Основные типы правопонимания. Типы правопонимания Основные типы правопонимания кратко


Тип правопонимания - определенное направление в познании сущности и
социального назначения права.

В любом типе правопонимания встречается три элемента в понятии права -
это норма права, правосознание и правоотношение.

Существует четыре типа правопонимания: нормативный, философский
(нравственный), социологический и интегративный.

Право в нормативном правопонимании

Право - совокупность охраняемых государством норм, приведенная в
иерархическую систему, которая представляется в виде лестницы, где
каждая верхняя ступенька обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из
верхней, ей подчиняется.

Т.е. правом признается государственная воля, выраженная в обязательном
нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.

Право в социологическом правопонимании

Право - реальное поведение людей, удовлетворяющее их интересам и
потребностям, это то, что реально удовлетворяет потребности, что должно
"наполнять" законы своим реалистичным содержанием.

Основная идея: "Право следует искать не в нормах, а в самой жизни".

Право в философском правопонимании

Право - это совокупность высших, постоянно действующих, независимых от
государства норм и принципов, условий, олицетворяющих разум,
справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только
являющихся директивами для законодателя, но и действующих прямо, при
которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки
зрения всеобщего закона свободы. (По Канту)

Право в интегративном правопонимании

Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных
официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих
борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

34.Нормативистский подход к пониманию права
Нормативистский подход.определяет право как совокупность охраняемых государством норм. Характерным является представление о праве как о системе норм, где на самом верху находится основная норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. Содержание нормативистского подхода к праву определяется во взгляде на действительность через призму принятых государством нормативных актов.
Нормативное понимание права самое пригодное для отражения его инструментальной роли. Определение права как совокупности охраняемых государством норм позволяет гражданам и другим исполнителям правовых предписаний знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов и соответственно сознательно избирать вариант своего поведения. Уже по одной этой причине нельзя отвергать данный подход. Нельзя связывать его с одними именами (например, именем Вышинского), забывая о других, или с одним временем (например, временем культа личности), не принимая во внимание позитивную роль нормативистских воззрений и нормативистской практики.
1. Нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает определяющее свойство права – его нормативность. Иметь в виде руководства общее правило – это благо, особенно если оно всеобщее и устойчивое.
2. Нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться правовыми требованиями.
3. Фиксированность средств государственного принуждения в случаях нарушения права
4. Противостояние режиму произвола и беззаконию.
5. Косвенная ориентация на необходимость возведения в закон надлежащей (справедливой, моральной, прогрессивной и т.п.) воли.
6. Ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики.
7. Признание широких возможностей государства влиять на общественное развитие.
Отрицательное в нормативном подходе проявляется в игнорировании содержательной стороны права: положения и степени свободы адресатов правовых норм, субъективных прав личности, моральности юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития. Сам по себе нормативный подход к праву был бы неплох. Уязвимым его делает, как это ни парадоксально, государство. В силу разных причин в определенных обстоятельствах оно удовлетворяется устаревшими нормами или, хуже того, издает акты, идущие вразрез с жизнью, принимает нормы, работающие на консервативные силы.

35.Естественно-правовой подход к пониманию права
Естественно-правовая теория права. Сторонники этой теории права полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Это - право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других. Следовательно, естественное право - это высшее право по отношению к действующему праву. В рамках данной теории разделяются право и закон, т.е. наряду с позитивным правом (законами, принимаемыми государством), существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения.
Еще в глубокой древности наметилось различие права (естественного) и закона. Кульминацией такого подхода были взгляды и практика буржуазной революции, направленной против феодального произвола и беззакония (часто возводимого властью в закон). Возрождение естественно-правовых идей имело место после второй мировой войны как реакция на юридический позитивизм и фашистскую политическую систему. Естественно-правовые взгляды всегда активизировались при переходе от полицейского государства к государству правовому. Хорошей иллюстрацией могли бы служить взгляды И. Канта, для которого свойственно было соединение теоретического (философского) и практического начал. Право, по Канту, – «это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы».
Философия права получила свое развитие у Гегеля. По Гегелю, право означает осуществление свободы свободной воли или еще короче – «наличное бытие свободы».
Основной постулат рассматриваемого направления – вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую. Оттенки мнений многообразны, но практика ориентируется на поиск лучшего решения – справедливого и разумного. Теология призывает обратиться к Богу, светский вариант ориентирует на природу вообще, природу человека, природу вещей.
Из современных ученых разделение права и закона, обращение к справедливости как одному из абстрактных определений права последовательно и весьма обстоятельно аргументирует В. С. Нерсесянц. Им, в частности, замечено, что различение права и закона велось и ведется (и теоретически можно вести) не только с естественно-правовых позиций. Это необходимый момент любого теоретического подхода к правовым явлениям. В позиции В. С. Нерсесянца привлекает, во-первых, признание им нормативности права, а во-вторых, указание на то обстоятельство, что в законе не может быть конкретизируемо «любое произвольно взятое содержание, но лишь определенное по своей сущности содержание (т.е. свобода)...». Последнее замечание, собственно как и естественно-правовое направление, как любой «философский» подход, представляет ценность для законодателя. Не подлежит сомнению значение данного подхода для науки права. Однако весьма примечательно, что общеобязательность и возможность властно-принудительной защиты В. С. Нерсесянц связывает с нормой закона, а не права. По-видимому, он осознает, какие могут наступить неблагоприятные последствия, если допустить применение права наряду с законом и вопреки закону.Обоснование таких предложений встречается у ряда представителей теории «возрожденного естественного права». Но именно они представляют собой опасность для режима законности.

