Некоторые работы могут быть особо трудными опасными. Профсоюзные уроки


Молодая и амбициозная девушка М. на собеседовании выглядела вдумчивой, желающей научиться новому, стремящейся к профессиональным достижениям. Однако в процессе работы выяснилось, что метод достижения высот у нее немного своеобразный: собирать вокруг себя оппозицию руководству и нагнетать недовольство всем, чем угодно. Те недостатки, которые были в компании, не выносились открыто на разговор с директором, а обсуждались в курилках со всеми вытекающими негативными последствиями. Девушку М. вполне можно отнести к категории людей с «трудным характером» – с ними нелегко ужиться, нелегко работать, они думают исключительно о себе и не уважают чужого мнения. Но не увольнять же прекрасного профессионала из-за склочности его характера?

Проблема с работником, которому трудно ужиться в коллективе, не возникает из ниоткуда. Она появилась по двум причинам: либо его профессиональные навыки настолько хороши, что кадровик закрыл глаза на его поведение; либо изъяны в характере не были выявлены в процессе приема на работу.

Кого можно считать работником с «трудным» характером?

Говоря о «трудном» человеке, следует сделать акцент на то, что «трудность» заключается именно в особенностях личности, а не в трудном периоде в жизни. Отслеживать несистемные конфликты и определять их природу – постоянная забота HR-специалистов. Обычно под трудным характером понимается агрессивность и склонность к конфликтам . Но, скорее всего, это определение в большей степени зависит от личностных характеристик того, кто должен его озвучить. «Трудными», не поддающимися коррекции и адаптации в коллективе, можно назвать:

  • работника, не принимающего чужой точки зрения (на такого человека не будут воздействовать внешние установки);
  • работника, излишне наполняющего атмосферу своими личными проблемами, привыкшего привлекать избыточное внимание к своей персоне (он сам, возможно, потом легко переключается на рабочие вопросы, что могут далеко не все окружающие);
  • индивидуалиста, всячески это подчеркивающего (он становится одиночкой в коллективе и в итоге проблемой для руководства, несмотря на свои профессиональные качества, так как коллектив обычно отвергает подобных коллег).

Пример из практики

Очень компетентный в узкой предметной области специалист, бывший военный А.В., обладал крайне «трудным» характером: для него было привычно «подминать» под себя людей, заставлять подчиняться себе беспрекословно . Это влияло на качество работы, так как мнения остальных членов команды не принимались им в расчет. Однако, узнав его получше, некоторые коллеги, которым приходилось тесно с ним работать, научились противодействовать его харизме – кто-то отпором, кто-то юмором. В итоге выяснилось, что А.В. очень уважает таких коллег и продуктивно с ними срабатывается. В будущем мы стали учитывать это при формировании команд, и «трудность» характера А.В. превратилась даже в некий тест на стрессоустойчивость.

Как распознать будущую проблему?

На первичном собеседовании можно увидеть практически 80% характеристик личности , все зависит от опыта рекрутера. Еще 12-15% «добираются» на вторичных встречах. Оставшиеся 5-7% отводятся на испытательный срок. Специалисты по подбору персонала на первичном собеседовании обычно имеют цель отсеять кандидатов по самым критичным признакам: несоответствие знаний и навыков должности, ограничения по режиму или характеру работы. Но на самом деле главенствующую роль играет именно соответствие набора личностных характеристик кандидата ожиданиям рекрутера.

Рекрутеры же – обычные люди, со своими особенностями характера, мало кто из них прошел полноценный психоанализ. Поэтому отчет по собеседованию будет непременно содержать проекции самого рекрутера. Можно сказать, что именно в этом кроется причина «промахов» на этапе подбора. Стандартизировать этот процесс крайне сложно. Уже доказано, что тесты, направленные на особенности личности, практически не работают в ситуации, когда у самого тестируемого нет мотивации узнать о себе правду. Не говоря о том, что тесты сами по себе раздражают кандидатов и в этом смысле могут стать только маркером на стрессоустойчивость.

Хорошим диагностирующим методом служит совместное обсуждение сразу с несколькими кандидатами какой-либо интересной для всех книги. Так решаются несколько задач:

  • во-первых, неформальная обстановка такого «собеседования» снимает все зажимы, создает атмосферу безопасности;
  • во-вторых, общение кандидатов между собой является моделью общения в будущем коллективе (неважно, что не все в итоге пройдут отбор);
  • в-третьих, кандидаты все-таки помнят, для чего они собрались, и стараются использовать материал книги в свете своего прошлого опыта.

В такой обстановке выявляются как самые очевидные характеристики кандидатов, так и скрытые – нужно только быть повнимательнее.

Пример из практики

При подборе IT-специалиста произошел исключительный случай. На собеседовании он понравился – и умный, и квалифицированный, и лояльный, и начать готов с не самой высокой зарплаты, потому как уверен в своих силах и готов доказывать, чего стоит. С сарказмом можно сказать, что так и получилось. Еще до окончания испытательного срока молодой человек начал брать деньги взаймы у коллег, а потом попросил крупный кредит в размере семи окладов у компании. Свою острую потребность в деньгах он мотивировал «обстоятельствами», да так виртуозно, что никто не смог отказать. Даже руководство всерьез рассматривало возможность кредитования, хотя на испытательном сроке это не практикуется. После проверки выяснилось, что все эти «обстоятельства» – обман чистой воды. Этот «порок» перевесил профессиональные качества, которых молодой специалист так и не продемонстрировал. Такой промах на этапе собеседования можно было исключить, например, проверкой по базе должников.

Что делать, если «трудный» человек уже в строю?

Важно помнить, что увольнение является крайней и непопулярной, хотя в некоторых случаях и единственной, мерой. До того как к ней прибегнуть, можно и нужно попытаться разобраться в ситуации и исправить ее. Как это сделать?

В первую очередь, специалист по персоналу может пригласить сотрудника для разговора, чтобы дать ему понять – в компании практикуется обратная связь. Во время беседы разъяснить, что именно в характере сотрудника, по мнению руководства, вступает в противоречие с общепринятыми установками в коллективе. Выслушать мнение самого сотрудника, понять, что заставляет его проявляться таким образом. Если трудности вызваны какой-то жизненной ситуацией, то на этой стадии уже можно найти решение проблемы.

Второй шаг – выявление мотиваторов сотрудника, которые, по возможности, нужно включить в его ключевые показатели эффективности.

Можно устроить работнику неформальную встречу с коллективом, обозначив определенные правила, например: все, что будет говориться тут в течение такого-то времени, мы считаем терапией, разминкой, «таблеткой от недоразумения», и т.д. Провести некую психологическую игру – «что нравится и что не нравится» в этом человеке. Проявление такого внимания к его личности может снять определенные барьеры, из-за которых «трудный характер» сильнее проявляется.

Важный шаг – разговор с непосредственным начальником, строящийся в зависимости от типа мотивации сотрудника. И в качестве «терапии» можно поручить одному «трудному» коллеге наставничество надо другим «трудным».

Пример из практики

Так как же поступить с девушкой М., которая была упомянута ранее? Ее непосредственный руководитель вызвал девушку на разговор и наказал «отлучением от стаи» – не взял в очередную командировку, что просто обезоружило М. На время командировки руководитель поручил ей задание, которое можно выполнять удаленно. То есть рабочие связи остались, не стало возможности внерабочих отношений с коллективом. Кроме того, руководитель открыто рассказал о своем недовольстве подобной «подрывной» деятельностью и предложил в будущем обращаться с жалобами непосредственно к нему или к вышестоящему руководству. Такая мера вполне хорошо сработала и позволила благополучно завершить текущий проект.

Не нужно вносить изменения в регламенты, дабы нивелировать пагубное влияние «трудного» работника, или воздействовать материальными порицаниями на такого человека. Это его характер, возможно, он сам от него страдает. Но оставлять без реакции проявления этого характера, идущие вразрез с корпоративной культурой, – неправильно.

«Трудный» характер одного из работников может сослужить хорошую службу всему коллективу: например, выявить внутренние противоречия и тем самым дать поле для деятельности HR-службе, которая, в свою очередь, может выслушать все стороны, принять ко вниманию варианты разрешения конфликта, предложить руководству нововведения, которые понравятся всему коллективу (конкурсы, рейтинги по профессии, оплата обучения). Единая и прозрачная система вознаграждения за работу исключит возможные конфликты на материальной почве. Вовлечение сотрудников в развитие корпоративной культуры даст возможность проявить себя каждому, в том числе и «трудному» работнику. В этом процессе зачастую можно увидеть первопричину модели поведения такого сотрудника и скорректировать стратегию борьбы с его негативными проявлениями.

Савенок Зоя Петровна,

учитель истории,

председатель первичной профсоюзной

организации ГУО «Моисеевская базовая школа Мозырского района»

Профсоюзный урок 9 класс

«Труд - право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних»

Цель урока:

способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних

Задачи:

1. определить качественные характеристики труда с применением норм белорусского законодательства;

2. ознакомить с элементами истории профсоюзного движения;

3. формировать у учащихся понимание трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности;

4. способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы.

