Основы экологии и географии растений тест. Тестирование по экологии


Тесты по теме курса «Охрана окружающей среды»

Объем тестовых заданий составляет 100 вопросов разного уровня сложности по всем разделам. Выполнение тестовых заданий дает возможность самостоятельно проверить и оценить приобретенные знания, обнаружить имеющиеся пробелы и сделать собственные выводы. Принцип – выбор одного верного ответа из пяти предложенных.


Тесты
1. Систему длительных наблюдений за состоянием окружающей среды и процессами, происходящими в экосистемах и биосфере, называют:

A) мониторингом

B) модификацией

C) моделированием

D) менеджментом

E) прогнозированием


2. К невозобновимым ресурсам относятся:

A) лесные ресурсы

B) животный мир

C) полезные ископаемые

D) энергия ветра

E) солнечная энергия


3. Увеличение концентрации какого газа приводит к усилению парникового эффекта?

А) диоксида серы

B) углекислого газа

C) аммиака

Е) сероводорода


4. Вещества, загрязняющие воду называют:

A) аэрополлютантами

B) гидрополлютантами

C) детергентами

D) пестицидами

E) планктоном


5. Наиболее распространёнными химическими загрязнителями воды являются:

A) детергенты

B) пестициды

C) нефть и нефтепродукты

D) радиоактивные вещества


6. Вещества, уничтожающие озоновый слой:

A) космические вещества

B) пары воды

C) пыль


D) фреоны

E) механические частицы


7. Какое загрязнение вызывают бактерии?

А) тепловое

B) химическое

C) биологическое

D) физическое

Е) антропогенное


8. В каком слое атмосферы находится озоновая оболочка:

А) магнитосфера

B) мезосфера

C) ионосфера

D) стратосфера

Е) тропосфера


9. Объем пресной воды в гидросфере :
B) 25%
D) 0,3%

10. Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:

A) образовался в результате промышленного загрязнения

B) является защищающим экраном от ультрафиолетового излучения

C) задерживает воду

D) задерживает тепловое излучение Земли

E) способствует разрушению загрязнителей


11. Выпадение кислотных дождей связано с:

А) изменением климата

B) повышением содержания углекислого газа

D выбросами в атмосферу диоксида серы, оксидов азота

E) повышением концентрации пылевых частиц


12. Парниковый эффект, связанный с накоплением в атмосфере углекислого газа, сажи и других твердых частиц вызовет:

A) повышение средней температуры и будет способствовать улучшению климата на планете

B) уменьшение прозрачности атмосферы, что приведет к похолоданию

C) повышение температуры и приведет к неблагоприятным изменениям в биосфере

D) не приведет к изменениям в биосфере

E) приведет к деградации озонового слоя


13. Поступление в воду различных ядовитых веществ, называется:

А) химическим загрязнением

В) биологическим загрязнением

С) физическим загрязнением

D) загрязнением сточными водами

Е) физическим и биологическим загрязнением


14. Причины возникновения «озоновых дыр» в атмосфере:

A) увеличение концентрации углекислого газа

B) увеличение концентрации диоксида азота

C) увеличение концентрации хлора и фтора

D) увеличение концентрации азота и углерода

E) увеличение концентрации аммиака


15. Оксиды азота попадают в атмосферу при :

A) сгорании углеродистых веществ

B) сгорании и переработке сернистых руд

C) производстве азотных удобрений

D) при производстве красок, эмалей

E) изготовлении искусственного волокна


16. Источниками загрязнения атмосферы соединениями фтора являются:

A) сжигание твердых отходов

B) переработка сернистых руд

C) производство азотных удобрений

D) производство красок, эмалей

E) изготовление искусственного волокна

17. Озоновый слой находится на высоте:


B) 200-230 км
18. В почвах, находящихся вблизи от автомобильных дорог, накапливается чаще:

A) ртуть


B) мышьяк

С) свинец


19. Укажите начальный этап безводной и безотходной технологии производства:

A) очистка сточных вод

B) закачка сточных вод в глубокие водоносные горизонты

C) механическая очистка

D) создание оборотного водоснабжения

E) химическая очистка


20. Какой способ с вредителями и болезнями растений более безопасный?

A) химический

B) биологический

C) сочетание химического и агротехнического

D) физико-химический

E) химико-биологический


21. К какому типу относится загрязнение окружающей среды пестицидами?

A) физическому

B) химическому

C) биологическому

D) механическому

E) смешанному


22. Шумовое загрязнение окружающей среды относится к:

A) физическому

B) химическому

C) биологическому

D) механическому

E) смешанному


23. Укажите основной источник загрязнения атмосферы диоксидом серы:

А) промышленность

В) транспорт

C) угольные электростанции

D) производство цемента

E) атомные электростанции


24. Постоянное поступление в атмосферу больших количеств диоксидов серы (SO2) и окислов азота (NO, NO2) приводят:

A) к парниковому эффекту

B) к выпадению кислотных дождей

C) к смогу

D) к нарушению озонового слоя

E) к потеплению климата


25. Какое оборудование применяются при биологической очистке воды?

A) аэратор и дозатор

B) экстрактор и электрофильтры

C) циклонные аппараты

D) вентиляторы

Е) аэротенки и биофильтры


26. Предельно - допустимая концентрация веществ в водной среде измеряется :

C) мг\г.


D) мг\м3.
27. Основные способы очистки атмосферы от пыли:

A) Флотационная.

B) Объектная и областная.

C) Сухая и влажная.

D) Гравитационная и инерционная.

E) Механическая и электрическая.


28. Ксенобиотик - это:

A) Вид микроудобрения, используемые в земледелии.

B) По–езное для организмов вещество.

C) Чужеродное для организмов вещество.

D) Вещество, загрязняющий окружающую среду.

E) Компонент выхлопных газов автотранспорта.


29. Озоноразрушающие вещества:

А) ионизирующее излучение.

В) углекислый газ и метан.

C) фреоны.

D) выхлопные газы автомобилей.

Е) оксиды азота и серы.


30. Тепловое загрязнение относится к:

А) Вирусному.

В) Физическому

C) Химическому.

D) Биологическому.

E) Механическому.


31. К естественному загрязнению биосферы относится:

A) Озоновые дыры.

