Международные правоотношения (понятие, виды, признаки). Международное право "международные правоотношения" в книгах


Реферат *

450руб.

Введение

Международные правоотношения (понятие, виды, признаки)

Фрагмент работы для ознакомления

Например:- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, - Международный пакт о гражданских и политических правах, - Конвенция о правах ребенка, - различные конвенции и соглашения, касающиеся вопросов правовой помощи или юридических отношений по делам уголовного, гражданского, семейного характера, - договоры в области науки и образования, поощрения и взаимной защите капиталовложений, социального обеспечения и др.Ряд международных договоров имеет общие черты с национальными документами. Например, Конституция РФ и некоторые международные договоры, в которой «права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права». Также следует назвать Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и другие. ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995г. устанавливает, что «международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений...». В международном праве принято его деление на две составляющие:- публичное право,- частное право.Международное публичное право, которое как раз и рассматривает понятие международных правоотношений, именуется в настоящее время просто международным правом и регулирует вопросы:- поведения и взаимоотношения участников международных отношений, носящие негосударственный характер, - отношения с иностранным элементом,- международные обычаи и договоры. В настоящее время наблюдается тенденция взаимного проникновения норм публичного и частного международного права. Так, международные отношения, в которых участвуют юридические и физические лица, расширили рамки своего действия, включив в них уголовно-правовую, гражданско-правовую и административно-правовую сферы. С другой стороны, ряд аспектов международного публичного права основано на материале частного права, в том числе, на характере правоотношений, субъектно-объектном составе, методах и формах регламентации и т.д.Таким образом, нормы международного права определяют специфику правовых отношений на внешнем и внутреннем уровнях с учетом различного характера и субъектного состава участников данных отношений.2. Виды международных правоотношенийПредставим предложенные К.А.Бекяшевым виды международных правоотношений в виде следующей классификации:Видымеждународных правоотношенийОснованные на договорных и обычных нормах международного праваАктивные и пассивныеГарантийные Длящиеся и одноактныеСрочные и бессрочныеАбсолютные и относительныеОднородные по составу субъектов и с различными по своей природе субъектами.Основные и производныеПростые и сложныеРис. 2. Виды международных правоотношений.Рассмотрим данную классификацию более подробно.1. Отношения, которые основаны на договорных и обычных нормах международного права.Данные отношения вытекают из международных договоров или сложившихся обычаев и правил поведения в мировом сообществе. 2. Данные отношения включают в себя две группы:- простые – регулируют права, обязанности и ответственность двух субъектов международного права;- сложные – регулируют правоотношения более чем двух субъектов или всего мирового сообщества в целом. Наиболее сложные правовые отношения создаются в результате функционирования международных организаций, например, в работе ООН.3. Деление правоотношений на:- основные – базисные соглашения, заключаемые обобщённо и на длительный срок;- производные – соглашения, заключаемые в рамках базисных. Отношения, вытекающие из производных, имеют прямую зависимость от основных (в отличие от простых и сложных отношений).4. Деление правоотношений на:- с субъектами, однородными по составу, – характерны для отношений, в которых принимают участие только страны или только международные организации;- с субъектами, различными по природе, - между государствами, с одной стороны, и мировыми (международными) организациями, с другой стороны.Правоотношения здесь строятся на разных принципах. Так, отношения между странами подлежат регламентации со стороны международных соглашений, конвенций, правил. Например, «на основе норм, обобщенных в Венской конвенции о праве международных договоров». При заключении соглашений и договоров между международными организациями данные нормы будут применяться в ограниченной степени. При этом особое внимание будет уделяться правилам, содержащимся в учредительных документах этих организаций.Также необходимо отметить, что при возникновении правоотношений между государством, с одной стороны, и международной организацией, с другой стороны, могут применяться как нормы международных правовых актов (Конвенции и других), так и нормы, содержащиеся в учредительных документах. Это создаёт определённые трудности.Другой специфической особенностью является волевое содержание таких правоотношений. Так, во взаимодействии между государствами проявляется, в первую очередь, волевая составляющая. А в смешанных правоотношениях «суверенная воля государства сочетается с компетенцией не имеющей таковой воли организации». Последним аспектом являются взаимоотношения международных организаций между собой. Данные субъекты не обладают суверенной волей, а ориентируются на волеизъявления стран, которые прописаны в их уставах.5. Деление правоотношений на:- абсолютные – управомоченный субъект вступает в отношения с «большим числом обязанных субъектов, воздерживающихся от определенных действий». Например, согласно Уставу ООН каждая страна имеет право на невмешательство в свои внутренние дела со стороны других государств;- относительные - управомоченный субъект вступает в отношения с конкретным лицом, которое имеет перед ним определённые обязанности.Деление правовых отношений на два вида - абсолютные и относительные – имеет несколько условный характер, обусловленный тем, что они часто взаимодополняют друг друга.6. Деление правоотношений на:- срочные – время действия их обозначен действующим соглашением.

