Процедура оценки эффективности применения сиз реализуется путем. Новая методика оценки СИЗ: в чем она будет заключаться? О методике снижения класса условий труда при применении работниками эффективных средств индивидуальной защиты


Одним из результатов специальной оценки условий труда является протокол оценки эффективности средств индивидуальной защиты. Однако в законе не указано, является ли оценка СИЗ обязательной, с какой целью она проводится, в чем она будет заключаться, какие последствия будут иметь ее результаты и кто ее проводит? Нужно разобраться, как действовать специалистам по охране труда в условиях такой неопределенности.

На наши вопросы отвечает:

Андрей МОСКВИЧЕВ,

исполнительный директор Клинского института охраны и условий труда

Как оценить эффективность использования СИЗ?

В ходе оценки СИЗ будет определяться защищенность работников средствами индивидуальной защиты, которые предоставлены работодателем. Одновременно будет оцениваться эффективность самих СИЗ и эффективность их использования.

Процедура проводится по решению работодателя в ходе специальной оценки условий труда. Она представляет собой экспертную оценку действующих у работодателя процессов и мер, направленных на использование СИЗ с целью уменьшения воздействия вредных факторов производства, и включает в себя:

  • оценку номенклатуры СИЗ;
  • оценку сроков и периодичности выдачи, а также количества СИЗ, выданных работникам;
  • оценку эффективности выбора СИЗ;
  • оценку эффективности применения СИЗ и др.

Оценка эффективности позволит выявить проблемные, узкие места в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты и обеспечить обоснованное планирование мероприятий по вопросам выбора и применения СИЗ.

Эта процедура проводится экспертом организации, выполняющей специальную оценку условий труда.

Как законодатель предполагает стимулировать работодателей приобретать качественные средства защиты?

Чтобы у работодателя был интерес приобретать более эффективные СИЗ, предусмотрены экономические меры. Например, если работникам, занятым во вредных условиях труда, предоставлялись компенсации и льготы, часть понесенных на это финансовых затрат можно будет вернуть. Также будут снижаться страховые выплаты по обязательному социальному страхованию и т. д.

В частности, если применяемые работниками СИЗ будут признаны эффективными, класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень. Например, в результате замеров и исследований вредных производственных факторов было установлено, что данным условиям труда нужно присвоить подкласс вредности 3.3. Однако после оценки используемых СИЗ выяснилось, что они резко снижают уровень воздействия вредных факторов на работника. В этом случае класс вредности может быть понижен до подкласса 3.2. В результате размер дополнительного тарифа по страховым взносам в ПФР уменьшится с 6 процентов до 4 процентов. А если изначально на рабочем месте уровень вредности относился к подклассу 3.1, то возможен переход в класс 2. А это значит, что дополнительный тариф платить вообще не придется.

В некоторых случаях законом о спецоценке допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень.

Как работодателю выбрать наиболее эффективные СИЗ?

Чтобы обеспечить безопасность работников, работодатель должен приобретать только те средства защиты, которые прошли обязательную сертификацию, соответствуют условиям труда на рабочих местах и имеющимся рискам для здоровья и действительно обладают необходимыми защитными свойствами.

Применяемые СИЗ должны иметь размерный ряд, чтобы выдаваемые СИЗ можно было подобрать по индивидуальным размерам (антропометрическим данным) работников. Должна существовать возможность индивидуальной подгонки для их качественной фиксации на работнике и др.

Как учесть особенности работы в разных отраслях при оценке СИЗ?

Выдаваемые работникам средства защиты должны соответствовать характеру и условиям выполняемой работы и предназначены для защиты от конкретных, имеющихся на рабочем месте факторов (от шума, пыли, вибрации и т. д.). Таким образом, эффективность СИЗ имеет жесткую связь с конкретными условиями труда на конкретном рабочем месте. Естественно, что СИЗ, хорошо выполняющие свою функцию на одном рабочем месте, могут оказаться недостаточными для качественной защиты на другом.

