Кровь их нас и детях. Альманах борух - «кровь его на нас


В Великую Субботу в Страстную неделю наступает затишье. Гробница запечатана, стража стоит в карауле, ученики разбежались в смятении, страхе и горе. А Господь лежит в могиле недвижимый, отдав все ради спасения людей от грехов.

Как осмыслить ужасы последних нескольких дней в тихой и тревожной тени креста? У учеников было множество разных вопросов. Как Господь мог быть долгожданным Царем, если Его вчера убили? Можно ли было это все как-нибудь остановить? Если с Ним так обошлись, пытали Его и погубили, то что сделают с нами? Все эти мысли наверняка посещали учеников в субботу.

Мы тоже слышим темные и отрезвляющие отголоски Четверга и Пятницы. Но мы ждем Светлого Воскресенья – гробница опустеет, а Царь воскреснет. В этой надежде мы можем теперь взглянуть на толпу, что распяла Иисуса и узнать в ней себя, и заглянуть в будущее, готовясь к Пасхе, радуясь изменениям, которые произошли в нас благодаря Его жертве. Мы покрыты Кровью, которая так обескуражила Его первых последователей.

Пилат за свободу выбора

На праздник же [Пасхи] правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти.
(Мф. 27:15-18)

У Пилата есть право отпустить одного преступника, осужденного на смерть. Перед ним стоят Варавва, злодей и осужденный убийца, и Иисус.

И вот иудейские священники и старейшины подговаривают толпу просить о помилования для Вараввы и смерти для Иисуса. Прокуратор снова обращается к толпе: «Кого мне отпустить?» И толпа кричит: «Варавву!» Пилат вопрошает: «А что мне делать с этим, называемым Христом?» И толпа неистово провозглашает: «Распни Его!» Пилат в удивлении: «Почему? Что плохого Он сделал?» Но толпа неумолима: «Распни Его, распни!»

Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
(Мф. 27:20-26)

Самоубийственный клич толпы

Это зависть, ненависть и невежество. Как могли они дать себя так обмануть, куда делась их совесть, что Сына Божия они послали на смерть, а убийцу помиловали? Пилат знал, что народ требует неправедного суда, что не была в Иисусе вины. Наместник Иудеи не желал в этой расправе принимать никакого участия. Но народ, полный неверия, с мятежными сердцами, с завистью к своему Мессии, кричит: «Распни Его! Распни Его!» «Пилат, если ты Его не убьёшь, Его кровь будет на нас!»

Пусть Его кровь будет на нас? Пусть кровь Бога будет на вас? Пусть кровь вечного существа, всемогущего Слова будет на вас? Их неверие и зависть, их грех – все это привело их к неповиновению и отречению от Бога. Они распяли Его Сына, Обещанного им – Сына, Которого Бог послал им, несмотря на их многовековую неверность. Пусть Кровь Его будет на нас!

Грех, который пригвоздил Его ко кресту

И в этом грех – отвергнуть Иисуса, сказать, что Он – ничто, что Он – сумасшедший или обманщик. Так думали и мы когда-то, полные неверия, мы отвергали Бога, Его Сына и Его жертву. Мы тоже кричали «Распни Его!» своим неверием и непослушанием. Вместе с толпой мы повторяли: «Он не наш Царь! Он не наш Мессия. Пусть Его кровь будет на нас!»

Но Бог, по Своей необъятной милости, по Своему долготерпению к Своим избранным «озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6). И ожив верой в Него, мы припадаем ко кресту, на котором умер наш Спаситель. Его драгоценной кровью мы прощены и освобождены от греха и последствий наших злодеяний.

Подписывайтесь:

Тот же самый крест, новый крик

И теперь наши слова приобретают другой смысл: «Пусть кровь Его будет на нас» . Мы произносим это не так, как кричала толпа на Голгофе. Мы в отчаянии это кричим, с благодарностью, надеждой и благоговением. Мы полностью полагаемся на Его жертву. Иисус, пусть Твоя кровь будет на нас. Пусть она покроет нас. Пусть Кровь Твоя, источаемая из Твоей головы, рук и ног, покрывает нас и очищает нас от всех наших беззаконий.

Мы провозглашаем смерть Иисуса. Мы радуемся Его смерти. Не потому, что мы считаем Его обманщиком или сумасшедшим, а потому, что Его смертью, Его ранами, Его кровью мы исцелены.

Наверное, каждый из нас помнит эти слова проклятия из "Евангелия от Матфея" гл. 27.

25. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на
нас и на детях наших.

26. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив,
предал на распятие.

Судя по этим строкам, евреи полностью сняли ответственность за смерть Иисуса с Римского прокуратора Понтия Пилата и возложили ее на свой род. Странный поступок?

