К вопросу закона «О вольном приносе. К вопросу закона «О вольном приносе Законотворцы бьются за металл


Законопроект минприроды о вольном приносе золота в «пилотной» Магаданской области размещен на портале проектов и нормативных правовых актов, но дальше пока не идет. К слову, проект такого закон рассматривается уже более 10 лет, эту инициативу «проталкивал» еще губернатор Николай Дудов.

Закон позволит людям получать так называемую «лицензию» на добычу золота, для этого нужно будет лишь заполнить заявку. Однако старателю не разрешат копать глубже, чем на 5 метров, взрывать породу, использовать буровое или землеройное оборудование, а также промышленные тракторы.

Принятие законопроекта останавливают опасения, особенно со стороны спецслужб, что на Колыме начнется разгул криминала. Проще говоря, в правоохранительных ведомствах не знают, как обеспечить безопасность старателей друг от друга и «банд», которые могут быстро организоваться. Ясное дело, что ресурсов полиции и ФСб просто не хватит не только за всеми уследить, но и просто контролировать обстановку.

А пока законодательные и правоохранительные ведомства спорят друг с другом по поводу разрешения свободной золотодобычи, «вольный принос» своеобразно уже существует на территории Колымы.

«Весьма» удалось связаться с несколькими колымчанами, имеющими отношение к "черному старательству". Они и рассказали схемы такой работы.

  • Работа на отвалах

Ни для кого не секрет, что «черные старатели» существуют на Колыме. Работает это так – люди сбиваются в бригады по 3-5 человек, иногда и больше, и идут к крупным золотопромышленникам с просьбой отработать на «отвалах». Те, естественно, соглашаются, ведь отвалы уже не используются, «сливки» оттуда предприятие сняло. Тут начинается более мелкая работа по добыче золота, причем даже с использованием техники. Добыв золото, бригада сдает его хозяину участка по цене 1,5-2 тысячи рублей за грамм.

  • Аренда участка

В районах Синегорья и Сусумана существует иная схема. Здесь земли выкупаются различными ООО, владельцы которых, в основном, представители Кавказа. Но сама добыча на участках не ведется, а приезжие старатели «арендуют» эту землю. Заодно они получают и гарантии безопасности работы, что немаловажно. После добычи золота, его можно продать прямо здесь, а затем оно переправляется за пределы Магаданской области. По некоторым оценкам ежегодно таким образом из Колымы уходит до 1,5 тонн золота.

  • Устройся в артель

Найм в качестве работников в артель также является «схемой» по сути незаконной добычи золота. Золотопромышленник по договоренности оформляет у себя приезжую «бригаду», так что они числятся сотрудниками предприятия. Но по факту добывают золото сами на участках артели, куда она еще не добралась, использует свою технику, солярку, продукты. Некоторые горнодобывающие компании для этого скупают земли, причем в большом количестве. Понятно, что сами они на купленные участки доберутся еще не скоро, но с помощью таких бригад можно увеличить собственную добычу.

Такие схемы, в общем, для вольных старателей довольно безопасны, их защищают владельцы участков, где они работают. И по факту вольный принос на Колыме есть, просто незаконный. И если золото не уходит в тень, а сдается в артель, то с него даже заплатят налог.

В случае же легализации вольного приноса проблемы могут начаться, ведь земля для старателей будет «ничьей». И безопасность там гарантировать никто не сможет.

Но нельзя ставить крест на идее узаконить «вольный принос», просто нужно продумать механизм защиты старателей. А для этого сначала необходимо перекрыть каналы утечки золота из Колымы, особенно в кавказские республики. Но почему-то этого не происходит.

Государственная дума приняла закон о вольноприносительстве

Согласно поправке в закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", индивидуальные предприниматели могут по лицензиям вести добычу, но только на участках недр местного значения, не являющихся объектами промышленной разработки.

Видео. Свежие поправки в закон о золотодобычи. Автор фильма Рудольф Кавчик

ИА "Финмаркет" Госдума приняла во втором чтении законопроект, предоставляющий право добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней (за исключением алмазов) физическим лицам без образования юридического лица, прошедшим государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей. Как передает корреспондент "Росбалта", документ поддержали 267 депутатов, против высказался 1. В соответствии с законопроектом, индивидуальные предприниматели могут осуществлять добычу драгметаллов и камней на участках недр исключительно местного значения, которые в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки. Сюда относятся "остаточные запасы во вскрышных и вмещающих породах, в отвалах или в расходах горнодобывающих производств, некондиционные или ранее списанные запасы, другие проявления руд и песков драгоценных металлов коренного, рассыпного и техногенного происхождения". Право физических лиц заниматься производством и добычей драгметаллов и камней, согласно законопроекту, возникает с момента государственной регистрации лицензий на пользование соответствующими участками недр. Источник: Росбалт

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон

Статья 1. Внести в Федеральный закон от 26 марта 1998 года # 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, # 13, ст. 1463; 1999, # 14, ст. 1664) следующие изменения и дополнения:

