Государственный служащий. Государственный служащий: понятие и виды Понятие и виды государственных служащих


1. Государственный служащий - это гражданин Российской Федерации, состоящий на государственной должности, исполняющий права и обязанности, установленные законодательством о государственной службе, и получающий денежное вознаграждение за счет федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ.

2. В зависимости от вида государственной власти, в органах которой замещают должности государственные служащие, можно различить работающих:

В представительных органах;

Судебных органах;

Органах исполнительной власти;

*иных органах.

В зависимости от квалификационных разрядов государственные должности государственной службы подразделяются на следующие группы:

Федерации государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды (классные чины):

действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы;

  • государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим главные
  • советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы;
  • советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы;
  • референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим младшие государственные должности государственной службы.

В зависимости от характера и объема полномочий государственные служащие подразделяются на следующие группы:

*представители административной власти - лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, работники милиции);

*оперативный состав (функциональные работники) - государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов (например, экономисты и юрисконсульты);

*вспомогательный состав - государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершения действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа (например, технические секретари);

*граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (например, нотариусы).

Основной элемент каждой государственной должности - обязанности. Это ее ядро, смысл существования. А права по должности лишь прямо или косвенно создают условия для надлежащего выполнения обязанностей.

Многочисленные обязанности государственных служащих можно поделить: 1) на общеслужебные и 2) должностные. А среди первых можно различать функциональные обязанности и ограничения.

Функциональные обязанности связаны с выполнением служебного долга. Государственный служащий обязан (ст. 10 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»):

а) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

б) добросовестно исполнять должностные обязанности;

в) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

г) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

д) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения;

е) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

ж) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

з) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

Общеслужебные ограничения - тоже обязанности. Это запреты совершать определенную деятельность, они осуществляются путем бездействия Главное же в них то, что они ограничивают конституционные права граждан РФ (пассивное избирательное право, право заниматься предпринимательской деятельностью, право на забастовку и т. д.). Такие ограничения необходимы для обеспечения четкой работы государственных служащих, предотвращения злоупотреблений властью, повышения доверия к ним граждан. А лишение служащих права быть депутатами обусловлено еще и реализацией принципа разделения государственной власти

Общие положения в системе организации государственной службы. Виды государственной службы. Согласно федеральному закону О системе государственной службы РФ от 27.2003 определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный технический
рыбохозяйственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)

Институт Экономики и управления

Реферат на тему:

« Государственный служащий. Виды государственных служащих»

Выполнил:

Студент гр. Эбс-212

Волкова Лидия Вячеславовна

Проверил:

Преподаватель кафедры « БЖД и право»

Галочкина Галина Владимировна

г. Владивосток

2015


Введение.

Согласно федеральному закону « О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ.

Государственная служба- профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий:

  • Федеральных органов государственной власти
  • Субъектов РФ
  • Органов государственной власти субъектов РФ
  • Лиц, замещающие должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами и др. правовыми актами, для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов
  • Лиц, замещающие должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами, уставами и т.п, для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ

Государственная служба регулируется нормами конституционного, трудового, финансового и др. отраслей права.

Согласно ст. 2 п.1 существует несколько видов государственной службы:

  1. Государственно-гражданская служба
  2. Военная служба
  3. Правоохранительная служба

Согласно ст. 2 п.2 государственная служба подразделяется на:

  • Федеральную государственную гражданскую службу
  • Государственную гражданскую службу субъекта РФ
  1. Общие положения в системе организации государственной службы.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

  1. Федерализм
  2. Законность
  3. Приоритет прав и свобод гражданина, обязательность их признания, соблюдение и защита
  4. Равный доступ граждан к государственной службе
  5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы
  6. Взаимосвязь государственной и муниципальной служб
  7. Открытость государственной службы и её доступность общественному контролю
  8. Профессионализм и компетентность государственных служащих
  9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация принципов построения и организации государственной службы обеспечивается федеральным законом № 58-ФЗ и другими федеральными законами, рассматривающие особенности обязанностей государственных служащих.

2 Виды государственной службы.

Государственная служба подразделяется на несколько видов:

  1. Федеральная государственная служба.
  2. Гражданская государственная служба.

В свою очередь федеральная государственная служба делится на военную государственную и правоохранительную службу.

Федеральная государственная служба- это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению служебных полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающие государственные должности РФ.

Военная государственная служба - вид федеральной государственной службы, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских или невоинских должностях в Вооруженных Силах РФ, специальных формированиях и органах, осуществляющие оборону страны, на условиях предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ.

Правоохранительная государственная служба - вид федеральной государственной службы, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, учреждениях и службах, осуществляющие функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

3 Поступление на государственную службу, её прохождение и прекращение.

На государственную службу по контракту могут поступать граждане:

  1. Владеющие государственным языком РФ.
  2. Граждане, достигшие возраста 18 лет.
  3. Граждане, соответствующие квалификационным требованиям.

Поступление гражданина на государственную службу на замещение вакантной должности осуществляется путем конкурса, а также контракта или договора в соответствии с федеральным законом № 79-ФЗ.

Конкурс на замещение вакантной должности государственной службы не проводится в следующих случаях:

  1. При заключении срочного служебного контракта.
  2. При назначении на замещение на определенный срок должности категории « руководители» и «помощники руководителя/ советники».
  3. При назначении государственного служащего на иной вид государственной службы.
  4. При назначении на замещение должности категории « руководитель» назначением и освобождением от обязанностей которой осуществляется по приказу Президента РФ или Правительством РФ.