Оказывается, в более ранних версиях Евангелия от Матфея этих слов еще не было. И появились они в священной книге христиан после подавления римлянами иудейского восстания под предводительством Бар-Кобху и выдворения евреев из Иерусалима.

Вот как описывает эти события Ирина Свенцицкая в своей книге "Раннее христианство: страницы истории" :

"Отношения христиан с правоверными иудеями в первой половине II в. обострились не только из-за нежелания "язычников" признавать чуждую им обрядность, но и в силу политической обстановки в Римской империи.

В 132 г. вспыхнуло новое восстание в Иудее, во главе которого встал Симон бен Косеба. Он объявил себя мессией и стал называться Бар-Кохба - "сын звезды". Бар-Кохбу поддерживала в основном палестинская беднота; большинство иудейского жречества не признало его и дало ему презрительное прозвище Бар-Козба, что означает "сын лжи".

Восставшие развернули настоящую партизанскую войну; Иерусалим оказался в их руках. Многие недовольные существующими порядками за пределами Иудеи пытались оказать им помощь. Палестинские христиане первоначально примкнули к восстанию, но они отказались называть Бар-Кохбу мессией, и между ними начался конфликт.

Отборные римские войска были брошены на подавление восстания. Сам император Адриан приезжал наблюдать за военными действиями. В 135 г. римляне вошли в Иерусалим. Бар-Кохба был убит.

Последствия этого поражения оказались гибельными для иудеев: их выселили из Иерусалима и под страхом смерти запретили приближаться к городу.

Разгром еще одного иудейского восстания заставил руководителей большинства христианских общин окончательно порвать с иудаизмом. Поражение иудеев нужно было объяснить с религиозной точки зрения. Самым простым объяснением было утверждение о виновности иудеев в смерти Христа и о заслуженном наказании их. Но, как это обычно бывает, с религиозными соображениями тесно переплетались политические интересы.

Христианские старейшины и епископы искали путей примирения с государственной властью, хотели включения христиан в римское общество, ибо вне его они могли восприниматься только как мятежники, которых нужно гнать и преследовать.

Печальный опыт второго иудейского восстания еще раз показал безнадежность борьбы с императорским Римом. Руководители многих христианских общин, прежде всего западных, стремились убедить власти в лояльности христиан, а верующих - в необходимости подчинения императору.

Обвинение всего мятежного иудейского народа в казни Иисуса и одновременное оправдание римского прокуратора Понтия Пилата, без санкции которого на самом деле не мог быть приведен в исполнение ни один смертный приговор, отвечало этим стремлениям.

И вот в канонических евангелиях рисуется очень маловероятная с точки зрения исторической действительности картина суда над Иисусом: разъяренная толпа, подстрекаемая первосвященниками, буквально вырывает у Пилата согласие на его казнь, заявляя: "Кровь его на нас и на детях наших".

Из-за этой фразы, вероятно добавленной в первоначальную редакцию каким-либо переписчиком впоследствии, тысячи были принесены в жертву религиозному фанатизму.

Некоторые ученые, в частности Робертсон, полагают, что именно после разгрома восстания Бар-Кохбы в Первом послании Павла к фессалоникийцам (в целом более раннем) появились проклятия в адрес иудеев, "которые убили и господа Иисуса и его пророков, и нас изгнали, и богу не угождают, и всем человекам противятся" (2:15). "

Рецензии

Ну да Ирина Свенцицкая прямо, как вторая Латынина. Вам как и ей конечно невдомек что существует священное предание церкви, в виде толкования св. отцов, что Благовестие написано под водительством Святаго Духа, что Цетвероевангелие дополняет друг друга освещая Вочеловечение Господа со всех четырех сторон. Что никакой нормальной бабе за две тысячи лет не пришло на ум заявить: "…Накопление нового материала (в частности, открытие кумранских рукописей, папирусных фрагментов евангелий, анализ общих законов мифотворчества) побудило некоторых советских исследователей поставить вопрос о возможном историческом существовании Иисуса - проповедника из Галилеи (А. П. Каждан, И. Д. Амусин, М. М. Кубланов, а также автор этих строк)", однако "признание реальности прототипа для образа Иисуса Христа не меняет наших представлений о мифологическом характере основных новозаветных сказаний."

Жаль, что таким богохульницам как вы обе не понять, что Священное Евангелие богодухновенно, апостолы писали его под действием Духа Святого, действия благодаря которому Св.Писание охранялось от ошибок в том ради чего пришел Христос; от искажения понимания Бога и "Спасения" принесенного Им в погибающий мip, именно поэтому богодухновенностью апостолы были надежно защищены Духом Святым от погрешности в понимании "Спасения".

