Информатики земли для обеспечения космической. Правовой режим земель промышленности, транспорта и иного специального назначения


Под землями промышленности понимаются те земли, которые используются государством для реализации нужд, связанных с обеспечением деятельности организаций и компаний, осуществляющих эксплуатацию объектов промышленности. Данная категория земель выделена в отдельную категорию земельных участков, поэтому к ней применяются и особые нормы.

Правовое положение земель промышленности

Правовой режим земель промышленности определяется и действующим Земельным кодексом РФ, и различными федеральными законами (в том числе законами на уровне субъектов федерации), которые содержат определение и в которых определено использование данных земель для промышленных целей.

Для того чтобы в полной мере реализовать статью 87 Земельного кодекса России, для земельных участков промышленного назначения установлены особые правила использования. Так, допускается строительство, реконструкция и возведение различных зданий, сооружений и прочих объектов недвижимости, которые необходимы организациям и компаниям, осуществляющим промышленную деятельность.

Кроме того, не запрещается установление границ санитарных и охранных зон таких земельных участков, которые находятся в управлении и обслуживании соответствующих компаний.

Земельные участи для реализации промышленных нужд выделяются государством, как на правах собственности, так и на правах аренды или пользования без указания конкретного срока использования.

Размеры земель для промышленных нужд устанавливаются в строгом соответствии с проектной документацией или же соответствующими нормативно-правовыми актами. Данный вопрос чаще всего регулируется на уровне муниципалитета, в ведомстве которого находятся земельные участки. Именно органы муниципальной власти разрабатывают проектную документацию или утверждают предложенный организацией, которая будет осуществлять промышленную деятельность, план.

На размер участка, который будет выделен под промышленные нужды, влияет и конкретный вид деятельности, и количество расположенных зданий, сооружений и построек, размер необходимой санитарной зоны, в пределах которой не могут быть выделены участки под частное или жилое строительство, для сельскохозяйственных и прочих нужд.

Земельные участки, выделенные под промышленность, могут быть предоставлены пользователям в порядке аренды или собственности, в порядке бессрочного пользования в том случае, если это не препятствует нормальному и целевому использованию земли. Кроме того, если на участке расположены объекты федеральной собственности, то передача прав или части прав на такой участок остается на усмотрение федеральных исполнительных органов власти.

Федеральная собственность на земли промышленности

Согласно действующему законодательству некоторые земельные участки промышленного назначения находятся исключительно в федеральной собственности и не являются подведомственными муниципалитету. К ним относятся:

  • те организации и объекты, главная цель которых защита и контроль целостности границы государства;
  • те организации и объекты, которые осуществляют транспортное сообщение любого типа;
  • те объекты и организации, которые занимаются космической деятельностью;
  • те объекты и организации, первоочередная задача которых оборона и безопасность, как всего государства, так и его части;
  • объекты атомной энергетики, а также любой другой энергетической системы федерального уровня (муниципальные объекты в данный список не входят).

Все земельные участки, отведенные под описанные выше нужды, не подведомственны муниципальным нормативно-правовым актам, находятся на контроле у федеральных органов исполнительной власти, ими же регулируются и обеспечиваются.

Так, государственный земельный контроль имеет право в порядке плановой или неплановой проверки запросить документацию у землепользователей, проверить исполнение норм земельного законодательства, в случае обнаружения нарушений - вынести и проследить за исполнением предписаний.

Перевод земель из категории федерально-промышленных в любую другую возможен только в том случае, если это предусмотрено нормами действующего законодательства. Так, нередко охранные объекты переводятся в разряд транспортных или же атомных. В свою очередь земли атомной энергетики после использования нуждаются в длительном восстановлении, поэтому их переход в другую категорию невозможен в течение долгого времени по экологическим мотивам и соображений безопасности.

Установление санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель промышленности

Зоны с особыми условиями использования достаточно четко перечислены в Градостроительном кодексе РФ, а некоторые аспекты их использования указаны и в Земельном кодексе РФ. Однако ни один из этих нормативно-правовых актов в полной мере не охватывает всех вопросов, касающихся таких зон.

Наиболее полно установление санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования прописаны в Постановлении Правительства РФ № 384. Действующими правилами установлено, что целями таких зон является безопасность и защита со стороны государства и его представителей на местном уровне земель в ходе промышленной деятельности.

Землеустройство санитарно-охранных зон земель промышленности возложено, согласно Постановлению РФ №384, на Федеральное агентство кадастра. Именно представители этой структуры обязаны установить, какого размера будет санитарно-охранная зона, что в нее будет входить, как она будет расположена, кем обслуживаться. Как показывает практика, санитарно-охранные зоны находятся в обслуживании у тех организаций, которые осуществляют промышленную деятельность.

После установления границ санитарно-охранной зоны и иной зоны, которая подразумевает особые условия использования, на кадастровый план и документацию наносятся соответствующие выкопировки. Документация в обязательном порядке содержит не только текстовое, но и графическое описание границ и объектов промышленных земель и прилегающих к ним территорий, в том числе и санитарно-охранных зон. Кроме того, земельному участку присваивается соответствующий кадастровый номер.

