Как происходит крещение младенца. Как правильно подготовиться к обряду крещения младенца и как происходит таинство


Обряд крещения ребенка – одно из семи таинств православной церкви. Оно символизирует церковное рождение человека и его будущее принятие в Царство Божие. Считается, что после этого ребенку будут помогать высшие силы, в том числе его ангел-хранитель.

Мы расскажем, как проходит обряд крещения ребенка, чтобы вы получили о нем максимально полное представление и могли подготовиться к этому событию наилучшим образом.

Когда нужно крестить ребенка?

Таинство крещения ребенка совершается во все дни недели, чаще – по субботам, а в дни Великого поста в некоторых приходах – только в субботу и воскресенье. В дни великих православных праздников крещения ребенка лучше не проводить, так как в это время храмы посещает множество людей, а батюшка занят на проведении службы.

Родителям и будущим крестным нужно накануне побывать в церкви и побеседовать со священником, который подробно расскажет, как именно будет проходить церемония крещения их ребенка.

Младенцев обычно крестят на 8-й или 40-й день после рождения. Но если малыш серьезно болен, то можно пригласить священника для проведения обряда и раньше обычного срока. Так что выбор времени зависит от обстоятельств и состояния здоровья малыша.

Что нужно знать о выборе крестных для ребенка?

Родителям нужно будет выбрать крестных, которые будут присутствовать на таинстве крещения ребенка. Они должны быть православными христианами, хорошо знакомыми с церковными обычаями. Предпочтение отдают благочестивым, часто посещающим церковь людям.

Они будут отвечать перед Богом за вашего сына или дочь и должны будут наставлять своего крестника в вере.

Крестный отец оплачивает проведение церемонии в храме и покупку продуктов для праздничного стола, который традиционно накрывают после крестин. Крестная мать покупает малышу крестильный наряд – рубашку для мальчика или платье для девочки, красивый чепчик с лентами и кружевом.

Если малыша крестят раньше 40-го дня со времени рождения, то его маме заходить в храм нельзя. Затем она может находиться там после того, как священник прочитает над ней специальную молитву.

Крестные же, в отличие от родителей, будут принимать непосредственное участие в обряде крещения ребенка. Им нужно будет знать наизусть определенные молитвы («Символ веры» и др.) или повторять их за священником (более подробно об этом вам расскажут в приходе).

Как проходит крещение ребенка?

Оно совершается во время Божественной литургии в храме. Таинство крещения ребенка всегда происходит в очень торжественной обстановке, ведь оно символизирует рождение человека в духовном плане.

Обряду предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны. Звучат слова: «Изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…».

Крестные читают ответные молитвы от имени нового члена христовой церкви, отказываясь от нечистого духа и обещая хранить верность Господу.

Затем во время обряда крещения ребенка священник с кадилом в руках обходит купель с водой и произносит определенные молитвы. Он благословляет воду, в которой проходящему крещение предстоит омыть свои грехи. Звучит молитва: «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы».

Затем батюшка берет младенца на руки и трижды окунает его в купель, читая молитвы. Это символизирует трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.

В некоторых случаях священник лишь окропляет головку малыша святой водой, а затем отдает его крестным родителям. При этом батюшка произносит слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь».

После этого малышу надевают крестик и смазывают части его тела (лицо, грудь, руки и ноги) священным миром, читая соответствующие молитвы.

Всякий раз при этом священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго», а восприемник ребенка (крестный) по окончании помазания отвечает: «Аминь», что значит «Подлинно, истинно». Затем крестные родители трижды обносят ребенка вокруг купели, что символизирует вечную жизнь во Христе.

Священник читает отрывок из послания апостола Павла к римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Иисусом Христом апостолов проповедовать Его учение по всему миру и крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа. Затем батюшка смывает миро и протирает ребенка полотенцем.

Наконец, священник крестообразно состригает пряди волос ребенка со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», кладет волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель.

Крестные кладут младенца мужского пола на алтарь (для девочек эта процедура не совершается), и в завершение таинства крещения ребенка он нарекается христианским именем.

Следующим этапом становится приложение к одной из икон Всевышнего, а также к иконе Богоматери. После этого в некоторых приходах родителям или крестным выдается свидетельство о крещении ребенка (для этого нужно заранее принести в храм его свидетельство о рождении).

Обычно крещение совершается в течение получаса – полутора часов, в зависимости от того, сколько человек принимает участие в обряде.

Уточните у батюшки, будет ли проходить это таинство с полным окунанием в купель или только с омовением головы ребенка; будут крестить в этот день только вашего малыша или же несколько детей и взрослых. Узнав более подробно, как будет проходить обряд, вы сможете лучше к нему подготовиться.