1. В статье 4: пункт 1 изложить в следующей редакции: 1. Добыча драгоценных металлов и драгоценных камней может осуществляться организациями, получившими лицензии на пользование соответствующими участками недр. Добычу драгоценных металлов и драгоценных камней (за исключением алмазов) могут осуществлять также физические лица - граждане Российской Федерации, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и получившие лицензии на пользование соответствующими участками недр местного значения.";

Пункт 5 изложить в следующей редакции: 5. Право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществлять добычу драгоценных металлов и драгоценных камней возникает с момента государственной регистрации лицензий на пользование участками недр.";

Дополнить пунктом 6 следующего содержания: 6. Индивидуальные предприниматели, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут осуществлять добычу драгоценных металлов и драгоценных камней на участках недр местного значения, которые в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки: остаточные запасы во вскрышных и вмещающих породах, в отвалах или в отходах горнодобывающих производств, некондиционные или ранее списанные запасы, другие проявления руд и песков драгоценных металлов коренного, россыпного и техногенного происхождения.".

2. В статье 11: абзац второй подпункта 4 изложить в следующей редакции: "порядок учета, хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, а также порядок отчетности о них. Правительство Российской Федерации вправе передавать органам государственной власти субъектов Российской Федерации указанные полномочия в отношении индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;".

3. В статье 15: пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания: "Индивидуальные предприниматели, указанные в пункте 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, осуществляют добычу драгоценных металлов и драгоценных камней собственными силами.".

4. В статье 29: абзац первый пункта 1 после слов "осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями," дополнить словами "а также индивидуальные предприниматели, указанные в пункте 1 статьи 4 настоящего Федерального закона".

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

О внесении дополнения в статью 17 Федерального закона

"О драгоценных металлах и драгоценных камнях"

Статья 1. Пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 26 марта 1998 года # 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, # 13, ст.1463) дополнить абзацем следующего содержания: "Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий лицензирование видов деятельности, указанных в подпунктах 2, 8 и 11 пункта 4 статьи 15 настоящего Федерального закона, может передать такие полномочия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.".

Статья 2. Поручить Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации в течение трех месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Адвокатское бюро "Правовые решения бизнеса" (ссылка http://www.lbp.ru/texts/o%20drag_2.html )

ЗДРАВСТВУЙ, КЛОНДАЙК!

Каждый честный гражданин может добывать золото. В ближайшее время каждый из нас сможет взять в руки лоток и на законных основаниях отправиться на добычу золота. 11 апреля 2003 Госдума приняла во втором чтении соответствующий законопроект. Эксперты золотодобывающей промышленности в оценке документа разделились: одни считают, что случаи воровства золота возрастут, другие утверждают, что тысячи людей прекратят заниматься "золотым" криминалом и станут честными старателями. Поправки в закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", которые разрешают физическим лицам добычу драгметаллов и драгкамней, предлагались еще ныне покойными губернаторами золотых регионов Магаданской области и Красноярского края Валентином Цветковым и Александром Лебедем. Поскольку теперь законопроект прошел второе чтение, его судьбу можно считать практически решенной - в последнем, третьем, чтении депутаты обычно вносят лишь технические поправки. Так что вскоре право на добычу всех драгоценностей из недр (за исключением алмазов) получит каждый гражданин страны. Правда, до этого ему придется зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Потеснить крупных золотопромышленников "вольноприносителям" вряд ли удастся. Им отведут участки, которые не были востребованы и даже не стоят на балансе месторождений. Председатель совета "Союза старателей" Виктор Таракановский к приходу на золотые участки частных лиц относится отрицательно. "Кроме воровства золота это ни к чему не приведет", - говорит старатель. Глава "Союза золотопромышленников" Валерий Брайко с мнением коллеги не согласен. "Это поможет ряду социально незащищенных категорий граждан работать в тех местах, где нет промышленной разработки золота, и они смогут подзаработать", - сказал Валерий Брайко "Финансовым Известиям". Председатель совета директоров крупнейшего предприятия по добыче золота в России "Полюс" Валерий Рудаков говорит, что положительно относится к законопроекту: "Сейчас люди вынуждены мыть золото на неудобьях и отвалах. Физически человек может добыть 2 грамма золота в день. То есть колоссальных возможностей от их работы вольноприносителей государство не получит. Но мы тысячи людей выведем из теневого оборота золота. "Вольноприносительство" золота еще при Сталине было разрешено, и нечего плохого в этом нет. А те, кто возражает против этого, преследуют собственные малопонятные интересы". В этом году Россия произведет около 180 тонн золота. По подсчетам экспертов, на долю теневого оборота приходится около 10% добычи в России. Но цифра эта включает в себя не только труд частных лиц, но и случаи воровства на золотых рудниках. Валерий Брайко говорит, что частные лица сейчас производят не больше тонны золота в год, а когда их труд станет законным, смогут увеличить добычу максимально до 3 тонн. Впрочем, вступление в силу поправок к закону "О драгметаллах..." автоматически проблему вольноприносительства не решит. Валерий Брайко говорит, что потребуется внести еще ряд изменений в законодательство, чтобы частные лица начинали работу не на основе лицензии, а с разрешения муниципальных властей. Чтобы стимулировать работу частных золотодобытчиков, им еще "надо разрешить продавать шлиховое золото банкам". "Многое здесь будет зависеть от инициативы местных властей", - заключает Брайко.

