Кто такие хазары. Хазарский каганат – первое государство-паразит


— народ, некогда обитавший в нынешней Южной России. Происхождение их с точностью неизвестно. Константин Багрянородный считает их тюрками и переводит хазарское название города Саркела — белая гостиница. Байер и Лерберг тоже принимают их за тюрков, но слово Саркел переводят разно: первый — белый город, второй — желтый город. Автор статьи, помещенной в "Beytr ä ge zur Kenntniss Russlands" (I, 410), признает их за венгров; Френ относит их к финскому племени; Клапрот и Будыгин считают их вогулами, арабский писатель Ибн-ель-Ефир — грузинами, географ Шемеуд-дин-Димешки — армянами и т. д.

Существует интересное письмо еврея Хисдаи (см. ст. Евреи), казнодара одного арабского государя в Испании, к хозарскому кагану и ответ кагана: каган считает X. потомками Форгомы, от которого ведут свое происхождение грузины и армяне. Подлинность этого письма, впрочем, сомнительна. Достоверные сведения о хазарах начинаются не раньше II-го века по Р. Х., когда они занимали земли к северу от Кавказских гор. Тогда у них начинается борьба с Арменией, большей частью победоносная, и тянется до IV в.

С нашествием гуннов хазары скрываются из глаз истории до VI в. В это время они занимают большое пространство: на востоке граничат с кочевыми племенами тюркского племени, на севере — с финнами, на западе — с болгарами; на юге владения их доходят до Аракса. Освободившись от гуннов, хазары начинают усиливаться и угрожать соседним народам: в VI в. царь персидский Кабад устроил на севере Ширвана большой вал, а сын его Хозрой построил стену для ограждения от X. В VII в. хазары заняли территорию болгар, воспользовавшись раздорами среди них после смерти царя Кровата. С этого века начинаются сношения X. с Византией.

Xазарские племена представляли большую опасность для последней: Византии приходилось давать им подарки и даже родниться с ними, против чего ополчается Константин Багрянородный, советуя бороться с хазарами при помощи других варваров — аланов и гузов. Императору Гераклию удалось привлечь на свою сторону хазар в борьбе его с Персами. Нестор называет хазаров уграми белыми. У хазарских племён на Таврическом полуострове, в бывших владениях болгар, нашел убежище Юстиниан II, женившийся на сестре хазарского кагана. В 638 г. халиф Омар завоевал Персию и разгромил соседние земли.

Попытка Х. противодействовать завоевательному движению арабов кончилась неудачно: столица их Селиндер была взята; только поражение арабов на берегах реки Боланджира спасло страну хазар от полного опустошения. В VIII в. Х. вели 80-летнюю войну с халифатом, но должны были (хотя и позже встречаются их нападения на земли халифата) просить у арабов в 737 г. мира, который и был дан им под условием принятия ислама. Неудачные войны на юге вознаграждались до некоторой степени успехами на севере: около 894 г. хазары в союзе с гузами разгромили печенегов и венгров, живших на севере от Таврического полуострова; еще раньше они подчинили себе приднепровских славян и брали с них "по беле от дыма".

Таким образом в IX в. их владения простирались от северной части Кавказа до земель северян и радимичей, т. е. до берегов рек Десны, Сейма, Сулы и Сожа. В Χ в. их владения еще расширились, но близка уже была гибель. Русское государство крепло и собирало воедино разрозненные славянские племена. Уже Олег столкнулся с Хазарским каганатом, подчинив себе некоторых хазарских данников. В 966 (или 969) г. Святослав Игоревич двинулся в Хозарию и в решительной битве одержал полную победу. Хазария пала.

Остаток народа хозарского некоторое время еще держался между Каспийским морем и Кавказскими горами, но затем смешался с соседями. В русских летописях последнее указание на хозар сохранилось под 1079 г., но имя хозарянин встречается в XIV и даже XV в. при перечислении разных слуг московских князей. Хазары, подобно болгарам, были народ полуоседлый.

Зимою, по описанию Ибн-Даста, они жили в городах, а с наступлением весны переселялись в степи. Главным городом их после разгрома Селиндера был Итиль, стоявший близ того места, где теперь Астрахань. Население Хозарии было разноплеменное и разноверное. Сам глава государства — каган — принял в XVIII в., по словам Фоцлана и Массуди, иудейство вместе с своим наместником и "порфирородными" — боярами; остальная масса населения исповедовала частью иудейство, частью ислам, частью христианство; были и язычники.

Существует предание (см. "Acta Sanctorum", II, 12—15), принимаемое Бестужевым-Рюминым, что X. просили у императора Михаила проповедника и что последний послал туда св. Кирилла. Очень оригинальный характер носили у хазар правление и суд. Арабские писатели Х-го в. рассказывают, что хотя главная власть принадлежала кагану, но управлял не он, а его наместник пех (бег?); каган, по всей вероятности, имел только религиозное значение. Когда новый наместник являлся к кагану, последний накидывал ему на шею шелковую петлю и спрашивал полузадохшегося "пеха", сколько лет он думает править. Если он к назначенному им сроку не умирал, то его умерщвляли.

Каган жил совершенно замкнуто в своем дворце, с 25 женами и 60 наложницами, окруженный двором из "порфирородных" и значительной стражей. Народу он показывался раз в 4 месяца. Доступ к нему был открыт "пеху" и некоторым другим сановникам. После смерти кагана старались скрыть место его погребения. Войско хазар было многочисленно и состояло из постоянного отряда и ополчения. Начальствовал над ним "пех". Для суда у хазар было 9 (по Ибн-Фоцлану) или 7 (по Гаукалу и Массуди) мужей: двое судили по иудейскому закону, двое — по магометанскому, двое — по Евангелию, один назначен был для славян, русов и др. язычников.

