Экологическое право как комплексная отрасль российского права. Экологическое право рф Экологическое право как самостоятельная отрасль российского законодательства


В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Экологическое право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Из серии: Конспект лекций

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическое право (Н. А. Кузнецова, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Экологическое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Система экологического права

Экологическое право как отрасль права – это система правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения в сфере рационального использования и охраны окружающей среды от вредного воздействия в интересах настоящего и будущего поколений, в интересах людей, живущих в нашем общем и единственном доме – на Земле.

Институты права в системе экологического права организованы в две системы: Общая часть (положения, «обслуживающие» все или значительную группу институтов Особенной части) и Особенная часть (институты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объекта, по поводу которого этот институт возникает: экологоправовой режим землепользования, недропользования, водопользования и др.).

Экологическое право состоит из Общей, Особенной и Специальной частей.

В Общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права: предмет и метод в экологическом праве, источники экологического права, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовые основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права состоит из таких разделов, как правовое регулирование использования и охраны земель; вод; атмосферного воздуха; недр; лесов; животного мира; особо охраняемых природных территорий и объектов; правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами; правовой режим экологически неблагополучных территорий.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды.

Экологическое право как наука представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права и включает в себя:

а) исторический подход к исследованию проблем экологоправового регулирования;

б) логический подход, исследующий общие закономерности, а затем частные явления;

в) экономический подход к изучению регулируемых отношений, охватывающий все стороны и связи исследуемых явлений.

В предмет науки дополнительно включаются такие самостоятельные темы:

1) методы научных исследований;

2) правоприменительная и правотворческая практика;

3) история развития экологического права;

4) источники экологического права;

5) международно-правовое регулирование экологопользования;

6) источники научно-правовой информации;

7) понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию, применяемую в экологоправовой науке.

Для экологического права природный объект имеет значение и как природное тело, а не только как экологически значимый объект. От гражданского права экологическое право отличается отсутствием в полной мере имущественного характера и товарных отношений в использовании и охране природных объектов. Земельное право регулирует главным образом имущественно-экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования и охраны. Экологическое право возникает в связи с использованием всей совокупности объектов, составляющих среду обитания человека.

Экологическое право как учебная дисциплина практически совпадает с системой экологического права как науки; различие обусловлено потребностями будущей специализации.

Под системой экологического права понимают структуру основных элементов, частей этой отрасли – подотраслей, институтов, норм. Структура определяется практическими потребностями последовательного, рационального и наиболее полного решения задач в сфере взаимодействия общества и природы, стоящих перед государством.

При определении внутренней структуры экологического права важна будет совокупность правовых норм, регулирующих конкретную, относительно обособленную группу общественных отношений.

Система экологического права включает совокупность институтов экоправа, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экономическими закономерностями.

Система включает пять экологических частей:

1. Предмет, источники, объекты экологического права. Здесь рассматривается концепция взаимодействия общества и природы, формы проявления экологического права, его источники, объекты, право собственности и природопользования.

2. Механизм экологического права. Включает концепцию механизма охраны природной среды, его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование окружающей среды, природной среды, экономический механизм природной среды, экологическую экспертизу и экологический контроль.

3. Правовая охрана окружающей среды в народном хозяйстве.

4. Экологическая ответственность: основания, виды, нормы, закрепляющие концепцию экологической ответственности, формы возмещения вреда и методы предупреждения нарушений.

5. Механизм международно-правовой охраны окружающей среды, включающий принципы, договоры, конвенции, международные объекты охраны, организации, конференции.

Под использованием природных ресурсов (природопользованием) понимается деятельность, связанная с извлечением полезных свойств компонентов природной среды и вовлечения их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности. Регулируя использование природных ресурсов, государство стремится придать ему рациональный характер, что означает достижение не только экономического, культурно-оздоровительного эффекта, но и охрану окружающей природной среды.

Охрана окружающей природной среды (природоохранная деятельность) как самостоятельный элемент экологической функции предполагает деятельность государства, направленную на сохранение и восстановление природной среды, воспроизводство природных ресурсов.

Обеспечение экологической безопасности состоит в осуществлении комплекса мер правового, организационного, экологического, экономического, материально-технического, воспитательного и иного характера, направленных на нейтрализацию угрозы жизненно важным интересам человека и природной среде от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Обеспечение экологического правопорядка является самостоятельным элементом экологической функции государства и обеспечения экологической безопасности. Обеспечение экологического правопорядка - это комплекс правовых, организационных, экономических, политических, социальных, культурно-воспитательных мер по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию экологических правонарушений , осуществляемых государственными органами и общественными организациями.

Экологический правопорядок - это состояние урегулированности как природоохранительных, так и природноресурсных общественных отношений правом . Он характеризуется реальным уровнем соблюдения законности , обеспечению и реализации субъективных прав , соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами , органами и организациями в области охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

О процессе появления указанных элементов экологической функции можно сказать следующее.

Первоначально понятие “охрана окружающей природной среды” означало консервативную охрану редких достопримечательных природных территорий и объектов: заповедников, национальных и природных парков, памятников природы, лечебно- оздоровительных местностей и курортов, естественных экологических систем.

По мере интенсивности эксплуатации природных богатств в процессе развития промышленности и сельского хозяйства пришли к необходимости создания нового вида природоохранной деятельности - рационального использования природных ресурсов, при котором требования охраны окружающей среды включаются в сам процесс хозяйственной деятельности.

Дальнейший рост масштабов производственной деятельности привел к усилению негативного антропогенного воздействия на естественную природу как среду обитания, а это в свою очередь поставило под угрозу жизнь и здоровье каждого человека. Следовательно, существует и действует не только зависимость человека от природы, но и человека от окружающей его естественной среды обитания. На рубеже 60-х гг. двадцатого столетия возникает и получает развитие еще одна форма охраны - защита окружающей природной среды, в центре внимания которой становится человек, его жизнь, здоровье, его право на здоровую и благоприятную для бытия окружающую среду, и, соответственно, обеспечение экологической безопасности человека, его существования.

Экологические отношения как предмет экологического права

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации. Так, в п. «д» статьи 7 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры. Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Поэтому субъекты Российской Федерации вправе устанавливать собственно правовое регулирование (ст. 76 Конституции РФ). Но законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Ряд субъектов Российской Федерации воспользовались этим правом и приняли свои законы, например, Республики : Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Карелия, Марий Эл, Северная Осетия, Тува, Хакасия, Чувашия, Саха (Якутия); области: Брянская, Омская, Орловская Оренбургская, Ростовская, Свердловская; Приморский край и др.

Таким образом, нормы Конституции устанавливают: экологические права и обязанности граждан РФ (ст. 42, 58); право собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, 36); компетенцию государственных органов в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды (ст. 71, 72, 114). Действующая Конституция Российской Федерации создала легитимную основу российской государственности, заложила новую систему отношений между центром и регионами.

Большую роль в регулировании экологических отношений играют федеральные законы акты высшей юридической силы, действие которых распространяется на всю территорию РФ.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является основополагающим в системе экологического законодательства. Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. В нем систематизированы нормы, касающиеся прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду; экономического механизма охраны окружающей среды; нормирования качества окружающей среды; государственной экологической экспертизы; экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий , сооружений и иных объектов; чрезвычайных экологических ситуаций; особо охраняемых природных территорий и объектов; экологического контроля ; экологического воспитания, образования, научных исследований и др. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются земельным, водным и иными отраслями законодательства.

Законодательные источники экологического права подразделяются на кодифицированные законодательные акты и иные экологические законы. К. первым ныне относятся Земельный, Лесной, Водный кодексы Российской Федерации. Эти кодексы являются актами отраслевой кодификации экологического права. Ко второй группе относятся упомянутый закон «Об охране окружающей среды», Федеральные законы «О недрах», «О животном мире», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях», а также некоторые другие. Кроме того, к источникам экологического права относятся акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие экологические отношения.

Правовые нормы, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства содержатся в Уголовном кодексе РФ, в Кодексе РФ об

Понятие, предмет и метод экологического права

Термин "экология" возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово "экология" было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово "экология" в переводе с греческого означает "наука о доме" (oikos - дом, жилище, logos - учение).

Так или иначе, любые общественные отношения должны осуществляться посредством правового регулирования. И сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебной дисциплиной. С принятием и вступлением в силу Федерального закона "Об охране окружающей среды", интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил процесс "экологизации" отдельных отраслей права.

Эффективными средствами обеспечения соблюдения экологических требований законодательства могут быть только нормы международного, административного, уголовного, гражданско-правового законодательства, принимаемые и изменяемые с учетом анализа судебной практики, а также иного практического опыта применения норм экологического права лицами, участвующими в процессе природопользования.

Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений.

Самостоятельность отрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы права, а также метода правового регулирования.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

  • 1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;
  • 2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;
  • 3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);

административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);

историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).

Принципы экологического права

Экологическое право при регулировании экологических отношений имеет свои нормативно-руководящие начала, то есть принципы. Эти принципы основываются на международно-правовых актах, положениях Конституции РФ и Закона РФ "Об охране окружающей природной среды".

К числу наиболее важных принципов относятся следующие:

  • - разнообразие форм собственности на природные ресурсы и равновеликая защита всех форм собственности
  • - программирование природоохранительной деятельности и природопользования
  • - приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни и отдыха населения
  • - научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни среду
  • - обеспечение рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностях окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов
  • - нормирование и управление качеством окружающей природной среды
  • - обеспечение населения полной, достоверной экологической информацией
  • - неукоснительное соблюдение требований экологического законодательства, неотвратимость ответственности за совершение экологические правонарушения
  • - международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Методы правового регулирования

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и методов (способов) воздействия на участников экологических отношений. Наибольшее применение в экологическом праве находит императивный метод. Это особенно характерно для управленческих отношений. Он проявляется в установлении строго обязательных предписаний, повелений, запретов, ограничений, а в случаях их невыполнения - применение мер юридической ответственности к правонарушителям.

Диспозитивный метод, напротив, позволяет использовать установленные нормами права дозволения, в том числе и сделки по поводу отдельных при родных ресурсов, участков природы. Более демократичным стал способ разрешения споров (судебно-арбитражных вместо административного). Широкое применение в регулировании отношений находит способ делегирования правомочий по распоряжению объектами права собственности, а так же способ рекомендаций. Договорные отношения создают основу фактического равенства участников экологических договорных отношений.

Система экологического права

Структура отрасли экологического права представлена тремя частями: общей, особенной и специальной. Система экологического права подразумевает и последовательность расположения правовых институтов.

Общая часть экологического права состоит из следующих правовых институтов:

  • 1) общие положение экологического права (предмет, объект, принципы, источники)
  • 2) право собственности на природные ресурсы (форма, вид права собственности, субъекты, объекты)
  • 3) управление охраной окружающей природной среды природопользованием (система, вид органов, функции управления)
  • 4) право граждан на здоровую, благоприятную окружающую среду
  • 5) экономико-правовой механизм охраны окружающей природной среды
  • 6) нормирование качества окружающей природной среды
  • 7) правовые основы эколого-информационного обеспечения
  • 8) право природопользования
  • 9) юридическая ответственность за экологические правонарушения

Особенная часть экологического права объединяет следующие правовые институты:

  • 1) правовой режим использования и охраны земель
  • 2) правовой режим использования и охраны недр
  • 3) правовой режим использования и охраны вод
  • 4) правовой режим использования и охраны лесов и иной растительности
  • 5) правовой режим использования и охраны животного мира
  • 6) правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя
  • 7) правовой режим особо охраняемых природных территорий
  • 8) правовой режим экологически неблагоприятных территорий
  • 9) правовое регулирование обращения с опасными, радиоактивными веществами и твердыми отходами.

Специальная часть экологического права включает в себя источники и принципы международно-правовой охраны окружающее среды, характеристику объектов международно-правовой охраны, систему международной организации в области охраны природы и международную ответственность за экологические правонарушения.

Источники экологического права

Источники как форма выражения общеобязательных правил поведения в экологическом праве имеют определенную особенность. Наряду с традиционным деление источников на законы и подзаконные акты, источники подразделяются на общие и специальные, в свою очередь, на: поресурсовые (Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс) и комплексные специальные источники (Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г.)

Выделяют так же межотраслевые источники, включающие в себя законодательные акты иных отраслей права (Уголовный кодекс например).

По уровню принимаемых правовых актов особое место занимают указы Президента РФ, которые определяют основные направления экологической политики России. К таким актам можно отнести Указ Президента РФ "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" от 4 февраля 1994 г. Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 10 января 2000 г.

Среди источника экологического права весьма значителен удельный вес нормативных правовых актов, принимаемых на уровне Правительства РФ. Ими конкретизируются законы РФ, утверждаются положения о государственных специальных органах управления (Положение о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды, Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России). Кроме того, Правительство РФ принимает ряд актов, имеющих самостоятельное значение для регулирования экологических отношений (Положение о государственных природных заповедниках, Положение о национальных парках).

В связи с тем, что вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены, в соответствии с правилом "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, к совместному ведению РФ и субъектов РФ, нельзя недооценивать значение актов, принимаемых субъектами РФ. Многими из них приняты законы по охране окружающей среды, законы об особо охраняемых территория. Ими принимаются территориальные программы по охране природы, утверждаются тексты для исчисления размера причиненного ущерба рыбному и охотничьему хозяйству республики, края, области.

Органами местного самоуправления принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, повышения плодородия земель, озеленения и благоустройства населенных пунктов.

Определенное значение для регулирования экологических отношений имеют ведомственные нормативные акты. Наиболее распространенными формами таких актов являются инструкции, положения, правила. К примеру, Федеральной службой лесного хозяйства России 12 января 1999 г. приняты "Санитарные правила в лесах Российской Федерации".

Прежде чем поговорить о предмете и методе экологического права давайте этимологически разберём термин экология. Термин "экология" возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово "экология " было введено немецким
ученым-биологом Эрнстом Геккелем и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово "экология" в переводе с греческого означает "наука о доме" (oikos - дом, жилище, logos - учение). Сначала экология развивалась как часть биологии. "В узком смысле экология (биоэкология) - одна из биологических наук, изучающая отношения организмов (особей, популяций, сообществ) между собой и окружающей средой. Предметом изучения биоэкологии (общей экологии) являются объекты организменного, популяционно-видового,

биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой.

В широком смысле экология (глобальная экология) -комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии - изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия. Но с введением в научный оборот понятие «экология» ещё рано говорить о формировании экологического права. Оно сформировалось значительно позже и является в сравнении с гражданским правом, уголовным правом более молодой отраслью.

В научной и учебной литературе по экологическому праву в качестве его предмета традиционно выделяют две группы общественных отношений - по использованию природных ресурсов и по охране окружающей среды. М.М. Бринчук добавляет к этим двум группам ещё две группы общественных отношений: отношения по установлению права собственности на природные ресурсы и по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц .

Метод экологического права

Исключительным, присущим лишь экологическому праву является метод экологизации. Целью правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды является её сохранение как основы жизни и деятельности человека. На основе использования данного метода основаны предписания норм иных отраслей права, направленных на охрану окружающей среды (экологизированные нормы).

2. Система экологического права

Первичным звеном любо правовой системы является норма права. Нормы экологического права делятся на:

Комплексные, принятые с целью охраны и использования окружающей среды в целом;

Отраслевые, посредством которых осуществляется правовое регулирование охраны и использования отдельных природных объектов (земли, вод, недр, лесов);


Экологизированные - нормы других отраслей права, отражающие требования в области охраны окружающей среды.

Следующим звеном является институт права. В экологическом праве выделяют следующие институты:

Принципы экологического права;

Экологические права и обязанности физических и
юридических лиц;

Основы государственного управления окружающей средой;

Экологический контроль;

Экологический мониторинг;

Экологическое нормирование;

Оценка воздействия на окружающую среду и
экологическая экспертиза;

Экономический механизм охраны окружающей среды;

Охрана особо охраняемых природных территорий;

Зоны экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций;

Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Подотрасли экологического права: природоресурсное право и природоохранное право.

3. Принципы экологического права

Принципы экологического права закреплены в ст. 3 ФЗ «Об охране об охране окружающей среды»

1. Соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду .

Указанный принцип также закреплён в ст. 42 Конституции РФ. Понятие «окружающая среда» раскрывается в ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды». Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды (земля, недра, почвы и т.д.), природных и природно-антропогенных объектов.

Природный объект - естественная экологическая система сохранившая свои природные свойства

Природно-антропогенный объект - природный объект, изменённый в результате хозяйственной и иной деятельности и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Ст. 1 указанного ФЗ даёт определение благоприятной окружающей среде.

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов

Естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно -территориальные границы и в которой живые и неживые её элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией.

2. Научно обоснованное сочетание экологических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной
окружающей среды.

3. Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

4. Ответственность органов государственной власти РФ, субъектов РФ за благоприятную экологическую среду и экологическую безопасность

5. Платность природопользования.

6. Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

7. Обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное влияние на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.

Остальные принципы закреплены в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» (всего 23 принципа).

4. Понятие экологического права

Экологическое право - это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических нор, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере использования и охраны окружающей среды.

Как отрасли права экологическому праву присущи следующие черты:

1) самостоятельность;

2) комплексность;

3) молодость (начало формирования вторая половина 20 века);

4) интенсивность развития;

5) универсальность (максимальная унификация различных правовых систем в области экологии (Романо-германская семья , англо-саксонская , мусульманское право);

6) глобальность и значимость экологического права.

5. Эколого-правовой статус человека

Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К международным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36 Конституции РФ), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ).

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. В частности статья 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закрепляет за гражданами следующие права:

Граждане имеют право :

Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

Оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

Обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

Осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Граждане обязаны :

Сохранять природу и окружающую среду;

Бережно относиться к природе и природным богатствам;

Соблюдать иные требования законодательства.

Контрольные вопросы

1) Какие отношения регулируются экологическим правом?

2) Кто ввёл понятие «экология» в научный оборот?

3) Каковы основные принципы экологического права?

4) Что такое окружающая среда?

5) В чём отличие природного и природно-антропогенного объекта?

6) Назовите основные черты присущие экологическому праву?

7) В каких нормативных правовых актах закреплены экологические права и обязанности человека?

8) Что такое благоприятная окружающая среда?

9) В чьей собственности могут находится природные ресурсы в соответствии с Конституцией РФ?

10) Назовите основные источники экологического права?

Экологическое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Система экологического права

Экологическое право как отрасль права – это система правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения в сфере рационального использования и охраны окружающей среды от вредного воздействия в интересах настоящего и будущего поколений, в интересах людей, живущих в нашем общем и единственном доме – на Земле.

Институты права в системе экологического права организованы в две системы: Общая часть (положения, «обслуживающие» все или значительную группу институтов Особенной части) и Особенная часть (институты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объекта, по поводу которого этот институт возникает: экологоправовой режим землепользования, недропользования, водопользования и др.).

Экологическое право состоит из Общей, Особенной и Специальной частей.

В Общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права: предмет и метод в экологическом праве, источники экологического права, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовые основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права состоит из таких разделов, как правовое регулирование использования и охраны земель; вод; атмосферного воздуха; недр; лесов; животного мира; особо охраняемых природных территорий и объектов; правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами; правовой режим экологически неблагополучных территорий.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды.

Экологическое право как наука представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права и включает в себя:

а) исторический подход к исследованию проблем экологоправового регулирования;

б) логический подход, исследующий общие закономерности, а затем частные явления;

в) экономический подход к изучению регулируемых отношений, охватывающий все стороны и связи исследуемых явлений.

В предмет науки дополнительно включаются такие самостоятельные темы:

1) методы научных исследований;

2) правоприменительная и правотворческая практика;

3) история развития экологического права;

4) источники экологического права;

5) международно-правовое регулирование экологопользования;

6) источники научно-правовой информации;

7) понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию, применяемую в экологоправовой науке.

Для экологического права природный объект имеет значение и как природное тело, а не только как экологически значимый объект. От гражданского права экологическое право отличается отсутствием в полной мере имущественного характера и товарных отношений в использовании и охране природных объектов. Земельное право регулирует главным образом имущественно-экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования и охраны. Экологическое право возникает в связи с использованием всей совокупности объектов, составляющих среду обитания человека.

Экологическое право как учебная дисциплина практически совпадает с системой экологического права как науки; различие обусловлено потребностями будущей специализации.

Под системой экологического права понимают структуру основных элементов, частей этой отрасли – подотраслей, институтов, норм. Структура определяется практическими потребностями последовательного, рационального и наиболее полного решения задач в сфере взаимодействия общества и природы, стоящих перед государством.

При определении внутренней структуры экологического права важна будет совокупность правовых норм, регулирующих конкретную, относительно обособленную группу общественных отношений.

Система экологического права включает совокупность институтов экоправа, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экономическими закономерностями.

Система включает пять экологических частей:

1. Предмет, источники, объекты экологического права. Здесь рассматривается концепция взаимодействия общества и природы, формы проявления экологического права, его источники, объекты, право собственности и природопользования.

2. Механизм экологического права. Включает концепцию механизма охраны природной среды, его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование окружающей среды, природной среды, экономический механизм природной среды, экологическую экспертизу и экологический контроль.

3. Правовая охрана окружающей среды в народном хозяйстве.

4. Экологическая ответственность: основания, виды, нормы, закрепляющие концепцию экологической ответственности, формы возмещения вреда и методы предупреждения нарушений.

5. Механизм международно-правовой охраны окружающей среды, включающий принципы, договоры, конвенции, международные объекты охраны, организации, конференции.

Предмет, метод и принципы экологического права

Предмет экологического права – это общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, производственные отношения, складывающиеся в сфере действия экологоправовых норм, между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу улучшения, восстановления, эффективного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды.

Эти общественные отношения должны:

1) иметь волевой характер, то есть их возникновение, изменение и прекращение определяются в значительной степени волей людей, поддаваться правовому регулированию (миграции животных – нет)и иметь «правовую природу»;

2) складываться по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы (окружающая человека природа), а также многообразных внутренних и внешних экономических связей (литосфера, гидросфера, атмосфера);

3) быть направлены на регулирование совокупности объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Если общественные отношения складываются по использованию объектов имущественного характера, не относящихся к числу объектов природы, их не всегда следует признавать предметом экологического права.

Например, общественные отношения по поводу мелиоративных работ являются предметом экологического права, но непосредственную эксплуатацию мелиоративных систем нельзя отнести к предмету экологического права (это отношения имущественного характера).

Комплекс экологических общественных отношений, составляющих предмет экологического права, выражен в комбинации методов его правового регулирования.

Метод экологического права основан на соблюдении в правовом регулировании закономерностей, присущих как природе, так и обществу. Законодатель избирает способы правового воздействия на экологические общественные отношения с учетом этой совокупности закономерностей.

В экологическом праве ведущим является метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и природы: любой вид экологопользования связан с применением законов природы, а для успешной его реализации необходимо подчиняться данным законам, то есть экологизировать каждое действие, связанное с вторжением в природную среду.

Метод экологического права содержит:

1. Закрепление в законодательстве элементов экологической системы страны, экологически и экономически значимых, использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (например, закрепление ландшафтного подхода в отводе земель и формировании регионов).

2. Закрепление в законодательстве структуры органов, осуществляющих конкретное регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны (Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, межведомственные и ведомственные службы).

3. Закрепление в законодательстве круга экологопользователей и лиц (физических и юридических), неизбежно влияющих своими жизнеобеспечительными функциями на экосистему страны (пользователи земли, недропользователи, лесопользователи, водопользователи, пользователи животного мира: ст. 27 Закона о недрах; ЛК РФ).

4. Четкая регламентация правил экологопользования, обусловленных спецификой объекта экологопользования и правовым статусом экологопользователя. (Пользование дикой фауной (охота) регламентировано с учетом ее особенностей и уставной правоспособности организации, которой выделены данные охотничьи угодья.)

5. Установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Так, предусмотрена ответственность дисциплинарная (ст. 135 ТК РФ), административная (ст. 46–48, 50–87 КоАП РФ и др.), уголовная (ст. 246–262 УК РФ и др.), материальная (ст. 118–121 ТК РФ и ст. 1064 ГК РФ и др.), специальная (лишение права пользования объектами, изъятие объектов).

Метод правового регулирования экологического права – это способ правового воздействия на экологические общественные отношения, работающий, законодательным закреплением элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования, структуры органов управления и круга экологопользователей, а также установлением четкой регламентации правил экологопользования и юридической ответственности за нарушение правомочий субъектов экологических правоотношений.

Принципы экологического права :

Общеправовые (конституционные) принципы экологического права в основном закреплены в Конституции России.

1. Принцип народовластия: российский народ осуществляет свою власть в экологических отношениях непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).

2. Принцип гуманизма: отношения экологопользования в стране и в сфере международных отношений строятся прежде всего с учетом интересов не только нынешнего, но и будущих поколений людей.

3. Принцип социальной справедливости: равноправие всех перед судом и законом (ст. 19 Конституции РФ); право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ); гарантия судебной защиты прав и свобод любого гражданина РФ, если они кем-либо нарушаются (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).

4. Принцип законности: точное и безусловное выполнение всех нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений.

5. Принцип интернационализма (имеет международный и национальный аспекты): международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (ст. 92 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды»), внутригосударственное сотрудничество Федерации и ее субъектов в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, в природопользовании и охране окружающей среды (ст. 72 Конституции РФ).

6. Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений (ст. 42 и 58 Конституции РФ): осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей.

7. Принцип гласности: право каждого проживающего на территории России на правдивую информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ).

8. Принцип строго целевого использования природных объектов: обязанность каждого экологопользователя использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым назначением (не допускается использование земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных целей, за исключением случаев, допускаемых законом).

9. Принцип рационального и эффективного использования природных объектов: экономическая сторона экологопользования – стремление с минимальными затратами получать наибольший эффект от хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономического и экологического вреда.

Всем принципам экологического права присущи такие черты:

1. Объективная обусловленность: правовой принцип можно признать верным, только если он соответствует природе, истории и обществу.

2. Историческая обусловленность: с изменением государственной политики и государственного строя меняются в первую очередь принципы правового регулирования (по Конституции СССР 1977 г. земля и природные объекты находились в исключительной собственности государства, по Конституции России 1993 г. они могут находиться и в частной собственности граждан – принцип исключительной государственной монополии на природные объекты изменен).

3. Системность: все принципы экологического права можно разделить на общеправовые, принципы Общей части и принципы Особенной части.

Основные принципы охраны окружающей среды – это: приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха людей; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы; соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения; гласность и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.