Билял ибн рабах. Билял — первый муэдзин


Билял Ибн Рабах (да будет доволен им Аллах)

«Рай тоскует по трем: Али, Аммару и Билялу»

Первый муэдзин Ислама, беспокоящий идолов, темнокожий, худощавый, среднего роста, с густыми волосами Билял Ибн Рабах аль-Хабаший (Абу Абдуллах). Он никогда не слушал похвалу и комплименты в свой адрес. Он опускал свою голову и смотрел в сторону, говоря про себя: «Я обычный эфиоп, который вчера еще был рабом» .

Однажды он и его брат отправились сватать двух сестер. Билял сказал их отцу: «Я – Билял,а это мой брат. Мы рабы из Эфиопии. Были заблудшими, и Аллах наставил нас на истинный путь. Были рабами, и Аллах освободил нас из рабства. Если выдашь своих дочерей замуж за нас, то альхамдулиллях (хвала Аллаху), а если откажешь нам, то Аллаху Акбар (Аллах Превелик)» .

История его принятия Ислама

Билял – раб эфиопского происхождения, сын темнокожей женщины. Работал у людей племени Джумах в Мекке, т.к. его мать была одной из их наложниц и рабынь. Весть о Мухаммаде (с.а.с.) дошла до него тогда, когда жители Мекки стали обсуждать известия о миссии Мухаммада. Он прислушивался к разговорам своих господ и их гостей. В день принятия им Ислама, Посланник Аллаха (с.а.с.) и Абу Бакр (р.а.) находились в пещере, Билял тихо прошел мимо них, пася скот Абдуллаха Ибн Джад’ана. Посланник Аллаха (с.а.с.) выглянул из пещеры и крикнул: « Эй, пастух. Есть ли у тебя молоко? ». Билял ответил: «У меня только одна коза, молоком которой я питаюсь. Если хотите я вас угощу её сегодняшним молоком» . Пригони её сюда ». Билял (р.а.) пригнал её, и Посланник Аллаха (с.а.с.) взял свою чашу, поймал козу, подоил молоко в чашу и выпил, утолив свою жажду. Затем вновь надоил полную чашу молока и напоил Абу Бакра (р.а.), Затем вновь надоил полную чашу и сытно напоил Биляла (р.а.). Затем отпустил её в стадо, и она вернулась такой же, как была. Затем Посланник Аллаха (с.а.с.) обратился к нему со словами: « О, юноша, не желаешь ли ты принять религию покорности – Ислам? Ибо я, воистину, Посланник Аллаха ». Билял (с.а.с.) принял Ислам, и Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ему: « Скрывай то, что ты принял Ислам ». Он сделал, как сказал ему Посланник Аллаха (с.а.с.), и отправился дальше пасти свой скот. По возращению домой, он заметил, что молоко у коз прибавилось, как никогда. Хозяева сказали ему: «Ты сегодня пас их на хорошем пастбище. Тебе следует чаще пасти их там». Он три дня вел их туда и поил Посланника Аллаха (с.а.с.) и Абу Бакра, обучаясь у них Исламу, пока не настал четвертый день. В этот день Абу Джахль навестил семью Абдуллаха Ибн Джад’ ана и сказал им: «Я заметил, что ваши скотины поправились и стали давать больше молока». «Да – ответили они – вот уже третий день мы выдаиваем столько молока. И мы не знаем, что произошло с ними ». Абу Джахль сказал: «Ваш раб, клянусь господом Ка’ абы, знает местечко, принадлежащее Ибн Абу Кабшу. Поэтому запретите ему пасти там стадо ». И тогда они запретили ему пасти там скот.

Придание огласке его дела

В один из дней Билял вошел в Ка’ абу, а курейшиты находились снаружи её. Он обернулся и не увидел никого. Потом приблизился к идолам и оплевал их, говоря: «В убытке и заблуждении тот, кто поклоняется вам». Курейшиты увидели это и потребовали поймать виновника. Однако он убежал в дом своего хозяина Абдуллаха Ибн Джад’ана и скрылся в нем. Они пришли по следам к этому дому и позвали соседа Абдуллаха Ибн Джад’ана, а когда он вышел к ним, они заявили ему: «Это твоих рук дело?». Он ответил: «Разве такому, как мне, можно говорить подобное? Да я готов принести в жертву сотни верблюдов ради Ал-Лата и аль-Уззы». Тогда они сказали: «Твой чернокожий совершил это».

Он приказал принести его к нему. Они принялись искать его, а когда нашли, привели его к нему. Он не узнал его, и велел привести управляющего его имуществом и скотом. Затем он спросил этого управляющего: «Кто это? Разве я не приказывал избавиться ото всех детей этой рабыни и не оставлять ни одно из них?». Тот ответил: «Он пас твой скот. Никто, кроме него, не справлялся с этим делом». Хозяин повернулся к Абу Джахлю и Умайи Ибн Халяфу и сказал: «Теперь ваше дело. Он ваш, делайте с ним все, что хотите». Шайтаны тут же навалились на грудь Умайи Ибн Халяфа, который расценил принятие Ислама со стороны одного из их рабов пощечиной по их лицу, т.е. как знак унижения и позора. Тогда Умайя Ибн Халяф сказал про себя: «Солнце не сядет сегодня, пока мы не уничтожим обращение этого раба-беглеца в Ислам».

Пытки

Пытки над ним начались с того, что они вытаскивали его в обеденное время, когда пустыня превращалась в роковую геенну, и бросали его обнаженного на палящий песок. Затем приносили горячий как уголь тяжеленный камень, которого с места могли сдвинуть не менее семи человек, и клали этот камень на него. Палачи Биляла кричали ему: «Вспомни ал-Лата и аль-Уззу». Но в ответ они слышали от него слова: «Ахад, Ахад (Един Он, Един)». А когда наступали сумерки, они подымали его и на его шею завязывали веревку, приказывая своим детям протащить его вокруг мекканских гор и по улицам города. Из уст Биляля исходило только: «Ахад, Ахад (Един Он, Един)». Аммар Ибн Ясир рассказал: «Каждый высказывал ему все, что хотел». Даже обычные такие же слабые и угнетаемые люди говорили ему то, что хотели многобожники. Как-то Варакъа Ибн Нуфаль, проходя возле него в тот час, когда его мучили, застал его говорящим: «Ахад, Ахад», сказал ему: «О, Билял! Един Он, Един. Клянусь Аллахом, если ты погибнешь мученической смертью, твоя могила станет предметом сострадания».