Торговля в Хазарском каганате была транзитная: они получали товары из Руси и Болгарии и отправляли их по Каспийскому морю; дорогие товары шли к ним из Греции, с южных берегов Каспийского моря и Кавказа. Складочным местом для товаров был Хазеран — одна из частей Итиля. Государственные доходы составлялись из проезжей пошлины, десятины с товаров, привозимых сухим и водным путями, и податей, отправлявшихся натурою. Монеты собственной у хазар не было.

Хаза́ры араб. خزر ‎‎ (хазар ); греч. Χαζαροι (хазарой );ивр. כוזרים ‎ (кузарим ); др.-рус. козаре ; лат. Gazari, Cosri ) — тюркоязычный народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых угорских и тюркских племен.

Имя является самоназванием , его этимология до конца не ясна. Высказаны предположения, что оно восходит:

  • к персидскому слову «хазар» — тысяча (А. П. Новосельцев).
  • к титулу кесарь (А. Поляк , А. Рона-Таш ),
  • к тюркскому глаголу со значением «угнетать», «притеснять» (Л. Базен)
  • к чеченскому идеоматическому выражению «хаз аре» - буквально «территория с благоприятным климатом».

Хазарским назывались Чёрное, реже Азовское моря (в тот период позиции хазар в Крыму были очень сильны). Также именем хазар в ближневосточных языках называется Каспийское море — см. . На суше название «Хазария» дольше всего сохранялось за Крымом (в византийских и итальянских источниках до XVI века).

По мнению некоторых исследователей (Б. Н. Заходер ), хазарский этнос имел дуалистическую основу, объединяя два главных племени — белых и чёрных хазар (калис-хазары и кара-хазары ). Сторонники другой точки зрения (М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев) считают это деление не этническим, а социальным и указывают на более сложную организацию. В тесной связи с хазарским племенным союзом находились акациры , берсилы , савиры, баланджары и др. В дальнейшем они были частично ассимилированы. Наиболее близки к хазарам были берсилы, в паре с которыми они часто упоминаются в начальный период истории, а страна Берсилия выступает в источниках исходным пунктом, из которого начинается хазарская экспансия в Европе, что однако не помешало хазаров изгнать барсилов из их родных земель.

Относительно происхождения хазар и их прародины высказаны следующие гипотезы:

  • Хазары являются потомками гуннского племени акацир , известного в Европе с V века (А. В. Гадло, О. Прицак).
  • Хазары имеют уйгурское происхождение, от центрально-азиатского народа ко-са , упомянутого в китайских источниках. (Д. Данлоп ).
  • Хазары являются потомками эфталитов, мигрировавших на Кавказ из Хорасана (Восточный Иран) (Д. Людвиг ).
  • Хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами , савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками. (П. Голден , М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев).

Последняя точка зрения (в разных вариациях) занимает доминирующее положение в российской науке

В средневековых генеалогических легендах хазары возводились к сыну Ноя Тогарме. В еврейской литературе они иногда назывались потомками колена .

http://ru.wikipedia.org/wiki/Хазары

ХАЗАРЫ - тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (IV век) и кочевавший в Западно-Прикаспийской степи. Византийцы знают их в VII в. под именем восточных турков. В этом веке они утверждаются на берегах Понта (Черного моря), в VIII в. - овладевают большей частью Тавриды (Крыма) и Северного Причерноморья и образовывают государство Хазарский каганат (середина VII — конец X вв. См. ) во главе с каганом. Столица — Семендер (на территории современного Дагестана), с начала VIII века — г.Итиль (в дельте Волги). Смешанности племен, составлявших Хазарский каганат, соответствовало смешение религий: языческой, магометанской, христианской, еврейской.

Экономической основой существования Хазарского каганата была торговля с народами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья и др. Во 2-й половине первого тысячелетия н.э. в обширном евро-афро-азиатском регионе создалась ситуация, коренным образом изменившая как географию международной торговли, так и ее значение. Толчком к этому послужило возникновение в Аравии в VII веке новой религии под названием ислам и последовавшая за этим арабская экспансия.

После смерти Мухаммеда в 632г. арабы вторглись в Месопотамию и Палестину, нанеся ряд тяжелых поражений Византии и Персии, взяли Дамаск (635г.), изгнали византийцев из Александрии (642г.), в 667 году оккупировали Халкедон, уже непосредственно угрожая Византии, в том же году вторглись в Сицилию, через три года завоевали Северную Африку, а в711 году вторглись в Южную Испанию. Одновременно арабы вели войну в Средней Азии, которую покорили к 715 году.

Наконец в 733 году после сражения северной экспедиции с Карлом Мартеллом они были остановлены почти в центре Франкского государства у г.Пуатье. Примерно в это же время арабы получили отпор со стороны хазар на юге Восточной Европы.

Таким образом, эта ожесточенная война прервала торговые коммуникации, связывавшие Европу с Ближним, Средним и Дальним Востоком и проходившие традиционно через Средиземноморье. В результате арабской экспансии центр тяжести экономической жизни Франкской империи сместился из южных районов на побережье Северного моря. С VIII века франко-фризские города начинают чеканку собственной монеты, испытывая при этом острую нужду в серебре, что было связано с общим упадком горного дела в эпоху Великого переселения народов и усугубилось захватом арабами Пиренейского полуострова, откуда Европа получала основную часть золота и серебра.

Ни война, ни идеологические разногласия не отменили объективной необходимости экономических связей между Западом и Востоком, который был заинтересован в получении железа и мехов, зерна и др. В регионе Средней Азии боевые действия арабов против "неверных" закончились сравнительно быстро, что способствовало формированию стабильного торгового обмена между ним и Европой, возникновению в Восточной Европе новых путей крупномасштабной транзитной торговли в обход охваченного войной Средиземноморья. К концу VIII века в Восточной Европе оформилась система трансконтинентальных коммуникаций с торговыми центрами и промежуточными пунктами, связывавшая Европу с Кавказом и Средней Азией и далее на восток.

