они обеспечили его всеми необходимыми полномочиями и письмами. Савл намеревался реформировать иудейскую общину в этом городе, унич-тожить ересь Иисуса и утвердить веру отцов.

Гордый Савл ехал верхом на коне через пустыню в сторону сирийской столицы, чтобы уничтожить тех, в ком был Христов Дух. В Дамаск новую веру принесли торговцы, беженцы и путешественники, а не апостолы или дьяконы. Верующие знали о намерениях своего страшного врага и не переставали молиться о нем.

Савл уже видел городские башни и купола и собирался гордо въехать в город, как вдруг слава Господня воссияла вокруг этого ревностного молодого человека, который думал, что служит Богу, хотя на самом деле служил сатане. Савл упал с коня на землю. После этого мы ни разу не читаем, что Савл ездил верхом на коне. С того времени он сокрушенно и смиренно ходил пешком.

В ту минуту молодой человек услышал голос, потрясший его до глубины души и сковавший его разум: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Он знал его имя, характер, прошлую жизнь и планы на будущее. Бог обличил его, открыл всю его жизнь со всеми прегрешениями. И он стоял перед вечным Судьей, Который знал о нем всё.

Савл задрожал, когда голос сказал ему: «ты гонишь Меня». Иисус не сказал ему: «ты гонишь Церковь», но сказал: «ты гонишь Меня Самого», ибо Христос и Церковь находятся в совершенном единстве. Господь есть глава, а мы – члены Его духовного тела. Все, что случается с наименьшим из Его последователей, случается с Ним Самим. Господь страдает со Своей Церковью в каждой несправедливости, сделанной против нее. В этой краткой фразе Иисус открыл тайну Своей Церкви и Своего окончательного замысла. Он соединен со Своими последователями Божественной любовью посредством Святого Духа.

Иисус не сказал потрясенному Савлу: «Ты гонишь Меня», но спросил: «Что ты гонишь Меня?» Богу больно и трудно, когда люди не понимают истины Святой Троицы. Ни у кого нет причины или права отказываться от подчинения Иисусу. Главная вина людей в том, что они не принимают необъятно великую любовь Творца, явленную во Христе. Самый большой грех – неверие в прощение грехов через Распятого Спасителя. Это противоположно абсолютному намерению Бога, Который осуждает любого непокорного человека, обращаясь к нему с такими словами: «Что ты гонишь Меня и противишься любви Святой Троицы?»

Савл чувствовал, что Господь славы не спешит губить его, даже хотя он был Его врагом и убивал Его последователей. Он ощущал в этом голосе любовь, а не месть, благодать, а не суд. Савл не мог похвалиться перед Богом добрыми делами, разве что убийством и преследованием святых. Ему оставался лишь один выход: свободно принять незаслуженную Божью благодать, ибо он заслуживал смерть и ад. Савл взволнованно пробормотал: «Кто Ты, Господи?» Он не назвал Его "господин" или "великий ангел", но обратился к Нему "Господи", так как знал, что с ним говорит Сам Бог. Слова Савла являются примером трепетной, немощной и скромной молитвы об откровении имени Божьего. Он желал знать, Кто явился ему и говорил с ним в этом великом свете. Среди смертельного суда Савл ощутил безграничную благодать и поэтому в страхе осмелился говорить с Богом.

Господь ответил Своему врагу. Он не добил его, но ответил на его молитву и благословил его. Слова, сказанные Савлу Христом, означали, что Господь помиловал злого преступника. Он по благодати открыл Савлу Свою волю, высказав ее понятными словами. Эти слова очистили и оправдали Савла и стали основанием для его будущей жизни и служения.

Иисус открыл ему Свою природу уникальной фразой «Я есмь». «Несчастный Савл, ты ничтожный, бесноватый и запутавшийся человек. Я же живой и сущий. Я воскрес из мертвых. Я – Иисус, а не вымысел или призрак. Я не разложился в гробу, ибо Я – Господь славы, и Я стою перед тобой и знаю все твои благие намерения. Твой разум охвачен религиозной ненавистью. Ты не способен познать Меня из-за мерзкого фанатизма. Ты гонишь Меня, победившего смерть и ад, и думаешь, что служишь Богу». И сегодня эта ужасная истина остается в силе: все гонители Иисуса Христа на самом деле поклоняются сатане, ибо живой Иисус сидит одесную Бога Отца. Ему дана вся власть на небе и на земле.

Безусловно, явление Христа и обращение к хвастливому Савлу разрушило его уверенность в себе и в своей фарисейской праведности. Господь объявил ему, что Тот, Кто был распят, ныне жив и находится в центре Вселенной. Он не губит Своих врагов, но дает им благодать на благодать. Он един со Своей Церковью, исполненной Духа Святого. Наша вера нового завета все еще зиждется на тех же трех столпах истины, которые в один миг были объявлены Савлу: 1) воскресение Христа; 2) Его благодать, дарованная через крест; 3) Его живая Церковь, исполненная Духа Святого. Дорогой брат, дорогая сестра, строишь ли ты свою жизнь на этих трех столпах истины, или же ты противишься Духу и правде Христовой? Если ты противишься, то Господь обращается и к тебе таким словами: «Разве не трудно тебе идти против рожна Божьего? Тебе придется много страдать за противление истине и жизни!»

МОЛИТВА: Мы поклоняемся Тебе, наш славный, милостивый Господь, ибо Ты не погубил Савла, но оказал ему милость. Ты жив и сейчас присутствуешь с нами. Молим, откройся всем ищущим Тебя и спаси всех ревнителей религий, которые гонят Твою Церковь, часто с благими намерениями, не осознавая своей вины! Мы превозносим Твое имя, ибо Ты един со Своей возлюбленной Церковью!

ВОПРОС 46: Что означало для Савла явление Христа во славе?

В 1860 году в результате погрома всё соборное подворье и христианский квартал были уничтожены. Через 3 года собор был восстановлен патриархом Иерофеем на средства, предоставленные правительством и помощью из России.