Освобождение

Правдивейший Абу Бакр пошел к ним и застал их, когда они мучили его. Он крикнул на них: «Неужели вы будете убивать человека только за то, что он говорит: «Мой Господь – Аллах?». Затем крикнул Умейю: «Возьми столько, сколько ты хочешь за него, и освободи его». Они продали его Абу Бакру, который сразу освободил его. Так Билял стал свободным человеком.

Переселение (Хиджра)

После переселения Посланника Аллаха (с.а.с.) и мусульман в Медину, Посланник Аллаха (с.а.с.) побратал Биляла с Абу Убейдой Ибн аль-Джаррахом, а также утвердил призыв к намазу – азан, и избрал Биляла в качестве первого муэдзина Ислама.

Сражение при Бадре

Разгорелось настоящее побоище между мусульманами и курейшитским войском. Билял бросался и носился туда-сюда в первом сражении Ислама – в сражении при Бадре. Это было сражение, которое повел Посланник Аллаха (с.а.с.) под лозунгом: «Ахад-Ахад». И когда битва близилась к концу, Умейя Ибн Халяф заметил Абдуррахмана Ибн Ауфа, сподвижника Посланника Аллаха (с.а.с.), спрятался за ним и попросил его взять к себе в плен, надеясь остаться в живых. Билял заметил его и закричал: «Глава неверия – Умейя Ибн Халяф! Я не избавлюсь, если он спасется» . Билял замахнулся мечом над головой, отяготевшей от самообложения высокомерием, как вдруг Абдурахман Ибн Ауф вскрикнул: «Эй, Билял. Это – мой пленник» . Заметив, что ему не удастся одному прорвать защиту своего брата по религии, Билял вновь крикнул во весь голос в сторону мусульман: «О, помощники Аллаха! Глава неверия – Умейя Ибн Халяф! Мне не избавиться, если он останется в живых!» . Тут грянул отряд мусульман, который взял в кольцо Умейю и его сына. Абдурахман Ибн Ауф оказался не в силах что-либо предпринять. Билял задумчиво смотрел на падающее под саблями мусульман тело Умейи, затем быстро побежал, восклицая слова: «Ахад, Ахад» .

День покорения Мекки

Билял жил вместе с Посланником Аллаха (с.а.с.), сопровождая его во всех событиях и приближаясь к пророческому сердцу, которое сказало ему: «Что он из обитателей Джанната (Рая)». Пришел день завоевания Мекки и Посланник Аллаха (с.а.с.) вместе с Билялом вошли в Каабу. Посланник Аллаха (с.а.с.) приказал ему провозгласить азан. Так Билял первым провозгласил азан на самом благословенном месте на земле, в лучшее время и по торжественному случаю.

Превосходство

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: « Я вошел в Рай и услышал шаги возле себя. Я спросил: «О, Джебраиль, чьи это шаги?». Он ответил: «Это Билял идет перед тобой ». Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил Биляла о самом желаемом деле, которое он совершил после обращения в Ислам. Он ответил ему: «Я не чувствовал чистоту, пока не совершил предписанный мне намаз, будучи в омовении» . От Абу Раби’а от Хасана от Анаса передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: « Рай тоскует по трем: Али, Аммару и Билялу ».

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: « Каждый Пророк до меня получал по семь благородных помогающих друзей. Мне же были дарованы четырнадцать любимых друзей: Хамза, Джа’фар, Али, Хасан, Хусейн, Абу Бакр, Омар, Микъдад, Хузейфа, Сальман, Аммар, Билял, Ибн Мас’уд и Абу Зарр » (Тирмизи).

Однажды Билял зашел к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и застал его за обедом. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ему: «Идем обедать, Белял» . Билял ответил ему: «Я держу пост сегодня, о, Посланник Аллаха (с.а.с.)» . Тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: « Мы кушаем свой удел (ризкъ), а благодать удела Биляла в Раю. Чувствуешь ли ты, Билял, то, что кости постящегося воздают хвалу своему обладателю, а ангелы молятся о прощении постящегося, когда перед ним едят ».

Как-то до Биляла (р.а.) дошла весть, что некоторые люди превозносят его над Абу Бакром. Узнав об этом Билял (р.а.) воскликнул: «Как вы можете превозносить меня над ним? Ведь я лишь одно из его благ!» .

Женитьба

Представители племени Бану аль-Бакир пришли к Посланнику Аллаха (с.а.с.) с просьбой выдать замуж такую-то их сестру. Он ответил: « Каково ваше отношение к Билялу? ». Затем они пришли во второй раз с этой же просьбой. Посланник Аллах (с.а.с.) вновь ответил им: «Каково ваше отношение к Билялу?» Затем они пришли к нему в третий раз и сказали: «Выдай нашу такую-то сестру замуж». Он ответил им: «Каково ваше отношение к Билялу? Каково ваше отношение к обитателю Рая? Так выдайте ее замуж за него ».

Пророк (с.а.с.) пришел в дом Биляла и встретил его жену. Он спросил: « Там Билял ?». Она ответила: «Нет» . Он продолжил: « Наверное, ты злишься на Биляла ». Она ответила: «Он постоянно приходит и говорит: «Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.) или Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил» . Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ей: « Все, что говорит тебе Билял обо мне – это истина. Билял не лжет. Ты не гневи его. Знай, никакое деяние не будет принято от тебя, если ты рассердишь Биляла ».

В рядах мурабитов (воинов на рубеже)

После смерти Посланника Аллаха (с.а.с.) делами мусульман стал управлять Абу Бакр ас-Сиддык (р.а.). Билял (р.а.) отправился к халифу, и при встрече с ним сказал: « О, приемник (халиф) Посланника Аллаха (с.а.с.)! Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Наилучшее деяние верующего – это джихад на пути Аллаха» . Абу Бакр (р.а.) спросил его: «Что ты хочешь, Билял?». Он ответил «Хочу сражаться в пограничной территории на пути Аллаха, пока не умру». Абу Бакр (р.а.) продолжил: «А кто азан будет звать?». С глаз Биляла (р.а.) покатились слезы. «Я не зову азан никому после смерти Посланника Аллаха (с.а.с.)» - продолжил Билял (р.а.). «Неправильно – сказал Абу Бакр - Оставайся с нами и зови для нас азан, о, Билял». Не сдержав себя, Билял сказал: «Если ты освободил меня, чтобы я принадлежал тебе, то пусть тебе воздастся то, что ты желал. А если ты освободил меня ради Аллаха, то оставь меня и то, с чем ты меня освободил». Абу Бакр ответил: «Я освободил тебя ради Аллаха,о, Билял ». По некоторым версиям он отправился в Шам, где был муджахидом и мурабитом (в рядах воинов на рубеже). Однако по другим версиям, сообщается, что он принял просьбу Абу Бакра и остался в Медине, а после его смерти и принятия Омаром полномочий Халифата, он отпросился у Омара и отправился в Шам.

