Серафимо знаменский монастырь. Монастырь "серафимо-знаменский скит"


Дорога к селу Битягово, что к югу от Домодедово, очень живописна. Небольшая и пустынная, она идет сквозь дремучий лес и ехать по ней хочется бесконечно долго. В нескольких километрах от села она поворачивает к юго-западу, а на север уходит другая - поменьше. Невнимательный путник может не заметить этот поворот и табличку на развилке, спрятавшуюся среди ветвей, но если все же обратит на нее внимание и пройдет по дороге, то увидит один из самых необыкновенных подмосковных храмов с не менее необыкновенной историей.

Когда-то я тоже, как тот невнимательный путник, ходил через эти места, чтобы искупаться в реке Рожайке, и ни разу не видел ни той таблички, ни самого храма. Тем больше было мое удивление, когда я нашел в Интернете несколько фотографий уединенного и очень красивого лесного скита, а посмотрев на карту, внезапно обнаружил, что несколько раз уже бывал буквально в полукилометре от этого места. Не откладывая дело в долгий ящик, я собрался и поехал заполнять пробел в своих знаниях о Подмосковье.

Скит по определению должен представлять собой уединенное место в глуши, обитель отшельников и пустынножителей. Я хорошо знал скиты на Соловецких островах - надежно укрытые в лесах, они вполне отвечали этим характиристикам. Другое дело Подмосковье, да еще и ближнее - какой тут может быть скит? - думал я. Но все мои сомнения быстро рассеялись, как только я оказался на месте.

Все скитские постройки и церковь расположились на невысоком холме посреди векового бора - огромные сосны растут буквально в нескольких метрах от стен.

Людей вокруг мало, точнее сказать - почти совсем нет. Дорога здесь кончается, село осталось в стороне, а отдыхающих на реке, что бежит примерно в километре от скита, не видно и не слышно. Гуляя по территории, я увидел лишь только нескольких прихожан и монахиню (Серафимо-Знаменский скит является небольшим женским монастырем).

Храм поражает своей необыкновенной архитектурой. Высокий шатер, увенчанный двадцатью четырьмя кокошниками, устремлен подобно свече к небу.

Шатровый тип храмового строительства был распространен на Руси в XVI-XVII веках, но в данном случае первый камень в основание скита был заложен относительно недавно - в 1910 году. Устроители хотели создать прекрасный образ Небесного Иерусалима и у архитектора Алексея Викторовича Щусева это неплохо получилось - он построил храм в лучших традициях древнерусского зодчества.

Неподалеку от стен храма расположился небольшой ухоженый огород и красивый цветник.

Вокруг скита возвышается внушительная каменная стена, образующая квадрат. Каждая из сторон равна тридцати трем саженям - по числу лет земной жизни Христа. К слову, раньше в этом маленьком монастыре сестер по уставу тоже было тридцать три. В стену встроены маленькие домики-келии - всего двенадцать, по числу апостолов. Каждая келия носит имя своего апостола.

Как видите, все в ските находится на своем месте и имеет свой смысл. Даже двадцать четыре кокошника, венчающие храм, были сделаны не случайно, а по числу апокалиптических старцев, которые, в свою очередь, символизируют победу добра над злом и непрестанную молитву, возносящуюся Господу круглые сутки - двадцать четыре часа. Несомненно, основатели скита подобным символизмом хотели придать еще большую святость своему творению. Но, как вы скоро поймете из краткой истории, приведенной в этой небольшой статье, Серафимо-Знаменский скит и без того является одной из тех особых святынь русской земли, о которых, к сожалению, все еще мало кто знает.

Тамара Александровна Марджанишвили родилась в 1868 году в Кварели в грузинской княжеской семье, получила хорошее светское воспитание и образование. Потеряв к двадцати годам родителей, она нашла отраду и утешение в стенах Бодбийского женского монастыря - одного из крупнейших монастырей Грузии. Однажды оказавшись под его сводами, она сразу почувствовала, что место ее там. Уговоры родственников, озаботившихся правильностью выбранного ею пути, действия не возымели.

Придя в монастырь юной послушницей, спустя несколько лет Тамара приняла постриг под именем Ювеналия, а в 1902 году за молитвенные подвиги, чистоту и высоту духовной жизни была назначена игуменией Бодбийского монастыря, в котором на тот момент было 300 сестер и две женские школы. Молодой матушке было непросто принять такой высокий пост и она даже хотела от него отказаться. Укрепил ее в тот момент своим благословением Иоанн Кронштадский, к которому Ювеналия приехала в числе других послушниц. Старец более чем за два десятка лет предсказал ей игуменство в трех монастырях и пострижение в великую схиму.

В 1905 году Ювеналия против собственной воли по новому назначению Синода уезжает в Москву, чтобы стать настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Спустя три года, во время паломнической поездки в Саров - на родину преподобного Серафима Саровского - во время молитвы у иконы Божией Матери «Знамение» ей является Богородица и призывает основать скит для более уединенной жизни «не только себе, но и другим».