Например, медицинская маска обеспечивает приемлемый уровень защиты в условиях медицинского учреждения. Но ее свойства окажутся недостаточными, если человек подвергается воздействию паров лакокрасочных изделий, кислот, аммиака и пр.

Поэтому будет оцениваться еще и специальный показатель: отношение защитных свойств к фактическим уровням вредных производственных факторов. Он определяется по результатам проведенных исследований (испытаний) и измерений и зависит от отдельных видов экономической деятельности.

Действующие сейчас Типовые нормы не содержат сведений о защитных характеристиках СИЗ, а также о возможном вреде для здоровья работника. Обеспечивая работников СИЗ по указанным нормативам, невозможно гарантировать безопасность на должном уровне. Это объясняется тем, что в рамках существующей системы фактические условия труда на рабочем месте и защитные свойства СИЗ учитываются в недостаточной мере.

Как оценка эффективности СИЗ должна сказаться на работниках?

Применение эффективных СИЗ обеспечит защищенность работника, соответствующую условиям труда, а также будет мотивировать работников более серьезно относиться к использованию средств защиты, уходу за ними, обучению по использованию СИЗ на рабочем месте.

Применение СИЗ, обеспечивающих лучшую защиту, можно рассматривать как первичную профилактику профессиональных заболеваний.

Оценка воздействия СИЗ на здоровье работников должна проводиться при выполнении процедуры идентификации опасностей и оценке рисков. Ее нужно включить в систему управления охраной труда.

Условия использования СИЗ, в частности период времени, в течение которого они должны быть надетыми, необходимо определять, исходя:

  • из существующего уровня риска;
  • частоты, с которой возникает риск воздействия вредных факторов;
  • особенностей рабочего места каждого работника;
  • условий эксплуатации конкретного СИЗ.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение процедуры оценки эффективности СИЗ?

Во-первых, если организация или эксперт, проводящие спецоценку, нарушат порядок оценки условий труда, они понесут административное наказание. Для эксперта штраф составит от 20 000 до 30 000 рублей, а для организации – от 70 000 до 100 000 рублей. Правда, статья 14.54 Кодекса об административных правонарушениях, которая устанавливает специальную ответственность, начнет действовать только с 1 января 2015 года.

Во-вторых, оценка эффективности СИЗ является добровольной процедурой. Она выполняется при участии комиссии работодателя на основании заключения эксперта, который проводит спецоценку. Мер воздействия на работодателя не предусмотрено.

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2,2015

Н.Р. Абрамов,

заместитель директора АНО УКЦ «Труд»,

к.т.н., доцент

г. Москва

E-mail: [email protected]

On assessment of personal protective equipment when carrying out a special assessment of conditions of work

N. R. Abramov

Deputy Director of autonomous non-profit organization “Trud”, candidate of sciences (techn.), Associate Professor

В соответствии с трудовым законодательством организации всех форм собственности обязаны обеспечивать соблюдение требований охраны труда (статья 212 Трудового кодекса РФ) , в том числе проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ). При проведении СОУТ одной из важнейших процедур является оценка эффективности средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) для снижения класса (подкласса) условий труда.

Трудовой кодекс РФ статьей 212 определяет для каждого работодателя соответствующие обязанности по обеспечению охраны труда. В отношении СИЗ указанной статьей установлены следующие обязанности работодателя:

Применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

Приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

Организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Требования статьи 212 Трудового кодекса РФ в отношении СИЗ дополняет Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – закон 426-ФЗ).

Статья 7 закона 426-ФЗ определяет, что результаты проведения СОУТ могут применяться для обеспечения работников СИЗ.

Частью 6 статьи 14 закона 426-ФЗ предусмотрено, что в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты , прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой , утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Частью 7 статьи 14 закона 426-ФЗ определено, что по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по месту нахождения соответствующих рабочих мест допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в части 6 статьи 14 закона 426-ФЗ.

Часть 1 статьи 15 закона 426-ФЗ в качестве результатов СОУТ предусматривает наличие в отчете о проведении СОУТ протоколов оценки эффективности СИЗ и карт специальной оценки условий труда, отражающих результаты оценки эффективности СИЗ.

Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (с изменениями Приказом Минтруда России от 20 января 2015 г. № 24н) утверждены форма протокола оценки эффективности СИЗ на рабочем месте (приложение № 3 к приказу) и инструкция по его заполнению (приложение № 4 к приказу). Также данным приказом утверждена форма Карты специальной оценки условий труда, отражающая в итоговой оценке условий труда эффективность СИЗ и снижение класса (подкласса) условий труда.

В целях реализации частей 6 и 7 статьи 14 закона 426-ФЗ вступил в силу с 25 мая 2015 года приказ Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 996н «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом» (зарегистрирован Минюстом России 20 февраля 2015 г. № 36128).

Методика устанавливает требования к процедурам оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) (далее – технический регламент), и снижения класса (подкласса) условий труда при применении отдельных видов эффективных СИЗ.

Стоит обратить внимание на то, что методика не применяется в отношении:

1) СИЗ работников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасным условиям труда;

2) СИЗ работников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к оптимальным или допустимым условиям труда;

3) СИЗ для защиты от общих производственных загрязнений;

4) СИЗ, подлежащих декларированию;

5) СИЗ, подлежащих сертификации и указанных в пунктах 5, 7, 12, 19-27, 32-37, 40-42 приложения № 4 к техническому регламенту.

Следует отметить СИЗ, подлежащие сертификации и указанные в пунктах 5, 7, 12, 19-27, 32-37, 40-42 приложения № 4 к техническому регламенту, к которым методика не применяется . К ним относятся:

СИЗ ног (обувь) от проколов, порезов;

СИЗ головы (каски защитные);

СИЗ от падения с высоты и средства спасения с высоты;

СИЗ глаз (очки защитные) от химических факторов;

СИЗ рук от химических факторов;

СИЗ ног (обувь) от химических факторов;

Все виды СИЗ от радиационных факторов;

СИЗ глаз (очки защитные) и лица (щитки защитные лицевые) от брызг расплавленного металла и горячих частиц;

Одежда специальная защитная от термических рисков электрической дуги;

СИЗ лица от термических рисков электрической дуги (щитки защитные лицевые);

СИЗ ног (обувь) от термических рисков электрической дуги;

Белье нательное термостойкое, перчатки термостойкие и термостойкие подшлемники от термических рисков электрической дуги;

Одежда специальная и другие средства индивидуальной защиты от поражений электрическим током (в том числе экранирующие), воздействия электростатического, электрического, электромагнитного полей;

Диэлектрические средства индивидуальной защиты от воздействия электрического тока;

Одежда специальная сигнальная повышенной видимости;

СИЗ дерматологические.

К СИЗ, к которым методика применяется, относятся 8 видов СИЗ, подлежащих сертификации и указанных в пунктах 15, 16, 17, 18, 28, 29, 30, 31 приложения № 4 к техническому регламенту. Это следующие виды СИЗ:

1) СИЗ от химических факторов, среди которых:

Костюмы изолирующие от химических факторов (в том числе применяемые для защиты от биологических факторов);

СИЗ органов дыхания изолирующие;

СИЗ органов дыхания фильтрующие;

Одежда специальная защитная, в том числе одежда фильтрующая защитная от химических факторов;

2) СИЗ от повышенных и (или) пониженных температур, среди которых:

Одежда специальная защитная и средства индивидуальной защиты рук от конвективной теплоты, теплового излучения, искр и брызг расплавленного металла;

Одежда специальная защитная и средства индивидуальной защиты рук от воздействия пониженной температуры;

СИЗ ног (обувь) от повышенных и (или) пониженных температур, контакта с нагретой поверхностью, тепловых излучений, искр и брызг расплавленного металла;

СИЗ головы от повышенных (пониженных) температур, тепловых излучений.

