Понятие и виды гражданских служащих. Государственный гражданский служащий: понятие, особенности социально-правового статуса Поступление на государственную службу, её прохождение и прекращение


Общие положения в системе организации государственной службы. Виды государственной службы. Согласно федеральному закону О системе государственной службы РФ от 27.2003 определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный технический
рыбохозяйственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)

Институт Экономики и управления

Реферат на тему:

« Государственный служащий. Виды государственных служащих»

Выполнил:

Студент гр. Эбс-212

Волкова Лидия Вячеславовна

Проверил:

Преподаватель кафедры « БЖД и право»

Галочкина Галина Владимировна

г. Владивосток

2015


Введение.

Согласно федеральному закону « О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ.

Государственная служба- профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий:

  • Федеральных органов государственной власти
  • Субъектов РФ
  • Органов государственной власти субъектов РФ
  • Лиц, замещающие должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами и др. правовыми актами, для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов
  • Лиц, замещающие должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами, уставами и т.п, для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ

Государственная служба регулируется нормами конституционного, трудового, финансового и др. отраслей права.

Согласно ст. 2 п.1 существует несколько видов государственной службы:

  1. Государственно-гражданская служба
  2. Военная служба
  3. Правоохранительная служба

Согласно ст. 2 п.2 государственная служба подразделяется на:

  • Федеральную государственную гражданскую службу
  • Государственную гражданскую службу субъекта РФ
  1. Общие положения в системе организации государственной службы.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

  1. Федерализм
  2. Законность
  3. Приоритет прав и свобод гражданина, обязательность их признания, соблюдение и защита
  4. Равный доступ граждан к государственной службе
  5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы
  6. Взаимосвязь государственной и муниципальной служб
  7. Открытость государственной службы и её доступность общественному контролю
  8. Профессионализм и компетентность государственных служащих
  9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация принципов построения и организации государственной службы обеспечивается федеральным законом № 58-ФЗ и другими федеральными законами, рассматривающие особенности обязанностей государственных служащих.

2 Виды государственной службы.

Государственная служба подразделяется на несколько видов:

  1. Федеральная государственная служба.
  2. Гражданская государственная служба.

В свою очередь федеральная государственная служба делится на военную государственную и правоохранительную службу.

Федеральная государственная служба- это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению служебных полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающие государственные должности РФ.

Военная государственная служба - вид федеральной государственной службы, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских или невоинских должностях в Вооруженных Силах РФ, специальных формированиях и органах, осуществляющие оборону страны, на условиях предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ.

Правоохранительная государственная служба - вид федеральной государственной службы, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, учреждениях и службах, осуществляющие функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

3 Поступление на государственную службу, её прохождение и прекращение.

На государственную службу по контракту могут поступать граждане:

  1. Владеющие государственным языком РФ.
  2. Граждане, достигшие возраста 18 лет.
  3. Граждане, соответствующие квалификационным требованиям.

Поступление гражданина на государственную службу на замещение вакантной должности осуществляется путем конкурса, а также контракта или договора в соответствии с федеральным законом № 79-ФЗ.

Конкурс на замещение вакантной должности государственной службы не проводится в следующих случаях:

  1. При заключении срочного служебного контракта.
  2. При назначении на замещение на определенный срок должности категории « руководители» и «помощники руководителя/ советники».
  3. При назначении государственного служащего на иной вид государственной службы.
  4. При назначении на замещение должности категории « руководитель» назначением и освобождением от обязанностей которой осуществляется по приказу Президента РФ или Правительством РФ.

Также конкурс может не проводится при назначении на отдельные виды государственной службы, профессиональная деятельность которых связана с государственной тайной.

Конкурс может не проводится на замещение вакантных должностей государственной службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, на усмотрение нанимателя.

Для проведения конкурса на замещение вакантных должностей гражданской службы создается специальная конкурсная комиссия. В состав конкурсной комиссии входят:

Официальный представитель нанимателя и/или уполномоченные им государственные служащие.

Представитель соответствующего органа по управлению государственной службы.

Представители научных и образовательных организации в качестве независимых экспертов, приглашаемые органом по управлению государственной службой, по запросу нанимателя. Число независимых экспертов должно ровняться не менее 25 % от числа людей, входящих в конкурсную комиссию.

В случае несогласия с результатами конкурса на замещение вакантной должности гражданин вправе обжаловать решение приемной комиссии.

Для замещения должности государственной службы представитель нанимателя может заключать контракт:

  1. На неопределенный срок.
  2. На определенный срок.

Служебный контракт - это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающий на государственную службу. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе- 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему максимального возраста на гражданской государственной службе, может быть продлен срок пребывания на государственной службе по решению представителя нанимателя и только с согласия самого работника. Но не свыше достижения возраста 65 лет.

По достижении предельного возраста гражданским служащим пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и согласия работника он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющиеся должностью гражданской службы.

