Причины возникновения пожаров. спичка-невеличка ростом спичка-невеличка не смотрите, что мала


Классный час

«С огнём шутить нельзя»

Цель: привитие учащимся навыков осторожного обращения с огнём,

формирование умений по выходу из пожароопасной ситуации.

ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА: лозунги-листовки, творческие работы учащихся на противопожарную тему для выставки.

«Спички не тронь,

В спичках – огонь!»,

«Чтобы в наш дом не пришла беда,

Будьте с огнём осторожны всегда!».

Ход мероприятия

Дети сидят полукругом, в центре которого стоит маленький столик на нём свеча.

Классный руководитель:

Зимний вечер притих за окном. Он хмур и холоден. А мы зажжём свечку, и будем смотреть на огонь (классный руководитель зажигает свечу). Капли воска стекают медленно и важно. Тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке. Он живой – иначе, зачем ему так трепетать? В нём таится могучая сила…(пауза).

Огонь - давний друг человека с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.

Чтец 1 : Да без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надёжно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает будто флаг.

Всем огонь хороший нужен

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь

И хлеб печёт.

Но случается, что огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами.

Чтец 2 : Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Чтец 3 : Да, огонь бывает разный –

Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый,

Очень злой.

Классный руководитель : Да, действительно огонь бывает добрым и злым, но это зависит от нас с вами. Послушайте старинную русскую легенду «Два огня»

ДВА ОГНЯ

Зажглись на одном дворе два огня и стали между собой разговаривать.

Ох, брат, и погуляю я на той неделе, - говорит один огонь. – Весь дом пожгу, и двор пожгу, ничего не оставлю.

Чего это ты надумал своих хозяев обижать? – удивляется второй.

Того и надумал, что они сами меня обижают. Плохо мне у них живётся. Они как печь затапливают, так обязательно поругаются, вечерние огни зажигают – опять бранятся. А я такого не люблю. Я люблю, чтобы в доме были мир и покой. Да и хозяйка обо мне не заботится: заметает меня грязным веником, до утра не укроет.

Ну, гуляй, коли задумал. Только вот что: на вашем дворе наше колесо лежит. Так уж ты его не трогай! А то мои-то хозяева хорошие – и зажгут меня с молитвой, и погасят с добрым словом.

Вот прошла неделя, и случился в деревне пожар. Сгорел один дом, со всем добром. Только в том дворе нашли после пожара соседское деревянное колесо – лежало оно целым целёхонькое.

Классный руководитель : Ребята, кто виноват в случившемся? (ответы учащихся) Да, правильно. Конечно, в случившемся виноваты хозяева, которые неправильно обращались с огнём.

Сегодня на классном часе мы будем говорить о правилах пожарной безопасности и о причинах возникновения пожара .

Для начала произведем разминку. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны с ведущим, должны хором отвечать: «Это - я, это – я, это – все мои друзья», если не согласны, молчите.

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу от огня?

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

(Это - я, это – я, это – все мои друзья)

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел.

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят?

(Это - я, это – я, это – все мои друзья)

Классный руководитель : я вижу, вы знаете, что с огнем шутить опасно.

Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать его. Он играл исключительно важную роль – согревал в холод, помогал добывать и готовить пищу, защищал от диких зверей. Первобытный человек сначала научился сохранять огонь. Потом добывать его и управлять им. Без огня люди не только бы не выжили, но и не стали бы людьми в подлинном смысле слова. Однако часто огонь становился страшным врагом, разрушал буквально все на своем пути, наносил огромный ущерб, уничтожал людей. Это происходило тогда. Когда огонь вырывался из-под контроля и повиновения человека, превращался в пожар.

Пожар – это неконтролируемый процесс горения определенных материалов. Сопровождаемый выделением тепла и дыма. При горении выделяются углекислый газ и другие вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. Поэтому многие люди во время пожара гибнут от отравления продуктами горения. Чтобы не случились пожары. Необходимо знать причины их возникновения.

Игра «Доскажи словечко»

Классный руководитель держит в руках воздушные шары. Читая двустишия, он кидает по одному шару в сторону зрителей. Ученик, поймав воздушный шар, должен досказать ответ.

Этот шар в руках недаром.

Раньше. Если был пожар.

Ввысь взмывал сигнальный шар-

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар.

