План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Конспект НОД в старшей группе дошкольного возраста по Ознакомлению с Художественной Литературой на тему: «По сказкам А. С
Викторина для младших школьников по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
к 185-и летию со дня первой публикации (1832 – 2017 гг.)
Багрова Елена Викторовна, учитель начальных классов I категории, воспитатель ГПД I категории, классный руководитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область.Назначение материала: Предлагаю Вашему вниманию интерактивную познавательную игру – викторину по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» для организации и проведения тематического досуга в классе, в группе, в летнем лагере; для проведения занятий внеурочной деятельности по курсу «В гостях у сказки». Данный материал будет полезен учителям начальной школы; классным руководителям, воспитателям ГПД, библиотекарям; для детей 8 - 10 лет.
Цель: приобщение к творчеству А.С. Пушкина; активизация познавательного интереса; закрепление знаний по содержанию сказки.
Задачи:
- расширить кругозор детей;
- воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина;
- в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
- развивать творческий потенциал детей;
- развивать внимание, мышление, память;
- формировать умение принимать самостоятельное решение при выборе ответов, доказывать, анализировать;
Из истории создания сказки
(вступительное слово педагога)
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (укороченный вариант названия - «Сказка о царе Салтане») - сказка в стихах А. С. Пушкина. Создана в 1831 году, а впервые издана через год.
Первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи.
Происхождение сюжета
«Сказка о царе Салтане» - вольная обработка народной сказки. В самом произведении использовались персонажи, заимствованные из народных сказок, например, волшебный образ царевны Лебеди имеет отклик в образе Василисы Премудрой.
Из большого количества произведений А. С. Пушкина самыми ценными и любимыми остаются его чудесные сказки. Им написано 7 сказок в стихах. Одна из них в этом году отмечает 185-летний юбилей. Это «Сказка о царе Салтане». Это одна из самых известных стихотворных сказок, отрывки из которой знают наизусть и цитируют очень много людей во всём мире. Полное название сказки - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сюжет этой сказки, как и многих других, Пушкин услышал от няни. Он не просто проникся народной поэтикой*, он ввел народную сказку в свое литературное творчество, дал ей новую жизнь, придал форму, которая стала доступна всем и даже детям. Сказки А.С.Пушкина открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.
поэтика* - поэтическая манера, свойственная данному поэту, направлению, эпохе.
1 тур
«Узнай персонаж сказки по словесному портрету»
Главные персонажи сказки
(характеристика героев, которую можно дополнить, изменить или составить собственную, после прочтения книги или просмотра мультипликационного фильма)
ЦАРЬ САЛТАН
- добрый и справедливый, мягкий и незлопамятный, немного простоватый и очень доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой. Царь Салтан милосердный и великодушный.
ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ - прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем становится его женой.
КНЯЗЬ ГВИДОН - сын царя Салтана, которого злые завистницы обрекли на смерть вместе с матерью в бочке посреди моря. Но младенец в бочке растёт «не по дням, а по часам» и становится прекрасным, сильным, смелым, отважным юношей. Он защищает слабых (спас Царевну Лебедь от коршуна), справедливо правит в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду: чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.
Ткачиха, повариха (сестры) и сватья баба Бабариха (мать трех девиц) - из-за мстительности, злопамятности, зависти и обидчивости они совершили преступление. В письме к царю Салтану - оклеветали Царевну и младенца-Царевича, добившись указа царя, посадить их в бочку и бросить в море.
2 тур «Отгадай загадку»
1 Кто на весь крещёный мир,
приготовить бралась пир?
А теперь на кухне злится,
что жена царя - сестрица.
(Повариха)
2. Кто на весь бы мир одна,
наткала всем полотна?
Сейчас плачет у станка,
не она царя жена.
(Ткачиха)
3. Кого в бочку в тот же час
посадили, засмолили,
в окиян на смерть спустили?
Выслушав Царя "указ".
(Царицу и приплод)
4. Что за зверь в хрустальном доме
Князю прибыль создает,
“Во саду ли, в огороде...”-
Звонко песенку поет?
(Белка)
5. Пушки с пристани палят,
Всем ответ держать велят,
Как зовется остров в море,
Где Гвидон не знает горя?
(Буян)
3 тур «Подскажи словечко»
Пушки с пристани …,
Кораблю пристать ….
Пристают к заставе …,
Князь Гвидон зовет их в ….
Говорят, царевна есть,
Что не, можно глаз отвесть.
Днем свет божий …,
Ночью землю … -
Месяц под косой …,
А во лбу звезда ….
В синем небе звезды …,
В синем море волны …;
Туча по небу …,
Бочка по морю ….
4 тур «Путаница»
(Найди « лишний» отрывок, назови из какой он сказки, восстанови текст)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
«Здравствуй, красная девица, -
Говорит он - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,…
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
“Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Аль откажешь мне в ответе?”
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
5 тур « Кто больше»
(Рефлексия)
Рассмотри картинку и назови персонажей сказок А.С. Пушкина
и название произведения. Если дети знают, могут прочитать отрывок из сказки.
Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!
И жизнь наполнится тогда добром и лаской!
Ученый кот в страну чудес откроет двери,
Там вы научитесь дружить, любить и верить!
(Багрова Е.В.)
Источники: библиотечный фонд: Интернет ресурсы.
Сыграла его няня, Арина Родионовна. Именно она познакомила его с русскими народными сказками. Впоследствии интерес поэта к народному творчеству только усилился. Так родились на свет прекрасные стихотворные сказки: «О рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «О мертвой царевне и о семи богатырях».
