Краткое содержание рассказа уездный лекарь. Презентация - Исследовательский проект по рассказу И.С


«Смерть» был опубликован в «Современнике № 2 за 1848 г. Рассказ вошёл в цикл «Записок охотника» и отразил истории, случившиеся с Тургеневым во время охотничьих странствий, семейные предания Тургеневых. Например, речка Зуша, упоминаемая вначале, протекает недалеко от Спасского-Лутовинова. У барыни, собиравшейся заплатить священнику за отходную молитву, есть прототип. Это бабушка Тургенева Катерина Ивановна Сомова.

Литературное направление и жанр

Тургенев как реалист исследует особенности русского характера, выделяя простое и холодное отношение к смерти как национальную черту. Психологический рассказ имеет признаки философского эссе, это своеобразная ода смерти и тем, кто достойно её принимает.

Проблематика

Рассказ посвящён одной черте русского народа – отношению к смерти как к чему-то обыденному и привычному. Тургенев анализирует разнообразные случаи и приходит к обобщению: необычное отношение к смерти – особенность русского менталитета. «Удивительно умирает русский мужик... Удивительно умирают русские люди». Внимательный читатель увидит за описаниями разных смертей социальные причины такого отношения, но рецензенты-современники их не увидели.

Сюжет и композиция

Экспозицией рассказа становится посещение рассказчиком леса, в котором он гулял в детстве с гувернёром-французом. Лес пострадал от морозов в 1840 г. Приём контраста позволяет сопоставить прежний живой и прохладный лес и нынешний мёртвый.

Рассказчик называет дубы и ясеня старыми друзьями и описывает их, как больных или умерших людей: «Засохшие, обнажённые, кое-где покрытые чахоточной зеленью... безжизненные, обломанные ветви... мёртвые сучья... повалились и гнили, словно трупы, на земле».

Экспозиция настраивает читателя на рассуждения о человеческой смерти, такой же тихой, как и смерть деревьев. Тургенев выбирает разные смерти: несчастные случаи (пришибло деревом, обгорел), болезни (надорвался, угас от чахотки) и смерть от старости. Описывается смерть людей разных сословий и профессий: подрядчика, крестьянина, мельника, учителя, помещицы.

Смерть помещицы – кульминация, своеобразная притча с моралью: «Да, удивительно умирают русские люди». Этот рефрен – основная мысль рассказа.

Герои рассказа

Автора в рассказе интересует встреча героя со смертью. Поводом к размышлению стала смерть подрядчика Максима, которого в лесу убил падающий ясень, срубленный крестьянами. В смерти Максима (как и других героев) нет ничего безобразного. Несмотря на то, что ветки падающего дерева переломали Максиму руки и ноги, он почти не стонал, покусывал посиневшие губы, глядел вокруг «словно с удивлением». Дрожащий подбородок, прилипшие ко лбу волосы, неровно поднимающаяся грудь делают его похожим на романтического героя в сильном волнении. Он и правда волнуется перед встречей со смертью, которая, как он чувствует, подступает.

Но для Тургенева важно не то, как выглядит герой, а то, что он думает и чувствует в момент смерти. Первая мысль Максима о том, что он сам виноват в своей смерти: Бог наказал его за то, что он велел мужикам работать в воскресенье. Дальше Максим распоряжается насчёт имущества, не забыв купленную вчера лошадь, за которую дал задаток, просит прощения у мужиков. Рассказчик так охарактеризовал смерть русского мужика: «Он умирает, словно обряд совершает: холодно и просто», – но не тупо или равнодушно, как может показаться со стороны.

Другой мужик, мужественно ждущий смерти – обгоревший крестьянин соседа. Рассказчика поражает не столько поведение мужика, сколько его жены и дочери, которые в гробовом молчании сидят в избе и тоже ждут смерти, так что рассказчик «не вытерпел и вышел». При этом другие члены семьи относятся к подступающей к родственнику смерти как к чему-то обыденному, даже не прекращают повседневных дел.