Там всегда грозить нам будет…

(злой пожар)

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар…(в квартире)?

Дыма столб поднялся вдруг.

Кто не выключил…(утюг)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над…(газом) ?

Столб огня чердак объял.

Кто там спички…(зажигал) ?

Побежал пожар во двор.

Это кто там жег…(костер )?

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег…(траву )?

Помни каждый гражданин

Этот номер…(01)

Дым увидел – не зевай

И пожарных…(вызывай )

Классный руководитель: причин возникновения пожаров множество. Часто ребята разжигают костры вблизи строений. Поджигают баки с мусором, старую траву, тополиный пух. Играют со спичками.

Кроме того, бывает, когда ребята. Решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны и дают дежурному диспетчеру ложные сведения о пожаре. Такие «озорники» не задумываются над тем, что в это время по-настоящему нужна помощь пожарных в другом месте.

Классный руководитель: творческое задание называется «Конкурс сказочников». Вы должны придумать конец сказки «Спичка-невеличка и большой пожар»

Жила-была спичка, Спичка-невеличка. Она лежала вместе со своими сестричками-близнецами в маленьком домике – спичечном коробке. У всех сестричек были коричневые одинаковые головки, в которых таилась волшебная сила. Если потереть головой о черный бочок домика, то вспыхнет огонек. Они очень гордились этим: ведь огонь очень нужен людям.

Однажды мама пятилетнего Димы ушла из дома и оставила мальчика одного. А спички забыла спрятать….(ответы ребят).

Молодцы.

Классный руководитель :

Я думаю, ребята, вы хорошо запомнили всё, о чём сейчас мы говорили. А мы это сейчас проверим. Сыграем в игру «Эстафета причин».

Ребята передают друг другу эстафетную палочку в форме огнетушителя, при этом называют причину возникновения пожара (неосторожное обращение с огнём; детская шалость с огнем; нарушение правил пожарной безопасности при пользовании электроприборами, газом, печами; грозовые разряды, поджоги).

Классный руководитель: Запомните дети,

Правила эти.

    Почему номер пожарной охраны «01»? (Простой номер: легко запомнить; короткий, а во время пожара дорога каждая секунда; его легко можно набрать в темноте).

    Что необходимо сделать, когда уходишь из квартиры, чтобы не допустить пожара? (Выключить свет; отключить электроприборы; спрятать спички от маленьких детей ).

    Назовите средства тушения пожара. (Вода; песок; земля; кошма; асбестовое одеяло; огнетушители.)

Пусть помнит каждый гражданин!

Пожарный номер – ноль-Один !

Ребята, соблюдение этих правил поможет сохранить жизнь и здоровье людей.

Огонь-друг и враг человека.

Учитель начальных классов 1 квалификационной категории МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1»

Актанышского муниципального района РТ.

Долгова Загина Назифовна

1ученик. Огонь с давних пор огонь стал другом человека. Он играл исключительно важную роль - согревал в холод помогал добывать и готовить пищу защищал от диких зверей освещал жилище, всё больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы.

2 ученик. Миллионы лет назад люди научились добывать и пользоваться огнём. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днём и ночью посменно дежуря около него. Они поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству загадочному брату солнца. В костёр запрещалось бросать мусор и отходы так как это могло оскорбить огня. Костёр нельзя было ворошить острым предметом чтобы не поранить духа огня.

3 ученик. Первобытный человек сначала научился сохранять огонь потом добывать его и управлять им. Много способов придумал человек чтобы добывать огонь. вначале это был трудный способ требующий больших усилий и сноровки – трение одного сухого дерева о другое. Затем огонь научились получать высекая искру ударом камень о камень. без огня люди не только бы не выжили но и не стали бы людьми в подлинном смысле слова. Без огня мы уже не представляем жизни он нужен повсюду в домах и в школах на заводах и фабриках в городах и сёлах, огонь- друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.

4 ученик. Однако часто огонь становился страшным врагом разрушал буквально всё на своём пути наносил огромный ущерб уничтожал людей. Это происходило тогда когда огонь вырывался из-под контроля и по вине человека превращался в пожар.

5 ученик. Пожар – это неконтролируемый процесс горения определённых материалов сопровождаемый выделением тепла и дыма. В состав дыма входит углекислый газ который понижает содержание кислорода в воздухе без которого человек не может дышать. при горении выделяются также другие вещества оказывающие отравляющее действие на организм человека. Поэтому многие люди во время пожара гибнут от отравления продуктами горения.