«Сказка о царе Салтане» стала итогом творческого состязания Пушкина с Жуковским. Впервые опубликована она была в 1832 году в сборнике «Стихотворения А. Пушкина».
Вконтакте
Одноклассники
Для того чтобы легче было изложить краткое содержание произведения, необходимо его сначала внимательно прочесть, а после составить подробный план, в котором будут выделены основные смысловые части. Нелишним будет упомянуть и главных героев .
План сказки
- Вступление. Беседа трех сестриц. Женитьба царя. Зависть сестер.
- Завязка. Отъезд Салтана. Рождение царевича. Старшие сестры подменили указ царя. Царицу с сыном выбросили в море.
- Развитие действия. Гвидон с матерью на острове. Приключения князя Гвидона. Чудеса, воплощенные царевной-лебедь.
- Кульминация . Лебедь превращается в прекрасную царевну. Царь Салтан отправляется к князю Гвидону.
- Развязка. Счастливое воссоединение и примирение царского семейства.
Главная мысль произведения
Основной посыл сказки в том , что зависть губительна, она может толкнуть человека на подлые поступки, но никогда не приводит ни к чему хорошему. А также сказка учит тому, что не надо бояться трудностей, они закаляют и делают человека сильнее, а друзья всегда придут на помощь.
Однажды вечером три сестрицы сидели под окном, занимались рукоделием и делились мечтами. Все они мечтали об одном - выйти замуж за царя. Но каждая вкладывала в это свой смысл. Одна из старших сестер хотела устроить пир на весь мир, вторая - наткать полотна, и лишь младшая возжелала родить царю наследника-богатыря.
Как раз в это время царь прогуливался неподалеку. Случайно он подслушал девичий разговор и сразу же влюбился в речи младшей сестры. Он тут же вошел в светлицу и объявил о своем желании немедленно жениться на той, кто родит ему сына, а ее сестрам предложил отправиться с ними во дворец. Так одна стала поварихой, а другая - ткачихой.
Время тогда было неспокойное, поэтому царь был вынужден покинуть жену и отправиться на войну. В отсутствии Салтана царица родила ребеночка, здорового красивого мальчика. Но злые сестры под предводительством Бабарихи решили отомстить и перехватили царского гонца с докладом о рождении наследника.
В итоге царь получил уведомление о том, что царица родила ему не богатыря, а неведомую зверушку. Царь Салтан, конечно, сначала рассвирепел, но после остыл и решил отложить принятие столь важного решения до своего возвращения. Завистливые ткачиха и повариха вновь перехватили гонца с ответным посланием, напоили его и подменили распоряжение. И вот, царицу с новорожденным сыном засмолили в бочке и выбросили в океан.
Царица плачет-убивается, а сынок растет не по дням, а по часам. Когда бочку прибило волной к берегу, из нее вышла царица с уже взрослым юношей. Гвидон осмотрелся на острове и смастерил на скорую руку лук, чтобы добыть ужин. Тут-то он и увидел отчаянную схватку лебедя с коршуном. Недолго думая, он стреляет в коршуна и убивает его. В благодарность за спасение лебедь построила для Гвидона целый город и сделала его в нем князем. Славно зажили князь с матерью, но тоска по отцу никак его не отпускала.
Однажды мимо острова проплывали купцы, следующей остановкой которых должно было стать царство Салтана. Лебедь превратила Гвидона в комара , так он смог пробраться на их корабль и вместе с ними отправился к своему отцу. Купцы рассказали царю о красивом городе и передали приглашение от князя Гвидона. Но злые тетки отговорили царя ехать, рассказав ему о другом чуде - о белке с золотыми орешками. За это комар-Гвидон укусил одну из теток в глаз.
В следующий раз он поплыл с купцами, превратившись в муху. И снова теткам удалось отговорить Салтана от путешествия на остров, они рассказали ему о тридцати трех богатырях. На этот раз князь-муха ужалил другую тетку в глаз.
В третий раз князь Гвидон полетел к отцу в образе шмеля. Купцы продолжали расхваливать царю Салтану новый город с чудесами, и вновь передали приглашение от князя Гвидона. Тетки на этот раз не осмеливались перечить, но тут вмешалась Бабариха и сообщила о том, что в мире есть царевна, от которой глаз нельзя отвести. Ее шмель поразил жалом прямо в нос.
Каждый раз возвращаясь от отца, князь делился с царевной-лебедь своими переживаниями. И каждый раз она его одаривала новыми чудесами. Вот и теперь он пришел к ней с вопросом о прекрасной царевне со звездой во лбу и с месяцем под косой. После того как он уверил ее в своих серьезных намерениях жениться, лебедь превратилась в ту самую царевну, которая днем свет божий затмевает, а ночью землю освещает.
До царя Салтана дошел слух о том, что князь Гвидон женился на прекрасной царевне. Тут он не вытерпел и, не слушая никого, поехал познакомиться с князем, о котором столько чудесного слышал. Увидев царицу-мать, он сразу же узнал в ней свою жену, а в князе Гвидоне - сына. Счастье от долгожданной встречи было безгранично. На радостях царь простил повариху, ткачиху и сватью бабу Бабариху.
Читательский дневник
Подслушав разговор трех сестер
, царь взял в жену младшую сестрицу, а сам отправился на войну. Царица родила сына, но сестры из зависти оклеветали ее перед царем, подменили его указ, и царицу с сыном в бочке скинули в океан. Бочку прибило к острову. Гвидон спас царевну-лебедь от коршуна. Лебедь в благодарность построила для него город, сделала его князем и выполняла все его желания. В итоге она превратилась в прекрасную царевну, и они поженились. Царь Салтан приехал на остров, узнал свою жену и сына. На радостях они простили завистниц и устроили пир.