С 1959 года на территории собора расположена резиденция Патриарха Антиохийского.

Дорога к резиденции, по которой ехала делегация, носит название Прямая улица (виа Ректа). Улица Прямая упоминается в Евангелии - она связана с историей жизни Святого апостола Павла.

Павел (Савл до крещения) был воспитан в строгой иудейской традиции и помогал преследовать христиан.

Однажды Павел получил полномочие от синедриона для поездки в Дамаск, чтобы и там продолжить преследования приверженцев новой веры.

Но близ Дамаска Савлу явился Иисус в мощном потоке света с небес. Ослеплённый видением Савл упал с коня и его, потерявшего зрение, пришлось вести в Дамаск, где он остановился у Иуды , жившего на Прямой улице.

Туда Господь направил своего ученика Ананию , который путём наложения рук избавил Савла от слепоты и крестил Савла, получившего имя Павел.

Теперь Павел оказался в роли гонимого. Он скрывался у христиан, и во время побега из Дамаска ученики апостола спустили его ночью на верёвке в корзине с городской стены. После чего Павел продолжил свои путешествия по свету, распространяя повсюду христианство.

Уровень улицы был на полтора метра ниже. Длина улицы составляет 1,5 км.

С началом войны в Сирии православный храм Святой Девы Марии неоднократно подвергался терактам и обстрелам.

3 апреля, за день до приезда делегации ИППО, на храм упали 2 мины, выпущенные террористами из района Восточная Гута. Одна мина разорвалась на территории храма, другая насквозь пробила его купол.

Священнослужители и прихожане, слава Богу, не пострадали. В день приезда делегации в Дамаск и в момент размещения в гостинице «Дама роз» перед отелем также упали три мины, одна за другой. Пострадали женщина и ребёнок.

Всего 4 апреля, в день пребывания делегации ИППО в Дамаске, на город боевиками были пущены 31 мина и ракеты. Несмотря на оживлённую жизнь в Дамаске, где работают школы, учреждения, магазины, лавки, рынки, этот утопающий сейчас в зелени красивый восточный город практически ежедневно подвергается миномётному и ракетному обстрелу. Страдают женщины, дети, жилые дома, инфраструктура… Но люди проявляют стойкость, спокойствие и надеются на приход мирной жизни.

Свидетельством тому - приём, который был оказан представителями Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна X . Делегацию ИППО и сопровождавших её лиц встретил оркестр скаутов - около 30 молодых людей, игравших на различных музыкальных инструментах. В их исполнении прозвучал гимн Сирии и ещё несколько музыкальных произведений.

Далее епископ Афраам , викарий Святейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна X, показал российским гостям и сопровождавшей делегацию министру социальных дел и труда Риме Кадри кафедральный собор Девы Марии, где в этот момент совершалось богослужение и было немало прихожан. В куполе храма зияла свежая пробоина - примерно диаметром 2 метра.

Далее в помещениях резиденции состоялось официальное открытие Сирийского отделения ИППО ,в котором приняли участие Сергей Степашин ,члены делегации ИППО Михаил Маргелов , Елена Агапова , Рамиль Байтемиров ,министр социальных дел и труда Сирии Рима Кадри и руководитель отделения Мтаниус Башшур . На церемонии присутствовал посол России в Сирии Александр Кинщак .Помещение под представительство ИППО выделил лично Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X , с которым Сергей Степашин и члены делегации ИППО встречались накануне в Ливане, в его резиденции в Баламанде.

В церемонии открытия Сирийского отделения принимали участие уже принятые в действительные члены ИППО сирийцы. Всего в отделении на сегодняшний день состоят 44 гражданина Сирии. Сергей Вадимович Степашин пожелал Мтаниусу Башшуру и членам отделения скорейшего наступления мирной жизни, успехов и отметил, что готов оказывать всяческое содействие работе Сирийского отделения ИППО. Он отметил, что уже есть целая программа действий и сотрудничества в соответствии с меморандумом, который недавно был подписан между ИППО и Министерством социальных дел и труда Сирии.

Далее прошла встреча делегации ИППО с иерархами, которые служат в Дамаске, - викарием Святейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока, секретарём резиденции священного Синода епископом Афрамом , епископом Лукой Сейднайским , митрополитом Мусой (Аль-Хури) , епископом Николасом и другими представителями Антиохийского Патриархата. Они рассказали Сергею Степашину о положении христиан в ряде городов и населённых пунктов в Сирии, в которых всегда исторически проживало христианское население. Это -Скальбия, Кфарбо, Мхарда , на последнюю упало 55 мин и была разрушена православная Церковь. «Если в местах исторического проживания христиан не останется христиан, то опустеет вся Сирия», - отметил епископ Лука Сейднайский.

Представители духовенства приветствовали открытие Сирийского отделения ИППО на территории храма Девы Марии и назвали это большим событием для Дамаска и для всей Сирии. По их словам, Императорское Православное Палестинское Общество играет особую роль в Святой Земле, в Ливане, в Сирии.

Многие на Ближнем Востоке помнят школы ИППО и во многих семьях в Сирии, Ливане из поколения в поколения переходят от предков слова на русском языке. Епископ Афрам тепло поблагодарил делегацию ИППО за приезд в Сирию в непростые времена и за поддержку страдающего от войны населения. «Этот визит несёт тепло и любовь в наши сердца, - сказал представитель Антиохийского Патриарха.

Сергей Степашин рассказал о целях гуманитарного визита в Дамаск, о работе, которую ведёт Общество по защите христиан на Ближнем Востоке. Антиохийскому Патриархату была передана доставленная в Дамаск гуманитарная помощь ИППО. В сборе помощи принимали участие представители Русской Православной Церкви - Богоявленский кафедральный собор и Иоанно-Богословский храм в Подмодсковье.