Снижение класса (подкласса) условий труда при применении эффективных СИЗ осуществляется в ходе проведения в установленном порядке специальной оценки условий труда путем последовательной реализации следующих процедур:

1) оценка соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным типовыми нормами бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы);

2) оценка наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента;

3) оценка наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента, комплектности СИЗ;

4) оценка эффективности выбора СИЗ;

5) оценка эффективности применения СИЗ.

Приказом Минтруда России от 12 января 2015 г. № 2н (зарегистрирован в Минюсте 11 февраля 2015, № 35962) внесены изменения в Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н. Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - Типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется Типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. В случае отсутствия в них профессий и должностей выдаются СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Новые Типовые нормы для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики введены с 28 мая 2015 года приказом Минтруда России от 9 декабря 2014 г. № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» (зарегистрирован в Минюсте 26 февраля 2015, № 36213).

Если связать Типовые нормы с Методикой оценки эффективности СИЗ и Техническим регламентом, то не все СИЗ, полагающиеся работникам, позволяют снизить класс (подкласс) условий труда. В частности, возьмём в качестве примера профессию «аккумуляторщик». Из 7 видов СИЗ, приведенных в Типовых нормах, процедуре оценке эффективности СИЗ с целью снижения класса (подкласса) условий труда подвергаются 2 вида СИЗ: «костюм для защиты от растворов кислот и щелочей» и «средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее» (в соответствии с требованиями пункта 2 Методики снижения класса (подкласса) условий труда, а также пунктами 15 и 17 Технического регламента). Для профессии «арматурщик» все 4 полагающихся вида СИЗ (костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатки с полимерным покрытием, перчатки с точечным покрытием, очки защитные) не позволяют снизить класс (подкласс) условий труда. Не попадают под снижение класса (подкласса) условий труда и не подлежат процедуре оценки эффективности СИЗ такие профессии, как водители (за исключением при перевозке опасных грузов), дворники, лифтеры, официанты, пекари, плотники, повара, слесари механосборочных работ, уборщики служебных помещений, формовщики изделий, конструкций и строительных материалов и т. п.

Реализация процедур снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, в отношении каждого работника, занятого на рабочем месте (рабочих местах).

На рабочих местах, признанных в ходе проведения специальной оценки условий труда аналогичными рабочими местами, реализация процедур оценки эффективности СИЗ осуществляется экспертом в отношении каждого работника, занятого на каждом аналогичном рабочем месте.

Следует напомнить, что с 2015 года ужесточается административная ответственность работодателя по выполнению требований охраны труда. Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ внесены изменения и дополнения статьей 5.27.1 в Кодекс РФ об административных правонарушениях. В части 2 указанной статьи предусмотрено, что нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Частью 4 статьи 5.27.1 необеспечение работников средствами индивидуальной защиты –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Под средствами индивидуальной защиты в части 4 статьи 5.27.1 следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Параллельные линии. Требования безопасности при обслуживании и ремонте воздушных линий связи, совместно подвешенных на линиях электропередач. В. А. Сенченко (№2, 2015)

06.01.2017 9:41:00

Приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 года № 976н утверждена Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом...

Приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 года № 976н утверждена Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом.

КАК ОЦЕНИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СИЗ


Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, определяет требования к процедурам оценки эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 878, и предоставляет возможность снижения класса (подкласса) условий труда при применении отдельных видов эффективных СИЗ.



Технический регламент Таможенного союза распространяется на средства индивидуальной защиты, независимо от страны происхождения, ранее не находившиеся в эксплуатации (новые) и выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.


Как известно, Методика направлена на решение проблемы отсутствия экономического стимула работодателей к обеспечению своих работников высокоэффективными СИЗ, что снижает эффективность практической реализации Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ и не способствует повышению степени защищенности здоровья работников.

Действие методики не распространяется на случаи:



Оценка эффективности СИЗ проводится экспертом организации по решению работодателя в ходе СОУТ. Она представляет собой оценку действующих у работодателя бизнес-процессов, направленных на использование СИЗ с целью уменьшения воздействия вредных факторов производства, и включает в себя :

  • оценку соответствия наименования СИЗ и норм их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» от 1 октября 2008 года № 541н;
  • оценку наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента;
  • оценку наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента и комплектности СИЗ;
  • оценку эффективности выбора и применения СИЗ.



