Домашние опасности. Домашние опасности план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему – мобильный телефон единой службы спасения)


Ознакомление с окружающим миром. 2 класс

Тема: Домашние опасности.

Цель: Узнать, что такое «домашние опасности». Формирование правильного поведения при обращении с приборами и предметами в быту.

Задачи:

1. Изучить правила безопасности, которые нужно соблюдать в быту.

2. Формировать мотивы к безопасному поведению в доме.

Формирование умения классифицировать, обобщать содействовать формированию причинно – следственных связей; развивать самостоятельность мышления, развитие речи обучающихся.

3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование и раздаточный материал: А. А. Плешаков учебник «Окружающий мир» 2 часть, рабочая тетрадь; памятки о правилах пользования бытовыми предметами, картинки «Домашние опасности», заготовки для знаков «Домашние опасности», мультимедийная презентация, фрагмент мультфильма «Спасик и его команда. Опасности в быту», алгоритм, таблица для определения темы урока, телефоны экстренных служб, модель дома на доске, кирпичики, книжка-раскладушка «Домашние опасности».

Ход урока

    Организационный момент.

Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Мир вокруг разнообразный

И урок наш очень важный.

Настроимся на важную работу.

II . Актуализация знаний.

1. Предлагаю вам прослушать стихотворение и затем ответить на мой вопрос:

Город, в котором

С тобой мы живём

Можно по праву

Сравнить с букварём

Азбукой улиц,

Проспектов, дорог

Город даёт нам

Всё время урок

Азбуку города

Помни всегда,

Чтоб не случилась

Давайте вспомним изученные нами правила дорожного движения. А помогут нам картинки.

1. Переходить дорогу на зелёный свет.

2. Переходить по пешеходному переходу.

3. Посмотри на лево, направо, а затем переходи.

4. Если приближается машина, не пытайся перебежать дорогу.

5. Не играть на проезжей части.

6. Кататься на велосипеде только на площадках и тротуарах.

7. Не переходить дорогу в наушниках.

8. Будь осторожен на поворотах.

9. Автобус обходить сзади, а лучше подождать пока отъедет.

10. Не заходить в автобус¸ если он отъезжает.

II . Самоопределение к деятельности.

Соберите из слов пословицу. Объясните её смысл.

Мой дом – моя крепость.

Вы полностью согласны с пословицей? Можно ли находясь дома, чувствовать себя в полной безопасности?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока, прочитав слова в таблице.

Какие опасности могут подстерегать нас дома?

Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Познакомимся с правилами безопасного поведения дома.)

Давайте составим план урока.

1. Какие предметы могут быть опасны.

2. Почему они опасны? В чём их польза.

3. Правила поведения дома.

А знаки «Домашние опасности» можно изготовить?

III . Открытие нового знания.

- Внимательно рассмотрите картинки, которые лежат у вас на столах и разделите их на (4) группы. (Лекарства, электроприборы, газ, острые предметы)

Перечислите предметы каждой группы и назовите одним словом?)

Эти предметы могут быть опасны?

Работа по группам.

Сейчас вы будете работать в группах по алгоритму.

1 группа – Острые предметы.

2 группа – Электроприборы.

3 группа – Газовая плита, чайник.

4 группа – Лекарства.

Давайте прочитаем алгоритм.

Алгоритм.

    Расскажите, для чего необходима данная группа предметов.

    Подумайте, чем опасны эти предметы.

    Сформулируйте правила безопасного поведения.

    Выберите эксперта, который будет работать по учебнику.

    Изготовьте условный знак «Домашние опасности».

    Приготовьтесь к защите своей работы.

1. Работаем дружно.

2. Выслушиваем друг друга.

3. Уважаем мнение других.

4. Доверяем ответ одному, если нужно помогаем.

Распределите роли и приступайте к работе.

Защита работы.

К доске выходят по 4 человека.

1. Острые предметы

Правила пользования.

1. Передавай ручкой вперёд.

2. Осторожно пользуйся предметами, не играй ими.

3. Все острые предметы клади на свои места . (к знаку)

Ребята, какие у вас будут дополнения? (Старайтесь работать в присутствии взрослых или посоветуйтесь с ними перед работой)

Послушаем эксперта.

Эксперт: Дом в порядке содержи:

Вилки, ножницы, ножи,

И иголки, и булавки

Ты на место положи.

Оценивание.

2. Электроприборы

Правила пользования электроприборами.