Завершился приём делегации ИППО обедом от имени епископа Афрама , в котором приняли также участие министр социальных дел и труда Рима Кадри и советник Президента Сирии по информационным и политическим вопросам Бусейна Шаабан .Делегацию ИППО сопровождал посол России в Сирии Александр Кинщак .

Вечером 4 апреля Сергей Степашин и делегация ИППО посетили Посольство Российской Федерации в Дамаске, которое, как известно, стремятся обстреливать боевики. Сергей Степашин передал послу Александру Кинщаку икону Святого Праведного Воина Фёдора Ушакова .


Как известно, прославленный флотоводец не проиграл ни одного морского сражения, не потерял ни одного своего корабля. Александр Александрович Кинщак с благодарностью принял икону, которая была освящена в одном из храмов Москвы. Сергей Степашин поблагодарил дипломатов за мужество и пожелал им стойкости и удачи.

Храни Господь наших дипломатов и всех российских граждан, выполняющих свой профессиональный долг на сирийской земле!

Храни Господь эту древнюю землю, колыбель христианства, пример мирного сосуществования религий!

Вознесение Господне
В. Благовещенский


Чрез сорок дней по Воскресенье,
Учениками окружен,
Владыка, давший нам спасенье,
Взошел на гору Елеон.
И долго, полные печали,
Все, всё земное позабыв,
Ученики его стояли,
На небо взоры устремив.
И там поднялся в воздух чистый
В глазах апостолов Христос
И, легким облаком повитый,
Себя к Всевышнему вознес.
И в это время к ним явились
Два мужа чудных и рекли:
«Зачем вы жадно устремились
На небо взором от земли?
Настанет день, и, по глаголу
Отца вселенной, наш Господь,
Теперь вознесшийся к престолу,
Таким же образом придет».

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ, ГЛ. 1, СТ. 9. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

Вознесение Господне
Неизвестный автор


Не в колеснице Илии,
Не с грозным жезлом Моисея
И не гремя и пламенея
По искрометному пути,
Вознесся в горнюю обитель
Венчанный тернием Учитель
Смиренья, кротости, любви.
Вечерней звездочкой светился
Священный образ в небесах, –
Зане Он в дольний мир явился
Не с грозным знамением в руках,
Не для войны и не для мщенья –
В дыму, во пламени, в крови,
Но для страданья и терпенья,
Для всепобедного смиренья
И всеобъемлющей любви.

Сошествие Святого Духа
Н. Григорович


Собравшись, как в оны дни,
Сидели в храмине они,
И верой в них сердца горели,
И нечто дивное, доселе
Непостижимое для них,
Рождалося в сознанье их…
Среди бушующих на торге
Кто властен чистые восторги
И светоч истины зажечь?
Чья вдохновляющая речь,
Зерно великой правды сея,
Проникнет в душу фарисея?
Во тьме коснеющим слепцам
Укажет кто зарю Христову?
Чьему возвышенному слову
Доступен путь к людским сердцам,
Кто возвестит им откровенье
Высоких замыслов и дум?
И вот, как ветра дуновенье,
Пронесся с неба сильный шум,
Подобный шуму непогоды;
Над их главой раскрылись своды,
И опустился в тот же миг
Над каждым огненный язык.

Сошествие Святого Духа
С. Петров


Пятидесятницу апостолы сошлись,
Чтоб вместе, как не раз бывало, помолиться.
Безоблачна небес таинственная высь,
И им хотелось с ней душою чистой слиться.
И лишь сошлись они, исполненные дум
О Том, на небо Кто вознесся так недавно,
Наполнил их чертог таинственный вдруг шум,
И чудеса тогда свершились с ними явно.
С небес тогда нисшел Дух Божий, – языки
Как будто бы огня зажглись над головами.
И, дух вдруг ощутив Христа, ученики
Заговорили все великими словами.
Народам о любви, о правде и о Том,
Кто смертью на кресте весь мир спасал греховный,
Апостолы в тот миг в величии своем
Вещали, востомясь вновь жаждою духовной.

СОШЕСТВИЕ СВ. ДУХА. ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ, ГЛ. 2, СТ. 3. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

Савл на дороге в Дамаск
В. Жуковский


На ланитах рдеет краска,
Грозный взор, суровый вид.
Савл разгневанный спешит
К стенам ближнего Дамаска.

Всем живущим во Христе –
Всем готовит он гоненье,
Бичеванье, поношенье,
Ужас смерти на кресте…

Но, лелея неустанно
В сердце гибель христиан,
На пути он был нежданно
Дивным светом осиян!

И упал он, ослепленный,
И послышался над ним
Глас Господень: «Савле, Савле!
Я за что тобой гоним?»

Трепет чувствуя чудесный,
Отвечал он: «Кто же Ты?» –
«Иисус – Кого ты гонишь!» –
Прозвучало с высоты.

«Что мне делать?» – вопросил он,
Вещим ужасом объят,
И ответ раздался свыше:
«Встань! Гряди в ближайший град!
Там получишь ты прозренье,
Там познаешь ты Христа,
Изрекут Ему моленья
Богохульные уста».

И свершилось! И гонитель
Неустанный христиан
Стал ревнителем Христовым,
Светом правды осиян.

Умер Савл: апостол Павел
Появился меж людей
И Всевышнего прославил
Всею жизнию своей.