К этой церемонии родителям нужно подойти ответственно, хорошо осознавая, для чего совершается крещение их ребенка. Нельзя крестить малыша только потому, что на этом настаивают другие родственники или же просто потому, что так принято.

Во многих храмах предусмотрена определенная сумма пожертвований за обряд крещения ребенка, которая традиционно оставляет от 600 до 2000 рублей. Однако такие взносы являются добровольными, и если крестные или родители малыша не имеют возможности внести эти деньги, то ребенка обязаны окрестить бесплатно.

Как проходит Таинство Крещения в церкви? В этой статье Вы найдёте подробный фоторепортаж о том, как крестят младенца, с описанием всех частей обряда.

Как проходит Таинство Крещения?

Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка . Крещение одного младенца длится около сорока минут.

Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу , то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения . Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов:

«Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь».

В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели.

Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазания , в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной.

После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве .

Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.

После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов:

«Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.

Обычно сразу же за этим следует воцерковление , обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.

– Почему в алтарь вносят только мальчиков?

– Девочек не проносят через Царские врата по той причине, что женщины вообще в современной практике Православной Церкви в алтарь не допускаются, ибо не могут быть церковно- и священнослужителями. А каждый мальчик, хотя бы потенциально, таковым может стать, посему через Царские врата и проносится.

– Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.

– Безусловно, даже безотносительно Крещения ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы с определенной регулярностью приступать к таинствам исповеди и святого причащения. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.

Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма – потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, – на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.

Что происходит во время крещения?

Слово «крещение» означает «погружение». Главным действием крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.
Каждый крещаемый повторяет путь Христа. Подобно тому, как Христос умер на Кресте в жертву за наши грехи, в таинстве крещения мы умираем для греховной жизни и творения воли сатаны, чтобы затем воскреснуть для жизни с Богом. Все наше естество при этом обновляется до самых своих оснований.

Нам оставляются все наши грехи, в которых мы искренне раскаялись. Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на Суде Божием.

Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка.

Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.

Чин оглашения

Совершению крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны.

Иерей трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…».

Они являются напоминанием того, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7).

Рука священнослужителя – рука Самого Господа Иисуса Христа, являющаяся жестом защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.

Три запрещения на нечистых духов

Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключается не в их неведении и несовершенстве, а, напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению.

Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» (т. е. произвол) невозможна в Царстве Божественной Гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с Волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства.

Вот почему при крещении прежде совершается запрещение «сатаны и всех аггелов его». Св. Кирилл Иерусалимский говорит в огласительном поучении: «Содержание сих запрещений следующее: первое – отревает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей.

Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем.

Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере».

Отречение от сатаны

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) отрекается от сатаны, т. е. отвергается от греховных привычек и образа жизни, отказывается от гордыни и самоутверждения, сознавая, что некрещеный человек всегда является пленником страстей, сатаны.

Исповедание верности Христу

Однако, сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом без союзничества с Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание с Христом.

Ребенок становится членом Христова воинства. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах. Ему предстоит сражаться со своими греховными страстями – злом, кроющимся в сердце его.

Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры. Если крестится младенец, то за него должен читать Символ Веры восприемник.

СИМВОЛ ВЕРЫ

1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5 И воскресшаго в третий день по Писанием.

6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10 Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11 Чаю воскресения мертвых,

12 и жизни будущаго века. Аминь.

Символ веры содержит все основные христианские истины.

В древности человек должен был изучить их прежде крещения. И теперь это необходимое условие при крещении.

Освящение воды

В начале самого Таинства Крещения священник совершает каждение вокруг купели и читает молитвы на освящение воды, затем благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи.

Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву:

«Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы».

Освящение воды для Крещения – одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.

В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях.

Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основные стороны этой символики. Во-первых, вода – первичная космическая стихия. В начале творения «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2).

Одновременно она является символом разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и, с другой стороны, основа смерти, разрушительная сила – таков двойственный образ воды в христианском богословии. И, наконец, вода – символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все священное писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана, а Сам Господь Иисус Христос, приняв от него Крещение, освятил водную стихию.

Освящение елея

После освящения воды священник читает молитву на освящение елея (масла) и вода помазуется им. Затем священник совершает помазывание крещаемого елеем: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей употреблялся, прежде всего, как лечебное средство.

Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11).

Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, так как «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5).

Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуются вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге с миром.

Погружение в купель

Сразу после помазания наступает самый главный момент крещения – погружение в купель.

Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:

Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, аминь (первое погружение). И Сына, аминь (второе погружение). И Святаго Духа, аминь (третье погружение).

