Референдумом называется. Что такое Референдум? Значение слова Референдум в политическом словаре


Понятие референдума. Слово «референдум» (от лат.«referendum») - « то, что должно быть сообщено»).В конституционном праве под референдумом понимают самостоятельную отличную от выборов форму непосредственного народовластия. Процедура проведения референдума и выборов в своих основных стадиях совпадают. Однако это различные конституицонно-правовые институты и их отождествление, допускаемое некоторыми учеными, необоснованно. Основное различие этих институтов заключается в том, что на референдуме принимается решение по определенному вопросу путем утвердительного или отрицательного ответа на него участников или посредством выборов им одного из вариантов решения, в то время как по результатам выборов вручается мандат избранному лицу.

Референдум- это такая форма непосредственной демократии, посредством которой решаются важные вопросы общественного значения прямым голосованием участников. Участниками референдума являются обычно все лица, обладающие активным избирательным правом. Если возраст избирателей обладающих активным избирательным правом, дифференцируется, то к референдуму применяются правила более широкого круга. Иначе говоря, участниками референдума являются все граждане которые достигли установленного в законе восемнадцатилетнего возраста, если не установлен более низкий предел, как на Кубе, в Бразилии и др.

Одной из разновидностей референдума является плебесцит (от лат. plebescitum – решение народа). Под плебесцитом чаще всего имеется в виду референдум, на котором, решаются судьбоносные вопросы (о государственной принадлежности территории, о форме правления, о дальнейшем существовании правящего режима и т.д.).

Нередко наряду с референдумом проводится всенародный опрос, на котором выявляется мнение населения по тем или иным вопросам общественной жизни. Однако по результатам опроса население ни каких решений не принимает. Результаты опроса могут быть лишь положены в основу решения органов государственной власти. Поэтому иногда всенародные опросы определяются как консультативный референдум (Швейцария). И это вполне правомерно, если при его проведении используется голосование с соблюдением установленных законом процедур. По этому критерию консультативный референдум отличается от опросов, проводимых прессой, общественными организациями научными учреждениями и т. п.

Референдум не применяется в странах, придерживающихся англосаксонских правовых традиция, в которых главенствует принцип верховенства парламента. В силу этого решения парламента имеют высшую юридическую сил. Установление же института референдума означает признание за его решениями высшей юридической силы, если компетенция не ограничивается актами консультативного характера.

Виды референдумов. Классификация референдумов проводится по различным основаниям.

1.В зависимости от территориального состава участников выделяются общенациональный, региональный и местный референдумы. В общенациональном референдуме принимают участие все правосубъекты граждане страны. На нем выносятся решении, имеющие общегосударственное значение. В голосовании на региональном либо местном референдуме принимают участие граждане субъектов Федерации и муниципальных образований соответственно. На этих референдумах принимаются решения по вопросам регионального (местного) значения.

2. По содержанию решаемых вопросов референдумы делятся на конституционные, законодательные и иные. На конституционном референдуме принимается или изменяется Конституция, а на законодательном - закон. Разновидностью законодательного референдума является отменительный референдум- принимается решение об отмене того или иного закона. Иные референдумы проводятся по вопросам, не связанным с конституционным или с законодательными решениями. Также возможен народный выбор (предоставление избирателя выбора предпочтительного варианта ответа н вопрос референдума).

3.По основаниям проведения (назначения) различают референдумы обязательный и факультативный. Обязательный референдум проводится в случаях, предусмотренных законам, согласно предписаниям которого тот или иной вопрос может быть решен только на референдуме. Факультативный референдум проводится по инициативе субъектов, обладающих соответствующими полномочиями.

4. По юридическим последствиям принимаемых решений референдумы бывают императивные и консультативные. Императивный референдум принимает юридически обязательные решения, а консультативный- рекомендательные.

Референдум РФ.

Референдум РФ проводится только по вопросам общегосударственного значения. Референдум не проводится по вопросам:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного КонституциейРоссийской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

10) отнесенные КонституциейРоссийской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Вопросы, вынесенные на референдум РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Всеобщий референдум в РФ назначается Президентом РФ по инициативе компетентных органов. Референдум РФ проводится по инициативе: 1) не менее чем 2 миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что за пределами одного субъекта РФ или за пределами территории РФ проживают не более 50 000; 2) Конституционного Собрания или федеральных органов власти.

