Что можно защитить авторским правом.


Нарушения авторских прав происходят ежедневно — воруют сценарии, научные статьи, повести и т.д. Об этом знают и начинающие авторы, и фрилансеры с большим стажем. Зачастую украденная и размещенная, к примеру, в интернете работа может стоить автору слишком дорого. Помимо очевидного ущерба, могут возникать и другие, менее предсказуемые последствия. Например, многие престижные творческие конкурсы, участие в которых способно принести признание и славу, принимают только те работы, которые нигде и никогда ранее не публиковались. В таком случае «слив» работы, скажем, конкурентом, загубит все старания.

Для начала следует разобраться в том, что же является объектом авторских прав. В статье 1259 ГК РФ указано, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства и фотографические произведения и др.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей, в отличие от патентных прав на изобретение, которые в нашей стране регистрируются. Представители творческих профессий много говорили о необходимости создания специальной базы для авторов, размещение произведения в которой помогло бы в защите авторского права. Однако создание такого ресурса — трудоёмкий и технически сложный процесс, ведь каждый день создаётся множество текстов, сохранить такие объемы — задача почти фантастическая. Даже если бы подобный сервис появился, это вряд ли дало бы 100% гарантию того, что идею или произведение не украдут.

Случается, что автор направляет рукопись издателю, или статью в научный журнал, но его письмо остается без ответа. А через некоторое время автор узнает, что его статья или книга опубликована под именем другого человека, его пьесу уже поставили в театре и т.д. В таком случае важно иметь возможность доказать, что статья, опубликованная, скажем, в декабре, была написана вами в июне. Раньше люди пользовались весьма архаичным и ненадежным способом: прежде чем отнести, к примеру, рукопись книги в издательство, они отправляли на свой собственный адрес ценным заказным отправлением оригинальный экземпляр произведения. Этим пользовались не только авторы литературных произведений и научных статей, но и фотографы. В конверт они вкладывали негативы фотографий. В случае возникновения судебного спора, конверт, на котором проставлены почтовые штампы с датой, как авторства и времени создания, вскрывали прямо в суде.

К сожалению, у этого способа есть крайне серьезные недостатки: отправление может быть утеряно, повреждено. Кроме того, существует большая вероятность того, что вам придется доказывать, что письмо или почтовый штамп — не подделка, конверт не был вскрыт, а после аккуратно заклеен.

Есть значительно более надежный и современный способ защиты авторских прав, который не имеет обозначенных выше недостатков. Защитить плоды интеллектуального труда возможно с помощью удостоверения времени предъявления документов нотариусом. Прежде чем передать издателям или любым другим третьим лицам свое произведение, автор может обратиться в любую нотариальную контору за совершением этого нотариального действия.

Автор представляет нотариусу первоисточник произведения, права на которое хочет защитить. При удостоверении времени предъявления документа исследует сам документ, проверяет, чтобы в нем не было исправлений и подчисток. Если они есть, то должны быть обязательно оговорены. Текст документа не должен быть написан ка-рандашом, должен быть четким и понятным. Далее нотариус совершает удостоверительную надпись на двух экземплярах представленного ему документа. В ней обязательно указывается следующая информация:

— фамилия, имя, отчество нотариуса,

— место нахождения его конторы,

— дата, время предъявления документа,

— фамилия, имя, отчество предъявителя документа и

— место его жительства.

Если нотариусу одновременно представлены несколько документов, то удостоверительная надпись совер-шается на каждом из них.

Если же кто-то все же незаконно воспользуется интеллектуальным трудом, автор сможет предъявить свою копию произведения, где указано его имя и время предъявления его нотариусу. Если ситуация не будет урегулирована мирным путём, то нотариальный акт станет доказательством для суда. Так, например, если автор отправил произведение по электронной почте, предварительно побывав у нотариуса в сентябре, а оно было опубликовано под чужим именем в декабре, возникнет больше возможностей доказать своё авторское право в суде. Нотариально удостоверенный документ обладает повышенной доказательственной силой, это значит — не требует дополнительного доказывания, как в случае с самостоятельно отправленным себе по почте экземпляром. Оспорить нотариальный акт практически невозможно. Изменения, если они вносились в авторский текст теми, кто его опубликовал без разрешения, будут оцениваться в ходе экспертизы. Даже в случае, если авторский экземпляр будет утерян, у нотариуса останется его копия. И в случае возникновения спора, он будет передан суду и без сомнений станет серьезным для него аргументом.