Москва 2008

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

Нормативизм

Естественно-правовое правопонимание

Социологическая теория права

Психологическая теория права

Инегративное правопонимание

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подходы к пониманию права, его сущности и назначению всегда вызывали множество споров и разногласий. Актуальность проблемы правопонимания обусловлена не только теоретической, но и практической важностью, поскольку принятие юристом того или иного типа правопонимания оказывает решающее воздействие их на методологическую, мировоззренческую и ценностно-ориентирующую позицию. Особенно очевидно это воздействие проявляется у юристов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в сфере законотворчества и правоприменения. В юридической науке за все время ее существования сложились различные типы правопонимания. Среди всех типов можно выделить четыре основных: это нормативизм, социологический позитивизм, естественно-правовой и психологический подход. Это основные подходы, однако, в истории правовой мысли появлялись различные концепции, которые зачастую были обусловлены узкоисторическими конкретными потребностями тех или иных социальных сил. Так, например, существовала историческая школа права, которая возникла в первой трети XIX в. в Германии, остававшейся раздробленной феодальной страной со слабой буржуазией. Эта школа отстаивала действовавшее в Германии феодальное право и закрепляемое им реакционные феодально-крепостнические институты, резко выступала против любых изменений и новых веяний, поскольку согласно этой теории право образуется само собой, как например, складывается язык или вырастает полевой цветок. В этой связи, характеризуя историческую школу права Маркс писал, что она «подлость сегодняшнего дня оправдывает подлостью вчерашнего, …объявляет мятежным всякий крик крепостных против кнута, если только этот кнут – старый, унаследованный исторический кнут…» . Таким образом, явно существует потребность стремиться к наибольшей объективности во взглядах на сущность и назначение права. Разнообразие подходов к праву связанно, прежде всего, с особенностями самого права, в результате познания которого какой-то одной группе свойств придается доминирующее значение. Рассмотрим уже вышеупомянутые основные типы правопонимания.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

Нормативизм

Право, согласно нормативистскому пониманию, представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченные в случае необходимости его принуждением. Родоначальником и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юрист Ганс Кельзен (1881-1973). Его теоретические взгляды окончательно сформировались в период, последовавший за распадом Австро-венгерской монархии. В то время Кельзен преподавал в Венском университете и занимался активной политической деятельностью, выступая в роли советника по юридическим вопросам первого республиканского правительства. По поручению К. Реннера, главы кабинета, Кельзен возглавил подготовку проекта Конституции 1920 года, юридически оформившей образование Австрийской республики. С некоторыми изменениями эта конституция действует и по сей день. После присоединения Австрии к нацистской Германии ученый эмигрировал в США. Самая известная работа Кельзена называется «Чистая теория права». Кельзен был убежден, что юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлении, как доказывают приверженцы соответствующих концепций, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права. Кельзен подчеркивал, что чистая теория «не отрицает того, что содержание любого позитивного порядка, будь то право международное или национальное, обусловлено историческими, экономическими, моральными и политическими факторами, однако она стремится познать право с внутренней стороны, в его специфически нормативном значении» . Нормативизм развивает тезис о том, что право следует познавать лишь из самого права, и подкрепляет его ссылкой на постулат, согласно которому «должное» - это особая, доопытная сфера, создаваемая человеческим разумом и независимая от «сущего» (т.е. природы и общества). Посколько право представляет систему правил должного поведения, оно лежит в сфере «должного» и, следовательно, независимо от сущего. Отличительной особенностью нормативного понимания Кельзена является то, что он выводит право не из воли государства, а из «основной нормы», абстрактного мистифицированного понятия, содержание которого сводится к тому, что «должно вести себя так, как предписывает конституция», так как она якобы исходит из основной нормы. То есть источником единства правовой системы Кельзен называет основную норму, которая является мысленным допущением, постулирующимся нашим сознанием с целью обоснования всего государственного правопорядка в целом. Кельзен писал: «Эта норма есть основная норма государственного правопорядка. Она не установлена позитивным правовым актом, но как свидетельствует анализ наших юридических суждений – представляет собой допущение, необходимое в том случае, если рассматриваемый акт истолковывается как акт создания конституции, а акты основанные на этой конституции, - как правовые акты. Важнейшая задача правоведения – выявить это допущение. В этом допущении заключается последнее… основание действительности правопорядка» . Таким образом, придается легитимность существующему правопорядку, в том числе и государству, поскольку, по Кельзену, государство – это тот же правопорядок, только взятый под иным углом зрения: государство есть следствие, продолжение права, которое возникает раньше, чем государство.

Так же ранее крупнейшими представителями были У. Блекстон (1723 - 1790) и И.Бентам, Дж. Остин (1790 - 1859) в Англии. В Германии классиком нормативизма считается К. Бергбом благодаря его книги «Юриспруденция и философия права» (1892). В России юридический позитивизм был особенно влиятелен во второй половине XIX века (М.Н. Капустин, С. В. Пахман, П.К. Ренненкампф и др.). Среди теоретиков права этого направления особую известность приобрел Г.Ф. Шершеневич (1863 - 1912). В XX веке, помимо Кельзена, известными представителями нормативизма были англичанин Г. Харт и итальянец Н. Боббио.