Обращение Савла
В. Благовещенский


Полный злобы, полный мщенья,
Савл окрестные места
Поднял к грозному гоненью
На приверженцев Христа.
В ослеплении убогом,
Злой мечтой наполнив грудь,
Он к дамасским синагогам
Направлял однажды путь.
Вдруг свод неба изумрудный
Осветился блеском дня,
И был слышен голос чудный:
«Савл! Что гонишь ты Меня?»
И поверженный на землю,
И лишенный прежних сил,
Савл, речам небесным внемля,
«Кто Ты, Господи?» – спросил.
Голос молвил в отдаленье:
«Я есть Тот, Кому нанес
Ты жестокое гоненье!
Я – Спаситель! Я – Христос!..»
Улеглась души тревога,
Савл уверовал в тот миг,
И прославил имя Бога
Он в деяниях своих…

Чудеса и проповедь святых апостолов
Б. Кудрин


Вещали великое слово
О правде, о Боге, любви
Апостолы Божии, снова
Скитанья начавши свои.
И римлянам гордым, и грекам,
В дворцах, у проезжих дорог
Вещали, что был Человеком
Владыка вселенной всей – Бог;
О том, как Он мрак повсеместный
Греха, все окутавший мглой,
Ужасною мукою крестной
Рассеял над грешной землей;
О том, что Он принял мученья,
Спасая весь мир от невзгод.
И слушал о том поученья
Апостолов всюду народ,
Ему в чудесах они многих
Слова подтверждали свои:
Они исцеляли убогих
Во имя великой любви…

ОБРАЩЕНИЕ САВЛА. ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ, ГЛ. 9, СТ. 4. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

Апостолы Петр и Иоанн исцеляют хромого
Ю. Миллер


Был человек, страдавший хромотою
Еще от чрева матери своей,
Которого носили каждый день
И у дверей, что красными звалися,
Его в тени сажали каждодневно,
Дабы себе просил он подаянья
У всякого, входившего во храм.
И, увидав идущих на молитву
Апостолов Петра и Иоанна,
Он стал и к ним о милости взывать,
Но те ему промолвили в ответ:
«Взгляни на нас», – и он глядел, надеясь,
Что он от них получит подаянье.
Но молвил Петр: «Я злата не имею
И серебра, а то, чем я владею, –
Даю во Имя Господа Христа,
Которого зовете Назареем:
Встань и ходи!»
И за руку его
Апостол взял и от земли приподнял,
И в тот же миг почувствовал хромой,
Что волею Господнею окрепли
Его ступни и слабые колени.
И, с места встав, он стал ходить свободно
И с ними в храм Всевышнего взошел,
Дабы вознесть благодаренье Богу…
И бывший там испуганный народ,
Узрев сие, бежал в притвор, носивший
Название притвора Соломона.

АПОСТОЛЫ ПЕТР И ИОАНН ИСЦЕЛЯЮТ ХРОМОГО. ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ, ГЛ. 3, СТ. 7. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени…

Святого Стефана побивают каменьями
О. Чюмина


Борясь с несчастием и ложью,
Везде преследуя обман,
Вещал народу правду Божью
Диакон праведный Стефан.
Являя к Господу усердье,
Он обличал жестокосердье
И торжествующий порок
И осуждение изрек
Жестоковыйным и развратным:
«Не вами ль в гневе непонятном,
О беззакония сыны,
Пророки были казнены,
Что славу Божию вещали?..
Не вы ли Господа распяли,
Когда явился Он меж вас?»

И люди, гневом распалясь,
Вскричали: «Гибель иудею!»
Но, сильный верою своею,
На небо взоры он возвел
И, видя славу неземную,
Сказал им: «Господа престол
Я вижу там, и одесную
Сын Человеческий воссел!..»
Но тут, как море, загудел
Народ в слепом ожесточенье;
Бросая многие каменья,
Толпа влекла его, – но он,
Господним Духом вдохновлен,
Спокойно вынес все мученья
И, как Всевышнего боец,
Без страха встретил свой конец.

УБИЕНИЕ КАМНЯМИ СВ. СТЕФАНА. ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ, ГЛ. 7, СТ. 58. …и, выведя за город, стали побивать его камнями.

Проповедь апостолов
Н. Григорович


Апостол, Духа Пресвятого
Исполнясь, пламенное слово
Толпе собравшейся вещал.
И с изумлением внимал
Ему народ страны парфянской,
Месопотамской и мидянской:
Слова родного языка
Пришедшим странно слышать было
От чужеземца-рыбака.
Меж тем Божественная сила
Его собою осенила,
И речью смертною его
Им говорило Божество.

И Петр, Господней церкви камень,
Словами, жгучими, как пламень,
Сердца народные зажег.
Апостол Божий и пророк,
В речах могучих и суровых
Он о страданиях Христовых
Им говорил – о чистоте,
О смертной муке на кресте,
О светлом чуде Воскресенья,
О всепрощающей любви…
И света нового струи,
Источник нового ученья,
Любви, добра и всепрощенья
Людских сердец проникли тьму,
И слову дивному сему
Внимали люди в умиленье.

АПОСТОЛЫ ПРОПОВЕДУЮТ СВ. ЕВАНГЕЛИЕ. ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ, ГЛ. 2, СТ. 4. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

Апостол Петр у язычников
П. Масленников


Апостола Петра к язычникам призвали,
И должен с ними он беседу был вести.
Исполнился тогда апостол Петр печали,
И не решился он к отверженным пойти;
Не знал, как поступить, и к увлеченным ложью,
Их скверны устрашась преболее меча,
Не шел, чтоб возвестить святую правду Божью,
И дома пробыл так он, сердца не смягча.
Но вот с небес ему Благое Провиденье,
Чтобы души его рассеять этот мрак,
В мгновение тоски шлет некое виденье
И тем дает ему для дел дальнейших знак.
И был виденьем тем смущен Христов служитель,
Он понял, что ему невидимо с небес
Послал святой завет Божественный Учитель,
Что Он страдал за всех и в третий день воскрес.
И он пошел туда, куда его призвали,
И жег сердца людей его речей глагол,
И только лишь когда Христа они познали,
Апостол с миром вновь из их страны ушел.

Апостол Петр в доме Корнилия
В. Жуковский


Корнилию-сотнику было виденье,
К Петру он отправил гонцов,
И Божий апостол с друзьями своими
Не медля явился на зов.

Корнилий просил, чтобы в вере наставил
Апостол его самого
И всех домочадцев, и Петр, помоляся,
Исполнил желанье его.

