Правила использования гражданами фликеров в целях обеспечения личной безопасности. Фликеры - это индивидуальное средство защиты пешехода на дороге! Обязательно ли носить световозвращатели


В последние годы наша местная ГАИ активно борется с пешеходами, которые в тёмное время суток перемещаются по городу без фликеров. Причём делает это где нужно и где не нужно. Так, например, излюбленное место ловли «нарушителей» — это часть улицы Станционной, ведущая к вокзалу.

Всё бы ничего, да участок, который инспектора избирают для своей «охоты», является с недавних пор «Жилой зоной». А вот штрафовать за «фликер» в жилой зоне не совсем правильно, о чём, кстати, неоднократно заявляли в прессе сами гаишные начальники.

Но для начала напомним нашим согражданами, что оштрафовать за фликер нас могут лишь в одном случае – когда мы идём по неосвещённой дороге в тёмное время суток. В ПДД это описано так: Пешеход обязан: п. 17.1. двигаться по тротуару , пешеходной или велосипедной дорожке , а при их отсутствии - по обочине .

В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств .

При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами;

Всё! Больше нигде мы фликер надевать не должны! Только при движении по краю проезжей части . То есть – по дороге. Ещё конкретнее: по краю асфальта, если дорога – асфальтированная. Ни в парке, ни на тротуаре, ни на обочине дороги инспектор ГАИ не может привлечь нас к ответственности по ст. 18.23 КоАП РБ, по которой и штрафуют тех, кто попадается «без фликера». Кстати, помимо штрафа от одной до трёх базовых величин данная статья предусматривает и такую меру, как предупреждение. Хотя, наверняка, наши инспектора не очень охотно сообщают о такой возможности. Планы нужно выполнять!

Кстати! Переходить (пересекать) проезжую часть можно без фликера. Об этом тоже нужно знать и пресекать действия особо ретивых инспекторов, которые пытаются оштрафовать нас при попытке просто перейти дорогу – якобы, мы не обозначили себя на проезжей части. Ведь в данном случае пешеход не двигается по краю проезжей части. Об этом прямо сказано в пункте 17.3 ПДД: «При пересечении проезжей части дороги по подземному, надземному, наземному пешеходным переходам и перекресткам в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающими элементами» .

Обратите внимание: «рекомендуется», а не «обязан». Но вернёмся к нашей жилой зоне, где мостовские гаишники частенько охотятся на путешественников, которые спешат к поездам или с поездов к своим домам. Видимо, эти люди кажутся представителям правоохранительных органов лёгкой добычей, ибо с большими сумками да в спешке спорить с милицией как-то не слишком удобно. Да и знаков «жилая зона» в темноте не видно.

Так имеют ли они право штрафовать «за фликер» в жилой зоне? Давайте посмотрим в Правила. Что такое «жилая зона»?

2.21.жилая зона - территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Жилая зона » и «Конец жилой зоны », а также дворовая территория, прилегающая к жилой застройке.

В данном определении нет ни слова о проезжей части. Есть некая территория, обозначенная знаками, и придворовая территория. Кстати, движения автомобилей в жилой зоне ограничивается скоростью в 20 км/ч. Не заметить пешехода при такой скорости движения даже безо всяких фликеров, согласитесь, очень трудно. Разве что двигаясь без включённого ближнего света фар, что в тёмное время суток запрещено правилами. Так зачем в жилой зоне фликер? Весьма обтекаемо, но в смысле «нет, не нужен» отвечает на этот вопрос и начальник отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД Миноблисполкома Олег Тюрин, комментируя ситуацию с фликерами: «В жилой зоне транспортному средству разрешается двигаться со скоростью не более 20 км/ч — это предписано Правилами, да и быстрее вряд ли поедешь: где из-за припаркованных на узких улочках автомобилей и трудностей при встречном разъезде, где из-за ям, где из-за «спящих полицейских», где из-за плотного пешеходного движения и т.д. В общем, водитель, двигаясь с малой скоростью, постоянно начеку, и у него ситуация «под контролем». При возникновении малейшей опасности он успевает затормозить и избежать аварии.

Что не скажешь о загородных трассах, где скорость основного транспортного потока 100-120 км/ч, это в лучшем случае».

То есть смысл высказывания понятен: в жилой зоне фликер не нужен, а вот на скоростных трассах… Но это вроде бы понятно. Хотя вот некоторым мостовским инспекторам – нет.

Впрочем, спорить с властью – себе дороже, поэтому тем согражданам, которые всё-таки передвигаются по Станционной в тёмное время суток, не обозначая себя «светоотражающими элементами», посоветую одно: сойдите всё же на обочину. То есть просто идите по грунту или травке рядом с асфальтом. Обочина не является краем проезжей части, поэтому по закону оштрафовать вас за «необозначенность» нельзя.

Если же вас всё-таки решили «привлечь», хотя вы уверены, что вы не нарушили правила, смело пишите в протоколе «не согласен», а в «замечаниях к протоколу» укажите, где конкретно вас оштрафовали (с ориентирами в виде ближайших строений и указанием места, где вы находились в момент остановки вас инспектором – на обочине, на тротуаре, на газоне). Надеяться на то, что инспектор честно и принципиально всё это напишет сам, мягко говоря, не стоит. Это, скажем так, не в его интересах. В идеале лучше всего заснять момент вашего общения с инспектором на видео, благо такая функция есть практически в любом современном телефоне. Вы имеете право без разрешения инспектора производить видеозапись, однако лишь до момента начала составления протокола. Запретить вам снимать должностное лицо никто не имеет права, даже если инспектор утверждает обратное. Ваш ответ прост – вы снимаете не его, а его незаконные действия для доказательства вашей невиновности в суде. А вот после начала составления протокола по закону требуется заявить ходатайство о видеосъёмке. Разумеется, обычно в таком разрешении отказывают. Хотя, казалось бы – чего бояться, если всё по закону?

Безопасность пешехода - дело рук самого пешехода. И один из главных моментов здесь - быть максимально видимым для водителя, особенно в темное время суток. Что же поможет издали разглядеть вас во тьме? Специальные называемые фликерами. Что это, как они выглядят, действуют и почему так актуальны, мы расскажем далее.

Фликеры - это...

Не нужно путать с термином, обозначающим восприятие человеком колебаний световых лучей, испускаемых искусственными устройствами освещения, которые вызываются скачками напряжения в электрической сети, питающей эти приборы.

В нашем случае фликер - это специальный аксессуар, выполненный в форме шеврона, нашивки, брелока, подвески и т. д. со светоотражающими частицами, предназначенный для ношения пешеходами в темные часы суток. Слово произошло от англ. flicker, что значит "мигать", "мерцать". Данное название для светоотражающих значков в нашей стране придумали специалисты компании "Современные системы и сети-XXI век".

Зачем нужны фликеры?

Фликер на сегодня - действительно реальный способ защитить себя на дороге. Все дело в действии этого светящегося брелока:

  • На изделии есть вставка из специального ребристого пластика. Свет от фар, фонарей и прочих ночных осветителей, попадая на нее, концентрируется и отражается уже в форме узкого светового пучка. В результате водитель видит перед собой яркий светоотражающий элемент на расстоянии уже 350-200 м (при дальнем свете). Заметен он не только при дальнем, но и при ближнем свете.
  • Когда вы переходите трассу в темноте без наличия фликеров, водитель при ближнем свете фар способен вас увидеть на расстоянии только в 25-50 м. Как показывает печальная статистика, этого разбега порой бывает слишком недостаточно, чтобы человек за рулем быстро среагировал и вовремя затормозил.

  • Факт того, что человек с таким ярким выделителем гораздо лучше виден водителю авто, подтвержден экспериментами и исследованиями. Так, ученые из Норвегии выяснили, что пешеход с фликером заметней в темноте и сумерках на 80%.
  • Половина всех дорожных аварий с участием пешеходов приходится на сумерки, темноту (согласно информации, представленной финскими исследователями). Причина - водитель вовремя не заметил пешехода, переходящего дорогу и не имеющего при себе фликера.
  • Было выяснено, что ношение фликеров маленькими пешеходами снижает детский травматизм на дорогах в 6,5 раз!

Каким может быть фликер

С первого взгляда фликеры - это значки, брелоки, аксессуары. Их можно прикрепить как на одежду, так и на сумку, рюкзак, велосипед или детскую коляску. Многообразие их на сегодня велико:

  • подвески;
  • брелоки-игрушки для детей;
  • значки с различными принтами;
  • светоотражающий самофиксирующийся браслет;
  • световозвращающий светодиодный браслет на застежке;
  • наклейка, которая светится в темноте;
  • отражающая свет кепка;
  • светоотражающий рюкзак;
  • световозвращающий жилет-накидка;
  • светящийся в темноте ремень.

