Раздел xvii. особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц Раздел xvii


ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ОСОБЫЙ ПОРЯДОК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Раздел XVII. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ

Глава 52. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ

Статья 448. Возбуждение уголовного дела

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации;

2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления;

2.1) в отношении Председателя Следственного комитета Российской Федерации - исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления;

3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

5) в отношении иных судей - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

6) в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

8) в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

10) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката - руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов - Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем;

11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления - руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса - руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы - в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

2. Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов.

3. По результатам рассмотрения представления Президента Российской Федерации суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

4. При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ.

7. В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Председатель Следственного комитета Российской Федерации. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

Сохраняет ли свою силу принцип состязательности уголовного процесса при рассмотрении уголовных дел в порядке главы 52 УПК РФ? Что следует понимать под признаками преступления применительно к ст. 448 УПК РФ?
Каковы пределы рассмотрения дела в порядке ст. 447 УПК РФ применительно к существу деяний, указанных в качестве совершенных в представлении прокурора?
Действуют ли общие правила кассационного производства при обжаловании или принесении представления на заключение судьи о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления?

Заключение кафедры уголовного процесса Уральской государственной юридической академии по запросу адвоката Свердловской областной коллегии адвокатов при Адвокатской палате Свердловской области Ю.В. Морозова, защищающего интересы Болтаева Шухрата Эгамбердиевича.

Для дачи заключения предоставлены: представления прокуратуры и заключения о наличии в действиях лица признаков состава преступления по делу Ш.Э. Болтаева.

В запросе адвоката Ю.В. Морозова поставлены следующие вопросы:

  1. Сохраняет ли свою силу принцип состязательности уголовного процесса при рассмотрении уголовных дел в порядке главы 52 УПК РФ?

  2. Ответ: Статья 123 Конституции России устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Статья 15 УПК РФ, дополняя это конституционное положение, определяет, что функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Принцип состязательности сторон действует на всех стадиях уголовного судопроизводства, так как закон не устанавливает каких - либо ограничений, изъятий или исключений на этот счет. Это относится и к особенностям производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (глава 52 УПК РФ): часть 2 ст. 447 УПК РФ специально подчеркивает, что порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, устанавливается УПК РФ с изъятиями, предусмотренными главой 52 УПК РФ. Нормы главы 52 не содержат изъятий действия принципа состязательности сторон. В данном производстве реализуется функция обвинения путем внесения представления прокурора о даче заключения о наличии в действиях лица признаков преступления, закон в то же время предоставляет право лицу, в отношении которого внесено представление, воспользоваться услугами защитника и лично принять участие при рассмотрении судом представления прокурора (ч. 2 ст. 448 УПК РФ). Важно подчеркнуть, что участие лица, в отношении которого внесено представление, в его рассмотрении в судебном заседании является одной из важнейших гарантий прав такого лица, а сам закон не устанавливает никаких исключений из этого правила.

    Суд в данном производстве не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты, а осуществляет функцию правосудия путем судебного контроля за действиями стороны обвинения.

  3. Что следует понимать под признаками преступления применительно к ст. 448 УПК РФ?

  4. Ответ: В самом законе не уточняется, какие признаки преступления имеются в виду, точно также как и при обычном порядке возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). Это означает, что вопрос об установлении тех или иных признаков преступления должен решаться в каждом конкретном случае с учетом особенностей состава преступления, признаки которого устанавливает суд по представлению прокурора. В одних случаях будет достаточно установить объективные признаки состава преступления (объект и объективную сторону), а в других необходимо установить и субъективные признаки, в том числе признаки специального субъекта (преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления) и элементы субъективной стороны содеянного (мотив, цель, когда они являются обязательными элементами состава преступления).

    По результатам рассмотрения представления прокурора суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления (ч. 3 ст. 448 УПК РФ). При этом, принимая заключение о наличии в действиях лица признаков преступления, суд должен дать этим действиям юридическую квалификацию. Такой вывод вытекает из содержания ч. 6 ст. 448 УПК РФ и приложения 14 к ст. 477 УПК РФ.

    При этом по своему содержанию, как указано в сноске к приложению 14 к ст. 477 УПК РФ, заключение, выносимое по представлению прокурора судебной коллегией верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения суда автономной области, суда автономного округа и судьей районного суда в отношении лиц, указанных соответственно в пунктах 5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, аналогично данному заключению. Отличие состоит лишь в указании в соответствующих графах иных составов суда, должностных положений прокуроров, внесших представление, и лиц, перечисленных в вышеназванных пунктах части 1 ст. 448 УПК РФ.

  5. Каковы пределы рассмотрения дела в порядке ст. 447 УПК РФ применительно к существу деяний, указанных в качестве совершенных в представлении прокурора?

  6. Ответ: Поскольку принцип состязательности полностью сохраняет свое действие и при данном производстве, то суд обязан давать заключение о наличии в действиях лица признаков преступления только в тех рамках, которые обозначены в представлении прокурора. Суд, как представляется, применительно к требованиям ст. 252 УПК РФ не может допускать ухудшения положения лица, в отношении которого внесено представление, в части квалификации его деяния. Иное решение вопроса означало бы, что суд берет на себя функцию обвинения.
  7. Действуют ли общие правила кассационного производства при обжаловании или принесении представления на заключение судьи о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления?

  8. Ответ: Статья 354 УПК РФ конкретно не упоминает заключение суда или судьи о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления в числе судебных решений, которые могут быть обжалованы в кассационном порядке. Тем не менее судебная практика исходит из того, что в соответствии со ст. 46 Конституции РФ заключение суда или судьи вполне может быть предметом проверки судом кассационной инстанции. При этом действуют все правила и общие условия, установленные законом для кассационного производства (порядок и сроки принесения жалобы, пределы и порядок рассмотрения уголовного дела судом кассационной инстанции, основания к отмене или изменению судебного решения, полномочия суда кассационной инстанции и др.).
Ответы обсуждены и утверждены на заседании кафедры уголовного процесса Уральской государственной юридической академии (протокол № 07 от 14 марта 2005 года).

Заведующий кафедрой уголовного процесса Уральской государственной юридической академии д.ю.н.

Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ | ст. 448 УПК РФ

Статья 448 УПК РФ. Возбуждение уголовного дела (действующая редакция)

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации;

2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления;

2.1) в отношении Председателя Следственного комитета Российской Федерации - исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления;

3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда, районного суда, мирового судьи - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

5) в отношении судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

6) в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

8) в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

10) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката - руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов - Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем;

11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления - руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса - руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы - в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

2. Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов.

3. По результатам рассмотрения представления Президента Российской Федерации суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

4. При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ.

7. В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Председатель Следственного комитета Российской Федерации. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

8. Не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае, если соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей или с его участием, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке как неправосудный.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 448 УПК РФ

1. Данная статья устанавливает не только порядок возбуждения уголовных дел, как следует из ее названия, но также порядок привлечения в качестве обвиняемых лиц, в ней перечисленных, и порядок изменения обвинения, которое может повлечь ухудшение положения лица.

2. Элементами этого порядка являются:

Принятие соответствующего решения Председателем Следственного комитета РФ либо с его согласия (п. п. 1, 2, 3 - 8, 12, 13 - 14 ч. 1 ком. статьи), исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета РФ (п. 2.1), руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ (п. п. 9, 11) либо в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката - руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов - Председателем Следственного комитета РФ или его заместителем (п. 10);

Предварительное получение соответствующим руководителем следственного органа перед принятием такого решения заключения особой коллегии из трех судей ВС РФ (п. п. 2, 2.1 ч. 1 ком. статьи) о наличии в деянии Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления;

Предварительное получение согласия Совета Федерации или Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 1 ч. 1 ком. статьи), Конституционного Суда РФ (п. 2), соответствующей квалификационной коллегии судей (п. п. 4 - 5).

2. Не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по ст. 305 УК (вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта) в случае, когда соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке.

3. Неприкосновенность членам Совета Федерации гарантируется только в течение срока их полномочий.

4. Заключение коллегии из трех судей ВС РФ о наличии в деянии Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления, о которых говорится в пунктах 2, 2.1 части 1 и в части 6 настоящей статьи, по своей юридической природе есть не что иное, как разрешение суда на возбуждение уголовного дела, либо привлечение лица в качестве обвиняемого, либо изменение предъявленного обвинения. По смыслу закона заключение должно быть мотивированным и может быть обжаловано. Согласно ч. 2 ком. статьи рассмотрение коллегией судей ВС РФ представления Председателя Следственного комитета РФ или исполняющего обязанности Председателя Следственного комитета РФ проводится в судебном заседании. Судебное заседание производится по общим правилам, предусмотренным УПК, в том числе с ведением протокола судебного заседания. В соответствии с конституционно-правовым смыслом ч. 2 ст. 448, выявленным КС РФ, содержащаяся в ней норма во всяком случае не может рассматриваться как исключающая участие лица, заявившего о совершенном в отношении его преступлении, в судебном заседании при рассмотрении соответствующего представления прокурора и препятствующая обжалованию этим лицом заключения суда. Суд, давая заключение о наличии либо отсутствии в действиях лица признаков преступления, проверяет лишь достаточность представленных данных, указывающих на эти признаки, и правомерность утверждения о наличии оснований для возбуждения уголовного преследования в отношении лица и не вправе делать выводы, которые могут содержаться только в итоговом решении по уголовному делу.

5. Представляется, что исключение ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003 и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" из ком. статьи такого условия возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, прокуроров, руководителей следственных органов, следователей, адвокатов, как предварительное получение судебного заключения о наличии в их действиях признаков преступления, не будет реально способствовать усилению борьбы с коррупцией. Напротив, судебный контроль над возбуждением уголовного дела в отношении указанных лиц призван оградить их публичную процессуальную самостоятельность, которая необходима в целях сохранения ими добросовестности и эффективности, в том числе при противодействии коррупции в самих правоохранительных и судебных органах. Следует учитывать, что КС РФ ранее сформулировал по данному вопросу правовую позицию, согласно которой такое условие возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого в отношении судьи, как заключение коллегии судей, выступает в механизме обеспечения института неприкосновенности судей в качестве одной из дополнительных гарантий (наряду с согласием квалификационной коллегии судей) их конституционных прав, в том числе права на судебную защиту. Отказ от подобной гарантии в отношении прокуроров, руководителей следственных органов, следователей и адвокатов нецелесообразен еще и потому, что ставит первые три категории лиц в худшее положение по сравнению с адвокатами, для которых гарантии против незаконного проведения в отношении них следственных действий предусмотрены ч. 3 ст. 8 ФЗ от 03.05.2002 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". При этом нельзя не принимать во внимание, что конституционная правомерность установления такой юридической защиты адвокатов подтверждена КС РФ.

По мнению заявителя Приказ в оспариваемой части противоречит статьям 447, 448 УПК РФ, так как не содержит указания на особенности производства по уголовным делам в отношении категорий лиц, названных в данных нормах...

  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ12-757, Апелляционная коллегия, апелляция

    На день рассмотрения данного дела судом первой инстанции пункт 1 части 1 статьи 448 УПК РФ предусматривал, что решение о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц принимается Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы...

  • +Еще...

    1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой , либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

    1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830; Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6235; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16; Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 310-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7634):

    2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления (в ред. Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2706; Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16);

    2-1) в отношении Председателя Следственного комитета Российской Федерации - исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления (пункт 2-1 введен Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830; в ред. Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16);

    3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830; Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6235; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16);

    4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830; Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6235; Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 318-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст. 6414);

    5) в отношении иных судей - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (в ред. Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830; Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6235; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16);

    6) в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16);

    7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16);

    8) в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16);

    9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 58-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2027; Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830; Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6235; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16);

    10) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката - руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов - Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16);

    11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления - руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2708; Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16);

    12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса - руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации (пункт 12 введен Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2708; в ред. Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16);

    13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы - в соответствии со и с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации (пункт 13 введен Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 18, ст. 2118; в ред. Федерального закона от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2833; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16);

    14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - в соответствии со и с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (пункт 14 введен Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 18, ст. 2118; в ред. Федерального закона от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2833; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16).

    2. Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6235; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16).

    3. По результатам рассмотрения представления Президента Российской Федерации суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления (в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 58-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2027; Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830; Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6235).

    4. При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы (новая часть четвертая введена Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 98-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3015).

    5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830; Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6235; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16).

    6. (Часть шестая утратила силу на основании Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6235)

    7. В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Председатель Следственного комитета Российской Федерации. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с пунктом 6 части первой (в ред. Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16).

    (Части четвертая - шестая считаются соответственно частями пятой - седьмой на основании Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 98-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3015)