Защитить свои авторские права, если нарушение произошло в интернете, например, без вашего разрешения использован контент вашего сайта, украден домен, опубликовано ваше авторское видео, фото, статья и так далее, поможет другое :

уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц). юридически значимое действие, совершаемое нотариусом или уполномоченным должностным лицом в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате. сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные письменные документы или материалы, полученные способом, позволяющим установить их достоверность, а также приговоры, решения суда и судебные постановления, протоколы совершения процессуальных действий и судебных заседаний, приложения к протоколам.

Креативные образы, художественные замыслы, научные концепции в процессе творческой деятельности человека, умноженной на вдохновение, превращаются в произведение. В момент, когда идеи воплощаются в реальность и обретают материальную форму в виде научного труда или произведения искусства, возникает авторское право.

Что такое авторское право?

Созданное автором произведение является его собственностью. А там, где разговор идет о праве собственности, начинает действовать закон. Авторское право – это гражданские нормы, которые регулируют взаимоотношения и регламентируют поведение равных сторон в сфере использования интеллектуальной собственности. Создатель любого произведения является субъектом, а результат его интеллектуальной работы – объектом авторского права.

  1. Если творческое произведение является реализацией заказа или задания от работодателя, то правообладателем становится заказчик или наниматель.
  2. Если радиостанции и телеканалы выкупают исключительные права на использование аудио- или видеоматериала, они вправе запретить воспроизведение своих трансляций на других каналах. Или исполнитель, по-своему варьируя уже известное музыкальное произведение, получает авторские права на аранжировку. Эта норма получила название «смежных прав».

Авторское право в интернете

Не имеет значения на бумажном или электронном носителе размещен творческий продукт. В любом случае на него распространяется авторское право. Таким образом, все текстовые, аудио-, фото- и видеоматериалы, представленные в интернете, в идеале являются творческими произведениями и защищаются законом. В реальности нарушение авторских прав в интернете является самым распространенным, привычным и трудно доказуемым фактом.

Объекты авторского права

  • литературную (проза, поэзия, доклад, и даже личная переписка);
  • сценическую (драматические, хореографические постановки);
  • музыкальную (с текстом и без, сюда же включаются аранжировки и обработки);
  • видео-, аудио- или фотографическую;
  • живописную или скульптурную;
  • архитектурную (как уже воплощенную в строительстве, так и существующую в виде эскизов);
  • электронную (базы данных, компьютерные программы).

На все объекты распространяются исключительные авторские права, гарантирующие создателям или правообладателям контроль над применением творческих произведений и получение доходов от их коммерческого использования. Таким образом, исключительное право – это право имущественное, от которого напрямую зависит материальная выгода субъекта.

Виды авторских прав

  • удостоверение авторства и безопасность произведения от необоснованных притязаний;
  • определение уполномоченных лиц и условий для обнародования произведения;
  • предоставление авторам и правообладателям имущественных и личных прав;
  • законную защиту этих прав.
  1. Творческий продукт находится в личной собственности автора. Он может реализовать его самостоятельно и получить прибыль.
  2. Создатель вправе передать права на произведение третьим лицам для коммерческого применения. В этом случае ему выплачивается вознаграждение.

Личные права не имеют срока, являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми, и не могут быть переданы никому и ни при каких обстоятельствах:

  1. Автору гарантировано право сохранить свое творение в тайне, либо обнародовать его.
  2. Автор в любой момент может отозвать произведение, переданное правообладателям, отказавшись от его распространения. При этом он обязан покрыть расходы и возместить потери.
  3. Автор вправе подписать произведение собственным именем, обнародовать его анонимно, или использовать псевдоним.
  4. Право авторства остается неизменным. Имя создателя защищено законом. Издание произведения с указанием в качестве автора другого человека запрещено.
  5. Любой творческий продукт является неприкосновенным. (Нельзя включать комментарии в текст, дописывать пролог или эпилог).
  6. Запрещены изменения и фальсификации, порочащие репутацию и имя автора.

Как получить авторские права?

Регистрация авторских прав в РФ не обязательна. Однако при определении авторства закон руководствуется документальным подтверждением первенства, по принципу «кто первый зарегистрировал произведение, тот и автор». Творческим людям важно знать, как оформить авторские права (последовательность действий):

  1. Обращение в Российское Авторское Общество или к нотариусу с заявлением о приобретении патента на любой творческий продукт.
  2. Передача в учетный орган копий этого продукта, его фотографий или видеосвидетельств.
  3. Предоставление документов автора, в некоторых случаях данных об используемом псевдониме.
  4. Оплата госпошлины или услуг регистратора.
  5. Получение документов, подтверждающих авторство.

