Принцип разделения властей в российской федерации. Курсовая работа: Принцип разделения властей Государственная власть и принцип разделения властей


И французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё , который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII - начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года . При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон , Дж. Мэдисон , Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances ).

Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти.

Содержание и значение принципа разделения властей

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства .

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов ». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд , но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено формально.

Принцип разделения властей в законодательстве разных стран

Российская Федерация

Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве

Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Государственные органы, не относимые к одной из основных ветвей власти

Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:

  • Администрация Президента РФ - обеспечивает деятельность Президента РФ;
  • Полномочные представители Президента Российской Федерации в регионах - представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;
  • Органы прокуратуры РФ - осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции;
  • Центральный банк РФ - основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти - защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • Центральная избирательная комиссия РФ - проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;
  • Счётная палата РФ - осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
  • другие федеральные государственные органы, также не относящиеся ни к одной из основных ветвей государственной власти.

Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют федеральные суды, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

СМИ как «четвёртая ветвь власти»

Часто используется метафора «четвертая, так называемая, информационная, власть». Однако, средства массовой информации , которые по идее должны быть субъектами этой власти на самом деле не институционализированы, то есть не имеют конституционно-правового статуса. СМИ являются частью политической системы общества и оказывают влияние на политические процессы, но в правовом смысле властными полномочиями они не наделены.

Ссылки

Литература

Диссертационные исследования

  • Болдырева Р. С. Разделение властей. Теоретико-правовые аспекты: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 1998. - 164 с.
  • Бурковская В. А. Разделение властей в условиях развития федерализма в современной России: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. - Орёл, 2006. - 206 с.
  • Бушуев И. И. Разделение властей в федеративном государстве: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 1997. - 224 с.
  • Ишеков К. А. Конституционный принцип разделения властей в субъектах Российской Федерации: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. - Саратов, 2004. - 202 с.
  • Кузнецов И. И. Разделение властей в современной России. Динамика модели переходного периода: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. - Саратов, 1999. - 205 с.
  • Мандрыка Е. В. Реализация принципа разделения властей в России и в Украине: сравнительно-правовое исследование: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. - СПб, 2006. - 230 с.
  • Матюшин М. Н. Разделение властей как фактор построения правового государства в России: дисс… канд. социолог. наук: 22.00.05. - Ярославль, 2000. - 212 с.
  • Прокошенкова Е. Е. Разделение властей как принцип механизма осуществления государственной власти в Российской Федерации: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 2003. - 194 с.

Книги

  • Агабеков Г. Б. Концепция разделения властей: история и современность. Науч.-аналит. обзор. - М.: ИНИОН, 1992. - 54 с.
  • Баренбойм П. Д. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера: Учеб. пособие. - М.: Белые альвы, 1996. - 174 с. - ISBN 5-7619-0015-7
  • Барнашов А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение / Под ред. А. И. Кима. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та им. В. В. Куйбышева, 1988. - 100 с.
  • Бельский К. С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (Политологические аспекты): Учеб. пособие. - М.: Всесоюз. юрид. заоч. ин-т, 1990. - 167 с.
  • Козырев А. А. Принцип разделения и взаимодействия властей в субъектах Российской Федерации. - М.: Российская академия социальных наук, 2001. - 45 с. - ISBN 5-9421-001-10
  • Лузин В. В. Принцип разделения властей как основа конституционализма: Сравнительное исследование на примере США, Великобритании и Франции. - Н. Новгород, 1997. - 178 с.
  • Мишин А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. - М.: Наука, 1984. - 190 с.
  • Разделение властей и парламентаризм / Редкол.: Глушко Е. К. и др. - М.: Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, 1992. - 126 с.
  • Тарбер Дж., Мези М., Пфиффнер Д. и др. Разделённая демократия: Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом / Пер. с англ.; Под общ. ред. Дж. Тарбера. - М.: Прогресс; Универс, 1994. - 413 с. - ISBN 5-01-004056-5
  • Чеботарев Г. Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997. - 217 с - ISBN 5-88081-054-2
  • Шевцов В. С. Разделение властей в Российской Федерации. - М.: ПолиграфОпт, 2004. - 399 c. - ISBN 5-98553-013-2
  • Энтин Л. М. Разделение властей: Опыт современных государств. - М.: Юрид. лит., 1995. - 174 с. - ISBN 5-7260-0776-X
  • David Epstein, Sharyn O’Halloran. Delegating powers: a transaction cost politics approach to policy making under separate powers. - Cambridge: Cambridge univ. press, 1999. - 319 p. - ISBN 0-521-66020-3

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Принцип разделения властей" в других словарях:

    ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ - (principle of distribution (division) of powers) условие и гарантия демократизма, признанный и сравнительно давно существующий в мировой практике принцип оценки власти, как сложного явления, имеющего ряд относительно самостоятельных и независимых … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    Разделение властей политико правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.… … Википедия

    - («Разделения властей» теория,) буржуазная политико правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной и судебной),… … Большая советская энциклопедия

    РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ПРИНЦИП - (лат. principium основа, начало) принцип реализации власти, в соответствии с которым государственная власть в демократических странах разделяется на три равноправные и независимые ветви законодательную, исполнительную и судебную, создается… … Политологический словарь-справочник

    ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Юридическая энциклопедия

    Политико правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимо друг от друга различными… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Либерализм Идеи Свобода Капитализм · Рынок … Википедия

    Разделение властей - принцип разделения властей на судебную, законодательную и исполнительную на практике имеет смысл только в том случае, если имеется четвертая власть, стоящая над ними и способная в любой момент поставить “зарвавшуюся” ветвь на место. Представление … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

    Политико правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном… … Википедия, Н. Ю. Меркулова. Учебное пособие рекомендуется в качестве факультативного курса для изучения в старших классах общеобразовательных и профильных школ, а также в качестве дополнительной литературы для студентов… электронная книга


Государственная власть опирается в реализации своих функций на государственный аппарат. Однако государственный аппарат осуществляет государственную власть различными способами, средствами, методами и по различным принципам и схемам, которые определяются историческими, политическими традициями, конституционно-правовыми установлениями той или иной страны.

Практически во всех демократических странах в качестве конституционной основы осуществления государственной власти используется принцип разделения властей.

Суть его в том, что государственная власть исходит от народа, едина и неделима, самостоятельна и не зависит ни от какой другой власти. Вся полнота власти в демократическом государстве принадлежит государству, а он делегирует ее органам государственной власти, составляющим государственный аппарат.

Но для того, чтобы какой-либо государственный орган не имел возможность сконцентрировать в своих руках всю власть и бесконтрольно пользоваться этим, единая государственная власть функционально делится на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную.

Разделение властей выражается в специализации государственных органов по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Причем ни одна из властей не может принять на себя функции другой. Поэтому они должны взаимодействовать, образуя единственный государственный механизм.

38.Понятие формы государства.

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формахорганизовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране. Форма государства включает в себя:



Форму правления;

Форму государственного устройства;

Политический (государственный) режим.

39.Форма правления: понятие и виды.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения друг с другом и населением.

В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом, или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

Единоличное правление - монарх единолично решает главные вопросы, связанные с организацией и осуществлением государственной власти, назначает чиновников по своему усмотрению, занимается законотворчеством, обладает всей полнотой власти;

Монарх выступает во внутренней и внешней политике как представитель всего народа, «отец нации»;

Власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается, как правило, по наследству;

Монарх не несет ни политической, ни юридической ответственности за результаты своего правления, отвечая лишь «перед Богом и историей».

Выделяют два главных вида монархической формы правления: неограниченную (абсолютную) и ограниченную (парламентарную, конституционную) монархию.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:

Коллективное правление, т. е. высшие органы власти, представляют собой выборные учреждения, выражающие интересы народа;

Государственная власть в республике срочная и сменяемая. Это означает, что глава государства, представительные органы населения избираются на определенный срок, и нередко глава государства и депутаты парламента не могут быть избраны на этот пост более двух сроков подряд;

Правление основано на принципе разделения единой государственной власти на три ветви, законодательную, исполнительную и судебную, которые выполняют различные и только им порученные функции;

Должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки, роспуска парламента, снятия с должности, привлечения к уголовной, дисциплинарной ответственности за злоупотребление своим должностным положением и др.

В президентской республике президент самостоятельно решает вопрос о формировании состава правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, а правительство не несет ответственности перед парламентом. Президентская республика имеет ряд дополнительных признаков, например, президент не обладает правом роспуска парламента, но парламент вправе возбудить вопрос об отстранении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

Что касается парламентарной республики, то здесь правительство формируется парламентом и несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

На практике применяются смешанные, или гибридные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики, а также президентско-парламентарные..

40.Формы государственного устройства: понятие и виды.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности, между центральными и местными органами.

Выделяют две основные формытерриториального устройства государства - унитарную и федеративную.

Для унитарного государства характерны следующие признаки:

Полное политическое и территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

Для населения установлено единое гражданство; граждане территориальных единиц не имеют собственного гражданства;

Единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система;

Единая система законодательства для всего государства;

Одноканальная система налогов, т. е. все налоги, поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Федерация - сложное государство, состоящее из различных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности.

Федерации присущи следующие признаки :

Два уровня государственного аппарата: существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно органов власти и управления в субъектах федерации;

Возможность установления «двойного» гражданства, т. е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

Две системы законодательства: общефедеральная и система законодательства субъектов федерации, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов федерации;

Субъекты имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

Двухканальная система налогов, что предполагает существование наряду с общефедеральными налогами налоговой системы субъектов федерации.

Конфедерация – это союз или объединение государств, при котором эти государства, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные высшие органы власти, управления и правосудия.

41.Государственно-правовой режим: понятие и виды.

Политический (государственный) режим - это совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых реализуется государственная власть.