Заключение служебного контракта. При поступлении на гражданскую государственную службу гражданин обязан предоставить:

  1. Заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы.
  2. Собственную заполненную и подписанную анкету установленной формы.
  3. Паспорт.
  4. Трудовую книжку, за исключением, если гражданин впервые устраивается на работу.
  5. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
  6. Свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ.
  7. Документы воинского учета.
  8. Документ об образовании и квалификации.
  9. Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего. Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания. При заключении контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющие отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей. После назначения на должность гражданской службы работнику вручается служебное удостоверение установленной формы.

4 Государственный служащий. Классификация государственных служащих.

Государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

Нанимателем государственного служащего является РФ, нанимателем государственного гражданского служащего субъекта РФ является субъект РФ.

Через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества.

Но состав государственных служащих неоднороден, поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям.

  1. По масштабу деятельности органов государственные служащие могут быть подразделены на федеральных служащих и служащих субъектов РФ. Характер деятельности государственных служащих определяется полномочиями соответствующих федеральных государственных органов (Администрация Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального собрания и т.д).
  2. По особенностям государственной службы государственные служащие подразделяются на:
  • Милитаризированных-это военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой, полиции).
  • Гражданских.

Военная служба, как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства, защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и порядка.

  1. В соответствии с принципом разделения властей различаются государственные служащие законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти выполняют законодательную и контролирующую функции в отношении органов исполнительной власти в пределах Конституции РФ.

Органы исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельности, которые обеспечивают успешное функционирование государственного аппарата. В системе занято более 85% государственных служащих. Главным критерием пригодности для прохождения службы в органах исполнительной власти является профессиональная подготовка на уровне моровых стандартов.

Судебная власть согласно ст. 118 Конституции РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Обеспечение исполнения судебных полномочий возложены на аппараты соответствующих судов, в которых учреждены должности категорий «Б» и «В».

  1. По объему должностных полномочий государственные служащие делятся на должностных лиц и государственных служащих, не являющиеся должностными лицами.

Сейчас характер служебно-государственных отношений и объем государственно-властных полномочий государственных служащих зависит от категорий занимаемых ими государственных должностей.

Поскольку деятельность государственных служащих может иметь различную направленность, то государственно - служебные отношения могут подразделяться на:

  • Внутриорганизационные(внутренние).
  • Внешние.

Внутриорганизационные отношения- отношения служебной подчиненности внутри данного органа. Такие отношения возникают, изменяются и прекращаются на основе законодательства РФ в связи замещением должности категории «Б» или «В» в аппаратах органов законодательной, исполнительной и судебной власти и иных государственных органов. Другой стороной внутренних правоотношений является государство в лице государственного органа или должностного лица, которое вправе перемещать на соответствующую должность, а также увольнять гражданина с государственной службы.

Внешними служебные отношения - это отношения, которые складываются между государственным служащим и неподчиненными ему гражданами, государственными и коммерческими организациями в связи осуществлением работником своих служебных обязанностей. Эти обязанности возникают с момента подписания гражданином служебного контракта. Однако в качестве представителя государства может выступать только тот служащий, который наделен государственно-властными полномочиями в сфере исполнительной власти - должностное лицо. К должностным лицам относят работников государственных органов, чьи властные полномочия выходят за рамки этих органов. Их распорядительные полномочия могут распространяться на физических и юридических лиц, организационно неподчиненных им по службе (прокуроры, следователи, сотрудники полиции, налоговой полиции, судебные исполнители, государственные инспектора различных органов, осуществляющих контрольную деятельность).

  1. В зависимости от срока службы государственные служащие могут поступать на государственную службу:
  • На неопределенный срок (например, должность категории «В»).
  • На определенный срок (должность категории «Б»), с установленным испытательным сроком.
  1. В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовке, государственные служащие подразделяются на пять групп деления должностных полномочий:
  • Высшие государственные должности.
  • Главные государственные должности.
  • Ведущие государственные должности.
  • Старшие государственные должности.
  • Младшие государственные должности.
  1. В зависимости от квалификационных разрядов (звания, чины, ранги). Присваиваются персонально каждому государственному служащему, замещающего должность категории «Б» или «В», с учетом его личных достоинств, по результатом квалификационного экзамена или аттестации.

Квалификационные разряды подразделяются на группы соответственно тем группам, на которые подразделяются государственные должности государственной службы. Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответствие государственных служащих квалификационным требованиям. Чем выше ранг, тем выше требования. При продвижении государственного служащего вверх по карьерной лестнице, повышается квалификационный разряд, а значит, повышаются и квалификационные требования.

5 Права и обязанности государственного служащего.

Государственный служащий имеет право :

  • На ознакомление с документами, определяющие его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, условия продвижения по службе и организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей.
  • На получении информации и материалов, необходимых для исполнения служебной деятельности.
  • На посещение для исполнения служебной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм их собственности.
  • На принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями.
  • На продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, а также уровня квалификации.
  • Знакомиться с материалами своего личного дела, отзывами о его служебной деятельности до внесения их в личное дело, приобщать документы к личному делу.
  • На переподготовку(переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета.
  • На пенсионное обеспечение с учетом стажа работы.
  • Вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Каждый служащий независимо от занимаемой государственной должности обязан :

  • Обеспечивать поддержку конституционного строя и Конституции РФ, реализацию Федеральных Законов, в том числе регулирующих сферу его полномочий.
  • Добросовестно исполнять должностные обязанности.
  • Обеспечивать соблюдение защиту прав и законных интересов граждан.
  • Исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных.
  • В пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан, общественных объединений и предприятий, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в пределах своих властных полномочий, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
  • Соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и порядок работы со служебной информацией.
  • Поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей.
  • Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему сведенья в процессе исполнения своих должностных обязанностей.