B) Извержение вулканов.

C) Кислотные дожди.

D) Использование минеральных удобрений.

E) Использование пестицидов.


32. Свойство озонового экрана - поглощать:

A) Световое излучени–.

B) Инфракрасное излучение.

C) Ионы хлора.

D) Молекулы соляной кислоты.

E) Жесткое ультрафиолетовое излучение.


33. Фотохимический смог:

A) Химические явления между атмосферными соединениями и СО2.

B) Загрязнение атмосферы веществами, которые образуются из первичных загрязнений под воздействием солнечных лучей.

C) Химические реакции между SО2 и атмосферными соединениями.

D) Явления между твердыми и газообразными соединениями в виде тумана и аэрозолями .

E) Переменные явления, происходящие из-за сильного загрязнения атмосферы.


Тесты
1. Изучением экологических проблем Земли как планеты занимается:

A) инженерная экология

В) геоэкология

С) глобальная экология

D) промышленная экология

E) социальная экология

2. Дефляция - это:

A) загрязнение атмосферы

B) ручейковая эрозия почв

C) ветровая эрозия почв

D) водная эрозия почв

E) загрязнение подземных вод


3. Территория сосредоточения жилых домов, административных зданий называется:

A) рекреационной зоной

B) селитебной зоной

C) промышленной зоной

D) лесопарковой зоной

E) антропогенной зоной


4. Специально приспособленная зона для отдыха людей называется:

A) рекреационной зоной

B) селитебной зоной

C) промышленной зоной

D) лесопарковой зоной

E) антропогенной зоной


5. Что означает процесс урбанизации?

A) рост и развитие сёл, населения сельской местности

B) уменьшение числа сёл и населения сельской местности

C) рост и развитие городов, увеличение доли городского населения

D) уменьшение населения городов

E) снижение роли городов в развитии общества


6. Искусственные экосистемы, возникающие в результате сельскохозяйственной деятельности человека:

А) биоценоз

В) агроэкосистема

С) биотоп

D) биогеоценоз

E) урбосистема


7. Комплекс мероприятий, направленных на восстановление нарушенных территорий:

A) стратификация

B) мониторинг

С) рекреация

D) рекультивация

Е) стагнация


8. Под понятием «городской ландшафт» подразумевается:

A) совокупность зданий, дорог, транспорта, городских коммуникаций;

B) зеленые насаждения, парки, сады

C) сочетание жилищ, городской инфраструктуры и зеленых насаждений

D) совокупность промышленных предприятий города

E) совокупность культурных учреждений


9. Плодородие почвы определяется количеством:

А) минеральных веществ

В) гумуса

С) живых организмов

Е) наличием пор


10. Самое высокое биоразнообразие находится в:

А) тайге


В) тропическом лесу

Е) пустыне


11. Какой антропогенный фактор приводит к опустыниванию?

A) умеренный выпас скота

B) интенсивная пастьба скота

C) внесение удобрений

D) применение снегозадержания

E) умеренное сенокошение


12. Восстановление нарушенных земель, называется:

А) мелиорацией;

В) рекультивацией;

C) дефляцией;

D) деградацией;

E) демеркуризацией.


13. Создание растительного покрова на нарушенных землях является:

A) техническая рекультивация

B) строительная рекультивация

C) предварительная рекультивация

D) биологическая рекультивация

E) подготовительная рекультивация


14. Какие факторы способствуют возникновению ветровой эрозии ?

A) переувлажненность почвы

B) засушливость климата, усиленный ветровой режим

C) наличие лесных массивов

D) наличие травяной растительности

E) орошение


15. В какой период наблюдался демографический взрыв?

A) во второй половине 18 века

B) в первой половине 19 века

C) во второй половине 19 века

D) в первой половине 20 века

E) во второй половине 20 века


16. Укажите наиболее густонаселенную территорию людей на Земле:

A) в горах

D) в тайге

E) в тундре


17. Когда и где принята Конвенция по биоразнообразию?

B) 1992, Рио-де-Жанейро

C) 1996, Москва

D) 1972, Стокгольм

E) 2002, Токио


18. Какое из воздействий человека на природу являются прямым (непосредственным):

A) парниковый эффект

B) разрушение озонового слоя

C) охотничий и рыбный промысел

D) эрозия почв

E) водная эрозия


19. К экономическому управлению природопользованием относится:
A) установление ПДК загрязняющих веществ в природных объектах

B) применение поощрительных цен и надбавок на экологически грязную продукцию

C) штрафы за экологические правонарушения

D) уголовная ответственность

E) публикация в СМИ
20. Что такое биологическое разнообразие?

A) разнообразие организмов

B) разнообразие видов

C) разнообразие экосистем

D) разнообразие популяций

E) разнообразие сред


21. Рекультивация земель:

A) обработка почвы культиватором в период вегетации

B) искусственное восстановление плодородия почвы и растительного покрова после техногенного нарушения природы

C) мероприятия, направленные на улучшение водных ресурсов

D) естественное восстановление плодородия почвы

E) наблюдение за изменениями погоды


22. Раздел Красной книги, содержащий список и описание исчезнувших видов животных:

А) эпитафия

B) список Шиндлера

C) серый список

D) книга мертвых

Е) черный список


23. Природный комплекс, который предназначен для сохранения одного или нескольких видов животных или растений при ограниченном использовании других:

А) заказник

В) заповедник

C) национальный природный парк

D) ботанический сад

E) памятник природы


24. Ресурсосберегающая технология относится к типу:

А) строгого ограничения выбросов в пределах норм

В) повторного использования отходов производства

С) нерационального природопользования

D) полного использования природных ресурсов

Е) рационального природопользования


25. Что является целью экологического мониторинга?

А) наблюдение за источниками антропогенных факторов

B) экспертное оценивание объектов природы

C) проведение исследований в биологических системах

D) открытие законов природы

E) сбор платы для сохранения природного фонда


26. Систематизированный количественно-качественный свод сведений природных ресурсов - это:

А) кадастр

C) бонитет

D) сертификат

Е) справка


27. Разрушение и снос верхних плодородных пород ветром или потоками воды:

A) Сукцессия.

B) Рекультивация.

C) Эрозия.

D) Мелиорация.

