К чему снится могила? Могила без кадила, что угольная яма. Очутившись в могиле


Итак, четвертым обязательным действием, которое необходимо совершить по отношению к умершему верующему, является его захоронение. Это является для мусульман коллективной обязанностью.

В хадисе, переданном аль-Хакимом и аль-Байхаки, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто выкопал могилу мусульманину и, уложив его в нее, засыпал, тому Всевышний зачтет за это такую награду, как за построение дома для нуждающегося, в котором бы он прожил до Судного дня ».

Правила захоронения по Шариату следующие. Рекомендуется похоронить умершего как можно скорее. Мусульманина следует хоронить только на мусульманском кладбище. Можно похоронить умершего и после захода солнца. В случае эпидемии или войны допускается хоронить нескольких умерших в одной могиле, установив барьеры между их телами.

Самой малой и необходимой могилой является такая яма, которая после захоронения в ней усопшего препятствует распространению запаха от его тела и оберегает его тело от диких животных, т. е. защищает его от того, чтобы хищники раскопали бы его могилу и съели бы его тело.

Если, не выкопав яму и положив тело умершего прямо на поверхности почвы, соорудить над ним какое-либо строение или засыпать его множеством камней и землей, этого будет недостаточно, даже если это препятствует распространению запаха и оберегает от диких животных. Потому что это не называется погребением, и чтобы действо называлось погребением, необходимо вырыть яму (могилу).

Нельзя хоронить таким же образом и в домах, сооруженных под землей, ибо даже если это защищает от зверей, но не препятствует распространению запаха. Так говорится в книге «Тухфат».

Ибн Салах и Субуки говорят, что хоронить умершего в таких (подземных) домах является греховным (харам).

Ибн Касим же пишет, что если этот дом сооружен в яме (под землей) и защищает умершего от диких зверей и запаха, то достаточно хоронить его и там, а если он не отвечает этим требованиям, то усопшего не хоронят в нем. Так говорится в книге «И‘анат».

В книге «Бушра аль-карим» приведены три причины в пользу запретности захоронения умершего в подобных домах:

1) смешивание в них умерших мужчин и женщин;

2) возникает необходимость хоронить там же очередного умершего, пока тело похороненного там окончательно не разложилось;

3) и это не препятствует распространению запаха, исходящего от мертвого.

Сооружение могилы

Могила (кабр) может быть сооружена по-разному – это зависит от состава, влажности и плотности почвы, а также от рельефа местности, где находится кладбище.

Могила мусульманина представляет собой яму, в одной из стен которой сделана ниша (ляхд). Яма выкапывается таким образом, чтобы ее размеры соответствовали размерам умершего, т. е. длина могилы будет несколько больше, чем рост умершего, ширина – половина длины могилы (около 60–80 см), глубина минимум 150 см, но лучше (сунна) выкопать могилу глубже (обычно до 190–230 см).

В книге «Бушра аль-карим» пишется, что сунной является, чтобы ниша в могиле была широкой, свободной, в частности те ее стороны, где покоятся голова и ноги умершего, дабы это позволяло уложить покойного немного в той позе, в которой человек находится при поясном поклоне в намазе (руку‘). Об этом говорится и в достоверном хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Сообщается от Хашима ибн Амира, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Копайте могилу, делайте ее просторной и делайте это хорошо » (Ибн Маджа).

Оптимальным размером могилы является такой, что ее ширина позволяет свободно спустится туда и тому, кто хоронит умершего, и самому покойному. А глубина лучше, чтобы была такой, что если человек среднего роста, спустившись в могилу, поднимет вверх руки, то они не выходили бы из могилы, т. е. выше (приблизительно 225 см).

Также желательно, чтобы потолок с обеих сторон был высоким, в случае если тело покойного опухнет, дабы он не касался потолка. Даже обязательно делать потолок таким высоким.

Если почва плотная, то лучше на дне могилы сделать и такую нишу для тела покойного, в которой бы свободно поместился умерший. Ниша помещается в той из стен могилы, которая находится в стороне Киблы, и бывает такой высоты, чтобы в ней возможно было сидеть (т. е. примерно 80–100 см), а шириной чуть больше ширины плеч умершего (минимум 50 см).

В эту нишу иногда, если почва влажная и мягкая, справа от тела ставят тонкую плиту, а слева – плиту потолще и укрепляют потолок. А в некоторых случаях на дне могилы, оставив посредине место, достаточное для помещения в него тела покойного, с обеих сторон воздвигают стенку.

Затем туда укладывают тело покойного, направив лицо в сторону Киблы, потолок закрывают каменными или деревянными плитами и до полна засыпают могилу.

Мусульман не принято хоронить в гробу (табут) – это нежелательно (макрух), хотя это и не запрещено. В исключительных случаях умерших хоронят в гробу, и это не будет макрухом, например, если мусульманин погиб и его тело было расчленено или когда труп уже разложился и т. п.

