Описание н в повести тургенева ася. Краткая характеристика аси в повести "ася"


За ее основу были взяты черты, присущие биографии писателя. Характеристика Аси в повести «Ася» невозможна без краткого экскурса в жизнь, а точнее любовь Ивана Сергеевича.

Вечный друг Полины Виардо

Отношения Полины Виардо и Ивана Сергеевича продлились долгих 40 лет. Это была история любви, которая поселилась только в сердце одного человека, Тургенева, а страстно почитаемая им женщина не отвечала ему взаимностью. Она была замужем. И все четыре десятилетия Иван Сергеевич приходил в их дом в качестве вечного и навсегда верного друга семьи. Поселившись «на краешке чужого гнезда», писатель пытался построить свое, однако до конца жизни любил Полину Виардо. Виардо стала женщиной-разлучницей, убийцей счастья девушек, которые безоглядно влюблялись в Ивана Сергеевича.

Стоит сказать, что трагичные отношения с Виардо были не новы для него. Совсем еще юный Иван в восемнадцатилетнем возрасте влюбился в дочь Катеньку. Милое ангельское создание, какой казалась девушка на первый взгляд, на деле не оказалась таковой. Она имела длительные с главным деревенским ловеласом. По злой иронии девичье сердце покорил Сергей Николаевич Тургенев, отец писателя.

Однако не только писателю разбивали сердце, он сам не раз отвергал любящих его женщин. Ведь до конца дней он обожал Полину Виардо.

Характеристика Аси в повести «Ася». Типаж тургеневской девушки

Многие знают, что тургеневские девушки существуют, но мало кто помнит, какова она, героиня из рассказов писателя.

Портретная характеристика Аси, встречающаяся на страницах повести, такова.

Как видно из приведенных строк, Ася обладала нетипичной красотой: мальчиковая внешность сочетала в себе короткие крупные глаза, окаймленные длинными ресницами, и необычайно стройный стан.

Краткая характеристика Аси, ее внешнего образа будет неполной, если не упомянуть, что, скорей всего, в ней нашло отражение разочарование Тургенева в круга (последствия к Екатерине Шаховской).

Именно здесь, на страницах повести «Ася», зарождается не только тургеневская девушка, но тургеневское чувство любви. Любовь сравнивается с революцией.

Любовь, как и революция, проверяет героев и их чувство на стойкость, жизнеспособность.

Происхождение Аси и характер

Предыстория жизни героини внесла существенный вклад в характер девушки. Это внебрачная дочь помещика и горничной. Ее мать старалась воспитывать ее в строгости. Однако после смерти Татьяны Асю забрал к себе отец. Из-за него в душе девушке зародились такие чувства, как самолюбие и недоверчивость.

Характеристика Аси из повести Тургенева вносит изначальные несоответствия в ее образ. Она противоречива и игрива в отношениях со всеми людьми. Если взять ее интерес ко всему окружающему, то можно понять, что девушка показывает это немного неестественно. Так как она смотрит на все с любопытством, однако по сути дела ни во что внимательно не вникает и не вглядывается.

Несмотря на присущее ей самолюбие, она обладает странным пристрастием: заводить знакомства с людьми, которые классово стоят ниже нее.

Момент духовного пробуждения

Характеристика Аси из повести Тургенева будет неполной, если не обдумать вопрос духовного пробуждения главных героев: Аси и господина Н.Н.

Герой и автор повествования, встретив в небольшом немецком городке Асю, чувствует, что душа его затрепетала. Можно сказать, что он духовно ожил, открылся чувствам. Ася убирает розовую завесу, через которую он смотрел на себя и на свою жизнь. Н.Н. понимает, насколько ложно было его существование до момента знакомства с Асей: время, растраченное на путешествия, теперь ему кажется непозволительной роскошью.

Перерожденное мировоззрение господина Н.Н. с трепетом ожидает каждой встречи. Однако встав перед выбором: любовь и ответственность или одиночество, - он приходит к выводу о нелепости возможной жениться на той, чей нрав ему не покорить никогда.

