Правила использования гражданами фликеров в целях обеспечения личной безопасности. Когда же нужно носить фликер? — детской коляске


Согласно требованиям правил дорожного движения, в частности пункта 17.1, «при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)». Пункт 17.3 Правил дорожного движения гласит: «При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)». Таким образом, пешеход, участвующий в дорожном движении в темное время суток вне освещенных участков дороги и если он не движется по тротуару, ДОЛЖЕН себя обозначить, а при переходе по пешеходному переходу пешеходу лишь РЕКОМЕНДУЕТСЯ обозначить себя световозвращающими элементами. Административная ответственность применяется только в случаях нарушения требования, описанного в пункте 17.1 Правил дорожного движения.

Как правильно носить фликер

Ежедневно за отсутствие фликеров в Беларуси привлекается к административной ответственности 200–300 пешеходов, сообщает пресс-служба УГАИ МВД. Световозвращающий элемент - это не оберег, его наличие само по себе не гарантирует безопасности. Водитель должен увидеть фликер - тогда он заметит вас и успеет отреагировать.
Добиться максимального эффекта от использования фликеров можно, если прикреплять их так, чтобы они были видны со всех сторон, советуют в ГАИ.
Светоотражающую ленту можно завязать на рукаве

или штанине, а подвеску пристегнуть булавкой к одежде.

Она должна висеть на высоте колена со стороны проезжей части. Лучше всего использовать одновременно два или больше световозвращателей - с правой и с левой стороны. Также напомним, что световозвращающие элементы только двух цветов - белого и лимонного - проходят сертификацию и соответствуют всем требованиям.



Красные, синие, зеленые фликеры - малоэффективны.


Правила дорожного движения о световозвращающих элементах

Глава 4. Права и обязанности пешеходов
17. Пешеход обязан:

17.1. двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии - по обочине. В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств. При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.
17.3. при отсутствии в пределах видимости пешехода подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.
При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземногопешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходурекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).

  1. В темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги в случае движения по обочине или по краю проезжей части дороги пешеход, ведущий велосипед, мопед, мотоцикл без бокового прицепа, обозначенный габаритными огнями, сигнальными фонарями или световозвращателями (световозвращающими лентами), должен двигаться по ходу движения транспортных средств.

Глава 19. Остановка и стоянка транспортных средств

  1. При вынужденной остановке транспортного средства на проезжей части дороги и в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять всевозможные меры для выведения его за пределы проезжей части дороги.
    Устранять возникшие технические неисправности транспортного средства по возможности необходимо вне проезжей части дороги. В случае устранения технических неисправностей транспортного средства на проезжей части дороги лицам, выполняющим такие действия, рекомендуется находиться в одежде повышенной видимости со световозвращающими элементами.

Трактовка правил

Можно находиться в темное время суток без световозвращающих элементов :

  • на тротуаре;
  • на пешеходной или велосипедной дорожке;
  • на освещенном переходе через проезжую часть дороги.

Крайне нежелательно оказаться без световозвращающих элементов:

  • пересекая освещенную проезжую часть вне перехода, в том числе, по линии перекрестка;
  • ведя по обочине или по краю проезжей части дороги велосипед, мопед или мотоцикл, пусть даже обозначенные габаритными огнями, сигнальными фонарями или световозвращателями;
  • устраняя технические неисправности транспортного средства на проезжей части.

Госавтоинспекция категорически против отсутствия фликеров:

  • при движении в темное время суток по краю проезжей части дороги;
  • при пересечении неосвещенной проезжей части вне перехода;
  • на неосвещенном переходе через проезжую часть дороги.

Уважаемые граждане! Брестским областным управлением Департамента охраны и подразделениями охраны области на постоянной основе осуществляется работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, велосипедистов, а также водителей гужевого транспорта по изъятию последних с проезжей части и не обозначенных светоотражающими элементами (фликерами), а также лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!

Людей, обозначенных световозвращающими элементами, на улицах Минска стало несравненно больше. Почему? Кто-то на вопрос корреспондента «АиФ» отвечал, что не хочет платить большой штраф: напомним, что согласно изменениям в статье 18.23. КоАП РБ с 23 февраля текущего года за отсутствие фликера у пешехода, участвующего в дорожном движении, ему придется выложить от 1 до 3 базовых величин (1 б.в. - 35 тыс рублей). Кто-то проявил сознательность - на всякий случай, без особого вникания в нюансы Правил дорожного движения (ПДД).