Срок действия авторского права

  1. Личные права относятся к личности автора, поэтому их действие ограничено временем его жизни.
  2. Исключение составляют авторство и неприкосновенность произведения. Эти нормы по законодательству срока не имеют.
  3. Действие имущественных прав после кончины автора продлевается еще на 70 лет. Затем произведение становится общенародным достоянием. Ограничения на его общественное использование снимаются.

Как не нарушить авторские права?

  • копирование с последующим распространением;
  • плагиат.

Чтобы избежать «виртуального пиратства» следует:

  • покупать лицензионные продукты;
  • использовать бесплатные ресурсы, предоставляемые информационными каналами;
  • использовать ресурсы, перешедшие в разряд общедоступных;
  • используя в тексте цитаты, указывать ссылку на произведение и автора.

Как защитить авторские права?

  1. Одна сторона – это гарантии государства посредством законодательства.
  2. Другая – это способность автора доказать первенство в создании произведения.
  1. Исковое обращение в судебные органы о признании авторства, уничтожении контрафакта, возмещении материального и морального ущерба.
  2. Фиксирование даты создания произведения у нотариуса.
  3. Депонирование (хранение) носителя с информацией о произведении или самого произведения в нотариальной конторе или в РАО.
  4. Составление нотариусом протокола осмотра интернет-страницы, буквально «что вижу, то пишу».

Злободневность рассматриваемой проблемы очевидна. Сегодня зона RU переполнена материалами, небезупречными с точки зрения авторского права. В Сети находится множество статей, книг и других публикаций, размещенных без (и даже вопреки) согласия их авторов. Многие материалы в процессе растаскивания по серверам теряют фамилию автора или меняют ее. Нередко оригинальные тексты подвергаются варварской редактуре и сокращению.

Мне удалось проследить судьбу нескольких собственных статей, периодически отстаивая юридическими методами свои авторские права. На сегодняшний день в печатных и электронных средствах массовой информации у меня опубликовано более 30 работ.

Такой пример: одна региональная газета скомпилировала материал из нескольких статьей различных авторов, в том числе и моих, не утруждая себя даже придумыванием оригинального заголовка, а использовав название раздела на сайте, где эти статьи были представлены.

На одной домашней странице я также обнаружил свою работу. Хозяин странички, к которому я обратился за разъяснениями, ответил, что разрешение на размещение этой статьи он получил от автора (!) и даже заплатил ему за это. Вот так...

Еще случай: некий адвокат, оказывающий услуги в том числе в сфере авторского права, разместил у себя на сайте мои статьи (“для собственных нужд”). Трудно было спорить со служителем Фемиды, у которого слово “адвокат” на титульной странице сайта было написано с ошибкой!

Забегая вперед, скажу, что с большинством нарушителей конфликты уже улажены, в том числе с выплатой установленной законом компенсации. Но это сейчас, а пару лет назад все было по-другому...

Урегулирование разногласий

Рассказывая о своем небольшом опыте урегулирования разногласий, хочу заметить, что, как правило, я не “воевал” с владельцами “домашних страничек”, разместивших у себя мой материал, за исключением случаев, когда их экземпляр был некорректно отредактирован или приписан другому автору.

Если хозяин “домашней странички” шел на переговоры, исправлял неточности и указывал мое авторство, то никаких дальнейших действий в отношении него не предпринималось. Однако не все владельцы отличались порядочностью, поэтому в конфликт приходилось порой вовлекать и хостинг-провайдеров.

Первый контрафактный экземпляр собственной статьи я обнаружил в США в 1999 г. среди русскоязычных страниц Hack School на сайте фирмы Fortunecity Community. Так как я не смог связаться с владельцем этой “школы”, мне пришлось обратиться к вышестоящему “сайтовладельцу” (т. е. к компании Fortunecity Community). Представитель фирмы попросил предоставить доказательства контрафактности. Убедившись в обоснованности обвинения и в том, что Hack School содержала хакерскую информацию и соответствующее программное обеспечение, провайдер закрыл Hack School через два часа после представления доказательств. И хотя о необходимости столь быстрого решения можно спорить, тем не менее был создан очередной прецедент успешного международного сотрудничества в области защиты авторских прав.

