Краткий пересказ уездный лекарь. «Смерть», анализ рассказа Тургенева



Явился невысокий, худощавый, темноволосый доктор, звали его Трифон Иванович. Он назначил больному потогонное и горчичники, взял за визит 5 рублей и хотел уже уйти, но завязался разговор, и доктор задержался. Оказавшись неглупым, интересным собеседником, лекарь поведал автору о весьма необычном случае, который с ним произошел.

Как-то во время поста доктор играл в преферанс у местного судьи Павла Лукича Мылова. На дворе была уже ночь, и тут вдруг прислали записку, что в двадцати верстах от города у помещицы умирает дочь, надо срочно ехать, и даже лошадей подали к дому Трифона Ивановича.

Доктор знал, что по внешнему виду кучера легко определить уровень благосостояния пациента и сколько можно заработать. Увидев бедно одетого извозчика, лошадей с шерстью, похожей на войлок, и плохую тележку, он понял, что вызвавшая его семья небогата.

Трифон Иванович убедился в своих предположениях, когда по ужасно грязной дороге, наконец, подъехал к домишке с соломенной крышей.

Больной оказалась красивая девушка лет двадцати.

Две ее сестры со слезами поведали, что вчера у нее был отличный аппетит, а уже сегодня утром внезапно заболела голова, начался жар и горячка. Врач пустил девице кровь, выписал лекарство, поставил горчичники. Больная уснула, а доктора пригласили выпить чай и остаться, так как уже второй час ночи.

На другой день вопреки ожиданиям девушке легче не стало, жар не прекращался, больная бредила. Лекарь остался еще.

Он узнал, что больную зовут Александра Андреевна. Семья девушки ему тоже понравилась. Это были бедные люди, но образованные и приятные. Покойный хозяин являлся ученым, и в доме осталось после него много книг.

Время шло, а пациентке лучше не становилось. Доктор начал всерьез беспокоиться за жизнь девушки. Он видел, что семейство ему доверяет, но помочь был не в силах. Говорил, что Александра поправится, а у самого душа в пятки уходила. Дело усложнялось тем, что началась распутица, и ездить в город за лекарствами стало очень проблематично.

Тем временем Трифон Иванович полюбил свою пациентку, и она хорошо к нему относилась.

Однажды ночью Александра разбудила доктора и стала спрашивать, умрет ли она, просила ничего не скрывать, так как смерть ее не страшит. Затем она призналась, что любит его, стала обнимать и целовать Трифона Ивановича. Он подумал, что девушка чувствует близкую смерть и не хочет умирать в таком молодом возрасте, не полюбив ни разу, вот и ухватилась за доктора.

Три тря и три ночи еще продержалась больная. И все эти ночи она признавался в любви своему доктору. Она даже матери сказала, что они с Трифоном любят друг друга и хотят пожениться, и что лекарь принял от нее обручальное кольцо. Услышав это, Трифон выбежал из комнаты со словами, что у нее жар, да и старушка догадалась, что это следствие болезни.

Перед смертью Александра Андреевна попросила родных оставить ее с доктором наедине, попросила у него прощения и призналась, что никого больше не любила, просила беречь кольцо и помнить ее.

Закончив эту необычную историю, Трифон Иванович сказал, что после он женился на купеческой дочери по имени Акулина. За нее дали семь тысяч приданого, но баба оказалась злой. Одно хорошо, что спит целыми днями.

Обновлено: 2017-11-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сначала повествование ведется от лица автора. Как-то осенью он сильно простудился на охоте. К счастью, разгар болезни застал автора в гостинице уездного города. Он незамедлительно вызывает лекаря. Тот приходит через полчаса и оказывается маленьким и тщедушным человечком с черными волосами. Доктор прописал необходимые лекарства, поставил больному горчичник и взял свой гонорар.

Лекарь совсем уж собрался уходить, но по необъяснимым причинам остался. Автор был этому только рад. Его мучал жар, ночь предстояла бессонная. Почему бы и не поболтать

С хорошим человеком? Принесли чай и доктор начал рассказывать разные забавные истории из своей практики. Автор замечает странную закономерность: иногда человека и давно знаешь, а доверия к нему нет, а кого-то видишь первый раз в жизни – и рассказываешь всю поднаготную. Автору непонятно, чем он сумел заслужить расположение лекаря, но тот взял и рассказал довольно интересную и очень личную историю.

