Экология проверка. Подготовка к проверке росприроднадзора


Что проверяет проверка из Инспекции Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды?

Хотелось бы поделится своим опытом как на самом деле проходит проверка из Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (Минприроды) и рассказать на какие вопросы обратить особое внимания.

Обращая внимание только на наличие документов по экологии, можно упустить самые важные моменты. А вот какие шаги должны быть выполнены мы и расскажем.

Плановая проверка по инспекции природных ресурсов включает проверку требований законодательства в области:

  • обращения с отходами
  • выбросов в атмосферный воздух
  • водопотребления и водоотведения
  • охраны растительного и животного мира.

Как происходит плановая проверка?

Для начала проверяющий по экологии обычно изучает наличием всех необходимых документов на вашей организации. Затем исследует организацию и сверяет данные в разработанных документах с фактическими наблюдениями.

Небольшое замечание: О необходимости заполнения журналов помнят почти все, а вот про ежегодные документы забывают. Особое внимание обратите на ежегодные отчеты, проведение ежегодной инвентаризации по отходам.

Пробежимся по каждому из разделов экологии и опишем перечни документов. По ходу поясним, что подразумевается под этими вопросами.

Вопросы для проверки соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами:

1. разрешение на хранение и (или) захоронение отходов производства;

2. инструкция по обращению с отходами производства;

3. документация по инвентаризации отходов производства (точнее, приказы, титульный лист и сам акт инвентаризации);

4. нормативы образования отходов производства;

5. приказ по предприятию о назначении должностных лиц, ответственных за ведение первичного учета отходов, общего учета отходов, обращение с отходами;

6. первичный (ПОД-9) и общий (ПОД-10) учета отходов (в том числе ртутьсодержащих);

7. состояние оборудованных мест (площадок) или специальных объектов для сбора и хранения отходов;

8. договора с организациями-собственниками объектов захоронения, использования, обезвреживания отходов;

9. проверка фактических объемов хранения отходов производства;

10. проверка соответствия фактических объемов хранения отходов производства допустимому количеству накопления отходов производства, установленному в инструкции по обращению с отходами и данным книг учета;

11. проверка состояния мест временного хранения отходов и объектов хранения отходов, соответствие их расположения карте-схеме временного хранения отходов, приведенной в инструкции;

12. свидетельство о регистрации объектов по использованию, обезвреживанию, захоронению отходов в реестре объектов по использованию, обезвреживанию либо захоронению отходов;

13. проверка выполнения предписаний, акты предыдущих проверок;

14. журнал регистрации сопроводительных паспортов перевозки отходов производства, оформление сопроводительных паспортов перевозки отходов производства;

15. документация, подтверждающая регистрацию сделок по отчуждению отходов производства;

Регистрация сделок нужна тем, кто будет передавать отходы в собственность другой организации, которая не зарегистрирована в реестре по использованию, хранению, обезвреживанию и захоронению отходов.

16. государственная статистическая отчетность по форме 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства»;

17. наличие заключений о классе опасности отходов производства для отходов, класс опасности которых не указаны в Классификаторе отходов, образующихся в РБ;

18. наличие инструкции об организации производственного контроля в области охраны окружающей среды, приказ по предприятию о назначении ответственных лиц за проведение производственного экологического контроля, ведение журнала инструктажей по ПЭК, проведение проверок в рамках ПЭК.

Вопросы для проверки соблюдения требований законодательства за использованием и охраной вод:

1. разрешение на специальное водопользование, государственный акт на обособленное водопользование, договора на забор воды из водопроводной системы и на сброс сточных вод в систему коммунальной канализации;

2. приказ по предприятию о назначении ответственных лиц за использованием и охраной водных ресурсов;

3. проверка состояния, использования и охраны источников питьевого водоснабжения, соблюдения установленных режимов хозяйственной и иной деятельности в зонах санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения. Наличие бездействующих и незатампонированных скважин;

4. проверка состояния и эффективности работы сооружений по очистке сточных вод, соблюдения условий сброса сточных вод, влияния сточных вод на состояние водных объектов;

5. проверка проведения водоохранных мероприятий, заданий по строительству и вводу в эксплуатацию водоохранных объектов и совершенствованию методов и технологий очистки сточных вод;

6. проверка соблюдения лимитов водопотребления и водоотведения, ведения учета использования вод, наличие и состояние приборов и оборудования для учета потребления и сброса вод, ведения журналов учета водопотребления и водоотведения и качества вод (ПОД-6, ПОД-7, ПОД-8);

7. проверка наличия на предприятиях потенциальных источников загрязнения водземных вод и выполнение на этих объектах мер по защите подземных вод;

8. проверка наличия режимной сети наблюдательных скважин за состоянием подземных вод;

9. проверка режима содержания водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов;

10. проверка соблюдения правил эксплуатации водохозяйственных систем, водохранилищ, прудов;

11. проверка данных о выполнении мероприятий, обеспечивающих рациональное использование водных ресурсов, охрану вод, предотвращение аварийных (залповых) сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, и использование выделенных на эти цели средств;

12. проверка выполнения предписаний по актам предыдущих проверок.

Вопросы для проверки соблюдения требований законодательства за использованием и охраной земель, растительного мира, лесов и ландшафтов:

1. соблюдение законодательства об охране и рациональном использовании земель;

2. соблюдение порядка снятия, использования и сохранения плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;

3. выполнение правил рекультивации нарушенных земель;

4. выполнение обязательных мероприятий по защите земельного участка от водной и ветровой эрозии или других процессов разрушения, иных вредных воздействий;

5. соблюдение требований законодательства по недопущению разжигания костров в запрещенных местах;

6. ведение учета объектов растительного мира;

7. наличие плана месторасположения объектов растительного мира;

8. наличие рабочего дневника учета объектов растительного мира, расположенных на землях отдельных категорий;

9. обеспечение сохранности объектов растительного мира и осуществление их содержания и воспроизводства;

10. соблюдение порядка удаления древесно-кустарниковой или иной растительности, не входящей в государственный лесной фонд;

11. охрана среды произрастания объектов растительного мира, в том числе проведение противопожарного и санитарного благоустройства территорий, включая оборудование мест (площадок) или специальных объектов для сбора и хранения отходов;

12. приказ по предприятию о назначении ответственных лиц за использованием и охраной земель, растительного мира.

Вопросы для проверки соблюдения требований законодательства в части охраны атмосферного воздуха, озонового слоя:

1.наличие разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соблюдение особых условий;

2.акт инвентаризации, проект нормативов допустимых выбросов;

3.наличие положений о структурных подразделениях, в компетенции которых находится вопросы охраны атмосферного воздуха;

4.порядок осуществления производственного и ведомственного контроля;

5.порядок эксплуатации, технического состояния и использования газоочистного оборудования;

6.наличие зарегистрированных паспортов;

7.технические отчеты испытаний газоочистных установок инструментальными методами;

8.ведение отчетности №1-ОС (воздух)

9.ведение учета по формам ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3,ПОД-4,ПОД-5,ПОД-11.

10.Наличие приказов (распоряжений) о назначении должностных лиц, ответственных за охрану атмосферного воздуха, эксплуатацию, обслуживание и ремонт сооружений по очистке выбросов, ведение учета, составление отчетсности;

11.Выполнение конкретных мероприятий по снижении выбросов;

12.Выполнение требований Постановления Минприроды №63 от 14.05.2007 г (соблюдение правил контроля за мобильными источниками);

13.Соблюдение требований Инструкции по обращению с озоноразрушающими веществами;

14.Соблюдение лицензионных требований и условий (при наличии лицензии);

15.Выполнение ранее выданных предписаний;

16. Наличие постановлений на приостановку хозяйственной деятельности и возмещения вреда окружающей среде (если были).

Что же делать, если же Вы нашли себя в списке проверок, а каких-то документов у Вас не хватает?

Постарайтесь максимально быстро разработать документы и подать на согласование. Вероятнее всего, если Ваши документы находится на согласовании в комитете, то проверку Вам перенесут чуть попозже. За это время Вы успеете подготовится более основательно.

Дополнительная информация:

Специалисты компании ИНСТ подготовят Вашу организацию к проверке! Проведем анализ необходимой документации, а также разработаем и согласует документы по экологии.

ЧУП "ИНСТ" Сосредоточьте внимание на главном, документы оставьте нам!

Добрый день, уважаемые подписчики! Предлагаю вам окунуться в интересную тему проверок Росприроднадзора. Наверное многие специалисты-экологи проходили проверки по экологии и уже имеют соответствующий опыт, в т.ч. бесценный опыт взаимодействия с инспекторами Росприроднадзора. Информация в этой заметке будет полезна в первую очередь начинающим специалистам в области охраны окружающей среды. Так сказать вводная часть. Если кто-то из матёрых спецов по ООС изъявит желание внести свои 5 копеек, милости просим в комментарии;)

Проверка Росприроднадзора перейди на Федота…

Итак, давайте попробуем разобраться, как правильно подготовиться к проверке Росприроднадзора. Как говорится «Предупреждён, значит вооружён!».

Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» существует 4 вида проверок, осуществляемые в т.ч. Росприроднадзором. Пройдёмся по очереди.

1. Плановая проверка Росприроднадзора

Предметом плановой проверки Росприроднадзора является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Они проводятся на основании ежегодных планов, которые разрабатываются Росприроднадзором и согласовываются с прокуратурой. Ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Росприроднадзора , либо другим доступным способом. Лучше конечно же сразу смотреть на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ . О проведении плановой проверки предприниматель должен быть предупреждён заранее (не позднее, чем в течение трёх дней до начала) органом государственного (муниципального) надзора посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя.

2. Внеплановая проверка Росприроднадзора

Предметом внеплановой проверки Росприроднадзора является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

3. Документарная проверка Росприроднадзора

Предметом документарной проверки Росприроднадзора являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

В случае если достоверность сведений вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить выполнение требований, орган муниципального контроля направляет по адресу мотивированный запрос с требованием предоставить иные, необходимые документы. К запросу должна быть приложена заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя Росприроднадзора.

В соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ не допускается требовать нотариального удостоверения копий, представляемых в Росприроднадзор.

При проведения документарной проверки инспектор Росприроднадзора не вправе требовать сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

4. Выездная проверка Росприроднадзора

Предметом выездной проверки Росприроднадзора являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка проводится только в том случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

А) Убедиться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных документах;

Б) Оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям.

Проверка Росприроднадзора в действии

Вопросы, рассматриваемые при проведении проверок природоохранной деятельности:

  1. Общие вопросы.
  2. Охрана атмосферного воздуха.
  3. Охрана водного бассейна.
  4. Контроль в области обращения с отходами производства и потребления и охраны земельных ресурсов.

Перед началом проверки проводится встреча с руководителем и другими должностными лицами организации, на которой до руководства доводится план и цели проверки, уточняются сроки проверки, определяется список персонала, привлекаемого к проверке, решаются организационные вопросы.

В самом начале знакомства с представителем Росприроднадзора необходимо попросить его предъявить служебное удостоверение, а также сделать для себя запись ФИО и иной информации о проверяющем (№ удостоверения, кем и когда выдано, должность и так далее). Такая информация позволит вам определиться с проверяющим органом (и соответственно, видом проверки), а также пригодится для дальнейшего оспаривания действий инспектора.

Для начала необходимо ознакомиться с распоряжением или приказом на проверку. Обратить внимание на:

  • номер и дата издания приказа (распоряжения);
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, где будет проводиться проверка;
  • вид и предмет проверки (плановая, внеплановая — целевая, по жалобе, контрольная по исполнению предложений по ранее проведенной проверке и т.д.);
  • должностное лицо (лица), проводящее проверку;
  • время начала и окончания проверки.

При осуществлении мероприятий по государственному экологическому контролю составляются следующие документы:

  1. Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по государственному экологическому контролю.
  2. Акт проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
  3. Акты об отборе проб и обследовании объектов окружающей среды, протоколы проведенных исследований и экспертиз, пояснения должностных лиц, осуществляющих контроль, объяснения сотрудников проверяемых объектов, на которых выявлены нарушения обязательных требований. А также другие документы, связанные с результатами экологического контроля: фото- звуко- и видеозаписи, информационные базы и иные носители информации, указывающие на причиненный окружающей среде вред.
  4. Предписание об устранении нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
  5. Предписание об ограничении или приостановлении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды.
  6. Разрешение на возобновление ограниченной или приостановленной деятельности.
  7. Требование о добровольном возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате административного правонарушения.

Очень важно отвечать на вопросы инспектора Росприроднадзора чётко и в рамках своей трудовой функции.

Ещё рекомендуется все документы организации передаваться инспектору Росприроднадзора по акту приёма-передачи. Такой акт должен содержать список всех передаваемых документов, с указанием количества страниц. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителями организации и инспектором Росприроднадзора. Один экземпляр акта остается в организации. Всё это необходимо для того, чтобы в случае утери инспектором Росприроднадзора копий вы смогли доказать, что они были переданы в ходе проверки.

Какие документы Росприроднадзор запросит для проверки зависит от вида деятельности предприятия и степени его воздействия на окружающую среду. Примерный перечень запрашиваемых документов может выглядеть так:

  1. Учредительные и регистрационные документы организации (устав, свидетельство о госрегистрации, о постановке на учет в налоговой и т. д.).
  2. Документы о назначении на должность руководителя.
  3. Доверенность на представление интересов организации при проверке, в том числе с правом подписания протоколов о нарушениях.
  4. Приказы о назначении на должность лиц, ответственных за выполнение требований природоохранного законодательства.
  5. Документы, подтверждающие прохождение руководителями и специалистами подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности .
  6. Планы природоохранных мероприятий за последние два года.
  7. Квартальные расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежные поручения.
  8. Отчётность по формам № 2-тп (воздух) и 2-тп (отходы).
  9. Первичная отчётная документация по охране атмосферного воздуха (журнал учёта стационарных источников и их характеристик, журнал учёта выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха, журнал учёта работы газоочистных и пылеулавливающих установок).
  10. Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу.
  11. Разрешение на выбросы стационарными источниками.
  12. Справка о наличии на балансе предприятия стационарных источников выбросов и об использовании газоочистных установок.
  13. Паспорта на газоочистные установки.
  14. Справка о наличии на балансе предприятия передвижных источников выбросов в атмосферный воздух, о количестве израсходованного топлива за последние два года.
  15. Договоры с аккредитованной лабораторией на проведение производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ, эффективностью установок очистки газа.
  16. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документы об утверждении этих нормативов и лимитов.
  17. Отчётность об образовании, обезвреживании и размещении отходов.
  18. Два последних технических отчёта о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.
  19. Паспорта опасных отходов.
  20. Документы по учёту движения отходов и договоры на передачу отходов другим организациям (акты приёма-передачи отходов, лицензия организации на деятельность по сбору, использованию и размещению опасных отходов).
  21. Порядок производственного контроля в области обращения с отходами.
  22. Приказы о назначении ответственных лиц за обращение с отходами и т. д.

Документы, которые организация изготавливает самостоятельно (приказы, инструкции и т. д.), представляются в виде оригиналов, заверенных подписью руководителя и печатью. С остальных документов делают копии и заверяют подписью руководителя и печатью.

Всем удачных проверок!

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность » Ксения Ралдугина.

На этом всё. Если информация пригодилась, чуть ниже незабываем ставить рейтинговые звёздочки;) Спасибо за поддержку!

Продолжение следует …

Какую документацию образовательной организации (школе, детскому саду) нужно иметь при проверке Государственного экологического надзора, если у них нет основания для постановки на учёт?

Ответ

Государственный экологический надзор включает в себя государственный земельный надзор, государственный надзор в области обращения с отходами образовательных учреждений, государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха и др. виды надзора в соответствии с ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Конкретного списка документации образовательной организации, подлежащей проверке, законодательство не устанавливает, это зависит от вида надзора и предмета контроля.

Как правило, в образовательных организациях проводятся проверки в рамках государственного надзора в области обращения с отходами. В ходе данного вида экологического надзора проверяется разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ( Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Нормативы образования отходов образовательных учреждений служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. , утв. приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50.

Соответствующие Методические указания утверждены .

Кроме того, до 31.12.2017 организации необходимо присвоить категорию по степени НВОС. В настоящее время органы контроля не требуют их предоставления, это пока не обязательно.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством РФ федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией ( ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории ( ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), к объектам I, II, III и IV категорий определены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 .

Как правило, деятельность образовательных организаций относится именно к IV категории, потому плата за НВОС не вносится. Конкретного списка документации образовательной организации, подлежащей проверке, законодательство не устанавливает, это зависит от вида надзора и предмета контроля.

Плановая проверка предприятия органами государственного контроля в области охраны окружающей среды (Росприроднадзором, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы, Министерством экологии и природопользования Московской области)

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения организациями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. В РФ проведение проверок организаций регулируется ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.

В области охраны окружающей среды проверка объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, осуществляется Росприроднадзором, проверка объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю, осуществляется местными природоохранными органами (в г. Москве - Департамент природопользования и охраны окружающей среды; в Московской области – Министерство экологии и природопользования).

Согласно законодательству проверка Росприроднадзором может быть: плановой и внеплановой.

Проверка Росприроднадзором проводится не чаще 1 раза в 3 года. Ежегодный сводный план проверок можно найти на официальном сайте Генеральной прокуратуры. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения, посредством направления копии распоряжения или приказа органа осуществляющего проверку о начале проведения контрольных мероприятий Росприроднадзора.

Внеплановая проверка Росприроднадзора проводится при:

  1. истечение срока исполнения ранее выданного предписания;
  2. поступление в природоохранные органы обращений и заявлений о следующих фактах:
    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • нарушение прав потребителей.

О проведении внеплановой проверки Росприроднадзором организации направляется уведомление не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности организации причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление организаций о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Срок проведения проверок Росприроднадзором не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

В распоряжении подразделения Росприроднадзора, осуществляющего проверку, обязательно указывается перечень документов, представление которых организацией необходимо при проведении надзорных мероприятий:

Документы, определяющие статус организации:

Документы, определяющие статус организации – устав, учредительный договор, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, информационное письмо об учете в ЕГРПО (коды ОКПО, ОКАТО, ОКОНХ), свидетельство ИНН, лицензии, штатное расписание, банковские реквизиты, приказ о назначении руководителя организации, для граждан и индивидуальных предпринимателей – копию паспорта.

Свидетельство о внесении в Реестр малого предпринимательства (если имеется).

Иные документы:

  1. Перечень объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении организации;
  2. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, находящееся в собственности юридического лица, или договоры аренды недвижимого имущества;
  3. Правоустанавливающие документы на земельные участки, находящиеся в хозяйственном ведении;
  4. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля;
  5. Информационная справка о наличии арендаторов с указанием видов деятельности и условий аренды (порядок утилизации отходов, осуществление иных природоохранных мероприятий);
  6. План природоохранных мероприятий на год;
  7. Документы (свидетельства о повышении квалификации, удостоверения) о подготовке ответственного за природоохранную деятельность и обращение с опасными отходами;
  8. Приказ о назначении ответственного лица за природоохранную деятельность и обращение с опасными отходами и документы об организации экологической службы предприятия (если такая имеется);
  9. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНОООЛР) или отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, представленная в уполномоченные органы исполнительной власти в уведомительном порядке;
  10. Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению опасных отходов I-IV классов опасности;
  11. Паспорта опасных отходов , оформленные на отходы I-IV классов опасности;
  12. Лабораторные измерения по подтверждению отнесения отходов к классам опасности для окружающей природной среды ;
  13. Договора на вывоз и обезвреживание, использование, захоронение отходов производства и потребления;
  14. Талоны с полигонов ТБО, а также акты о сдаче отходов на использование, обезвреживание и размещение;
  15. Журналы учета движения и обращения с отходами, оформленный в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 г № 721 «Об утверждении порядка и учета в области обращения с отходами»;
  16. 2-ТП (отходы) (сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за год);
  17. Технический отчет о неизменности производственного процесса , используемого сырья и образующихся отходах за год (вместе с балансом массы отходов);
  18. Документы, подтверждающие предоставления сведений в Сводный кадастр отходов производства и потребления г. Москвы и Талон природопользователя;
  19. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, в т.ч. платежные поручения или иные бухгалтерские документы, подтверждающие своевременность перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  20. Проект нормативов ПДВ и Разрешение на выброс загрязняющих веществ;
  21. План-график ведомственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ;
  22. Данные о проведении производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках (инструментальный контроль соблюдения установленных нормативов ПДВ на источниках выбросов в соответствии с планом-графиком производственного контроля, согласованным в составе проекта ПДВ, протоколы количественного химического анализа, проверка соответствия периодичности контроля, установленной в нормативах ПДВ);
  23. План снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и отчет о ходе выполнения плана в целях достижения ПДВ – проверяется в случае невозможности соблюдения нормативов ПДВ;
  24. Договор со специализированной лабораторией на проведение замеров на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с приложением заверенных печатью копий аттестатов аккредитации лабораторий, выполняющих исследования проб;
  25. Статистическая отчетность по форме №2-ТП (воздух) ;
  26. Паспорта на газоочистные установки;
  27. Журнал регистрации и оповещения о неблагоприятных метеоусловиях;
  28. Договор с ГУП «Мосводосток» на прием и отведение поверхностных сточных вод предприятия – 1, декларация -2;
  29. Договор с МГУП «Мосводоканал» на подачу питьевой воды и отведение сточных вод предприятия;
  30. Балансовая схема водопотребления и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забора и сброса воды и точек передачи ее другим потребителям;
  31. Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект со сточными водами;
  32. Решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и дренажных вод;
  33. План-график отбора проб и производства анализов по контролю за сточными водами;
  34. Копии аттестатов аккредитации лабораторий, выполняющих лабораторные исследования проб воды;
  35. Журналы первичного учета по водопотреблению, водоотведению;
  36. Свидетельства о поверке средств измерений, используемых для учета объема сброса сточных или дренажных вод;
  37. Статистическая отчетность по форме №2-ТП (водхоз) – сведения об использовании воды;
  38. Результаты (протоколы) проведения производственного экологического лабораторного контроля ;
  39. Проектные данные очистных сооружений по производительности и степени очистки, регламент обслуживания очистных сооружений;
  40. Документы, подтверждающие проведение регламентных работ на очистных сооружениях и ливневых сетях;
  41. Документы, подтверждающие вывоз осадка и фильтрующей загрузки очистных сооружения;
  42. План водоохранных мероприятий по достижению норм допустимого сброса загрязняющих веществ, поступающих в водный объект со сточными водами;
  43. Общий журнал ухода за зелеными насаждениями, порубочные билеты, дендроплан, перечетная ведомость.

По результатам проведения проверки Росприроднадзора инспектором подготавливается акт проверки, в случае обнаружения нарушений выписывается предписание с указанием сроков устранения.

За отсутствие природоохранной документации предусмотрена ответственность:

Ст. 8.2 КОАП РФ. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении c отходами производства и потребления влечет наложение штрафных санкций: на юридическиx лиц – от 100 до 250 тыc. рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Ст. 8.41 КОАП РФ. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Ст. 8.21 КОАП РФ:

  1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
  3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.14. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Подготовка к проверке Росприроднадзора и согласование большей части вышеперечисленной документации требует специальных знаний и большого количества времени. Доверьте данную работу специалистам компании «ЭкоЦентрПроект», в оптимальные сроки мы подготовим для Вас все необходимые документы.

Чаще всего экологические проверки становятся для руководства предприятия неприятным сюрпризом. Однако деятельность контролирующих природоохранных органов необходима, для своевременного выявления нарушений экологического законодательства и привлечения виновных лиц к ответственности.

Соблюдение законов в сфере охраны окружающей среды, грамотное оформление экологической документации и своевременное внесение экологических платежей – три обязательных условия, выполнение которых поможет избежать штрафов, предписаний, ограничений или временного приостановления деятельности компании и других наказаний со стороны проверяющих органов.

К сожалению, в нашей стране нарушения законодательства допускают не только природопользователи, но и сами сотрудники контролирующих органов. Разберемся, кто, когда и на каком основании может проводить экологические проверки предприятия и что делать, если руководство не согласно с выводами проверяющей комиссии.

Виды экологических проверок на предприятии

Порядок проведения проверок по экологии на предприятиях определяется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ. В соответствие с законом все экологические проверки можно разделить на две группы – плановые и внеплановые. Каждый вид имеет свои особенности:

  • Плановые проверки. Такие проверки проводятся с периодичностью, определенной действующим законодательством Российской Федерации, но не чаще одного раза в два года. Чем больший вред предприятие наносит экологии, тем чаще проводятся плановые проверки. Важно отметить, что перед проведением плановой экологической проверки, надзорные службы обязаны уведомить природ пользователя о предстоящем визите минимум за 10 дней.
  • Внеплановые проверки. Проверки, без соблюдения временных промежутков, указанных в законе, могут проводиться при наличии объективных оснований. Таковыми считаются выявленные при проведении плановых проверок нарушения и выдача предписаний об их устранении. Также внеплановые проверки могут быть мотивированы возникновением угрозы нанесения непоправимого вреда природе и здоровью человека. Однако чаще всего внеплановые проверки проводятся при поступлении обращений (жалоб) от частных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, о том, что на предприятии нарушается природоохранное законодательство.

Любая проверка может проводиться только при наличии документа, дающего соответствующее основание экологическому контролю. Таким документом считается распоряжение или приказ органа экологического контроля. В нем должны быть четко указаны цели, задачи, предмет проверки и правовые основания для ее проведения. Заверенная печатью копия распоряжения должна быть передана лицам, уполномоченным заниматься экологическими вопросами на предприятии.

Продолжительность проверки не должна превышать 1 месяца. Только в случае необходимости проведения сложных испытаний и экспертиз контролирующие органы могут получить разрешение на продление этого срока.

Правомерные и неправомерные действия проверяющих органов при проведении экологического контроля

Законные действия государственных инспекторов в рамках проведения экологических проверок строго ограничены. В ходе проверки контролирующие органы осуществляют три ключевые процедуры:

  1. Проверка наличия и состояния экологической документации, подтверждение ее соответствия требованиям правовых норм;
  2. Осмотр производственного объекта;
  3. Проведение инструментальных методов контроля влияния, оказываемого предприятием на экологическую обстановку. Если необходимы глубокие исследования, отобранные материалы направляются в специальную аккредитованную лабораторию.

Гораздо более внушительный список действий, которые недопустимы со стороны контролирующих органов в ходе проведения проверки. Госинспектор не в праве:

  • проверять любые документы, не относящиеся к компетенции конкретного проверяющего органа;
  • проводить проверки при отсутствии руководителя предприятия, индивидуального предпринимателя или их законных представителей;
  • изымать оригиналы документов;
  • проверять объекты, которые не указаны в распоряжении в качестве предмета контроля;
  • требовать предоставления продукции на анализ, без оформления соответствующего акта и в количествах превышающих установленные законом нормы;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения проверок;
  • превышать сроки, установленные как максимальные для проведения экологического контроля.

По результатам проведенной проверки, госинспектор должен составить соответствующий акт в 2 экземплярах, к которому прилагаются протоколы исследований, акты об отборе образцов, объяснения должностных лиц и другие документы, полученные в ходе проведения проверки. По выявленным нарушениям природоохранного законодательства инспектор госнадзора выдает руководителю предприятия предписание или распоряжение об их устранении.

Права юридических лиц и ИП при проведении проверки

Кроме обязанности соблюдать природоохранное законодательство, проверяемый природопользователь имеет ряд прав, нарушение которых может привести к обжалованию результатов проведенной проверки. Руководитель предприятия имеет право:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки и давать свои комментарии и разъяснения по сути выявленных нарушений;
  • получать всю необходимую информацию относительно порядка проведения контроля и действий госинспектора на предприятии;
  • быть ознакомленным с результатами проверки и в случае несогласия не подписать акт о результатах;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов экологического контроля в административном или судебном порядке.

Сотрудники компании «Экобезопасность» готовы профессионально представлять интересы частных предпринимателей и руководителей крупных предприятий при проведении экологических проверок. Также, при возникновении спорных ситуаций и несогласии с решением контролирующих органов, мы обжалуем их выводы в суде и добьемся соблюдения всех законных прав доверителя.