Понятие правовой культуры ее структура. Правовая культура: понятие, структура, функции, виды



Правовая культура – 1) совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц; 2) совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.
Правовая культура общества охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе ясные законы, совершенная законодательная техника, развитая правовая наука, высоко организованная юридическая практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности
Правовая культура отдельной личности включает в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками правомерного поведения, близко примыкает к образованности и зависит от правовой информированности.
Содержание правовой культуры включает: знание права, отношение к праву, привычку соблюдать право (закон), правовую активность.
Структура правовой культуры включает: культуру правового сознания, правового поведения; культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.
Культура правового сознания – правовая интуиция, позволяющая отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого; правовые знания, представления и убеждения.
Культура правового поведения – наличие правовых ориентации, определенный характер и уровень правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.
Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.
Виды правовой культуры: правовая культура общества; правовая культура индивида; правовая культура социальных общностей (этносов, наций, народов).
Уровни правовой культуры: обыденная, профессиональная и доктринальная.
Обыденный уровень - характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта; ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры в том, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав.
Профессиональный уровень - складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.
Доктринальный уровень - опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Доктринальная правовая культура является необходимым условием (средством) совершенствования законодательства, развития науки и подготовки юридических кадров.
Функции правовой культуры:
- познавательная - освоение правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Данная функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества;
- регулятивная - направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка. Правовая культура обеспечивает следование правовым предписаниям и тем самым вносит упорядоченность в общественные отношения. Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы;
- коммуникативная - способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей, реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.
- прогностическая - охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.
- ценностно-нормативная - проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности. Данная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права.
Вывод:
Правовая культура - качественное правовое состояние личности, и общества, совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики.

Еще по теме § 2. Правовая культура общества: понятие, структура, виды, функции:

  1. ФИЛОСОФСКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НОВОЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ АКЦИОНЕРНОЙ МОДЕЛИ БАЛАНСИРОВКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Правовая культура -- общий уровень знаний, и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

В зависимости от носителя правовой культуры различают три ее вида:

1) Правовая культура общества - это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

2) Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовая культура личности предполагает:

а) наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

б) превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

в) готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

Правосознание и правовое мышление. Правовое мышление должно стать элементом культуры каждого человека;

Правомерное поведение;

Результаты правомерного поведения и правового мышления.

3) Правовая культура профессиональной группы - одна из форм правовой культуры общества, свойственная той общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки.

Профессиональной правовой культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности. Главное в профессиональной правовой культуре - высокое место права, его верховенство и соответствующее этому верховенству положение дел в правовом поле государства: подготовка юридических кадров, роль юридических служб во всех сферах общественной и государственной жизни, положение суда, адвокатуры, прокуратуры, нотариата, милиции, развитость научных юридических учреждений и эффективность работы юридических профессиональных общественных организаций и т.д.

Структура правовой культуры складывается из определенных частей и элементов: уровня развития правового сознания населения, уровня развития правовой деятельности, уровня развития всей системы юридических актов.

1. Уровень развития правового сознания населения.

Правовая культура зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, то есть от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов; насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение правовых предписаний и тому подобное.

2. Уровень развития правовой деятельности.

Правовая деятельность состоит из теоретической -- деятельности ученых-юристов, образовательной -- деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов, практической -- правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной деятельности.

Правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества.

Существенно влияет на правовую культуру и правоприменение, властная деятельность государственных органов, осуществляющих регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации.

3. Уровень развития всей системы юридических актов.

Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которого является конституция государства. Важен в целом и уровень развития всей системы нормативно -- правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, то есть отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве, свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы, то есть быть непротиворечивым, по возможности кратким, ясным и понятным для населения, быть опубликованным в доступном для населения источнике.

правовая культура личность

Правовая культура - многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это более высокая и емкая форма правосознания. “Под правовой культурой - пишут Каминская В.И. и Рестинов А.Р., - предлагается понимать систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей”.

Правовая культура - часть общей культуры или отдельной личности.

Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, повседневной, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Правовая культура - один из важнейших элементов правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности.

Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либерально-демократического правового принципа «не запрещенное законом дозволено». Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено. Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя решить ни одной серьезной проблемы.

Особенность правовой культуры состоит в том, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

Правовая культура предполагает высокое качество правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления и психологического воспитания правовой реальности; осознание специфических способов правовой деятельности правоохранительных органов; результатов реализации требований законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка

Правовая культура связана с правовым сознанием, опирается на него, однако является самостоятельной категорией, так как включает не только социально-психологические процессы, фиксируемые в соответствующих нормах права, но и юридически значимое проведение людей, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов. В правовую культуру входят те элементы общественного сознания, которые связаны с правовыми институтами и практикой их функционирования, формированием определенных вариантов правового поведения людей в обществе, в коллективе.

Структурными элементами являются: правоотношение, правовое поведение, правосознание, создание и функционирование правовых учреждений, применение норм права.

Кроме того, элементами (подсистемами) правовой культуры являются уровневые состояния, т.е. «степени правового развития» таких компонентов системы правовой жизни общества, как:

  • 1) правовые тексты (акты-документы и тексты, имеющие юридическое содержание);
  • 2) правовая деятельность (теоретическая и практическая);
  • 3) правовое сознание (включая когнитивный, эмоциональный и установочный его компоненты);
  • 4) субъект-носитель правовой культуры (общество, классы, нации, народности, коллективы, отдельные индивиды)

В зависимости от носителя правовой культуры различают: правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Рассмотрим правовую культуру личности. Правовая культура личности это прежде всего уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием и опирается на него.

Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются : 1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания; 2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение); 3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта; 4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; 5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами; 6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

Ведущий себя культурно правовой человек предпочитает лично ознакомиться с правовыми актами (законами, приказами, договорами. и.т.д.), выбрать нужные юридические средства и возможности и действовать в соответствии с ними, считая их, социально значимыми. Следовательно, не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы можно считать правокультурным человеком. Таковым является тот, у кого знания юридических правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто следует им в своей деятельности.

Знание законов выполняет роль стимула правомерного поведения лишь тогда, когда оно приобретает для человека личностный смысл, когда он заинтересован в этом знании и выражает готовность в соответствии с требованиями права. В иных случаях социально значимая роль такого знания по крайней мере не бесспорна. Об этом свидетельствуют проведенные в нашей стране многочисленные социологические исследования, согласно которым правонарушители нередко знают юридические нормы не хуже, а подчас и лучше остальных граждан. Поэтому обязательный элемент правовой культуры гражданина - уважительное отношение к действующим нормам, следование их требованиям.

Итак, Суть правовой культуры личности можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение.

От правовой культуры личности следует отличать правовую культуру отдельных социальных групп и общества в целом . Групповая правовая культура характеризуется уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Она ощущает на себе воздействие господствующих в обществе ценностных ориентаций и влияние отдельных личностней, которые придают этим ориентациям тот или иной характер. Правовая культура общества - это составная часть созданных им духовных ценностей. Она включает в себя такие «показатели», как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.

Функции:

Говоря о функциях правовой культуры, можно выделить такие функции: познавательная, регулятивная, нормативно-ценностная, коммуникативная, прогностическая.

  • 1. Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правого наследия прошлых эпох и достижения отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой непосильный вклад в улучшение жизни нашего общества.
  • 2. Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создания устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающую нашу жизнь более стабильной.
  • 3. Нормативно-ценностная функция правой культуры состоит в том, что, совершая определённые поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки подвергают одобрению, а другие критическому анализу.
  • 4. Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личностных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массой информации и другими видами искусства.
  • 5. Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

Понятие правовой культуры

Правовая культура есть важная составляющая куль­туры вообще, то есть культуры в общесоциальном смысле. Последняя имеет множество определений, из кото­рых в контексте данной темы предпочтительным пред­ставляется понимание культуры как способа организа­ции жизни общества на том или ином отрезке истории. Культуру можно изучать на "макроуровне", то есть сквозь призму общества в целом, и на "микроуровне" как отражение культурной организации общества в со­знании человека.