Видение

Как-то Билял увидел во сне Пророка (с.а.с.), говорящего ему: «Что эта за отчужденность, Билял? Разве не пришло тебе время посетить нас?» . Он проснулся печальным, оседлал коня и отправился в Медину. По приезду в Медину Билял пошел к могиле Пророка (с.а.с.) и стал плакать, навалившись на нее. К нему подошли Хасан и Хусейн, он обнял их и начал целовать. Они сказали ему: «Мы хотим, чтобы ты прочитал азан на рассвете» . На утренний намаз Билял (р.а.) поднялся на крышу мечети, и когда прочитал во весь голос: «Аллаху Акбар – Аллаху Акбар», вся Медина вздрогнула. Когда он прочитал: «Ашхаду алля иляха илля Аллах», дрожь еще больше усилилась. Когда он прочитал: «Ашхаду анна Мухаммад-ар-Расулюллах», женщины вышли из своих комнат. Еще никогда не было такого дня, чтобы столько мужчин и женщин плакали.

Последний азан

Последним азаном Биляла считается тот азан, который он прочитал в день смерти Посланника Аллаха (с.а.с.), а также тот, который был прочитан, когда предводитель правоверных Омар посетил Шам. Мусульмане попросили его убедить Биляла прочитать им хотя бы один азан на намаз. И когда пришло время намаза, предводитель правоверных позвал Биляла и попросил его призвать людей на намаз (прочитать азан). Билял поднялся и прочитал азан. Мусульмане, жившие с Посланником Аллаха (с.а.с.), начали плакать, как никогда. Больше всех плакал Омар (р.а.).

Смерть

Билял (р.а.) умер мурабитом на пути Аллаха, защищая приграничные территории Ислама, как и хотел. Его тело было похоронено в Дамаске в двадцатом году по хиджре.

Абу Ахмад

Палестина

Билал ибн Рабах
араб. بلال بن رباح ‎

Персидская миниатюра из Сиер-и Неби (16 век, Турция), изображающая Билала, призывающего к молитве стоя на Каабе.
Личная информация
Профессия, род деятельности муэдзин
Дата рождения
Место рождения
  • Мекка , Неджд и Хиджаз
Дата смерти
Место смерти
  • Дамаск , Праведный халифат
Место погребения
  • Баб ас-Сагир
Страна
Национальность эфиоп
Вероисповедание ислам
Отец Рабах
Мать Хамама
Дети семь сыновей, старший - Лавало Кейта
Сражения
  • битва при Бадре
  • Завоевание Мекки
События хиджра
Дополнительная информация
Разное первый муэдзин
Билал ибн Рабах на Викискладе
Информация в Викиданных ?

Биография

Его отец, Рабах, был родом из Эфиопии . Мать звали - Хамамой. Билал был рабом одного из влиятельных мекканцев, которого звали Умайя ибн Халаф. Билял был одним из первых мусульман и из-за этого его стали подвергать невыносимым пыткам. Хозяин Билала укладывал его на раскалённый песок и клал на его грудь тяжелый камень, но он стойко переносил все пытки и не отрёкся от ислама. Со временем он был выкуплен Абу Бакром ас-Сиддиком за огромную по тем временам цену. В 622 г. Билял вместе с другими мусульманами совершил хиджру в Медину .

Билал ибн Рабах принимал участие во всех крупных сражениях между мусульманами и многобожниками. В битве при Бадре , Билал столкнулся лицом к лицу со своим бывшим хозяином. Он сообщил об этом своим товарищам, которые и убили Умайя ибн Халафа вместе с его сыном .

После смерти пророка Мухаммада, Билал находился в Сирии и участвовал в войнах с византийцами. При взятии мусульманами Иерусалима, он встретил Праведного халифа Умара и вместе с ним вошел в город. Вместе с ними в Иерусалиме находились Абу Убайда ибн аль-Джаррах , Муаз ибн Джабаль , Амр ибн аль-Ас и другие сподвижники пророка .

К концу жизни Билал поселился в Сирии , где и умер в возрасте около 60 лет. Незадолго до смерти, он посетил Медину, где встретился с внуками пророка Мухаммада(с.а.с) - Хасаном и Хусейном и с другими своими друзьями . По одним данным у него не было детей, а по другим - он оставил после себя семь сыновей, один из которых считается основателем малийской династии Кейта

Азан

Билал ибн Рабах является первым муэдзином . Он обладал красивым голосом, за что пророк Мухаммед возложил на него обязанность призывать мусульман к молитве. Согласно преданию Билал прибавил к формуле утреннего азана слова: «ас-Салату хайрун мин ан-наум» (араб. الصلاة خير من النوم ‎, молитва лучше сна ), а когда пророк Мухаммед узнал об этом, то одобрил это. В день завоевания мусульманами Мекки, когда пророк Мухаммад вошел в Каабу и сокрушил всех находившихся там идолов, Билал взобрался на крышу Каабы и произнёс своим голосом азан. После смерти пророка Мухаммеда он всего дважды возвестил азан (при взятии мусульманами Иерусалима и при посещении могилы пророка Мухаммеда в Медине) .