23 апреля 2003 Государственная Дума в третьем чтении приняла закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О драг. металлах и драг. камнях". Теперь закон должен получить одобрение Совета Федерации, после чего его подпишет президент.

Правительство изучает закон о вольном приносе золота 2016, который в случае одобрения позволит присоединиться к разработке золотых запасов индивидуальным предпринимателям.

Мал золотник, да дорог

19 февраля 2016 года российское правительство получило на согласование поправки в закон о вольном приносе золота, который может разрешить разработку месторождений частным лицам. В случае утверждения законопроекта параллельно планируется скорректировать федеральный закон «О недрах» и ряд других документов, регламентирующих золотодобычу.

На первом этапе нововведения планируют протестировать в Магаданской области, и если попытка окажется успешной, то подобная практика будет введена и в других регионах.

Внесенные коррективы упростят процедуру получения лицензии на разработку золотых приисков для простых граждан. Так, планируется предоставить в пользование:

  • участки не более 0,15 кв.м., от которых отказались крупные игроки рынка;
  • с запасами россыпного золота, не превышающими 10 кг;
  • сроком на 5 лет.

Рассматривается также вопрос о разработке техногенных месторождений – добыче остатков породы после масштабных работ крупных золотодобывающих компаний. На Колыме площадь таких участков – более 500 млн. куб.м.

На заметку! Частным лицам запрещено заниматься золотодобычей в России с 1954 года. Магаданские власти пытались узаконить «свободных старателей» начиная с 90-х годов прошлого столетия.

Желающие есть!

О своем желании стать следующими, кому разрешат частную добычу желтого металла, заявили власти Забайкальского края. На январском заседании Общественная палата края разработала соответствующее обращение к правительству и Госдуме с предложением включить Забайкалье в список пилотных регионов.

Здесь ежегодно добывает более 10 тонн драгметалла. По словам министра природных ресурсов и промышленной политики Забайкалья Олега Полякова, когда примут закон о вольном приносе золота, страна получит дополнительные объемы желтого металла, которые сегодня часто попадают на «черный» рынок. В кризисные времена изменить данную ситуацию особенно важно.

На заметку! В Австралии крупные компании эффективно привлекают к работам частных старателей, разрешая им добывать ценную породу на отвалах.

Что даст легализация?

На протяжении всего процесса лоббирования закона заинтересованными сторонами российский Союз старателей всегда выступал против. По мнению представителей организации, допуск индивидуальных лиц к золотодобыче обернется «расхолаживанием отрасли». По словам вице-премьера Юрия Трутнева, законопроект о добыче россыпного металла также встречает противодействие «ряда ведомств», поэтому его не могут принять с 2010 года.

Несмотря на это, большинство видят в новом законе многочисленные «плюсы»:

  • дополнительные доходы в бюджет – по прогнозам, государство получит ежегодно не менее 300 кг драгметалла;
  • хороший стимул для развития малого и среднего бизнеса в регионах;
  • создание новых рабочих мест и рост самозанятости населения – по статистике Минприроды, закон позволит трудоустроить как минимум 2 тысячи человек;
  • приток людей в малонаселенные регионы страны.

Не секрет, что запрет на частную золотодобычу приводил к разгулу коррупции и криминализации сферы, поэтому легализация выведет бизнес из тени и поставит всех игроков в правовое поле.

Как отметил магаданский губернатор Владимир Печеный, в Магадане закон о вольном приносе золота особенно ожидаем жителями удаленных населенных пунктов, где других вариантов заработать, кроме золотодобычи, просто не существует.

Процедура сдачи добытой породы будет определена после того, как законопроект утвердят на федеральном уровне. На местах власти смогут внести свои коррективы с региональное законодательство.

В этой статье рассмотрена ситуация, сложившаяся с легализацией «вольного приноса» золота в современной России. Предположено, что одной из причин непринятия закона и соответствующих подзаконных актов является непонимание со стороны государства источника, откуда возьмется золото для «вольного приноса» и, соответственно, невозможность тщательного контроля его добычи

К истории вопроса

Согласно ст. 9 ФЗ РФ «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

После дефолта 1998 г., уронившего рубль, и роста цены золота на мировом рынке (в начале 2000-х гг.) в обществе проявился интерес к законодательному обеспечению «вольного приноса» по типу закона Российской империи «О свободном обращении шлихового золота», введенного в действие с 1 марта 1902 года. По этому закону частным золотопромышленникам и физическим лицам впервые в России было разрешено свободно осуществлять операции по купле-продаже и переработке драгоценных металлов. И в последующем (включая годы СССР) эта норма периодически возобновлялась, что позволяло восстанавливать (поднимать) уровень добычи, падавший после очередного запрета.