Хотя, казалось бы, в столице не может быть мест, в которых появление без световозвращающего элемента влечет за собой наложение штрафа. На этом настаивает и наш читатель, юрист Анатолий Науменко , рассказавший, что ему известны случаи, когда штрафам подвергались граждане, не нарушавшие ПДД. В своем письме Анатолий рассуждает: «Такое движение пешехода возможно в основном за пределами населенных пунктов, где отсутствуют тротуар, обочина, пешеходная/велосипедная дорожки. Но если на дороге между населенными пунктами, по которой движется пешеход в темное время суток без фликера, имеется специально обозначенная сплошной линией обочина, то он, двигаясь по ней, не может быть привлечен к административной ответственности по статье 18.23. КоАП РБ. Напомню, что ПДД обязывают пешеходов двигаться исключительно по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии по обочине в обоих направлениях дорожного движения, запрещая двигаться по краю проезжей части дороги при наличии тротуара, пешеходной или велосипедной дорожки, обочины. И только в случае отсутствия тротуара, пешеходной, велосипедной дорожки, специально обозначенной обочины или невозможности движения пешеходов по ним ПДД разрешают движение пешехода по краю проезжей части, но только навстречу движению транспортных средств. В данном случае пешеход обязан обозначить себя световозвращающим элементом».

Места для нарушений есть

Как говорится: доверяй, но проверяй поступившую информацию. Поэтому корреспондент «АиФ» вышла на улицы Минска в поисках правды и обнаружила по крайней мере три точки, где штраф за отсутствие у пешехода в темное время суток световозвращающего элемента будет обоснован. Например, около одного из гипермаркетов граждане смело двигаются по проезжей части, игнорируя обочину и даже не навстречу движению транспортных средств. Обнаружена подобная картина была и около одной из заправок, где отсутствуют какие бы то ни было элементы дороги. Сплошь и рядом такое можно встретить в частном секторе. Тем не менее, кто осведомлен, тот вооружен. Поэтому нелишне будет освежить память читателям, которые по каким-то причинам забыли или не очень внимательно изучали ПДД, права и обязанности пешеходов. И еще личный совет: даже если вы обозначили себя фликером (а тем более, если не обозначили), не теряйте бдительности на дороге и надейтесь только на себя. Безрассудно думать, что теперь все водители будут перед вами расступаться и объезжать. Проезжая часть - не место для самоутверждения. Не задерживайтесь на ней надолго, а если так складываются обстоятельства, будьте предельно внимательны и осторожны.

Начальник отдела научно-методического и правового обеспечения УГАИ МВД РБ Анатолий СУШКО :

Пешеход обязан обозначать себя световозвращающим элементом, когда движется по краю проезжей части навстречу движению транспортных средств. Обозначать себя световозвращающим элементом рекомендуется в темное время суток при переходе проезжей части. Логика понятна: водитель должен обнаружить пешехода. Конечно, нам бы хотелось чтобы норма была обязательной, потому что это позволит сохранить пешеходам жизнь.

В данной статье рассматриваем вопросы административной ответственности за отсутствие фликера (здесь и далее, фликер — световозвращающий элемент для пешехода): 1) правомерно ли административное взыскание? 2) каково минимальное взыскание: предупреждение или все же штраф? 3) как пешеходу обезопасить свою жизнь (здоровье) и кошелек в темное время суток? 4) как обжаловать неправомерные действия лица, ведущего административный процесс?

Поступает много вопросов о том, правомерно ли оштрафовали за фликер. Точнее — за его отсутствие. Однозначного ответа нет, так как сами ситуации разные. Но есть действующее законодательство. На него и попробуем ориентироваться.

Согласно п.17 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь 28.11.2005 № 551 (далее — ПДД), пешеход обязан:
17.1. двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по обочине.
В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств.
При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами;
17.2. переходить (пересекать) проезжую часть дороги по подземному, надземному пешеходным переходам, а при их отсутствии, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен, – по наземному пешеходному переходу (при отсутствии наземного пешеходного перехода – на перекрестке по линии тротуаров или обочин);
17.3. при отсутствии в пределах видимости пешехода подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.
При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).

За нарушение п.п.17.1 п.17 ПДД предусмотрена административная ответственность (ст.18.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З):
Статья 18.23. Hарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)
1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, –
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.
2. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –
влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.
3. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших создание аварийной обстановки, –
влечет наложение штрафа в размере от трех до восьми базовых величин.
4. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, –
влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.

Исходя из п.п.17.1 и 17.3 п.17 ПДД , при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход ДОЛЖЕН обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). В тоже время, при пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу РЕКОМЕНДУЕТСЯ обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).
Здесь логика законодателя не совсем понятна, ведь чтобы пересечь проезжую часть пешеход должен, неминуемо, пересечь и ее край. Соответственно, даже если вы станете доказывать, что пересекали проезжую часть дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка (в разрешенном в п.п.17.3 ПДД случае), то формально можете попасть под нарушение п.п.17.1 п.17 Правил.

Обратимся к понятийному аппарату (п.2 ПДД):
2.15. дорога – комплекс инженерных сооружений либо полоса земли, предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов;
2.34. обочина – выделенный конструктивно или сплошной линией горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и не предназначенный для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами;
2.45. перекресток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. Граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог. Не являются перекрестками пересечения с велосипедными, пешеходными дорожками и дорожками для всадников;
2.46. пешеход – физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на роликовых коньках, лыжах, на другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску, и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы;
2.49. пешеходный переход – участок проезжей части, предназначенный для движения пешеходов через проезжую часть дороги и обозначенный дорожными знаками «Пешеходный переход» и (или) горизонтальной дорожной разметкой;
2.55. проезжая часть дороги – элемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств и в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, – для движения пешеходов;
2.63. темное время суток – промежуток времени, который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца;
2.78. элементы дороги – одна или несколько проезжих частей дороги, трамвайные пути, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (за исключением велосипедных дорожек, расположенных обособленно от дороги), посадочные площадки, расположенные на проезжей части дороги и предназначенные для посадки (высадки) пассажиров в маршрутное транспортное средство, островки безопасности, выделенные конструктивно или линиями горизонтальной дорожной разметки, разделительные зоны, разделительные полосы, настилы железнодорожных переездов и обочины;

С учетом изложенного, можно сделать следующие выводы:
1) при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Соответственно движение в темное время суток по краю проезжей части дороги без фликера наказуемо (ст.18.23 КоАП);
2) движение в темное время суток без фликера по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по обочине, не запрещено ПДД, соответственно не наказуемо;
3) п.17.2 ПДД не запрещает в темное время суток без фликера переходить (пересекать) проезжую часть дороги по подземному, надземному пешеходным переходам – значит не наказуемо;
4) вот с пересечением проезжей части непосредственно по ней, сложнее: с одной стороны п.17.2 ПДД не запрещает в темное время суток без фликера переходить (пересекать) проезжую часть дороги по наземному пешеходному переходу (при отсутствии подземного или надземного пешеходных переходов, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен), а при отсутствии наземного пешеходного перехода – на перекрестке по линии тротуаров или обочин, а п.17.3 ПДД РЕКОМЕНДУЕТ в темное время суток надевать фликер при пересечении проезжей части дороги (в разрешенных ПДД случаях) вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка пешеходу (рекомендует, но также не запрещает движение без него). С другой стороны, пересекая проезжую часть непосредственно по ней, пешеход, как отмечалось ранее, неминуемо вынужден пересечь и ее край. А в таком случае он формально попадает под нарушение п.п.17.1 п.17 Правил. Вместе с тем, согласно ч.4 ст.2.7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З (ПИКоАП) сомнения в обоснованности вывода о виновности лица, в отношении которого ведется административный процесс, толкуются в его пользу. Поэтому одевать или не одевать фликер в этом случае, решать вам. Можно понадеяться, что сомнения будут трактоваться в вашу пользу.

Еще несколько вопросов:
Вопрос: Ночью я шел по обочине, остановили сотрудники ГАИ, составили протокол о том, что двигался без фликера. Правомерны ли действия?
Ответ: движение в темное время суток без фликера по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке и обочине, не запрещено ПДД, соответственно не наказуемо. Поэтому в ваших действиях состав административного правонарушения отсутствует. О чем необходимо сразу же сообщить, остановившему вас лицу. Однако, если протокол все же составлен. Необходимо внимательно ознакомиться с протоколом и другими документами. Скорее всего, там будет указано – «двигался по краю проезжей части». В панику бросаться не стоит. Внести запись в протокол о несогласии с нарушением и протоколом. В протоколе опроса изложить свои объяснения. Доказательствами вашей невиновности также могут быть показания свидетелей, видеозаписи с камер наблюдения и т.д.

Вопрос: Двигалась в темное время суток по краю проезжей части без фликера, была остановлена сотрудниками ГАИ, составили протокол о том, что двигалась без фликера. При этом сообщили, что если соглашусь с нарушением, получу минимум – штраф 1 БВ. Какое административное взыскание и в каком размере предусмотрено по ст.18.23 КоАП?
Ответ: если говорить о части первой, то нарушение влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин. Т.е., сотрудники слукавили, так как минимальное взыскание – предупреждение.

И так, чтобы пешеходу обезопасить свою жизнь и свое здоровье, а также свой кошелек от штрафа за отсутствие фликера, рекомендуем:
1) при движении в пределах дороги или рядом с ней обязательно надевать (использовать) фликер (световозвращающий элемент для пешехода);
2) периодически и внимательно читать ПДД. Особенно, что касается прав и обязанностей водителей и пешеходов, а также КоАП и ПИКоАП;
3) если уж приходится идти в темное время суток и, как назло, фликер забыли нацепить, то двигайтесь по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по обочине. (Кстати, двигаясь по обочине, можно включить запись видео на смартфоне. Мало ли, остановят, и предъявят, что следовали вы не по обочине, а по краю проезжей части. Тогда вы и сможете аргументировать «свою правоту».);
4) ну, если уж совсем все плохо, вас остановили и объявили, что будет составлен протокол, а вы, «внимательно изучив» ПДД, КоАП и ПИКоАП объективно считаете, что ничего противоправного не совершали, то: В панику бросаться не стоит. Аргументируете свою позицию, остановившему вас лицу. Однако, если протокол все же составлен. Внимательно читаете протокол, другие документы. Вносите запись в протокол о несогласии с нарушением и протоколом. В протоколе опроса излагаете свои объяснения. Доказательствами невиновности также могут быть показания свидетелей, видеозаписи и т.д.

СПРАВОЧНО: Согласно ст.7.1 ПИКоАП, действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, кроме постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в порядке, предусмотренном главой 11 ПИКоАП, могут быть обжалованы в установленном ПИКоАП порядке участниками административного процесса, а также иными юридическими и физическими лицами, если производимые процессуальные действия и решения затрагивают их права и законные интересы.
В соответствии со ч.1 ст.7.2 ПИКоАП действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд. Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении.
Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд (ч.3 ст.7.2 ПИКоАП).

Уважаемые водители и пешеходы, в рамках данной статьи никого не призываем не надевать фликеры либо использовать их постоянно. Цель – разобрать хитросплетения законодательства по данному вопросу. А носить или не носить фликеры – личный выбор каждого. Несомненно одно, в темное время суток фликер позволяет водителю на значительно большем расстоянии заметить пешехода и, при необходимости, среагировать.

Всем удачи на дорогах!

Безопасность пешехода - дело рук самого пешехода. И один из главных моментов здесь - быть максимально видимым для водителя, особенно в темное время суток. Что же поможет издали разглядеть вас во тьме? Специальные называемые фликерами. Что это, как они выглядят, действуют и почему так актуальны, мы расскажем далее.

Фликеры - это...

Не нужно путать с термином, обозначающим восприятие человеком колебаний световых лучей, испускаемых искусственными устройствами освещения, которые вызываются скачками напряжения в электрической сети, питающей эти приборы.

В нашем случае фликер - это специальный аксессуар, выполненный в форме шеврона, нашивки, брелока, подвески и т. д. со светоотражающими частицами, предназначенный для ношения пешеходами в темные часы суток. Слово произошло от англ. flicker, что значит "мигать", "мерцать". Данное название для светоотражающих значков в нашей стране придумали специалисты компании "Современные системы и сети-XXI век".

Зачем нужны фликеры?

Фликер на сегодня - действительно реальный способ защитить себя на дороге. Все дело в действии этого светящегося брелока:

  • На изделии есть вставка из специального ребристого пластика. Свет от фар, фонарей и прочих ночных осветителей, попадая на нее, концентрируется и отражается уже в форме узкого светового пучка. В результате водитель видит перед собой яркий светоотражающий элемент на расстоянии уже 350-200 м (при дальнем свете). Заметен он не только при дальнем, но и при ближнем свете.
  • Когда вы переходите трассу в темноте без наличия фликеров, водитель при ближнем свете фар способен вас увидеть на расстоянии только в 25-50 м. Как показывает печальная статистика, этого разбега порой бывает слишком недостаточно, чтобы человек за рулем быстро среагировал и вовремя затормозил.

  • Факт того, что человек с таким ярким выделителем гораздо лучше виден водителю авто, подтвержден экспериментами и исследованиями. Так, ученые из Норвегии выяснили, что пешеход с фликером заметней в темноте и сумерках на 80%.
  • Половина всех дорожных аварий с участием пешеходов приходится на сумерки, темноту (согласно информации, представленной финскими исследователями). Причина - водитель вовремя не заметил пешехода, переходящего дорогу и не имеющего при себе фликера.
  • Было выяснено, что ношение фликеров маленькими пешеходами снижает детский травматизм на дорогах в 6,5 раз!

Каким может быть фликер

С первого взгляда фликеры - это значки, брелоки, аксессуары. Их можно прикрепить как на одежду, так и на сумку, рюкзак, велосипед или детскую коляску. Многообразие их на сегодня велико:

  • подвески;
  • брелоки-игрушки для детей;
  • значки с различными принтами;
  • светоотражающий самофиксирующийся браслет;
  • световозвращающий светодиодный браслет на застежке;
  • наклейка, которая светится в темноте;
  • отражающая свет кепка;
  • светоотражающий рюкзак;
  • световозвращающий жилет-накидка;
  • светящийся в темноте ремень.

Некоторые производители детской одежды начинают выпускать модели, уже имеющие в своей композиции светоотражающие элементы. В белорусском городе Витебске были представлены две коллекции одежды для женщин также с включением в дизайн вставок-фликеров.

Ношение фликеров - предписание дорожной полиции

В нашей стране фликеры - это, безусловно, новшество. Но, например, в Скандинавии, где так же рано темнеет и поздно светлеет в холодные времена года, как и в наших широтах, ношение пешеходами светоотражающих нашивок и брелоков - привычное дело.

Однако сегодня во многим российских городах проходят акции, в ходе которых дорожные полицейские раздают фликеры всем желающим абсолютно бесплатно. Делается это не только в рамках формальности, эти светоотражающие брелоки и нашивки - действительно отличные помощники пешехода в сумерках и темноте.

Мало того, с 1 июля 2015 года ношение светоотражающих вставок в РФ стало обязательным для пешеходов, переходящих трассу вне населенных пунктов в темное время суток или в условиях плохой видимости. Это предписывает п. 4.1 ПДД. За его нарушение придется выплатить определенный штраф.

"Правильный" и "неправильный" фликер

Действительно полезный фликер - это элемент, имеющий определенные характеристики. Давайте посмотрим, как отличить его от обычного сувенира или детского брелока-игрушки.

Не следует доверять также производителям одежды, которые заменяют традиционный пластик для фликеров стеклошариками в целях удешевления изготовления. Эффективность таких элементов гораздо ниже - их видно с меньшего расстояния, чем "традиционные" фликеры. Кроме того, они бесполезны, когда промокают, например в дождь.

Как следует носить фликеры?

Конечно, чем больше пешеход светится в темноте, тем лучше. Рекомендуемый ГИБДД минимум при этом такой:

  • По одной светоотражающей детали на правой и левой руке.
  • Один фликер спереди - на ремне или значок на груди.
  • Один светящийся элемент сзади - нашивка на спине или рюкзаке.

Таким образом, достаточно экипировать себя четырьмя фликерами, чтобы вас можно было заметить на дороге со всех ракурсов.

Несмотря на все перечисленные достоинства, фликер не будет панацеей, которая стопроцентно убережет вас от опасности на дороге. Ношение этого элемента эффективно вкупе со знанием хотя бы основных правил дорожного движения, которые помогут вам сохранить свою жизнь и здоровье. Только грамотный пешеход, будь то взрослый или ребенок, может быть уверен в своей безопасности на дороге. А фликер - его верный помощник в темное время суток.

Еще пару лет назад слово «фликер» могло вызвать неподдельный интерес. Сегодня знают практически все: «Он же световозвращающий!». Но просто знать мало. За его отсутствие могут запросто оштрафовать. Кому или чему, когда и при каких обстоятельствах они необходимы?


1. Нужен ли фликер:

— собаке?

А почему нет? Неплохая идея. И хотя в Правилах дорожного движения такой рекомендации нет, такая инициатива как фликер для четвероногого друга только приветствуется! Тем более что во дворах собаки могут выгуливаться без поводка.

— детской коляске?

Безусловно. Кроме подвесок и браслетов существуют специальные наклейки (ленты) на металл. Таким образом можно обозначить все металлические части детской коляски.

— велосипедисту?

С велосипедами ситуация более понятна. Современные модели оборудованы катафотами — специальными деталями со световозвращающей способностью. Однако в сельской местности и частном секторе городов пенсионеры пользуются старыми велосипедами без световозвращателей. В таком случае следует по примеру с детской коляской оклеить металлические части специальной лентой. А самому велосипедисту в зимнее время не стоит пренебрегать светоотражающим жилетом или поясом велосипедиста (в виде подтяжек, высвечивающих латинскую букву V на груди и спине).

— свадебной процессии с гостями?

Очень интересная ситуация. С одной стороны, действительно, нарядных жениха и невесту смешно представить с фликерами. Однако пренебрегать этим не стоит. Например, по стилю подойдут подвески в виде сердца серебристого цвета.

— гужевому транспорту и наезднику?

Необозначенный гужевой транспорт опасен не столько встречному транспорту, сколько следующим за телегой автомобилям. Все-таки обязательных катафотов на ней недостаточно. Используйте как можно больше световозвращающих элементов. Наезднику рекомендуется надевать жилет.

2. Достаточно ли фликера на сумочке?

Увы, недостаточно. Почему-то забываем, что пешеход должен обезопасить себя с четырех сторон — спереди, сзади, справа и слева. Поэтому убедительная просьба носить фликеры в виде браслетов на обеих рукавах. Не помешают световозвращающие элементы и на ногах. Особенно это касается движения на загородных дорогах. Словом, чем больше, тем лучше.

3. Есть ли обязательные предписания для детей?

В Правилах дорожного движения нет разделения на взрослых и детей, есть понятие пешеход, участник дорожного движения. Думается, родители прекрасно понимают цену безопасности ребенка на улице. Тем не менее, при покупке детской верхней одежды, рюкзаков, обуви обращайте внимание на наличие вшитых светоотражательных элементов.

4. Водитель, выходя из автомобиля на проезжую часть, должен иметь фликер?

Как только вы вышли из автомобиля на проезжую часть, вы становитесь пешеходом. Поэтому, припарковавшись на обочине, прежде чем покинуть салон, подумайте, каким образом вы обозначите себя для других участников дорожного движения? В ПДД нет обязательного предписания для водителей по световозвращающему жилету, но в идеале — это лучшее решение.

5. Фликер нужен только на неосвещенной дороге?

Освещенность — не критерий! В темное время суток, как только вы ступили на проезжую часть, даже во дворе своего дома, согласно ПДД, вы обязаны обозначить себя световозвращающими элементами. Но с учетом того, что пешеходы нарушают правила перехода проезжей части, прописанные в пункте 18.3, отсутствие фликера может создать аварийную ситуацию. В интересах пешехода, переходя проезжую часть даже по переходу, обозначить свое присутствие на дороге, давая возможность водителю вовремя затормозить. И, наконец, согласитесь, нет бесконечных тротуаров, и нелогично, переходя дорогу, одевать фликеры на рукава, а снова ступив на тротуар, их снимать.

interfax.by