Лыбовшинский мельник Василий Дмитрич, у которого случилась грыжа, только на 10 день пришёл к фельдшеру за помощью: «И умирать мне из-за этакой дряни?» Мельник произносит почти анекдотическую фразу о том, что умирать лучше дома, где в его отсутствие «господь знает что приключится». Никакой паники перед лицом смерти у мельника нет, по дороге домой он со встречными раскланивается, и это за 4 дня до смерти!

Рассказчик описывает смерть приятеля Авенира Сорокоумова, учившего детей помещика Гура Крупяникова. Сорокоумов обладал младенчески чистой душою. Он радовался успехам товарищей, не знал зависти и самолюбия. Авенир наслаждается отведёнными ему днями: читает любимые стихи, вспоминает с гостем Москву, Пушкина, говорит о литературе и театре и жалеет умерших друзей. Сорокоумов доволен прожитой жизнью, уезжать и лечиться не хочет, потому что «всё равно, где умирать». Крупяников известил о смерти Сорокоумова в письме, добавив, что тот скончался «с таковою же бесчувственностью, не изъявляя никаких знаков сожаления». То есть Сорокоумов принял смерть как должное.

Совсем уж анекдотической выглядит ситуация смерти старушки-помещицы, которая пыталась заплатить попу за собственную отходную и была недовольна тем, что священник сократил положенную молитву.

Стилистические особенности

Рассказ полон абсурдов и парадоксов. У кузины соседа рассказчика было отличное сердце, но не было волос. В ответ на французский стишок по случаю открытия барыней красногорской больницы в альбоме, в котором кто-то подобострастно назвал больницу храмом, некто Иван Кобылятников, подумав, что речь идёт о природе, написал, что тоже её любит.

Больных укрощает в больнице сумасшедший резчик Павел, кухаркой работает сухорукая баба, которая ещё более безумна, чем Павел, бьёт его и заставляет стеречь индюшек. Абсурд на сюжетном уровне – поведение умирающей помещицы. Но самое абсурдное – правдивость всех невероятных историй.

Слайд 1

Исследовательский проект по рассказу И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника»- «Уездный лекарь».
Выполнила ученица 10 «А» класса Зуева Ксения. Учитель Плохотнюк И.В
2010 год

Слайд 2

Тезаурус
Литерату́рный цикл - ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов. Общность, объединяющая ряд произведений, выступает, помимо темы, также в жанре, месте и времени действия, персонажах, форме и стиле повествования. Рассказ - это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Слайд 3

Вступление
Время создания рассказа приходится на апрель 1847 года, первоначальное название которого было « Бедное семейство». Главной идей, вдохновившей И.С.Тургенева на написание рассказа «Уездный лекарь», явились воспоминания Белинского о Любови Александровны Бакуниной, которая полюбила перед смертью доктора П.П. Клюшникова. Но писатель, если данное предположение справедливо, далеко отошел от прототипов. Его уездный лекарь как тип ничем не напоминает П. П. Клюшникова, умного и талантливого врача, близкого к кружку Бакунина.

Слайд 4

Оценка рассказа «Уездный лекарь» В.Г. Белинским
«В „Уездном лекаре“, - писал он Анненкову 15 февраля 1848 г., - я не понял ни единого слова, а потому ничего не скажу о нем; а вот моя жена так в восторге от него - бабье дело...»

Слайд 5

Краткое содержание
Врач поведал историю, которая произошла с ним самим несколько лет назад: он сильно привязался к своей пациентке, тяжелобольной девушке, влюбился в нее. Чувства его оказались взаимными. Но отчаяние его было беспредельным – с каждым днем девушка чувствовала себя все хуже и хуже, а он ничем не мог помочь ей. Эти чувства оказались самыми сильными в его жизни – он помнит эту девушку, несмотря на прошедшие годы и последующую женитьбу.