Ход урока

I . Организация начала урока.

а) Зачеркните каждую четную букву в предложении и прочитайте пословицу

турвуадрчтевлфодвэешкуаиктоврамфиютп,адлгекнаьтпдожрфтпист .

(Труд человека кормит, а лень портит)

  1. Как вы понимаете значение данной пословицы?
  2. Сегодня на уроке разговор пойдет о труде.

II . Актуализация опорных знаний.

1.Как вы думаете, зачем человеку необходимо трудиться? (Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище).

Но трудом принято называть не всякое дело. Труд - это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд различается по содержанию и по сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому его труд называется сложным.

2. Подбери антонимы к прилагательным, характеризующим труд

постоянный - .....(временный)

простой - ... (сложный)

умственный - ...(физический)

оплачиваемый - ...(безвозмездный)

добровольный - ...(принудительный)

творческий - ...(автоматизированный)

коллективный - ...(индивидуальный)

3. Какими из этих антонимов можно охарактеризовать труд продавца, учителя, шахтера, художника, дворника, домашней хозяйки?

III . Объяснение нового материала.

а) Ограничение в применении труда несовершеннолетних.

В наше время все больше подростков задумываются над тем, где и как можно заработать денег. Конечно, хочется почувствовать себя самостоятельным и независимым человеком, реализовать свои способности и таланты. Но, прежде чем приступить к поиску работы, надо иметь представления о требованиях основного закона о трудовой деятельности - Трудового кодекса РБ.

До принятия законов о труде в Беларуси и странах Европы дети трудились с малолетства. В крестьянских хозяйствах они участвовали в полевых работах (пастьба, прополка, косьба и ворошение) и помогали по дому. Известно, например, что самые тонкие льняные нити пряли 7-8-летние дети (у тех, кто старше, это уже не получалось - пальцы грубели).

Лишь в 1882 г. в России было законодательно запрещено нанимать на фабрики и заводы детей младше 12 лет. Рабочий день детей от 12 до 15 лет ограничивался восемью часами. Этот же закон обязывал предпринимателя давать детям - работникам начальное образование.

Из истории профсоюза :

После отмены крепостного права в 1861 году в Российской империи, в состав которой в то время входила основная территория современной Беларуси, быстрое развитие получают капиталистические отношения, наступает эпоха монополистического капитализма. В Беларуси растет число наемных работников, условия труда которых на этом этапе были значительно хуже, чем в центральной России.

Положение рабочих в пяти западных губерниях Северо-Западного края Российской империи (Виленской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской, т.е. на территории современной Беларуси) определялось во многом спецификой местной промышленности, где преобладало в общей массе предприятий мелкое ремесленное производство. По числу занятых оно более чем в 5 раз превосходило фабрично-заводскую промышленность. Количество промышленных предприятий в 1900 году составило 865, а численность кадровых рабочих - свыше 50 тыс. человек. К началу революции 1905 года количество всех наемных рабочих в Беларуси составляло не менее 400 тыс. человек, которые на этапе становления капитализма были политически бесправны и подвергались жестокой эксплуатации со стороны буржуазии. Условия труда рабочих были нестерпимы, на тяжелых работах применялся, главным образом, ручной труд.

Заработная плата рабочих не обеспечивала минимального жизненного уровня. Положение рабочих ухудшалось вследствие штрафов, отнимавших значительную часть заработка. Эксплуатация дополнялась невыносимыми условиями труда: рабочие помещения находились в антисанитарном состоянии, вентиляция почти отсутствовала, освещение было недостаточным, техника безопасности не применялась. Положение рабочих еще более усугублялось ростом безработицы.

- Как вы думаете, с какого возраста сегодня можно устроиться на работу, согласно Трудовому кодексу РБ ? (На работу по общему правилу можно устроиться только по достижении 16 лет.)

В виде исключения, для того чтобы подготовить молодых людей к работе, работодатель может принять вас на работу с 14 лет, но только в свободное от учебы время (например, во время летних каникул). При этом ваши родители или лица, их заменяющие, должны дать свое согласие.

Как вы думаете, можете ли вы быть приняты сейчас на работу грузчиком? пожарным? водолазом? шахтером? продавцом алкоголя? сторожем? Почему вы так думаете?

Некоторые работы могут быть особо трудными, опасными, вредными, поэтому закон запрещает применять труд подростков до 18 лет на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, на подземных и погрузочно-разгрузочных работах. Кроме того, запрещено принимать подростков на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Это касается работ в ночных клубах и кабаре, работ по торговле спиртными напитками и табачными изделиями.

Из истории профсоюза :

Рабочий день на фабриках и заводах продолжался 12 - 14 часов. Несмотря на то, что по царскому закону 1897 года рабочий день официально был установлен 11,5 часа, на деле продолжительность его зависела от произвола предпринимателя и, как правило, намного превышала установленную законом норму. Особенно жестокому обращению подвергались женщины и дети, труд которых был широко распространен. Трудились они с утра до поздней ночи в ужасных антисанитарных условиях, получая за это гроши.

б) Права и обязанности работника.

Если вы все-таки решили устроиться на работу, то знайте, что в своих правах и обязанностях вы приравниваетесь ко взрослым работникам.

Разделитесь на 2 группы. Первая группа подумает и запишет права работника, а вторая - обязанности.

Работник имеет право

Работник обязан

На условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

На возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

на равное вознаграждение за равный труд не ниже установленного законом минимального размера;

На отдых (оплачиваемые ежегодные отпуска);

На социальное обеспечение по возрасту и утрате трудоспособности;

На судебную защиту своих прав.

Добросовестно выполнять трудовые обязанности;

Соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда;

Бережно относиться к имуществу предприятия, организации;

Выполнять установленные нормы труда;

Работать честно и добровольно.

в) Условия труда несовершеннолетних.

Что такое рабочее время? (Время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности)

Нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников составляет 40 часов в неделю, а для несовершеннолетних она сокращена:

на 16 часов в неделю - для работников в возрасте до 16 лет:

на 4 часа в неделю - для работников от 16 до 18 лет.

Кроме сокращения продолжительности рабочего времени трудовое законодательство запрещает направлять работников моложе 18 лет в служебные командировки, к работам в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра), в выходные и праздничные дни.

Что такое время отдыха? (Время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей)

Какие виды времени отдыха вы знаете? (отпуск, выходные и праздничные дни, перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня).

Ежегодный основной отпуск работникам моложе 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день. Отпуск за первый год работы в организации может быть предоставлен несовершеннолетнему работнику до истечения шести месяцев непрерывной работы. Использовать свой отпуск молодые работники могут в любое удобное для них время.

IV . Первичное закрепление изученного материала

а) Работа с сигнальными карточками

Если вы согласны с утверждением, то поднимите зеленый кружок, если не согласны - красный.

1. В период трудовой деятельности несовершеннолетнего работника допускается замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией _______ (нет)

3. Разрешён труд несовершеннолетних в шахте ______ (нет)

4. Работники моложе 18 лет не могут направляться в служебные командировки ______ (да)

5. Организация имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок ______ (нет)

6. Если договор заключается впервые, то организация не обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования ______ (нет)

б) Решение задач-ситуаций.

Задача № 1. 17-летние подруги после окончания средней школы, желая трудоустроиться, читали газету “Работа”. В ней они увидели объявление о следующих вакансиях:

  1. рабочий на коксогазовый завод;
  2. курьер;
  3. крупье в казино;
  4. озеленитель;
  5. продавец табачной продукции

Вопрос : могут ли девушки претендовать на эти вакансии? Свой ответ аргументируйте. (Девушки могут претендовать только на вакансии озеленителя и курьера. Рабочим на коксогазовый завод, продавцом табачной продукции и крупье в казино их не имеют право принять на работу. Несовершеннолетние не могут быть заняты на тяжёлых работах, работах с вредными или опасными условиями труда.)

Задача № 2 . Петя Алексеев, ученик 10 класса, решил поработать в период летних школьных каникул. С1июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых. Заведующая детским садом, полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала Пете распоряжение собрать личные вещи и рабочие инструменты к назначенному сроку. Петя отказался.

Вопрос : законно ли Алексеев отказался выполнять распоряжение заведующей? (да, распоряжение является незаконным).

в) А теперь попробуем применить теоретические знания на практике. Дома вы прочитали рассказы А.П. Чехова «Ванька», «Спать хочется», стихотворение Н.А. Некрасова «Плач детей».

Каждой группе в течение нескольких минут нужно сделать анализ литературных текстов с точки зрения соблюдения трудовых прав несовершеннолетних. Вы должны не только найти нарушения прав ребенка, но и привести цитаты из текста.