Некоторые производители детской одежды начинают выпускать модели, уже имеющие в своей композиции светоотражающие элементы. В белорусском городе Витебске были представлены две коллекции одежды для женщин также с включением в дизайн вставок-фликеров.

Ношение фликеров - предписание дорожной полиции

В нашей стране фликеры - это, безусловно, новшество. Но, например, в Скандинавии, где так же рано темнеет и поздно светлеет в холодные времена года, как и в наших широтах, ношение пешеходами светоотражающих нашивок и брелоков - привычное дело.

Однако сегодня во многим российских городах проходят акции, в ходе которых дорожные полицейские раздают фликеры всем желающим абсолютно бесплатно. Делается это не только в рамках формальности, эти светоотражающие брелоки и нашивки - действительно отличные помощники пешехода в сумерках и темноте.

Мало того, с 1 июля 2015 года ношение светоотражающих вставок в РФ стало обязательным для пешеходов, переходящих трассу вне населенных пунктов в темное время суток или в условиях плохой видимости. Это предписывает п. 4.1 ПДД. За его нарушение придется выплатить определенный штраф.

"Правильный" и "неправильный" фликер

Действительно полезный фликер - это элемент, имеющий определенные характеристики. Давайте посмотрим, как отличить его от обычного сувенира или детского брелока-игрушки.

Не следует доверять также производителям одежды, которые заменяют традиционный пластик для фликеров стеклошариками в целях удешевления изготовления. Эффективность таких элементов гораздо ниже - их видно с меньшего расстояния, чем "традиционные" фликеры. Кроме того, они бесполезны, когда промокают, например в дождь.

Как следует носить фликеры?

Конечно, чем больше пешеход светится в темноте, тем лучше. Рекомендуемый ГИБДД минимум при этом такой:

  • По одной светоотражающей детали на правой и левой руке.
  • Один фликер спереди - на ремне или значок на груди.
  • Один светящийся элемент сзади - нашивка на спине или рюкзаке.

Таким образом, достаточно экипировать себя четырьмя фликерами, чтобы вас можно было заметить на дороге со всех ракурсов.

Несмотря на все перечисленные достоинства, фликер не будет панацеей, которая стопроцентно убережет вас от опасности на дороге. Ношение этого элемента эффективно вкупе со знанием хотя бы основных правил дорожного движения, которые помогут вам сохранить свою жизнь и здоровье. Только грамотный пешеход, будь то взрослый или ребенок, может быть уверен в своей безопасности на дороге. А фликер - его верный помощник в темное время суток.

Согласно требованиям правил дорожного движения, в частности пункта 17.1, «при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)». Пункт 17.3 Правил дорожного движения гласит: «При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)». Таким образом, пешеход, участвующий в дорожном движении в темное время суток вне освещенных участков дороги и если он не движется по тротуару, ДОЛЖЕН себя обозначить, а при переходе по пешеходному переходу пешеходу лишь РЕКОМЕНДУЕТСЯ обозначить себя световозвращающими элементами. Административная ответственность применяется только в случаях нарушения требования, описанного в пункте 17.1 Правил дорожного движения.

Как правильно носить фликер

Ежедневно за отсутствие фликеров в Беларуси привлекается к административной ответственности 200–300 пешеходов, сообщает пресс-служба УГАИ МВД. Световозвращающий элемент - это не оберег, его наличие само по себе не гарантирует безопасности. Водитель должен увидеть фликер - тогда он заметит вас и успеет отреагировать.
Добиться максимального эффекта от использования фликеров можно, если прикреплять их так, чтобы они были видны со всех сторон, советуют в ГАИ.
Светоотражающую ленту можно завязать на рукаве

или штанине, а подвеску пристегнуть булавкой к одежде.

Она должна висеть на высоте колена со стороны проезжей части. Лучше всего использовать одновременно два или больше световозвращателей - с правой и с левой стороны. Также напомним, что световозвращающие элементы только двух цветов - белого и лимонного - проходят сертификацию и соответствуют всем требованиям.



Красные, синие, зеленые фликеры - малоэффективны.


Правила дорожного движения о световозвращающих элементах

Глава 4. Права и обязанности пешеходов
17. Пешеход обязан:

17.1. двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии - по обочине. В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств. При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.
17.3. при отсутствии в пределах видимости пешехода подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.
При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземногопешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходурекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).

  1. В темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги в случае движения по обочине или по краю проезжей части дороги пешеход, ведущий велосипед, мопед, мотоцикл без бокового прицепа, обозначенный габаритными огнями, сигнальными фонарями или световозвращателями (световозвращающими лентами), должен двигаться по ходу движения транспортных средств.

Глава 19. Остановка и стоянка транспортных средств

  1. При вынужденной остановке транспортного средства на проезжей части дороги и в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять всевозможные меры для выведения его за пределы проезжей части дороги.
    Устранять возникшие технические неисправности транспортного средства по возможности необходимо вне проезжей части дороги. В случае устранения технических неисправностей транспортного средства на проезжей части дороги лицам, выполняющим такие действия, рекомендуется находиться в одежде повышенной видимости со световозвращающими элементами.

Трактовка правил

Можно находиться в темное время суток без световозвращающих элементов :

  • на тротуаре;
  • на пешеходной или велосипедной дорожке;
  • на освещенном переходе через проезжую часть дороги.

Крайне нежелательно оказаться без световозвращающих элементов:

  • пересекая освещенную проезжую часть вне перехода, в том числе, по линии перекрестка;
  • ведя по обочине или по краю проезжей части дороги велосипед, мопед или мотоцикл, пусть даже обозначенные габаритными огнями, сигнальными фонарями или световозвращателями;
  • устраняя технические неисправности транспортного средства на проезжей части.

Госавтоинспекция категорически против отсутствия фликеров:

  • при движении в темное время суток по краю проезжей части дороги;
  • при пересечении неосвещенной проезжей части вне перехода;
  • на неосвещенном переходе через проезжую часть дороги.

Уважаемые граждане! Брестским областным управлением Департамента охраны и подразделениями охраны области на постоянной основе осуществляется работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, велосипедистов, а также водителей гужевого транспорта по изъятию последних с проезжей части и не обозначенных светоотражающими элементами (фликерами), а также лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!

В арсенале ГАИ есть много профилактических мероприятий, призванных напоминать участникам дорожного движения о важности соблюдения различных требований ПДД. Мы, к слову, часто пользуемся возможностью присутствовать в . В самих таких акциях нет ничего плохого: да, несознательные и непросвещенные водители и пешеходы получают штрафы, зато расплачиваются за свои ошибки рублями, а не жизнями других людей.

Однако у нас без "перегибов на местах" невозможно. Одно дело, когда профилактическая акция имеет цель усилить безопасность, другое - отловить жертву и выполнить "план".

Об одном таком деле сегодня и пойдет речь. В октябре 2015 года инспекторы Мозырской ГАИ остановили во дворе дома №14 на бульваре Юности в Мозыре двух молодых людей "за движение по краю проезжей части в темное время суток и отсутствие при этом световозвращающих элементов", были составлены протоколы по ч.1 ст.18.23 КоАП.

По случайному стечению обстоятельств один из молодых людей оказался сыном , что рапорт сотрудника ГАИ не может служить доказательством в административном процессе.

К слову, тот случай закончился прекращением дела об административном правонарушении с формулировкой "за недоказанностью вины". В то же время уголовное дело в отношении должностных лиц, участвовавших в административном процессе, возбуждено не было, а судьи трех судов вплоть до заместителя председателя Верховного суда отказали Александру в компенсации понесенных расходов на адвоката и возмещении морального вреда.

Очевидно, опыт отца в судебных тяжбах и написании многочисленных жалоб во всевозможные инстанции имел принципиальное значение и в этот раз: забегая вперед, скажем, что и это дело об административном правонарушении было в итоге прекращено. Хотя и не так, как хотелось бы Александру. Но обо всем по порядку.

Кто кроется в деталях

"Вопросы по исполнению закона начались сразу после остановки моего сына и предъявления ему обвинения, - начинает свой рассказ Александр. - Он потребовал, чтобы я выступал его защитником. Я приехал на место, однако к участию в административном процессе меня не допустили. Отметку в протоколе о заявленном ходатайстве тоже не сделали.

Позже в материалах дела появился документ - протокол опроса инспектора ДПС, в котором он сообщил, что я "прибыл к месту совершения административного правонарушения и, ознакомившись с протоколом, сказал сыну, где поставить подписи". Но надлежащее отражение в документах ходатайство об участии защитника в процессе нашло только через три дня - 5 октября.

В жалобах мне приходилось подвергать критике буквально каждое действие представителей Мозырской ГАИ. Так, можно ли считать точным местом совершения административного правонарушения указанное в протоколе "ул. Б. Юности"?

Далее инспектор, составлявший протокол, сперва выступил как орган, ведущий административный процесс, а потом - как свидетель (почему это не соответствует закону, . - Прим. ред. ) . Его напарник также давал показания в качестве свидетеля, хотя в графе "Свидетели" протокола об административном правонарушении его имени нет. Спутник моего сына впоследствии тоже дал показания - как "очевидец", хотя закон не знает такого понятия. Но и его, присутствовавшего в момент составления протокола, никто в качестве свидетеля 2 октября не зафиксировал.

Особого внимания заслуживает фраза, содержащаяся в одном из последних постановлений ГАИ. Как следует из протокола, мой сын изначально настаивал, что с вмененным ему в вину правонарушением не согласен. Начальник ОГАИ в ответ указал: "изложенные выше показания считаю недостоверными", потому что они не подтверждаются протоколом опроса попутчика моего сына. С каких это пор законное право любого гражданина - несогласие с привлечением его к ответственности - считается недостоверным?!

В своих жалобах я неоднократно требовал оценить субъективную часть проступка моего сына - вину - его волевую и интеллектуальную составляющие. Однако этот момент вообще остался без внимания органа, ведущего административный процесс. Впрочем, чему здесь удивляться, если даже требования суда и закона ГАИ умудрилась проигнорировать.

Так, суд трижды отменял вынесенное местным ОГАИ постановление: 26 ноября, 25 февраля и 17 мая. Неоднократно суд требовал, чтобы дело моего сына было рассмотрено ИНЫМ должностным лицом. Но три из четырех обвинительных постановлений выносились начальником местного отдела ГАИ.

Наконец, последнее постановление ГАИ было вынесено с нарушением процессуальных сроков - через 2 месяца и 1 день после отмены предыдущего постановления. Формально при следующем обжаловании в суд это послужило поводом для прекращения дела об административном правонарушении.

Я знаю, что начальник Мозырской ГАИ в итоге получил дисциплинарное взыскание, однако расцениваю это как не более чем способ уйти от надлежащего ответа. Ведь точка в сути всего произошедшего так и не была поставлена. И таких оштрафованных во имя "плана" пешеходов у нас десятки и даже сотни!"

По краю чего шел пешеход?

"Сам факт предъявления обвинения молодому человеку требует пристального изучения, - уверен адвокат Павел Латышев . - По мнению ГАИ, он нарушил пункт 17.1 ПДД.

17.1. При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).

Поскольку момент наступления темного времени суток подтверждается данными гидрометеослужбы, а наличие/отсутствие светоотражающих элементов - установленный факт, в данном случае принципиальным является момент определить, следует ли считать участок, по которому двигался обвиняемый, "краем проезжей части дороги".

Проезжая часть дороги - элемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств и в случаях, предусмотренных ПДД, - для движения пешеходов.

Определив, что такое "проезжая часть дороги", разберемся, что такое ее край. В соответствии с пунктом f статьи 1 Венской конвенции "О дорожном движении" от 8 ноября 1968 года, на проезжей части, где крайняя полоса, или крайние полосы движения, или велодорожки предназначены для движения определенных транспортных средств, термин "край проезжей части" означает для других пользователей дороги край остальной части дороги.

Функциональная принадлежность площадки справа очевидна - это место стоянки автомобилей, расположенное на дворовой территории.

Жилая зона - территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками "Жилая зона" и "Конец жилой зоны", а также дворовая территория, прилегающая к жилой застройке (ПДД).
Земли под застройкой - земли, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), а также земли, прилегающие к этим объектам и используемые для их обслуживания (cт. 7 Кодекса Республики Беларусь "О земле").

Таким образом, молодой человек двигался НЕ ПО КРАЮ проезжей части дороги, как логически неверно определил инспектор ДПС, а по стоянке для автотранспорта, находящейся на дворовой территории. Это следует из норм ПДД, Венской конвенции о дорожном движении, а также из Кодекса Республики Беларусь "О земле".

Таким образом, в действии обвиняемого отсутствует нарушение пункта 17.1 ПДД, соответственно отсутствует и само событие административного правонарушения, вменяемое ему в вину.

В заключение необходимо отметить: любое дело об административном правонарушении, даже кажущееся изначально малозначительным, нуждается в очень подробном и пристальном изучении.

В привязке к данному случаю важно определить, во-первых, объективную составляющую: каков статус участка, по которому двигался пешеход, следует ли его считать "краем проезжей части"; зафиксировать момент наступления темного времени суток, то есть уточнить время захода солнца на дату совершения правонарушения.

Во-вторых, субъективная сторона правонарушения должна быть также исследована в полной мере, наряду с виной человека должны быть установлены и другие психические моменты, двигавшие им: мотив, цель, эмоции.

И этим должен заниматься не обвиняемый или его защитник. В соответствии с частью 2 статьи 6.1 ПИКоАП обязанность доказывания наличия оснований для административной ответственности, вины лица, в отношении которого ведется административный процесс, и обстоятельств, имеющих значение для дела об административном правонарушении, лежит на должностном лице органа, ведущего административный процесс".

Вердикт сайт

О несовершенстве нашего законодательства мы писали и говорили очень много. Но белые пятна не самая его большая проблема. Гораздо печальнее, что закон в глазах некоторых его стражей может быть резиновым. Хочу - потяну в одну сторону сроки, хочу - правила для дорог распространю на жилые территории… Хотя все изначально создавалось ради взаимной безопасности, а не удобного выполнения "плана".

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
Фото предоставлены героем материала и из архива редакции
сайт

P.S. Уходя, Александр рассказал, что сейчас в отношении его сына возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.339 "Особо злостное хулиганство" (изначально обвинение выдвигалось в рамках административного процесса), а также в суд поступило дело двухлетней давности по ч.1 ст.328 УК, где его сын выступал свидетелем, а сейчас без предъявления обвинения и выполнения всех предусмотренных УПК процедур стал обвиняемым. Наш собеседник видит в происходящем "последствия" своего многолетнего противостояния с местными правоохранительными органами.

Пешеходы намного реже, чем водители попадают в конфликтные ситуации с сотрудниками ГАИ. Ведь правил, которым должен подчиняться пешеход, гораздо меньше. И среди наиболее частых вопросов пешеходов – вопрос об обязанности обозначения себя световозвращающими элементами.
Ежедневно за отсутствие фликеров в Беларуси привлекается к административной ответственности 200–300 пешеходов, сообщает пресс-служба УГАИ МВД.
Там где не работает инстинкт самосохранения, может сработать страх потерять кровно заработанные. Однако, если за отсутствие фликера вас могут оштрафовать, то за его неправильное ношение – максимум «пожурят». А ведь световозвращающий элемент – это не оберег, его наличие само по себе не гарантирует безопасности. Водитель должен увидеть фликер – тогда он заметит вас и успеет отреагировать.
Добиться максимального эффекта от использования фликеров можно, если прикреплять их так, чтобы они были видны со всех сторон.
Светоотражающую ленту можно завязать на рукаве или штанине, а подвеску пристегнуть булавкой к одежде. Она должна висеть на высоте колена со стороны проезжей части.
Лучше всего использовать одновременно два или больше световозвращателей – с правой и с левой стороны.
Также напомним, что световозвращающие элементы только двух цветов – белого и лимонного – проходят сертификацию и соответствуют всем требованиям. Красные, синие, зеленые фликеры – малоэффективны.

Правила дорожного движения о световозвращающих элементах

Глава 4. Права и обязанности пешеходов
17. Пешеход обязан:
17.1. двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по обочине.
В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств.
При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами
17.3. при отсутствии в пределах видимости пешехода подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.
При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).
19. В темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги в случае движения по обочине или по краю проезжей части дороги пешеход, ведущий велосипед, мопед, мотоцикл без бокового прицепа, обозначенный габаритными огнями, сигнальными фонарями или световозвращателями (световозвращающими лентами), должен двигаться по ходу движения транспортных средств.
Глава 19. Остановка и стоянка транспортных средств
141. При вынужденной остановке транспортного средства на проезжей части дороги и в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для выведения его за пределы проезжей части дороги.
Устранять возникшие технические неисправности транспортного средства по возможности необходимо вне проезжей части дороги. В случае устранения технических неисправностей транспортного средства на проезжей части дороги лицам, выполняющим такие действия, рекомендуется находиться в одежде повышенной видимости со световозвращающими элементами.