В рассматриваемое время отношения руси и хазар определялись торговым соперничеством. Хазарский каганат контролировал начало "серебряного пути" вплоть до Средней Волги, тогда как оставшаяся часть его, выходившая на Балтику, находилась под власть Руси. К середине IX века в крупнейший торговый центр на Средней Волге вырос г.Булгар, ставший столицей .

Внешняя политика Руси в течение длительного времени характеризовалась стремлением обойти Хазарию в географическом плане, т.е. в попытках найти альтернативу Волжскому торговому пути, на котором терялась существенная часть торговых барышей в виде пошлины хазарам. Археологические данные позволяют утверждать, что по крайней мере с середины VIII века по первую треть IX века арабское серебро поступало на север минуя Нижнюю Волгу по Северскому Донцу до водораздела на территории нынешней Белгородской области. Отсюда через реки Сейм и Свапу открывался проход на Оку, по ней же в районы, находившиеся под властью руси, а по Десне на Верхний Днепр и Западную Двину. Именно на этих маршрутах обнаружены клады с наиболее ранними арабскими монетами, датируемые периодом с 786-833гг. По всей вероятности, перевозки серебра осуществлялись с перевалочной базы в Причерноморье пусть не самым удобным, но неохраняемым маршрутом по хазарским землям. Во всяком случае, создается впечатление, что Тмутараканское княжество на Тамани существовало задолго до его первого упоминания в летописи.

В 830-х годах византийскими инженерами построена хазарская кирпичная крепость Саркел (Белая Вежа), которая располагалась, по предположению В.И.Паранина, на территории нынешнего Харькова (сравните форму Саркел-Харьков с учетом характерного для древнеславянского языка чередования л/в и с/х). То обстоятельство, что здесь позже располагался главный город , как будто подтверждает это предположение. Крепость Саркел блокировала "контрабандный" торговый путь, который позднее потерял свое значение в связи с началом разработки в 964-969 годах крупных Раммельсбергских серебряных рудников в Гарце.

Во IX веке юго-восточные славянские племена платили дань хазарам. После захвата Киева в 882 году и образования Древнерусского государства, центром которого он стал, хазары последовательно вытесняются с земель северян и радимичей.

Подробная библиография хазарского вопроса имеется по адресу: .

Были такие веротерпимые-веротерпимые...

ХАЗАРЫ, кочевое тюркское племя, впервые появившееся на территории к северу от Кавказа в начале 4 в. В 7 в. хазары завоевали приазовских болгар. К 9 в. они создали сильное, процветающее государство, простиравшееся от Крыма до среднего течения Волги, а на западе до реки Днепр. Хазары построили важные в торговом отношении города и занимались торговлей с Русью и Византийской империей. Правитель хазар, именуемый каганом, был одновременно духовным лидером своих подданных. Терпимые по отношению к другим вероисповеданиям, каганы предоставляли убежище тысячам евреев из Малой Азии и Византийской империи, равно как мусульманам и христианам. Три эти религиозные группы соперничали между собой с целью обратить в свою веру хазар, исповедовавших свою традиционную религию. В середине 8 в. каган и его окружение обратились в ислам, но в начале 9 в. каган Булан объявил государственной религией иудаизм и сменил свое имя на Обадию. Тем не менее Хазарский каганат продолжал придерживаться принципа веротерпимости. Он был окончательно разгромлен в 965 объединенными усилиями Руси и Византии. Последние остатки хазар в Крыму были истреблены византийцами и русскими дружинами в 1016.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас"

Не сгинули, а рассеялись

Хазары по своему происхождению были тюрко-татарами. Оставаясь полукочевниками, они все же имели большие по тому времени города и вели обширную торговлю со всеми соседями. Торговля «живой силой», т.е. рабами, была их главной специальностью. Для пополнения запасов, хазарам часто приходилось делать набеги на славянские племена и угонять пленников для продажи. В седьмом и восьмом столетии нашей эры иудаизм через Константинопольских раввинов стал проникать в Хазарию, сперва в высшие классы населения, а потом распространился и среди народа. Интересно отметить, что в русских былинах иногда упоминается «Великий Жидовин», с которым русские богатыри имели боевые схватки в «Диком Поле». Само собой разумеется, что этот «Жидовин» не был палестинским иудеем-семитом, но лихим хазарским наездником, грабившим славянские деревушки.

Доведенные до отчаяния славяне, под начальством киевского князя Святослава и с финансовой помощью Византии, которой хазары также причиняли много неприятностей, сделали в 965г. «глубокий рейд» на Хазарию, сожгли и разграбили главные города - Итиль, Белую Вежу и Семендер, и с богатой добычей вернулись к себе домой.

Невозможно предположить, что против закона и обычаев тех времен, славяне не отплатили своим мучителям-хазарам той же монетой и не угнали к себе в полон после набега столько хазарских пленников, сколько можно было поймать и захватить. Если тащить на плантации Америки черных рабов из Африки было делом сложным, то перегнать толпы хазарских преемников, посадив их на их же собственные арбы и коней, через степи Южной России было делом самым простым и легко выполнимым. Надо полагать, что и «заем», сделанный у Византии Святославом, был уплачен той же монетой, т.е. хазарскими рабами, выброшенными на рынок в громадном количестве после блестящего набега.

Больше, чем 80 процентов всех иудеев, проживающих в мире, принадлежит к так называемым «ашкеназим", группе восточных иудеев, которые во многом отличаются от их западной группы — «сефардим» не только обычаями, но и обликом.

Как некоторые русские историки давно предполагали, большинство «восточных» иудеев не являются семитами, но тюрко-татарами, потомками тех хазар, которые сперва были разгромлены Святославом, а потом добиты Чингиз-ханом и бежали в восточную Европу под натиском его орд.
Даже в самом Израиле есть сейчас небольшие группы лиц, которые убеждены в правдивости этой истории. Так как поголовно все видные деятели Иудаизма и Сионизма принадлежат к числу «восточных» иудеев, то, по вполне понятным причинам, эта историческая правда не пользуется среди них большой популярностью.