Контрафактные экземпляры неоднократно попадались и на отечественных серверах, бесплатно предоставляющих пользователям место для размещения своих страниц. На сайтах, где адрес владельца был указан, переговоры велись напрямую, и зачастую успешно. В случаях, когда частный сайт не имел обратного адреса, приходилось обращаться непосредственно к хостинг-провайдеру.

Порой на просьбу сообщить e-mail хозяина “домашней странички”, обнародовавшего мой материал, или переслать ему претензионное письмо мне отвечали: “не наше дело, сами решайте”, а то и более грубо. Впрочем, обычно мне удавалось сделать представителей компаний более вежливыми и сговорчивыми и в конечном итоге мы приходили к соглашению, но путь к нему был неблизок...

Опыт общения с нарушителями авторского права подсказывает, что прежде чем направлять претензии тому или иному сайтовладельцу, следует подготовить доказательственную базу (о ней будет рассказано чуть позже). Именно благодаря заранее подготовленным аргументам удавалось в кратчайшие сроки находить компромисс, не доводя дело до судебного разбирательства.

Со стороны потенциальных ответчиков выдвигались различные тезисы о законности использования материалов, подкрепленные соображениями о “размещении для собственных нужд”, использовании “динамических страниц” и т. д. Как правило, компании, изучив представленные доказательства нарушения ими авторских прав, после сравнительно непродолжительных переговоров на досудебной стадии, признавали выдвинутые обвинения и выплачивали установленную законом компенсацию.

Доказательственная база

В процессе подготовки к возможному судебному разбирательству следует запастись доказательствами. К их числу (согласно ст. 49 ГПК РСФСР) относятся “любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела”.

Кстати, следует отметить, что еще 20 лет назад Госарбитраж СССР и Верховный Суд СССР, уточняя источники получения фактических данных, однозначно признали письменными доказательствами документы, полученные с помощью электронно-вычислительной техники.

Не рассматривая весь комплекс подготовки доказательств, хочу остановиться только на наиболее важных и интересных моментах. Прежде всего, полагая, что потенциальный ответчик легко может удалить контрафактную публикацию, мною заранее были подготовлены распечатки, заверенные сотрудниками поисковых систем “Апорт” (персональная благодарность Е. Кириеву) и “Яндекс” (отдельное спасибо Е. Колмановской и А. Амилющенко).

Кроме того, готовясь к судебному разбирательству, целесообразно заручиться материалами Центра независимой и комплексной экспертизы и сертификации систем и технологий. Назначить проведение экспертизы полномочен, по вашей просьбе, нотариус.

Когда потенциальные ответчики апеллировали к неприменимости российского права к Рунету вообще и сетевым публикациям в частности, я знакомил их с выдержками из письма Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ (МПТР, полный текст “переписки” см. ), которое получил в ответ на свой запрос.

Министерство печати об авторском праве в Сети

Ниже я привожу свои вопросы и ответы на них министерства, снабдив их небольшими авторскими комментариями, которые, впрочем, можно пропустить.

Ответ МПТР: “По мнению МПТР России, авторская работа (статья), размещенная на сайте в Интернете, является объектом авторского права в случае, если она представляет собой произведение в смысле статей 5, 6 и 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»” (далее - Закон).

Комментарий . Статья 5 определяет, что авторское право распространяется на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме в России или за ее пределами.

Статья 6 указывает, что “авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме...”.

Далее указывается, что, во-первых, “авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты” и, во-вторых, “авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено”.

В статье 7 дается неполный перечень произведений, попадающих под определение “объект авторского права”. Первыми в списке названы литературные произведения, чем, собственно, и являются сетевые публикации. Во всяком случае, к указанным в статье 8 произведениям, не рассматриваемым в качестве объектов авторского права (перечень исчерпывающий), они никак не относятся.

Таким образом, электронная статья однозначно представляет собой объект авторского права со всеми вытекающими из этого последствиями.

Вопрос: Является ли обнародованием, публикацией размещение авторского произведения на сайте?

Комментарий. Целесообразно, пользуясь законом, определить разницу в “обнародовании” и “публикации” статьи. Итак, в соответствии со статьей 4 Закона:

“Обнародование произведения - осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом”.

“Опубликование (выпуск в свет) - выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения, фонограммы”.

МПТР РФ вопрос о публикации оставило без внимания. Жаль! Здесь не все бесспорно. Дело в том, что обнародование осуществляется путем предоставления свободного доступа к материалу неограниченному кругу лиц, но без создания экземпляров.