Также конкурс может не проводится при назначении на отдельные виды государственной службы, профессиональная деятельность которых связана с государственной тайной.

Конкурс может не проводится на замещение вакантных должностей государственной службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, на усмотрение нанимателя.

Для проведения конкурса на замещение вакантных должностей гражданской службы создается специальная конкурсная комиссия. В состав конкурсной комиссии входят:

Официальный представитель нанимателя и/или уполномоченные им государственные служащие.

Представитель соответствующего органа по управлению государственной службы.

Представители научных и образовательных организации в качестве независимых экспертов, приглашаемые органом по управлению государственной службой, по запросу нанимателя. Число независимых экспертов должно ровняться не менее 25 % от числа людей, входящих в конкурсную комиссию.

В случае несогласия с результатами конкурса на замещение вакантной должности гражданин вправе обжаловать решение приемной комиссии.

Для замещения должности государственной службы представитель нанимателя может заключать контракт:

  1. На неопределенный срок.
  2. На определенный срок.

Служебный контракт - это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающий на государственную службу. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе- 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему максимального возраста на гражданской государственной службе, может быть продлен срок пребывания на государственной службе по решению представителя нанимателя и только с согласия самого работника. Но не свыше достижения возраста 65 лет.

По достижении предельного возраста гражданским служащим пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и согласия работника он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющиеся должностью гражданской службы.

Заключение служебного контракта. При поступлении на гражданскую государственную службу гражданин обязан предоставить:

  1. Заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы.
  2. Собственную заполненную и подписанную анкету установленной формы.
  3. Паспорт.
  4. Трудовую книжку, за исключением, если гражданин впервые устраивается на работу.
  5. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
  6. Свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ.
  7. Документы воинского учета.
  8. Документ об образовании и квалификации.
  9. Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего. Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания. При заключении контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющие отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей. После назначения на должность гражданской службы работнику вручается служебное удостоверение установленной формы.

4 Государственный служащий. Классификация государственных служащих.

Государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

Нанимателем государственного служащего является РФ, нанимателем государственного гражданского служащего субъекта РФ является субъект РФ.

Через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества.

Но состав государственных служащих неоднороден, поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям.

  1. По масштабу деятельности органов государственные служащие могут быть подразделены на федеральных служащих и служащих субъектов РФ. Характер деятельности государственных служащих определяется полномочиями соответствующих федеральных государственных органов (Администрация Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального собрания и т.д).
  2. По особенностям государственной службы государственные служащие подразделяются на:
  • Милитаризированных-это военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой, полиции).
  • Гражданских.

Военная служба, как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства, защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и порядка.

  1. В соответствии с принципом разделения властей различаются государственные служащие законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти выполняют законодательную и контролирующую функции в отношении органов исполнительной власти в пределах Конституции РФ.

Органы исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельности, которые обеспечивают успешное функционирование государственного аппарата. В системе занято более 85% государственных служащих. Главным критерием пригодности для прохождения службы в органах исполнительной власти является профессиональная подготовка на уровне моровых стандартов.

Судебная власть согласно ст. 118 Конституции РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Обеспечение исполнения судебных полномочий возложены на аппараты соответствующих судов, в которых учреждены должности категорий «Б» и «В».

  1. По объему должностных полномочий государственные служащие делятся на должностных лиц и государственных служащих, не являющиеся должностными лицами.

Сейчас характер служебно-государственных отношений и объем государственно-властных полномочий государственных служащих зависит от категорий занимаемых ими государственных должностей.

Поскольку деятельность государственных служащих может иметь различную направленность, то государственно - служебные отношения могут подразделяться на:

  • Внутриорганизационные(внутренние).
  • Внешние.

Внутриорганизационные отношения- отношения служебной подчиненности внутри данного органа. Такие отношения возникают, изменяются и прекращаются на основе законодательства РФ в связи замещением должности категории «Б» или «В» в аппаратах органов законодательной, исполнительной и судебной власти и иных государственных органов. Другой стороной внутренних правоотношений является государство в лице государственного органа или должностного лица, которое вправе перемещать на соответствующую должность, а также увольнять гражданина с государственной службы.

Внешними служебные отношения - это отношения, которые складываются между государственным служащим и неподчиненными ему гражданами, государственными и коммерческими организациями в связи осуществлением работником своих служебных обязанностей. Эти обязанности возникают с момента подписания гражданином служебного контракта. Однако в качестве представителя государства может выступать только тот служащий, который наделен государственно-властными полномочиями в сфере исполнительной власти - должностное лицо. К должностным лицам относят работников государственных органов, чьи властные полномочия выходят за рамки этих органов. Их распорядительные полномочия могут распространяться на физических и юридических лиц, организационно неподчиненных им по службе (прокуроры, следователи, сотрудники полиции, налоговой полиции, судебные исполнители, государственные инспектора различных органов, осуществляющих контрольную деятельность).

  1. В зависимости от срока службы государственные служащие могут поступать на государственную службу:
  • На неопределенный срок (например, должность категории «В»).
  • На определенный срок (должность категории «Б»), с установленным испытательным сроком.
  1. В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовке, государственные служащие подразделяются на пять групп деления должностных полномочий:
  • Высшие государственные должности.
  • Главные государственные должности.
  • Ведущие государственные должности.
  • Старшие государственные должности.
  • Младшие государственные должности.
  1. В зависимости от квалификационных разрядов (звания, чины, ранги). Присваиваются персонально каждому государственному служащему, замещающего должность категории «Б» или «В», с учетом его личных достоинств, по результатом квалификационного экзамена или аттестации.

Квалификационные разряды подразделяются на группы соответственно тем группам, на которые подразделяются государственные должности государственной службы. Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответствие государственных служащих квалификационным требованиям. Чем выше ранг, тем выше требования. При продвижении государственного служащего вверх по карьерной лестнице, повышается квалификационный разряд, а значит, повышаются и квалификационные требования.

5 Права и обязанности государственного служащего.

Государственный служащий имеет право :

  • На ознакомление с документами, определяющие его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, условия продвижения по службе и организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей.
  • На получении информации и материалов, необходимых для исполнения служебной деятельности.
  • На посещение для исполнения служебной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм их собственности.
  • На принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями.
  • На продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, а также уровня квалификации.
  • Знакомиться с материалами своего личного дела, отзывами о его служебной деятельности до внесения их в личное дело, приобщать документы к личному делу.
  • На переподготовку(переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета.
  • На пенсионное обеспечение с учетом стажа работы.
  • Вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Каждый служащий независимо от занимаемой государственной должности обязан :

  • Обеспечивать поддержку конституционного строя и Конституции РФ, реализацию Федеральных Законов, в том числе регулирующих сферу его полномочий.
  • Добросовестно исполнять должностные обязанности.
  • Обеспечивать соблюдение защиту прав и законных интересов граждан.
  • Исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных.
  • В пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан, общественных объединений и предприятий, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в пределах своих властных полномочий, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
  • Соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и порядок работы со служебной информацией.
  • Поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей.
  • Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему сведенья в процессе исполнения своих должностных обязанностей.

В целях создания условий для независимости, эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и пресечения злоупотреблений закон устанавливает некоторые ограничения для государственных служащих.

Государственный служащий не вправе :

  1. Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, педагогической и иной творческой деятельностью.
  2. Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
  3. Состоять членом органа управления коммерческой организацией.
  4. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе, подконтролен ему либо подчинен.
  5. Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового либо информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию.
  6. Получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего.
  7. Получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с их профессиональной деятельностью, в том числе и после выхода на пенсию.
  8. Принимать без разрешения Президента РФ награды, звания иностранных государств или международных и иностранных организаций.
  9. Принимать участие в забастовках.
  10. Использовать свое служебное положение в интересах политической партии, общественных и религиозных объединениях для пропаганды отношения к ним.
  11. Быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление, под гарантию государства, на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленным федеральным законом.

Заключение.

Ограничения, связанные с прохождением государственной службы четко регламентированы и не подлежат иному толкованию. В случае несоблюдения данных ограничений представитель нанимателя вправе прекратить государственно-служебные отношения.

Ответственность государственного служащего наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. В зависимости от совершенного противоправного деяния государственный служащий может привлечен следующим видам ответственности:

  • Дисциплинарной.
  • Материальной (ограниченная или полная).
  • Административной.
  • Уголовной.
  • Гражданско-правовой.

Список литературы.

  1. гл. 1, Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О системе государственной службы Российской Федерации" {КонсультантПлюс} .
  2. Федеральный Закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 « О государственной гражданской службе РФ» //СПС КонсультантПлюс.
  3. http://bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-1/18.htm
  4. http://bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-3/59.htm
  5. http://www.aup.ru/books/m228/6_2.htm

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11176. Управление карьерой государственных служащих 94.61 KB
С тех пор как Казахстан вступила на путь демократических преобразований в большинстве областей человеческой деятельности на первое место встало совмещение интересов личности и организации. Коснулось это и сферы...
21516. Пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих 52.16 KB
Понятие структура принципы федеральной государственной службы в Российской Федерации. Именно поэтому реформу государственной службы следует рассматривать важнейшим ресурсом модернизации системы государственного управления. Поэтому знание различных аспектов построения и функционирования федеральной государственной службы лежащих в ее основе теоретических представлений истории ее возникновения и развития динамики происходящих и грядущих в ближайшем будущем перемен необходимо не только специалистам в области государственного...
18281. Содержание трудоправового статуса государственных служащих в Республике Казахстан 93.66 KB
Понятие трудоправового статуса государственных служащих в Республике Казахстан. Понятие и сущность трудоправового статуса государственных служащих. Содержание трудоправового статуса государственных служащих в Республике Казахстан. Правовая характеристика служебных прав и обязанностей государственных служащих. Социальная и правовая защищенность государственных служащих...
19143. Социально-политическая ответственность и контроль за законностью деятельности государственных служащих 34.28 KB
Теоретические основы правовой ответственности государственных служащих Российской Федерации. Общая характеристика юридической ответственности государственных служащих. Однако на фоне проведения сущностных и структурных преобразований института государственной службы нормы об ответственности государственных служащих остаются практически в неизменном виде. Усовершенствование норм об ответственности государственных служащих является одним из необходимых условий повышения эффективности их деятельности.
11036. Подготовка государственных служащих и развитие системы обучения в Республике Казахстан 105.59 KB
Прохождение государственной службы. Роль и место государственных служащих в казахстанской модели государственной службы. Аттестация и обучение кадров государственной службы..
4727. Государственный долг и государственный бюджет 37.57 KB
Сущность принципы функции государственного бюджета. Структура государственного бюджета и его сбалансированности. Пути преодоления дефицита бюджета. Современное состояние бюджета РФ.
6119. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 15.23 KB
Ознакомить с сущностью государственного кредита формами и методами кредитования государством; основными направлениями управления государственным долгом Задачи: изучить сущность государственного кредита его формы и методы значение международного кредита и понятие государственного долга
309. Правовой статус муниципальных служащих 16.6 KB
Федеральным законом О муниципальной службе в Российской Федерации установлены права и обязанности муниципальных служащих. Общие права муниципального служащего можно определить исходя из конституционных прав гражданина Российской Федерации и действующего российского законодательства о правах граждан Российской Федерации в том числе Трудового кодекса РФ. Муниципальный служащий имеет право на: 1 ознакомление с документами устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы критериями оценки качества...
20357. Анализ мотивации специалистов и служащих на примере ООО «Дорстройсервис» 570.98 KB
Актуальность дипломной работы заключается в том что мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Система мотивации труда существует для того чтобы у работника появились желание и готовность работать эффективно именно в данной организации. Для того что бы организация функционировала эффективно ее персонал должен быть лучшим из лучших для этого надо создавать привлекательную систему мотивации. Вознаграждения – всё...
19783. Анализ и выработка рекомендаций по совершенствованию стимулирования специалистов и служащих (на примере «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт») 415.98 KB
Стимулирование персонала – настолько важный аспект организации рабочего процесса, хотя бы, в какой–то степени претендующего на эффективность, что на данную тему написано множество книг, создано несколько теорий, изданы миллионы статей, но до сих пор, ответить на вопрос о том, как организовать 100%–но эффективное управление мотивацией персонала, к сожалению нет.
  • Государственная служба в системе власти и государственного управления
    • Концепция дихотомии государственной власти
    • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
    • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
  • Теоретико-методологические основы государственной службы
    • Общенаучные подходы к теории государственной службы
      • Структура теории и методологии государственной службы
    • Понятие «государственная служба»
    • Характер государственной службы
      • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
  • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
    • Государственная служба как социальный институт
    • Государственная служба как правовой институт
    • Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
      • Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
  • Система государственной службы Российской Федерации
    • Сущность и структура системы государственной службы современной России
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
  • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
    • Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
    • Структура и особенности федеральной государственной службы
    • Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
      • Государственная служба федеральной исполнительной власти
      • Государственная служба судебной ветви власти
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
    • Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
    • Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
    • Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
      • Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
      • Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
  • Государственный служащий: понятие, классификация
    • Государственный служащий: понятие, признаки
    • Классификация государственных служащих Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Должности государственной службы: понятие
      • Признаки государственной должности
    • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
      • Квалификационные требования к должностям
    • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Теоретические основы прохождения государственной службы
    • Основные типы процесса прохождения государственной службы
    • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
      • Организация прохождения государственной службы
  • Социальный и правовой статус государственного служащего России
    • Статус государственного служащего: понятие и классификация
    • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
    • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
      • Основные обязанности гражданского служащего
      • Ограничения, связанные с гражданской службой
      • Запреты, связанные с гражданской службой
  • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
    • Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
    • Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
  • Управление государственной службой
    • Концептуальные основы управления государственной службой
      • Субъекты и объекты управления
    • Система управления государственной службой Российской Федерации
      • Федеральный уровень управления
      • Уровень управления субъектов РФ
    • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
  • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
    • Теоретические основы реформирования государственной службы
    • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
    • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
    • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
    • Теоретические основы государственной кадровой политики
    • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
    • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
  • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
    • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
    • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
      • Объекты государственной кадровой политики
  • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
    • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
    • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
      • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
      • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
      • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
  • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
    • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
    • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
    • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
  • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
    • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
    • Кадровая служба государственного органа
  • Формирование кадрового состава гражданской службы
    • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
    • Теоретические и организационные основы отбора персонала
    • Способы замещения государственных должностей
  • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
    • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
      • Методика оценки персонала государственной службы
    • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
    • Аттестация на гражданской службе
      • Квалификационный экзамен гражданских служащих
  • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
    • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
    • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
    • Особенности формирования резерва управленческих кадров
      • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
  • Управление служебно-деловой карьерой
    • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
      • Продвижение по службе
    • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
      • Кадровые технологии
    • Факторы служебного роста
  • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
    • Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
    • Организация дополнительного профессионального образования
    • Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
  • Коррупция в органах государственной власти
    • Сущность коррупции как социального явления
      • Аспекты коррупции
    • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
      • Формы проявления коррупции
    • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
    • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
  • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
    • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
    • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
    • Принцип служения государству и обществу
    • Нравственные проблемы государственных служащих
  • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
    • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
      • Государственная гражданская служба в Великобритании
      • Государственная гражданская служба во Франции
      • Государственная гражданская служба в ФРГ
    • Управление государственной службой в зарубежных странах
    • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
      • Кадровая политика на государственной службе во Франции
      • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
      • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
    • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
  • Опыт государственной службы и кадровой политики России
    • Государственная служба в царской России
    • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
    • Государственная служба в партийно-советский период

Государственный служащий: понятие, признаки

Понятие и термин «государственный служащий» имеют в практике отечественного государственного строительства свою историю.

Впервые эта категория людей появилась в России под общим названием «служилые люди» в XV в. Служилые люди - дворяне находились на службе у государя и Русского государства, получая за службу не денежное жалованье, а земельный надел с крестьянами - поместье.

Реформы Петра Первого изменили «государеву службу», и вместо «служилых людей» в России появился правовой институт государственной службы и появилась категория «чиновников». Чиновник служил государю и отечеству и был жалован чином, денежным содержанием в соответствии с Табелью о рангах. Табель о рангах содержала 14 чинов - воинских (сухопутных, гвардейских, морских, артиллерийских), статских (гражданских) и придворных.

На статской службе табельный чиновник поэтапно проходил такие должности, как асессор, регистратор в провинции, регистратор коллегии, секретарь в провинции, секретарь коллегии, советник в коллегии, титулярный советник, советник сената, секретарь сената, президент коллегии, тайный советник, генерал-прокурор, действительный тайный советник, канцлер.

В советские времена официального понятия «государственный служащий» не существовало. Эта категория не имела в СССР правового статуса, предметного содержания и потому законодательно не нормировалась, не исследовалась и учеными. Поэтому в СССР отсутствовали концептуальные и правовые основы этого понятия, хотя существовал большой аппарат государственных, партийных, комсомольских и профсоюзных работников.

Советская Конституция устанавливала социальную структуру общества включавшую в себя только три социальные категории: рабочие, колхозники (крестьяне) и служащие. Безусловно, здесь превалировал не научный или социальный, а политический подход. Понятием «служащий» обозначали всех, кто занимался умственным (нефизическим) трудом и кого нельзя было включить в ту пору в престижные социальные группы рабочих и крестьян. К государственным служащим относили не только работников советских государственных органов (работников госаппарата), но всех тех, кто состоял на службе у государства и не работал на производстве - военных, врачей, учителей. Более того, в эту категорию включались и работники негосударственных структур - аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных органов и организаций. Наука не пыталась выяснить различие между понятиями «служащий» и «государственный служащий».

И тем не менее на исходе советской эпохи в социологии сформировались подходы к определению понятия «государственный служащий». В широком смысле оно трактовалось так: государственный служащий - это профессиональный работник умственного труда любой государственной организации. В узком смысле - это профессиональный управленец органов государственной власти. Заметим, что в постсоветское время утвердился второй подход - государственный служащий в узком смысле слова, что было в 1995 г. закреплено законодательно.

Впервые нормативное определение понятия «государственный служащий» было дано в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 г. № 119-ФЗ. Закон устанавливал, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта Федерации.

Позднее Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации 2001 г. дала более расширенную трактовку данного понятия: государственный служащий - это гражданин Российской Федерации, приверженный интересам служения обществу и государству, обладающий надлежащими качествами и профессиональной подготовкой, исполняющий обязанности по замещаемой должности государственной службы на основе служебного контракта, получающий денежное содержание за счет средств соответствующего бюджета, соблюдающий ограничения, связанные с государственной службой, и требования, содержащиеся в должностном регламенте государственного служащего, и несущий ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ разделяет понятие «государственный служащий», выделяя два их вида: «федеральный государственный служащий» и «государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации».

Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта РФ - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В развитие данного понятия Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ даст определение понятия «гражданский служащий»: гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета Российской Федерации.

Подчеркивается, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, а государственного служащего субъекта РФ - субъект РФ.

Можно дать и теоретическое определение понятия государственного служащего: государственный служащий - это физическое лицо, имеющее гражданство РФ, назначенное в установленном нормативными актами порядке на должность государственной службы и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных по ней полномочий.

Сущностные признаки государственного служащего. Рассмотрим признаки государственного служащего Российской Федерации, отмеченные в статьях и нормах федеральных законов. Одновременно это и требования, предъявляемые к государственному служащему или претенденту на это звание.

Гражданство Российской Федерации . Институт гражданства регулируемый Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г., представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. По закону государственным служащим России может быть только гражданин РФ. Приобретение гражданства другого государства (или двойное гражданство) не позволяет находиться на российской государственной службе, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Исключение составляет только военная служба по контракту в Российских Вооруженных силах - законодательство позволяет иностранцам (из стран СНГ) поступать на контрактную военную службу России на должности солдат, сержантов и старшин сроком на пять лет.

Наличие должности государственной службы , главный, на наш взгляд, признак. Под исполнением обязанностей по должности государственной службы следует понимать осуществление служащим своих должностных полномочий. Назначение на должность осуществляется представителем нанимателя на конкурсной или внеконкурсной (где это разрешается законом) основе. На отдельные высшие должности государственной службы РФ назначает Президент РФ. Так, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются и освобождаются от должности указами Президентом России. Правительство РФ назначает на должность заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств. Основная же часть федеральных государственных служащих и гражданских служащих субъектов РФ назначается на должности приказом по государственному органу.

Должность государственной службы должна быть включена в Реестр должностей федеральной государственной службы или в реестры должностей государственной гражданской службы субъекта РФ, которые вместе составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

Наличие акта (приказа) руководителя государственного органа или его структурного подразделения о назначении на должность, а также подписанного служебного контракта . Издание акта (приказа) руководителя должно предшествовать заключению служебного контракта, а не наоборот. В данном случае законодатель отдаст приоритет правам гражданина. Заключая служебный контракт, поступающий на государственную службу должен быть уверен, что его назначение уже состоялось.

Служебный контракт, представляющий собой соглашение между представителем нанимателя и гражданином о прохождении государственной службы и замещении должности, устанавливает права и обязанности сторон. В законодательстве институт служебного контракта обстоятельно отрегулирован.

Служащий добровольно берет на себя обязательства по прохождению государственной службы . Необходимость личного волеизъявления служащего для прохождения государственной службы подтверждает демократизм существующей системы государственной службы России. В Российской Федерации согласно Конституции запрещен принудительный труд, что в полной мере распространяется на государственную службу (кроме военной по призыву на срочную службу).

Денежное содержание из государственного бюджета - федерального или регионального . Компенсацию за свою службу государственный служащий получает от государства в денежной форме, которая имеет различное обозначение в зависимости от вида государственной службы - денежное содержание, вознаграждение, довольствие. Получение денежного содержания только за счет средств государственного бюджета устраняет опасность финансово-экономического давления на госслужащих и их подкупа со стороны коммерческих и иных негосударственных структур или физических лиц. Централизованное государственное финансирование работников государственного аппарата в определенной мере создаст заслон таким негативным явлениям, как лоббирование и коррупция.

Существуют и другие признаки государственного служащего Российской Федерации. Это касается, в частности, квалификационных требований, возраста (18-65 лет), владения государственным языком, состояния здоровья служащего, запретов и правоограничений, связанных с гражданской службой.

Так, государственный гражданский служащий не может быть принят и находиться на государственной гражданской службе в случае:

  • его выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  • предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  • избрания или назначения госслужащего на государственную должность РФ или субъекта РФ (например, депутатство) или избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
  • избрания на оплачиваемую должность в профсоюзном органе.

Государственные служащие – это совокупность людей, профессионально занимающихся выполнением функций государства. Они образуют государственный аппарат как социально-правовой институт.

Государственный служащий- работник, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе.

Федеральный государственный служащий - работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации:

В случаях, предусмотренных Федеральным законом, может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счёт средств федерального бюджета;

Может быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими).

Государственный служащий в широком смысле - лицо, занимающее должность в государственной организации (органе государственной власти, на предприятии, в учреждении), в узком смысле - лицо, занимающее должность в государственном органе.

Должность - это часть организационной структуры государственной организации (штатная единица), которой соответствует часть компетенции государственной организации, предоставляемой лицу, занимающему эту штатную единицу.

Должность определяет права, обязанности и ответственность государственного служащего, требования к его профессиональной подготовке, содержанию выполняемой работы, что может быть сформулировано в должностных инструкциях.

Виды

1) по функциональному назначению:

- служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятий, учреждений, организаций;

- служащие, деятельность которых подчинена управлению предприятием, учреждением, организацией;

- служащие, совмещающие выполнение двух первых функций.

2) по характеру и объему полномочий (должностных лиц, оперативный состав, технический и вспомогательно-обслуживающий состав):

- представители административной власти – должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования, указания, предписания и применять меры административного воздействия к органам и лицам им неподчиненным (руководители, их заместители);

Должностные лица - государственные служащие, которые имеют право в пределах своей компетенции совершать властные действия с юридическими последствиями (издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т. д.). К ним относятся также служащие, не совершающие подобных действий, но руководящие деятельностью подчиненных им работников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные для исполнения требования (например, руководители структурных подразделений органов управления).

Особый правовой статус среди должностных лиц имеют представители административной власти, которые наделены правом предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия в отношении лиц и организаций, им не подчиненных (главные санитарные врачи, работники полиции, другие должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные функции).

- оперативный состав – функциональные работники, государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного государственного органа, наделенные полномочиями в сфере выполнения государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридические властные акты в качестве средства управления людьми. Это служащие, которые работают над подготовкой проектов различных решений (юристы, экономисты, начальники отделов и др.);

- технический (вспомогательный состав) – государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершения действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решения данного государственного органа. Они обеспечивают деятельность оперативного состава. Их служебная деятельность не связана с выполнением действий, влияющих на решения этого органа (технические секретари);

- граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (нотариусы, негосударственные эксперты и др.)

Итак, понятие «государственный служащий» можно опреде­лить следующими признаками.

Во-первых, государственный служащий - это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государ­ственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установ­ленным соответствующим федеральным законом.

Государствен­ный служащий является одной из сторон государственно-слу­жебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, го­сударственные функции, решает специальные задачи для дости­жения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответствен­ность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.

Во-вторых, государственный служащий должен отвечать тре­бованиям законодательства о государственной службе, т. е. по­ложениям конкретного закона о соответствующем виде государ­ственной службы.

В-третьих, государственный служащий занимает оплачивае­мую должность государственной службы в установленном зако­ном порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обя­занности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д. Должности государственной службы могут занимать толь­ко государственные служащие.

В-четвертых, государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатичес­кий ранг, воинское и специальное звание.

В-пятых, государственный служащий выполняет государ­ственные функции, полномочия государственных органов, ре­шает государственные задачи в экономической, социальной, ад­министративно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, нало­гообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

В-шестых, государственный служащий совершает во многих случаях действия (например, принимает управленческие реше­ния, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.

В-седьмых, деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и дея­тельность трудовых коллективов.

Совокупность упомянутых признаков позволяет сформулиро­вать следующее определение. «Государственным служащим являет­ся гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре государствен­ной администрации (исполнительной, законодательной и судеб­ной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государствен­ным органом служебный контракт (принявший присягу на вер­ность Российской Федерации), осуществляющий от имени госу­дарства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содер­жание (заработную плату) и имеющий гарантированный государ­ством социально-правовой статус».

Кого можно назвать государственным гражданским служащим? Это работник, через которого государство выполняет свои функции. В связи с высокой ответственностью на гражданских служащих распространяется множество требований и обязательств. Хотя с другой стороны, для них предусмотрены некие гарантии и права. В данной статье рассмотрим аспекты деятельности государственных служащих: какими принципами они должны руководствоваться, какие ограничения для них установлены и прочее.

Нормативные документы

Основные законы, которые определяют порядок деятельности государственных гражданских служащих в РФ:

  • 79-ФЗ. Этот закон регламентируют вопросы по организации службы, правовые аспекты, финансовые и экономические основы гражданской службы России.
  • 58-ФЗ. Этот федеральный закон определяет порядок по всем видам государственной службы Российской Федерации. Регламентирует вопросы по управления данной системой.

В преамбулах (вводных частях данных нормативных правовых документов) прописано, что они действуют в соответствии с Конституцией России. Закон 79-ФЗ является производным от 58-го закона, так как в нем отображены вопросы конкретно по гражданской службе - одной из отраслей государственной службы в России.

Определение

Кто является государственным гражданским служащим? Это человек, работающий и выполняющий свои должностные обязанности на государственной службе. Иными словами, он выполняет функции государства, является неким представителем власти.

В соответствии с законом № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" это может быть гражданин России, взявший на себя обязательство выполнять трудовую деятельность в соответствии с должностным регламентом в гражданской службе. При назначении сотрудника государственной службы выпускается документ - приказ или акт - и заключается служебный контракт. Источником заработной платы таких работников являются бюджетные средства.

В отличие от военной (армия, правоохранительные органы), гражданская служба осуществляется в органах исполнительной (министерства, комитеты, службы), законодательной (представительные органы) или судебной отраслей.

Направления

Если рассматривать государственную служба в общем, выделяют три типа (в соответствии с федеральным законом № 58):

  1. Гражданская служба - подразделяется на федеральную или субъекта России.
  2. Военная служба - может быть только на федеральном уровне. Основной задачей таких органов является оборона страны и охрана безопасности государства.
  3. Служба иных видов.

Как было сказано выше, законом о гражданских служащих установлено разделение службы на федеральном или уровне субъекта России. Исходя из этого, источники денежного вознаграждения за труд также различны: из федеральной или региональной казны.

В России сейчас действует 85 субъектов. Среди них республики, края, области и округа, а также три города, которые являются отдельными субъектами и имеют федеральное значение. К ним относят столицу России Москву, Санкт-Петербург, а также Севастополь. В каждом субъекте есть свои законодательные и исполнительные органы. Это министерства и ведомства, различные комитеты и региональные правительственные органы и администрации. Также в регионах действуют учреждения судебной власти.

Принципы

Какими же принципами должен руководствоваться работник? В 79-ФЗ о государственной гражданской службе регламентируется восемь основных принципов:

  1. Работники должны ставить в высшем приоритете права и свободы человека и гражданина. Этот принцип также указан в статье 2 Основного закона страны - Конституции.
  2. Организация и правовое регулирование органов федерации и субъектов России должна быть единой.
  3. Все граждане Российской Федерации, которые говорят на государственном языке - то есть на русском - должны иметь равный доступ к гражданской трудовой деятельности. При этом не должна учитываться их национальная или половая принадлежность, возраст, политические убеждения и другие обстоятельства и признаки, которые не имеют отношения к их профессиональным и/или деловым навыкам.
  4. Они должны быть компетентными профессионалами в своей сфере деятельности.
  5. Стабильность - принцип гражданской службы, относящийся не только к профессиональным навыкам, которые обеспечивают бесперебойную деятельность государственного аппарата. Этот принцип также используется в отношении к служащему, например, в случае реорганизации или ликвидации органа.
  6. Информация о деятельности государственных гражданских служащих должна быть открытой и доступной для ознакомления.
  7. Государственные служащие обязаны взаимодействовать с гражданами и различными общественными объединениями страны.
  8. Государство должно обеспечить сотрудникам защиту от неправомерных вмешательств в их трудовую деятельность.

Права

Персонал государственной службы наделен правами, которые, в принципе, схожи с правами, регламентируемыми трудовым законодательством.

Служащие имеют право получить необходимые условия для надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей. Также работники должны быть ознакомлены с основной документацией, определяющими их права, обязанности и прочие критерии, по которым будет оцениваться эффективность их трудовой деятельности.

Работники на государственной службе имеют право на отдых, который включает нормативно установленный промежуток рабочего дня с перерывами, выходными днями и праздничными каникулами. Отпуск также полагается: как основной, так и дополнительный.

Зарплаты и иные выплаты рассчитываются в соответствии с законом о государственной гражданской службе и иными нормативными документами и указываются в служебном контракте.

Если в должностные обязанности входит работа со сведениями, представляющими государственную тайну, сотрудник имеет право получить к ним доступ. Кроме того, сотрудник может обратиться в государственные и местные органы власти, иные общественные предприятия, если это необходимо для выполнения их рабочих обязательств.

Как руководство отзывается о работнике и каковы материалы его личного дела? Государственный гражданский служащий это имеет право знать, и должен быть извещен о своей деятельности. Организация, которая нанимает сотрудников на гражданскую службу, проводит конкурс среди претендентов на занимаемую должность. Для повышения в должности в нем могут участвовать и уже работающие сотрудники.

Работники имеют право повышать свои профессиональные навыки. Их права и интересы должны отстаиваться работодателями, включая обжалование через суд. Закон также устанавливает право государственных служащих на медицинскую страховку и пенсию.

Вот такой обширный список прав у государственного гражданского служащего. Далее, рассмотрим их обязанности и ограничения.

Обязанности

Наряду с правами, обязательно выполнение следующих требований служащими государственной гражданской отрасли:

  1. Соблюдать правовые нормативные акты Российской Федерации - Конституцию, федеральные и региональные законы - и обеспечивать их соблюдение.
  2. Выполнять обязанности по регламенту, включая поручения от руководителей, в пределах полномочий и в соответствии с законом.
  3. Соблюдать распорядок, установленный государственным учреждением.
  4. Должностные обязанности не должны противоречить или ограничивать законные права граждан России или организаций.
  5. Чтобы исполнять трудовые обязательства надлежащим образом, работник должен иметь высокий квалификационный уровень.
  6. Не допускать распространения информации, содержащей государственную тайну или иные закрытые сведения.
  7. Экономно и бережно относиться к государственному имуществу.
  8. В обязанности государственного гражданского служащего входит предоставление информации о себе и о своей семье, которые указаны в законе, включая сведения о гражданстве.
  9. Служащие не должны нарушать установленные законом запреты и ограничения. Они обязаны проинформировать работодателей, если возникают обстоятельства, влекущие конфликт интересов, а также коррупционные правонарушения.

Запреты на государственной службе

Для работников в этой отрасли устанавливаются некие запреты. Например, государственный гражданский служащий - это никак не бизнесмен. Он не может осуществлять деятельность в качестве предпринимателя или управлять компаниями, главной задачей которых является получение прибыли (коммерческие организации).

Также им нельзя покупать ценные бумаги, по которым можно получить прибыть: акции, облигации и прочие, если это приводит к конфликту интересов. Сотрудникам государственных органов запрещено принимать подарки или иные вознаграждения от физических и юридических лиц.

Кто не может быть принят на государственные должности

Не каждый гражданин может стать государственным служащим. Так, существуют некие ограничения, которые могут препятствовать поступлению на такую работу:

  • Если по решению суда человек является недееспособным.
  • Наличие судимости, которая может препятствовать прохождению службы. Так, кандидаты на должность должны предоставлять справки от МВД России, что у них отсутствует судимость.
  • Если сотрудник отказывается от процедуры предоставления допуска к информации по государственной или федеральной тайне, а эти сведения необходимы для исполнения должностных обязанностей.
  • Если после медицинского обследования у человека обнаружат заболевание, которое может препятствовать поступлению на работу. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством России. Например, кандидаты проходят обследования у наркологов и психологов, сдают анализ крови и прочее.
  • Наличие близких родственных связей также является ограничениям для приема на службу, если родственники находятся под прямым руководством.
  • Если гражданин приобретает иное гражданство или выходит из гражданства России. Кроме того, на работу не примут, если гражданин имеет другое гражданство, и это не учитывается международным договором.
  • Если предоставлены ложные и недостоверные сведения.
  • Не предоставлены сведения о доходах или если в ходе проверки эти данные оказались недостоверными.
  • В случае утраты доверия в ходе конфликта интересов или коррупционных деяний.
  • Если служащий не прошел военную службу без отсутствия уважительных причин в течение десяти лет.
  • Иные данные, которые нужно предоставить государственному органу для прохождения службы.

Регулирование данных ограничений и ответственность за них регулируется законом о гражданских служащих в России (№ 79-ФЗ) и другими федеральными законами.

Квалификации должностей

На государственной службе в России в соответствии с федеральным законом № 58-ФЗ классные чины присваиваются:

  • Федеральным и государственным служащим в субъектах РФ, а также служащим в муниципалитетах.
  • Служащим правоохранительных органов.

Чины государственных гражданских служащих законом № 79-ФЗ классифицируются по пяти категориям (по убыванию): высшая, главная, ведущая, старшая и младшая. Каждая группа имеет чин 1, 2 и 3-го класса и определенные должности:

  • наивысшую группу представляют действительные государственные советники России;
  • главные - государственные советники;
  • к ведущей группе причисляют советников государственной гражданской службы РФ;
  • старшая - референты;
  • младшая - секретари.

Заработная плата

Из чего складывается оплата труда? Зарплата гражданских сотрудников - это денежное содержание, которое является основным источником для их обеспечения и стимулом для их работы по занимаемой должности. Как было указано выше, работники в этой отрасли не могут заниматься иной деятельностью, приносящей доход.

Оплата включает: оклад государственного гражданского служащего плюс месячный оклад по чину плюс иные дополнительные выплаты. Размер оклада по каждой должности устанавливается указом президента России. Также этим документом регулируется иные надбавки и денежные вознаграждения, например, за выслугу лет или за работу при особых условиях и прочее.

Пенсия

В российском законодательстве предусмотрены следующие виды пенсий государственных гражданских служащих:

  • по выслуге лет плюс страховые отчисления;
  • по инвалидности (при наличии).

Пенсионные выплаты по выслуге лет предоставляются федеральным и муниципальным работникам, имеющим определенный стаж (в государственной службе) и возраст. Для работников в государственных органах субъектов пенсионные выплаты регламентируются законами на уровне субъектов РФ. Обязательное требования - достижение пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60).

Если служащий непрерывно проработал на государственной службе 16 лет, в 2018 году ему полагается пенсия, равная 45 % от среднемесячного заработка. Стоит отметить, что, в соответствии с изменениями в законе о пенсионном обеспечении в России, трудовой стаж с каждым годом увеличивается. Так, в 2026 году и в последующие годы работники могут получить пенсию по выслуге только при стаже, равном 20 годам на государственной службе.

Заключение

Государственным гражданским служащим является работник в органах власти - федерального, регионального или муниципального органа. Через них государственные учреждения реализуют свои полномочия практически во всех отраслях жизнедеятельности. Чтобы задачи государства выполнялись качественно, к сотрудникам предъявляется множество ограничений и требований.

Состав работников государственной службы неравномерный и очень различается по функциональным обязанностям. Поэтому их условно подразделяют на группы по критериям - классным чинам - от младшей до высшей группы должностных лиц.