Инициатива референдума не может быть подана в период между назначением референдума РФ и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов, а также в период избирательной кампании, проводимой по поводу выборов в федеральные органы власти (Государственную Думу Федерального Собрания РФ), либо если проведение референдума РФ приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы ФСРФ.

Не допускается проведение всероссийского референдума в случае введения военного иличрезвычайного положения на всей территории РФна весь период такого положения, а также в течение 3 месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

Принципы проведения всероссийского референдума: 1) всеобщность; 2) равенство права всех граждан РФ на участие в референдуме; 3) волеизъявление граждан должно быть прямым на референдуме; 4) голосование на референдуме тайное.

Право принимать участие в референдуме РФ принадлежит всем гражданам РФ. Никто не может быть лишен этого права. Не имеют права участвовать в референдуме РФ только граждане, признанные судом недееспособными, или те, в отношении которых вступил в силу приговор суда с наказанием в виде лишения свободы. Право участвовать в референдуме возникает с момента достижения гражданином 18 лет. Голосование на референдуме РФ осуществляется гражданами лично. Не допускается влияние на участников референдума со стороны кого бы то ни было, а также контроль за волеизъявлением гражданина.

Референдумный процесс.

Для проведения референдума по инициативе граждан формируется инициативная группа, она должна иметь региональные группы более чем в половине субъектов РФ (в каждой из такой групп должно быть не менее 100 человек). После ее регистрации они собирают подписи граждан (срок сбора - 45 дней). Если ЦИК выносит положительное решение по итогам проверки подписей, президент обращается в Конституционный суд о проверке формулы референдума. В случае положительного заключения назначается референдум (только на воскресенье, не допустимо его совмещение с днем голосования на федеральных выборах).

Для проведения агитации может создаваться инициативная агитационная группа (создают партии). Они могут создавать фонды проведения референдума.

Референдум считается состоявшимся, если явка составила более половины зарегистрированных избирателей, проголосовало более половины от участвующих в референдуме.

Законом Российской Федерации о местном самоуправлении закреплено понятие референдума, как открытого голосования граждан по вопросам соответствующего уровня. Наиболее подробно вопрос о проведении местного референдума рассматривает в Федеральном законе №131 «Об общих принципах местного самоуправления». Одним из наиболее ярких примеров проведения подобного мероприятия за последнее время является голосование о вхождении Крыма и города Севастополь в состав Российской Федерации. При столь важных принимаемых решениях, каждый должен знать, что такое референдум.

Суть

Референдум – это специфическое голосование. Участие в нём могут принимать граждане, которые постоянно проживают на территории, где он будет проводиться, либо находящиеся там достаточно долго. Результаты референдума не требуют подтверждения или специального утверждения кем-либо из представителей власти. Он имеет высшую юридическую силу и не подлежит обжалованию. Проведение референдума возможно только при соблюдении Конституции, законов Российской Федерации и её субъектов, уставов и конституций муниципальных образований.

За что голосуют?

На референдум выносятся наиболее важные вопросы, требующие участия всех граждан, при невозможности принятия решения без учёта их мнения. на нём рассматриваются все вопросы, что влияют на организацию жизни простого народа, его комфорт и защищённость. Список вопросов, решаемых с помощью местного референдума, достаточно широк. Исключение составляют такие мероприятия:

  • О досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, депутатов и иных должностных лиц.
  • Об избрании в органы местного самоуправления депутатов и иных должностных лиц.
  • О проведении выборов.
  • Об изменении утверждённого бюджета муниципального образования.
  • О принятиях мер в случаях ЧП.

Все вопросы, вынесенные на местный референдум, не могут ущемлять права и свободы граждан. Они должны соответствовать Конституции и общепризнанным мировым правам.

Кто организует?

Население может потребовать проведение референдума. Для этого ему необходимо обратиться к представительному органу. Учреждение может организовать проведение референдума как по просьбе населения, так и по собственной инициативе, чувствуя такую необходимость. При отсутствии в муниципальном образовании представительного органа по требованию населения (больше 5% от общего количества избирателей) назначить проведение референдума может глава администрации.

Инициатива проведения

В различных субъектах Российской Федерации условия для проведения местного референдума разные. Если инициатива принадлежит представительному органу, то не менее трети или половины депутатов должны высказаться за его организацию. Но в большинстве случаев проведение референдума провозглашается при квалифицированном большинстве. То есть при 2/3 голосов.