Таким образом, при размещении чужих материалов на сайте иногда прикрываются статьей 18 рассматриваемого закона (“воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения”), где указано, что допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях.

Как известно, размещение статьи в Сети является обнародованием, а применение статьи 18 (воспроизведение в личных целях) порождает абсурдное словосочетание “воспроизведение в личных целях путем обнародования”.

Вопрос: Когда пользователь обращается к тому или иному материалу, находящемуся на Интернет-сайте, его компьютер получает копию материала. Именно эту копию видит на своем мониторе пользователь. Можно ли рассматривать указанную копию в качестве “экземпляра произведения”?

Ответ МПТР: “Копия авторского произведения, получаемого из Интернета, является экземпляром произведения в случае, если осуществляется ее запись на жесткий диск компьютера пользователя, т. е. копия изготовляется в материальной форме”.

Комментарий. Электронная копия статьи записывается во временный каталог на компьютере пользователя, откуда она воспроизводится на экран монитора. Следовательно, вольно или невольно возникает “экземпляр” со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Вопрос: Является ли сайт средством массовой информации, в том числе “иным средством массовой информации”?

Ответ МПТР: “Сайт является средством массовой информации в случае, если попадает под признаки, указанные в статьях 2 и 24 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»”.

Комментарий. Самое время разобраться в соотношении сайта и СМИ. Итак, в соответствии со статьей 2 указанного Закона, “под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации”.

Соответственно “под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы”.

Закон упоминает и специализированное СМИ: “Под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила”.

Есть в Законе и статья 24 (“Иные средства массовой информации”), где четко сказано: “Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.

Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное”.

Итак, определение “массовая информация“ вполне подходит к содержимому сайтов, так как оно (в том числе “аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы”), безусловно, предназначено “для неограниченного круга лиц”.

Является ли сам сайт средством массовой информации? Следуя букве закона - да, поскольку “периодическое распространение массовой информации” служит одной из основных целей многих сайтов.

Изучая далее текст Закона, можно сделать ряд интересных, но противоречивых выводов. Например, обслуживающий персонал сайта можно рассматривать как редакцию средства массовой информации (Закон о СМИ: “под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации”), а лицо, ответственное за содержание сервера, - как главного редактора (“под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию [независимо от наименования должности] и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации”) со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

Однако сотрудники, осуществляющие подготовку информации для сайта, как правило, не являются журналистами (цитирую: “под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию”), так как далеко не все отечественные сайты зарегистрированы как средство массовой информации.

Несмотря на все вышеизложенное, следует признать, что безупречного правового механизма защиты авторских прав в Интернете в настоящий момент не существует. Кроме того, пагубное влияние оказывает поддерживаемая частью сетевого сообщества идея свободного распространения и копирования любой информации в Сети.

Увы, у этой точки зрения много поклонников и они оперируют множеством (порой несостоятельных) аргументов. Но из действующего законодательства России следует однозначный вывод о том, что материалы, обнародованные на сайте в электронной форме, являются объектом авторского права и им охраняются.

Таким образом, к электронным публикациям в полной мере относятся положения Закона “Об авторском праве и смежных правах” и соответственно автор вправе рассчитывать на соблюдение его основных положений.

Аргументы, используемые нарушителями

Теперь хотелось бы остановиться на аргументах, наиболее часто используемых нарушителями, и рассмотреть степень их состоятельности. Итак…

Размещение чужих материалов на сайте порой обосновывается правом воспроизведения в личных целях, что не требует согласия автора и выплаты вознаграждения, но этот аргумент несостоятелен, так как размещение на сайте подразумевает его обнародование (подробнее см. комментарий к пункту 2 письма Министерства печати).

Другой аргумент, используемый нарушителями, основывался на ст. 19. Закона “Об авторском праве и смежных правах”, где указано, что допускается обнародование материала без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Пункт 3 статьи гласит: “...воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах... статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором”. С этим можно поспорить.

Во-первых, “передача в эфир”. По ст. 4 этого Закона: “Передача в эфир - сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения)...”.

Во-вторых, “сообщение по кабелю”. Согласно статье 4: “Сообщать для всеобщего сведения по кабелю - сообщать произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств”.

Таким образом “сообщать” означает: “показывать, исполнять, передавать в эфир или совершать иное действие (за исключением распространения экземпляров произведения или фонограммы)...”, а “экземпляр произведения - копия произведения, изготовленная в любой материальной форме”. При распространении информации с сайта возникают экземпляры (см. письмо Министерства печати и комментарий к нему). Так как возникают экземпляры, следовательно, это не “сообщение”, а значит, этот пункт тоже не подходит.

Еще один интересный аргумент - тезис об использовании так называемых динамических страниц, когда используются скрипты, которые автоматически копируют тексты (чаще всего новости) с различных сайтов. Если эти тексты вы выкладываете на своем сайте, то с правовой точки зрения это цитирование, а фактически перепечатка.

Есть и другие аргументы, но сейчас нецелесообразно на них останавливаться, их рассмотрение актуально в контексте конкретной ситуации.

Ответственность за нарушение авторских прав

Как уже говорилось, нередко авторское произведение, опубликованное на сайте Интернета, позже целиком или частично появляется на другом сайте или в печатном издании, причем часто под чужой фамилией или вовсе без оной и в редакции, далекой от оригинала. В этих случаях обладатель авторских прав может потребовать, например, взыскания с нарушителя убытков или выплаты денежной компенсации от 10 до 50 000 МРОТ (минимальный размер оплаты труда).

Уголовная ответственность: в соответствии со статьей 146 Уголовного Кодекса РФ незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб, наказываются штрафом в размере от 200 до 400 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 4 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

А если эти же деяния совершены неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, то суммы штрафа, размеры взыскиваемой заработной платы (иного дохода) удваиваются; вместо обязательных работ может быть применен арест на срок от 4 до 6 месяцев, а лишение свободы может быть применено на срок до 5 лет.

Административная ответственность: в соответствии со статьей 150.4 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование в коммерческих целях экземпляров произведений или фонограмм в случаях, если эти экземпляры являются контрафактными; или на них указана информация, которая может ввести в заблуждение потребителей; или на экземплярах уничтожен или изменен знак охраны авторского права или знак охраны смежных прав, проставленные законными обладателями прав, влечет наложение штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, а на должностных лиц - в размере от 10 до 20 МРОТ с конфискацией контрафактных экземпляров.

Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных первой частью статьи 150.4, влекут наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 20 МРОТ, а на должностных лиц - в размере от 30 до 50 МРОТ с конфискацией экземпляров.

Способы защиты сетевых публикаций

К основным способам защиты сетевых публикаций следует отнести:

    публикацию статьи на бумажном носителе (самый простой и надежный вариант, при условии, что дата публикации опережает появление контрафактного экземпляра);

    нотариальное заверение распечатки подготовленной статьи с указанием даты и автора;

    документальное подтверждение существования статьи с указанием даты и автора (например, отправьте себе статью обычным письмом, почтовый штемпель и послужит подтверждением вашего авторства);

    программно-техническую защиту (подразумевается использование программы, предназначенной для защиты в сети прав и законных интересов авторов электронных публикаций, путем отображения публикаций способом, исключающим их копирование и/или иное несанкционированное размножение, модификацию). В этой связи см. .

К числу иных методов (не столько защиты, сколько давления на нарушителя) относятся различные общественные меры морального воздействия (например, работа Интернет-суда, результаты которого появляются на “Доске Позора”, и аналогичные “выставки” плагиата).

В заключение хочется отметить, что пришла пора серьезно задуматься о правовой и технической защите интересов обладателей авторских прав.

На сегодняшний день несовершенство правовой базы в рассмотренной сфере порой восполняется техническими мерами защиты интересов обладателей авторских и смежных прав. Вряд ли такое положение следует считать правильным. Искренне хочется надеяться, что со временем обитатели Сети освоят цивилизованные формы использования чужих материалов.

Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично),
или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.
Любое нарушение прав автора будет преследоваться
на основе российского и международного законодательства.

Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав.

Интернет – вредное и, одновременно, полезное явление, которое прочно обосновалось в нашей жизни. Пользователи глобальной паутины уже давно разделились на два лагеря: одни ищут сведения, развлечения и услуги, другие эти сведения, развлечения и услуги предоставляют. Что касается норм, которые регулировали бы все процессы в Интернете – их сегодня просто не существует. Вследствие чего нарушения авторских прав в сети – регулярное явление, бороться с которым очень сложно и, порой, просто бесполезно. Какие нарушения авторских прав в сети являются наиболее распространенными, и как с ними бороться?

Получение и предоставление информации – это основа Интернета. Именно информация является сегодня источником проблем правового характера. Это относится к фотографиям, литературным произведениям, статьям, дизайну и пр. Основные проблемы, связанные с нарушением прав:

Незаконное размещение/распространение передач, фильмов, роликов. Как в целях получения прибыли, так и без нее.

Незаконное р азмещение/распространение литературных произведений

Незаконное р аспространение музыкальных файлов

Незаконное к опирование/распространение программного обеспечения

Незаконное к опирование/размещение новостных статей

Сегодня ни в одном государстве нет законов о регулировании правоотношений в Глобальной сети, что обеспечивает весьма широкие возможности пользователям для бесконтрольного воспроизведения, копирования и дальнейшего распространения объектов права. Интернет практически невозможно ограничить рамками закона: изначально мыслей о регулировании деятельности в самостоятельно развивавшейся сети ни у кого просто не было. В Интернете на сегодняшний день происходят тысячи правонарушений (клевета, экстремистская деятельность и пр.). Что касается нарушения авторских прав в сети – они почти не отличаются от нарушений за пределами виртуальной жизни: плагиат, незаконное распространение информации, защищенной авторскими правами и пр. Стремительное развитие Интернета привело к появлению ряда проблем, касающихся защиты авторских прав:

Законодательная незащищенность практически всех объектов права в сети. Украсть можно что угодно, и без особых проблем и последствий

Несовершенство законодательства и отсутствие законов, которые регулировали бы правоотношения в сети

Отсутствие широкой судебной практики (и, соответственно, нецелесообразность принятия таких законов) вызвано определенными причинами. Основные из них:

Боязнь обращения в суд с требованием защиты своих прав

Отсутствие умения сбора доказательств и грамотного оформления доказательной базы

Техническая и правовая неграмотность населения

Отсутствие квалификации юристов в сфере интернет-технологий

Права владельца веб-сайта

Охраняется ли интернет-сайт законодательством? Согласно закону, защите подлежат лишь отдельные объекты прав:

Фотографии на сайте.

Произведения и статьи.

Дизайн сайта.

Скрипты.

Графика, музыкальные произведения и прочие элементы.

То есть объекты, на которые оформлены права самого владельца ресурса.

Авторское право касается всех форм литературных произведений, независимо от места публикации (брошюр, книг, статей, программ и пр.). Соответственно, права на статьи принадлежат владельцу сайта, если он – их автор, либо автор (журналист, писатель) передал ему свои права на статьи на основании договора.

Допустимо цитирование авторской статьи (произведения) на иных Интернет-ресурсах без согласия автора, но с указанием его имени и интернет-источника в обзорах печати, в ТВ и радио-программах, в статьях информационного, научного, критического, полемического или педагогического характера.

Допустимый объем цитирования составляет: до 400 слов отдельного отрывка, до 40 строк поэзии (не более ¼ стихотворения), до 300 слов прозы в отрывке при использовании нескольких отрывков.

Также свободно могут распространяться отрывки из репортажей, речей, докладов, статей политического, религиозного, экономического характера в информационных целях.

Как защитить свой веб-сайт?

Полностью защитить юридически свой сайт от посягательств на ваши авторские права невозможно. Но можно весьма эффективно использовать различные средства предупреждения, а также пресечения нелегального использования всех объектов права. Для этого нужно:

Грамотное оформление всех правовых документов (лицензии, авторские договоры и пр.). То есть, свидетельство правообладания на размещенный контент.

При установлении нарушения, предъявить свои претензии нарушителю. Принять меры по сбору доказательств нарушения. Защитить свои права в суде.

Одним из доказательств авторских прав может служить дата. Например, через нотариальное удостоверение даты и времени публикации, через возможности специальных ресурсов, через отправку напечатанных материалов на свою собственную почту и пр.

При отправке материалов на почту вскрывать конверт до возникновения самого спора запрещено. На штемпеле должна стоять дата. Речь идет о копировании содержимого сайта и отправке его себе же заказным письмом.

При нотариальном удостоверении важно совпадение печатного и электронного документов, в частности, в объеме материала и его плотности.

При обнаружении правообладателем своего авторского материала на стороннем сайте в отсутствие согласия автора, правообладатель может собрать информацию о владельце ресурса, где опубликован материал. Направить свою претензию с соответствующим требованием владельцу сайта и хостинга. Зафиксировать нарушение прав с помощью нотариуса. Обратиться в суд.

Для защиты авторских прав на изображения сайта следует: сохранять файлы в формате Фотошопа (psd) и прочие исходные файлы; в настройках камеры заранее занести данные о владельце; все изображения дополнять информацией об авторе и ссылкой на сайт (например, «© Иван Петров, 2010»).