Особенно полезно в нормативизме то, что он обращает внимание на такие качества права, как нормативность, формальная определенность, что способствует совершенствованию права как системы, его формализации, необходимой для использования в праве ЭВМ, данных кибернетики. С идеями нормативизма связанно широкое распространение в современном мире институтов конституционного контроля, создание специального органа для которого было впервые предусмотрено в Конституции Австрии 1920 года. В целом нормативизм доминирует в практическом мышлении юристов. Нормативизм заложил основы теории права как строго юридической науки, которая отличается от философии права.

Естественно-правовое правопонимание

Концепции естественного права довольно разнообразны, но всех их объединяет взгляд на право не как на акт государственной воли, предполагающий законное принуждение в случае неподчинения, а как воплощение справедливости и разума.

Появление естественно-правовых теорий связанно с разложением феодальных отношений и развитием капиталистического способа производства. Основоположниками буржуазной концепции естественного права считается Г. Гроций, в учении которого можно усмотреть сильное возвышение естественного права. Он пишет, что «естественное право… столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом» . Гроций разделяет право на естественное и волеустановленное, но волеустановленное право предопределено правом естественным: «Мать естественного права есть сама природа человека, которая побуждала бы его стремиться ко взаимному общению, даже если бы мы не нуждались ни в чем; матерью же внутригосударственного права является самое обязательство, принятое по взаимному соглашению, а так как последнее получает всю силу от естественного права, то природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права» . Исходным положением концепции Г. Гроция является положение о естественном состоянии в котором изначально находятся люди и которое характеризуется как «состояние войны или мира». В этом состоянии действует лишь естественное право, т.е «предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым; а следовательно, такое действие или воспрещено, или же предписано самим Богом, создателем природы» .

Традиционно конкурирующими типами правопонимания являются позитивизм и естественно-правовое мышление.

Позитивизм как тип философии представляет собой мировоззренческую и методологическую ориентированность на признание ведущей роли конкретного, эмпирического познания и противопоставление его умозрительным рассуждениям. Пози-

тивизм как мировоззренческая установка является реакцией на ограниченность натурфилософии, подменяющей выводы частнонаучного знания путем обобщений и умозрительных заключений. Становления позитивистских школ проходило на фоне кризиса мировоззренческих представлений и реализовывалось в теории утилитаризма и идеях исторической школы права. Отжившие в эпоху Нового времени религиозно-теологические концепции не смогли объяснить новые политико-правовые явления, которые стали отражением практических целей новых слоев населения.

Основателем позитивизма в его базисном понимании является Огюст Конт, который утверждал, что история познания истории и общества разделяется на три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную.

На первой стадии явления объяснялись с точки зрения сверхъестественного, присущего божественной природе.

На второй стадии основу всех явлений составляет абстрактное метафизическое представление.

На последней позитивной стадии происходит отказ от всех «абсолютных» представлений. Естествознание, по Конту, уже вступило в третью стадию в отличие от социальных наук. Классический позитивизм Конта постепенно перешел в стадию эмпириокритицизма, а после оформился как направление неопозитивизма.

Один из первых представителей юридического позитивизма был Дж. Остин. Он разделял правовую этику (область оценок и суждений), науку о законотворчестве (представление о том, каким должно быть право) и науку о праве - юриспруденцию. В последнем смысле право есть закон, властное решение. В таком смысле право является приказом, обращенным к управляемому, и в случае не выполнения наказывается в соответствии с санкциями.

Следующим направлением позитивизма был нормативизм Ганса Кельзена. Его главными особенностями были:

  • - отказ от «метафизических сущностей»;
  • - ориентированность на опытное знание;
  • - описательность;
  • - обращение к логике как средству выявления истины.

Своей задачей Кельзен видел «очищение» всех чуждых научному знанию элементов. Естественные науки, к которым обращается исследователь, в том числе социология, психология, лингвистика составляют разделы науки о сущем. Правовая наука, прежде всего, относится к наукам о должном, изучающая нормативно обусловленные отношения в обществе, механизмы и способы социальной регламентации людей. «Чистая теория» стремится к описанию тех процессов, которые происходят в юриспруденции, не критикуя и не оценивая извне. Источником нормативности выступает основная правовая норма, которая выражает саморегулирующий принцип права. Содержательные нормы согласованы между собой и образуют строгую иерархию. Вершиной этой пирамиды норм является Конституция, далее располагаются общие нормы, наконец, за ними - индивидуальные. Право представлено замкнутой системе, в которой каждая из ступеней подчиняется вышестоящей.

Лингвистическую ориентированность позитивизм приобрел в работах Г. Харта. Его представление о праве базируется на различие первичной и вторичной правовой норме. Первичные нормы являются действующими законодательными установлениями. Вторичные нормы состоят из трех разновидностей: признание, изменение и применение. Эти «правила о правилах» используются юристами и законодателями, разрабатывающими и применяющими законы. Правовая система, согласно Г. Харту, может эффективно функционировать лишь в том случае, если происходит взаимообусловленное развитие первичных и вторичных норм в праве. Отсутствие вторичных правил характеризует примитивную, традиционную правовую систему. Концепция Харата, в отличие от его предшественников, является синтезированным учением, которое ставит вопрос об ориентированности властных решений.

