Развлечение по правилам пожарной безопасности «Спичка-невеличка. Причины возникновения пожаров


I действие.

Увертюра.
(Выезжают ведущие в костюмах пожарных. На головах - каски, возможно, одеты в комбинезоны)
Песня ведущих (а-ля марш)
I. Вот опять кто-то шутит с огнем,
Кто-то борется с газом угарным,
Потому-то ни ночью, ни днем
Нет покоя отважным пожарным.
II. Поспешим мы на помощь всегда,
Если злой огонек вдруг заметим,
Если где-то случилась беда,
Если где-то в опасности дети.
Вед. 1:
Смотри-ка, а вот и дети! Здравствуйте!
Вед. 2:
У вас тут случайно пожара не было? Хорошо.
Вед. 1:
Здорово! А то мы такое видели! Такое видели!!!
Вед. 3:
Отставить! Значит, немного отдохнем и дальше поедем…
Вед. 1:
Ну, чего ты такой сердитый?
Вед. 2:
Да он не с той ножки встал!
Вед. 3: (обижается, уходит.)
Вед. 1:
Слушай, а давай, пока тут сидим и отдыхаем - детям какую-нибудь историю расскажем?
Вед.1:
Точно. Давай про Витю?
Вед. 2:
Нет, про пожар!
Спорят.
Вед. 3:
Отставить разговорчики! Становись - будем повторять правила пожарной безопасности! Правило первое - Пожар легче предупредить, чем потушить.
Ведущие повторяют.
Вед. 3:
Правило второе…(Говорит правило и уходит)
Вед. 1: (к детям)
Я хочу вам рассказать…
Вед. 2:
Нет, я хочу вам рассказать.
Спорят.
Вед. 1:
Рассказывай.
Вед. 2:
Я хочу вам рассказать о том,
Что случилось с Витею,
Когда ушли Родители.
Вед. 1:
Что приключилось с Витею.
В доме номер 25-ть.
Вместе
Впрочем - лучше показать.
(ведущие уходят, выбегает Витя)
Витя:
Ур-ра!!! Наконец-то папа с мамой уехали! Свобода!
Песня Вити.
I. Всем известно, всем известно,
Всем известно, почему
Очень-очень интересно
Оставаться одному
II. На ковре покувыркаться,
Громко песню прокричать
И при этом не бояться,
Что попросят замолчать.
III. Можно смело корчить рожи,
На обоях рисовать,
И на головы прохожим
Сверху воду выливать.
(повтор 1-го куплета)
(Витя убегает)
Вед. 1:
Ну, не ребёнок,
А чертёнок!
Вед. 2:
Как так можно не пойму…
Позволять почти с пелёнок,
Оставаться одному.
Вед. 1:
Почему же одному?
Да не верьте вы ему!
Он неправду говорил
Лучше сами посмотрите:
Оставался дома с Витей…
Его верный гусь Данил.
Вед. 2:
Если нет родителей,
Он следит за Витею.
То он кашу варит,
То картошку жарит,
То он подметает,
То он вслух читает.
Вед. 1:
Что же гусь умел читать?!
Вед. 2:
Да, и можно так сказать:
Не было внимательней
В мире воспитателя.
Вот!
(Появляется гусь)
Гусь:
А чего тут удивляться? Обыкновенный ученый гусь. Конечно, все считают, что если гусь - то он либо забияка, как какой-нибудь петух, либо глуп, как пингвин. А я не тако-ой! Я, например, читать люблю. А вы любите? (зрителям) Молодцы!
(музыка, песня)
Песня Гуся.
I. Это стыдно и позорно -
Не уметь читать,
Но для этого, бесспорно
Надо буквы знать.
II. Я, в пример себя, конечно,
Ставить не берусь,
Но читаю я успешно,
Хоть и просто Гусь.
(после песни)
Чего это я распелся? А где же мой дорогой подопечный? Как всегда от меня спрятался. (Витя выглядывает, хихикает) И вот так каждое утро… Что же, надо искать. (В зал) Вы не видели, где он?
(игра «в прятки с Витей», после того, как находит):
Гусь:
Хватит, кончена игра! замотал меня с утра!
Витя:
А я буду прыгать
И ногами дрыгать
Вот так!
(показывает, Гусь очумело смотрит на него)
Витя:
Да не стой ты, как осел!
Повторяй за мной, и все!
(музыка, смешной танец)
Гусь: (после танца, запыхавшись)
Фу-у! ну хватит! Ну, постой!
Как мне справиться с тобой?
Есть терпению предел!
Витя:
Вот зануда! Надоел!
(Гусь, обиженный, уходит. Витя остается один)
Витя:
Иди, иди! Ушел, наконец. И то не по нему и это… Так… Чего бы такого придумать? А чего тут думать-то?
2 Песня Вити.
I. Начну куролесить,
Начну баловаться,
Залезу на кухню в буфет
И съем сразу 10,
А может и 20,
А может и 40 конфет!
II. Залезу в буфет я
Так ловко и смело,
Пока там гусятина спит
Найду я конфеты!
Ведь это не дело:
Ребенок голодный сидит!
(Убегает на кухню. Перестановка на кухню.)

