Друзья мои как прекрасен наш союз. Материал по литературе (6 класс) на тему: "Прекрасен наш союз!" А.С.Пушкин и его лицейские друзья


«Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село».

Эти строки Пушкин посвятил родному лицею, после окончания которого, Александр Сергеевич и его товарищи решили ежегодно, 19 октября, встречаться, вспоминая былую лицейскую жизнь. Поэтому в России сегодня празднуется день лицеиста. У микрофона Маргарита Ставнийчук, всем привет!

НУ И ДЕНЕК

Именно 19 октября по старому стилю открылся Царскосельский лицей. Несмотря на то, что через его двери прошли многие талантливые люди, самым известным навсегда остался его первый выпуск. Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, мореплаватель Матюшкин, канцлер Горчаков, декабрист Пущин, директор Императорской публичной библиотеки Корф. Со временем многие перестали соблюдать традицию встречаться 19-го октября. В их числе был и Пушкин из-за своих неоднократных ссылок. Осенью 1825 года он находился в ссылке в Михайловском и не смог приехать на очередную встречу лицеистов. Но написал стихотворение полное тоски по товарищам под названием «19 октября». Оно было торжественно зачитано в кругу собравшихся друзей.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.

НУ И ДЕНЕК
Наш следующий герой тоже всю жизнь был гоним и долгое время провел в Царском селе. Он родился 19-го октября 1823 года, а зовут его Платон Васильевич Павлов.

Воскресные школы были не только организациями религиозного просвещения, но также несли образовательную функцию. В Российской империи первые такие заведения были созданы в середине 19 века. В них обучали не только детей, но и взрослое неграмотное или полуграмотное население городов и деревень. Инициатором этой идеи и ее воплощения был Платон Васильевич Павлов.

Он был историком, а также понимал важность творчества и искусства. В своей педагогической практике он применил новаторство, когда ввел в университетскую программу «Курс истории пластических искусств в связи с развитием культуры». А еще Павлов устроил при Kиевском университете музей изящных искусств, положив начало и специальной библиотеке по этому направлению.

В 1861 ― м он был избран профессором русской истории в питерском университете, но не прочел там ни одной лекции. Павлова арестовали за то, что на публичном чтении он закончил свою речь о тысячелетии России такими словами: «Россия стоит теперь над бездной, в которую мы и повергнемся, если не обратимся к последнему средству спасения, к сближению с народом».

19 октября 1860 года во Флоренции была создана первая компания по выпуску двигателей внутреннего сгорания. Это произошло в том же году, когда французский механик Этьен Ленуар сконструировал первый практически пригодный двухтактный газовый двигатель внутреннего сгорания. Позже пальма первенства в производстве двигателей перешла совсем к другим городам, но это не беда, ведь Флоренция всегда была центром искусства. Не зря здесь на свет появилось столько талантливых творческих людей. Наш следующий герой писатель Васко Пратолини родился во Флоренции 19-го октября 1913-го года.

18 лет назад было совершенно одно из крупнейших пожертвований века. Неизвестный меценат подарил Франции ценную коллекцию из 109 произведений искусства, в числе которых картины, рисунки, пастели и скульптуры XVIII, XIX и XX веков. А в Нью-Йорке в этот же день был открыт филиал музея Мадам Тюссо. Его строительство обошлось в 50 млн. долларов. Ежегодно музей пополнялся новыми экспонатами. На сегодняшний день коллекция насчитывает более 400 восковых фигур. В отличие от других музеев Мадам Тюссо, здесь двойники знаменитостей не ограждены от посетителей. Единственный экспонат, который размещен за стеклом, - это восковая фигура Гитлера, которая некогда была изувечена одним из посетителей музея.

НУ И ДЕНЕК

С днём рождения мы хотим поздравить журналистку Катю Гордон и одного из создателей мультсериала South Park Трейя Паркера.

Этот выпуск для вас подготовили Сергей Оспищев, Елена Ханина, Маргарита Ставнийчук и звукорежиссер Ольга Рябочкина.


Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен -

    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день как будто поневоле
    И скроется за край окружных гор.
    Пылай, камин, в моей пустынной келье;
    А ты, вино, осенней стужи друг,
    Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
    Минутное забвенье горьких мук.

    Печален я: со мною друга нет,
    С кем долгую запил бы я разлуку,
    Кому бы мог пожать от сердца руку
    И пожелать веселых много лет.
    Я пью один; вотще воображенье
    Вокруг меня товарищей зовет;
    Знакомое не слышно приближенье,
    И милого душа моя не ждет.

