Почему сожгли жанну дарк. За что сожгли на костре Жанну д’Арк


Вся правда о жизни и смерти Орлеанской девы

Всем девушкам, надевающим рубашку бойфренда, следует помнить о Жанне д’Арк. Потому что англичане сожгли ее именно за…

Впрочем, давайте все по порядку.

Имя, сестра!

Имя у Жанны для тех времен было более чем обычное, им нарекали примерно треть новорожденных француженок. А вот с фамилией сложнее. Сегодня мы все знаем ее под именем Жанны д’Арк – однако сама она себя так не называла. Жанна представлялась всем исключительно по имени – в те времена это было в порядке вещей, фамилии были вещью необязательной. Поклонники звали ее Девой Жанной.

На суде она называла себя то Жанной ла Пуссель , то Жанной Ромми (мол, мать ее звали Изабель Ромми ; на самом деле слово «ромми» тогда во Франции применялось ко всем, кто совершил паломничество в Рим), то Жанной де Воутон (мол, на самом деле ее мать носила именно эту фамилию). В ходе суда выяснилось, что отец ее носил прозвание д’Арк. Есть версия, согласно которой Жан д’Арк перебрался в деревню Домреми, где и родилась Жанна, из городка Арк-ан-Барруа. Почему-то именно под этой фамилией Жанну позже и прославят.

Жанна д"Арк. Миниатюра второй половины XV века. wikimedia.org

Шизофрения, как и было сказано

Возможно, родись Жанна в наше непростое время, ей бы быстренько поставили диагноз и попытались бы вылечить сильными препаратами. Шутка ли – девочка-подросток слышит голоса! Однако в Средние века к той, с кем разговаривают ангелы, отнеслись более чем почтительно. Тем более что ничего такого страшного, по мнению соотечественников Жанны, ангелы ей не советовали.

«Ходи в церковь, веди жизнь праведницы, защити родину от гнусных англичан, помоги Карлу VII стать законным монархом» – что тут такого? Согласно логике того времени и той страны, ангелы говорили вполне здравые вещи! И пусть современные исследователи сколько угодно ставят Жанне диагнозы – от шизофрении и эпилепсии до бычьего туберкулеза; ее современники были уверены, что она получает знаки от Всевышнего.


Валькирия Франции

Жанну превозносили за храброе сердце; однако непосредственно в боях она не участвовала и людей на войне не убивала. Она скорее вдохновляла воинов на подвиги. У нее даже не было оружия в руках; Жанна носила знамя своей страны – как символ того, за что бьются французы. Впрочем, хотя она и не сражалась на поле боя, ранена была целых два раза – стрелой в плечо и в бедро из арбалета.

Воинов-мужчин Жанна абсолютно не стеснялась – при случае ругательски их ругала, чуть не побила одного шотландца (шотландцы в Столетней войне воевали за французов и против англичан) за украденный кусок мяса. И вообще отвадила от полка всех дамочек легкого поведения, что солдатам ну совсем не понравилось.

Предъявите ваши обвинения!

Принято считать, что сожгли пламенную Жанну как колдунью. На самом деле англичане, судившие ее церковным судом, выдвинули ей аж 70 обвинений. Да, среди них было и колдовство. Но позже количество обвинений сократилось до 12, и главными из них были следующие: Жанна носит мужское платье; Жанна утверждает, что слышит голоса и говорит с самим Богом.

Жанне предложили признать себя виновной в обмен на дарование ей жизни и пожизненное заключение – и она даже подписала соответствующий документ (впрочем, есть версия, что неграмотная Жанна поставила крестик, не сознавая толком, под чем ее вынуждают подписаться).

Однако уже через несколько дней, находясь в заключении, она снова облачилась в мужскую одежду – возможно, потому, что боялась насильственных действий со стороны своих тюремщиков. Когда же судья посетил ее и от вида Жанны в штанах пришел в ярость, она подлила масла в огонь, заявив, что опять слышит божественные голоса. После этого ее и отправили на костер.

Шесть столетий назад девочка-подросток с мужественным сердцем вышла из небытия, чтобы повести французскую армию к победе во время Столетней войны. Многое из того, что мы знаем о Жанне д"Арк, которую сожгли на костре в 1431 году, основано на давних предрассудках и заблуждениях. Ниже вы найдете общепризнанные факты об Орлеанской деве, которые могут вас удивить.

1. Настоящее имя Жанны было Жанна Ромми, Жанна Тарк, или Жанна де Воутон, но она не прославилась ни под одним из них

Жанна не родилась в городке под названием Дарк, как того бы можно было ожидать исходя из ее фамилии. Она выросла в Домреми - деревне в северно-восточной части Франции. Ее отец был фермером, а мать - искренней католичкой. Во время суда над Жанной в 1431 году она называла себя не иначе как Жанна ла Пусель, и с самого начала показала, что не знает своей настоящей фамилии. Позже она объяснила, что ее отец носил имя Жак д"Арк, а именем матери было Изабель Ромми, и добавила, что в ее деревне дочери часто брали фамилии своих матерей. В Средние века во Франции фамилии не были фиксированными и не очень широко использовались. Слово «ромми» просто обозначало человека, который совершил паломничество в Рим или другое религиозно значимое место. По данным других источников, именем ее матери могло быть Изабель де Воутон.

2. В наше время некоторые ученые ставят Жанне д"Арк разные диагнозы, начиная от эпилепсии и заканчивая шизофренией

Примерно в возрасте 12-13 лет Жанна д"Арк, видимо, начала слышать голоса и испытывать видения, которые она истолковала как знаки от Бога. Во время суда, который над ней проводили, она утверждала, что ангелы сначала говорили ей ходить в церковь и вести праведную жизнь. Позже они стали предлагать ей защитить Францию от вторжения англичан и сделать Карла VII законным королем страны (в то время он был некоронованным наследником престола). Жанна утверждала, что ее видения часто сопровождались ярким светом, а голоса слышались более отчетливо, когда звонили колокола. Основываясь на этих деталях, некоторые эксперты полагают, что Жанна страдала от одного из многочисленных неврологических и психологических расстройств, которые вызывали галлюцинации и бред, а также мигрени, биполярное расстройство и поражения головного мозга. Согласно другой теории, она пострадала от бычьего туберкулеза, который может вызывать судороги и деменцию. Источником болезни могло стать сырое молоко.