Правовая культура "в целом" есть способ организа­ции правовой сферы жизни общества, сложившаяся социальная практика в этой облас­ти. Американский профессор Л. Фридмэн справедливо видит в правовой культуре то, "что движет правовым процессом". Он сравнивает ее с "общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон при­меняется на практике, как его избегают или как им зло­употребляют".

Правовая культура имеет 4 уровня (аспекта) своего проявления:

1) доктринально-философский - идеи, концепции, теории права;

2) нормативный - совокупность действующих в обществе правовых норм;

3) институционный - совокупность правотвор­ческих и правоприменительных институтов, с помощью которых создаются и применяются нор­мы;

4) социологический - правоотношения, применение права, юридическая практика. На этом последнем уровне складывается своего рода "общий знаменатель" всех предшествующих элементов (сторон) правовой культуры.

Правовая культу­ра - это реализованная в повседневной жизни система знаний о праве и государстве, иначе говоря, это реали­зованное правосознание. Поэтому правосознание составляет как бы стержень, внутреннюю основу правовой культуры, как убеждения людей составляют сердцевину их поступков.

Правовую культуру определяют:

  • степень развитости правосознания населения;
  • уровень развития правовой деятельности;
  • степень совершенства всей системы правовых актов.

Правовая культура общества является условием обеспечения свободы, безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности, гражданской активности. Она "заставляет" власть придать правовому статусу человека юридическую значимость, обеспеченность законом и судом.

Правовая культура личности - это компонент правовой культуры общества. Она отражает степень и характер ее прогрессивного развития, обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида.

Являясь частью общей культу­ры общества, правовая культура характеризуется следующими факторами:

Реальной потребностью в праве;

Состоянием законности и правопорядка в стране;

Степенью развитости в обществе юридической науки и юри­дического образования.

Структура, виды и функции правовой культуры

Структура правовой культуры - это право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов.

Правовая культура личности выражается в трех состояниях - в правовых культурных ориентациях, в творческой деятельности по их реализации и в результатах реализации этих ориентаций. Правовая культура личности является показателем социальной развитости человека: с точки зрения ее уровня и с точки зрения ее направленности (типа). В этой связи можно говорить о таких видах правовой культуры как: цивилистической (гражданско-правовой), криминалистической, административной и судебно-процессуальной.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

* психологический элемент (правовая психология);

* идеологический элемент (правовая идеология);

* поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Структура правовой культуры общества имеет следующие уровни:

· уровень правосознания и правовой активности общества;

· уровень развития права (культура юридических текстов и т.п.);

· культура правотворческой, правоприменительной и правоох­ранительной деятельности.

Правовая культура на "микроуровне" отражает со­стояние правосознания индивида, то есть степень зна­ния им права и степень уважения к нему, а также соответствующие стереотипы поведения.

Правовая культура "в целом", понимаемая как сло­жившаяся практика в правовой сфере жизни обще­ства, есть синоним понятия "правовая система". Здесь термин "система" применяется к праву на наиболее высоком уровне абстракции. Понятие правовой сис­темы позволяет получить "многомерное" представле­ние о праве той или иной страны или эпохи. Право­вая система есть одна из подсистем общества (наряду с экономической, политической и т. д.). Поэтому она изучается в "связке" и во взаимодействии с "внеш­ней" средой. Если "внутриправовые" системные об­разования (система права, система законодательства) состоят из однородных элементов (правовых норм, нормативно-правовых актов), то правовая система включает в себя те самые разнородные элементы, ко­торые мы уже перечислили при рассмотрении правовой культуры.

Правовая система постоянно взаимодействует с "внешней" средой, прежде всего, путем обмена ин­формацией. Так, общество (его классы, социальные группы) "сигналит" о своих потребностях, требую­щих правового закрепления. Отражая эти потребнос­ти, правовая система "выдает" соответствующие правовые предписания. При этом каналом воздействия на нее является общественное правосознание, кото­рое - через, правотворчество - материализуется в нормах права. Последние, в свою очередь, через правоотношения, применение права и т. д. воплоща­ются в социальных отношениях. Эти отношения со временем изменяются, вновь требуют корректировки права - и процесс возобновляется. В итоге возникает своеобразный "круговорот" в сфере взаимодействия права и общества, в рамках которого происходит по­стоянное превращение социального в правовое, а пра­вового - в социальное.

Отмечаются также такие уровни (виды) правовой культуры как: обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический.

Обыденный уровень правовой культуры ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры такова, что, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, она проявляется на уровне здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении, исполнении юридических обязанностей и использовании субъективных прав. Практически она представляет собой огромный массив цивилизованного каждодневного поведения.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у тех лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью, т.е. у юристов.

Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то его отдельных направлений. Теория правовой культуры как форма концептуального осознания интересов и потребностей человека в правовом регулировании тех или иных сфер общественной жизни может и должна являться идейно-теоретическим источником права.

Правовая культура выполняет специфические функции :

· познавательно-преобразовательную,

· праворегулятивную,

· ценностно-нормативную,

· правосоциализаторскую,

· коммуникативную,

· прогностическую.

Таким образом, правовая культура как социальная практика в правовой сфере жизни общества складыва­ется в рамках правовой системы.

В переходные исторические эпохи общество и пра­во могут утрачивать качество системности, что прояв­ляется обычно в кризисном состоянии правовой культуры. Пример тому - современная Россия, пережива­ющая именно такую полосу своей истории. С преодо­лением в ней кризисных явлений начнется процесс раз­вития правовой культуры на новых социальных осно­вах.

Взаимосвязь правосознания с правовой культурой и воспитанием

Связь правосознания с правовой культурой (как отмечалось выше) проявляется в том, что от ее определенного уровня зависит качество правосознания, которое может быть обы­денным или научным.

В общем плане под термином "культура" принято понимать совокупность материаль­ных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, которые характеризуют определенный уровень его развития.

Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития.

Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состо­яния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприме­нительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияю­щих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Правовая культура функционирует во взаимодействии с други­ми областями или сферами культуры: политической, нравствен­ной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господству­ющей культуре данного общества, так и отдельным ее облас­тям. Обеспечение максимального взаимного соответствия меж­ду всеми элементами правовой культуры - главное направление укрепления в обществе законности и правопорядка.

Правовая культура, являясь частью общественной, приобретает ее основные свойства, но в то же время имеет ряд особенностей.

Правовая культура (в узком смысле этого слова)- это общее состояние законодатель­ства, работы правотворческих и правоприменительных органов, правосознания отдельных граждан и населения всей страны, выражающее уровень развития права, его место и роль в жизни общества.

Правовая культура в широком ее понимании представляет собой не просто надлежащий уровень правосознания. Как отмечает выдающийся теоретик права С. С. Алек­сеев "... главное в правовой культуре - высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права и т.д.)".

Применительно к личности каждого гражданина в рассмат­риваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая культура - это глубокие, объем­ные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное от­ношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами закон­ности, т. е. высокая степень владения правом в предметно-прак­тической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессий, уровень специальной подготовки.

Низкий уровень правовой культуры членов общества, а в особенности государственных служащих, оказывает пагубное воздействие на отношение населения страны к праву вообще и предписаниям законов в частности. Он является благодатной почвой для развития правово­го нигилизма , следствием которого является неуважение и нарушение правовых норм. Еще древние римляне понимали, что расшатать уважение к закону легко и просто, а вот восстано­вить его авторитет трудно и мучительно. Естественно, определенный уровень правовой куль­туры приобретается человеком не с рождения. Он достигает его в процессе правового воспи­тания, которое осуществляется с помощью разнообразных средств и методов: самовоспита­ния, правовой пропаганды, обучения, юридической практики.

Правовая культура - это состояние правовой жиз­ни общества, выраженное в высоком уровне право­вой деятельности, юридических актов, правосознания, правового развития субъекта, а также степени гаран­тированности государством прав и свобод человека. Правовая культура личности - это знание и пони­мание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую обра­зованность человека, умение пользоваться правом, подчи­нять свое поведение требованиям юридических норм.

Высокий уровень правовой культуры населения явля­ется важнейшим признаком правового государства, обя­зательным условием его построения.

Как и правосознание, правовая культура подразделя­ется на общественную, групповую и индивидуальную. Высший уровень правовой культуры - правовая актив­ность. Она проявляется:

· в готовности к активным, сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права;

· в убеждении о необходимости служения закону как высшей ценности.

Социально-правовую активность следует отличать от право­мерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разгра­ничения здесь служат цель, средства ее достижения и общест­венно значимый результат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом юриста, и заключается в обязанности безупречно слу­жить закону.

Правовая активность или, точнее, интеллектуальная актив­ность, согласно концепции Д. Б. Богоявленской, имеет три уровня:

1) если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найден­ного способа действия, его интеллектуальная активность отно­сится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего сти­мула;

2) если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения, к формулированию закономер­ности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следова­телей и представителей других сходных профессий;

3) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристической - формальным приемом (спосо­бом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулиро­ванная извне, самостоятельная постановка проблемы - качест­венная особенность личностей, обладающих этим уровнем ин­теллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристи­кой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы.

Правовая культура характеризуется состоянием пра­восудия, законности и правопорядка. В нее входят ценно­стные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наи­высшими среди них являются ориентация на общечело­веческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами.

Правовая культура личности тесно связана с право­сознанием. В то же время она шире правосознания, по­скольку включает в себя помимо правовой психологии и правовой идеологии еще и юридически значимое пове­дение.

Не все, что относится к области права и правовой действитель­ности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой цен­ность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться блага­ми свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.

3. Правовое воспитание

Понятие, формы и методы правового воспитания

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность го­сударственных органов и общественности по формированию у граж­дан и должностных лиц правосознания и правовой культуры. Основными направлениями правового воспитания в современном обществе можно считать:

· формирование правосознания и правовой культуры в семье;

· обучение основам права и воспитания правовой куль­туры в школе;

· профессиональная правовая подготовка в высших учеб­ных заведениях юридического (и родственного) профиля;

· самовоспитание;

· распространение правовых знаний средствами массо­вой информации;

· выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;

· осуществление правовой пропаганды государственны­ми органами и их должностными лицами;

· создание компьютерных баз данных, распространение правовой информации через Интернет.

Право­вое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следую­щие составные части:

a. субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие);

b. объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы и т.д.);

c. содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, опыту и т.д.);

d. методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение);

e. формы воспитания:

· профессиональное юридическое образование;

· правовое воспитание населения (лектории, общественные консультации и т.д.);

· правовое воспитание правонарушителей правоприменительны­ми (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятель­ность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвока­туры и т.д.).

Данный процесс осуществляется государственными ор­ганами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

Правовое воспитание граждан - это формирование в правосознании граждан России такой совокупности, которая включала бы:

a. Знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения.

b. Глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку.

c. Умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями.

d. Привычка поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями.

e.Прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

Основные способы правового воспитания: убежде­ние; предупреждение; поощрение; принуждение; наказание.

Таким образом, правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан России всей совокупностью правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Истоки правового нигилизма и возможности его профилактики

Правовой нигилизм представляет собой на­правление общественно-политической мысли, отрицающей со­циальную и личностную ценность права и считающей его наиме­нее совершенным способом регулирования общественных от­ношений. Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания, правовой нигилизм име­ет различные формы проявления: от равнодушного, безразлич­ного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

К основным причинам распространенности правового нигилиз­ма относят:

1. исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;

2. теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;

3. правовую систему, в которой господствовали админист­ративно-командные методы, секретные и полусекретные под­ законные нормативно-правовые акты, а конституции и немного­ численные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

4. количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принима­емых законов, длительность процесса осуществления всех ре­форм, в том числе судебной. С одной стороны, от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, а с дру­гой - стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. воз­ведения в абсолют роли права и других правовых средств.

Теоретические предпосылки правового нигилизма в обществе находятся также в следующем:

· ряд положений марксистско-ленинского учения, куль­тивируемого в советском обществе, отрицающих и иска­жающих роль и значение права;

· отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке;

· новейшие и старые правовые учения, разделяющие "писаное" и "неписаное" право;

· ошибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права.

В юридической теории и практике отмечают следующие формы выражения правового нигилизма :

Правовой дилентантизм – неумелое использование правовых знаний, нежелание их углубить, поверхностное и часто неверное усвоение им понимание законов – вольное обращение с законом или с оценками юридический ситуаций.

Правовой скепсис – отношение к праву, которое основано на неверии в его возможности регулирования общественных отношений, обеспечения справедливости, равенства и свободы в обществе.

Правовой цинизм – откровенно-грубое игнорирование правовых требований, произвол и беззаконие.

Правовой экстремизм – характерен для националистических, террористических, иных подобных группировок и проявляется в использовании внеправового принуждения, откровенного насилия.

Юридический фетишизм – гипертрофированное представление о «магической» роли и значении юридических средств в решении социально-экономических, политических и других задач.

Правовой нигилизм - глубинная основа правовой демагогии.

Правовая демагогия - это стиль и метод идеологического и организованно-управленческого воздействия на правосознание (чувства, представления, действия) людей, заключающееся в стремлении должностных лиц либо различных объединений граждан (иностранцев) посредством правовой терминологии (путем ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности) добиться достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом "пользы народа" и "благосостояния государства"

В современном обществе формы правового нигилизма находят свое выражение в следующем практическом поведении отдельных групп и слоев населения :

· Прямое сознательное нарушение законов и подзакон­ных актов:

· Массовое неисполнение и нарушение правовых норм

· Распространение антиправовой психологии

· Нарушение законов и подзаконных актов в угоду "це­лесообразности"

· Массовое нарушение прав и свобод человека

В качестве специальных средств сведения к минимуму право­вого нигилизма следует назвать: обеспечение должного качест­ва принимаемых законов, упрочение законности, повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом, приведе­ние в соответствие с потребностями времени правового воспита­ния населения, профессионального обучения и воспитания юри­стов, других должностных лиц. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня право­вой культуры всех субъектов правоохранительной системы.

Признаками современного российского право­вого нигилизма являются:

♦ широкая распространенность и повсеместность (в быту, среди различных классов и социальных групп - чиновни­ков, бизнесменов и др.);

♦ многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно);

♦ высокая степень агрессивности и неподконтрольности;

♦ соединение правового нигилизма с формами социаль­ного и иного протеста (особо жестокие антиправительст­венные выступления, перекрытие железных дорог);

♦ усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.);

♦ эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях как должного и имеющего свои преимущества явления).

Правовое воспитание тем важно, что в повседневной жизни сознание каждого индивида проявляется через его деятельность в различных сферах общественной жизни. Именно правосознание, господствующее в обществе, позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия для развития как самого общества в целом, так и для каждого отдельного гражданина. В тоже время правовое воспитание позволяет исключить деформацию правосознания и правовой нигилизм, что особенно важно в отношении у специальной группы общества, выполняющей функции государственного управления.

Деформация профессионального сознания сотрудников правоохранительных органов:

a) юридическая индифферентность (безразличие к проблемам установления в российском обществе режима законности, правового порядка, надежной охраны и защиты прав и свобод граждан; от юридического равнодушия, безразличия - один шаг до отрицания ценности права);

b) правовой нигилизм (установка на правоохранительное бездействие, административный зуд, произвольное толкование закона, действие своих неписаных законов и др.);

c) перерождение профессионального правосознания в преступную форму (потеря нравственных, культурных, правовых ориентиров, замена их криминальными установками, предательство, измена).

К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся:

· укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лица­ми, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов);

· реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов;

· гарантированность прав и свобод человека;

· совершенствование правовой системы;

· обеспечение в стране правопорядка;

· правовое воспитание.

Правовой идеализм: причины, формы и пути его преодоления

Правовой идеализм - это переоценка права и его возможностей.

Основнымиформами проявления правового идеа­лизма являются:

· нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторван­ной от жизни (в том числе противопоставление "писано­го" и "неписаного" права);

· слепая вера граждан в "хорошие законы", которые спо­собны быстро изменить жизнь;

· буквальное восприятие права как средства регулирова­ния общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отноше­ния регулируются не только правом;

· идеалистическое отношение к праву со стороны зако­нодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непо­нимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы);

· неадекватное понимание должностными лицами и го­сударственными органами возможностей закона (их силь­ное преувеличение), а также пределов правового воздей­ствия (не все общественные отношения можно отрегули­ровать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения" правовых норм, например: личные, семейные, отно­шения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кав­каза и т. д.);

· увлечение формальной стороной права (например, при рассмотрении многих судебных дел).

К причинам распространения правового идеа­лизма в российском обществе относятся:

♦ особенности исторического развития, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых де­мократических традиций;

♦историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) - запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозгла­шение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуще­ствление многих государственных замыслов - строитель­ство громадных сооружений, рытье каналов, переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и от­мена социализма сверху;

♦ культивируемый десятилетиями и столетиями "право­вой голод";

♦ идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву;

♦ неразвитое и деформированное правосознание;

♦ юридическое невежество;

♦ дефицит политико-правовой культуры.

Основными путями борьбы с правовым идеа­лизмом являются:

· укрепление режима законности в стране;

· гарантированность прав и свобод граждан;

· уменьшение частоты принятия и количества норматив­но-правовых актов, улучшение их качества;

· уделение законодателем внимания реальности, близо­сти к жизни принимаемых, им актов;

· усиление реалистичности юридический науки;

· создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов;

· правовое воспитание.

Правовой идеализм и правовой нигилизм - родственные, взаимно связанные явления.

Рано или поздно правовой идеализм превращается в пра­вовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает пра­вовой идеализм. Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с пра­вовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.

Правовая культура – 1) совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц; 2) совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура общества охватывает все ценности, создан­ные в сфере права, в том числе ясные законы, совершенная законо­дательная техника, развитая правовая наука, высоко организованная юридическая практика и другие качественные достижения в об­ласти правовой деятельности

Правовая куль­тура отдельной лич­ности включает в себя высокий уровень правосознания и каче­ственное овладение навыками правомерного поведения, близко примыкает к образованности и зависит от правовой информиро­ванности.

Структура правовой культуры включает: культуру правового сознания, правового поведения; культуру функционирования законодательных, судебных и право­применительных органов.

Культура правового сознания – правовая интуи­ция, позволяющая отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого; правовые знания, представления и убеждения.

Культура правового поведения – наличие пра­вовых ориентации, определенный характер и уровень право­вой активности, благодаря которой личность приобретает и раз­вивает правовые знания, умения и навыки.

Правовая культура законодательной и правоохранительной сис­тем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.

Виды правовой культуры: правовая культура общества; правовая культура индивида; правовая культура социальных общностей (этносов, наций, народов).

Уровни правовой культуры: обыденная, профессиональная и доктринальная.

Обыденный уровень - характеризуется отсут­ствием системных правовых знаний и юридического опыта; ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры в том, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав.

Профессиональный уровень - складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоох­ранительных органов. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Доктринальный уровень - опирается на зна­ние всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабаты­вается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Доктринальная правовая культура является не­обходимым условием (средством) совершенствования законода­тельства, развития науки и подготовки юридических кадров.

Функции правовой культуры:

- познавательная - освое­ние правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Данная функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества;

- регулятивная - направлена на обес­печение эффективного функционирования всех элементов право­вой системы и создания устойчивого правопорядка. Правовая культура обеспечивает следование правовым предписаниям и тем самым вносит упорядоченность в общественные отношения. Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы;

- коммуникативная - способствует со­гласованию общественных, групповых и личных интересов, обес­печивает социальное сплочение людей, реализуется в правовом общении, в процессе получения образова­ния, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

- прогностическая - охватывает тен­денции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности на­селения и другие изменения правовой системы.

- ценностно-нормативная - проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности. Данная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права.

Вывод:

Правовая культура - качественное правовое состояние личности, и общества, совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики.

ЛИТЕРАТУРА:

Абдигалиев А.У. Деформация правовой культуры: понятие, последствия, пути преодоления// История государства и права. 2006. № 3.

Байниязов Р.С. Абстрактное правосознание и правовой менталитет// Право и политика. 2003. № 4.

Бобылев А.И. Правовое сознание и правовая культура// Право и государство: теория и практика. 2005. № 3.

Виноградов Н.А. Правосознание и национальная идея// История государства и права. 2005. № 4.

Горбатова М.К., Домнина А.В. Профессиональное правосознание как элемент правовой культуры общества// Российская юстиция. 2010. № 5.

Донченко Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общественное явление// Юрист. 2005. № 6.

Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993.

Певцова Е.А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Современное право. 2003. № 8.

Смоленский М.Б. Правовая культура и идея государственности// Государство и право. 2009. № 4.

Соколов Н.Н. Профессиональное сознание юристов. М., 1988.

Тенилова Т.Л. Отражение временных свойств в общественном сознании современной России// «Черные дыры» в российском законодательстве. 2005. № 2.

Файзулин Г.Г. Юридическое образование – важное условие формирования гражданского общества и правового государства в России// Государство и право. 2001. № 3.

Шаповалов И.А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания// Государство и право. 2005. № 4.

Щегорцев В.А. Социология правосознания. М., 1981.

Юрашевич Н.М. Правосознание и право: общность и различия// Государство и право. 2005. № 7.

ГЛАВА 14. НОРМЫ ПРАВА

Понятие нормы права

Норма права – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения.

Существенные признаки нормы права:

1. норма права - общее правило поведения. Это означа­ет, что государство адресует норму права не конкретным индиви­дам, а всем субъектам права - физическим и юридическим;

2. норма права - обязательное правило поведения. Ненадлежащее исполнение либо несоблюдение норм права влечет принятие мер государственного принуждения. Она рассчитана на определенный круг уполномоченных и обязанных лиц; предполагает неоднократное действие; вступает в действие всякий раз, когда налицо условия, ею предусмотренные;

3. норма права - формально-определенное поведе­ние. Правовые нормы формулируются в официальных докумен­тах в виде точных предписаний, чем обеспечивается их правиль­ное и единообразное понимание и реализация;

4. норма права - двустороннее правило поведения. Предписание, которое закрепляет норма, включает в себя права и обязанности участников правоотношения: выполнение обязанностей одной стороной влечет использование прав другой стороной. Таким образом, норма права носит представительно-обязывающий характер, одним субъектом пре­доставляя право, а на других возлагая обязанности;

5. норма права - системное правило поведения. Каж­дая норма права регулирует общественные отношения в единстве с другими нормами, то есть как элемент системы права, находя­щийся во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами. Так, нормы материального права, т.е. конкретные правила поведения, находятся как в определенных связях с другими материальными нормами права, так и с процедурными, процессуальными нормами права;

6. норма права - институциональное правило по­ведения. Предписание, закрепленное нормой права, исходит от государства и является его властным велением, охраняющим го­сударственно значимые общественные отношения;

7. норма права – содержание правовой нормы определяется объективной природой конкретного виды общественных отношений, упорядочить которые она призвана;

8. норма права определяет границы возможного и должного поведения в кон­кретных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы субъектов права.

Вывод:

Норма права - это общеобязательное, социально-определенное, представительно-обязывающее системное правило поведения, установленное либо санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности уча­стников общественных отношений и являющееся критерием оцен­ки поведения как правомерного либо неправомерного.

С помощью правовых норм государство закрепляет и охраняет существующие отношения, способствует развитию новых про­грессивных отношений, ограничивает и вытесняет отношения, которые противоречат государственной политике.

Структура норм права

Норма права имеет определенную структуру, то есть, внутреннее строение и связь ее элементов. Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой содержит­ся условие ее реализации. Например, в уголовном праве в каче­стве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вме­няемость; в семейном праве согласие, возраст и другие жизненные обстоятельства являются условиями действия нормы о заключении брака.

Диспозиция - это часть нормы права, которая формули­рует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве в ряде других регулятив­ных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных от­раслях большинство диспозиций содержит признаки запрещен­ных деяний.

Санкция - это часть нормы права, в которой указаны пра­вовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и ад­министративном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Таким образом, в большинстве случаев санкцией правовой нормы называется нормативное определение мер государственного принуждения, применяемых в случае правонарушения и содержащих его итоговую правовую оценку. Однако в трудовом праве и ряде других отраслей в каче­стве позитивных санкций предусматриваются поощрительные меры.


Похожая информация.