Оцениваемые СИЗ должны иметь сертификат соответствия, подтверждающий их соответствие требованиям, установленным техническим регламентом. Средства индивидуальной защиты также должны иметь маркировку и эксплуатационную документацию, которые позволяют выявить основные параметры этих средств, обеспечивающие снижение воздействия на работников вредных производственных факторов. Кроме того, комплектность СИЗ должна соответствовать сопроводительным документам и эксплуатационной документации.

Оценка эффективности применения СИЗ включает оценку выбора и оценку использования СИЗ. Правильность выбора средств для конкретного рабочего места предполагается оценивать на основе следующих показателей :

  • соответствие выданных СИЗ перечню вредных факторов производственной среды, идентифицированных на рабочем месте по результатам СОУТ;
  • соответствие защитных свойств СИЗ классу (подклассу) условий труда, установленному в отношении вредных факторов производственной среды на рабочем месте по результатам СОУТ;
  • соответствие СИЗ потребительским свойствам, удобству применения и индивидуальным размерам работника.



Комплексная оценка эффективности СИЗ проводится на основе балльной оценки каждого из показателей эффективности выбора и применения СИЗ (Вф, Вк, Ву, Во и Пв, Пи, Пнз, По, Ппз). В частности Вф — это показатель соответствия СИЗ, выданных работнику, перечню вредных производственных факторов на рабочем месте, а Пв — показатель соответствия времени использования СИЗ сроку гарантированного сохранения защитных свойств СИЗ при соответствующем хранение и уходе.

При оценке использования СИЗ предполагается учитывать следующие показатели :

По результатам оценки эффективности СИЗ эксперт оформляет протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, для целей снижения класса (подкласса) условий труда.


СНИЖЕНИЕ КЛАССА УСЛОВИЙ ТРУДА НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ


Процедура снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ довольно трудоемкая и сложная.

Приведем два примера из практики, когда возникали попытки по снижению класса условий труда за счет применения СИЗ, однако в обоих случаях было выдано заключение о невозможности снижения класса.

В первом случае оценка эффективности СИЗ проводилась в нефтяной компании. Заключение о невозможности снижения класса было составлено на основании показателя Вф. Во втором случае заключение было составлено для энергетической компании на основании показателя Пв.

Однако если применяемые работниками СИЗ будут признаны эффективными и теоретически это считается возможным, то класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень, и работодатель получит прямую выгоду, к примеру за счет снижения страховых выплат по обязательному социальному страхованию.


ПРИМЕР 1

Эксперт оценочной организации присваивает чистильщику металла, отливок, изделий и деталей (занят на очистке дробью, колотой дробью металла и металлических деталей и изделий) подкласс вредности 3.3. После оценки СИЗ класс вредности может быть понижен до подкласса 3.2. В этом случаи размер дополнительного тарифа по страховым взносам в ПФР в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ уменьшится с 6% до 4% (таблица 1).

Таблица 1

Класс условий труда Дополнительный
тариф

Опасный
4 8,0
Вредный 3.4 7,0
3.3 6,0
3.2 4,0
3.1 2,0

Допустимый
2 0,0

Оптимальный
1 0,0

Снижение класса (подкласса) условий труда осуществляется в отношении вредного производственного фактора, для защиты от которого применяется оцениваемый СИЗ, и допускается на одну степень в случае если:

  • условия труда на рабочем месте в ходе проведения СОУТ отнесены к вредным условиям труда 2-4 степени;
  • полностью реализованы процедуры (этапы 1-3);
  • значение комплексной оценки эффективности СИЗ больше или равно 0,9 балла;
  • для защиты от воздействия вредного производственного фактора, в отношении которого осуществляется снижение класса (подкласса) условий труда, работником используется не более чем один вид СИЗ, прошедший обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом;
  • на соответствующих рабочих местах применяются исправные средства коллективной защиты работников.