Различают две разновидности политических режимов - демократические и недемократические. В свою очередь каждая из этих разновидностей подразделяется на виды. Видами недемократических режимов в настоящее время принято считать:

- деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие, безоговорочное подчинение подданных правителю. Власть ничем не ограничена, и отличается жесткими методами управления, большим налоговым гнетом, подавлением любого недовольства и несогласия с проводимой политикой;

-тиранический режим по своим признакам близок деспотическому и также основан на единоличном правлении. Особенности тиранического режима состоят в том, что он устанавливается чаще всего захватническим путем или посредством завоевания одних народов другими, а также путем государственного переворота и насильственного смещения законной власти, а завоеватели стремятся навязать побежденному народу свои порядки, свою религию, обычаи культуру;

-тоталитарный режим . Признаки тоталитарного режима:

Основывается на идее полного господства государства над личностью, обществом и всем сторонами их жизни, в том числе частной жизнью;

В политической жизни насильственно устанавливается однопартийная система; другие партии запрещаются или уничтожаются;

Утверждается господство одной официальной идеологии, которая объявляется общегосударственной; никакие иные учения или теории не разрешаются, а все научные исследования, публичные выступления, художественные и иные произведения должны соответствовать этой идеологии;

Происходит сращивание партийного и государственного аппаратов, власть концентрируется в руках партийной верхушки, все государственные посты и привилегии распределяются исключительно по партийной принадлежности;

Превалируют идеи вождизма, явный или скрытый культ личности руководителя партии – вождя, который идеализируется, а порой даже обожествляется;

Осуществляется государственно-организованный террор в отношении несогласных с режимом или его критикующих; народ превращается в толпу, которой легко управлять; устанавливается система концентрационных лагерей;

Полная унификация жизни общества, контроль за образованием, литературой, искусством, всей духовной жизнью; устранение влияния церкви, подчинение государству средств массовой информации, использование пропаганды для влияния на сознание, мысли, чувства людей;

Уничтожение демократических институтов или придание им чисто формального характера;

Экономической основой режима служат государственная собственность, которая является по существу всеохватывающей, и жесткая регламентация экономических отношений;

Крайняя централизация государственного аппарата, соединение в одном органе законодательной и исполнительной власти, отсутствие независимой судебной власти.

Фашистскому режиму свойственны те же черты, что и тоталитарному. Однако фашистский режим имеет следующую специфику:

Основывается на расистской идеологии, провозглашающей одну нацию в качестве высшей, элитной. Другие же, «неполноценные» народы должны либо обслуживать высшую расу, либо подвергаться уничтожению;

Проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам и народам; милитаризируется внутренняя жизнь страны, вводится военно-бюрократический централизм.

Авторитарный режим значительно мягче тоталитарного. Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для рассматриваемого режима характерны следующие особенности:

Власть элиты не ограничена законом;

Народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;

В области политической жизни допускается существование многопартийности, однако оппозиционные партии запрещаются;

Существование сфер, свободных от политического контроля. Это экономика и частная жизнь граждан. Контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества;

Провозглашается приоритет интересов государства перед личными интересами;

Принуждение и насилие проводятся только в отношении открытых противников строя.

Демократические режимы обычно начинают характеризовать с самого распространенного их вида - либерально-демократического.

Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической - предполагает широкий спектр общественных объединений, многопартийность; в духовной - разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям. Кроме того, выделяют рабовладельческую демократию, феодальную демократию, буржуазную и социалистическую.

42.Функции государства: понятие и виды.

Функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:

1.по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;

2.по сферам деятельности государства:внутренние ивнешние;

3.по продолжительности действия:постоянные ивременные;

4.по степени общности:основные инеосновные.

Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения:

1.охранительные;

2.регулятивные.

Охранительные функции - это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

Регулятивные функции - это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

Виды функций государства по важности для общества -основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);

Виды функций государства по времени действия -постоянные и временные(например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);

Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения -ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);

Виды функций государства по объектам воздействия (по сфере деятельности ) -внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

43.Механизм государства и аппарат государства. Государственные органы: понятие, классификация.

Традиционно понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» употребляются как синонимы. В последнее время понятие «механизм государства» трактуется шире. В механизм государства наряду с государственным аппаратом включаются и некоторые формы непосредственной демократии (референдумы, выборы и т.п.), т.е. формы реализации государственной власти непосредственно населением.

Механизм государства - это совокупность всех организационных форм, посредством которых реализуется государственная власть, осуществляются функции государства.

Государственный аппарат – это специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное властными полномочиями.

Признакиоргана государства:

· самостоятельность как структурного элемента государственного механизма;

· создание и функционирование в установленном порядке (на основе правовых актов и соответствующим образом - выборы, назначения, формирование);

· выполнение только ему свойственных задач и функций;

· наличие в этой связи властных полномочий;

· наличие организационной структуры, кадрового состава;

· наличие имущества, финансовых средств из бюджета.

Государственные органы разнообразны, они осуществляют различные функции и поэтому подразделяются на виды:

По принципу разделения властей - законодательные, исполнительные и судебные;

Законодательные органы состоят из выборных должностных лиц – депутатов, основная функция - принятие законов.

Исполнительно-распорядительные органы государственной власти включают в себя исполнительную деятельность (осуществление тех решений, которые приняты представительными органами) и распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий).

Органы судебной власти осуществляют в первую очередь юрисдикционную функцию (субъективную и объективную).

по объему властных полномочий - высшие и местные;

по способу формирования - выборные и назначаемые

по срокам полномочий - на постоянные и временные;

по особенностям и порядку принятия решений - коллегиальные и единоначальные;

по правовым формам деятельности - на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

по широте компетенции - на органы общей и специальной компетенции.