I группа (А.П. Чехов «Спать хочется»)

Девочка 13 лет

Ночной труд (качает колыбель)

Работает целый день без отдыха

Выполняет тяжелые работы (наколоть и принести дрова)

Взрослые посылают ее за водкой, пивом (нанесение нравственного вреда ребенку)
- трудовой договор не заключен.

II группа (Н.А. Некрасов «Плач детей»)

Продолжительность рабочего дня (целый день)

Применение труда детей на тяжелых работах (крутят колеса на фабрике)

III группа (А.П. Чехов «Ванька»)

Мальчик 9 лет

- «…посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы...» (нанесение нравственного вреда ребенку)

Работа в ночное время (качает ребенка)

V . Подведение итогов

  1. Какова нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников?
  2. Какова продолжительность рабочего времени, установленная для несовершеннолетних?
  3. Каким образом трудовое законодательство учитывает недостаточное физическое развитие несовершеннолетних?
  4. Как в трудовом законодательстве проявляется забота общества о нравственном развитии подростка?
  5. В чем особенности предоставления отпуска несовершеннолетним работникам?

Рефлексия:

Теперь я знаю, что…

Меня заинтересовало…

Я бы хотел/а больше узнать о…

Конспект урока

по профориентации

« Знакомство с Трудовым Кодексом . Трудовой договор Основные права и обязанности несовершеннолетних »

подготовила учитель

трудового обучения

Урок по профориентации в 9 - а ,9 - б классах ,

Знакомство с Трудовым Кодексом . Трудовой договор Основные права и обязанности несовершеннолетних

Цель урока:

способствовать созданию представлений обучающихся о труде, трудовом кодексе , о трудовых правах несовершеннолетних.

Задачи:

Определить качественные характеристики труда с применением норм российского права;

Определить основные права несовершеннолетних работников, льготы;

Формировать у учащихся понимание трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности;

Способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы.

Ход урока

1. Организация начала урока.

а) Зачеркните каждую четную букву в предложении и прочитайте пословицу турвуадрчтевлфодвэешкуаиктоврамфиютп, адлгекнаьтпдожрфтпист. (Труд человека кормит, а лень портит)

Как вы понимаете значение данной пословицы?

Сегодня на уроке разговор пойдет о труде.

2. Актуализация опорных знаний.

Как вы думаете, зачем человеку необходимо трудиться? (Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище).

Но трудом принято называть не всякое дело. Труд - это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд различается по содержанию и по сложности.

Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому его труд называется сложным.


Подбери слова, характеризующие труд постоянный - .....(временный) простой -... (сложный) умственный - ...(физический) оплачиваемый - ...(безвозмездный) добровольный - ...(принудительный) творческий - ...(автоматизированный) коллективный - ...(индивидуальный)

Какими из этих прилагательных можно охарактеризовать труд продавца, учителя, шахтера, художника, дворника, домашней хозяйки?

3. Объяснение нового материала.

а) Ограничение в применении труда несовершеннолетних.

В наше время все больше подростков задумываются над тем, где и как можно заработать денег. Конечно, хочется почувствовать себя самостоятельным и независимым человеком, реализовать свои способности и талант, но, прежде чем приступить к поиску работы, надо иметь представления о требованиях основного закона о трудовой деятельности - Трудового кодекса РФ.

До принятия законов о труде в России и странах Европы дети трудились с малолетства. В крестьянских хозяйствах они участвовали в полевых работах (, прополка, косьба и ворошение) и помогали по дому. Известно, например, что самые тонкие льняные нити пряли 7-8-летние дети (у тех, кто старше, это уже не получалось - пальцы грубели).

Учебный год на Руси начинался с 1 ноября - после окончания полевых работ.

Лишь в 1882 г. в России было законодательно запрещено нанимать на фабрики и заводы детей младше 12 лет. Рабочий день детей от 12 до 15 лет ограничивался восемью часами. Этот же закон обязывал предпринимателя давать детям - работникам начальное образование.

Как вы думаете, с какого возраста сегодня можно устроиться на работу, согласно Трудовому кодексу РФ? (На работу по общему правилу можно устроиться только по достижении 16 лет.)

В виде исключения, для того чтобы подготовить молодых людей к работе, работодатель может принять вас на работу с 14 лет, но только в свободное от учебы время (например, во время летних каникул). При этом ваши родители или лица, их заменяющие, должны дать свое согласие.

Как вы думаете, можете ли вы быть приняты сейчас на работу грузчиком? пожарным? водолазом ? шахтером? сторожем? Почему вы так думаете?

Некоторые работы могут быть особо трудными, опасными, вредными, поэтому закон запрещает применять труд подростков до 18 лет на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, на подземных - и погрузочно-разгрузочных работах. Кроме того, запрещено принимать подростков на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Это касается работ в ночных клубах и кабаре, работ по торговле спиртными напитками и табачными изделиями.

б) Права и обязанности работника.

Если вы все-таки решили устроиться на работу, то знайте, что в своих правах и обязанностях вы приравниваетесь к взрослым работникам.

Разделитесь на 2 группы. Первая группа подумает и запишет права работника, а вторая - обязанности.

Работник имеет право

Работник обязан

на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

на возмещение ущерба,

причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

на равное вознаграждение за равный труд не ниже установленного законом минимального размера

на отдых (оплачиваемые ежегодные отпуска) ;

на социальное обеспечение по возрасту и утрате трудоспособности

на судебную защиту своих прав

Добросовестно выполнять трудовые обязанности.

Соблюдать трудовую дисциплину и

Бережно относиться к имуществу предприятия, организации

Выполнять установленные нормы

Работать честно и добровольно


в) Условия труда несовершеннолетних.

6. Если договор заключается впервые, то организация не обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования ____ (нет)

б) Решение задач-ситуаций.

1. 17-летние подруги после «окончания средней школы , желая трудоустроиться, читали газету "Работа". В ней они увидели объявление о следующих вакансиях :

Озеленитель;

Продавец промтоваров

Вопрос: могут ли девушки претендовать на эти вакансий? Свой ответ аргументируйте. (Девушки могут претендовать только на вакансии озеленителя и курьера. Рабочим, продавцом промтоваров не имеют право принять на работу. Несовершенно летние не могут быть заняты на тяжёлых работах, работах с вредными или опасными условиями труда.)

2. Петя Алексеев, ученик 10 класса , решил поработать в период летних школьных каникул. С1 июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых. Заведующая детским садом, полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала Пете распоряжение собрать личные вещи и рабочие инструменты к назначенному сроку. Петя отказался. ,

Вопрос: законно ли Алексеев отказался выполнять распоряжение заведующей? (да, распоряжение является незаконным (ст.72 ТКРФ).

3. После прохождения производственного обучения Петрову (16 лет) и Васильеву (17 лет) был присвоен 3-й разряд и по приказу директора кондитерской фабрики они были направлены на работу в карамельный цех. По распоряжению начальника цеха для них была

установлена 40-часовая рабочая неделя с продолжительностью ежедневной работы 8 часов.

Вопрос: Законно ли решение начальника цеха? Если да, то на основании, каких норм трудового права? (Нет незаконно. На основании ст. 92 ТКРФ для работников от 16 до 18 лет устанавливается 36-часовая рабочая неделя.)

5. Подведение итогов

Какова нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников?

Какова продолжительность рабочего времени, установленная для несовершеннолетних?

Каким образом трудовое законодательство учитывает недостаточное физическое развитие несовершеннолетних?

Как в трудовом законодательстве проявляется забота общества о нравственном развитии подростка?

Особенности регулирования труда несовершеннолетних работников. Труд несовершеннолетних работников отличается определенными в законе особенностями. Особенностями регулирования труда называют такие нормы, которые ограничивают применение общих норм или предусматривают для определенных категорий работников дополнительные правила. Некоторые работы могут быть особо трудными, опасными, вредными, поэтому закон запрещает применять труд подростков до 18 лет на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, на подземных и погрузочно-разгрузочных работах. Кроме того, запрещено принимать подростков на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Это касается работ в ночных клубах и кабаре, организациях игорного бизнеса, работ по торговле спиртными напитками и табачными изделиями и т.д. Все лица моложе 18 лет могут быть приняты на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра.

Слайд 10 из презентации «Трудоустройство несовершеннолетних»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Трудоустройство несовершеннолетних.ppt» можно в zip-архиве размером 2221 КБ.

Скачать презентацию

Несовершеннолетние

«Права, обязанности подростка» - Реализация прав в твоих руках. Право на получение информации о своих правах. Право сохранить свой родной язык. Свобода мнения подростка. С 16 лет добавляются права. Документы, отражающие права подростков. Подросток имеет право работать по сокращённому графику. Индивидуальное предприятие. Правовой статус подростка.

