Что делать заказчику, если победитель уклонился. Победитель электронного аукциона забыл подписать проект контракта


Если заказчик отказался от заключения контракта

Если заказчик отказался от заключения контракта с победителем

В соответствие с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), регулирующим сферу государственных закупок, госзаказчик может отказаться от заключения контракта с участником-победителем даже после завершения всех конкурсных процедур.

Положительным фактором является то, что такой отказ возможен лишь в нескольких исключительных случаях, которые четко регламентированы ФЗ-44. Необоснованное уклонение госзаказчиком от подписания контракта не предусмотрено и является грубым нарушением ФЗ-44, а также поводом для обращения участником-победителем конкурса с жалобой и соответствующего судебного разбирательства.

С целью предотвратить возможность отказа заказчика от подписания договора после объявления результатов торгов стоит внимательно изучить условия, при которых данный отказ является законным и обоснованным и постараться избежать их возникновения.

В каких случаях заказчик вправе отказаться от заключения контракта с победителем?

Один из основных мотивов для отказа заказчика от подписания контракта с участником, победившим в конкурсе - это предоставление недостоверной информации при подаче заявки на участие. На этапе проведения конкурса у заказчика может быть недостаточно времени для выяснения соответствия действительности всей информации, предоставляемой участниками конкурса или аукциона.

Какая информация, предоставленная участником, может быть проверена заказчиком и явиться поводом для отказа в подписании контракта?

В первую очередь, информация, касающаяся основных требований, предъявляемых ко всем участникам системы государственных закупок. Выявление госзаказчиком фактов нарушения таких требований является неоспоримым основанием для отказа поставщику, победившему в конкурсе, в подписании контракта.

К требованиям, выполнение которых является обязательным, относятся:

  • На момент подачи заявки для участия конкурсе или аукционе не должна быть инициирована процедура банкротства или ликвидации компании-участника. Кроме того, деятельность организации не может быть приостановлена в соответствии со статьей 3.12. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Участник не должен иметь задолженность за прошедший год по налогам и сборам, а также иным обязательным платежам, подлежащим уплате в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Размер просроченной задолженности перед бюджетами, при наличии которой возможно получение отказа в заключении госконтракта, должен превышать 25 процентов балансовой стоимости всех активов компании-участника на последнюю отчетную дату. Долг в размере менее 25 процентов активов по последней бухгалтерской отчетности не может являться достаточной причиной для незаключения контракта с победителем.

Кроме того, если участник считает, что такая задолженность предъявлена участнику налоговыми органами необоснованно, то до предоставления заявки на участие в конкурсе компания должна в обязательном порядке подать заявление об обжаловании такой задолженности или недоимки. Если такое заявление подано, но на момент начала конкурса не рассмотрено, участник все равно считается выполнившим требование и заказчик не вправе уклониться от заключения контракта с таким победителем;

  • Руководитель (генеральный директор или иное уполномоченное лицо) участника-победителя, члены его действующего исполнительного органа, а также главный бухгалтер не могут иметь судимости за преступления в финансовой сфере, либо такая судимость должна быть соответствующим образом погашена или снята. Аналогичное требование об отсутствии судимостей по экономическим правонарушениям касается участников государственных торгов, являющихся физическими лицами;
  • Если результатом исполнения государственного контракта становится приобретение заказчиком прав на результаты интеллектуальной собственности, то исполнитель на момент подачи заявки для участия в конкурсе должен обладать такими правами;
  • Между участником закупки и государственным заказчиком должны отсутствовать какие-либо связи, предусматривающие наличие конфликта интересов. Выявление конфликта интересов возможно в случаях, если представитель заказчика (исполнительный орган, руководитель, иное уполномоченное лицо) является супругом\супругой или близкими родственниками представителя (выгодоприобретателя) компании - победителя конкурса.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации победитель аукциона считается уклонившимся от заключения контракта. Контракт с ним не может быть заключен, а информация о нем должна быть направлена для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Обоснование вывода:
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные данной статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона. По смыслу положения N 44-ФЗ в подобной ситуации победитель считается уклонившимся от заключения контракта независимо от волеизъявления заказчика. Возможность заключения контракта с таким лицом N 44-ФЗ не предусмотрена, а последствия признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта установлены в ч. и Закона N 44-ФЗ.
Признание победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта влечет за собой включение информации о нем в реестр недобросовестных поставщиков ( Закона N 44-ФЗ). За ненаправление (или несвоевременное направление) в ФАС России информации, подлежащей включению в этот реестр, должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа ( КоАП РФ). Изложенное подтверждает правоприменительная практика (смотрите, например, решение УФАС по Мурманской области от 20.10.2015 N 06-09/РНП-51-87, решение УФАС по Республике Удмуртия от 28.04.2015 N РНП 18-103, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 N 17АП-19/16).
N 44-ФЗ не предусмотрено исключений, при наличии которых информация о победителе аукциона, уклонившемся от заключения контракта, не должна направляться заказчиком для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Однако окончательное решение о включении сведений о конкретном участнике с учетом наличия его вины принимает ФАС России.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Время на чтение: 6 мин