Главные герои «Сказки о царе Салтане»
![](https://i0.wp.com/obrazovanie.guru/wp-content/auploads/316225/pereskazat_skazku.jpg)
Учитель:
- А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете сказки Пушкина.
Викторина
(33 года).
2. О ком написан отрывок?
«Что и жить в такой тревоге?
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу».
«Испугался бесёнок и к деду
Пошёл рассказать про такую беседу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего - собрали полный оброк…»
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
О ком идёт речь? Из какой сказки?
Учитель: исследовательскую работу.
Кто рассказывал Пушкину сказки? (Его няня)
- Как звали няню Пушкина? (Яковлева Арина Родионовна)
Любимая нянюшка - Арина Родионовна. Простой русской женщине посвятил Пушкин такие строки
.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
Учитель:
Мы с вами говорили о русских народных сказках.
Что характерно для них?
Троекратные повторы на доске
Какие повторы встречаются в народных сказках?
Учитель:
А ещё об одинаковых ситуациях в народных сказках говорят одними и теми же словами.«Колобок» песенка всегда начинается одинаково,
Учитель:
Устойчивые выражения на доске
Что такое устойчивые выражения?
- Близко ли, далёко ли
- Долго ли коротко
- Я там пил, мёд пиво пил
Зачем использовались в сказках устойчивые выражения?
Учитель:
Устойчивые эпитеты на доске
Ответьте, что такое эпитеты?
Эпитеты -
Приведите примеры эпитетов из сказок русских народных
Учащиеся приводят примеры
- Терем высокий
- Сети шелковы
- Буйна голова
- Земля сыра
Учитель:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царицаУчитель:
(троекратные повторы
у Пушкина)
- Корабельщики приплывают к князю, прочитаем это.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит,
И ответ держать велит»
Да, одними и теми же словами Пушкин пишет о прибытии корабельщиков, а ещё когда корабельщики плывут к царю Салтану, фразы тоже начинаются одинаково.
- А ещё когда Князь хотел увидеться с отцом, что он говорит Лебеди? Найдите и прочитайте. (Выборочное чтение)
Грусть, тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца»
Как вы думаете, почему же царевич Гвидон попросил Лебедь исполнить все три чуда?
- Ведь он тогда сразу бы узнал жену и сына, а так царевичу приходится превращаться то в комара, то в муху, то в шмеля. Ведь царь все равно не узнал бы его и не поверил, что это его сын. Ведь ему сообщили что царица родила кого? Найдите и прочитайте
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.
Князь старался, чтобы отец узнал, что у него есть сын.
Нет, он хотел, чтобы мама
Его была счастлива.
Учитель:
эпитеты.
(Да)
- Приведите примеры.
Учитель:
1.«За морем житью не худо»
2.« Здравствуй, красная девица»
3.«И пустили в окиян»
Учитель:
Что ни в сказке сказать.
Ни пером описать
А у Пушкина как описывается царевна Лебедь? (Ответы детей)
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама то величава,
Выступает, будто пава…
И он подробно описывает город, который принадлежит Гвидону. Давайте прочитаем (выборочное чтение)
Стены с частыми зубцами,
А за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Давайте вспомним, чем похожи сказки Пушкина и русская народная «По колено ноги в золоте»
1. Три сестры
2.Третью взял в жёны царь
3. Первые две стали завидовать
4. Там тоже царевну посадили в бочку, которую засмолили.
5. Царевна тоже плавал по морю, по океану, с третьим сыном, который тоже рос не по годам, а по часам.
6. Есть корабельщики
7. Есть три чуда и т.д.
Учитель:
(Ответы детей)
- Почему?
- Каким был князь Гвидон? (Добрым, умным, внимательным
. Он очень любил своих родителей и хотел, чтобы они были вместе. Находчивым,
Князь Гвидон гостеприимный
.)
А царевна лебедь? (Она добрая, нежная, отзывчивая . Она скромная , только в последний момент Гвидон узнаёт, что Лебедь - царевна, а не птица. Хоть она и сказочная птица, она этим не гордится. Не показывает своего превосходства над князем и его матушкой. Князь Гвидон и царевна Лебедь - главные герои, на которых стремились быть похожими люди.)
На доске: Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.
Чему учит нас сказка?
6. Итог урока
К какому же выводу мы пришли? Мы высказывали ГИПОТИЗУ
Дети сами формулируют вывод.
Вывод:
использует в сказке зачин, концовку, а также элементы народного поэтического языка - повторы, постоянные эпитеты, народную разговорную лексику.
Мы можем сделать вывод, что сказка Пушкина - прямая наследница сказки народной.
Учитель: Вы согласны с высказыванием Самуила Яковлевича Маршака?.
Дети высказывают своё мнение
7. Выставление оценок
Если хотите, перечитайте сказку ещё раз. А я предлагаю написать вам в тетради небольшое сочинение, которым вы попытаетесь ответить на вопрос:
- Чему нас учит князь Гвидон?
- Чему нас учит царевна Лебедь?
9. Рефлексия
Просмотр содержимого документа
«конспект урока "сказка о царе Салтане" А.С.Пушкин»
А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"
Цель урока: Познакомить с содержанием "Сказки о царе Салтане"; раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки. Провести сопоставительный анализ литературной сказки Пушкина с народной.
