К землям обороны безопасности относятся. Каков правовой режим территорий, которые признаются землями министерства обороны и безопасности РФ? Кто является собственником


1. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, войск Пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских

формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих

функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории

Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации,

информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных

образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений

по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки

1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных

Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение

военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил

флота, проведение учений и иных мероприятий);

2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной,

космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения

оружия и захоронения отходов);

3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном

резервах (хранилища, склады и другие).

При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения

учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки

у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и

арендаторов земельных участков не изымаются.

Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному

для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.

3. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской

Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,

отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки

для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений,

пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через

Государственную границу Российской Федерации и других объектов.

Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых

для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации,

порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и

иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.

4. Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации

оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов,

военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях

земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или

в аренду.

В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается

особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления,

предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые

меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей

населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства,

жилищного и дачного строительства за пределами закрытого административно-территориального

образования.

5. Исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей

29 настоящего Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской

Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных

для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование

юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного

и иного использования.

6. В условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных

участков для нужд обороны и безопасности может осуществляться в порядке, установленном

статьей 51 настоящего Кодекса.

7. В целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники,

другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного,

социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при

возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на

прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации,

войск Пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований

и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.

См. комментарий к статье 93 настоящего Кодекса

Это земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности вооруженных сил, других войск, воинских формирований, учреждений, организаций, предприятий, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности РФ, защите и охране государственной границы, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, права на которые у участников земельных правоотношениям возникли по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Характерной особенностью этих земель является наличие запретных зон. Законодатель преследует три цели, устанавливая эти зоны:

1. Обеспечение безопасности хранения вооружения, техники.

2. Защита населения.

3. Охрана окружающей среды.

Реализация этих целей обеспечивается за счет установления зон двух видов:

1. Внешние зоны, в пределах которых устанавливается ограничение хозяйственной и иной, в т.ч. рекреационной, предпринимательской деятельности.

2. Внутренние зоны, находящиеся в границах самого военного объекта.

Земельные участки предоставляются для:

1. Строительства, подготовки, поддержания готовности вооруженных сил, а также войск, других военных формирований, в т.ч. и участки для проведения испытаний, учений и т.д.

2. Земельные участки, необходимые для разработки, ремонта вооружений, техники и т.д.

3. Для создания запасов, материальных ценностей в государственных и мобилизационных резервов.

К землям обороны также относятся земли государственной границы, определенные Законом РФ «О государственной границе РФ». Согласно ст. 8 этого ФЗ земли для пограничной полосы передаются в постоянное бессрочное пользование пограничным войскам для обеспечения безопасности, суверенитета РФ. Пограничная полоса – это территория шириной в 5 км от государственной границы вглубь государства.

К землям обороны и безопасности также относятся земли ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований), их правовой режим определяется Законом РФ от 14.07.1992 года № 3297-1.

ЗАТО – это территориальное образование, имеющее органы местного самоуправления, в пределах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению, утилизации оружия массового поражения, переработки радиоактивных и другим материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включая специальные условия проживания населения.

На территориях ЗАТО устанавливается особый режим, имеющий следующие цели:

· обеспечение национальной безопасности;



· выполнение международных обязательств по нераспространению оружия массового поражения;

· обеспечение защитой сведений о ядерном и других видах оружия, составляющих государственную тайну;

· пресечение диверсий и террористических актов;

· обеспечение безопасных условий работы и проживания граждан;

· защита окружающей среды.

Режим особой охраны включает в себя:

1. Установление запретной зоны (территории самого объекта, внутренние зоны).

2. Установление контролируемой зоны (территория ЗАТО без объекта – вся контролируемая зона). Разрешение на въезд, выезд, проживание на этой территории, ограничение на полеты над контролируемой территорией, ограничение на ведение хозяйственной, предпринимательской деятельности, ограничение владения и пользования землей, иными природными ресурсами.

Постановление Правительства № 176 от 31.03.2006 года утвердило правила передачи земельных участков из земель обороны и безопасности в аренду или безвозмездное срочное пользование гражданам, юридическим лицам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.

Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся войска, военные формирования, формируют перечни участков, предполагаемых к передаче в пользование граждан или юридических лиц. Перечни формируются ежегодно не позднее 1 мая и передаются в Федеральное агентством по управлению государственным имуществом. Федеральное агентство в двухнедельный срок информируют граждан и юридических лиц о наличии таких земель. Заинтересованные лица должны обратиться в ФА по управлению государственным имуществом с заявлением, в котором указывают цель использования земельного участка, примерное местоположение, размер земельного участка, испрашиваемое право (аренда или безвозмездное срочное пользование - лицам по ст. 24 ЗК РФ). В двухнедельный срок ФА принимает решение о предоставлении земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка. Отказ должен последовать, если особенности использования земельного участка не соответствует целям земель обороны и безопасности.

В случае торгов на приобретение земельных участков могут принять участие только жители ЗАТО или ЮЛ, зарегистрированные на территории этого ЗАТО. Детали такого предоставления земельных участков определены в Правилах.

Земли обороны и безопасности. Понятие, состав таких земель

Понятие земель, предназначенных для обороны и безопасности, четко определено в земельном законодательстве Российской Федерации. Согласно нормам Земельного кодекса РФ понятие земель обороны и безопасности включает в себя, которые или используются, или предназначаются для нормализации и обеспечения возможности осуществления деятельности:

  • Вооруженных Сил РФ;
  • прочих войск;
  • разнообразных воинских формирований;
  • организаций, предприятий и учреждений, которые осуществляют возложенные на них государством функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Все вышеперечисленные государственные учреждения и организации должны осуществлять возложенные на них функции по защите, в том числе с помощью оружия, целостности и неприкосновенности территории государства, обеспечению охраны государственных границ. Кроме того, данные юридические лица осуществляют деятельность, направленную на обеспечение безопасности закрытого административно-территориального образования, а также определенных участков, на которые произошло возникновение права у прочих участников отношений.

Согласно требованиям законодательства земли и все другие природные ресурсы, которые используются для удовлетворения нужд Вооруженных Сил РФ, признаются собственностью государства.

В соответствии с действующим федеральным законодательством все земли и природные ресурсы, которые находятся в собственности субъектов государства, в собственности его отдельных муниципалитетов и в собственности у частных лиц, могут быть изъяты для удовлетворения нужд Вооруженных Сил РФ. При этом подобное изъятие должно осуществляться в строгом соответствии с земельным законодательством.

Правовой режим земель обороны и безопасности, их особенности

Правовой режим земель обороны и безопасности, в частности, особенности такого режима, урегулированы нормами земельного законодательства.

В земельном законодательстве отдельно выделены участки земли, которые индивидуально или в составе друг друга могут быть предоставлены из пользования обычных граждан и организации для удовлетворения нужд Вооруженных Сил России, осуществляющих оборону государства. Подобные участки могут быть использованы для удовлетворения следующих целей:

  • для осуществления строительства, подготовки и поддержания Вооруженных Сил РФ в состоянии готовности. Земли также могут использоваться для аналогичных целей, возникающих в отношении прочих войск, формирований;
  • для осуществления разработки, последующего производства и, как следствие, ремонта военной и специальной техники, используемой для обеспечения обороны государства;
  • для размещения запасов различных материальных ценностей, входящих в состав материального резерва страны.

При возникновении необходимости использования земель в течение определенного промежутка времени, чтобы осуществить проведение учений, связанных с удовлетворением нужд обороны, участки не изымаются у собственников, землепользователей и арендаторов. Использование подобных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством для проведения изыскательских работ, для зон со специальными условиями использования.

Отдельно на законодательном уровне осуществляется рассмотрение государственной границы, как объекта федеральной собственности, обеспечивающего безопасность страны. Правовой режим границ устанавливается соответствующим федеральным законом.

Порядок осуществления процедур по обеспечению безопасности населения в случаях, когда воинские части используют земли, имеющие оборонное назначение. Установление оборонных зон

На законодательном уровне предусматривается специальный порядок, согласно которому должно осуществляться возмещение причиненного ущерба собственнику участка земли, если повреждения произошли в случаях, когда оборонные части использовали данный объект недвижимости для удовлетворения своих целей.

Постановлениями Правительства РФ на отдельных территориях могут быть установлены границы запретных зон, в пределах которых воинские части могут проводить свои испытания.

Обязанность по доведению до населения сведений об установлении подобных зон лежит на органах местного самоуправления. Кроме того, данная территория обозначается специальными межевыми знаками.

Нахождение граждан и их постоянное проживание на огороженной территории категорически запрещается.

Земли закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), которые входят в состав земель обороны и безопасности

Особенность земель обороны и безопасности заключается в наличии так называемых закрытых административно-территориальных зон. Данное образование, даже с тем учетом, что на его территории располагается собственный орган местного самоуправления, при решении некоторых возникающих вопросов находится в ведении уполномоченного федерального органа.

Уполномоченные государственные органы, входящие в состав федеральной власти, осуществляют контроль по вопросам, касающимся выдачи разрешений о проведении строительства на данных участках земли, которые полностью заняты промышленными объектами и прочими зданиями и сооружениями и которые предназначены для обеспечения безопасности государства.

Закон о ЗАТО регулирует вопросы размещения предприятий и организаций на данной территории.

Согласно этому нормативно-правовому акту все организации, располагающиеся на данной закрытой территории, находятся в собственности государства. Соответственно, для осуществления деятельности, все эти предприятия передаются владельцам на праве бессрочного пользования.

В любом ЗАТО устанавливается особый режим использования земель. Данный режим осуществляется после издания соответствующего решения Правительством государства.

Правила осуществления предоставления участка из земель, которые были предоставлены для удовлетворения нужд обороны и безопасности в постоянное пользование или по праву аренды

Понятие, а также правила осуществления предоставления участка земли на правах бессрочного пользования или временного пользования, определены на уровне федерального законодательства. В соответствии с Земельным кодексом РФ участок может быть предоставлен на основании одного из вышеперечисленных прав, при необходимости удовлетворения следующих нужд государства в целом и Вооруженных Сил РФ в частности:

  • чтобы осуществить строительство или размещение готовых объектов, используемых для разработки, изготовления, хранения и последующей утилизации оружия массового поражения;
  • чтобы осуществить переработку радиоактивных материалов.

Для удовлетворения данных целей, участки могут быть предоставлены только в специально отведенных для этого ЗАТО.

По решению исполнительных органов власти государственного уровня участки, которые были предоставлены в пользование Вооруженных Сил РФ и прочих воинских образований, могут быть переданы в пользование юридическим или физическим лицам:

  • для ведения сельского хозяйства;
  • для охоты;
  • для лесохозяйственного использования.

Также на законодательном уровне отдельно выделяется процедура принудительного изъятия земель у граждан и организаций, если это требуется для удовлетворения нужд обороны и прочих воинских образований.

Введение

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Особое место в системе земель Российской Федерации занимают земли обороны и безопасности.

Землями, используемыми в целях обеспечения обороны и безопасности, признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, войск Пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным Кодексом, различными федеральными законами.

Правовой режим данных земель описан в статье 93 Земельного кодекса РФ.

Земли обороны и безопасности

Земли обороны и безопасности являются подкатегорией (составной частью, элементом состава) категории "земли специального назначения", а их правовой режим опирается на единые для этой категории принципы.

Понятие земель обороны и безопасности дано в ст. 93 3K РФ. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: 1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); 2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); 3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).

Правовой режим данных земель, помимо ЗК РФ; определяется нормами специального законодательства об обороне и безопасности. Так, согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 г. «Об обороне» под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основу правового режима земель, установленных настоящей статьей, помимо требований по их использованию и охране, составляет положение ст. 27 ЗК РФ, согласно которой практически все земли обороны и безопасности либо изъяты из оборота, либо ограничены в обороте, в зависимости от статуса объектов, расположенных на этих землях.

Земли закрытого административно-территориального образования в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов), земли промышленности, обороны и иные земли, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации. Этим образованием признается территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан.

Использование земель закрытых административно-территориальных образований осуществляется на основании законодательства об этих образованиях, и прежде всего на основании Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании».

Земли, занимаемые предприятиями и объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и объектам.

Земли закрытого административно-территориального образования, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования.

В закрытом административно-территориальном образовании в соответствии с законодательством Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления может устанавливаться особый режим использования земель.

Статья 93 . Земли обороны и безопасности

1. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:

1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);

2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);

3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.

При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.

3. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.

Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.

4. Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства и огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.

5.1. Земли обороны и безопасности, временно не используемые по целевому назначению, с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности, могут включаться в границы охотничьих угодий в