Действие II.
(На кухне: газовая плита, чайник, видна розетка, форточка, которую можно открывать и закрывать, табуретка или стул)
Выходят 3 ведущих. Они-то и будут потом играть эти предметы.
Вед. 1:
Ты слышал? Он пошел конфеты искать…
Вед. 2:
А давай все конфеты найдем и сами съедим?!
Вед. 3:
Отставить конфеты! Вы разве забыли, что мы рассказываем историю про Витю с Гусем?
Слышите, скрипит плита?
Плита: Тра-та-та-та, тра-та-та
Я - старушка славная,
И на кухне - главная.
Я сто лет могу служить
И хозяев обслужить
Без меня, как без еды -
Ни туды и ни сюды.
Чайник:
Прекратите же скрипеть!
Сколько можно вас терпеть!
Подо мной стоите
И опять скрипите!
Посмотрите на утюг:
Хоть надутый, как индюк,
Но, молчит, по крайней мере!
Утюг:
Вы ругаетесь, как звери.
Я дымлюсь от возмущенья
От такого обращенья
Лучше я белье поглажу,
С вами все равно не слажу.
Чайник:
Прекратите же нытье!
И не трогайте белье!
Плита:
Хоть сто лет в белье крутись
Без плиты не обойтись!
Ни за что и никогда!
Розетка: (моргая глазками):
Это что за ерунда!
Без меня вы никуда.
Вам со мною надо ладить,
А иначе как же гладить?
Будете холодными,
Ни на что не годными.
Плита:
Вы, милая розетка,
Ужасная кокетка,
Стреляете тут глазками,
И кормите нас сказками.
Розетка:
Да кокетка. Ну и что же.
Я на много вас моложе!
Чайник:
Прекратите же галдеть!
Ну, сколько можно вас терпеть!
Вот как достану свой свисток -
Будет вам электрошок.
А посильнее свистну
Молоко прокиснет!
Кто из вас начальник?!
Чайник! Чайник! Чайник!
(Неожиданно выскакивает спичка)
Спичка:
Что за ахинея?
Я тебя главнее
Чайник:
Ты? Главнее? Ну, дела!
Спичка:
Не глядите, что мала.
Черная головка
Все сжигает ловко!
Плита:
Это что за дистрофичка????
Спичка:
Спичка! Спичка - невеличка!
Ну-ка, тихо все сидите!
Подожду я лучше Витю.
Станем с ним друзьями,
Убедитесь сами!
(Актеры, игравшие предметы, уходят. На сцене появляется Витя)
Витя:
Где-то, где-то, где-то
Были спрятаны конфеты
(начинает искать)
Гусь: (робко выглядывая)
Может, съешь немножко
Жареной картошки?
(Витя чем-то кидает в Гуся, он скрывается, выглядывает с другой стороны)
- Может быть тогда ты
Съешь чуть-чуть салата?
Витя:
Уходи, противный гусь!
Без тебя я разберусь!
(себе) Поучают, поучают,
Сам себе согрею чаю.
(Пугает Гуся, тот прячется)
Гусь: (выглядывает с другой стороны)
Витя, а я вот тут книжку нашел. Интересная! Так вот в ней сказано, что детям…
Витя: (перебивая)
Чего-о? Ха-ха-ха! Тоже мне, пожарник нашелся!
Гусь:
Кстати, правильно нужно говорить не «пожарник», а «пожарный» Да, а что ты там ищешь?
Витя:
Спички!
Гусь: (озабоченно)
Спички? А вот тут написано (водит крылом по книге), что детям ни в коем случае нельзя баловаться со спичками. Это к добру не приводит. Ты еще очень мал, чтобы пользоваться газом.

Витя:
А-а… Так, значит, ты опять думаешь, что я маленький, да? Ничего не умею, ничего не могу? Думаешь, без тебя не справлюсь? Мне, между прочим, уже шесть лет. Уходи из нашей квартиры, обойдусь без няньки!
Гусь:
Как уходи? Совсем?
Витя:
Да, совсем! А книжку можешь забрать себе на память!
Гусь:
Что ж… (вздыхает, чуть не плача) Видно плохой из меня воспитатель… (кладет книгу под крыло, понурый, уходит)
Витя: (проводив Гуся взглядом)
Ну и ладно! Так… Тут нет… Тут тоже нет… Где же эти спички? Наверное, гусятина куда-нибудь спрятал. Ну, ничего, пойду, поищу в комнатах (уходит)
(Выходит ведущий)
Ведущий 1: (вслед Вите)
Что же будет здесь без Гуся?
Ведущий 2:
Главное, не надо трусить!
Ведущий 3:
Спичка спрятана надёжно,
Продолжать рассказ нам можно
Плита:
Тра-та-та-та, тра-та-та-та,
На душе тяжеловато…
Как мы будем без Гуся?
Вите доверять нельзя.
На душе нехорошо…
Как бы спичку не нашёл!..
Страшно с ним остаться
Я могу взорваться.
Утюг:
Если честно, я боюсь…
Я от страха задымлюсь
Ну, а после, очень скоро
Загорятся стол и шторы
Будет жарко, а потом…
Чайник:
Будет суп тебе с котом!
Плита:
Ох, не жди добра от Вити.
Чайник:
Помолчите! Не скрипите!
Забубнили - не унять!
Надо что-то предпринять!
Плита:
Ну, подумаешь - скриплю,
Я ведь дело говорю,
Вдруг найдёт он эту спичку!
Эту спичку-дистрофичку!
Спичка:
А зачем меня искать?
С вами рядом я опять!
Плита:
Охо - хо! Вы где там, чайник?!
Если вы и впрямь начальник…
Значит, вы её просите -
Не показываться Вите.
Чайник:
Спичка! Спрячьтесь! Мы вас просим!
Спичка: (выскакивая)
И не думай, длинноносик!
Что, трусишки? Испугались?
А то, ишь ты, зазнавались!
Что притихли то? Молчите?
То-то же! (Голос Вити)
А вот и Витя!
(входит Витя)
Витя:
Всю квартиру обошел, Даже спички не нашел…
(садится, загрустил) Что-то скучно…
Спичка: (вылезая из укрытия)
Ку-ку! Приветик! Вот и я!
Витя:
А ты кто?
Спичка:
Спичка-невеличка, собственной персоной!
Песня Спички.
Если надо, помогу,
Все, что хочешь, подожгу
Веселее с огоньком
Поболтать о том, о сем
Припев: Ведь отныне ты, да я -
Закадычные друзья!
Ты да я, ты да я - поют вместе
Неразлучные друзья.
Спичка:
Ну, зажигай скорее газ
Будет праздник здесь у нас!
Витя выполняет.