Примечания

  1. Robinson D. Aprorviation in Visual Culture: Amuletes and Arhitecture // Muslim Societies in African History: [англ. ] . - Cambridge, UK ; New York: Cambridge University Press, 2004. - P. 54-55. - xx, 220 p. - (New approaches to African history). - ISBN 0-521-53366-X .
  2. Robinson D. Rattachement généalogique et concurrence // Sociétés musulmanes africaines (Les) : Configurations et trajectoires historiques: [фр. ] / Édition française revue et complétée par Jean Schmitz et Jean-Louis Triaud; traduit de l"anglais par Roger Meunier. - Paris: Karthala Editions, 2010. - P. 83. - 310, p. - (Collection 4 Vents). - ISBN 978-2-811-13285-9 .
  3. Douglas H. T. Mali // Sufism, Mahdism and nationalism: Limamou Laye and the Layennes of Senegal: [англ. ] . - London; New York, NY: Continuum International Pub. Group, 2012. - P. 27. - viii, 166 p. - ISBN 978-1-4411-6907-5 .
  4. Niane D. T. Mali and the secomd Mandingo expansion // Africa from the twelfth to the sixteenth century: [англ. ] / Edit. D. T. Niane / Unesco. International Scientific Committee for the Drafting of a General History of Africa. - L. ; Berkeley, CA: Heinemann; University of California Press, 1984. - P. 129. - xxvii, 751 p. - (General History of Africa - IV). - ISBN 9-231-01710-1 .
  5. Lopes N. Bantos, malês e identidade negra:
К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Била́л ибн Раба́х аль-Хабаши́ (араб. بلال بن رباح الحبشي ‎; 592 , Мекка - 640 , Дамаск) - один из самых известных сподвижников пророка Мухаммеда , первый муэдзин . Билял был чернокожим рабом и одним из первых принял ислам . Известен также как Ибн Хамама . Отождествляется с Билали Бунама (или Йон Бунама , Билали Кейта ), основателем династии малийских императоров Кейта

Биография

Его отец, Рабах, был родом из Эфиопии . Мать звали - Хамамой. Билал был рабом одного из влиятельных мекканцев, которого звали Умайя ибн Халаф. Билял был одним из первых мусульман и из-за этого его стали подвергать невыносимым пыткам. Хозяин Билала укладывал его на раскалённый песок и клал на его грудь тяжелый камень, но он стойко переносил все пытки и не отрёкся от ислама. Со временем он был выкуплен Абу Бакром ас-Сиддиком за огромную по тем временам цену. В 622 г. Билял вместе с другими мусульманами совершил хиджру в Медину .

Билал ибн Рабах принимал участие во всех крупных сражениях между мусульманами и многобожниками. В битве при Бадре , Билал столкнулся лицом к лицу со своим бывшим хозяином. Он сообщил об этом своим товарищам, которые и убили Умайю ибн Халафа вместе с его сыном .

После смерти пророка Мухаммада, Билал находился в Сирии и участвовал в войнах с византийцами. При взятии мусульманами Иерусалима, он встретил Праведного халифа Умара и вместе с ним вошел в город. Вместе с ними в Иерусалиме находились Абу Убайда ибн аль-Джаррах , Муаз ибн Джабаль , Амр ибн аль-Ас и другие сподвижники пророка .

К концу жизни Билал поселился в Сирии , где и умер в возрасте около 60 лет и не оставил после себя потомков. Незадолго до смерти, он посетил Медину, где встретился с внуками пророка Мухаммада - Хасаном и Хусейном и с другими своими друзьями .

Азан

Билал ибн Рабах является первым муэдзином . Он обладал красивым голосом, за что пророк Мухаммед возложил на него обязанность призывать мусульман к молитве. Согласно преданию Билал прибавил к формуле утреннего азана слова: «ас-Салату хайрун мин ан-наум» (араб. الصلاة خير من النوم ‎, молитва лучше сна ), а когда пророк Мухаммед узнал об этом, то одобрил это. В день завоевания мусульманами Мекки, когда пророк Мухаммад вошел в Каабу и сокрушил всех находившихся там идолов, Билал взобрался на крышу Каабы и произнёс своим красивым голосом азан. После смерти пророка Мухаммеда он всего дважды возвестил азан (при взятии мусульманами Иерусалима и при посещении могилы пророка Мухаммеда в Медине) .

Напишите отзыв о статье "Билал ибн Рабах"

Примечания

  1. Robinson D. // Muslim Societies in African History: [англ. ] . - Cambridge, UK ; New York: Cambridge University Press, 2004. - P. 54-55. - xx, 220 p. - (New approaches to African history). - ISBN 0-521-53366-X .
  2. Robinson D. // Sociétés musulmanes africaines (Les) : Configurations et trajectoires historiques: [фр. ] / Édition française revue et complétée par Jean Schmitz et Jean-Louis Triaud; traduit de l"anglais par Roger Meunier. - Paris: Karthala Editions, 2010. - P. 83. - 310, p. - (Collection 4 Vents). - ISBN 978-2-811-13285-9 .
  3. .
  4. Douglas H. T. // Sufism, Mahdism and nationalism: Limamou Laye and the Layennes of Senegal: [англ. ] . - London; New York, NY: Continuum International Pub. Group, 2012. - P. 27. - viii, 166 p. - ISBN 978-1-4411-6907-5 .
  5. Niane D. T. // Africa from the twelfth to the sixteenth century: [англ. ] / Edit. D. T. Niane / Unesco. International Scientific Committee for the Drafting of a General History of Africa. - L. ; Berkeley, CA: Heinemann; University of California Press, 1984. - P. 129. - xxvii, 751 p. - (General History of Africa - IV). - ISBN 9-231-01710-1 .
  6. Lopes N. Bantos, malês e identidade negra: [порт. ] . - 2a ed. rev. e actualizada. - Belo Horizonte: Autêntica, 2006. - P. 55. - 239 p. - (Coleção Cultura negra e identidades). - ISBN 8-575-26215-7 .
  7. Nasr S. H. The Heart of Islam: Enduring Values for Humanity: [англ. ] . - New York: HarperCollins, 2009. - P. 92. - X, 342, p. - ISBN 0-061-74660-6 .

Литература

  • Али-заде, А. А. Билал аль-Хабаши: [ 1 октября 2011 ] // Исламский энциклопедический словарь. - М . : Ансар , 2007 .
  • / ʿArafat W. // Encyclopaedia of Islam . 2 ed . - Leiden: E. J. Brill , 1960-2005. (платн.)
  • Curtis, Edward E. Islam in Black America: identity, liberation, and difference in African-American Islamic thought. - SUNY Press, 2002. - P. 119. - ISBN 0-7914-5370-7 . (англ.)
  • H.M. Ashtiyani. Bilâl d’Afrique, le muezzin du Prophète, Montréal, Abbas Ahmad al-Bostani, la Cité du Savoir. - 1999. - ISBN 2-9804196-4-8 . (фр.)