Запрещается хоронить мусульман в стене, а также кремировать его тело, даже если он при жизни завещал это или дал на это свое согласие.

«Яма» могла означать просто углубление в земле, но обычно это понятие связывалось с водохранилищем или колодцем глубиной в несколько метров, высеченным в скальной породе для сбора и хранения воды. Устройство таких водохранилищ требовало немалых трудов (). У водохранилищ обычно было небольшое входное отверстие в верху, в которое стекали грунтовые воды. В таком темном, сыром, каменистом и изолированном месте близкое к смерти ощущение испытывал всякий, кто имел несчастье упасть туда или оказаться там. Вслед за осознанием безвыходности положения человека быстро охватывало отчаяние.

Яма как темница . Метафора ямы как темницы основывается на действительном ее использовании в таком качестве. Освобожденное от воды водохранилище могло служить имеющимся под рукой местом заточения (). Еврейское название темницы, bet habbor , буквально означает «дом во рву» (). Иосиф () и Иеремия () – это, без сомнения, лишь наиболее известные среди многих узников, которых держали в темных рвах (; ). Вода во рву могла сделать пребывание там еще более ужасным (). Псалмопевец проводит аналогию между кажущимся молчанием Бога и неуслышанными криками уходящего в могилу (; ср. ). Извлечение из грязного рва – яркий образ спасения беспомощного (). Избавление от врагов равнозначно выводу из преисподней (подобно тому как ведро поднимают из колодца, ). От могилы может освободить только Бог (; ; ). Исаия заверяет, что униженный не умрет в «яме» ().

Яма как ловушка . Ямы служили ловушками для диких животных (; ), подобными тем, которые нечестивые роют для праведных (). Как неосторожное домашнее животное может упасть в яму (; ), так и распутные (), нечестивые (; ) или духовно слепые (; ) не могут избежать ямы, которой они не видят. Нечестивый падает в собственную яму () или в ловушку, которую он приготовил для праведного (; ). Израиль попал в яму, вырытую окрестными народами (), но в конце концов враги Израиля сами обрушатся в яму (; ).

Яма как образ отчаяния . Как образ неизбежного рока яма служит метафорой уныния и отчаяния. В образе «нисходящих в могилу» (евр. bor , как в ; ; ; , или sahat , ), «в ад» () или «в преисподнюю» () выражается безнадежность умирающего или жалкое раскаяние грешника.

Яма как могила . «Яма» служит распространенной метафорой смерти, и она часто используется для обозначения могилы. Тела иногда просто бросали в открытые могилы или рвы (; ; ; ср. ). (В в ров бросили семьдесят человек.) В факте, что убитых «опускают в каменные рвы», отражается палестинский обычай хоронить мертвых в каменных могилах (). Слова «повергли жизнь мою в яму и закидали меня камнями» () относятся к другому обычаю покрывать тело камнями ().

Яма как вход в подземный мир . Яма, как и могила, служит дверью в загробную жизнь. Вход в преисподнюю яма символизирует в литературе с древнейших времен. В эпической песне о Гильгамеше повествуется, что Гильгамеш по приказу богов вырыл яму, чтобы дух его умершего друга вышел из подземного мира (Tablet 12.78; ANET, 98). Гомер рассказывает, что Одиссей выкопал ров, чтобы получить доступ к духам и вопросить умершего провидца («Одиссея», 11:23). (Вергилий пишет, что Эней воспользовался пещерой для встречи с подземными духами: «Энеида», 6.237.) Вера, что духи мертвых обладают мудростью и способностью проникновения в будущее и этим можно воспользоваться с помощью некромантии, была в Средиземноморье повсеместным культурным явлением. Считалось, что в ночных некромантических ритуалах ямы позволяли подземным божествам быстро выходить на поверхность и давать откровения. Женщина из Аэндора, взявшаяся получить прорицание для Саула от умершего провидца Самуила, увидела «духов» (ʾelohim ) и выходящего из земли «мужа престарелого» (; ср. ). Саул разговаривал с духом. В таких случаях доносился лишь слабый звук, как «из-под праха» ().

Обычай вопрошать мертвых считался омерзительным подражанием язычникам (), тем не менее он был фактом израильской жизни с домонархического до послепророческого периода. За это порицался Манассия (). Исаия пишет об идолопоклонниках, сидевших в гробах и проводивших ночь в потаенных местах (), и задается вопросом: «Спрашивают ли мертвых о живых?» (). По древним представлениям, «дуновения» из пещер, журчание источников и свист из отдушин красноречиво свидетельствовали о духах, живущих под землей, не говоря уже о тех, которые выходят из могил. Несмотря на власть, которой они обладают сейчас, эти подземные хтонические силы (katachthonioi , «подземные силы») в конечном счете преклонятся пред именем Иисуса ().