Одним из современных идей позитивизма является его социологическая направленность, представленная в работах Рональда Дворкина «Taking Rights Seriously».

Основной тезис его работ заключается в моральном обосновании права, которое значительно облегчается тем, что позитивное право воплощает в себе основные аспекты морального содержания. Он различает «правила» и «принципы». Правила - это конкретные нормы, а принципы отражают всеобщий характер. И те и другие, считает Дворкин, связаны с целями, по- разному. Правила имеют вариативное развитие, в результате столкновения правил, одно из них утрачивает свое значение. Принципы в результате конфликта не могут быть полностью удалены, одно из них выходит иа передний план. Позитивное право, согласно Р. Дворкину, создает единство правил и принципов. Их целостное восприятие возможно только в результате дискурса, который определяется автором главным компонентом развития правовой реальности. Причем главным в судебной системе Дворкин определяет место судьи (презумпция «судьи - Геркулеса»), однако после подвергается критике как чрезмерная идеализация личности судьи в правовой жизни. Ключевой ролью судьи видется автором в его обязанности нс столько ретроспективно обнаруживать правила, сколько установления прав участников правового конфликта. Судья, объявляя приговор, согласно Дворкину, должен опираться в первую очередь иа принципы, а после следовать в соответствии с установленными правилами .

Отличительные признаки позитивизма:

  • - отождествление права и правопорядка. При этом объектом изучения являются правовые институты, определяющие сам правопорядок: институты, нормы права, правоотношения;
  • - любая сверхпозитивная идея отвергается;
  • - абсолютизация государственной власти в лице одного из суверена (Кельзен);
  • - оценочно-нейтральная характеристика права.

Основными методологическими приемами стали следующие:

  • - эмпирический (описание внешних свойств) - открытость к внешним данным;
  • - предельная детализация («история ножниц и клея»);
  • - рациональная организация вещей;
  • - дискриптивный и аналитический методы решения правовых проблем.

Основным характеристикам позитивизма присуще как положительные, так и отрицательные ее свойства.

  • 1. Стремление к формальным определениям в праве делает правовую науку привлекательной для практикующего юриста.
  • 2. Отстаивание правопорядка как политической и правовой стабильной основы общества.
  • 3. Ориентирует человека на законопослушное поведение.
  • 4. Нерешенность вопроса об основании критериев справедливости.
  • Дворкин Р. О правах всерьез / Р. Дворкин; пер. с англ.; ред. Л.Б.Макеева. М.: Рос. полит, энцикл.» (РОССПЭН), 2004. 392 с. Dworkin R.Taking Rights Seriously / R. Dworkin. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1977. Pp. XV. 293 p Rahm C. Recht und Demokratie bei JurgenHabermas und Ronald Dworkin / Claudia Rahm. Frankfurt am Main: Lang,2005. 101 p.

Одной из важнейших общественных потребностей человека является потребность в общении и взаимодействии с другими членами общества. Условием совместного мирного сосуществования людей является определенный социальный порядок, элементом которого является право.

За время своего мноковекового существования юридическая наука сформировала различные образы права, различные его концепции и толкования. Несмотря на противоречивость всех оценок и определений, можно выделить наиболее общие, типичные теоретические представления о том, что есть право.

Тип правопонимания – это «определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения» 1 Иными словами, это определенное направление в познании сущности и социального назначения права.

В разных частях света, в группах государств или отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права и правопонимания. По доминирующей системе ценностей можно выделить 2 общие группы – правопонимание Востока и Запада.

В восточном типе права преобладают ценности равенства, корпоративности и внутренней согласованности при выполнении долга. В восточных цивилизациях каждый член общества воспринимал себя как часть единого социального организма. Право получает вспомогательное значение, а основным принципом является религиозная мораль, связывающая человека с обязанностями, а также традиции и обычаи.

Западный тип права основан на ценностях индивидуальной свободы, способности человека самостоятельно принимать решения. Право здесь является основной социальной ценностью и понимается здесь не только как свое внешнее выражение – закон, а гораздо объемнее – как права и свободы индивида, распространяющиеся на сферу его частной и публичной жизни.

Существует деление права по источнику происхождения. В основе такого деления лежит противопоставление двух начал – естественного и позитивного. В период теоретического развития классической западной правовой мысли сформировалось 3 основных типа правопонимания: естественно-правовой, этатистский и социологический. Также, к основным историческим концепциям понимания права относятся нормативистская, психологическая, классовая и интегративная (интегральная).