В речах вдохновенных поведал он людям
О царстве великом Христа,
Отверзшего смертным, заблудшим и слабым
Спасенья святые врата.

Вещал он, что люди пред Господом – братья,
Что Он, искупающий грех,
За них претерпевший позор и распятье, –
Единый и Вечный для всех!

И люди внимали, и в сердце глубоко
Проник им священный глагол;
На всех, кто уверовал в Промысел Божий,
Божественный Дух снизошел.

АПОСТОЛ ПЕТР В ДОМЕ КОРНИЛИЯ. ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ, ГЛ. 10, СТ. 24. В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.

Освобождение св. апостола Петра из темницы
Н. Григорович


Ирод, взяв под стражу, заключил Петра,
И, когда для казни близилась пора,
И в цепях апостол на одре своем,
Окруженный стражей, позабылся сном,
Ангел лучезарный спящему предстал
И темницу дивным светом осиял…
Сумрачные своды словно раздались
И заколебались…
Слышит: «Пробудись!» –
Над собой апостол, и упали вдруг
Тяжкие оковы с ослабевших рук.

И промолвил ангел: «Наступает день,
Обувь и одежды на себя надень,
Чтоб идти за мною». И послушно тот
С дивным провожатым к выходу идет,
Сам не сознавая: явь или мечта –
Все, что происходит? Входные врата
Сами распахнулись, пропуская их,
И не встали стражи… Мимо часовых
Вышли, направляясь к тихой площади…
Но внезапно ангел, шедший впереди,
На глазах у старца в сумраке исчез,
Слившися с мерцаньем утренних небес.
И освобожденный чует над собой
Веяние крыльев в тверди голубой,
И впервые ясно сделалось ему:
Кто принес свободу узнику в тюрьму!

ОСВОБОЖДЕНИЕ СВ. АПОСТОЛА ПЕТРА. ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ, ГЛ. 12, СТ. 9. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.


Н. Островский


В Фессалонике Сила и Павел
(А туда их Всевышний направил),
В иудейской уча синагоге,
Говорили о правде, о Боге,
И, полны о народе заботы,
Поучали они три субботы.
Проповедников правды и Бога
Было слушавших в эти дни много;
Павел речью восторженно-страстной
Пред толпою греховной, несчастной,
Чтобы силу греха в ней убавить,
На путь истинный чтобы направить,
Говорил при всеобщих рыданьях
О Христовых великих страданьях,
Говорил про Его Воскресенье,
Говорил про Его Вознесенье,
И растаял в сердцах людских камень,
И зажгли средь собравшихся пламень
И любви, и познанья, и веры
Проповедника правды примеры.

Проповедь апостола Павла в Фессалонике
Н. Григорович


В Фессалонику Павел-апостол пришел;
Разъяснял он Святое Писанье,
Говоря, что Христу надлежало приять
За грехи человеков страданье;
Что, воскресши из мертвых и грех искупив,
Он вознесся торжественно к Богу!
И, внимая апостола дивным речам,
Собирался народ в синагогу.
И во многих сердцах вдохновенно зажег
Он светильник божественной веры,
И восстали тогда, ополчась на него,
Возмущая народ, изуверы.

К Иосанову дому явились они,
Изрекая хулы и проклятья,
И, страшась за апостола, тайно его
Удалили из города братья.

АПОСТОЛ ПАВЕЛ В ФЕССАЛОНИКЕ. ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ, ГЛ. 17, СТ. 2. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний…

Апостол Павел в Дамаске и в Эфесе
В. Жуков


Когда святой апостол Павел
Свое неверие оставил
И духом истину познал,
Он тотчас в каждой синагоге
Стал проповедовать о Боге
И ко спасенью призывал…

И вопрошали все в смущенье:
«Не тот ли это, кто гоненье
На Иисуса поднимал?
Не он ли гибели искал
Познавшим новое ученье?»

Но Савл был крепок и силен!
И каждый день речами он,
Сомненья прежние рассеяв,
Смущал дамасских иудеев,
И, о душевной чистоте
Заботясь искренно и много,
Он говорил им о Христе,
Что Он воистину – Сын Бога!
Когда же волею небес
Пришел он в дальний град Эфес
И силой Божеского Слова
Стал проповедовать о новой
Загробной жизни, то к нему,
Забывши грешной жизни тьму,
Толпой сходились иудеи,
И, веря в Бога, чародеи,
Собравши связки черных книг,
На стогнах жгли открыто их!

Апостол Павел в Эфесе
О. Чюмина


Горе тем, кто призывает
Всуе Господа Христа
И позорно запятнает
Волхвованием уста.

«Над главою лжепророков
Не почиет благодать!
Вам, служителям пороков,
Вам ли бесов изгонять?

Да пожрет собою пламя,
Истребляя их дотла,
Ваши свитки – это знамя
Гнусной ереси и зла!» –

Так вещал апостол Павел,
И велением небес
Укрепил он и наставил
В вере Божией Эфес.

Иудеи угрожают апостолу Павлу
О. Михайлова


Живущим там вещать Христов закон
Явился Павел в Иерусалиме
И, многими в соблазне обвинен,
Из храма был позорно изгнан ими.
Толпа врагов, бессмысленно слепа,
Отступнику потребовала кары,
И за собой влекла его толпа,
Глумясь над ним и нанося удары.

Он был на казнь позорную ведом –
Боец Христов, о грешниках печальник,
Когда пришел услышавший о том
От сотников своих военачальник.

С дружиною он появился вдруг,
Вооружен среди толпы мятежной,
И Павла спас из разъяренных рук
Зачинщиков от смерти неизбежной.

И, выслушав, он Павла не связал,
И говорить он дал ему свободу;
Но тщетно тот о Господе вещал
Погрязшему в неверии народу.

Народ шумел; глумяся и крича,
Он не внимал Божественному слову
И требовал секиры палача
И лютых мук апостолу Христову.