Но, к их большому огорчению, очень известный в кругах европейской интеллигенции писатель Артур Кестлер, сам по происхождению восточный иудей, выпустил недавно свою новую книгу под заглавием «Тринадцатое Колено», в которой он ясно и убедительно доказывает, что он сам и все его сородичи иудеи -«ашкеназим» никак не могут быть семитами, но являются прямыми потомками хазар. Как Кестлер справедливо утверждает, такое сильное и жизнеспособное племя, как хазары, никак не могло исчезнуть с лица земли совершенно бесследно. Как кочевники, они просто передвинулись на запад под натиском монголов и осели в центральной Европе, увеличив число своих сородичей, уведенных насильно Святославом. Известные в Польше и на Украине, как «ЖИДЫ», эти переселенцы с низовьев Волги и были как раз теми «жидами», о которых упоминают наши былины.

Как это часто бывает, неофиты, приняв новую веру, стали выполнять все ее обряды с еще большим усердием, чем делали сами иудеи семитского происхождения, добавив к этим обрядам и свои, хазарские обычаи, Трудно предположить, конечно, что у восточных иудеев нет примеси семитской крови. Много иудеев-семитов жило в Хазарии, и часть западных иудеев, спасаясь от крестоносцев, перебралась в восточную Европу и сменялась со своими единоверцами, хазарами. Но тюрко-татарская кровь осталась доминирующей у так называемых «ашкеназим»-иудеев.
Сам того, конечно, не подозревая, Кестлер своими историческими изысканиями приоткрыл уголок той завесы, которая скрывала до сих пор от глаз непосвященных некоторые странные «обычаи» хазарских владык Кремля.

Так, на странице 54 его книги есть такая фраза: «Арабские и современные историки согласны, что хазарская система управления носила двойственный характер: Каган был представителем религиозной власти, а Бек гражданской»

(былина из Собрание народных песен )

В просочившемся в прессу секретном докладе раскрыто истинное происхождение евреев, их планы по колонизации Крыма и другое.

Быстрое развитие событий

Те кто следит за обстановкой на Ближнем Востоке, знает две вещи: всегда ожидай неожиданного, и не стоит недооценивать премьер-министра Биньямина Нетаньяху, у которого политических жизней больше, чем у кошки из поговорки.

Ещё недавно появлялись новости о том, что сирийские повстанцы планируют отдать Израилю Голанские высоты в обмен на создание бесполётной зоны против режима Асада. На ещё более смелый шаг решился Израиль, решив по крайней мере временно переселить своих поселенцев из общин за пределами поселенческих блоков в Украину. Украина организовала это на основе исторической связи и в обмен на крайне необходимое военное сотрудничество против России. У этого удивительного поворота событий ещё более удивительное происхождение: генетика – область, в которой давно преуспевают израильские учёные.

Воинственный тюркский народ и тайна

Хорошо известно, что в 8-9 веках, хазары – воинственный тюркский народ, обратились в иудаизм и правили большой территорией, которая позже стала южной Россией и Украиной. Что с этим народом случилось после того, как Россия уничтожила их империю примерно в одиннадцатом веке – оставалось загадкой. Многие полагали, что хазары стали предками евреев-ашкенази.

Хазарская империя, из карты М. Шницлера «Империя Карла Великого и Империя арабов», (Страсбург, 1857 г.)

В попытках отрицать исторические притязания евреев на землю Израиля арабы давно ссылались на хазарскую теорию. В ходе дебатов ООН о разделении Палестины, Хаим Вейцман саркастически заметил: Это очень странно. Всю жизнь я был евреем, чувствовал себя евреем, а сейчас я узнал, что я хазарин. Более просто высказалась премьер-министр Голда Меир: Хазары, шмазары. Хазарского народа нет. В Киеве я не знала ни одного хазарина. Или в Милуоки. Покажите мне хазар, о которых вы говорите.

Воинственный народ: хазарский боевой топор, ок. 7-9 в.в.

С помощью своей книги «Тринадцатое племя» (The Thirteenth Tribe), вышедшей в 1976 г., бывший венгерский коммунист и учёный Артур Кёстлер донёс хазарскую теорию до более широкой аудитории, надеясь, что опровержение распространённого расового представления евреев положит конец антисемитизму. Понятно, что эта надежда не сбылась. Недавно книга либерального израильского историка Шломо Санда «Изобретение еврейского народа» (The Invention of the Jewish People) увела тезис Кёстлера в неожиданном направлении, утверждая, что поскольку евреи были религиозной общиной, произойдя от новообращённых они не являются нацией и не нуждаются в собственном государстве. Однако учёные отклонили хазарскую гипотезу в связи с тем, что отсутствовали генетические доказательства. До недавнего времени. В 2012 году, израильский исследователь Эран Элхайк опубликовал результаты исследования, претендующего на доказательство того, что хазарские гены – это единственный самый крупный элемент в генетическом пуле ашкенази. Санд провозгласил себя реабилитированным, а такие прогрессивные газеты, как Haaretz и The Forward раструбили результаты исследования.

Кажется, Израиль наконец признал поражение. Группа лучших учёных из ведущих научно-исследовательских учреждений и музеев недавно предоставила правительству секретный доклад, признавая, что европейские евреи – это на самом деле хазары. (Выльется ли это в очередное предложение пересмотреть текст «Ха-Тиква» ещё предстоит увидеть). На первый взгляд эта новость является очень плохой, учитывая неустанную настойчивость премьер-министра на необходимости признания Палестиной Израиля как «еврейского государства» и прекращение мирных переговоров. Но премьер-министра недооценивали на собственный риск. Один из его помощников пошутил, что когда жизнь вручает вам этрог, вы можете построить шалаш.