Задачи:
Обучающая : познакомить с понятием литературная сказка; сравнить сказку Пушкина и русскую народную сказку «По колено ноги в золоте»; показать детям, что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной» (Самуил Яковлевич Маршак).
Развивающая : развивать навыки выразительного чтения (определять задачу чтения, выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указывать паузы и выделять логические ударения)
Воспитательная : воспитывать непримиримое отношение к зависти, хитрости, злобе. Способствовать воспитанию чувства любви к ближнему, незлобливости, добросердечности и умению прощать.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: Книга «Русские народные сказки», Сказки русских писателей. Текст сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С.Пушкина, рисунки учащихся с любимыми героями сказок А.С. Пушкина
Подготовительная работа: Чтение сказок А.С. Пушкина; знакомство с отдельными моментами жизни поэта; конкурсы рисунков: «Остров Буян», «Чудеса князя Гвидона»;
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Прозвенел звонок. Встали красиво, спинки прямые, с хорошим настроением начнём наш урок. Жалею вам удачи.
2. Объявление темы урока
Учитель: Ребята, мы с вами прочитали «Сказку о царе Салтане…» А.С. Пушкина. А сегодня я предлагаю провести исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть гипотеза (слово ГИПОТЕЗА на доске)
3. Словарная работа
– Кто знает значение слова ГИПОТЕЗА? (Гипотеза – предположение)
– Так вот, мы возьмём за гипотезу, то что сказал Самуил Яковлевич Маршак.
Прочитайте
На доске:«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
4. Постановка цели урока
– Нам с вами нужно будет доказать, что это так, или опровергнуть, то есть доказать, что это высказывание не верно.
5. Основная часть урока
Учитель: Ни в одной стране мира за столь короткий период времени не возникло такое ярчайшее созвездие блистательных имён, как в русской литературе 19 века. Но именно А.С. Пушкина мы по праву считаем родоначальником нашей классической литературы.
Докладчик выйдет к доске, и расскажет нам немного о замечательнейшем поэте.
Прослушивание мини доклада о жизни Пушкина
Вывешиваю на доску портрет Пушкина и табличку с датами жизни
Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, родоначальник русской литературы
Родился 6 июня 1799 года в Москве. Здесь он жил с отцом, Сергеем Львовичем, и матерью, Надеждой Осиповной, с бабушкой, Марией Алексеевной, и няней Ариной Родионовной, до того времени, пока его не определили в Царскосельский лицей в Петербурге. Будучи уже известным поэтом, Пушкин за вольнолюбивые стихи против царского самодержавия ссылался в Молдавию, Крым, в село Михайловское – родовое имение Пушкиных. В ссылке в Михайловском жил вместе с няней. Много писал, по вечерам слушал нянины сказки.
Погиб Александр Сергеевич Пушкин очень рано: в 37 лет. Он был убит на дуэли французом Дантесом. Похоронили поэта в Святогорском монастыре Псковской губернии, недалеко от Михайловского.
Учитель: Пушкин был настолько многогранным, что, практически во всех существующих литературных жанрах сумел создать замечательные классические произведения, а в некоторых настоящие шедевры (обращение к выставке книг.)
К которым мы по праву относим его сказки
– Сколько сказок написал Пушкин? ((5)
– Давайте перечислим их.
Дети:
1830 г. «Сказка о попе и работнике его Балде»
1831 г. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»
1833 г. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
1833 г. «Сказка о рыбаке и рыбке»
1834 г. «Сказка о золотом петушке».
Учитель:
Пушкин создал мир сказки, подобный существовал на Руси лишь в устном народном творчестве.
– А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете сказки Пушкина.
Викторина
1. Сколько лет жил старик со своею старухой? (33 года).
2. О ком написан отрывок?
«Что и жить в такой тревоге?
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу». (О царе Дадоне «Сказка о Золотом петушке»)
3. Кого испугался герой сказки Пушкина?
«Испугался бесёнок и к деду
Пошёл рассказать про такую беседу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего – собрали полный оброк…»
(Балду. Из «Сказки о попе и работнике его Балде»)
4. Послушайте отрывок и сказки:
« В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
– О ком идёт речь? Из какой сказки? (О Старухе из «Сказки о Рыбаке и Рыбке»)
5. Посмотрите на этот предмет и скажите, из какой сказки? (Яблоко из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях)
6. Что грызла белочка под высокой елью? И в какой сказке это происходило? (Золотой орех в «Сказке о царе Салтане)
7. Рисунки КОМАРА, МУХИ, ШМЕЛЯ. Кто это? С какой сказкой и как их можно соотнести? (Князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане…» превращается в комара, муху, шмеля)
Учитель: Молодцы! Сказки Пушкина вы знаете хорошо. А теперь начнём нашу исследовательскую работу. Но прежде чем мы начнём говорить о народных сказках, ответьте
– Кто рассказывал Пушкину сказки? (Его няня)
– Как звали няню Пушкина? (Яковлева Арина Родионовна)
(Портрет появляется на доске)
– Любимая нянюшка – Арина Родионовна. Простой русской женщине посвятил Пушкин такие строки
Ученица рассказывает отрывок.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
А.С. Пушкин
Учитель:
Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от няни Пушкин услышал много сказок.
Мы с вами говорили о русских народных сказках.
– Что характерно для них?
Троекратные повторы на доске
– Какие повторы встречаются в народных сказках? (Три сына, дочери, три задания, три чуда)
Учитель:
А ещё об одинаковых ситуациях в народных сказках говорят одними и теми же словами.