По истине Библия не учебник по "историософии или метафизики" и ведь не об отвлеченных софизмах и человеческих философских ветийствах там говорится, а речь там идет о "Спасении", ибо Христос пришел на землю только для "Спасения" человечества. Богодухновенным Св.Писание является еще в том смысле, что в нем нет ошибок учения касающегося о Боге, о человеке, об отношении человека и Бога, о грехопадении, о смерти и о "Спасении" от неё!

Почему мы при изучении Св.Писание необходимо обращаемся к толкованию Его святыми отцами? Потому что истинное понимание Св.Писания возможно только действием того же Духа Святого, которым написано Св.Писание. Мы верим, что святые отцы стяжали Дух Святой, что они жили в этом Духе и что Он даровал им верное разумение Св. Писания. А Св.Писание ключ к "Спасению" и истинному пониманию цели и смыслу дарованной нам жизни!

Пророк Исаия за 600 лет до Христа писал о Нем: «Как многие изумлялись, смотря на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих!» (Исаия 52:14)

Так был казнен иноплеменник, выдавший себя за убийцу Саула. Он подвергся жестокой казни, хотя Саул сделал много зла, за которое отступился от него Господь, и он являлся гонителем невинного Давида.

Из слов Давида видно, что он сомневался в правдивости рассказа Амаликитянина и не был уверен, что тот именно является убийцей Саула, однако, он предал его смерти, считая достойным смерти даже одно название себя цареубийцей и похвальбу сим поступком.

В сколько же раз тяжелее и греховнее убийство православного Помазанника Божия, во сколько раз большая кара должна лежать на убийцах Царя Николая II и его семьи?!

В противоположность Саулу, отступившему от Бога и за то оставленному Им, Царь Николай II является образцом благочестия и полной преданности воле Божией.

Восприяв не ветхозаветное возлияние елея на главу, а благодатную «Печать дара Духа Святаго» в Таинстве Миропомазания, Император Николай II был до конца жизни верен своему высокому званию и сознавал свою ответственность перед Богом.

Император Николай II в каждом поступке отдавал отчет перед своей совестью, вечно «ходил пред Господом Богом». «Благочестивейший» во дни своего земного благополучия не по имени только, а и самым делом, Он во дни своих испытаний проявил терпение, подобное терпению праведного Иова.

На такого-то Царя поднялись руки преступников, и притом уже тогда, когда он от перенесенных им испытаний очистился, как злато в горниле, и был невинным страдальцем в полном смысле того слова.

Преступление против Царя Николая II еще тем страшнее и греховнее, что вместе с ним убита вся его Семья, ни в чем не повинные дети!

Такие преступления не остаются безнаказанными. Они вопиют к Небу и низводят Божий гнев на землю.

Если подвергся смерти иноплеменник – мнимый убийца Саула, – за убийство беззащитного Царя-Страдальца и его семьи страдает ныне весь русский народ, допустивший страшное злодеяние и безмолвствовавший, когда Царя подвергли унижению и лишению свободы.

Глубокое осознание греховности содеянного и покаяние перед памятью Царя-Мученика требуется от нас Божией правдой.

Память невинных князей свв. Бориса и Глеба пробуждала совесть русских людей во время удельных смут и устыждала князей, начинавших раздоры. Кровь св. Великого князя Игоря произвела душевный переворот в душах киевлян и объединила Киев и Чернигов почитанием убиенного святого князя.

Св. Андрей Боголюбский своей кровью освятил единодержавие Руси, утвердившееся уже значительно позже его мученической кончины.

Всероссийское почитание св. Михаила Тверского исцелило раны на теле России, причиненные борьбой Москвы и Твери.

Прославление св. Царевича Димитрия прояснило сознание русских людей, вдохнуло в них нравственные силы и, после тяжких потрясений, привело к возрождению России.

Царь-Мученик Николай II со своим многострадальным семейством входит ныне в лик тех страстотерпцев.

Величайшее преступление, совершенное в отношении его, должно быть заглажено горячим почитанием его и прославлением его подвига.

Пред униженным, оклеветанным и умученным должна склониться Русь, как некогда склонились киевляне перед умученным ими преподобным князем Игорем, как Владимирцы и Суздальцы – перед убитым Великим князем Андреем Боголюбским!

Тогда Царь-Страстотерпец возымеет дерзновение к Богу, и его спасет Русскую землю от переносимых ей бедствий.

Тогда Царь-Мученик и его сострадальцы станут новыми небесными защитниками Святой Руси.

Невинно пролитая кровь возродит Россию и осенит ее новой славой!

Слово перед панихидой по царю мученику

Сорок лет тому назад в один день рухнули величие и слава Державы Российской, оплота мира во всем мире. Подпись Государя Императора Николая Александровича на акте отречения от Престола – есть историческая граница, отделяющая великое и славное прошлое России от темного и мучительного положения ее теперь.