Слайд 6

Формулировка проблемы в рассказе
Проблема рассказа заключается в противоречии между врачебным долгом и социальными предрассудками.

Слайд 7

Связан ли данный текст с историей государства?
На мой взгляд, сама система врачевания, особенно в отдаленных местах российской глубинки, оставалась на столь низком уровне, что элементарная помощь и обеспечение лекарствами, особенно для не богатых людей, было очень затруднено. Поэтому примитивные уездные лекари, такие как Трифон Иванович, принимали свои решения в одиночку, зачастую ошибочные, приносящие неисправимые ошибки для пациентов.

Здесь представлена целостная картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле, раз-мышлениями о настоящем и будущем ее талантливого народа. Тут нет сцен истязаний, но именно обыденные картины крепостни-ческой жизни свидетельствуют об античеловеческой сущности всего общественного строя.

В этом произведении автор не предлагает нам ярких сюжет-ных ходов с активным действием, а большое внимание уделяет портретным характеристикам, манерам, привычкам и вкусам ге-роев. Хотя общий сюжет все же присутствует. Рассказчик совер-шает вояж по России, но география его весьма необширная — это Орловская область. Он встречается по пути с различными типами людей, в результате чего вырисовывается картина рос-сийского быта.

Тургенев придавал большое значение расположению расска-зов в книге. Так появляется не простая подборка тематически од-нородных рассказов, а единое художественное произведение, внутри которого действуют закономерности образной взаимосвя-зи очерков. «Записки охотника» открываются двумя тематически-ми «фразами», каждая из которых включает в себя три рассказа. Сначала даны вариации на тему народного характера — «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода». В сле-дующих трех рассказах развивается тема разоряющегося дворян-ства — «Уездный лекарь», «Мой сосед Радимов», «Однодворец Овсяников». Следующие рассказы: «Льгов», «Бежин луг», «Кась-ян с Красивой Мечи» — снова развивают тему народа, но в них появляются и все более настойчиво звучат мотивы разлагающе-гося вредного влияния крепостного права на души людей, осо-бенно это ощущается в очерке «Льгов».

В рассказах «Бурмистр», «Контора» и «Бирюк» продолжена тема дворянства, однако в резко обновленном варианте. В «Бурмист-ре», например, представлен тип помещика новой формации, здесь же дан образ барского слуги. В «Конторе» даны курьезные итоги перенесения старых дворянских привычек хозяйствования на но-вые формы общественных учреждений и новые типы конторских служителей из крестьян. В очерке «Бирюк» описан странный, загадочный человек, олицетворяющий собой могучие стихийные силы, которые пока неосознанно бродят в душе русского чело-века.

В следующих далее восьми рассказах тематические фразы смешиваются, и происходит своеобразная тематическая диффу-зия. Однако в самом конце цикла элегическая нота двух расска-зов о дворянине Чертопханове сменяется народной темой в очер-ках «Живые мощи» и «Стучит».

В «Записках охотника» изображается провинциальная Россия, но ощущается мертвящее давление тех жизненных сфер, кото-рые тяготеют над русской провинцией и диктуют ей свои условия и законы.

Первый рассказ данного цикла называется «Хорь и Калиныч». Автор-рассказчик знакомится с помещиком Полутыкиным, страст-ным охотником, который приглашает его к себе в имение, где знакомит со своими крестьянами, которых достаточно высоко ценит. Первый персонаж — Хорь, в образе которого заложен оп-ределенный типаж, довольно распространенный в народе. Хорь хорошо был знаком с практической стороной дела, в его поступ-ках и работе просматривается здравый смысл. Он находится в положении крепостного крестьянина, хотя у него есть возмож-ность откупиться от своего барина.

Его приятель Калиныч является полной его противоположно-стью. У него когда-то была жена, а сейчас живет один. Охота ста-ла смыслом его жизни, давая ему возможность контактировать с природой.

Герои по-разному смотрят на жизнь, воспринимают различ-ные ситуации, даже манеры их абсолютно противоположны.