    Когда уходишь из дома выключи телевизор, утюг и другие электроприборы. (кроме холодильника)

2. Мокрыми руками не трогай электроприборы, выключатель. (К знаку)

3. Не засовывай руки в мясорубку, соковыжималку.

Можно дотрагиваться до оголённых проводов?

А что говорит учебник? (Эксперт зачитывает)

Ребята, «Доскажите словечко»

Когда пожар,
Рецепт один
- Звоните срочно:::.(101)

Если утюгом обжегся,
Воду на ожог не лей,
Отправляйся к телефону
И звони:::скорей! (103)

У нас в стране есть ещё единая служба спасения. Кто знает её телефон? (112)

Оценивание.

    Газовая плита, чайник.

Правила пользования.

    Не оставляй без присмотра включенный газ.

2. Чтобы не обжечься, бери чайник полотенцем, прихваткой.

3. Будь осторожным, не облейся кипятком.

Кто дополнит?

А что нужно делать, если вы почувствовали запах газа?

1. Сразу скажи об этом взрослым.

2. Выключить конфорки и перекрыть газ на плите.

3. Открыть окна, проветрить квартиру.

- А можно включать свет, зажигать спички?

Газ может быть очень опасным. Скопившись на кухне, он может взорваться. Газом можно отравиться. А ещё он тоже может стать причиной пожара.

Слово эксперту (читает по учебнику).

Мой совет: Запах чувствуя в квартире,

Звоните срочно 1 04 .

Оценивание.

4. Лекарства.

Правила пользования.

1. Не пробуй никакие лекарства, витамины.

(Лекарства и витамины принимать по назначению врача.

Витамины это тоже лекарство, принимать их надо, учитывая дозировку, иначе можно навредить своему здоровью.)

Есть что дополнить?

А можно ли открывать упаковки с бытовой химией? (порошками, краской, растворителем)

Слово эксперту.

Если не больны вы,

В таблетках – только вред!

Глотать их без причины

Нужды, поверьте, нет!

Оценивание.

- … дома создал творческий проект «Домашние опасности». Давайте предоставим ему слово.

Проект «Домашние опасности».

(Книжка-раскладушка)

Меня заинтересовала тема: «Домашние опасности». Каждый предмет полезен, но в то же время опасен.

    Если хочешь влезть на стул, проверь, устойчив ли он. Иначе можешь получить травму.

    Нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике или свешиваться с балкона. Можешь упасть.

    Не забывай вовремя закрывать водопроводный кран.

    Не бери бутылочку с надписью «Уксус». Это очень опасно.

    Спички детям не игрушка.

«Знать об этом должен каждый!

Безопасность – это важно!»

Спасибо вам ребята за работу.

Физкультминутка.

А сейчас мы посмотрим, как вы эти знания умеете применять в жизни.

Встаньте, пожалуйста. Поднимите руки и потянитесь в тех случаях, когда детям угрожает опасность. И спокойно присядьте, если этой опасности нет.

    Уходя из дома, я забуду выключить утюг и газ; (вверх)

    Во время болезни врач назначил мне лекарства; (сели)

    Я захотел пить и взял незнакомую жидкость; (вверх)

    После работы с ножницами я оставил их на полу; (вверх)

    Я встал на высокий стул и выглянул в окно; (вверх).

Молодцы, вы узнали опасности и правильно выполнили упражнения.

    Закрепление изученного.

1. Работа по тетради. Т. с.12 № 2. (самостоятельно)

2. Просмотр отрывка из мультфильма.

Ребята, предлагаю посмотреть вам отрывок из мультфильма «Спасик и его команда»

Просмотр отрывка из мультфильма.

Какие правила нарушили ребята?

Как избежать подобных ситуаций? (Нужно соблюдать правила, о которых мы говорили на уроке.)

Ребятам из мультфильма помогают волшебные маленькие спасатели, а кто же поможет нам? (Можно позвонить по телефону 112, 101. А лучше не допускать подобных ситуаций.)

3. Тест на тему «Домашние опасности» (работают самостоятельно с последующей взаимопроверкой)

Сейчас мы проверим, как вы запомнили правила с помощью теста: «Домашние опасности»

(Выбери один правильный ответ)

1. Какими предметами в доме можно играть детям?

а) острыми предметами;

б) кубиками;

в) флаконами с лекарствами.

2. Где детям можно играть в доме?

а) на кухне;

б) на балконе;

в) в детской.