В наше время, невзирая на строительство рыночной экономики, возможность свободного оборота природного золота нормами ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» практически исключена, что трудно признать правильным. Золото — обычный товар, и закон должен быть прост и понятен: добыл-продал-получил прибыль, заплатил налоги и спи спокойно. Но пока так не получается, как мне кажется, из-за чрезмерной перестраховки государства, давления старых стереотипов о некой сакральной сущности «валютного металла» и необходимости тщательного и постоянного государственного контроля и надзора за его движением.

В 2002 г. губернатор Красноярского края А.Лебедь внес в Госдуму проект изменений и дополнений в закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», согласно которому предлагалось разрешить добычу драгоценных металлов и драгоценных камней не только организациям, но и физическим лицам, прошедшим государственную регистрацию и получившим лицензии. В 2003 г. этот законопроект прошел все три чтения, был одобрен Советом Федерации, но Президент РФ В.Путин его не подписал и отправил на доработку (которая не состоялась).

После очередного кризиса в марте 2009 г. Президент РФ Д.Медведев поручил правительству проанализировать возможность разрешения золотодобычи физическими лицами.

20 сентября 2010 г. членами Совета Федерации в госдуму был внесен законопроект № 429535-5 «О добыче золота индивидуальными предпринимателями». Авторы предложили внести изменения в некоторые статьи закона «О Недрах» и закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» следующие основные новации:

Добычу золота можно осуществлять только на участках недр, которые в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки и которые определяются федеральным органом управления;

Предусматривается заявительный принцип предоставления участков недр, без проведения конкурсов и аукционов; порядок предоставления также устанавливается федеральным органом управления фондом недр;

Граждане должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей;

Право на добычу у индивидуального предпринимателя возникает на основании решения Роснедр или его территориального органа и закрепляется упрощённой формой лицензии на срок до пяти лет;

Налогообложение добычи предлагается по упрощённой схеме;

Порядок реализации россыпного золота, добытого индивидуальными предпринимателями, в соответствии с законопроектом должно установить Правительство Российской Федерации.

Этот законопроект прошел только первое чтение (в январе 2011 г.) и дальнейшее его движение застопорилось.

В длительной дискуссии, оживленной полемике и в экспрессивных обсуждениях заинтересованными лицами на различных форумах из рассмотрения, как мне кажется, выпадают три важных аспекта указанного вопроса.

1. Криминально-правовой вопрос

Наряду с легальным (основным), существует и теневой оборот добытого (природного) золота. Объем его оценивается экспертами косвенными методами и цифры существенно различаются у разных авторов, в разных регионах и в разные годы. В данном случае нам важен сам факт существования в России черного рынка природного золота, в котором в обороте находится металл, добыча которого не может быть подтверждена необходимыми документами (лицензиями на право добычи, техническим проектом разработки, планом развития горных работ и т.п.).

Во времена моей работы на Северо-Востоке СССР (1970-1980) скупкой нелегального золота в тех краях занималась организация, носившая неофициальное и неполиткорректное название «Ингушзолото». Существовала она и в 1990-е годы, думаю, что существует и сейчас. Цену они давали ниже, чем в золотоприемных кассах (ЗПК), но не интересовались происхождением металла. Разница в цене давала криминальный доход, который (по определению) наносит вред государству, подпитывая теневую экономику и этнические бандформирования (как это утверждалось в пресс-релизах органами правопорядка после изъятия очередной партии металла).

Разрешение вольного приноса выводит это золото из теневого оборота, при этом в выигрыше остаются все участники процесса (старатели и государство), кроме криминальных структур.

Справедливым будет и обратное утверждение: запрет вольного приноса выгоден только криминалу, но не законопослушным гражданам.

А сами граждане (как жители отдаленных мест, так и инициативные непоседливые люди) мыли, моют и будут мыть дальше. А вот где и что мыть, не преступая черту закона? Ведь никто не хочет быть преступником.

2. Источник металла для «вольного приноса» в ЗПК

Это наиболее принципиальный аспект разрешения «вольного приноса»; часто складывается впечатление, что оппоненты говорят на разных языках и не понимают друг друга.

Вот все возможные первичные источники природного золота:

а) коренные собственно золотые месторождения;

б) комплексные золотосодержащие месторождения;

в) россыпные месторождения и проявления.

В золоприемную кассу может быть сдан только шлиховой металл из россыпей, т.к. слитки лигатурного золота носят явно криминальный характер. Ведь никто же не понесет в официальную скупку украденные на Колымском аффинажном заводе 2 тонны металла?

А из каких россыпных источников может быть золото «вольного приноса»? Здесь надо учитывать особенности нашего законодательства: недра, в т.ч. и подсчитанные в них запасы полезных ископаемых, являются государственной собственностью, а добытые из недр полезные ископаемые могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности 1 .

Таким образом, запасы золота в россыпи, разведанные и утвержденные надлежащим образом, являются государственной собственностью, а золото, добытое из этой россыпи, является собственностью владельца лицензии. Наличие утвержденных запасов вроде бы позволяет государству контролировать его отработку с помощью процедур лицензирования, согласования проектов добычи, ежегодным согласованием «уточненных нормативов потерь», статотчетностью и т.п. Контроль этот в значительной степени эфемерен, но от этой иллюзии управления государство отказаться пока не в состоянии.

А вот кому принадлежит золото в перемытых гале-эфельных отвалах этой россыпи? Ведь отвалы трудно назвать недрами, это отходы производства, а золото в них есть, по меньшей мере, в объеме согласованных государством потерь при добыче? Удовлетворительно ответить на данный вопрос невозможно, т.к. у нас пока нет законодательного определения понятия «техногенное месторождение» и существуют расхождения между ФЗ «О недрах» и ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части определения прав владения и использования отвалов добычных работ. Ответы на эти вопросы необходимо найти в рамках подготовки закона «О вольном приносе».

А кому принадлежит золото из месторождений песчано-гравийных смесей (ПГС)? Оно там есть в небольших количествах, но разведать его, чтобы «утвердить запасы», невозможно, поэтому при добыче проще золото спускать в хвосты и делать вид, что его там нет. Что, впрочем, не мешает проявлению смекалки местных кулибиных.

Во властных структурах разрешение «вольного приноса» часто понимается как предоставление отдельным гражданам лицензии на разработку золотых приисков (или небольших месторождений), что в корне неверно. Гражданам, не вооруженным тяжелой техникой, разработка даже мелких месторождений, учтенных в государственном балансе, будет не под силу.

«Вольный принос» не идентичен разработке мелких россыпных месторождений — это разные виды деятельности.

Золото «вольного приноса» родом из таких проявлений, которые никогда не будут разведаны и поставлены на учет, т.е. они никогда не станут месторождениями 2 .

Потенциальные источники шлихового золота для «вольного приноса»

Источник

Аргументы «за» и «против»

Из разрабатываемых россыпных месторождений украденное собственными работниками предприятия, либо пришлыми людьми, т.е. воровство собственности предприятия.

Вероятность кражи нельзя исключить полностью, но не стоит также считать, что закон «О вольном приносе» спровоцирует вспышку воровства. Приемная цена в ЗПК будет выше, чем в условном «Ингушзолото», но потребуется предъявить и паспорт и лицензию «вольноприносителя», т.е. это те условия, когда вор с украденным металлом не захочет светиться.

Из разведанных, но пока неразрабатываемых месторождений, запасы которых учтены в государственном балансе запасов, т.е. воровство государственной собственности.

Практически исключено по ряду причин:

Если россыпное месторождение разведано, но до сих пор не разрабатывается, значит, оно было разведано до 1992 г. впрок за счет госбюджета и до сих пор не востребовано из-за низкого качества песков, либо весьма сложной технологии отработки;

Методология оценки мелких россыпных месторождений с запасами до 3 тонн базируется на применении т.н. «районных кондиций», в алгоритм расчета которых заложена сезонная производительность предприятия по пескам 250-300 тыс. м 3 . Иначе говоря, предприятию с меньшей мощностью даже запасы, числящиеся балансовыми, отрабатывать, скорее всего, будет невыгодно, что же тогда говорить об индивидуальном предпринимателе, возможности которого много ниже указанной цифры?

По этой же причине не следует серьезно воспринимать неоднократно озвученное предложение 3 разрешить «частникам» разработку мелких месторождений с запасами до 10 кг. Они им не под силу, они не смогут даже вскрыть торфа, поэтому принятие такого предложения способно только профанировать саму идею «вольного приноса».

Металл из неразведанных пока месторождений, запасы которых не стоят на учете в государственном балансе. Это потенциальная государственная собственность, которая станет таковой только после разведки, экспертизы запасов и постановки их на учет в государственный баланс.

Это, на первый взгляд, наиболее серьезный аргумент против разрешения «вольного приноса». Дескать, вольные старатели «хищнической отработкой» (выбрав богатые гнезда и струи) могут серьезно поразить неразведанные пока месторождения до такой степени, что те потеряют свою ценность.

Но это предположение не выдерживает критики: в 1930-1990 гг. золотороссыпные районы СССР были хорошо и планомерно изучены и в основном отработаны, не стоит проецировать на них ситуацию «хищничества», имевшего место в Сибири, на Дальнем Востоке и на Колыме в конце XIX — начале XX вв., когда они представляли собой большое «белое пятно».

Нет уже неизвестных месторождений, которые можно было бы «поразить» таким способом кустарной добычей.

Металл из россыпных проявлений: косовый металл; металл со скальных щеток и из мелкого аллювия в каньонах; найденный на старых отвалах и в долинах на небольшой глубине с помощью металлодетекторов; «золотая пыль» из месторождений ПГС и т.п.

Это неместорождения, а проявления, которые никогда не станут месторождениями: запасы металла на этих проявлениях никогда не будут разведаны и поставлены на учет в государственный баланс как государственная собственность из-за незначительности масштабов и нецелесообразности их разведки (в т.ч. это и золото на месторождениях ПГС). Т.е. добыча такого золота не может быть истолкована как хищение государственной собственности, хотя формально оно принадлежит государству.

Это реальный источник золота для «вольноприносителей», промышляющих в отдаленных районах, использующих ручной труд и минимальные технические средства (максимум минидрагу). Именно этот «металл желтого цвета» и изымают доблестные полицейские по итогам облав и спецопераций.