Автор не идеализирует крестьян. Тургенев увидел в народных типажах людей здравого смысла, трагедия которых состоит в том, что они не могут реализовать свои таланты и возможности. Хорь много видел, знал и хорошо понимал психологию людских отно-шений. «Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую умную речь русского мужика». Но читать Хорь не умел, а Калиныч — умел, но он лишен был здравого смысла. Эти противоположности в реальной жизни не противоречат друг другу, а дополняют и тем самым находят общий язык.

Здесь автор выступил как зрелый мастер народного расска-за, тут определился своеобразный крепостнический пафос всей книги, изображавшей сильные, мужественные, яркие народные характеры, существование которых превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовмес-тимое с национальным достоинством русского человека.

В очерке «Хорь и Калиныч» характер помещика Полутыкина набросан лишь легкими штрихами, вскользь сообщается о его пристрастиях к французской кухне, а также упоминается о бар-ской конторе. Но отнюдь не случайной оказывается эта стихия. В очерке «Контора» представлены подобные французские при-страстия в образе помещика Пеночника, а разрушительные по-следствия данной стихии показаны в рассказе «Бурмистр».

В данном произведении беспощадно разоблачаются разруши-тельные экономические последствия так называемой цивилиза-торской деятельности верхов. Их манера хозяйствования подры-вает основы труда крестьянина на земле. В очерке «Два помещи-ка», например, рассказывается о хозяйственной деятельности одного важного петербургского сановника, который решил засе-ять маком все свои поля, «так как он стоит дороже ржи, поэтому сеять его выгоднее».

С деятельностью этого сановника перекликается хозяйствова-ние на земле помещика Пантелея Еремеевича Чертопханова, ко-торый начал перестраивать крестьянские избы по новому плану. Кроме того, приказал всех своих подданных пронумеровать и на-шить каждому на воротнике его номер. В подобных бесчинствах провинциального помещика видны другие поступки всероссий-ского, государственного масштаба. Здесь автор намекает на дея-тельность Аракчеева — организатора крестьянских военных по-селений.

Постепенно в книге развивается художественная мысль о не-лепости векового крепостнического уклада. Например, в расска-зе «Однодворец Овсяников» дана история превращения неграмот-ного французского барабанщика Леженя в учителя музыки, гу-вернера, а затем и в русского дворянина.

В «Записках охотника» есть рассказы, которые тяготеют к са-тире, так как в них звучит антикрепостническая тема. Например, в рассказе «Льгов» говорится о крестьянине по прозвищу Сучок, который за свою жизнь служил у господ кучером, рыболовом, поваром, актером в домашнем театре, буфетчиком Антоном, хотя его настоящее имя было Кузьма. Имея несколько имен и про-звищ, личность оказалась полностью обезличенной.

Разные судьбы, сочетаясь и перекликаясь с другими, участ-вуют в создании монументального образа крепостного ига, кото-рое оказывает губительное влияние на жизнь нации.

Данный образ дополняет и усиливает природа. Через всю кни-гу красной нитью проходит безжизненный пейзаж. В первый раз он появляется в очерке «Хорь и Калиныч», где упоминается об орловской деревне, расположенной рядом с оврагом. В рассказе «Певцы» деревня Колотовка рассечена страшным оврагом прямо по середине улицы. В очерке «Бежин луг» заблудившийся охот-ник испытывает «страшное чувство», попав в лощину, похожую на котел с пологими бокалами. Образ страшного, проклятого людь-ми места неоднократно появляется в повести. Пейзажи подобного рода концентрируют в себе вековые народные беды и невзгоды, связанные с русским крепостничеством.

Данное произведение лишено патриархального благообра-зия, так как в нем затронут всероссийский социальный конф-ликт, а также сталкиваются и спорят друг с другом два наци-ональных образа мира, две России — официальная, мертвя-щая жизнь, и народно-крестьянская, живая и поэтическая. Кро-ме того, все герои тяготеют к двум разным полюсам — мертво-му или живому.