Сразу после погружения на новокрещенного возлагается крест – знак принятия им крестной жертвы Господа Иисуса Христа, веры, что Христос истинно умер и истинно воскрес из мертвых, так что в Нем мы можем умереть для греха по отношению к нашей смертной жизни и стать причастниками – здесь и теперь – жизни вечной.

Облачение новокрещенного

Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом.

Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы.

В таинстве Крещения человек вновь обретает свое изначальное одеяние славы, верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3, 3-4).

Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах, – это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест.

И потому Крещение может и должно определяться не образно, не символически, а по существу как смерть и воскресение. В христианском понимании смерть – это, прежде всего, духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле.

Смерть – это отдаленность человека от жизни, то есть от Бога. Господь – единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин. 1,4). Жизнь без Бога есть духовная смерть, которая превращает человеческую жизнь в одиночество и страдание, наполняет ее страхом и самообманом, обращает человека в рабство греху и злобе, пустоте.

Мы спасены не потому, что веруем в сверхъестественную власть и могущество Господа, так как не такой веры Он хочет от нас. Веровать во Христа означает не только признавать Его, не только получать от Него, но, прежде всего, трудиться во славу Его.

Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповедей и, прежде всего, заповеди любви; нельзя называть Его Господом и преклоняться перед Ним, не исполняя волю Отца Его. Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11. Кол. 2, 12-13). Это самое главное в таинстве Крещения. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь…» (св. Григорий Нисский).

Таинство Миропомазания

После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».

Через миропомазание Святой Дух сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией, как некогда в день пятидесятницы он сошел на учеников Христовых. Святое миро – это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям. Священник помазывает святым миром уже крещеного человека.

Помазываются его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание освятить всего человека: и его тело, и его душу.

Помазывается лоб для снятия позора, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших.

Помазываются глаза, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света; уши – чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия; уста – чтобы они стали способными к вещанию Божественной истины.

Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги – для хождения нашего по стопам заповедей Господних; и грудь – чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать в укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13).

Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни.

Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что новокрещенному даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.

Всякий раз священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго», а восприемник по окончании помазания отвечает: «Аминь», что значит «Подлинно, истинно».

Миропомазание – новое самостоятельное таинство, хотя оно связано с Крещением и совершается, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель. Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша – Святая Церковь – без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища.

Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие на нашу душу Святого Духа. Оно подобно сошествию Святого Духа в виде голубя, бывшее при Крещении Господа Иисуса Христа.

Чтение Священного писания и шествие вокруг купели

После Таинства Миропомазания бывает троекратное шествие вокруг купели. Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся…» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении нового ее члена Духом Божиим.

С другой стороны, так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставят не под спудом, но на свечнике (Лк. 8, 16), да светит всем людям своими добрыми делами и просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно после шествия вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия. Во время чтения крестные родители стоят с зажженными свечами.

Завершающие обряды Крещения

Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания – смывание святого Мира и пострижение волос – совершаются сразу же после чтения Евангелия. Первый обряд – это смывание с тела новокрещенного святого Мира. Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу.

Христианин должен нести печать дара Духа Святого в своем сердце. Пострижение волос, которое совершается сразу после смывания с тела новокрещенного святого Мира, с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество, и в чине посвящении чтецов. В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты – волос.

Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько волос с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) [имя] во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Заключение

Святое Крещение является духовным рождением человека, т.е. началом его духовной жизни, и в ранние годы от родителей и крестных зависит каким будет продолжение. Постарайтесь, чтобы общение Вашего ребенка с Богом продолжилось, прежде всего, в Таинстве Святаго Причащения, в котором человек воистину соединяется с Богом.

Ребенка можно причащать в любом православном храме. Младенцу (до 7 лет) перед Причастием не требуется исповедь, и не обязательно быть всю службу в храме. Его можно приносить/приводить после начала богослужения в зависимости от его духовного возраста. Совсем маленьких детей можно причащать после кормления (но не сразу после; детям в храме перед причастием не следует давать грызть баранки, сухари и пр.). При кормлении следует исключить мясную пищу. По возможности раньше старайтесь начать причащать детей натощак, приучая их к навыкам поста, т.е. после полуночи в день причастия не следует ребенку давать есть и пить. После 4-х лет причащать можно только натощак.

С раннего возраста старайтесь прививать детям навыки богообщения, знания о вере и Церкви через чтение молитв, Священного Писания для детей (Библия, Святое Евангелие), чтение житий святых, закона Божиего и другой духовной литературы. Научайте детей видеть присутствие Божие во всех проявлениях окружающего нас мира.