Чтобы не случались пожары необходимо знать причины их возникновения.

Учитель. Предлагаю поиграть в игру « доскажи словечко». Я вам читаю стихи а вы доскажите ответ.

1.Этот шар в руках недаром.

Раньше если был пожар.

Ввысь взмывал сигнальный шар.

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди

Там взовьётся в небо шар.

Там всегда грозить нам будет ---злой пожар.

2.Раз, два, три, четыре –

У кого пожар ---в квартире.

Дыма столб поднялся вдруг

Кто не выключил ---утюг

Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил бельё над ---газом

Столб огня чердак объял

Кто там спички ---зажигал

Побежал пожар во двор

Это кто там жёг ---костёр

Пламя прыгнуло в листву

Кто у дома жёг ---траву

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые ----предметы

Помнит каждый гражданин

Этот номер ---01

Дым увидел -не зевай

И пожарных ---вызывай

Конкурс сказочников. Вы должны придумать конец сказки «Спичка – невеличка и большой пожар».

Жила-была Спичка, Спичка-невеличка. Она лежала вместе со своими сестричками- близнецами в маленьком домике – спичечном коробке. У всех сестричек были коричневые одинаковые головки, в которых таилась волшебная сила. Если потереть головой о чёрный бочок домика, то вспыхнет огонёк. Они очень гордились этим: ведь огонь нужен людям.

Однажды мама пятилетнего Димы ушла из дома и оставила мальчика одного. А спички забыла спрятать…

Давайте поиграем и с капитанами команд. КОНКУРС КАПИТАНОВ.

Капитаны команд по очереди называют возможные причины возникновения пожара. Выигрывает тот капитан, назвавший причину последним.

МИНИАТЮРНЫЙ ТЕАТР на тему « У меня горит квартира».

Ребята, разыграйте сценку,представляя, что у вас горит квартира, не дай бог, конечно, и возгорание произошло в зале, от телевизора.

Каждой команде я задаю загадки, кто правильно ответит, получит 1 балл.

Красная корова всю солому поела. (огонь)

В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (спичечный коробок и спички)

Красный бык стоит, дрожит, чёрный – на небо бежит.(огонь и дым)

Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит.(искра)

От огня происхожу, от огня и умираю. (уголь)

Стоит дом,50 сестричек в нём. Посоветую я детям – не играйте с домом этим!(спички и спичечный коробок)

Красный дьявол с крыши на крышу летит. (пожар)

С огнём бороться мы должны-

Мы смелые работники

С водою мы напарники

Мы очень людям всем нужны,так кто же мы?(пожарники)

Что дороже денег? (здоровье)

И. долга, и коротка, а один одному не верит: всяк по себе мерит. (жизнь)

Ребята, а вы знаете кто у нас в зале сидит?

Да этот человек в форме – пожарник, сотрудник МЧС.Давайте дадим ему слово.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Учитель: Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.

Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но если пожар всё –таки произошёл, надо чётко знать, как себя вести.

1 ученик: Огонёк всегда такой-

И хороший и плохой:

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

2 ученик. Трое маленьких зайчат

С огоньком сидят, шалят.

Им, зайчатам,невдомёк,

Что опасен огонёк.

3 ученик. Возле газовой плиты

Расшалился - жди беды.

Лучше даже и не стой

Перед газовой плитой.

4 ученик. Каждый знает, что утюг –

Добрый,но серьёзный друг.

Тот,кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

5 ученик. Кто науку изучает.

Так приборы не включает:

Перегретая розетка

Загорается нередко.

6 ученик Чайник всё кипел, кипел,

И весь выкипеть успел.

И от злости поволок

Чёрный дым под потолок.

7 ученик –У окна, -сказала мать,-

Калорифер не включать!

Поздно, зайка говорит,-

Занавеска - то горит!

8ученик Взгляд лесничего суров:

Здесь не место для костров!

Погасить велел костёр,

И закончил разговор.

9 ученик.Побежал,как ручеёк,

В старой травке огонёк,

Разве скажет кто – нибудь,

Где он свой закончит путь?

Учитель: -Ребята, вспомните, что нам запрещается? – А что же разрешается?