Список литературы

Список использованной литературы

1. Бекяшев К.А. Международное публичное право. М.: Эксмо, 2003. – 640 с.
2. Конституция РФ. Официальный текст. М._ Инфра-М, 2010. – 45 с.
3. Лукашук И.И. Международное право. М.: Волтерс Клувер, 2005. – 344 с.
4. Международное публичное право. Общая часть. Минск: Амалфея, 2010. – 496 с.
5. Тункин Г.И. Теория международного права. М.: Зерцало, 2000. – 231 с.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Характеристика предмета международно-правового регулирования обусловливает трактовку проблемы международных правоотношений и международной правосубъектности.

Само понятие субъекта международного права должно, очевидно, базироваться на общетеоретическом определении субъекта права как участника отношений, регулируемых правовыми нормами, как носителя установленных этими нормами прав и обязанностей (см.

Однако в течение долгого времени (ощутимо это и сегодня) традиционное представление о международном праве как регуляторе исключительно международных, прежде всего межгосударственных, отношений порождало "привязку" субъектов только к этим отношениям. Иначе говоря, только участники межгосударственных и иных международных отношений могли претендовать на признание их статуса субъектов.

При таком подходе имеются в виду следующие отношения:

1) между государствами1 - двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом;

2) между государствами и международными организациями, созданными государствами и именуемыми межправительственными;

3) между самими международными межправительственными организациями.

Поскольку каждая международная межправительственная организация - это форма сотрудничества государств, все названные виды отношений можно квалифицировать как межгосударственные.

В теории международного права сложилась концепция особого статуса субъектов как участников указанных отношений. При таком подходе способность участвовать в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, не признавалась главной чертой субъекта. Его определяющим свойством объявлялась юридическая способность участников отношений к таким самостоятельным международным действиям, которые предполагают их независимое относительно друг друга положение и способность к совместному созданию международно-правовых норм. Иначе говоря, только те образования, которые не находятся под чъей-либо властью или юрисдикцией, могут обладать международной правосубъектностью.

Но наряду с межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера - между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения "с иностранным элементом" или "с международным элементом"), а также с участием международных хозяйственных объединений и международных неправительственных организаций.

Особую категорию составляют отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными объединения и международными неправительственными организациями. Их можно охарактеризовать как международные государственно-негосударственные отношения.

Своеобразную юридическую природу имеют международные отношения с участием составных частей федеративных государств, в том числе субъектов Российской Федерации. Относительно самостоятельный, но ограниченный рамками конституционной компетенции статус они получают благодаря федеральному законодательству. Ориентиры их международных отношений (связей) строго очерчены. Для субъектов Российской Федерации - это субъекты иностранных федеративных государств, административно-территориальные образования иностранных государств, в определенных рамках - международные организации.

Наконец, по-своему уникальный характер приобретают отношения индивидов с некоторыми международными органами, прежде всего при реализации права на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Это право, обусловленное международными договорами, прямо закреплено в Конституции Российской федерации (ч. 3 ст. 46). В настоящее время наиболее перспективным становится право на обращение с индивидуальными жалобами в Европейский суд по правам человека, порождающее особые правоотношения этого международного судебного учреждения с индивидами, группами лиц и неправительственными организациями. Имеются в виду также реальные или потенциально возможные отношения отдельных лиц, обвиняемых в совершении международных преступлений (преступлений против мира и безопасности человечества), с международными уголовными трибуналами (судами), обладающими компетенцией по преследованию и наказанию таких лиц.

Приведенный перечень отношений международного характера с различными по статусу участниками дает возможность высказать суждение о значительном расширении круга и категорий субъектов международного права. Соответственно бытующее и сегодня мнение о том, что поскольку физические и юридические лица, а также некоторые другие образования находятся под властью и юрисдикцией государств, они не способны обладать самостоятельным международно-правовым статусом и, следовательно, не могут быть признаны субъектами международного права, отвергается.

Представляется вполне применимым к теории международного права понимание субъектов правоотношений в контексте общей теории права, что позволяет отнести к категории субъектов международного права всех названных выше участников отношений международного характера.