Обряд крещения имеет особое значение: считается, что после этого у человека появляется собственный ангел-хранитель, который и будет оберегать его всю жизнь. Также ему будет помогать заступник-святой, в честь которого младенец при крещении и получает свое имя. В старину считалось, что имя оказывает огромное влияние на судьбу: детям давали два имени – мирское и церковное, причем второе знали только самые близкие люди.

Для православных христиан крещение символизирует духовное начало человека, это таинство, которым нельзя пренебрегать. В то же время родители должны подойти со всей ответственностью к принятию решения: крестины – это не просто отметка «для галочки» или выполнение пожеланий родственников, это ваш выбор.

Выбор крестных родителей

Для крестных родителей уготована особая миссия: они должны воспитывать своих крестников, ведь, согласно церковным устоям, если с мамой и папой что-то случится, крестные должны их заменить. Выбирайте кандидатуры осмотрительно, они станут примером вашему ребенку. Будет лучше, если это будут люди, ведущие правильную жизнь, серьезные и знающие, с которыми вы поддерживаете хорошие отношения. Согласно традиции, девочке нужна только крестная мать, а мальчику – крестный отец, но чаще всего приглашают пару, а то и две пары крестных.

Крестные родители должны заботиться о крестнике: это не ограничивается только посещениями на День Рождения или Новый год или дистанционными подарками. Они должны участвовать в развитии малыша, проводить с ним свободное время. В церковный праздник можно сводить его к причастию, объяснять нюансы касательно христианства и духовности – ведь именно крестные являются духовными родителями.

Крестить ребенка не могут:

  • Его родители, а также сестра не может стать крестной для брата и наоборот;
  • Жена и муж (жених и невеста) не должны быть крестными у одного младенца;
  • Люди с психическими отклонениями;
  • Люди, ведущие аморальный образ жизни;
  • Представители других вероисповеданий;
  • Дети (до 15 лет), поскольку они не смогут принять ответственность за своего крестника.

Как одеться на крестины?

Восприемники (они же крестные родители) должны присутствовать в церкви с нательными крестиками.

Крестная надевает юбку или платье ниже колен, а также покрывает голову платком. От обуви на высоком каблуке лучше отказаться, поскольку длится обряд более получаса, и все это время крестным поочередно придется держать ребенка на руках. Мужчинам лучше одеться в классическом стиле – брюки и рубашка будет уместнее, чем пляжные шорты или майка.

Как подготовиться к крещению?

Прежде всего, выбрать храм или церковь, где будет проводиться обряд. Руководствуйтесь своими внутренними ощущениями, обстановка должна быть комфортной как для взрослых, так и для маленького ребенка. В некоторых случаях (к примеру, если малыш болеет) крещение проводится на дому или в больнице. Пообщайтесь с батюшкой, расспросите у него об особенностях обряда.

Для крещения нужно иметь:

  • Крестильную рубашку – как правило, белого цвета, для девочек в комплекте идет и чепчик. Рубашка считается символом чистоты и духовного рождения крохи, ее хранят дома;
  • Крыжму (белое полотенце или пеленка), чтобы обтереть малыша после купания;
  • Крестик нательный (от цепочек лучше отказаться – она будет натирать ребенку чувствительную кожу на шее, лучше пусть крестик виси на ленточке). Купить его можно в церкви, а можно в магазине, но освятить накануне обряда. Есть один нюанс: крестик должен быть православный, различить их несложно: на католических распятьях ноги Иисуса будто бы скрещены;
  • Свечи, именные иконы, Кагор – собственно, в каждой церкви свои порядки, поэтому лучше разузнать все нюансы перед крестинами.

Как выбрать день крещения?

Особых ограничений в возрасте нет: считается, что чем раньше вы приведете ребенка к Богу – тем лучше. Церковь настаивает на том, что крещение должно совершаться не ранее 40 дня – именно столько времени женщине, родившей его на свет, нужно для очищения. Оптимальный возраст – 2-6 месяцев, годовалые дети уже легко различают «своих» и «чужих» и могут испугаться непривычного места и большого скопления людей.

Не рекомендуется крестить в один день близнецов, да и будет лучше, если у них будут разные крестные. Обряд проводится практически каждый день, исключение разве что большие праздники и посты. В большинство церквей можно попасть без предварительной записи, но тогда крестят сразу несколько детей. Если хотите, чтобы процедура проходила в окружении только знакомых людей, лучше заранее оговорить дату и время.