Постарайтесь,чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом. Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте, и школу в которой вы учитесь!

УЧИТЕЛЬ: Причин возникновения пожаров множество. Часто ребята разжигают костры вблизи строений, поджигают баки с мусором, старую траву, тополиный пух, играют со спичками.

Кроме того, бывает, когда ребята, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны и дают дежурному диспетчеру ложные сведения о пожаре. Такие « озорники» не задумываются над тем, что в это время по – настоящему нужна помощь пожарных в другом месте.

А сейчас проведём весёлую эстафету « Юный пожарник». Пригласим две команды: «Искорки» и «Огоньки» . Девиз команды « Искорки»: При пожаре как один набираем 01.

Девиз команды « Огоньки»: Знает мальчик и девчушка – спички детям не игрушка.

РАЗМИНКА. Каждой команде задаются вопросы, за каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

1.По какому номеру телефона нужно сообщить о пожаре? (01)

2. Можно ли бить стёкла в комнате во время пожара? (нельзя, свежий воздух способствует ускорению горения)

3.Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включить свет? (нельзя, может произойти взрыв газа)

4.В какую сторону должны открываться двери? (в сторону улицы)

5. Почему нельзя бросать в огонь незнакомые предметы и аэрозольные упаковки? (они взрывоопасны)

6. Как потушить горящую на человеке одежду? (остановиться, упасть, катиться, сбивая пламя)

7. Можно ли потушить водой горящую электропроводку? (нельзя, вода – проводник электрического тока)

8. Где можно спрятаться от дыма? (нужно закрыть рот и нос мокрой тканью)

ЭСТАФЕТА.

1. Эстафета с вёдрами. Каждый ребёнок из каждой команды должен с двумя вёдрами добежать до домика, обходить его а потом вернуться к своей команде и передать вёдра следующему игроку.

2. Эстафета с песком. Играющим предлагается перекидать песок с помощью лопаты из песочницы в специальные посуды, а потом засыпать костёр.

3.Преодоление задымлённой зоны.Каждая команда должна пройти на корточках задымлённое помещение до выходной двери, дышать через тряпку, дверь закрыть после выхода последнего участника.

4. С каждой команды выходят по одному участнику.От линии на расстоянии пяти шагов ставится ведро.Участнику выдаётся 10 сосновых шишек, которые надо бросить в ведро. Победитель тот, кто набросит наибольшее количество шишек в ведре.

"ЭТА СПИЧКА НЕВЕЛИЧКА"

- Образовательные задачи :

  1. Познакомить с существованием явления «пожар», и какие последствия бывают от спички.
  1. Учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес)

Развивающие задачи:

Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

Развивать творческие возможности дошкольников.

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Пособия: коробок со спичками, тематические картины и рисунки.

Ход занятия.

Ребята, послушайте загадку и попробуйте отгадать, о чем мы будем говорить на занятии.

Чтобы не было огня,

Не играйте вы в меня.

Я огня сестричка,

Маленькая …….. (спичка)

Правильно. А кто из вас брал спички и пытался зажигать их?

А вы умеете зажигать спички? Кого папа или мама учили пользоваться спичками? А ну-ка покажите, как зажигать... Не надо торопиться. Спичку надо держать так, чтобы она, загораясь, не обожгла пальцы. Иначе её приходиться бросать, когда она еще не погасла. А к чему это может привести? Правильно, это может привести к пожару.

Мы много говорили о пожаре и неосторожном с ним обращении, читали много рассказов и стихов. Какие произведения вам особенно понравились? Назовите авторов этих произведений?

Пожар уничтожает дома, постройки, лесные угодья, хлебные просторы.

От чего происходят пожары?

От молнии, от искры, от не затушенной сигареты, от не затушенной спички. Посмотрите, пожалуйста, к каким последствиям могут привести игры с огнем (просмотр видео).

Вы просмотрели фильм.

Вот к чему может привести неосторожное обращение с огнем. (К чему может привести неосторожное обращение с огнем?)

Пожар – это страшное несчастье, при котором горят не только дома, леса, постройки, но и гибнут люди. Но если полностью следовать всем правилам противопожарной безопасности, этого можно избежать.

Послушайте, какую историю о непослушном мальчике Вове написала Елена Хоринская.:

Может мне костер разжечь

Стружку нечего беречь

Поиграю, а потом

Затушу все и уйду...

