План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Конспект НОД в старшей группе дошкольного возраста по Ознакомлению с Художественной Литературой на тему: «По сказкам А. С


Викторина для младших школьников по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

к 185-и летию со дня первой публикации (1832 – 2017 гг.)

Багрова Елена Викторовна, учитель начальных классов I категории, воспитатель ГПД I категории, классный руководитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область.
Назначение материала: Предлагаю Вашему вниманию интерактивную познавательную игру – викторину по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» для организации и проведения тематического досуга в классе, в группе, в летнем лагере; для проведения занятий внеурочной деятельности по курсу «В гостях у сказки». Данный материал будет полезен учителям начальной школы; классным руководителям, воспитателям ГПД, библиотекарям; для детей 8 - 10 лет.
Цель: приобщение к творчеству А.С. Пушкина; активизация познавательного интереса; закрепление знаний по содержанию сказки.
Задачи:
- расширить кругозор детей;
- воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина;
- в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
- развивать творческий потенциал детей;
- развивать внимание, мышление, память;
- формировать умение принимать самостоятельное решение при выборе ответов, доказывать, анализировать;

Из истории создания сказки
(вступительное слово педагога)
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (укороченный вариант названия - «Сказка о царе Салтане») - сказка в стихах А. С. Пушкина. Создана в 1831 году, а впервые издана через год.
Первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи.
Происхождение сюжета
«Сказка о царе Салтане» - вольная обработка народной сказки. В самом произведении использовались персонажи, заимствованные из народных сказок, например, волшебный образ царевны Лебеди имеет отклик в образе Василисы Премудрой.
Из большого количества произведений А. С. Пушкина самыми ценными и любимыми остаются его чудесные сказки. Им написано 7 сказок в стихах. Одна из них в этом году отмечает 185-летний юбилей. Это «Сказка о царе Салтане». Это одна из самых известных стихотворных сказок, отрывки из которой знают наизусть и цитируют очень много людей во всём мире. Полное название сказки - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сюжет этой сказки, как и многих других, Пушкин услышал от няни. Он не просто проникся народной поэтикой*, он ввел народную сказку в свое литературное творчество, дал ей новую жизнь, придал форму, которая стала доступна всем и даже детям. Сказки А.С.Пушкина открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.
поэтика* - поэтическая манера, свойственная данному поэту, направлению, эпохе.

1 тур «Узнай персонаж сказки по словесному портрету»
Главные персонажи сказки
(характеристика героев, которую можно дополнить, изменить или составить собственную, после прочтения книги или просмотра мультипликационного фильма)
ЦАРЬ САЛТАН - добрый и справедливый, мягкий и незлопамятный, немного простоватый и очень доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой. Царь Салтан милосердный и великодушный.


ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ - прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем становится его женой.


КНЯЗЬ ГВИДОН - сын царя Салтана, которого злые завистницы обрекли на смерть вместе с матерью в бочке посреди моря. Но младенец в бочке растёт «не по дням, а по часам» и становится прекрасным, сильным, смелым, отважным юношей. Он защищает слабых (спас Царевну Лебедь от коршуна), справедливо правит в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду: чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.


Ткачиха, повариха (сестры) и сватья баба Бабариха (мать трех девиц) - из-за мстительности, злопамятности, зависти и обидчивости они совершили преступление. В письме к царю Салтану - оклеветали Царевну и младенца-Царевича, добившись указа царя, посадить их в бочку и бросить в море.


2 тур «Отгадай загадку»
1 Кто на весь крещёный мир,
приготовить бралась пир?
А теперь на кухне злится,
что жена царя - сестрица.
(Повариха)


2. Кто на весь бы мир одна,
наткала всем полотна?
Сейчас плачет у станка,
не она царя жена.
(Ткачиха)


3. Кого в бочку в тот же час
посадили, засмолили,
в окиян на смерть спустили?
Выслушав Царя "указ".
(Царицу и приплод)


4. Что за зверь в хрустальном доме
Князю прибыль создает,
“Во саду ли, в огороде...”-
Звонко песенку поет?
(Белка)


5. Пушки с пристани палят,
Всем ответ держать велят,
Как зовется остров в море,
Где Гвидон не знает горя?
(Буян)


3 тур «Подскажи словечко»
Пушки с пристани …,
Кораблю пристать ….
Пристают к заставе …,
Князь Гвидон зовет их в ….


Говорят, царевна есть,
Что не, можно глаз отвесть.
Днем свет божий …,
Ночью землю … -
Месяц под косой …,
А во лбу звезда ….


В синем небе звезды …,
В синем море волны …;
Туча по небу …,
Бочка по морю ….


4 тур «Путаница»
(Найди « лишний» отрывок, назови из какой он сказки, восстанови текст)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
«Здравствуй, красная девица, -
Говорит он - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,…
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».


Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
“Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Аль откажешь мне в ответе?”
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»


Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.


5 тур « Кто больше»
(Рефлексия)
Рассмотри картинку и назови персонажей сказок А.С. Пушкина
и название произведения. Если дети знают, могут прочитать отрывок из сказки.


Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!
И жизнь наполнится тогда добром и лаской!
Ученый кот в страну чудес откроет двери,
Там вы научитесь дружить, любить и верить!

(Багрова Е.В.)
Источники: библиотечный фонд: Интернет ресурсы.

Сыграла его няня, Арина Родионовна. Именно она познакомила его с русскими народными сказками. Впоследствии интерес поэта к народному творчеству только усилился. Так родились на свет прекрасные стихотворные сказки: «О рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «О мертвой царевне и о семи богатырях».