«Правовой статус несовершеннолетних» - Право на вступление в брак; 37. Правовой статус с 14 лет: 27. Правовой статус с 16 лет: 32. Право на управление легким автомобилем; 39. Уголовная ответственность. Правовой статус с 8 лет: 17. Правовой статус с 14 лет: 21. Право на защиту от экономической эксплуатации; 14. Право самостоятельно осуществлять родительские права; 34.

«Права несовершеннолетних» - Если Вы пришли к чиновнику. Административные наказания. Однако, к подросткам административный арест применяться не может (ст.24 -32 КАП). Какие права у ребенка. Административная ответственность. Правило 4. Человек и государство общаются друг с другом только письменно. Ответственность несовершеннолетних.

«Программа «Подросток и закон»» - Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия. Система знаний и система деятельности. Пояснительная записка. Цели и задачи раздела. Преобразующая деятельность. Общеучебная деятельность. Обоснование. Формы организации деятельности. Самоорганизующая деятельность. Тематическое планирование по разделу.

«Подросток и его права» - Гражданин. Вставьте недостающие слова. Закон «Об образовании». Право на неприкосновенность жилища. Конвенция о правах ребенка. Подросток как гражданин. Найдите правильный ответ. Право на жизнь. Право на отдых и досуг. Право на получение информации. Право на неприкосновенность личной жизни. Плохих детей не бывает.

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между грам-ма-ти-че-ски-ми ошиб-ка-ми и пред-ло-же-ни-я-ми, в ко-то-рых они до-пу-ще-ны: к каж-дой по-зи-ции пер-во-го столб-ца под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию из вто-ро-го столб-ца.

За-да-ние со-став-ле-но на ос-но-ве за-да-ний от-кры-то-го банка ФИПИ: пред-ло-же-ния с ошиб-ка-ми - из банка, пред-ло-же-ния без оши-бок - из дру-гих ис-точ-ни-ков.

ГРАМ-МА-ТИ-ЧЕ-СКИЕ ОШИБ-КИ ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИЯ

А) на-ру-ше-ние в по-стро-е-нии пред-ло-же-ния с при-част-ным обо-ро-том

Б) не-пра-виль-ное упо-треб-ле-ние па-деж-ной формы су-ще-стви-тель-но-го с пред-ло-гом

В) на-ру-ше-ние в по-стро-е-нии пред-ло-же-ния с не-со-гла-со-ван-ным при-ло-же-ни-ем

Г) не-пра-виль-ное по-стро-е-ние пред-ло-же-ния с кос-вен-ной речью

Д) ошиб-ка в по-стро-е-нии пред-ло-же-ния с од-но-род-ны-ми чле-на-ми

1) Бла-го-да-ря ге-ро-из-ма людей ка-та-стро-фа была предот-вра-ще-на.

2) Для че-ло-ве-ка, при-вык-ше-го к чте-нию, оно ста-но-вит-ся не-об-хо-ди-мей-шей по-треб-но-стью.

3) По-се-ти-те-ли удив-ля-лись и хва-ли-ли изоб-ре-та-тель-ность ма-сте-ра.

4) Всех пи-са-те-лей в ходе ин-тер-вью обыч-но спра-ши-ва-ют, над чем вы сей-час ра-бо-та-е-те.

5) Все, за-та-ив ды-ха-ние, слу-ша-ли ра-дио-пе-ре-да-чу.

6) Бот-ти-чел-ли был уче-ни-ком из-вест-но-го жи-во-пис-ца Фи-лип-пе Липпи, а также фло-рен-тий-ско-го жи-во-пис-ца и скуль-пто-ра Ан-дреа Вер-рок-кио.

7) М.Ю. Лер-мон-тов так и не за-кон-чил лю-би-мое де-ти-ще – поэму «Де-мо-на».

8) Се-ве-ро-во-сточ-нее села рас-по-ла-га-ют-ся об-ра-зо-ван-ные бо-ло-та путём осе-да-ния пес-ков.

9) В тур-ни-ре участ-во-ва-ли пред-ста-ви-те-ли мно-гих стран: Ав-стрии, Вен-грии, Рос-сии, Ру-мы-нии.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г Д

Пояснение (см. также Правило ниже).

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом в предложении 8. Эта ошибка вызвана тем, что главное (или определяемое слово) «болото» не может стоять внутри причастного оборота. Его место или до, или после него. Перенесём оборот.

Приведём верное написание: Северо-восточнее села располагаются болота, образованные путём оседания песков.

Пункт правила 7.1.2

7.1. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ

ВВЕДЕНИЕ

Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами . Например, в предложении Выпускники, успешно сдавшие экзамен, становятся абитуриентами

слово выпускники -главное слово ,

сдавшие - причастие,

сдавшие (как?) успешно и сдавшие (что?) экзамен - это зависимые от причастия слова .

Таким образом, причастный оборот в данном предложении - успешно сдавшие экзамен . Если изменить порядок слов и записать это же предложение по-другому, поместив оборот до главного слова (Успешно сдавшие экзамен выпускники становятся абитуриентами), изменится лишь пунктуация, а оборот остаётся без изменений.

Очень важно: перед началом работы с заданием 7 на нахождение ошибок в предложении с причастием советуем прорешать и изучить задание 16, в котором проверяется умение ставить запятые при правильно построенных причастных и деепричастных оборотах.

Цель задания - найти одно такое предложение, в котором нарушены грамматические нормы при употреблении причастного оборота. Конечно же, поиск нужно начинать с нахождения причастия. Помните, что разыскиваемое причастие должно быть непременно в полной форме: краткая форма никогда не образует причастного оборота, а является сказуемым.

Для успешного выполнения этого задания необходимо знать:

  • правила согласования причастия и главного (или определяемого) слова;
  • правила расположения причастного оборота по отношению к главному слову;
  • время и вид причастий (настоящее, прошедшее; совершенный, несовершенный);
  • залог причастий (действительный или страдательный)

Обращаем внимание на то , что в предложении с причастным оборотом может быть допущены не одна, а две или даже три ошибки.

Примечание для учителей : учитывайте, что у авторов различных пособий точка зрения на классификацию, а также на типы ошибок, которые можно отнести к определённому типу, различна. В основу принятой на РЕШУ классификации положена классификация И.П. Цыбулько.

Классифицируем все типы возможных грамматических ошибок при употреблении причастного оборота.

7.1.1 Нарушение согласования причастия с определяемым словом

Правило, по которому одиночные причастия (а также включённые в причастный оборот) согласуются с главным (=определяемым) словом, требует постановки причастия в тот же род, число и падеж, что и главное слово :

О детях (какИХ?) возвращающИХся из поездки; для выставки (какОЙ?) готовящЕЙся в музее.

Поэтому просто находим предложение, в котором есть полное причастие, а его окончание не соответствует (или) роду, (или) падежу,(или) числу главного слова.

1 тип, самый лёгкий

Мне довелось пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки.

В чём причина ошибки? Причастие не согласовано со словом, которому оно должно подчиняться, то есть окончание должно быть другим. Ставим вопрос от существительного и меняем окончание причастия, то есть согласуем слова.

Мне довелось пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.

В данных примерах существительное и его причастие стоят рядом, ошибка видится легко. Но так бывает не всегда.

2 тип, труднее

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .

Мне хочется найти слова песни, услышанные недавно .

В данных предложениях есть по два существительных: автором, книги; слова, песни. К какому из них прикреплён оборот с причастием? Думаем о смысле. Что было опубликовано, автор или его книга? Что хочется найти, слова или песню?

Приведём исправленный вариант:

Мне хочется найти слова песни (какОЙ?), услышаннОЙ недавно .

3 тип, ещё сложнее

Окончания причастий порой выполняют очень большую смыслоразличительную миссию . Думаем о смысле!

Сравним два предложения:

Шум моря (какого?), будившЕГО меня , был очень сильным. Что будило? Получается, что море. Море не может будить.

Шум (какой?) моря, будившИЙ меня , был очень сильным. Что будило? Получается, что шум. А шум будить может. Это правильный вариант.

Я услышал тяжёлые шаги (какИЕ?) медведя, преследовавшИЕ меня. Шаги не могут преследовать.

Я услышал тяжёлые шаги медведя (какОГО?), преследовавшЕГО меня . Медведь может преследовать. Это верный вариант.

Дети сотрудников (какИХ?), имеющиХ какие-либо заболевания , получают льготные путёвки в санаторий. Причастие «имеющИХ» относится к слову «сотрудников". Получается, заболевания будут у сотрудников, а дети больных сотрудников получат путёвки. Это неверный вариант.

Дети (какие?) сотрудников, имеющИЕ какие-либо заболевания , получают льготные путёвки в санаторий. Причастие «имеющие» относится к слову «дети», и мы понимаем, что это у детей есть заболевания, и им нужны путёвки.

4 тип, вариантный

Часто встречаются предложения, в которых есть словосочетания из двух слов, первое их которых является частью целого, обозначенного вторым, например: каждый их участников, один из всех, любой из названных, часть из них, часть подарков. . К каждому из уществительных может быть присоединён причастный оборот в зависимости от смысла: в подобных словосочетаниях причастие (причастный оборот) может быть согласовано с любым словом. Ошибкой будет, если причастие «зависнет» и не будет иметь связи ни с одним из слов.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .

Каждому из участников, получившим максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.

Причастие может быть согласовано как со словом «каждому», так и со словом «участников».

Каждому (какОМУ?) из участников, получившЕМУ максимальное количество баллов , было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру

Каждому из участников (какИХ?), получившИХ максимальное количество баллов , было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.

Обращаем внимание на то, что ошибкой будет несогласование НИ с первым словом, НИ со вторым:

Неверно: Каждому из участников, получившИЕ... или Каждому из участников, получившИМИ... Так нельзя.

В пояснениях на РЕШУ чаще используется вариант согласования с окончанием ИХ.

Аналогично верно: Часть книг (какИХ?), полученнЫХ в подарок , пойдёт в подарок.

Или Часть (какАЯ) книг, полученнАЯ в подарок , пойдёт в подарок.

Неверно: Часть книг, полученнЫЕ в подарок, пойдёт в подарок.

ПРИМЕЧАНИЕ : такой тип ошибки при проверке сочинений считают ошибкой согласования.

7.1.2 Причастный оборот и место главного слова

В правильно построенных предложениях с причастным оборотом главное (или определяемое слово) не может стоять внутри причастного оборота. Его место или до, или после него. Помните, что этого зависит расстановка знаков препинания!!!

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .

Необходимо тщательно проверять направляемые документы на экспертизу .

Мы шли по усеянной аллее опавшими листьями .

Ведущая улица в город была свободна.

Созданный роман молодым автором вызывал оживлённые споры.

Обратите внимание : при таком построении предложения совершенно непонятно, ставить ли запятую.

Приведём исправленный вариант:

Необходимо тщательно проверять документы , направляемые на экспертизу . Или: Необходимо тщательно проверять направляемые на экспертизу документы .

Мы шли по аллее , усеянной опавшими листьями . Или: Мы шли по усеянной опавшими листьями аллее .

Улица , ведущая в город , была свободна. Или: Ведущая в город улица была свободна.

7.1.3. Причастные обороты, включающие неправильные формы причастий

В соответствии с нормами образования причастий, в современном русском литературном языке не употребляются формы причастий на –щий, образованные от глаголов совершенного вида со значением будущего времени: не бывает слов обрадующий, помогущий, прочитающий, сумеющий . По мнению редакции РЕШУ, такие ошибочные формы должны представлены в задании 6, но, поскольку в пособиях И.П. Цыбулько аналогичные примеры есть, считаем важным отметить данный тип тоже.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .

Пока я не нашёл человека , сумеющего помочь мне .

Ценный приз ожидает участника , найдущего ответ на этот вопрос .

Эти предложения необходимо исправить, потому что от глаголов совершенного вида причастия будущего времени не образовываются. Не бывает у причастий будущего времени. .

Приведём исправленный вариант:

Заменяем несуществующее причастие глаголом в условном наклонении.

Пока я не нашёл человека, который сумеет помочь мне.

Ценный приз ожидает человека, который найдёт ответ на этот вопрос.

7.1.4. Причастные обороты, включающие неправильные формы залога причастий

Такой тип ошибки был в заданиях ЕГЭ прошлых лет (до 2015 года). В книгах И.П. Цыбулько 2015-2017 года подобных заданий нет. Этот тип распознаётся труднее всего, и связана ошибка с тем, что причастие употребляется не в том залоге, другими словами, вместо страдательного используется действительное.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .

Документы, направляющиеся на экспертизу,

Конкурс, проводящийся организаторами

Пена, наливающаяся в ванну , имеет приятный аромат.

Приведём исправленный вариант:

Документы, направляемые на экспертизу, необходимо тщательно проверять.

Конкурс, проведённый организаторами , очень понравился участникам.

Пена, которую наливаем в ванну, имеет приятный аромат.

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом в предложении 1 состоит в том, что после предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки», «nодобно» имена существительные употребляются только в форме дательного падежа ЧЕМУ? и ни в какой другой.

Приведём верное написание: Благодаря героизмУ людей катастрофа была предотвращена.

Пункт правила 7.7.1

7.7 НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРЕДЛОГОМ

К этому типу относятся неправильно построенные предложений с производными предлогами и непроизводным предлогом «пo».

7.7.1 Употребление правильной падежной формы имени существительного при производных предлогах «благодаря», «согласно», «вопреки», «подобно», «наперекор», «наперерез»

После предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки», «подобно» и др. имена существительные употребляются только в форме дательного падежа (кому? чему?) и ни в какой другой.

Рассмотрим предложения с ошибкой:

Пример 1. Настоящий успех может быть достигнут только благодаря (чему?) настойчивости, целеустремленности и (чего?) глубоких знаний человека. Если слова «настойчивости, целеустремленности» стоят в дательном падеже (что верно!), то словосочетание «глубоких знаний» употреблено в родительном падеже, его нужно исправить, написав «глубоким знаниям».

Пример 2. Согласно (чего?) сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаменательным событием . Заменяем падеж: согласно (чему?) «сложившимся традициям».

Пример 3. Работу на проливе решено было вести, вопреки (чего?) установившихся правил, не летом, а зимой. Заменяем: «вопреки установившимся правилам.»

Примечание 1 . Предлог «благодаря» употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Поэтому неудачными следует считать обороты с этим предлогом в сочетании с чем-то отрицательным: Благодаря смерти матери я повзрослел рано . В данном предложении нужно употребить простой предлог «из-за».

Примечание 2 . Предлог «благодаря» называется производным потому, что образовался от деепричастия «благодаря». И это совершенно разные части речи. К деепричастию мы ставим вопрос «что делая?» и выделяем запятыми либо как одиночное, либо в составе деепричастного оборота.

Сравните: Он успешно защитил дипломную работу и, (что делая?) благодаря (кого?) руководителя проекта и (ещё кого?) товарищей за помощь и поддержку, вышел из аудитории . Деепричастие «благодаря» является добавочным действием к сказуемому «вышел».

Он успешно защитил дипломную работу благодаря (чему?) помощИ руководителя проекта и товарищей. Нет возможности поставить вопрос «что делая», это не добавочное действие, это предлог. И запятых нет. Запятая в предложениях со словом «благодаря» может служить подсказкой: при предлоге её не бывает.

7.7.2 При существительном есть предлог «по»

Непроизводный предлог «по» в значении «nосле чего-либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа, а не дательного

Поэтому приведённые ниже предложения построены неправильно :

По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо.

По приезду в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых.

По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.

По окончанию курсов английского языка я получил сертификат.

В этих предложениях предлог «по» имеет значение «nосле чего-либо», поэтому слово, стоящее после него, необходимо было употребить в форме предложного, а не дательного падежа:

по прибытии в Москву (= после прибытия в Москву), по приезде в Венецию (= после приезда в Венецию), по завершении строительства (= после завершения строительства), по окончании курсов(= после окончания).

Правильным будет следующее построение этих предложений:

По прибытиИ в Москву он почувствовал себя плохо.

По приездЕ в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых.

По завершениИ строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.

По окончаниИ курсов английского языка я получил сертификат.

Запомните:

по прибытиИ(= после прибытия),

по приездЕ (= после приезда),

по завершениИ (= после завершения),

по окончаниИ (= после окончания).

7.7.3 При существительном имеется производный предлог «ввиду», «вследствие», «в случае», «при условии», «при помощи» и другие

Эти предлоги также возникли в результате перехода из самостоятельных частей речи и требуют от стоящих за ними существительных родительного падежа.

Ввиду (кого? чего?) плохой погоды;

Вследствие (кого? чего?) заморозков;

В случае (кого? чего?) успеха

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением в предложении 7. Название поэмы, имя собственное, ставится в именительном падеже, если оно является приложением, то есть вторым названием. Первое название-поэма.

Приведём верное написание: М.Ю. Лермонтов так и не закончил любимое детище – поэму «ДемоН».

Пункт правила 7.2.1

7.2. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

ВВЕДЕНИЕ.

Приложение - это определение, выраженное именем существительным, стоящим в том же падеже (то есть СОГЛАСОВАННЫЕ), что и определяемое слово. Характеризуя предмет, приложение дает ему другое название и утверждает наличие у него какого-либо дополнительного признака. Приложения могут относиться к любому члену предложения, выраженному именем существительным, личным местоимением, субстантивированным причастием и прилагательным, а также числительным. Например: Так и жил Михаил Власов, слесарь , волосатый, угрюмый, с маленькими глазками (М. Г.); Это была она, петергофская незнакомка (Пауст.); Первому, старшему из всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать (Т.); Мать ехала с отцом со станции Сиверской, а мы, дети , выехали им навстречу (Наб.).