«Колобок» песенка всегда начинается одинаково,
«Сивка Бурка» заклинание тоже повторяется
Емеля «По щучьему велению, по моему хотению»…
Учитель: Итак, для русской народной сказки характерны всевозможные повторы. А ещё из сказки в сказку повторяются устойчивые выражения, помните
Устойчивые выражения на доске
– Что такое устойчивые выражения? (Это выражения, которые встречаются, повторяются во многих сказках)
Близко ли, далёко ли
Долго ли коротко
Я там пил, мёд пиво пил
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
И стали они жить поживать да добра наживать
– Зачем использовались в сказках устойчивые выражения? (Чтобы было лучше запомнить текст сказки)
Учитель: В русских народных сказках встречаются устойчивые эпитеты
Устойчивые эпитеты на доске
– Ответьте, что такое эпитеты? (Ответы детей)
Эпитеты – это образные художественные определения, чаще всего выраженные прилагательными.
– Приведите примеры эпитетов из сказок русских народных
Учащиеся приводят примеры
Терем высокий
Сети шелковы
Буйна голова
Земля сыра
Учитель: А теперь будем работать со сказкой Пушкина. Давайте прочитаем, каким словами начинается сказка А.С. Пушкина.
(Дети читают)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица
– Смотрите, как и в русских народных сказках: «три девицы», «кабы я была царица». Давайте сравним. Какие слова говорят сестрицы в русской народной сказке «По колено в золоте» (Дети читают)
«…Взял бы меня царь замуж, я бы весь мир накормила одним караваем
А вторая говорит:
А меня бы царь замуж взял, я бы всё войско его одним куском холста одела…»
– Похожи эти две сказки?
– Которая на ваш взгляд интереснее?
– Почему?
– А в сказке Пушкина есть повторы? Найдите.
– Гвидон три раза превращается в насекомое, найдите это в тексте.
– В кого первый раз? (Комар)
– Второй раз (Муха)
– Третий раз (Шмель)
– Сто ещё неоднократно повторяется? (Царевна Лебедь выполняет три раза по просьбе Гвидона чудеса)
– Найдите и прочитайте.
Выборочное чтение.
1. Сначала появляется на острове белка
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
2. В чешуе как жар горя тридцать три богатыря»
3. Третье чудо, когда лебедь превращается в царевну.
«Встрепенулась, отряхнулась
и царевной обернулась,
Учитель:
В народных сказках о сходных ситуациях рассказывается одними и теми же словами. Нашли ли вы такие эпизоды в сказке Пушкина (троекратные повторы
у Пушкина)
– Корабельщики приплывают к князю, прочитаем это.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит,
И ответ держать велит»
– Да, одними и теми же словами Пушкин пишет о прибытии корабельщиков, а ещё когда корабельщики плывут к царю Салтану, фразы тоже начинаются одинаково.
– А ещё когда Князь хотел увидеться с отцом, что он говорит Лебеди? Найдите и прочитайте. (Выборочное чтение)
Грусть, тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца»
– Как вы думаете, почему же царевич Гвидон попросил Лебедь исполнить все три чуда? (Он хотел, чтобы отец к нему приехал на остров.)
– Ведь он тогда сразу бы узнал жену и сына, а так царевичу приходится превращаться то в комара, то в муху, то в шмеля. Ведь царь все равно не узнал бы его и не поверил, что это его сын. Ведь ему сообщили что царица родила кого? Найдите и прочитайте (Выборочное чтение)
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.
– Князь старался, чтобы отец узнал, что у него есть сын.
Нет, он хотел, чтобы мама
Его была счастлива.
Учитель:
А теперь я предлагаю вам ответить на вопрос: использовал ли Пушкин в своей сказке устойчивые эпитеты.
(Да)
– Приведите примеры. (Красная девица, голубушка сестрица, царь-отец, князь прекрасный, лебедь белая, небо синее, царь-батюшка)
Учитель: Пушкин использует в своей сказке, троерактные повторы, устойчивые выражения, эпитеты, так же как и народные сказители. Ещё Пушкин ввел в сказку народную речь.
Выборочное чтение в книге, когда дети зачитывают на доске появляются записи.
На доске:
Наступает срок родин
В гневе начал он чудесить
Глядь по верх текучих вод
Лебедь белая плывёт
– Как вы понимаете смысл этих выражений
Срок родин – значит, что царица должна родить ребёнка.
Начал чудесить – разозлился, разгневался
Плывёт по воде, а в народе говорили раньше «поверх текучих вод»
– Приведите свои примеры простонародных выражений:
1.«За морем житью не худо»
2.« Здравствуй, красная девица»
3.«И пустили в окиян»
Учитель: Народная сказка не знает подробностей, она рисует всё общим планом. В народной сказке обычно царевна такой красоты…
Что ни в сказке сказать.
Ни пером описать
– А у Пушкина как описывается царевна Лебедь? (Ответы детей)
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама то величава,
Выступает, будто пава…
– И он подробно описывает город, который принадлежит Гвидону. Давайте прочитаем (выборочное чтение)
Стены с частыми зубцами,
А за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
– Давайте вспомним, чем похожи сказки Пушкина и русская народная «По колено ноги в золоте»
1. Три сестры
2.Третью взял в жёны царь
3. Первые две стали завидовать
4. Там тоже царевну посадили в бочку, которую засмолили.
5. Царевна тоже плавал по морю, по океану, с третьим сыном, который тоже рос не по годам, а по часам.
6. Есть корабельщики
7. Есть три чуда и т.д.