Далее рассказ ведется от лица уездного лекаря. В один из дней Великого поста он спокойно и мирно играет в преферанс в доме судьи, который до этой игры большой охотник. Вдруг через слугу передают записку с просьбой

Приехать к больному. У обедневшей вдовы умирает дочь. Лекаря умоляют срочно приехать, лошади уже дожидаются. Врачу не слишком хочется уходить из гостеприимного и теплого дома и ехать за двадцать верст по весеннему бездорожью. К тому же он понимает, что много денег от этого визита он не получит. Но долг есть долг. Доктор отдает свои карты и едет домой за необходимыми лекарствами.

У порога дома он видит присланный за ним экипаж и еще раз осознает, что прибыли от больного не будет. Лошади неказистые, крестьянские, на козлах обычный мужик, из уважения снявший с головы шапку. Но ехать надо, человек умирает.

Дорога оказалась ужасной, еле доехали. Доктора встретила почтенная старушка в чепце и проводила его к больной дочери. В комнате доктор видит молодую девушку лет двадцати, мечущуюся на постели в горячке. По словам матери, болезнь началась внезапно и развивается очень стремительно. Рядом стоят две испуганные девушки, ее сестры. Доктор успокаивает родных и начинает осмотр и лечение. Он сразу же замечает необыкновенную красоту больной.

Девушка заснула, с ней осталась на всякий случай горничная. Доктор спускается к столу, он решает заночевать в доме. Доктор продолжает успокаивать мать. Наконец, все домочадцы легли спать. Доктор не может заснуть и решает проведать свою пациентку. Девушка просит вылечить ее, не дать ей умереть. Он хватает доктора за руку и шепчет ему на ухо что-то непонятное, будто находится в состоянии бреда.

Следующий день не оправдал надежд на выздоровление. Лекарь решает задержаться в доме еще немного. Отчасти это продиктовано профессиональным самолюбием. Но главная причина не в этом. Врач чувствует зарождающуюся симпатию к своей больной и ее семье. Люди это бедные, но на редкость благородные и образованные. Доктора тоже полюбили в семье, как родного.

Проходят дни, а болезнь все не отступает. Лекарь полюбил девушку. Он не слишком верит во взаимность своих чувств. Ему кажется, что ее любовь – попытка безнадежной больной почувствовать вкус к жизни и не думать о страшном.

Девушке становится все хуже. Доктор вспоминает свое отчаяние, неверие в себя и свое врачебное искусство – вспоминает не в связи с этим случаем, а говорит о таких случаях в принципе. А в ситуации с Александрой Андреевной – так звали больную девушку – лекаря больше всего страшит потеря доверия к нему.

Доктор подолгу разговаривает с больной, расспрашивает ее и рассказывает о себе. Он влюбляется все сильнее и сильнее. Однажды ночью Александра Андреевна попросила открыть ей правду: действительно ли она умирает. Лекарь пытается ее успокоить, но девушка ему не верит. Она будто бы рада приближающейся смерти, ждет ее. Влюбленные признаются друг другу в своих чувствах и обнимаются.

Наутро наступил кризис. Для доктора это была настоящая пытка. Длилась она трое суток. Все ночи герой провел рядом со своей любимой. В последнюю ночь он и сам мечтал о смерти для них обоих. Тут в комнату заходит мать. Александра говорит о том, что они с доктором дали друг другу слово. Лекарь в смятении чувств выбегает из комнаты.

На следующий день девушка скончалась. Перед смертью она попросила родных оставить их с доктором наедине. Она попросила прощения и сказала, что никого в жизни так не любила, как доктора. Наказала не забывать ее и беречь кольцо.

Здесь лекарь отвернулся от автора, а тот с искренним сочувствием взял его за руку. Вдруг доктор резко меняет тему рассказа. Он предлагает поговорить о чем-то другом или сыграть в преферанс. Упоминает о своей жене Акулине («Трифону-то под стать»), купеческой дочке с богатым приданым. Автор и доктор играют в преферанс. Лекарь выиграл целых два рубля и ушел довольный.