По нормам 44-ФЗ допускается отказ от заключения контракта как со стороны заказчика, так и поставщика. Наиболее распространенной причиной отказа от госконтракта со стороны заказчика являются нарушения со стороны поставщика, в частности, отсутствие обеспечения по контракту, тогда как во втором случае речь обычно идет о рядовом уклонении от контракта.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Отказ заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ

Возможности отказа заказчика от заключения контракта содержатся в ст. 31 44-ФЗ. Здесь сказано, что к правам заказчика относится отказ от заключения контракта в любой момент до его подписания.

Заказчик имеет право отказаться от подписания , если выяснится, что участник закупки не соответствует установленным требованиям. Хотя поставщика должны проверять на предмет соответствия требованиям еще на этапе подачи заявок на участие, но за время, которое прошло с данного момента, ситуация может измениться. Например, за указанный временной период поставщика могут включить в либо компания инициирует процедуру своего банкротства, или появится информация о налоговой задолженности поставщика, или в отношении руководства компании может быть инициировано уголовное преследование за экономические преступления. Все описанные причины сделают невозможным подписание контракта с указанным поставщиком и позволяют заказчику на законных основаниях отменить его.

Согласно ч. 9, 10 ст. 31 44-ФЗ, допускается уклонение заказчика от подписания договора с участником, который предоставил недостоверные сведения о себе.

Заказчик обязан отказаться от контракта при непредоставлении победителем его исполнения.

К участникам закупок по 44-ФЗ могут предъявляться и дополнительные требования. Так, заказчик вправе отказаться от подписания госконтракта, если ему станет известно о том, что ресурсов победителя окажется недостаточно для выполнения взятых на себя обязательств.

Также в 44-ФЗ упомянуто о следующих частных ситуациях отказа от госконтракта при покупках лекарственных средств:

  1. Если не зарегистрирована предельная отпускная цена лекарств , которые предлагаются участником.
  2. Если предложенная участником цена превышает отпускную из реестра, а участник отказался от снижения предложенной им стоимости (при этом сам поставщик признается уклонистом и несет все правовые последствия, связанные с этим фактом).

Согласно статистике, каждый 10 контракт расторгают из-за нарушений, которые были допущены поставщиками. В госконтракта никто не заинтересован, но иногда поставщику приходится идти на этот шаг. Но лучше предпринять превентивные меры и отказаться от контракта еще перед его подписанием.

После того как контракт был подписан, указанные выше обстоятельства утрачивают свое значение, а речь уже идет о расторжении контракта, для чего в 44-ФЗ предусмотрены дополнительные обстоятельства.

Отказ от заключения контракта осуществляется заказчиком до того момента, когда он будет подписан. Если это сделали обе стороны, то вступают в силу положения, касающиеся его расторжения.

Алгоритм действий заказчика

Заказчику следует придерживаться такого алгоритма действий, который прописан в ч. 11 ст. 31 44-ФЗ:

  1. В течение рабочего дня после решения об отказе от заключения контракта по 44-ФЗ он размещает в протокол и включает в него такие сведения : место и время его подготовки, информацию о победителе, причины отказа от госконтракта и реквизиты подтверждающих документов. Этот этап является обязательным, так как необоснованный отказ является незаконным.
  2. В течение 2 рабочих дней указанный документ направляют победителю . К протоколу допускается приложить подтверждающие документы.
  3. Заказчик возвращает победителю торгов внесенное обеспечение в течение 5 дней.
  4. Заказчик может подписать госконтракт с другим участником (вторым или третьим), предложение которого отвечало требованиям.

Заказчик может не придерживаться данного алгоритма, если участником не было внесено обеспечение. Он автоматически признается уклонившимся.