Естественно-правовой тип

Другое название этого подхода – юснатурализм (в переводе с латинского - j us – право, natura – природа). Это один из древнейших вариантов правопонимания, возникший еще в античности. Естественное (природное право) являлось постоянным и неизменным и, подобно законам природы, считалось таким же совершенным. «В силу этого оно воспринималось как абсолютная ценность: воплощение справедливости, добра, нравственности и гуманизма». 2

В древности наметилось различие естественного права и закона. Цицерон говорил, что закон государства, который противоречит естественному праву, вообще не может рассматриваться как закон. В Средние века юснатурализм воспринимался как воля Бога, а в XVII – XVIII вв. – как права и свободы человека, непосредственно вытекающие из его природы. В Новейшее время естественное право понимается как совокупность нравственных требований к действующему в государстве праву. Вообще естественно-правовую теорию можно подразделить на три этапа, среди которых различают ранние теории естественного права, теорию права с привнесенной договорной концепцией и теорию возрожденного естественного права. Создателями ранних теорий явились Лао-Цзы, Конфуций, Аристотель, Цицерон. В более позднее время, в XVII-XVIII вв., к ней возвратились и разработали на новом уровне Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Сторонники этой теории появились во всех странах мира, она стала универсальной. Эта теория продолжала разрабатываться и в XX веке Р. Штаммлером, Л. Фуллером, А. Кауфманом и др. В XVII веке идеи естественного права получают свое развитие в России у В.Т. Золотницкого, С.Е. Десницкого, А.П. Куницина.

Принципы и нормы естественного права в наши дни стали общечеловеческой ценностью, и нашли свое наиболее полное воплощение в таких международных документах, как Хартия прав человека (которая включает в себя и Всеобщую декларацию прав человека), Конвенция о правах ребенка и другие. Многие демократически ориентированные страны, в том числе и Россия, в процессе национального законотворчества опираются на нормы естественного права и уже включили в свои конституции разделы о правах человека.

Согласно этой теории каждому человеку как социальному существу с момента рождения принадлежат права и свободы, которые потом находят свое выражение и образуют право.

Один из идеологов этой теории И. Кант утверждал, что «каждый человек вправе действовать по своему усмотрению. Но его произвол должен совмещаться с произволом другого равноправного с ним индивида». 3 Философия естественного права получила свое развитие у Гегеля. По Гегелю, право означает осуществление свободной воли или еще короче – «наличное бытие свободы» 4 .

Юснатурализм связал право и такие социальные ценности, как мораль, религия и справедливость. Благодаря естественно-правовой концепции стало возможным различать право и закон, признавать наличие естественных прав человека, соотносить права и свободы человека.

Виднейший представитель современного томизма (учении, основанном на естественном правопонимании) – Ж. Маритен (1882 – 1973) – французский философ и общественный деятель к естественным правам человека относил: право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью и др.

Недостатком данной теории является очень большая сложность в претворении в жизнь ее положений.

Исторический тип

Вслед за теорией естественного права в Европе появилась историческая теория (школа) права. Она сформировалась в Германии. В противовес юснатурализму, представители этой теории считали, что не может быть единого для всех народов права, а у каждого народа есть свое собственное право, исторический дух которого и является важнейшим источником права.

Право рассматривалось как выражение духа народа, которое складывается постепенно, подобно языку, в ходе исторического процесса и не зависит от субъективных воззрений законодательной власти государства. Право не возникает из договора и не дается готовым от Бога, а развивается само собою.

Обычаи также являются источниками права в этой концепции, так как это наиболее доступные и понятные правила, возникшие в народной среде.

Основная идея этой теории - это противоборство революционным преобразованиям и сохранение старого, феодального германского права.

Видными представителями исторической школы права были немецкие юристы Г. Гуго, К. Савиньи, Ф. Пухта, Шталь и другие. Историческая школа отрицала возможность законодательным путем изменить реально существующее право и чрезмерно преувеличивала роль обычаев в нормативном регулировании общественных отношений, ставя его превыше закона.

Задача законодателя в этом подходе состоит лишь в том, чтобы познать объективные потребности общественного развития, интересы отдельных людей и правильно сформулировать их в нормах права.

Этатистский тип

Название происходит от французского слова «etat» - государство. Типичным определением права в этой концепции является следующее: «Право – это совокупность норм, правил поведения, выраженных в законах или иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписывающего) поведения».

Идеи, характерные для этатизма, высказывались уже некоторыми древнегреческими софистами.

К наиболее распространенным суждениям о праве, сформировавшимся в этатистской традиции, относятся следующие:

  • Право всегда есть принудительный государственный порядок должного.
  • Этот должный порядок произвольно устанавливается волевым актом государства.
  • Право как должный порядок есть замкнутая и логически не противоречивая система правовых норм, отождествляемых с волевыми актами государства, выраженных внешним образом в знаковых формах, существующая независимо от социального субъекта.

Свое философское обоснование этот подход получил в учении позитивизма, начало которому было положено в Англии И. Бентамом (1748 - 1832) и Дж. Остином (1790 - 1859) Основатель этого учения во Франции – мыслитель О. Конт (1798 – 1857) – считал, что человеческий разум не способен проникать в сущность вещей, поэтому научное знание может быть только позитивным, то есть основанным на выводах из естественных и общественных наук. Для всех сторонников юридического позитивизма источником права является государство. Связь права с государственными установлениями появляется еще в римской юриспруденции (в частности у Цицерона)

Этатизм, основанный на позитивистском подходе, противопоставляется юснатурализму, но, несмотря на это, между ними существует тесная взаимосвязь. По отношению к позитивному, естественное право выступает в качестве идеала (критерия свободы и справедливости) и рассматривается как императив, стоящий выше государства и его законов. Многие нормы позитивного права имеют естественную основу, например, защита жизни, чести, достоинства человека. А в цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления этих концепций, так как позитивное право закрепляет и охраняет естественные права человека.