Примечание: Имена собственные-названия, употребленные в переносном смысле (на письме заключенные в кавычки) также являются приложениями, их называют НЕСОГЛАСОВАННЫМИ в отличие от СОГЛАСОВАННЫХ.

Также очень часто являются приложениями имена собственные, написанные без кавычек.

Не являются приложениями (хотя по форме связи напоминают их) компоненты некоторых видов сложных слов: а) сложных слов, представляющих собой термины (диван-кровать, кран-балка, роман-газета, музей-квартира, изба-читальня), б) сложных слов, частью которых являются оценочные слова (жар-птица, паинька-мальчик, бой-баба, горе-руководитель, чудо-рыба).

НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ, выраженные условным наименованием.

7.2.1. Имена собственные-названия, употребленные в переносном смысле (на письме заключенные в кавычки) , всегда являются приложениями, если относятся к определяемому слову, и стоят в форме именительного падежа, независимо от падежной формы определяемого слова. Например: В числе семисот матросов, высадившихся с броненосца «Потемкин» на румынский берег, был Родион Жуков (Кат.); Во время испытания танкера «Ленинград» судостроители спустили на воду еще одно такое же судно - «Клайпеда» . Именно такой тип приложений присутствует в заданиях ЕГЭ . Обратите внимание: как только из предложения «уходит» ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ слово (то есть книга, журнал, картина, пьеса, статья, автомобиль, па­ро­ход и так далее), ИМЯ СОБСТВЕННОЕ перестаёт быть приложением, сравните: история романа «Евгений Онегин»-история создания «Евгения Онегина»; Малевич выполнил несколько копий «Черного квадрата»-Картина Казимира Малевича «Чёрный квадрат» создана в 1915 году.

7.2.2 Если же речь идёт о ПРИЛОЖЕНИИ −имени собственном, но написанном без кавычек , то существует очень длинный ряд правил, регулирующих их написание. Одни группы имён собственных согласуются с определяемым словом, другие не согласуются. К счастью, таких заданий на ЕГЭ (во всяком случае, до 2016 года) не встречалось.

Следуя этим правилам, следует писать, к примеру,

На планете Марс (а не Марсе);

На озере Байкал (а не Байкале);

За горой Эльбрус (а не Эльбрусом).

На реке Ганг (не Ганге), но на Москве-реке (не Москва-реке).

Полную информацию о написаниях подобных приложений можно получить, прочитав любое из пособий Дитмара Розенталя, посвящённое вопросам стилистики и литературной правке.

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью в предложении 4 состоит в том, что осталось неизменённым местоимение «вы» и связанный с ним глагол.

Приведём верное написание: Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем они сейчас работают.

Пункт правила 7.9.2

7.9 НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ

В данном задании проверяется умение учащихся правильно строить предложения с цитатами и косвенной речью: из 9 предложений справа нужно найти одно, которое содержит ошибку.

В правила, изложенных ниже, будет идти речь о цитировании и о косвенной речи , это очень близкие, но не одинаковые единицы.

В обыденной жизни, особенно часто в устной речи, мы часто используем передачу чьих-то слов от своего имени, так называемую косвенную речь .

Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы , или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли .

Например: Мне сказали, что это был брат мой. Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. Говорили о том, как живут наловленные мною птицы.

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.

Попробуем восстановить предложения: из косвенной речи переведём в предложения с прямой речью:

Мне сказали, что это был брат мой. - Мне сказали: «Это был брат твой».

Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. - Она сказала: «Смотри мне в глаза!» А потом требовательно спросила: «Ты помнишь пескарей, наши встречи, наши ссоры, пикники? Помнишь?»

Друг поинтересовался: «Как живут наловленные тобой птицы?»

Как видно из примеров, предложения совпадают лишь по смыслу, а вот и глаголы, и местоимения, и союзы меняются. Рассмотрим детально правила перевода прямой речи в косвенную: это очень важно как для написания сочинения, так и для выполнения задания 7.

7.9.1 Основное правило:

при замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, а также связанных с ними глаголов, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени.

Предложение с прямой речью Верно оформленная косвенная речь Неверно оформленная косвенная речь
Отец сказал: «Я вернусь поздно». Отец сказал, что он вернёт ся поздно. Отец сказал, что я вернусь поздно.
Мы спросили: «А ты откуда приехал?» Мы спросили, откуда он приехал. Мы спросили, «откуда ты приехал».
Я признался: «Ваши книги взял Михаил». Я признался, что их книги взял Михаил. Я признался, что «ваши книги взял Михаил».
Дети закричали: «Мы не виноваты!» Дети закричали, что они не виноваты. Дети закричали, что «мы не виноваты».
Обращаем внимание на то , что обнаружить ошибку могут помочь кавычки, но только на них ориентироваться нельзя, так как кавычки стоят и при приложении, и в предложениях с цитатами без ошибок, и не во всех заданиях.

7.9.2 Существует ряд дополнительных правил,

связанных с особенностью перевода прямой речи в косвенную, их соблюдение также проверяется в задании 7.
а) Если прямая речь – повествовательное предложение,

что . Пример: Секретарь ответил: «Я выполнил просьбу». – Секретарь ответил, что он выполнил просьбу . Местоимение заменено!

б) Если прямая речь – вопросительное предложение,

то при замене его придаточным роль подчинительных союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы , которые стояли в прямом вопросе. Вопросительный знак после косвенного вопроса не ставится. Пример: «Что вы успели выполнить?» - спросил преподаватель студентов. – Преподаватель спросил студентов, что они успели выполнить. Местоимение заменено!

в) Когда в прямой речи – вопросительном предложении отсутствуют вопросительные местоимения, наречия, частицы,

при замене его косвенным употребляют для связи частицу ли . Пример: «Вы исправляете текст?» - с нетерпением спросил секретарь. – Секретарь спросил с нетерпением, исправляем ли мы текст. Местоимение заменено!

г) Если прямая речь – восклицательное предложение с побуждением к действию,
то она заменяется изъяснительным придаточным предложением с союзом чтобы . Пример: Отец закричал сыну: «Вернись!» - Отец закричал сыну, чтобы он вернулся. Местоимение добавлено!
д) Частицы и слова, грамматически не связанные с членами предложения

(обращения, междометия, вводные слова, сложные предложения) и содержащиеся в прямой речи, при замене её косвенной речью опускаются. Пример: «Иван Петрович, составьте смету на следующий квартал», - попросил главного бухгалтера директор. – Директор попросил главного бухгалтера, чтобы он составил смету на следующий квартал.

7.9.3. Особые правила цитирования.

При написании сочинений часто возникает необходимость процитировать либо нужный фрагмент исходного текста, либо привести высказывание по памяти, органично включив цитату в предложение. Существует три способа введения цитаты в свою речь:

1) при помощи прямой речи , с соблюдением всех знаков препинания, например: Пушкин говорил: «Любви все возрасты покорны» или «Любви все возрасты покорны», - говорил Пушкин . Это самый простой способ, но он не всегда удобен. Такие предложения будут встречаться в качестве верных!

2) при помощи придаточного предложения , то есть используя союзы, например: Пушкин говорил, что «любви все возрасты покорны» . Обратите внимание на изменившиеся знаки препинания. Этот способ ничем не отличается от передачи косвенной речи .

3) цитату можно включить в свой текст при помощи вводных слов , например: Как говорил Пушкин, «любви все возрасты покорны» .

Отметим, что в цитате нельзя ничего изменять : то, что заключено в кавычках, передаётся абсолютно точно, без каких бы то ни было искажений. При необходимости включить в свой текст лишь часть цитаты используются специальные знаки (многоточия, различного вида скобки), но это не имеет отношения к данному заданию, так как пунктуационных ошибок в задании 7 не бывает.

Рассмотрим некоторые особенности цитирования.

а) Как избежать ошибки, если есть цитата с местоимением?

С одной стороны, цитаты изменять нельзя, с другой - нельзя оставить местоимение. Если просто вставить цитату, будут ошибки: Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту» . Или так: В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда « я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

В обоих предложениях нужно:

во-первых, заменить местоимение Я на ОН, исключить местоимение из цитаты:

во-вторых, изменить глаголы, связав их с новыми местоимениями и также исключить из цитаты, так мы знаем, что ничего изменять нельзя.

При таких изменениях цитаты непременно «пострадают», и если второе предложение мы можем сохранить в таком виде: Короленко писал, что он всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность» , то высказывание Наполеона не получится сохранить. Поэтому смело убираем кавычки и заменяем цитату косвенной речью: Наполеон однажды заметил, что он может проиграть эту битву, но не может потерять минуту.

б) Особо следует отметить случаи ошибочного объединения двух способов введения цитаты в предложение,

что вызывает грамматическую ошибку. Как мы уже знаем, цитату можно ввести либо как придаточное предложение, либо при помощи вводных слов. Вот что бывает, если соединяются два способа:

Неверно: По словам Мопассана, что «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло» .

Верно: По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».