Любовь также помогает раскрыться характеру Аси. Она начинает осознавать себя личностью. Теперь она не может обойтись обычным чтением книг, из которых она дочерпывала знания об «истинной» любви. Ася открывается чувству, надеждам. Она первый раз в жизни перестала сомневаться и открыла себя для ярких чувств.

Какова она, Ася, в глазах господина Н.Н.?

Характеристика Аси в повести «Ася» производится не самим Иваном Сергеевичем, эту задачу он отводит своему герою, господину Н.Н.

Благодаря этому мы можем заметить трансформацию отношения героя к возлюбленной: от неприязни к любви и недопониманию.

Господин Н.Н. отметил душевный порыв Аси, желающей показать свое «высокое» происхождение:

Все ее поступки поначалу кажутся ему «детскими выходками». Но вскоре он увидел ее в облике испуганной, но прекрасной птички:

Взаимоотношения Аси и господина Н.Н.

Словесная характеристика Аси в повести «Ася» предрекает трагичный исход зарождающихся отношений героини и господина Н.Н.

По природе своей Ася - натура противоречивая от самых своих корней. Стоит только вспомнить отношение девушки к матери и своему происхождению:

Девушка любила, чтобы на нее обращали внимание, и одновременно с тем боялась этого, так как была достаточно робкая и стыдливая.

Ася грезит о герое, который станет для нее воплощением счастья, любви и мысли. Герое, который сможет безропотно противопоставить себя «людской пошлости», чтобы спасти любовь.

Ася увидела своего героя в господине Н.Н.

Рассказчик полюбился девушке с первого момента их знакомства. Она хотела его заинтриговать и при этом показать, что она - родовитая барышня, а не какая-то там дочь горничной Татьяны. Это несвойственное для нее поведение повлияло на первое впечатление, сложившееся у господина Н.Н.

Затем она влюбляется в Н.Н. и начинает ожидать от него не просто действий, а ответа. Ответа на волнующий ее вопрос: «Что делать?» Героиня грезит о подвиге, но так и не дождется его от возлюбленного.

Но почему? Ответ прост: господин Н.Н. не наделен душевным богатством, присущим Асе. Образ его достаточно скуден и немного уныл, хотя не лишен нотки назидательности. Таким он предстает перед нами по мнению Чернышевского. Человеком с трепещущейся, мучающейся душой видит его сам Тургенев.

«Ася», характеристика Н.Н.

Души сердечные порывы, раздумья о смысле жизни были незнакомы герою повести Н.Н., от имени которого ведется повествование. Он вел распутную жизнь, в которой делал, что хотел, и думал только о собственных желаниях, пренебрегая мнением других.

Его не заботили чувство морали, долга, ответственности. Он никогда не думал о том, какие последствия понесут его действия, при этом самые важные решения перекладывая на плечи других.

Однако Н.Н. - не полное воплощение плохого героя повести. Вопреки всему он не утратил способности понимать и разделять добро от зла. Он достаточно любопытен и любознателен. Цель его странствия - не желание познать мир, а мечта узнать много новых людей и лиц. Н.Н. достаточно самолюбив, но ему не чуждо чувство отвергнутой любви: ранее он был влюблен во вдову, которая его отвергла. Несмотря на это, он остается добрым и достаточно приятным юношей 25 лет.

Господин Н.Н. осознает, что Ася - девушка со странностями, поэтому боится в будущем столкнуться с неожиданными поворотами ее характера. Кроме этого, женитьба видится ему как неподъемная ноша, в основу которой входит ответственность за чужую судьбу и жизнь.

Побоявшись перемен и переменчивой, но полной жизни, Н.Н. отказывается от возможного взаимного счастья, взвалив на плечи Аси ответственность за принятие решения об исходе их отношений. Совершив таким образом предательство, он заранее предрекает для себя одинокое существование. Предав Асю, он отверг жизнь, любовь, будущее. Однако упрекать его Иван Сергеевич не спешит. Так как он сам расплатился за совершенную ошибку...

