Храм никиты мученика афонское подворье. Расписание богослужений


Афонское подворье - это молитвенное убежище, там нет суеты, там никогда никто никуда не спешит. Если женщинам нельзя побывать на святой горе Афон, то надо благодарить Бога, что есть возможность побывать на службе на подворье, соприкоснуться с частицей того духа, что на Афоне. Монахи, живущие там это хранители исихастской традиции. Бываю на службах этого монастыря, ухожу оттуда новым человеком. Добрые отцы, молитвенные и внимательные к людям, не оставляют прихожан без утешений и подарочков с Афона...

Были мы на подворье осенью и хотя должна была начаться служба вечерняя, нас никто не тормозил и мы могли спокойно приложиться к святыням. Спасибо.

Благоговейно отношусь к этому храму и чту тамошние требования -- об обязательном строгом внешнем виде и о том, чтобы не пользоваться сотовой связью. Вы лишаете себя благодати, если в ответ на требование охранника начинаете пререкаться, гневаться и пр. Со своим уставом в чужой монастырь не ходят, верно? Наверное, не просто так при входе на территорию монастыря изложены эти правила. Возможно, если бы вы прошли в неподобающем виде внутрь, это вызвало бы не понятные вам последствия, но очень ощутимые...

Искренне благодарен настоятелю подворья отцу Никону и всей братии, что есть в Москве храмы, где соблюдаются элементарные христианские правила поведения. Спаси Вас Господи! P.S. Уважаемые женщины, о какой строгости вы пишите в отрицательных отзывах, о каких юбках выше колена, о каких обмотках на брюки, о каких строгих привратниках? Читайте хоть иногда закон Божий и пророков или хотя бы таблички находящиеся на дверях храма, научитесь уважать окружающих вас людей. Ещё раз спасибо, отец Никон, за хранение порядка на подворье.

Была вчера на этом подворье в первый раз. Одета вполне по-светски, в юбке, прикрывающей колени, но даже не до середины икр, с разрезом, на голове свободно накинут большой платок (женщины поймут, такой, тоже светский, носится как палантин). При желании к юбке, честно говоря, из-за разреза и длины можно было придраться. Охранника даже не видела, в храме сидел монах читал. Я спросила его, где можно подать требы, оказалось, за воротами подворья в часовне, но она вот прямо сейчас уже закрывается. Побежала...

Там так хорошо. Умиротворенность. Отрешённость. Насчёт брюк: я в длинном пальто, брюки видно, если только присматриваться. В Данилов монастырь можно в любой одежде заходить. Тут всё-таки Афон!

Именно так можно назвать поведение братии монастыря, и в Москве это непросто. Отрицательные отзывы можно смело занести в актив Подворья. Авторы явно не "в теме". Забыли (или не осознают), что находятся в Москве (Третий Рим), монастыри - жемчужины православия (к посещению их надо готовиться), что приходят к Господу (храм - Тело Христово), что на исповеди надо говорить только о своих грехах, что женщинам в брюках в церковь, тем более в мужской монастырь, - нельзя (даже дети это знают). А ссылка на...

Я не москвичка, но очень люблю этот монастырь. Честно говоря, в дороге удобнее в брюках, поэтому мне бы хотелось послабления в этом вопросе, но я принимаю эти требования, согласна, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Думаю, эти требования учат нас смирению, и выполнение их-это очень небольшая жертва Богу. Но мне не очень приятна фраза о "захожанках". Прийти в неподобающей одежде женщина может по незнанию, по обстоятельствам, являясь в душе чтущей Бога и заповеди или стремящейся к этому...
2012-02-13


Гале (Марии) следовало бы знать, что в монастырских храмах правила более строгие, чем в приходских храмах. Кроме того Гала скорее всего соблюдает дресс-код на работе, если он установлен, и не пишет заглавными буквами о ретроградстве своего начальника. Православная Церковь на то и ПРАВОСЛАВНАЯ, что соблюдает апостольские установления, что в 21, что в 31 веке. Хотите в мини-юбках ходить и танцевать - на сборища к протестантам или в ночной клуб. Хотите с Богом общаться - милости просим к нам! Только...

Светлое Христово Воскресение. ПАСХА

Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67).

Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских – Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале (Фалалея), Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (начало II века) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372).

Сщмч. Александра Гневушева пресвитера (1930).

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Лит. – Деян., 1 зач., I, 1–8. Ин., 1 зач., I, 1–17. На веч.: Ин., 65 зач., XX, 19–25.

Служба предваряется чтением Деяний святых апостолов, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы. При пении катавасии 9-й песни канона Плащаница вносится в алтарь. Отпýст полунощницы: «Христос, Истинный Бог наш...». В 12 часов ночи по местному времени при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе...» совершается крестный ход вокруг храма. В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом «Слава Святей...» и пением «Христос воскресе...» со стихами по пасхальному чину. (Такое пасхальное начало бывает во всю Светлую седмицу на вечерне, утрене и литургии.)

При пении после «Слава, и ныне» второй половины тропаря Пасхи («И сýщим во гробе́х живо́т даровáв») церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. Великая ектения и пасхальный канон. Каждение на каждой песни канона. По каждой песни – катавасия и малая ектения. После пения хвалитных стихир и стихир Пасхи «Да воскреснет Бог...» предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху: «Аще кто благочестив...», после чего поется тропарь св. Иоанна Златоуста: «Уст твоих якоже светлость огня...».

На литургии антифоны Пасхи; вхо́дный стих: «В це́рквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся...». Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше... Светися...». Причастен «Тело Христово приимите...». Вместо «Благословен Грядый во Имя Господне...», «Видехом Свет Истинный...», «Да исполнятся уста наша...», «Буди Имя Господне» и 33-го псалма поется «Христос воскресе...». (Так во всю Светлую седмицу.) По заамвонной молитве освящается артос. Отпýст пасхальный: «Христос, воскресый из мертвых...» (на вечерне, утрене и литургии). Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.

Вечером совершается великая вечерня. Вход с Евангелием и великий прокимен. Чтение Евангелия иереем, по традиции, в Царских вратах лицом к народу. Предстоятель совершает вечерню в полном облачении.

Монастырь. Действует.
Год основания:1992.

Координаты:55.746046, 37.644918
Проезд:м. Таганская
Храмы и часовни подворья:
1. Никиты Мученика
2. Церковь Всех Святых Афонских
3. Домовая церковь Андрея Первозванного при братском корпусе
4. Часовня Пантелеимона
5. Часовня Силуана Афонского
6. Часовня водосвятная
Подворье Афонского Пантелеимонова монастыря в Москве ведет свое начало с сентября 1879 года, когда известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова подарила монастырю под размещение подворья небольшую городскую усадьбу на Большой Полянке, д. 38. Затем участок земли по соседству с усадьбой на Полянке был также приобретен для монастыря тульским купцом И. И. Сушкиным, братом настоятеля Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Макария.

В конце XIX-начале XX века настоятелем подворья был старец-иеросхимонах преподобный Аристоклий (Амвросиев). В 1912 году на новом участке подворья под его руководством было начато строительство комплекса зданий. Были сооружены трехэтажные каменное здание с домовым храмом и здание для хозяйственных нужд. Комплекс включал в себя главное каменное трехэтажное здание (д. 3 по 1-му Петропавловскому пер.), в полуподвале которого разместились трапезная и братские кельи, на 1-м этаже - книжная лавка и Николаевский приют, на 2-м этаже - кельи, на 3-м - кельи и домовая церковь в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница", а также трехэтажное здание, служившее складом для книг, издаваемых монастырем, и другие хозяйственные постройки. С 1914 года на подворье на различных послушаниях подвизался преподобномученик Данакт (Калашников).

В ноябре 1922 года домовый храм Афонского подворья и усыпальница были ликвидированы, на подворье разместилось общежитие студентов Горной академии.

17 апреля 1975 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил передать для подворья Афонскому Русскому монастырю Спасо-Преображенский храм в подмосковном Переделкине (Лукине). В том году в храм со Святой горы Афон был привезён чудотворный образ Иверской иконы Божией Матери, который был помещен в часовне, пристроенной к зданию храма с южной стороны. Вместе с включением Переделкина в состав Москвы в 1984 году подворье стало Московским.

В январе 1991 года Афонское подворье было переведено в центр Москвы, в храм великомученика Никиты на Швивой горке за Яузой.
13 ноября 2004 года крестным ходом из Свято-Данилова монастыря в храм подворья были перенесены мощи его прославленного настоятеля, преподобного Аристоклия.

Москва. Церковь Андрея Первозванного.
Домовая церковь Андрея Первозванного при братском корпусе
Церковь. Действует.
Престолы:Андрея Первозванного
Год постройки:Между 2005 и 2006.
Адрес:109240, Москва, ул. Гончарная, 6
Координаты:55.746088, 37.644639
Проезд:м. Таганская

Москва. Церковь Никиты Мученика.
Церковь Никиты на Швивой (Вшивой) горке, за Яузой
Церковь. Действует.
Престолы:Никиты Мученика, Благовещения Пресвятой Богородицы, Ольги равноапостольной, Онуфрия Великого, Петра Афонского
Год постройки:между приблизительно 1530 и приблизительно 1540.
Адрес:Гончарная ул., 6
Координаты:55.74579, 37.64481
Проезд:м."Таганская"
Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря
Впервые упоминается под 1476. Ныне существующий бесстолпный кубический одноглавый храм постройки 1595 с включением частей каменной церкви 1-й пол. XVI в. Южный придел Благовещения Богородицы с трехчастной апсидой и трапезной пристроен в 1684-85 гг. Шатровая колокольня соответствует формам 2-й четв. XVII в. Храм перестроен в сер. XVIII в., получил барочное завершение. Того же времени западный двухэтажный притвор.
Придел Онуфрия Великого и Петра Афонского освящен в 1740. Северный придел кн. Ольги в стиле XVII в. выстроен в 1878-80 гг.
Храм закрыт в 1936. Реставрировался в 1958-60.
Богослужения возобновлены в 1992, тогда же при храме учреждено Подворье Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Службы по афонскому уставу. В 1996 территория окружена новой оградой со Святыми воротами, при которых позже освящены две часовни.
Отдельно стоит сказать несколько слов о двояком написании - "швивая/вшивая горка". Даже по сей день в разных источниках местность именуется по-разному. Существует две версии. Первая версия гласит: первоначальное, историческое название - "вшивая горка". Однако здесь не стоит усматривать какого-либо оскорбительного подтекста. Дело в том, что слово "вши" на Руси являлось синонимом слова "насекомое". Им называли не только собственно вшей, но и любых других насекомых, например, муравьев. А холм, на котором расположена церковь, был густо усеян муравейниками. Позднее, дабы убрать из названия неблагозвучность, горку стали именовать "швивой". По второй версии, местность вокруг церкви заселяли в основном ремесленники, занимающиеся шитьем и вышивкой. И слово "швивая" происходит от слова "швея". В 1992-м году в Москве было организовано Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, и местом для него была выбрана Гончарная улица, а Храм Никиты перешел в ведомство Подворья и стал его главным храмом. Позднее, вокруг него выросли монастырские стены с башнями и были построены еще две церкви и другие монастырские строения.
http://sobory.ru/article/?object=03871

Вход в Монастырь.

Москва. Часовня Пантелеимона Целителя.
Часовня. Действует.
Освящена в честь: Пантелеимона Целителя
Год постройки:1996.

Координаты:55.746208, 37.645213
Проезд:м. Таганская

Москва. Часовня Силуана Афонского.
Часовня. Действует.
Освящена в честь: Силуана Афонского
Год постройки:Между 1996 и 1998.
Адрес:Москва, ул. Гончарная, 6
Координаты:55.746284, 37.64501
Проезд:м. Таганская

Афонское подворье в Москве - это своеобразное связующее звено между Святой горой Афон в Греции и древней столицей Российского государства. Чтобы глубже понять духовный смысл подобного представительства, следует внимательней присмотреться к историческим традициям, характерным для Русского православия.

Из российской истории

Монастыри русской православной церкви чаще всего располагались на некотором удалении от больших городов. Чтобы излишняя мирская суета не отвлекала их обитателей от того, чему они решили посвятить остаток своих дней. Но для поддержания деловых и хозяйственных связей с внешним миром некоторые обители оставляли в городах свои представительства или подворья. Нередко к подворьям относилась принадлежащая монастырям земля и недвижимость, на ней расположенная. К подворьям обычно относилось все, что непосредственно не задействовано в исполнении церковного служения. На подворьях велась хозяйственная деятельность, останавливались многочисленные паломники, направляющиеся поклониться христианским святыням. Но Подворье в Москве представляет собой в духовном смысле нечто значительно большее, чем просто дополнение к святой обители.

Святая гора Афон

Во всём православном и христианском мире это место считается одной из величайших святынь. В священной истории оно известно как земной Удел Богородицы. Святая гора Афон расположена на одноимённом полуострове в провинции Македония, что в северо-восточной Греции. На протяжении многих столетий на полуострове существовали монастыри и жили монахи. Теснейшую духовную связь Святой горы Афон и Русского православия можно проследить на протяжении целого тысячелетия, со времен крещения Руси. Помимо прочего, выражается это и в том, что православные паломники на протяжении веков стремились побывать в этом священном месте. Шли они по определённому маршруту, останавливаясь в пути следования на специально обозначенных подворьях. Такова была историческая традиция. В определенном понимании, Афонское подворье в Москве - это одно из таких символических мест остановки паломников на их пути к святой земле. Разумеется, его смысл и значение гораздо глубже, чем простое временное пристанище для странников.

В Москве

Несмотря на глубокую духовную связь Русского православия со Святой горой Афон, официальные представительства духовенства в крупных городах и обеих столицах России стали открываться только во второй половине девятнадцатого века. Афонское подворье в Москве было учреждено в сентябре 1979 года на частные пожертвования. Размещалось представительство в небольшой дворянской усадьбе на Большой Полянке. Одной из наиболее значимых и авторитетных фигур в истории духовного представительства был настоятель Афонского подворья в Москве Преподобный Аристоклий.

Служение старца Аристоклия оставило значимый след в русской духовной жизни. Именно через него на протяжении многих лет осуществлялась связь с Пантелеймоновым монастырём на Святой горе Афон. Он собирал пожертвования на поддержание русских православных монастырей в Греческой Македонии и направлял туда новых послушников, выбравших для себя нелегкую миссию Божественного служения. По инициативе святого старца на Афонском подворье в Москве издавалось периодическое издание "Душеполезный Собеседник". Этот духовно-религиозный журнал пользовался уважением во всей России. Помимо этого, старец Аристоклий обладал даром духовного целителя и принимал нуждающихся в его помощи, которые шли к нему со всей России. В начале двадцатого века на территории подворья были построены два трёхэтажных здания, в которых разместились богоугодные заведения, домовая церковь и библиотека духовной литературы. Но миссия Афонского подворья в Москве была прервана революционными событиями.

После революции

В 1918 году Афонское подворье в Москве фактически прекратило свое существование. В его судьбе не было ничего уникального, такая же участь постигла многие другие православные храмы и монастыри. Как в Москве, так и по всей России. В этом выражалась богоборческая политика пришедших к власти большевиков. На протяжении нескольких десятилетий они методично разрушали основы Русского православия, как и других религиозных конфессий. Здания, находящиеся на территории подворья, были отданы под жилье, а настоятель иеромонах Макарий был в январе 1919 года репрессирован.

Возрождение

Политика государства по отношению к православной церкви принципиальным образом изменилась только в конце двадцатого века. В этот период возродились к жизни многие храмы, пребывавшие в запустении и использовавшиеся в целях далёких от своего предназначения. В 1992 году возобновило свою деятельность и Афонское подворье в Москве. Адрес его изменился, размещается оно в настоящее время в стенах старинного Храма Никиты Мученика на Швивой горке за Яузой. Это один из старейших московских храмов, за время своего существования он подвергался реконструкциям и перестройкам. Но вызывает чувство уважения дата, обозначенная на закладном камне в его основании - 1595 год. Почтовый адрес храма - Россия, Москва 109240, улица Гончарная, 6.

В интернете

Все сколько-нибудь значимые религиозные структуры и организации не могут не быть представленными сегодня во всемирном информационном пространстве. Имеет такое представительство и Афонское подворье в Москве. Сайт Московского Патриархата содержит страницу, ему посвященную.

Как почувствовать святогорский дух в нашем городе

Вдохновленные торжественным празднованием 1000-летия русского присутствия на Святой Горе, мы решили напомнить читателям об особых афонских местах в Москве. Трудно попасть на Святую Гору, и не каждому это дано. Но поклониться афонскими святыням и ободриться строгими святогорскими правилами в нашем городе может любой желающий.

Проводником по афонским местам в Москве мы попросили стать духовника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря игумена Петра (Пиголя) . В1990-е годы отец Петр нес послушание заведующего библиотекой Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. Затем собор старцев направил его в качестве полномочного представителя Пантелеимоновой обители в Москву для открытия Афонского подворья, где он был первым настоятелем.

Афонское подворье на Таганке: жизнь по уставу Пантелеимоновой обители
Адрес: ул. Гончарная, д. 6 Проезд: м. «Таганская», «Марксистская»
В своем нынешнем виде московское подворье Афонского монастыря появилось в 1992 году. В основание его государство передало храм во имя святого великомученика Никиты на Швивой горке 1595 года постройки.

Игумен Петр (Пиголь) :

«Сейчас это небольшая обитель в центре Москвы с афонским уставом. Вместо старого деревянного забора – огромная монастырская стена, за ней две церкви с одинаковым посвящением – во имя Всех Святых Афонских. Первая – справа от Храма Великомученика Никиты сразу перед входом в монастырь, вторая – в глубине подворья, в монашеских корпусах. В предвратных башнях – часовни святого великомученика Пантелеимона (слева) и преподобного Силуана Афонского (справа). На рубеже 1990–2000-х годов здесь возникли и остальные монастырские храмы и строения.

Место это на возвышенности в яузском устье уникально. По преданию, именно здесь создавались первые поселения, из которых выросла Москва. А в храме, помимо главного престола святого великомученика Никиты, были престолы в честь преподобного Афанасия Афонского, преподобного Петра Афонского и Онуфрия Великого.

Сегодня трудно представить, что еще сравнительно недавно тут располагалось множество гаражей. Представители фирм – бывших арендаторов грозили монахам физической расправой, хотя с ними никто не конфликтовал. Мы лишь напоминали, что это храм Божий, где должна совершаться Божественная Литургия. Во время восстановления подворья, переживая за исход дела, я просил совета у старца Паисия на Афоне. Однажды приехал к нему в угнетенном состоянии, спросил: «Как быть? Нам угрожают вплоть до физической расправы. Есть даже сведения, что хотят направленный взрыв устроить, чтобы разрушить храм». Он меня обнял и спросил: «Патер Петрос, сколько у тебя святых?» Я не сразу понял. Он уточнил: «Сколько у тебя престолов?» Я перечислил: помимо святого великомученика Никиты, святых Петра Афонского и Онуфрия Великого, еще престол в честь Благовещения и во имя святой равноапостольной княгини Ольги. «Так вот все они не спят, – сказал старец, – они молятся, они тебе помогают. И по их молитвам все там будет очищено. Только ты не унывай, молись и обозначай свою территорию – ставь колышки и обходи с молитвой».

Я отдал распоряжение поставить деревянный забор. И каждый вечер вокруг него мы совершали крестный ход. С этого момента начался неуклонный процесс возрождения храма, его освобождения. И на Рождество Христово 1992 г. было совершено первое богослужение в приделе Благовещения, началась литургическая жизнь и создание подворья по образцу Афонского монастыря».

Информация для посетителей
На подворье действуют строгие правила для посетителей. Женщинам в брюках или в короткой юбке вход не разрешается. Запрещены фотосъемка и пользование мобильными телефонами. Рядом с монастырскими стенами запрещено просить милостыню, но для желающих помочь нуждающимся установлен железный короб для пожертвований.

Богослужение на подворье проходит по афонскому уставу:
Все воскресные службы совершаются в ночное время (начало в 22.30). Поздняя Литургия по воскресным дням совершается в 9.00.
В будние дни богослужения начинаются в 17.00. Литургия ежедневно в 7.30 утра.
В воскресенье вечером читается акафист св. вмч. Пантелеимону, в среду вечером – прп. Аристоклию (у раки с мощами), в пятницу вечером – в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Афонские святыни на подворье : мощи преподобного Аристоклия, старца Московского и настоятеля первого Афонского подворья в Москве (на Полянке), икона Божией Матери «Скоропослушница» с автографом преподобного Аристоклия, иконы с мощами великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского.
Старое Афонское подворье на Большой Полянке: наследие святого старца
Прежний адрес: ул. Большая Полянка, 38

Первое Афонское Подворье в Москве появилось еще до революции. Располагалось оно на Большой Полянке в усадьбе, которую в 1879 году подарила монастырю известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова. А затем у подворья появился еще один участок земли – стараниями тульского купца И. И. Сушкина, брата настоятеля Пантелеимонова монастыря того времени схиархимандрита Макария.

Строителем и настоятелем Афонского подворья на Полянке был старец-иеросхимонах преподобный Аристоклий (Амвросиев). На подворье появилось два трехэтажных здания: библиотека, для монастырских служб и богоугодных заведений. Одна из тех построек сохранилась до наших дней. На верхнем его этаже была устроена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и келия иеросхимонаха Аристоклия, где он принимал посетителей.

Старец Аристоклий (Амвросиев)
Святой старец снискал всенародную любовь. К нему отовсюду шли люди за исцелением, за молитвой, за советом, за Божьим чудом. Старец передавал нуждающимся многочисленные пожертвования верующих: оплачивал обучение неимущих, устраивал жизнь многих людей, наставлял и исцелял. Благодаря стараниям старца на Афонском подворье с 1888 года начал издаваться журнал «Душеполезный Собеседник», рассказывавший о жизни русских монахов-святогорцев и знакомивший их с жизнеописаниями афонских подвижников, с письмами старцев к своим духовным чадам, мудрыми мыслями святых отцов. Благодаря его просветительской деятельности русские монастыри на Афоне стали пополняться новыми молитвенниками за землю Русскую.

Новый адрес: 1-й Хвостов переулок
В 1922 году подворье было закрыто, строения отданы под общежитие. В 1969-1970 годах усадьба Смирновой и все выходившие на Большую Полянку постройки были снесены для строительства жилого дома. Сохранилось только основное здание по 1-му Хвостову переулку.

В настоящее время сохранившееся здание возвращено Пантелеймонову Афонскому монастырю. А нетленные мощи преподобного Аристоклия пребывают во вновь отстроенном подворье Пантелеимонова монастыря.

Путь четырех святынь
Прежний адрес: Никольская улица, Часовня Святителя Пантелеимона
В 1878 году на Никольской улице по благословению Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря при Богоявленской обители была открыта часовня святителя Пантелеимона. Она была построена специально для поклонения афонским святыням, привезенным иеромонахом Арсением (Мининым) с Афона в 1862 году. Здесь были выставлены для поклонения частица Животворящего Древа Господня, часть камня Гроба Господня, частица мощей святителя Пантелеимона, чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Настоятелем часовни стал иеромонах Арсений (Минин). Он неустанно нес послушание при святынях: служил молебны, принимал посетителей, посещал дома страждущих, вел переписку, фиксировал случаи многих исцелений и чудес.

Срок пребывания афонских святынь в Москве был заранее ограничен, но старец Арсений, видя, какую пользу они приносят русским людям и Пантелеимонову монастырю, приложил все усилия, чтобы оставить их в Москве. А в 1879 году стал заботиться об устройстве новой, более вместительной часовни. В ноябре 1879 года, находясь в Москве, иеромонах Арсений заболел острым воспалением легких и через два дня скончался и был с почестями похоронен в московском Ново-Алексеевском монастыре в Красном Селе.

После его кончины настоятелем часовни стал иеросхимонах Аристоклий (Амвросиев). Уже при нем у Владимирских ворот Китай-города по проекту А.С.Каминского возвели новую часовню, перенеся туда святыни в 1883 году. Новая часовня имела вид величественного храма внушительных размеров. Теперь она могла принять в себя множество молящихся, притекавших к ней и целый день толпившихся в очереди.

Новые адреса
В 1932 году часовня была закрыта, а в 1934 – снесена вместе с Китайгородской стеной. Но милость Божия и отвага афонских монахов сохранила для Москвы почти все святыни часовни святителя Пантелеимона.
Чудотворный образ Спасителя находится в храме святых Флора и Лавра на Зацепе ,
Икона Богоматери «Скоропослушница» передана в храм святителя Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке,
Иверская икона – ныне в Знаменской церкви в Переяславской слободе (около м. «Рижская»).
Чудотворный образ самого святого великомученика Пантелеимона и ковчег со святыми мощами из его часовни находится ныне в знаменитом Воскресенском храме в Сокольниках .

Часовня Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот: несломленная молитва
Адрес: Москва, Воскресенские ворота, 1а. Проезд от станций метро «Площадь революции», «Охотный ряд» и «Театральная».

Эта часовня хранит драгоценный список с главной афонской святыни Иверской иконы Божией Матери из одноименного афонского монастыря. С ней связано обетование о покровительстве Царицы Небесной: до тех пор, пока будет этот образ пребывать на Святой Горе, Матерь Божия не оставит ее. Поэтому все, кто приезжает на Афон, первым делом спешат поклониться Иверской.

Московская копия Иверской иконы тоже являла чудеса и исцеления и также стала одной из самых почитаемых икон в России. Ее торжественно называли «сердцем России». В дни войн и народных бедствий перед ней совершались всенародные молебны. Они были обязательной частью церемоний во время посещения Москвы русскими царями и императорами. Купцы приходили «к Иверской» перед заключением сделки, студенты – перед экзаменами, паломники благословлялись «у Иверской» в дальний путь.

В XVII веке по заказу Новгородского митрополита Никона (Минова) в Иверском монастыре был сделан список с чудотворной иконы. Икона стала собственностью царской семьи, а на месте ее «встречи» возвели часовню, куда в 1669 году поместили копию первого «царского» списка Иверской иконы Божьей Матери.

Новейшие времена Иверской часовни
В 1929 году часовня была разорена и закрыта, а в 1931 вместе с Воскресенскими воротами разрушена. Но икона Иверской Божьей Матери сохранилась, она была перевезена в Сокольнический храм Воскресения Христова.

В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот. Менее чем за год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем иеромонахом Лукой с благословения иверского игумена.

Посетителям Иверской часовни на заметку
Ежедневно с 8.00 до 20.00 каждые два часа всем московским духовенством поочередно совершаются молебны с чтением акафиста Пресвятой Богородицы в честь Ея иконы «Иверская».

Из Православной энциклопедии
Как на Афоне писали первую копию Иверской Божьей Матери для России
«…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону ».

«Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом ».

Подготовила Екатерина Моисеенко