Крестная не должна быть беременна, да и менструации не должны начаться в день крестин, поэтому лучше согласовывать дату заранее. Считается, что во время менструаций женщине нельзя прикасаться к святыням, да и вообще нежелательно заходить в храм. Крестные родители перед таинством исповедуются и причащаются, в день крещения им нельзя принимать пищу и заниматься «плотскими утехами».

По традиции расходы по крестинам берут на себя восприемники. Крестная покупает крыжму или крестильную рубашку, а крестный – крестик и ленточку (цепочку). Полотенце и рубашку после крестин родителям нужно сохранить – это своего рода обереги.

Таинство крещения

По обычаю рядом с батюшкой находятся восприемники: у одного из них на руках крестник. Перед совершением обряда читается три молитвы, после этого священник просит восприемников повернуться лицом к западу, ответить на несколько вопросов (символически, запад – обитель сатаны). Вопросы и ответы повторяются 3 раза. После этого крестным нужно прочесть молитву «Символ веры» (ее лучше выучить наизусть или записать на листочек). Священник делает миропомазание елеем.

После этого младенца троекратно погружают в купель. Если крестины проходят в холодное время года, окунают только ступни и ручки крохи, его умывают святой водой. Один из крестных вытирает малыша крыжмой, батюшка надевает ему крестик. После этого один из восприемников принимает крестника из рук батюшки – своего рода обязательство перед Богом воспитывать крестника и молиться за него. В конце церемонии батюшка отстригает с головы дитя прядь волос – она остается в храме.

Подарки на крестины и застолье

Крестные родители дарят все, что нужно для совершения таинства, также часто дарят изделия из серебра – серебряную ложку, цепочку и так далее. Можно приобрести икону святого покровителя ребенка, детскую Библию. Если вы хотите избежать лишнего символизма, можно преподнести просто книги, игрушки или вышитую одежду.

Отмечать крестины рекомендуется в семейном кругу. Во-первых, если виновник торжества еще маленький, длительного застолья не получится, во-вторых, это утомительно и накладно. Раньше на столе обязательно присутствовала традиционная каша, пироги, печение. На сегодняшний день вы вольны готовить все, что угодно.

Суеверия о крещении

  • Нельзя крестить ребенка год после похорон. Суеверие, основанное на страхе к смерти, также некоторые люди верят, что не может крестить ребенка человек, у которого умер прежний крестник – это не более чем миф;
  • Нельзя крестить ребенка при беременности. На самом деле, церковь этого не запрещает, также как и браки во время беременности. Тут дело скорее в физиологических особенностях: если женщина может держать на руках ребенка и выдержит необходимое время на ногах, то вполне может стать крестной мамой;
  • Нельзя впервые девушке крестить девочку, а парню – мальчика. Иррациональная примета, считается, что дети отберут у них счастье, к православным канонам она не относится;
  • Плохо, если во время церемонии батюшка что-то уронил или забыл текст. Собственно, главное, чтобы священник не уронил ребенка, а все остальное – не более чем человеческий фактор.

После крещения очень важно водить малыша в церковь для причащения – это тоже обязанность крестных родителей. До 7 лет малышей причащают без исповеди, детям старшего возраста нужно исповедоваться.

В нашей культуре крестины имеют важное значение. Традиционно таинство крещения совершается в младенческом возрасте – на 8 день после рождения или по прошествии 40 дней после появления малыша на свет, но окончательно этот вопрос решается родителями ребенка.

Как проходят крестины и что нужно учитывать, планируя это таинство?

Какова роль крестных?

На Первом Вселенском соборе было утверждено правило, согласно которому крестной девочки была женщина, а крестным мальчик – мужчина. Таким образом, у ребенка был только один крестный – пол которого совпадал с полом крестимого. Между тем, по древней русской традиции в Таинстве Крещения участвовали два крестных – мужчина и женщина – поэтому сейчас в крестинах обычно участвуют и крестный отец, и крестная мать. Более того – если у Вас родилась девочка, но Вы не можете вспомнить ни одного человека, которого рады были бы видеть в роли крестной матери для дочери – не возбраняется, если крестить девочку будет только мужчина. То же правило действует и в отношении мальчика.

Крестные принимают ребенка на руки после погружения в купель, поэтому они также называются восприемниками. В дальнейшем главной ролью крестных становится воспитание ребенка в православном духе и помощь в его духовном развитии.

В связи с ролью крестных в жизни крестника, существует несколько базовых требований к крестным:

Крестные должны придерживаться той же веры, в которую крестят ребенка;

Крестными не могут быть супруги;

Крестными не могут быть родители ребенка;

Желательно, чтобы крестные имели возможность неограниченно общаться с крестником и заниматься его духовным воспитанием.

