Контроль и надзор за соблюдением технических регламентов. Технические регламенты


Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов пришел на смену действовавшему до 1 июля 2003 г. государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией. Согласно ФЗ «О техническом регулировании», национальные стандарты перешли в область «добровольного многократного использования», и обязательные требования к продукции устанавливаются только техническими регламентами, имеющими статус федерального закона.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется:
■ федеральными органами исполнительной власти;
■ органами исполнительной власти субъектов РФ;
■ подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение контроля (надзора).

Все эти учреждения и органы исполнительной власти являются органами государственного контроля (надзора).

Органы государственного контроля (надзора) имеют право:
■ требовать от изготовителя (а также от продавца или лица, представляющего иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия или их копий, если применение копий предусмотрено техническим регламентом;
■ осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) в соответствии с законодательством РФ;
■ выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов;
■ принимать решения о запрете передачи продукции, а также о приостановлении производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;
■ приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
■ привлекать изготовителя (исполнителя) к ответственности;
■ принимать иные меры, предусмотренные законодательством РФ, в целях недопущения вреда.

Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей в соответствии с законодательством РФ.
Изготовитель (исполнитель, продавец или лицо, представляющее иностранного изготовителя) несет ответственность:
■ за нарушение требований технических регламентов;
■ за неисполнение предписаний и решений органа государственного контроля (надзора);
■ за вред, причиненный другим лицам, их имуществу и окружающей среде.
Виновник причиненного вреда обязан возместить причиненный вред и принять меры для недопущения причинения вреда в будущем. Спорные вопросы при невыполнении предписаний или программы мероприятий по предотвращению причинения вреда решаются в судебном порядке. При этом орган государственного контроля (надзора) имеет право требовать в суде принудительного отзыва продукции.

Особый порядок разработки и принятия технических регламентов

В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент Российской Федерации вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.

Технический регламент может быть принят международным договором (в том числе договором с государствами - участниками Содружества Независимых Государств), подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В этом случае проект технического регламента разрабатывается в порядке, установленном пунктами 2 - 6 статьи 9 настоящего Федерального закона.

До вступления в силу федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте, разработанном в порядке, установленном пунктами 2 - 6 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте, подготовленный к рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации, не позднее чем за месяц до его рассмотрения направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию, которая создана и осуществляет свою деятельность в порядке, установленном пунктом 9 статьи 9 настоящего Федерального закона. Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте рассматривается на заседании Правительства Российской Федерации с учетом заключения соответствующей экспертной комиссии по техническому регулированию.

Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за месяц до его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации. Порядок опубликования указанного проекта постановления устанавливается Правительством Российской Федерации.

Со дня вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, утрачивает силу.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов

В соответствии со ст. 2 Закона о техническом регулировании контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов -- проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам и принятие мер по результатам проверки.

Указанный контроль (надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора).

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В настоящее время такой контроль (надзор) проводится работниками Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др. При этом все перечисленные органы государственного контроля (надзора) осуществляют мероприятия по собственному плану, без согласования проверок между собой.

Объектами государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов являются продукция и процессы, связанные с ее жизненным циклом. В отношении продукции государственный контроль (надзор) осуществляется исключительно на стадии обращения продукции (п. 2 ст. 33 Закона о техническом регулировании). Таким образом, производство как стадия жизненного цикла выведено из сферы государственного контроля (надзора). Кроме того, работы и услуги также исключены из области государственного контроля (надзора).

При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном п. 11 ст. 7 настоящего Закона. Однако до принятия технических регламентов данный пункт Закона не применяется.

Статья 34 Закона содержит перечень полномочий органов государственного контроля (надзора).

В частности, органы государственного контроля (надзора) вправе:

Требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено техническим регламентом;

Осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном действующим законодательством;

Выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок;

Приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;

Привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством;

Принимать иные предусмотренные законодательством меры в целях недопущения причинения вреда.

К числу основных обязанностей органов государственного контроля (надзора) относятся:

Проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) разъяснительную работу по применению законодательства о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;

Соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

Соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) и оформления результатов таких мероприятий;

Принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;

Направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 Закона;

Осуществлять другие предусмотренные законодательством полномочия.

Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 № 294 установило, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов.
Правовой основой государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандартов и технических регламентов являются законы РФ:
. «О защите прав потребителей»;
. «Об обеспечении единства измерений»;
«О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
. «О техническом регулировании»;
. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением технических регламентов осуществляется государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ. Порядок контроля (надзора) устанавливается законодательством Российской Федерации. Государственный контроль и надзор исключительно на стадии обращения осуществляют, например, организации:
. Федеральное агентство по техническому регулированию — Росстандарт;
. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Роспотребнадзор; Росздравнадзор;
Росстройнадзор;
Ростехнадзор;
Россвязьнадзор;
. Федеральная таможенная служба РФ;
. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Надзор за средствами измерений, фасованными товарами, сертифицированной продукцией осуществляют под руководством Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии местные отделы госнадзора межрегиональных территориальных управлений. Органы надзора вправе погашать свидетельства, отзывать лицензии и сертификаты, предъявлять иски в суды к изготовителям (продавцам) в случае нарушения ими метрологических и сертификационных правил и требований.
Объектами государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований стандартов и технических регламентов является продукция и/или связанные с требованиями к ней процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В том числе: выполняемая работа и услуги; системы управления качеством; работы по сертификации продукции; работы и услуги, выполняемые органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами).
1. На основании положений ФЗ «О техническом регулировании», постановлений Правительства РФ от 21.12.2000 № 987, от 16.05.2003 № 287 и обязательных требований стандартов и технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе:
. требовать от изготовителя (продавца, лица) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия;
. осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством РФ;
. выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
. направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации;
. выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом орган власти, ведущий единый реестр деклараций о соответствии;
. привлекать изготовителя (исполнителя, продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ;
. принимать иные предусмотренные законодательством РФ меры в целях недопущения причинения вреда.
Органы государственного контроля (надзора) обязаны. проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований стандартов и технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства РФ о техническом регулировании; соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;
соблюдать порядок по государственному контролю (надзору) и оформлению документов, установленный законодательством РФ;
принимать на основании результатов контроля (надзора) меры по устранению последствий нарушений обязательных требований технических регламентов;
направлять информацию о несоответствии продукции обязательным требованиям технических регламентов в орган, ведущий единый реестр деклараций о соответствии; осуществлять другие предусмотренные законодательством РФ полномочия.
Обязательными требованиями в «добровольных» стандартах являются на переходный период (пока не появятся технические регламенты) требования безопасности для здоровья, жизни людей, животных и растений, а также требования к охране окружающей среды. Плановые проверки по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в три года. Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся в случаях:
. проверки исполнения предписаний;
. обращения граждан, юридических лиц или частных предпринимателей с жалобами;
. возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнению окружающей среды и повреждения имущества;
. при получении информации о несоблюдении обязательных требований стандартов и других нарушениях, которые могут причинить вред здоровью и жизни людей, окружающей среде и имуществу.
В частности, положение относительно государственного контроля (надзора) за (добровольными) услугами. До вступления в силу соответствующих технических регламентов государственный контроль может осуществляться применительно к следующим объектам:
. к продукции, полученной в результате услуги, если она подлежит обязательному подтверждению соответствия (например, детские товары);
. производственным процессам оказания услуги (например, технологии приготовления пищи);
. оборудованию, применяемому в процессе оказания услуг }