E) Ирригация.


28. Уничтожение растительного покрова, эрозия почв, их уплотнение, засоление, расширение зон, покрытых песками приводит к:

A) первичной сукцессии

B) дегрессии

С) опустыниванию

D) эвтрофикации

Е) увеличению видов


29. В «Черный список» Красной книга МСОП вносят:

A) Безвозвратно исчезнувшие виды.

C) Исчезающие виды.

D) Редкие виды.

E) Восстанавливающиеся в численности виды.


30. В Красную книгу заносятся:

A) Широко представленные виды животных.

B) Распространенные виды растений.

C) Доминантные виды растений и животных.

D) Редкие виды растений и животных.

Е) Реликтовые виды растений.


31. К неисчерпаемым ресурсам относится:

В) Солнечная энергия.

D) Известняки.

E) Полиметаллические руды.

32. Население земного шара растет...

А) по экспоненте

В) по геометрической зависимости

C) по гиперболе

D) по арифметической зависимости

Е) хаотично


33. Процесс разрушения плодородного слой почвы осадками и ветром:

А) Нарушение.

В) Эрозия.

С) Засоление.

D) Загрязнение.

E) Аридизация.


34. Метод, гарантирующий бессрочное сохранение генофонда организмов:

A) Взятие под охрану отдельных экземпляров.

C) Запрещение охоты.

D) Строгое ограничение использования охотничьих угодий.

E) Сохранение организмов в их естественной среде обитания.


Тесты
1. К какому типу относится загрязнение атмосферы на территории города?

A) региональному типу

B) местному типу

C) глобальному типу

D естественному типу

E) территориальному типу


2. Шум промышленного предприятия можно отнести к:

A) абиотическому фактору

B) биотическому фактору

C) антропогенному фактору

D) абиотическому и биотическому факторам

E) абиотическому и антропогенному факторам


3. Канцерогенами называют вещества, вызывающие:

A) психические расстройства

B) раковые заболевания

C) хроническое отравление

D) инфекционные заболевания

E) аллергические заболевания


4. К особо охраняемым природным территориям не относятся:

A) парк культуры и отдыха

B) национальные парки

C) охраняемые ландшафты

D) биосферные резерваты

E) памятники природы


5. Какое мероприятие защищает почву от ветровой эрозии?

A) вспашка отвальным плугом

B) многократные обработки почвы

C) в заказниках

D) в памятниках природы

E) в ботанических садах


10. Укажите отходы, представляющие наибольшую угрозу для человека и всей биоты:

A) твердые бытовые отходы

B) промышленные отходы

C) радиоактивные отходы

D) жидкие бытовые отходы

E) газообразные выбросы


11. Количество загрязнителей в почве, воздушной или водной среде, которые не влияют на здоровье человека и его потомство:

A) максимально разовая предельно допустимая концентрация

B) среднесуточная предельно допустимая концентрация

C) допустимый выброс вредных веществ

D) предельно-допустимая концентрация


12. Укажите наиболее радикальную меру охраны воздушного бассейна:

A) экологизация технологических процессов

B) очистка газовых выбросов

C) рассеивание газовых выбросов в атмосферу

D) устройство санитарно-защитных зон

E) архитектурно-планировочные решения


13. Канцерогенные вещества вызывают:

A) инфекционные заболевания

B) аллергические заболевания

C) злокачественные и доброкачественные новообразования

D) простудные заболевания

E) нервные расстройства


14. Стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии:

A) между экономикой и производством

B) между людьми, экономикой и производством

C) между людьми и между обществом и природой

D) между людьми, экономикой и обществом

E) между людьми и обществом и политикой


15. Какой тип экологического сознания необходимо формировать у людей в современных условиях?

A) биоцентризм

B) антропоцентризм

C) экоцентризм

D) консервационизм

E) космизм


16. Укажите основной принцип мониторинга?

A) периодическое слежение

B) непрерывное слежение

C) оценка фактов

D) прогнозирование

E) сбор данных


17. Оценка соответствия намечаемой хозяйственной или иной деятельности требованиям экологической безопасности:

A) экологическая паспортизация

B) экологический риск

С) экологическая экспертиза

D) экологическая стандартизация

Е) экологический мониторинг


18. Воздействие на организм человека повышенной концентрации ртути, вызывает болезни:

A) разрушение костной ткани

B) болезнь Минамата (нервные расстройства)

C) раковые заболевания кожи

D) гепатит

E) цирроз печени


19. Какие болезни вызывают радиоактивные загрязнения атмосферы?

A) астму


B) кислородную недостаточность

C) раздражение глаз и слизистой оболочки

D) раковые заболевания и уродства

E) поражение костной ткани


20. Укажите канцерогенный загрязнитель окружающей среды?

А) диоксид серы

B) оксид азота

C) оксид углерода

D) бензапирен

Е) избыток удобрений


21. Раздел экологии, изучающий вопросы сохранения и развития здоровья людей на основе выявления зависимости организма человека, его психики от состояния природы и социальной среды:

А) социальная экология

B) экология человека

C) глобальная экология

D) демэкологая

Е) синэкология


22. Ядовитая смесь дыма, тумана и пыли называется:

A) кислотный дождь

C) угарный газ

Е) фотооксидант


23. Как соотносятся понятия «природопользование» и «охрана природы»:

A) они тождественны

B) понятие «природопользование» более широкое, чем понятие «охрана природы»

C) понятие «охрана природы» более широкое, чем понятие «природопользование»

D) это совершенно различные понятия


24. Как назывался первый доклад Римского клуба:

A) «Кто виноват»

B) «Что делать»

C) «Затруднения человечества»

D) «Пределы роста»

E) «Зеленый мир»


25. Укажите процесс, наиболее эффективный при утилизации бытовых отходов:

A) компостирование

B) сжигание

C) использование в качестве топлива

D) эвакуация на специальные свалки

Е) захоронение в котлованах


26. Какие меры наиболее эффективны для снижения запыленности воздуха населенных пунктов?