Социологический тип

Этот подход сформировался во второй половине XIX века, когда развивалось предпринимательство как свободная деятельность людей в сфере экономики, и социология выделилась в самостоятельную область знаний и ее методы получили распространение в общественных дисциплинах. Его первоосновой была школа «свободного права», представители которой считали, что право заключается не в нормах, а в самой жизни. Право, по их мнению, - это результат динамичного функционирования социума. Именно общество определяет содержание права, а государство должно лишь нормативно закреплять его.

В то же время право не признается существующим по природе. Оно возникает и помимо воли членов общества, образовываясь из традиций и авторитетных обычаев.

Основателем социологического направления в юриспруденции является Э. Эрлих, книга которого «Социология права» (1911 г.) представляет собой систематическое изложение основных идей этой концепции.

Социологию права создавали и социологи, и юристы. Активно разрабатывали проблемы теории права крупнейшие социологи XX века – М. Вебер, Т. Парсонс, Ж. Гурвич, Н. Лурман и др. Родоначальниками социологической теории являлись: Р. фон Иеринг – в Германии, Л. Дюги и М. Ориу – во Франции, М.М. Ковалевский, С.А. Муромцев и Г.Ф. Шершеневич – в России.

Источником права здесь является реальное поведение людей, удовлетворяющее их интересам и потребностям, что должно наполнять законы своим реалистичным содержанием.

Центр правового развития здесь лежит не в законодательстве, не в правовой науке, не в судебных решениях, а в самом обществе. Согласно этой концепции, главным в праве являются реальные общественные отношения, создаваемые гражданами, и решение правового вопроса должно основываться на выяснении сути данного отношения между людьми или другими субъектами, а не на формальной норме права. Основная идея этого подхода сформулирована так: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

Значительную роль в развитии социологического правоведения сыграл американский юрист Р. Паунд (1870 – 1964). Свое понимание права он наиболее полно отразил в своем пятитомном труде «Юриспруденция». Право представлялось Паунду формой социального контроля наряду с религией, моралью, обычаями и домашним воспитанием. Цель права, согласно данной концепции, состоит в улаживании социальных конфликтов и достижении цивилизованных отношений между людьми.

Представители этой теории считали, что писаный закон – это пустой звук, сосуд, который еще предстоит заполнить. Паунд предлагал расширить полномочия судей, предоставить им свободу усмотрения конфликтов, требующих моральной оценки поведения сторон.

Реальное право в социологической концепции идет впереди формального, развивает его и создает правовые нормы, соответствующие жизни. Право тесно связано с обществом, его жизнедеятельностью и образует с ним единое социально-правовое явление.

Недостатком этой теории является предоставление возможности правоприменителю (судье) правоусмотрения, т.е. решения дела в соответствии с его собственным правопониманием, личным правопониманием и усмотрением.

Несмотря на это, социологическая теория была благосклонно воспринята многими учениками Паунда в Гарвардской школе права и нашла широкий отклик у американских судей.

Нормативистский тип

Учение нормативизма своими корнями восходит к юриспруденции XIX века. Оно сложилось на основе методологии, выработанной в юридическом позитивизме, и представляет собой реакцию на распространение в современном западном правоведении социологических, психологических и новейших этико-философских концепций.

Родоначальником и крупнейшим представителем этой школы был австрийский юрист Г. Кельзен (1881 – 1973). Ему принадлежит множество работ по общей теории права и государства, по конституционному и международному праву, а также несколько сочинений, посвященных опровержению марксизма.

Самая известная его работа – «Чистая теория права», в которой он отразил основные идеи нормативизма. Целью этой «чистой» теории является знание того, что есть наиболее существенное в праве. Поэтому она не занимается тем, что является изменяющимся и случайным, как, например, идеалы справедливости. В соответствии с этим, Кельзен совершенно отвергает школу естественного права, подчеркивая, что настоящая теория права должна полностью носить чисто формальный характер.

В нормативистской концепции право – это иерархия охраняемых государством норм, самой верхней из которых является Конституция. Далее идут законы, нормы правительственного акта, нормы инструкций министерств и ведомств, а также индивидуальные акты. С нормами знакомятся граждане и другие исполнители правовых предписаний и сознательно избирают вариант своего поведения.

Источником права здесь является государство, которое само есть правовая организация, организованный правопорядок.

Нормативность является основным свойством права и положительной чертой данного подхода. В этой концепции существует формальная определенность правовых норм, соблюдение которых исключает произвол и беззаконие. В нормативизме фиксированы средства государственного принуждения в случае нарушения права. В данном подходе признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие.

Кельзен отдавал первенство норме международного права перед нормой внутреннего. Теперь большинство государств вынуждено признать необходимость соотносить свое законодательство и юридическую практику с актами о правах, международными соглашениями, резолюциями ООН.

Недостаток нормативистского подхода в том, что не учитываются реальные экономические, политические, социальные и иные условия жизни общества и государства, которые оказывают влияние на формирование и создание права. Право здесь существует самостоятельно и от морали, и от нравственности, и от религии.

Нормативистское учение существенно отличалось от предшествующих концепций. Кельзен модифицировал юридический позитивизм, включив в него теоретические конструкции, выдвинутые представителями социологического правоведения и философии неокантианства.