по форме реализации государственной деятельности - на представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;

44.Понятие, структура и виды правового статуса личности.

Правовой статус личности – это вся совокупность принадлежащих человеку прав, свобод и обязанностей, а также юридические свойства правоспособности и дееспособности.

В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как:

1) правовые нормы;

2) права и обязанности;

3) законные интересы;

4) правосубъектность;

5) гражданство;

6) юридическая ответственность;

7) правовые принципы и т.п.

Виды правового статуса. Различают:

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родовой, статус определённых категорий граждан;

в) индивидуальный статус;

г) статус физических и юридических лиц;

д) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев;

е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;

ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.;

з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

45.Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Их классификация.

Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права.

Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. К ним относят право на жизнь, достоийство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.

Экономические права - это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т. д.

Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.

Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.

Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории. Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.

Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. Сюда относятся свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.

Уголовное право
Ответы на вопросы по уголовному праву.

  • 1. Историческая справка. Принцип разделения властей был впервые сформулирован французским просветителем Ш.Л. Монтескье и впоследствии получил признание во многих государствах. Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. В Советском государстве принцип разделения властей отвергался как "буржуазный" и неприемлемый, было закреплено всевластие Советов. Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституции СССР и РСФСР, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и закреплён в союзной и российской конституциях, введены посты Президентов СССР и РСФСР.
  • 2. Содержание и значение принципа разделения властей. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая "система сдержек и противовесов". Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей.
  • 3. Разделение властей в современном российском государстве. Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти (здесь рассматривается разделение властей "по горизонтали", о разделении властей "по вертикали" - разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ - см. вопрос 34). Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным. Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие). Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Некоторые государственные органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти. Администрация Президента РФ (обеспечивает деятельность Президента РФ), полномочные представители Президента РФ (представляет Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа), органы прокуратуры РФ (осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции), Центральный банк РФ (основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти - защита и обеспечение устойчивости рубля), Центральная избирательная комиссия РФ (проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий), Счётная палата РФ (осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав) и некоторые другие федеральные государственные органы не относятся ни к одной из основных ветвей государственной власти. Подробное рассмотрение этой проблемы выходит далеко за пределы программы.

4. Разделение властей в субъектах Российской Федерации. Статьёй 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ" (1999) закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют федеральные суды, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной

В современном мире разделение властей - характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком (1632-1704 гг.), в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье (1689-1755 гг.) и в ее современной форме - Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем -авторами «Федералиста» (серии статей, выходивших под общим заголовком в ведущих газетах Нью-Йорка в период обсуждения американской Конституции 1787 г., в которых пропагандировалось единство США на федеративной основе).

Основные положения теории разделения властей следующие:

Разделение властей закрепляется конституцией;

Согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

Все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

Судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой - постоянная общественная реальность.

Теоретические и практические истоки принципа разделения властей - в Древней Греции и Древнем Риме. Анализ политических структур и форм правления Платоном, Аристотелем и другими античными мыслителями подготовил почву для обоснования этого принципа в эпоху Просвещения.

В Древней Греции Солон, будучи архонтом, создал Совет 400 и оставил ареопаг, которые по своим полномочиям уравновешивали друг друга. Эти два органа должны были, по словам Солона, уподобляться двум якорям, предохраняющим государственный корабль от всяких бурь. Позже, в IV в. до н. э., Аристотель в «Политике» указал на три элемента в государственном строе: законодательно-совещательный орган, магистратуры и судебные органы. Спустя два века видный греческий историк и политический деятель Полибий (210-123 гг. до н. э.) отметил преимущество такой формы правления, при которой эти составные элементы, противодействуя, сдерживают друг друга. Он писал о легендарном спартанском законодателе Ликурге, установившем форму правления, соединившую «все преимущества наилучших форм правления, дабы ни одна из них не развивалась без меры и не превращалась в родственную ей обратную форму, дабы все они сдерживались в проявлении свойств взаимным противодействием и ни одна не тянула бы в свою сторону, не пе-ревешивала бы прочих, дабы таким образом государство неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия наподобие идущего против ветра корабля».

Теоретическое развитие принцип разделения властей получил в средние века. Прежде всего - в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.) английского философа Джона Локка, который, стремясь предотвратить узурпацию власти одним лицом или группой лиц, разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия ее отдельных частей. Приоритет остается за законодательной властью в механизме разделения властей. Она верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти занимают по отношению к законодательной власти подчиненное положение, однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие.

Столетие спустя после опубликования «Двух трактатов о государственном правлении» Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 г. Национальным Собранием Франции, провозгласит: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».

Взгляды Локка теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения властей (практически в современном ее понимании) французский философ и просветитель Шарль Луи Монтескье (полное имя - Шарль Луи де Секондат, барон Бреда и Монтескье) в главном труде своей жизни - «О духе законов», над которым Монтескье работал 20 лет и который был опубликован в 1748 г. Это сочинение состоит из 31 книги и разделено на 6 частей. Под «духом» законов Монтескье понимал то рациональное, закономерное в них, что обусловлено разумной природой человека, природой вещей и т. д.

Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве должно, по замыслу Монтескье, оберегать общество от злоупотреблений государственной властью, узурпации власти и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму. Основную цель разделения властей Монтескье видел в том, чтобы избежать злоупотребления властью. «Если, - писал он, - власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».