Спичка:
Молодец, а теперь ставь Чайник на плиту.
Спичка:
Правильно! А рубашку можешь погладить? (Витя мнется) Ну этот же так просто. Включаешь утюг в розетку и гладишь!
Песня Вити и Спички.
I. Удивится мама очень
Скажет обязательно:
«Ах, какой у нас сыночек
Стал самостоятельный»
II. Скажет папа: «Что за парень!
Просто замечательный.
Он и варит, он и парит,
Он такой старательный!»
Вместе со спичкой уходят. Слышно как свистит чайник.
Появляется Ведущий
Вед.:
Закипел сердитый чайник!
Всех начальников начальник!
И залил водою газ,
Газ от этого погас!
(После этих слов принюхивается)
Что-то запахло как-то странно… (обходит всю кухню, подходит к плите) Кажется, отсюда. Смотрите - газ у нас включен, а огня -то нет! Значит, что нужно сделать? Правильно, отключить его, а иначе он может взорваться. (вызывает ребенка из зала, который отключает газ)
Залило огонь водой?
Газ скорее перекрой!
Будешь копошиться,
Можешь отравиться!
Вед.:
Газ мы отключили, а запах-то остался.
Если в доме запах газа,
Форточку откройте сразу!
Так, теперь нужно проветрить кухню, открыть все форточки и двери. Запомните ребята - ни в коем случае не включать свет и не зажигать огонь!
(кашляет и убегает)
Появляется Витя.
Витя:
Спичка! Ты где? Иди сюда - поиграем. (Видит дымящийся утюг - в страхе - Спичке) Кажется, горит утюг…
Спичка:
Ну, мне пора, мой юный друг.
Витя:
Как пора? А как же я?

Спичка:
Мне пора, мне пора….. - убегает
Витя: (в страхе бегает по кухне)
Ма-ма! Что я натворил!
Где же ты, мой друг Данил?
(плачет, кричит в форточку «Дани-ил, Дани-ил!»)
Нет нигде его, ушел…
Надо спрятаться под стол.
(Вбегает Спичка, развешивает чёрные и красныё тряпки)
Спичка (Утюгу):
Что, голубчик, допыхтелся?
Наконец-то загорелся!
С кем теперь ты будешь ладить?
И кого ты будешь гладить?
Спичка: (Чайнику, Плите)
Ну, и кто из нас главней?
То-то! Будете умней!
Всё сгорит наверняка…
Дело сделано! Пока!
(исчезает)
Витя кричит из-под стола: «Дани-ил, Дани-ил!»
Данил:
Ай-яй-яй! Ой-ей-ей!
Где же бедный мальчик мой?
(зрители отвечают)
Витя: (кричит из-под стола)
Друг мой верный, ты прости!
Из беды меня спаси!
Гусь: (вытаскивая из-под стола)
В руки ты себя бери,-
Не пугайся, не ори,
А ползи на четвереньках в направлении двери!
Витя: (всхлипывая):
Почему на четвереньках-то?
Данил:
Да потому что дым намного опаснее огня! А внизу меньше дыма! Я все это в той умной книжке прочитал.
Витя:
Ай, Данил, смотри - огонь!
Гусь:
Отползай в безопасное место! Всё ясно! Утюг прожёг ткань и загорелся. В первую очередь надо отключить его из розетки. Раз! И потушить пожар - это два!
Буду поливать водой,
Ведь огонь тут не большой!
(Поливает из лейки). - Что-то не получается…
Витя:
Может ацетоном?
Гусь:
Нет!
Витя:
А одеколоном?
Гусь:
Нет!
Витя:
Он ведь тоже как вода!
Гусь:
Ой, беда с тобой, беда!
Если брызнуть ацетоном,
А потом одеколоном -
Вспыхнет всё вокруг тогда!
(Выглядывают Ведущие в касках)
Вед I:
Как же это так Данил!
Номер 01 забыл!
Вед II:
Коли уж пришла беда,
Ты звони скорей туда!
Вед I:
А если нету телефона?..
Вед II:
Позови людей с балкона!
(Данил бежит к телефону).
Гусь:
Алло! Алло! У нас пожар!
Вед I
Точно назовите свой адрес: улицу, дом и номер квартиры!
Гусь:
Улица Строителей, дом 25, квартира 5!
Вед II:
Кто вызывает?
Гусь:
Гусь Данил!
Вед-ие: (вместе)
Едем!
(Исчезают) (Через несколько секунд вдалеке слышится сирена и на сцену выбегают Пожарные с огнетушителями).
Вед-ие: (вместе)
Не прошло и трёх минут,
Как отряд пожарных тут!
Вед I (Данилу и Вите):
Ну, и что вы тут сидите?!
Уноси на воздух Витю!
(Гусь уводит Витю). (Вед. начинают тушить пожар).
Вед-ие: (вместе)
Тушим пламя с жаром!..
Вот и нет пожара!
(Входит Гл. Пожарный, он выводит Витю).
Вед. 3:
Вот видите дети, что может случиться из-за одной только маленькой спички…
Вед I:
Вот, что случилось с Витею
На улице Строителей!
Вед II:
Вот, что случилось с Витею,
Когда ушли родители!
Витя:
Этот день я не забуду!
Я теперь пожарным буду!