Здесь представлена целостная картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле, раз-мышлениями о настоящем и будущем ее талантливого народа. Тут нет сцен истязаний, но именно обыденные картины крепостни-ческой жизни свидетельствуют об античеловеческой сущности всего общественного строя.

В этом произведении автор не предлагает нам ярких сюжет-ных ходов с активным действием, а большое внимание уделяет портретным характеристикам, манерам, привычкам и вкусам ге-роев. Хотя общий сюжет все же присутствует. Рассказчик совер-шает вояж по России, но география его весьма необширная — это Орловская область. Он встречается по пути с различными типами людей, в результате чего вырисовывается картина рос-сийского быта.

Тургенев придавал большое значение расположению расска-зов в книге. Так появляется не простая подборка тематически од-нородных рассказов, а единое художественное произведение, внутри которого действуют закономерности образной взаимосвя-зи очерков. «Записки охотника» открываются двумя тематически-ми «фразами», каждая из которых включает в себя три рассказа. Сначала даны вариации на тему народного характера — «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода». В сле-дующих трех рассказах развивается тема разоряющегося дворян-ства — «Уездный лекарь», «Мой сосед Радимов», «Однодворец Овсяников». Следующие рассказы: «Льгов», «Бежин луг», «Кась-ян с Красивой Мечи» — снова развивают тему народа, но в них появляются и все более настойчиво звучат мотивы разлагающе-гося вредного влияния крепостного права на души людей, осо-бенно это ощущается в очерке «Льгов».

В рассказах «Бурмистр», «Контора» и «Бирюк» продолжена тема дворянства, однако в резко обновленном варианте. В «Бурмист-ре», например, представлен тип помещика новой формации, здесь же дан образ барского слуги. В «Конторе» даны курьезные итоги перенесения старых дворянских привычек хозяйствования на но-вые формы общественных учреждений и новые типы конторских служителей из крестьян. В очерке «Бирюк» описан странный, загадочный человек, олицетворяющий собой могучие стихийные силы, которые пока неосознанно бродят в душе русского чело-века.

В следующих далее восьми рассказах тематические фразы смешиваются, и происходит своеобразная тематическая диффу-зия. Однако в самом конце цикла элегическая нота двух расска-зов о дворянине Чертопханове сменяется народной темой в очер-ках «Живые мощи» и «Стучит».

В «Записках охотника» изображается провинциальная Россия, но ощущается мертвящее давление тех жизненных сфер, кото-рые тяготеют над русской провинцией и диктуют ей свои условия и законы.

Первый рассказ данного цикла называется «Хорь и Калиныч». Автор-рассказчик знакомится с помещиком Полутыкиным, страст-ным охотником, который приглашает его к себе в имение, где знакомит со своими крестьянами, которых достаточно высоко ценит. Первый персонаж — Хорь, в образе которого заложен оп-ределенный типаж, довольно распространенный в народе. Хорь хорошо был знаком с практической стороной дела, в его поступ-ках и работе просматривается здравый смысл. Он находится в положении крепостного крестьянина, хотя у него есть возмож-ность откупиться от своего барина.

Его приятель Калиныч является полной его противоположно-стью. У него когда-то была жена, а сейчас живет один. Охота ста-ла смыслом его жизни, давая ему возможность контактировать с природой.

Герои по-разному смотрят на жизнь, воспринимают различ-ные ситуации, даже манеры их абсолютно противоположны.

Автор не идеализирует крестьян. Тургенев увидел в народных типажах людей здравого смысла, трагедия которых состоит в том, что они не могут реализовать свои таланты и возможности. Хорь много видел, знал и хорошо понимал психологию людских отно-шений. «Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую умную речь русского мужика». Но читать Хорь не умел, а Калиныч — умел, но он лишен был здравого смысла. Эти противоположности в реальной жизни не противоречат друг другу, а дополняют и тем самым находят общий язык.