    Я пью один, и на брегах Невы
    Меня друзья сегодня именуют...
    Но многие ль и там из вас пируют?
    Еще кого не досчитались вы?
    Кто изменил пленительной привычке?
    Кого от вас увлек холодный свет?
    Чей глас умолк на братской перекличке?
    Кто не пришел? Кого меж вами нет?

    Он не пришел, кудрявый наш певец,
    С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
    Под миртами Италии прекрасной
    Он тихо спит, и дружеский резец
    Не начертал над русскою могилой
    Слов несколько на языке родном,
    Чтоб некогда нашел привет унылый
    Сын севера, бродя в краю чужом.

    Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
    Чужих небес любовник беспокойный?
    Иль снова ты проходишь тропик знойный
    И вечный лед полунощных морей?
    Счастливый путь!.. С лицейского порога
    Ты на корабль перешагнул шутя,
    И с той поры в морях твоя дорога,
    О волн и бурь любимое дитя!

    Ты сохранил в блуждающей судьбе
    Прекрасных лет первоначальны нравы:
    Лицейский шум, лицейские забавы
    Средь бурных волн мечталися тебе;
    Ты простирал из-за моря нам руку,
    Ты нас одних в младой душе носил
    И повторял: «На долгую разлуку
    Нас тайный рок, быть может, осудил!»

    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим и вечен -
    Неколебим, свободен и беспечен,
    Срастался он под сенью дружных муз.
    Куда бы нас ни бросила судьбина
    И счастие куда б ни повело,
    Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село.

    Из края в край преследуем грозой,
    Запутанный в сетях судьбы суровой,
    Я с трепетом на лоно дружбы новой,
    Устав, приник ласкающей главой...
    С мольбой моей печальной и мятежной,
    С доверчивой надеждой первых лет,
    Друзьям иным душой предался нежной;
    Но горек был небратский их привет.

    И ныне здесь, в забытой сей глуши,
    В обители пустынных вьюг и хлада,
    Мне сладкая готовилась отрада:
    Троих из вас, друзей моей души,
    Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
    О Пущин мой, ты первый посетил;
    Ты усладил изгнанья день печальный,
    Ты в день его Лицея превратил.

    Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
    Хвала тебе - фортуны блеск холодный
    Не изменил души твоей свободной:
    Всё тот же ты для чести и друзей.
    Нам разный путь судьбой назначен строгой;
    Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
    Но невзначай проселочной дорогой
    Мы встретились и братски обнялись.

    Когда постиг меня судьбины гнев,
    Для всех чужой, как сирота бездомный,
    Под бурею главой поник я томной
    И ждал тебя, вещун пермесских дев,
    И ты пришел, сын лени вдохновенный,
    О Дельвиг мой: твой голос пробудил
    Сердечный жар, так долго усыпленный,
    И бодро я судьбу благословил.

    С младенчества дух песен в нас горел,
    И дивное волненье мы познали;
    С младенчества две музы к нам летали,
    И сладок был их лаской наш удел:
    Но я любил уже рукоплесканья,
    Ты, гордый, пел для муз и для души;
    Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
    Ты гений свой воспитывал в тиши.

    Служенье муз не терпит суеты;
    Прекрасное должно быть величаво:
    Но юность нам советует лукаво,
    И шумные нас радуют мечты...
    Опомнимся - но поздно! и уныло
    Глядим назад, следов не видя там.
    Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
    Мой брат родной по музе, по судьбам?

    Пора, пора! душевных наших мук
    Не стоит мир; оставим заблужденья!
    Сокроем жизнь под сень уединенья!
    Я жду тебя, мой запоздалый друг -
    Приди; огнем волшебного рассказа
    Сердечные преданья оживи;
    Поговорим о бурных днях Кавказа,
    О Шиллере, о славе, о любви.

    Пора и мне... пируйте, о друзья!
    Предчувствую отрадное свиданье;
    Запомните ж поэта предсказанье:
    Промчится год, и с вами снова я,
    Исполнится завет моих мечтаний;
    Промчится год, и я явлюся к вам!
    О, сколько слез и сколько восклицаний,
    И сколько чаш, подъятых к небесам!

    И первую полней, друзья, полней!
    И всю до дна в честь нашего союза!
    Благослови, ликующая муза,
    Благослови: да здравствует Лицей!
    Наставникам, хранившим юность нашу,
    Всем честию, и мертвым и живым,
    К устам подъяв признательную чашу,
    Не помня зла, за благо воздадим.

    Полней, полней! и, сердцем возгоря,
    Опять до дна, до капли выпивайте!
    Но за кого? о други, угадайте...
    Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
    Он человек! им властвует мгновенье.
    Он раб молвы, сомнений и страстей;
    Простим ему неправое гоненье:
    Он взял Париж, он основал Лицей.