Какой драматический отсвет лежит изначально на истории, рассказанной в "Асе"! Чтобы сполна ощутить это, необходимо разобраться, в чем обнаруживается несхожесть Аси и Н. Н. и чем она обусловлена. Главным образом, тем, что каждый из них пребывает в собственном пространстве и живет своим временем.

Накануне встречи с Асей мы видим Н. Н. в толпе зрителей, наблюдавшим за пиром студенческого братства. Атмосфера праздника: "лица студентов", "их объятия, восклицания", "горящие взгляды, смех" — словом, "все это радостное кипение жизни не могло не тронуть и не подтолкнуть героя к мысли: "Уж не пойти ли к ним?". В естественном движении души Н. Н, быть вместе с такими же, как он, молодыми людьми нет ничего такого, что могло бы насторожить читателя, если бы не извечная тяга героя Тургенева быть в толпе.

Инстинкт толпы, устойчивое стремление быть в ней, а не наедине с самим собой, характерные для Н. Н., особенно рельефно проступают на фоне глубокой внутренней сосредоточенности героини и ее склонности к самосозерцанию. Например, ему кажется "престранным" свойство Аси смеяться не тому, что она слышала, а "мыслям, приходившим ей в голову".

Желанием принадлежать самой себе продиктован, по всей видимости, Асин выбор домика за чертой города. В тексте повести выбор героиней местожительства читается как символический момент вывода "пространства Аси" за пределы бюргерского мира, а если далее углублять символику "вывода", то и как своеобразный Асин уход от земли к небу: домик находится "на самом верху горы". Позже в повести возникает мотив полета, мотив девочки-птицы. Тургенев вообще будет последовательно развивать противопоставленность Аси и Н. Н. друг другу по принципу "верх — низ". Так, мы увидим ее сидящую "на уступе" стены старого замка, подобравшую "под себя ноги", словно наизготове взмыть в небо, в то время как Н. Н. с Гагиным, "уместившись" внизу на лавочке, потягивают холодное пиво. Таким же образом — сверху вниз— она будет смотреть на них из "освещенного окошка в третьем этаже" дома фрау Луизы, не подозревающих, что в этот момент она разговаривает с ними как будто из другого мира и времени. В девочке, шутливо предлагающей Гагину вообразить ее дамой своего сердца, как будто оживает одна из теней лунного города, о которых напоминают лишь башня на голой скале, мшистые стены, седые бойницы да рухнувшие своды старого замка. Не оттого ли тоненькая фигурка Аси так ловко, легко и уверенно скользит "по груде обломков" прямо над пропастью, что все здесь ей давно знакомо?

Размышляя над несходством героев, важно подчеркнуть и то, что на фоне душевной сонливости Н. Н. ярко проступает Асин непокой души. Но обнаруживается это доминантное состояние героини, главным образом, через ее внешнее поведение. Прежде всего Н. Н. обращает внимание на ее удивительную подвижность: "Ни одно мгновенье она не сидела смирно". Ася особенно активна в сцене на развалинах замка ("быстро перебежала но груде обломков..."; "пустилась карабкаться по развалинам...").

Ася может быть непосредственной, шаловливой и немного сумасбродной. Об этом свидетельствуют ее поступки в первую встречу с Н. Н. Так, решив отправиться спать, она неожиданно догнала молодых людей по дороге к реке и, ничего не ответив на вопрос Гагина ("Разве ты не спишь?"), пробежала мимо.

Как вы думаете, чем можно объяснить многочисленные неровности в поведении Аси? Ее внутренней неуравновешенностью, причина которой кроется в страстности натуры Аси, неуверенности в себе ("...И с вашим умом..." — говорит ей Н. Н. "А я умна?" — спросила она..."), в странном воспитании, но главное, в положении героини меж двух миров: дочери мужички и помещика, детство проведшей к крестьянской избе, а юность в пансионе для благородных девиц.