Один из вариантов защиты прав: запись информации со всех страниц сайта на лазерный диск и размещение его на депонент в архив веб-депозитария.

Водяные метки (устойчивые к изменению форматов и размеров) сегодня также широко используются для защиты авторских прав.

Для создания доказательной базы на случай необходимости защиты авторских прав на элементы и статьи сайта, можно также депонировать материалы в печатном виде РАО, получив свидетельство о регистрации.

Интернет-ресурс в целом не рассматривается как объект права, а только отдельные его объекты. Поэтому зарегистрировать авторские права можно только на эти отдельные объекты права:

Программное обеспечение сайта - права принадлежат разработчикам.

Адрес сайта в Сети. Доменное имя может быть объектом права при условии его оригинальности и пр.

Наполнение сайта (информация) – графические, текстовые и прочие материалы. Авторские права регистрируются на каждый объект в отдельности.

Дизайн сайта. Права могут принадлежать владельцу сайта или веб-разработчикам, в соответствии с договором на создание ресурса.

Текстовые материалы. При условии оригинальности (уникальности), данные материалы следует рассматривать как произведения литературы, которые подлежат регистрации авторских прав.

Определить объекты, которые нуждаются в регистрации права.

Copyright. Как писать правильно?

При наличии материалов, принадлежащих частному лицу (автору) - Copyright Мухин А.А. © 2005.

При наличии на сайте авторских материалов, необходима отдельная страница, где будет указана информация относительно требований к копированию авторских материалов. Ссылка на данную страницу следует устанавливать рядом с Copyright. Например: Copyright Мухин А.А. © 2005. Условия использования материалов.

В главе "Защита авторских прав" Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказано о том, как эффективно бороться с нарушением авторских прав. Здесь Вы узнаете, в каких случаях авторские права считаются нарушенными, какие способы зашиты авторских прав предусмотрены законом и куда следует обращаться за защитой нарушенных прав. Глава "Защита авторских прав" будет полезна авторам, правообладателям, студентам юристам и предпринимателям.

1. Что такое нарушение авторских прав

В первую очередь напомню, что понятие «авторские права» охватывает две основные группы прав: личные неимущественные права автора и исключительное право на использование произведения. Поэтому перед прочтением этой главы советую обратиться к статье « », так как она поможет понимаю темы «Защита авторских прав».

Все авторские права объединяет то, что они заключаются в праве автора (правообладателя) совершать определенные действия и запрещать такие действия другим лицам. При этом предполагается, что разрешение автора отсутствует. Несоблюдение запрета является неправомерным. Таким образом, нарушение авторских прав - это действия субъектов права, выражающиеся в несоблюдении личных неимущественных прав автора или исключительного права на использование произведения.

Из приведенного определения следует, что условно можно выделить две группы нарушений авторских прав. Для каждой из них характерны свои условия привлечения к ответственности, способы и порядок защиты. Таким образом, защита авторских прав охватывает защиту исключительного права и защиту личных неимущественных прав авторов .

2. Ответственность за нарушение авторских прав

1) Внеюрисдикционный порядок защиты - защита авторских прав осуществляется без обращения в государственные органы. Как правило, правообладатель направляет претензию нарушителю, в которой формулирует требования и предлагает решить спор мирным путем или предлагает вступить в переговоры. Такие формы, как третейское разбирательство и медиация, при защите авторских прав используются очень редко.

2) Юрисдикционный порядок защиты - защита авторских прав осуществляется с помощью уполномоченного государственного органа. Гражданско-правовые способы защиты реализуются в судебном порядке. Для привлечения нарушителя к административной или уголовной ответственности автор может обратиться в полицию или в подразделение Следственного комитета РФ. Однако решения и приговоры о привлечении к административной и уголовной ответственности выносит суд.

Защита авторских прав в суде осуществляется путем подачи искового заявления, содержащего требования к ответчику и обстоятельства, на которых требования основаны. В зависимости от сторон спора (физические лица, предприниматели, юридические лица) дело рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды. По общему правилу, иск о защите авторских прав предъявляется в суд по месту нахождения ответчика.

1. Волков И.С. Защита авторского права по законодательству Российской Федерации. Автореферат кандидатской диссертации

2. Реферат по рассматриваемой теме

3. о судебной защите авторских прав

Если у Вас остались вопросы или Вам необходима юридическая помощь по защите авторских прав, обращайтесь, мы всегда готовы помочь. Вопросы можно задать на странице .