Заказчик вправе истребовать компенсации ему убытков уклонистом, если они превышают размер обеспечения.

Имеет ли право исполнитель контракта обжаловать отказ заказчика

Исполнитель вправе обжаловать действия заказчика (например, если тот отказался подписывать контракт без обоснования причин своего решения) в или в судебном порядке.

Под уклонением также может пониматься неразмещение в ЕИС проекта контракта для его подписания победителем в установленные сроки или непубликация документа со своей подписью.

Ответственность для заказчика за незаконный отказ от договора содержится в ст. 7.32 КоАП. для должностных лиц составляет 50 тыс. р., юридических – 200 тыс. р.

Может ли исполнитель отказаться от заключения контракта

Ситуации, которые могут заставить поставщика отказаться от подписания контракта по 44-ФЗ, могут быть самые различные:

  1. Если при заключении госконтракта участник обнаружил в условия, которые он выполнить не сможет , либо он сочтет их невыгодными.
  2. Если возникнет ситуация резкого и непрогнозируемого из-за валютных колебаний или изменения экономической ситуации , что делает контракт нерентабельным.
  3. Иногда участники переоценивают свои силы : например, подают сразу на несколько закупок и неожиданно для себя выигрывают.
  4. Возникновение проблем с производственным оборудованием , что не дает возможности произвести нужную партию товаров.

Указанные выше ситуации хотя и побуждают поставщика отказаться от госконтракта, по закону не являются для совершения таких действий.

Поставщик может отказаться от подписания договора в любой момент, но это прямой путь в попадание в реестр недобросовестных поставщиков.

К уклонистам приравниваются участники, которые в установленные временные рамки:

  1. Не направили заказчику подписанный проект контракта .
  2. Не предоставили ему необходимые документы по контракту .
  3. Не внесли обеспечение по контракту .

Стоит отметить, что при отказе второго участника от подписания контракта он также признается уклонистом и сведения о нем передаются в . Такая ситуация может возникнуть, если с победителем закупки контракт так и не заключили, либо он был расторгнут.

Отказ от заключения договора поставщиком по 44-ФЗ не всегда имеет негативные последствия. Так, если причиной послужили судебные разбирательства или обстоятельства непреодолимой силы, то он имеет право на него на законных основаниях.

Процедура отказа

Для отказа от подписания договора поставщику не всегда нужно предпринимать активные действия. Его бездействие будет приравнено к отказу. Например, неперечисление обеспечения или неподписание договора в положенные сроки.

Для того чтобы избежать негативных последствий отказа от госконтракта, поставщик может по договоренности с заказчиком вначале подписать контракт, а затем расторгнуть его. Другой вариант – отправка заказчику , что позволяет продлить сроки для подписания договора на период подготовки ответа заказчиком.

Если у поставщика возникли обстоятельства непреодолимой силы, то он обязан уведомить заказчика об этом в течение 1 дня в письменной форме. Документ имеет произвольную форму и передается лично заказчику либо направляется ему почтой.

Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков

Поставщик может избежать попадания в РНП, если ему удастся доказать, что в том, что им не был подписан договор с заказчиком, нет его вины. Пытаться договориться с заказчиком о том, чтобы он не передавал информацию в реестр, не стоит. По закону тот передает сведения в реестр не по своему усмотрению: он обязан это сделать при наличии оснований.

Внесением участника в реестр недобросовестных поставщиков занимается ФАС на основании информации, которая поступила от заказчика. Попадание в такой реестр фактически лишает компанию права на участие в государственных закупках.

Информация будет числиться в реестре в течение 2 дней. Для того чтобы оспорить попадание в реестр, поставщику следует обратиться с жалобой в ФАС или с исковым заявлением в суд.

Таким образом, заказчик наделен правом отказа от подписания договора, но в строго ограниченных 44-ФЗ случаях. Отказ должен быть мотивированным и обоснованным, а поставщик – уведомлен о принятом решении в письменной форме. Поставщик имеет право обжалования действий заказчика в ФАС или в суде. Исполнитель также может уклониться от подписания невыгодного договора, но за это он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Исключить неблагоприятные последствия отказа поставщик может, если докажет возникновение обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют подписанию договора или вину заказчика.

[email protected] Уразов

Не подписание контракт со стороны поставщика.

Добрый день, выйграли аукцион на поставку картриджей (товар цена которого на прямую зависит от курса у.е), срок поставки по данному аукциону до октября месяца, у заказчика имеется интерес в том что бы поставлял другой поставщик и по этой причине на встречу идти не хочет. Аукцион на крупную для нас сумму и уже получается в минус, если доллар продолжит расти, то аукцион будет в минус, причем в большой для нашей организации. Я так понимаю мы обязаны в любом случае подписать контракт, а потом писать письма с просьбой расторгнуть контракт что бы нас не добавили в СНП? Посоветуйте пожалуйста как поступить в данном случае пожалуйста, есть ли смысл подписывать контракт(что приведет к потере денежных средств) или лучше стоит уже открывать новое юр. лицо?

Ответил пользователь, Светлана Мартыненко (martinenko)

Прежде всего следует отметить, что отказ или уклонение от подписания контракта (договора) по результатам проведения закупочных процедур в соответствии с ФЗ «О контрактной системе…» №44-ФЗ является основанием для включения уклонившегося (отказавшегося) субъекта в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) и применения к нему мер ответственности, в частности удержания суммы обеспечения заявки. На практике в подавляющем большинстве случаев уклонение (отказ) от подписания контракта (договора) приводит к включению сведений об уклонившемся победителе в РНП, если Заказчик направляет сведения о таком лице в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России), которая является уполномоченным органом власти на рассмотрение вопросов о включении сведений об участниках закупок в РНП. Причем множество таких ситуаций связаны с незнанием участником данных требований и положений Закона №44-ФЗ. В связи с чем можно посоветовать ни в коем случае не отказываться и не уклоняться от подписания контракта с Заказчиком. В случае, если же участник принял такое нежелательное решение об отказе от подписания контракта (договора), он должен использовать возможность убедить Заказчика не направлять сведения о нем в ФАС для включения их в РНП. Однако, за неисполнение Заказчиком обязанности по направлению сведений об уклонившемся участнике в ФАС, такой Заказчик может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тысяч рублей. После заключения контракта (договора) у победителя Закупки (поставщика) имеется гораздо больше шансов минимизировать свои риски и при этом не быть включенным в РНП. Самый выгодный вариант действий в указанной ситуации – убедить Заказчика расторгнуть контракт по соглашению сторон, что можно сделать практически в любой ситуации, при условии согласия сторон. Главой 29 ГК РФ и ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность расторжения контракта, т.е. досрочного прекращения его действия до выполнения сторонами всех своих обязательств, без перехода прав и обязанностей к третьим лицам. Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, также в связи с отказом стороны от его исполнения (в одностороннем порядке), или в судебном порядке. Для расторжения контракта по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ, ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ) сторонам требуется заключить соответствующее соглашение в простой письменной форме. При расторжении контракта по соглашению сторон сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) не вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). Если же Заказчик откажется заключать с Поставщиком соглашение о расторжении контракта по взаимному согласию сторон, останется возможность расторжения контракта в одностороннем порядке или в судебном порядке. Однако, для применения указанных способов необходимо наступление фактов, свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении Заказчиком своих обязанностей по оплате поставленного товара или его невыборке. Таким образом, самым безопасным вариантом действий в указанной ситуации является подписание контракта и последующее его расторжении по соглашению сторон. Остальные варианты связаны с рисками для Поставщика и даже материальными лишениями.

Ответ подготовил

Дмитрий Свиридов, эксперт антимонопольной прктики

  • On 05.05.2018
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, РНП, Статьи, Электронный аукцион

Подавая заявку на процедуру, нужно отдавать себе отчет, что у нее всегда есть шанс победить. Даже если, на ваш взгляд, предложены не самые лучшие условия, например, сильно завышена цена. В конце концов, ваша заявка может оказаться единственной - прочих может и вовсе не быть либо они могут быть отклонены. Поэтому если передумали участвовать в закупке, заявку следует отозвать. Иначе может сложиться ситуация, что заключать контракт все же придется.

Когда поставщик не может отказаться от контракта

Одержана победа в конкурсе, аукционе или запросе предложений

Однако спустя 3 дня он получает госконтракт для подписи. Все дело в том, что все прочие заявки аукционная комиссия отклонила на этапе оценки их вторых частей . И теперь заказчик рассчитывает заключить контракт с единственным поставщиком, чья заявка соответствует всем требованиям.

Итак, поставщик из примера в итоге вышел на заключение контракта. При этом он не участвовал в торгах, у него нет в наличии необходимых для поставки товаров, как и денежных средств для обеспечения контракта. Может ли он отказаться?