«Сказка о царе Салтане» стала итогом творческого состязания Пушкина с Жуковским. Впервые опубликована она была в 1832 году в сборнике «Стихотворения А. Пушкина».

Вконтакте

Одноклассники

Для того чтобы легче было изложить краткое содержание произведения, необходимо его сначала внимательно прочесть, а после составить подробный план, в котором будут выделены основные смысловые части. Нелишним будет упомянуть и главных героев .

План сказки

  1. Вступление. Беседа трех сестриц. Женитьба царя. Зависть сестер.
  2. Завязка. Отъезд Салтана. Рождение царевича. Старшие сестры подменили указ царя. Царицу с сыном выбросили в море.
  3. Развитие действия. Гвидон с матерью на острове. Приключения князя Гвидона. Чудеса, воплощенные царевной-лебедь.
  4. Кульминация . Лебедь превращается в прекрасную царевну. Царь Салтан отправляется к князю Гвидону.
  5. Развязка. Счастливое воссоединение и примирение царского семейства.

Главная мысль произведения

Основной посыл сказки в том , что зависть губительна, она может толкнуть человека на подлые поступки, но никогда не приводит ни к чему хорошему. А также сказка учит тому, что не надо бояться трудностей, они закаляют и делают человека сильнее, а друзья всегда придут на помощь.

Однажды вечером три сестрицы сидели под окном, занимались рукоделием и делились мечтами. Все они мечтали об одном - выйти замуж за царя. Но каждая вкладывала в это свой смысл. Одна из старших сестер хотела устроить пир на весь мир, вторая - наткать полотна, и лишь младшая возжелала родить царю наследника-богатыря.

Как раз в это время царь прогуливался неподалеку. Случайно он подслушал девичий разговор и сразу же влюбился в речи младшей сестры. Он тут же вошел в светлицу и объявил о своем желании немедленно жениться на той, кто родит ему сына, а ее сестрам предложил отправиться с ними во дворец. Так одна стала поварихой, а другая - ткачихой.

Время тогда было неспокойное, поэтому царь был вынужден покинуть жену и отправиться на войну. В отсутствии Салтана царица родила ребеночка, здорового красивого мальчика. Но злые сестры под предводительством Бабарихи решили отомстить и перехватили царского гонца с докладом о рождении наследника.

В итоге царь получил уведомление о том, что царица родила ему не богатыря, а неведомую зверушку. Царь Салтан, конечно, сначала рассвирепел, но после остыл и решил отложить принятие столь важного решения до своего возвращения. Завистливые ткачиха и повариха вновь перехватили гонца с ответным посланием, напоили его и подменили распоряжение. И вот, царицу с новорожденным сыном засмолили в бочке и выбросили в океан.

Царица плачет-убивается, а сынок растет не по дням, а по часам. Когда бочку прибило волной к берегу, из нее вышла царица с уже взрослым юношей. Гвидон осмотрелся на острове и смастерил на скорую руку лук, чтобы добыть ужин. Тут-то он и увидел отчаянную схватку лебедя с коршуном. Недолго думая, он стреляет в коршуна и убивает его. В благодарность за спасение лебедь построила для Гвидона целый город и сделала его в нем князем. Славно зажили князь с матерью, но тоска по отцу никак его не отпускала.

Однажды мимо острова проплывали купцы, следующей остановкой которых должно было стать царство Салтана. Лебедь превратила Гвидона в комара , так он смог пробраться на их корабль и вместе с ними отправился к своему отцу. Купцы рассказали царю о красивом городе и передали приглашение от князя Гвидона. Но злые тетки отговорили царя ехать, рассказав ему о другом чуде - о белке с золотыми орешками. За это комар-Гвидон укусил одну из теток в глаз.

В следующий раз он поплыл с купцами, превратившись в муху. И снова теткам удалось отговорить Салтана от путешествия на остров, они рассказали ему о тридцати трех богатырях. На этот раз князь-муха ужалил другую тетку в глаз.

В третий раз князь Гвидон полетел к отцу в образе шмеля. Купцы продолжали расхваливать царю Салтану новый город с чудесами, и вновь передали приглашение от князя Гвидона. Тетки на этот раз не осмеливались перечить, но тут вмешалась Бабариха и сообщила о том, что в мире есть царевна, от которой глаз нельзя отвести. Ее шмель поразил жалом прямо в нос.

Каждый раз возвращаясь от отца, князь делился с царевной-лебедь своими переживаниями. И каждый раз она его одаривала новыми чудесами. Вот и теперь он пришел к ней с вопросом о прекрасной царевне со звездой во лбу и с месяцем под косой. После того как он уверил ее в своих серьезных намерениях жениться, лебедь превратилась в ту самую царевну, которая днем свет божий затмевает, а ночью землю освещает.

До царя Салтана дошел слух о том, что князь Гвидон женился на прекрасной царевне. Тут он не вытерпел и, не слушая никого, поехал познакомиться с князем, о котором столько чудесного слышал. Увидев царицу-мать, он сразу же узнал в ней свою жену, а в князе Гвидоне - сына. Счастье от долгожданной встречи было безгранично. На радостях царь простил повариху, ткачиху и сватью бабу Бабариху.

Читательский дневник

Подслушав разговор трех сестер , царь взял в жену младшую сестрицу, а сам отправился на войну. Царица родила сына, но сестры из зависти оклеветали ее перед царем, подменили его указ, и царицу с сыном в бочке скинули в океан. Бочку прибило к острову. Гвидон спас царевну-лебедь от коршуна. Лебедь в благодарность построила для него город, сделала его князем и выполняла все его желания. В итоге она превратилась в прекрасную царевну, и они поженились. Царь Салтан приехал на остров, узнал свою жену и сына. На радостях они простили завистниц и устроили пир.

Главные герои «Сказки о царе Салтане»

    Учитель:
    - А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете сказки Пушкина.

    Викторина

    (33 года).

    2. О ком написан отрывок?

    «Что и жить в такой тревоге?
    Вот он с просьбой о подмоге
    Обратился к мудрецу,
    Звездочету и скопцу».

    «Испугался бесёнок и к деду
    Пошёл рассказать про такую беседу.
    Черти стали в кружок,
    Делать нечего - собрали полный оброк…»


    Парчовая на маковке кичка,
    Жемчуги огрузили шею,
    На руках золотые перстни,
    На ногах красные сапожки».

    О ком идёт речь? Из какой сказки?

    Учитель: исследовательскую работу.

    Кто рассказывал Пушкину сказки? (Его няня)
    - Как звали няню Пушкина? (Яковлева Арина Родионовна)

    Любимая нянюшка - Арина Родионовна. Простой русской женщине посвятил Пушкин такие строки

    . Подруга дней моих суровых,
    Голубка дряхлая моя!
    Одна в глуши лесов сосновых
    Давно, давно ты ждёшь меня.
    Ты под окном своей светлицы
    Горюешь, будто на часах,
    И медлят поминутно спицы
    В твоих наморщенных руках.
    Глядишь в забытые вороты
    На чёрный путь;
    Тоска, предчувствия, заботы
    Теснят твою всечасно грудь…

    Учитель:
    Мы с вами говорили о русских народных сказках.

    Что характерно для них?

    Троекратные повторы на доске

    Какие повторы встречаются в народных сказках?
    Учитель: А ещё об одинаковых ситуациях в народных сказках говорят одними и теми же словами.«Колобок» песенка всегда начинается одинаково,

Учитель:

Устойчивые выражения на доске

Что такое устойчивые выражения?

  • Близко ли, далёко ли
  • Долго ли коротко
  • Я там пил, мёд пиво пил

Зачем использовались в сказках устойчивые выражения?

Учитель:

Устойчивые эпитеты на доске

Ответьте, что такое эпитеты?

Эпитеты -

Приведите примеры эпитетов из сказок русских народных

Учащиеся приводят примеры

  • Терем высокий
  • Сети шелковы
  • Буйна голова
  • Земля сыра

Учитель:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царицаУчитель: (троекратные повторы у Пушкина)
- Корабельщики приплывают к князю, прочитаем это.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит,
И ответ держать велит»

Да, одними и теми же словами Пушкин пишет о прибытии корабельщиков, а ещё когда корабельщики плывут к царю Салтану, фразы тоже начинаются одинаково.
- А ещё когда Князь хотел увидеться с отцом, что он говорит Лебеди? Найдите и прочитайте. (Выборочное чтение)

Грусть, тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца»

Как вы думаете, почему же царевич Гвидон попросил Лебедь исполнить все три чуда?
- Ведь он тогда сразу бы узнал жену и сына, а так царевичу приходится превращаться то в комара, то в муху, то в шмеля. Ведь царь все равно не узнал бы его и не поверил, что это его сын. Ведь ему сообщили что царица родила кого? Найдите и прочитайте

Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.

Князь старался, чтобы отец узнал, что у него есть сын.

Нет, он хотел, чтобы мама
Его была счастлива.

Учитель: эпитеты. (Да)
- Приведите примеры.

Учитель:

1.«За морем житью не худо»
2.« Здравствуй, красная девица»
3.«И пустили в окиян»

Учитель:

Что ни в сказке сказать.
Ни пером описать

А у Пушкина как описывается царевна Лебедь? (Ответы детей)

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама то величава,
Выступает, будто пава…

И он подробно описывает город, который принадлежит Гвидону. Давайте прочитаем (выборочное чтение)

Стены с частыми зубцами,
А за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

Давайте вспомним, чем похожи сказки Пушкина и русская народная «По колено ноги в золоте»

1. Три сестры
2.Третью взял в жёны царь
3. Первые две стали завидовать
4. Там тоже царевну посадили в бочку, которую засмолили.
5. Царевна тоже плавал по морю, по океану, с третьим сыном, который тоже рос не по годам, а по часам.
6. Есть корабельщики
7. Есть три чуда и т.д.

Учитель: (Ответы детей)
- Почему?
- Каким был князь Гвидон? (Добрым, умным, внимательным . Он очень любил своих родителей и хотел, чтобы они были вместе. Находчивым,
Князь Гвидон гостеприимный .)

А царевна лебедь? (Она добрая, нежная, отзывчивая . Она скромная , только в последний момент Гвидон узнаёт, что Лебедь - царевна, а не птица. Хоть она и сказочная птица, она этим не гордится. Не показывает своего превосходства над князем и его матушкой. Князь Гвидон и царевна Лебедь - главные герои, на которых стремились быть похожими люди.)

На доске: Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.

Чему учит нас сказка?

6. Итог урока

К какому же выводу мы пришли? Мы высказывали ГИПОТИЗУ

Дети сами формулируют вывод.

Вывод:
использует в сказке зачин, концовку, а также элементы народного поэтического языка - повторы, постоянные эпитеты, народную разговорную лексику.
Мы можем сделать вывод, что сказка Пушкина - прямая наследница сказки народной.

Учитель: Вы согласны с высказыванием Самуила Яковлевича Маршака?.

Дети высказывают своё мнение

7. Выставление оценок

8. Домашнее задание

Если хотите, перечитайте сказку ещё раз. А я предлагаю написать вам в тетради небольшое сочинение, которым вы попытаетесь ответить на вопрос:

  • Чему нас учит князь Гвидон?
  • Чему нас учит царевна Лебедь?

9. Рефлексия

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "сказка о царе Салтане" А.С.Пушкин»

А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"

Цель урока: Познакомить с содержанием "Сказки о царе Салтане"; раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки. Провести сопоставительный анализ литературной сказки Пушкина с народной.

Задачи:

    Обучающая : познакомить с понятием литературная сказка; сравнить сказку Пушкина и русскую народную сказку «По колено ноги в золоте»; показать детям, что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной» (Самуил Яковлевич Маршак).

    Развивающая : развивать навыки выразительного чтения (определять задачу чтения, выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указывать паузы и выделять логические ударения)

    Воспитательная : воспитывать непримиримое отношение к зависти, хитрости, злобе. Способствовать воспитанию чувства любви к ближнему, незлобливости, добросердечности и умению прощать.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: Книга «Русские народные сказки», Сказки русских писателей. Текст сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С.Пушкина, рисунки учащихся с любимыми героями сказок А.С. Пушкина

Подготовительная работа: Чтение сказок А.С. Пушкина; знакомство с отдельными моментами жизни поэта; конкурсы рисунков: «Остров Буян», «Чудеса князя Гвидона»;

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Прозвенел звонок. Встали красиво, спинки прямые, с хорошим настроением начнём наш урок. Жалею вам удачи.

2. Объявление темы урока

Учитель: Ребята, мы с вами прочитали «Сказку о царе Салтане…» А.С. Пушкина. А сегодня я предлагаю провести исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть гипотеза (слово ГИПОТЕЗА на доске)

3. Словарная работа

– Кто знает значение слова ГИПОТЕЗА? (Гипотеза – предположение)
– Так вот, мы возьмём за гипотезу, то что сказал Самуил Яковлевич Маршак.

Прочитайте

На доске:«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».

4. Постановка цели урока

– Нам с вами нужно будет доказать, что это так, или опровергнуть, то есть доказать, что это высказывание не верно.

5. Основная часть урока

Учитель: Ни в одной стране мира за столь короткий период времени не возникло такое ярчайшее созвездие блистательных имён, как в русской литературе 19 века. Но именно А.С. Пушкина мы по праву считаем родоначальником нашей классической литературы.

Докладчик выйдет к доске, и расскажет нам немного о замечательнейшем поэте.
Прослушивание мини доклада о жизни Пушкина

Вывешиваю на доску портрет Пушкина и табличку с датами жизни

Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, родоначальник русской литературы

Родился 6 июня 1799 года в Москве. Здесь он жил с отцом, Сергеем Львовичем, и матерью, Надеждой Осиповной, с бабушкой, Марией Алексеевной, и няней Ариной Родионовной, до того времени, пока его не определили в Царскосельский лицей в Петербурге. Будучи уже известным поэтом, Пушкин за вольнолюбивые стихи против царского самодержавия ссылался в Молдавию, Крым, в село Михайловское – родовое имение Пушкиных. В ссылке в Михайловском жил вместе с няней. Много писал, по вечерам слушал нянины сказки.
Погиб Александр Сергеевич Пушкин очень рано: в 37 лет. Он был убит на дуэли французом Дантесом. Похоронили поэта в Святогорском монастыре Псковской губернии, недалеко от Михайловского.

Учитель: Пушкин был настолько многогранным, что, практически во всех существующих литературных жанрах сумел создать замечательные классические произведения, а в некоторых настоящие шедевры (обращение к выставке книг.)

К которым мы по праву относим его сказки

– Сколько сказок написал Пушкин? ((5)

– Давайте перечислим их.

Дети:

    1830 г. «Сказка о попе и работнике его Балде»

    1831 г. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»

    1833 г. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

    1833 г. «Сказка о рыбаке и рыбке»

    1834 г. «Сказка о золотом петушке».

Учитель: Пушкин создал мир сказки, подобный существовал на Руси лишь в устном народном творчестве.
– А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете сказки Пушкина.

Викторина

1. Сколько лет жил старик со своею старухой? (33 года).

2. О ком написан отрывок?

«Что и жить в такой тревоге?
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу». (О царе Дадоне «Сказка о Золотом петушке»)

3. Кого испугался герой сказки Пушкина?

«Испугался бесёнок и к деду
Пошёл рассказать про такую беседу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего – собрали полный оброк…»

(Балду. Из «Сказки о попе и работнике его Балде»)

4. Послушайте отрывок и сказки:

« В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».

– О ком идёт речь? Из какой сказки? (О Старухе из «Сказки о Рыбаке и Рыбке»)

5. Посмотрите на этот предмет и скажите, из какой сказки? (Яблоко из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях)

6. Что грызла белочка под высокой елью? И в какой сказке это происходило? (Золотой орех в «Сказке о царе Салтане)

7. Рисунки КОМАРА, МУХИ, ШМЕЛЯ. Кто это? С какой сказкой и как их можно соотнести? (Князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане…» превращается в комара, муху, шмеля)

Учитель: Молодцы! Сказки Пушкина вы знаете хорошо. А теперь начнём нашу исследовательскую работу. Но прежде чем мы начнём говорить о народных сказках, ответьте

– Кто рассказывал Пушкину сказки? (Его няня)
– Как звали няню Пушкина? (Яковлева Арина Родионовна)

(Портрет появляется на доске)

– Любимая нянюшка – Арина Родионовна. Простой русской женщине посвятил Пушкин такие строки

Ученица рассказывает отрывок.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…

А.С. Пушкин

Учитель: Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от няни Пушкин услышал много сказок.
Мы с вами говорили о русских народных сказках.

– Что характерно для них?

Троекратные повторы на доске

– Какие повторы встречаются в народных сказках? (Три сына, дочери, три задания, три чуда)
Учитель: А ещё об одинаковых ситуациях в народных сказках говорят одними и теми же словами.

    «Колобок» песенка всегда начинается одинаково,

    «Сивка Бурка» заклинание тоже повторяется

    Емеля «По щучьему велению, по моему хотению»…

Учитель: Итак, для русской народной сказки характерны всевозможные повторы. А ещё из сказки в сказку повторяются устойчивые выражения, помните

Устойчивые выражения на доске

– Что такое устойчивые выражения? (Это выражения, которые встречаются, повторяются во многих сказках)

    Близко ли, далёко ли

    Долго ли коротко

    Я там пил, мёд пиво пил

    Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

    И стали они жить поживать да добра наживать

– Зачем использовались в сказках устойчивые выражения? (Чтобы было лучше запомнить текст сказки)

Учитель: В русских народных сказках встречаются устойчивые эпитеты

Устойчивые эпитеты на доске

– Ответьте, что такое эпитеты? (Ответы детей)

Эпитеты – это образные художественные определения, чаще всего выраженные прилагательными.

– Приведите примеры эпитетов из сказок русских народных

Учащиеся приводят примеры

    Терем высокий

    Сети шелковы

    Буйна голова

    Земля сыра

Учитель: А теперь будем работать со сказкой Пушкина. Давайте прочитаем, каким словами начинается сказка А.С. Пушкина.

(Дети читают)

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица

– Смотрите, как и в русских народных сказках: «три девицы», «кабы я была царица». Давайте сравним. Какие слова говорят сестрицы в русской народной сказке «По колено в золоте» (Дети читают)

«…Взял бы меня царь замуж, я бы весь мир накормила одним караваем
А вторая говорит:
А меня бы царь замуж взял, я бы всё войско его одним куском холста одела…»

– Похожи эти две сказки?
– Которая на ваш взгляд интереснее?
– Почему?
– А в сказке Пушкина есть повторы? Найдите.
– Гвидон три раза превращается в насекомое, найдите это в тексте.
– В кого первый раз? (Комар)
– Второй раз (Муха)
– Третий раз (Шмель)
– Сто ещё неоднократно повторяется? (Царевна Лебедь выполняет три раза по просьбе Гвидона чудеса)
– Найдите и прочитайте.

Выборочное чтение.

1. Сначала появляется на острове белка

Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.

2. В чешуе как жар горя тридцать три богатыря»

3. Третье чудо, когда лебедь превращается в царевну.

«Встрепенулась, отряхнулась
и царевной обернулась,

Учитель: В народных сказках о сходных ситуациях рассказывается одними и теми же словами. Нашли ли вы такие эпизоды в сказке Пушкина (троекратные повторы у Пушкина)
– Корабельщики приплывают к князю, прочитаем это.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит,
И ответ держать велит»

– Да, одними и теми же словами Пушкин пишет о прибытии корабельщиков, а ещё когда корабельщики плывут к царю Салтану, фразы тоже начинаются одинаково.
– А ещё когда Князь хотел увидеться с отцом, что он говорит Лебеди? Найдите и прочитайте. (Выборочное чтение)

Грусть, тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца»

– Как вы думаете, почему же царевич Гвидон попросил Лебедь исполнить все три чуда? (Он хотел, чтобы отец к нему приехал на остров.)
– Ведь он тогда сразу бы узнал жену и сына, а так царевичу приходится превращаться то в комара, то в муху, то в шмеля. Ведь царь все равно не узнал бы его и не поверил, что это его сын. Ведь ему сообщили что царица родила кого? Найдите и прочитайте (Выборочное чтение)

Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.

– Князь старался, чтобы отец узнал, что у него есть сын.

Нет, он хотел, чтобы мама
Его была счастлива.

Учитель: А теперь я предлагаю вам ответить на вопрос: использовал ли Пушкин в своей сказке устойчивые эпитеты. (Да)
– Приведите примеры. (Красная девица, голубушка сестрица, царь-отец, князь прекрасный, лебедь белая, небо синее, царь-батюшка)

Учитель: Пушкин использует в своей сказке, троерактные повторы, устойчивые выражения, эпитеты, так же как и народные сказители. Ещё Пушкин ввел в сказку народную речь.

Выборочное чтение в книге, когда дети зачитывают на доске появляются записи.

На доске:

    Наступает срок родин

    В гневе начал он чудесить

    Глядь по верх текучих вод

    Лебедь белая плывёт

– Как вы понимаете смысл этих выражений

    Срок родин – значит, что царица должна родить ребёнка.

    Начал чудесить – разозлился, разгневался

    Плывёт по воде, а в народе говорили раньше «поверх текучих вод»

– Приведите свои примеры простонародных выражений:

1.«За морем житью не худо»
2.« Здравствуй, красная девица»
3.«И пустили в окиян»

Учитель: Народная сказка не знает подробностей, она рисует всё общим планом. В народной сказке обычно царевна такой красоты…

Что ни в сказке сказать.
Ни пером описать

– А у Пушкина как описывается царевна Лебедь? (Ответы детей)

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама то величава,
Выступает, будто пава…

– И он подробно описывает город, который принадлежит Гвидону. Давайте прочитаем (выборочное чтение)

Стены с частыми зубцами,
А за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

– Давайте вспомним, чем похожи сказки Пушкина и русская народная «По колено ноги в золоте»

1. Три сестры
2.Третью взял в жёны царь
3. Первые две стали завидовать
4. Там тоже царевну посадили в бочку, которую засмолили.
5. Царевна тоже плавал по морю, по океану, с третьим сыном, который тоже рос не по годам, а по часам.
6. Есть корабельщики
7. Есть три чуда и т.д.

Учитель: А какая сказка вам понравилась больше? (Ответы детей)
– Почему? (Она интереснее, добрая, красивее, глубже народной сказки, подробнее описания. Пушкин воплотил в своих героях идеалы народа.)
– Каким был князь Гвидон? (Добрым, умным, внимательным . Он очень любил своих родителей и хотел, чтобы они были вместе. Находчивым, придумал, как сделать так, чтобы отец приехал. Он даже маме не говорил, что видел отца, что тот скоро приедет.
Князь Гвидон гостеприимный .)

– А царевна лебедь? (Она добрая, нежная, отзывчивая . Она скромная , только в последний момент Гвидон узнаёт, что Лебедь – царевна, а не птица. Хоть она и сказочная птица, она этим не гордится. Не показывает своего превосходства над князем и его матушкой. Князь Гвидон и царевна Лебедь – главные герои, на которых стремились быть похожими люди.)

На доске: Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.

– Чему учит нас сказка? (Какими нам быть, как себя вести и общаться с другими людьми.)

6. Итог урока

– Мы с вами провели большую исследовательскую работу. К какому же выводу мы пришли? Мы высказывали ГИПОТИЗУ

Дети сами формулируют вывод.

Вывод: Так как в сказке Пушкин использует формы народного песенного стиха,
использует в сказке зачин, концовку, а также элементы народного поэтического языка – повторы, постоянные эпитеты, народную разговорную лексику.
Мы можем сделать вывод, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.

Учитель: Вы согласны с высказыванием Самуила Яковлевича Маршака? .

Дети высказывают своё мнение

7. Выставление оценок

8. Домашнее задание

– Если хотите, перечитайте сказку ещё раз. А я предлагаю написать вам в тетради небольшое сочинение, которым вы попытаетесь ответить на вопрос:

    Чему нас учит князь Гвидон?

    Чему нас учит царевна Лебедь?

Или выучить наизусть понравившийся отрывок сказки,

9. Рефлексия

– Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из ниже перечисленных:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

Дементьева Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №23 имени А.С.Пушкина
Населённый пункт: Город Архангельск
Наименование материала: методическая разработка урока по литературному чтению для 3 кл.
Тема: "Сказка о царе Салтане"
Дата публикации: 20.02.2017
Раздел: начальное образование

Конспект урока по литературному чтению

3 класс

Тема: «Сказка о царе Салтане"

Выполнила: учитель начальных классов

МБОУ СШ №23 имени А.С.Пушкина

г.Архангельск

Дементьева Галина Викторовна

Тема урока: А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"

Цель урока: Познакомить с содержанием "Сказки о царе Салтане"; раскрыть идейно-

художественное своеобразие пушкинской сказки. Провести сопоставительный анализ

литературной сказки Пушкина с народной.

Задачи:

Обучающая: познакомить с понятием литературная сказка; сравнить сказку

Пушкина и русскую народную сказку «По колено ноги в золоте»; показать детям,

что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной» (Самуил

Яковлевич Маршак).

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения (определять задачу чтения,

выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков

препинания, указывать паузы и выделять логические ударения)

Воспитательная: воспитывать непримиримое отношение к зависти, хитрости,

злобе. Способствовать воспитанию чувства любви к ближнему, незлобливости,

добросердечности и умению прощать.

Необходимое техническое оборудование Книга «Русские народные сказки», Сказки

русских писателей. Текст сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», портрет А.С.

Пушкина, выставка книг А.С.Пушкина, рисунки учащихся с любимыми героями сказок

А.С. Пушкина

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Прозвенел звонок. Встали красиво, спинки прямые, с хорошим настроением начнём наш

урок. Жалею вам удачи.

2. Объявление темы урока

Учитель:

Сегодня наш урок будет посвящён творчеству одного очень необычного человека. Кто

этот человек, вы догадаетесь, если разгадаете загадки и найдёте в загадках нужные

Учитель: - Как звали друга Пятачка?

Дети: – Винни-Пух.

Учитель: - Запомните вторую часть имени.

Учитель: - человек слышит …

Дети: - Ухом.

Дети:«У».

Учитель:- Отгадай загадку:

Не яблоко, а растет

На ветке без листьев,

А плодов много

Дети: – Шишка.

Учитель: - Назовите 3 букву в слове.

Дети: - «ш».

Учитель: - Еще одна загадка:

Порой за себя ему бывает неловко,

Торчит у него вместо носа морковка.

Дети: - Снеговик.

Учитель: - Назовите последнюю букву в слове.

Дети: - «К».

Учитель: - Чем шьют портные?

Дети: - Иголкой.

Учитель: - Назовите 1 букву в слове.

Дети: - «и».

Учитель: - Он в Африке живет,

И с собою рог несет

Он большой, кряжистый, толстый

Кто мне зверя назовет?

Дети: - Носорог.

Учитель: - Назовите 1 букву в слове.

Дети: - «Н».

Учитель: - Прочтите слово, которое получилось.

Дети: - Пушкин.

Ребята, мы с вами прочитали «Сказку о царе Салтане…» А.С. Пушкина. А сегодня я

предлагаю провести исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть

гипотеза (слово ГИПОТЕЗА на доске)

3. Словарная работа

– Кто знает значение слова ГИПОТЕЗА? (Гипотеза – предположение)

– Так вот, мы возьмём за гипотезу, то что сказал Самуил Яковлевич Маршак.

На доске:«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».

4. Постановка цели урока

– Нам с вами нужно будет доказать, что это так, или опровергнуть, то есть доказать, что

это высказывание неверно.

5. Основная часть урока

Учитель:

Великое имя Россия- это великий наш поэт Александр Сергеевич Пушкин. Невозможно,

немыслимо представить Россию без Пушкина. Отечество в неоплатном долгу перед

Пушкиным за это, он открыл нам великую тайну своего творчества. Он оставил нам

наследие, которое будет всегда с нами, на протяжении всей жизни от самого рождения.

Докладчик выйдет к доске, и расскажет нам немного о замечательнейшем поэте.

Прослушивание мини доклада о жизни Пушкина

Вывешиваю на доску портрет Пушкина и табличку с датами жизни

Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, родоначальник русской литературы

матерью, Надеждой Осиповной, с бабушкой, Марией Алексеевной, и няней Ариной

Родионовной, до того времени, пока его не определили в Царскосельский лицей в

Петербурге. Будучи уже известным поэтом, Пушкин за вольнолюбивые стихи против

царского самодержавия ссылался в Молдавию, Крым, в село Михайловское – родовое

вечерам слушал нянины сказки.

Погиб Александр Сергеевич Пушкин очень рано: в 37 лет. Он был убит на дуэли в 1837

году 180 лет назад французом Дантесом. Похоронили поэта в Святогорском монастыре

Псковской губернии, недалеко от Михайловского.

Учитель: Пушкин был настолько многогранным, что, практически во всех существующих

литературных жанрах сумел создать замечательные классические произведения, а в

некоторых настоящие шедевры (обращение к выставке книг.)

К которым мы по праву относим его сказки

– Сколько сказок написал Пушкин? ((5)

«Сказка о царе Салтане » перекликается с народной сказкой «О чудесных

детях». ... В литературной сказке А.С.Пушкина нет традиционного зачина . ...

персонажей, после которого начинает стремительно развиваться действие.– Давайте

перечислим их.

Дети:

1830 г. «Сказка о попе и работнике его Балде»

1831 г. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»

1833 г. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1833 г. «Сказка о рыбаке и рыбке»

1834 г. «Сказка о золотом петушке».

Учитель: – А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете сказки Пушкина.

Викторина

1. Какая сказка не принадлежит перу А.С. Пушкина:

а) «Сказка о рыбаке и рыбке»

б) «Конёк-Горбунок»

в) «Сказка о попе и о работнике его Балде»

г) «Сказка о золотом петушке»

2. В какой сказке Пушкина царя звали Дадон

(«Сказка о Золотом петушке»)

3. Из какой сказки Пушкина эти слова:

«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?..

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

4. Послушайте отрывок и сказки:

« В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки».

– О ком идёт речь? Из какой сказки? (О Старухе из «Сказки о Рыбаке и Рыбке»)

5. Давая попу щелчки, что приговаривал Балда с укоризной?

(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)

Учитель: Молодцы! Сказки Пушкина вы знаете хорошо. А теперь начнём нашу

исследовательскую работу. Но прежде чем мы начнём говорить о народных сказках,

ответьте

– Кто рассказывал Пушкину сказки? (Его няня)

– Как звали няню Пушкина? (Яковлева Арина Родионовна)

(Портрет появляется на доске)

– Любимая нянюшка – Арина Родионовна. Простой русской женщине посвятил Пушкин

такие строки

Ученица рассказывает отрывок.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

А.С. Пушкин

Учитель: Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была

замечательной рассказчицей. Именно от няни Пушкин услышал много сказок.

Мы с вами говорили о русских народных сказках.

– Что характерно для них?

Троекратные повторы на доске

– Какие повторы встречаются в народных сказках? (Три сына, дочери, три задания, три

Учитель: А ещё об одинаковых ситуациях в народных сказках говорят одними и теми же

«Колобок» песенка всегда начинается одинаково,

«Сивка Бурка» заклинание тоже повторяется

Емеля «По щучьему велению, по моему хотению»…

Учитель: Итак, для русской народной сказки характерны всевозможные повторы. А ещё

из сказки в сказку повторяются устойчивые выражения, помните

Устойчивые выражения на доске

– Что такое устойчивые выражения? (Это выражения, которые встречаются, повторяются

во многих сказках)

Близко ли, далёко ли

Долго ли коротко

Я там пил, мёд пиво пил

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

И стали они жить поживать да добра наживать

– Зачем использовались в сказках устойчивые выражения? (Чтобы было лучше

запомнить текст сказки)

Учитель: В русских народных сказках встречаются устойчивые эпитеты

Устойчивые эпитеты на доске

– Ответьте, что такое эпитеты? (Ответы детей)

Эпитеты – это образные художественные определения, чаще всего выраженные

прилагательными.

– Приведите примеры эпитетов из сказок русских народных

Учащиеся приводят примеры

Терем высокий

Сети шелковы

Буйна голова

Земля сыра

Учитель: А теперь будем работать со сказкой Пушкина. Давайте прочитаем, каким

словами начинается сказка А.С. Пушкина.

(Дети читают)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

Кабы я была царица

– Смотрите, как и в русских народных сказках: «три девицы», «кабы я была царица».

Давайте сравним. Какие слова говорят сестрицы в русской народной сказке «По колено в

золоте» (Дети читают)

«…Взял бы меня царь замуж, я бы весь мир накормила одним караваем

А вторая говорит:

А меня бы царь замуж взял, я бы всё войско его одним куском холста одела…»

– Похожи эти две сказки?

– Которая на ваш взгляд интереснее?

– Почему?

– А в сказке Пушкина есть повторы? Найдите.

– Гвидон три раза превращается в насекомое, найдите это в тексте.

– В кого первый раз? (Комар)

– Второй раз (Муха)

– Третий раз (Шмель)

–Что ещё неоднократно повторяется? (Царевна Лебедь выполняет три раза по просьбе

Гвидона чудеса)

– Найдите и прочитайте.

Выборочное чтение.

1. Сначала появляется на острове белка

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт.

2. В чешуе как жар горя тридцать три богатыря»

3. Третье чудо, когда лебедь превращается в царевну.

«Встрепенулась, отряхнулась

и царевной обернулась,

Учитель: В народных сказках о сходных ситуациях рассказывается одними и теми же

словами. Нашли ли вы такие эпизоды в сказке Пушкина (троекратные повторы у

– Корабельщики приплывают к князю, прочитаем это.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах»

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Князь Гвидон зовёт их в гости,

Их и кормит и поит,

И ответ держать велит»

– Да, одними и теми же словами Пушкин пишет о прибытии корабельщиков, а ещё когда

корабельщики плывут к царю Салтану, фразы тоже начинаются одинаково.

– А ещё когда Князь хотел увидеться с отцом, что он говорит Лебеди? Найдите и

прочитайте. (Выборочное чтение)

Грусть, тоска меня съедает,

Одолела молодца:

Видеть я б хотел отца»

– Как вы думаете, почему же царевич Гвидон попросил Лебедь исполнить все три чуда?

(Он хотел, чтобы отец к нему приехал на остров.)

– Ведь он тогда сразу бы узнал жену и сына, а так царевичу приходится превращаться то в

комара, то в муху, то в шмеля. Ведь царь все равно не узнал бы его и не поверил, что это

его сын. Ведь ему сообщили что царица родила кого? Найдите и прочитайте (Выборочное

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверушку.

– Князь старался, чтобы отец узнал, что у него есть сын.

Нет, он хотел, чтобы мама

Его была счастлива.

Учитель: А теперь я предлагаю вам ответить на вопрос: использовал ли Пушкин в своей

сказке устойчивые эпитеты. (Да)

– Приведите примеры. (Красная девица, голубушка сестрица, царь-отец, князь

прекрасный, лебедь белая, небо синее, царь-батюшка)

Учитель: Пушкин использует в своей сказке, троерактные повторы, устойчивые

выражения, эпитеты, так же как и народные сказители. Ещё Пушкин ввел в сказку

народную речь.

Выборочное чтение в книге, когда дети зачитывают на доске появляются записи.

На доске:

Наступает срок родин

В гневе начал он чудесить

Глядь по верх текучих вод

Лебедь белая плывёт

– Как вы понимаете смысл этих выражений

Срок родин – значит, что царица должна родить ребёнка.

Начал чудесить – разозлился, разгневался

Плывёт по воде, а в народе говорили раньше «поверх текучих вод»

– Приведите свои примеры простонародных выражений:

1.«За морем житью не худо»

2.« Здравствуй, красная девица»

3.«И пустили в окиян»

Учитель: Народная сказка не знает подробностей, она рисует всё общим планом. В

народной сказке обычно царевна такой красоты…

Что ни в сказке сказать.

Ни пером описать

– А у Пушкина как описывается царевна Лебедь? (Ответы детей)

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама то величава,

Выступает, будто пава…

– И он подробно описывает город, который принадлежит Гвидону. Давайте прочитаем

(выборочное чтение)

Стены с частыми зубцами,

А за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

– Давайте вспомним, чем похожи сказки Пушкина и русская народная «По колено ноги в

1. Три сестры

2.Третью взял в жёны царь

3. Первые две стали завидовать

4. Там тоже царевну посадили в бочку, которую засмолили.

5. Царевна тоже плавал по морю, по океану, с третьим сыном, который тоже рос не по

годам, а по часам.

6. Есть корабельщики

7. Есть три чуда и т.д.

Учитель: А какая сказка вам понравилась больше? (Ответы детей)

– Почему? (Она интереснее, добрая, красивее, глубже народной сказки, подробнее

описания. Пушкин воплотил в своих героях идеалы народа.)

– Каким был князь Гвидон? (Добрым, умным, внимательным . Он очень любил своих

родителей и хотел, чтобы они были вместе. Находчивым, придумал, как сделать так,

чтобы отец приехал. Он даже маме не говорил, что видел отца, что тот скоро приедет.

Князь Гвидон гостеприимный .)

– А царевна лебедь? (Она добрая, нежная, отзывчивая . Она скромная , только в

последний момент Гвидон узнаёт, что Лебедь – царевна, а не птица. Хоть она и сказочная

птица, она этим не гордится. Не показывает своего превосходства над князем и его

матушкой. Князь Гвидон и царевна Лебедь – главные герои, на которых стремились быть

похожими люди.)

На доске: Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.

– Чему учит нас сказка? (Какими нам быть, как себя вести и общаться с другими людьми.)

6. Итог урока

– Мы с вами провели большую исследовательскую работу. К какому же выводу мы

пришли? Мы высказывали ГИПОТЕЗУ

Дети сами формулируют вывод.

Вывод: Так как в сказке Пушкин использует формы народного песенного стиха,

использует в сказке зачин, концовку, а также элементы народного поэтического языка –

повторы, постоянные эпитеты, народную разговорную лексику.

Мы можем сделать вывод, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.

Учитель: Вы согласны с высказыванием Самуила Яковлевича Маршака? .

Дети высказывают своё мнение

7. Выставление оценок

8. Домашнее задание

Выучить наизусть понравившийся отрывок сказки,

9. Рефлексия

– Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из ниже

перечисленных:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

Спасибо всем за работу! Молодцы!