Вся тяжесть зла теперешней власти и устроения жизни направлена на честных, благонамеренных и благочестивых людей, и весь народ находится в угнетении и постоянном страхе. Люди боятся даже своей собственной и никому не высказанной мысли, боятся, чтобы она не отразилась на выражении лица. Что произошло в тот день 40 лет назад? Отступление народа от Помазанника Божия, отступление от власти, покорной Богу, отступление от данной перед Богом присяги на верность Государю Помазаннику Божию и предание его на смерть.

Лишен власти, а потом и свободы, тот, кто все свои силы отдавал во имя Божие на служение России.

Десятки лет темные силы зла вели борьбу против Помазанника Божия, против государственной власти верной Богу. Те же силы убили и Государя Императора Александра Николаевича, Царя-Освободителя.

То преступление отрезвило народ, всколыхнуло всю страну, и тот нравственный подъем дал возможность Государю Императору Александру III Миротворцу крепкой рукой править Россией.

Прошло два десятка лет мирной жизни и развития России и создался новый заговор ниспровержения Царского Престола. То был заговор врагов России.

В самой России шла борьба против самой ее сущности и, разрушив Престол, враги России уничтожили даже имя ее.

Теперь весь мир может видеть, как связаны между собой Царская власть верная Богу и Россия. Не стало Царя – не стало России.

Борьбу против Царя и России вело скрытое безбожие, проявившее себя затем открыто.

Такова сущность борьбы против Царя и России, против основы ее жизни и исторического развития.

Таковы смысл и цель той борьбы, которых, может, не все сознавали – те, которые были ее пособниками.

Против Царя и России было призвано все грязное и ничтожное и грешное, что может быть в душе человека.

Все это, всеми силами, поднималось на борьбу против Царской Короны, увенчанной крестом, ибо Царское служение есть крестоношение.

Против креста людей всегда поднимают клеветой и ложью, творя диавольское дело, ибо, по слову Господа Иисуса Христа: «он есть ложь и отец лжи, и когда говорит ложь – говорит свое» ().

Все было поднято против самого кроткого, чистого и любвеобильного Царя, чтобы в страшный час борьбы против него – он остался один. Предварительно распространялись грязные клеветы на Царя и его семью, чтобы народ охладел к нему.

Неверные союзники приняли участие в заговоре. Ближайшие сотрудники, когда Государю нужна была нравственная поддержка, не дали ее и нарушили присягу. Одни – приняв участие в заговоре, другие – по слабости советуя отречение. Государь остался совсем один, а кругом «измена, подлость и трусость».

Со дня отречения все пошло последовательно рушиться. Иначе и не могло быть. Был свергнут тот, кто объединял все, стоя на страже Правды. Был совершен и открыт свободный путь греху. Напрасно хотят отделить Февраль от Октября: одно было прямым следствием другого.

В нынешние дни марта Псков был Гефсиманией для Государя, Екатеринбург стал для него Голгофой.

Государь Николай Александрович скончался как мученик, с непоколебимой верой и терпением, выпив чашу страданий до дна.

Грех против него и России совершили все, кто так или иначе действовал против него, не противодействовал тому или хоть сочувствием принял участие в совершившемся 40 лет назад событии. Грех тот лежит на всех, пока не будет смыт искренним покаянием. Вознося молитвы о упокоении его души, мы молим и о убиенных также в мартовские дни Царях Павле Петровиче и Александре Николаевиче.

И молимся о прощении русскому народу тяжкого греха измены и цареубийства. Горе тем, кто добрым называет зло, а добро – злом. Перед нами, пред русским народом, путь восстания – есть путь сознания греха и покаяния.

Для возрождения России напрасны все политические и программные объединения: России нужно нравственное обновление русского народа.

Мы должны молиться о прощении грехов наших и о милости нашему Отечеству, подобно тому как Господь освободил Израиль от плена Вавилонского, восстановил и разрушенный град Иерусалим.

Страстотерпец Николай II

Так изрек Каину после убийства им Авеля. Незлобивый, кроткий Авель бездыханный и безгласный лежал на земле. Но кровь его вопияла к небу. О чем вопияла она? Вопила земля, вопила природа, взывая к Богу о правосудии. Вопила, ибо не могла молчать, потрясенная совершившимся преступлением.

Есть события, которые потрясают даже бездушные стихии. Сам Господь творит тогда суд над ними. Таково было первое убийство, убийство Каиново. Таковы многие другие тягчайшие преступления. К ним относится страшное цареубийство в Екатеринбурге. За что был преследуем, оклеветан и убит Царь Николай II? За то, что он был Царь, Царь Милостью Божией. Он был носителем и воплощением православного мировоззрения, что Царь есть слуга Божий, Помазанник Божий, Ему должный дать отчет за судьбы вверенного ему народа, за все свои деяния и поступки, не только личные, но и как Правителя.