Неверно: Как утверждал П. И. Чайковский, что «вдохновение рождается только из труда и во время труда» .

Верно: Как утверждал П. И. Чайковский, «вдохновение рождается только из труда и во время труда».

Таким образом, формулируем правило: при использовании вводных слов союз не употребляется .

в) В работах учащихся встречаются и случаи, когда цитата введена при помощи вводных слов,
но прямая речь оформляется как отдельное предложение. Это не только нарушение пунктуации, это нарушение правил построения предложения с цитатой.

Неверно: По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».

Верно: По мысли Антуана де Сент-Экзюпери, «зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».

Неверно: По словам Л. Н. Толстого: «Искусство - высочайшее проявление могущества в человеке» .

Верно: По словам Л. Н. Толстого, «искусство - высочайшее проявление могущества в человеке».

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами в предложении 3 состоит в том, что сказуемые по правилу должны требовать одинаковой падежной формы от зависимого слова, но это не соблюдается.

Сказуемые «удивлялись» и «хвалили» имеют одно зависимое слово «изобретательность», которое стоит в винительном падеже. Но глагол «удивлялись» требует от дополнения творительного (чему?) , следовательно, данное предложение построено неверно, его легко исправить, добавив ко второму сказуемому местоимение в необходимом падеже.

Приведём верное написание: Посетители хвалили изобретательность мастера и удивлялись ему.

Пункт правила 7.6.1

7.6. ОШИБ-КА В ПО-СТРО-Е-НИИ ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИЯ С ОД-НО-РОД-НЫ-МИ ЧЛЕ-НА-МИ

ВВЕ-ДЕ-НИЕ.

Од-но-род-ны-ми на-зы-ва-ют-ся члены пред-ло-же-ния, вы-пол-ня-ю-щие оди-на-ко-вую син-так-си-че-скую функ-цию, объ-единённые оди-на-ко-вым от-но-ше-ни-ем к од-но-му и тому же члену пред-ло-же-ния, свя-зан-ные между собой со-чи-ни-тель-ной свя-зью. Од-но-род-ны-ми могут быть как глав-ные, так и вто-ро-сте-пен-ные члены: под-ле-жа-щие, ска-зу-е-мые, до-пол-не-ния, опре-де-ле-ния, об-сто-я-тель-ства. На-при-мер, од-но-род-ны-ми будут опре-де-ле-ния «новый, сверх-мощ-ный ком-пью-тер» по от-но-ше-нию к слову «ком-пью-тер»; об-сто-я-тель-ства «изоб-ра-жа-ли кра-соч-но, но нечётко» по от-но-ше-нию к «изоб-ра-жа-ли».

Ре-ко-мен-да-ция от РЕ-ШУ-ЕГЭ: перед на-ча-лом ра-бо-ты с этой ча-стью за-да-ния 7 на-сто-я-тель-но ре-ко-мен-ду-ем про-ре-шать за-да-ние 15 и изу-чить пра-ви-ла к нему.

ТИПЫ ОШИ-БОК, ДО-ПУС-КА-Е-МЫХ ПРИ УПО-ТРЕБ-ЛЕ-НИИ ОД-НО-РОД-НЫХ ЧЛЕ-НОВ

7.6.1 Од-но-род-ные ска-зу-е-мые имеют одно и то же за-ви-си-мое до-пол-не-ние.

Пра-ви-ло: При нор-маль-ном, пра-виль-ном стро-е-нии пред-ло-же-ния от каж-до-го из двух од-но-род-ных ска-зу-е-мых (пер-во-го и вто-ро-го) ста-вит-ся ОДИН ОБЩИЙ во-прос к об-ще-му до-пол-не-нию, на-при-мер:

Ре-бя-та увле-ка-ют-ся (чем?) и за-ни-ма-ют-ся (чем?) спор-том ; Герои рас-ска-за вспо-ми-на-ют (о чём?) и де-лят-ся впе-чат-ле-ни-я-ми (о чём?) о годах юно-сти.

Ошиб-ка воз-ни-ка-ет, если от каж-до-го из ска-зу-е-мых задаётся РАЗ-НЫЙ во-прос к ОБ-ЩЕ-МУ до-пол-не-нию.

При-мер 1: Я люблю (кого? что?) и вос-хи-ща-юсь (кем? чем) своим отцом .

Ска-зу-е-мые «люблю» и «вос-хи-ща-юсь» имеют одно за-ви-си-мое слово «отцом», ко-то-рое стоит в тво-ри-тель-ном па-де-же. По-лу-чи-лось, что до-пол-не-ние «отцом» верно под-чи-ни-лось лишь вто-ро-му ска-зу-е-мо-му, так как гла-гол «люблю» тре-бу-ет от до-пол-не-ния ви-ни-тель-но-го (люблю кого? что? отца), сле-до-ва-тель-но, дан-ное пред-ло-же-ние по-стро-е-но не-вер-но. Чтобы пра-виль-но вы-ра-зить мысль, нужно из-ме-нить пред-ло-же-ние так, чтобы к каж-до-му ска-зу-е-мо-му было от-дель-ное, под-хо-дя-щее по па-де-жу до-пол-не-ние, на-при-мер, так: Я люблю сво-е-го отца и вос-хи-ща-юсь им .

При-мер 2: Герой рас-ска-за верил (во что? чему?) и стре-мил-ся (к чему?) к своей мечте . Каж-дый из гла-го-лов тре-бу-ет своей формы до-пол-не-ния, общее слово по-до-брать не-воз-мож-но, по-это-му снова ме-ня-ем пред-ло-же-ние так, чтобы к каж-до-му ска-зу-е-мо-му было от-дель-ное, под-хо-дя-щее по па-де-жу до-пол-не-ние, на-при-мер, так: Герой рас-ска-за верил в свою мечту и стре-мил-ся к ней .

При-ме-ча-ние для учи-те-лей : дан-ный тип ошиб-ки от-но-сит-ся к ошиб-кам управ-ле-ния. В пись-мен-ных ра-бо-тах такая ошиб-ка обыч-но до-пус-ка-ет-ся уча-щи-ми-ся из-за не-вни-ма-тель-но-сти: пер-вое ска-зу-е-мое про-сто вы-пус-ка-ет-ся из виду, и ошиб-ка (при ука-за-нии на неё) легко ис-прав-ля-ет-ся. Го-раз-до серьёзнее про-бле-ма воз-ни-ка-ет там, где уче-ник не осознаёт, что от дан-но-го гла-го-ла не может быть по-став-лен тот или иной па-деж-ный во-прос в прин-ци-пе.

7.6.2 Од-но-род-ные члены свя-за-ны двой-ны-ми со-ю-за-ми не толь-ко..., но и...; если не..., то... и дру-ги-ми

.

Пра-ви-ло 1. В таких пред-ло-же-ни-ях нужно об-ра-щать вни-ма-ние на то, что части двой-но-го союза долж-ны со-еди-нять од-но-род-ные члены од-но-го ряда , на-при-мер: Нас вдох-но-ви-ли не столь-ко кра-соч-ные места этого ти-хо-го го-ро-да, сколь-ко Сде-ла-ем схему пред-ло-же-ния: не столь-ко О , сколь-ко О . Пер-вая часть двой-но-го союза: не столь-ко , на-хо-дит-ся перед пер-вым ОЧ, под-ле-жа-щим «места» (слово« кра-соч-ные» мы не при-ни-ма-ем во вни-ма-ние), вто-рая часть сколь-ко стоит перед вто-рым под-ле-жа-щим «ду-шев-ность».

Те-перь «сло-ма-ем» пред-ло-же-ние. Нас не столь-ко вдох-но-ви-ли кра-соч-ные места этого ти-хо-го го-ро-да, сколь-ко ду-шев-ность его жи-те-лей. Пер-вая часть союза те-перь от-но-сит-ся к ска-зу-е-мо-му, а вто-рая к под-ле-жа-ще-му. Вот этом и за-клю-ча-ет-ся ошиб-ка дан-но-го типа.

Рас-смот-рим ещё при-ме-ры:

При-мер 1: Можно утвер-ждать, что на-стро-е-ние было глав-ным не толь-ко для со-зда-те-ля сти-хо-тво-ре-ния, но и для его чи-та-те-лей . Всё верно: каж-дая часть стоит перед ОЧ, в дан-ном при-ме-ре перед до-пол-не-ни-я-ми. Срав-ним с не-вер-но по-стро-ен-ным пред-ло-же-ни-ем: Можно утвер-ждать, что на-стро-е-ние было не толь-ко глав-ным для со-зда-те-ля сти-хо-тво-ре-ния, но и для его чи-та-те-лей . Части союза со-еди-ня-ют не од-но-род-ные члены, а ска-зу-е-мое и до-пол-не-ние.

Пра-ви-ло 2. Не-об-хо-ди-мо также пом-нить, что части двой-но-го союза яв-ля-ют-ся по-сто-ян-ны-ми, их нель-зя за-ме-нять дру-ги-ми сло-ва-ми . Так, оши-боч-ным будет пред-ло-же-ние Купцы Стро-га-но-вы не толь-ко ва-ри-ли соль, а также , так как союза не толь-ко.., а также нет. У союза «не толь-ко» вто-рая часть «но и », а не «также». Вер-ный ва-ри-ант этого пред-ло-же-ния будет таким: Купцы Стро-га-но-вы не толь-ко ва-ри-ли соль, но и до-бы-ва-ли же-ле-зо и медь в своих зем-лях

Вот так можно: (в скоб-ках при-ве-де-ны ва-ри-ан-ты вто-рой части).

1) не толь-ко... но и (а и; но даже; а еще; а к тому же); не толь-ко не... но (но ско-рее, ско-рее; на-про-тив, на-о-бо-рот); а не толь-ко; 2) не то что... но (а; про-сто; даже, даже не); даже... не то что; даже не... не то что; даже не... тем более не;

3) мало того... еще и; мало того что... еще и; мало того; более того, боль-ше того; хуже того; а то и.

7.6.3 В пред-ло-же-ния при од-но-род-ных чле-нах бы-ва-ет обоб-ща-ю-щее слово.

Не-об-хо-ди-мо учи-ты-вать, что все од-но-род-ные члены долж-ны сто-ять в том же па-де-же, в ко-то-ром стоит обоб-ща-ю-щее слово.

Грам-ма-ти-че-ски вер-ным будет пред-ло-же-ние: Я забыл обо всём : о тре-во-гах и пе-ча-лях, о бес-сон-ных ночах, о гру-сти и тоске. . Слово [обо] «всём» яв-ля-ет-ся обоб-ща-ю-щим , стоит в пред-лож-ном па-де-же. В таком же па-де-же стоят и все ОЧ.

Не-со-блю-де-ние этого пра-ви-ла яв-ля-ет-ся гру-бым на-ру-ше-ни-ем син-так-си-че-ской нормы: даров : луки-са-мо-стре-лы, со-бо-ля и укра-ше-ния .

В дан-ном пред-ло-же-нии обоб-ща-ю-щее слово «даров» стоит в форме ро-ди-тель-но-го па-де-жа, а все од-но-род-ные члены («луки са-мо-стре-лы, со-бо-ля и укра-ше-ния »)- в форме име-ни-тель-но-го па-де-жа. Сле-до-ва-тель-но, дан-ное пред-ло-же-ние по-стро-е-но не-вер-но. Пра-виль-ный ва-ри-ант: Вско-ре вель-мо-жа за-нял-ся осмот-ром при-несённых даров : луков-са-мо-стре-лов, со-бо-лей и укра-ше-ний .

7.6.5 Ис-поль-зо-ва-ние в ка-че-стве од-но-род-ных чле-нов раз-лич-ных син-так-си-че-ских эле-мен-тов пред-ло-же-ния

.

Су-ще-ству-ет стро-гая грам-ма-ти-че-ская норма, пред-пи-сы-ва-ю-щая, какие эле-мен-ты можно, а какие нель-зя объ-еди-нять в од-но-род-ные члены.

Пе-ре-чис-лим слу-чаи, при ко-то-рых эта норма на-ру-ша-ет-ся.

Если в пред-ло-же-нии объ-еди-ня-ют-ся в од-но-род-ные

- форма имени су-ще-стви-тель-но-го и не-опре-делённой формы гла-го-ла : люблю шах-ма-ты и пла-вать, нра-вит-ся вы-ши-вать и ру-ко-де-лие, боюсь тем-но-ты и оста-вать-ся одной и ана-ло-гич-ные;

- раз-ные форм имен-ной части ска-зу-е-мо-го : сест-ра была огор-че-на и встре-во-жен-ной, она была мо-ло-же и доб-рая и ана-ло-гич-ные;

- при-част-ный обо-рот и при-да-точ-ное пред-ло-же-ние : Глав-ные герои по-ве-сти - это люди, не бо-я-щи-е-ся труд-но-стей и ко-то-рые все-гда верны сво-е-му слову ; Мне не нра-вят-ся люди, ме-ня-ю-щие своё от-но-ше-ние и ко-то-рые это не скры-ва-ют.и ана-ло-гич-ные;

При-част-ный и де-е-при-част-ный обо-рот: Лю-бя-щие свою ра-бо-ту и стре-мясь хо-ро-шо её вы-пол-нить, стро-и-те-ли до-би-лись от-лич-ных ре-зуль-та-тов и ана-ло-гич-ные;

то это - грам-ма-ти-че-ская ошиб-ка . За-ме-тим, что такие на-ру-ше-ния встре-ча-ют-ся в пись-мен-ных ра-бо-тах очень часто, по-это-му, как и всё за-да-ние 7, эта часть имеет огром-ное прак-ти-че-ское зна-че-ние.

При-во-ди-мые ниже типы оши-бок встре-ча-лись в за-да-ни-ях до 2015 года.

7.6.4 При од-но-род-ных чле-нах могут быть ис-поль-зо-ва-ны раз-ные пред-ло-ги.

В одном ряду ОЧ при пе-ре-чис-ле-нии воз-мож-но ис-поль-зо-ва-ние пред-ло-гов, на-при-мер: в те-ат-ре , и на вы-став-ке ВДНХ, и на Крас-ной пло-ща-ди . Как видим, в дан-ном пред-ло-же-нии упо-треб-ля-ют-ся пред-ло-ги в и на , и это верно. Ошиб-кой будет ис-поль-зо-вать один и тот же пред-лог ко всем сло-вам этого ряда: За три пре-бы-ва-ния в Москве я по-бы-вал и в те-ат-ре , и вы-став-ке ВДНХ, и Крас-ной пло-ща-ди . Нель-зя быть «в ВДНХ» и «в Крас-ной пло-ща-ди.» По-это-му пра-ви-ло зву-чит так: нель-зя ис-поль-зо-вать общий пред-лог ко всем чле-нам ряда, если по смыс-лу этот пред-лог не под-хо-дит хотя бы к од-но-му из ОЧ.

При-мер с ошиб-кой: Толпы людей были по-всю-ду: на ули-цах, пло-ща-дях, скве-рах . Перед сло-вом «скве-рах» не-об-хо-ди-мо до-ба-вить пред-лог «в,» так как это слово не упо-треб-ля-ет-ся с пред-ло-гом «на». Пра-виль-ный ва-ри-ант: Толпы людей были по-всю-ду: на ули-цах, пло-ща-дях, в скве-рах.

7.6.6 Со-еди-не-ние в одном ряду ви-до-вых и ро-до-вых по-ня-тий

На-при-мер, в пред-ло-же-нии: В па-ке-те ле-жа-ли апель-си-ны, сок, ба-на-ны, фрук-ты до-пу-ще-на ло-ги-че-ская ошиб-ка. «Апель-си-ны» и «ба-на-ны» яв-ля-ют-ся ви-до-вы-ми по-ня-ти-я-ми по от-но-ше-нию к слову «фрук-ты» (то есть общим), сле-до-ва-тель-но, не могут сто-ять с ним в одном ряду од-но-род-ных чле-нов. Пра-виль-ный ва-ри-ант: В па-ке-те ле-жа-ли сок и фрук-ты: ба-на-ны, апель-си-ны.

Ещё при-мер с ошиб-кой: На встре-чу с из-вест-ным ар-ти-стом при-шли и взрос-лые, и дети, и школь-ни-ки. Слова «дети» и «школь-ни-ки» нель-зя де-лать од-но-род-ны-ми.

7.6.7 Упо-треб-ле-ние в одном ряду од-но-род-ных чле-нов ло-ги-че-ски не-сов-ме-сти-мых по-ня-тий

На-при-мер, в пред-ло-же-нии Про-во-жа-ю-щие шли с сум-ка-ми и пе-чаль-ны-ми ли-ца-ми чув-ству-ет-ся ошиб-ка: не могут быть од-но-род-ны-ми «лица» и «сумки».

По-доб-ное на-ме-рен-ное на-ру-ше-ние может вы-сту-пать в ка-че-стве сти-ли-сти-че-ско-го приёма: Не спали толь-ко Маша, отоп-ле-ние и зима (К. Г. Па-у-стов-ский). Когда мороз и ма-туш-ка поз-во-ля-ли вы-со-вы-вать нос из дома, Ни-ки-та ухо-дил бро-дить по двору один (А.Н. Тол-стой). Толь-ко если для ху-до-же-ствен-но-го про-из-ве-де-ния уров-ня Тол-сто-го или Че-хо-ва это до-пу-сти-мо (они же не на эк-за-ме-не, они могут шу-тить, иг-рать сло-ва-ми!), то ни в пись-мен-ных ра-бо-тах, ни в за-да-нии 7 такой юмор не будет оце-нен.

Ответы в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
8 1 7 4 3

Ответ: 81743