Учитель:
А какая сказка вам понравилась больше? (Ответы детей)
– Почему? (Она интереснее, добрая, красивее, глубже народной сказки, подробнее описания. Пушкин воплотил в своих героях идеалы народа.)
– Каким был князь Гвидон? (Добрым, умным, внимательным
. Он очень любил своих родителей и хотел, чтобы они были вместе.
Находчивым,
придумал, как сделать так, чтобы отец приехал. Он даже маме не говорил, что видел отца, что тот скоро приедет.
Князь Гвидон
гостеприимный
.)
– А царевна лебедь? (Она добрая, нежная, отзывчивая . Она скромная , только в последний момент Гвидон узнаёт, что Лебедь – царевна, а не птица. Хоть она и сказочная птица, она этим не гордится. Не показывает своего превосходства над князем и его матушкой. Князь Гвидон и царевна Лебедь – главные герои, на которых стремились быть похожими люди.)
На доске: Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.
– Чему учит нас сказка? (Какими нам быть, как себя вести и общаться с другими людьми.)
6. Итог урока
– Мы с вами провели большую исследовательскую работу. К какому же выводу мы пришли? Мы высказывали ГИПОТИЗУ
Дети сами формулируют вывод.
Вывод:
Так как в сказке Пушкин использует формы народного песенного стиха,
использует в сказке зачин, концовку, а также элементы народного поэтического языка – повторы, постоянные эпитеты, народную разговорную лексику.
Мы можем сделать вывод, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.
Учитель: Вы согласны с высказыванием Самуила Яковлевича Маршака? .
Дети высказывают своё мнение
7. Выставление оценок
8. Домашнее задание
– Если хотите, перечитайте сказку ещё раз. А я предлагаю написать вам в тетради небольшое сочинение, которым вы попытаетесь ответить на вопрос:
Чему нас учит князь Гвидон?
Чему нас учит царевна Лебедь?
Или выучить наизусть понравившийся отрывок сказки,
9. Рефлексия
– Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из ниже перечисленных:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Дементьева Галина Викторовна
Должность:
учитель начальных классов
Учебное заведение:
МБОУ СШ №23 имени А.С.Пушкина
Населённый пункт:
Город Архангельск
Наименование материала:
методическая разработка урока по литературному чтению для 3 кл.
Тема:
"Сказка о царе Салтане"
Дата публикации:
20.02.2017
Раздел:
начальное образование
Конспект урока по литературному чтению
3 класс
Тема: «Сказка о царе Салтане"
Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ СШ №23 имени А.С.Пушкина
г.Архангельск
Дементьева Галина Викторовна
Тема урока: А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"
Цель урока: Познакомить с содержанием "Сказки о царе Салтане"; раскрыть идейно-
художественное своеобразие пушкинской сказки. Провести сопоставительный анализ
литературной сказки Пушкина с народной.
Задачи:
Обучающая: познакомить с понятием литературная сказка; сравнить сказку
Пушкина и русскую народную сказку «По колено ноги в золоте»; показать детям,
что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной» (Самуил
Яковлевич Маршак).
Развивающая: развивать навыки выразительного чтения (определять задачу чтения,
выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков
препинания, указывать паузы и выделять логические ударения)
Воспитательная: воспитывать непримиримое отношение к зависти, хитрости,
злобе. Способствовать воспитанию чувства любви к ближнему, незлобливости,
добросердечности и умению прощать.
Необходимое техническое оборудование Книга «Русские народные сказки», Сказки
русских писателей. Текст сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», портрет А.С.
Пушкина, выставка книг А.С.Пушкина, рисунки учащихся с любимыми героями сказок
А.С. Пушкина
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Прозвенел звонок. Встали красиво, спинки прямые, с хорошим настроением начнём наш
урок. Жалею вам удачи.
2. Объявление темы урока
Учитель:
Сегодня наш урок будет посвящён творчеству одного очень необычного человека. Кто
этот человек, вы догадаетесь, если разгадаете загадки и найдёте в загадках нужные
Учитель: - Как звали друга Пятачка?
Дети: – Винни-Пух.
Учитель: - Запомните вторую часть имени.
Учитель: - человек слышит …
Дети: - Ухом.
Дети: – «У».
Учитель:- Отгадай загадку:
Не яблоко, а растет
На ветке без листьев,
А плодов много
Дети: – Шишка.
Учитель: - Назовите 3 букву в слове.
Дети: - «ш».
Учитель: - Еще одна загадка:
Порой за себя ему бывает неловко,
Торчит у него вместо носа морковка.
Дети: - Снеговик.
Учитель: - Назовите последнюю букву в слове.
Дети: - «К».
Учитель: - Чем шьют портные?
Дети: - Иголкой.
Учитель: - Назовите 1 букву в слове.
Дети: - «и».
Учитель: - Он в Африке живет,
И с собою рог несет
Он большой, кряжистый, толстый
Кто мне зверя назовет?
Дети: - Носорог.
Учитель: - Назовите 1 букву в слове.
Дети: - «Н».
Учитель: - Прочтите слово, которое получилось.
Дети: - Пушкин.
Ребята, мы с вами прочитали «Сказку о царе Салтане…» А.С. Пушкина. А сегодня я
предлагаю провести исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть
гипотеза (слово ГИПОТЕЗА на доске)
3. Словарная работа
– Кто знает значение слова ГИПОТЕЗА? (Гипотеза – предположение)
– Так вот, мы возьмём за гипотезу, то что сказал Самуил Яковлевич Маршак.
На доске:«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
4. Постановка цели урока
– Нам с вами нужно будет доказать, что это так, или опровергнуть, то есть доказать, что
это высказывание неверно.
5. Основная часть урока
Учитель:
Великое имя Россия- это великий наш поэт Александр Сергеевич Пушкин. Невозможно,
немыслимо представить Россию без Пушкина. Отечество в неоплатном долгу перед
Пушкиным за это, он открыл нам великую тайну своего творчества. Он оставил нам
наследие, которое будет всегда с нами, на протяжении всей жизни от самого рождения.
Докладчик выйдет к доске, и расскажет нам немного о замечательнейшем поэте.
Прослушивание мини доклада о жизни Пушкина
Вывешиваю на доску портрет Пушкина и табличку с датами жизни
Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, родоначальник русской литературы
матерью, Надеждой Осиповной, с бабушкой, Марией Алексеевной, и няней Ариной
Родионовной, до того времени, пока его не определили в Царскосельский лицей в
Петербурге. Будучи уже известным поэтом, Пушкин за вольнолюбивые стихи против
царского самодержавия ссылался в Молдавию, Крым, в село Михайловское – родовое
вечерам слушал нянины сказки.
Погиб Александр Сергеевич Пушкин очень рано: в 37 лет. Он был убит на дуэли в 1837
году 180 лет назад французом Дантесом. Похоронили поэта в Святогорском монастыре
Псковской губернии, недалеко от Михайловского.
Учитель: Пушкин был настолько многогранным, что, практически во всех существующих
литературных жанрах сумел создать замечательные классические произведения, а в
некоторых настоящие шедевры (обращение к выставке книг.)
К которым мы по праву относим его сказки
– Сколько сказок написал Пушкин? ((5)
«Сказка о царе Салтане » перекликается с народной сказкой «О чудесных
детях». ... В литературной сказке А.С.Пушкина нет традиционного зачина . ...
персонажей, после которого начинает стремительно развиваться действие.– Давайте
перечислим их.
Дети:
1830 г. «Сказка о попе и работнике его Балде»
1831 г. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»
1833 г. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
1833 г. «Сказка о рыбаке и рыбке»
1834 г. «Сказка о золотом петушке».
Учитель: – А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете сказки Пушкина.
Викторина
1. Какая сказка не принадлежит перу А.С. Пушкина:
а) «Сказка о рыбаке и рыбке»
б) «Конёк-Горбунок»
в) «Сказка о попе и о работнике его Балде»
г) «Сказка о золотом петушке»
2. В какой сказке Пушкина царя звали Дадон
(«Сказка о Золотом петушке»)
3. Из какой сказки Пушкина эти слова:
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
4. Послушайте отрывок и сказки:
« В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
– О ком идёт речь? Из какой сказки? (О Старухе из «Сказки о Рыбаке и Рыбке»)
5. Давая попу щелчки, что приговаривал Балда с укоризной?
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)
Учитель: Молодцы! Сказки Пушкина вы знаете хорошо. А теперь начнём нашу
исследовательскую работу. Но прежде чем мы начнём говорить о народных сказках,
ответьте
– Кто рассказывал Пушкину сказки? (Его няня)
– Как звали няню Пушкина? (Яковлева Арина Родионовна)
(Портрет появляется на доске)
– Любимая нянюшка – Арина Родионовна. Простой русской женщине посвятил Пушкин
такие строки
Ученица рассказывает отрывок.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
А.С. Пушкин
Учитель: Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была
замечательной рассказчицей. Именно от няни Пушкин услышал много сказок.
Мы с вами говорили о русских народных сказках.
– Что характерно для них?
Троекратные повторы на доске
– Какие повторы встречаются в народных сказках? (Три сына, дочери, три задания, три
Учитель: А ещё об одинаковых ситуациях в народных сказках говорят одними и теми же
«Колобок» песенка всегда начинается одинаково,
«Сивка Бурка» заклинание тоже повторяется
Емеля «По щучьему велению, по моему хотению»…
Учитель: Итак, для русской народной сказки характерны всевозможные повторы. А ещё
из сказки в сказку повторяются устойчивые выражения, помните
Устойчивые выражения на доске
– Что такое устойчивые выражения? (Это выражения, которые встречаются, повторяются
во многих сказках)
Близко ли, далёко ли
Долго ли коротко
Я там пил, мёд пиво пил
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
И стали они жить поживать да добра наживать
– Зачем использовались в сказках устойчивые выражения? (Чтобы было лучше
запомнить текст сказки)
Учитель: В русских народных сказках встречаются устойчивые эпитеты
Устойчивые эпитеты на доске
– Ответьте, что такое эпитеты? (Ответы детей)
Эпитеты – это образные художественные определения, чаще всего выраженные
прилагательными.
– Приведите примеры эпитетов из сказок русских народных
Учащиеся приводят примеры
Терем высокий
Сети шелковы
Буйна голова
Земля сыра
Учитель: А теперь будем работать со сказкой Пушкина. Давайте прочитаем, каким
словами начинается сказка А.С. Пушкина.
(Дети читают)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица
– Смотрите, как и в русских народных сказках: «три девицы», «кабы я была царица».
Давайте сравним. Какие слова говорят сестрицы в русской народной сказке «По колено в
золоте» (Дети читают)
«…Взял бы меня царь замуж, я бы весь мир накормила одним караваем
А вторая говорит:
А меня бы царь замуж взял, я бы всё войско его одним куском холста одела…»
– Похожи эти две сказки?
– Которая на ваш взгляд интереснее?
– Почему?
– А в сказке Пушкина есть повторы? Найдите.
– Гвидон три раза превращается в насекомое, найдите это в тексте.
– В кого первый раз? (Комар)
– Второй раз (Муха)
– Третий раз (Шмель)
–Что ещё неоднократно повторяется? (Царевна Лебедь выполняет три раза по просьбе
Гвидона чудеса)
– Найдите и прочитайте.
Выборочное чтение.
1. Сначала появляется на острове белка
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
2. В чешуе как жар горя тридцать три богатыря»
3. Третье чудо, когда лебедь превращается в царевну.
«Встрепенулась, отряхнулась
и царевной обернулась,
Учитель: В народных сказках о сходных ситуациях рассказывается одними и теми же
словами. Нашли ли вы такие эпизоды в сказке Пушкина (троекратные повторы у
– Корабельщики приплывают к князю, прочитаем это.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит,
И ответ держать велит»
– Да, одними и теми же словами Пушкин пишет о прибытии корабельщиков, а ещё когда
корабельщики плывут к царю Салтану, фразы тоже начинаются одинаково.
– А ещё когда Князь хотел увидеться с отцом, что он говорит Лебеди? Найдите и
прочитайте. (Выборочное чтение)
Грусть, тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца»
– Как вы думаете, почему же царевич Гвидон попросил Лебедь исполнить все три чуда?
(Он хотел, чтобы отец к нему приехал на остров.)
– Ведь он тогда сразу бы узнал жену и сына, а так царевичу приходится превращаться то в
комара, то в муху, то в шмеля. Ведь царь все равно не узнал бы его и не поверил, что это
его сын. Ведь ему сообщили что царица родила кого? Найдите и прочитайте (Выборочное
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.
– Князь старался, чтобы отец узнал, что у него есть сын.
Нет, он хотел, чтобы мама
Его была счастлива.
Учитель: А теперь я предлагаю вам ответить на вопрос: использовал ли Пушкин в своей
сказке устойчивые эпитеты. (Да)
– Приведите примеры. (Красная девица, голубушка сестрица, царь-отец, князь
прекрасный, лебедь белая, небо синее, царь-батюшка)
Учитель: Пушкин использует в своей сказке, троерактные повторы, устойчивые
выражения, эпитеты, так же как и народные сказители. Ещё Пушкин ввел в сказку
народную речь.
Выборочное чтение в книге, когда дети зачитывают на доске появляются записи.
На доске:
Наступает срок родин
В гневе начал он чудесить
Глядь по верх текучих вод
Лебедь белая плывёт
– Как вы понимаете смысл этих выражений
Срок родин – значит, что царица должна родить ребёнка.
Начал чудесить – разозлился, разгневался
Плывёт по воде, а в народе говорили раньше «поверх текучих вод»
– Приведите свои примеры простонародных выражений:
1.«За морем житью не худо»
2.« Здравствуй, красная девица»
3.«И пустили в окиян»
Учитель: Народная сказка не знает подробностей, она рисует всё общим планом. В
народной сказке обычно царевна такой красоты…
Что ни в сказке сказать.
Ни пером описать
– А у Пушкина как описывается царевна Лебедь? (Ответы детей)
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама то величава,
Выступает, будто пава…
– И он подробно описывает город, который принадлежит Гвидону. Давайте прочитаем
(выборочное чтение)
Стены с частыми зубцами,
А за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
– Давайте вспомним, чем похожи сказки Пушкина и русская народная «По колено ноги в
1. Три сестры
2.Третью взял в жёны царь
3. Первые две стали завидовать
4. Там тоже царевну посадили в бочку, которую засмолили.
5. Царевна тоже плавал по морю, по океану, с третьим сыном, который тоже рос не по
годам, а по часам.
6. Есть корабельщики
7. Есть три чуда и т.д.
Учитель: А какая сказка вам понравилась больше? (Ответы детей)
– Почему? (Она интереснее, добрая, красивее, глубже народной сказки, подробнее
описания. Пушкин воплотил в своих героях идеалы народа.)
– Каким был князь Гвидон? (Добрым, умным, внимательным . Он очень любил своих
родителей и хотел, чтобы они были вместе. Находчивым, придумал, как сделать так,
чтобы отец приехал. Он даже маме не говорил, что видел отца, что тот скоро приедет.
Князь Гвидон гостеприимный .)
– А царевна лебедь? (Она добрая, нежная, отзывчивая . Она скромная , только в
последний момент Гвидон узнаёт, что Лебедь – царевна, а не птица. Хоть она и сказочная
птица, она этим не гордится. Не показывает своего превосходства над князем и его
матушкой. Князь Гвидон и царевна Лебедь – главные герои, на которых стремились быть
похожими люди.)
На доске: Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.
– Чему учит нас сказка? (Какими нам быть, как себя вести и общаться с другими людьми.)
6. Итог урока
– Мы с вами провели большую исследовательскую работу. К какому же выводу мы
пришли? Мы высказывали ГИПОТЕЗУ
Дети сами формулируют вывод.
Вывод: Так как в сказке Пушкин использует формы народного песенного стиха,
использует в сказке зачин, концовку, а также элементы народного поэтического языка –
повторы, постоянные эпитеты, народную разговорную лексику.
Мы можем сделать вывод, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.
Учитель: Вы согласны с высказыванием Самуила Яковлевича Маршака? .
Дети высказывают своё мнение
7. Выставление оценок
8. Домашнее задание
Выучить наизусть понравившийся отрывок сказки,
9. Рефлексия
– Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из ниже
перечисленных:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
Спасибо всем за работу! Молодцы!