Финальная песня.
I
Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол прожёг!
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его…(водой!)
II
Раскалился если вдруг
Электрический утюг,
Что должны вы делать детки?
Вынуть вилку из…(розетки!)
III
Кто с огнём не осторожен,
У того пожар возможен!
Дети помните о том,
Что нельзя шутить …(с огнём!)

«Спичка - невеличка и ее задания».

Цель: - закрепить знания правил пожарной безопасности, привить навыки осторожного обращения с огнем, воспитать чувство ответственности.

Закрепить знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар; учить детей звонить «01».

Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности

Ход развлечения: (забегает Нафаня)

Нафаня: Кузя ты где? Ой здравствуйте ребята вы не видели Кузю? Кто то письмо прислал, а отгадывать не умею, помогите мне Кузю найти?

Не играй, дружок, со спичкой,
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
Ребята, а для чего нужны спички? (Ответ детей.)

Я знаю сказку про «Спичку невеличку и про домовичка Кузю».

Жил-да-был один мальчик - Плохиш не с кем не дружил. Однажды взял спичечный коробок открыл и достал спичку, чиркнул об коробок. Спичка вспыхнула но, что самое интересное: спички скучно совсем не было. Потому что в его коробке было много подружек - спичек. Они не сидели на месте. И всё чего-то хотели сотворить. Да и сам коробок был ужасный баловник! До того разыгрывался, что забывал про всё на свете, про осторожность. И мальчик - Плохиш бросил её рядом с бумагой и карандашами. Вначале дым. Потом огонь. Язычки-лизуны обрадовались. И стол начал гореть. Смеётся огонёк и радуется, бежит всё дальше. И забрался огонёк в один жилой дом. Где жили мама, папа и очень маленькая девочка. Всё бы ничего: Да мамы с папой, родителей одним словом, не было дома. А девочка стала задыхаться. Дым добрался и до неё, затем забрался в каждый уголок квартиры.

Но вот появился добрый домовичек Кузя, лучший друг. Он знал, что делать нужно при такой беде. Он вывел из горящего дома девочку. Пожарники прибыли во время, они затушили развеселившийся пожар. Но ущерб он нанёс огромный. Огонь зашипел, задымил. И перестал смеяться! А мальчик - баловник немало натворил беды, да к тому же сбежал с места преступления. Как бы вы поступили на его месте? Кто виноват в случившемся? А как бы вы поступили на месте мальчика?

Да, с помощью спичек мы получаем огонь.
Правильно, огонь приносит пользу, значит он нам друг. А когда он является нашим другом?
Когда приходит на помощь человеку?
А как он помогает? (огонь нужен, чтобы сварить еду, чтобы было тепло, чтобы было светло).
Ребята, а как вы думаете, может такой незаменимый огонь стать врагом человеку? Может он быть опасным? (да)
А когда? (когда люди неосторожно обращаются с огнем или когда дети берут в руки спички).
Да это спичка – невеличка задала задания. Слушайте и будьте внимательны ребята.

Вот задание, а вы все вместе должны ответить: «Это я, это я, это все мои друзья!» Но будьте внимательны…

Он: Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

Она: Кто из вас, завидев дым, говори: «Пожар! Горим!»

Он: «Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

Она: Кто костров не разжигает и другим не позволяет?

Она: Кто от маленькой сестрички прячет, дети дома спички?

Он: А признайтесь-ка мне в том, кто из вас шалит с огнем?

Она: Очень хорошо, ребята! Молодцы! Приступаем к очередному состязанию.

2 задание «Не ошибись».

Я буду называть слова, а вы, услышав слова, которые относятся к

пожару, должны прыгнуть или хлопнуть в ладоши. Будьте

внимательны.

(корзина, пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть,

каска, играет, поёт, рукав, карандаши, огонь, ноты, рисует,

тушит, краски, спички, 01, бинт, сверлит, маска, буквы,

расческа, вода, стол, игра, лестница.)

Игра – эстафета « Чья команда скорее передаст ведерко с водой».

Стоят две команды – две шеренги.

Каждая команда передает по 3 ведерка друг другу по цепочки с одной стороны зала на другую. Последний «заливает» огонь водой.

Нафаня: Вот и потушили! Ребята, вы сегодня узнали о том, что если не соблюдать правила пожарной безопасности, случаются пожары. В беде нам помогает пожарные. Надеюсь, что вы тоже будете сильными, ловкими и не допустите шалостей с огнем

Задание отгадать загадки .

«Без рук, без ног, а бушует»? (Огонь)

Одно из средств пожаротушения. (Багор)

Ему не страшен дым угарный. Кто это, дети? (Пожарный)

Прибор, с помощью которого можно сообщить о пожаре. (Телефон)

Жидкость, используемая для тушения пожара. (Вода)

Одно из средств борьбы с огнем. (Огнетушитель)

Вещество, выходящее из огнетушителя при тушении пожара. (Порошок)

Стихийное бедствие. (Пожар)

Шапка пожарного. (Каска)

Сыпучее вещество, гасящее огонь. (Песок)

Орудие труда, которое можно использовать при тушении пожара. (Лопата)

Про что детям говорят: «... – это не игрушка». (Спички)

Профессия человека, который тушит огонь. (Пожарный)

Аппарат, который помогает вызвать пожарных. (Телефон)

Что может случиться, если неосторожно обращаться с огнем. (Пожар)

Дети читают стихи.
Знают все: человек без огня

Не живет ни единого дня!