Здесь автор выступил как зрелый мастер народного расска-за, тут определился своеобразный крепостнический пафос всей книги, изображавшей сильные, мужественные, яркие народные характеры, существование которых превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовмес-тимое с национальным достоинством русского человека.

В очерке «Хорь и Калиныч» характер помещика Полутыкина набросан лишь легкими штрихами, вскользь сообщается о его пристрастиях к французской кухне, а также упоминается о бар-ской конторе. Но отнюдь не случайной оказывается эта стихия. В очерке «Контора» представлены подобные французские при-страстия в образе помещика Пеночника, а разрушительные по-следствия данной стихии показаны в рассказе «Бурмистр».

В данном произведении беспощадно разоблачаются разруши-тельные экономические последствия так называемой цивилиза-торской деятельности верхов. Их манера хозяйствования подры-вает основы труда крестьянина на земле. В очерке «Два помещи-ка», например, рассказывается о хозяйственной деятельности одного важного петербургского сановника, который решил засе-ять маком все свои поля, «так как он стоит дороже ржи, поэтому сеять его выгоднее».

С деятельностью этого сановника перекликается хозяйствова-ние на земле помещика Пантелея Еремеевича Чертопханова, ко-торый начал перестраивать крестьянские избы по новому плану. Кроме того, приказал всех своих подданных пронумеровать и на-шить каждому на воротнике его номер. В подобных бесчинствах провинциального помещика видны другие поступки всероссий-ского, государственного масштаба. Здесь автор намекает на дея-тельность Аракчеева — организатора крестьянских военных по-селений.

Постепенно в книге развивается художественная мысль о не-лепости векового крепостнического уклада. Например, в расска-зе «Однодворец Овсяников» дана история превращения неграмот-ного французского барабанщика Леженя в учителя музыки, гу-вернера, а затем и в русского дворянина.

В «Записках охотника» есть рассказы, которые тяготеют к са-тире, так как в них звучит антикрепостническая тема. Например, в рассказе «Льгов» говорится о крестьянине по прозвищу Сучок, который за свою жизнь служил у господ кучером, рыболовом, поваром, актером в домашнем театре, буфетчиком Антоном, хотя его настоящее имя было Кузьма. Имея несколько имен и про-звищ, личность оказалась полностью обезличенной.

Разные судьбы, сочетаясь и перекликаясь с другими, участ-вуют в создании монументального образа крепостного ига, кото-рое оказывает губительное влияние на жизнь нации.

Данный образ дополняет и усиливает природа. Через всю кни-гу красной нитью проходит безжизненный пейзаж. В первый раз он появляется в очерке «Хорь и Калиныч», где упоминается об орловской деревне, расположенной рядом с оврагом. В рассказе «Певцы» деревня Колотовка рассечена страшным оврагом прямо по середине улицы. В очерке «Бежин луг» заблудившийся охот-ник испытывает «страшное чувство», попав в лощину, похожую на котел с пологими бокалами. Образ страшного, проклятого людь-ми места неоднократно появляется в повести. Пейзажи подобного рода концентрируют в себе вековые народные беды и невзгоды, связанные с русским крепостничеством.

Данное произведение лишено патриархального благообра-зия, так как в нем затронут всероссийский социальный конф-ликт, а также сталкиваются и спорят друг с другом два наци-ональных образа мира, две России — официальная, мертвя-щая жизнь, и народно-крестьянская, живая и поэтическая. Кро-ме того, все герои тяготеют к двум разным полюсам — мертво-му или живому.

В создании целостного образа живой России активную роль также играет природа. Лучшие герои этого произведения не про-сто изображены на фоне природы, но и выступают как ее про-должение. Таким образом достигается в книге поэтическое ощу-щение взаимной связи всего живого: человека, реки, леса, степи. Душой этого единства является личность автора, слитая с жиз-нью народа, с глубинными пластами русской культуры. Природа тут не является равнодушной к человеку, наоборот, она очень строга в своих отношениях с ним, так как она мстит ему за слиш-ком бесцеремонное и рациональное вторжение в ее тайны, а так-же за чрезмерную смелость и самоуверенность с ней.