Монтескье принадлежит также развитие положения о системе сдержек различных властей, без которой их разделение не было бы действенным. Он утверждал: «Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Речь, по существу, идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где баланс законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленных правом пределах.

Большой вклад в творческое развитие идеи сдержек и противовесов и воплощение ее на практике внес американский государственный деятель (дважды бывший президентом США) Джеймс Мэдисон (1751-1836 гг.). Он изобрел такую систему сдержек и противовесов, благодаря которой каждая из трех властей (законодательная, исполнительная и судебная) является относительно равной. Этот механизм сдержек и противовесов Мэдисона до сих пор действует в США.

Сдержками и противовесами Мэдисон называл частичное совпадение полномочий трех властей. Так, несмотря на то, что Конгресс - законодательный орган, президент может наложить вето на законы, и суды могут объявить акт Конгресса недействительным, если он противоречит Конституции. Судебная власть сдерживается президентским назначением и ратификацией Конгрессом этих назначений на должность в органы судебной власти. Кон-гресс сдерживает президента своим правом ратифицировать назначения в органы исполнительной власти, и он же сдерживает две другие власти своей властью ассигновать деньги.

Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демократических государств. Как один из принципов организации государственной власти в современной России, он был провозглашен Декларацией «О государственном суверенитете Российской Федерации» 12 июня 1990 г., а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, которая гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Разделение властей в России заключается в том, что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием: федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст. 105 Конституции), а по вопросам, перечисленным в ст. 106, - Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции); органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государствен-ной власти обеспечивается Президентом РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции).

Однако практическое воплощение принципа разделения властей в России идет с большим трудом. Как отмечается в литературе, все готовы признать отдельное существование каждой из трех властей, но никак не их равенство, самостоятельность и независимость. Это отчасти объясняется длительным периодом тоталитарного правления. В истории России не было накоплено какого бы то ни было опыта разделения властей; здесь еще живучи традиции самодержавия и единовластия. Ведь само по себе конституционное разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную) не приводит ав-томатически к порядку в государстве, а борьба за лидерство в этой триаде обрекает общество на политический хаос. Безусловно, разбалансированность механизма сдержек и противовесов - лишь переходный этап в процессе становления государственности.

Как и у всякой идеи, у теории разделения властей всегда были как сторонники, так и противники. Не случайно Монтескье пришлось в 1750 г. опубликовать блестящую работу под названием «Защита «О духе законов».

Марксизм в оценке классического учения о разделении властей исходил лишь из идеологической подоплеки его возникновения в эпоху первых буржуазных революций. Такой подоплекой можно считать компромисс классовых сил, достигнутый на определенном этапе борьбы буржуазии за политическое господство. Исходя из этого, Маркс и Энгельс отождествили учение о разделении властей с выражением в политическом сознании спора между королевской властью, аристократией и буржуазией из-за господства. Советская доктрина абсолютизировала этот аспект и противопоставила теории разделения властей теорию полновластия Советов, полновластия народа и т. п. На самом же деле, это было лишь теоретическим прикрытием узурпации государственной власти, тоталитарной сути режима.

Смысл классического учения о разделении властей (в том виде, в каком оно было разработано Монтескье и поддержано Кантом) не следует сводить ни к выражению компромисса классово-политических сил, ни к разделению труда в сфере государственной власти, выражающей народный суверенитет, ни к механизму «сдержек и противовесов», сложившемуся в развитых государственно-правовых системах. Разделение властей - это прежде всего правовая форма демократии.

В отечественной и зарубежной литературе принцип разделения вла­стей зачастую называют теорией и рассматривают как систему научных знаний, идей и взглядов, касающихся распределения властных полномочий между «уравновешивающими» друг друга государственными органами.

Теория (принцип) разделения властей в том виде, как она восприни­мается ныне применительно к современному государству, появилась бо­лее трехсот лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины либера­лизма Джоя Локк (1632-1704) и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье (1689-1755).

Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей были изложены в главном его труде «Два трактата о государст­венном правлении» (1690), а идеи Монтескье о разделении властей и дру­гие его общественно-политические воззрения - в романе «Персидские письма», историческом очерке «Размышления о причинах величия и па­дения римлян» и основном его произведении - «О духе законов» (1748).


Подобно другим научным идеям и концепциям теория разделения властей возникла не на пустом месте. Она была подготовлена всем пред­шествующим социально-политическим развитием и накоплением истори­ческого опыта в организации государственно-правовой жизни и поддер­жании стабильности в обществе и государстве.

Теория разделения властей возникает и начинает материализовывать-ся лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев об­щества в социально-политической жизни и в политических процессах страны торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеоло­гический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет уси­ленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и сво­бод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти как со стороны отдельных лиц, так и со сто­роны отдельных органов государства.

Именно в такой период в конце XVII в., в период так называемой «Славной революции» в Англии, и в середине XVIII в., в период нараста­ния революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается каркас здания под названием «теория разделения властей».