Яма . В некоторых случаях «Яма» (в NRSV это слово пишется с прописной буквы более 25 раз) служит выразительным образом, в котором сочетаются несколько вышеупомянутых категорий. Эти образы основываются на буквальных понятиях шеола или могилы, но приобретают дополнительное значение ада в буквальном и метафорическом смысле. «Сойти в могилу» значит не только испытать физическую смерть, но и опуститься на нравственное и психологическое дно. В , например, поэт прославляет факт, что Бог «избавляет от могилы жизнь». Хотя это может относиться прежде всего к сохранению физической жизни, душа избавленного может засвидетельствовать о множестве духовных и нравственных «ям», от которых ее уберегла христианская вера.

См. также: АД, ВОДОЕМ, ГЛУБИНА, МОГИЛА, НИЗКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ТЕМНИЦА.

Библиография:

Н. A. Hoffner Jr, «Second Millennium Antecedents to the Hebrew ʾob», JBL 86 (1967) 385–401;

A. Jeffers, Magic and Divination in Ancient Palestine and Syria (Leiden: E. J. Brill, 1996) 167–181;

N. J.Tromp, Primitive Conceptions of Death and the Nether World in the Old Testament (Rome: Pontifical Biblical Institute, 1969) 66–71.

В.И. Даль. Пословицы русского народа

Могила без кадила, что угольная яма.

Могила без кадила, что угольная яма.
См. ПРИЛИЧИЕ - ВЕЖЕСТВО - ОБЫЧАЙ

  • - H2CO3, образуется при растворении CO2 в воде. Проявляет св-ва слабой к-ты. Равновесие CO2+H2O H2CO3 смещено влево, поэтому меньшая часть CO2 находится в р-ре в виде H2CO3...

    Химическая энциклопедия

  • - Митровая...

    Архитектурный словарь

  • - на боевых кораблях, имеющих угольное отопление, запасы топлива размещаются так, что служат в качестве защиты против действия снарядов или торпед, как дополнение к броневой защите или как...

    Морской словарь

  • - рыба сем. аноплопомовых отр. скорпенообразных...

    Биологический энциклопедический словарь

  • - Н2СО3, очень слабая и непрочная двухосновная кислота. Образуется при растворении диоксида углерода в воде. Даёт соли - карбонаты и гидрокарбонаты...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - - выемочная горн. машина c канатным, цепным или канатно-цепным исполнит. органом...

    Геологическая энциклопедия

  • - - отрасль топливно-энергетич. комплекса, занимающаяся добычей, обогащением и брикетированием ископаемых углей...

    Геологическая энциклопедия

  • - Н2СО3 - очень слабая к-та, существующая только в водном р-ре. У. к. образуется при растворении углерода диоксида в воде. Как двухосновная к-та У. к. даёт 2 ряда солей: средние - карбонаты и кислые - гидрокарбонаты...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - см. Защита угольная...

    Морской словарь

  • - "...Угольная башня: сооружение, предназначенное для аккумуляции угольной шихты перед коксованием и ее погрузки в загрузочные вагоны для распределения по коксовым печам..." Источник: " СП 43.13330.2012. Свод правил...

    Официальная терминология

  • - см. Углерод...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - H2CO3, слабая двухосновная кислота, при нормальных условиях существующая только в разбавленных водных растворах...
  • - отрасль топливной промышленности, включающая добычу и переработку углей ископаемых. По объёмам добычи угля СССР занимает первое место в мире...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Н2СО3, очень слабая и непрочная двухосновная кислота. Образуется при растворении диоксида углерода в воде. Дает соли - карбонаты и гидрокарбонаты...

    Большой энциклопедический словарь

  • - уго́льная ж. разг. Комната, расположенная в углу дома; угловая комната...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - См. СУЕВЕРИЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Могила без кадила, что угольная яма." в книгах

17. 1943 г. Угольная - начало.

автора Амосов Николай Михайлович

17. 1943 г. Угольная - начало. Подъезжаем к Угольной уже при луне. Видны домишки между голых огромных деревьев. Много разрушенных, остались лишь печки, припорошенные снегом, и чёрные трубы. Окоченели совершенно - целый день на таком морозе. Одеты обычно, как в Калуге:

18. 1943 г. Угольная - продолжение.