Особенность национального характера раскрывается в расска-зе «Смерть», где перечисляются трагические истории о смерти подрядчика Максима, крестьянина, мельника Василя, разночинца-интеллигента Авенира Соколоумова, старушки-помещицы. Но все эти истории объединены одним общим мотивом: перед лицом смерти в русском человеке проявляются сердечные струны. Все русские люди «умирают удивительно», так как в час последне-го испытания они думают не о себе, а о других, о близких людях. В этом заключается источник их мужества и душевной выносливости.

Многое привлекает писателя в русской жизни, но и многое отталкивает. Однако есть в ней одно качество, которое автор ста-вит очень высоко, — это демократизм, дружелюбие, живой та-лант взаимопонимания, который не истребили из народной сре-ды, а только, наоборот, заострили века крепостнического права, суровые испытания русской истории.

Имеется в «Записках охотника» еще один лейтмотив — музы-кальная одаренность русского народа, который впервые заявлен в «Хоре и Калиныче». Калиныч поет, а деловитый Хорь ему под-певает. Песня объединяет в общем настроении даже такие проти-воположные натуры. Песня является тем началом, которое сбли-жает людей в радостях и горестях жизни.

В очерке «Малиновая вода» у персонажей есть общие черты: все они неудачники. И в конце очерка на другом берегу незнако-мый певец затянул унылую песню, которая сближает людей, так как через отдельные судьбы ведет к общерусской судьбе и род-нит тем самым героев между собой.

В рассказе «Касьян с Красивой Мечи» среди полей слышен скорбный напев, который зовет в путь-дорогу, прочь от земли, где царят неправда и зло, в страну обетованную, где все люди живут в довольстве и справедливости.

В такую же страну зовет героев песня Якова из рассказа «Пев-цы». Здесь поэтизируется не только пение Якова, но и та духов-ная связь, которую его песня устанавливает в очень разных по положению и происхождению персонажах. Яков пел, но вместе с ним пели и души людей, окружающих его. Песней живет весь Притынный кабачок.

Но Тургенев является писателем-реалистом, поэтому он пока-жет, как такой порыв сменяется душевной депрессией. Далее сле-дует пьяный вечер, где Яков и весь мир в кабачке становятся совершенно другими.

В сборнике имеются рассказы, проникнутые особым лириз-мом. Например, «Бежин луг» по изяществу резко отличается от других новелл данного цикла. Автор много внимания уделяет здесь стихии природы. Путешественник ближе к вечеру сбился с доро-ги и решил выбрать себе ночлег. Выходит на костер, горящий воз-ле реки, у которого сидят крестьянские ребятишки, пасущие коней. Охотник становится свидетелем их разговора. Он в восторге от тех народных повестей, с которыми он познакомился при этом. Интересен рассказ Кости о Гавриле, слободском плотнике, кото-рый столкнулся с русалкой. Он пошел навстречу ей, но внутрен-няя сила остановила его, он положил крест, после чего она пере-стала смеяться и заплакала, сказав: «Убиваться же тебе до кон-ца дней». Здесь сатанинская сила побеждена крестным знамени-ем, но она способна внедрить в человека печаль. Материал с сайта

Заканчиваются «Записки охотника» очерком «Лес и степь». Здесь нет героев, но есть тонкое лирическое описание природ-ной стихии, красоты природы и бытия человека в ней. Эти две противоположности не теснят, не мешают, а взаимно дополняют друг друга. И лес, и степь вызывают восторг у путешественника, они ему одновременно нравятся. Человек должен тоже гармони-чески вписаться в природу. Очерк проникнут жизнеутвержда-ющим оптимистическим настроением, так как все это важно для здорового существования людей.

Таким образом, центральный конфликт данной книги сложен и глубок. Бесспорно, социальные антагонизмы здесь обрисованы довольно остро. Безусловно, бремя крепостничества ложится в первую очередь на плечи крестьянина, потому что именно ему приходится терпеть физические истязания, голод, нужду и ду-ховные унижения. Однако Тургенев смотрит на крепостное пра-во с более широкой, общенациональной точки зрения, как на яв-ление, мучительное одновременно и для барина, и для мужика. Он резко осуждает жестоких крепостников и сочувствует тем дворянам, которые сами оказались жертвами крепостнического ига. Ведь совсем не случайно пение Якова Турка вызывает из глаз Дикого Барина «тяжелую слезу».