При огне, как при солнце, светло!

При огне и зимой тепло!

Посмотрите, ребята, вокруг

Нам огонь - повседневный друг!

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становиться нашим врагом.

Человеку друг-огонь,

Только зря его не тронь!

Если будешь баловаться,

То беды не миновать –

От огня несдобровать

Не играй, дружок со спичкой!

Помни ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла!

Все вместе:

Утром, вечером и днем,

Осторожен будь с огнем!

Нафаня : Из одного дерева можно сделать тысячу спичек, а одной спичкой – уничтожить лес! Ребята я слышу голос Кузи спасибо вам, что помогли найти мне моего друга, до свидания ребята я побежал.

Цель: рассказать о причинах возникновения пожаров, научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре дома или в школе. Познакомить с работой пожарников. Пропагандировать уважение к труду пожарных.

Оборудование: набор куколдля спектакля, ширма, плакаты с изображением сюжетов с причинами возникновения пожара, коробок спичек, детские рисунки.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Петрушка. Здравствуйте, ребята. Я к вам так торопился, так торопился. Хорошо, что успел!

Старичок. Ну почему, ты, Петрушка всё делаешь наспех!? Всегда торопишься, не обращаешь внимание на окружающих тебя. Послушай, ведь все ребята знают, что нужно всё делать спокойно, не спеша, не забывать о безопасности.

Петрушка . О какой опасности ты мне говоришь? Какая опасность, если я уже тут с вами, ребята пришёл к вам на мероприятие. Кстати, почему такое странное название «Приключение Спички-невелички»? Неужели больше не о чем говорить, кроме как о спичках…. . Ой, ребята, я, кажется, оставил включенным утюг! (Убегает, возвращается, показывает прожженные брюки).

Старичок. Вот видишь, к чему приводит твоя спешка и незнание правил пожарной безопасности.

Учитель . Именно поэтому наше мероприятие называется «Приключение Спички-невелички». Сегодня мы ещё раз поговорим о возможных причинах возникновения пожара в доме и на природе. А возникла необходимость этой темы, потому что с наступление весны начинается пожароопасный период. В это время, когда в лесу сходит снег, а во время уборки территорий люди жгут костры возникает опасность возникновения пожаров.

Спичка-невеличка. Я помогу вам, ребята, разобраться в причинах пожара. Расскажу, кто и что бывает причиной огненной стихии.
Давным-давно человек научился пользоваться огнём. Огонь служил человеку верную службу. На огне готовили, огонь согревал и сушил бельё, огонь лечил, отпугивал зверей. Но перестал человек быть верным огню, забыл о том, что нельзя оставлять огонь без присмотра. Вот с тех пор и стали возникать пожары.

Учитель. Мы будем только рады, если ты расскажешь нам о своих приключениях.

Спичка-невеличка. Мы с братьями дружно жили в спичечном коробке, каждый из нас служил человеку. Кто-то помогал ему разжечь ему газ, кому-то приходилось растапливать печь и освещать путь. Но как-то раз потерял наш хозяин коробок со спичками. Долго мы лежали никому ненужные. Но вот нашёл нас один озорной мальчишка. И сразу же развёл он костёр на лесной опушке, поджёг лист бумаги, который подхватил ветерок и понёс на село. Хорошо, что другие ребята во время заметили огонь и потушили.

Учитель. А как ты оказалась у нас?

Спичка-невеличка. Устала я смотреть, как страдают люди и природа от такой безалаберности, и решила рассказать вам об этом.

Учитель.

Ростом спичка-невеличка,
Не смотрите, что мала.
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнём шутить нельзя!

Спички не тронь,
В спичках огонь!
Чтоб в ваш дом
Не пришла беда,
Будь с огнём
Осторожен всегда.

Не играй дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.

– Ребята, давайте вспомним правила противопожарной безопасности:

Ученики.

Запомните, дети,
Правила эти.
С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур,
Если сделан из бумаги,
Самодельный абажур.

Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом.

Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголёк целый дом может сжечь.

Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.

Костёр вы бросили в лесу –
И вот несчастье на носу.

Ты о пожаре
Услыхал –
Скорей об этом дай сигнал!
Пусть помнит
Каждый гражданин –
Пожарный номер: «01»

Петрушка. А вот отгадайте такие загадки:

Отец горяч и красен, бывает он опасен.
Накормишь – живет, напоишь – умрет.
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов – а кусает. Что это? (Огонь)

Старичок. Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Каких? (Пироги и хлеб печёт, освещает, обогревает)

Петрушка.

А без доброго огня обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами: гонит холод, гонит мрак
Он приветливое пламя поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен. И за то ему почет.
Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печет.

Спичка-невеличка. При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает всё на свете, и остановить его бывает трудно.

Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре.
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок
Вот, ломая прутья клетки,
Хищник делает бросок.

Петрушка. Причин возникновения пожаров много, но иногда бывает и так.

Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минуты
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит – три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.

Смастерил Сергей пугач,
Пострелял немного.
А теперь Серёжу врач
Лечит от ожогов.
От такого пугача
Путь обычный до врача.

Этот дядя не жалеет,
Что в лесу окурок тлеет…..
На такого дядю глядя,
Мы, ребята, скажем речь:
– Как же вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!