В целях создания условий для независимости, эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и пресечения злоупотреблений закон устанавливает некоторые ограничения для государственных служащих.

Государственный служащий не вправе :

  1. Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, педагогической и иной творческой деятельностью.
  2. Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
  3. Состоять членом органа управления коммерческой организацией.
  4. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе, подконтролен ему либо подчинен.
  5. Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового либо информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию.
  6. Получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего.
  7. Получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с их профессиональной деятельностью, в том числе и после выхода на пенсию.
  8. Принимать без разрешения Президента РФ награды, звания иностранных государств или международных и иностранных организаций.
  9. Принимать участие в забастовках.
  10. Использовать свое служебное положение в интересах политической партии, общественных и религиозных объединениях для пропаганды отношения к ним.
  11. Быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление, под гарантию государства, на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленным федеральным законом.

Заключение.

Ограничения, связанные с прохождением государственной службы четко регламентированы и не подлежат иному толкованию. В случае несоблюдения данных ограничений представитель нанимателя вправе прекратить государственно-служебные отношения.

Ответственность государственного служащего наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. В зависимости от совершенного противоправного деяния государственный служащий может привлечен следующим видам ответственности:

  • Дисциплинарной.
  • Материальной (ограниченная или полная).
  • Административной.
  • Уголовной.
  • Гражданско-правовой.

Список литературы.

  1. гл. 1, Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О системе государственной службы Российской Федерации" {КонсультантПлюс} .
  2. Федеральный Закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 « О государственной гражданской службе РФ» //СПС КонсультантПлюс.
  3. http://bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-1/18.htm
  4. http://bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-3/59.htm
  5. http://www.aup.ru/books/m228/6_2.htm

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11176. Управление карьерой государственных служащих 94.61 KB
С тех пор как Казахстан вступила на путь демократических преобразований в большинстве областей человеческой деятельности на первое место встало совмещение интересов личности и организации. Коснулось это и сферы...
21516. Пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих 52.16 KB
Понятие структура принципы федеральной государственной службы в Российской Федерации. Именно поэтому реформу государственной службы следует рассматривать важнейшим ресурсом модернизации системы государственного управления. Поэтому знание различных аспектов построения и функционирования федеральной государственной службы лежащих в ее основе теоретических представлений истории ее возникновения и развития динамики происходящих и грядущих в ближайшем будущем перемен необходимо не только специалистам в области государственного...
18281. Содержание трудоправового статуса государственных служащих в Республике Казахстан 93.66 KB
Понятие трудоправового статуса государственных служащих в Республике Казахстан. Понятие и сущность трудоправового статуса государственных служащих. Содержание трудоправового статуса государственных служащих в Республике Казахстан. Правовая характеристика служебных прав и обязанностей государственных служащих. Социальная и правовая защищенность государственных служащих...
19143. Социально-политическая ответственность и контроль за законностью деятельности государственных служащих 34.28 KB
Теоретические основы правовой ответственности государственных служащих Российской Федерации. Общая характеристика юридической ответственности государственных служащих. Однако на фоне проведения сущностных и структурных преобразований института государственной службы нормы об ответственности государственных служащих остаются практически в неизменном виде. Усовершенствование норм об ответственности государственных служащих является одним из необходимых условий повышения эффективности их деятельности.
11036. Подготовка государственных служащих и развитие системы обучения в Республике Казахстан 105.59 KB
Прохождение государственной службы. Роль и место государственных служащих в казахстанской модели государственной службы. Аттестация и обучение кадров государственной службы..
4727. Государственный долг и государственный бюджет 37.57 KB
Сущность принципы функции государственного бюджета. Структура государственного бюджета и его сбалансированности. Пути преодоления дефицита бюджета. Современное состояние бюджета РФ.
6119. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 15.23 KB
Ознакомить с сущностью государственного кредита формами и методами кредитования государством; основными направлениями управления государственным долгом Задачи: изучить сущность государственного кредита его формы и методы значение международного кредита и понятие государственного долга
309. Правовой статус муниципальных служащих 16.6 KB
Федеральным законом О муниципальной службе в Российской Федерации установлены права и обязанности муниципальных служащих. Общие права муниципального служащего можно определить исходя из конституционных прав гражданина Российской Федерации и действующего российского законодательства о правах граждан Российской Федерации в том числе Трудового кодекса РФ. Муниципальный служащий имеет право на: 1 ознакомление с документами устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы критериями оценки качества...
20357. Анализ мотивации специалистов и служащих на примере ООО «Дорстройсервис» 570.98 KB
Актуальность дипломной работы заключается в том что мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Система мотивации труда существует для того чтобы у работника появились желание и готовность работать эффективно именно в данной организации. Для того что бы организация функционировала эффективно ее персонал должен быть лучшим из лучших для этого надо создавать привлекательную систему мотивации. Вознаграждения – всё...
19783. Анализ и выработка рекомендаций по совершенствованию стимулирования специалистов и служащих (на примере «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт») 415.98 KB
Стимулирование персонала – настолько важный аспект организации рабочего процесса, хотя бы, в какой–то степени претендующего на эффективность, что на данную тему написано множество книг, создано несколько теорий, изданы миллионы статей, но до сих пор, ответить на вопрос о том, как организовать 100%–но эффективное управление мотивацией персонала, к сожалению нет.

В нормативных актах и литературе отражены различные пред-ставления о понятии служащего. Основная причина этого -- разно-образие социальных функций, выполняемых служащими. Оно объ-ективно исключает возможность использования одного критерия для определения данного понятия. Приближает к его сущности опреде-ление, согласно которому служащими признаются "работники не-физического и умственного труда, получающие заработную пла-ту...

По общему правилу, результатом труда служащего не явля-ется создание материальных ценностей в виде вещественных про-дуктов, выполнение работ или оказание услуг материального харак-тера. Труд служащего связан с организацией работы различных органов, предприятий, учреждений либо с созданием духовных цен-ностей, оказанием социальных услуг населению.

Нельзя признать удачным определение, сводящее служаще-го к лицу, работающему по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания". Ибо оно может быть распространено также на работников, не являющихся служащими.

Ошибочно мнение, что служащий, в отличие от производ-ственного персонала, не участвует в создании материальных цен-ностей, что его труд непроизводителен. Напротив, многие катего-рии служащих стоят у истоков научно-технического прогресса во всех сферах экономики и опосредованно оказывают влияние на ее функционирование и развитие.

Утрачивает свое значение отграничение служащего от других категорий работников только по характеру труда: будто бы труд служащих не связан непосредственно с физическим воздействием на материальные объекты. Труд многих категорий рабочих и слу-жащих сближается общностью его характера. Порой сложно опре-делить с точки зрения характера труда, является ли тот или иной работник служащим или рабочим (например, командир воздушного судна, дежурный пульта энергоблока, хирург, машинистка и т. д.). Хотя, несомненно, что физический труд -- удел основной массы, ра-бочих и крестьян.

Состав служащих неоднороден. Они трудятся в различных го-сударственных и негосударственных организациях, занимаются ча-стной практикой, имеющей государственный характер (нотариусы).

Государственные служащие -- разновидность служащих, ко-торые среди всех других служащих образуют основную группу субъектов административного права. Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 1997. С. 209

До принятия Закона об основах государственной службы тер-мин "государственный служащий" трактовался в литературе в ши-роком и узком смысле. В широком смысле государственным служа-щим признавалось лицо, которое занимало в порядке, установлен-ном правовыми актами, должность в государственной организации:

государственном органе, на предприятии, в учреждении, иной орга-низации. А в узком смысле -- гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, долж-ность в государственном органе.

При этом под должностью понималась штатная единица госу-дарственной организации, которой соответствует служебное поло-жение лица, замещающего ее.

Главным в изложенной концепции является признание государ-ственными служащими служащих как государственных органов, так и других государственных организаций, не являющихся таковыми. Служащие же государственных органов относятся к их особой ка-тегории, участвующей в той или иной степени в осуществлении задач и функций государства.

В соответствии с Законом об основах государственной службы государственным служащим является гражданин РФ, исполняю-щий в порядке, установленном законом, обязанности по государ-ственной должности государственной службы за денежное возна-граждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюдже-та или средств бюджета соответствующего субъекта Российской федерации. Таким образом, признаки государственного служащего сводятся к тому, что он: Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. -М. 1997. С. 96

а) гражданин РФ;

б) замещает государственную должность в государственном органе;

в) замещает в таком органе должность государственной службы;

г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью;

д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

Лица, занимающие должности в государственных органах, а также на государственных предприятиях, в учреждениях и орга-низациях, но не характеризующиеся указанными признаками, по Закону об основах государственной службы государственными слу-жащими не являются.

По этому Закону государственной является должность в фе-деральных органах государственной власти, органах государствен-ной власти субъектов РФ, а также в иных государственных орга-нах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ с установлен-ным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномо-чий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отобра-жает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.

Система должностей строится по иерархическому принципу, подразделяясь на следующие пять групп: а) высшие государствен-ные должности государственной службы -- пятая; б) главные госу-дарственные должности государственной службы -- четвертая;

в) ведущие государственные должности государственной службы -- третья;

г) старшие государственные должности государственной службы -- вторая;

д) младшие государственные должности государ-ственной службы -- первая группа.

Разумеется, что каждой из этих групп свойственны специфи-ческие элементы, определяющие особенности правового положения служащих, замещающих соответствующие должности, а также их квалификационные качества. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1997 С. 156

Не все указанные должности учреждаются в каждом государ-ственном органе. В каких органах и какие именно из указанных должностей учреждаются, определяется Реестром государственных должностей государственной службы. Например, Реестром государ-ственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента РФ 11 января 1995 г., не пре-дусматривается учреждение в Конституционном Суде РФ высшей государственной должности.

Применительно к группам государственных должностей госу-дарственной службы служащим присваиваются разряды и классы по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственного служащего: действительный государ-ственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса -- го-сударственным служащим высших государственных должностей; го-сударственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса -- государственным служащим главных государственных должностей;

советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса -- государствен-ным служащим ведущих государственных должностей; советник государственной службы 1, 2 и 3 класса -- государственным слу-жащим старших государственных должностей; референт государ-ственной службы 1, 2 и 3 класса -- государственным служащим младших государственных должностей.

Мотиваций и критериев деления государственных должностей государственных органов Закон об основах государственной служ-бы не содержит. Не усматривается также его связи с характером и объемом полномочий государственных служащих, замещающих со-ответствующие государственные должности государственной служ-бы. Лишь частично эти пробелы восполняются Положением о поряд-ке присвоения и сохранения квалификационных разрядов феде-ральным государственным служащим, утвержденным Указом Пре-зидента РФ от 22 апреля 1996 г. № 578.

Однако, несомненно, что каждой группе указанных должнос-тей свойственны элементы статуса, определяющие особенности пра-вового положения государственных служащих, замещающих дол-жности данной группы, а также требования к их квалификацион-ному уровню.

Следует особо подчеркнуть, что понятия государственного слу-жащего и государственной должности не исчерпываются лишь теми, которые связаны только с государственными органами. Хотя в пре-амбуле Закона об основах государственной службы и говорится, что он устанавливает правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения го-сударственных служащих Российской Федерации, его действие паспчэостчэаняется не на всех государственных слижаших. Они функционируют не только в государственных органах, но и в иных организациях (например, в таможенных).

Субъектами административного права являются также служа-щие государственных предприятий и учреждений, не относящих-ся к органам государственного управления. Они отличаются от го-сударственных служащих прежде всего тем, что государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществле-нии задач и функций государства по руководству обществом. Уча-стие различных категорий служащих в этом процессе различно, но в общем служба в государственных органах направлена на эту цель.

Функциональное назначение служащих государственных пред-приятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связа-на с организацией процессов соответственно производства, соци-альной, культурной и иной деятельности, то есть выполнения ос-новных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций.

Отчасти этим можно объяснить то, что признаки государствен-ных служащих не совпадают с теми, которыми характеризуются государственные служащие государственных органов, а также, с одной стороны, учреждений, а с другой -- предприятий. Так, со-держанием деятельности большинства служащих государственных предприятий, учреждений и организаций не является обеспечение полномочий, характерных для государственных органов; труд слу-жащих государственных учреждений оплачивается за счет средств бюджета, а предприятий -- за счет прибыли, получаемой от ком-мерческой деятельности. (При этом имеются в виду служащие, яв-ляющиеся гражданами Российской Федерации. Иностранные граж-дане и лица без гражданства в допускаемых законом случаях так-же могут занимать должности на предприятиях, учреждениях, но они, естественно, не могут быть отнесены к российским слу-жащим.)

Вместе с тем в статусе государственных служащих государст-венных органов и, например, служащих государственных предпри-ятий немало общего. Так, руководители предприятий назначаются и освобождаются от должности вышестоящими государственными органами, им подконтрольны и подотчетны. Этот существенный штрих в правовом положении руководителей предприятий указы-вает на государственный характер их служебной деятельности. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. С. 309

На всех государственных предприятиях, в учреждениях и орга-низациях служащие подразделяются по своему функциональному назначению на две категории: а) служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предпри-ятия, учреждения, организации (экономического, социально-куль-турного характера, например, обучение детей в школе, лечение больных и т. д.); б) служащие, деятельность которых подчинена осуществлению управления предприятием, учреждением, организацией (руководители, их заместители и т.д.).

Особую группу составляют служащие, совмещающие выполне-ние указанных функций. Например, ректор вуза, осуществляющий одновременно педагогическую деятельность.

Во многом проблемным является вопрос о том, относятся ли к государственным служащим военнослужащие. Он обусловлен нео-днородностью состава военнослужащих, спецификой назначения военной службы. Среди них -- профессиональные военнослужащие и военнослужащие срочной службы, военнослужащие, замещающие должности в государственных органах, а также на военных пред-приятиях и в учреждениях, где они выполняют трудовые функции, которые выполняются рабочими и служащими гражданских (нево-енных) органов, предприятий и учреждений. Вместе с тем их ста-тус обременен рядом существенных правил, обусловленных специ-фикой военной службы.

Поэтому в соотношении с сущностью невоенной государствен-ной службы к государственным служащим следует отнести воен-нослужащих, занимающих должности в органах военного управле-ния, в других военных организациях и учреждениях.

Особенность статуса, который имеют только военнослужащие, является фактом, признанным российским правом. Для их отожде-ствления с другими служащими нет юридических оснований.

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-вла-стных функций, они делятся на должностных лиц, оперативный, вспомогательный состав.

В Законе об основах государственной службы подобная клас-сификация отсутствует, хотя она имеет принципиальное и прежде всего практическое значение, В частности, понятие должностного лица, о котором в Законе и не упоминается, является одним из клю-чевых, поскольку они признаются специальными субъектами раз-личных отраслей права, в том числе многих правонарушений. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера-ции. Учебник. - М.: 2002. С. 231

А между тем до сих пор термин "должностное лицо" офици-ально употребляется не в качестве общего, а специального поня-тия, часто отражающего наличие противоречий в законодательстве. Так, в УК РФ 1996 г. оно трактуется, во-первых, применительно статьям гл. 30 "Преступления против государственной власти, ин-тересов государственной службы и службы в органах местного са-моуправления"; во-вторых, в смысле, не во всем совпадающем положениями Закона об основах государственной службы. В част-ности, под лицами, занимающими государственные должности, по-нимаются лишь лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией и законами РФ, конституциями и уставами ее субъек-тов для непосредственного исполнения полномочий государствен-ных органов. Однако этим определением охватываются лишь дол-жности категории "А", которые по Закону об основах государствен-ной службы не относятся к категории государственных должнос-тей государственной службы, а лица, занимающие должности ука-занных категорий, не признаются государственными служащими государственной службы. Это означает, что концепция должност-ного лица, выраженная в УК РФ, еще не раскрывает его общего понятия.

Должностными лицами называются служащие, имеющие пра-во совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия, регистрацию предприятий и т. д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и упол-номочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требова-ния (например, руководители многих структурных подразделений органов управления).

Однако понятие должностных лиц не сводится к руководителю. Руководители, хотя и являются ведущей частью, но все же есть раз-новидность должностных лиц, к которым относятся и иные катего-рии государственных служащих. Например, их заместители и др. Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власти. - М., 1996. С. 120

Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители госу-дарственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Руководители принимают решения по различным вопросам их де-ятельности, а также меры поощрения и дисциплинарной ответствен-ности к подчиненным им работникам.

Среди должностных лиц особый статус занимают представи-тели административной власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически-властные требования (давать пред-писания, указания) и применять меры административного воздей-ствия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (напри-мер, главные санитарные врачи, работники милиции и др.).

Оперативный состав (функциональные работники) -- это слу-жащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую за-дачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят спе-циалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая свя-зана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрискон-сульты и др. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. -М. 1997. С. 26

К должностным лицам по рассматриваемому признаку относят-ся государственные служащие, замещающие высшие, главные, ве-дущие, старшие государственные должности, а также руководите-ли предприятий, учреждений, организаций и др.; к оперативному составу -- младшие государственные должности (референты 1, 2 и 3 класса) и т. д.

Оперативный состав, если учитывать дух закона, также мож-но отнести к должностным лицам, их разновидности. Но в силу свое-го статуса они не наделены полномочиями совершать действия, на-правленные на достижение юридических последствий, властным об-разом влиять на поведение других лиц. Поэтому выделение их в от-дельную группу является одновременно условным и обоснованным.

Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (вра-чей, преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установ-ленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств). Дей-ствия таких служащих, влекущие юридические последствия, име-ют значение не только для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на об-щественные отношения.

Вспомогательный состав -- служащие, служебная деятель-ность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений дан-ного органа. Их обязанности и права определяются задачами обес-печения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (технические секретари и т. д.). В обязаннос-ти служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступа-ющих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.

Особую группу должностных лиц составляют граждане, не со-стоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальной деятельностью может заниматься гражданин Российской Федера-ции, получивший на ее осуществление лицензию. При осуществле-нии нотариальных действий нотариусы обладают равными права-ми, независимо от того, работают ли они в государственной нота-риальной конторе или занимаются частной практикой. Обязатель-ным для последних является то, что они должны быть членами но-тариальной палаты.

Служба – вид общественно полезной деятельности по отправлению определенных полномочий.

Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Виды государственной службы: государственная гражданская, военная, правоохранительная.

Государственная гражданская служба РФ (далее также – гражданская служба) – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ – должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

11.2. Принципы государственной гражданской службы

Принципы гражданской службы:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

11.3. Государственный служащий: понятие, виды

Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими правами и обязанностями, осуществляющий функции государственного органа на возмездных началах.

В соответствии с принципом разделения властей существуют государственные служащие, замещающие должности в органах государственной власти: представительной, исполнительной, судебной, иных органах.

В зависимости от наличия специальных полномочий характера государственной службы выделяются гражданские государственные служащие и милитаризованные государственные служащие (военнослужащие, сотрудники милиции, ФСБ и т. д.).

В зависимости от групп должностей различают:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

В зависимости от характера осуществляемых функций служащие могут быть руководителями, специалистами, техническими исполнителями.

В зависимости от обладания полномочиями государственно-властного характера существуют представители власти, должностные лица, технические исполнители.

Элементы административно-правового статуса государственного служащего:

2) обязанности;

3) ограничения, связанные с государственной службой.

11.4. Права и обязанности гражданского служащего

Гражданский служащий имеет право:

На обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

Ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

Отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

Оплату труда и другие выплаты в соответствии с ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами РФ и условиями служебного контракта;

Получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

Доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, необходимым для исполнения должностных обязанностей;

Доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

Ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов;

Защиту сведений о гражданском служащем;

Должностной рост на конкурсной основе;

Профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;

Членство в профессиональном союзе;

Рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с указанным ФЗ и другими федеральными законами;

Проведение по его заявлению служебной проверки;

Защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд при их нарушении;

Медицинское страхование в соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих;

Государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

Государственное пенсионное обеспечение в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Гражданский служащий обязан:

Соблюдать Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;

Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

Исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;

Соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

Соблюдать установленный в государственном органе служебный порядок;

Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

Сохранять государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе сведения, касающиеся частной жизни, здоровья граждан, затрагивающие их честь и достоинство;

Беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

Представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах, о принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

Сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

Соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;

Сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий обязан представить в письменной форме обоснование незаконности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении указанного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

Замещать должность гражданской службы в случае:

– избрания или назначения на государственную должность;

– избрания на выборную должность в органах местного самоуправления;

– избрания на оплачиваемую выборную должность в органах профессиональных союзов или органах первичной профсоюзной организации;

Осуществлять предпринимательскую деятельность;

Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

Быть поверенным или представителем по делам третьих лип в государственном органе, если иное не предусмотрено ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными федеральными законами;

Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК;

Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

Разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера или к служебной информации, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

Получать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также от политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

Использовать должностные полномочия для предвыборной агитации в свою пользу или в пользу других лиц;

Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, иных организаций, а также публично выражать отношение к ним в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

Создавать или способствовать созданию в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, за исключением профессиональных союзов, ветеранских, иных органов общественной самодеятельности;

Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебных споров.

В случае если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:

Замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, отдельные функции государственного управления в которых непосредственно входили в его должностные обязанности;

Разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

11.6. Прохождение государственной службы

Прохождение государственной службы – это система взаимосвязанных, взаимообусловленных юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственных служебных отношений.

Элементы прохождения государственной службы:

1) поступление на государственную гражданскую службу;

2) аттестация государственных служащих и перемещение по службе;

3) поощрение и льготы государственных служащих;

4) юридическая ответственность государственных служащих;

5) прекращение государственной службы.

11.7. Поступление на государственную службу

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должностям государственной службы (гражданской службы) в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;

8) представления заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Документы, предоставляемые на государственную гражданскую службу:

1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

2) собственноручно заполненная и подписанная анкета установленной формы;

3) паспорт;

4) трудовая книжка, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

7) документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

8) документ об образовании;

9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Испытание при поступлении на государственную гражданскую службу не устанавливается:

1) для беременных женщин – гражданских служащих;

2) для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

3) для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;

4) для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с ликвидацией или реорганизацией государственного органа, или сокращения должностей гражданской службы;

5) в иных случаях, предусмотренных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.

11.8. Служебный контракт

Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Служебный контракт содержит обязательные, существенные и дополнительные условия.

Обязательные условия служебного контракта:

1) права и обязанности его сторон;

2) фамилия, имя, отчество гражданина либо гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

Существенные условия служебного контракта:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права, обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка, установленного в государственном органе);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

Дополнительные условия:

1) испытание;

2) неразглашение охраняемой законом тайны (государственной, служебной и иной), если должностным регламентом предусмотрено использование сведений, составляющих такую тайну;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными законами и нормативными правовыми актами РФ.

По сроку действия служебный контракт может быть заключенным на неопределенный срок и срочным.

Срочный служебный контракт заключается в случае:

1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»;

2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов за пределами Российской Федерации;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия по соглашению сторон служебного контракта;

7) замещения должности гражданской службы, по которой ч. 13 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен особый порядок оплаты труда;

8) в иных случаях, установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.

11.9. Аттестация государственных служащих и перемещение по службе

Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим своих должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащихся в отчетах за год о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости – пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

Не подлежат аттестации:

1) гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт;

2) гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует ли гражданский служащий замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует ли замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется ли он к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует ли гражданский служащий замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

4) гражданский служащий не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

1) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) понижается в должности гражданской службы.

11.10. Поощрения и льготы государственных служащих

Поощрения государственного служащего – меры материального, морального и статутного характера, применяемые по отношению к государственному служащему при позитивной оценке его труда для стимулирования дальнейшей успешной служебной деятельности.

За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или вручением ценного подарка;

3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;

4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

5) поощрение Правительства РФ;

6) поощрение Президента РФ;

7) присвоение почетных званий РФ;

8) награждение знаками отличия РФ;

9) награждение орденами и медалями РФ.

Льготы государственного служащего – установленные законодательством и обеспеченные государством преимущества материального, организационного и иного характера, предоставляемые государственным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Виды льгот:

1) по налогообложению;

2) медицинскому страхованию;

3) социальному страхованию;

4) проезду в общественном транспорте;

5) оплате жилищных и коммунальных услуг;

6) пенсионному обеспечению;

7) обеспечению телефонной связью;

11.11. Юридическая ответственность государственного служащего

Юридическая ответственность государственного служащего означает его обязанность претерпеть определенные лишения личного, имущественного или организационного характера за совершенное правонарушение.

Ответственность может быть дисциплинарной, административной, уголовной или материальной.

Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности, наступающей за нарушение служебной дисциплины, обязанность государственных служащих претерпеть негативные последствия за совершение дисциплинарного проступка.

Нормативными основаниями дисциплинарной ответственности служат ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; дисциплинарные уставы и положения; иные нормативные правовые акты.

Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных служащих согласно ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 14): замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

По дисциплинарным уставам, положениям о службе (Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текст присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, ст. 38) выделяются следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, понижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение из органов внутренних дел.

По правилам внутреннего трудового распорядка могут быть объявлены замечание, выговор, строгий выговор, осуществлены перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или на нижестоящую должность на тот же срок, увольнение.

Административная ответственность государственных служащих наступает за совершение административных проступков.

Некоторые категории государственных служащих обладают иммунитетом и не подлежат административной ответственности (судьи, депутаты и др.). Для определенных категорий государственных служащих существует особый порядок привлечения к административной ответственности (служащие, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов).

Уголовная ответственность государственных служащих наступает при совершении ими должностных преступлений (преступления против интересов государственной службы).

Материальная ответственность – обязанность государственного служащего, причинившего ущерб, возместить его в размере и порядке, установленных законодательством.

Такая ответственность может быть ограниченной (ограничивается средним месячным денежным содержанием) или полной материальной (предусматривает возмещение ущерба в полном объеме и не ограничивается заранее установленным пределом).

11.12. Прекращение государственной службы

Прекращение государственной службы это совокупность юридических фактов, вызывающих прекращение служебных отношений между государственным служащим и государственным органом.

Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы:

Соглашение сторон служебного контракта;

Истечение срока действия срочного служебного контракта;

Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;

Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;

Перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

Отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или от повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;

Отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;

Отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;

Обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта;

Нарушение установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы;

Выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации;

Несоблюдение ограничений и нарушение обязательств, установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;

Нарушение запретов, связанных с гражданской службой;

Отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы в случае:

1) несоответствия гражданского служащего замещаемой должности:

а) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

2) неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

3) однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:

а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения охраняемой федеральным законом тайны (государственной, служебной или иной), ставшей известной гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей;

г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

д) нарушения гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

4) совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;

5) принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

6) однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ;

7) предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;

8) прекращения допуска гражданского служащего к государственной тайне, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к государственной тайне;

9) в других случаях, установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Служебный контракт приостанавливается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, с освобождением от замещаемой должности гражданской службы, оставлением в соответствующем реестре государственных гражданских служащих и включением в кадровый резерв:

1) в связи с призывом гражданского служащего на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

2) в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда;

3) в связи с избранием гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, орган местного самоуправления или с избранием его в профсоюзный орган, включая орган первичной профсоюзной организации государственного органа, на оплачиваемую данным профсоюзным органом должность;

4) в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ;

5) в иных случаях, связанных с исполнением государственных обязанностей, установленных федеральным законом.

Служебный контракт прекращается со дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы в связи:

1) с осуждением гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;

2) признанием гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением;

3) признанием гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

4) достижением предельного возраста пребывания на гражданской службе – 65 лет.

11.13. Муниципальные служащие

Муниципальная должность – должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Среди муниципальных должностей можно выделить выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления), замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления (выборные должности местного самоуправления); иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Муниципальная служба – профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Принципы муниципальной службы следующие:

1) верховенство Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;

2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;

3) самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий;

4) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

5) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

6) равный доступ граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

7) единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций;

8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9) внепартийность муниципальной службы.

Муниципальный служащий – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы.

Муниципальный служащий не вправе:

Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

Быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;

Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

Состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования, в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;

Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;

Получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;

Получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;

Выезжать в командировки за счет средств физических и юридиче-скихлиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

Принимать участие в забастовках;

Использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.

Муниципальные служащие не вправе образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ.

Муниципальному служащему гарантируются:

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

2) денежное содержание и иные выплаты;

3) ежегодный оплачиваемый отпуск;

4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8) защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

В случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательством РФ о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников.

Государственный служащий - это лицо, профессионально осуществляющее служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов, а так же лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, а так же получающее денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ.

В узком понимании ГОСУДАРСВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ- это лицо, занимающее должность государственной службы.

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся:

а) на должностных лиц;

б) оперативный состав (так называемый функциональный состав)

в) вспомогательный персонал.

Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия

Оперативный состав (функциональные работники) – это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа в качестве специалистов

Вспомогательный персонал – государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа.

30. Дисциплинарная ответственность государственных служащих.

Дисциплинарная ответственность- это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. К государственным служащим она применяется на общих с другими гражданами основаниях (равенство перед законом, едина процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т п). Характер профессиональной деятельности гос служащих предопределяет некоторые особенности регулирования их ответственности.

Нормативными актами регулирующими этот вид юридической ответственности, являются: ФЗ «Об основаниях государственной службы РФ», «Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, Дисциплинарный устав таможенной службы, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел, Прохождение службы в органах налоговой полиции и другие. Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов государственной власти и руководителей по наложению этих взысканий, а так же порядок их применения и обжалования с учетом конкретных условий государственной службы.

Видами дисциплинарных взысканий являются:

Замечание

Строгий выговор

Предупреждение о неполном служебном соответствии

Увольнение

Дисциплинарное взыскание налагается органом или руководителем, имеющим право назначать служащего на государственную должность.

Государственный служащий,допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц) до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.