В неофициальном сообщении он объяснил: Сначала мы думали, что признание себя хазарами – это один из способов обойти требование Аббаса о том, что ни один еврей не может оставаться в палестинском государстве. Возможно, мы хватались за соломинку. Но когда он отказался это признать, это заставило нас поискать более творческие решения. Божьим посланием стало приглашение евреям вернуться со стороны Украины. Перемещение всех поселенцев в Израиль в короткие сроки было бы трудным из соображений логистики и экономики. Нам, конечно, не нужно очередное изгнание поселенцев из Газы.

Говоря не для печати, высокопоставленный источник из разведки сообщил: «Мы не говорим о том, что в Украину вернутся все евреи-ашкенази. Очевидно, что это не практично. Пресса, как обычно, преувеличивает и стремится сделать из этого сенсацию; поэтому нам нужна военная цензура».

Хазария 2.0?

Всех пожелавших вернуться евреев примут обратно даже без статуса граждан, тем более, если они примут участие в обещанном масштабном израильском военном сотрудничестве, в которое входят солдаты, снаряжение, и строительство новых баз. Если первое переселение пройдёт успешно, остальным поселенцам Западного берега также будет предложено переехать в Украину. После того как активизированная такой поддержкой Украина восстановит контроль над всей своей территорией, Автономная Республика Крым снова станет автономным еврейским образованием. Мелкомасштабный преемник средневековой Хазарской империи (как когда-то был известен и полуостров) на идише будет называться Хазерай.

Хазарская империя, карта Европы в эпоху Карла Великого. Составитель: Карл фон Шпрунер, историко-географический ручной атлас (Гота, 1854)

«Как вы знаете», продолжил представитель разведки, «премьер-министр не раз говорил: мы гордый и древний народ, чья история на этой территории насчитывает четыре тысячи лет. То же относится и к хазарам: они только вернулись в Европу и не так давно. Но взгляните на карту: хазарам не нужно было жить «в границах Освенцима»».

Никаких «границ Освенцима»: большая часть Хазарской империи (отмечена розовым справа) хорошо видна на этой карте Европы приблизительно 800 года, составленной Монином (Париж, 1841). Обозначенную Хазарскую империю можно сравнить с империей Карла Великого (розовый слева).

По словам премьер-министра, никто не будет говорить евреям, где они могут или не могут жить на исторической территории их существования как суверенного народа. Ради мира он готов пойти на болезненные жертвы, даже если это означает отказ от части нашей библейской родины в Иудее и Самарии. Но тогда следует ожидать, что мы воспользуемся своими историческими правами в другом месте. Мы решили, что это произойдёт на берегах Чёрного моря, где мы более двух тысяч лет были коренным народом. Даже великий историк Семён Дубнов, отвергавший сионизм, сказал, что у нас есть право колонизировать Крым. Это есть во всех книгах по истории. Можете поискать

Старая-новая земля?

Чёрное море. Показано присутствие хазар в Крыму и прибрежных регионах. Составитель: Ригобер Бонне, территория Римской империи. Восточная часть (Париж, 1780). В верхнем левом углу – Украина и Киев. Справа: Каспийское море, обозначенное, как было принято, как Хазарское море.

По словам уважаемого арабиста из Государственного департамента, оглядываясь назад, это можно было предвидеть: почти незамеченный доклад о том, что Россия пресекла израильскую контрабанду хазарских артефактов, решение Испании и Португалии предоставить гражданство потомкам изгнанных евреев, а также доказательства того, что бывшие служащие армии обороны Израиля возглавляли группы повстанцев, поддерживающих украинское правительство. И сейчас также остаётся вероятность, что пропавший малазийский самолёт был направлен в Среднюю Азию.

Опытный журналист с Ближнего Востока рассказал: Это проблематично, но в извращённом смысле блестяще. Одним махом Биби сумел запутать и друзей, и врагов. Он вернул мяч обратно на площадку палестинцев и ослабил натиск американцев, на самом деле не сделав никаких настоящих уступок. Тем временем, объединившись с сирийскими повстанцами и Украиной, а также с Грузией и Азербайджаном, он компенсировал потерю союза с Турцией и начал оказывать давление на Асада и Иран. А новая сделка по газу между Кипром и Израилем поддерживает Украину и ослабляет экономические рычаги России и нефтяных стран Персидского залива. Просто блестяще.

Мировая реакция

  • Члены Совета поселенцев YESHA были застигнуты врасплох. Всегда опасавшиеся Нетаньяху, которого они скорее считают скользким типом, чем надёжным идеологическим союзником, они отказались от комментариев до полной оценки ситуации.

Большинство поспешных комментариев были предсказуемыми:

  • Правые антисемитские группировки набросились на эту историю как на оправдание своих теорий заговора, утверждая, что это кульминация многовекового плана евреев по отмщению за поражение хазар в битве с русскими в средние века, повторение израильской поддержки Грузии в 2008 году. Один из членов группировки заявил: «У евреев память такая же длинная, как и их носы».
  • Представитель Фатах в Рамалле сказал, что предложение положило некое начало, но оно и близко не удовлетворяет требования палестинцев. Держа в руках рисунок хазарского воина с археологического артефакта, он пояснил: Существует континуум завоеваний и жестокости. Всё очень просто, генетика не лжёт. Результаты мы видим сегодня: сионистский режим и жестокие оккупационные силы произошли от воинственных варваров. Палестинцы произошли от мирных скотоводов, на самом деле, от древних израильтян, которых вы ложно назвали своими предками. Кстати неправда даже то, что у ваших предков был храм в Иерусалиме.

Тогда: хазарский варвар. Воин с пленником, изображение с археологического объекта.

Сейчас: израильский пограничный полицейский с палестинским протестующим.