Из книги Голоса времен. (Электронный вариант) автора Амосов Николай Михайлович

18. 1943 г. Угольная - продолжение. 10 февраля - мой день работы в "палатах" и руководства "летучкой".Я выбрался на обход только часов в десять - пока утрясались всякие неполадки с питанием и размещением вновь прибывших.Вхожу в хату прямо с улицы, так как сени разрушены. Клубы

УГОЛЬНАЯ БУХТА

Из книги автора

УГОЛЬНАЯ БУХТА На угрюмом скалистом берегу Анадырского залива, в бухте, которую путешественники когда-то называли Угольной, возникает новая арктическая база. Уже появились здесь буровые вышки, зашумели автомобили, в глубь тундры проникли пытливые советские люди. Эти

автора Твен Марк

Глава XXV. Сихем. - Могила Иосифа. - Колодец Иакова. - Силом. - Лестница Иакова. - Рама, Бероф, могила Самуила, Бейрский источник. - В стенах Иерусалима. Узкое ущелье, где расположен Наблус, или Сихем, прекрасно возделано, и почва здесь черноземная и необыкновенно

Глава XXVI. Описание Иерусалима. - Храм гроба Господня. - Могила Иисуса. - Монашеские плутни. - Могила Адама. - Гробница Мельхиседека. - Место распятия Христа.

Из книги Простаки за границей или Путь новых паломников автора Твен Марк

Глава XXVI. Описание Иерусалима. - Храм гроба Господня. - Могила Иисуса. - Монашеские плутни. - Могила Адама. - Гробница Мельхиседека. - Место распятия Христа. Хороший ходок, выйдя за городские стены, может за час обойти весь Иерусалим. Не знаю, как еще объяснить, насколько

5.5. Угольная промышленность

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

5.5. Угольная промышленность Согласно п. 4.23 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2007 – 2009 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Роструде 17.04.2007, рег. № 65/07-09, наряду со страховым обеспечением по обязательному

Вопрос 17 Угольная промышленность

Из книги Национальная экономика автора Корниенко Олег Васильевич

Вопрос 17 Угольная промышленность Ответ По добыче угля Россия на 6-м месте в мире – 473,9 млн т в год. Три четверти российского угля добывается в Сибири (из них более половины в Кузнецком угольном бассейне Кемеровской обл.). Транспортировка угля осуществляется

Союз меча и кадила

Из книги Еретики и заговорщики. 1470–1505 гг. автора Зарезин Максим Игоревич

Союз меча и кадила Трудно сказать, насколько агрессивный и массовый характер в действительности носило выступление новгородцев против братьев-наместников, в какой степени его спровоцировали злоупотребления Захарьиных, либо недовольство новыми порядками и подчиненным

Чешуйчатка угольная

Из книги Справочник грибника автора Онищенко Владимир

Чешуйчатка угольная Лускатка вугільна Pholiota carbonaria Описание. Шляпка диаметром 2–5 см, тонкомясистая, вначале выпукло-, а затем плоскораспростертая, слизистая или клейкая, при высыхании блестящая, по краю с остатками покрывала,

3. Угольная промышленность

Угольная группа

Из книги Гомеопатическая клиническая фармакология автора Фаррингтон Эрнст

Угольная группа 1. Carbo animalis (содержит фосфат извести).2. Carbo vegetabilis (содержит углекислое кали).3. Graphites (содержит железо).4. Anilin-sulphat.5. Carboneum (сажа).6. Угольный газ.7. Бисульфид угля (сероуглерод).Сегодня я займу ваше внимание лекарствами, получаемыми из угольной группы. Уголь в

Гулять по кладбищу или церковному двору зимой – долгая и отчаянная борьба с бедностью; но если Вы замечаете какие-то признаки весны – приятная обстановка и наслаждение обществом друзей;

Для влюбленных - видеть себя на кладбище или на церковном дворе ­– Вы никогда не поженятся, но увидите своих возлюбленных под венцом с другими;

Видеть себя на красивом и ухоженном кладбище – неожиданные известия о выздоровлении кого-то, кого Вы уже оплакали, будет признано Ваше право на отнятую у Вас землю;

Старое, запущенное кладбище – Вы доживете до времени, когда все, кого Вы любили, покинут Вас и Вы останетесь на попечении чужих;

Для молодых людей - бродить по молчаливым аллеям мертвых – нежное и любящее отношение друзей, но Вас ждут также горести и печаль, в которых друзья будут бессильны помочь;

Для невесты – видеть, что свадебная процессия пересекает кладбище – Вы лишитесь мужа в результате несчастного случая;

Для матери - принести свежие цветы на кладбище – долгое хорошее здоровье всей семьи;

Для молодой вдовы - побывать на кладбище – скоро Вы смените траурные одежды на брачные;

Видеть себя печальной – заботы, сожаления;

Для старых людей - видеть кладбище – последнее путешествие в край вечного покоя;

Видеть маленьких детей, собирающих цветы и ловящих бабочек среди могил – благоприятные перемены. Тому, кто видит этот сон, здоровье позволит еще долго наслаждаться жизнью, и друзья не покинут его в середине жизненного пути.

Также см. Могила, Дети, Мать.

Толкование снов из Сонника Миллера

Подпишись на канал Сонник!