Нормативизм оказал глубокое воздействие на теоретические представления и юридическую практику в странах Запада. Под влиянием этого учения правоведы стали больше уделять внимание противоречиям в праве и формированию стройной системы законодательства.

Психологический тип

Возникновение этой концепции права было связано с процессом становления и развития психологии как самостоятельной отрасли знаний на рубеже XIX – XX веков. Эта концепция основана на отождествлении права и закона. Психологическая теория права в свое время претендовала на самостоятельную роль в науке и практике, а впоследствии часто вступала в союз с идеями правового реализма и другими теориями. Замечалась даже своего рода психологизация основных направлений правовой мысли. Согласно этой концепции, реальность состоит лишь из физических объектов с одной стороны, и из психических феноменов – с другой.

Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Л.И. Петражицкий (1867 – 1931) – профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной Думы от партии кадетов.

Психологическая теория основана на эмоциональном отношении к имеющему юридическое значение событию, факту. «Л.Н. Петражицкий утверждал, что право – это эмоции, обязательственно-притязательные переживания, психологическое состояние, вызванное определенным событием, и отношение к нему в этом психологическом состоянии. Поэтому психологическое состояние, которое определяет поведение и деятельность человека, является реальным правом». 5

Официальное право – это право государства, известное далеко не всем людям, и поэтому его использование проблематично. Часто люди осуществляют свою деятельность, не зная законов, при пробелах в законе, в обход законов или вопреки ним. В связи с этим более важным является интуитивное право, которым человек руководствуется постоянно в отношениях с другими людьми. Законы в таком случае нельзя издавать без учета социальной психологии, и нельзя применять их, не учитывая психологического мира индивида.

Психологическая теория главенствующее значение придает психике людей, а не социальным отношениям и не государственно-волевому началу в праве. Теория Петражицкого содержит большой критический заряд в адрес других подходов к праву. Особенно резко ее представители критикуют нормативное понимание права за отрыв права от человека – его непосредственного носителя.

Но и этот подход обладает рядом существенных недостатков. Например, слишком расширена граница права. В его сфере оказываются самые различные отношения, включая спорт, игры, правила общественного гостеприимства и этикета. Также не разработан научный критерий для определения положительных и отрицательных черт права.

Теория Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стала стимулом исследований в области юридической психологии.

Классовый (марксистско-ленинский) тип

Марксистская теория права появилась во второй половине XIX века. Она «исходит из положения, что право – это явление, производное от экономических условий жизни общества на определенном историческом этапе его развития. Право развивается вслед за экономическим базисом, оно есть своего рода отражение экономических отношений, экономических потребностей». 6

Такое толкование права преподносилось вплоть до 80-х годов XX века в странах социалистической ориентации.

Эта концепция характеризует право как волю господствующего класса, возведенную в закон. Традиционным здесь является вопрос: «В чьих интересах право будет регулировать общественные отношения?». Согласно данной теории, любой класс, ставший господствующим (рабовладельцы, феодалы, буржуазия), устанавливает право, отвечающее его интересам, и подавляет интересы других классов и классовых противников Реализация права обеспечивается принудительной силой государства, образованного на классовой основе.

Достоинство этого подхода в том, что право связывается с социальными условиями, с реальными жизненными обстоятельствами, которые и обусловливают его появление.

Недостаток теории выражается в односторонности права, его принадлежности лишь одному классу или слою общества, вопреки воле и интересам других классов. Такое понимание права создает основу для социального неравенства и насилия одной части общества по отношению к другой.

В настоящее время классовая теория, как и многие другие, требует корректировки, потому как не соответствует реальной роли права в постиндустриальном обществе, где право становится системой основных прав и свобод человека и исполняет роль регулятора общественных отношений в интересах всего общества.

Интегративный (современный) тип

В последнее время в научной литературе начал формироваться еще один подход к пониманию права, который стали называть интегративным.

Интегративная теория включает в себя черты многих других концепций. Следуя интегративному подходу, не стоит настаивать на том, что тот или другой признак права является неприемлемым или, напротив, существенным, необходимым, без которого права вообще нет. Это синтез многих конкурирующих теорий, ориентированный на понимание права как многоединства.

Право здесь – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

Современная теория признает нормативность права, одновременно допускает создание норм права судьями, когда их решения соответствуют жизни, реальным обстоятельствам. Признаются естественные права человека, например, право на жизнь, на неприкосновенность личности. Также считается, что право имеет общесоциальное значение. Его содержание определяется социально-экономическим и политическим строем, классовым и национальным составом общества, уровнем религиозности населения, другими обстоятельствами. Право выражает волю большинства населения на основе сочетания интересов различных слоев и групп населения, религий, наций и других социальных формирований.

Интегративная теория охватывает все основные характеристики права, рассматривает его всесторонне. Эта теория помогает преодолеть характерный для классического правоведения разрыв между правом и человеком. В наше время идее широкого понимания права отдают предпочтение Д.А. Керимов, В.А. Туманов, В.С. Нерсесянц, Г.В. Мальцев и др. Однако выработка «синтетического» определения права, по мнению многих специалистов, остается делом будущего.

Заключение

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Пытаясь понять, что такое право еще римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением.