В создании целостного образа живой России активную роль также играет природа. Лучшие герои этого произведения не про-сто изображены на фоне природы, но и выступают как ее про-должение. Таким образом достигается в книге поэтическое ощу-щение взаимной связи всего живого: человека, реки, леса, степи. Душой этого единства является личность автора, слитая с жиз-нью народа, с глубинными пластами русской культуры. Природа тут не является равнодушной к человеку, наоборот, она очень строга в своих отношениях с ним, так как она мстит ему за слиш-ком бесцеремонное и рациональное вторжение в ее тайны, а так-же за чрезмерную смелость и самоуверенность с ней.

Особенность национального характера раскрывается в расска-зе «Смерть», где перечисляются трагические истории о смерти подрядчика Максима, крестьянина, мельника Василя, разночинца-интеллигента Авенира Соколоумова, старушки-помещицы. Но все эти истории объединены одним общим мотивом: перед лицом смерти в русском человеке проявляются сердечные струны. Все русские люди «умирают удивительно», так как в час последне-го испытания они думают не о себе, а о других, о близких людях. В этом заключается источник их мужества и душевной выносливости.

Многое привлекает писателя в русской жизни, но и многое отталкивает. Однако есть в ней одно качество, которое автор ста-вит очень высоко, — это демократизм, дружелюбие, живой та-лант взаимопонимания, который не истребили из народной сре-ды, а только, наоборот, заострили века крепостнического права, суровые испытания русской истории.

Имеется в «Записках охотника» еще один лейтмотив — музы-кальная одаренность русского народа, который впервые заявлен в «Хоре и Калиныче». Калиныч поет, а деловитый Хорь ему под-певает. Песня объединяет в общем настроении даже такие проти-воположные натуры. Песня является тем началом, которое сбли-жает людей в радостях и горестях жизни.

В очерке «Малиновая вода» у персонажей есть общие черты: все они неудачники. И в конце очерка на другом берегу незнако-мый певец затянул унылую песню, которая сближает людей, так как через отдельные судьбы ведет к общерусской судьбе и род-нит тем самым героев между собой.

В рассказе «Касьян с Красивой Мечи» среди полей слышен скорбный напев, который зовет в путь-дорогу, прочь от земли, где царят неправда и зло, в страну обетованную, где все люди живут в довольстве и справедливости.

В такую же страну зовет героев песня Якова из рассказа «Пев-цы». Здесь поэтизируется не только пение Якова, но и та духов-ная связь, которую его песня устанавливает в очень разных по положению и происхождению персонажах. Яков пел, но вместе с ним пели и души людей, окружающих его. Песней живет весь Притынный кабачок.

Но Тургенев является писателем-реалистом, поэтому он пока-жет, как такой порыв сменяется душевной депрессией. Далее сле-дует пьяный вечер, где Яков и весь мир в кабачке становятся совершенно другими.

В сборнике имеются рассказы, проникнутые особым лириз-мом. Например, «Бежин луг» по изяществу резко отличается от других новелл данного цикла. Автор много внимания уделяет здесь стихии природы. Путешественник ближе к вечеру сбился с доро-ги и решил выбрать себе ночлег. Выходит на костер, горящий воз-ле реки, у которого сидят крестьянские ребятишки, пасущие коней. Охотник становится свидетелем их разговора. Он в восторге от тех народных повестей, с которыми он познакомился при этом. Интересен рассказ Кости о Гавриле, слободском плотнике, кото-рый столкнулся с русалкой. Он пошел навстречу ей, но внутрен-няя сила остановила его, он положил крест, после чего она пере-стала смеяться и заплакала, сказав: «Убиваться же тебе до кон-ца дней». Здесь сатанинская сила побеждена крестным знамени-ем, но она способна внедрить в человека печаль. Материал с сайта

Заканчиваются «Записки охотника» очерком «Лес и степь». Здесь нет героев, но есть тонкое лирическое описание природ-ной стихии, красоты природы и бытия человека в ней. Эти две противоположности не теснят, не мешают, а взаимно дополняют друг друга. И лес, и степь вызывают восторг у путешественника, они ему одновременно нравятся. Человек должен тоже гармони-чески вписаться в природу. Очерк проникнут жизнеутвержда-ющим оптимистическим настроением, так как все это важно для здорового существования людей.