АПОСТОЛ ПАВЕЛ В ЭФЕСЕ. ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ, ГЛ. 19, СТ. 19. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми…

Иудеи угрожают апостолу Павлу
И. Карташев


Христу пылая злобой прежней,
На Павла гнев перенесли
Все иудеи, и мятежней
У Рима не было земли.
Но Павел, тверд в своем завете,
Явился в Иерусалим,
И с речью он о правды свете,
Не медля, обратился к ним.
Что говорил он – иудеи
Не слышат в злобе ничего,
Как исступленные злодеи,
Лишь смерти требуют его.
Но римский их военачальник,
Народ тот зная, понимал,
Что Иисус, за всех печальник,
Невинно на кресте страдал.
И он апостола Христова
Не предал в руки палачей,
И охраненный Павел снова
Сердца жег пламенем речей.

АПОСТОЛ ПАВЕЛ В ИЕРУСАЛИМЕ. ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ, ГЛ. 21, СТ. 27. …Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки…

Спасение корабля апостола Павла у острова Мелит
В. Горбачев


Ревела буря на просторе,
Взлетал за валом грозный вал;
Их гнал вперед свирепый шквал
И пенил ими всюду море.
И вот средь этой бури стона,
Средь вихря, что вокруг кипит,
Снастями стонет и дрожит
Корабль, ушедший из Сидона.
Его матросы не имели
Справляться с шквалом больше сил
И видят в страхе, что сносил
Корабль их утлый ветер к мели.
В беде нет места утешенью,
Они противиться ветрам
Не могут больше, по волнам
Несет их ветер злой к крушенью.
И вот, отчаяния полны,
Все моряки на корабле
В наставшей вдруг кромешной мгле
Кляли предательские волны.
На корабле ж апостол Павел
Был с ними в этот страшный миг.
Он слышал вопли их и крик,
И их апостол не оставил.
Он мореходов в тяжком горе,
Душою сильный, ободрял,
Бороться с бурей заставлял
И говорил: «Не страшно море!..»
Ему в ту ночь виденье было:
Явился – чудо из чудес –
Пресветлый посланец небес
И объявил, что не могилой
Грозит взволнованное море
Всем бывшим с ним на корабле,
Что невредимыми к земле
Прибьет волнами теми вскоре.
Пусть не страшат их непогоды
И вихря с бурей грозный вой:
Далек их час всех роковой.
И ободрились мореходы,
И пищу их принять заставил,
Которой в бури страшной дни
Совсем не трогали они.
И так их спас апостол Павел,
И вскоре, будто в утешенье,
Корабль волнами был прибит
На остров, звался что Мелит.
И там нашли они спасенье.

АПОСТОЛ ПАВЕЛ НА ОСТРОВЕ МЕЛИТ. ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ, ГЛ. 28, СТ. 1. Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит.

Апостол Иоанн на Патмосе
С. Иванов


Был Иоанн, апостол Божий,
На остров Патмос заключен
За то, что идольских подножий
Не лобызал во страхе он;
За то, что, сильный верой в Бога,
Он жег сердца огнем речей,
Любил своих всех братьев много
И не боялся палачей;
За то, что верен был святыне
И проповедовал Христа;
И вот на Патмосе в пустыне
Он не сомкнул свои уста.
Раз был он в духе в день воскресный
И вдруг услышал позади
Как будто глас трубы небесной,
И сердце дрогнуло в груди.
Из облаков – белее снега –
Раздался глас людей Отца:
«Я есмь и Альфа, и Омега –
Творец начала и конца,
Отдайся этому ты мигу
И гласу горнему внемли,
Впиши, увидишь что, ты в книгу
И по церквам ты разошли!»
Апостол боговдохновенный
Исполнил все и записал,
Что в те мгновенья умиленный
Он пред собою увидал.

АПОСТОЛ ИОАНН НА ПАТМОСЕ. ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА, ГЛ. 1, СТ. 10. Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний…

Из Апокалипсиса Откровение св. Иоанна
А. Майков

Глава IV
Виденье было мне. Внезапно небо
Разверзлося, и глас, трубе подобный,
Подобный шуму многих вод падущих,
Мне рек: «Взойди сюда и виждь, что будет».
И я узрел престол. На нем Сидящий
Сиял, как яспис-камень или сардис,
И радугой смарагдовой престол
Был окружен, и двадесять четыре
Вокруг него других престола было,
И двадесять четыре восседало
На оных старца в белых одеяньях
И со златыми на главах венцами.
И от престола исходили громы,
И молнии, и гласы, и горели
Семь огненных светильников пред ним.
И пред престолом было словно море
Стеклянное, и вкруг него четыре
Животных, испещренные очами.
И первое подобно было льву;
Тельцу – другое; третье же имело
Лик человеческий, а остальное
Летящего орла имело вид.
И по шести они имели крыл,
И день и ночь взывали: «Свят, свят, свят
Господь Бог Вседержитель ныне, присно
И вовеки веков!» Когда ж взывали –
С своих престолов подымались старцы
И поклонялися, и полагали
Свои венцы перед большим престолом,
И говорили: «Ты еси достоин,
Господь, прияти славу, честь и силу,
Бо сотворил Ты все и все содержишь,
И волею Твоей все существует!»
Глава V
И видел я: Сидящий держит книгу,
И книга та исписана снаружи
И извнутри. И седмь на ней печатей.
И громким гласом ангел вопросил:
«Кто оную открыть достоин книгу
И сняти с оной седмь ее печатей?»
И никого достойных не явилось
Ни на земле, ни на небе, и плакал
Я, что достойных нет ее открыть.
Тогда один из старцев мне сказал:
«Не плачь! Се – лев, исшедший из колена
Иудина и корени Давида,
Что победил, – Он разогнути книгу
И сняти седмь ее печатей может».
И я взглянул – и видел: меж престола
И четырех животных, и средь старцев
Стоит как бы закланный Агнец, седмь
Рогов и седмь имеющий очес.
Он подошел, взял книгу из десницы
Сидящего, и пали перед Агнцем
Животные и старцы, каждый гусли
Держащие и золотые чаши,
Из коих фимиам курился (а то были
Святых мольбы). И новую они
Воспели песнь: «Достоин взять Ты книгу
И снять с нее печати: был заклан
И искупил Своей нас кровью всех,
Из всякого колена, и народа,
И племени, и языка; и стали
Мы Господу иереи и цари,
И на земле Тобою воцаримся!»
И видел я, и слышал голос многих
Окрест престола ангелов, животных
И старцев (их число же бысть тьмы тем)
И возглашали все: «Достоин Агнец
Закланный честь приять, премудрость, силу,
Богатство, славу и благословенье!»
И всякое создание на небе,
И на земле, и под землей, и в море,
Вся сущая в них говорили: «Слава
И честь, и крепость, и благословенье
От всех Тебе, Сидящий на престоле,
И Агнцу ныне, присно и во веки!»
И изрекли животные: «Аминь!»
И двадесять четыре старца пали
И поклонились Сущему вовеки.

СМЕРТЬ. ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА, ГЛ. 6, СТ. 8. …вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним…


Глава VI
И видел я, что первую печать
Снял Агнец, – и одно из четырех
Животных мне сказало громким гласом:
«Иди и виждь!» И видел я: конь бел;
На оном всадник держит лук, и дан
Ему венец, и шел, как победитель,
Чтоб побеждать.
Вторую снял печать Он –
Второе мне животное сказало:
«Иди и виждь!» И видел я: конь рыж;
На оном всадник послан был, чтоб мир
С земли унесть, – да убиют друг друга;
И дан ему большой был меч.
И третью
Он снял печать – и третье мне сказало
Животное: «Иди и виждь!» И – се:
Конь вороной; держал мерило всадник.
И слышал я среди животных голос:
«Хеникс пшеницы за динарий. Три
Хеникса ячменя – динарий тоже.
Елея ж и вина не повреждай».
Четвертую печать Он снял – и мне
Четвертое животное сказало:
«Иди и виждь!» И я взглянул: конь бледен,
На оном всадник – Смерть. И целый ад
За нею шел; ей власть была дана
Над четвертью земли, чтоб умерщвлять
Людей мечом и голодом, и мором,
И всякими зверьми земными.
Снял
Он пятую печать – и я увидел
Под алтарем за слово Божье души,
Побитых, возопившие: «Доколе,
Святый Владыко Истинный, не судишь
За нашу кровь живущих на земле!»
И белые даны им были ризы,
И сказано: да почиют, покуда
Сотрудники и братья их не примут
Такую ж смерть и тем число пополнят.
Шестую снял печать Он – и я видел:
Восколебалася земля. И солнце,
Что вретище, потускло. И луна
Кровавой стала. Звезды с небеси
Посыпались, как сорванные ветром
Незрелые плоды со смоковницы.
И небо скрылось, свившися, как свиток,
С великим шумом. Всякая гора
И острова содвинулися с мест своих.
И все цари земные и вельможи,
Богатые и бедные, рабы
И вольные укрылися в пещеры
И слезно говорят горам и камням:
«Рассыпьтеся на нас вы, горы! Скройте
Нас от лица Сидящего на троне
И гнева Агнца! Се грядет день страшный,
День гнева и суда! Кто устоит?»
Глава VII
И четырех я ангелов узрел,
На четырех концах земли стоящих
И держащих земных четыре ветра,
И власть имевших оными ветрами
Морскую хлябь и сушу истязать.
И пятый ангел от страны восточной
Восшел и кликнул им: «Не повреждайте
Ни древ, ни трав, ни моря, ни земли,
Доколь мы на чело рабов Господних
Печати не положим!..» И число
Запечатленных слышал я: сто сорок
Четыре тысячи от всех колен
Израиля. И, сверх того, несчетно
Людей из всех племен земных стояло
Перед престолом и пред Агнцем в белых
Одеждах, с ветвями от пальм в руках.
И восклицали все: «Хвала Тебе,
Сидящий на престоле! Слава Агнцу,
Бо чрез Него имеем мы спасенье!»
И ангелы, которые стояли
Вокруг престола, старцев и животных,
На лица пали, поклонясь престолу
Господнему, и изрекли: «Аминь!
Благословение, и честь, и слава,
Благодаренье, сила и премудрость,
И крепость Богу нашему вовеки!»
И, обратясь ко мне, един из старцев
Спросил: «Кто эти в белых одеяньях,
Откуда изошли?» Я отвечал:
«Тебе знать, господине!» И сказал он:
«Сии пришли через велики скорби
И одеяния свои омыли
И убелили честной кровью Агнца.
Чрез то стоят перед престолом Божьим
И служат день и ночь Ему во храме;
И Он Собой их, как шатром, покроет;
И уж они не взалчут и не взжаждут,
Не попалит уж их ни зной, ни солнце,
Бо Агнец их пасти бездремно будет,
И на источник вод живых водить,
И всякую слезу сотрет с очей их».
Глава VIII
Седьмую Агнец разломил печать –
И сделалось безмолвие на небе
Как бы на полчаса. И видел я:
Семь ангелов стоят перед престолом
И им дано семь труб. И, кроме их,
У алтаря еще, с златым кадилом,
Был ангел. Оному дан фимиам,
Чтобы его с молитвами святых
Он возложил на жертвенник Господень,
И дым восшел от жертвенника к Богу.
Он взял потом кадило и наполнил
Огнем от алтаря и опрокинул –
И в воздухе раздались гласы, громы,
И молнии взвились, и потряслась
От них земля; семь ангелов же, трубы
Поднявши, приготовились трубить.
И первый ангел вострубил – и долу
Пал град и пламя, смешанные с кровью, –
И третья часть земли и древ от них
И вся трава зеленая – сгорели.
И вострубил второй: как бы гора,
Огнем горящая, низверглась в море –
И моря третья часть вдруг стала кровью,
И третья часть созданий, в нем живущих,
И третья часть судов на нем – погибли.
И третий ангел вострубил – и пала
Звезда, свече подобная, на землю,
На третью часть источников и рек –
«Полынь» звезде сей имя, – и полынью
Их воды потекли, и умирали
Все пившие от сих прогорклых вод.
И вострубил потом четвертый ангел:
И третья часть луны, и звезд, и солнца
Затмилась, и от дня и ночи свету
Убавилось на треть. И видел я:
По небу ангел полетел, взывая
К земле: «О горе, горе, горе всем
От остальных трех трубных голосов
Трех ангелов, имеющих трубить!»
Глава IX
И пятый вострубил. И видел я:
Упала с неба на землю звезда;
Ей дан был ключ, чтоб кладезь бездны вскрыть.
И вскрылся кладезь бездны, и исшел
Из оной дым, как из печи, и солнце
И небеса от оного потускли.
И выпала с тем дымом саранча,
И сказано ей было не вредить
Ни трав, ни древ, ни злаков, – но людей,
Печатью Бога не запечатленных,
Язвить и жалить, аки скорпионы,
И мучить их пять месяцев, но токмо
Не убивать. И взжаждут смерти люди,
Пойдут искать ее – и не найдут…
Та ж саранча подобна с виду коням,
На битву снаряженным; голова –
Как бы с златым венцом; лицо ж ее –
Как человеческие лица; зубы
Подобны львиным; косы – как у женщин;
На теле – словно как стальные брони,
А шум от крыл – как стук от колесниц,
На брань везомых множеством коней;
Хвосты же, как у скорпионов с жалом,
И, яко царь, ее вел ангел бездны,
Зовомый по-еврейски Аввадон,
По-гречески ж – Аполлион (губитель);
Се первое минуло горе. Вслед
За ним грядут два новых, горших.
Шестой Господень ангел вострубил.
И я услышал громкий глас из рога,
Единого из четырех рогов,
Которыми снабжен алтарь был Божий.
Он ангелу трубившему изрек:
«Четыре ангела стоят и ждут,
Окованные, при реке Евфрате:
Сними с них узы!» И разбил он узы.
И – ждавшие сего часа, и дня,
И месяца, и года – устремились
Четыре ангела, чтоб третью часть
Людей убить. И было две тьмы тем –
Сие число я слышал, – с ними войска.
То были всадники в горящих бронях,
Имевших цвет огня, и гиацинта,
И серы. Кони ж с львиной головой,
Из пасти их огонь, и дым, и сера
Клубами исходили, а хвосты
Кончались змеями, – и гибли люди
От змей и дыма, пламени и серы, –
И треть из них сим образом погибла.
Которые ж осталися и зрели
Сии бичи, пребыли яко слепы,
И не покаялись в делах своих,
И кланялись по-прежнему бесам
Серебряным, и золотым, и медным,
И каменным и всяким истуканам,
Руками сотворенным, не могущим
Ни видети, ни слышать, ни ходить.
И не покаялись в своих убийствах,
Ни в блуде, ни в татьбе, ни в волхвованье.
Глава Х
И се, нисшел еще от неба ангел…
Как облако, его клубились ризы,
Над головою радуга блистала;
Лицо ж что солнце у него, а ноги,
Как огненные два столба, горели;
В руке держал развернутую книгу;
И правою ногой ступил на море,
А левою – на землю, и воскликнул
Он грозным гласом, как рыкает лев.
Когда ж воскликнул, семь громов тогда
По всей вселенной подали свой голос.
Когда же громы подали свой голос,
Хотел писать я, но услышал с неба
Глас, говоривший: «Скрой и не пиши
Того, что седмь громов проговорили!»
И ангел тот, которого я видел
Стоящим на море и на земле,
Воздвиг десницу на небо и клялся
Сотворшим небо и что в нем, и землю
И что на ней, и море и что в нем, –
Что времени отсель уже не будет…