Проблема: отвалы добычных работ различной степени рекультивации и сохранности. Обычно ими никто не интересуется, но стоит на них что-либо найти, как тут же объявится хозяин. Правовая коллизия, также требующая законодательного решения в рамках закона «О вольном приносе».

Не стоит ожидать серьезного притока добытого золота из подобных источников, но разрешение «вольного приноса» снизит социальную напряженность и поможет в решении вопроса трудовой занятости населения, освободит полицию от выполнения ненужных функций и пр.

Но невозможность разведать и «утвердить запасы» делает невозможным и привычный формат контроля их отработки, что приводит государство в ступор: иных методов контроля оно не знает (да они, в сущности, и не нужны), а отказаться даже от иллюзорного контроля за движением «валютного металла» оно по старой привычке (которая родом из СССР) не в силах.

В этом аспекте проблемы «вольного приноса» (непонимание источников золота и невозможность контроля добычи) кроется, по-моему, основная причина длительной задержки с принятием закона и сложившейся парадоксальной ситуации, которую можно сформулировать так: государство настойчиво отказывается легализовать свою собственность — золото, собранное вручную с поверхности, — и, используя полицейскую силу, выталкивает его на черный рынок.

3. Правовое обеспечение «вольного приноса»

Как говорилось выше, металл «вольного приноса» родом не из россыпных месторождений, имеющих координаты угловых точек и границы горного отвода, а собранный практически с поверхности или с небольшой глубины из проявлений, которые никогда не будут разведаны и переведены в ранг месторождений, требующих процедуры лицензирования добычи.

Реализация права на вольный принос должна быть максимально упрощена: заявительный принцип получения патента (лицензии) на право заниматься соответствующей деятельностью сроком до года (или на промывочный сезон) с указанием территории (долина ручья, распадок и т.п.) и приложенной выкопировки карты. Последнее нужно для исключения из нее контуров площадей действующих лицензий, а также для урегулирования территориальных споров смежных вольноприносителей. Срок (не более года) позволит управлять возможной «передержкой лицензий» и регулировать соответствующую деятельность. Плата за выдачу патента вольноприносителя (лицензии) должна быть символической, только как компенсация организационных расходов на его оформление и выдачу.

Полномочия по нормативно-правовому сопровождению добычи золота вольноприносителями должны быть делегированы на региональный уровень. Реализация предложения на федеральном уровне определения участков недр для организации «вольного приноса», как это было в ФЗ № 429535-5, загубит его в зародыше. Невозможно из центра управлять производственной деятельностью на такой громадной территории, и «на земле» лучше известны местные потребности и возможности, там легче соблюдать необходимый баланс интересов в целях обеспечения управляемости процессом и его эффективности.

Дополнительная информация

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект о добыче россыпного золота индивидуальными предприятиями. В рамках подготовки ко второму чтению при Комитете по экологии, природным ресурсам и природопользованию создана рабочая комиссия по правовому регулированию добычи драгметаллов, в которую входит В. .

- Виктор Иванович, Вы поддерживаете законопроект об индивидуальном предпринимательстве в золотодобыче?

В российской, почти 300-летней истории добычи золота это уже было. Просто в разное время таких людей по-разному называли - и вольноприносители, и одиночки-старатели, и даже "хищниками" их называли.

Ив новейшей истории России - несколько лет назад аналогичный законопроект о вольноприносительстве Госдума и Совет Федерации уже принимали, только его тогда Владимир Путин не подписал.

- В чем суть этого законопроекта?

Все понимают, что добыча золота в России с этим законом не вырастет. Основная идея законопроекта - решение социальных вопросов, якобы в регионах есть не занятое население.

- Да, есть оценки, что индивидуальный предприниматель /ИП/ на золоте может зарабатывать свыше 2 млн руб за сезон.

Два миллиона рублей - это около 2 кг золота, если брать в расчет сегодняшнюю цену - 1300 руб за грамм.

В артелях, с коллективом в несколько десятков человек, на россыпных месторождениях в среднем на одного человека добывается 1,5 кг золота. При этом они вооружены мощнейшими бульдозерами, приборами, электроэнергией, и за сезон более 1,5 кг добыть не могут. Если вычесть все затраты - топливо, амортизацию, запчасти, налоги и т.д., на долю зарплаты остается примерно 15 проц от стоимости добытого золота. Если умножить 1300 руб на 15 проц, то мы получим зарплату с грамма золота порядка 200 руб.

Я уверен, что в одиночку человек не сможет сделать больше, чем в коллективе.

- А что, по вашему мнению, может сделать человек в одиночку?

Стартовый капитал на экипировку, включая тачку, кирку, лопату и насос не превысит 50 тыс руб, плюс еще еда. Для того, чтобы уйти в тайгу на 3-4 месяца нужно это все снаряжение и продукты туда доставить.

Какова производительность человека на тачке? Для начала надо порядка 6 метров вскрыть торфов. Раньше на вскрышу норма была - 20 кубометров за 12 часов, это дикая работа. А для того, чтобы мыть золото, то эти пески надо раскойлить /раздробить кайлом/, особенно в тех районах, где вечная мерзлота.

Возьмем среднее содержание - 0,4 гр на кубометр песков, это в лучшем случае. За сто дней тяжелого, изнурительного физического труда он сможет намыть 50 гр золота, что оценивается примерно в 70 тыс руб, в месяц получится 20 тыс руб.

Во-первых, никто не будет так работать в одиночку, а во-вторых, в любом золотодобывающем предприятии сейчас платят до 40 тыс руб в месяц, это в два раза больше. Что мешает идти работать на предприятие?

А если это несколько - 2-3 человека, то, что мешает организовать собственное ООО или ЗАО?

- Так, по-вашему, этот закон не нужен?

Чтобы рассматривать такой законопроект надо представлять себе состояние отрасли. Надо, прежде всего, понимать горно-геологические условия, - это средние содержания золота в песках, которые сегодня уже измеряются в долях грамма на кубометр и торфа, которые надо убрать, прежде чем доберешься до песков.

Я работаю на золоте с 1959 г, и могу привести такой пример: когда "Дальстрой" начинал добывать золото в 1932 г, среднее содержание на Колыме было 27 гр на кубометр песков. За сезон промывалось всего 2 млн кубометров и получали 54 т золота. В 1957 г среднее содержание золота уже упало практически до 2 гр на кубометр.

Так вот граммового содержания в россыпях уже нет. Сейчас некоторые драги, например в Красноярском крае, моют пески с содержанием 70 мгр -необходимо промыть миллион кубометров песков, чтобы получить 80 кг золота.

Сейчас вскрыша торфа в Бодайбинском районе /Иркутская обл/ достигает 50 м. Конечно не везде такая вскрыша, но ее объем резко увеличился: 5-6 м считается очень легкой вскрышей. Многие артели, чтобы уйти от вскрыши, перешли на подземный способ добычи песков.

Там же, в Бодайбо артель "Витим" добывает ежегодно две с лишним тонны золота, из которых примерно 400 кг получает перерабатывая 160-180 тыс кубометров песков добытых подземным способом. Им подземное золото обходится в 2 раза дешевле, чем золото на открытых горных работах, потому что не надо убирать это море торфов. Но это проходка шахт, это компрессора, это буровзрывные работы и т.д.

Теперь я вас спрошу - что из этого всего может сделать человек в одиночку?

- А как же социальные проблемы?

Не понимаю, о каких социальных проблемах в регионах говорят. Я проехал в прошлом году по всей колымской трассе - от Магадана 1200 км. И не увидел поселков с неработающими людьми, с плачущими детьми, - их нет. Печи от сгоревших домов торчат, некоторые поселки вовсе уничтожены, - это да. Оротукан - некогда крупнейший поселок области, - все брошено. Но социально обездоленных людей нет. Возьмем Иркутскую область, которая сегодня добывает больше всего россыпного золота - порядка 13 т. Где брошенные поселки с неработающими людьми?

А скажите, для чего ежегодно Магаданская и Иркутская области выписывают квоты на привлечение по 6 тыс иностранных рабочих, большая часть из которых работает в золотодобывающих предприятиях. Почему на эти места не привлекаются местные безработные? Да потому что они сами не хотят.

Эти неработающие люди уже деклассированные элементы, простите за резкость. И вы считаете, что завтра, когда будет принят этот закон, они все возьмут тачки, лопаты и начнут копать десятки кубометров торфа, мыть пески?

Кто хочет работать, всегда может пойти в любое золотодобывающее предприятие и его возьмут.

- То есть - Вы против принятия этого законопроекта?

Я категорически ПРОТИВ вольного приноса. Индивидуальное предпринимательство в золотодобыче - это обман людей. Кроме того тяжелого труда, о котором мы говорили, предпринимателя ждет весь букет налоговых выплат /кроме НДФЛ/ - он автоматически подпадает под действие закона об индивидуальном предпринимательстве, почитайте его. При этом никто не отменяет других нормативов, например, о горных работах, а это и лицензирование, разработка и защита проекта, т.д. - никто об этом не говорит.

- Но есть мнение, что с этим законом прекратится нелегальный оборот золота, станет меньше воровства.

Считаю, что принятие этого законопроекта откроет БОЛЬШЕ возможностей для бандитизма.

Например. Артели, какправило, работают в глухой тайге. Ночью неизвестные в масках выходят к местам добычи с обрезами, подходят к промприбору, там рабочие человек 5-6 - никто не хочет себя подставлять под пули - уходят в сторону. Подходят эти ребята, вскрывают колоду, забирают золото и уходят.

Сейчас наличие золота у физического лица без соответствующих документов - уголовное преступление. Украсть страшно и продать страшно. Потому что нашел покупателя, пришел к нему, продал, забрал деньги, а за углом сообщники покупателя бьют тебя по голове, и ты - без золота и денег.

А в новых условиях, если украл, ты можешь прийти и сказать, что ты это золото намыл. Пару раз с обрезом зашел на два прибора, килограмм украл и отдыхай себе. Поэтому основная масса тех безработных начнет воровать.

Так что этот закон наоборот откроет путь воровству и бандитизму. Даже если кто-то в тайге честно намоет, то к нему легко подойдет стрелок, отберет это золото и уйдет. Золото и сейчас опасное дело, а тут откроется новый шлюз.

- Но если предлагается такой законопроект, значит проблема существует. Какое решение Вы можете предложить?

Конечно, людям, которые готовы в одиночкудобывать золото, надо помочь.

Если выделяется без конкурса и аукциона какой-то участок, пусть его получит руководитель ближайшего золотодобывающего предприятия, и пусть он заключит договор с тем одиночкой, который желает работать. У нас в Магаданской области, Якутии, Иркутской области - по всему Дальнему Востоку 406 таких предприятий.

Вы решили горбатиться стачкой, лопатой и киркой, я заключаю с вами договор, и вы начинаете работать. Золото сдаете мне, но при этом я обеспечиваю вам питание. Если большая вскрыша - я пришлю бульдозер, и вам останется только промыть пески.

Я обеспечу вам охрану, отчитаюсь перед государственными органами, за промывку, за вскрышу, за все заплачу налоги. При сегодняшних 1300 руб за грамм, я буду вам платить 800 руб. Это при том, что вы получаете от меня поддержку. Килограмм намыл - 800 тыс руб получи.

Таким образом, будет видно, что это не воровское золото и будет видно, сколько людей работают индивидуальными предпринимателями. Пусть их будет 2 тысячи, и если они все вместе намоют 500-600 кг за сезон, это очень стараться надо, то в целом для России - это все равно капля. А с точки зрения социального трудоустройства я уже сказал, если бы там были нормальные люди, желающие работать, они бы давно устроились и работали.

- А к старательскому туризму как относитесь?

Я этот старательский туризм смотрел еще двадцать с лишним лет назад, на Аляске. Нам рассказывали, что туристы-старатели платят по 50 долл, их завозят куда-то на отработанные полигоны, дают в руки лоток, кирку, лопату, тачку и говорят, - "вот здесь может быть золото". И они моют, если что-то намоют, то могут это золото забрать с собой. Главное в этом не столько золото, сколько интерес побыть в шкуре старателя, как в рассказах Джека Лондона.

Такую же вещь я видел в Новой Зеландии. Там даже можно купить золото в самородках. Я спрашивал, покупаютли, мне отвечали, что никто не покупает. В самородке ведь неизвестно сколько золота.

У финнов есть такой же опыт, но у них в Финляндии нет золота, они его туда специально для туристов подбрасывают.

Мы одно время хотели нечто подобное организовать на Байкале, там же когда-то мыли золото на речках, но нам не разрешили. Хотели на Сахалине -тоже не разрешили. Хотели там построить настоящие хижины, каку натуральных старателей, и чтобы все было - и кайло, и проходнушка, и лопата, и лом.

- А почему не разрешили?

По разным причинам. Говорят, что Байкал - памятник всемирного природного наследия, и возле него ничего нельзя.

На Байкал можно заманить не столько золотом, сколько самим Байкалом. Рыба, яхты, природа вокруг Байкала действительно уникальная.

- Какие проблемы сейчас у старателей, чем занимается Ваш Союз?

Мы решаем вопросы, связанные со всей золотодобывающей промышленностью, - много сил ушло на то, чтобы артели "Дражник" продлили лицензию в Якутии, где у них пять драг работают. Там поселок, детсад, школа и все это артель содержит, но им не продлевали лицензию.

Сейчас занимаемся оружием. Чем золото охранять на золотодобывающих предприятиях и аффинажных заводах? Предлагают нанять ЧОП, а кто у нас в ЧОПах? Большая часть - это уволенные сотрудники правоохранительных органов, которым надо платить больше чем самим старателям.

Государство не выделяет ни копейки на разведку россыпного золота. При советской власти был жесткий закон: мы должны были прирастить запасов больше, чем добыли. Добыли, например, 200 т золота, значит 250 т надо получить в результате геологоразведки. И у нас не убывали запасы.

Раньше все предприятия платили отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в частности, по золоту мы платили 7,8% от стоимости добытого золота. В 90-х это отменили - чем думали? Позже, правда, ввели налог на добычу полезных ископаемых, который был составлен из бывшего налога - 2% на золото, плюс - 3,9% (50% от величины на воспроизводство минерально-сырьевой базы), получаем 5,9%. То есть мы сейчас платим налог 6% на добычу, а на разведку средств не выделяют.

Посмотрите, что выставляют на аукционы: запасы 5, 10, 30 кг, остальное все прогнозные ресурсы - неизвестно будет или нет там золото, а разовые платежи берут по 10 - 15 млн руб. По закону есть минимальный платеж, он равен 10 % от годового фонда налога на добычу полезных ископаемых, а максимальный неограничен. Вот они и увеличивают его в 17-18 раз.

И при одном участнике аукцион признается несостоявшимся. Почему бы этому одному участнику не выдать лицензию? Ведь он же намерен работать на этом участке.

Я считаю, что если решить хотя бы эти вопросы, - то пользы будет больше, чем от принятия закона об индивидуальном предпринимательстве в золотодобыче!