Обряд крещения (или крестины) проходят с участием крестных ребенка и, конечно же, священника. Традиционно биологическим родителям присутствовать при обряде крещения не принято, но в последнее время это правило соблюдается не так строго, поэтому присутствие мамы и папы при крещении своего ребенка стало достаточно распространенным явлением. Единственное «но» - мама малыша перед участием в таинстве крещения должна прочитать очистительную молитву.

Перед совершением обряда крещения священник, одетый в белое, обходит купель и помещение, где будет совершаться таинство, кадит и читает молитвы. После этого крестные родители (или восприемники), повернувшись спиной к алтарю, становятся рядом со священником – и один из них держит крестника на руках. В руках восприемников должны гореть свечи.

Священник забирает ребенка из рук крестных и трижды окунает его в купель (или просто смачивает святой водой головку малыша), моля Бога приобщить крещаемого к Церкви и оградить его от нечистой силы. Крещаемый в этот момент должен изъявить устное желание приобщиться к Христу и дает обещание служить только Ему. А чтением Символа Веры крещаемый подтверждает серьезность своих намерений. Троектратно отрекаясь от Сатаны, крещаемый трижды плюет в знак презрения к Дьяволу. Естественно, младенцы совершить всех этих действий не могут, поэтому за них это делают восприемники.

После всего этого младенец передается в руки восприемников. Согласно традиции, до окунания в купель мальчика держит на руках крестная мать, а после этого принимает крестный отец, он же вносит крестника в алтарь. Девочку на руках сначала держит крестный отец, а принимает крестная мать. Девочек в алтарь не вносят – служение в алтаре исключительно мужская прерогатива. Обряд крещения заканчивается надеванием на малыша белой крестильной рубашки и пением особого тропаря.

В рамках крестин проходит и имянаречение ребенка особым церковным именем, в ходе которого священник трижды осеняет малыша крестным знамением. Сразу же после крещения происходит обряд миропомазания – священник крестообразными движениями помазывает отдельные части тела ребенка святым миром (особым благовонием). После этого состригается небольшая прядь волос с головы крещаемого в знак первой жертвы, принесенной Богу новообращенным христианином.

Выбор имени для крещения

В качестве имени при крещении детям обычно даются имена канонизированных святых, которые потом будут считаться покровителями ребенка по жизни. Тем не менее, родители имеют право самостоятельно выбрать имя для крещения своего ребенка. Это имя не обязано совпадать с именем ребенка в миру и указанном в свидетельстве о рождении. Скорее, наоборот, намного лучше будет, если церковное имя ребенка будет иным. Существует суеверие, согласно которому можно навести порчу или сглаз, зная имя человека. Но есть одно «но» - действует это только в отношении имени, данному при крещении. Если имя, широко известное в миру, совпадает с именем, данным при крещении, выполнение такого рода задачи резко упрощается. Кроме того, считается, что дети, не получившие имя при крещении, становятся добычей бесов.

Атрибуты для крестин

Для крестин потребуется несколько необходимых вещей:

Детское одеяло (его кладут на столик для пеленания в крестильне для того, что переодеть ребенка и согреть его после купели при необходимости);

Пакетик (для того, чтобы положить в него прядь волос ребенка, состриженную в качестве первой жертвы Богу);

Документы (свидетельство о рождении ребенка и документы родителей);

Крестильное полотенце (так называемая «крыжма» - крестильное полотенце, согласно поверью, пропитанное огромной энергией, которое используют при болезни или беспокойстве ребенка);

Крестильная рубашка;

Крестильный крестик (лучше, чтобы он был серебряный – считается, что этот металл защищает от сглаза).

По традиции, крестильные полотенце и рубашку покупает крестная мать, а крестик – крестный отец. Это считается подарками на крещение.

Крестины ребенка – настоящий праздник для его родителей, крестных и его самого. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы этот день запомнился всем участникам таинства. Накройте стол, приготовьте легкие закуски и пригласите самых близких людей порадоваться за Вашего малыша!

Приходя в мирскую жизнь, каждый человек рано или поздно приходит и в духовную. В христианстве это происходит через таинство крещения. Проводится эта процедура в храме под руководством священника. Таинство представляет собой целый обряд, каждое действие в котором не случайно и несет свой скрытый смысл и значение. Кроме того, церемония эта имеет свой ряд правил, которые необходимо соблюдать и родителям, и крестным (если происходит крещение грудничка) и самому окрешаемому.

У тех, кто готовится к крещению младенца, возникает множество вопросов о том, что представляет собой этот процесс, что нужно для его осуществления. В этой статье мы поэтапно рассмотрим то, как проходит крещение ребенка в церкви, а также расскажем об основных правилах обряда.