Так верил православный русский народ, так учила Православная , так сознавал и ощущал Царь Николай. Он весь проникнут был этим сознанием. Он смотрел на свое несение Царского венца, как на служение Богу. Он помнил то при всех своих важных решениях, при всех возникавших ответственных вопросах. Вот почему он так тверд и непоколебим был в тех вопросах, в которых он был убежден, что такова воля Божия, твердо стоял за то, что представлялось ему нужным для блага возглавляемого им Царства.

А когда он увидел, что поставлен в невозможность совершать по совести свое Царское служение, то сложил с себя Царский венец, подобно св. князю Борису, не желая стать причиной раздоров и кровопролития на Руси. Самопожертвование Царя, не принесшее России пользы, а наоборот, давшее еще большую возможность безнаказанно совершать преступление, принесло невообразимую скорбь и страдания. Но в них он проявил величие духа, уподобившее его праведному Иову. Злоба врагов не унималась. Он был для них и тогда опасен, ибо он был носитель сознания, что Верховная власть должна быть Богу покорна, от Него получать освящение и укрепление, Божиим заповедям следовать. Он был живым воплощением веры в Промысл Божий, действующий в судьбах царств и народов и направляющий верных Богу правителей на благие и полезные деяния. Посему он нетерпим был для врагов веры и для тех, кто стремится разум человеческий и силы человеческие поставить выше всего... Царь Николай II был слуга Божий по внутреннему своему миросозерцанию, по убеждениям, по своим действиям, и таким он был в глазах всего православного русского народа. Борьба против него тесно была соединена с борьбой против Бога и веры. По существу он сделался мучеником, оставшись верным Царю царствующих, и приял так, как принимали ее мученики.

Царь Николай многострадальный

Прообразом страдавшего и воскресшего Христа был праведный Иов Многострадальный, память которого совершается ныне, и книга о котором читается на Страстной седмице, потому что праведный Иов был первым прообразом Великого Страдальца за наши грехи, Спасителя мира. Подобно Иову, из обладавшего большим богатством сделавшемуся нищим, Сын Божий, оставя небесный Престол Свой, «обнищал», сделавшись подобным нам Человеком, терпевшим все нужды человеческие и «не имевшим где главу приклонить». Как праведный Иов терпел укоризны от своих ближайших друзей, так и Христос претерпел поношения и клеветы от Своих соплеменников и предательство Иуды. Но как после страданий св. Иов вновь увенчался славой и богатством, так и Сын Божий воскрес из мертвых, возшел на Свой небесный Престол, воспеваемый ангелами и приемлющий поклонение от всего мира. Как были прообразы Христовы до Его пришествия на землю, так после пришествия Его, образами Его должны быть верующие в Него. Сам Христос сказал на Тайной вечери: "Образ (пример ) вам дал , да якоже Аз сотворих вам и вы творите « (). А святой апостол Павел говорит: «Подобны мне бывайте, якоже аз Христу». Человек создан по образу и подобию Божиему, и всякий человек должен в себе являть то подобие своими добрыми качествами, отражающими в нас подобие Божие. Грех осквернил природу, и человек стал неспособен к истинному добру, потеряв живое общение с Богом.

Христос Сын Божий, воплотившись, показал нам опять Первообраз, которому мы должны уподобляться. «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе» , – пишет св. Апостол Павел верующим (). Таким живым напоминанием о страданиях Христовых явился в дни своих испытаний Царь Николай II. Предан он был теми, кому доверял. Оставлен был почти всеми приближенными, лишь немногие пошли с ним на его Голгофу. Толпы, еще недавно с восторгом встречавшие и приветствовавшие его, теперь поносили его, приветствуя тех, кто желал его казни. Как друзья Иова, недавно казавшиеся преданными ему, обвиняли его в несовершенных им преступлениях. «Распни, распни его» слышалось всюду, и те, кто оставался верен ему, не смели возвысить голоса, скрываясь «страха ради иудейска». С беззлобием и всепрощением переносил то Царь-Мученик.

«Я родился в день Иова Многострадального и мне предназначено страдать», – говорил он еще задолго до скорбных дней. С терпением и кротостью переносил он все выпавшее на его долю и до дна испил чашу своих страданий. Как Иов, много делавший добра и прежде, еще больше, чем добрыми делами, прославился своими страданиями, так и Царь Николай II еще больше, чем многими славными деяниями своего царствования, прославился на весь мир страданиями и великодушным перенесением их. Через много тысяч лет он в себе явил древнего прообраза Христова Иова, сам уподобившись ему, и с Павлом может сказать: «Я язвы Господа Иисуса ношу на теле моем» (). Он явил всем пример исполнения заповеди Христовой и примет от Него вместо венца Царского Венец Правды. Безгрешен был невинный страдалец Христос, но не безгрешны ни праведный Иов, ни Царь-Мученик. Но кто с Христом страдает, с Ним и прославится. За согрешивших друзей Иова мог умолить Бога только сам праведный Иов, и за согрешившую страждущую ныне Русь нужна и сильна ныне Царя-Мученика.