А) установление санитарно-защитных зон

B) удаление промышленных предприятий из населенного пункта

C) ограничение движения автотранспорта

D) ликвидация пустырей и стройплощадок

E) удаление промышленных предприятий из населенного пункта и ликвидация пустырей и стройплощадок


27. Раздел токсикологии (наука о ядах), который изучает ингредиентный состав, особенности распространения, биологического действия, активизации, дезактивации вредных веществ в окружающей среде:

А) химия


В) экология человека

С) радиационная экология

D) промышленная экология

Е) экотоксикология


28. Биологическим факторам риска, влияющим на здоровье людей, относятся:

A) качество окружающей среды

B) инфекционные заболевания

C) природные и антропогенные патогенные микроорганизмы

D) природные патогенные микроорганизмы

E) качественное питание


29. Официальные документы, содержащие систематизированные сведения о животных и растениях мира, отдельных регионов или стран, состояние которых вызывает опасение за их будущее:

A) Конституция

B) Лесной кодекс

C) Красная Книга

D) Земельный кодекс

E) Водный кодекс


30. Предельно-допустимая концентрация в атмосфере измеряется:

D) мг/год

E) т/год
31. Устойчивое развитие означает:

A) Развитие общества по экспоненциальной кривой.

B) Право людей на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой .

C) Демографический рост населения.

D) Создание свободного общества.

E) Удовлетворение своих потребностей.
32. Вид особо охраняемой природной территории, где разрешается ведение сельского хозяйства и ведется природоохранная деятельность:

А) Заказники.

В) Заповедники.

C) Национальные парки.

D) Городские скверы.

E) Зоны рекреации


34. С экологической точки зрения решение проблем энергетики связано:

A) С разработкой новых безопасных реакторов для атомных станций.

B) С использованием нетрадиционных возобновляемых источников энергии.

C) Со строительством современных теплоэлектростанций, работающих на газе.

D) С увеличением добычи горючих полезных ископаемых.

E) Со строительством гидроэлектростанций на горных реках.

Загрязнение и охрана окружающей среды. 11 класс.

1. Нежелательное изменение свойств окружающей среды в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений

А) загрязнение окружающей среды Б) восстановление окружающей среды

В) разрушение окружающей среды Г) исчерпание свойств окружающей среды

2. Загрязнение окружающей среды подавляет способность к …. своих свойств

А) саморазвитию Б) самоочищению

В) саморазрушению Г) самовосстановлению

3. Возвращение в природу той огромной массы отходов, которая образуется в процессе производства и потребления человеческого общества, это …

А) источник изменения окружающей среды

Б) главный источник истребления окружающей среды

В) главный источник загрязнения окружающей среды

Г) второстепенный источник загрязнения окружающей среды

4. Загрязнение окружающей среды бывает

А) производственное и непроизводственное Б) количественное и качественное

В) производственное и бытовое Г) химическое и физическое

5. Возвращение в окружающую среду тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах, это …

А) физическое загрязнение окружающей среды

В) количественное загрязнение окружающей среды

Г) производственное загрязнение окружающей среды

6. Поступление в окружающую среду неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых в первую очередь промышленностью органического синтеза, это…

А) производственное загрязнение окружающей среды

Б) качественное загрязнение окружающей среды

В) химическое загрязнение окружающей среды

Г) физическое загрязнение окружающей среды

7. Полное разрушение почвенного покрова происходит, прежде всего, в результате …

А) открытых горных разработок Б) антропогенного воздействия

В) закрытых горных разработок Г) хозяйственной деятельности человека

8. В результате сброса в реки, озера и моря промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод происходит загрязнение …

А) атмосферы Б) криосферы

В) литосферы Г) гидросферы

9. Какое загрязнение представляет особую опасность для океана?

А) минеральное Б) нефтяное

В) промышленное Г) бытовые отходы

10. Какой океан больше всего загрязнен нефтью?

А) Северно-Ледовитый Б)Тихий

В) Атлантический Г) Индийский

11. Окись углерода (СО) и сернистый газ (SO2) – это основные загрязнители

А) литосферы Б) атмосферы

В) тропосферы Г) гидросферы

12. Главный источник кислотных дождей

А) окись углерода Б) оксид азота

В) оксид серы Г) сернистый газ

13. Выбросы какого газа угрожают человечеству парниковым эффектом и глобальным потеплением климата?

А) углерода Б) сероводорода

В) азота Г) хлора
14. Металлургическая, химическая, целлюлозно-бумажная промышленность относятся к числу каких производств?

А) грязных Б) энергоемких В) чистых

15. Независимая общественная международная организация, основанная с целью предотвращения деградации окружающей среды

А) ООН Б) Гринпис В) ЮНИЧЕЛ Г) НАТО

16. В каком году была основана организация Гринпис?

А) 1980 Б) 2000 В) 1971 Г) 1961

17. Где состоялась первая конференция ООН по проблемам окружающей среды

А) Осло Б) Лондон В) Вашингтон Г) Стокгольм

18. В каком году состоялась вторая конференция по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро

А)1982 Б) 1992 В) 1995 Г) 1997

Ответы: 1 А, 2 Г, 3 В, 4 Б, 5 В, 6 Б, 7 А, 8 Г, 9 Б, 10В, 11, Б, 12 Г, 13 А, 14 А, 15 Б, 16 В, 17 Г, 18 Б

Тест по экологии, 10-11 класс.

1. Инструктаж.

Уважаемый участник!

Будьте внимательны, предлагаемые Вашему вниманию тестовые задания разделены на различные типы (варианты). В соответствующих местах текста даны необходимые пояснения, касающиеся их выполнения. На этапе тестирования Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

1 .Не спеша, внимательно прочитайте первое тестовое задание из числа предлагаемых.

2 .Определите, какой из предложенных вариантов ответа к заданию по Вашему мнению наиболее верно и полно завершает мысль, поставленную в самом задании.

3 .Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа. Продолжайте таким образом работу до завершения выполнения тестовых заданий всех вариантов.

4 .Тестовые задания оцениваются положительно, если даны все предусмотренные заданием правильные ответы. Если допущена хотя бы одна ошибка в тесте, то он считается не выполненным.

5 .После выполнения всех заданий проверьте правильность их выполнения.

6 .Если потребуется корректировка выбранного варианта ответа, то неправильный вариант ответа зачеркните крестиком, обведите правильный вариант ответа кружком и продублируйте букву правильного ответа.