Ответ неутешителен для поставщика - отказаться от заключения контракта без последствий он не сможет . Конечно, никто не заставит его подписать контракт, но в этом случае он потеряет обеспечение заявки и попадет в Реестр недобросовестных поставщиков.

Такой порядок распространяется на аукцион, конкурс и запрос предложений. При условии, что заявка участника соответствует всем требованиям и при этом она стала единственной присланной или допущенной до процедуры.

Как не допустить?

Важно следить за ходом процедуры, на которую подана заявка. Если до выбора победителя принято решение в закупке не участвовать, заявку следует снять. Также важно знать, как определяются победители:

  1. В аукционе необязательно побеждает поставщик, предложивший в ходе торгов наименьшую цену. Его кандидатуру могут отвергнуть на этапе рассмотрения вторых частей заявок, если найдут в ней недочеты. Тогда победителем будет признан участник № 2, однако у него нет обязанности заключать контракт.
  2. В запросе предложений два этапа: на втором поставщики могут улучшить свою заявку, поданную на первом этапе. Если никто этого не сделал, то выиграет тот, кто сделал лучшее предложение на первом этапе, то есть запросил самую низкую цену.
  3. В открытом конкурсе все решается одним этапом: одновременно оцениваются и условия, предложенные участниками, и их соответствие требованиям конкурсной документации, а также закона 44-ФЗ.

Запрос котировок

Начинающий поставщик подал заявку на участие в запросе котировок на поставку колбасных изделий. Однако он немного ошибся с ценой, предложив поставить продукцию по цене более низкого сорта. По итогам рассмотрения заявок поставщик занял второе место и на этом успокоился, решив, что обязанность заключить контракт его миновала. Но вскоре поступило сообщение о направлении контракта на подпись. Участник хотел отказаться, да не тут-то было.

По закону обязанность подписать контракт возлагается не только на победителя запроса котировок, но и на поставщика, оказавшегося на втором месте . И если № 2 откажется, он потеряет обеспечение заявки и попадет в РНП.

В итоге поставщику из примера выше пришлось заключить контракт и исполнить его, поступившись прибылью.

Когда заключить контракт мешают обстоятельства

Компания занимается поставками оборудования, которое закупает в Европе. После того как она выиграла очередной контракт, резко возрос курс евро по отношению к рублю . Исполнять контракт поставщику стало невыгодно, поскольку закупочная стоимость оборудования сильно выросла.

Поставщик предложил заказчику отказаться от подписания контракта, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы. Однако рост курса иностранной валюты таковым не является, равно как и, например, обнаружение на стадии подписания контракта условий, которые поставщик не может исполнить, или выявление того факта, что заказчик находится на стадии банкротства. Договориться с заказчиком не удалось, поэтому в данном случае поставщику пришлось исполнять контракт с убытком.

Есть ли право на отказ у заказчика?

В определенных случаях заказчик может отказаться от контракта , а именно:

  • поставщик не предоставил вовремя обеспечение исполнения контракта;
  • заказчик выявил, что победитель не соответствует требованиям, установленным в закупке;
  • при закупке лекарственных средств, когда предельная цена лекарств:
    • не зарегистрирована;
    • ниже предложенной поставщиком, а последний не хочет идти на снижение.

При этом в РНП сведения о поставщике будут направлены только лишь в первом случае, то есть если он не предоставил в срок обеспечение контракта.

Выводы для поставщика

Закон 44-ФЗ весьма строг к победителю закупки любого типа - отказаться от контракта без последствий он не может . Лишен такого права и участник № 2 запроса котировок. Поставщики, расположившиеся под остальными номерами в котировках, а также и № 2 в аукционе, конкурсе или запросе предложений, могут принимать решение о заключении контракта по своему усмотрению.

Кроме того, нужно понимать заранее, что изменить условия соглашения не удастся - ни сроки, .

Рекомендуем избегать ситуаций, когда контракт свалился на вас как снег на голову. Но если так все же произошло, самым лучшим решением будет изыскать возможность для его заключения и исполнения . Если не хватает денежного обеспечения, можно попытаться получить .

При этом нужно учесть, что если не удастся поставить товар в срок, придется уплатить пени за просрочку . А иногда и вовсе выполнить контракт себе в убыток. Но вполне вероятно, что это будет меньшим злом, чем вовсе отказаться от контракта и угодить в РНП.