Новые страстотерпцы

Первыми святыми, прославленными на Руси, были святые страстотерпцы Борис и Глеб. Преданность воле Божией, беззлобие в отношении их убийц, как и предыдущая их жизнь, привлекли к ним сердца всех, а знамения и чудеса, которыми прославил их, открыли их мощь и небесную славу.

К ним прибегали в нуждах, их славили совершая их память несколько раз в году по всей Руси. Их явление на Неве ночью в канун дня представления их отца Великого князя Владимира вдохнуло силы в Благоверного князя Александра одержать в тот день над шведами знаменитую победу и послужило началом прославления самого Равноапостольного Великого князя Владимира. К тем двум первым страстотерпцам присоединился через полтора века Великий князь Игорь, принявший монашество с именем Гавриила и убитый киевлянами, хотевшими другого князя.

Всей Русью глубоко почитается благоверный Великий князь Михаил Тверской, после многих терзаний убитый в Орде по проискам князя Московского Юрия; от того времени и до наших дней низко склонялись у мощей святого и Тверь и Москва, к нему прибегали в скорбях и нуждах жители окрестных областей, черпали силы для строительства Царства Русского Государи Российские.

Источником не только исцелений от телесных болезней, но и духовных сил явился в Смутное время убитый в Угличе благоверный Царевич Димитрий. Ярко сияют из глубины веков те имена, изливается благодатная помощь всем призывающим их. Они и Другие страстотерпцы Земли Русской предстательствуют пред Богом за нее.

Ныне к сонму их присоединился Царь-Мученик с своей Семьей. Нет еще явных знамений, свидетельствующих о святости их, но качества, проявленные ими в дни испытаний, тесно соединили их с прославленными страстотерпцами. Несомненно, простив им грехи вольные и невольные, Господь вселил их в Свои Обители. Но Он дает силу молитвам Своих угодников и прославляет их на земле, когда то бывает нужным и полезным для земной Церкви. Чем сильнее будут наши молитвы о Царственных Мучениках, чем больше будем их чтить, тем скорее сделает Господь ходатаями за Землю Русскую тех, кого уже удостоил Небесной Славы.

Уже доходят вести из Гефсимании об исцелениях, происходящих у гроба Великой княгини Елизаветы Феодоровны. И если крепки будут вера и наши, быть может даст силу Господь молитве Царя-Мученика, Царевича Алексия и Царственных Мучениц, и воссияют они светлой зарей над омытым слезами покаяния и мученической кровью Отечеством.

Сегодня хотелось бы ответить на три вопроса, и первый из них звучит так:

«Зачем Иуде понадобилось целовать Христа? Неужели воины не знали, как Он выглядит?»

Петр Ионов

Обратимся к истории предательства Иудой Спасителя в повествовании евангелиста Луки: Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лк. 22, 47–48).

В преддверии Пасхи Иерусалим наполнялся множеством паломников. Так как не всем хватало места для ночлега в самом городе и гостиницах в селениях близ Иерусалима, то многие ночевали под открытым небом, и лучшего места для такой ночевки, чем Гефсиманский сад, было не найти.

Большое количество людей и темные ночи Палестины делали трудным обнаружение конкретного человека среди деревьев Гефсиманского сада. Именно поэтому первосвященники, боясь каких-либо эксцессов, были рады одному из ближайших учеников Христа – Иуде, который согласился осторожно указать на Господа. Иуда же сумел выдать Спасителя так, чтобы власти могли схватить Христа, когда с Ним не было толпы.

При встрече учителя ученик клал правую руку на его левое плечо, а левую руку – на правое плечо и целовал его. В качестве предательского знака Иуда решил воспользоваться этим обычаем, Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть (Лк. 22, 47).

Борис Ильич Гладков отмечает: «Из последующего поведения Иуды и предложенного Ему Иисусом вопроса можно заключить, что он намеревался, отделившись от отряда, подойти к Иисусу с обычным приветствием, поцеловать Его, затем отойти к Апостолам и тем скрыть свое предательство. Чтобы показать Иуде, что он не может скрыть своего предательства, Иисус сказал: “ Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?”»

Таким образом Иуда привел воинов синедриона ко Христу в темноте Гефсиманского сада, среди прочих людей указав на своего Учителя.