ПРИМЕР 2

Эксперт оценочной организации присваивает технику-бурильщику (занятый на бурение скважин) подкласс вредности 3. После оценки СИЗ класс вредности может быть понижен до подкласса 3.1. В этом случае льготы в виде сокращенной недели согласно Трудовому кодексу РФ не назначаются (таблица 2).

Таблица 2

Класс условий труда Доплата 4 % Дополнительный отпуск
(от 7 дней)
Сокращенная 36-я
рабочая неделя
Опасный 4 да да да
Вредный 3.4 да да да
3.3 да да да
3.2 да да нет
3.1 да нет нет
Допустимый 2 нет нет нет
Оптимальный 1 нет нет нет

4. Для защиты от воздействия вредного производственного фактора, в отношении которого осуществляется снижение класса (подкласса) условий труда, работником используется не более чем один вид СИЗ, прошедший обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом.

5. На соответствующих рабочих местах применяются исправные средства коллективной защиты работников.

6. Имеется согласование территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. А если изначально на рабочем месте уровень вредности относился к подклассу 3.1, то возможен переход в класс 2. Это значит, что дополнительный тариф платить вообще не придется.

Не допускается снижение класса (подкласса) условий труда ниже подкласса 3.1 вредных условий труда.


Подводя итог, можно прийти к выводу, что снижение класса (подкласса) условий труда — трудоемкая и сложная процедура. Необходимо потратить немало времени на этапе подготовки и при проведении процедуры оценки эффективности использования СИЗ работников. Несмотря на то что на практике случаи снижения класса условий труда за счет использования эффективных СИЗ широкого распространения не получили, применение добросовестным работодателем рассмотренной нами Методики, помимо улучшения условий труда работников, может принести значительный экономический эффект, связанный с соответствующим снижением уровня доплат и компенсаций работникам за работу во вредных и опасных условиях труда.




- Эффективность СИЗ? Никогда не слышал. Есть же сертификаты. 


  • Рабочие жалуются на неудобные СИЗоды - быстро выходят из строя (30 минут) и приходится их снимать. Про сертификаты слышать не хотят. Дайте им удобные респираторы и все. Что делать? Какие критерии удобства респираторов и вообще СИЗ нормативно закреплены? Если есть документы, бросьте в личку, пожалуйста!

  • Господа, кто проводит оценку эффективности СИЗ? (п.8 протокола эффективности СИЗ). Спасибо!

  • Был ли у вас опыт оценки эффективности СИЗ? Поделитесь пожалуйста!

  • Я оценивал эффективность СИЗ как их способность надежно защитить работника от вредного или опасного фактора, для защиты которого они предназначены. Для этого сравниваешь характеристики СИЗ по защитным свойствам с фактическими уровнями конкретных факторов. Если они перекрывают их, значит СИЗ эффективны. Другие параметры СИЗ не рассматриваю: комфорт, антропометрические данные, долговечность (но принимаю во внимание сохранение защитных свойств), качество изготовления и пр.

  • А как оценить эффективны они или нет?)) Как узнать на сколько эффективно одежда защищает работника?

  • У нас вообще нет научно обоснованных методик для применения СИЗ…


Эти цитаты из форумов по охране труда свидетельствуют о том, что вопросы оценки эффективности СИЗ на рабочих местах небезынтересны специалистам.

Заинтересованность профессионалов охраны труда в обосновании применения самых эффективных СИЗ на рабочих местах очевидна. Этого требует законодательство, ответственность работодателя и здравый смысл.


Но также очевидна и позиция служб, ответственных за процедуры закупки, для которых пока необходимым и достаточным критерием является подтверждение соответствия закупаемых СИЗ требованиям Технического регламента - сертификат или декларация. А дальше все решает цена рынок.