7 .Тестовое задание считается выполненным, если Вы вовремя сдаёте его членам жюри.

Желаем Вам успеха!

2. КИМ (тест по экологии), 10-11 класс.

Задание 1. «Один из четырёх»

(Вам предлагается задания, где необходимо выбрать один правильный ответ из четырёх)

1. Байкальская нерпа обитает только в озеро Байкал. Такой вид называется:

а) эдификатором; б)доминантом; в)эндемиком; г)синантропом.

2 .Как называют стадию развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность станет главным определяющим фактором развития на Земле:

а) техносфера; б) ноосфера; в)антропосфера; г)социосфера.

3 .Согласно правилу пирамиды чисел общее количество особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:

а) уменьшается; б) увеличивается; в) остаётся неизменным; г)подчиняется синусоидному графику.

4 .Явление индустриального механизма характерно для:

а) леопардов (чёрных пантер) в Индии; б) некоторых видов жужелиц в районе Донбасса;

в) бабочек пядениц в окрестностях Манчестера (Великобритания); г) чёрных тараканов в крупных промышленных городах.

5 .Как называют организм, живущий в водах, в той или иной степени загрязнённых органическими веществами:

а)детритобионт; б)катаробионт; в)сапрбионт; г)бентобионт.

6. Кто ввёл в научный лексикон понятие «экосистема»?

а) В.И.Вернадский; б) В.Н.Сукачёв; в) Г.Зюсс; г) А.Тенсли.

7 .Как называется закон, определяющий количество передаваемой энергии с одного трофического уровня на другой?

а) правило 1%; б) правило 10%; в)правило 15%; г)закон 5%.

8 .К консументамв агроэкосистемеотносяся:

а)бактерии; б) сорные растения; в) травы; г)насекомые - опылители.

9 .Какая из приведённых цепей питания правильная:

а) кузнечики - ящерицы - трава - ястреб - заяц; б) хищники - копытные - бактерии - растительность леса; в) водоросли -дафнии -мальки рыб - окунь -чайки; г)трава - лисицы - мыши - совы - зайцы.

10 .Как называется процесс разделения популяции пространства и ресурсов:

а) экологической сукцессией; б) снижением конкуренции; в) правилами экологических;

г)дифференциацией экологических ниш.

11. На основе специфических выделений одних растений, влияющих на другие, формируются отношения:

а) симбиотические;б) трофические; в) аллелопатические; г)конкурентные.

12 .Росянка растёт:

а) в еловом лесу; б) по берегам водоёмов; в) на торфяных болотах; г) на лугах.

13 .Появление на Земле процесса фотосинтеза привело к:

а) возникновению процесса синтеза белков; б) возникновению многоклеточных организмов; в) накоплению углекислого газа в атмосфере; г) накоплению органических веществ и обогащению атмосферы кислородом.

14. Цельную теорию эволюции первым предложил:

а) Ч.Дарвин; б) Ж- Б Ламарк; в)А.Уоллес; г) Т.Гексли.

15. Какой учёный предложил использовать понятие «популяционные волны»?

а) В.И.Вернадский; б)С.С.Четвериков; в) К. Раункиер;. г) Н.Н.Тимофеев-Ресовский.

Задание 2 «Биологическая экология».

(Вам предлагается задания, где необходимо выбрать один правильный ответ)

1. Организмы, обитающие в условиях с бедными ресурсами и выживающие в них благодаря специальным приспособлениям, образно называются:

а) «Шакалы»; б) Зоофаги; в) «Львы»; г) «Верблюды».

2 .Экологической нишей называется:

а) местообитание особей данного вида; б) конкретное «жилище» животного или территория, занимаемая растением; в)всё, что окружает живой организм; г) совокупность пространства, занимаемого популяцией, используемых ею ресурсов и ритма их потребления в экосистеме.

3 . Группа организмов, называемых макрофитами, относится к следующему компоненту пресноводной экосистемы:

а) консументы; б) продуценты; в) редуценты; г) бентосу.

4 .К антропогенным гетеротрофным экосистемам не относятся:

а) биологические очистные сооружения; б) автомобильные заводы; в) заливной луг;

г) рыборазводные заводы.

5 .Биологическую продукцию, которую создают консументы и редуценты в процессе переработки растительной и животной биомассы называют:

а) вторичной; б) чистой; в) валовой; г) первичной.

6 .Низкая скорость минерализации органического вещества в тундре и тайге объясняется:

а) замедленной активностью микроорганизмов; б) ускоренной активность микроорганизмов; в) высокой активностью грибов и бактерий.

7 .Наибольшая скорость разложения органического вещества наблюдается в:

а) пустынях; б) саваннах; в)влажных тропических лесах.

8 . Сообщество растений, животных, микроорганизмов и грибов, населяющих одну территорию, взаимосвязанных в цепи питания и влияющих друг на друга, называется:

а) биогеоценозом; б) биоценозом; в) фитоценозом; г) экосистемой.

9 .Трофический уровень определяется как совокупность:

а) продуцентов, консументов, редуцентов; б) организмов, объединённых типом питания;

г) автотрофов и гетеротрофов.

10 .Какие виды взаимоотношений относятся к «материальным»?

а) пение соловья в районе гнездового участка; б) преследование ласточки ястребом;

в) уход особей с участка под влиянием ферромонов; г) рычание хищников друг на друга.

Задание 3 «Вставь пропущенное слово».

1. Компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно воздействующие на организмы, называются: ______________________________.

2. Группа особей одного вида или сообщества по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде, в том числе о присутствии и концентрации загрязнителей, называется:_______________________________________________.

3.Нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы Земли

населённые живыми организмами, называется_______________________________.

4.Совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания называется_______________________.

Задние 4. Задания с двумя правильными ответами.

(Вам предлагается задания, где необходимо выбрать два правильных ответа)

1. К экосистемам с низкой устойчивостью относятся:

а) тундра; г) тропические леса;

б)хвойные леса д) агроэкосистема;

в) смешанные леса; е) озеро.

2 .К животным, ведущим активный образ жизни под снежным покровом можно отнести:

а) жерлянку; г) грача;

б) полёвку; д) медянку;

в) перепела; е) ласку.