3. Командуя французской армией, Жанна не участвовала в боевых действиях

Хотя Жанну д"Арк вспоминают как бесстрашного воина и считают героиней Столетней войны между Англией и Францией, она никогда не принимала участия в боях и не убивала противников. Вместо этого она сопровождала мужчин и была своего рода талисманом. Вместо оружия она носила знамя. Также она была ответственна за военную стратегию и вносила дипломатические предложения (хотя англичане отвергли все попытки решить исход войны с помощью дипломатии). Но даже несмотря на это, Жанна была ранена дважды. В первый раз во время знаменитой Орлеанской компании ей в плечо попала стрела. Во второй раз во время неудачной попытки освободить Париж ее ранили в бедро из арбалета.

4. У нее был взрывной характер

После утверждения контроля над французской армией эта девочка-подросток не стеснялась ругать уважаемых рыцарей, вести себя неприлично и менять военные планы. Она даже обвинила своих покровителей в мягкотелости по отношению к англичанам. По словам очевидцев, на слушании ее дела она даже однажды попыталась ударить солдата-шотландца, который съел похищенный кусок мяса (шотландцы объединились с французами во время Столетней войны). Она также якобы увезла любовниц и проституток, которые были в походе вместе с ее армией. А личные нападки англичан, которые обзывали ее грубыми именами и говорили, что ей нужно вернуться в деревню к своим коровам, заставляли ее кровь кипеть. Вспыльчивость Жанны очевидна и из записей ее судебных слушаний. Когда священник, говорящий на французском с региональным акцентом, спросил, на каком языке обращались к ней голоса, она ответила, что они говорили на французском гораздо лучше, чем он.

5. Вопреки распространенному мнению, Жанна не была сожжена на костре за колдовство, по крайней мере, не в техническом плане

В 1430 году Жанна д"Арк попала в руки врагов, и ее судили в церковном суде. Ей были выдвинуты 70 обвинений начиная от колдовства и заканчивая воровством лошади. Но в мае 1431 года все они были сведены к 12. Главные обвинения заключались в том, что она носила мужскую одежду и утверждала, что говорила с Богом. Ей предложили признать свою вину в обмен на пожизненное лишение свободы. И Жанна подписала этот документ. Предполагается, что неграмотная Жанна не знала, под чем конкретно она поставила свое имя (или, точнее, крестик). Несколько дней спустя, возможно, из-за угрозы насилия от ее охранников, она снова надела мужскую одежду. Разгневанному судье, который посетил ее тюрьму после этого, она сказала, что снова начала слышать голоса. Именно эти два действия и спровоцировали то, что Жанну отправили на костер.

6. С 1434 по 1440 появлялись самозванцы, которые называли себя Жанной и утверждали, что она избежала казни

Одна из нескольких женщин, которые хотели выдать себя за Жанну в следующие несколько лет после ее смерти, Клод де Армойсес напоминала известную еретичку и якобы участвовала в военных кампаниях, переодетая в мужскую одежду. Она вместе с двумя братьями Жанны - Жаном и Пьером - выстроила схему, согласно которой говорила всем, что Жанне удалось скрыться от врагов и выйти замуж за рыцаря, с тех пор она якобы живет в безопасности. Трио получало щедрые подарки. Они ездили из одного праздничного приема на другой. Свои уловки они признали только перед Карлом VII, который в 1429 году благодаря Жанне стал королем.

7. Благодаря Жанне д"Арк в 1909 году появилась стрижка «боб», которая и сейчас пользуется популярностью

Голоса, которые говорили Жанне надеть мужскую одежду и изгнать англичан из Франции, также сказали, что она должна обрезать свои длинные волосы. Она носила волосы в стиле pageboy, который был общим для рыцарей того времени, и только перед казнью охранники побрили ее на лысо. А в 1909 году уроженец Польши и парикмахер, известный как месье Антуан, начал делать своим клиентам стрижку, которая теперь известна как короткий боб. По его словам, источником вдохновения для него стала Жанна д"Арк. Огромную популярность этот образ приобрел в 1920 годах и стал востребованным среди кинозвезд.

August 29th, 2013

Изображение Жанны д’Арк, нарисованное между 1450 и 1500 годами. О ней написано множество научных исследований, и несмотря на это - а может, именно благодаря этому, споры вокруг ее судьбы не только не утихают, но, напротив, разгораются со все большей силой.

Официальная история жизни Орлеанской Девственницы существует со времен Великой французской революции и подробно изложена в школьных учебниках. Жанна д’Арк родилась в деревушке Домреми, в Лотарингии, в семье землепашца Жака д’Арка (Jacques или Jacquot d’Arc, около 1375–1431) и его супруги Изабеллы (Isabelle d’Arc, урожденная Isabelle Romee de Vouthon, 1377–1458) около 1412 года.

Это было тяжелое для Франции время. Уже более семидесяти лет шла Столетняя война (1337–1453), и французы за это время успели потерять большую часть территории королевства. В 1413 году в Париже вспыхнуло восстание. В 1415 году англичане высадились в Нормандии с войском под командованием талантливого полководца - молодого короля Генриха V (Henry V, 1387–1422). Осенью 1415 состоялась знаменитая битва при Азенкуре, в результате которой весь цвет французской аристократии попал в плен. В стране началась гражданская война между бургундцами и арманьяками, а англичане тем временем захватывали одну территорию за другой. В 1420 даже был заключен мирный договор в Труа, согласно которому французский трон наследовал английский король Генрих V. Но в 1422 году он скоропостижно умер, и в Столетней войне начался новый виток.

В возрасте 13 лет у Жанны начинались «видения» - она слышала «голоса», разговаривала со святыми, которые призывали ее идти спасать Францию. Девушка всем сердцем уверовала в свое необычное предназначение. Святые, что ей являлись, намекали на известное пророчество, согласно которому одна женщина погубила Францию, и другая женщина, причем девственница, спасет страну.