У Тургенева национально русскими чертами наделены не толь-ко крестьяне; русскими по натуре являются и некоторые поме-щики, избежавшие растлевающего влияния крепостного права. Петр Петрович Каратаев не менее русский человек, чем кресть-яне. Национальные черты характера подчеркнуты и в моральном облике Чертопханова. Он помещик, но не крепостник. Такова же Татьяна Борисовна, патриархальная помещица, но в то же время простое существо, с «прямодушным чистым сердцем».

Автор видит живые силы нации как в крестьянской, так и в дворянской среде. Восхищаясь поэтической одаренностью или, наоборот, деловитостью русского человека, писатель приходит к выводу о том, что крепостное право противоречит националь-ному достоинству, и в борьбе с ним должна принять участие вся живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

План

  1. Тема народного характера и народа.
  2. Тема разоряющегося дворянства.
  3. Мотивы разлагающего влияния крепостного уклада на души людей.
  4. Сюжеты, герои, ситуации.
  5. Основные художественные принципы в изображении на-родного характера и быта: контрастность высокого и буд-ничного, безобразного и прекрасного, силы и бессилия.
  6. Специальные средства художественной выразительности: пейзаж, световая и цветовая гамма.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • тема произведения записки охотника
  • характеристика героев малиновая вода
  • тургенев, записки охотника анализ рассказа
  • портретное описание пантелей еремеевич
  • краткое описание записки охотника бурмистр

«Записки охотника» – сборник из 25-ти сравнительно коротких рассказов. Большинство из них было написано И. С. Тургеневым на рубеже 1840-1850-х годов. Здесь он повествует о встречах с людьми во время охотничьих скитаний по родной Орловщине и том, что слышал из их уст.

Тургенев «Хорь и Калиныч» – краткое содержание

Тургенев описывает в этом очерке двух крепостных мужиков помещика Полутыкина – двух людей совершенно разного склада. Практичному, хозяйственному, рассудительному скопидому Хорю противостоит сельский романтик-мечтатель Калиныч , который за всю жизнь так и не устроил себе надёжного угла. Несмотря на столь сильное несходство, они состоят в большой дружбе между собой. Автор с тонкой наблюдательностью рисует достоинства обоих характеров – хорошо знакомых всем общечеловеческих типов.

Хорь и Калиныч. Аудиокнига

Тургенев «Ермолай и мельничиха» – краткое содержание

Тургенев знакомит читателя со своим частым спутником по охоте – бродягой Ермолаем. Во время одной их совместной ночёвки у мельницы, к костру ночью приходит знакомая Ермолая – мельничиха Арина. Разговорившись с ней, писатель понимает, что это – бывшая горничная помещика Зверкова, о чьей истории он слышал раньше. Жена Зверкова держала у себя лишь незамужних служанок, считая, что замужним помешают «как следует ухаживать за барыней» заботы о детях. Арина же полюбила Петрушку-лакея и забеременела от него. Зверковы с позором выгнали её в деревню, разлучив с Петрушкой. От горя тот добровольно поступил в солдаты, а Арине пришлось пойти в жёны к нелюбимому мельнику.

полный текст рассказа «Ермолай и мельничиха» и его краткого содержания.

И. С. Тургенев. Ермолай и мельничиха. Аудиокнига

Тургенев «Малиновая вода» – краткое содержание

Утомившись на охоте, Тургенев садится отдыхать у родника на берегу речки Исты, который называют «Малиновой водой». Он встречает здесь двух знакомых крестьян. Один из них – старик Михайло Савельев, бывший дворецкий знаменитого в округе графа Петра Ильича – рассказывает, какие дорогие и шумные гуляния с музыкой и фейерверками тот устраивал «в старые времена» для своих вельможных гостей. Посреди рассказа к Малиновой воде вдруг подходит пожилой мужик Влас. Оказывается, что он идёт пешком из Москвы, где просил своего барина, сына того самого Петра Ильича, сбавить себе оброк по причине смерти кормильца-сына. Барин грубо прогнал Власа.