Да, огонь бывает разный –
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.

Спичка-невеличка. То, что люди порою не хотят задуматься о будущем это правда. Ведь гибнет лес, гибнут звери, птицы, насекомые. В населённых пунктах людям тяжело дышать. Обостряются хронические заболевания, многим приходится бывать на воздухе только в масках. Но самое обидное, что на борьбу с пожарами выделяются большие деньги, которые могли бы пойти на развитие спортивных школ, строительство детских садов, школ.

Петрушка. На борьбу с пожарами направляются очень смелые отважные люди – пожарные. Бросаясь в огонь и дым для спасения людей, имущества, они часто забывают о собственной жизни. Сейчас в распоряжении пожарных находится современная техника. Так как пожары возникают в разных местах, на разных объектах, совершенно не похожих друг на друга, то и пожарная техника очень разнообразна.

Старичок. Дополните недостающими словами стихотворные строки.

Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его … (водой) .

Если малые сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?

Сразу спички те … (отнять) .
Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
И быстро всё … (убрали) .

Петрушка. Вашему вниманию выставка работ на противопожарную тему. Эти рисунки и аппликации выполнили ребята 4 класса.

Учитель. Ребята! Чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо не только знать, но и соблюдать правила пожарноё безопасности.

Спичка-невеличка.

Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер – 01.
01 – запомните этот телефон.
В СЛУЧАЕ ПОЖАРА ПРИГОДИТСЯ ОН.

Огонь-друг и враг человека.

Учитель начальных классов 1 квалификационной категории МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1»

Актанышского муниципального района РТ.

Долгова Загина Назифовна

1ученик. Огонь с давних пор огонь стал другом человека. Он играл исключительно важную роль - согревал в холод помогал добывать и готовить пищу защищал от диких зверей освещал жилище, всё больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы.

2 ученик. Миллионы лет назад люди научились добывать и пользоваться огнём. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днём и ночью посменно дежуря около него. Они поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству загадочному брату солнца. В костёр запрещалось бросать мусор и отходы так как это могло оскорбить огня. Костёр нельзя было ворошить острым предметом чтобы не поранить духа огня.

3 ученик. Первобытный человек сначала научился сохранять огонь потом добывать его и управлять им. Много способов придумал человек чтобы добывать огонь. вначале это был трудный способ требующий больших усилий и сноровки – трение одного сухого дерева о другое. Затем огонь научились получать высекая искру ударом камень о камень. без огня люди не только бы не выжили но и не стали бы людьми в подлинном смысле слова. Без огня мы уже не представляем жизни он нужен повсюду в домах и в школах на заводах и фабриках в городах и сёлах, огонь- друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.

4 ученик. Однако часто огонь становился страшным врагом разрушал буквально всё на своём пути наносил огромный ущерб уничтожал людей. Это происходило тогда когда огонь вырывался из-под контроля и по вине человека превращался в пожар.

5 ученик. Пожар – это неконтролируемый процесс горения определённых материалов сопровождаемый выделением тепла и дыма. В состав дыма входит углекислый газ который понижает содержание кислорода в воздухе без которого человек не может дышать. при горении выделяются также другие вещества оказывающие отравляющее действие на организм человека. Поэтому многие люди во время пожара гибнут от отравления продуктами горения.

Чтобы не случались пожары необходимо знать причины их возникновения.

Учитель. Предлагаю поиграть в игру « доскажи словечко». Я вам читаю стихи а вы доскажите ответ.

1.Этот шар в руках недаром.

Раньше если был пожар.

Ввысь взмывал сигнальный шар.

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди

Там взовьётся в небо шар.

Там всегда грозить нам будет ---злой пожар.

2.Раз, два, три, четыре –

У кого пожар ---в квартире.

Дыма столб поднялся вдруг

Кто не выключил ---утюг

Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил бельё над ---газом

Столб огня чердак объял

Кто там спички ---зажигал

Побежал пожар во двор

Это кто там жёг ---костёр

Пламя прыгнуло в листву

Кто у дома жёг ---траву

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые ----предметы

Помнит каждый гражданин

Этот номер ---01

Дым увидел -не зевай

И пожарных ---вызывай

Конкурс сказочников. Вы должны придумать конец сказки «Спичка – невеличка и большой пожар».

Жила-была Спичка, Спичка-невеличка. Она лежала вместе со своими сестричками- близнецами в маленьком домике – спичечном коробке. У всех сестричек были коричневые одинаковые головки, в которых таилась волшебная сила. Если потереть головой о чёрный бочок домика, то вспыхнет огонёк. Они очень гордились этим: ведь огонь нужен людям.

Однажды мама пятилетнего Димы ушла из дома и оставила мальчика одного. А спички забыла спрятать…

Давайте поиграем и с капитанами команд. КОНКУРС КАПИТАНОВ.

Капитаны команд по очереди называют возможные причины возникновения пожара. Выигрывает тот капитан, назвавший причину последним.

МИНИАТЮРНЫЙ ТЕАТР на тему « У меня горит квартира».

Ребята, разыграйте сценку,представляя, что у вас горит квартира, не дай бог, конечно, и возгорание произошло в зале, от телевизора.

Каждой команде я задаю загадки, кто правильно ответит, получит 1 балл.