  • Известный своей надёжностью неофициальный сайт разведки DAFTKAfile признал: Мы краснеем от стыда. Нас застигли врасплох и мы думали, что история с возвращением в Испанию и Португалию была правдой. Очевидно, что это был безупречно спланированный и умный манёвр, чтобы отвлечь внимание от надвигающейся революции в Украине. Хорошо сыграно, Моссад.
  • Преуспевающий блогер Ричард Сливерстейн, чьё знание еврейской культуры и поразительная способность выведывать военные тайны регулярно изумляют даже его критиков, сделал следующий комментарий: Честно говоря, я удивлён, что мои источники из Моссад не передали эту историю сперва мне. Но я не успевал вовремя написать эссе о каббалистической значимости кунжута, главного ингредиента хумуса, поэтому не проверял электронную почту. Чувствую ли я себя оправданным? Да, но это не полное удовлетворение. Я годами говорил, что евреи произошли от монголо-татарских хазар, но это никак не затронуло оборону пропаганды этих сионистских хасбароидных болванов.
  • Официальный представитель ведущей общественной организации по правам человека сказал: Эвакуация незаконных поселений должна быть частью любого мирного соглашения, но принуждение поселенцев сначала покинуть Палестину, а затем переселение их в Украину может быть нарушением Четвёртой женевской конвенции. Мы посмотрим, что об этом скажет Международный арбитражный суд ICC. И если они считают, что в Украине они могут быть ещё агрессивней, чем на Западном берегу, то их ожидает кое-что другое.
  • Ультра-ультра-ортодоксальный представитель Менухем Йонтеф воспринял новость одобрительно: Мы отвергли сионистское государство, которое незаконно до прихода Мессии. Нам всё равно где мы живём до тех пор, пока мы можем изучать Тору и полностью соблюдать её заповеди. Однако в армии мы служить отказываемся как там, так и здесь. И мы тоже хотим субсидий. Это Божья воля.
  • Со слезами на глазах представитель организации Епископальных активистов движения за мир сказала: Мы принципиально приветствуем эту последовательность. Если бы только все евреи думали как Менухем Йонтеф – я называю таких «Менухем-Йонтеф-евреи», антисемитизм бы исчез и члены всех трёх авраамических религий снова бы зажили здесь мирно вместе, как это было до появления сионизма. Народ-государство – это пережиток девятнадцатого века, который привёл к невыразимым страданиям. Главная неотложная задача для восстановления мира на Земле – это немедленное создание свободной и суверенной Палестины.
  • Выдающийся научный работник и теоретик Джудит Бантлер рассуждает: Парадоксом может казаться наличие различий и «прерывания» в основе этнических отношений. Но чтобы это знать, сначала нужно подумать над тем, что означают эти понятия. Можно утверждать, что отличительной чертой хазарской идентичности является то, что она прерывается различностью, что отношение к гоям определяет не только их диаспорическое положение, но и одно из их самых основных этнических отношений. Хотя такое утверждение вполне может быть правдой (в том смысле, что оно относится к ряду правдивых утверждений), оно сохраняет различность как предикат первичного субъекта. Отношение к различности становится одним из предикатов «быть хазарином». Совсем другое дело понимать само это отношение как рассмотрение идеи «хазар» как статичной сущности, такой, которая адекватно описана как предмет…проекты сосуществования могут начаться только с искоренения политического сионизма.
  • Лидер антиизраильской организации BDS Али Абубиномиал выражается проще. Стуча кулаками по столу, он кипит от злости: «Так значит Израиль и Хазария? Это то, что сионисты имеют в виду под «двухгосударственным решением»?! Подумайте сами! Разве никто не читал мою книгу?»
  • Организация Студенты за справедливость в Палестине (Students for Justice in Palestine) созвала экстренное собрание для установления связи с Организацией освобождения печенегов (Pecheneg Liberation Organization), сказав что печенеги не должны расплачиваться за европейский антисемитизм.Новая солидарная группа Студенты за печенегов в Украине (Students for Pechenegs in Ukraine) провозгласила своим девизом: «От Чёрного до Каспийского моря, мы найдём того, кого нужно освободить!»
  • В свою очередь, активист за мир и бывший администратор Восточного Иерусалима Мирон Бенвенути отреагировал равнодушно: Мне волноваться не о чем: я сефард и моя семья живёт здесь веками. В любом случае, даже если бы мне пришлось отправиться в другое место, это была бы Испания, а не Украина: больше солнца, меньше стрельбы.

Большинство «средних израильтян», которые чувствуют, что Нетаньяху делает недостаточно для мира, но также сомневаются в искренности палестинцев, настроены скептически и пребывают в отчаянии. Одна женщина с грустью сказала: Мы все желаем согласия, но просто не знаем, как его достичь. Всё что мы видим сейчас – это Хазерай.

Обновление от редактора статьи: последние новости, в числе которых признание Владимиром Путиным Крыма как «суверенного и независимого государства» и подсчёты, согласно которым переселение израильских поселенцев по любому мирному соглашению обойдётся в десять миллиардов долларов, подтверждают детали данной статьи.

История Хазарского каганата, крупнейшего и сильнейшего государства Восточной Европы в VIII-IX веках до сих пор вызывает много вопросов. Каганат был поликонфессиональным государством, в котором на равных существовали иудаистские, мусульманские, языческие и христианские общины. Возможно, это было связано и с полиэтническом составом Хазарии, чьё население представляло собой пёструю смесь различных этносов. Угры, тюрки, ираноязычные аланы — они были и завоевателями этих территорий, и побеждёнными. На эти и другие вопросы отвечает книга востоковеда Новосельцева «Хазарский каганат».

В издательстве «Ломоносовъ» вышла книга известного востоковеда Анатолия Новосельцева «Хазарский каганат». Новосельцев (1933-1995) известен как крупнейший отечественный востоковед, в том числе — один из лучших исследователей хазар.

В книге «Хазарский каганат» он рассматривает версии происхождения этого этноса, устройство их государства и как оно повлияло на историю Восточной Европы.