Что же касается участия в международном нормотворчестве, то и здесь, как и в общей теории права, следует разграничивать правосоздающих и правоприменяющих субъектов. Если говорить точнее, то разграничиваются: 1) субъекты правосоздающие и вместе с тем правоприменя-ющие, ибо тот, кто обладает компетенцией в нормотворчестве, не может находиться в стороне от практики применения норм; 2) субъекты только правоприменяющие, но не наделенные нормотворческой способностью. К первой группе относятся суверенные государства, межгосударственные организации, в определенной мере - субъекты федеративного государства; ко второй - неправительственные организации, юридические лица, индивиды - строго в установленных рамках. Следовательно, круг реализующих нормы международного права значительно шире круга создающих эти нормы.

В международных договорах и иных актах используется как термин "международная правосубъектность", так и термин "международная правоспособность", хотя реально в юридическом статусе субъектов международного права совмещены правоспособность и дееспособность, возможны лишь частичные ограничения функций дееспособности.

В заключение следует отметить что международное право не имеет "партнера" в том смысле, как это характеризует соотношение между государством и корреспондирующим ему внутригосударственным правом.

Можно встретить теоретические попытки сконструировать такого "партнера", имея в виду всю совокупность существующих государств, число которых приближается к двумстам. Сложилось соответствующее понятие "международное сообщество государств", которое употребляется в отдельных официальных актах (например, в ст. 53 Венской Конвенции о праве международных договоров). Имеется в виду реальное состояние взаимосвязанности и взаимодействия государств на основе принципа их суверенного равенства и согласованных правил общения. Международное сообщество государств в отличие от каждого формирующего его государства не имеет самостоятельного правового статуса, не обладает собственной международной правосубъектностью.

Таким образом, субъектами современного международного права являются:

Суверенные государства, а также родственные им по некоторым признакам государствоподобные образования;

Международные организации, созданные государствами и именуемые межправительственными;

Международные неправительственные организации при выполнении официальных функций;

Составные части (субъекты) федеративных государств при осуществлении международных связей в пределах конституционной компетенции;

Международные хозяйственные объединения;

Юридические лица, в том числе хозяйствующие субъекты, в процессе международных связей;

Физические лица (индивиды) в отношениях, осложненных присутствием так называемого "иностранного элемента", и в отношениях с межгосударственными органами по защите прав человека и с международными уголовными трибуналами (судами).

Суверенные государства характеризуются как основные (первичные) субъекты международного права, ибо их международная правосубъектность порождена самим юридическим фактом возникновения (образования) государства, не обусловлена чьей-либо внешней волей и имеет всеобъемлющий, абсолютный характер.

Все иные участники международно-правовых отношений относятся к категории производных (вторичных) субъектов. Специфика их юридической природы выражается в том, что, во-первых, они именно как субъекты международного права порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в конституционном или договорном акте, а во-вторых, содержание и объем их международно-правового статуса устанавливаются государствами в соответствии с их предназначением и функциями.

Результатом реализации международно-правовых норм являются международные правоотношения - отношения, урегулированные этими нормами.

Состав международных правоотношений образуют субъекты, со­держание и объекты.

Под субъектами правоотношений понимаются участники право­отношений, имеющие международные субъективные права и юриди­ческие обязанности. Субъектами международных правоотношений могут быть государства, нации, борющиеся за независимость, между­народные организации, государствоподобные образования, юриди­ческие лица (предприятия и организации), физические лица (граж­дане, иностранцы, апатриды, бипатриды), т.е. все те лица и образова­ния, чье поведение регулируется нормами международного права.

Субъективное право - это право, принадлежащее конкретному субъекту международного правоотношения. Субъективное право - это возможное поведение; его реализация зависит от воли субъекта правоотношения.

Юридическая обязанность - это должное поведение субъекта. Если субъективным правом можно не воспользоваться, то от юриди­ческой обязанности участник правоотношения отказаться не вправе.

Субъективные права и юридические обязанности взаимосвязаны:

право одного участника правоотношения соответствует обязанности другого.

Субъективные права и юридические обязанности направлены на то, что называют объектом правоотношения.

Объектами международных правоотношений могут быть предме­ты материального мира (территория, имущество, неимущественные права и т.д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т.д.), пове­дение субъектов правоотношений (действие или бездействие), ре­зультаты деятельности субъекта (совершившееся событие, произве­денный предмет и т.д.).

При характеристике международных правоотношений следует учитывать, что правоотношения невозможны без юридических фак­тов.

Юридические факты в международном праве - это конкретные обстоятельства, с которыми международное право связывает возник­новение, изменение или прекращение международных правоотноше­ний. Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе междуна­родно-правовой нормы.

В зависимости от волевого содержания юридические факты в международном праве (как, впрочем, и во внутригосударственном праве) подразделяются на события и действия. События не связаны с волей субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие). Действия - это факты, связанные с волей участников правоотноше­ний. Действия могут быть правомерными и противоправными (пра­вонарушения).