Если проведение референдума требуют местные жители, то должна быть оформлена официальная бумага в представительном органе. В приложении к прошению или заявлению необходимо прикрепить подписи граждан. Их количество не должно составлять менее пяти процентов от числа избирателей субъекта, на территории которого планируется провести местный референдум.

Граждане могут объединиться в инициативную группу либо создать общественное объединение. Если оно хочет провести референдум, это означает, что ему необходимо пройти сложную процедуру регистрации в органах юстиции. Только через полгода после этого объединение сможет обратиться к представительному органу с требованием проведения референдума.

Нюансы проведения

Участники местного референдума – это все граждане, находящиеся на территории его проведения постоянно или преимущественно. Участвовать в мероприятии, как и в выборах, можно только на добровольной основе. Форма голосования – закрытый и тайный. Для соблюдения честности проводимой процедуры возможно только наблюдение, в том числе и со стороны иностранных граждан.

Вопрос в бюллетене референдума должен предполагать закрытый ответ. Чаще всего это «да» или «нет». Вопросы с развёрнутыми ответами не могут быть вынесены на референдум. Это и обуславливает наличие всего двух пунктов, в одном из которых необходимо поставить крестик или галочку. Если по итогам референдума необходимо издание нового закона или корректировка уже существующего, то органы власти не имеют права в отказе. Итоги мероприятия – это опубликование принятого решения. Сроки опубликования, если они не указаны в документе, определяются законом и не превышают семи дней.

Разновидность референдума

Консультативный референдум – это разновидность местного мероприятия, по итогам которого принятие решения не является обязательным. Органы власти проводят что-то наподобие опроса. Узнав мнение граждан об интересующем вопросе, орган местного самоуправления может принять наиболее правильное решение. Зачастую в правовой литературе можно встретить название консультативный опрос вместо референдума.

Условия проведения

В период объявления чрезвычайного положения или в военное время, в течение трёх месяцев после его отмены проведение референдума невозможно. Это связано с необъективностью голосования, а также с невозможностью обеспечить свободное и безопасное волеизъявление для всех граждан одинаково. В течение двух лет после проведения референдума не может производиться подобный. То есть, нельзя организовывать мероприятие с одинаковыми по смыслу вопросами чаще, чем раз в два года.

Участие в референдуме

Граждане нашей страны, перешагнувшие совершеннолетний рубеж, одинаково обладают правом на участие в референдуме. Никакие различия в религии, национальности, образовании, языке не влияют на такую возможность. К участию в референдуме не допускаются заключённые либо лица, в отношении которых уже вступил приговор суда. Люди, признанные недееспособными, также не допускаются к голосованию.

Принцип организации, проведения референдума и участия в нём – это, как и при выборах, всеобщее, равное и прямое волеизъявление при тайном голосовании. Для каждого гражданина должен быть осуществлён свободный доступ на участки. Подразумевается, что заставлять или отговаривать от участия в мероприятии гражданина нельзя.

Проведение референдума

Российский референдум назначается исключительно на выходной день, при этом он должен быть непраздничным. Новость о будущем проведении референдума и выносимые на голосование вопросы публикуются в официальных источниках (газете или на интернет-сайте) не менее чем за 45 дней до его проведения.

Каждый гражданин, пришедший на участок, должен предъявить паспорт и зарегистрироваться. Ему выдаётся индивидуальный бюллетень, где необходимо отметить вариант ответа на поставленный вопрос. Так как голосование тайное, то для каждого участвующего в референдуме оборудуется закрытое место (кабинка), для принятия спокойного взвешенного решения и фиксации результата. Для подсчёта голосов, все бюллетени граждане должны опустить в специальные урны. Далее, комиссия проводит подсчёт голосов и утверждает итоги.

Комиссия для проведения референдума

Муниципальная избирательная комиссия проводит подготовку, проведение референдума, подсчитывает голоса и определяет результаты. Всё это проводится в максимально открытом для граждан виде. Сейчас всё чаще стали устанавливать камеры наблюдения, фиксирующие моменты проведения референдума, подсчёт голосов. Наблюдать за ходом мероприятия может каждый.

Комиссия формируется и работает согласно соответствующим законам. Её численность зависит от количества участков, на которые делится территория проведения референдума, и числа избирателей на них. Чаще всего они совпадают с участками выборов, так как для удобства проведения последних проводится тщательная подготовка.

Состоявшийся референдум

Референдум считается состоявшимся, если в нём участвовало не менее четверти всего населения, на территории которого он проводился. Вопрос, вынесенный на голосование, считается решённым, если в его пользу проголосовало более половины участников. Когда наблюдатели выявляют во время проведения референдума нарушения закона либо ними были замечены фальсификации при проведении подсчёта, которые могут изменить результат голосования, то такая процедура признаётся недействительной. Лица, заинтересованные в обжаловании результатов, могут обратиться в суд, если у них имеются доказательств, подтверждающих нарушение закона. Любой гражданин имеет на это право. Референдум и его итоги не могут быть обжалованы позднее, чем через месяц после его проведения.

Итоги местного референдума

После подсчёта голосов итоги референдума должны быть оглашены в течение семи дней. Как правило, они публикуются в СМИ как печатных, так и электронных. Если же референдум проводился на территории, где отсутствуют средства массовой информации либо информирование граждан этим путём затруднено, то члены комиссии должны довести его итоги до граждан другим доступным способом на протяжении десяти дней.

Итоги референдума становятся действительными с момента их опубликования, если в документе не указана иная дата вступления в силу результата голосования. Принятое решение может быть отменено или изменено только вердиктом последующего подобного мероприятия не ранее, чем через два года.

голосование граждан по поводу закона, проекта международного договора, закона или нормативного правового акта, вопроса государственного (регионального, местного) значения. Впервые этот институт непосредственной демократии был применен в Швейцарии. Используется на центральном, региональном и местном уровне в Италии и России, региональном и местном - в США, Канаде и др. На голосование, как правило, не выносятся вопросы чрезвычайного и безотлагательного характера, требующие специальной подготовки, и те, ответ на которые заранее известен. Конституционный Р. предполагает вынесение на одобрение избирателей проектов нового основного закона либо предложений по частичному изменению действующего. В законодательстве предусматривается обязательное вынесение на голосование любой поправки (Швейцария, Дания, Ирландия), факультативный порядок проведения Р., применение в зависимости от обстоятельств обеих разновидностей (ч. 2 ст. 44 Конституции Австрии). Законодательный Р. проводится в отношении проектов или действующих законов. Существуют два вида Р. - отклоняющий, предполагающий полную или частичную отмену текста закона (ст. 75 Конституции Италии, ч. 2 ст. 89 Конституции Швейцарии), и утверждающий Р., ратифицирующий законопроект (ст. 11 Конституции Франции). Р. по международно-правовым вопросам (часто называемый плебисцитом) получил широкое распространение в последнее двадцатилетие 20 в. Путем голосования решались вопросы о приеме либо пребывании в ЕЭС или Европейском союзе во Франции, Дании, Ирландии, Норвегии, Великобритании, Финляндии и Швеции. В начале 90-х гг. 20 в. на Р. был вынесен Маастрихтский договор во Франции, Дании, Ирландии. На административный Р. выносятся вопросы, касающиеся решений управленческого характера - изменения административно-территориального деления или границ субъектов федерации (ст. 29 Основного закона ФРГ, ст. 132 Конституции Италии), досрочного прекращения полномочий должностных л и ц (ч. 6 ст. 60 Конституции Австрии). В России Р. как институт непосредственной демократии регламентируется Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации » 1995. Всенародное голосование проводится на всей территории страны, но исключается в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории России, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный Р. не проводится в течение года после официального опубликования результатов Р. с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса. На Р. не выносятся вопросы изменения статуса субъектов федерации, досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента, Совета Федерации и Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента, Государственной Думы или досрочном формировании Совета Федераций либо об отсрочке таких выборов (формирования); принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; амнистии и помилования (ч. 2 ст. 3 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»). Инициатива проведения Р. принадлежит не менее чем 2 миллионам граждан России (при этом на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами России должны проживать не более 10% из них) и Конституционному Собранию согласно ч. 3 ст. 135 Конституции. Р. назначает Президент РФ на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа. Не допускается проведение выборов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления одновременно с проведением Р. Российской Федерации. Р. считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в нем. За решение в целом по России должны проголосовать более половины граждан, принявших участие в голосовании. Решение, принятое на Р., является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении; оно может быть отменено или изменено путем принятия решения на новом Р. РФ. Если для реализации решения требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на Р. РФ, определить срок для подготовки данного правового акта. См. также Консультативный референдум, Резолютивный референдум. Т.А. Васильева

Отличное определение

Неполное определение ↓

Словарь Ефремовой

Референдум

м.
Всенародный опрос при решении особо важных вопросов в жизни государства.