Значение церемонии

В христианстве этот процесс имеет одно из ключевых значений. Крещение означает приход в духовную жизнь человека. Именно в этот момент, согласно вере, на младенца сходит Божья благодать, и он присоединяется в церковные ряды. По своей сути, таинство представляет собой второе рождение, теперь уже в духовном смысле.

Главным элементом церемонии становится трехкратное погружение в купель. Оно символизирует количество дней, проведенных Христом во гробу до своего воскрешения. Как Сын Божий умер и возродился, так и человек, проходя подобный обряд в церкви, умирает для греховной жизни и возрождается для той, что будет протекать по правилам Божьим.

Что нужно для крещения?

Прежде чем ответить на вопрос, как проходит крещение ребенка в храме, необходимо понять, что нужно для проведения церемонии.

Как правило, священнослужители той церкви, где планируется таинство, сами советуют, какой набор необходим грудничку для совершения обряда. В перечень требуемых вещей входят:

  • крестильная рубашка;
  • крестильный чепчик (для девочек);
  • белая чистая пеленка;
  • нательный крестик;
  • икона православного святого, в честь которого будет дано духовное имя младенца.

Рубашку по правилам церкви покупает крестная мать. Важно, чтобы этот атрибут был приобретен в храме, освящен. Но его можно заменить на любую новую одежду белого цвета - это не возбраняется. То же самое относится и к чепчику для девочек.

Пеленка или чистое белое полотенце (его принято называть крыжмой) необходимы для того, чтобы укутать ребенка после купели.

Особое внимание при крещении ребенка необходимо уделить нательному крестику. Это главный атрибут из тех, что нужны для проведения обряда. Приобрести крестик можно как в церковной лавке, так и в магазине. В последнем случае необходимо перед процессом крещения его освятить. Делает это только батюшка и в отношении лишь православных крестов. Отличить такой от католического весьма просто: в последнем случае ноги Христа как-будто скрещены, прибиты к распятию одним гвоздем.

Икону православного святца можно приобрести заранее, если батюшка сообщил вам, в честь кого будет назван в духовной жизни ребенок. Как правило, такую после таинства дарит сама церковь.

Если процедура крещения предстоит грудничку, то обязательно необходимо позаботиться о том, чтобы на церемонии присутствовали крестная мать или отец. Многие части процесса будут возложены на них. Как во время таинства, так и далее по жизни, эти люди являются духовными наставниками и находятся в ответе перед Богом за деяния крестника. Поэтому, соглашаясь на столь ответственную роль, необходимо понимать все ее значение, самим вести праведный образ жизни.

Ограничения

В отношении возраста церемония крещения не имеет каких-либо запретов. Человек может пройти таинство как в младенчестве, так и будучи взрослым. Однако церковь настаивает на раннем крещении, так как благодаря этому с младенца снимается первородный грех, раньше сходит Божья благодать.

По правилам рекомендуется проводить обряд в храме на сороковой день после рождения ребенка. Объясняется это тем, что до этого момента мать в некотором роде нечиста, а значит, не может участвовать вместе с грудничком в процессе.

Еще одной важной особенностью таинства является тот факт, что девочек не принято проносить через алтарь. Женщины в церковной практике вовсе к нему не допускаются. А вот каждый мальчик, пусть и в теории, может быть в дальнейшем служителем Богу. Поэтому их проносят во время обряда крещения через алтарь, который выступает символом Царских врат.

Основные этапы церемонии

Рассмотрев вопросы о том, что нужно для таинства и какое оно имеет ограничения, можно приступить к ответу на вопрос, как проходит крещение ребенка в церкви.

Осуществляется этот обряд поэтапно, с соблюдением особых правил. Вся церемония длится около 40 минут и включает в себя следующие важные шаги:

  • Оглашение. Чтение над крестящимся грудничком особых молитв. Они называются “запрещениями”.
  • Отречение от дьявола и причастия Христу.
  • Процедура крещения с трехкратным окунанием младенца в купель.
  • Таинство миропомазания .
  • Воцерквление.

Во время процесса в храме должны присутствовать родители и крестные отец и мать. Многие важные этапы будут возложены на духовных наставников.

Оглашение

Этот процесс играет особо важную роль в процедуре того, как проходит крещение. Вначале священник читает запретительные молитвы, действие которых направлено против дьявола. Затем он крестообразно дует на лицо младенца трижды. Эта процедура символизирует то, как Господь создал человека из праха земного и вдохнул в него жизнь. Сразу после этого иерей трижды благословляет грудничка и кладет ему руку на голову, произнося специальную молитву. Такой жест также не случаен, символизируют руку Христа, защищающую человека и благословляющую его.