Существующие международные правоотношения крайне разно­образны.

В зависимости от функционального назначения международных норм можно различать регулятивные и охранительные международ­ные правоотношения. Регулятивные правоотношения - это отноше­ния, возникающие на основе норм международного права, устанав­ливающих правила поведения субъектов. Эти отношения вытекают из правомерного поведения участников международного общения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомер­ного поведения субъектов и предназначены для восстановления на­рушенных прав и наказания правонарушителя.

Можно выделять также материальные и процессуальные правоот­ношения. Материальные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений. Процессуальные правоот­ношения возникают на базе процессуальных норм и фиксируют про­цедуру реализации прав и осуществления обязанностей, порядок разрешения споров и рассмотрения дел о правонарушениях.

По субъектному составу различают межгосударственные право­отношения и правоотношения немежгосударственного характера (см. § 2 настоящей главы).

По форме различаются международные правоотношения в собст­венном смысле слова (т.е. отношения, в которых права и обязанности их участников зафиксированы конкретно и четко) и правоотноше­ния - состояния (т.е. отношения, в которых права и обязанности носят обобщенный характер, например, состояние в гражданстве).

По времени существования можно выделять срочные и бессроч­ные правоотношения (например, при заключении бессрочного дого­вора между государствами).

Документы и литература

Устав Организации Объединенных Наций 1945 г. // Международное право в докумен­тах/ Сост. Н.Т. Блатова. М., 1982. С. 196-228.

Алексидзе Л.А. Некоторые вопросы теории международного права: императивные нормы (jus cogens). Тбилиси, 1983.

Бирюков П.Н. Реализация международно-правовых норм в сфере внутригосударствен­ных отношений: проблема компетенции органов государства // Проблемы реали­зации права. Свердловск, 1990.

Василенко В.А. Основы теории международного права. Киев, 1988.

Гавердовский А.С. Имплементация норм международного права. Киев, 1980.

Курс международного права. В 7 т. Т. 1. М., 1989.

Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. М., 1974.

Лукашук И.И. Механизм международно-правового регулирования. Киев, 1980.

Лукашук И.И. Функционирование международного права. М., 1992.

Лукашук И.И. Нормы международного права. М., 1997.

Марочкчн С.Ю. Проблема эффективности международно-правовых норм. Иркутск, 1988.

Рубанов А.А. Вопросы теории международных межправовых отношений // СГиП. 1991. №10.

Суворова В.Я. Обеспечение реализации договорных норм международного права // СГиП.1991. №9.

Суворова В.Я. Реализация норм международного права. Екатеринбург, 1992.

Тиунов О.И. Принцип соблюдения международных обязательств. М., 1979.

Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970.

Шестаков Л.Н. Императивные нормы в системе современного международного права. М.,1981.

ШуршаловВ.М. Международные правоотношения. М., 1971.

Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. М., 1993.

Международные правоотношения, то есть общественные отношения, урегулированные международным правом, довольно разнообразны, что вполне соответствует разнообразию тех многочисленных отношений субъектов международного права, которые подвергаются правовой регламентации.

Можно выделить следующие группы правоотношений:

1) основывающиеся на договорных и обычных нормах международного права;

2) простые и сложные. К простым правоотношениям относятся

Международное право_

26 такие, которые регламентируют права и обязанности двух субъектов международного права. Однако международной практике известны многочисленные сложные правоотношения. Такая сложность проистекает либо из того, что правоотношение охватывает не двух, а несколько субъектов или даже все международное сообщество в целом, либо из того, что правоотношения являются результатом взаимодействия многих договоров (общие соглашения, региональные и т. д.). Практически самые сложные правоотношения возникают в результате создания международных организаций и их повседневной деятельности. В этом смысле ООН является образцом таких сложных международных правоотношений;

3) основные и производные. Это деление основывается на том, что в международной практике часто заключаются генеральные соглашения (базисные), из которых логически вытекает необходимость заключения конкретных соглашений, предусматривающих практическую реализацию генеральных, или первоначальных (наиболее общих), соглашений.

На этой основе и правовые отношения между субъектами международного права подразделяются на основные и производные. Если основное правоотношение по тем или иным причинам утрачивает силу, то это, как правило, отражается на производных правоотношениях. Деление на основные и производные правоотношения отличается от деления на простые и сложные правоотношения тем, что в последнем случае отсутствует правовая связь между двумя группами правоотношений, в то время как в первом случае такая правовая связь является существенным и характерным признаком;

4) однородные по составу субъектов и с различными по своей природе субъектами. К первой группе следует отнести такие правоотношения, в которых участвуют либо только государства, либо только международные организации. Вторую группу правоотношений образуют такие, где на одной стороне выступает государство или государства, а на другой - международные организации. Практическое значение такого деления заключается в том, что порядок регламентации названных правоотношений имеет существенные различия. Если, например, соглашение заключается между государствами, то его регламентация (соответственно - регламентация правоотношения) осуществляется на основе норм, обобщенных в Венской конвенции о праве международных договоров. Если же соглашение заключается между международными организациями, то к ним эти нормы будут применимы только в той степени, в которой это окажется возможным, и только при согласии организаций

руководствоваться этими нормами. Зато строго обязательны для применения нормы учредительных актов организаций.