Подготовка документации для санитарно-защитных и прочих зон, требующих особых условий использования, требуются для обеспечения и поддержки безопасности населения.

Те, кто являются собственниками земельных участков, находящихся в зоне санитарно-защитных зон и прочих особых зон, или в промышленной зоне, не могут в полной мере владеть и распоряжаться своими участками. На них накладываются ограничительные права, о которых собственников извещают заранее путем отправки специального уведомления в течение 15 (календарных) дней с момента присвоения землям соответствующего статуса.

Предоставление земельных участков для разработки полезных ископаемых организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности

Земельным законодательством предусмотрены некоторые правила организации предоставления земли под разработку и добычу полезных ископаемых. Однако пункт 4 статьи 88 Земельного кодекса России, в котором описывались все вопросы, связанные с деятельностью организаций, горнодобывающих и нефтегазовых, утратил свою силу с 1 марта 2015 года.

Сейчас организация земель под разработку полезных ископаемых осуществляется на общих условиях, как и для всех земельных участков промышленности. Размер определяется в соответствии с необходимой для этого документацией и планами, участку присваивается кадастровый номер, он выделяется в плане района или субъекта, устанавливаются санитарные и охранные зоны, обслуживание и использование участка находится на контроле у государства, если иное не предусмотрено какими-то нормативно-правовыми актами муниципалитета.

Контроль за разработкой полезных ископаемых соответствующими организациями, такими, как горнодобывающие и нефтегазовые, осуществляется на уровне федеральной власти и субъектов федерации.

При этом нефтегазовые компании, как и горнодобывающие, не могут находиться в собственности только частных лиц. Одним из собственников организации обязательно является государство или его представитель, который и осуществляет контроль за реализацией и исполнением норм законодательства.

Земли специального назначения — это земли, основной функцией которых является обеспечение транспортной инфрастуктуры и пространственного базиса для различных промышленных объектов на предоставляемых сельскохозяйственных участках, обладающих наименьшей ценностью в земельном кадастре. Согласно статье 87 Земельного Кодекса Российской Федерации, они используются для промышленных нужд, инфраструктуры в транспортной отрасли, нужд обороны; в области коммуникаций, энергетики и т.д.

При выделении земель специального назначения в установленном законом порядке (№ 237 от 03.07.2016г.) проводится комплекс государственных процедур, позволяющих определить кадастровую стоимость участка. Данные мероприятия проходят в несколько этапов:

  1. Утверждается решение о проведении государственной кадастровой оценки.
  2. Определяется кадастровая стоимость; подготавливается отчет.
  3. Утверждается определившаяся стоимость.

Функциональность данных земель отражается в существовании права деления их на категории с учетом целей, для которых они предназначены. Например, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и др .

Для выделенных участков специального назначения установлен особый режим пользования. Его необходимость основана на обеспечении безопасности гражданам, которые по разным причинам могут пострадать от стратегических, региональных или государственных объектов, а также в целях невозможности частного их использования.

Располагаются они за пределами населенных пунктов , но не всегда, так как могут принадлежать объектам муниципальных образований или находиться в собственности. Согласно статье 87 Земельного Кодекса РФ земли специального значения могут быть переданы в безвозмездное пользование для сельскохозяйственных и других целей.

Земли специального назначения являются самостоятельной категорией, в состав которой входят земельные участки, подразделяющиеся на несколько подгрупп:

Правовой режим этих участков регулируется статьями 88-93 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Рассмотрим более подробно специфику формирования участков, предназначенных для промышленных нужд, обеспечения деятельности транспортной и энергетической отраслей, а также радиовещания и связи.

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания

Участки, находящиеся в составе земель данного спецназначения, располагаются за границами поселений ; подчинены определенной организации и эксплуатируются в зависимости от целевого назначения. Территории, которые входят в их состав могут быть использованы для иных целей только в том случае, если на них получены права, полностью соответствующие положениям Земельного Кодекса, законам общефедеративного характера и утвержденным нормам.

В состав этих земель включаются охранные, санитарные и другие зоны, относящиеся к особому режиму пользования. Данные зоны устанавливаются для обеспечения безопасности и создания условий для эксплуатации объектов. Они не изымаются у непосредственных их владельцев или пользователей, для них предусмотрен отдельный эксплуатационный режим, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые могут противоречить целевому назначению; устанавливаются на основании соответствующих документов (правовых актов или решений государственных органов, предоставляющих земли в пользование).

Одной из особенностей правового режима земель промышленности, транспорта, энергетики, связи и радиовещания – строжайшее нормирование размеров предоставляемых участков для их использования в несельскохозяйственных целях . В статье 33 Земельного Кодекса Российской Федерации прописаны условия выделяемой площади для такого типа участков. Размеры устанавливаются на основании утвержденных норм отвода земель для того или иного вида деятельности или в соответствии с правилами пользования, учитывая при этом документацию проектной, землеустроительной и градостроительной служб. Если нормы не установлены, то площадь участка определяется в проекте строительного объекта.

Категория земель промышленности включает в себя участки, используемые или предназначенные в целях обеспечения определенной в промышленной отрасли деятельности, организации и эксплуатации объектов промышленного производства, а также прав участников земельных отношений на основаниях, предусмотренных федеральными законами, Земельным Кодексом и законами субъектов РФ.

Земли промышленности предназначены для:

  • возведения и размещения административных и производственных строений, зданий, сооружений, обслуживающих временных построек;
  • обеспечения деятельности и эксплуатации различных промышленных объектов;
  • разработки полезных ископаемых, предоставляемых организациям нефтегазовой и горнодобывающей промышленности.

На основании положений земельного законодательства, данные участки могут быть как в государственной собственности, так и в частной, а законными собственниками могут являться юридические и физические лица.

Земли транспорта

Земли транспорта — это территории, к целевому назначению которых, в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, относится обеспечение деятельности и эксплуатации следующих объектов: автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и других видов транспорта.

Земли железнодорожного транспорта

  • участки, предназначенные для железнодорожного транспорта;
  • участки для размещения зданий и построек, необходимых при эксплуатации и функционировании железнодорожного транспорта (станций, вокзалов, ремонтных депо);
  • специальные охранные зоны и полосы отвода (для складов, заправочных станций, разгрузочных площадок и складов, целевым назначением которого является хранение объектов и предметов особого статуса правового регулирования.

На основании указа Минтранса и Земельного Кодекса Российской Федерации на выделенных участках данного типа могут размещаться полосы отвода, сооружения, предназначенные для эксплуатации объектов железнодорожной отрасли; участки могут сдаваться в аренду юридическим и физическим лицам для сельскохозяйственных целей, складирования грузов и др.

Земли данного вида транспорта включают участки, предназначенные для содержания и эксплуатации федеральных автомобильных дорог и придорожных полос с особым режимом пользования.

Для земель автотранспорта также устанавливаются полосы отвода. Статья 90 Земельного Кодекса Российской Федерации говорит об обеспечении дорожного движения конкретно на полосах отвода, а также о передаче участков юридическим и физическим лицам. На данных участках допускается размещение объектов соответствующего сервиса (зон отдыха и т.п.).

На границе полосы отвода запрещается:

  • размещать объекты, не предназначенные для автомобильной дороги;
  • распахивать земельные участки, косить траву, рубить деревья, пасти скот и т.п.;
  • устанавливать рекламные конструкции, не соответствующие регламентам технического характера;
  • устанавливать информационные щиты и указатели, не имеющие отношения к правилам дорожного движения и обеспечения безопасности на дороге.

Согласно пункту 4 статьи 25 Закона №257-ФЗ земельные участки передаются на условиях частного или публичного сервитута. Данные участки, как правило, находятся на территории общего пользования и закреплены за ведомственными организациями, поэтому сдавать их в аренду нельзя. Положения об условиях сервитута и его применения прописано в Государственном Кодексе Российской Федерации.

Понятие сервитута включает в себя обеспечение проезда и прохода на определенную территорию, а также строительные работы на объектах автомобильного транспорта.

Земли водного и морского транспорта

В целях функционирования данного вида объектов отводятся следующие земельные участки:

  • для создания и размещения искусственных водных путей;
  • для объектов, необходимых при функционировании и эксплуатации водного и морского транспорта (станций, портов, причалов и т.п.);
  • для участков береговой полосы.

Согласно Водному Кодексу Российской Федерации , на береговых территориях водного и морского транспорта необходимо устанавливать участки береговой полосы, которые проходят вдоль границы воды и предназначены для общественного пользования. Величина данной полосы должна составлять 20 метров; в случае, если береговая полоса относится к каналам и рекам, ее длина должна быть не менее 10 километров, а величина 5 метров. На территории нахождения береговой полосы приватизировать и сдавать в аренду участки запрещается.

Земли аэровоздушного транспорта

Для эксплуатации и функционирования аэровоздушного транспорта выделяются участки, предназначенные для аэропортов, взлетно-посадочных полос, аэродромов, вокзалов и других объектов недвижимости, необходимых для воздушно-транспортной отрасли.

Земли трубопроводного транспорта

К данной категории земель специального назначения относятся участки, предназначенные для следующих целей: обеспечения деятельности организаций в отрасли трубопроводного транспорта, эксплуатации объектов данного транспорта и размещения газовых и нефтепроводов, а также иных трубопроводных объектов, которые необходимы для ремонта и (или) развития подземных и наземных зданий, сооружений, устройств и размещения охранных зон с особыми условиями пользования.

Границы выделяемых охранных зон для участков трубопроводного транспорта определяются в соответствии со строительными нормами, правилами охраны магистральных трубопроводов и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами. На данных земельных участках в пределах объектов системы газоснабжения строительство любых зданий и сооружений не допускается. Также не разрешается чинить препятствия собственнику системы газоснабжения (организации) при осуществлении работ по ремонту и обслуживанию объектов, устранении возникших аварий или катастроф.

Земли энергетики

Землями данной категории считаются территории, предназначенные для эксплуатации и функционирования объектов энергетики. Согласно законодательству Российской Федерации, к ним относятся энергетические системы и объекты ядерной энергетики, которые находятся в ведении органов власти. Это говорит о том, что пользоваться землями энергетики и являться их пользователями могут организации, относящиеся к государственной форме собственности.

Земли энергетики выделяют для:

  • размещения гидроэлектростанций, атомных станций и ядерных установок;
  • эксплуатации и функционирования тепловых электростанций;
  • размещения линий электропередач и подстанций;
  • других энергетических объектов и построек, необходимых для работы всего энергетического комплекса.

Земельные участки, предназначенные для линий электропередач и размещения опор, подтверждают свое назначение в Постановлении Правительства Российской Федерации (№486).

Охранные зоны и порядок эксплуатации энергетических объектов определен в Постановлении Правительства Российской Федерации (№160). На основании этого постановления границы, выделяемых охранных зон, определяет организация, имеющая электросетевое хозяйство (пункт 6).

На территории охранных зон запрещается:

  • проводить работы, которые могут препятствовать безопасности в электросетевой отрасли;
  • скапливать свалки;
  • выбрасывать едкие вещества и тяжести более 5-ти тонн;
  • складировать горючее;
  • размещать инфраструктурные объекты (больницы, рынки, парки, школы, детские учреждения и т.д.;
  • пользоваться летательными устройствами (например, воздушным змеем);
  • сажать и вырубать деревья, заниматься мелиорацией земли, взрывать что-либо, проводить земляные работы на глубине больше, чем 30 см;
  • поливать сельскохозяйственные растения струей воды больше, чем 3 м.

Земли связи и радиовещания

Земли связи и радиовещания предоставляются для размещения следующих объектов :

Основы правового режима земель данной категории определены в Федеральном Законе «О связи», который был принят 20.01.1995 года . Правила охраны линий и сооружений прописаны в постановлении 71 Правительства Российской Федерации 09.06.1995 г.

Иные земли спецназначения

  1. Земли космической деятельности (выделяются для эксплуатации и функционирования объектов аэрокосмической отрасли);
  2. Земли безопасности и обороны (предназначены для обеспечения деятельности Внутренних Сил Российской Федерации и поддержания способностей оборонять государство);
  3. Земли иного спецназначения (законодательная база не дает точного четкого определения, однако, на законодательном уровне учитывается возможное наличие нетипичных случаев, связанных с землями).

Телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,

Земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

В данную категорию включены земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.

Общая площадь земель рассматриваемой категории на 1 января 2015 г. составила 257,2 тыс. га. За 2014 г. площади данной категории увеличились на 12,1 тыс. га. Увеличение площадей данной категории произошло в результате перевода из земель сельскохозяйственного назначения 0,4 тыс. га для ведения работ по разведке и добыче полезных ископаемых, размещения промышленных объектов; перевода из земель запаса 11,7 тыс. га для ведения горных работ, размещения промышленных объектов.

Земли промышленности и земли иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач территории края подразделяются на шесть групп по разрешенному использованию (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Распределение земель промышленности…и земель иного специального назначения в

зависимости от характера специальных задач территории, тыс. га

К землям промышленности отнесены земельные участки, предоставленные для размещения административных и производственных зданий, строений и сооружений и обслуживающих их объектов, а также земельные участки, предоставленные предприятиям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности для разработки полезных ископаемых. Общая площадь земель промышленности составила 114,1 тыс. га, что на 11,8 тыс. га больше, чем в 2013 г.. Увеличение площадей, в основном, обусловлено переводом из земель сельскохозяйственного назначения для размещения промышленных объектов.

К землям энергетики отнесены земельные участки, предоставленные для размещения гидроэлектростанций, воздушных линий электропередач, подстанций, распределительных пунктов и иных объектов электроэнергетики. Площадь земель данного вида использования в сравнении с 2013 г. не изменилась и составила 3,7 тыс. га.

Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта для осуществления специальных задач по содержанию, строительству, реконструкции, ремонту и развитию объектов транспорта.

В целом по краю площадь земель транспорта составила 63,2 тыс. га. Площадь земель данного вида использования по сравнению с 2013 г. увеличилась на 0,3 тыс. га. Увеличение площади земель транспорта обусловлено переводом земель из земель сельскохозяйственного назначения.

Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики. На территории Красноярского края они представлены землями, занятыми объектами ОАО «Сибирьтелеком» и ОАО «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», объектами сотовой связи. Площади данной категории не изменились и составляют 1,2 тыс. га. Вместе с тем, в 2014 г. были осуществлены переводы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и … иного назначения под объекты сотовой связи (базовые станции сотовой связи), но в связи с тем, что площади этих земельных участков незначительные (около 20-30 кв. м), сумма этих площадей не отразилась на общем значении площади данной категории земель.

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях. Площадь земель обороны и безопасности на территории края в 2014 г. не изменилась и составила 67,4 тыс. га.

Площадь земель иного специального назначения составила 7,6 тыс. га. Эти земли представлены участками, выделенными мелким организациям и частным лицам под автозаправочные станции, цеха промышленных предприятий и другие предприятия, которым предоставлены земельные участки для различных целей, не учтенные в других категориях земель.

Земли особо охраняемых территорий и объектов

В соответствии с действующим законодательством на территории Красноярского края к особо охраняемым территориям относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное значение.

Общая площадь земель, отнесенных к категории особо охраняемых территорий и объектов, по сравнению с 2013 г. не изменилась и на 1 января 2015 г. составила 9639,0 тыс. га.

Земли особо охраняемых природных территории (ООПТ), занимают 9634,6 тыс. га. На них расположены государственные природные биосферные заповедники «Таймырский», Центральносибирский и Саяно-Шушенский, государственные природные заповедники «Большой Арктический», «Путоранский», «Тунгусский», «Столбы», а также национальный парк «Шушенский бор». Кроме того, в данную категорию земель включены лечебно-оздоровительные местности и курорты («Красноярское Загорье», «Озеро Учум», «Озеро Тагарское») и земельные участки, занятые объектами физической культуры и спорта, отдыха и туризма, памятниками истории и культуры. Для этих земель установлен особый режим охраны. В целях обеспечения их сохранности они изъяты из хозяйственного использования полностью или частично.

Площадь земель рекреационного назначения не изменилась и составила 4,3 тыс. га. Удельный вес земель историко-культурного назначения в общей площади земель, отнесенных к данной категории, невелик. Их общая площадь составляет всего 0,1 тыс. га. Изменение площадей за 2014 г. не произошло.

Земли лесного фонда

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и другие).

Все леса (за исключением лесов, расположенных на землях обороны, ООПТ и землях городских и сельских поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли), образуют лесной фонд.

Непосредственными фондодержателями лесного фонда в настоящее время являются лесничества, за которыми закрепляются участки лесного фонда с целью осуществления конкретной деятельности, включая лесные земли, переданные в аренду или срочное пользование другим землепользователям.

По состоянию на 01.01.2015 площади земель лесного фонда составляют 155623,7 тыс. га. Площадь земель лесного фонда увеличилась на 7,0 тыс. га в связи с тем, что в Абаканском муниципальном районе проведены работы по лесоустройству и межеванию на всех лесных площадях, включая лесные земли, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций и числившиеся в категории земель сельскохозяйственного назначения по всему району. Сформированные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет с категорией земель «земли лесного фонда».

В состав земель лесного фонда не включены земельные участки с расположенными на них лесами, относящиеся к другим категориям земель, которые переданы органами государственной власти в управление юридическим и физическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды. В целом лесными землями, включенными в состав других категорий, занято 6012,7 тыс. га.

Сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда представлены мелкими, вкрапленными среди леса, контурами, используемыми как служебные наделы под сенокошение и выпас скота, а также для производства сельскохозяйственной продукции работниками лесхозов.

Кроме того, из всех земель лесного фонда 24903,5 тыс. га используются как оленьи пастбища на территориях Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов.

Земли водного фонда

К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, и занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

По состоянию на 1 января 2015 г. площадь категории земель водного фонда увеличилась на 7,7 тыс. га и составляет 725,0 тыс. га за счет перевода в земли водного фонда земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов Кежемского муниципального района под ложе водохранилища Богучанской ГЭС. В связи с затоплением территории под ложе водохранилища упразднен ряд административно-территориальных единиц Кежемского района.

Земли под водой (без болот) в целом по краю занимают 9221,4 тыс. га, из них 721,4 тыс. га (7,82 %) включены в состав земель водного фонда, все остальные земли под водой распределены между другими категориями. Значительная их доля приходится на земли сельскохозяйственного назначения (32,38 %), запаса (31,89 %) и лесной фонд (23,71 %).

В учете земель земли водного фонда – это, прежде всего, водопокрытые земли, занятые в основном поверхностными водными объектами и расположенные за чертой поселений. Земли под водными объектами, находящиеся в других категориях, в первую очередь подлежат в установленном порядке переводу в категорию земель водного фонда.

Земли запаса

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, то есть земли запаса – это неиспользуемые земли. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Площадь категории земель запаса в Красноярском крае на 1 января 2015 г. составила 30315,2 тыс. га или 12,8 % площади территории края. Площадь данной категории в сравнении с 2013 г. увеличилась на 837,3 тыс. га. Увеличение площадей земель запаса произошло в результате перевода 849,3 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения в земли запаса. Уменьшение площади данной категории произошло за счет перевода 0,3 тыс. га в земли сельскохозяйственного назначения, 11,7 тыс. га – в земли промышленности и иного специального назначения.

По составу земли запаса неоднородны. В состав земель запаса входят земли, занятые как сельскохозяйственными угодьями, так и обширными природными объектами, не вовлеченными в хозяйственный оборот, представляющие собой скалы, пески, галечники, под участками леса, водными объектами и земельные участки с тундровой растительностью. В отношении участков леса и водных объектов необходимо проведение комплекса мероприятий по переводу земель или земельных участков в другие категории земель согласно требованиям лесного, водного и земельного законодательства.

Состояние земель и почв

Оценка состояния земель дана для:

Земель, нарушенных производственной и другой хозяйственной деятельностью;

Земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов в плане сохранения плодородия почвы, неиспользования сельскохозяйственных земель, зарастания сорной, древесно-кустарниковой растительностью, включая размещение на них промышленных и бытовых отходов; загрязнения земельных участков опасными веществами и т. д.

Нарушенные земли

Нарушенные земли - земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

По данным свода отчетных данных муниципальных районов и городов края ) общая площадь нарушенных земель в целом по краю на 01.01.2015 составила 17,2 тыс. га.

В структуре нарушенных земель преобладают земли, нарушенные при добыче полезных ископаемых открытым способом, занятые отвалами вскрышных и вмещающих пород, золо- и шлакоотвалами, подъездными дорогами и промплощадками.

Земли, нарушенные при добыче полезных ископаемых, находятся на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения (12,6 тыс. га) и землях лесного фонда (3,1 тыс. га).

На землях сельскохозяйственного назначения (0,9 тыс. га) и землях запаса (0,2 тыс. га) находятся земли, нарушенные в процессе сельскохозяйственной деятельности.

На землях населенных пунктов (0,4 тыс. га) к нарушенным землям отнесены земельные участки, образованные в процессе производства строительных работ и добычи строительных материалов.

К нарушенным и загрязненным землям относятся также земли, занятые полигонами отходов и свалками. В 2014 г. общая площадь земель, занятых полигонами отходов и свалками в крае, не изменилась и составила 6,4 тыс. га. Полигоны отходов и свалки в основном расположены на землях промышленности... и иного специального назначения (5,2 тыс. га), а также землях населенных пунктов (0,9 тыс. га). Значительная часть земель под полигонами отходов и свалками предоставлена органами местного самоуправления специализированным предприятиям по переработке отходов, расположенных за пределами границ населенных пунктов.

В таблице 3.5 представлены результаты обработки статистических отчетов по форме 2-тп (рекультивация) в 2014 г.

Таблица 3.5

Площади нарушенных и рекультивированных земель

Наименование показателя Всего, га Нарушенные и рекультивированные земли, га, в том числе:
при разработке полезных ископаемых вследствие утечки при транзите нефти, газа, продуктов переработки нефти при строи-тельных работах при лесозагото-вительных работах при изыска-тельских работах при размещении промышленных и твердых бытовых отходов при иных работах
Наличие нарушенных земель на 01.01.2014 1)
Всего 0,3 4,8
в том числе, отработано 74,2
Нарушено земель за 2014 год
Всего 3195,5 1774,9 677,2 600,5 0,5 77,7 64,7
в том числе, отработано 1668,6 946,3 476,9 180,9 2,1 62,4
Рекультиви-ровано, всего 1606,9 1015,3 315,5 213,3 0,4 62,4
в том числе, под сельско- хозяйственные угодья (кроме пашен) 106,7 14,1 92,6
лесные насаждения 1349,4 926,1 156,3 213,3 0,4 53,3
водоемы и другие цели 150,8 75,1 66,6 9,1
Наличие нарушенных земель на 01.01.2015
Всего 40404,0 28245,8 9563,9 715,2 0,5 699,9 1178,7
в том числе, отработано 5654,9 4327,0 1076,1 180,9 70,9

1) – в сравнении с таблицей 3.5 Доклада-2013 данные уточнены Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю

По обобщенным данным ) обработки материалов статистической отчетности 2-тп (рекультивация) по 341 предоставленной форме в 2014 г. площадь нарушенных земель в крае составила 3195,5 га, из них отработанных – 1668,6 га, рекультивированных – 1606,9 га. Отработанные земли - участки нарушенных земель, на которых завершены разработки (полностью или частично) месторождений полезных ископаемых, в том числе, формирование отвалов (946,3 га), геологоразведочные, строительные (476,9 га), лесозаготовительные (180,9) или иные работы (64,5 га), связанные с нарушением почвенного покрова. Они подлежат рекультивации (восстановлению) и дальнейшему использованию по назначению или для иных целей. В 2014 г. земли, нарушенные и отработанные при разработке полезных ископаемых (1015,3 га), рекультивированы, в основном, под лесные насаждения (91,2 %), под водоемы и другие цели (7,4 %). Земли, нарушенные и отработанные при строительных работах (315,5 га), рекультивированы под сельскохозяйственные угодья (29,4 %), лесные насаждения (49,5 %), водоемы и другие цели (21,1 %).

По состоянию на 01.01.2015 г. в крае площадь нарушенных земель увеличилась до 40404,0 га, преимущественно при разработке полезных ископаемых до 28245,8 га, при строительных работах - до 9563,9 га, при лесозаготовительных работах – до 715,2 га.

При разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, требуетсяснятие плодородного слоя почвы, ее складирование и дальнейшее использование,если по условиям восстановления этих земель должна быть проведена рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв.

На начало 2014 г. было заскладировано 12939,0 тыс. м 3 плодородного слоя почвы. За 2014 г. снято почвы на площади 1499,6 га объемом 1665,4 тыс. м 3 . Использовано 1023,9 тыс. м 3 плодородного слой почвы, в том числе: на рекультивацию земель – 875,8 тыс. м 3 , иные цели - 148,1 тыс. м 3 . По состоянию на 01.01.2015 заскладировано плодородного слоя почвы объемом 13580,5 тыс. м 3 .

Доля интенсивно используемых земель в общей площади 44 муниципальных районов края составляет около 1,5 %. Доля интенсивно используемых земель без учета северных территорий (Туруханского, Эвенкийского и Таймырского муниципальных районов) составляет 6,6 %. В центральных и южных районах края доля интенсивно используемых земель незначительно увеличивается, в основном, за счет распаханных земель, до 30-50 % от площади района.

(ЗК РФ редакция 2018-2019)

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

5 - 5.3. Утратили силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ

ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ,

ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Настоящей главой определены основы правового режима земель, выполняющих одну из наиболее важных функций как в экономике России, так и в обеспечении фундаментальных научных исследований и безопасности. Несмотря на разные виды использования, все эти земли включены земельным законодательством в одну категорию 1 .

Специфика использования земель данной категории связана с тем, что они являются прежде всего основной территорией для разме­щения и эксплуатации различного рода инженерных строений и со­оружений. Это накладывает особый отпечаток на правовое регулиро­вание использования данных земель.

В состав земель промышленности входят также и земли, исполь­зуемые для целей недропользования.

Общие положения о владении, пользовании и распоряжении зем­лями промышленности и иного специального назначения изложены в главе 16 Земельного кодекса РФ.

Земельным кодексом РФ определены основные критерии, дающие возможность отграничить данную категорию земель от иных, установ­ленных ст. 7 настоящего Кодекса. Каждый из видов использования, указанных в настоящей главе, не является самостоятельной категори­ей, а входит в одну. Поэтому изъятие земель промышленности или энергетики, например, для нужд обороны не влечет за собой необхо­димости проведения правовых процедур по переводу земель из одной категории в другую. Речь в данном случае идет лишь об изменении разрешенного использования.

Понятие земель Состав и понятие земель промышленности данной категории и иного специального назначения определен

ст. 87 Земельного кодекса РФ.

Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио­вещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения кос­мической деятельности, землями обороны, безопасности и землями

1 ЗК РФ. Ст. 7.


иного специального назначения признаются земли, которые располо­жены за чертой поселений.

То, что к землям промышленности, транспорта и иного специаль­ного назначения относятся земли вне черты поселений, означает, что на такие земли внутри поселения распространяются положения ЗК РФ, устанавливающие особенности использования земель поселений как отдельной категории.

Состав земель Земли промышленности и иного назначения

промышленности используются или предназначены:

и иного для обеспечения деятельности организаций;

назначения эксплуатации объектов промышленности,

энергетики, транспорта, связи, радиовеща­ния, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космиче­ской деятельности, объектов обороны и безопасности; осуществления иных специальных задач.



Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель учитываются при проведении зонирования территорий.

К данной категории относятся земли, не только уже используемые в указанных целях, но и земли, не занятые строениями и сооруже­ниями, а обеспечивающие их функционирование или зарезервирован­ные для строительства новых сооружений. Это объясняется необходи­мостью обеспечения территорий для развития производственной и иной деятельности. Конечно, нормы об обороте земельных участ­ков, как недвижимых вещей, дают возможность приобрести дополни­тельные земельные участки путем совершения сделки. Но возмож­ность заранее «зарезервировать» земельный участок для запланирован­ного расширения предприятия или размещения оборонных объектов упрощает задачу.

В целях обеспечения безопасности населения и создания необхо­димых условий для эксплуатации объектов промышленности, энерге­тики, особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов, пунк­тов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транс­портных и иных объектов Земельным кодексом РФ определено, что в состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с осо­быми условиями использования земель. Земельные участки, включен­ные в состав таких зон, у собственников земельных участков, земле­пользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не


изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятель­ности, которые несовместимы с целями установления зон.

Режим использования таких зон, их площадь (ширина) устанав­ливаются законодательством, регулирующим соответствующий вид хозяйственной или иной деятельности и указываются в качестве од­ного из условий использования земельного участка, входящего в гра­ницу такой зоны, если он предоставлен конкретным гражданам или юридическим лицам.

К землям иного специального назначения могут быть отнесены, например, участки захоронения ядерных и иных отходов.

Перечень видов использования земель указанной категории явля­ется открытым, все виды деятельности, требующие определенного пространственного базиса, перечислить в нормативном документе не­возможно, и в этом нет необходимости. Однако данной статьей от­дельно определены наиболее существенные и уже сейчас используе­мые территории с установленными границами земельных участков.

Право Как установлено Земельным кодексом, права

собственности на земельные участки промышленности

и иные права и иного специального назначения у участни-

ка земли ков земельных отношений возникают по ос-

промышленности нованиям, предусмотренным ЗК РФ, феде-
и иного ральными законами и законами субъектов

назначения Российской Федерации.

Земельные участки из земель промышленно­сти и иного специального назначения могут находиться как в собст­венности граждан и юридических лиц, так и в собственности феде­ральной, субъектов РФ и в муниципальной собственности.

Однако не всякое разрешенное использование в рамках данной категории земель допускает возможность предоставления земель всем собственникам.

Так, земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами ис­пользования атомной энергии, федеральным транспортом, путями со­общения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обес­печивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федера­ции, являются исключительной федеральной собственностью".

Кроме того, ст. 3 Федерального закона «О разграничении государ­ственной собственности на землю» установлено, что основанием вне-

1 Право федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муни­ципальной собственности на земли промышленности и иного назначения воз­никает в порядке разграничения государственной собственности на землю. До этого момента земли находятся в «неразграниченной» государственной собст­венности. - Прим. авт.


сения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав в том числе земель про­мышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, инфор­матики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности.

В собственности субъекта РФ, согласно ст. 4 и 5 Федерального за­кона «О разграничении государственной собственности на землю», могут находиться земли промышленности, транспорта, связи, радио­вещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного специального назначения, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собст­венности субъектов Российской Федерации.

В муниципальной собственности могут находиться земельные уча­стки промышленности и иного назначения, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности.

Управление и распоряжение землями, находящимися в государствен­ной или муниципальной собственности, распределяется следующим об­разом.

В отношении указанных земель, находящихся в федеральной собст­венности, порядок использования, а также установления зон с особы­ми условиями использования земель данной категории определяется Правительством Российской Федерации; в отношении земель, находя­щихся в собственности субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в отноше­нии указанных земель, находящихся в муниципальной собственно­сти, - органами местного самоуправления.

Земельные участки из земель промышленности и иного назначе­ния могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, если этому нет установленных правовых препятствий. Основным пре­пятствием в данном случае является изъятие земель из оборота по ос­нованиям, предусмотренным Земельным кодексом РФ 1 . Наиболее об­ширные площади земель, которые могут находиться в частной собст­венности, - это земли промышленности. Часть земель перешла в собственность коммерческих организаций в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, начало которой было положено в 1991 - 1994 гг. В настоящее время в частную собст­венность, помимо приватизации предприятия (как имущественного комплекса), приобретения в частную собственность иной недвижимо­сти, в случае выкупа этих земель переходят земельные участки ком­мерческих организаций и граждан, ранее предоставленных на основе права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного на­следуемого владения.

1 ЗК РФ. Ст. 27.


Изъятие из оборота указанных земель или принадлежность их к объектам собственности Российской Федерации не означает, что и ох­ранные зоны, установленные для данных земельных участков, также изымаются из оборота и не могут быть собственностью граждан или юридических лиц. Как уже было сказано, на эти земельные участки распространяются только особые требования по их использованию.

В целом в собственности граждан не могут находиться земельные участки данной категории, изъятые из оборота или ограниченные в обороте. К таким землям, прежде всего из земель обороны, отно­сятся участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в ко­торых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, войска Пограничной службы, другие войска, воинские формиро­вания и органы Российской Федерации; а также участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены воен­ные суды. Изъяты из оборота также участки воинских захоронений. Из земель, предназначенных для обеспечения государственной без­опасности, изъяты из оборота участки, занятые объектами организа­ций Федеральной службы безопасности, объектами организаций феде­ральных органов государственной охраны, а также участки, занятые инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуни­кациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государствен­ной границы Российской Федерации.

Изъяты из оборота земли той же категории, занятые исправитель­но-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Ми­нистерства внутренних дел Российской Федерации. Не включены в оборот и земельные участки под объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Кроме того, не изъяты, но ограничены в обороте земельные уча­стки, не указанные в ч. 4 ст. 27 ЗК РФ, предоставленные для обеспе­чения обороны и безопасности, оборонной промышленности, тамо­женных нужд. Ограничены в обороте также участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных пор­тов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и тер­минальных комплексов в зонах формирования международных транс­портных коридоров; участки, предоставленные для нужд связи, заня­тые объектами космической инфраструктуры; участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений; земельные участки, пре­доставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств, а также участки, загрязненные опасными отходами, радиоак­тивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Земли промышленности и иного специального назначения в соот­ветствии со ст. 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в без­возмездное срочное пользование гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного производства и иного использования.