Чем можно объяснить странности в поведении Аси, когда она предстает перед Н. Н. то "приличной, благовоспитанной барышней", то "просто девушкой, чуть не горничной"? Возможно, тем, что ей свойственно жить в постоянной смене настроений, дурачиться, грустить, резвиться. Вместе с тем можно предложить и другой вариант ответа. Что если Ася таким образом примеряет маски, навязанные ей жизнью, демонстрирует роли, отражающие ее двусмысленное положение полукрестьянки и полубарыни? Но только уж очень щемит сердце, когда она в стареньком платьице сидит у окна, 2шьет в пяльцах" и тихонько напевает "Матушку, голубушку", потому что в это время за спиной девушки будто стоит ее горькая судьба.

Тургенев с первого знакомства читателей с Асей подчеркивает, что в ней живет угловатый подросток с "прямым" и "смелым" взглядом, какой бывает только у детей, и одновременно пробуждающаяся женственность, преображающая ее взор в "глубокий" и "нежный". Она может играть в светскую девицу и совсем по-детски бегать и резвиться. Но главное: что бы она ни делала, каждое ее движение, каждый момент бытия одушевлен глубоким чувством пробуждающейся любви. И именно в способности любить заключено Асино превосходство над героем.

Можно обратить внимание на родственность тургеневской героини с пушкинской Татьяной в отношении глубины их чувства. К тому же Ася прямо говорит Н. Н.: "А я хотела бы быть Татьяной...". Тургенев выстраивал эту параллель сознательно. Причем в черновой рукописи сопоставление истории любви героев "Аси" и "Евгения Онегина" выглядело более рельефным, чем в окончательном варианте. В черновике, например, читаем об Асе, что "она в состоянии занемочь, уехать, написать письмо". В конечном же результате героиня Тургенева только назначила свидание Н. Н. Но эта девочка, как и Татьяна, потрясает силой, самоотверженностью своего чувства.

Ася ни разу не произносит слово "любовь". И в прощальной записке к Н. П., написав о том, что ждала от него "одно только слово", она вновь не признается, что это слово — "любовь". Хотя о самой любви героиня, оставаясь наедине с Н. Н., не может не говорить.

Как же говорят герои о любви? Они ведут разговор о горах, что выше облаков, о синеве небес, о крыльях, птицах, полете ввысь. Мечта о крыльях, стремление ощутить восторг полета является метафорой любви в повести Тургенева.

Чувство полета неотступно ведет героиню за собой. Мы уже тогда невольно ощущаем в ней птицу, когда видим Асю сидящей "неподвижно, подобрав под себя ноги", на стене замка. Казалось, оттолкнись она от стены, и тотчас бы взмыла в вышину... Однако Н. Н. смотрит на девушку "с неприязненным чувством". Его раздражают Асины чудачества, поэтому в настоящий момент он видит в ней лишь что-то "не совсем естественное". Но настанет момент, когда Н. Н. разглядит в Асе девочку-птицу.

Что стало причиной "другого" зрения героя? Ощущение разлитого в мире счастья, которое в той же степени, что и герой, переживает Ася. Равновеликое чувство счастья, полноты жизни заставляет героев почувствовать себя оторвавшимися от земли. Причем именно Н. Н. увлекает девушку в полет ("Но мы не птицы". — "А крылья могут у нас вырасти, — возразил я..."), который для него самого окажется не по силам. Не под силу его сонной душе.

Повесть под названием “Ася”, которая была написана Тургеневым, занимает место в списке лучших лирических произведений. Речь идет о русской литературе, где рассказывают о непростой любви. Автор тонко прочувствовал и сумел с точностью передать все те эмоции, которые пережили персонажи истории. Главная героиня здесь - Ася. Это юная девушка, которая имеет свои странности. О ней подробно рассказывает господин Н.Н., который является рассказчиком в повести Тургенева. Автор здесь как бы находится в тени. Читатель узнает обо всех событиях через призму воспоминаний главного героя. Что касается имени этого персонажа, то оно осталось в тайне. В молодости Тургенев был в восторге от дочери собственного дяди, которая была рождена вне закона. Именно ее черты имеют что-то схожее с образом Аси.