Наконец, если соглашение охватывает различные субъекты (государства и международные организации), то для регламентации возникающих правоотношений в какой-то мере применимы и нормы Конвенции, о которой упомянуто выше, и нормы учредительных актов.

Само собою разумеется, что такая смешанная регламентация усложняет правовое регулирование подобного рода правоотношений. Специальную регламентацию правоотношений дополняет другая особенность - различие в волевом содержании. Дело в том, что только правоотношения между государствами имеют строго выраженное волевое содержание. В правоотношениях смешанного типа суверенная воля государства сочетается с правомочием (компетенцией) организации, которая не имеет своей суверенной воли.

Что касается правоотношений между международными организациями, то они совсем лишены признаков суверенно волевых отношений, так как организации не обладают суверенной волей. Их акты полностью зависят от того первоначального волеизъявления государств, которое зафиксировано в уставе международной организации;

5) абсолютные и относительные. К абсолютным правоотношениям относятся такие, в которых управомоченному субъекту противостоит неопределенное количество обязанных субъектов, воздерживающихся от определенных действий. Например, по Уставу ООН каждое отдельное государство имеет право на невмешательство. Этому праву соответствует обязанность всех государств не вмешиваться во внутренние дела этого государства.

Относительные правоотношения имеют иной характер. В этих правоотношениях управомоченному субъекту противостоит конкретное обязанное лицо. Необходимо отметить, что деление правоотношений на абсолютные и относительные до известной степени носит условный характер, так как эти правоотношения нередко взаимодополняют друг друга;

6) срочные и бессрочные. Эти виды правоотношений соответствуют делению международных договоров и соглашений на срочные и бессрочные. К срочным правоотношениям относятся такие, начало и конец которых установлен действующим соглашением. При этом порядок вступления договора в силу (момент возникновения прав и обязанностей субъектов), срок его действия и момент утраты им юридической силы регламентируются нормами, внесенны-

Международное право_

28 ми в сам договор или в особый документ, который составляет неотъемлемую часть соглашения.

Бессрочные договоры (и соответственно правоотношения) обычно подразделяются на вечные и договоры с неопределенным сроком. В первом случае в соглашении прямо отмечается, что оно заключено на вечные времена, хотя «вечность соглашения» является весьма условным понятием. И, как правило, измеряется соответствием договора экономическим и политическим условиям, юридическим отражением которых он является. Договоры с неопределенным сроком - это такие соглашения, которые предусматривают какой-то специально оговоренный порядок прекращения или изменения обязательств, однако без фиксации срока, когда это произойдет. Примером такого договора является Устав ООН.

Очень сложным вопросом является срок действия правоотношений, основанных на обычной норме. В юридической литературе иногда делается ссылка на обстоятельства, при которых обычная норца утрачивает силу, например, указывается, что обычай утрачивает силу: а) вследствие неприменения его или вследствие соблюдения противоположного обычая; б) вследствие соглашения, явно отменяющего обычай или содержащего нормы, несовместимые с обычаем. Что касается срока вступления в силу обычной нормы, то он еще более неопределенный, чем срок утраты силы.

Еще большая сложность возникает при установлении срока действия правоотношения, основанного на обычной норме. На практике как наличие самого правоотношения, так и срок его действия устанавливаются на основе анализа фактических отношений между субъектами международного права. Данное обстоятельство является дополнительным свидетельством того, что обычная норма имеет существенные недостатки по сравнению с договорной нормой, которая вносит большую степень определенности и ясности в правоотношения субъектов международного права;

7) длящиеся и одноактные. Все правоотношения, которые имеют какой-то срок действия, относятся к разряду длящихся правоотношений. При этом правоотношение может действовать от какого-то минимального срока вплоть до срока весьма неопределенного. Однако на практике бывают такие правоотношения, которые исчерпываются совершением отдельного юридического акта. В таких правоотношениях момент их установления совпадает с моментом реализации сторонами их прав и обязанностей. В силу этого отпадает необходимость в установлении срока действия правоотношения.