Задание 5 «Природа моей Республики Коми»

(Вам предлагается задания, где надо вписать нужное слово, исходя из содержания вопроса)

1. Природный парк Республики Коми называется: _____________________________.

2 .Заповедник Республики Коми: ____________________________________________.

3.Напишите 5 видов растений, занесённых в Красную книгу Республики Коми:

_______, _______ , _________ , __________, _________.

4 Напишите 3 вида птиц, занесённых в Красную книгу Республики Коми:

_______, _______ , _________.

3.Ответы.

Задание 1. «Один из четырёх» -1в,2б,3а,4в,5в,6г,7б,8г,9в,10г,11в,12в,13г,14а,15б.

Задание 2. «Биологическая экология» -1г,2г,3б,4в,5а,6а,7в,8а,9б,10б.

Задание 3. «Вставь пропущенное слово» -

1. Абиотическими факторами.

2. Индикаторами среды.

3. Биосфера.

4. Биотическими факторами.

Задние 4. Задания с двумя правильными ответами -

1а, д. 2б, е.

Задание 5. «Природа моей Республики Коми».

1. Светлая вода.

2. Печоро - Илычский заповедник.

3. Родиола розовая, венерин башмачок, кубышка жёлтая, кувшинка четырёхгранная.

4.Серая утка, кречет, большой подорлик.

Используемая литература:

1. Красная книга Республики Коми : Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, под ред. А. И. Таскаева. — М. ; Сыктывкар: ДИК, 1998.

2 . Т.А.Козлова,А.Н. Мягкова, Н.И.Сонин. Экология России. Дидактические материалы.-М:АО МДС,Юнисам.1995.

3. Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. Экология.-М:»Дрофа»,1995.

1 вариант

1.Кто предложил термин «экология»:

А) Аристотель; Б) Э. Геккель; В) Ч. Дарвин; Г) В.И. Вернадский.

2.Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют:

А) биотическими; Б) абиотическими; В) антропогенными Г) экологическими

3.Консументы в биогеоценозе:

А) потребляют готовые органические вещества;

Б) осуществляют первичный синтез углеводов;

В) разлагают остатки органических веществ;

Г) преобразуют солнечную энергию.

4.Постоянная высокая плодовитость обычно встречается у видов:

А) хорошо обеспеченными пищевыми ресурсами;

Б) смертность особей которых очень велика;

В) которые занимают обширный ареал;

Г) потомство которых проходит стадию личинки.

5.Из сред жизни самая тонкая (в вертикальном распределении):

А) воздушная; Б) почвенная; В) водная; Г) водная и воздушная.

6.Приспособленность к среде обитания:

А) является результатом длительного естественного отбора;

Б) присуща живым организмам с момента появления их на свет;

В) возникает путем длительных тренировок организма;

Г) является результатом искусственного отбора.

7 Почва как среда обитания включает все группы животных, но основную часть её биомассы формируют:

А) гетеротрофы-консументы 1-го порядка; Б) сапрофаги (сапротрофы);

В) продуценты (автотрофы); Г) гетеротрофы – консументы 2-го порядка.

8 . Превращение органических соединений из неорганических за счет энергии света:

А) Фотосинтез. В) Фотопериодизм. С) Гомеостаз. Д) Климакс. Е) Сукцессия.

9. Виды адаптации организмов:

А) Этологические виды. В) Только физиологические виды. С) Только морфологические виды

Д) Морфологические, этологические, физиологические. Е) Правовые свойства организмов.

10. Наука изучающая характер и поведение животных

А) Токсикология. В) Этология. С) Экология. Д) Зоология. Е) Биология.

11. Автотрофные организмы, способные производить органические вещества

из неорганических :

А) Консументы. В) Литотрофы. С) Сапрофаги. Д) Редуценты. Е) Продуценты.

12. Наиболее распространенный вид прямого регулирования водных ресурсов:

А) Строительство водохранилищ. В) Строительство каналов.

С) Забор воды с помощью насосов. Д) Изменение русла рек. Е) Сбор сточных вод

13.Совокупность особей одного вида, населяющих определенное пространство:

А) Экосистема. В) Фитонциды. С) Гидробионтами. D) Биотоп. Е) Популяцией.

14.Понятие «экология» впервые вошло в обращение в году

А) 1880 В) 1868 С) 1968 D) 1830 Е) 1820

15.Эдафический фактор является:

А) Уничтожение видов. В) Деятельность человека. С) Почвенные условия.

D) Изменение климата. Е) Взаимоотношения организмов.

16.Искуственные экосистемы, возникающие в результате сельскохозяйственной деятельности человека:

А) Агроэкосистема. В) Биоценоз. С) Уробосистема. D) Биогеоценоз. Е) Биотоп.

17.Скорость круговорота воды:

А) 1000 лет. В) 2000 лет. С) 2 млн. лет. D) 300 лет. Е) 1,5 млрд. лет

18 .Промышленные выбросы по способу попадания в атмосферу делятся на:

А) Химические и физические. В) Холодные и горячие. С) Органические и неорганические.

D) Организованные и неорганизованные. Е) Газообразные, жидкие и твердые.

19. Область распространения популяции:

А) Экотоп. В) Экологический фактор. С) Ареал.

D) Экологическая ниша. Е) Зоогенный фактор.

20 .Совокупность особей одного вида населяющая относительно обособленную территорию:

А) Популяция. В) Биоценоз. С) Сообщество. D) Вид. Е) Биогеоценоз.

21.При каком методе очистки сточных вод идет сорбция загрязняющих веществ

активной грязью:

А) Механический. В) Биохимический. С) Физико-химический. D) Ионообмен.

22.Самое высокое биоразнообразие находится в:

А) Тайге. В) Степи. С) Тундре. D) Пустыне. Е) Тропическом лесу.

23.Что применяется при биологической очистке сточных вод?

А) Адеорбенты. В) Аэротенк. С) Нейтрализатор. D) Адеорбер. Е) Катионит.

24 .Слой атмосферы, который находится на высоте до 20 км., от поверхности земли, это:

А) Мезосфера. В) Стратосфера. С) Экзосфера. D) Тропосфера. Е) Ионосфера.