Если Господь заповедовал нам молиться молитвой «Отче наш» и не быть многословными, почему же у нас столько молитв – целые молитвословы? И можно ли заменять все эти молитвы и молитвенные правила молитвой «Отче наш»? Или молиться вместо утреннего и вечернего правила по правилу Серафима Саровского (три молитвы "Отче наш", три молитвы "Богородице Дево, радуйся" и "Символ веры")?

Евгения Сумишова

В Евангелии от Матфея, глава 6, стихи 7–13, говорится: А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш ...»

Наставляя о молитве и преподавая как образец молитву «Отче наш», Господь предостерегает от подражания язычникам, то есть многобожникам. Под словами говорить лишнего в греческом языке подразумевается слово, которое можно перевести как «бубнить» или «болтать». Среди язычников существовало убеждение, что молитвы – это род магических заклинаний, в которых важным является большое количество слов и точность их воспроизведения. А так как они верили в многочисленных богов, то и обращений к ним было множество. Римский философ Сенека язвительно говорил, что цель такой молитвы – «утомить богов» и тем заставить их стать благосклоннее.

Порицая такое многословие, Господь в то же время не запрещает продолжительных молитв и молитвословий. От нас требуется только, чтобы молитвы наши не были пустыми и бездушными, но, напротив, были искренними и сердечными.

Конечно, мы всегда просим что-либо в своих молитвах к Господу, но очень важно осознавать следующее: мы молимся не потому, что Бог не знает наших нужд, а единственно для того, чтобы очистить наше сердце и стать достойными Божьих милостей, вступив своим духом во внутреннее общение с Богом, – ведь это и есть высшая цель молитвы. Молитва же наша должна быть непрестанной и разумной: мы должны обращаться к Богу с такими просьбами, которые достойны Его и исполнение которых спасительно для нас.

Поэтому каждый христианин должен выбирать себе молитвенное правило согласно своему духовному становлению, соотнося свои силы и возможности. Что же касается правила преподобного Серафима Саровского, то стоит помнить, что три обозначенные в вопросе молитвы являются только начинательными, а далее полагается читать в течение всего дня молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя».

«Что значит выражение (народа, который требовал распять Господа) “кровь его на нас и потомках наших”?»

Александр Попов

22. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.

23. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.

24. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.

25. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.

(Мф. 27, 22–25)

По иудейскому обычаю, утверждая смертный приговор, судьи возлагали руки на голову осужденного и говорили: «Кровь твоя на тебе». Они делали это в знак того, что произносили правильный приговор и будут нести ответственность за смерть осужденного. Словами «кровь на нас и на наших детях» иудеи хотели сказать, что если Христос будет распят, то они принимают на себя и своих детей ответственность за Его казнь. Так ответили все собравшиеся, а не только представители синедриона.

Нужно помнить, что толпа состояла из сторонников Вараввы, видевших в нем национального героя. Это не те люди, которые тысячами ходили за Господом, чтобы услышать Его и получить исцеление. Кроме того, вина лежит на лидерах народа, искусно влиявших на массовое сознание. Они обвинили Иисуса Христа в богохульстве. А каждый иудей знал, что «хулитель имени Господня должен умереть», как указывает 24-я глава, 16-й стих Книги Левит.

Но при чем здесь дети? Понятно, что дети иудеев, как мудро замечает Александр Павлович Лопухин, были ответственны за кровь праведника лишь настолько, насколько принимали или принимают участие в злобе своих предков против Иисуса Христа. Согласно пророку Иезекиилю, дети не несут ответственности за грехи родителей, если сами не принимали участия в этих грехах: Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается (Иез. 18, 20).

В годы властвующего атеизма наш народ позволил случиться трагедии поругания Христовой веры. И дабы не быть наследниками безумных поступков наших предков, нам следует через любовь к Богу и покаяние очищать наши сердца если не от крови Христа, как детям тех иудеев, то от пыли разрушенных храмов и монастырей. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Фразы, прозвучавшей 2000 лет назад, достаточно, чтобы обеспечить христианам «чистую совесть» и оправдать все погромы. Но что на самом деле означают эти слова? Предлагаем читателям мнение исследователя Нового завета.

Святой Августин говорил, что «Гордыня добродетели – наихудшее зло». Он был неправ. Еще хуже – иметь «чистую совесть». «Совесть чиста» в плохом смысле у того, кто дал копейку для голодающих и остался этим доволен, у того врача, который узаконил аборты, у Пилата который умыл руки в крови Мессии, у тех христиан, которые умыли свои руки в крови евреев.

По мнению многих христиан, евреи были рассеяны по всему миру, познали так много бед и страданий, прошли через «Шоа» потому, что они распяли Иисуса, Сына Божия. Кстати, об этом ли говорит Евангелие? Матфей сообщает: «Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Матфей 27:23-25).

Самое удивительное то, что они выжили.