    Пируйте же, пока еще мы тут!
    Увы, наш круг час от часу редеет;
    Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
    Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
    Невидимо склоняясь и хладея,
    Мы близимся к началу своему...
    Кому ж из нас под старость день Лицея
    Торжествовать придется одному?

    Несчастный друг! средь новых поколений
    Докучный гость и лишний, и чужой,
    Он вспомнит нас и дни соединений,
    Закрыв глаза дрожащею рукой...
    Пускай же он с отрадой хоть печальной
    Тогда сей день за чашей проведет,
    Как ныне я, затворник ваш опальный,
    Его провел без горя и забот.
    1825


      19 ОКТЯБРЯ 1827
      Бог помочь вам, друзья мои,
      В заботах жизни, царской службы,
      И на пирах разгульной дружбы,
      И в сладких таинствах любви!

      Бог помочь вам, друзья мои,
      И в бурях, и в житейском горе,
      В краю чужом, в пустынном море
      И в мрачных пропастях земли!
      1827

Оригинал записи и комментарии на

Сценарий "Друзья, прекрасен наш союз!» (посвященный лицейским друзьям и роли дружбы в жизни А.С. Пушкина)" 5-10 клас

Мартыненко Елена Евгеньевна ГБОУ СОШ № 1959 «Дети мира»

г. Москва Учитель музыки

Цели: донести до учащихся образ поэта-товарища; показать, как дружба согревала Пушкина, приносила ему ни с чем несравнимую радость, вдохновляла на создание прекрасных стихов; удивить силой и выразительностью поэтических строк, посвящённых дружбе.

Оборудование: диафильмы «Пушкин в лицее», «Пушкин и няня», «Пушкин и декабристы», «Пушкин в изгнании», «Пушкин в Михайловском»; аудиозаписи произведений А.С. Пушкина.

Оформление: портрет А.С. Пушкина (под портретом слова «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»); плакаты и выставка «Тесный круг друзей моих», материалом для которой послужат прижизненные портреты и фотографии товарищей Пушкина, репродукции картин, сопровождаемые краткими, но выразительными подписями: (например, под рисунком А.А. Дельвига написать пушкинские строки:

«Товарищ юности живой,

Товарищ юности унылой,

Товарищ песен молодых,

Пиров и чистых помышлений…»).

Ход вечера

  1. Звучат фанфары.
  2. Гимн России.
  3. Вынос знамени.

1-й ведущий:

Наш милый дом, что на семи ветрах,

Ты всем открыт, и все сюда приходят.

Здесь забываем мы ненужный страх,

И снова в детство ты с собой уводишь.

2-й ведущий:

Нас эти стены словно берегут…

Здесь нам легко и в горестях, и в бедах.

И здесь нас ждут, как мамы дома ждут,

Большим и малым радуясь победам.

3-й ведущий:

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рады приветствовать вас сегодня в этом праздничном зале школы № 1959 «Дети мира». Приятно видеть здесь старших гимназистов и младших школьников. Дорогие пятиклассники! Первого сентября вы пришли учиться в школу в необычные классы. Поступая сюда, вы проходили отбор, доказывали своё право обучаться в гимназическом и лицейском классах. И вот сегодня настал торжественный день – День посвящения в гимназисты и лицеисты.

1-й ведущий:

Между лицеями и гимназиями много общего. Оба эти слова заимствованы их древнегреческого языка. Когда-то в древних Афинах существовала легендарная школа, основанная философом Аристотелем, называвшаяся ликеем или лицеем.

3-й ведущий:

Лицейское богатство – самая светлая глава биографии Пушкина. Годы, проведенные в лицее, были самыми прекрасными, незабываемыми дорогами дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь Пушкин будет вспоминать о них с нежностью и восторгом:

Где б ни был я: в огне ли сметной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я…

4-й ведущий:

Принятый в лицее распорядок дня был тщательно продуман: ранний подъем, повторение уроков, учебные занятия, время отдыха.

1-й ведущий: Да, режим лицейский очень строг – всех сзывают на урок.

Урок математики в лицее (сценка)

За столами сидят лицеисты (5-6 человек). Входит Карпов.

Карпов : - Добрый день, господа! Сегодня решаем уравнения.

(Всем раздаёт листы, все решают, один Пушкин ничего не делает).

Карпов : - Александр Пушкин, извольте к доске.

(Пушкин выходит, задумывается, трет виски, пожимает плечами).

Карпов : - Пушкин, решайте уравнение!