При рассмотрении процесса формирования теории разделения вла­стей в научной литературе обычно выделяют три фазы. Во-первых, это создание того мировоззренческого фона, обстановки, в которой стало возможным появление концепции разделения властей, оформление со­ставляющих ее элементов. Во-вторых, это разработка собственно концеп­ции, оформление ее отдельных частей и гармоничное соединение их во­едино. И в-третьих, это внесение первых корректировок, появившихся в результате накопления практического опыта по претворению основных положений теории разделения властей в жизнь.

Длительность этих фаз, по мнению ученых, далеко не одинакова. Первая фаза охватывает период с XVI в. до второй половины XVII в. Вто­рая (основная фаза) - со второй половины XVII в. до середины XVHI в. И третья, завершающая, фаза охватывает период с середины XVIII в. и до конца первой половины XIX в.

С точки зрения социально-экономического и государственно-право­вого развития это были во многом весьма разнородные периоды. Однако с точки зрения становления концепции разделения властей все эти про­цессы могут быть объединены «в рамках процесса развития одной миро­вой цивилизации». А именно - той, которая заняла господствующее по­ложение в Центральной и Западной Европе, а затем распространилась и на Северную Америку. Политическая культура, составной частью кото­рой стала концепция разделения властей, была порождением именно этой цивилизации.

Говоря о конкретных условиях и предпосылках возникновения тео­рии разделения властей в Англии - в интерпретации Дж. Локка и во


Франции - в представлении Ш. Монтескье, необходимо исходить из ана­лиза не только объективных факторов, но и принимать во внимание субъ­ективные воззрения ее основателей.

В частности, для глубокого понимания истоков, роли и назначения данной концепции в Англии весьма важным является не только конста­тировать такие объективно существовавшие факторы, которые самым не­посредственным образом сказались на содержании теории разделения властей, как установление более «удобной» для набиравшего в тот период силу нового класса буржуазии конституционной монархии, получившей затем законодательное закрепление в Билле о правах (1689 г.) и Акте об устроении (1701г.), как достижение социально-политического компро­мисса между земельной и денежной аристократией, между фактически господствовавшей в стране буржуазией и официально правящим дворян­ством и др.

Объективные факторы - реально существующие условия и предпо­сылки, несомненно, являются той базой, основой, на которой возникают и функционируют как отдельные идеи, так и сама теория разделения вла­стей. Они, безусловно, имеют важнейшее значение для процесса возник­новения и развития рассматриваемой концепции и играют при этом до­минирующую роль.

Однако далеко не второстепенное значение для данного процесса имеют и субъективные факторы, в частности политико-правовые и фило­софские воззрения самого основателя доктрины разделения властей Дж. Локка.

Будучи сторонником теории естественного права, общественного до­говора, неотчуждаемости естественных прав и свобод личности, нако­нец - идеологом социального компромисса и защитником идеи либера­лизма, Дж. Локк не без оснований рассматривал разрабатываемый им принцип или теорию разделения властей как один из способов достиже­ния сложившихся в его миропонимании целей и решения ряда социально-политических задач.

Представляя государство как совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создав­ших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними, Дж. Локк считал, что только такой, а не какой бы то ни было иной институт, как государство - носитель публичной (политической) вла­сти, - способен защитить права и свободы граждан, гарантировать их участие в общественно-политической жизни, добиться «главной и вели­кой цели» - сохранения собственности, ради которой люди объединяют­ся в политическое сообщество.

Однако успешное выполнение этой сложной и весьма многогранной миссии со стороны государства непременно требует, согласно воззрени­ям знаменитого философа, четкого разделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга составные части и соот-


ветственно наделения ими различных, «сдерживающих» друг друга от чрезмерных властных притязаний государственных органов.

В соответствии с этим видением вопроса полномочия принимать за­коны (законодательная ветвь власти) возлагаются на парламент, а полно­мочия осуществлять их (исполнительная власть) - на монарха и прави­тельство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственные органы располагаются в иерархиче­ском порядке. Верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие.

Отстаивая данный способ организации власти и распределения ее ме­жду различными государственными органами, Дж. Локк активно высту­пал против концепции абсолютизации и неограниченности власти. Абсо­лютная монархия, писал в связи с этим автор, которую некоторые счита­ют «единственной формой правления в мире», на самом деле «несовмес­тима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления» 1 .

Дело в том, пояснял ученый, что поскольку она сама не подчиняется закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть не способна также гарантировать и естественную свободу человека.

Аналогичные идеи о разделении властей развивались и дополнялись позднее в работах Ш. Монтескье. В каждом государстве, писал он, «есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведаю­щая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведаю­щая вопросами права гражданского.

В силу первой власти государь или учреждение создает законы, вре­менные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие зако­ны. В силу второй он объявляет войну или заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашест­вия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкно­вения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вто­рую - просто исполнительной властью государства» 2 .

Неразрывно связывая идею политической свободы с идеей граждан­ской свободы и выступая за строгое соблюдение законов, регулирующих отношения между гражданами и государством, Монтескье усматривал, так же как и Локк, в четком разделении и взаимном сдерживании, вла­стей не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защи­ту от государственного произвола и беззакония.

Отсутствие такого разделения властей, равно как и отсутствие меха­низма их взаимного сдерживания друг друга, с неизбежностью ведет, по

1 ЛоккДж. Соч. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 312.

Монтескье Ш. Избр. произв. М., 1955. С. 290.