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Новый Завет

Обращение Савла

Когда побивали, камнями святого первомученика Стефана, один еврейский юноша именем Савл , охранявший одежды, сброшенные с себя людьми, побивавшими св. Стефана, одобрял это убийство. Савл был противником христиан, он участвовал в преследовании их, входил в дома христиан, хватал их и отдавал в темницу, терзая Церковь Христову. Он, не довольствуясь преследованиями христиан в иудейской земле, испросил у первосвященника позволения идти в сирийский город Дамаск разыскивать там христиан и, связав, их, приводить в Иерусалим на суд и мучения.

Когда же Савл шел в Дамаск и приближался к городу, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: "Савл, Савл, что ты гонишь Меня?"

Савл опросил: "Кто Ты, Господи?"

Господь сказал: "Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна".

Савл в трепете и ужасе сказал: "Господи! что повелишь мне делать?"

И Господь сказал ему: "встань и иди в город, куда шел; там тебе будет сказано, что нужно делать".

Люди же, шедшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя. Когда Савл поднялся с земли, глаза у него были открыты, но он ничего не видел. Тогда спутники его взяли его за руку и привели в Дамаск. Там он три дня провел в молитве и ничего не ел и не пил.

В то время в Дамаске находился один из числа семидесяти апостолов Господних по имени Анания. Голос Господа повелел ему идти в дом, где был Савл, возложить на него руку и вернуть ему зрение. Апостол Анания пришел к Савлу и, когда возложил на него руки, как бы чешуя спала с глаз Савла, он сразу прозрел (стал видеть), и встав, тотчас же принял от Анании святое крещение. (Крещение Савла относится к 37 году по Р. Хр.).

Савл принял в христианстве имя Павел и стал самоотверженным проповедником веры Христовой. Потом Господь Иисус Христос опять явился Павлу и повелел ему идти к язычникам и учить их вере христианской, т. е., сделал его Своим апостолом.