Бедная дочь пахаря в 17 лет уходит из отчего дома, добирается до Шинона, где в то время находился молодой король Карл VII (Charles VII, 1403–1461), рассказывает ему о своем предназначении. Тот, поверив ей, дает ей в подчинение отряд рыцарей. Вот так начинается карьера Жанны. В ней будут сражения, победы, освобождение Орлеана, после чего она получит прозвище Орлеанская Дева. Затем - плен, обвинения, допросы и смерть на костре в 1431 году. Вроде бы все просто и ясно.

Однако на протяжении уже нескольких десятилетий официальную версию систематически оспаривают некоторые историки, преимущественно французские, указывая на определенные непонятные моменты в биографии Жанны. Почему хронисты колеблются в названии даты казни девы? Президент Эно, суперинтендант в штате королевы Марии Лещинской (1685–1770), имевший доступ к французским хроникам, называет датой казни 14 июня 1431 года. Английские летописцы Уильям Кэкстон (William Caxton, 1422–1491) и Полидор Вергилий (Polydore Vergil, 1470–1555) уверяют, что казнь состоялась в феврале 1432 года.

Сомневающиеся в правдивости официальной биографии Жанны д’Арк историки разделились на два направления: бастардизм и сюрвенизм.

Идеологом первого течения стал Роберт Амбелена — масон очень высокой степени посвящения. Он обратил внимание на то, что почести, оказанные Орлеанской деве при французском дворе, никак не соответствовали её официальному статусу, изложенному в традиционной биографии. Так, например, Жанне выделили целую свиту; ей разрешили собственное знамя; её одели в дорогие рыцарские доспехи с золотыми шпорами; размер выкупа за неё соответствовал выкупу за особу королевской крови. Мало того, на гербе Орлеанской девы те же цвета и символы, что и на гербе Карла VII. Не многовато ли для простой крестьянки? Уж не была ли Жанна действительно королевских кровей?

Догадка Амбелена подтвердилась в 1934 году, когда историк Э. Шнайдер обнаружил в архивах Ватикана протоколы допросов Орлеанской девы. Среди них есть и отчёт двух монахов-францисканцев, опросивших жителей деревни Домреми, где, якобы, родилась Жанна д’Арк. Все они в один голос утверждали, что героиня Франции вовсе не крестьянка, а не кто иная, как дочь Изабеллы Баварской и брата её мужа Людовика Орлеанского. В изданиях книги «Истории королевского дома» до середины XVIII века есть данные, что у Изабеллы и Людовика 10 ноября 1407 года действительно родилась девочка по имени Жанна. В более поздних изданиях внезапно у этого ребёнка изменилось не только имя, но и пол. Девочка Жанна почему-то стала мальчиком Филиппом. Очевидно, что «История королевского дома» была отредактирована Бурбонами так, чтобы не могло возникнуть сомнений в правдивости официальной биографии героини Франции.

Таким образом, скорее всего Жанна д’Арк действительно была особой королевской крови, а не безродной крестьянкой, и приходилась сестрой Карлу VII и английской королеве Екатерине. Генрих VI Ланкастер, соответственно, её племянник.

В такой ситуации встаёт вопрос: могли ли столь близкие родственники упорно настаивать в ходе суда над Орлеанской девой на её сожжении, как это следует из официальной биографии Жанны’

Вот тут-то эстафету у бастардистов принимают сюрвенисты, которые открыто говорят: героиня Франции не была сожжена. При этом они указывают на явные нестыковки в официальной версии.

Во-первых, Жанну казнили без приговора светского суда, что было совершенно недопустимо в то время.

Во-вторых, нет прямых свидетельств, что на костёр возвели именно Орлеанскую деву: лицо казнимой было закрыто колпаком. Экзекуция проходила «при закрытых дверях» — на ней присутствовали только английские солдаты.

Мало того, официальная дата казни Жанны, оказывается, более чем условна. В разных документах указываются четыре разные даты: 30 мая, 14 июня, 6 июля 1431 года, а также февраль 1432-го.

Много сомнений вызывает и сама странная и головокружительная карьера Жанны. Средневековое общество было строго сословным и иерархичным. Для каждого в нем было определено свое место среди Oratores - тех, кто молится; Bellatores - тех, кто воюет, или Aratores - тех, кто пашет. Дворянские мальчики с семи лет готовились к тому, чтобы стать рыцарями, а к крестьянам относились, как к животным. Как же могло такое случиться, что простолюдинке дали под начало отряд рыцарей? Как могли согласиться рыцари, от рождения воспитанные воинами, чтобы ими командовала крестьянка? Что должны были ответить бедной крестьянской девушке, которая стоит у ворот королевской резиденции и требует свидания с королем, чтобы рассказать ему о своих «голосах»?

Жанну же в Шиноне принимали теща короля Иоланда Анжуйская (Yolande d’Aragon, duchess d’Anjou, 1379–1442), супруга Карла VII Мария Анжуйская (Marie d’Anjou, 1404–1463) и сам король. Ко двору ее доставили за счет казны, в сопровождении вооруженного эскорта, который составляли рыцари, оруженосцы, королевский гонец. Многим дворянам приходилось не по одному дню ждать аудиенции у короля, а «крестьянку» пустили к нему практически сразу.

«Бюллетень общества археологии и Лотарингского музея истории» сообщает, что «в январе 1429 года на площади замка в Нанси Жанна верхом на лошади приняла участие в турнире с копьем в присутствии знати и народа Лотарингии». Если учесть, что сражение в турнирах было возможно только для дворянства, что вокруг ристалища выставлялись щиты с гербами сражающихся, то появление на нем крестьянки не укладывается ни в какие рамки того общества. К тому же длина копья достигала нескольких метров, и владеть им могли только специально обученные этому дворяне. На том же турнире она поразила всех своим умением ездить верхом, а также знанием игр, принятых среди знати - кентен, игра в кольцо. Поразила настолько, что герцог Лотарингский подарил ей великолепного скакуна.

«Жанна д’Арк на коронации Карла VII» 1854
Художник Жан Огюст Доминик Энгр

Во время коронации Карла в Реймсе только штандарт Жанны (белый, усыпанный золотыми лилиями) был развернут на хорах собора. У Жанны был свой придворный штат, включающий фрейлину, дворецкого, пажа, капеллана, секретарей, и конюшня из двенадцати лошадей.

Рассказы о почестях, оказываемых ей при разных оказиях, кажутся противоречащими предположению о ее плебейском происхождении. Наверное, Робер Амбелен (Robert Ambelain, 1907–1997) - известный французский писатель, прославившийся своими связями с современными тайными обществами масонского и мартинистического толка, - был первым, кто решил связать ее прозвище «Орлеанская», под которым она фигурирует, например, в поэме Вольтера «Орлеанская девственница» (La Pucelle d’Orleans), с еще одним известным «Орлеанцем» - Орлеанским Бастардом (Le Batard d’Orleans, 1403–1468).

Орлеанский Бастард, или Жан Дюнуа, был незаконнорожденным сыном герцога Луи Орлеанского (Louis de France, Duc d’Orleans, 1372–1407) и Мариэтты Ангенской (Mariette d’Enghien). В своей книге «Драмы и секреты истории» («Drames et secrets de l’histoire, 1306–1643»), изданной в Париже в 1980 году и переведенной на русский в 1993 году, Амбелен доказывает, что именно на принадлежность к Орлеанской династии указывает прозвище воительницы.

Тогда объяснима та легкость, с которой Жанна была принята при дворе, и те почести, что ей оказывались, и то, что она принимала участие в рыцарских турнирах и командовала рыцарями.

Итак, отцом Жанны был герцог Луи Орлеанский, о чем знали и представители династии (сторонники этой версии утверждают, что в таком случае Жанна д’Арк родилась в 1407 году). Богатый гардероб Жанны был оплачен герцогом Карлом Орлеанским (Charles d’Orleans, 1394–1465), а Орлеанский Бастард, обращаясь к ней, называл ее «Благородная Дама». Но кто в таком случае мать Жанны? Вслед за Амбеленом, Этьен Вейль-Рейналь (Etienne Weil-Reynal) и Жерар Пем (Gerard Pesme) считают, что, скорее всего, это Изабелла Баварская (Isabeau de Baviere, 1371–1435), жена Карла VI, мать Карла VII. Она долгие годы была любовницей Луи Орлеанского.

Карл VI по прозвищу Безумный (Charles VI le Fou, 1368–1422) не выносил и вида своей супруги. Она жила отдельно, во дворце Барбет, где Луи был частым гостем. Его называли отцом, по крайней мере, двоих детей Изабеллы - Жана (род. в 1398) и Карла (род. в 1402). Рождение Жанны произошло в этом самом дворце, и сразу ее отправили к кормилице Изабелле де Вутон. Понятно и то обстоятельство, почему пришлось спрятать ребенка. Необходимо было защитить девочку, поскольку ее отец, Луи Орлеанский, был убит наемными убийцами всего через несколько дней после рождения Жанны.

Здесь опять же можно выделить факт, опровергающий бытующее мнение, что Жанна была просто крестьянкой. Дочь мужчины по имени Жак д’Арк и женщины по имени Изабелла де Вутон просто обязана быть дворянкой - приставка «де» в фамилии выдает дворянское происхождение. Представители семейства д’Арк находились на королевской службе еще до появления Жанны на свет. Именно поэтому эта семья была выбрана для воспитания Жанны.

Как еще можно обосновать утверждение о ее дворянском происхождении? Герб, которым наделил ее Карл VII. В королевской грамоте говорится: «Во второй день июня 1429 года … господин король, прознав про подвиги Жанны Девственницы и победы, одержанные во славу Господа, наделил … гербом названную Жанну …». По описанию Жана Жакоби (Jean Jacoby) в книге «Знатность и герб Жанны д’Арк» («La noblesse et les armes de Jeanne d’Arc». Paris, 1937), герб представлял собой «щит с лазурным полем, в котором две золотые лилии и серебряный меч с золотым эфесом острием вверх, увенчанный золотой короной». Золотые лилии считались цветком Франции, иначе говоря, символом «принцев и принцесс крови», что также подтверждает открытая золотая корона на гербе Жанны. Король даже не заикается о присвоении Жанне дворянского звания, значит, оно у нее уже есть. Своим гербом он ясно дает понять, что считает Жанну принцессой королевских кровей.

Если считать все сказанное верным, то Жанну придется признать сводной сестрой короля Франции Карла VII, сводной сестрой герцогов Орлеанской династии - Карла и Жана Дюнуа, сводной сестрой королевы Англии Екатерины де Валуа (Catherine de Valois, 1401–1437), сестры Карла VII, теткой короля Англии Генриха VI (Henry VI, 1421–1471). В этих обстоятельствах кажется немыслимой казнь Жанны на костре в Руане в 1431 году.

Нельзя было сжечь по обвинению в колдовстве девушку такого высокого происхождения. Вопрос о том, зачем понадобился этот спектакль, слишком сложен, и является темой отдельной статьи.

Сейчас речь о другом, о жизни Жанны после… ее официальной казни. Чтобы понять, как Жанна смогла избежать казни, стоит обратиться к описанию этого печального действа: «На площади Старого рынка (в Руане) 800 английских солдат заставили народ потесниться…наконец, появился отряд из 120 человек… Они окружали женщину, прикрытую… капюшоном до самого подбородка…». По сведениям историографов, рост Жанны составлял около 160 см. Учитывая двойное кольцо солдат вокруг нее, колпак на лице, сказать с уверенностью, что это была за женщина, не представляется возможным.

Жанна д’Арк при осаде Орлеана. 1429г.

Сомнения в том, что д’Арк была сожжена, становятся практически доказанными, если учесть: она не упоминается в учётных книгах казнённых инквизицией. Иными словами, получается: светские власти к сожжению Жанны не имеют отношения, поскольку не выносили ей приговора, а инквизиция тоже ни при чём, поскольку, согласно документам, она её не казнила. Таким образом сожжения Орлеанской девы попросту не было!

Стремясь подтвердить свои догадки, историки-ревизионисты сумели найти документы, из которых явствует: через пять лет после мнимой казни в Лотарингии появилась женщина, опознанная многими, как Жанна д’Арк. Среди таковых были полководцы-соратники и сам король Карл. 7 ноября 1436 года эта особа вышла замуж за графа де Армуаза. Мало того, в 1438-39 годах она участвовала в боевых действиях в Аквитании. Годом позже ездила в Орлеан, где встречалась в Карлом VII. Окончательно Жанна д’Арк, в замужестве де Армуаз, ушла от ратных и политических дел в 1440 году. Героиня уехала в замок Жольни, где жила до самой своей смерти в 1449 году. Умерла она при загадочных обстоятельствах, немного не дожив до 42 лет.
Реальная история Жанны д’Арк вызывает немало вопросов, и главный из них: зачем ближайшие родственники отдали её под суд, добились казни, а затем, по-видимому, спасли, инсценировав казнь?

Оказывается, ответ на этот вопрос нужно искать в событиях, произошедших задолго до появления на свет самой Орлеанской девы.

Как известно, первыми властителями Франции были Меровинги. С ними в родстве находилась династия Аймерингов Септиманских, ведущих своё начало от неких иудейских князей. Из рода Аймерингов были братья Готфрид Бульонский и Болдуин Фландрский. Именно они стали организаторами крестовых походов. В 1099 году братья создали рыцарский орден «Приорат святого Сиона» с целью восстановления династии Меровингов в Западной Европе и, особенно, во Франции. Как дочерняя структура сионского ордена в 1118 году учреждается орден тамплиеров. Но вскоре между орденами начинаются трения, и они становятся независимыми, поддерживая, тем не менее, прочные связи друг с другом.

После падения государства крестоносцев в Палестине оба ордена перебрались в Европу. В Орлеане осели сионцы, а в Париже — тамплиеры, оказавшиеся настолько оборотистыми дельцами, что опутали финансовой паутиной всю Европу. Здесь практически невозможно было найти монарха, не задолжавшего тамплиерам значительной суммы денег. Излишне говорить, что в подобной ситуации они определяли политику в Европе. Это не могло нравиться сионцам, желавшим заправлять всем самим. В 1307 году они окончательно порвали отношения с тамплиерами и стали оказывать им усиленное противодействие. Именно члены «Приората святого Сиона» подвигли французского короля Филиппа IV Красивого к разгрому ордена тамплиеров. В 1314 году были казнены гроссмейстер Жак де Моле, приор Нормандии Жофруа де Шарне и другие крупные функционеры ордена. Однако тамплиеры не были уничтожены полностью, они ушли в подполье и сумели спасти свою несметную казну, переправив её на 18 галерах в Англию. Мало того, они не простили ни Франции, ни сионцам разгрома своей организации и начали мстить.

Спустя несколько месяцев после казни де Моле при загадочных обстоятельствах умерли обидчики тамплиеров Филипп Красивый и папа Климент V. Потом отправились на тот свет все потомки Филиппа мужского пола. В итоге во Франции началась борьба за власть между династией Валуа и английскими королями, желавшими прибрать к рукам и французский трон. В конце концов, верх одержали Валуа. Но науськиваемый тамплиерами английский король Эдуард III, давший было согласие на восшествие на престол династии Валуа, отказался от своих слов. Это и стало поводом к Столетней войне. По сути дела, её развязали ушедшие в подполье тамплиеры. Они же, горя местью к Франции, финансировали из вывезенной ими орденской казны английскую армию.

Очевидно, что сионцы прекрасно знали подоплёку Столетней войны и пытались противодействовать тамплиерскому подполью.

Боевые действия шли с переменным успехом, но Франция целое столетие подвергалась разорению со стороны англичан и примкнувших к ним бургундцев, чьи герцоги были в родстве с последним магистром ордена тамплиеров.

На последнем этапе Столетней войны Франция, как никогда, нуждалась в национальном герое. За подготовку такового, похоже, и взялся гроссмейстер «Приората святого Сиона» с 1418 по 1480 годы Рене Анжуйский. По-видимому, будучи незаконнорождённой дочерью особ королевской крови, Жанна д’Арк воспитывалась в деревне Домреми, которая, входя в состав орденских земель сионцев в Лотарингии, находилась под их чутким присмотром. Идея сделать из неё героя-освободителя появилась у гроссмейстера в конце двадцатых годов XV века. Точно установлено, что первая встреча Жанны и Рене Анжуйского состоялась зимой 1429 года, а буквально через несколько месяцев по стране поползли слухи о лотарингской крестьянке, которой явился сам Спаситель и предсказывал освобождение Франции от захватчиков. Пропагандистская машина сионцев и Карла VII быстро сделали из неё национальную героиню, орудие справедливой освободительной войны в руках Господа. Если же разобраться, то легко заметить, что ведомые Орлеанской девой войска сражались ничем не лучше, чем французские рати, возглавляемые другими военачальниками. Это лишний раз подтверждается её пленением в битве при Компьене.

Когда Жанна оказалась в руках бургундцев, перед её ближайшими родственниками по обе стороны фронта стал вопрос: как спасти женщину, ведь едва ли её брат, Карл VII, и сестра, английская королева Екатерина, желали её смерти. На казни героини настаивали только ушедшие в подполье тамплиеры. Французы не смогли выкупить её у бургундского герцога, который, будучи потомком Жака де Моле, просто не пошёл с ними на сделку. Поэтому спасением Жанны занялась её сестра, английская королева Екатерина. Она с лёгкостью выкупила родственницу у бургундцев, но отпустить просто так не могла. Сделай она это — и тамплиеры-подпольщики в лучшем случае лишили бы финансирования английскую армию, а в худшем — легко отправили бы британскую королеву на тот свет, как сделали это с Филиппом Красивым.

Чтобы обойти все эти препоны, Екатерины затеяла бутафорский судебный процесс и бутафорскую же казнь Жанны д’Арк. На самом деле Орлеанская дева была отпущена на свободу. Афера английской королевы раскрылась только через несколько лет, и тамплиеры в 1449 году добрались до Жанны; об этом во всяком случае говорят загадочные обстоятельства её кончины. На открытый конфликт с Екатериной тамплиеры тогда не пошли, так как Англия ещё четыре года продолжала на их деньги исправно терзать ненавистную им Францию. Рассчитаться с закулисными кукловодами пришлось сыну Екатерины, Генриху VI. Не исключено, что именно с подачи тамплиеров в Британском королевстве разразилась война Белой и Алой роз, в ходе которой сын Екатерины в 1461 году был низложен, а через полгода после кратковременной реставрации, в апреле 1471, вновь лишился власти, был заключён под стражу и умерщвлён при загадочных обстоятельствах в лондонском Тауэре.

Мнение, что вместо Жанны была сожжена другая женщина, разделяло множество хроникеров и известных лиц, как современников Жанны, так и живших позже. В одной из хроник, хранящихся в Британском музее, сказано буквально следующее: «В конце концов, велели сжечь ее при всем народе. Или какую-нибудь другую женщину, похожую на нее». А настоятель Собора св. Тибо в Меце пишет спустя пять лет после казни: «В городе Руане … она была возведена на костер и сожжена. Так говорят, но с тех пор было доказано обратное».

Еще больше убеждают в том, что Орлеанская дева не была сожжена, материалы судебного процесса. Генеральный адвокат Шарль дю Ли еще в XVI веке обратил внимание на то, что в документах и протоколах допросов девы отсутствуют смертный приговор и официальный акт, удостоверяющий исполнение приговора.

Но если Орлеанскую деву не сожгли на костре, то какова ее дальнейшая судьба?

В 1436 году, через пять лет после костра в Руане, в документах знатного семейства дез Армуаз появляется запись: «Благородный Робер дез Армуаз (Robert des Armoises) сочетался браком с Жанной дю Лис, девственницей Франции… 7 ноября 1436 года». Фамилию дю Лис носили сыновья официального отца Жанны.

А летом 1439 года Орлеанская дева сама пожаловала в освобожденный ею город. Носила она теперь фамилию своего мужа - дез Армуаз. Ее встретила восторженная толпа горожан, в которой было немало людей, видевших ее ранее. В счетной книге города появилась еще одна примечательная запись о выплате Жанне дез Армуаз крупной суммы денег - 210 ливров «за добрую службу, оказанную городу во время осады». Героиню признали те, кто хорошо знал ее четыре года назад - ее сестра и братья, маршал Франции Жиль де Рэ (Gilles de Rais, 1404–1440), Жан Дюнуа и многие другие.

Умерла Жанна в конце лета - начале осени 1449 года - именно этим периодом датируются документы, свидетельствующие о ее смерти. Только после этого ее «братьев» (имеются в виду сыновья Жака д’Арка) и официальную мать (Изабеллу де Вутон) стали называть «братьями покойной Жанны Девственницы» и «Изабеллой, матерью покойной Девственницы».

Вот так выглядит одна из самых распространенных на сегодня альтернативных версий происхождения героини Столетней войны.

Другая версия гласит, что Жанна д’Арк - это Маргарита де Шандивер, внебрачная дочь короля Карла VI и его последней любовницы Одетты де Шандивер (Odette (Odinette) de Champdivers, 1385/89–1424/25). Король воспитал свою дочь как воина для самозащиты, так как два его сына в борьбе за трон были уничтожены сторонниками герцога Луи Орлеанского. А поскольку Карл VII был незаконным сыном и не мог претендовать на престол, понадобился спектакль о «вмешательстве Божьих сил».

Так рождается миф о непорочной деве, которая спасет страну. Эту роль сыграла Маргарита де Шандивер. Позже образ Жанны д’Арк и Маргарите, и Карлу VII начал мешать - постоянное верховенство женщины над войском было ненужным. Поэтому был разработан план исчезновения Жанны. Вместо Маргариты де Шандивер была сожжена на костре совсем другая женщина. А Маргарита - Жанна прожила долгую жизнь и была похоронена в базилике храма Нотр-Дам-де-Клери вблизи Орлеана.

Но обе упомянутые нами версии схожи в одном: жизнь Жанны гораздо сложнее и интереснее, чем нам пытаются внушить со школьной скамьи.

Официальная наука не признает доводов сторонников альтернативных версий. Но так или иначе, вопрос о происхождении Жанны д’Арк остается открытым: от фактов, говорящих о ее благородном происхождении, отмахнуться совсем непросто.

[ Илья Муромец - былинный богатырь или реальный человек? или вот интересные Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

«Жанна д’Арк на костре» Артюра Оннегера – произведение, жанр которого сложно определить однозначно. Титульный лист партитуры вообще не содержал какого-либо жанрового определения, композитор говорил о сочинении как о «произведении сценическом, но не опере», о «синтезе всех видов театра», но наиболее близко оно к ораториальному жанру. Появление такого произведения представляется закономерным: в 1930-х гг. во Франции был силен интерес к средневековой культуре, одним из проявлений которого стали спектакли в духе мистерий Средневековья. предложила Оннегеру создать подобную мистерию о Жанне д’Арк, ведь в 1929 г. отмечалось пятисотлетие освобождения Орлеана – первого подвига французской героини, а за девять лет до этого она была канонизирована.

Либретто создал Поль Клодель – поэт, в чьем творчестве сочетаются черты символизма, реализма и религиозно-мистические мотивы. В поэме, созданной Клоделем, множество персонажей – монахи, судьи, святые, аллегорические фигуры и другие, но главными являются сама Жанна и монах брат Доминик. Как ни парадоксально, обоим персонажам композитор не дал вокальных партий (лишь в одной из частей Жанна напевает народную детскую песенку). Доминик выступает как выразитель идей автора, толкующий историю Жанны как историю святой и народной героини. По мысли Клоделя, главной темой произведения должно было стать превращение героини в католическую святую, но сердцу композитора ближе была простая девушка из Домреми. Весьма важное «действующее лицо» – народ, образ которого оказывается двойственным. С одной стороны, это тот самый народ, ради которого Жанна идет на подвиг, с другой – невежественная толпа, легко соглашающаяся признать «ведьмой» и «еретичкой» ту, которая совсем недавно прославлялась всеми.

«Жанна д’Арк на костре» не является действом в строгом смысле: история, разворачивающаяся перед слушателем – это не история Жанны как таковая, а цепь воспоминаний-картин, предстающих перед взором героини, восходящей на костер. Эти картины она осмысливает, «наблюдая со стороны» в диалоге с братом Домиником – и это осмысление и переживание, а не действие становится главным смыслом оратории.

Природа тематизма оратории разнородна. Здесь есть и псалмодия, и темы народного склада, включая и подлинные фольклорные образцы, и оперный стиль в пародийном преломлении и даже джазовые ритмы. Это объясняется широким кругом образов, воплощаемых в ней. Оратория состоит из одиннадцати частей. В первой из них («Голоса неба») и последней («Жанна в пламени») господствуют эпические черты. Другие части многообразны: в них есть лирика, жанровые мотивы и молитвенные, и даже фарс. В таком духе решена пятая часть («Жанна во власти животных»): отталкиваясь от фамилии епископа, председательствующего на суде – Кошон, что означает «свинья» – Клодель изобразил судей в виде Борова, Осла и баранов. Композитор наполнил эту гротескную сцену многочисленными пародийными штрихами: пронзительное звучание волн Мартено (электромузыкального инструмента), имитирующее крик осла, карикатурная фанфара в начале части, ария Борова в духе бравурного вальса с синкопами, зачитывание приговора на опереточном мотиве, подхватываемом хором. Гротескный характер носит и шестая часть – «Короли, или Игра в карты». В этом двухдольном танце с простыми вариациями персонажи предстают в образе карт, главные из которых – короли Англии, Бургундии и Франции, но побеждает иной король – Смерть. Тема части родственна основной теме сцены суда: это судилище тоже явило собой часть «карточной игры» политиков.

Композитор цитирует в оратории народные темы. Особенно много их в восьмой части – «Король шествует в Реймс», наиболее заметную роль играет песня «Лаонские перезвоны». Она сближается со скорбной мелодией «De profundis». Мрачность ее завуалирована быстрым темпом и тембром детского хора – но это предвестие трагической судьбы героини. Другой фольклорный мотив – детская весенняя песня «Тримазо» – играет роль темы-символа. Она появляется и в девятой части («Меч Жанны»), и в десятой («Тримазо»), а отдельные ее интонации возникают уже в первой части. Близка к ней по интонационному складу другая тема-символ – флейтовый «соловьиный» наигрыш, связанный и с образом весны, и со светлыми надеждами героини. В одиннадцатой части – «Жанна в пламени» – появляется новое действующее лицо, Дева Мария, ее вступление предваряет соло трубы. После нарастающего хорового звучания утверждается маршевая тема. В умиротворенной, тихой коде возвращаются светлые темы, окружавшие образ Жанны – в частности, весенняя «соловьиная» тема.

Оратория была завершена в 1935 г., а исполнена в 1938 в Базеле. В роли Жанны выступила . В 1939 г. произведение исполнялось в Орлеане. Театр, где состоялась французская премьера, был возведен на руинах церкви через 510 лет после освобождения Орлеана.

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование запрещено


Драматическая оратория (1938, Базель) на сюжет поэмы П. Клоделя.


Состав исполнителей: чтец, Жанна д"Арк (без пения), Брат Доминик, монах (без пения), Дева Мария (сопрано), Святая Маргарита (сопрано), Святая Екатерина (контральто), Боров, председатель суда (тенор), Осел, писец (тенор), Зерно (без пения), Мамаша винных бочек (без пения), 3 герольда (тенор, бас, без пения), монахи, священники, толпа, дети (хор, детский хор), оркестр.


История создания

В творчестве Онеггера оратории принадлежат к одному из ведущих жанров. Большая их часть создана в 1930-е годы: «Крики мира», «Пляска мертвых», «Николя из Флю», «Жанна д"Арк на костре». Последняя оказалась особенно созвучной настроениям эпохи - кануна Второй мировой войны и французского Сопротивления. Она была задумана, по словам Онеггера, как «грандиозная народная фреска» и воспринималась современниками как массовое представление в духе вновь популярных в то время празднеств Великой Французской революции 1789-1794 годов, развертывавшихся на площадях Парижа с участием и в присутствии тысяч людей. «Я попытался в этом произведении быть доступным массам и в то же время интересным для музыканта», - утверждал композитор. С другой стороны, первая мысль об оратории пришла в голову знаменитой любительнице искусств, танцовщице и драматической актрисе Иде Рубинштейн, когда она присутствовала в Сорбонне на студенческом спектакле в стиле народных средневековых мистерий. Ей оратория и посвящена.

Онеггер обратился к Полю Клоделю с предложением разработать сюжет о Жанне д"Арк (1410 или 1412-1431), 500-летие первого подвига которой - освобождения Орлеана, за что она и получила имя Орлеанской Девы, - отмечалось в 1929 году. Поль Клодель (1868-1955), крупнейший французский писатель и поэт, почти полвека, вплоть до середины 30-х годов, отдал дипломатической службе и побывал во многих странах. Обращение в 1886 году к католицизму оставило глубокий след в его творчестве, о чем свидетельствуют пьеса «Благовещение Марии», переводы псалмов, текст для оратории «Крестный путь», цикл стихотворений «Календарь Святых»; в 30-е годы появились «Религия и поэзия», «Месса вон там», «Поэт видит крест», «Мистика драгоценных камней». В католических кругах его считали «новым Шекспиром». Известная французская энциклопедия Ларусса так характеризует Клоделя: «Символист и в то же время реалист, во всяком случае глубокий мистик; простой и одновременно изысканный, часто темный и мощный, он придал своему искусству грубую примитивную форму...»


В сюжете о Жанне д"Арк, необычайно популярном во Франции, Клодель видел близкие себе мистические мотивы и искал для него оригинальную трактовку. Он предложил свободное построение трагедии. По словам Клоделя, «вершина жизни Жанны д"Арк - смерть, костер в Руане. С этой вершины она обозревает всю цепь событий, которая и привела ее сюда, начиная с более близких по времени и кончая более отдаленными, - вплоть до осознания своего призвания, своей миссии». Текст создавался ритмизованной прозой с использованием особенностей народной поэзии, многие эпизоды - на средневековой латыни. По утверждению Онеггера, Клодель «указывал мне строчку за строчкой композицию партитуры. Он заставлял меня проникнуться атмосферой стихов, пояснял характер мелодий... Достаточно слышать, как Клодель читает и перечитывает свой текст. Он это делает с такой пластической силой, что в стихах как бы выделяется музыкальный рельеф, представляемый ясно и четко тому, кто наделен музыкальным воображением». Главная роль первоначально предназначалась Иде Рубинштейн, которая лишь в одной сцене напевала детскую песенку. Немало других ролей также было рассчитано на драматических актеров.


«Жанна д"Арк на костре», обозначенная как драматическая оратория, предполагала сценическую постановку, однако ее премьера состоялась в концертном исполнении на родине родителей Онеггера, в Швейцарии. Это произошло через 3 года после завершения работы над музыкой, 12 мая 1938 года в Базеле, под управлением известного швейцарского дирижера Пауля Захера с Идой Рубинштейн в главной роли. Сценическая премьера прошла 6 мая следующего года в Орлеане, в театре, построенном на развалинах старинной церкви ровно 510 лет спустя после подвига Орлеанской Девы - освобождения города от англичан. «Сотни орлеанцев едва сдерживали слезы. Они чувствовати себя уже не публикой,... а той толпой руанцев, что теснилась некогда вокруг костра и взирала на Святую Жанну, горевшую подобно пламенному вихрю, который возносится из самого сердца Франции». Через 6 лет, в 1945 году Онеггер написал пролог к оратории.


Драматическая оратория «Жанна д"Арк на костре» сочетает черты мистерии, страстей и народных площадных представлений. Она состоит из пролога и следующих без перерыва 11 сцен, где чередуются музыкальные и речевые эпизоды. Из сольных вокальных партий наиболее значительны партии Святых Маргариты и Екатерины, вдохновляющих и ободряющих Жанну. Одно из важнейших мест отведено хорам - мужскому, смешанному, детскому.


Хоровой пролог рисует погруженную во мрак, разоренную многолетней войной, разорванную на части Францию. Из стонущих возгласов хора рождается мольба о спасении у солирующего сопрано па канонический молитвенный текст «De profundis» («Из глубины бездны взываю»), которая сменяется энергичным маршем. Чтец четырежды провозглашает «Была девушка по имени Жанна», и хор развивает эту фразу в стремительном фугато. Кульминация пролога - колокольный звон, переданный аккордами 2 фортепиано, на фоне которого хор призывает Жанну к подвигу. 4-я сцена, «Жанна, выданная животным», решена в духе народных средневековых фарсовых представлений. Каждый эпизод открывается фанфарным призывом труб Первый - выборы председателя суда. Тигр, лис и змей отказываются, тогда свою кандидатуру предлагает Боров (пародируется фамилия епископа, председателя руанского трибунала, осудившего Жанну: Кошон - свинья). Его характеризует напыщенная и пошлая ария с использованием латинских фраз, в напряженно звучащем высоком регистре, в сопровождении хора и малой трубы. Следующий эпизод - выборы заседателей и писца. Первые оказываются баранами (хор подражает их блеянью), второй ослом (крик «и-а» солиста передразнивают хор и «волны Мартено»). Вся эта издевательская музыка накладывается на мрачный хорал низких струнных и духовых инструментов, напоминающих церковный напев Dies irae (День гнева). На традициях средневековых представлений основана и 8-я сцена, «Король в Реймс собрался». Однако здесь Оннегер обращается к этим традициям не для сатирической характеристики врагов Жанны, а для создания широкой картины народной жизни. Массовый праздник в честь победы над врагами открывается перезвоном колоколов и коронационным маршем короля, где использованы обороты народной песни «Лаонский перезвон». Другая народная песня варьируется в следующем эпизоде, рисующем объединение северных и южных провинций Франции (север олицетворяет Зерно, юг - Мамаша винных бочек). Еще одна подлинная народная мелодия - майская песня «Тримазо», порученная преимущественно детским голосам, звучит в центральном разделе 9-й сцены, «Меч Жанны». 11-я сцена, «Жанна д"Арк в пламени», образует грандиозный финал. Солирующая труба предваряет торжественную фразу нового персонажа - Девы Марии, благословляющей жертву Жанны. В первом разделе воплощены чувства толпы, собравшейся на площади Руана: одни проклинают Жанну-ведьму, другие прославляют Жанну-Деву. Последний раздел завершается торжественным утверждением маршевой темы «Есть радость, которая сильнее всего». Напряжение спадает, звучат умиротворенные голоса детей, прославляющих жертву во имя любви к людям. Заключает ораторию нежное пение соловья, впервые появившееся еще в 1-й сцене, «Голоса неба».


Л. Михеева


Действующие лица и исполнители:

Jeanne d’Arc

Marion Cotillard

Brother Dominique

Xavier Gallais

A voice, Porcus, Herald I, Chaplain

Yann Beuron

The Virgin

Maria Hinojosa

Marguerite

Maria Hinojosa

Catherine

Aude Extremo

Mere aux Tonneaux

Anna Moreno-Lasalle

Anna Moreno-Lasalle

Anna Moreno-Lasalle

A voice, Herald II, Peasant

Eric Martin-Bonnet

Herald, the ass, Bedford, J. de Luxembourg, Grinder Trusty, Peasant

Carles Romero Vidal

The Usher, R. de Chartres, G. de Flavy, Perrot, Priest

Pep Planas

Vivaldi choir
Lieder Camera choir
Madrigal choir
Orquestra Simfonica de Barcelona i Nacional de Catalunya (OBC)
conductor Marc Soustrot


Movie director: Jean-Pierre Loisil

TVRip by www.сайт
avi

Video: Xvid 800x450 25fps 1140kbps
Audio: Dolby AC3 48000Hz 6ch 256kbps
818 Mb