Новосельцев, в частности, приводит мнения зарубежных и отечественных историков и археологов. Например, историк Грушевский отмечал роль Хазарии(до Х века) как заслона Европы от новых кочевых азиатских орд, справедливо считая Хазарскую державу в VIII-IX веках сильнейшим государством Восточной Европы. А американский историк Данлоп считал, что Хазарское государство существовало вплоть до XIII века (хотя его разгром русами в конце Х века сильно ослабил и фрагментировал каганат).

Интересна идея венгерского историка Барта о том, что Хазария была торговым государством (а не кочевым или полукочевым). Примечательно его наблюдение, что практически все поселения каганата были расположены в бассейнах рек. Это, кстати, общая характерная черта для Восточной Европы той поры, в том числе и для Руси.

Один из разделов книги Новосельцева касается вопроса этнического происхождения хазар. Как известно, каганат был поликонфессиональным государством, в котором на равных существовали иудаистские, мусульманские, языческие и христианские общины. Возможно, это было связано и с полиэтническом составом Хазарии, чьё население представляло собой пёструю смесь различных этносов. С разрешения издательства «Ломоносовъ» мы публикуем отрывок из книги Анатолия Новосельцева, в котором рассказывается об этническом составе Хазарии.

«С IV века вместе с племенами Гуннского союза в Восточную Европу хлынул из Сибири и более отдалённых районов (Алтая, Монголии) поток финно-угорских и прототюркских племен. Они застали в степных районах Восточной Европы преимущественно иранское (сарматское)население, с которым и вступили в этнические контакты. На всём протяжении IV-IX веков в этой части Европы шло смешение, взаимовлияние трех этносов: иранского, угорского и тюркского. В конечном счете возобладал последний, но это случилось довольно поздно.

Кочевники гуннского объединения в первую очередь занимали земли, удобные для скотоводства. Однако своих предшественников — алан, роксолан и т.д. — они не могли, да и не хотели полностью согнать с этих земель и какое-то время кочевали вместе с ними или рядом. В Восточном Предкавказье были как раз такие земли, удобные для скотоводства, и сюда кочевники гуннского объединения устремились сразу после разгрома своих главных врагов — алан. Аланы понесли в этой борьбе большой урон, но сохранились на Северном Кавказе, правда в основном в его центральной части, а их ближайшие родственники массагеты-маскуты — в приморской полосе современного Дагестана и соседних районах нынешнего Азербайджана. Именно здесь, очевидно, происходил интенсивный синтез местных иранцев (а возможно, и кавказцев)с пришельцами, которые в этом районе довольно долго именовались гуннами, возможно, и потому, что среди них гуннский элемент был очень влиятелен.

Однако не гунны сыграли главную роль в этногенезе хазар, а прежде всего племя савиров — тех самых савиров (сабиров), чьим именем, по свидетельству ал-Мас’уди, тюрки называли хазар.

Впервые сабиры-савиры появляются в источниках для Восточной Европы в связи с событиями 516/517 года, когда, пройдя Каспийские ворота, они вторглись в Армению и далее в Малую Азию. Современные исследователи единодушно считают их выходцами из Западной Сибири.

Можно с большим основанием считать, что савирами назывались финно-угорские племена юга Сибири, и, возможно, само название Сибирь восходит именно к ним. Создается впечатление, что это было значительное племенное объединение юга Западной Сибири. Однако продвижение с востока тюркских орд теснило савиров и заставляло их группами покидать исконную территорию. Так савиры вместе с гуннами или позже, под нажимом каких-то врагов, перешли в Восточную Европу и, оказавшись на Северном Кавказе, вступили в контакты с разноэтническим местным населением. Они входили в различные племенные объединения и порой их возглавляли.

В период приблизительно со второго десятилетия до 70-х годов VI века о савирах в этом районе особенно часто упоминают византийские авторы, прежде всего Прокопий Кесарийский, а также Агафий. Как правило, савиры находились в союзе с Византией и воевали против Ирана, а это свидетельство того, что обитали они вблизи знаменитых укреплений Чоклы-Чоры (Дербента), которые как раз в первой половине VI века были заново укреплены и приняли форму, сохранившуюся до наших дней.

А затем савиры как-то сразу исчезают почти из всех источников о Северном Кавказе, хотя память о них сохранилась в хазарских преданиях, изложенных царем Иосифом. В то же время в «Армянской географии» савиры присутствуют среди племён Азиатской Сарматии к востоку от хонов (гуннов), чунгаров и менд (?) до реки Талд, которая отделяет азиатских сармат от страны апахтарков. Известие это содержится в разделе «Ашхарацуйца», который производит впечатление сложной комбинации разновременных источников. Здесь много неясного, в том числе этнонимы «чунгары» и «менд»; непросто идентифицировать и реку Талд (возможно, это Тобол).Но слово «апахтарк» объяснимо из среднеперсидского языка как «северные», а потому возможно предположить, что эта часть текста восходит к несохранившимся вариантам сасанидских географий, которыми автор «Ашхарацуйца», несомненно, пользовался. И тогда это известие относимо к VI веку. Правда, продолжение этого текста опять выглядит странным, ибо там сказано, что эти апахтарк (мн. число) — туркестанцы,у них царь («таговар») хакан, а хатун — жена хакана. Эта часть явно искусственно «пристёгнута» к предыдущей и появиться могла в связи с Тюркским каганатом, обитатели которого были «северными» жителями по отношению к Ирану.

Вполне возможно, что именно Тюркский каганат стал виновником гибели Савирского союза. Вероятно, с этим событием связано переселение части савир в Закавказье, о котором говорит византийский историк VI века Менандр Протектор. Это, очевидно, те самые «сабартойаспалой», об уходе которых в Персию пишет Константин Багрянородный, хотя он ошибочно связывает их переселение с событиями IX века (войной«турок» и печенегов).