Пушкин : - Я не умею…

Карпов: - Молчите и решайте, а вы все поспешайте!

(Пушкин мучается у доски).

Карпов: - Я все стою печально и смотрю…

Пушкин: - Но уравнение равно нулю.

2-й ведущий: Да, не ладилось у Пушкина с математикой… А как обстоит дело на современном этапе? Кто важнее – лирики или физики? И что говорят по э

Видео (выдержка из новостей о том, что правительство вмешалось в спор математиков и гуманитариев).

Ролик-интервью с учащимися 5-х классов.

3-й ведущий:

Физики и лирики –

Противостояние.

Да, заслуживает тема.

Нашего внимания.

4-й ведущий:

Физики и лирики –

Это вечный спор,

Интересен и полезен,

Чтоб вести нам разговор.

Спор «Физики и лирики» (сценка)

В разных концах сцены стоят два стола: на одном из них стоит табличка с надписью «лирики», на другом – «физики». Около столов располагаются участники сценки.

Участники поют песню на мелодию песни «Дуэт короля и принцессы» из мультфильма «По следам бременских музыкантов».

Все:

Очень трудная наука математика.

И не всем она дается одинаково.

(Пишет ноль).

Карпов : - У Вас всегда и все нулю равняется. Да, с математикой у Вас не получается. Вы на последней парте заседайте, свои стихотворенья сочиняйте.

Вот Вам единственный совет.

Хор лицеистов: - Но он у нас большой поэт!

(Появляется совсем старый Гаврила Романович Державин).

Державин:

Старик Державин все заметил.

Восторгов я тогда не скрыл.

Ведь чудо в Пушкине отметил

И от души благословил.

Хочу еще раз все услышать,

А ну-ка, милый, встань поближе.

Подайте трубку поскорей, (слуховой аппарат)

Ну, Саша, выходи смелей!

(Пушкин встает и читает стихи).

Пушкин:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он по сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

(Державин выражает свое почтение Пушкину, а тот в смущении убегает, все кланяются и уходят).

Сердцебиенье – ритм,

Угаданный меж строк,

И строгости здесь нету алгоритма.

А каждая неискренность – подлог.

Науке – лирик предназначен,

Без рифмы – формулы сухи.

Душа должна быть тоже зрячей,

И ей, как свет, нужны стихи…

1-й ведущий:

В истории науки и литературы есть множество фактов счастливого соединения художественного и математического талантов. Например, сказки «Алиса в стране чудес» и «Волшебник изумрудного города» написали математики Льюис и Александр Волков.

2-й ведущий:

3-й ведущий:

А гений Ломоносова объединил, казалось бы, несовместимые области знаний: химию, поэзию, математику, медицину, физику.

4-й ведущий:

Науки разные нужны, науки всякие важны!

2-й ведущий:

А гимназией или гимнасией в Древней Греции называлось общеобразовательное учебное заведение, как правило, гуманитарно- филологического направления, дающее ученикам классическое общее образование.

3-й ведущий:

Мы приглашаем всех, присутствующих в зале, отправиться совсем недалеко, всего на два столетия назад. Вспомним 19 век, осень, октябрь….

4-й ведущий:

Воспоминание, рисуй передо мной

Волшебные места, где я живу душой,

Леса, где я любил, где чувство развивалось,

Где с первой юностью младенчество сливалось,

И где, взлелеянный природой и мечтой,

Я знал поэзию, веселость и покой.

1-й ведущий:

19 октября 1811 года по повелению Александра I недалеко от Санкт – Петербурга был открыт Царскосельский лицей. Создатели лицея обращались не только к идеалам античности, но и к русским традициям. Лицей был призван дать всестороннее образование родным братьям государя – великим князьям, а также мальчикам из знатных дворянских семей России. На первый кур лицея по личному выбору императора было принято 30 человек, в числе которых и двенадцатилетний отрок Александр Пушкин. Здесь он провел 6 лет отрочества и юности.

2-й ведущий:

Великолепные преподаватели, постоянные соревнования лицеистов за звание «лучшего в учёбе», регулярные пробы поэтического пера – все это обусловило появление дружного круга единомышленников, живущих идеалами служения России и своему народу.

3-й ведущий:

В лицее изучались дисциплины нравственные, словесные, исторические, физические и математические, изящные искусства и гимнастические упражнения. Часто занятия проводились в форме бесед во время прогулок по тенистым садам Лицея в Царском Селе.

4-й ведущий:

В лицейской парке у пруда

Вальсирует листва берёз.

И Пушкин с Пущиным вдвоём…

Их листопад почти занёс.