Красная корова всю солому поела. (огонь)

В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (спичечный коробок и спички)

Красный бык стоит, дрожит, чёрный – на небо бежит.(огонь и дым)

Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит.(искра)

От огня происхожу, от огня и умираю. (уголь)

Стоит дом,50 сестричек в нём. Посоветую я детям – не играйте с домом этим!(спички и спичечный коробок)

Красный дьявол с крыши на крышу летит. (пожар)

С огнём бороться мы должны-

Мы смелые работники

С водою мы напарники

Мы очень людям всем нужны,так кто же мы?(пожарники)

Что дороже денег? (здоровье)

И. долга, и коротка, а один одному не верит: всяк по себе мерит. (жизнь)

Ребята, а вы знаете кто у нас в зале сидит?

Да этот человек в форме – пожарник, сотрудник МЧС.Давайте дадим ему слово.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Учитель: Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.

Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но если пожар всё –таки произошёл, надо чётко знать, как себя вести.

1 ученик: Огонёк всегда такой-

И хороший и плохой:

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

2 ученик. Трое маленьких зайчат

С огоньком сидят, шалят.

Им, зайчатам,невдомёк,

Что опасен огонёк.

3 ученик. Возле газовой плиты

Расшалился - жди беды.

Лучше даже и не стой

Перед газовой плитой.

4 ученик. Каждый знает, что утюг –

Добрый,но серьёзный друг.

Тот,кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

5 ученик. Кто науку изучает.

Так приборы не включает:

Перегретая розетка

Загорается нередко.

6 ученик Чайник всё кипел, кипел,

И весь выкипеть успел.

И от злости поволок

Чёрный дым под потолок.

7 ученик –У окна, -сказала мать,-

Калорифер не включать!

Поздно, зайка говорит,-

Занавеска - то горит!

8ученик Взгляд лесничего суров:

Здесь не место для костров!

Погасить велел костёр,

И закончил разговор.

9 ученик.Побежал,как ручеёк,

В старой травке огонёк,

Разве скажет кто – нибудь,

Где он свой закончит путь?

Учитель: -Ребята, вспомните, что нам запрещается? – А что же разрешается?

Постарайтесь,чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом. Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте, и школу в которой вы учитесь!

УЧИТЕЛЬ: Причин возникновения пожаров множество. Часто ребята разжигают костры вблизи строений, поджигают баки с мусором, старую траву, тополиный пух, играют со спичками.

Кроме того, бывает, когда ребята, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны и дают дежурному диспетчеру ложные сведения о пожаре. Такие « озорники» не задумываются над тем, что в это время по – настоящему нужна помощь пожарных в другом месте.

А сейчас проведём весёлую эстафету « Юный пожарник». Пригласим две команды: «Искорки» и «Огоньки» . Девиз команды « Искорки»: При пожаре как один набираем 01.

Девиз команды « Огоньки»: Знает мальчик и девчушка – спички детям не игрушка.

РАЗМИНКА. Каждой команде задаются вопросы, за каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

1.По какому номеру телефона нужно сообщить о пожаре? (01)

2. Можно ли бить стёкла в комнате во время пожара? (нельзя, свежий воздух способствует ускорению горения)

3.Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включить свет? (нельзя, может произойти взрыв газа)

4.В какую сторону должны открываться двери? (в сторону улицы)

5. Почему нельзя бросать в огонь незнакомые предметы и аэрозольные упаковки? (они взрывоопасны)

6. Как потушить горящую на человеке одежду? (остановиться, упасть, катиться, сбивая пламя)

7. Можно ли потушить водой горящую электропроводку? (нельзя, вода – проводник электрического тока)

8. Где можно спрятаться от дыма? (нужно закрыть рот и нос мокрой тканью)

ЭСТАФЕТА.

1. Эстафета с вёдрами. Каждый ребёнок из каждой команды должен с двумя вёдрами добежать до домика, обходить его а потом вернуться к своей команде и передать вёдра следующему игроку.

2. Эстафета с песком. Играющим предлагается перекидать песок с помощью лопаты из песочницы в специальные посуды, а потом засыпать костёр.

3.Преодоление задымлённой зоны.Каждая команда должна пройти на корточках задымлённое помещение до выходной двери, дышать через тряпку, дверь закрыть после выхода последнего участника.

4. С каждой команды выходят по одному участнику.От линии на расстоянии пяти шагов ставится ведро.Участнику выдаётся 10 сосновых шишек, которые надо бросить в ведро. Победитель тот, кто набросит наибольшее количество шишек в ведре.

Классный час

«С огнём шутить нельзя»

Цель: привитие учащимся навыков осторожного обращения с огнём,

формирование умений по выходу из пожароопасной ситуации.

ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА: лозунги-листовки, творческие работы учащихся на противопожарную тему для выставки.

«Спички не тронь,

В спичках – огонь!»,

«Чтобы в наш дом не пришла беда,

Будьте с огнём осторожны всегда!».

Ход мероприятия

Дети сидят полукругом, в центре которого стоит маленький столик на нём свеча.

Классный руководитель:

Зимний вечер притих за окном. Он хмур и холоден. А мы зажжём свечку, и будем смотреть на огонь (классный руководитель зажигает свечу). Капли воска стекают медленно и важно. Тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке. Он живой – иначе, зачем ему так трепетать? В нём таится могучая сила…(пауза).

Огонь - давний друг человека с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.

Чтец 1 : Да без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надёжно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает будто флаг.

Всем огонь хороший нужен

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь

И хлеб печёт.

Но случается, что огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами.

Чтец 2 : Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Чтец 3 : Да, огонь бывает разный –

Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый,

Очень злой.

Классный руководитель : Да, действительно огонь бывает добрым и злым, но это зависит от нас с вами. Послушайте старинную русскую легенду «Два огня»

ДВА ОГНЯ

Зажглись на одном дворе два огня и стали между собой разговаривать.

