Эссе значение атмосферы в жизни. Сообщение на тему «Атмосфера


Атмосфера является наиболее легкой геосферой Земли, тем не менее ее влияние на многие земные процессы очень велико.

Начнем с того, что именно благодаря атмосфере стало возможно зарождение и существование жизни на нашей планете. Современные животные не могут обходиться без кислорода, а большинство растений, водорослей и цианобактерий - без углекислого газа. Кислород используется животными для дыхания, углекислый газ - растениями в процессе фотосинтеза, благодаря чему создаются необходимые растениям для жизнедеятельности сложные органические вещества, такие как, разнообразные соединения углерода, углеводы, аминокислоты, жирные кислоты.

С подъемом в высоту парциальное давление кислорода начинает снижаться. Что это значит? А значит это, что атомов кислорода в каждой единице объёма становится все меньше и меньше. При нормальное атмосферном давлении парциальное давление кислорода в легких человека (т.н. альвеолярный воздух) составляет 110 мм. рт. ст., давление углекислого газа - 40 мм рт. ст., а паров воды - 47 мм рт. ст… При подъеме в высоту давление кислорода в легких начинает падать, а углекислого газа и воды остается на прежнем уровне.

Начиная с высоты 3 километров над уровнем моря у большинства людей начинается кислородное голодание или гипоксия. У человека наблюдается одышка, усиленное сердцебиение, головокружение, шум в ушах, головная боль, тошнота, мышечная слабость, потливость, нарушение остроты зрения, сонливость. Резко снижается работоспособность. На высотах свыше 9 километров дыхание человека становится невозможным и потому находиться без специальных дыхательных аппаратов строго запрещено.

Важной для нормальной жизнедеятельности организмов на Земле является роль атмосферы как защитника нашей планеты от ультрафиолетового и рентгеновского излучения Солнца, космических лучей, метеоров. Подавляющую часть излучения задерживают верхние слои атмосферы - стратосфера и мезосфера, в результате чего проявляются такие удивительные электрические явления, как полярные сияния. Остальная, меньшая часть излучения, рассеивается. Здесь же, в верхних слоях атмосферы, сгорают и метеоры, которые мы можем наблюдать в виде маленьких «падающих звёзд».

Атмосфера служит регулятором сезонных колебаний температур и сглаживания суточных, предотвращая Землю от чрезмерного нагревания днём и охлаждения ночью. Атмосфера, благодаря наличию в её составе водяного пара, углекислого газа, метана и озона, легко пропускает солнечные лучи, нагревающие её нижние слои и подстилающую поверхность, но задерживает обратное тепловое излучение от земной поверхности в виде длинноволновой радиации. Эта особенность атмосферы называется парниковым эффектом. Без него суточные колебания температур нижних слоёв атмосферы достигали бы колоссальных величин: до 200° С и естественно сделали бы невозможным существование жизни в том виде, в котором мы её знаем.

Разные участки на Земле нагреваются неравномерно. Низкие широты нашей планеты, т.е. области с субтропическим и тропическим климатом, получают тепла от Солнца гораздо больше чем средние и высокие - области с умеренным и арктическим (антарктическим) типом климата. По-разному нагреваются материки и океаны. Если первые и нагреваются и охлаждаются гораздо быстрее, то вторые долго поглощают тепло, но в тоже время и также долго его отдают. Как известно теплый воздух является более легким чем холодный, а потому поднимается вверх. Его место у поверхности занимает холодный, более тяжелый воздух. Так образуется ветер и формируется погода. А ветер в свою очередь приводит к процессам физического и химического выветривания, последние из которых формируют экзогенные формы рельефа.

С подъёмом в высоту климатические различия между разными регионами земного шара начинают стираться. А начиная с высоты 100 км. атмосферный воздух лишается возможности поглощать, проводить и передавать тепловую энергию путём конвекции. Единственным способом передачи тепла становится тепловое излучение, т.е. нагревание воздуха космическими и солнечными лучами.

Кроме того только при наличии атмосферы на планете возможен круговорот воды в природе, выпадение осадков и образование облаков.

Круговорот воды - это процесс циклического перемещения воды в пределах земной биосферы, состоящий из процессов испарения, конденсации и осадков. Различают 3 уровня круговорота воды:

Большой, или мировой, круговорот - водяной пар, образовавшийся над поверхностью океанов, переносится ветрами на материки, выпадает там в виде атмосферных осадков и возвращается в океан в виде стока. В этом процессе изменяется качество воды: при испарении соленая морская вода превращается в пресную, а загрязненная - очищается.

Атмосфера. Её значение для человека.

Из всех составных частей биосферы д я нормальной жизнедеятельности человека, прежде всего, нужен воздух. Без еды еловек может прожить до пяти дней, без воздуха не более пяти минут. В сутки человек в среднем потребляет около килограмма пищи, до двух с половиной литров воды и кислород из двадцати килограммов воздуха. Но потребляемый воздух должен отвечать опр делённым санитарным требованиям, иначе он вызовет острые или хронические заболевания. В результате промышленных выбросов воздух многих зарубежных городов загрязнен настолько, что днем почти не видно солнца. Промышленная пыль представляет собой один из основных видов загрязнения атмосферы. Вред, причиняемый пылью и золой, является глобальным. Запыленная атмосфера плохо пропускает ультрафиолетовую радиацию, обладающую бактерицидными свойствами, и препятствующую самоочищению атмосферы. Пыль засоряет слизистые оболочки дыхательных органов и глаз, раздражает кожные покровы человека, является переносчиком бактерий и вирусов, снижает освещенность улиц, заводских зданий, жилищ, вызывая перерасход электроэнергии. Сажа, являющаяся компонентом пыли и представляющая собой практически чистый атмосферный углерод, увеличивает заболеваемость раком легких.

Атмосферный воздух - это источник дыхания человека, животных и растительности, сырьё для процессов горения и синтеза химических веществ; он является материалом, применяемым для охлаждения различных промышленных и транспортных установок, а также средой, в которую выбрасываются отходы жизнедеятельности человека, высших и низших животных и растений.

Важную роль во всех природных процессах играет атмосфера. Она служит надежной защитой от вредных космических излучений, определяет климат данной местности и планеты в целом. Воздух атмосферы является одним из основных жизненно важных элементов окружающей среды, её животворным источником. Беречь его, сохранять в чистоте - значит сохранять жизнь на Земле.

Во Вселенной земная атмосфера - уникальное и удивительное явление. Она состоит из азота, кислорода, аргона, углекислого газа и других элементов. К бесценным богатствам нашей планеты следует отнести в первую очередь богатую кислородом и сбалансированную по газовому составу атмосферу.

Атмосфера является составной частью биосферы и представляет собой газообразную оболочку Земли, вращающуюся вместе с ней как единое целое. Эта оболочка слоиста. Каждый слой имеет своё название и характерные физико-химические особенности. Условно принято атмосферу делить на две большие составные части: верхнюю и нижнюю. Наибольший интерес представляет для нас нижняя часть атмосферы, главным образом тропосфера, поскольку в ней происходят основные метеорологические явления, влияющие на загрязнение атмосферного воздуха.

Атмосферный воздух выступает своего рода посредником загрязнения всех других объектов природы, он способствует распространению больших масс загрязнений на большие расстояния. Промышленными выбросами, переносимыми по воздуху, загрязняется Мировой океан, закисляются почва и вода.

Таким образом, на территорию России ежегодно через западные границы вместе с воздушными массами поступает около 2 млн. тонн двуокиси серы и около 10 млн. тонн сульфатов.

Сжигание таких видов топлива, как уголь, нефть, сланцы, ведет к загрязнению воздуха сернистым газом - источником закисления почв и водоемов. Высвободившиеся при этом тепло рассеивается в окружающую среду и служит источником теплового загрязнения атмосферы.

Степень вредности загрязняющих природу веществ зависит от многих факторов окружающей среды и от самих веществ. Научно-технический прогресс ставит задачу разработать объективные и универсальные критерии вредности. Это основополагающая проблема защиты биосферы на сегодняшний день окончательно ещё не решена. Анализ накопленных по этому вопросу данных, приведенный в исследовательских работах, показывает, что метод рассеивания, и разбавления загрязнителей не обеспечивает защиту биосферы

3. Источники загрязнения атмосферного воздуха.

Источники загрязнения многочисленны и разнообразны и по своей природе. Различают естественное и антропогенное загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение возникает, как правило, в результате природных процессов вне всякого влияния человека, А антропогенное - в результате деятельности людей.

Естественное загрязнение атмосферы обусловлено поступлением в неё вулканического пепла, космической пыли (до 150-165 тыс. т ежегодно), растительной пыльцы, морских солей и т.п. Основными источниками природной пыли являются пустыни, вулканы и оголенные участки земель.

К антропогенным источникам загрязнения атмосферного воздуха относятся энергетические установки, сжигающие ископаемое топливо, промышленные предприятия, транспорт, сельскохозяйственное производство. Из всего количества загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу, около 90 составляют газообразные вещества и около 10 - частицы, т.е. твердые или жидкие вещества.

В таблице №1 приведены экспертные оценки выделения некоторых вредных веществ как природными, так и антропогенными источниками-

Таблица №1

Практически 97,4 % населения города Нижнего Тагила проживает на территориях, где загрязнение воздушного бассейна превышает безопасные уровни (19,6% нас ления проживает в зоне экстремального загрязнения; 40,6 % -чрезвычайного загрязнения и 37,3 % - высокого уровня загрязнения).

Техногенное загрязнение почвы за счет осаждения атмосферных примесей на земную поверхность в г. Нижний Тагил оценивается в основном как высокое.

В Нижнем Тагиле среднегодовое содержание формальдегида (4,7 ПДК), бенз(а)пирена (2,6 ПДК), аммиака (2,3 ПДК), фенола (1,7 ПДК), сероуглерода (1,4 ПДК), железа (1,4 ПДК) превысило допустимую норму. Максимальное содержание определяемых веществ не превысило 10 ПДК: бенз(а)пирен 9,4 ПДК, аммиак 8,8 ПДК, сероводород 4,5 ПДК, железо 4,0 ПДК, диоксид азота 3,8 ПДК, формальдегид 3,6 ПДК, пыль и сероуглерод 3,2 ПДК, этилбензол 1,9 ПДК. В атмосфере города присутствуют цианистый водород, свинец, хром, цинк, медь.

В период с 1991 по 1995 год от ечается уменьшение загрязнения атмосферного воздуха в г. Нижний Тагил по большому ряду веществ: формальдегиду, бенз(а)пирену, сернистому газу, сероуглероду, тяжелым металлам. Увеличилось в воздухе только содержание аммиака, фенола и сероводорода.

Длительное время продолжает оставаться высоким уровень загрязнения атмосферного воздуха г. Нижнего Тагила. Из общего объема исследований санитарной службы 8,4 % проб превышают установленные нормативы.

Неблагоприятное влияние загрязнение атмосферного воздуха на состояние здоровья населения города, очевидно. Установлено, что экологическая ситуация, сложившаяся в г. Нижний Тагил оказывает влияние на ухудшение состояния здоровья населения. По 27 медико-демографическим показателям таким, как: общая заболеваемость детей и взрослых, нарушение обмена веществ и иммунитета у детского и взрослого населения, болезни органов дыхания у детского и взрослого населения, бронхиальная астма у детского и взрослого населения и др. При этом, в г. Нижний Тагил 80 % заболеваний органов дыхания у детей (ведущая патология в структуре всех болезней) и 44 %-у взрослых связаны с химическим загрязнением атмосферного воздуха.

7. Роль автотранспорта в загрязнении атмосферного воздуха в Свердловской области и в г. Нижний Тагил.

В Свердловской области эксплуатируются практически все виды передвижных источников загрязнения: автомобильный транспорт и спецтехника, воздушные суда четырех авиакомпаний (в том числе немецкой "Люфтганзы"), речной флот Обь-Иртфышского пароходства и суда специализированных организаций, магистральные и маневренные локомотивы Свердловского и Горьковского управлений железных дорог, тепловозы крупных предприятий, военная техника.

В 1995 году была проведена большая работа, направленная на снижение выбросов загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения. Областным комитетом по охране природы проинспектированы все крупные предприятия, имеющие передвижные источники загрязнения.

Наиболее значительным источником загрязнения в области является автомобильный транспорт. Численность автомобильного парка области в 1995 году достигла 500 тысяч единиц, при этом опережающими темпами идет увеличение числа иномарок (в 1,6 раза по сравнению с 1994 годом). Предприятия транспортно-дорожного комплекса являются основными потребителями воды и "поставщиками" отходов, но главную опасность представляют выбросы транспортной техники в атмосферный воздух. Их удельный вес в отдельных городах доходит до 72,5 % от валовых выбросов.

В связи с этим в области принимаются меры по более жесткому контролю за выбросами от автомашин. Так в 1995 году в рамках операции "Чистый воздух" силами Свердоблкомприроды, ГАИ, Ространсинспекции было проинспектировано 1107 автопредприятий, автохозяйств, авторемзаводов и станций технического обслуживания. В ходе контрольных замеров было проверено: 124542 бензиновых и 17976 дизельных автомашин, из которых, соответственно, 19233 (12,5 %) и 2417 (13,4 %) имели превышение норм токсичности и дымности.

В целях снижения выбросов от автотранспорта в городах области действуют и проектируются станции диагностики ГАИ большой мощности, позволяющие охватить контролем и регулировкой личный транспорт и транспорт мелких автохозяйств. Кроме ужесточения контроля в области проводится работа и по другим направлениям: такс 1994 года действует "Комплексная программа по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на автотранспорте Свердловской области", направленная на дальнейший перевод автотранспорта на экологически более чистый вид топлива. Свердловской государственной нефтеинспекцией осуществляется контроль за качеством топлива на автозаправках. Екатеринбургская фирма "Корус" разработала и приводит сертификацию нейтрализатора отработавших газов, предназначенного для работы на этилированном бензине.

Общее представление о загрязнении городов области токсичными выбросами автотранспорта дают данные, собранные в таблице, из анализа которой просматривается четкая связь: уровень токсичных выбросов тем выше, чем больше население города. Поэтому является вполне оправданным то внимание, которое оказывается борьбе за чистый воздух в наиболее крупных городах области.

Благодаря комплексу мер, направленных на снижение выбросов токсичных веществ автомобильным транспортом, а также дальнейшему сокращению пробега грузового транспорта, удалось сократить валовые выбросы автомашин в области с 254,0 тыс. т в 1994 году до 225,6 тыс. т в 1995 году или на 28,4 тыс. т (12,6 %), несмотря на увеличение парка машин.

Таблица №8

Выбросы загрязняющих веществ от автомобильного транспорта по городам Свердловской области, тыс. т в год

ГОРОД СО NO CH ВАЛОВОЙ ВЫБРОС
Алапаевск 2,014 0,169 0,257 2,440
Асбест 5,744 0,541 0,876 7,161
Верхняя Пышма 3,543 0,295 0,479 4,317
Верхняя Салда 1,635 0,124 0,208 1,967
Ирбит 2,367 0,168 0,245 2,780
Каменск-Уральский 7,889 0,632 1,008 9,539
Качканар 2,207 0,206 0,340 2,753
Кировград 1,478 0,124 0,195 1,797
Краснотуринск 3,246 0,278 1,477 5,001
Красноуральск 1,255 0,119 0,198 1,572
Н-Тагил 14,486 1,1924 1,957 17,635
Н-Тура 1,567 0,132 0,227 1,926
Н-Салда 0,535 0,046 0,073 0,654
Первоуральск 6,360 0,540 0,907 7,807
Полевской 3,226 0,273 0,439 3,938
Ревда 2,820 0,252 0,401 2,064
Реж 2,292 0,193 0,327 3,473
Серов 3,404 0,284 0,469 4,157
Тавда 2,216 0,220 0,353 2,789
Екатеринбург 57,264 4,416 6,872 68,552
Валовый выброс 184,721 15,182 25,695 225,598

В общем, объеме выбросов в атмосферу велика доля выбросов вредных веществ от передвижных источников, особенно автотранспорта. Если в 1991 году автопарк области состоял 293783 единиц, то на 01.01.1995 г. он вырос до 426956 автомашин, в основном за счет частных легковых автомобилей. Однако выбросы от передвижных источников в 1994 году снизились до 320 тыс. т, вместо 564 тыс. т в 1991 году: уменьшился пробег грузового транспорта, часть машин переведена на газовое топливо, подействовали и другие факторы.

Загрязнение атмосферы выбросами от автотранспорта становится основным бедствием для населения многих городов, поэтому снижение их стало основной экологической проблемой, над которой сегодня работают специалисты различных предприятий и организаций, природоохранительных учреждений области.

Проблема защиты атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автотранспорта становится все более актуальной. В связи с ростом автомобильного парка области (10-12% в год), а также снижением выбросов от стационарных источников загрязнения (на 43 % за 1992-96 г.г.), относительная доля в загрязнении атмосферы передвижными источниками загрязнение неуклонно возрастает. В ряде промышленных центров области - Екатеринбурге, Каменск-Уральском, Первоуральске, Верхней Пышме, Березовском - доля автотранспорта в общем, объеме загрязнения атмосферы составляет от 20 до 70 %. На передвижные источники загрязнения приходится свыше 70 % суммарных выбросов свинца от всех источников загрязнения. Определяющим фактором в загрязнении атмосферного воздуха автотранспортом является качество поставляемого в область моторного топлива.

Выбросы автотранспорта представляют повышенную опасность для здоровья населения, так как отработавшие газы, содержащие свинец, бенз(а)пирен, окислы азота, углерода, другие токсичные и канцерогенные вещества, выбрасываются на уровне органов дыхания человека.

Принимаемые меры, в том числе ужесточение контроля за выбросами автотранспорта со стороны Госкомэкологии Свердловской области. Госавтоинспекции, транспортной инспекции, а также технические мероприятия, связанные с регулировкой двигателей автотранспортных средств и контролем качества

моторного топлива, не могут обеспечить существенного повышения экологической безопасности автотранспорта.

Динамика выбросов автотранспорта по городу Нижний Тагил за период 1993-1996 год:

· 1993г. – 27,0 тыс. т

· 1994г. – 22,37 тыс. т

· 1995г. – 17,635 тыс. т в т.ч. оксид углерода (СО) – 14,49 тыс. т

· оксиды азота (NO х) – 1,19тыс. т

· углеводороды (СН) – 1,96 тыс. т

· 1996г. – 14,208 тыс. т в т.ч. СО – 11,785 тыс. т

· NO х – 0,994 тыс. т

· СН – 1,429 тыс. т

Сведения об автотранспорте (результаты контрольных замеров, приведенных в 1996 году в ходе операции “Чистый воздух”), по предприятиям г. Нижний Тагил

Наименование предприятия Проверено автомашин на Токсичность / дымность, шт. Автомашины с превышением норм по токсичности / дымности Насчитано платежей за сверхнормативный выброс, тыс. руб.
1. ТОО “Строймаш” 7/- - -
2. АООТ “Н-Тагильское ГАТП” 18/4 1/2 133,812
3. АТП АО НТМК 89/41 - -
4. УЩ 349/12 11/- 4/- -
5. УЩ 349/13 19/- -/- -
6. АТП № 16 14/14 -/- -
7. Цементный завод 7/- -/- -
8. МП ПОПАТ 43/21 -/7 372,120
9. УЩ 349/5 7/0 -/- -
10. ТДРСУ 14/- 1/- -
11. КРЗ 10/9 1/- 53,76
12. Ленинский райкомхоз ГГМ 20/1 -/- -
13. Спецавтохозяйство по уборке города 22/4 2/- 35,560
14. Горкомхоз 15/- 1/- -
15 ССМУ треста 88 13/12 -/- -
16. ДРСУ 8/7 -/- -
17. АООТ “Тагиллес“ 5/4 -/- -
18. Управление механизации № 5 15/10 -/1 50,1
19. ГП им. III Интернационала 6/4 -/- -
20. АО ВГОК (автоцех) 20/23 1/- -
21. ОАО Коксохиммонтаж 10/4 -/- -
22. Тагилавтотранссервис 8/10 1/2 139,44
23. АТП № 6 40/25 -/- -
24. МП Медавтотранс 40/- -/- -
25. Никомремстрой 28/20 2/9 243,9
26. Автохозяйство УВД 44/- -/- -
27. Автоцех НТИИМ 15/2 7/- 294,0
28. МП ПАТП 13/- 1/- -
29. УВЗ (автоцех) 52/14 1/2 -
30. База механизации ЖКУ УВЗ 15/7 -/- -
31. НОД-5 (автоколонна) 16/4 -/- -
32. Трасса 704/- 297/- -

8. Основные направления в области защиты атмосферы от загрязнения выбросами автотранспорта.

Основными направлениями работ в области защиты атмосферы от загрязнения выбросами автотранспорта являются: а) создание и расширение производства автомобилей с высокоэкономичным и малотоксичным двигателями, в том числе дальнейшая дизелизация автомобилей; б) развитие работ по созданию и внедрению эффективных систем нейтрализации отработанных газов; в) снижение токсичности моторных топлив; г) развитие работ по рациональной организации движения автотранспорта в городах, совершенствованию дорожного строительства с целью обеспечения безостановочного движения на автомагистралях.

К трудностям очистки газов от загрязнителей относится в первую очередь то, что объемы промышленных газов, выбрасываемых в атмосферу, огромны. Например, крупная теплоэлектроцентраль способна в один час выбросить в атмосферу до 1 млрд. куб. метров газов. Поэтому даже при весьма высокой степени очистки отходящих газов количество загрязняющего вещества, поступающего в воздушный бассейн, будет оцениваться значительной величиной.

Кроме того, нет единого универсального метода очистки для всех загрязнителей. Эффективный метод очистки отходящих газов от одного загрязняющего вещества может оказаться бесполезным по отношению к другим загрязнителям. Или метод, хорошо оправдавший себя в конкретных условиях (например, в строго ограниченных пределах изменения концентрации или температуры), в других условиях оказывается малоэффективным. По этой причине приходится использовать комбинированные методы, сочетать несколько способов одновременно. Все это определяет высокую стоимость очистных сооружений, снижает их надежность при эксплуатации.

Вредные примеси в отходящих газах могут быть представлены либо в виде аэрозолей, либо в газообразном или парообразном состоянии. В первом случае задача очистки состоит в извлечении содержащихся в промышленны газах взвешенных твердых и жидких примесей – пыли, дыма, капелек тумана и брызг. Во втором случае – нейтрализация газо- и парообразных примесей.

Очистка от аэрозолей осуществляется применением электрофильтров, методов фильтрации через различные пористые материалы, гравитационной или инерционной сепарации, способами мокрой очистки.

Очистка выбросов от газо- и парообразных примесей осуществляется методами адсорбции, абсорбции и химическими методами.

Адсорбция есть процесс поглощения газа или пара поверхностью твердых тел (адсорбентов) - силикагеля, активированного угля и других. В случае низкой концентрации и правильного подбора адсорбента этот метод позволяет извлекать любую примесь с высокой степенью очистки, достигающей 99 %. Адсорбенты используются в виде зерен размером 2-8 мм или в пылевидном состоянии. Загрязненный газ пропускается через слой адсорбента.

Абсорбционный способ очистки основан на различной растворимости компонентов газовой смеси в жидкости - абсорбенте. В качестве абсорбентов, используемых для очистки газовых выбросов, применяются вода, растворы щелочей, этаноламины и другие жидкости. К достоинствам абсорбционной очистки относятся, прежде всего, высокая степень очистки, непрерывность процесса, возможность извлечения большого количества примесей и возможность регенерации абсорбента, а к недостаткам - громоздкость оборудования, сложность технологических схем очистки.

Химические методы очистки газообразных отходов заключаются в том, что к отходящим промышленным газам добавляют различные реагенты. Вступающие в химические реакции с примесями. Иногда этими реагентами могут служить компоненты самих загрязнителей, а реакции поддерживаются применением катализаторов. В результате взаимодействия образуются новые соединения, не оказывающие отрицательного воздействия на природу.

Основное достоинство химических методов очистки - высокая степень очищения.

Одним из видов химических методов может служить термическая очистка - дожигание отработавших газов. При высоких температурах происходит окисление содержащихся токсичных органических загрязнений кислородом воздуха до нетоксичных соединений. Дожигание органических примесей в газах промышленных выбросов и транспорта применяют в основном в тех случаях, когда утилизация их нецелесообразна или невозможна.

9. Основные мероприятия по снижению загрязнения атмосферного воздуха выбросами автомобильного транспорта. Основные мероприятия по снижению загрязнения атмосферного воздуха выбросами автомобильного транспорта на 1997 - 1999 годы.

1. Мероприятия по использованию СПГ в качестве моторного топлива.

№ п./п. Наименование мероприятия Эффект от выполнения мероприятия
I.I Переоборудовать автотранспорт муниципальных мероприятий, используемый на внутригородских работах, на газовое топливо. Снижение на единицу транспорта в 3-4 раза выбросов оксидов углерода, на 15-20 % оксидов азота, ликвидация выбросов сажи дизельным автотранспортом, исключение выбросов свинца
1.2 Организовать работу передвижных автозаправочных станций
1.3 Разработать схему размещения новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и предложения по их строительству Обеспечение технической возможности перевода автотранспорта на газовое топливо
1.4 Провести рекламно - информационную работу по переводу автотранспорта на газ Экологическое воспитание и образование населения, пользователей автотранспортными средствами

2. Мероприятия по обеспечению области качественными нефтепродуктами.

Стремительный рост численности человечества и его научно-технической вооруженности в корне изменили ситуацию на Земле. Если в недавнем прошлом вся человеческая деятельность проявлялась отрицательно лишь на ограниченных, хоть и многочисленных территориях, а сила воздействия была несравненно меньше мощного круговорота веществ в природе, то теперь масштабы естественных и антропогенных процессов стали сопоставимыми, а соотношение между ними продолжает изменяться с ускорением в сторону возрастания мощности антропогенного влияния на биосферу.

Опасность непредсказуемых изменений в стабильном состоянии биосферы, к которому исторически приспособлены природные сообщества и виды, включая самого человека, столь велика при сохранении привычных способов хозяйствования, что перед нынешними поколениями людей, населяющими Землю, возникла задача экстренного усовершенствования всех сторон своей жизни в соответствии с необходимостью сохранения сложившегося круговорота веществ и энергии в биосфере. Кроме того, повсеместное загрязнение окружающей нас среды разнообразными веществами, подчас совершенно чуждыми для нормального существования организма людей, представляет серьезную опасность для нашего здоровья и благополучия будущих поколений. Атмосферный воздух является самой важной жизнеобеспечивающей природной средой и представляет собой смесь газов и аэрозолей приземного слоя атмосферы, сложившуюся в ходе эволюции Земли, деятельности человека и находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Результаты экологических исследований, как в России, так и за рубежом, однозначно свидетельствуют о том, что загрязнение приземной атмосферы - самый мощный, постоянно действующий фактор воздействия на человека, пищевую цепь и окружающую среду. Атмосферный воздух имеет неограниченную емкость и играет роль наиболее подвижного, химически агрессивного и всепроникающего агента взаимодействия вблизи поверхности компонентов биосферы, гидросферы и литосферы.

Антропогенные источники загрязнения обусловлены хозяйственной деятельностью человека. К ним следует отнести:

  • 1. Сжигание горючих ископаемых, которое сопровождается выбросом 5 млрд. т. углекислого газа в год. В результате этого за 100 лет (1860-1960 гг.) содержание СО2 увеличилось на 18% (с 0,027 до 0,032%). За последние три десятилетия темпы этих выбросов значительно возросли. При таких темпах к 2000 г. количество углекислого газа в атмосфере составит не менее 0,05%.
  • 2. Работа тепловых электростанций, когда при сжигании высокосернистых углей в результате выделения сернистого газа и мазута образуются кислотные дожди.
  • 3. Выхлопы современных турбореактивных самолетов с оксидами азота и газообразными фтор - углеводородами из аэрозолей, которые могут привести к повреждению озонового слоя атмосферы
  • 4. Производственная деятельность.
  • 5. Загрязнение взвешенными частицами (при измельчении, фасовке и загрузке, от котельных, электростанций, шахтных стволов, карьеров при сжигании мусора).
  • 6. Выбросы предприятиями различных газов.
  • 7. Сжигание топлива в факельных печах, в результате чего образуется самый массовый загрязнитель - монооксид углерода.
  • 8. Сжигание топлива в котлах и двигателях транспортных средств, сопровождающееся образованием оксидов азота, которые вызывают смог.
  • 9. Вентиляционные выбросы (шахтные стволы).
  • 10. Вентиляционные выбросы с чрезмерной концентрацией озона из помещений с установками высоких энергий (ускорители, ультрафиолетовые источники и атомные реакторы) при ПДК в рабочих помещениях 0,1 мг/м3. В больших количествах озон является высокотоксичным газом.

При процессах сгорания топлива наиболее интенсивное загрязнение приземного слоя атмосферы происходит в мегаполисах и крупных городах, промышленных центрах ввиду широкого распространения в них автотранспортных средств, ТЭЦ, котельных и других энергетических установок, работающих на угле, мазуте, дизельном топливе, природном газе и бензине. Вклад автотранспорта в общее загрязнение атмосферного воздуха достигает здесь 40-50%. Мощным и чрезвычайно опасным фактором загрязнения атмосферы являются катастрофы на АЭС (Чернобыльская авария) и испытания ядерного оружия в атмосфере. Это связано как с быстрым разносом радионуклидов на большие расстояния, так и с долговременным характером загрязнения территории.

Высокая опасность химических и биохимических производств заключается в потенциальной возможности аварийных выбросов в атмосферу чрезвычайно токсичных веществ, а также микробов и вирусов, которые могут вызвать эпидемии среди населения и животных.

В настоящее время в приземной атмосфере находятся многие десятки тысяч загрязняющих веществ антропогенного происхождения. Ввиду продолжающегося роста промышленного и сельскохозяйственного производства появляются новые химические соединения, в том числе сильно токсичные. Главными антропогенными загрязнителями атмосферного воздуха кроме крупнотоннажных оксидов серы, азота, углерода, пыли и сажи являются сложные органические, хлорорганические и нитросоединения, техногенные радионуклиды, вирусы и микробы. Наиболее опасны широко распространенные в воздушном бассейне России диоксин, бенз(а) пирен, фенолы, формальдегид, сероуглерод. Твердые взвешенные частицы представлены главным образом сажей, кальцитом, кварцем, гидрослюдой, каолинитом, полевым шпатом, реже сульфатами, хлоридами. В снеговой пыли специально разработанными методами обнаружены окислы, сульфаты и сульфиты, сульфиды тяжелых металлов,

Человек живет в нижних слоях тропосферы. Явления, происходящие в атмосфере, оказывают непосредственное на него влияние. Многие из них опасны для жизнедеятельности. Поэтому в зависимости от вида и частоты тех или иных атмосферных явлений в различных областях Земли люди по-разному расселены по планете.

Люди исторически проживают в местах с более благоприятным климатом. Там, где нет слишком высоких или низких температур, где выпадает достаточное количество осадков и нет продолжительных засух, где нет частых вредящих человеку атмосферных явлений.

Однако человек широко расселен по Земле. Можно сказать он живет везде. Кроме того, даже в самых благоприятных местах для жизни случаются опасные атмосферные явления.

К опасным для человека и его деятельности атмосферным явлениям можно отнести засухи, ливневые дожди, ураганы, град, грозы и гололед.

Когда долго не идет дождь и температура воздуха достаточно высокая, то случается засуха. Человек при засухе может жить, но она приводит к дефициту воды и гибели урожая, так как влаги в почве становится недостаточно. Поскольку в мире еще существует много бедных стран, в которых жизнь населения напрямую зависти от ежегодных урожаев, то засуха до сих пор считается самым опасным атмосферным явлением.

Ливневые дожди могут приводить к наводнениям, обрушениям плотин, выходу рек из берегов. Все это разрушает постройки людей, наносится вред сельско-хозяйственным угодьям.

При урагане сила ветра может превышать 100 м/с. При такой скорости воздух разрушает жилые постройки, линии связи. С помощью искусственных спутников Земли человечество может следить за образовавшимися ураганами, определять их маршрут перемещения и, следовательно, предупреждать население об опасности. Ураганы чаще зарождаются в Тихом и Атлантическом океанах на 10-20° широтах и затем перемещаются в сторону материков.

В Азии и островах Тихого океана ураганы называют тайфунами.

Грозы опасны возникающими при них молниями. Молнии представляют собой сильные электрические разряды между облаками ил между облаком и землей. Обычно на земле молнии бьют в какую-нибудь возвышенность. Поэтому во время гроз нельзя стоять на возвышенностях, под деревьями и другими возвышающимися объектами.

Гололед образуется после оттепелей зимой и представляет собой корку льда на поверхности. На дорогах он приводит к заносам автомобилей, могут происходить обрывания линий электропередач.

Сообщение «Атмосфера Земли» кратко расскажет о газовой оболочке вокруг нашей планеты. Также доклад на тему «Атмосфера» поможет подготовиться к занятию, и углубить познания в области географии.

Сообщение на тему «Атмосфера»

Атмосфера – это газовая оболочка, которая окружает нашу планету и вращается вместе с Землей. Ее изучением занимаются разделы химии и физики, объединенные общи названием — физикой атмосферы. При помощи атмосферы определяется погода на поверхности Земли, а изучением погодных условий занимается метеорология, вариациями климата - климатология. Толщина оболочки составляет 1500 км от поверхности планеты.

Строение атмосферы

Физическое состояние определяется климатом и погодой. Основные атмосферные параметры: давление, плотность воздуха, состав и температура. Когда увеличивается высота, то атмосферное давление и плотность воздуха уменьшаются. Также с высотой изменяется и температура. Вертикальное строение газовой оболочки характеризуется разными электрическими и температурными свойствами, разнообразным состоянием воздуха.

В атмосфере выделяют основные слои, которые обуславливаются температурой:

  • Тропосфера . Это основной, нижний, самый изученный слой атмосферы. Находится на высоте 8-10 км в полярных областях, до 10-12 км в умеренных широтах, до 16-18 км на экваторе. В ней сосредоточено 80-90 % водяных паров. Развиты конвекция и турбулентность. Здесь развиваются антициклоны и циклоны, возникают облака.
  • Стратосфера . Располагается на высоте 11-50 км. Характеризуется стабильной температурой. Здесь расположился слой озоносферы на высоте от 15-20 до 55- 60 км, который в биосфере определяет предел жизни. Стратосфера задерживает коротковолновые части излучения ультрафиолета. В ней трансформируется энергия коротких волн.
  • Мезосфера . Находится на высоте 50 – 90 км.
  • Термосфера . Начинается на высоте 90 км и охватывает 800 км.
  • Экзосфера . Это внешняя часть термосферы, зона рассеяния. Расположена на высоте выше 800 км. Поскольку газ очень разрежен, то некоторая его часть утекает в межпланетное пространство. На высоте2000-3000 км переходит в ближнекосмический вакуум, наполненный частицами разреженного межпланетного газа — атомами водорода, пылевидных частиц метеорного и кометного происхождения.

Также есть переходные атмосферные области между оболочками, которые называются тропопауза, стратопауза, мезопауза, термопауза, экзопауза.

В атмосфере выделяют гетеросферу и гомосферу в зависимости от состава газа. Гетеросфера представляет собой область, в которой гравитация влияет на разделение газов. Ниже ее лежит однородная часть атмосферы – гомосфера. Между этими слоями находится граница под названием турбопауза, находящаяся на высоте 120 км.

Атмосферное давление

В атмосфере также действует атмосферное давление. Оно оказывает влияние на все предметы, находящиеся в нем и на поверхность планеты. Нормальное атмосферное давление не превышает показатель 760 мм рт. ст. С повышением высоты давление падает на 100 мм с каждым километром.

Состав атмосферы

Атмосфера это воздушная оболочка, которая преимущественно состоит из газов и примесей, таких как капли воды, кристаллы льда, пыль, продукты горения и морские соли. Их количество непостоянно. Основные составляющие атмосферы — азот (78 %), кислород (21 %), аргон (0,93 %). Кроме них в ней содержатся углеводороды, СН 4 , NH 3 , SO 2 , СО, HF, НС 1 , пары I 2 , Hg и NO. В тропосфере много аэрозоль (жидких частиц) и взвешенных твердых.

Надеемся, что доклад про атмосферу помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации о ней. А свое сообщение о атмосфере Вы можете оставить через форму комментариев ниже.