Современный экономический словарь. 1999

РЕФЕРЕНДУМ

Словарь экономических терминов

Референдум

Словарь Ожегова

РЕФЕРЕ НДУМ, а, м. Всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса. Провести р.

Энциклопедический словарь

Референдум

(от лат. referendum - то, что должно быть сообщено), форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования. Одна из форм непосредственной демократии.

Политическая наука: Словарь-справочник

Референдум

(от лат. "референдум" то, что должно быть сообщено)

особый вид всенародного голосования по важному вопросу государственной жизни, когда необходимо выявить мнение всего населения. Особым видом референдума является плебисцит - опрос населения территории о его принадлежности к государству.

Словарь Ушакова

Референдум

рефере ндум , референдума, муж. (лат. referendum, букв. то, что должно быть отнесено, возвращено) (полит. ). Всенародный опрос, голосование всех избирателей помимо выборных органов, производимое, по конституциям некоторых государств, для принятия какого-нибудь важного законодательного акта. «Президиум Верховного Совета СССР ... Производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик...» Конституция СССР .

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Референдум

способ принятия законов и иных решений по наиболее важным вопросам государственной жизни прямым волеизъявлением граждан посредством всенародного голосования. Это значительная форма прямой демократии - непосредственное осуществление народом государственной, а именно законодательной власти. В мировой политической практике Р. используются для принятия конституций и поправок к ним; для изменения формы правления. Решения, принятые по итогам Р., имеют обязательную юридическую силу на всей территории.

см. также ,

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Референдум

Институт государственного права. Прежде в швейцарском союзе, а также в некоторых отдельных швейцарских кантонах (Граубюндене, Валлисе) представители отдельных политических единиц (кантонов в Швейцарии, союзов в Граубюндене, десятков в Валлисе) на своих собраниях могли принимать решения только тогда, когда имели строго определенные полномочия; в остальных случаях они принимали их только ad referendum - для доклада тем, чьими представителями они являлись. Такой порядок исчез с обращением союзов государств в союзные государства и с выработкой современной представительной системы: в Швейцарии и Валлисе - в 1848 г., в Граубюндене окончательно в 1880 г. Его заменил новый Р., в современном смысле. Он состоит в обращении непосредственно к избирателям для решения законодательного или иного вопроса. Государство, в котором существует Р., занимает среднее место между демократией непосредственной и демократией представительной. Первый известный опрос народа (если не считать постоянных опросов в непосредственных республиках) был произведен в аристократической республике Берне, в 1449 г., когда правительство, без содействия народа, оказалось не в силах погасить заключенный им военный заем; затем они производились довольно часто в разных кантонах Швейцарии, но исчезли к XIX в. Вновь опрос народа под именем плебисцита (см.) был принесен в Швейцарию французами, введшими на этом основании конституцию 1802 г.; в данном случае, однако, опрос был только формальностью и актом насилия и лицемерия, ибо когда конституция была отвергнута большинством в 20000 человек, то все воздержавшиеся от подачи голосов были признаны вотировавшими за конституцию, и она была объявлена принятой. Затем опросы производились в швейцарском союзе и разных кантонах по разным конституционным вопросам, пока наконец Р., как особый институт, правомерно действующий при известных условиях, не был включен в конституции. Прежде всего это случилось, под влиянием польской революции, в Санкт-Галлене, где было признано право народного вето для законов, принятых большим советом (1831). В 1875 г. вето обращено в настоящий Р. В 1845 г. Р. принят в кантоне Ваадте, вслед за ним, в разное время, во всех остальных кантонах, кроме Фрейбурга, где он отвергнут референдумом же; он включен также в швейцарскую союзную конституцию 1848 г., откуда перешел в ныне действующую конституцию 1874 г. В последней признается: 1) Р. обязательный для всех изменений в конституции; после принятия в союзном собрании они обязательно поступают на утверждение народа, т. е. на всеобщее голосование. Изменение в конституции признается принятым, если за него выскажется большинство всех подавших голос граждан, и вместе с тем большинство кантонов. 2) Р. факультативный, в законодательных вопросах: каждый новый закон, принятый обеими палатами союзного собрания, и каждое постановление, принятое ими же, если оно не имеет характера неотложности, вступает в силу лишь по истечении 3-месячного срока; если до его истечения этого потребует либо 30000 полноправных граждан, либо 8 кантонов, то закон или постановление подвергаются всенародному голосованию и признаются вступившими в силу только в случае утверждения народом. В отдельных кантонах по большей части действует только факультативный Р., причем для его применения ставятся чрезвычайно разнообразные условия (требование определенного числа граждан от 500 до 6000, требование одной трети большого совета и т. д.). В некоторых кантонах (Берн, Цюрих) все законы обязательно подвергаются Р.; в некоторых существуют оба вида Р., причем Р. применяется иногда и к займам свыше определенной (весьма различной) нормы, новым налогам и т. д. (так называемый финансовый Р.). Бюджеты в целом нигде не подлежат Р. Народное голосование при пересмотре конституций применяется также в большинстве штатов Северной Америки, хотя термин Р. там не в ходу. К Р. близки плебисцит (см.) и народная законодательная инициатива (см.).