мнению мыслителя, к сосредоточению власти в руках одного лица, госу­дарственного органа или небольшой группы людей, а также к злоупот­реблению государственной властью и произволу.

Теория разделения властей имела и имеет в настоящее время не только научное, академическое, но и практическое значение. Идеи разделения вла­стей были широко представлены, например, в таких фундаментальных актах* как Декларация прав человека и гражданина 1789 г., в которой ак­центировалось особое внимание не только на индивидуальных правах и свободах, но и на важнейшем для установления конституционного по­рядка разделении властей (ст. 16); Конституция Франции 1791 г., где за­креплялось принципиально важное положение о том, что «во Франции нет власти, стоящей над законом» и что «король царствует лишь в силу закона, и лишь именем закона он может требовать повиновения» (гл. И, отд. 1, ст. 3), и др.

Следует обратить особое внимание на то, что в Конституции 1791 г. наряду с сохранявшейся, хотя и ограниченной законом, монархией в раз­деле «О государственных властях» выделялось положение о том, что «су­веренитет принадлежит всей нации»; что он «един, неделим, неотчужда­ем и неотъемлем».

Весьма важной в плане разделения властей была конституционная норма, согласно которой «ни одна часть народа, никакое лицо не может себе присвоить его осуществление».

В соответствии с этим установлением «законодательная власть вверя­ется Национальному Собранию, в состав которого входят представители, свободно избранные народом на определенный срок». Исполнительная власть «вверена королю и осуществляется под его главенством министра­ми и прочими ответственными органами». Судебная же власть «вверена судьям, избираемым народом на определенный срок» (ст. 1-5 разд. III).

По мере своего становления и развития теория разделения властей нашла довольно широкий отклик в академических и политических кру­гах не только Англии и Франции, но и ряда других стран.

Причем, если, например, в Америке она с самого начала пользова­лась большим успехом и местными учеными, и политическими деятеля­ми бралась на вооружение, то в Германии среди значительной части ин­теллектуальной элиты ряд ее положений подвергался сомнению.

Так, в фундаментальной работе «Общее учение о государстве» Г. Ел-линек - известный немецкий юрист начала XX в. - высказывает свое яв­но скептическое отношение по поводу возможности в реальной жизни добиться такого положения, когда законодательная власть в лице парла­мента сможет фактически сдерживать исполнительную власть, находя­щуюся в руках монарха, когда между ними сможет быть достигнуто рав­новесие.

Такое состояние является, по мнению мэтра, «политически наименее вероятным, так как соотношение социальных сил, составляющих основу 212


политического могущества, крайне редко и уже во всяком случае только временно складывается так, чтобы было возможно полное равновесие двух постоянных политических факторов».

В России теория разделения властей, так же как и в других странах, привлекала к себе определенное внимание. Особенно заметно это прояв­лялось в дореволюционный (1917 г.) период, а позднее - в конце совет­ского периода (с начала «перестройки») и в постсоветский, «демократиче­ский» период.

С принятием Конституции России 1993 г. принцип разделения вла­стей нашел свое конституционное выражение.

Конституция не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.

Согласно Конституции России законодательным и представитель­ным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент. Он состоит из двух палат - Совета Федерации и Государст­венной Думы (ст. 94, 95).

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Рос­сийской Федерации (ст. 110).

Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяются следующие.

Конституционный Суд Российской Федерации, выступающий как су­дебный орган конституционного контроля, «самостоятельно и независи­мо осуществляющий судебную власть посредством конституционного су­допроизводства» ] .

Верховный Суд Российской Федерации, являющийся «высшим судеб­ным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции» (ст. 126 Конституции РФ).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, выступающий как высший судебный орган «по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами» (ст. 127 Конститу­ции РФ).

В системе высших властных структур современного Российского го­сударства особое место занимает институт президентства.

Согласно Конституции РФ Президент является главой государства. Он выступает как гарант Конституции, а также «прав и свобод человека и гражданина». В установленном Конституцией РФ порядке Президент принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и го­сударственной целостности; определяет основные направления внутрен­ней и внешней политики государства; обеспечивает «согласованное функ-

См.: Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Ст. 1.


ционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ст. 80 Конституции РФ).

Кроме того, согласно Конституции Президент выполняет также ряд других полномочий и функций. По своей природе и характеру они явля­ются в основном исполнительно-распорядительными полномочиями и функциями. Являясь главой государства, Президент одновременно фактически выполняет и некоторые функции главы Правительства. Это особенно ярко проявляется в отношении так называемых «силовых» ми­нистерств, которые непосредственно подчиняются Президенту.

Сказанное не означает, однако, что в формально-юридическом, кон­ституционном смысле Президент России как глава государства стоит по своему статусу не только над исполнительно-распорядительными, но и над законодательными и судебными органами.

Конституция РФ в связи с этим особо оговаривает, например, что в своей деятельности при определении основных направлений внутрен­ней и внешней политики государства Президент руководствуется Консти­туцией и федеральными законами. В Основном Законе страны особо подчеркивается, что «указы и распоряжения Президента Российской Фе­дерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» 1 .

Аналогичные по своему характеру положения содержатся также и в текущем законодательстве. Так, в Гражданском кодексе РФ особо указы­вается на то, что «в случае противоречия указа Президента Российской Федерации настоящему кодексу или иному закону применяется настоя­щий кодекс или соответствующий закон» 2 .