На нашем сайте вы можете прочесть полный текст рассказа «Малиновая вода» и его краткого содержания.

И. С. Тургенев. Малиновая вода. Аудиокнига

Тургенев «Уездный лекарь» – краткое содержание

Уездный лекарь рассказывает Тургеневу в гостинице о странном происшествии. Однажды он был вызван в захолустное поместье, к молодой, красивой девушке Александре, которая заболела горячкой. Врач провёл у постели больной несколько дней, вначале надеясь на её выздоровление, но потом поняв, что она умрёт. Догадалась об этом и сама больная. В отчаянной горести о том, что ей придётся сойти в могилу, не испытав любви, Александра обратила всю силу своей ни разу не разделённой страсти на неловкого доктора – единственного мужчину, который был сейчас рядом. Для неё это стало последним предсмертным утешением…

На нашем сайте вы можете прочесть полный текст рассказа «Уездный лекарь».

Тургенев «Мой сосед Радилов» – краткое содержание

Во время охоты Тургенев и Ермолай случайно заходят в сад помещика Радилова и знакомятся с ним самим. Радушный приветливый Радилов приглашает их к себе в дом на обед, знакомит со своей старой матерью, с опустившимся приживалом Фёдором Михеичем, с серьёзной и красивой сестрой жены Ольгой. Он старается развлечь гостей, однако Тургенев замечает в выражении лица нового знакомого знак какой-то тяжкой думы. Из разговора случайно выясняется, что у Радилова недавно умерла горячо любимая жена и эта утрата страшно потрясла его. Утешая Радилова, Тургенев выражает надежду, что какой-нибудь поворот судьбы выведет его из горя. Вдруг оживившись, Радилов ударяет рукой по столу со словами: «Да, стоит только решиться»… Вскоре Тургенев узнаёт, что Радилов внезапно уехал неизвестно куда с Ольгой, бросив поместье и мать.

На нашем сайте вы можете прочесть полный текст рассказа «Мой сосед Радилов».

Тургенев «Однодворец Овсянников» – краткое содержание

Пожилой однодворец (мелкий дворянин-«полукрестьянин») Овсянников слывёт умным и степенным человеком. Тургенев любит беседовать с ним, особенно интересуясь сравнением современности с прежней, екатерининской, эпохой. Овсянников считает, что раньше было больше произвола и самодурства, однако жизнь текла спокойнее и основательнее. Сейчас же среди дворян много любителей порассуждать о «гуманизме» и «передовых идеях» – но без понятия, как применить их к практической жизни. «Говорят так складно, что душа умиляется, а дела-то настоящего не смыслят, даже собственной пользы не чувствуют». Носятся с проектами «строительства фабрик на месте осушённых болот», за которые на деле и не думают приниматься. Богатые «либералы» отказываются уступить клочок своей земли на общую пользу. Распложаются наёмные сутяги, возбуждающие дутые судебные дела. В числе таковых – и племянник самого Овсянникова, Митя.

На нашем сайте вы можете прочесть полный текст рассказа «Однодворец Овсянников».

Тургенев «Льгов» – краткое содержание

Тургенев и Ермолай отправляются на охоту в село Льгов, где есть большой пруд со множеством уток. Там им встречаются два забавных и колоритных персонажа. Один – бывший дворовый крепостной Владимир, который раньше обучался у помещика музыке и служил камердинером, потом получил вольную и теперь держит себя как человек утончённых манер. Другой – шестидесятилетний крестьянин Сучок, переменивший за свою жизнь множество бар-владельцев и употреблявшийся ими на самые разные надобности. Сучок был и поваром, и «кофишенком», и кучером, и актёром помещичьего театра. Теперь он назначен «рыболовом» на пруд с обязанностью содержать лодку-дощаник. Тургенев, Ермолай, Владимир и Сучок выплывают на этой лодке за дичью, но в самый разгар стрельбы по уткам она тонет. Незадачливые охотники едва добираются до берега по найденному Ермолаем броду.