Характеристика героя

Когда ведется рассказ, господин Н.Н. является зрелым человеком. Однако вспоминает он события из времен молодости. На то время ему было 25 лет, он был беззаботным и путешествовал за пределами родной страны. Он туда ездил не для того, чтобы посмотреть на природу либо достопримечательности. Ему была интересна человеческая многогранность. Главный герой всматривался в лица новых прохожих, наблюдал за иностранцами, их поведением. При этом делал это с некой жадностью. Всех девушек он считал однотипными. Но однажды ему встретилась Ася - необыкновенная молодая девушка. Встреча произошла в немецком городке, и глубоко поразила господина Н.Н. Ее взгляд был наполнен смелостью и дикостью. Герой видел, что выражение лица Аси менялось очень быстро. В один момент это была детская непосредственность, а через несколько минут это уже зрелая тоска.

Образ героя в произведении

После знакомства с Асей, а также Гагиным главный герой начал часто заходить в гости к ним. Он не особо любил общаться за пределами России с россиянами, но с ними довольно быстро сошелся в общении. Ему симпатизировал Гагин, который был внешне симпатичен и всегда улыбался. Также к себе манила Ася, она была загадкой для господина Н.Н. Она всегда его удивляла. Поведение девушки было не совсем обычным - она могла вдруг начать смеяться и просто сбежать. Позже было понятно, почему так происходило. Это связано с ее юношеской любовью. Главного героя девушка очаровала, однако он не согласен подчиняться чувствам. Молодой человек рассудительный, что и является преградой для любви.

Признание в чувствах и ожидание ответа

Ася говорит главному герою о собственных чувствах, однако тот не понимает, как поступить в данной ситуации. В итоге он просто рассказал об этом брату девушки. Гагин оценил произошедшее и понял, что у господина Н.Н. нет намерений жениться.

Беседуя с Асей, молодой человек остается чужим и говорит ей, что та слишком пряма в разговорах. Девушка с определенным напряжением слушает главного героя и ждет чего-то. Спустя некоторое время, стало понятно, что она хотела услышать от господина Н.Н. лишь одно слово. Она хотела, чтобы мужчина убедил ее остаться. Но Ася так и услышала в ответ признаний в чувствах и решила уехать окончательно.

После разговора между молодыми людьми господин Н.Н. одумался и побежал к дому, где жила Ася. Однако было слишком поздно, постояльцы съехали. При этом их направление было неизвестным. Главный герой расстроился, но он себе повторял одно - Ася не смогла бы быть ему “удобной” женой. Со временем его утешали другие женщины, но он так и не сумел забыть ту юную загадочную девушку по имени Ася.

Повесть в виде воспоминаний под названием “Ася” предполагает переживание прошлого, воображение вспоминающего, поэтизацию прошлого в памяти. Переживания, события, которые воссоздались, для господина Н.Н. являются источником, предоставляющим эстетическое наслаждение. Если прочесть повесть, то читателю доноситься определенная информация. Если жизнь прожита неудачно, то она становиться особо ценной. То время, которое потеряно, является найденным временем.

Н. Н.

АСЯ
Повесть (1858)

Н. Н. — герой-рассказчик повести. Воплощает черты нового для Тургенева литературного типа, пришедшего на смену «лишним людям». Прежде всего в «Асе» отсутствует обычный для тургеневских «лишних людей» конфликт с окружающим миром: герой повести изображается как человек благополучный, или, говоря его же собственными словами, «процветающий». В его психологии нет ничего болезненного, он внутренне уравновешен и по-своему гармоничен. Н. Н. легко и безраздельно отдается чувствам или мгновенным впечатлениям. Все это переживания простые и естественные. Едва ли не все, что чувствует герой, опосредовано эстетическим восприятием. Ася ассоциируется у него то с рафаэлевской Галатеей, то с пушкинской Татьяной, то с Доротеей из поэмы Гёте. Но насквозь эстетизиро-ванные переживания Н. Н. не перестают выглядеть естественными: Тургенев изображает естественность, гармонизированную культурой.