Ссылки

  • Рахаев Р. / IslamVEvrazii.Ru

Отрывок, характеризующий Билал ибн Рабах

Проехали перевоз, на котором он год тому назад говорил с Пьером. Проехали грязную деревню, гумны, зеленя, спуск, с оставшимся снегом у моста, подъём по размытой глине, полосы жнивья и зеленеющего кое где кустарника и въехали в березовый лес по обеим сторонам дороги. В лесу было почти жарко, ветру не слышно было. Береза вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась и из под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала зеленея первая трава и лиловые цветы. Рассыпанные кое где по березнику мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме. Лошади зафыркали, въехав в лес и виднее запотели.
Лакей Петр что то сказал кучеру, кучер утвердительно ответил. Но видно Петру мало было сочувствования кучера: он повернулся на козлах к барину.
– Ваше сиятельство, лёгко как! – сказал он, почтительно улыбаясь.
– Что!
– Лёгко, ваше сиятельство.
«Что он говорит?» подумал князь Андрей. «Да, об весне верно, подумал он, оглядываясь по сторонам. И то зелено всё уже… как скоро! И береза, и черемуха, и ольха уж начинает… А дуб и не заметно. Да, вот он, дуб».
На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
«Весна, и любовь, и счастие!» – как будто говорил этот дуб, – «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков; как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

По опекунским делам рязанского именья, князю Андрею надо было видеться с уездным предводителем. Предводителем был граф Илья Андреич Ростов, и князь Андрей в середине мая поехал к нему.
Был уже жаркий период весны. Лес уже весь оделся, была пыль и было так жарко, что проезжая мимо воды, хотелось купаться.
Князь Андрей, невеселый и озабоченный соображениями о том, что и что ему нужно о делах спросить у предводителя, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. Вправо из за деревьев он услыхал женский, веселый крик, и увидал бегущую на перерез его коляски толпу девушек. Впереди других ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из под которого выбивались пряди расчесавшихся волос. Девушка что то кричала, но узнав чужого, не взглянув на него, со смехом побежала назад.
Князю Андрею вдруг стало от чего то больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом всё так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна, и счастлива какой то своей отдельной, – верно глупой – но веселой и счастливой жизнию. «Чему она так рада? о чем она думает! Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чем она думает? И чем она счастлива?» невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей.
Граф Илья Андреич в 1809 м году жил в Отрадном всё так же как и прежде, то есть принимая почти всю губернию, с охотами, театрами, обедами и музыкантами. Он, как всякому новому гостю, был рад князю Андрею, и почти насильно оставил его ночевать.
В продолжение скучного дня, во время которого князя Андрея занимали старшие хозяева и почетнейшие из гостей, которыми по случаю приближающихся именин был полон дом старого графа, Болконский несколько раз взглядывая на Наташу чему то смеявшуюся и веселившуюся между другой молодой половиной общества, всё спрашивал себя: «о чем она думает? Чему она так рада!».
Вечером оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть. Он читал, потом потушил свечу и опять зажег ее. В комнате с закрытыми изнутри ставнями было жарко. Он досадовал на этого глупого старика (так он называл Ростова), который задержал его, уверяя, что нужные бумаги в городе, не доставлены еще, досадовал на себя за то, что остался.

02 ноября 2011 Просмотров: 1808

«Мои сподвижники подобны звездам, за кем бы вы не последовали – будете на истинном пути »

Первый муэдзин Ислама, беспокоящий идолов, темнокожий, худощавый, среднего роста, с густыми волосами Билял Ибн Рабах аль-Хабаший (Абу Абдуллах). Он никогда не слушал похвалу и комплименты в свой адрес. Он опускал свою голову и смотрел в сторону, говоря про себя: «Я обычный эфиоп, который вчера еще был рабом».

Однажды он и его брат отправились сватать двух сестер. Билял сказал их отцу: «Я – Билял, а это мой брат. Мы рабы из Эфиопии. Были заблудшими, и Аллах наставил нас на истинный путь. Были рабами, и Аллах освободил нас из рабства. Если выдашь своих дочерей замуж за нас, то Альхамдулиллях (хвала Аллаху), а если откажешь нам, то Аллаху Акбар (Аллах Велик)».

История принятия Ислама

Билял – раб эфиопского происхождения, сын темнокожей женщины. Работал у людей племени Джумах в Мекке, т.к. его мать была одной из их наложниц и рабынь. Весть о Мухаммаде (с.а.с.) дошла до него тогда, когда жители Мекки стали обсуждать известия о миссии Мухаммада (с.а.с.). Он прислушивался к разговорам своих господ и их гостей. В день принятия им Ислама, Посланник Аллаха (с.а.с.) и Абу Бакр (р.а.) находились в пещере, Билял тихо прошел мимо них, пася скот Абдуллаха Ибн Джад’ана. Посланник Аллаха (с.а.с.) выглянул из пещеры и крикнул: «Эй, пастух. Есть ли у тебя молоко? ». Билял ответил: «У меня только одна коза, молоком которой я питаюсь. Если хотите я вас угощу еее сегодняшним молоком». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Пригони ее сюда ». Билял (р.а.) сделал это, и Посланник Аллаха (с.а.с.) взял свою чашу, поймал козу, подоил молоко в чашу и выпил, утолив свою жажду. Затем вновь надоил полную чашу молока и напоил Абу Бакра (р.а.), Затем вновь надоил полную чашу и сытно напоил Биляла (р.а.). Затем отпустил козу в стадо, и она вернулась такой же, как была. Затем Посланник Аллаха (с.а.с.) обратился к нему со словами: «О, юноша, не желаешь ли ты принять религию покорности – Ислам? Ибо я, воистину, Посланник Аллаха ». Билял принял Ислам, и Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ему: «Скрывай то, что ты принял Ислам ». Он сделал, как сказал ему Посланник Аллаха (с.а.с.), и отправился дальше пасти свой скот. По возвращению домой, он заметил, что молоко у коз прибавилось, как никогда. Хозяева сказали ему: «Ты сегодня пас их на хорошем пастбище. Тебе следует чаще пасти их там». Он три дня вел их туда и поил Посланника Аллаха (с.а.с.) и Абу Бакра, обучаясь у них Исламу, пока не настал четвертый день. В этот день Абу Джахль навестил семью Абдуллаха Ибн Джад’ана и сказал им: «Я заметил, что ваши скотины поправились и стали давать больше молока». «Да – ответили они – вот уже третий день мы выдаиваем столько молока. И мы не знаем, что произошло с ними». Абу Джахль сказал: «Ваш раб, клянусь господом Ка’абы, знает местечко, принадлежащее Ибн Абу Кабшу. Поэтому запретите ему пасти там стадо». И тогда они запретили ему пасти там скот.

Тайное становится явным

В один из дней Билял вошел в Ка’абу, а курейшиты находились снаружи. Он обернулся и не увидел никого. Потом приблизился к идолам и оплевал их, говоря: «В убытке и заблуждении тот, кто поклоняется вам». Курейшиты увидели оплеванных идолов и потребовали поймать виновника. Однако он убежал в дом своего хозяина Абдуллаха Ибн Джад’ана и скрылся в нем. Они пришли по следам к этому дому и позвали соседа Абдуллаха Ибн Джад’ана, а когда он вышел к ним, они заявили ему: «Это твоих рук дело?». Он ответил: «Разве такому, как мне, можно говорить подобное? Да я готов принести в жертву сотни верблюдов ради Ал-Лата и аль-Уззы». Тогда они сказали: «Твой чернокожий совершил это».

Он приказал принести Биляла к нему. Они принялись искать его, а когда нашли, привели его к нему. Он не узнал его, и велел привести управляющего его имуществом и скотом. Затем он спросил этого управляющего: «Кто это? Разве я не приказывал избавиться ото всех детей этой рабыни и не оставлять ни одного из них?». Тот ответил: «Он пас твой скот. Никто, кроме него, не справлялся с этим делом». Хозяин повернулся к Абу Джахлю и Умайи Ибн Халяфу и сказал: «Теперь ваше дело. Он ваш, делайте с ним все, что хотите». Шайтаны тут же навалились на грудь Умайи Ибн Халяфа, который расценил принятие Ислама со стороны одного из их рабов пощечиной по их лицу, т.е. как знак унижения и позора. Тогда Умайя Ибн Халяф сказал про себя: «Солнце не сядет сегодня, пока мы не уничтожим обращение этого раба-беглеца в Ислам».

Пытки

Пытки над ним начались с того, что они вытаскивали его в обеденное время, когда пустыня превращалась в роковую геенну, и бросали его обнаженного на палящий песок. Затем приносили горячий как уголь тяжеленный камень, которого с места могли сдвинуть не менее семи человек, и клали этот камень на него. Палачи Биляла кричали ему: «Вспомни ал-Лата и аль-Уззу». Но в ответ они слышали от него слова: «Ахад, Ахад (Един Он, Един)». А когда наступали сумерки, они поднимали его и на его шею завязывали веревку, приказывая своим детям протащить его вокруг мекканских гор и по улицам города. Из уст Биляля исходило только: «Ахад, Ахад (Един Он, Един)». Аммар Ибн Ясир рассказал: «Каждый высказывал ему все, что хотел». Даже обычные такие же слабые и угнетаемые люди говорили ему то, что хотели многобожники. Как-то Варакъа Ибн Нуфаль, проходя возле него в тот час, когда его мучили, застал его говорящим: «Ахад, Ахад», сказал ему: «О, Билял! Един Он, Един. Клянусь Аллахом, если ты погибнешь мученической смертью, твоя могила станет предметом сострадания».

Освобождение

Правдивейший Абу Бакр пошел к ним и застал их, когда они мучили его. Он крикнул на них: «Неужели вы будете убивать человека только за то, что он говорит: «Мой Господь – Аллах?». Затем крикнул Умейю: «Возьми столько, сколько ты хочешь за него, и освободи его». Они продали его Абу Бакру, который сразу освободил его. Так Билял стал свободным человеком.

Переселение (Хиджра)

После переселения Посланника Аллаха (с.а.с.) и мусульман в Медину, Посланник Аллаха (с.а.с.) побратал Биляла с Абу Убейдой Ибн аль-Джаррахом, а также утвердил призыв к намазу – азан, и избрал Биляла в качестве первого муэдзина Ислама.

Сражение при Бадре

Разгорелось настоящее побоище между мусульманами и курейшитским войском. Билял бросался и носился туда-сюда в первом сражении Ислама – в сражении при Бадре. Это было сражение, которое повел Посланник Аллаха (с.а.с.) под лозунгом: «Ахад-Ахад». И когда битва близилась к концу, Умейя Ибн Халяф заметил Абдуррахмана Ибн Ауфа, сподвижника Посланника Аллаха (с.а.с.), спрятался за ним и попросил его взять к себе в плен, надеясь остаться в живых. Билял заметил его и закричал: «Глава неверия – Умейя Ибн Халяф! Я не избавлюсь, если он спасется». Билял замахнулся мечом над головой, отяготевшей от самообложения высокомерием, как вдруг Абдурахман Ибн Ауф вскрикнул: «Эй, Билял. Это – мой пленник». Заметив, что ему не удастся одному прорвать защиту своего брата по религии, Билял вновь крикнул во весь голос в сторону мусульман: «О, помощники Аллаха! Глава неверия – Умейя Ибн Халяф! Мне не избавиться, если он останется в живых!». Тут грянул отряд мусульман, который взял в кольцо Умейю и его сына. Абдурахман Ибн Ауф оказался не в силах что-либо предпринять. Билял задумчиво смотрел на падающее под саблями мусульман тело Умейи, затем быстро побежал, восклицая слова: «Ахад, Ахад».

День покорения Мекки

Билял жил вместе с Посланником Аллаха (с.а.с.), сопровождая его во всех событиях и приближаясь к пророческому сердцу, которое сказало ему, что он из обитателей Джанната (Рая ). Пришел день завоевания Мекки и Посланник Аллаха (с.а.с.) вместе с Билялом вошли в Каабу. Посланник Аллаха (с.а.с.) приказал ему провозгласить азан. Так Билял первым провозгласил азан на самом благословенном месте на земле, в лучшее время и по торжественному случаю.

Превосходство

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: « Я вошел в Рай и услышал шаги возле себя. Я спросил: «О, Джебраиль, чьи это шаги? ». Он ответил: «Это Билял идет перед тобой» . Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил Биляла о самом желаемом деле, которое он совершил после обращения в Ислам. Он ответил ему: «Я не чувствовал чистоту, пока не совершил предписанный мне намаз, будучи в омовении». От Абу Раби’а от Хасана от Анаса передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: « Рай тоскует по трем: Али, Аммару и Билялу ».

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: « Каждый Пророк до меня получал по семь благородных помогающих друзей. Мне же были дарованы четырнадцать любимых друзей: Хамза, Джа’фар, Али, Хасан, Хусейн, Абу Бакр, Умар, Микъдад, Хузейфа, Сальман, Аммар, Билял, Ибн Мас’уд и Абу Зарр » (Тирмизи).

Однажды Билял зашел к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и застал его за обедом. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ему: «Идем обедать, Билял ». Билял ответил ему: «Я держу пост сегодня, о, Посланник Аллаха (с.а.с.)». Тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Мы кушаем свой удел (ризкъ), а благодать удела Биляла в Раю. Чувствуешь ли ты, Билял, то, что кости постящегося воздают хвалу своему обладателю, а ангелы молятся о прощении постящегося, когда перед ним едят ».

Как-то до Биляла (р.а.) дошла весть, что некоторые люди превозносят его над Абу Бакром. Узнав об этом Билял (р.а.) воскликнул: «Как вы можете превозносить меня над ним? Ведь я лишь одно из его благ!».

Женитьба

Представители племени Бану аль-Бакир пришли к Посланнику Аллаха (с.а.с.) с просьбой выдать замуж такую-то их сестру. Он ответил: « ». Затем они пришли во второй раз с этой же просьбой. Посланник Аллах (с.а.с.) вновь ответил им: «Каково ваше отношение к Билялу? » Затем они пришли к нему в третий раз и сказали: «Выдай нашу такую-то сестру замуж». Он ответил им: «Каково ваше отношение к Билялу? Каково ваше отношение к обитателю Рая? Так выдайте ее замуж за него ».

Пророк (с.а.с.) пришел в дом Биляла и встретил его жену. Он спросил: «Там Билял? ». Она ответила: «Нет». Он (с.а.с.) продолжил: «Наверное, ты злишься на Биляла ». Она ответила: «Он постоянно приходит и говорит: «Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.) или Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ей: «Все, что говорит тебе Билял обо мне – это истина. Билял не лжет. Ты не гневи его. Знай, никакое деяние не будет принято от тебя, если ты рассердишь Биляла ».

В рядах мурабитов (воинов на рубеже)

После смерти Посланника Аллаха (с.а.с.) делами мусульман стал управлять Абу Бакр ас-Сиддык (р.а.). Билял (р.а.) отправился к халифу, и при встрече с ним сказал: «О, приемник (халиф) Посланника Аллаха (с.а.с.)! Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Наилучшее деяние верующего – это джихад на пути Аллаха ». Абу Бакр (р.а.) спросил его: «Что ты хочешь, Билял?». Он ответил «Хочу сражаться в пограничной территории на пути Аллаха, пока не умру». Абу Бакр (р.а.) продолжил: «А кто азан будет звать?». С глаз Биляла (р.а.) покатились слезы. «Я не зову азан никому после смерти Посланника Аллаха (с.а.с.)» – продолжил Билял (р.а.). «Неправильно – сказал Абу Бакр – Оставайся с нами и зови для нас азан, о, Билял». Не сдержав себя, Билял сказал: «Если ты освободил меня, чтобы я принадлежал тебе, то пусть тебе воздастся то, что ты желал. А если ты освободил меня ради Аллаха, то оставь меня и то, с чем ты меня освободил». Абу Бакр ответил: «Я освободил тебя ради Аллаха, о, Билял». По некоторым версиям он отправился в Шам, где был муджахидом и мурабитом (в рядах воинов на рубеже). Однако по другим версиям, сообщается, что он принял просьбу Абу Бакра и остался в Медине, а после его смерти и принятия Умаром полномочий Халифата, он отпросился у Умара и отправился в Шам.

Видение

Как-то Билял увидел во сне Пророка (с.а.с.), говорящего ему: «Что эта за отчужденность, Билял? Разве не пришло тебе время посетить нас? ». Он проснулся печальным, оседлал коня и отправился в Медину. По приезду в Медину Билял пошел к могиле Пророка (с.а.с.) и стал плакать, навалившись на нее. К нему подошли Хасан и Хусейн, он обнял их и начал целовать. Они сказали ему: «Мы хотим, чтобы ты прочитал азан на рассвете». На утренний намаз Билял (р.а.) поднялся на крышу мечети, и когда прочитал во весь голос: «Аллаху Акбар – Аллаху Акбар», вся Медина вздрогнула. Когда он прочитал: «Ашхаду алля иляха илля Аллах», дрожь еще больше усилилась. Когда он прочитал: «Ашхаду анна Мухаммад-ар-Расулюллах», женщины вышли из своих комнат. Еще никогда не было такого дня, чтобы столько мужчин и женщин плакали.

Последний азан

Последним азаном Биляла считается тот азан, который он прочитал в день смерти Посланника Аллаха (с.а.с.), а также тот, который был прочитан, когда предводитель правоверных Умар посетил Шам. Мусульмане попросили его убедить Биляла прочитать им хотя бы один азан на намаз. И когда пришло время намаза, предводитель правоверных позвал Биляла и попросил его призвать людей на намаз (прочитать азан). Билял поднялся и прочитал азан. Мусульмане, жившие с Посланником Аллаха (с.а.с.), начали плакать, как никогда. Больше всех плакал Умар (р.а.).

Смерть

Билял (р.а.) умер мурабитом на пути Аллаха, защищая приграничные территории Ислама, как и хотел. Его тело было похоронено в Дамаске в двадцатом году по хиджре.

Абу Ахмад

В первом году хиджры впервые в истории прозвучал призыв, который с тех пор, не прерываясь, звучит по всему миру. Эти слова стали особым символом, означающим призыв мусульман к молитве. Мы слышим азан, льющийся с минаретов мечетей пять раз в день. Великая честь озвучить его первым выпала выдающемуся сподвижнику, эфиопу Билялу ибн Раббахе (да будет доволен им Аллах). Он принял Ислам ещё в Мекке, перенёс на пути Аллаха множество пыток и истязаний, а затем совершил хиджру.

Когда Посланник (мир ему и благословение) хотел выбрать лучший способ призыва к намазу, многие асхабы, в том числе и Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах), услышали формулу азана во сне и сообщили ему об этом. Здесь, в мечети, Пророк (мир ему и благословение) обратился к Билялу ибн Раббахе, обладавшему красивым голосом, со словами: «Встань, Билял, и прочти азан». Билял так и поступил, собрав на намаз всех жителей Медины и став первым и главным муэдзином Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Билял был муэдзином Ислама, он – господин муэдзинов, он – наш сайид, как сказал Умар (да будет доволен им Аллах): «Абу Бакр – наш господин, и он подарил свободу нашему господину». То, что первый призыв к намазу был озвучен голосом Биляла, имеет особое значение и является отличительным знаком. Как отмечает профессор университета Аль-Азхар, доктор Мухамад Абу Лайля, в Мекке Билял ничего не говорил, кроме слов «Один! Один!» во время пыток, когда на его грудь клали большой камень. Его там практически никто не слышал. В Медине же его голос достигал горизонта. Доктор Абдула Бадр, профессор университета Аль-Азхар сказал, что этот голос, который они хотели прервать лишь за то, что он произносил «Ля иляха илляллях», ежедневно по 5 раз призывал всех к молитве.

Билял ибн Раббах олицетворяет собой всех тех слабых и неимущих мусульман, которые поспешили принять веру в Аллаха, увидев в ней избавление от рабства и угнетения. Он продемонстрировал, что Ислам пришёл освободить их.

Билял ибн Раббах (да будет доволен им Аллах) вырос в среде, в которой процветало рабовладение. Имея деньги, можно было купить рабов, как завезённых на Аравийский полуостров извне, так и добытых во время войн, которые арабские племена постоянно вели друг с другом. Ещё до принятия Ислама, Билял слышал разговоры вождей курайшитов о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение), который призывает к поклонению Единому Аллаху и к равенству среди людей. Он видел, какую злобу они питали к Пророку (мир ему и благословение) и к его вере. В то же время до него доходили некоторые сведения о том, к чему он призывает. Самым важным из услышанного было то, что новая религия не делала различий между господами и рабами, арабами и неарабами, богатыми и бедными: все считались братьями по вере, равными перед Богом.

Билял отправился к Пророку (мир ему и благословение), чтобы объявить о принятии Ислама. Эта весть быстро распространилась по Мекке и вызвала гнев его хозяина, Умайи ибн Халяфа. В течение долгого времени тот причинял своему рабу мучения, но Билял проявлял терпение и крепко держался за веру.Как пишет историк Адиль Банима, курайшиты пытали его, надевая кольчугу и оставляя в пустыне на солнцепёке, да ещё клали ему на грудь камни, не давали ни есть, ни пить.

Билял ибн Раббах навсегда вошёл в историю благодаря силе своей веры и способности переносить жесточайшие, неимоверные мучения, которым его подвергали. Вместо стонов, которые бы издавал при этом любой человек, Билял лишь повторял: «Один, Один!», ибо сладость единобожия он ощущал сильнее, чем боль от избиений и других пыток. Этот сладкий вкус доступен лишь тем, в чьих сердцах – истинная вера в Единого Господа. Отличительными качествами Биляла являлись его высокая вера и стойкость. Абу Бакр уплатил выкуп за его освобождение. Многие из сподвижников были рабами, но положение Биляла отличалось от других из-за тяжести мучений и пыток, которым его подвергали мекканцы. Люди прозвали его «Билял – один, один».

После освобождения Билял находился при Пророке (мир ему и благословение), а затем совершил хиджру в Медину, где в последующем он стал читать азан.Билял возвысился при Пророке (мир ему и благословение) лишь благодаря своей вере. Пророк (мир ему и благословение) предпочел его вождям курайшитов, которые отвергли Ислам, хотя по своему происхождению и положению они считались лучшими среди людей.

Положение Биляла в Исламе все возвышалось; он воевал бок о бок с Пророком (мир ему и благословение), защищая его призыв.Умаяту ибн Халяфу, подвергавшему его пыткам за принятие Ислама, было суждено пасть от руки Биляла в битве при Бадре.Умаят ибн Халяфа, подвергал его мучениям на раскаленном песке с огромным камнем на груди лишь за слова единобожия «Один, один».

В день взятия Мекки Билял был рядом с Пророком (мир ему и благословение), когда тот входил в Каабу и очищал ее от идолов. Его голос, впервые возвестивший призыв к молитве в мечети Пророка (мир ему и благословение) в Медине, первым огласил азан и с Каабы, тем самым объявляя о ее освобождении.

Пророк (мир ему и благословение) избрал Биляла для провозглашения азана, и это было своего рода знаком. Он как будто обращался к людям всего мира: «Посмотрите, как вера и богобоязненность возвысили этого эфиопа, которого когда-то привезли в Мекку в качестве раба; будто говорил: «В нашей вере, в Исламе нет места неравенству».

Когда Пророк (мир ему и благословение) умер, его печаль была слишком сильной, и он попросил разрешения переселиться в Шам, где участвовал в битве при Ярмуке, а затем и при взятии Дамаска. И в каком бы месте Шама он ни побывал, везде провозглашал азан.

Когда Пророк (мир ему и благословение) умер, Билял в последний раз прочитал азан, а когда дошел до слов «Ашхаду анна Мухаммадан рассулюллах…», – заплакал. Вместе с ним заплакали все, кто находился в мечети, и все жители Медины. Билял прервал азан и попросил у Абу Бакра Сиддыка разрешения покинуть Медину и стать муджахидом. Уехав из города, он воевал на пути Аллаха, и теперь покоится вблизи Дамаска, на земле современной Сирии.

Говорят, что Билял присоединился к Умару ибн Хаттабу, когда тот отправился для взятия Иерусалима и спел там азан; что его голос прозвучал в мечети Аль-Акса, третьей из заповедных мечетей и первой кибле мусульман.

Действительно, через его судьбу можно провести параллели между двумя мечетями, двумя азанами, киблами и двумя завоеваниями.

Оставшуюся часть жизни, до своей смерти, наступившей в 20 году Хиджры, Билял провел в Дамаске. Он похоронен на кладбище малых ворот, где, по наиболее достоверной версии, покоятся и многие другие сподвижники.

На территории Шама есть и другие места, связанные с Билялом. И где бы он ни бывал, азаном призывал мусульман на молитву.Имеются также различные версии, согласно которым наш господин Билял погребен в других местах Шама. Дело в том, что жители множества сел и городов, в которых побывал Билял, считали, что благодаря своему высокому достоинству он оказывал им честь, и возводили памятные постройки. Но, согласно наиболее достоверной версии его могила находится именно здесь, у «малых ворот» на юге Дамаска.

Одно из наиболее известных памятных мест, связанных с пребыванием Биляла, находится к западу от Вади ас-Сира, в окрестностях столицы Иордании, Аммана.

Он был побратимом Абу Убайды Амира ибн Джарраха. Пророк (мир ему и благословение) предвестил ему Рай, сказав: «В Раю я слышал пред собой звук твоих шагов».

Билял умер в 20 году хиджры, и он был похоронен там же, на кладбище «малых ворот». Некоторые исследователи говорят также, что его могила находится в Аммане или Хумсе.

В истории Ислама Билял считается своего рода символом, являясь воплощением слов Всевышнего Аллаха: «Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» и слов Его Посланника (мир ему и благословение): «Нет предпочтения арабу пред неарабом и черному перед белым, кроме как по богобоязненности».

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией