История кодификации в россии. Кодификация Российского законодательства в первой половине XIX в Начало кодификации законодательства


В течение XVIII века накопилось огромное количество нормативных актов, требовавших систематизации. Со времени Соборного Уложения 1649 г. кодификацию не проводили, хотя попытки такие предпринимались и при Петре I и при Екатерине II. За все это время было создано 9 комиссий и каждая из них представлялась обществу с шумом, помпезно, но ни одна из них не оставила после себя каких-либо следов. Девятая комиссия (1797 года), ограничилась лишь составлением оглавления будущего Уложения. Далее сочли необходимым найти ученого юриста, и выбор пал на барона Розенкампфа из Лифляндии. Человек, не знавший России, не знавший даже русского языка возглавил десятую комиссию по составлению Уложения законов. Уволив из комиссии русских чиновников, Розенкампф заменил их немцами, французами. Естественно, что сделать они ничего не могли. Комиссия зашла в тупик.

Очередная попытка кодификации была предпринята в 1804 году. Комиссия под руководством Сперанского создала проекты гражданского, уголовного и торгового Уложений. Но уложения эти не были приняты, так как реакционное дворянство усмотрело в них влияние законодательства французской революции. Сперанский был отстранен от работы и сослан в Сибирь.

Лишь в 1826 году работа по кодификации возобновилась. Николай I возвратил из ссылки Сперанского и поставил его во главе 2-го отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. К 1833 году после изнурительной работы на свет появились два грандиозных труда: Полное Собрание законов и Свод действующих законов Российской империи.

После 1649 года в России не осуществлялась публикация собраний законов. Многие законы вообще не публиковались, размножались путем переписывания. Таких актов было обнаружено свыше 2 тысяч. Составители проделали колоссальную работу по выявлению нормативных актов, их сличению. Вначале были сведены воедино в хронологическом порядке и без изменений все действующие и недействующие законы, начиная с 1649 года. К 1830 году Полное собрание законов было готово. Оно включало 40 томов законов и 6 томов приложений. (Это является примером инкорпорации права).

Вместе с тем велась работа по составлению Свода действующих законов. В Свод были включены лишь действующие акты: некоторые законы подверглись сокращению, из противоречивых актов составители помещали позднейшие. Свод был составлен по определенной системе, соответствующей отраслям права. Он делился на 8 разделов и насчитывал 15 томов (это был пример кодификации права). Кодификация русского права имела большое значение. Она привела впервые к формированию основных отраслей права: гражданского, уголовного и т.д.

Следующим важным этапом в кодификации права была разработка Уголовного Уложения. Ни система преступлений, ни система наказаний не отвечала новым историческим условиям. В 1845 году новое уголовное Уложение под названием «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» было утверждено царем. Определяя сущность законодательства Российской империи 1 половины XIX века, необходимо отметить следующее: оно было феодально-крепостническим, закрепляло безраздельно господство помещиков над крестьянами и лишь в слабой степени пыталось приспособить право к развивающимся капиталистическим отношениям.

Гражданское право. В первой половине XIX века законодательство в области гражданского права стало развиваться более интенсивно. Это связано было, прежде всего, с усилением темпов развития промышленности и торговли. Действовавшее гражданское законодательство было систематизировано в X томе Свода законов.

Значительное внимание уделялось в Своде законов укреплению права собственности. Имущество делилось на движимое и недвижимое. Недвижимое имущество подразделялось на « благоприобретенное» и родовое. С беспредельным цинизмом причислялись к недвижимому имуществу также и крепостные крестьяне. Впервые в Своде законов было дано определение права собственности как права «исключительно и независимо от постороннего лица владеть, пользоваться и распоряжаться оным вечно» и потомственное. Дворянская собственность на землю обеспечивалась правом обратного выкупа в течение 3лет – это касается родовых имений. Значительные земельные угодья не были признаны объектом частной собственности. Земельные наделы казенных, т.е. государственных, удельных крестьян не могли отчуждаться, т.е. они не были их собственностью. Поляки не могли приобретать в собственность, брать в залог и арендовать землю в 9 западных губерниях. Также существовали определенные ограничения для евреев. Законодатель охранял российскую землю от перехода в «чужие руки».

Реформы, произведенные в системе центральных органов власти и управления сопровождались развер-нутой кодификацией действующего права. Основные направления работы были намечены в деятельности Уложенной комиссии Екатерины II, Павлом I была создана комиссия, целью которой была подготовка сводного Уложения. В 1801 г. с воцарением Александра I создается новая комиссия. К 1814 году были подготовлен проект трех частей гражданского Уложения, уголовного Уложения, торгового Уложение.

Николай I, продолжал дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов .Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества (1826), делами которого ведал М. Сперанский.

Свод законов должен был состоять из восьми разделов:

1) основные государственные законы

2) учреждения: а) центральные б) местные в) устав о государственной службе

3) “ законы правительственных сил : а) устав о повинностях б) о податях и пошлинах в) таможенный г) монетный, горный и о соли д) лесной, оброчных статей и счетные

4) законы о состояниях

5) законы гражданские и межевые

6) уставы государственного благоустройства: а) духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный б) путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи

7) уставы благочиния: а) о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный б) о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных

8) законы уголовные

Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской Империи с 1 января 1835 г. Таким образом, работа, начатая еще Екатериной II, была завершена.

Впервые сложились основные отрасли права: государственное, гражданское, админист-ративное, уголовное, процессуальное .

В ст. I. Основных законов была сформулирована идея самодер-жавной власти : "Император Российский есть монарх самодержав-ный и неограниченный. Царская власть закреплялась как наследственная, наследником признавался старший сын императора (в случае бездетности этого наследника престол мог перейти ко второму сыну императора).

Законодатель различал верховное и подчиненное управление.

Органами верховного управления были: Государственный совет, Комитет министров, канцелярии и двор императора.

Членами Государственного совета были министры и главноуправляющие, председателем - император. Государственный совет состоял из общего собрания и 5 департаментов.

Комитет министров был совещательным органом, ведал как текущими, так и специально предоставленными Комитету делами.

К органам подчиненного управления относились Сенат и министерства . Сенат провозглашался высшим судебным органом.

Система местных органов управления сохранялась в том виде, как она сложилась в конце XVIII в. Главный административный орган - губернаторы, опиравшиеся в своей деятельности на губернские правления (состояло из общего присутствия и канцелярии)

Во главе финансового управления губернии находилась казенная палата, состоявшая из управляющего, его помощника и начальников отделения. Параллельно действовали палаты государственных имуществ.

В 1837 г. был сформирован земский суд, состоящий из исправника, непременного заседателя и двух сельских заседателей. Во главе волости стояли волостные управления (волосной голова, заседатели, писарь), станы возглавлялись при ставами.

Развитие частного (гражданского) права проходило на основе кодификации старых форм права : сохранились элементы сословного неравенства, ограничений прав.

· Крестьянам запрещено выходить из общины и закреплять за собой земельный надел.

· Ограничивалась правоспособность и дееспособность духовных лиц и евреев.

· Запрещались браки христиан и нехристиан, усыновление лиц нехристианского исповедания.

· Поляки не имели права приобретать в собственность, брать в залог и арендовать земли в целом ряде регионов страны.

· Распоряжение землей подвергалось особым ограничениям: земля казенных и удельных крестьян не могла отчуждаться ни отдельными общинниками, ни общиной в целом. Продолжала существовать система майоратов, земельных владений, переходивших по наследству старшему в роде.

· В области наследственных прав дочери имели меньшие права, чем сыновья.

Система вещного права состояла из:

1. права владения: всякое владение, даже незаконное, охранялось от насилия и само-управства до тех пор, пока имущество не будет присуждено другому и сделаны соответствующие распоряжения о его передаче. Закон различал спор о владении от спора собственности и обеспечивал неприкосновенность первого независимо от решения второго вопроса.

2. права собственности : право пользоваться и распоряжаться имуществом;

3. права на чужую вещь (сервиту тные права) : ограничение в праве собственности, установленное законом в пользу всех без изъятия ограничение и ограничение собственности в пользу какого-либо определенного лица.

4. залогового права : стал различаться залог частным лицам и залог в кредитных учреждениях.

В обязательственном праве различались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Свод законов содержал специальный раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении договоров различных видов: продажи, подряда, найма, займа, товарищества и пр. Предметом договора могли быть имущество или действия лиц.

Семейное право сохранило принципы, выработанные в XVIII в.; единственной формой брака был церковный брак. Условия вступления в брак и его расторжение брались из норм и правил, соответствующего вероучения. Жена была обязана всюду следовать за мужем, получала паспорт с разрешения мужа. Имущество супругов было раздельным. Приданое или имущество приобретенное женой отдельно, признавались ее собственностью. Как самостоятельные субъекты, супруги могли вступать друг с другом в обязательства и сделки.

Закон делил детей на законных и незаконнорожденных (внебрачных). Последние не имели права на фамилию отца и его имущество. В отношениях родителей с детьми также действовал принцип раздельности имущества.

В сфере наследственного права расширялась завещательная свобода . Завещать можно было кому угодно и что угодно из иму-щества (или все имущество). Признавались недействительными завещания, сделанные умалишенными и самоубийца-ми, несовершеннолетними, монахами и лицами, по суду лишенными прав состояния.

В 1700-1703 гг. Палатой об Уложении была предпринята первая попытка систематизировать правовые нормы в XVIII в. и привести их в соответствие с Судебниками 1497 и 1550 гг. и Соборным уложением 1649 г., а также вновь принятыми во второй половине XVII в. нормативными актами. Также необходимо было обновить судебную и управленческую практику путем включения в нее новых норм права. Палата об Уложении составила к 1703 г. проект Новоуложенной книги, которая впоследствии не была одобрена царем.

В 1720-1725 гг. в Санкт-Петербурге действовала Уложенная комиссия, в работе которой основными были нормы права Соборного уложения 1649 г., Кормчей книги, Военного устава, Морского устава, шведских и датских законов, направленных на укрепление и защиту государственного интереса. В 1725 г. Уложенная комиссия подготовила проект нового Уложения из четырех книг (они содержали 120 глав, разделенные на 2000 статей): первая книга «О процессе, то есть о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих»; вторая - «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; третья - О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; четвертая книга - «О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии». Но по­сле смерти Петра I и прихода к власти Верховного тайного совета кодификационная работа была остановлена. При Петре I были утверждены следующие кодифицированные акты (кодексы): (1714-1715), Генеральный регламент (Устав коллегий) (1720), Пункты о вотчинных делах (1725).

Первый Гражданский кодекс в России принят в 1922 г., далее были Гражданский кодекс 1964 г. и действующий по настоящее время Гражданский кодекс РФ 1994 г. (в трех частях). Первый уголовный кодекс был принят в 1919 г. (новое издание его было подготовлено в 1926 г.). Сейчас действует Уголовный кодекс РФ 1996 г. (части Общая и Особенная). Также есть Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ. Кодекс РФ об административных правонарушениях, Земельный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Се­мейный кодекс РФ, Уголовный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.

В 1700-/ 703 гг. Палатой об Уложении была предпри­нята первая попытка систематизировать правовые нормы в XVIII в. и привести их в соответствие с Судебниками 1497 и 1550 гг. и Соборным уложением 1649 г., а также вновь принятыми во второй половине XVII в. нормативными актами. Также необходимо было обновить судебную и управленческую практику путем включения в нее новых норм права. Палата об Уложении составила к 1703 г. проект Новоуложенной книги, которая впоследствии не была одобрена царем.

В 1720-1725 гг. в Санкт-Петербурге действовала Уложенная комиссия, в работе которой основными были нормы права Соборного уложения 1649 г., Кормчей книги, Военного устава, Морского устава, шведских и датских законов, направленных на укрепление и защиту государственного интереса. В 1725 г. Уложенная комиссия подготовила проект нового Уложения из четырех книг (они содержали 120 глав, разделенные на 2000 статей): первая книга «О процессе, то есть о суде, месте и о лицах, к суду принадлежа­щих»; вторая - «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; третья - О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; четвертая книга - «О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии». Но после смерти Петра I и прихода к власти Верховного тайного совета кодификационная работа была остановлена. При Петре I были утверждены следующие кодифицированные акты (кодексы): Артикул воинский (1714-1715), Генеральный регламент (Устав коллегий) (1720), Пункты о вотчинных делах (1725).

Кодификационные комиссии Сената работали при Анне Иоанновне

При Елизавете в 1754 г. работала новая Уложенная комиссия, задачей которой стала очередная переработка старой и создание новой системы права. В связи с Семилетней войной работа над Уложением приостановилась, и возобновилась она с 1760 г. Во вторую часть проекта были внесены изменения, связанные, в частности, с проектами отмены смертной казни. В 1761 г. Сенат издал Указ о созыве сословных представителей от дворянства и купечества для обсуждения и утверждения проекта. Со смертью Елизаветы (25 декабря 1761 г.) работа над Уложением вновь приостановилась.

В 1830 г. изданы все важнейшие законы Российской империи, в которых нормы права изложены по институтам (систематический метод). В их основе лежит частное право (определительные и охранительные законы) и публичное право (законы государственного союза: основные законы и законы учреждения о сословиях).

Первый Гражданский кодекс в России принят в 1922 г., далее были Гражданский кодекс 1964 г. и действующий по настоящее время Гражданский кодекс РФ 1994 г. (в трех частях). Первый уголовный кодекс был принят в 1919 г. (новое издание его было подготовлено в 1926 г.). Сейчас действует Уголовный кодекс РФ 1996 г. (части Общая и Особенная). Также есть Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ. Кодекс РФ об административных правонарушениях, Земельный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.

История государства и права России. Шпаргалки Князева Светлана Александровна

48. Кодификация права в XVIII в.

Основным источником права в XVIII в. оставалось Соборное уложение 1649 г., появились и новые источники - манифесты, указы, уставы, регламенты, учреждения и др.

Регламенты - это законодательные акты, определявшие общую структуру, штаты, функции и направления деятельности государственных органов управления. В период между 1711 и 1721 гг., в правление Петра Первого, было утверждено семь регламентов - Кригс-комиссариату (1711), Штатс-конторе (1719), Коммерц-коллегии (1719), Камер-коллегии (1719), Генеральный регламент (1720), Главному магистрату (1721), Духовный регламент (1721).

Манифесты издавались в особо торжественных или важных случаях: вступление монарха на престол, начало войны, подписание мира и т. д. Манифесты могли издаваться только монархом и были обращены ко всему населению и всем учреждениям.

Уставы - это сборники законов, объединявшие нормы права, относившиеся к определенной сфере государственной деятельности: Воинский устав 1716 г., Морской устав 1720 г., Устав о векселях 1729 г., Устав благочиния 1782 г.

Указы - это акты, содержащие правовые нормы и административные предписания, которые были направлены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятельности государственных органов. Указы издавались монархом или от его имени сенатом. Можно выделить Указ о единонаследии 1714 г., Табель о рангах 1722 г., Указ о форме суда 1723 г.

Во второй половине XVII в. были проведены частичная систематизация и кодификация отраслевых норм:

В 1667 г. утвержден Новоторговый устав;

В 1669 г. Новоуказные статьи о разбойных, татебных делах и убийствах;

В 1676 г. Новоуказные статьи о поместьях;

В 1680 г. Новоуказные статьи о вотчинах;

В 1681 г. Новоуказные статьи о вотчинных и поместных делах.

В XVIII в. неоднократно и безуспешно пытались создать новое Уложение. Над проектами Уложения работали многочисленные комиссии, но оно так и не было создано.

Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII в. стали: Артикул воинский 1715 г., представляющий собой уголовный кодекс. Каждый артикул описывал отдельный вид правонарушения и назначал определенную санкцию; Краткое изображение процессов или судебных тяжб 1715 г. - процессуальный кодекс; Генеральный регламент 1720 г. - сборник административного законодательства; Пункты о вотчинных делах 1725 г. - обобщение судебной практики и толкование законов о наследовании.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

29. Кодификация права в XVI–XVII вв В основу Судебника 1550 г. были положены статьи Судебника 1497 г. Но круг регулируемых вопросов стал шире. Появились специальные статьи о феодальном землевладении (вотчинах), о губном и земском управлении, подробнее регламентированы вопрос о

86. Кодификация советского права в 1920-е гг После Гражданской войны началась разработка гражданско-правового законодательства. Перед советским правом встал ряд важнейших правовых проблем, связанных с правовыми источниками и юридической техникой.Прежде роль

105. Кодификация права в 1950–1970 гг Поскольку требовалось избавиться от наследия эпохи сталинизма, кодификационная работа велась интенсивно.В декабре 1958 г. были приняты Основы законодательства в области судоустройства, уголовного процесса и уголовного права.В декабре

13. Кодификация римского права Причина кодификации римского права - к III в. н. э. накопился большой объем несистематизированных римских законов, противоречащих друг другу.Первые попытки кодификации римского права предпринимали частные лица. После смерти Марка Аврелия

Таможенные пошлины IX – XVIII вв. Первые таможенные пошлины на Руси взимались посредством «откупа» и «верным» способом.Пошлины, взимаемые внутренними таможнями, взыскивались с товаров, привозившихся на продажу.Предметы потребления, необходимые владельцу, пошлинами не

§ 7.5. Кодификация законодательства Кодификация законодательства - это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также

5. Кодификация римского права Поскольку к императорскому периоду Римской империи количество нормативного материала было велико, то возникла необходимость в систематизации законодательства, т. е. ее кодификации.В IV–V вв. действовали два источника права: старое право

Палата об уложении 1700-1703 гг. Первый значительный опыт систематизации и обновления правовых норм со времени Уложения 1649 г принадлежит так называемой Палате об уложении, созданной в феврале 1700 г " В состав Палаты было назначено свыше 70 лиц из числа членов Боярской Думы и приказной администрации, но реально приняли участие в ее заседаниях не более 20 человек.

Возглавил Палату боярин князь И. Б. Троекуров.

Задача Палаты состояла в том, чтобы собрать и «справить» со старыми судебниками и с Уложением все изданные указы и приговоры, для чего были посланы запросы во все приказы о присылке копий с имевшихся по их ведомствам указов. Вместе с тем, как гласил составленный заметным деятелем эпохи реформ Петра I А. А. Виниусом манифест-предисловие к готовившемуся своду, предписывалось обновить нормы закона по опыту судебной и управленческой практики и в согласии с правилами «св. апостолов и св. отцов», вписав и те статьи, «которые сверх Уложения и Новоуказных статей по вершеным делам состоялись, а в Уложении и в Новоуказных статьях об них на всякие государственные и земские дела не положено».

С большими перерывами деятельность Палаты продолжалась с 27 февраля 1700 г. по 14 ноября 1703 г. После получения от ряда приказов копий указов с марта 1700 г. началось «слушание» уложения по главам, в процессе которого производились дополнения и обновления норм. К июлю 1701 г. было заслушано все уложение, подготовлено «заглавие» и предисловие, но с августа (по не вполне ясным причинам) работа была начата заново с привлечением новых материалов, в основном по торговым и финансовым делам. К осени 1703 г. был готов и общий проект Новоуложенной книги.

Проект сохранил структуру Уложения 1649 г. (в 25 главах), однако его нормы были существенно обновлены с учетом последующих указов. К собственному законотворчеству Палата не прибегала, исключая только предложение о подсудности церковных людей* и крестьян (несвященнического чина) светскому суду. В целом это был опыт чистой систематизации существовавшего законодательства по сложившейся схеме с устранением формальных внутренних противоречий, и то лишь в рамках регулирования одного института или однотипной, нормы, без устранения противоречий самих начал правового регулирования.

Конкретные причины того, почему итог работы Палаты не был реализован, неизвестны. Но очевидно, что растущая волна нового законодательства Петра I по меньшей мере не нуждалась в подготовленном старой Боярской Думой уложении, которое предполагалось сделать «твердо и непоколебимо вовеки».

Проблемы кодификации в ходе реформ Петра I. Представление о целях кодификации права и ее задачах в рамках правовой политики государства получило некоторое развитие на втором этапе преобразований Петра I в связи с созданием нового правительственного аппа-

1 Именной указ от 18 февраля 1700 Г.//ПСЗ. Т. 4. № 1765. С. 14. О деятельности Палаты об уложении см.: Поленов Д. В. Материалы для истории русского законодательства. Вып I. Палата о уложении. СПб., 1865; Латкин В. Н. Законодательные комиссии в России в XVIII столетни. Т. 1. СГ16., 1887. С. 1 -18.

рата. Указом от 20 мая 1714 г., где упоминалось и о предстоящем пересмотре Уложения, противоречия в законодательстве предполагалось разрешить посредством предписания судьям решать дела только по Уложению 1649 г.

и по тем из указов, которые не противоречили его шрмам . Во исполнение этого Сенат предписал особой комиссии во главе сенатором В. Апухтиным пересмотреть состоявшиеся после 1649 г. указы и приговоры, собрав их в специальной «табели» Эта работа, ру- (оводить которой было поручено канцелярии Сената, по всей видимости, так и не развернулась. В скором времени правительство изменило и общий подход к кодификации, когда чистая систематизация норм Уложения j и прежних указов уже не отвечала бы новым политическим видам.

В 1718 г., в связи с созданием коллегий и переустройством всей судебной организации, возник вопрос о том, какими правовыми нормами руководствоваться новым учреждениям. 9 мая 1718 г. Петр 1 утвердил доклад Юстиц-коллегии, в котором в числе прочего предлагалось принять в качестве нового источника правовых норм шведские законы, для чего сделать перевод шведского уложения, а впоследствии объединить в один свод «российское уложение, новосостоятельные указы и шведский устав». В части регулирования вотчинного землевладения Петр 1 особо указал использовать лифляндские законыДЛЗыл ли тогда подготовлен Юстиц-коллегией какой-либо цельный проект свода законов, построенных с учетом рецепции иностранного права, - об этом точных сведений нет. Президент коллегии А. А. Матвеев в одном из писем упоминал о своем «пребывании» в «повсевременном труде при своде шведского устава с российским уложением» . Но не ясно, что он имел в виду: новое общее уложение или какой-то особый крупный акт, по типу «Генерального регламента» коллегиям, который именно тогда был разработан с широким использованием шведских, датских, немецких административных уставов. Во всяком случае, очевидна перемена задачи кодификации: не чистая систематизация русских законов, а более широкое обновление права с учетом и иностранного законодательства.

VB декабре 1719 г. Сенату было повелено начать слушать подготавливаемое уложение с начала нового года и окончить все к октябрю 1720 г. Однако на деле была только создана новая кодификационная комиссия. .

Комиссия 1720-1727 гг. В работе созданной по указу Сената от 8 августа 1720 г. второй (на протяжении XVIII в.) уложенной комиссии особенно проявился новый, более широкий подход к кодификации Первоначально в комиссию были назначены восемь человек -

иностранные советники Камер- и Юстиц-коллегии и судьи центральных учреждений (в последующем ее состав неоднократно менялся и пополнялся Сенатом). Работа по составлению проекта уложения была, видимо, проделана секретарями комиссии: вначале Веселовским, затем Сверчковым.

\fc 31 августа 1720 г. по февраль 1725 г., когда деятельность комиссии замерла, было проведено более 200 заседаний. ** Первоначально работа заключалась в параллельном «слушании» Уложения 1649 г. и шведского уложения 8 , а также, Следуя их плану, в составлении новых правоположений. Так, в 1721 г. комиссия «прослушала» девять глав Уложения 1649 г. 33 главы шведского уложения и составила 214 статей.\/В докладе Сенату 17 июня 1723 г. были упомянуты семь основных тем, над которыми шла работа: 1) о государственных преступлениях; 2) о партикулярных преступлениях; 3) о судебном процессе по партикулярным делам; 4) о криминальных делах; 5) о градских порядках; 6) о наследии; 7) о благочинном состоянии. Но в итоге содержание и структура разработанного в 1725 г. проекта нового уложения были существенно иными, а сам проект представлял собой опыт совершенно новой кодификации.

Законченный проект уложения включал четыре книги: 1) «О процессе, то есть о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих»; 2) «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; 3) «О злодействах, какие штрафы и наказания последуют»; 4) «О цывильных, или гражданских, делах и о состоянии всякой економии» (эта книга разделялась на титулы, посвященные земельным отношениям, торговле, опеке, брачному праву и наследованию). Всего было 120 глав и свыше 2 тыс. статей. Основными источниками сами составители выделили (в предварительном своде) Уложение 1649 г., Кормчую книгу, указы. Военный и Морской уста- вы,шведские и датские законы.\£ущественным было и обновление права: вновь сочинено до 30% статей (например, в главе о крепостном праве). В разделах о судопроизводстве и уголовном праве большинство норм были рецепированы. Проекту предпосылались манифест и особое предисловие. Согласно предисловию, основной недостаток Уложения 1649 г. состоял в том, что в нем внимание обращалось на «партикулярные прегрешения», по-новому же «собственный интерес его величества всегда взыскан быть может» 9 Укрепление единства государственного закона, который воплощал бы и всецело нормирующую общество волю монарха, было главной линией проекта; специальная вводная плава посвящалась охране силы закона и «послушанию законодателю». Естественно, эта законность не выходила за рамки абсолютистской и за пределы феодально-сословного права. Идея всего законодательства - «государственная польза» - доминировала и в нормах проекта. По общему смыслу проведенная комиссией кодификация была уже не просто систематизацией изданных законов, а обновлением права на основе развития сложившихся принципов его системы, притом в новой структуре и с широкой рецепцией иностранного права.

Завершение работы над проектом пришлось уже на время правления Екатерины\|1. В феврале 1726 г. Сенат указал назначить в комиссию восемь представителей от сословий (по два-от духовных, военных, гражданских " и от магистрата). В июне именным указом Сенату повелевалось начать слушание проекта неоконченного уложения, чтобы приготовить его к рассмотрению в Верховном тайном совете. Однако конкретной реализации эти решения не имели, и даже после дополнительного «приговора» Совета (9 ноября 1726 г.) в комиссии реально состоял лишь обер-секретарь Сверчков мри набело переписанном проекте в 2113 артикулах. \j

Кодификационная работа во второй четверти XVIII в. В период дворянской реакции, когда многие из «новозаводений» Петра I были уничтожены или трансформированы, не остался без изменений и подход к кодификации права. Широкой рецепции иностранных законов (в которых и не без оснований усматривали один из Петровых рычагов по умерению «шляхетских вольностей») была противопоставлена приверженность старорусским законам, а обновлению права возвращение к систематизации. 14 мая 1728 г Верховный тайный совет указал все законы «разобрать» по-старому, то есть но Уложению 1649 г., и пополнить. учитывая указ 1714 г Новшество правительственной правопой политики заключалось в стремлении придать новой кодификационной работе не чисто бюрократический, а (в духе времени) дворянско-сословный характер: от каждой из восьми губерний следовало выбрать по пять человек «из офицеров и из дворян добрых знающих людей».

Организованная на таких началах третья кодификационная комиссия Верховного тайного совета (1728-1730 гг.) реально работу не развернула: к сентябрю 1728 г прибыли только 24 избранных депутата, в мае 1729 г были назначены новые выборы и старые депутаты распущены. Но и эти выборы не завершились по причине восшествия на престол Анны Иоанновны, которое произошло в смутной обстановке известной «ограничительной попытки» (или «затеи верховников») 1730 г. и почти дворцового переворота.

Четвертая комиссия, кодификационная комиссия Сената (1730- 1744 гг.) была создана в июне 1730 г. 1 " Задача кодификации увязывалась указом с общей линией правовой политики к устранению недостатков судопроизводства и к ограничению произвола «бессовестных судей» «чтоб во всей империи был суд равный и справедливый». Для работы над «совершенным уложением», кроме пяти членов комиссии (от Сената, Вотчинной и Юстиц-коллегий), следовало определить к «делу» «добрых и знающих в делах людей, выбрав из шляхетства, и духовных, и купечества» (представители последних двух сословий должны были участвовать лишь в том, «что до них касаться будет»). Однако выборов от сословий, по-видимому, не предусматривалось, депутаты не собирались и работа осуществлялась только должностными лицами, для чего Сенат в декабре 1730 г. назначил еще 10 членов комиссии. В создании сводного уложения Сенат предписал следовать схеме старого, но прежде всего заняться главами «о суде» и «о вотчинах». Предусматривалось решить и текущие задачи общеправовой политики - это стало новым фактором в определении содержания и итогов этой работы. К концу 1731 г. была составлена «вотчинная» глава (с учетом правовых новшеств 1720-х годов, в том числе устава о

наследовании 1725 г.). В 1732 и 1733 гг. ее слушали в Сенате под руководством кабинет-министров А. И. Остермана и А. М. Черкасского. В марте 1735 г. Сенат указал немедленно окончить работы над проектом уложения, для чего следовало сверить его с последующими указами по коллегиям. За многократными запросами в разные учреждения и между ними собственно правовая работа потерялась, и комиссия практически прекратила свою деятельность. После обновления состава комиссии в 1737 г в ней были разработаны некоторые правовые новшества, в том числе проекты об отмене пытки по малозначительным делам и нового Генерального регламента. Позднее состав комиссии неоднократно менялся, с 1740 г ею руководил видный деятель правления Елизаветы Петровны Н. Ю. Трубецкой. С конца 1744 г. какие-либо сведения о работе комиссии и о самом ее существовании исчезают.

Новые формы кодификации. Неудача с общей кодификацией права 1 на протяжении четырех десятилетий не означала отсутствия ее частных форм"

В 1715 г. были изданы так называемые Воинские артикулы (утверждены 14 декабря 1714 г.) Позднее они вошли в состав Воинского (1716 г.) и, в обработке, Морского (1720 г.) уставов. Это был цельный свод военно-уголовного законодательства, впервые охвативший преимущественно материальное право. Артикулы стали прообразом отдельного уголовного кодекса, являя собой пример наиболее последовательной рецепции в кодификации: основными их источниками послужили шведское военно-уголовное уложение в редакции 1683 г., другие шведские и немецкие правовые акты, но было учтено и русское законодательство. Правда, сфера применения Воинских артикулов была не всеобщей: только для военных судов, а также по делам против дворян и всех имевших государственные чины По своей структуре (24 главы, 209 статей) этот свод-кодекс перенял преимущественно родовую классификацию правовых норм (по роду деяния) с внутренним соподчинением соответственно важности деяния, следуя общей задаче закона; почти каждый из артикулов описывал собственный вид правонарушения и указывал вид санкции.

Генеральный регламент, или устав, коллегиям (утвержден 18 февраля 1720 г.) м представлял собой свод правовых норм, охватывавших практически всю область новоформировавшегося административного законодательства. Регламент так же, хотя в меньшей, нежели Воинские артикулы, степени, был итогом рец"епции права: в его основе лежал шведский Канцелярский устав 1661 г. (Cantselie Ordningh). Структура регламента (56 глав) также была подчинена позитивному определению объекта регулирования в его существе: от правоположений об обязанностях и о должности коллегий и государственных учреждений вообще, характеристики сферы и форм их деятельности, состава и категорий служащих вплоть до конкретных норм об их административной ответственности. Кодификационно-систематический смысл Регламента проявился и в том, что на его основе и следуя его нормам было составлено несколько регламентов для отдельных коллегий.

Частичная систематизация охватила и частное право. Правительством Екатерины I в развитие указа 1714 г. о так называемом «единонаследии» и ряда последующих актов о порядке наследования по закону были изданы Пункты о вотчинных делах |5 (28 мая 1725 г.), которые представляли собой особый устав, посвященный регулированию наследственного права. По форме пункты были обобщением (регламентацией) судебной практики и толкования закона по вариантам правоприменения . Эти толкования охватывали практически все стороны наследственного права и выражались во вполне определенных правовых нормах, значительная часть которых не столько развивала, сколько дополняла и изменяла предшествующее законодательство (в частности, практически узаконивая ту деформацию указа «о единонаследии», которой его подвергала практика). Иными словами, пункты были кодификацией даже не законодательства, а действующего права во всем его объеме.