25. Пространственная структура биоценоза, проявляющая в изменении растительности и животного мира по горизонтали:

А) Мозаичность. В) Ярустность. С) Адаптация. D) Иерархия. Е) Цикличность.

26. Концентрация газа в воздухе в порядке убывания:

A) Кислород, азот, углекислый газ. B) Азот, кислород, аргон, CO2.

C) Азот, Ar, O2. D) Кислород, NO, Ar. E ) Кислород, азот, аргон.

27 Общегосударственная система мониторинга окружающей среды:

A) Национальная. B) Окружная. C) Региональная. D) Локальная. E) Глобальная.

28. Уровень Аральского моря стал понижаться:

A) С 60-х годов. B) С 50-х годов. C) С 90-х годов D) С 70-х годов. E) С 40-х годов.

29. К основным свойствам экосистем относятся:

A) Сукцессия, климакс, устойчивость, самоочищение.
B) Способность осуществлять круговорот веществ.
C) Гомеостаз, продуктивность, сукцессия, климакс, круговорот веществ, устойчивость, самоочищение.
D) Гомеостаз, продуктивность, устойчивость, самоочищение.
E) Самоочищение, устойчивость, круговорот веществ.

30. Группа факторов, определяемые влиянием деятельности человека на окружающую среду:

A) Механические факторы. B) Космические факторы. C) Физические факторы.
D) Антропогенные факторы. E) Климатические факторы.

31. По Вернадскому носители свободной энергии это:

A) Животные. B) Человек. C) Живые органические вещества.

D) Растения. E) Микроорганизмы.

2 вариант

1.Понятие «биогеоценоз» ввел:

А) В. Вернадский; Б) В. Сукачев; В) Аристотель; Г) В. Докучаев.

2.Минерализуют органические вещества других организмов:

А) продуценты; Б) консументы 1-го порядка;

В) консументы 2-го порядка; Г) редуценты.

3.Изменения во внешней среде приводят к различным изменениям в популяции, но не влияют:

А) на ареал; Б) на возрастную структуру;

В) на численность особей; Г) на соотношение полов.

4.Показателем процветания популяций в экосистеме служит:

А) связь с другими популяциями;

Б) их высокая численность

В) связь между особями популяции;

В) колебание численности популяции.

5.Абиотическим фактором среды не является:

А) сезонное изменение окраски зайца-беляка;

Б) распространение плодов калины, рябины, дуба;

В) осеннее изменение окраски листьев у листопадных деревьев;

Г) осенний листопад

А) жука-короеда; Б) божью коровку; В) бабочку-белянку; Г) древесных муравьев.

7. Организмы, способные жить в различных условиях среды, называют:

А) стенобионтами; Б) эврибионтами; В) комменсалами; В) олигобионтами;

8. .Факторы неорганической среды, влияющие на жизнь и распространение живых организмов, называют

А) Абиотическими. В) Живыми.

С) Антропогенными. Д) Биотическими. Е) Лимитирующие

9. Флору Земли составляют:

А) 700 тыс. видов растений. В) 400 тыс. видов растений.

С) 300 тыс. видов растений. Д) 500 тыс. видов растений. Е) 100 тыс. видов растений.

10. Взаимодействия между популяциями, при которой одна из них подавляет другую без извлечения пользы для себя

11. Совокупность всех растительных организмов

А) экотип. В) биофауна. С) общество. Д) фауна. Е) флора.

12. Каменный уголь:

А) Биогенное вещество. В) Косное вещество.

С) Радиоактивное вещество. Д) Рассеянные атомы. Е) Биокосное вещество.

13.Что сделано на первом этапе развития экологии?

А) Собрано много видов животных

В) Изучение природы заменяется господством схоластики и богословия.

С) Научились использовать огонь и орудия труда.

D) Изучен круговорот веществ.

Е) Накоплен и систематизирован фактический материал об условиях жизни

живых организмов.

14.К исчерпаемым природным ресурсам относят:

А) Космические. В) Флора, фауна, почва. С) Солнечная радиация.

D) Воды мирового океана. Е) Атмосферный воздух.

15.Продукты, образующиеся в результате первичного загрязнения атмосферы:

А) Первичное загрязнение. В) Моментальное.

С) Вторичное загрязнение. D) Разовое. Е) Одновременное.

16. Когда произошла авария на Чернобыльской АЭС:

А) В апреле 1986 г. В) В августе 1991 г.

С) В сентябре 1960 г. D) В марте 1975 г. Е) В мае 1996 г.

17. Какие виды растений и животных относятся к четвертой категории Красной Книги:

А) Восстановленные виды. В) Сокращающиеся виды.

С) Неизвестные виды. D) Безвозвратно исчезнувшие виды. Е) Редкие виды.

18.Какую роль выполняют хищники в сообществах:

А) Увеличивают количество жертв. В) Сокращают жертв.

С) Уменьшают численность жертв.

D) Регулируют численность и состояние популяции жертв.

Е) Не оказывают никакого влияния на численность жертв.

19. Предметом исследования в экологии является:

А) Видовой состав. В) Газовый состав.

С) Макросистемы (популяция, биоценоз) и их динамика.

D) Микросистемы. Е) Микроорганизмы.

20 Альбедо- это:

А) Отражательная способность. В) Способность синтезировать.

С) Способность поглощать. D) Повышение температуры. Е) Избирательная проницаемость

21 «Парниковый эффект» вызывает :

А) Похолодание климата. В) Образование озоновых дыр.

С) Потепление климата. D) Кислый туман. Е) Кислотный дождь.

22.Где сосредоточены основные запасы пресной воды:

А) В мировом океане. В) В гидросфере. С) В литосфере. D) В реках. Е) В ледниках.

23.Пространственная структура в растительной части биоценоза:

А) Иерархия. В) Ярусность. С) Мозаичность. D) Цикличность. Е) Адаптация.

24 . В чем заключается деструктивная функция живого вещества в биосфере:

А) В создании благоприятных условий среды.

В) В создании минеральной основы почвы.

С) В создании атмосферных соединений.

D) В разложении и минерализации органического вещества.

Е) В способности концентрировать неорганические вещества.

25. Что означает охрана природы?

А) Комплекс работ направленных на охрану окружающей среды от загрязнении.