3. Какую опасность могут принести соковыжималка, мясорубка?

а) повредить пальцы;

б) обжечь руки;

в) уколоть руки.

4. Найди опасное вещество:

а) ванилин;

б) крахмал;

в) уксусная кислота.

5. Найди неверное утверждение:

а) Уходя из дома, нужно выключать электроприборы;

б) К электроприборам можно прикасаться мокрыми руками;

в) Оголённый провод нельзя трогать руками.

6. По какому телефону нужно звонить при пожаре?

Взаимопроверка. Оценивание с помощью смайликов.


Поднимите руки те, кто получил зелёный смайлик? Жёлтый? Красный?

    Итог.

Давайте вспомним правила безопасности, о которых говорили сегодня?

Как теперь мы можем дополнить пословицу «Мой дом – моя крепость»?

- Д ом будет крепостью только в том случае, если соблюдать правила пользования бытовыми предметами.

Чтобы вы не забыли правила, я подготовила вам памятки «Правила безопасного поведения в быту»

Рефлексия.

Чтобы наш дом был крепким, мы должны с вами сделать фундамент из кирпичиков.

Коричневый – я понял, как себя обезопасить, жёлтый – правила безопасности усвоил не до конца, красный – правила безопасности не усвоил.

Вот каким крепким стал наш дом.

Спасибо за работу, вы молодцы.


Для каждого ребенка дом является самой крепкой, самой надежной крепостью. Все здесь кажется таким привычным и известным, но каждый предмет в доме может быть не только полезным, но и опасным для здоровья и даже жизни. В теме «Домашние опасности» по окружающему миру узнаем, как правильно себя вести и как обращаться с домашними предметами.

Будь всегда начеку!

Живя в многоэтажном доме, ребенок каждый день должен выходить на лестничную площадку или ездить на лифте. Для того, чтобы этот путь был безопасным, нужно быть внимательным и убедиться в том, что поблизости нет незнакомых людей.

Если незнакомец ведет себя подозрительно или агрессивно, не нужно пугаться. Нужно что есть силы закричать на весь подъезд. Только вместо «Помогите!» лучше громко крикнуть «Пожар!». На этот возглас обязательно отреагируют соседи, и опасности можно избежать.

Рис. 1. Не стоит заходить в лифт с незнакомцем

Если ребенок на какое-то время остался в квартире один, он также не должен терять бдительность. Услышав звонок в дверь, он может подумать, что вернулись родители и приняться ее открывать.

В первую очередь следует поинтересоваться, кто это, и если за дверью стоит незнакомый человек, ни в коем случае нельзя его впускать в квартиру, что бы он ни говорил. Это очень опасно! В этом случае нужно быстрее позвонить родителям или набрать номер 112 и рассказать о случившемся.

Окна и балкон

Из окна очень интересно наблюдать за тем, что происходит во дворе. А на балконе или лоджии так интересно играть, особенно в солнечную погоду.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Однако нужно быть очень осторожным, и ни в коем случае не открывать окна и уже тем более не сидеть на подоконнике или свешиваться через перила балкона. Одно неверное движение, и можно упасть с большой высоты. Это может привести к очень печальным последствиям.

Бытовые приборы

В руках родителей бытовые приборы кажутся вполне безобидными, но каждый ребенок должен знать, насколько опасными они могут быть. Так, прикоснувшись к включенному утюгу, можно сильно обжечься. Если же вовремя не выключить его из розетки, то в квартире может возникнуть пожар.

Рис. 2. С утюгом нужно быть очень осторожным

Детям нужно запомнить, что почти все бытовые приборы работают от электричества. Запрещено прикасаться к розетке, проводам, переходникам - можно получить удар током.

В каждом доме есть электрическая или газовая плита, на которой готовят еду. Не стоит включать ее без присмотра родителей. Если плита газовая, может произойти утечка газа, и от зажженной спички произойдет взрыв. Если же плита электрическая, то можно ненароком обжечься о ее горячую поверхность.

В быту не обойтись и без колюще-режущих предметов: ножниц, ножей, иголок. С их помощью можно сделать много полезной работы, но и пользоваться с ними нужно с большой осторожностью. Если ребенок не уверен, что справится, лучше попросить родителей о помощи.

Рис. 3. Острый нож - это не игрушка

Что мы узнали?

На данном уроке, посвященном теме «Домашние опасности» 2 класса, мы узнали, что даже в собственном доме нужно быть аккуратным со многими предметами. Некоторые из них могут серьезно травмировать, стать причиной пожара или взрыва в квартире. Также стоит помнить о собственной безопасности, особенно когда ребенок находится в доме один.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 267.

1. Соедини линиями предметы и опасности, которые они могут принести

Табурет, стул - падение

Выключатель, розетка - удар электрическим током

Соковыжималка, мясорубка - повреждение пальцев

Чайник, утюг - Ожог

Лекарства - Отравление

С соседом по парте проведите взаимную проверку работы.

2. А это задание придумал для тебя очень наблюдательный пёс Рыжик. На каких рисунках предметы поставлены правильно, а на каких нет? Неправильное зачеркни красным карандашом. Объясни своё решение (устно).

3. Выполните задания для групповой работы.

1) Придумайте и нарисуйте условные знаки для домашних опасностей по рассказу «Давайте пройдём по квартире»

2) Сформулируйте и напишите правила к условным знакам (стр. 13-14)

а) нельзя прикасаться руками к розетке - может стукнуть током

б) нельзя вставать на край стула или на плохо установленный стул - можно упасть

в) нельзя совать пальцы в мясорубку - можно получить серьезную травму

г) нельзя держать руки над паром - можно получить ожог

д) нельзя брать режущие предметы (ножи, ножницы) за лезвие - пожно порезаться

Результаты своей работы обсудите в классе. Выберите наиболее удачные знаки и формулировки правил.

4. Дома повтори правила безопасности, изученные на уроке. Попроси кого-нибудь из взрослых проверить тебя. Вместе со взрослыми сформулируйте ещё 2-3 правила. Запиши их и нарисуй к ним условные знаки.

а) не трогайте лекарства в домашней аптечке

б) не играйте со спичками

В классе узнай, что предложили другие ребята. Новые для тебя правила возьми на заметку. Старайся всегда выполнять правила, которые уберегут тебя от домашних опасностей!

Какие домашние предметы окружают ребенка - вещи, которые приносят комфорт в дом, но, в то же время, могут быть очень опасными. Какие правила надо выполнять, если случилась беда? Как уберечь свою жизнь и здоровье? На какие номера телефонов нужно звонить, если произошло какое-либо происшествие? Все эти вопросы и будут рассмотрены на данном уроке.

Тема: Здоровье и безопасность

Урок: Домашние опасности

Ребенок привык к своему дому, ему там все кажется известным и обычным, но каждый предмет в доме может иметь хорошие и плохие, полезные и опасные стороны.

Если дом, в котором живет ребенок, многоэтажный, ему, заходя в подъезд, нужно подняться на лифте и выйти на лестничную площадку. Для того чтобы этот путь был безопасным, когда ребенок заходит в подъезд или лифт, он должен посмотреть, чтобы рядом не было незнакомых людей. Если что-то произошло, лучший выход из положения - крик «Пожар», потому что на этот возглас откликнутся люди. Подходя к двери квартиры, ребенок должен понимать, что в ней есть и хорошие свойства: она крепкая, в ней есть замки, и плохие: ею можно прищемить пальцы. Ребенок должен запомнить правило, что нельзя вставлять пальцы в дверной проем.

Находясь в квартире и услышав сигнал звонка, ребенок может подумать, что пришел кто-то из знакомых, но за дверью может быть и незнакомец. Второе правило, которое должен запомнить ребенок: никогда не открывать незнакомому человеку, что бы он ни говорил. Если человек настаивает на том, что он знакомый родителей или водопроводчик, ребенок может позвонить родителям, но если не может дозвониться, набрать номер 112.

Этот номер набирают при чрезвычайных ситуациях.

Рис. 1. Номер службы спасения ()

Номер действует в России и в Европе, даже если заблокирована клавиатура, нет денег на счете и отсутствует сим-карта. Для соединения с определенной службой диспетчер предложит связать с пожарной охраной, нажав клавишу «1».

Для соединения с полицией - «2».

Со службой скорой помощи - «3».

Газовой службой - «4».

В случае назойливого незнакомца, ребенку нужно вызвать полицию, нажав клавишу с цифрой «2». Если незнакомцы звонят по телефону, ребенок никогда не должен говорить, что взрослых нет дома, он должен ответить, что они просто не могут подойти к телефону, так как очень заняты.

Войдя в комнату, ребенок может увидеть окно.