8) гарантийные. К ним относятся такие правоотношения, кото- 29 рые направлены на обеспечение исполнения какого-либо другого

или других правоотношений. Права и обязанности гарантийных правоотношений не имеют самостоятельного значения, так как их назначение состоит в том, чтобы содействовать реализации прав и выполнению обязательств по другому правоотношению.

Примером таких правоотношений являются договоры о гарантиях, которые действуют до тех пор, пока сохраняется необходимость обеспечения выполнения определенного правоотношения, для обеспечения выполнения которого заключен гарантийный договор. Как только основное правоотношение утрачивает силу, теряет смысл и юридическое значение гарантийного правоотношения.

Близко к гарантийным правоотношениям стоят так называемые охранительные правоотношения, которые возникают в силу неисполнения одной из сторон своих обязательств, что порождает у другой стороны право прибегнуть к мерам защиты или санкциям, предусмотренным соглашением или каким-либо другим юридическим актом.

Отличие охранительных правоотношений от правоотношений гарантийных состоит в том, что они, во-первых, вытекают из того же соглашения, которым регламентируется основное правоотношение; во-вторых, их возникновение связано непосредственно с фактом нарушения обязательств одной из сторон. Если обязательства не нарушаются, то охранительное правоотношение не может возникнуть.

Данное перечисление различных правоотношений, разумеется, не является исчерпывающим. Здесь упомянуты лишь основные виды международных правоотношений, чтобы показать и подчеркнуть тот факт, что международные правоотношения являются сложным комплексом правовых связей между государствами и иными субъектами международного права;

9) активные и пассивные. В первом случае управомоченный своими действиями удовлетворяет свои интересы. Обязанное лицо не должно создавать помехи своему контрагенту в осуществлении его законных прав, а, наоборот, должно совершать целенаправленные действия, способствующие их удовлетворению. Таким образом, в одном случае центр тяжести в правоотношении сосредоточивается на правах, в другом - на обязанностях.

Как правило, в правоотношениях активного типа объектом таковых являются блага и интересы, которыми субъект права обладает в данный момент. Примером активного правоотношения может

Международное право__

30 служить договор о ненападении, когда управомоченный субъект своими силами охраняет мир и неприкосновенность своих границ, а обязанное государство воздерживается от действий, которые могли бы нанести ущерб интересам уиравомоченного субъекта.

В правоотношениях пассивного типа объектом являются не наличные блага, а потенциальные, ибо удовлетворение интересов упра-вомоченного лица предполагается в будущем в результате действий обязанного лица. Например, пассивные правоотношения складываются между субъектами, когда соглашение касается, например, создания промышленного объекта в какой-то стране силами обязанного государства. В этом случае объект соглашения возникает только в будущем в результате целеустремленных действий обязанного лица.

Таким образом, признак активности или пассивности правоотношения исходит из того состояния, в котором находится у право-моченное лицо. Оно своими действиями либо удовлетворяет свои интересы при относительной пассивности обязанного лица (активное правоотношение), либо интересы управомоченного лица удовлетворяются активными действиями обязанного лица (пассивное правоотношение).

Следует, однако, отметить, что деление правоотношений на активные и пассивные носит в конечном счете относительный характер, так как в реальной действительности любое правоотношение предполагает совершение определенных активных действий каждого из субъектов правоотношения. Дело заключается лишь в мере или степени активности субъектов. В одних случаях активные дейт ствия главным образом совершает одна сторона, в других - вторая, противоположная. Применительно к объекту правоотношения это различие состоит в том, что в одних случаях объект является наличным с самого начала установления правоотношения и последнее имеет цель его охраны, в других - объект правоотношения возникает в будущем как результат реализации правоотношения.

10) длящиеся и однократные. Все правоотношения, которые имеют срок действия, относятся к разряду длящихся правоотношений. При этом правоотношение может длиться (действовать) от определенного минимального срока вплоть до весьма неопределенного. Однако на практике бывают такие правоотношения, которые исчерпываются совершением отдельного юридического акта. В таких правоотношениях момент их установления совпадает с моментом реализации сторонами их прав и обязанностей. В силу этого отпадает необходимость в установлении срока действия правоотношения.

Глава 1. Понятие международного права_

Современная юриспруденция устанавливает в жестком режиме долженствования требование по соответствию конкретного правоотношения положениям международного права. Общим критерием здесь служат положения Венской конвенции 1969 г. о праве международных договоров.

Правоотношение недействительно, если оно основывается на международном договоре, который заключен с очевидным нарушением положений внутригосударственного права, касающихся компетенции на заключение договора (ст. 46). Данное условие вытекает из того, что воля субъекта международного права на установление нормы права и соответствующего правоотношения должна быть выражена в том порядке и тем органом власти, которые предусмотрены конституционным правом. Если имеют место отклонения от конституционного порядка, то данное обстоятельство может не только исказить волю субъекта, но и привести к нарушению государственного суверенитета. В этой связи правовая норма и правоотношение, для того чтобы стать юридически правомерными и действительными, должны быть установлены, во-первых, с учетом и соблюдением конституционного права, во-вторых, в полном соответствии, с нормами международного права.