См. Эдемс и Коннингэм, "Швейцария и ее учреждения" (СПб., 1893); А. Дюпан, "Народное законодательство в Швейцарии" (СПб., 1896); О. Курти, "Результаты швейцарского Р." ("Жизнь", 1899, № 3); Брайс, "Американская республика" (т. II); Th. Curti, "Geschichte der schweizerischen Volksgesetzgebung" (Берн, 1882); Ad. Herzog, "Das Referendum in der Schweiz" (Гамбург, 1885); St ü ssi, "R. und Initiative in den Schweizerkantonen" (Цюрих, 1893).

Наиболее важные вопросы, которые касаются государственной или общественной жизни определенной страны, могут выноситься на референдум. Так называют один из способов прямого изъявления воли граждан, которое проводится в форме голосования. Правда, не всегда власть прислушивается к желанию, которое выразил народ: самым ярким примером в можно назвать референдум, который был проведен в 1991 году. На нем 76% населения проголосовали за то, чтобы Советский Союз был сохранен, но, несмотря на это, он распался. Но это предусмотрено и законодательством - его могут проводить просто для того, чтобы выяснить позицию граждан по тому или иному вопросу.

Конечно, многие люди даже не знают, референдум, ведь такой способ выяснения мнения народа используется крайне редко. Это обусловлено, в первую очередь, дороговизной его проведения. На такое голосование необходимо выносить вопросы, которые имеют значение для страны, а от выбора людей будет зависеть ее дальнейшая судьба и путь развития.

В зависимости от характера поставленных вопросов, референдум может быть конституционным (в этом случае рассматривается возможность внесения поправок в Конституцию или принятие ее другой версии) и законодательным (причиной голосования является законопроект). При этом формулировка проблемы должна быть четкой, вопрос и предоставленные варианты ответов не могут быть двоякими. Проявить инициативу, чтобы было проведено имеет суд или граждане РФ, которые знают, что такое референдум и имеют право принимать в нем участие. В последнем случае инициативу должно проявить не менее 2 млн. людей, что будет подтверждаться подписями каждого человека.

Процедура организации голосования расписана в законодательных актах. Так, порядок проведения референдума предусматривает, что в случае проявления инициативы для организации волеизъявления народа, документы подаются в ЦИК, анализируются там в течение 15 дней, а затем передаются Президенту, который и принимает решение о проведении голосования.

В бюллетенях, предназначенных для голосования, указывается вынесенный вопрос и 2 варианта ответа: «За» или «Против». Кроме того, на нем расписаны правила заполнения, поэтому даже у тех, кто и не знал, что такое референдум, не должно возникнуть проблем. Если в бюллетене несколько вопросов, то они отделяются горизонтальными линиями. Голосование признается состоявшимся, если в нем смогли принять участие более ½ граждан, а решение считается принятым, если за него проголосовало более 2/3.

Законодательством, в котором расписано, что такое референдум, предусмотрено, что этот способ волеизъявления может быть общенациональным или местным, то есть проводиться на территории всей страны или в отдельно взятом муниципальном округе. В последнем случае участие в нем могут принимать только жители региона, в котором он проводится. Так, на местное голосование могут выноситься вопросы, которые касаются принятия устава округа, структуры органов самоуправления, изменения границ территории, вопросы досрочного прекращения полномочий местного главы самоуправления или представительного органа. Хорошо, если жители знакомы с понятием реферат, например, писали в школе на эту тему, и им не надо разъяснять, какую он имеет важность и для чего необходимо принимать в нем участие.