Занёс лицейские мостки,

Занёс скульптуры и скамьи.

Друзья в саду совсем одни,

Читают новые стихи…

Вальс (танцует подготовленная пара учащихся).

1-й ведущий:

На первый курс лицея по личному выбору императора Александра I было зачислено 30 человек. В дальнейшем они станут известными людьми своего времени – поэтами, министрами, офицерами, сельскими домоседами и неугомонными путешественниками.

2-й ведущий:

Именно здесь, в стенах лицея, юный Пушкин, про прозвищу «Француз», приобретает самых первых, преданных и верных друзей, среди которых Иван Пущин – «Жано», Вильгельм Кюхельбекер – «Кюхля», Антон Дельвиг – «Тося», Александр Горчаков – «Франт», Иван Малиновский – «Казак», Константин Данзас – «Медведь»…

Ведущий: Забавы, шутки, розыгрыши, пирушки и влюблённости Но была и большая духовная работа. Дружба с поэтом Василием Андреевичем Жуковским, знакомство с историком Николаем Васильевичем Карамзиным, поэтом Петром Андреевичем Вяземским, политическим деятелем Петром Александровичем Плетнёвым.
ДЕЛЬВИГ: Наше главное достоинство – дружба. Её боготворят, ставят на первое место.
МАЛИНОВСКИЙ: Много выше карьеры..
КОРСАКОВ: Удачи.
КЮХЕЛЬБЕКЕР: Даже любви.
ВОЛЬХОВСКИЙ: Больше всего о дружбе говорили и писали в Царском Селе в летние дни 1817 года – дни окончания Лицея. В 1817 году уже совсем незадолго до выпуска Пушкин написал стихотворение "Прощанье":

Чтец:
Промчались годы заточенья;
Недолго, милые друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порога,
Зовет нас света дальний шум,
И всякий смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум
Иной, под кивер спрятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул –
В крещенской утренней прохладе
Красиво мерзнет на параде
И греться ходит в караул;
Иной, рожденный быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным шутом зрит себя;
Лишь я, во всем судьбе послушный,
Беспечной лени верный сын,
К частям ничтожным равнодушный,
Я тихо задремал один.


Ведущий: В день окончания Лицея пели гимн на слова Дельвига.
ДЕЛЬВИГ:
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Рука в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, породила нас!
МАЛИНОВСКИЙ: Потом директор надел нам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы.
КЮХЕЛЬБЕКЕР: Впереди у нас была ещё вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицей, друзей, наше Отечество.
ЛИЦЕИСТЫ (взявшись за руки, читают стихи Пушкина):
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Ведущий: В жизни каждого человека есть свой лицей. Нам бы хотелось, чтоб однажды, собравшись все вместе, вы тоже сказали «Друзья мои, прекрасен наш союз».
Звучит «Вальс Г.В.Свиридова. Гасятся свечи.


Мировоззрение

Написано было ранее, но, думаю, это актуально и сейчас…

Несколько лет тому назад проводили в Киеве педагогические чтения. Собралось около трёхсот учителей средних школ. Дело было 19 октября. Открывая встречу, я поздравил всех с праздником. С каким? ― заинтересовалась аудитория. Ну как же! ― уже заинтересовался я ― вспоминайте: 19 октября, день особенный для всех учителей. Аудитория напряглась. Задумалась. И ― не вспомнила… Никто. А сегодня утром мне позвонил из моего родного донбасского городка Снежное мой давний приятель, всю жизнь проработавший в шахте. Позвонил поздравить с праздником 19 октября, днём открытия царскосельского, но для нас ― и чаще мы так и говорим ― пушкинского лицея. «Друзья! Прекрасен наш союз!..»

Гамлет мучился вопросом: «Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?!» Утеряв нити с прошлым, нашим Великим прошлым, мы окажемся тем самым перекати-полем, которое тупо гоняет ветер по степи. И нет пристанища, и нет смысла… А ведь если вдуматься, власть, государство осознанно или не осознанно, обрывает нити культуры, нити образования, обрекая людей на выхолощенную потребительскую жизнь. Некоторые из нас, мой приятель-шахтёр, например, ещё помнят про 19 октября. А если задать этот вопрос школьникам гуманитарных классов? Без 19 октября, без Пушкина, без русской культуры, частью которой всегда была культура земель малороссийских, нет у нас полноценного будущего. Так, перекати-поле…

Прошлым летом осуществилась моя давняя мечта побывать в Пушкинском лицее. Фотографии - из той поездки. И ещё хороший текст из Интернета… С.В.