Вова быстро чиркнул спичкой,

И вспорхнуло пламя птичкой

Красной стружкой завилось,

Поскакало, понеслось.

Дунул ветер - и по стружкам,

По дощечкам, по кадушкам,

По дровам огонь разнес...

Больше пламя, выше пламя!

"Ой, боюсь, сгорю я сам...

И мальчишка со всех ног

Припустился наутек...

Почему убежал мальчик? Как в этом случае нужно было поступить?

Правильно, надо было сразу позвонить в пожарную охрану. А номер вы знаете? (01)

Необходимо набрать номер «01» и сообщить свой адрес и что горит. (Например: пожар по адресу: ул. Просвещения, дом 5, квартира 2, горит телевизор.) Как называют человека, который тушит пожар? Победит огонь коварный, тот кого зовут…. Пожарный.

Вот и мы с вами на минуточку тоже побудем пожарным.

Физминутка

На одной ноге постой-ка

Будто ты пожарный стойкий (стоят на правой ноге).

А теперь постой на левой,

Будто ты пожарный смелый (стоят на левой).

Руку левую к груди

И огонь скорей туши (имитируют работу пожарным рукавом).

(дети садятся)

А теперь давайте мальчику Вове нарисуем рисунки о правилах пожарной безопасности, что бы он их знал и соблюдал.

Давайте рассмотрим рисунки и плакаты, которые у нас вывешены на доске. (Воспитатель показывает иллюстрации и рисунки, которые вывешены на доске).

А сейчас вам нужно обдумать то, что вы хотите нарисовать для мальчика Вовы. Кто уже решил, что он будет рисовать?

Вы можете выбрать для рисования разные изобразительные средства: рисование красками, восковыми мелками или цветными карандашами, свой рисунок нужно разместить по всему листу бумаги.

При работе воспитатель обращает внимание детей на осанку, положение рук.

Не забывайте о палитре, какие цвета необходимо смешать, чтобы получить розовый или телесный цвет для раскрашивания тела человека – пожарного.

Дети приступают к работе. По мере необходимости воспитатель помогает, тем детям, которые нуждаются в помощи.

Как вы думаете, какие из ваших работ можно показать мальчику Вове (аккуратные, понятные).

Помните! Чтобы не возник пожар, осторожно обращайтесь с огнем.

Все вы знаете, что спички детям не игрушка. И это действительно так. Не балуйтесь со спичками, и не давайте шалить подобным образом своим друзьям.

Хорошо запомните:

Ростом спичка невеличка,

Не смотрите, что мола,

Эта маленькая спичка,

Может сделать много зла

Крепко помните друзья,

Что с огнем шалить нельзя.


Цель: рассказать о причинах возникновения пожаров, научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре дома или в школе. Познакомить с работой пожарников. Пропагандировать уважение к труду пожарных.

Оборудование: набор куколдля спектакля, ширма, плакаты с изображением сюжетов с причинами возникновения пожара, коробок спичек, детские рисунки.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Петрушка. Здравствуйте, ребята. Я к вам так торопился, так торопился. Хорошо, что успел!

Старичок. Ну почему, ты, Петрушка всё делаешь наспех!? Всегда торопишься, не обращаешь внимание на окружающих тебя. Послушай, ведь все ребята знают, что нужно всё делать спокойно, не спеша, не забывать о безопасности.

Петрушка . О какой опасности ты мне говоришь? Какая опасность, если я уже тут с вами, ребята пришёл к вам на мероприятие. Кстати, почему такое странное название «Приключение Спички-невелички»? Неужели больше не о чем говорить, кроме как о спичках…. . Ой, ребята, я, кажется, оставил включенным утюг! (Убегает, возвращается, показывает прожженные брюки).

Старичок. Вот видишь, к чему приводит твоя спешка и незнание правил пожарной безопасности.

Учитель . Именно поэтому наше мероприятие называется «Приключение Спички-невелички». Сегодня мы ещё раз поговорим о возможных причинах возникновения пожара в доме и на природе. А возникла необходимость этой темы, потому что с наступление весны начинается пожароопасный период. В это время, когда в лесу сходит снег, а во время уборки территорий люди жгут костры возникает опасность возникновения пожаров.