То, что Константин Багрянородный ошибается, доказать несложно. Писавший в начале Х века Ибн ал-Факих упоминает савир как ас-савардийа. Ал-Мас’уди по реке Куре ниже Тифлиса помещает сийавурдийа, указывая, что они — ветвь армян. Армянский историк первой половины Х века Иованнес Драсханакертци помещает севордик (мн. число, ед. число — севорди) недалеко от города Гянджа. Если севардийцы в первой половине Х века были арменизированы, как полагает В.Ф.Минорский, то это не могло произойти при жизни двух-трёх поколений, так что переселение их в Закавказье имело место задолго до IX века, скорее всего в VI-VII веках.

Крушение Савирского союза было, по-видимому, заметным событием в истории Восточной Европы той поры, и лишь ограниченность наших источников не позволяет определить его масштабы. После этого савиры, помимо Закавказья, появляются под названием савар в Среднем Поволжье, где возникла Волжская Булгария.

Но какая-то часть савиров осталась в Восточном Предкавказье, когда сюда хлынул поток тюркских племен. Среди них могло быть и тюркское племя коса, известное из китайских источников. Исследователи с ним связывают этноним «хазары», хотя можно предположить и другие варианты. Возможно, именно это тюркское племя затем, в течение второй половины VI века и позже, ассимилировало остатки савир в Предкавказье, а также некоторые другие местные племена, в результате чего и сложился хазарский этнос.

Среди этих ассимилированных племён была, несомненно, и часть (северная) маскутов, а также некоторые другие племена, в частности басилы (барсилии), баланджар и др. Баланджар упоминаются в Приморском Дагестане в арабских источниках, а для начала Х века — и в Среднем Поволжье(в форме баранджар). С этим этнонимом связан город Баланджар, который, очевидно, идентичен Варачану. Что касается басилов, то на них стоит остановиться особо, хотя не исключено, что басилы и баланджар — одно и то же.

(Хазарская монета)

Басилы несколько раз упоминаются Мовсесом Хоренаци в разделах его истории, связанных с полулегендарным изложением деятельности древнеармянских царей (Валаршака,Хосрова и Трдата III), причём один раз они выступают вместес хазарами, что для II-III веков, конечно, нереально. Эти сведения не поддаются точному комментированию, они разве только свидетельствуют о том, что в Армении V-VI веков знали племя басилов. В «Ашхарацуйце» сильный народ басилов («амранайбаслацазгн») помещён на реке Атиль, очевидно, в её низовьях.

Но вспомним, что Михаил Сириец называет Барсилию страной алан. Из этого можно предположить, что первоначально барсилии (басилы) — аланское (иранское)племя, которое затем было тюркизировано и в Восточном Предкавказье слилось с хазарами, а в Западном — с булгарами. Последнее подтверждается сведениями Ибн Русте и Гардизи о булгарском племени (в тексте Ибн Русте «синф» — «вид, разряд», у Гардизи «горух» — «группа») барсула (у Гардизи —дарсула). Всего у этих авторов три группы (вида) булгар: барсула, эсгал (аскал) и блкар, то есть собственно булгары. Если сопоставить это с делением волжских булгар у Ибн Фадлана, то обнаружим любопытную вещь. Ибн Фадлан, кроме собственно булгар, называет племя аскал, но не упоминает барсилиев. Зато у него есть род ал-баранджар, и это, возможно, подтверждает идентичность тюркизированных басилов (барсилов) и баланджар.

Источники дают довольно противоречивые сведения об этнической принадлежности хазар. Часто их причисляют к тюркам, однако само применение этнонима «тюрки» было вплоть до XI века не всегда определённым. Разумеется, в Средней Азии, да и в халифате IX-Х веков хорошо знали тюрок, из которых формировалась гвардия халифов. Но одно дело знать«своих» тюрок, а другое — разобраться в пестроте этносов, гулявших в буквальном смысле этого слова по обширным степным пространствам Евразии. Среди этих орд тюрки в IX-Х веках безусловно преобладали, поглощая не только остатки иранцев, но и угров. Последние частью входили в политические объединения, в которых главную роль играли тюрки, и когда те же угры от них откалывались, название тюрок могло какое-то время за ними оставаться, как было с венграми в первой половине Х века.

В целом же писатели того времени ясно видели текучесть степного населения и его преемственность. Например, Менандр Протектор писал, что турки прежде назывались саками. В этом его утверждении, как и в упорном наименовании армянскими источниками северокавказских кочевников гуннами или арабскими источниками хазар в VIII веке тюрками, надо видеть не только дань исторической традиции, но и осознание того факта, что жившие прежде на Северном Кавказе гунны или тюрки не исчезли, а слились с теми же хазарами и потому могли с ними отождествляться. В период, когда тюрки стали господствующим этническим элементом в степях от Алтая до Дона (IX-Х века), мусульманские авторы часто включали в их число и финно-угров, и даже иногда славян.

(Реконструкция столицы Хазарии — города Итиль)

Но некоторые арабские писатели IX-Х веков всё же отделяли хазар от тюрок. Хазарский язык, как доказано лингвистами, тюркский, но он вместе с булгарским относился к обособленной группе, довольно сильно отличаясь от других тюркских языков, наиболее распространенных в IX-Х веках(огузского, кимакского, кыпчакского и др.), хорошо известных в мусульманском мире. Этим, очевидно, и объясняется тот на первый взгляд странный факт, что мусульманские авторы дают противоречивые данные о языке хазар. В XI веке, когда Махмуд Кашгарский составлял свой знаменитый «Словарь тюркского языка», хазарский язык уже исчезал, и его лексику учёный не фиксировал. Но язык булгар Махмуд в своём лексиконе использует, а это твёрдое доказательство принадлежности к тюркской семье и хазарского языка, ближайшего родственника языка булгар. Отличия между ними, конечно, существовали, но при нынешнем нашем уровне знания они неуловимы.