Вряд ли в действительности мыслимо вполне совершенное право. Оно всегда будет в чем-то неудовлетворительно, и требовать различных изменений в зависимости от условий места и времени. Поэтому в научных целях и в интересах эффективного правотворчества следует приветствовать разные подходы к праву, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия.

В спорах о том, что есть право, решаются многие практические вопросы, касаемые, например, оснований права, источников права, пределов правового воздействия, эффективности права, разрешения противоречий права и другие.

При поверхностном подходе к воззрениям различных авторов о сущности права их позиции могут показаться противоречивыми, так как одни теоретики делают акцент на государственную волю, другие – на волю народа, третьи – на обязательную нормативность, четвертые – на компромисс интересов, пятые – на особые психические переживания, шестые – на справедливость (политическую или нормативно закрепленную). Есть и другие варианты постановки акцента.

В полной мере сохранили свою значимость и актуальность положения, сформулированные древнеримскими и древнегреческими юристами относительно неразрывной связи права и справедливости, права и добра. Будучи «регулирующей нормой политического общения», право, как отмечал древнегреческий мыслитель Аристотель, должно служить «критерием справедливости». Для того чтобы знать, что такое право, писал древнеримский юрист Ульпиан, нужно, прежде всего, помнить, что «оно получило свое название от слова j ustitia – правда», что право есть «искусство добра, равенства и справедливости». Да и современные правоведы в сущностной характеристике права называют ряд его качеств и достоинств.

При всей своей внешней многообразности, противоречивости, исторической изменчивости право действительно представляет собой внутренне симфоническое и целостное единство. Новые возможности для понимания права возникают в период постнеклассической науки, когда стало возможным рассматривать его как сложную, самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, главную роль в которой играет субъект, обладающий способностью к активным, социально обусловленным действиям. Системный подход связан с задачей объяснить право как многоединство. Основанные на классических методах определения достаточно одномерны, например: "право есть справедливость", "право есть норма", "право есть принуждение", "право есть свобода" и так далее и ни одно из них не охватывает реального многообразия права, которое есть и разум, и справедливость, и норма, и правоотношение, и воля, и интерес, и принуждение.


Оглавление

А.В. Поляков Общая теория права. – С-Пб., Юридический центр Пресс, 2003 - С.62

Там же. С. 63

А.В. Васильев Теория права и государства – М., Флинта, 2005 – С.43

Гегель Философия права – М. – Л., 1934 – С.54

А.В. Васильев Теория права и государства - М., Флинта, 2005 – С. 43

Т.Н. Радько Теория государства и права – М., Юнити-Дана, 2004 – С.174

Теория естественного права

Представители: Сократ, Аристотель, Т. Гоббс, Г.Гроций, Дж. Локк, Вольтер, Монтескье, Жан-Жак Руссо, А. Н. Радищев

Суть теории: Главное - это духовное, идейное, нравственное начало. Приоритет над нормативным и реальным началами. Право - это возведённая в закон справедливость, в рамках данной доктрины разделяется право и закон, так как закон может быть не правовым. Право возникает естественным путём, появляется раньше государства, а нормы права лишь воплощают эти идеи. Само право даровано богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др.). После Второй мировой войны идёт процесс возрождения естественного права.

Историческая школа права

Представители: Г.Гуго, Савиньи, Пухта

Суть теории: Право - это историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно. Законодатель должен максимально выражать «общее убеждение нации». Право основано на общих интересах, солидарности (многопартийность в парламенте), создание норм международного права - нормы договора (фиксированное согласие) или обычай (молчаливое согласие). Творец права - не законодатель, а народ; Народ-правотворец → основной источник права - обычай. Негативное отношение к кодификации права в лучшем случае - излишне и даже вредно, так как законодатель может исказить волю народа.

Психологическая теория права

Представители: Э.Р. Бирлинг, Л. Кнапп, Г. Тард, Л.И. Петражицкий, А. Росс.

Суть теории: Психика людей - это фактор, определяющий развитие общества, в том числе и право. Делится на два вида права - позитивное право и право каждой личности. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер. Правосознание состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Роль правосознания и правовой культуры чрезвычайно важна.

Социологическая школа права

Представители: О. Эрлих, С. А. Муромцев, Роско Паунд, Дж. Фрэнк, Р. Иеринг

Суть теории: Право - это не то, что задумано и не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего. Есть право в текстах («мёртвое право») и есть право поведения субъектов правоотношений («живое право»). Формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности (Паунд: «Право - то, что решил судья»). Источник познания права - это непосредственное наблюдение жизни, поступков; изучение обычаев и документов (договоры, завещания, сделки).

Позитивная теория

Представители: К. Бергбом, Г. Ф. Шершеневич, Дж. Остин

Суть теории: Эта теория возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». Право - это приказ, принуждение исходящий от государства. Право возникает с государством, не будет государства - не будет права. Кто нарушает нормы позитивного права - санкция (кара, наказание).

Нормативизм (неопозитивизм)

Представители: Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев, Г. Кельзен

Суть теории: Право исходит только от государства - право немыслимо без государства, как и государство без права. Исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы. Правовые нормы носят иерархичный характер, в основании находятся индивидуальные акты. По Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Право следует изучать в «чистом виде», наука должна описывать свой объект таким, какой он есть, а не предписывать, каким он должен быть.

Материалистическая теория права

Представители: Маркс, Энгельс

Суть теории: Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление. Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.