Ох, брат, и погуляю я на той неделе, - говорит один огонь. – Весь дом пожгу, и двор пожгу, ничего не оставлю.

Чего это ты надумал своих хозяев обижать? – удивляется второй.

Того и надумал, что они сами меня обижают. Плохо мне у них живётся. Они как печь затапливают, так обязательно поругаются, вечерние огни зажигают – опять бранятся. А я такого не люблю. Я люблю, чтобы в доме были мир и покой. Да и хозяйка обо мне не заботится: заметает меня грязным веником, до утра не укроет.

Ну, гуляй, коли задумал. Только вот что: на вашем дворе наше колесо лежит. Так уж ты его не трогай! А то мои-то хозяева хорошие – и зажгут меня с молитвой, и погасят с добрым словом.

Вот прошла неделя, и случился в деревне пожар. Сгорел один дом, со всем добром. Только в том дворе нашли после пожара соседское деревянное колесо – лежало оно целым целёхонькое.

Классный руководитель : Ребята, кто виноват в случившемся? (ответы учащихся) Да, правильно. Конечно, в случившемся виноваты хозяева, которые неправильно обращались с огнём.

Сегодня на классном часе мы будем говорить о правилах пожарной безопасности и о причинах возникновения пожара .

Для начала произведем разминку. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны с ведущим, должны хором отвечать: «Это - я, это – я, это – все мои друзья», если не согласны, молчите.

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу от огня?

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

(Это - я, это – я, это – все мои друзья)

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел.

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят?

(Это - я, это – я, это – все мои друзья)

Классный руководитель : я вижу, вы знаете, что с огнем шутить опасно.

Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать его. Он играл исключительно важную роль – согревал в холод, помогал добывать и готовить пищу, защищал от диких зверей. Первобытный человек сначала научился сохранять огонь. Потом добывать его и управлять им. Без огня люди не только бы не выжили, но и не стали бы людьми в подлинном смысле слова. Однако часто огонь становился страшным врагом, разрушал буквально все на своем пути, наносил огромный ущерб, уничтожал людей. Это происходило тогда. Когда огонь вырывался из-под контроля и повиновения человека, превращался в пожар.

Пожар – это неконтролируемый процесс горения определенных материалов. Сопровождаемый выделением тепла и дыма. При горении выделяются углекислый газ и другие вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. Поэтому многие люди во время пожара гибнут от отравления продуктами горения. Чтобы не случились пожары. Необходимо знать причины их возникновения.

Игра «Доскажи словечко»

Классный руководитель держит в руках воздушные шары. Читая двустишия, он кидает по одному шару в сторону зрителей. Ученик, поймав воздушный шар, должен досказать ответ.

Этот шар в руках недаром.

Раньше. Если был пожар.

Ввысь взмывал сигнальный шар-

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар.

Там всегда грозить нам будет…

(злой пожар)

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар…(в квартире)?

Дыма столб поднялся вдруг.

Кто не выключил…(утюг)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над…(газом) ?

Столб огня чердак объял.

Кто там спички…(зажигал) ?

Побежал пожар во двор.

Это кто там жег…(костер )?

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег…(траву )?

Помни каждый гражданин

Этот номер…(01)

Дым увидел – не зевай

И пожарных…(вызывай )

Классный руководитель: причин возникновения пожаров множество. Часто ребята разжигают костры вблизи строений. Поджигают баки с мусором, старую траву, тополиный пух. Играют со спичками.

Кроме того, бывает, когда ребята. Решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны и дают дежурному диспетчеру ложные сведения о пожаре. Такие «озорники» не задумываются над тем, что в это время по-настоящему нужна помощь пожарных в другом месте.

Классный руководитель: творческое задание называется «Конкурс сказочников». Вы должны придумать конец сказки «Спичка-невеличка и большой пожар»

Жила-была спичка, Спичка-невеличка. Она лежала вместе со своими сестричками-близнецами в маленьком домике – спичечном коробке. У всех сестричек были коричневые одинаковые головки, в которых таилась волшебная сила. Если потереть головой о черный бочок домика, то вспыхнет огонек. Они очень гордились этим: ведь огонь очень нужен людям.

Однажды мама пятилетнего Димы ушла из дома и оставила мальчика одного. А спички забыла спрятать….(ответы ребят).

Молодцы.

Классный руководитель :

Я думаю, ребята, вы хорошо запомнили всё, о чём сейчас мы говорили. А мы это сейчас проверим. Сыграем в игру «Эстафета причин».

Ребята передают друг другу эстафетную палочку в форме огнетушителя, при этом называют причину возникновения пожара (неосторожное обращение с огнём; детская шалость с огнем; нарушение правил пожарной безопасности при пользовании электроприборами, газом, печами; грозовые разряды, поджоги).

Классный руководитель: Запомните дети,

Правила эти.

    Почему номер пожарной охраны «01»? (Простой номер: легко запомнить; короткий, а во время пожара дорога каждая секунда; его легко можно набрать в темноте).

    Что необходимо сделать, когда уходишь из квартиры, чтобы не допустить пожара? (Выключить свет; отключить электроприборы; спрятать спички от маленьких детей ).

    Назовите средства тушения пожара. (Вода; песок; земля; кошма; асбестовое одеяло; огнетушители.)

Пусть помнит каждый гражданин!

Пожарный номер – ноль-Один !

Ребята, соблюдение этих правил поможет сохранить жизнь и здоровье людей.