И, наконец, мнение самих работников, которым по ТК положено обеспечить безопасные условия труда, и которые вынуждены по производственной необходимости работать во вредных условиях. Их оценка выданных СИЗ игнорируется работодателями в 90% случаев.
Наблюдаются признаки конфликта интересов между работниками и работодателем в лице служб предприятия, ответственных за обеспечения безопасных условий труда. И несть числа аргументам тех и других в этом споре.

Попробуем разобраться со всеми сторонами. 
В этом материале - только начало разговора.


К истории вопроса


В нормативных документах Евросоюза оценка эффективности СИЗ уже много лет определена как необходимое условие в сфере ответственности работодателя. Так в Директиве 89/656/ЕЕС от 30.11.1989 «О минимальных требованиях по безопасности и охране здоровья к использованию работниками СИЗ на рабочем месте» говорится:


Работодателю необходимо оценить и определить характеристики, которыми должно обладать СИЗ для того, чтобы СИЗ эффективно предохраняло от опасностей.



Критерии эффективности СИЗ российские специалисты прорабатывали ещё в начале 2000-х г., что подтверждают нормативные документы тех лет. Вот например:


Руководство Р 2.2.2006-05 , пункт 5.11.6. По согласованию с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека условия труда могут быть оценены как менее вредные (на одну ступень) … при использовании эффективных (имеющих сертификат соответствия) средств индивидуальной защиты.

Но пока эффективность СИЗ оставалась предметом внимания узких специалистов и экспертов. И только в 2011 году вопрос вошел в область регулирования профильного министерства - Минздравсоцразвития. 


Приказ 342н, п.33. При оценке обеспеченности работников СИЗ дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику СИЗ. Эффективность выданных работнику СИЗ подтверждается выполнением требований стандартов безопасности труда, определяющих комплекс мероприятий по обеспечению эффективного использования СИЗ на рабочих местах.


Все стало совсем серьезно с принятием закона №ФЗ-426 от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда»:

№ФЗ-426 Ст.14,п.6 В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень.


Впервые были определены правовые предпосылки для выделения номенклатуры эффективных средств индивидуальной защиты, применение которых работниками может стать основанием для снижения класса условий труда. 


Оставляя за рамками неоднозначный с точки зрения этики вопрос снижения компенсаций за вредные условия труда при применении эффективных СИЗ, сосредоточимся вот на чем.
Фиксируется новая норма - эффективность. То есть, сертифицированные СИЗ могут быть эффективными на рабочих местах, а могут быть неэффективными.

С фиксацией нормы сразу же возник вопрос критериев и оценки эффективности. Минтруд пообещал в течение года выпустить соответствующую методику, и не подвел.

После года томительного ожидания, вышел Приказ Минтруда РФ №976н от 5.12.2014 «О методике снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом.

Нормативная цепочка замкнулась. Произошло регулирующее воздействие хотя и незначительное, но достаточное для некоторых изменений в позициях участников трудовых отношений.


Продолжение следует…

Выбор правильных средств индивидуальной защиты - непростая задача. При решении ее необходимо учитывать множество фактов. на эту тему мы поговорили с экспертом компании "Алватекс ЗТМ" Александром Бурковым:

Необходимость использования СИЗ при работе на производстве

Если говорить в целом, то конечно, на производстве необходимо применять СИЗ, ведь и главной целью его применения является снижение опасного воздействия на работников. Конечно,. если рассматривать идеальный вариант для сотрудника, то лучше создавать изначально безопасные рабочие места с техническими средствами контроля и безопасности. Но, к сожалению. такие условия обеспечить зачастую невозможно, да и существует вероятность получения травмы не на рабочем месте, а при перемещении по производству, следовании к рабочему месту или на обед. В Российской Федерации для определения условий труда необходимо руководствоваться федеральным законом N 426-ФЗ от 28.12.2013 "О специальной оценке условий труда", по проведению которой устанавливаются классы(подклассы) условий труда на рабочих местах и определяется необходимость в применении СИЗ.