Спичка-невеличка. Я помогу вам, ребята, разобраться в причинах пожара. Расскажу, кто и что бывает причиной огненной стихии.
Давным-давно человек научился пользоваться огнём. Огонь служил человеку верную службу. На огне готовили, огонь согревал и сушил бельё, огонь лечил, отпугивал зверей. Но перестал человек быть верным огню, забыл о том, что нельзя оставлять огонь без присмотра. Вот с тех пор и стали возникать пожары.

Учитель. Мы будем только рады, если ты расскажешь нам о своих приключениях.

Спичка-невеличка. Мы с братьями дружно жили в спичечном коробке, каждый из нас служил человеку. Кто-то помогал ему разжечь ему газ, кому-то приходилось растапливать печь и освещать путь. Но как-то раз потерял наш хозяин коробок со спичками. Долго мы лежали никому ненужные. Но вот нашёл нас один озорной мальчишка. И сразу же развёл он костёр на лесной опушке, поджёг лист бумаги, который подхватил ветерок и понёс на село. Хорошо, что другие ребята во время заметили огонь и потушили.

Учитель. А как ты оказалась у нас?

Спичка-невеличка. Устала я смотреть, как страдают люди и природа от такой безалаберности, и решила рассказать вам об этом.

Учитель.

Ростом спичка-невеличка,
Не смотрите, что мала.
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнём шутить нельзя!

Спички не тронь,
В спичках огонь!
Чтоб в ваш дом
Не пришла беда,
Будь с огнём
Осторожен всегда.

Не играй дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.

– Ребята, давайте вспомним правила противопожарной безопасности:

Ученики.

Запомните, дети,
Правила эти.
С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур,
Если сделан из бумаги,
Самодельный абажур.

Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом.

Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголёк целый дом может сжечь.

Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.

Костёр вы бросили в лесу –
И вот несчастье на носу.

Ты о пожаре
Услыхал –
Скорей об этом дай сигнал!
Пусть помнит
Каждый гражданин –
Пожарный номер: «01»

Петрушка. А вот отгадайте такие загадки:

Отец горяч и красен, бывает он опасен.
Накормишь – живет, напоишь – умрет.
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов – а кусает. Что это? (Огонь)

Старичок. Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Каких? (Пироги и хлеб печёт, освещает, обогревает)

Петрушка.

А без доброго огня обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами: гонит холод, гонит мрак
Он приветливое пламя поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен. И за то ему почет.
Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печет.

Спичка-невеличка. При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает всё на свете, и остановить его бывает трудно.

Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре.
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок
Вот, ломая прутья клетки,
Хищник делает бросок.

Петрушка. Причин возникновения пожаров много, но иногда бывает и так.

Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минуты
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит – три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.

Смастерил Сергей пугач,
Пострелял немного.
А теперь Серёжу врач
Лечит от ожогов.
От такого пугача
Путь обычный до врача.

Этот дядя не жалеет,
Что в лесу окурок тлеет…..
На такого дядю глядя,
Мы, ребята, скажем речь:
– Как же вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!

Да, огонь бывает разный –
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.

Спичка-невеличка. То, что люди порою не хотят задуматься о будущем это правда. Ведь гибнет лес, гибнут звери, птицы, насекомые. В населённых пунктах людям тяжело дышать. Обостряются хронические заболевания, многим приходится бывать на воздухе только в масках. Но самое обидное, что на борьбу с пожарами выделяются большие деньги, которые могли бы пойти на развитие спортивных школ, строительство детских садов, школ.

Петрушка. На борьбу с пожарами направляются очень смелые отважные люди – пожарные. Бросаясь в огонь и дым для спасения людей, имущества, они часто забывают о собственной жизни. Сейчас в распоряжении пожарных находится современная техника. Так как пожары возникают в разных местах, на разных объектах, совершенно не похожих друг на друга, то и пожарная техника очень разнообразна.

Старичок. Дополните недостающими словами стихотворные строки.

Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его … (водой) .

Если малые сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?

Сразу спички те … (отнять) .
Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
И быстро всё … (убрали) .

Петрушка. Вашему вниманию выставка работ на противопожарную тему. Эти рисунки и аппликации выполнили ребята 4 класса.

Учитель. Ребята! Чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо не только знать, но и соблюдать правила пожарноё безопасности.

Спичка-невеличка.

Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер – 01.
01 – запомните этот телефон.
В СЛУЧАЕ ПОЖАРА ПРИГОДИТСЯ ОН.

Задачи: Учить осторожному обращению с огнём.

Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.

Расширить представления детей о предметах противопожарной безопасности.

Ход беседы:

В.:Слово "пожар " вам приходилось слышать.

Мы знаем, дети, что огонь может принести большие бедствия, если допустить пожар. Он уничтожает дома, постройки, лесные угодья, хлебные просторы.

От чего происходят пожары?

(От молнии, от искры, от не затушенной сигареты, от не затушенной спички.)

Посмотрите на эту картину. Что вы на ней видите?

Здесь нарисован пожар. Горит дом.

А как вы думаете, почему случился пожар.

А может кто из детей брал спички и пытался зажигать их?

А вы умеете зажигать спички? (Акцентировать ответы детей на том, что детям спички брать нельзя)

Правильно, это может привести к пожару. Как в стихотворении, которое написала Елена Хоринская.

Послушайте, какую историю затеял непослушный мальчик Вова:

Может нам костер разжечь

Стружки нечего беречь

Поиграем, а потом

Все затушим и уйдем.

Вова быстро чиркнул спичкой,

И вспорхнуло пламя птичкой

Красной стружкой завилось,

Поскакало, понеслось.

Дунул ветер- и по стружкам,

По дощечкам, по кадушкам,

По дровам огонь разнес.

Больше пламя, выше пламя!

"Ой, боюсь, сгорим мы сами.

И ребята со всех ног

Поскорее наутек.

Почему убежали ребята? Как в этом случае мальчикам нужно было поступить?

(Правильно, надо было сразу позвонить в пожарную охрану.)

А номер вы знаете? Дети называют номер.

И пожар был бы затушен, не причинив, дому большого вреда.

А то чуть не пострадала маленькая Тома:

Дымом комната полна,

На полу у батареи

Плачет девочка одна,

Плачет жалобно и тонко,

Пламя мечется кругом.

Командир схватил ребенка,

Пробирается ползком.

Вот мелькнул он на балконе,

Ношу бережно храня.

Обожженный, опалённый

Вынес Тому из огня. .

Много пришлось поработать пожарным, чтобы справиться с огнём. Но дом всё-таки пострадал. И всё от чего?

(Правильно, ребята со спичками играть нельзя.)

Хорошо запомните:

Ростом спичка невеличка,

Не смотрите, что мола,

Эта маленькая спичка,

Может сделать много зла

Крепко помните друзья,

Что с огнем шалить нельзя.

В.:А вы знаете какие предметы и вещи помогают тушить пожар?

Рассматривание с детьми картин с изображением различных предметов, которые помогают при тушении пожара.

В.:Мы с вами поиграем в игру "Не ошибись ".

Я буду называть слова, а вы, услышав слова, относящиеся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны.

Корзина, пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, каска, играет, поёт, рукав, карандаши, огонь, ноты, рисует, тушит, краски, спички, 01, бинт, сверлит, маска, буквы, расческа, вода, стол, игра, лестница.

"Отгадай загадку"

1. Выпал на пол уголёк,

Деревянный пол зажёг,

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его: (водой)

2. С огнём бороться мы должны -

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? (пожарники)

3. Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те: (отнять)

4. Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает (огонь)

5. Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова? (огонь)

6. Без рук, без ног

К небу ползёт (дым)

7. То назад, то вперед

Ходит - бродит пароход.

Остановишь - горе,

Продырявит море. (утюг)

В.:Я вам прочитаю пословицы о пожаре, а вы мне объясните как вы их поняли.

1 И малая искра сжигает города.

2 Один на пожаре не боец.

3 Маленькая спичка сжигает большой лес.

4 Не шути с огнем - можешь сгореть.

В.:"Правила пожарные " без запинки знайте,

Правила пожарные строго соблюдайте.

Раздаются картинки, дети должны объяснить правила пожарной безопасности.

В.:А теперь давайте раскрасим наши картинки!

Дети раскрашивают раскраски на тему протипожарной безопасности.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 97 комбинированного вида»

Беседа по противопожарной безопасности для детей старшего возраста. «Эта спичка невеличка».

Подготовил: воспитатель

Абрамова Г.П.

г.Саранск 2016г.