В) Сохранение баланса экологических систем.

С) Чистота окружающей среды.

D) Охрана окружающей среды, используя очистителные аппараты.

Е) Охрана биосферы и атмосферы от загрязнения.

26 .Где находится озоновый слой:

A) В гидросфере. B) В стратосфере. C) В тропосфере. D) В биосфере. E) В литосфере.

27. Растения, условием произрастание которых является повышенное увлажнение:

A) Гигрофиты. B) Галофиты. C) Мезофиты. D) Псаммофиты. E) Ксерофиты.

28. Верхний слой литосферы:

A) Химические соединения. B) Энергия солнца. C) Воздух. D) Вода. E) Почва.

29. Продукты окисления первичных выбросов:

A) Формальдегиды. B) Оксиды серы и азота. C) Фреоны.

D) Фотооксиданты. E) Бензапирен.

30. Три основных направления экологии:

A) Биоэкология, гидроэкология, демэкология. B) Гидроэкология, атмоэкология, литоэкология. C) Зооэкология, фитоэкология, антропоэкология.

D) Аутэкология, синэкология, демэкология. E) Физическое, химическое, биологическое.

31.Разрушение и снос верхних плодородных пород ветром или потоками воды:

A) Сукцессия. B) Рекультивация. C) Эрозия. D) Мелиорация. E) Ирригация.

Ответы

1 Б 2 Г 3 А 4 Б 5 Б

6 А 7 Б 8 А 9 Д 10 В

11 Е 12.А 13 Е 14 В 15 С

16 А 17 С 18 Д 19 С 20 А

21 С 22 Е 23 В 24 Д 25 А

26 В 27 А 28 Е 29 С 30 Д 31 С

Предмет: Биология.

Тема. Основы экологии.

11 класс

1 вариант

1.Экологическими факторами являются:

А) абиотические факторы

Б) антропогенные факторы

В) биотические факторы

Г) все факторы, воздействующие на организм

2.Факторы живой природы, воздействующие на организм:

А) абиотические

Б) биотические

В) антропогенные

Г) экологические

3. Антропогенными факторами среды являются:

А) вырубка лесов, строительство мостов и дорог, мелиорация земель

Б) животные, растения, бактерии, грибы

В) температура, свет, рельеф, влажность, насыщенность кислородом

4. Биогеоценоз – это:

А) почва и климат, определяющие характер сообщества

Б) целостная саморегулирующаяся биологическая система, образованная живыми организмами, обитающими на данной территории

В) совокупность живых организмов одного вида, живущих на одной территории в и свободно скрещивающихся друг с другом

Г) однородный участок земной поверхности с определенным составом живых организмов и компонентами неживой природы, характеризующийся относительной устойчивостью и саморегуляцией

5. Растения в экосистемах выполняют роль:

А) продуцентов

Б) консументов 1 порядка

В) редуцентов

Г) консументов 2 порядка

6. Выберите правильно составленную пищевую цепь:

А) пшеница – степная гадюка – полевая мышь – орел

Б) пшеница – полевая мышь- степная гадюка – орел

В) орел – мышь – степная гадюка – пшеница

Г) степная гадюка – полевая мышь – пшеница- орел

7. Конкурентные взаимоотношения возникают между:

А) автотрофами и гетеротрофами

Б) автотрофами и хищниками

Г) видами со сходными потребностями

8.Причина смены одной экосистемы другой:

А) сезонные изменения в природе

Б) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов

В) колебания численности популяций

Г) вымирание видов

9. Агроценоз, в отличие от биогеоценоза, характеризуется:

А) незамкнутым круговоротом веществ

Б) разветвленными цепями питания

В) большой устойчивостью

Г) большим разнообразием

10. Биогенная миграция атомов в биосфере – это круговорот входящих в состав организмов:

А) органических молекул

Б) неорганических веществ

В) органических веществ

Г) химических элементов

    вариант

1.Что такое абиотический фактор?

А) фактор неживой природы

Б) запас биогенных веществ и солнечной энергии

В) территория, которую занимает биоценоз

Г) минеральные элементы, из которых состоят органические соединения

2.Экологический фактор, который выходит за пределы выносливости организмов:

А) антропогенный

Б) ограничивающий

В) абиотический

Г) стимулирующий

3. Тип биотических взаимодействий, при котором оба организма получают взаимную пользу:

А) симбиоз
Б) конкуренция

В) хищничество

4. Экосистема – это:

А) единый природный комплекс, образованный живыми организмами и их средой обитания

Б) целостная саморегулирующая биосистема, образованная живыми организмами и средой их обитания

В) почва и климат, определяющие характер сообщества

Г) совокупность популяций разных видов, проживающих на определенной территории

5. Какой живой организм является консументом второго порядка:

А) пшеница

Б) степная гадюка

В) орел

Г) полевая мышь

6.Потребителями органических веществ в экосистеме являются:

А) продуценты

Б) бактерии-фототрофы

В) растения

Г) консументы

7. Какой организм, участвующий в пищевой цепи, получает меньше всего энергии:

А) заячья капуста

Б) морковь

В) волк

Г) заяц

8. Примером смены экосистем является:

А) испарение воды листьями растений

Б) сокращение численности хищников в экосистеме

В) зарастание пресноводного водоема

Г) вымирание вида живых организмов

9. В агроэкосистеме в отличие от природной:

А) наблюдается большое видовое разнообразие

Б) используется дополнительная энергия, кроме солнечной

В) используется только солнечная энергия

Г) имеются разветвленные цепи питания

10. Учение о ведущей роли живого вещества в биосфере создал:

А) Ж.Б. Ламарк

Б) В.И. Вернадский

В) В.Н. Сукачев

Г) Э. Геккель

Ключи ответов. 1 вариант: 1-Г, 2-Б,3-А, 4-Г, 5-А, 6-Б, 7-Г,8-Б, 9-А, 10-Г;

2 вариант: 1-А, 2-Б, 3-А, 4-А, 5-Б, 6-Г, 7-В, 8-В, 9-Б, 10-Б.

Лускова Галина Ивановна, учитель биологии МБОУ СОШ № 25 им. П.К. Каледина г. Новочеркасска Ростовской области (индекс – 346414, ул. Ломоносова, 26).