Порядок оценки эффективности СИЗ

Вопрос с одной стороны кажется достаточно простым, и очень хочется эффективными считать СИЗ, которые защищают работника от вредного фактора, но, конечно, это не совсем так. Вопрос эффективности очень непростой, т.к. эффективность СИЗ обязательно нужно рассматривать в рамках конкретных условий на определённом рабочем месте и на протяжении времени. В приказе № 976н от 5 декабря 2014 г. определена методика, которая устанавливает требования к процедуре оценки эффективности средств индивидуальной защиты. Результатом комплексной оценки эффективности СИЗ является значение, полученное путём сложения итоговых балльных оценок по показателям эффективности выбора и применения СИЗ.

Видео "Как обеспечить сотрудника специальным СИЗ, которого нет в нормах"

Снижение подкласса условий труда

Данный вопрос у нас в стране подробно расписан в приказе, который уже был мной озвучен - № 976н от 5 декабря 2014 г. «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом».

Снижение класса (подкласса) условий труда при применении эффективных СИЗ осуществляется в ходе проведения в установленном порядке специальной оценки условий труда путем последовательной реализации следующих процедур:
1) оценка соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным типовыми нормами бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
2) оценка наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента;
3) оценка наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента, комплектности СИЗ;
4) оценка эффективности выбора СИЗ;
5) оценка эффективности применения СИЗ.

Необходимо помнить, что снижение касается только вредных условий труда, отнесённых к 3 классу, где условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе подкласс 3.1; 3.2; 3.3; 3.4. Для оптимальных (1 класс), допустимых (2 класс) и опасных (4 класс) условий труда возможности снижения класса (подкласса) нет.
Также каждый работодатель должен понимать, что для трудящихся, у которых в рабочей обстановке присвоен 3 класс, положено производить доплату в соответствии со степенью тяжести влияния от вредных факторов. На каждом предприятии эти суммы разные и располагаются примерно в пределах от 4 до 24 % тарифной ставки.
Т.е. снижение подкласса условий труда напрямую ведёт к снижению доплат, что может вызывать ряд негативных настроений у работников и профсоюзов.

Современные СИЗ

Когда слышишь от специалистов служб ОТ и ПБ рассказы о современных СИЗ, то большинство начинают рисовать себе лёгкие, удобные, надёжные, комфортные средства защиты, в которые с удовольствием одевается работник перед началом смены. Но думаю, такое мнение ошибочно, и в моём понимании современные СИЗ – это средства, которые не только защищают, но обеспечивают разной информацией работника, руководителя, работодателя. Причём эта информация может быть совершенно разная: от мониторинга мест надевания и снятия СИЗ до передачи фото и видео с места выполнения работ на пульт оператора.

Как обеспечить сотрудников СИЗ, которых нет в нормах?

Действительно, иногда сталкиваются работодатели с такой проблемой. Обратимся к приказу № 290н об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты от 1 июня 2009 г.
В П 5. данного приказа чётко прописано: «предоставление работникам СИЗ осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда», т.е. должно выполняться 2 условия нормы и оценка условий.

Идём дальше. П 6. этого же приказа позволяет работодателю с учетом мнения выборного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников.

Получается, что после собрания профсоюза можно заменить один СИЗ на другой, более современный. Причём п.6 дана возможность устанавливать нормы бесплатной выдачи. т.е. СИЗ, одежда, обувь, которые необходимо выдавать с определённой периодичностью, можно заменить на улучшенные и установить к выдаче на более долгий срок.
Есть второй путь и он на мой взгляд более простой. Тот же приказ № 290н от 01.06.2009. Пунктом 19. определено, что в тех случаях, когда СИЗ не указаны в соответствующих типовых нормах, они могут быть выданы работникам со сроком носки "до износа" на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и квалифицируются как дежурные СИЗ. А пунктом 20. определено, что дежурные СИЗ общего пользования выдаются работникам только на время выполнения работ. Получается необходима специальная оценка труда, которой будет определена выдача дежурного СИЗ на время проведения работ.
Оба варианта имеют место и не противоречат законодательству. Вопрос лишь в том насколько работодатель заинтересован в безопасности своих сотрудников и готов провести.