Даже логика Паскаля спотыкается об это чудо:
«Это удивительная вещь... - пишет он - обнаружить еврейский народ выжившим после стольких лет, и увидеть их в бедственном положении» . Он продолжает, и слова его остры, как нож мясника: «но чтобы доказать претензии Иисуса Христа, им было необходимо, как выжить, так и страдать, потому что они распяли Его...» .

Никто не мог бы дать более четкого определения ада.

Определенно, в конце первого века (не раньше, потому что тогда многие евреи приняли христианство), евреи стали отбросами общества в глазах христиан. Евсевий Кесарийский, Иоанн Златоуст, Августин, Лютер, Кальвин, Боссюэ и даже известные современные теологи четко заявили, что евреи виновны в богоубийстве и навечно несут наказание за свое преступление.

Нет большего заблуждения и глубочайшего отречения христианства, чем обвинение в смерти Иисуса Христа евреев в целом и их потомков. Даже Ватиканский собор признал это. Это первое заблуждение, потому что те несколько евреев, которые собрались вокруг Каиафы, не составляли большинства евреев, которые физически не могли присутствовать там и быть информированными о происходящем. И это тем более справедливо, так как большинство евреев были рассеяны по всему миру и не знали о происходящем в Иерусалиме. Но, как сказал бы Паскаль: разве диаспора не является доказательством их отвержения? Тогда мы должны напомнить, что диаспора уже имела место до прихода Иисуса, и что это была та диаспора, где апостол Павел провел большую часть своего служения до 70 г. н. э.

Даже после падения Иерусалима евреи оставались в Израиле.

Но мы не испытываем недостатка в аргументах. Разве люди ответственны за своих руководителей? Странно, что мы не подвергли Германию вечным мукам за преступления против человечности из-за Гитлера, ни Францию из-за Наполеона, но этот принцип парадоксально действует только на евреев.

Страдания евреев на протяжении веков для многих христиан является фатумом, тайной, разгадка которой находится только у Бога. Христиане забывают, что сами являются причиной этих страданий. Древние законодательства свидетельствует о том, что римская интервенция была необходима для того, чтобы защитить евреев от христианского насилия. Христианское законодательство стало гораздо более жестоким: они обвиняли евреев в лени, когда им было запрещено трудиться на земле; евреи были обвинены в том, что грязны, когда они были заперты в гетто; они были объявлены жадными дельцами, когда торговля и банковское дело были единственным, чем им разрешалось заниматься. Эта «чистая совесть» перечеркивает молитву Самого Мессии о Своих палачах – евреях и римлянах: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).

И даже если бы еврейский народ охотно распял Иисуса, обвинять их потомков и делать это инструментом притеснения невинных людей противоречит самой воле Божией. Сам Бог заявил через пророка Иеремию, говоря о новом завете: «В те дни уже не будут говорить: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина", но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31:29-30). Горе тому, кто хочет стать орудием гнева Божьего! «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут», - говорит Иешуа (Матфея 26:52).

Кровью Мессии Бог хотел добиться мира, а не войны (Кол. 1:20). Объявление евреев виновными в смерти Мессии – теологическая бессмыслица. Потому что апостол Павел говорит: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» (Римлянам 8:3). Если бы только евреи обвинялись в смерти Мессии, тогда грех, который Иисус осудил через смерть, больше не является моим грехом. Это всего лишь проблема в отношениях между Ним и ними, и, как я понимаю, в таком случае, для меня больше нет благодати. Когда Иешуа умер на кресте, Он осудил все преступления, совершенные против всех невинных людей мира, включая детей Своего народа.

Многие христиане на протяжении веков признавали эту истину. Простые члены церкви, служители и даже папы были способны разделять любовь Святого Павла к Израилю. В свете креста они поняли новый смысл заявления: «кровь Его на нас и на детях наших». Греческий оригинал не содержит глагола. Тогда как некоторые переводят это как «на нас», мы предпочитаем видеть в этом отрывке пророческий смысл и следующий перевод: «покрывает нас и наших детей». Потому что Иоанн сам понял пророческое заявление в словах Каиафы: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Иоанна 11:50). Иными словами, Иисус должен был умереть для спасения Израиля, а также для нашего спасения.

Если Савл из Тарса прав, если в Нем «мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов» (Еф. 1:7), то не из-за того ли «примирения», что на иврите означает «покрытие» нас и наших детей Его кровью?

Ричард Леманн, Ph.D., профессор Нового Завета

Перевод с английского Александры Обревко

Изображение: Понтий Пилат. Фрагмент картины Николая Ге

Как цитируется в Jules Isaac, Jesus and Israel, ed. and foreword Claire Huchet Bishop, trans. Sally Gran (New York/Chicago/San Francisco: Holt, Rinehart and Winston, Inc., 1971), p. 248.