Отречение от дьявола и причастие Христу

На этом этапе важная миссия возлагается на крестных родителей, если таинство проходит над младенцем. По правилам, крещаемый должен отречься от дьявола и служения ему. Так как грудничок этого самостоятельно пока сделать не может, должную молитву произносят его крестные родители. Этот этап символизирует, что впредь человек будет бороться со своими страстями, встанет на сторону Божию, будет искоренять то, что заложено в его сердце сатаной — гордыню, злость и т.д.

Так как человек не может бороться с дьяволом без союзничества с Господом, следующей частью церемонии крещения становится причастие Христу. На этом этапе крещаемый (или крестные родители) зачитывает символы веры. Всего их 12, каждая из которых содержит в себе основополагающие христианские истины. Они заучиваются заранее и читаются в церкви по памяти.

Крещение

Это основной этап таинства. Он также включает в себя несколько шагов:

  • освящение воды в купели;
  • освящение елея;
  • погружение в купель;
  • облачение крещаемого ребенка.

Вода в обряде имеет особое значение, как и во всем вероисповедании. Это символ жизни, как первородная космическая стихия. Знак разрушения и смерти. А также символ очищения и омовения ото всех грехов. Такое глубочайшее значение воды олицетворяет связь церемонии со всем мирским и раскрывает всю ее суть.

Елей (масло) в том, как проходит крещение, также имеет не меньшее значение. Он выступает символом исцеления, света и радости. Это знак примирения с Богом. В библейских писаниях сказано, что голубь вернулся к Ною с масличной ветвью, благодаря которой он понял, что вода сошла с земли. Елей также освящается перед тем, как крестить грудничка, и наносится ему на грудь и лицо, руки и ноги. Им помазуется вода в купели.

После совершения этих обрядов, наступает самый главный момент процесса крещения - погружение в купель. Грудничок подвергается этой процедуре трижды, при этом священник читает молитву. Сразу после этого на него надевается нательный крестик. Это выступает символом того, что крещаемый принял жертву Христа, его распятие, истинную смерть и истинное воскрешение.

Следующий шаг, который подразумевают правила обряда — облачение новокрещенного младенца . Передается грудничок в руки крестного отца или матери (важно, чтобы духовный родитель был одного с ним пола), которые уже готовы укутать его в полотенце или пеленку, а затем надеть крестильную рубашку.

Этот процесс тоже весьма символичен. Когда в храме новокрещенный облачается в “ризу светлу”, он возвращается к целостности и невинности, которой обладал в Раю. То есть восстанавливает свою истинную природу, которая была искажена грехом.

Миропомазание

Святое миро олицетворяет дар Духа Святого. Это особое масло, которое готовится специальным образом и освящается один раз в год патриархом. Только после этого оно рассылается по всем епархиям.

Мажется миром лоб ребенка, его губы, глаза, ноздри, уши, руки, ноги и грудь. Задача этого обряда освятить всего человека: и тело его и душу.

Воцерквление

Завершающими этапами в процессе того, как проходит крещение, является троекратное шествие вокруг купели, чтение Евангелия и Апостола, смывание мира и постриг волос.

Когда совершается обход с новокрещенным по кругу, священник поет “Елицы во Христа креститеся…”. Это выступает символом радости церкви появлению нового ее члена. Сам же круг символизирует вечность. Таким образом говориться о том, что человек готов служить Богу именно такой срок. Во время чтения Евангелия и Апостола по правилам обряда крестные родители младенца должны стоять с зажженными свечами.

Следующим этапом обряда является смывание мира. Священник делает это специальной губкой. Этот процесс является символом того, что только внутреннее усвоение дара благодати сможет помочь и направить человека, а внешние символы могут быть устранены.

Особая роль отводится постригу. Крестообразно священник отрезает прядь волос у грудничка. Это выступает символом послушания и жертвы. При этом также читается молитва.

О необходимости причастия и исповеди

Церковь призывает всех христиан к регулярной исповеди и таинству причащения. Если вы этого давно не делали, то, согласно правилам крещения, можно этот обряд пройти перед самой процедурой прихода ребенка в духовную жизнь. На основании действующих канонов, не причащаясь и не исповедуясь, христианин лишь весьма условно остается таковым. Получается, что вводя ребенка под защиту церкви, вы остаетесь вне ее.

Детям причащаться можно в любом православном храме. До достижения ребенком семилетнего возраста исповедь не требуется. При прохождении причащения не обязательно находиться всю службу в храме. При достижении четырехлетнего возраста причастие проводится только натощак. До этого возраста можно не соблюдать этого правила.