В ст. 47 Конвенции устанавливается требование, согласно которому при создании нормы права (заключении соглашения) должно учитываться содержание полномочий представителей государств на заключение договора и установление соответствующего правоотношения. При этом сторона может ссылаться на факт несоблюдения полномочий только в том случае, если другая сторона была извещена о содержании и объеме полномочий. Таким образом, отклонение от полномочий имеет место лишь тогда, когда все договаривающиеся стороны достоверно знали о конкретном содержании таких полномочий. В результате отклонения от полномочий происходит преднамеренное искажение воли договаривающихся сторон и субъектов международного правоотношения.

Как свидетельствует международная практика, отклонение от действительной воли может быть не только сознательное, но и совершаться по ошибке. Такую ситуацию предусматривает ст. 48 Конвенции. Государство вправе ссылаться на ошибку в договоре как на основание недействительности согласия на установление определенного правоотношения лишь в том случае, когда ошибка касается факта или ситуации, которые существовали при заключении договора, или если указанный факт или ситуация представляли су

Международное право

щественную основу для согласия сторон на установление конкретных прав и обязанностей по договору.

Отрицательное влияние на правоотношение имеют обманные действия одной из сторон при заключении договора (ст. 49 Конвенции). В данном случае сознательные действия одной из сторон, направленные на то, чтобы с помощью обмана получить согласие другой стороны на заключение договора, приводят к тому, что международное правоотношение выражает собой не действительные и сознательные волевые отношения субъектов, а такие волевые отношения, которые содержат в себе порок, вызванный обманом.

Еще более очевидное отклонение от действительной воли субъектов правоотношения возникает в результате подкупа представителя государства. Как отмечается в ст. 50 Венской конвенции, если выражение согласия государства на обязательность для него договора явилось результатом прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвующим в переговорах государством, то первое государство вправе сослаться на такой подкуп как на основание недействительности своего согласия на обязательность для него договора. Разумеется, международное правоотношение, установленное с помощью подкупа, не может иметь юридической силы.

Конвенция о праве договоров указывает также на последствия принуждения при заключении соглашения и установлении международного правоотношения. Конвенция имеет в виду два вида принуждения: принуждение против представителя государства (ст. 51) и принуждение, направленное непосредственно против самого государства (ст. 52). И в том и в другом случае возникшее правоотношение не имеет юридической силы, поскольку в его основе лежит не добровольное согласие, а согласие под принуждением.

Наконец, самым общим и важным основанием действительности международных правоотношений является их соответствие основным принципам международного права и Уставу ООН. Данное требование сформулировано в ст. 53 Конвенции в следующем виде: «Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме международного права. Поскольку это касается настоящей Конвенции, императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».

Необходимо отметить, что понятие «императивная норма», или

Глава 1. Понятие международного права__

норма jus cogens, вызывает большие споры среди юристов-между- 33 народников, так как оно весьма неопределенно по своему смыслу. Поэтому было бы желательным во всех случаях пользоваться выражением «соответствие договора и правоотношения основным принципам международного права и Уставу ООН». Само собой разумеется, что как основные принципы международного права, так и нормы, закрепленные в Уставе ООН, относятся к категории императивных норм, а потому все международные правоотношения должны соответствовать этим нормам.

Как итог внедрения международно-правовых норм, можно выделить формирование международных правоотношений, которые являются логическим выводом из международного права.

Определение 1

Субъекты правоотношений – это участники правоотношений, у которых есть международные субъективные права и обязанности юридического рода.

Все формирования и лица, действия которых регулируются нормами международного права, являются субъектами международных правоотношений. Такими субъектами могут быть страны, нации, которые стремятся обрести независимость, международные организации, странно-подобные формирования, муниципальные образования, юридические лица, представленные компаниями и организациями, а также физические лица, которые включают граждан, иностранцев, апатридов и бипатридов. Одно соглашение, которое является предметом международного права, может наложить обязательства на страну и физические лица, которые находятся в юрисдикции этой страны.

Пример 1

Консульская конвенция между Россией и Венгрией от 2001 года не только регулирует консульские вопросы между Россией и Венгрией, но в том числе гарантирует права для некоторых физических лиц, которые, например, являются арестованными гражданами в стране-участнике Конвенции.