Таким образом, центральный конфликт данной книги сложен и глубок. Бесспорно, социальные антагонизмы здесь обрисованы довольно остро. Безусловно, бремя крепостничества ложится в первую очередь на плечи крестьянина, потому что именно ему приходится терпеть физические истязания, голод, нужду и ду-ховные унижения. Однако Тургенев смотрит на крепостное пра-во с более широкой, общенациональной точки зрения, как на яв-ление, мучительное одновременно и для барина, и для мужика. Он резко осуждает жестоких крепостников и сочувствует тем дворянам, которые сами оказались жертвами крепостнического ига. Ведь совсем не случайно пение Якова Турка вызывает из глаз Дикого Барина «тяжелую слезу».

У Тургенева национально русскими чертами наделены не толь-ко крестьяне; русскими по натуре являются и некоторые поме-щики, избежавшие растлевающего влияния крепостного права. Петр Петрович Каратаев не менее русский человек, чем кресть-яне. Национальные черты характера подчеркнуты и в моральном облике Чертопханова. Он помещик, но не крепостник. Такова же Татьяна Борисовна, патриархальная помещица, но в то же время простое существо, с «прямодушным чистым сердцем».

Автор видит живые силы нации как в крестьянской, так и в дворянской среде. Восхищаясь поэтической одаренностью или, наоборот, деловитостью русского человека, писатель приходит к выводу о том, что крепостное право противоречит националь-ному достоинству, и в борьбе с ним должна принять участие вся живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

План

  1. Тема народного характера и народа.
  2. Тема разоряющегося дворянства.
  3. Мотивы разлагающего влияния крепостного уклада на души людей.
  4. Сюжеты, герои, ситуации.
  5. Основные художественные принципы в изображении на-родного характера и быта: контрастность высокого и буд-ничного, безобразного и прекрасного, силы и бессилия.
  6. Специальные средства художественной выразительности: пейзаж, световая и цветовая гамма.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • тема произведения записки охотника
  • характеристика героев малиновая вода
  • тургенев, записки охотника анализ рассказа
  • портретное описание пантелей еремеевич
  • краткое описание записки охотника бурмистр

Сначала повествование ведется от лица автора. Как-то осенью он сильно простудился на охоте. К счастью, разгар болезни застал автора в гостинице уездного города. Он незамедлительно вызывает лекаря. Тот приходит через полчаса и оказывается маленьким и тщедушным человечком с черными волосами. Доктор прописал необходимые лекарства, поставил больному горчичник и взял свой гонорар.

Лекарь совсем уж собрался уходить, но по необъяснимым причинам остался. Автор был этому только рад. Его мучал жар, ночь предстояла бессонная. Почему бы и не поболтать

С хорошим человеком? Принесли чай и доктор начал рассказывать разные забавные истории из своей практики. Автор замечает странную закономерность: иногда человека и давно знаешь, а доверия к нему нет, а кого-то видишь первый раз в жизни – и рассказываешь всю поднаготную. Автору непонятно, чем он сумел заслужить расположение лекаря, но тот взял и рассказал довольно интересную и очень личную историю.

Далее рассказ ведется от лица уездного лекаря. В один из дней Великого поста он спокойно и мирно играет в преферанс в доме судьи, который до этой игры большой охотник. Вдруг через слугу передают записку с просьбой

Приехать к больному. У обедневшей вдовы умирает дочь. Лекаря умоляют срочно приехать, лошади уже дожидаются. Врачу не слишком хочется уходить из гостеприимного и теплого дома и ехать за двадцать верст по весеннему бездорожью. К тому же он понимает, что много денег от этого визита он не получит. Но долг есть долг. Доктор отдает свои карты и едет домой за необходимыми лекарствами.

У порога дома он видит присланный за ним экипаж и еще раз осознает, что прибыли от больного не будет. Лошади неказистые, крестьянские, на козлах обычный мужик, из уважения снявший с головы шапку. Но ехать надо, человек умирает.

Дорога оказалась ужасной, еле доехали. Доктора встретила почтенная старушка в чепце и проводила его к больной дочери. В комнате доктор видит молодую девушку лет двадцати, мечущуюся на постели в горячке. По словам матери, болезнь началась внезапно и развивается очень стремительно. Рядом стоят две испуганные девушки, ее сестры. Доктор успокаивает родных и начинает осмотр и лечение. Он сразу же замечает необыкновенную красоту больной.

Девушка заснула, с ней осталась на всякий случай горничная. Доктор спускается к столу, он решает заночевать в доме. Доктор продолжает успокаивать мать. Наконец, все домочадцы легли спать. Доктор не может заснуть и решает проведать свою пациентку. Девушка просит вылечить ее, не дать ей умереть. Он хватает доктора за руку и шепчет ему на ухо что-то непонятное, будто находится в состоянии бреда.

Следующий день не оправдал надежд на выздоровление. Лекарь решает задержаться в доме еще немного. Отчасти это продиктовано профессиональным самолюбием. Но главная причина не в этом. Врач чувствует зарождающуюся симпатию к своей больной и ее семье. Люди это бедные, но на редкость благородные и образованные. Доктора тоже полюбили в семье, как родного.

Проходят дни, а болезнь все не отступает. Лекарь полюбил девушку. Он не слишком верит во взаимность своих чувств. Ему кажется, что ее любовь – попытка безнадежной больной почувствовать вкус к жизни и не думать о страшном.

Девушке становится все хуже. Доктор вспоминает свое отчаяние, неверие в себя и свое врачебное искусство – вспоминает не в связи с этим случаем, а говорит о таких случаях в принципе. А в ситуации с Александрой Андреевной – так звали больную девушку – лекаря больше всего страшит потеря доверия к нему.

Доктор подолгу разговаривает с больной, расспрашивает ее и рассказывает о себе. Он влюбляется все сильнее и сильнее. Однажды ночью Александра Андреевна попросила открыть ей правду: действительно ли она умирает. Лекарь пытается ее успокоить, но девушка ему не верит. Она будто бы рада приближающейся смерти, ждет ее. Влюбленные признаются друг другу в своих чувствах и обнимаются.

Наутро наступил кризис. Для доктора это была настоящая пытка. Длилась она трое суток. Все ночи герой провел рядом со своей любимой. В последнюю ночь он и сам мечтал о смерти для них обоих. Тут в комнату заходит мать. Александра говорит о том, что они с доктором дали друг другу слово. Лекарь в смятении чувств выбегает из комнаты.

На следующий день девушка скончалась. Перед смертью она попросила родных оставить их с доктором наедине. Она попросила прощения и сказала, что никого в жизни так не любила, как доктора. Наказала не забывать ее и беречь кольцо.

Здесь лекарь отвернулся от автора, а тот с искренним сочувствием взял его за руку. Вдруг доктор резко меняет тему рассказа. Он предлагает поговорить о чем-то другом или сыграть в преферанс. Упоминает о своей жене Акулине («Трифону-то под стать»), купеческой дочке с богатым приданым. Автор и доктор играют в преферанс. Лекарь выиграл целых два рубля и ушел довольный.

1) Кто (повествователь или рассказчик) появляется в начале рассказа?

2) Что конкретно нам известно о повествователе? При каких обстоятельствах происходит его встреча с рассказчиком?