Характер героя особым образом сказывается в переживании любви: доверие к естественным движениям чувства переплетается со стремлением к душевному равновесию, с тяготением к эстетической завершенности переживаний. Самые возвышенные чувства он испытывает, когда остается наедине с самим собой или природой.

Встречи, общение с Асей все меняют; любовь становится напряженнее и противоречивее, увеличивается ее сила, но одновременно в ней что-то убывает и «понижается». Эта особенность переживаний героя по-своему способствует трагической развязке, и в момент последнего объяснения с Асей Н. Н. не может простодушно отдаться чувству, потому что оно уже искажено разглашением тайны. Позднее он не может сразу сказать Гагину о своей готовности жениться на Асе, потому что хочет пока сохранить неприкосновенным переполняющее его ощущение счастья. Все это имеет роковые последствия, которые потом уже оказывается невозможным исправить.

«Ася» — повесть-воспоминание, предполагающая «перепереживание» прошлого и поэтизацию его в памяти и воображении вспоминающего. Воссозданные таким образом события и переживания, какими бы они ни были, превращаются для Н. Н. в источник эстетического наслаждения. Неудачно прожитая жизнь становится ценностью, «потерянное время» — временем «найденным».

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - -

Повесть Тургенева ведется от лица господина Н.Н. Это тот образ, характеристику которого мы не можем понять из слов других героев, но можем понять его самого, как личность, которая повествует нам о своей несбывшейся любви. Его порыв написать подобное является признаком смелости и, отчасти, раскаяния.

Господин Н.Н. – 25-летний молодой человек, путешествующий, по его словам «безо всякой цели, без плана». В первый раз мы видим его в компании его товарища, прогуливающимся вдоль Рейна. В отличии от других тургеневских героев – этот юноша не является одним из представителей «лишних людей». Наоборот, эта личность гармонична, состоятельна. Этот образ вовсе не болезненный и вполне реалистичный.

Господин Н.Н. хочет открыть свою душу природе, людям, любви. Хотя пережитые им любовные чувства доселе, в основе своей, наиграны. В чем наш герой и признается с долей смущения своему спутнику.

Герой знакомится в германском городке с удивительной парой – с Гагиным и Асей. Гагин представляет Асю, как свою сестру. В чем поначалу господин Н.Н. испытывает сомнения, ими он делится со своим товарищем. В следствии мы узнаем, что сомнения эти беспочвенны.

Характеризуя нашего героя нельзя не описать образ Аси. Эта девушка, сводная сестра Гагина – личность юная, искренняя и неординарная, способная к различным выходкам, замкнутая в себе. Она не умеет вести себя, как подобает девушке. Поведение ее можно охарактеризовать, как подростковое. Но при этом она честна и правдива в своих словах и чувствах. Ее образ поражает тонкостью и вызывает нежный трепет, причем как у читателя, так и у нашего героя.

Чувства нашего героя находятся в борьбе между желанием отдаться любви и стремлением к равновесию. К тому, что все должно быть гармонично и правильно. Нельзя забывать о том, что Ася – девушка неординарная. Чувства господина Н.Н. сплетаются с стремлением к завершенности, с тонким эстетическим чувством. Любовь с Асей становится все напряженнее, надрывнее и противоречивее.

Кульминацией произведения является признание Аси. Эта юная девушка готова ради любви на все, но наш герой не принимает ее откровение: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с её нравом, как это можно?». Мы видим страх перед ответственностью, нежелание жертвовать мнимым благополучием и спокойствием ради настоящих чувств. Такой поступок имел необратимые последствия, и та любовь, которая практически свершилась – развеялась, словно дым. Гагин забирает Асю в другой город и у нашего героя больше не будет возможности встретиться с ней и все ей сказать.