Из сказанного следует, что если указы Президента как главы государ­ства, согласно Конституции, уступают по своей юридической силе зако­нам, т. е. актам, принимаемым высшим законодательным органом стра­ны - парламентом, то институт президентства не может быть по своему статусу выше парламента, стоять над парламентом.

Аналогично обстоит дело не только с законодательной властью и осу­ществляющими ее высшими органами, но и с судебной властью и реали­зующими ее органами. В Конституции РФ прямо говорится о том, что «судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом» и что «судьи независимы и подчиняются только Конституции Россий­ской Федерации и федеральному закону» (п. 3 ст. 118; п. 1 ст. 120).

В формально-юридическом плане это означает, что судебная и зако­нодательная власти являются относительно самостоятельными ветвями власти по отношению к исполнительной власти и по отношению друг

Конституция РФ. П. 3 ст. 80; п. 3 ст. 90.

Гражданский кодекс РФ. Часть первая. П. 5 ст. 3. 214


к другу, что они оказывают сдерживающее влияние в отношениях между собой и уравновешивают друг друга.

Однако, как показывает практический опыт функционирования вла­стей после принятия Конституции России 1993 г., обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности друг друга, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга.

В особенности это касается законодательной и исполнитель­но-распорядительной властей. В отношениях между ними, равно как и в отношениях с другими ветвями и разновидностями властей, фактиче­ски доминирует президентская, а точнее - исполнительная власть.

11. Что такое политическая культура и каково ее содержание?

Политическая культура - явление сложное, многогранное. Ее невоз­можно понять и определить в отрыве от представления и понятия о куль­туре человеческого общества в целом.

В энциклопедических словарях понятие культуры (от лат. cultura - возделывание, образование, развитие) рассматривается как исторически определенный уровень развития общества, а вместе с ним - творческих сил (интеллекта) и способностей человека, выраженных в определенных фор­мах и способах организации жизни и деятельности людей, а также в созда­ваемых ими материальных и духовных ценностях.

Понятие культуры употребляется в самых различных смыслах и зна­чениях, а именно: а) для характеристики определенной исторической эпохи (например, современная культура, античная культура); б) для ха­рактеристики уровня развития конкретных обществ, народностей или на­ций (например, культура инков, майя); в) для характеристики специфи­ческих видов деятельности, быта (например, культура быта, культура оп­ределенного труда); г) для характеристики уровня развития различных сфер жизни общества и интеллектуальных возможностей всего общества (например, правовая культура, политическая культура) и др.

Политическая культура является неотъемлемой составной частью об­щей культуры общества. Характерной ее особенностью является прежде всего то, что она рассматривается как определенный уровень развития не всего общества, а вместе с тем и всех других атрибутов его развития, на­шедших отражение в понятии и содержании общей культуры, а лишь части его, ограничивающейся политической сферой жизни общества.

Составными элементами политической культуры являются сформиро­вавшиеся в течение многих десятилетий, а нередко и столетий политиче­ские идеи, традиции, концепции, мифы, обычаи, стереотипы, нормы, представления и убеждения относительно существующих в обществе по­литического порядка, уклада политической жизни, политических отноше­ний, институтов и учреждений.

Неотъемлемыми составными частями политической культуры явля­ются также определенные политические ориентации и установки людей,


их сложившиеся мнения и отношение к возникающей на базе того или иного общества и функционирующей политической системе, к ее отдель­ным структурным элементам, к существующим в обществе правилам по­литической игры, нормам политического поведения и принципам взаи­моотношения каждого отдельного человека с обществом и государством.

В политической литературе вполне справедливо отмечалось, что по­добно тому, как общая культура «определяет и предписывает те или иные формы и правила поведения» в различных сферах жизни и жизненных обстоятельствах, политическая культура определяет и предписывает нор­мы поведения и «правила игры» в политической сфере. Политическая культура дает отдельному человеку руководящие принципы политическо­го поведения, а коллективу - «систематическую структуру ценностей и рациональных доводов».

Она представляет собой «руководящие принципы политического поведе­ния, политические нормы и идеалы, обеспечивающие единство и взаимодей­ствие институтов и организаций, придавая целостность и интегрирован-ность политической сфере, подобно тому, как общенациональная куль­тура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом» 1 .

Цементирующим звеном любой политической культуры является по­литическое мировоззрение. Оно выступает как часть общего мировоззре­ния людей.

Политическое мировоззрение можно определить как систему обоб­щенных политических взглядов людей на объективно существующий по­литический мир (политическую жизнь, политическую систему и т. п.) и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их полити­ческой действительности и самим себе. Политическое мировоззрение «включает» в себя обусловленные этими политическими взглядами убеж­дения людей и их политические идеалы, а также принципы их познания политического мира и их политической деятельности.

Политическая культура находится в неразрывной связи и взаимодей­ствии с политическими институтами - политической системой, государ­ством, политическими партиями и другими политическими объединения­ми. Выступая в качестве результата воздействия политической культуры на окружающий мир, ее творения, политические институты, в свою оче­редь, оказывают обратное влияние на ее дальнейшее развитие и совер­шенствование.