Внутренней, самой близкой отчизной, отчизной души Пушкина, был лицей, Царское Село. О них он вспоминал часто, постоянно, всегда. В одном из лучших своих лирических стихотворений, «19 октября» (1825 года), обращаясь к друзьям, он скажет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастье куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Начало

Когда-то на окраине Афин близ храма Аполлона Ликейского существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверно, его создатели надеялись, что Царскосельский Лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура.

Автор проекта создания Лицея М.М.Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы Лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства.

На должность директора Лицея был назначен чиновник архива коллегии Иностранных дел Василий Федорович Малиновский.

Преподаватели

Малиновский решал не только организационные вопросы, его волновал и педагогический штат Лицея. В подборе наставников нельзя было ошибиться: ведь Лицей - особое учебное заведение, ему покровительствует сам император. Директор сумел сделать правильный выбор, пригласив не только опытных педагогов - Давида де Будри, Н.Ф. Кошанского, но и молодых - Я.И. Карцова, А.П. Куницына, И.К. Кайданова, для которых Лицей становится делом всей жизни.

На празднование торжественного акта по случаю открытия лицея присутствовала царская семья. Однако самым памятным для Пушкина событием торжественного дня 19 октября 1811 года была вступительная речь Куницына. В своем последнем стихотворении, посвященном дате 19 октября, Пушкин скажет о речи Куницына:

Вы помните, когда возник Лицей,

И царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей…..

В своей речи Куницын призывал превыше всего чтить законы и соблюдать их: “Приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оное; ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа».

Свою речь Куницын закончил словами, обращенными к лицеистам: «Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не возвратит мысль сея вашего воображения! Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями».

Куницыну дар сердца и вина:
Он создал нас, он воспитал наш пламень;
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада зажжена.

Большое воспитательное значение имел для лицеистов преподаватель французского языка Де Будри, родной брат Марата. Строгий ко всем, барон Корф этого старика особенно выгодно выделяет из ряда его товарищей. По его словам, он «один из всех данных нам наставников вполне понимал свое призвание и, как человек в высшей степени практический, наиболее способствовал нашему развитию, отнюдь не в одном познании французского языка». Из всех педагогов Лицея, кажется, один Де Будри сумел заставить учеников заниматься, и если лицеисты позволяли себе шалости с ним, то позднее оценили его, отдав полную справедливость благотворному влиянию, которое имел он и на их образование...

Для Пушкина самым приятным наставником был проф. Галич, временный заместитель Кошанского, особенно приятный, быть может, потому, что менее всего был «наставником», проще держался со своими учениками, по-видимому, нередко становился с ними на дружескую, товарищескую ногу. Быть может, это вредило делу обучения, но вносило ту «человечность» в отношения, то признание равноправности, при котором юный поэт чувствовал мир своей души в безопасности от чуждых, нежелательных вторжений. Вот почему он почтил Галича не холодной, почти официальной похвалой, а теплым приветом: «мой добрый Галич, vale!"

На первый, пушкинский курс, было принято 30 лицеистов. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года - так называемый начальный курс - изучались предметы старших классов гимназии. Три последующих года - окончательный курс - содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического.

Занятия

Вставали воспитанники в шесть часов утра. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа. В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда - три часа занятий. В шестом - прогулка и гимнастические упражнения. Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников - это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой - катание на коньках.

Воспитанники много читали. "Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов", - вспоминал Модест Корф.

Своих современников - русских писателей и поэтов - лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского: "...до самого вступления в Лицей я не видел ни одного писателя - но в Лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова". Профессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданную тему. "Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, - вспоминал позднее Иван Пущин, - когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: "Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами".

Из этих характеристик мы видим, что и для педагогов Лицея Пушкин остался все тем же неразгаданным, не поддающимся никакому влиянию, каким он покинул отчий дом.

Литературные занятия

Одно из любимых занятий лицеистов - собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать - выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, - их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов.

Литературными учителями юного Пушкина были не только Вольтер и другие знаменитые французы, но и еще больше Жуковский, Батюшков.

Несомненное воздействие на Пушкина оказал также и Державин. Очевидным образом его воздействие проявилось в известном стихотворении лицейской поры «Воспоминание в Царском селе». Сам Пушкин так вспоминал о своем чтении этого стихотворения на торжественной церемонии экзамена в присутствии Державина: «Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукой. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли; портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похожи. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблестели; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей; когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение, не помню куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять …. Меня искали, но не нашли».

Дружба

Для Пушкина лицей был не только источником дорогих воспоминаний, но и многого существенно важного и решающего в его последующем духовном развитии. В лицее были хорошие преподаватели, там читались ученикам основы наук, но еще более, чем преподаватели и излагаемые ими научные сведения, служил образованию их тесный дружеский круг. Его значение для Пушкина было неизмеримо велико. Пушкин недаром после окончания лицея отмечал каждую лицейскую годовщину посвященной этой дате стихами. И это были стихи о дружбе. Лицей, лицейское содружество были тем самым, что заменяло ему в юности столь необходимое для человеческой души ощущения дома.

Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. На первый курс было принято тридцать человек. Значит, у Пушкина было двадцать девять товарищей.

В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было прозвище, а у некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин - “Жано”, Вильгельм Карлович Кюхельбекер - “Кюхля”, “Глиста”, сам Пушкин - “Француз”, «Обезьяна», Данзас - «Медведь», Антон Дельвиг - «Тося».

Но у Пушкина не всегда складывались отношения с товарищами. Вот что писал Пущин в своих записках: «Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии. Он иногда неуместными шутками, неловкими колкостями ставил себя в затруднительное положение, не умел потом из него выйти. Это вело его к новым промахам. В нем была смесь излишней смелости с застенчивостью — и то и другое невпопад, это тем самым ему вредило». Самолюбивый, задорный, легко воспламенявшийся, но скоро остывавший, всегда готовый судить себя так же строго, как и другого, Пушкин, исковерканный домашним воспитанием, а быть может и задатками наследственности, был, конечно, тяжелым человеком и для других, и для себя. Иногда до поздней ночи, когда весь Лицей уже покоился сном, юноша мучил себя воспоминаниями неудачи прожитого дня, поверял свои муки соседу по комнате, Пущину.

Другие чувства связывали Пушкина с Дельвигом. В его душе Пушкин нашел отзвук не столько своим «человеческим», сколько «поэтическим» стремлениям. Ленивый, малоподвижный и флегматичный барон Дельвиг жил своею собственною жизнью, лучшим украшением которой была любовь к поэзии.

Неизменной любовью окружил поэт и другого своего товарища, тоже «брата по Музам» — Кюхельбекера; этот бескорыстный дилетант на поэтическом поприще, благодаря своему безграничному добродушию, прошел невредимым сквозь строй пушкинских острот и издевательств, не всегда и тонких. Но всё же одно событие привело к первой дуэли в лицее - между Пушкиным и Кюхельбекером.

Гогель-могель

19 октября до самой смерти останется у Пушкина самым памятным днем в его жизни. Сколько приятных воспоминаний будет у Пушкина связанно с лицеем. Ну, хотя бы нашумевшая история с “гогель - могелем”.
История такая. Компания воспитанников с Пушкиным, Пущиным и Малиновским во главе, устроила тайную пирушку. Достали бутылку рома, яиц, натолкли сахару, принесли кипящий самовар, приготовили напиток “гогель - могель” и стали распивать. Одного из товарищей Тыркова, сильно разобрало от рома, он начал шуметь, громко разговаривать, что привлекло внимание дежурного гувернера, и он доложил инспектору Фролову.

Историю с “гогель - могелем” имеет в виду Пушкин в своем послании к Пущину:

Помнишь ли, мой брат по чаше,
Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше
В чистом пенистом вине?
Помнишь ли друзей шептанье
Вкруг бокалов пу ншевых,
Рюмок грозное молчанье,
Пламя трубок гро шевых?
Закипев, о, сколь прекрасно
Токи дымные текли!
Вдруг педанта глас ужасный
Нам послышался вдали, -
И бутылки вмиг разбиты,
И бокалы все в окно,
Всюду по полу разлиты
Пунш и светлое вино.
Убегаем торопливо...

Любовь

Именно в лицее Пушкин первый раз влюбился.
“Первую платоническую, истинно поэтическую любовь возбудила в Пушкине Бакунина, - рассказывает Комаровский. - Она часто навещала брата своего и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи. Пушкин описал ее прелести в стихотворении “К живописцу”, которое было положено на ноты лицейским товарищем Пушкина Яковлевым и понятно пето до самого выхода из заведения “…


Мы знаем Пушкина-человека,
Пушкина - друга монархии,
Пушкина - друга декабристов.
Все это бледнеет перед одним:
Пушкин-поэт!
А. Блок

Александр Сергеевич Пушкин. Это имя знакомо каждому русскому человеку, оно всегда вызывает самые добрые и светлые чувства. Его стихи сопровождают нас всю жизнь - с раннего детства до глубокой старости. Перечитав знакомые строки, мы каждый раз воспринимаем их по-новому.
Пушкинская лирика прекрасна и многообразна. Она поражает читателей своей простотой и одновременно глубиной мыслей и чувств, выраженных в ней. В лирике поэта нашли отражение различные темы и проблемы: и те, которые волновали поэтов во все века, и те, которые возникали в первую треть XIX века.
“Что ж было предметом его (А. С. Пушкина) поэзии?” - спрашивал Н. В. Гоголь. И отвечал: “Все стало предметом...” Действительно, в лирике великого поэта мы найдем и реальные портреты времени, и картины вечно изменчивой природы, и философские размышления о смысле человеческого существования, о роли человека в жизни общества. Через свои стихи А. С. Пушкин передает и чисто индивидуальные ощущения (мысли и чувства, восторги и переживания), делится воспоминаниями и впечатлениями, призывает к борьбе за нравственные идеалы. Его лирика позволяет современному читателю заглянуть в иную эпоху, посмотреть на мир глазами великого поэта.
Одно из важнейших мест в пушкинской лирике занимает тема дружбы. У воспитанника Царскосельского лицея, прекрасного поэта А. С. Пушкина, конечно же было много друзей: И. Пущин, Рылеев, Дельвиг, Кюхельбекер и другие. Поэтому дружба, связывающая их, вера в одни идеалы и принципы нашли отражение в его лирике (“Во глубине сибирских руд...”, “К Чаадаеву”, “И. И. Пущину” и многие другие).
Стихи, посвященные лицейским товарищам, проникнуты самыми добрыми и искренними чувствами, верой в несокрушимость дружеского союза:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
(“19 октября”, 1825 г.)

19 октября - день открытия лицея, постоянно отмечавшийся лицеистами первого выпуска (к которым принадлежал и А. С. Пушкин). С этим днем связаны встречи старых друзей, разговоры и споры, светлые и добрые, а порой и грустные воспоминания. Вот почему именно с этой датой связаны некоторые стихотворения поэта:

Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
19 октября”, 1827 г.)

А сколько было таких “бурь” и “житейских” невзгод! Но самым суровым испытанием был 1825 год, ознаменовавшийся историческим событием - восстанием декабристов. Хотя поэт не принадлежал ни к какому тайному обществу и не принимал участия в восстании на Сенатской площади, у него было много общих взглядов, надежд и воспоминаний с “первенцами свободы”. Все это тоже отразилось в лирике А. С. Пушкина.
Так, например, в стихотворении “Арион” (1827 г.) для иносказательного изображения своих связей с декабристами автор использует миф о древнегреческом поэте и музыканте, который был спасен от гибели в море очарованным его пением дельфином. В этом стихотворении А. С. Пушкин сравнивал свою судьбу с судьбой Ариона, который один среди друзей уцелел после “вихря шумного”. Под словом “вихрь” поэт, по-видимому, подразумевает декабрьское восстание. Несмотря на поражение, А. С. Пушкин, “таинственный певец”, остается верен своим друзьям и идеалам: “Я гимны прежние пою”.
Стихотворение “Во глубине сибирских руд...” явилось посланием в Сибирь ссыльным декабристам. В нем А. С. Пушкин поддерживает друзей, призывает “хранить гордое терпенье” и верить в то, что

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Близость к декабристам, дружба с некоторыми из них послужили причиной тому, что А. С. Пушкин оказался в ссылке в Михайловском. Там, страдая от одиночества, поэт был сильно потрясен тем, что к нему, нарушая все запреты, приехал И. И. Пущин:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(“И. И. Пущину”)

Это событие, когда поэт сам почувствовал величие и силу истинной дружбы, не могло быть забыто. И уже после поражения декабристов А. С. Пушкин пишет послание “И. И. Пущину” (1826 г.), в котором вспоминает приезд друга и “молит святое провиденье”, чтоб озарилось заточенье И. Пущина “лучом лицейских ясных дней”. Это стихотворение было переслано И. Пущину на каторгу вместе с посланием декабристам “Во глубине сибирских руд...”.
Таким образом, стихи А. С. Пушкина поражают читателей своей искренностью и простотой, верой в нескончаемое дружеское чувство. Они очень легко читаются и запоминаются, оставляют в душе человека неизгладимые впечатления. Н. В. Гоголь писал, что в пушкинских стихах “нет наружного блеска”, что они “просты” и “приличны”, “слов немного, но они так точны, что обозначают все”.
А для того чтобы самому понять весь смысл пушкинских стихов, пережить радости и печали вместе с поэтом, надо лишь взять сборник его стихов и окунуться в необычный и прекрасный мир поэзии А. С. Пушкина.