Открыв окно, можно проветрить комнату, через него в квартиру заходит солнечный свет, но если окно разобьется, об осколки можно пораниться, опасно также сидеть на подоконнике. Ребенок никогда не должен этого делать.

Если есть балкон или лоджия, в теплое время там можно играть, почитать книгу, но играть на лоджии надо осторожно, ни в коем случае не свешиваться с нее.

В комнате, где стоит утюг, ребенку тоже надо быть осторожным. Утюгом гладят вещи, но им можно обжечься, а еще из-за него может возникнуть пожар.

Ребенок во втором классе знает, что утюг работает от электричества, благодаря ему в доме есть свет, может работать компьютер, телевизор, но электричество очень опасно. К проводу, выключателю, розетке никогда нельзя притрагиваться мокрыми руками, потому что вода и электричество вместе очень опасны. Еще опаснее оголенные провода, ребенка может ударить током.

На кухне в квартире есть плита. С ее помощью готовят кушать, но, в то же время, это опасный прибор, особенно, если плита газовая. Может произойти утечка газа. Газ, скопившись, может взорваться даже от случайно зажженной спички или включения электроприборов.

Если в квартире ощущается запах газа, каждый человек должен выполнять следующие действия:

1. Открыть окно, чтобы проветрить помещение.

2. Проверить, закрыт ли кран на плите.

3. Ни в коем случае не зажигать спички, газовую плиту, не включать электроприборы.

4. Немедленно позвонить по номеру 04.

Если плита электрическая, ребенок должен быть осторожен, чтобы не обжечься о верхнюю часть включенной плиты. На плите могут стоять горячие кухонные приспособления, чтобы их снять, нужно пользоваться полотенцем или специальной рукавичкой.

Рис. 10. Прихваты для горячего ()

Если неприятность произошла, надо подставить обожженное место под струю холодной воды или приложить лед. Холодом также лечат синяки и ушибы. На кухне может быть еще много электрических приборов: кофемолка, соковыжималка и т. д. Они помогают готовить еду, но, в то же время, опасны, поскольку у них есть острые вращающиеся детали, надо беречь пальцы.

На столе может стоять бутылка с уксусом.

С его помощью готовят еду, но уксус - это кислота, поэтому он может быть очень опасным. Когда родители консервируют огурцы, то уксуса добавляется немного. Взрослые должны быть очень осторожными и не позволять ребенку трогать эту бутылку.

Ребенок может знать, где лежит аптечка с лекарствами.

Взять оттуда ребенок может только лейкопластырь, бинт, вату, йод и зеленку, потому что другими лекарствами ребенок может отравиться.

В аптечке есть термометр, когда ребенок заболеет, им можно измерить температуру.

Термометр тоже может быть опасным. Внутри у него находится ртуть, если термометр нечаянно разбить, ртуть может вытечь. Ртуть является очень ядовитым металлом. Для дезинфекции помещения от этого ядовитого вещества создана специальная служба.

Если разбился термометр, нужно выполнять следующие действия:

1. Открыть форточку, чтобы проветрить помещение.

2. Уйти из комнаты, где разбился термометр.

3. Звонить 112 и сообщить о случившемся.

Если ртуть быстро не убрать, она начнет испаряться, человек, дыша такими испарениями, может отравиться.

В ванной комнате и в туалете родители могут часто использовать бытовую химию. Эти вещества помогают отстирывать, оттирать, удалять пятна. Опасны они тем, что могут разъедать кожу (на них изображена этикетка с перчаткой), на всех препаратах написано: "не допускать попадания в глаза". Их ребенку трогать нельзя.

В каждом доме есть иглы, ножи, ножницы. С их помощью люди режут, шьют, но они опасны тем, что они острые, и надо быть осторожными при работе с ними.

На данном уроке были освещены большинство опасных предметов, которые могут встречаться в доме, ребенку нужно быть очень внимательным и осторожным, пользуясь ими.

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб.и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк.- М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В.,Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир.- Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.- ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Slideshare.net ().
  2. Baby.ru ().
  1. Прочитайте с.18 - 22 учебника Плешакова А.А. "Мир вокруг нас". Дайте ответы на вопросы 1 - 4.
  2. Какие предметы, не названные на уроке, могут нести опасность в доме? Что надо делать, чтобы избежать этой опасности?
  3. Нарисуй некоторые из предметов в твоем доме, с которыми нужно быть осторожным.
  4. *Составь небольшой кроссворд из слов опасных предметов, которые тебя окружают.