3) Какова роль повествователя в композиции рассказа (вступление; концовка, завершение; его речь «обрамляет» рассказ)?

4) От кого сначала мы узнаем о рассказчике (об уездном лекаре)? Каким человеком предстает рассказчик в описании повествователя (цитаты из текста)? Как повествователь относится к нему (с добродушной иронией)?

5) Как повествователь характеризует речевую манеру рассказчика (привести примеры: «Малый он был неглупый, выражался бойко и довольно забавно»; «начал он расслабленным и дрожащим голосом»). Выделите все «задержки», отмечаемые повествователем: «Тут лекарь опять с ожесточеньем понюхал табаку и на мгновение оцепенел» (о чем он говорит перед этим?); «Лекарь помолчал»; «Он снова понюхал табаку, крякнул и хлебнул глоток чаю»; «Лекарь потупился и покраснел»; «лекарь с улыбкой взглянул на себя»; «прибавил лекарь скороговоркой и со вздохом».

Вывод: функция повествователя- следить за изменением эмоционального состояния, настроения рассказчика.

6) Почему наиболее драматичные события (признание в бреду и смерть героини) обходятся без таких комментирующих помет повествователя?

7) Какова речь лекаря в действительности и как она его характеризует?

Проследите то, как тон рассказчика меняется в зависимости от того, что он говорит. Когда его речь становится особенно эмоциональной? Почему так происходит?

8) Обратите внимание на особенности речи:

Обилие повторов, многоточия, восклицательные знаки, междометия (указывают на эмоциональность, экспрессивность; история для него волнительна). Когда текст особенно насыщен этими особенностями?

Вежливые обороты («вы не изволите знать», «изволите видеть», «смею сказать»): он скромен, не выпячивает свои достоинства; скорее даже склонен к самоуничижению. Обращение «милостивый государь»; выражения типа «Но вот-с... тут-с... как бы вам изложить-с...».

Установка на доверительность к собеседнику: «вы понимаете», «вы изволите смеяться», «Поверите ли», «Скажу вам без обиняков», «откровенно признаться», «знаете ли».

Много предложений неинформативных, выдающих волнение: «как бы вам сказать - не солгать», «а, впрочем... право, как это, того-с...».

Близость разговорному языку (который не любит долгих отступлений и описаний, в основном регистрирует события) проявляется в использовании односоставных и неполных предложений: «Сижу я у него, у нашего судьи, и играю в преферанс. Судья у нас хороший человек и в преферанс играть охотник»; «Так и есть: от больного...»; «Дорога адская: ручьи, снег, грязь, водомоины, а там вдруг плотину прорвало - беда!»; «Навстречу мне старушка, почтенная такая, в чепце». Часто повторяющиеся «вдруг» (что отмечает и повествователь): «мой лекарь часто употреблял слово: вдруг»; слово «однако» (почему?). Просторечные частицы «да», «ну» в начале фразы; просторечные слова «дескать», «мол» «беднеющая», «сумнительно», «тележчонка», «ей-богу», «неглижировать», «кое-что тоже смекаю», «дурак», «наш брат».

Экспрессивные междометия: «дороги такие, что фа!», «Эх!».

Устойчивые выражения: не на золоте едят, сидит князем, смело бей на две депозитки, с ума нейдет, душа в пятки уходит, как говорится.

9) Что нового о личности рассказчика нам дает история, которую он рассказывает, его действия, поступки (реакция не бедность кучера; сочувствие к девушке: важно, как меняется отношение к ней; высказывания о смерти человека; никогда не забывает о своем интересе; женитьба на Акулине)? Выделите его положительные и отрицательные качества. Почему лекаря можно соотнести с широко распространенным типом «маленького человека»?

10) При каких обстоятельствах нам становится известно имя рассказчика; как соотносится имя с образом рассказчика (это важно)?

11) Какие чувства этот случай из жизни постороннего человека вызвал у повествователя? Что об этом свидетельствует (в конце рассказа)?