Содержание международных правоотношений формируется международными субъективными правами и юридическими обязанностями участников. Субъективное право подразумевает под собой право, принадлежащее конкретному субъекту международного правоотношения и его возможное поведение. Осуществление субъективного права находится в зависимости от воли субъекта правоотношения, которому оно принадлежит. Исходя из 38 статьи Консульской конвенции между Россией и Бельгией от 2004 года, уполномоченные органы со стороны государства должны проинформировать граждан представляемой страны, которые находятся под стражей или находятся в ожидании судопроизводства, о содержании 38 статьи и процессе ее реализации, как сообщается в Приложении вышеупомянутой Консульской конвенции, и которое является неотъемлемой ее составляющей.

Определение 2

Под юридической обязанностью подразумеваются должные действия субъекта.

Если участник МП может выбрать: пользоваться или нет своим субъективным правом, то юридические обязанности должны быть выполнены. Исходя из статьи 3 Будапештской конвенции о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ) от 2001 года, лицо, осуществляющее перевозку грузов, должно в установленные сроки их перевозить и сдавать получателю в том же состоянии, в которых эти грузы были приняты к отправке.

Несмотря на различия, субъективные права и юридические обязанности являются взаимосвязанными. Права одного участника соответствуют обязанностям другого. Например, исходя из статьи 4 Европейской конвенции о контактах, связанных с детьми в Страсбурге от 15 мая 2003 года, ребенок и его/ее родители имеют право на стремление к осуществлению постоянного контакта друг с другом, а также на постоянный контакт друг с другом.

Субъективные права и обязанности ориентированы на объекты правоотношения. Объектами международных правоотношений могут быть предметами материального мира (которые могут быть представлены территориями, имуществом, и неимущественными правами), неимущественными благами (такие как жизнь и здоровье), поведением субъектом правоотношений (как действие, так и бездействие), результаты деятельности субъекта (совершившееся событие, созданный объект и так далее).

Замечание 1

При описании международных правоотношений необходимо учитывать, что правоотношения не могут иметь место быть при отсутствии юридических фактов. Юридическими фактами в международном праве являются определенные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения международного характера.

Юридические факты

Обычно, юридические факты приводятся в гипотезе международно-правовой нормы. Например, исходя из статьи 5 Соглашения между Правительством России и Правительством Колумбии о сотрудничестве и взаимной помощи между таможенными службами от 2004 года, таможенная служба одного из участников Соглашения при требовании со стороны таможенной службы другого участника, может осуществлять наблюдение:

  1. За передвижениями, в частности, въездами на территорию страны-участника и выездами с нее лиц, которые являются подозреваемыми или известными преступными лицами в отношении таможенного законодательства другого участника.
  2. За перемещением товаров и средств платежа, которое было определено таможенной службой другой страны-участника как ведущее к незаконному перемещению на территорию ее страны или из этой территории, а также вызывающее сомнения в законности перемещения.
  3. За любыми транспортными средствами, которые были замечены в преступных действиях относительно таможенного законодательства другой страны-участника или же если есть подозрение в нарушении таможенного законодательства государства.
  4. За местами, которые используются для хранения товаров, считающиеся незаконными на территории другой страны, и предположительно предназначенными для перевозки на территорию страны-участника.
Замечание 2

В зависимости от условий описания, юридические факты в международном праве (что также действительно и для внутригосударственного права) можно разделить на события и действия.

События не могут зависят от воли субъектов правоотношения (к примеру, стихийное бедствие). Договор о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания (заключенный в Москве 09.12.1994), регулирует процесс расследования несчастных случаев, связанных с авариями, пожарами или стихийными бедствиями, такими как землетрясение, оползень, наводнение, ураган и прочее.

Определение 3

Под действиями же подразумеваются факты, которые напрямую связаны с волей участников правоотношений. Действия могут носить как законный, так и незаконный характер.

Разнообразие международных правоотношений

Исходя из функции международных норм, международные правоотношения делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивными правоотношениями являются те, которые возникают на основаниях норм международного права, которые устанавливают правила действий субъектов. Эти отношения являются производным от законного поведения субъектов международного общения. Охранительные правоотношения же возникают после неправомерных действий, которые предназначены для восстановления справедливости в отношении нарушенных прав и последующего наказания нарушителя.

Формы международных правоотношений

По субъектному составу можно выделить отношения между странами (межгосударственные), а также правоотношения не межгосударственного характера.

Существуют разные формы международных правоотношений:

  1. Правоотношения, которые являются четко определенными для участников международного права.
  2. Правоотношения-состояния, которые права не определены четко и носят общий характер. Примером такого правоотношения-состояния может быть наличие гражданства.

Международные правоотношения могут делиться на временные и бессрочные (например, если соглашение содержит информации о сроке его действия).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter