Правовое регулирование общественных отношений и его эффективность. Курсовая работа: Правовое регулирование общественных отношений Правового регулирования форма общественных отношений


ВВЕДЕНИЕ: Понятие государства и предпосылки его возникновения:

Ранний период человечества характеризовался коллективным трудом и образом жизни. Существовала коллективная собственность на земельные угодья, леса, жилища, орудия труда, охотничью добычу и т.д. Все члены рода в равной степени трудились, в равной степени получали пропитание, а при необходимости коллективно отражали нападения соседних племён. Такому способу жизни и производства соответствовали определённая организация первобытной власти и соответствующие социальные нормы. Данную организацию власти можно охарактеризовать как «первобытную демократию».

Первобытная власть строилась на началах самоуправления. Высшим органом власти являлось собрание всех взрослых членов рода – мужчин и женщин. Важнейшие вопросы жизни решались на общем собрании. Оно же избирало старейшин рода, назначало вождя, и, в необходимых случаях, - военачальника и других руководящих фигур, которые могли быть смещены в любое время. Во главе племени стоял совет старейшин, который заседал публично, окружённый членами племени, которые могли высказать своё мнение по любым вопросам. Жизнь рода регулировалась большим количеством обычаев и традиций.

В процессе развития родового строя появляются предпосылки к возникновению нового социального института - государства.

Термин «государство» используется в двух значениях:

· Страна – политико-географическое и этнографическое образование.

· Организация политической власти.

· Обобщающее значение: государство – это организация политической власти, существующая в определенной стране.

Предпосылками возникновения государства являются:

  • Экономические предпосылки:

3 крупных разделения труда;

Пример:

появление новых орудий труда, более совершенных технологий, рост производительности труда.

Пример:

Возникновения частной собственности;

Появление материальных излишков.

  • Политические предпосылки:

появление и обособление институтов публичной власти, например, появляется фигура военного вождя, опирающегося на постоянную военную дружину. Власть вождя начинает передаваться по наследству его родственникам;

перераспределение власти от всех к одним, появление родовой бюрократии;

представители власти перестают заниматься общественно полезным трудом;

с рядовых граждан для содержания власти начинают взиматься постоянные подати - налоги.

  • Социальные предпосылки:

социальное расслоение общества на бедных и богатых, появление классов;

рост численности населения;

оказание помощи «бесполезным» членам общества.

Социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природы. 10-12 тысяч лет назад возникли экологические кризисные явления, которые угрожали существованию человечества как биологического вида (неблагоприятные изменения климата, вымирание мегафауны и др.). Человечество ответило на эти кризисные явления переходом к новому способу существования и воспроизводства – к производящей экономике. Место охоты, рыболовства и собирательства заняли земледелие и скотоводство. Сельское хозяйство позволяло создавать запасы и переживать тяжёлые времена. Материальные излишки привели к необходимости их обрабатывать и продавать, последовало развитие ремёсел и торговли. Воспроизводящая экономика потребовала новые орудия труда, материалы и технологии. Процесс возникновения и распределения материальных излишков, прибавочного продукта привел к возникновению частной собственности, которая взорвала род. Из рода выделяется семья. Происходит социально-классовое расслоение общества, появляются бедные и богатые. Новые общественные отношения потребовали совершенствования системы управления людьми и появления общеобязательных для всех правил поведения - законов . Появляются налоги , которые позволяют содержать штат профессиональных управленцев и профессиональных воинов.

Таким образом, переход человечества к воспроизводящей экономике привёл первобытное общество к финальному рубежу – появлению частной собственности, социальному расслоению, появлению классов, зарождению права и государства.

Возникновение государства в тот исторический период времени обосновывалось его жизненной необходимостью, экономической возможностью материального содержания и в целом целесообразностью существования. Новая социальная организация общества требовала появление новой общественной силы, которая способна управлять, защищать и мобилизовать население на решение общих дел и этой силой стала новая (публичная) власть – государство .

Признаки государства:

Государство характеризуется рядом признаков, которые можно разделить на две группы:

  • Общие признаки (отличительные черты) государства:

– наличие политической публичной власти , отделенной от общества и не совпадающей с ним. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающегося управлением – организацией решения общих для всех дел;

– осуществление государственной власти специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия), располагающим правовым механизмом и материальными средствами для осуществления своих функций;

– территориальная организация населения , территориальная идентификация страны. Государственная власть, страна объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности их проживания. Индивид становится подданным или гражданином государства. Территория, как признак государства, нераздельна, неприкосновенна, исключительна и неотчуждаема;

– государственные налоги – учрежденные публичной властью денежные и иные поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определённые сроки. Их существование обусловлено тем, что государство, осуществляя свои функции, нуждается в материальном обеспечении своей деятельности.

  • Признаки, отличающие государство от иных общественно-политических институтов:

– суверенитет – верховенство и независимость государственной власти по отношению к любым лицам, общественным и политическим институтам внутри страны и общества (внутренний суверенитет), независимость во взаимоотношениях с другими государствами (внешний суверенитет). Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, является универсальной, распространяясь на всё население и все общественные, в том числе политические организации; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия, которыми никто кроме неё не располагает;

– Монополия на правотворчество – исключительное право государства издавать законы и иные нормативные правовые акты, общеобязательные для населения всей страны.

1. ВОПРОС: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ПРАВА.

Понятие права:

В любом значении слово «ПРАВО» это обоснованная, оправданная свобода и возможность поведения, которая признаётся в обществе. Слово «ПРАВО» несёт в себе 4 смысловых значения:

· В смысле «обычных прав» – свобода и возможность поведения, основанная на обычаях.

· В смысле «моральных прав» – свобода и возможность поведения, основанная на моральных и этических нормах.

· В смысле «корпоративных прав» – свобода и возможность поведения, основанная на уставных положениях организации.

· В юридическом смысле - свобода и возможность поведения, основанная на законах и других источниках права.

Теории происхождения права:

  • Теологическая теория: Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше.
  • Теория естественного права: Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.
  • Психологическая теория: Право есть результат человеческих переживаний. Законы государства зависят от психологии людей.
  • Историческая школа: Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют.
  • Нормативистская теория: Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды.
  • Позитивистская теория: Право порождено противоречиями жизни, конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший. Он диктует свои правила «игры» и устанавливает свой порядок. Ему подчиняются побеждённые.
  • Марксистская теория: Право связано с государством и зависит от социально-экономических факторов общества.
  • Примирительная теория права
  • Регулятивная теория

Признаки права:

Под ними понимают его характерные черты, которые выделяют право среди других социальных норм. Признаками права являются:

1. Общеобязательная нормативность, т.е. единообразное исполнение правовых норм всеми субъектами без исключения.

2. Выражение правовых норм в законах и других признаваемых государством источниках. Это означает, что правовые нормы не просто мысли и идеи, а строго зафиксированная реальность, независимая от усмотрения отдельных лиц.

3. Государственная обеспеченность права. Это означает, что общие правила, которые признаются государством в качестве правовых, имеют поддержку государственной правоохранительной системы.

4. Действие права через дозволения, через субъективные права.

Функции права:

Под ними понимаются направления воздействия права на поведение субъектов. В соответствии со своим предназначением право:

1. Закрепляет условия свободной деятельности человека в сфере семьи, быта, работы, учёбы и др.

2. Обеспечивает участие личности в делах общества, в формировании государства и влиянии на него, политический плюрализм.

3. Закрепляет экономические основы деятельности личности: право на частную собственность и предпринимательскую деятельность.

4. Защищает интересы государства и общества.

Основными функциями права в соответствии с его предназначением являются:

1. Регулятивная функция: право выступает в роли регулятора общественных отношений, закрепляет правила взаимодействия между субъектами и обеспечивает их активное поведение (ПДД).

2. Охранительная функция: право выступает в роли защитника общественных отношений, устанавливает меры юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения (ст. 264 УК РФ).

2. ВОПРОС: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА

Понятие источников права:

Источники праваэто исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им обще обязательного правового значения.

Источниками права являются:

1. Правовой обычай:

Это обычай, которому государство придаёт общеобязательное правовое значение.

Например: ст. 58 СК РФ: «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае».

2. Судебный прецедент:

Это судебное решение, которому придаётся общеобязательное правовое значение, т.е. суд, при принятии решения исходит из решения вышестоящих судов по аналогичному делу. Это решение является нормой для всех последующих подобных дел. В РФ источником права не является.

Например:

В 1969 году, во время войны США во Вьетнаме, учащиеся одной из школ штата Айова решили во время пребывания в школе носить черные повязки на руках в знак протеста против войны. Администрация школы издала приказ, запрещающий носить повязки. Приказ был оспорен в Верховном суде США, который посчитал данный приказ нарушением конституции США, а именно свободы слова, выражения мнений. Решение суда стало прецедентом. Родилась норма, запрещающая администрациям школ издавать акты, препятствующие выражению мнений со стороны учеников.
Американский гражданин из штата Небраска в 1990 году подскользнулся на льду перед входом в ресторан и серьезно повредил руку. Он подал иск в суд с требованием возместить ему ущерб, нанесенный по вине ресторана. Вина ресторана заключалась в том, что не было проявило должной заботы о посетителях и не убран лед перед входом. Верховный суд штата Небраска принял решение в пользу гражданина. Родился прецедент, в силу которого можно требовать компенсации за нанесение ущерба здоровью, вызванного халатностью или отсутствием должной заботы о посетителях со стороны общественных заведений.
В 1963 году в Аризоне за совершение изнасилования был арестован некто Эрнесто Миранда, который добровольно признался в преступлении. Миранда не был проинформирован о том, что у него есть определенные процессуальные права: право на адвоката, право хранить молчание и др. Верховный суд США постановил, что добровольное признание в таких условиях не может считаться доказательством вины Миранды; такое доказательство неприемлемо (Miranda v. Arizona, 1966). Родилась норма, в соответствии с которой подозреваемый должен быть предупрежден о его процессуальных правах, только тогда его признание будет приемлемым доказательством его вины. Эта норма получила название "правило Миранды". (Вы имеет право хранить молчание. Все, что вы скажете, может быть использовано против вас).

3. Договор:

Это соглашение двух или более лиц (субъектов), направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Например: коллективный договор, договор между субъектами РФ, международный договор.

4. Закон:

Это установленный высшими государственными органамипорядок в той или иной области общественных отношений, и обязательный для выполнения всеми субъектами. Он обладает высшей юридической силой и является главным источником права в РФ.

Например: Трудовой кодекс РФ, ст. 66.

5. Подзаконные акты:

Это акты органов государственной власти и управления: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, распоряжения губернаторов и др. Они более детально раскрывают положения законов и механизм их реализации. Законы и подзаконные акты называются нормативными правовыми актами и вместе составляют законодательство РФ.

Например: Постановление Правительства РФ «О трудовых книжках».

6. Нормы, издаваемые частными организациями, юридическая сила которых признаётся судами. Например: правила эксплуатации сложной техники.

7. Научные труды учёных-юристов. Имеют преимущественно историческое значение.

Например: экспертные заключения специалистов в области права.

8. Правосознание. Это отношение людей к праву(коммунистическое правосознание в годы Октябрьской революции).

Например: расстрел большевиками царской семьи летом 1918 года.

3. ВОПРОС: ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ.

Порядок принятия ФЗ в РФ предусматривает следующие стадии (ст. 104 – 108 Конституции. РФ).

4. ВОПРОС: ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего действия.
Действие нормативного акта во времени: Обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "ФКЗ, ФЗ, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".
НПА обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу, за исключением следующих случаев:
–Если в самом законе об этом сказано;
–Если закон смягчает или устраняет ответственность.
Нормативные акты утрачивают свою силу и прекращают действие в следующих случаях:
–По истечении срока действия акта, на который он был принят;
–В связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий; - На основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта.

Действие нормативного акта в пространстве: Определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.
Действие нормативных актов в пространстве зависит от: уровня государственного органа, принявшего данный акт и юридической силы акта.
Нормативные акты распространяют свое действие:
– на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);
– на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);
– на территорию, указанную в самом нормативном акте;
– на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

Действие акта по кругу лиц:: На территории России НПА действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Отдельные НПА распространяются только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).
Согласно принципу гражданства, граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Гражданин несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил. Действие нормативных актов РФ ограничено в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей (дипломатический иммунитет).

5. ВОПРОС: ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ И ИНСТИТУТЫ ПРАВА

Система российского права – строение российского права, его подразделение на отрасли, под отрасли и институты права.

Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих один и тот же вид общественных отношений при помощи определённого метода.

Отраслями российского права являются :

Конституционное право.

Гражданское право.

Уголовное право.

Трудовое право.

Административное право.

Предпринимательское право.

Семейное право и другие.

Отрасли российского права отличаются друг от друга:

– По предмету – т.е. совокупности общественных отношений, требующих правового воздействия и подвергающихся ему.

– По методу правового регулирования. Метод – это обусловленный предметом регулирования способ воздействия права на общественные отношения и поведение субъектов (в Гражданском праве – метод дозволений).

– Источниками правового регулирования.

– Принципами, т.е. основополагающими началами правового регулирования (в Гражданском праве – принцип равенства сторон).

– Строением, т.е. делением наподотрасли и институты права.

Классификация отраслей:

Профилирующие (базовые) отрасли.

Специальные отрасли.

Комплексные отрасли.

Институт права – совокупность правовых норм, регулирующих внутри отрасли права определённый подвид общественных отношений (в Гражданском праве: физические лица, обязательства, наследование и другие, в Трудовом праве: трудовой договор, заработная плата, охрана труда и другие).

Вывод: таким образом,первичным элементом системы права выступает правовая норма, а её основными звеньями – институты и отрасли права.

6. ВОПРОС: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ.

Понятие правовой нормы:

Правовая норма – этовыраженное в законах и других источниках праваобщеобязательное правило поведения, выступающее в качестве образца возможного или должного поведения и охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.

Например:

Ст. 80 СК РФ «Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей», ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Структура правовой нормы:

Правовая норма имеет свою логическую структуру, которая показывает, из каких частей она состоит и как эти части связаны друг с другом. Структура правовой нормы объединяет 3 элемента:

· Гипотеза (слово заменитель «Если»). Гипотеза – это элемент правовой нормы, который указывает на конкретные жизненные обстоятельства (юридические факты), при наличии которых правило поведения, закреплённое в данной правовой норме, вступает в действие.

Пример:

· Диспозиция (слово заменитель «То»). Диспозиция – это элемент правовой нормы, который указывает на само правило поведения, которое предусматривается гипотезой правовой нормы.

Пример:

· Санкция (слово заменитель «Иначе»). Санкция – это элемент правовой нормы, который определяет меру государственного взыскания, применяемого при невыполнении правила, предусмотренного диспозицией правовой нормы.

Пример:

Примечание:

Главным отличием правовых норм от всех других правил поведения является наличие в них санкций.

В регулятивных правовых нормах, в основном, имеют место гипотеза и диспозиция. Санкции находятся в том же или другом источнике правового регулирования.

В охранительных правовых нормах гипотеза и диспозиция объединены вместе, и к их совокупности примыкает санкция.

Пример:

7. ВОПРОС: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРАВА (ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА). ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1. Систематизация права (законодательства):

Под систематизацией законодательства понимают юридическую деятельность субъектов по приведению в систему уже принятых нормативных правовых актов, а также форму упорядочивания по определённым критериям законодательства. Систематизация обеспечивает учёт и размещение по определённой схеме нормативных правовых актов, возможность использования их для практических нужд, находить их, отсылать к ним, обнаруживать пробелы, противоречия и т.д.

Выделяют следующие формы (способы) систематизации:

· Инкорпорация – предполагает объединение законов и других НПА в сборники и собрания по алфавитному, предметному, хронологическому и другим критериям. Инкорпорация предполагает внешнюю обработку законодательства без изменения его содержания.

Виды инкорпорации:

– официальная инкорпорация – собрания законов, издаваемые парламентами.

– официозная инкорпорация – собрания НПА издаются теми органами, которые на это уполномочены, например, бюллетени НПА министерств, служб и т.д., издаваемые Минюстом.

– неофициальная инкорпорация – сборники НПА, издаваемые другими лицами.

Инкорпорация может осуществляться набумажных (Собрание законодательства РФ) и электронных носителях (Консультант Плюс, Гарант, Кодекс).

· Консолидация – предполагает объединение в новый нормативный правовой акт ряда НПА, посвящённых одному и тому же предмету регулирования. Например, в 1990 году 48 НПА по вопросам служебных командировок были объединены в один НПА.

· Кодификация – предполагает сведение к единству НПА путём переработки их содержания. В процессе кодификации отбрасывается устаревший нормативный материал, внутренне увязываются и рубрируются части, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. Новый кодифицированный НПА принимает стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту.

Виды кодификации:

Всеобщая кодификация, например, Свод законов Российской империи.

Отраслевая кодификация, например, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ.

Специальная кодификация, например Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Назначение права, его принципов, как неоднократно уже от­мечалось, состоит в регулировании общественных отношений.

Правовое регулирование - осуществляемое при помощи права и иных юридических средств воздействие на общественные от­ношения.

Правовое регулирование не следует смешивать с более широ­ким по объему понятием - правовым воздействием на обществен­ные отношения. Помимо сугубо юридических средств правовое воздействие включает в себя воспитательные, организационные, профилактические и иные средства правового влияния на пове­дение человека.

Правовое регулирование является одним из видов социального регулирования, без которого общество существовать не может. Правовое регулирование - важнейший вид социального регули­рования. Его особенности связаны со спецификой права как осо­бого социального явления: это нормативное регулирование, в ос­нове которого лежат идеи свободы и справедливости.

Те общественные отношения, которые подвергаются право­вому регулированию, называются предметом правового регулиро­вания.

Есть объективные и субъективные пределы правового (зако­нодательного) регулирования. Иными словами, далеко не все об­щественные отношения могут регулироваться правом. Не регули-
руются правом (точнее сказать, не должны регулироваться) отно­шения, которые с экономической точки зрения не созрели для такого регулирования. Не регулируются правом отношения люб­ви, товарищества, которые по своему характеру не терпят право­вого вмешательства. Не регулируются правом отношения с учас­тием душевнобольных, признанных невменяемыми или недееспо­собными. Не регулируются, наконец, правом те отношения, регу­лировать которые нецелесообразно, ибо с ними вполне «управля­ются» нормы морали, обычай, иные социальные предписания. Многие отношения между супругами, например, можно было бы урегулировать юридическими нормами, но в этом нет смысла и надобности (количество поцелуев в неделю, время прихода домой, место за кухонным столом и т.д.). Все иные общественные отно­шения могут быть предметом правового регулирования и закреп­ляются в законодательстве.

Предмет правового регулирования весьма подвижен. Он может сужаться, и тогда из законодательства «уходят» отдельные нормы или целые их блоки (например акты, регулировавшие государ­ственно-плановую экономику), а может расширяться. Это проис­ходит в случае появления новых общественных отношений, тре­бующих правового воздействия, что влечет издание новых юри­дических норм.

Регулируются общественные отношения определенным спосо­бом (или их совокупностью), который называется методом пра­вового регулирования. Он, как и предмет правового регулирова­ния, динамичен. По мере укрепления экономики, стабилизации государственных структур и общественного порядка, развития де­мократии жесткие методы правового регулирования уступают место более мягким.

Правовое регулирование общественных отношений осущест­вляется с помощью целой совокупности юридических средств, на­зываемых механизмом правового регулирования. В этот меха­низм входит подавляющее число элементов правовой системы, за исключением правовых учреждений. Основными элементами ме­ханизма правового регулирования являются: юридические нормы, правоотношения, акты реализации права (индивидуаль­ные правовые акты), принципы права, правовая культура.

Пос­ледние два элемента являются «сквозными», ибо они пронизыва­ют весь механизм правового регулирования, включаясь в той или иной мере в его иные элементы.

Правовое регулирование - это процесс, длящийся во време­ни. Он включает две стадии: регламентацию общественных отно­шений и действие юридических норм.

Регламентация общественных отношений - урегулирова­ние с помощью права (или других социальных норм) определен­ных сфер или областей общественных отношений.

Правовая (законодательная) регламентация как стадия право­вого регулирования состоит в издании юридических норм, охва­тывающих определенные группы общественных отношений. Это своего рода «подведение под право» общественных отношений. Прежде чем регулировать поведение людей с помощью правовых норм, необходимо иметь эти нормы.

В этом суть правовой регламентации. Правовая регламентация общественных отношений заключается в определении и закреп­лении в юридических нормах круга общественных отношений, ре­гулируемых правом, в определении субъектов права, их прав, сво­бод и юридических обязанностей, установления ответственности за нарушение юридических предписаний. Юридические нормы, таким образом, являются результатом первой стадии правового регулирования общественных отношений и первым основным эле-, ментом механизма правового регулирования.

Действие юридических норм - претворение права в жизнь, в реальное поведение людей. Юридические нормы для того и из­даются, чтобы действовать. В процессе их действия возникают предусмотренные в нормах права и обязанности, приобретает четкие, реальные контуры предмет правового регулирования, приводятся в движение рычаги, обеспечивающие правопорядок. Действие юридических норм неразрывно связано с правоотноше­ниями, которые являются формой бытия юридической нормы и выступают основным элементом механизма правового регули­рования.

В действии - реальная жизнь нормы. Действие юридических норм и реализация юридических норм означают, по сути дела, одно и то же. Формы реализации юридических норм - соблюде­ние, исполнение, использование и применение - это и формы их действия. Реализация правовых норм осуществляется в актах ре­ализации - юридически значимом поведении, в котором реально осуществляются права и обязанности субъектов. Акты реализа­ции норм права - третий основной элемент механизма правового регулирования.

Что же касается путей действия права, то они таковы: а) за­конодательное наделение лиц и организаций, иными словами, субъектов права, правоспособностью и дееспособностью; обладая такими свойствами, субъекты могут полностью включаться в про­цесс правового регулирования, а для права создаются условия
(предпосылки) его действия; б) наделение субъектов права юри­дическими правами и обязанностями; в) получение субъектами права реальных благ, иных правовых результатов, предусмотрен­ных нормами; г) угроза применения государственного принужде­ния за неисполнение нормы права, а также реальное применение государственного принуждения.

Указанными путями действуют все юридические нормы. Но все ли юридические нормы являются действующими, т.е. все ли они реализуются? Есть нормы, вообще не действующие. Это все устаревшие нормы, не отвечающие новым условиям и потому не применяющиеся.

Норма может не действовать и потому, что она слишком обща, не детализирована, и потому, что не установлен порядок ее дей­ствия. Именно поэтому крупные законодательные акты требуют, как правило, издания дополнительных, конкретизирующих актов, о чем говорится нередко в самих принимаемых законах. Например, ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.: «Прави­тельству Российской Федерации принять необходимые для реа­лизации настоящего Федерального закона нормативные правовые акты» ; ч. 2 ст. 25 Федерального закона «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г.: «... Принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию его положений» .

Эффективность правового регулирования. Термин «эффек­тивность» употребляется в русском языке в значении результата, следствия чего-нибудь. Отсюда эффективность в праве органичес­ки связана с результативностью, действенностью определенных мер, поведения, юридического предписания.

Мерилом эффективности норм права (а следовательно, и пра­вового регулирования) является степень достижения ими постав­ленной цели. Учитываются, таким образом, два обстоятельства: поставленная цель и достигнутый результат. При этом следует раз­личать цели ближайшие, промежуточные и конечные; прямые и косвенные. Определяя результативность правового регулирова­ния, надо исходить из того, что правовые нормы направлены, во- первых, на закрепление юридическими средствами общественных отношений уже сложившихся в обществе; во-вторых, на стиму­лирование дальнейшего развития существующих отношений; в- третьих, на вытеснение социально вредных и опасных связей и отношений.

Соотнеся фактические результаты действия юридических норм с целями, которые ставились при их издании, можно судить об эффективности или неэффективности юридических норм. Эф­фективной будет норма, если поставленные цели достигнуты. Сте­пень достижения этих целей определяет и степень эффективности юридической нормы, правового регулирования.

Эффективность правовых норм тесно связана с их социальной ценностью. Если норма эффективна, она имеет и социальную цен­ность. Но неэффективность нормы еще не свидетельствует о не­нужности нормы. Обладая социальной ценностью, норма права в силу определенных причин может быть неэффективной.

Условия эффективности юридических норм, правового регу­лирования весьма разнообразны. Основные из них:

1. Соответствие юридических норм характеру и уровню эко­номического и социального развития страны. Если нормы права верно отражают это развитие, они могут быть эффективными. К сожалению, современное российское законодательство мало со­ответствует состоянию экономики, не учитывает ее особенности, насаждает западные модели и образцы ее регулирования.

Законодательство ориентировано на стихийный рынок, зару­бежные инвестиции, оно не стимулирует развитие отечественного производства, мало заботится о российском товаропроизводителе.

2. Совершенной законодательство. Чем совершеннее законода­тельство, тем полнее будут достигаться цели, поставленные при издании юридических норм. Совершенное законодательство - это научно обоснованное, непротиворечивое, прогрессивное зако­нодательство. Это законодательство, где дана адекватная юриди­ческая оценка регулируемым общественным отношениям и пред­ложена наиболее оптимальная положительная или отрицательная реакция государства на поведение субъектов права.

Современное российское законодательство на редкость проти­воречиво. Причины этого: отсутствие четкого представления о путях развития российского общества и, как следствие этого, от­сутствие продуманного плана законотворческих работ; лоббиро­вание законопроектов, отвечающих узкогрупповым интересам; наличие дублирующих федеральных государственных структур, влияющих на правотворчество (Правительство и Администрация Президента) и др.

Малоэффективными будут нормы, устанавливающие завы­шенные обязанности или санкции, не соответствующие содеян­ному. По этой причине недостаточно эффективно современное на­логовое законодательство, не стимулирующее развитие производ­ства, а физических лиц побуждающее скрывать доходы. Сниже­

ние процентной ставки налога сделало бы ненужными противо­законные манипуляции по сокрытию доходов, стимулировало бы развитие экономики и привело бы к увеличению денежных сбо­ров. С другой стороны, не будет эффективным и законодатель­ство, занижающее ответственность правонарушителей, либо во­обще ее не устанавливающее. Только полной юридической без­ответственностью и безнаказанностью руководителей государст­ва, высоких должностных лиц можно объяснить ослабление Рос­сийского государства и основательный развал российской госу­дарственности.

3. Высокий уровень правовой культуры. Правовая культура - это знание права и осознанное стремление следовать требованиям юридических норм. Можно хорошо знать содержание правовых предписаний, но не выполнять их. В этом случае речь о правовой культуре идти не может. Чем выше уровень правовой культуры, тем надежнее и последовательнее выполняются правовые предпи­сания, тем эффективнее правовое регулирование общественных отношений. К сожалению, уровень правовой культуры граждан, должностных лиц в российском обществе не слишком высок. Зато процветает правовой нигилизм - отрицательное отношение к праву и выполнению его требований.

Рассмотрение понятия, предмета, метода и механизмов, анализ правового регулирования общественных отношений в Республике Беларусь, основные проблемы и пути их преодоления. Понятие, формы, виды и административно-правовой статус общественных объединений.

ВВЕДЕНИЕ

Переход страны от одной политико-экономической системы к другой, разделение государственной власти на три самостоятельные ветви (законодательство, управление, правосудие), конституционное закрепление права частной собственности и предпринимательской деятельности существенно изменили правовую систему Республики Беларусь, все ее отрасли и в первую очередь административное право. Это обусловило кардинальное обновление науки административного права, переосмысление и реформирование ее традиционных институтов, постановку вопросов о новых правовых институтах. В связи с этим возникает ряд актуальных теоретических проблем в науке административного права, от правильного анализа которых зависит будущее данной отрасли права.

В данной курсовой работе я попытаюсь раскрыть основные проблемы совершенствования административно-правового регулирования общественных отношений, повышение роли законов. Конечно, я не беру на себя смелость полностью раскрыть эту тему, но считаю необходимым остановиться на некоторых из этих основных проблемах.

В рамках данного вопроса следует разобраться в том, какая же роль отведена праву среди других социальных регуляторов, как различные социальные нормы соотносятся и взаимодействуют между собой, какие существуют тенденции их развития и преобразования.

Проблема является актуальной поскольку в процессе исторического развития и эволюции общественных отношений, то есть усложнения их элементной структуры, а так же появления их новых разновидностей неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных регуляторов. Вследствие этого возникают вопросы о необходимости совершенствования нормативной базы общества, о приведении ее в соответствие с требованиями новых условий жизни, а при историческом отмирании тех или иных общественных отношений, а так же при их изменении - об устранении не соответствующих действительности норм или их элементов, с целью предотвращения возможности путаницы и противоречий.

Цель написания работы - рассмотреть вопросы, связанные с правовым регулирование общественных отношения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач :

· рассмотреть понятие, предмет, метод и механизм правового регулирования общественных отношений;

· проанализировать правовое регулирование общественных отношений в Республике Беларусь (понятие, виды и административно-правовой статус общественных объединений; и т.д.);

· раскрыть основные проблемы административно-правового регулирования общественных отношений в Республике Беларусь;

· предложить возможные пути совершенствования правового регулирования общественных отношений.

При написании работы использовались нормативно-справочные материалы, законодательные акты, а также учебные пособия белорусских и российских авторов.

1. Понятие, предмет, метод и механизм правового регулирования общественных отношений

Назначение права, его принципов, как неоднократно уже отмечалось, состоит в регулировании общественных отношений.

Правовое регулирование - осуществляемое при помощи права и иных юридических средств воздействие на общественные отношения.

Правовое регулирование является одним из видов социального регулирования, без которого общество существовать не может. Правовое регулирование - важнейший вид социального регулирования. Его особенности связаны со спецификой права как особого социального явления: это нормативное регулирование, в основе которого лежат идеи свободы и справедливости.

Те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию, называются предметом правового регулирования. Есть объективные и субъективные пределы правового (законодательного) регулирования.

Иными словами, далеко не все общественные отношения могут регулироваться правом. Не регулируются правом (точнее сказать, не должны регулироваться) отношения, которые с экономической точки зрения не созрели для такого регулирования. Не регулируются правом отношения любви, товарищества, которые по своему характеру не терпят правового вмешательства. Не регулируются правом отношения с участием душевнобольных, признанных невменяемыми или недееспособными. Не регулируются, наконец, правом те отношения, регулировать которые нецелесообразно, ибо с ними вполне «управляются» нормы морали, обычай, иные социальные предписания. Многие отношения между супругами, например, можно было бы урегулировать юридическими нормами, но в этом нет смысла и надобности (количество поцелуев в неделю, время прихода домой, место за кухонным столом и т.д.). Все иные общественные отношения могут быть предметом правового регулирования и закрепляются в законодательстве.

Предмет правового регулирования весьма подвижен.

Он может сужаться, и тогда из законодательства «уходят» отдельные нормы или целые их блоки (например, акты, регулировавшие государственно-плановую экономику), а может расширяться. Это происходит в случае появления новых общественных отношений, требующих правового воздействия, что влечет издание новых юридических норм.

Регулируются общественные отношения определенным способом (или их совокупностью), который называется методом правового регулирования. Он, как и предмет правового регулирования, динамичен. По мере укрепления экономики, стабилизации государственных структур и общественного порядка, развития демократии жесткие методы правового регулирования уступают место более мягким.

Правовое регулирование может быть эффективным, малоэффективным и неэффективным. Все зависит от степени достижения цели, которая ставилась при издании юридических норм. Эффективность правового регулирования зависит от многих обстоятельств, основными из которых являются соответствие права, всей правовой системы идеям справедливости и свободы, уровню и потребностям экономического развития страны, наличие совершенного законодательства, высокий уровень правовой культуры населения.

Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью целой совокупности юридических средств, называемых механизмом правового регулирования. В этот механизм входит подавляющее число элементов правовой системы, за исключением правовых учреждений. Основными элементами механизма правового регулирования являются: юридические нормы, правоотношения, акты реализации права (индивидуальные правовые акты), принципы права, правовая культура. Последние два элемента являются «сквозными», ибо они пронизывают весь механизм правового регулирования, включаясь в той или иной мере в его иные элементы.

Регламентация общественных отношений - урегулирование с помощью права (или других социальных норм) определенных сфер или областей общественных отношений.

Правовая (законодательная) регламентация как стадия правового регулирования состоит в издании юридических норм, охватывающих определенные группы общественных отношений. Это своего рода «подведение под право» общественных отношений. Прежде чем регулировать поведение людей с помощью правовых норм, необходимо иметь эти нормы.

В этом суть правовой регламентации. Правовая регламентация общественных отношений заключается в определении и закреплении в юридических нормах круга общественных отношений, регулируемых правом, в определении субъектов права, их прав, свобод и юридических обязанностей, установления ответственности за нарушение юридических предписаний.

Действие юридических норм - претворение права в жизнь, в реальное поведение людей. Юридические нормы для того и издаются, чтобы действовать.

В действии - реальная жизнь нормы. Действие юридических норм и реализация юридических норм означают, по сути дела, одно и то же. Формы реализации юридических норм - соблюдение, исполнение, использование и применение - это и формы их действия.

Что же касается путей действия права, то они таковы:

а) законодательное наделение лиц и организаций, иными словами, субъектов права, правоспособностью и дееспособностью; обладая такими свойствами, субъекты могут полностью включаться в процесс правового регулирования, а для права создаются условия (предпосылки) его действия;

б) наделение субъектов права субъективными правами и юридическими обязанностями;

в) получение субъектами права реальных благ, иных правовых результатов, предусмотренных нормами;

г) угроза применения государственного принуждения за неисполнение нормы права, а также реальное применение государственного принуждения.

2. Правовое регулирование общественных отношений в Республике Беларусь

2.1 Понятие и виды общественных объединений

Право граждан Республики Беларусь на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, закреплено в ст. 30 Конституции Республики Беларусь, устанавливающей также, что свобода деятельности объединений гарантируется.

Систему законодательства об общественных объединениях образуют Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях», законы об отдельных видах общественных объединений.

Деятельность отдельных общественных объединений регламентируется законами, действующими в определенных сферах.

Закон об общественных объединениях включает в эту систему без достаточных оснований Гражданский кодекс Республики Беларусь, поскольку кодекс есть акт особого рода. Он содержит немало принципиальных положений относительно общественных объединений как субъектов гражданского права, но в общем это не собственно закон о таких объединениях.

Надо также иметь в виду, что пока не изданы специальные законы о большинстве отдельных видов общественных объединений. Их деятельность до принятия таких законов регулируется уже упомянутым Законом об общественных объединениях.

Действие этого Закона распространяется на все общественные объединения, создаваемые по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). В сферу его действия попадают также некоторые структуры иностранных некоммерческих неправительственных объединений, созданных на территории Республики Беларусь.

В Законе общественное объединение определяется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица -- общественные объединения. Такие же лица являются учредителями и членами общественного объединения.

Все общественные объединения имеют характерные для них черты:

а) образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;

б) в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты;

в) действуют от своего имени;

г) не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

Общественные объединения могут быть разделены на виды по различным критериям.

В зависимости от организационно-правовых форм различаются:

· общественная организация -- основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами такой организации могут быть, как правило, физические лица и юридические лица;

· общественное движение -- состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-полезные цели;

· общественный фонд -- один из видов некоммерческих фондов. Он представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно-полезные цели;

· общественное учреждение -- не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям такого объединения;

· орган общественной самодеятельности -- не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Его решение направлено на удовлетворение неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программы органа общественной самодеятельности по месту жительства;

· союзы (ассоциации) могут создаваться вышеназванными общественными объединениями на основе учредительных договоров и (или уставов), образуя новые общественные объединения.

В зависимости от формального способа их легализации общественные объединения подразделяются на объединения, получившие государственную регистрацию, и организации, действующие без такой регистрации. Зарегистрированное общественное объединение приобретает статус юридического лица, а его орган -- правомочия по осуществлению прав и обязанностей в соответствии с уставом.

Незарегистрированное общественное объединение не приобретает прав юридического лица. Но оно является в частности субъектом административного права.

В зависимости от принципа организации общественные объединения делятся на основанные на членстве и не имеющие членства. Члены объединений имеют права и несут обязанности в соответствии с уставом объединения. Участники общественного объединения, не имеющего членства, принимают участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия.

2.2 Административно-правовой статус общественных объединений

Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами. Государство, закрепляя административную правосубъектность общественных объединений, тем самым определяет виды административных правоотношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов.

Наиболее важные вопросы, связанные с общественными объединениями, как уже отмечалось, решены в Законе о них. Он определяет содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядоких создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Исходным в определении статуса общественных объединений является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и законные интересы граждан.

Законом определены важнейшие требования к содержанию устава общественного объединения, в силу чего он является важным документом, регламентирующим организацию и деятельность объединения, а также порядок его реорганизации и ликвидации.

Государство не руководит деятельностью общественных объединений. Действует принцип взаимного невмешательства: не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а последних -- в деятельность указанных органов и их должностных лиц.

Государство проникает во внутреннюю жизнь общественных объединений в той мере, в какой определяет требования к содержанию устава, то есть к тому, что в нем должно быть отражено: кто может быть их членами и участниками, объекты их собственности, взаимоотношения с бюджетом, источники их средств и т. п. Их деятельность как юридических лиц регламентируется гражданским законодательством. На работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Республике Беларусь о труде и социальном страховании.

Во всех случаях, когда отношения между общественными объединениями и государством регулируются правом, они не носят характера подчинения или субординации, форма взаимодействия между ними -- согласование либо участие в обсуждении и решении вопросов.

Вместе с тем законом закреплены определенные полномочия по конкретным вопросам взаимодействия государства и общественных объединений.

Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; вносить предложения в органы государственной власти и др. Важной гарантией прав общественных объединений является норма закона согласно которой они вправе осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях.

Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в установленных законом случаях и формах участвуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным. Например, органы государственной власти обязаны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Помимо установления общих правовых основ статуса общественных объединений государство влияет на них и иными способами.

Органы юстиции осуществляют государственную регистрации общественных объединений. Правда, общественное объединение вправе не регистрироваться, но в таком случае оно не приобретает прав юридического лица.

Орган, регистрирующий общественные объединения, контролирует соответствие их деятельности уставным целям. Он может запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; в установленных случаях может вынести руководящим органам объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения.

Финансовые органы контролируют источники доходов общественных объединений, размеры получаемыхими средств и уплату налогов.

Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществлять органы надзора за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил и иные органы государственного надзора.

Важнейшей обязанностью общественных объединений является соблюдение законодательства Республики Беларусь. Их деятельность может быть приостановлена в случае нарушение Республики Беларусь, конституций, уставов субъектов Республики Беларусь, законодательства Республики Беларусь по решению суда.

Порядок приостановления устанавливается законами Республики Беларусь.

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда при совершении действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Республики Беларусь, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни; виновном в нарушении своими действиями прав и свобод граждан; неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Профсоюзы -- добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Они независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

Профсоюзы имеют целью защиту трудовых и социальных прав своих членов. Они независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти и хозяйственных органов, общественных объединений. Профсоюзы защищают право своих членов на труд, ведут переговоры и заключают с администрацией коллективные договоры, контролируютих выполнение. Они контролируют соблюдение законодательства о труде и его охране, имеют право на организацию и проведение забастовок в соответствии с законодательством.

Профсоюзы располагают значительными юридическими возможностями активно влиять на правотворчество по вопросам защиты социальных прав и интересов работников. Так, предложения общероссийских профсоюзов и их объединений должны учитываться органами государственной власти при рассмотрении проектов законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления принимают проекты нормативных правовых актов по таким вопросам с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы могут вносить предложения о принятии компетентными государственными органами законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Они вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и т. д.

Профсоюзы играют важную роль в защите трудовых прав работников. Так, в установленных случаях расторжение трудового договора с работником-членом профсоюза по инициативе работодателя может произведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа.

Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе:

а) социального партнерства;

б) взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей;

в) системы коллективных договоров и соглашений.

Профсоюзы обладают некоторыми правами, обеспечивающими им возможность влиять на формирование властных структур, осуществление их деятельности. Так, они вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством; на паритетных началах с другими партнерами участвовать в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами; взаимодействовать с государственными органами и органами местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта и т. п.

Помимо прав, предусмотренных Законом о профессиональных союзах, их права и гарантии деятельности права профсоюзов в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий работников устанавливаются соответствующими законами Республики Беларусь.

Законодательством установлены определенные гарантии прав профсоюзов иих работников. В частности, приостановить или прекратитьих деятельность возможно только в судебном порядке.

2.3 Правовое регулирование религиозных объединений

Конституция Республики Беларусь закрепляет право каждого на свободу совести, свободу вероисповедания. Граждане могут пользоваться правом на свободу вероисповедания индивидуально, а также совместно, путем создания религиозных объединений.

Специальным актом, определяющим основные параметры правового положения таких объединений, является Закон «О свободе вероисповедания». Он отражает принципиальные позиции государства в отношении религиозных объединений и религиозных объединений по отношению к государству, а также в общих чертах виды и объем правосубъектности этих объединений.

Законодательное урегулирование этих вопросов имеет целью, во-первых, создать в наибольшей мереблагоприятные условия для реализации гражданами права на свободу вероисповедания, во-вторых, не допустить злоупотребления этим правом, посягательства на личность, права и свободы граждан.

В Республики Беларусь религиозные объединения отделены от государства. Это означает, что государство, хотя и определяет правовой режим осуществления права на свободу совести, свободу вероисповедания, но ни само государство, ни его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений. Они не могут поручать последним выполнение каких-либо государственных функций.

На территории Республики Беларусь не могут учреждаться органы исполнительной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией гражданами права на свободу вероисповеданий.

Вместе с тем Закон о свободе вероисповедания как акт государственной власти определяет сущность и некоторые виды религиозных объединений, а также определяет реквизиты устава (положения) религиозного объединения.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений и в то же время контролирует соблюдение ими относящихся к ним законодательства.

Регистрация уставов (положений) входит в исключительную компетенцию Министерства юстиции Республики Беларусь, органов управления в области юстиции субъектов Республики Беларусь по правилам, установленным законом.

Принципиальным в статусе религиозных объединений является то, что они образуются и действуют на основании своих уставов (положений); не могут вмешиваться в дела государства; участвовать в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий. При этом могут участвовать в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений. Ввиду всеобщности требований принципа законности, они относятся также к религиозным объединениям.

Служители культа и члены религиозных объединений признаются субъектами определенных нарушений законодательства о религиозных культах.

Деятельность религиозных объединений может быть прекращена по решению общего собрания учредителей, съезда (конференции), его образовавших; решением суда, если деятельность религиозного объединения противоречит его уставу (положению) и действующему законодательству. Нарушение законодательства отдельными членами религиозных объединений не влечет ответственности всего объединения в целом.

При Президенте Республики Беларусь создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями. Он является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента, касающихся его взаимодействия с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества.

3. Недостатки правового регулирования общественных отношений в Республике Беларусь и пути их устранения

3.1 Основные проблемы административно-правового регулирования общественных отношений

Рассмотрим ряд проблем совершенствования административно-правового регулирования общественных отношений.

1. На мой взгляд, можно выделить одну из основных и глобальных проблем, к которой в литературе по административному праву после 80-х гг. заметно снизился интерес, но которая продолжает оставаться актуальной как с теоретической, так и с практической точек зрения - это проблема общественного порядка, требующая в условиях функционирования всех форм собственности более глубокого понимания.

Актуальность данной проблемы обусловлена двумя причинами:

а) опытом 90-х гг., показавших, что с ослаблением государственной власти резко возрастает незащищенность рядового гражданина, а абстрактная формула Т. Гоббса о «войне всех против всех» приобретает реально зримые очертания;

б) тесной связью общественного (публичного) порядка с публичным экономическим порядком.

Следует признать, что в работах ученых-административистов, исследовавших понятие общественного порядка в 60--80-х гг., основное внимание уделялось порядку в общественных местах, его охране, призванной пресекать элементы «кулачного права», защищать население от хулиганов, обеспечивать безопасность дорожного движения и т.д. Подобный подход к рассматриваемой категории был оправданным в условиях плановой экономики и монополии государственной собственности.

Но данный подход нельзя признать удовлетворительным при переходе к рыночной экономике. Категории «общественный порядок», «безопасность», «общественная безопасность» тесно связаны с нормальным функционированием предприятий всех форм собственности, с тем общественным состоянием, которое называется публичным экономическим порядком. Этот порядок не возникает спонтанно, в силу одного факта существования рыночных отношений, но устанавливается при активной и разумной государственной протекции, поддержке надзорно-контрольных (полицейских) органов. Предпринимательская деятельность, развитие любых форм собственности возможны при условии, если государство обеспечивает порядок и общественную безопасность: защищает бизнес от рэкета, малый бизнес от недобросовестной конкуренции со стороны крупных объединений, обеспечивает личную и имущественную безопасность фермеров от ленивых и завистливых соседей и т.д.

Вместе с тем публичный экономический порядок предполагает для предприятий и объединений всех форм собственности такие правовые границы, в пределах которых они действуют на благо общества. Особенно это касается частных (коммерческих) организаций, которые могут использоваться собственниками не в интересах общественного блага. Недаром в Конституции ФРГ записано: «Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу».

2. Другой актуальной и сложной для науки административного права является проблема государственного управления экономикой. Представляется, что при анализе данной темы возникает ряд существенных вопросов, из которых можно выделить вопрос о пересмотре понятия «государственное управление экономикой».

Нужно отметить, что развитие рыночной экономики потребовало создания соответствующей правовой базы. За последние годы в Республике Беларусь изданы важнейшие законы, по-новому определяющие условия хозяйственной деятельности.

Анализ административно-правовых норм, содержащихся в этих актах, выявляет два характерных для них положения:

а) Не все проблемы управления экономикой могут быть решены на основе гражданского законодательства. Новый Гражданский Кодекс Республики Беларусь в п. 3 ст. 2 и в других публично-правовых нормах подчеркивает роль государственного управления экономикой. При этом нужно учитывать, что российское государственное управление экономикой и в царский, и в советский периоды развивалось в русле европейской континентальной управленческой системы, в частности германской и французской, в которых роль исполнительной власти в деле управления экономикой всегда была велика.

б) Переход от планового к рыночному хозяйству существенно изменяет понимание государственного управления экономикой. Исключительно властные методы хозяйствования уступают место методам более мягкого и гибкого воздействия на объекты управления. Иначе говоря, современное государственное управление экономикой проявляется не столько в форме прямого командного воздействия; сколько в других формах, к которым относятся: официальное признание хозяйствующих субъектов путем лицензирования их деятельности; управление путем стандартизации продукции, работ, услуг; осуществление надзорно-контрольных функций. Эти «другие формы» можно отнести к разновидности государственного управления -- государственному регулированию. Государственное регулирование -- это, по существу, административно-правовое регулирование. Подобное регулирование особенно применимо к таким областям экономики, как торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения. Есть сферы хозяйственной жизни, где исполнительная власть применяет одновременно как меры прямого командного воздействия, так и средства государственного регулирования. Примером может служить антимонопольное законодательство, которое предусматривает вмешательство государства в деятельность предприятий в различных формах (запрещение объединений, государственное регулирование цен, рассмотрение жалоб на антиконкурентные действия и наложение штрафов на нарушителя). В то же время в Республики Беларусь сохраняются отрасли, где не исчезает государственное управление как прямое командное воздействие: оборона, государственная безопасность, иностранные дела, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

3. Нуждается в пересмотре и новом освещении ключевой вопрос науки административного права -- вопрос о предмете административно-правового регулирования.

4. Формирование в 90-х гг. новой белорусской правовой системы и обновление институтов административного права поставило вопрос об источниках административного права и их классификации. Научная актуальность данного вопроса обусловлена тем, что в административном праве в отличие от конституционного, уголовного и даже трудового отсутствует единый правовой акт или акт доминирующий, в котором были бы сконцентрированы основные нормативные положения данной отрасли.

На сегодняшний день формально можно говорить о трех видах источников административного права -- российских, союзных и международных.

5. Актуальной является проблема места административного права в системе публичного, а через него в системе гражданского права. Реформы 90-х гг. в Республике Беларусь обострили вопрос о роли публичного и частного права, их соотношении. И в правоведении, и в сфере реальной действительности в первой половине 90-х гг. наблюдалась фетишизация частного права, в котором видели универсальное средство лечения всех политических и экономических болезней общества.

Подобная слишком завышенная оценка частного (гражданского) права и принижение публичного способствовали дезорганизации народного хозяйства и криминализации частных экономических структур, незащищенности малого бизнеса от рэкета и произвола властей. Между тем частный интерес, как индивидуальный, так и коллективный, требует защиты со стороны государства, прежде всего органов исполнительной власти, а нормы частного права могут быть эффективно реализованы, если их реализация обеспечена нормами публичного и в первую очередь -- нормами административного права.

Не будет преувеличением утверждение, что административное право -- сквозная отрасль для всех отраслей права. Исторически из его лона вышли почти все публично-правовые отрасли: уголовное, конституционное (государственное), финансовое, уголовно-процессуальное право. Будучи в известной степени «праправом», административное право продолжает оставаться несущей конструкцией публичного права, объединяя все его отрасли в целостное образование и цементируя их. Вместе с тем, как показал экономический опыт Республики Беларусь последних лет, элементы административного права, проникая в частное (гражданское) право, обеспечивают ему государственную поддержку и эффективную реализацию.

6. По-прежнему важной продолжает оставаться в науке административного права проблема исполнительной власти и ее органов. Тема исполнительной власти исследована явно недостаточно. Отсутствует интегральный взгляд на данную категорию, не выявлены особенности данной ветви власти, не исследованы вопросы ответственности исполнительной власти за свою деятельность, отсутствует понимание того, что в систему обеспечения конституционной целостности Республики Беларусь включаются все ветви государственной и муниципальной власти, среди которых исполнительная власть играет особую роль.

Конституция Республики Беларусь включила в понятие «органы государственной власти» не только законодательные органы, как это было в советских конституциях, но и органы исполнительной и судебной власти. Поэтому важно выработать критерии и основания, общепризнанные для характеристики именно исполнительной ветви власти.

Заслуживает пристального внимания ученых-административистов категория «единая система исполнительной власти», о которой говорится в Конституции Республики Беларусь. Эта система образуется государственными органами исполнительной власти и, а также местными органами исполнительной власти. При этом закрепленный конституционными нормами принцип разделения властей с учетом белорусских условий нуждается в определенном корректировании, которое позволило бы рассматривать государственную власть как единое целое, а не в качестве суммы разных властей.

Заметный удар по единству системы исполнительной власти нанесло создание жестких границ между государственно-властной системой управления и местным самоуправлением, которое теоретики Конституции Республики Беларусь мыслили как самостоятельную систему общественного управления. Это также породило немало сложностей в реализации полномочий исполнительной власти на всех уровнях, способствовало появлению комплекса проблем, требующих решения в нормативно-организационном аспекте.

Постоянно актуальным элементом системы исполнительной власти является институт ответственности, без которого данная система не может считаться завершенной в своем формировании. Этот вопрос обретает особую остроту, когда речь идет об ответственности Правительства Республики Беларусь и персонально его Председателя.

7. Несмотря на то, что реформа государственной службы в Республике Беларусь продолжается более четырех лет и на эту тему написано немало статей и монографических работ, данная проблема остается чрезвычайно злободневной.

Роль государственной службы в стране очень велика, но эффект от ее деятельности незначителен. Далеко не все вопросы государственной службы решены к сегодняшнему дню. Можно говорить о трех группах вопросов, которые пока не получили научного решения.

3.2 Повышение роли законов

Важнейшими источниками административного права являются законы (Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь). В зависимости от того, кем приняты те или иные законодательные и нормативно-правовые акты, т.е. - по юридической силе источники административного права можно разделить на несколько типов: законы Республики Беларусь и ее субъектов, акты государственной администрации (и соответствующих органов субъектов Республики Беларусь) - указы, распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, министерств и ведомств; глав администраций, руководителей государственных органов.

К числу особенностей административно-правовых норм следует прежде всего отнести то, что в отличие от норм многих других отраслей российского права они имеют собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в видуадминистративная ответственность, наступающая, как правило, во внесудебном, т.е. административном порядке. В таком же аспекте можно говорить и одисциплинарной ответственности за нарушение норм, регламентирующих служебные отношения.

Особенностью административно-правовых норм является также и то, что во многих случаях они регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей прав. Так, ими обеспечивается урегулированность определенной части финансовых, земельных, налоговых, трудовых, природоохранных и иных отношений (например, определение порядка взимания налогов, государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного законодательства, установление основных организационных начал предпринимательской деятельности и т.п.). С их помощью осуществляется и защита норм названных отраслей права.

Наконец, несомненной особенностью административно-правовых норм является то, что они достаточно часто устанавливаются непосредственно самими субъектами исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности и в ее целях (например, нормативными постановлениями Правительства Республики Беларусь). Любая правовая норма есть акт правотворчества, и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. Закрепленные за соответствующими исполнительными органами действующим законодательством полномочия по самостоятельному установлению правовых норм являются свидетельством административногонормотворчества как одного из существенных элементов их компетенции. При этом поскольку основной функцией органов исполнительной власти являетсяправоприменение, постольку их деятельность нормотворческого характера подчинена той же цели. Иначе говоря, административно-правовые нормы несут в своем содержании двоякую юридическую нагрузку:правоприменительнуюи правоустановительную. А это практически означает, что административно-правовые нормы, являясь одной из важнейших юридических форм применения законодательства в сфере государственного управления, по своей сути служат целям правоприменения, т.е. исполнения. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что действующим законодательством установлено, что нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются в целях исполнения закона, т.е. они подзаконны.

Конституция Республики Беларусь, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы: закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления; определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти; разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Республики Беларусь и т.д.

В настоящее время законодательная форма источников административного права значительного расширена. Соответственно, административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Республики Беларусь.

Естественно, что вся совокупность действующих административно-правовых норм не сводится к устанавливаемым непосредственно субъектами исполнительной власти. Многие нормы административного права содержатся в Конституции Республики Беларусь. Такого рода нормами определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, конституционный статус личности, реализуемый в сфере управления, статус основных субъектов исполнительной власти и т.п.). Почти в каждом законе немало административно-правовых норм. Немало таких норм и в нормативных указах Президента Республики Беларусь.

Заключение

Таковы в общих чертах основные проблемы науки административного права на пороге XXI столетия. Каждая из них актуальна и имеет самостоятельное значение, но все они тесно взаимосвязаны, переходят одна в другую, решение одной из них помогает глубже проанализировать последующие и открывает новые научные перспективы.

В своей курсовой работе мною были раскрыты основные проблемы совершенствования административно-правового регулирования общественных отношений, таких как проблемы общественного порядка, проблемы государственного регулирования экономикой, проблемы исполнительной власти и его органов и многого другого.

При этом есть основания надеяться, что комплексное развитие всех сфер административно-правового регулирования и ускоренное развитие науки административного правоведения способны приблизить эту отрасль российского права к общепринятым международным нормам, способным эффективно работать и в наших условиях.

Переход к формированию рыночной экономики существенно повысил роль права в нашем обществе, так как рыночная экономика - это широкое развитие товарно-денежных отношений на основе признания равенства участников этих отношений, свободы договоров, неприкосновенности собственности, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и их судебной защиты.

Все эти принципы функционирования рыночной экономики в современных условиях находят закрепление в финансовом праве, которое является неотъемлемой частью рыночных отношений и представляет собой одну из экономических категорий.

Воплощение в жизнь финансовых законов требует их тщательного изучения и, прежде всего, экономистами, так как умение их применять обеспечит правильный выбор позиции в коммерческом праве и верную оценку со стороны контролирующих органов.

Список использованных источников

1. Алексеев С.С. Государство и право. - М.: «Юристъ», 2003. -512с.

2. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право. Часть 1. Учебник. - М.: «ТЕИС», 2001. -712с.

3. Антокольская М. В. Лекции по административному праву. - Мн.: Юрист, 2001.-432с.

4. Антокольская М.В. Право. - М.: «МГУ», 2001. -389с.

5. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1999. -600с.

6. Василенков П.Т. Центральные органы государственного управления. -Мн.: Право, 1999. -415с.

7. Виконтова Т.П. Основы права. - М.: «Юристъ», 1999. -312с.

8. Гражданский Кодекс Республики Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2001. -860с.

9. Конституция Республики Беларусь. -Мн.: «Амалфея», 1998. -48с.

10. Оболенский А. В. Государственная служба. М.: ЭКОЛАЙН, 2000.-533 с.

11. Основы права. Учебник ч. 1 / Сергеева А.П. -М., Постскриптум, 2005. -400с.

12. 0сновы права.// Толстого Ю.П. - М.: « ЗНАНИЕ», 2002. -348с.

13. Положение о Министре Республики Беларусь. Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 20.01.1995г. // Собрание Указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. -1995. -№33.

14. Право. Теория и практика. / Власовой Т.В.. - СПб.: «Питер», 2003. -365с.

15. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. / Корельского В.М. - Мн: НОРМА, 2001. -570с.

16. Указ Президента республики Беларусь от 11.01.1997г. «О системе органов государственного управления, подчиненных правительству Республики Беларусь». // Собрание Указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. -1997. -№1.

17. Шамхалов Ф.К. Теория государственного управления. - М.: «Экономика», 2002. -632 с.

18. Юридическая энциклопедия. - М.: Юрист, 2004. -632с



Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте . Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.


Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
  • Административно-правовое регулирование. прохождения государственной службы
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕМ КОМПЛЕКСЕ
  • Административно-правовое регулирование внешнеэкономических отношений с иностранными государствами.
  • Административно-правовое регулирование прохождения гос. гражданской службы.
  • Правовое регулирование - процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

    Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов. Отсюда, использование любых других средств правового характера, специально для этого не предназначенных, правовым регулированием не считаются, они относятся к более широкому понятию - правовое воздействие. Поэтому какое-либо воздействие на поведение людей через средства массовой информации, путём пропаганды или агитации, в том числе нравственного или правового воспитания и обучения не являются правовым регулированием, ввиду того, что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений.

    Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия. Под ним понимается весь процесс влияния права на социальную жизнь общества. Предмет правового воздействия намного шире предмета правового регулирования, который содержательно входит в него. Помимо собственно правового регулирования правовым воздействием также охватываются экономические, политические и социальные отношения, которые правом напрямую не регулируются, но на которые оно так или иначе оказывает влияние (информационно-правовое и воспитательно-правовое воздействие).

    Право – система норм, которую устанавливает только государство.

    Признаки:

    1. Нормативность – формирование типичного правила поведения.

    2. формальная определенность, официальное закрепление (твердо устанавливает делать крепким, устойчивым)

    3. проявление воли и сознания людей.

    4. обеспеченность возможностью государственного принуждения.

    5. системность

    6. право – система норм правил поведения

    7. выражение воли и интересов общества

    8. сформулированный в специальных государственных документах

    9. охраняются от нарушений мерами государственного принуждения

    Социальные нормы – правила поведения, установленные обществом.



    Включает в себя три основных компонента: нормы права, институты права, отрасли права, субинституты и подотрасли.

    Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль - род общественных отношений.

    Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия - предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

    Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

    Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

    Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.



    Метод правового регулирования - это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.

    Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами: - порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений;

    Средствами их обеспечения (санкциями);

    Степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.

    В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

    Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, - гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

    Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

    Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые для регулирования общественных отношений используют комбинирование различных методов и имеют сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к комплексным отраслям относят в настоящее время аграрное право. В его предмет включаются земельные, имущественные, трудовые, а также организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности. А поскольку предмет включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется как императивный, так и диспозитивный методы, а также дополнительный метод - координации в организационно-управленческих отношениях.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Правовое регулирование как разновидность социальных отношений. Понятие правового регулирования. Механизм взаимоотношений правового регулирования с религией, обычаями и моралью. Содержание правового регулирование, его основные методы, способы и виды.

      курсовая работа , добавлен 10.01.2014

      Рассмотрение понятия, предмета, метода и механизмов, анализ правового регулирования общественных отношений в Республике Беларусь, основные проблемы и пути их преодоления. Понятие, формы, виды и административно-правовой статус общественных объединений.

      курсовая работа , добавлен 04.06.2010

      Понятие и предмет правового регулирования, его виды. Особенности диспозитивного, императивного, поощрительного и рекомендательного методов регулирования общественных отношений. Сущность механизма правового регулирования, пути повышения его эффективности.

      курсовая работа , добавлен 16.10.2010

      Комплексное рассмотрение вопросов о нормативной и ненормативной системах правового регулирования. Общественные отношения, возникающие при реализации функций механизма правового регулирования. Понятие социального и психологического принципа действия права.

      курсовая работа , добавлен 10.11.2014

      Характеристика общественных отношений, которые регулируются нормами гражданского права, как предмета гражданско-правового регулирования. Основные группы имущественных и неимущественных отношений. Определение цели установления опеки и попечительства.

      контрольная работа , добавлен 11.04.2016

      Эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления. Фактическое поведение субъектов общественных отношений. Понятие механизма административно-правового регулирования, источники административного права.

      контрольная работа , добавлен 25.11.2008

      Изучение истории развития системы органов безопасности в России: возникновение и развитие правового регулирования этой сферы, понятие и система специальных органов. Характеристика компетенции органов Федеральной службы безопасности и внешней разведки РФ.

      дипломная работа , добавлен 14.03.2010