Поначалу приняв это за искушение, Ювеналия не решается действовать по своему усмотрению и отправляется за советом к нескольким известным старцам: отцу Анатолию из Оптиной пустыни, затворнику отцу Алексию из Зосимовой пустыни и наместнику Троице-Сергиевой лавры - отцу Товии. И от всех троих получает благословение на устройство скита.

Два года шло строительство. Место было выбрано в Подольском уезде, в 36 верстах от Москвы, в лесу близ станции Востряково. Внезапно появились и средства на постройку, и участие таких людей, как княгиня Елизавета Федоровна. Храм освятили в честь преподобного Серафима Саровского и иконы Божией матери “Знамение”. Отсюда и название скита - Серафимо-Знаменский. Святил новосозданную обитель лично сам митрополит Московский Владимир. Внизу под храмом была устроена церковь в стиле грузинского православия в честь Святой равноапостольной Нины - просветительницы Грузии, чьи мощи покоятся в Бодбийском монастыре.

В 1916 году по благословению митрополита Макария игумения Ювеналия принимает постриг в великую схиму - высшую степень монашества - с наречением имени Фамарь. Возглавляемый ею небольшой монастырь продолжает жить своей скромной и праведной жизнью вплоть до 1924 года, когда большевики решают его упразднить и разворовать, а затем сделать из скита сначала больницу, затем пионерлагерь и базу отдыха завода «Криптон».

С этого момента в миру начинает действовать монастырь, замаскированный под артель. Матушка Фамарь, 10 сестер и священник поселяются недалеко от Москвы в поселке Перхушково, где продолжают свой монашеский подвиг. В 1931 году их арестовывают, заключают в тюрьму, а матушку Фамарь отправляют в ссылку в Сибирь. Оттуда она пишет такие строки: «Я рада, что чаша испытания мне досталась сильнее моих деток. Все, что за годы случается, вся жизнь, - разве это не чудо?!».

Благодаря ходатайству ее брата Константина - известного советского режиссера театра, ссылка матушки закончилась в 1934 году. Из Сибири она вернулась тяжело больная туберкулезом и поселилась в небольшом домике неподалеку от станции Пионерская Белорусской железной дороги.

За несколько дней до ее смерти художник Павел Корин закончил портрет «Схиигуменья Фамарь», ставший впоследствии одной из величайших его работ. Ему удалось увидеть и передать сокровенную красоту духа подвижницы. Именно этот портрет, наряду с двадцатью восемью другими, вдохновил художника на создание грандиозного по замыслу и размерам полотна «Русь уходящая», которое он так и не успел дописать. Но сам Павел Корин никогда не верил в окончательный уход Святой Руси, в исчезновение православной духовности. Он страстно верил: «Русь была, есть и будет. Все ложное и искажающее ее подлинное лицо может быть пусть затянувшимся, пусть трагическим, но только эпизодом в истории этого великого народа». И словно в подтверждение его слов, Серафимо-Знаменский скит снова вот уже более пятнадцати лет используется по истинному своему назначению. Так же, как когда-то давно, здесь ежедневно проходят службы, живут, работают и молятся сестры. Все так же неподалеку бежит быстрая река и шумит на ветру сосновый бор...

100 лет назад в Подмосковье открылся Серафимо-Знаменский скит. Его основательница, состояла в духовной дружбе с великими святыми начала XX века – святым праведным Иоанном Кронштадтским, преподобномученицей Елисаветой Феодоровной, старцем Алексием Зосимовским… В том числе и благодаря этим духовным связям новый монастырь сразу получил высокую оценку современников.

В 1924 году обитель была разорена. А в 2001 первом году в Серафимо-Знаменском скиту возобновилась монашеская жизнь.

Серафимо-Знаменский скит

Хроника возрождения

Нынешнее скоротечное время не предполагает неспешного писания в заветной тетради: «Сегодня было то-то и то-то…» Все некогда, некогда. Что останется от этого времени? Ведь именно благодаря тому, что сто, двести, пятьсот лет назад кто-то сидел и терпеливо выводил на листах витиеватые буквы, фиксируя события, мы о них и знаем сегодня.

Но, слава Богу, встречаются и в наше время люди, которые обладают качествами почти утраченными: терпение, точность, аккуратность и бережливость к тому, что спустя годы будет историей.

Все у нее разложено по пакетам. Она передает их мне. Отдает и блокнот, исписанный аккуратным, никуда не спешащим почерком. И только наказывает не говорить про нее. Ну, хорошо, не буду. Просто стану читать вместе с вами.

15 января 1999 года, в день памяти была первая служба в храме Серафимо-Знаменского скита. Божественную литургию совершил благочинный Домодедовского округа протоиерей Александр Васильев в сослужении священников о. Александра Пахомова, о. Олега Строева, о. Виктора Мартынова и других.

27 января 1999 г. – вторая служба в скиту, в память , просветительницы Грузии (в обители есть нижний храм-усыпальница в честь этой святой).

14 мая 1999 г. – третья служба в скиту, в честь св. благоверной Тамары (земной ангел схиигумении Фамари, основательницы скита).

15 января 2000 года - служба в память преподобного Серафима Саровского. Совершал ее протоиерей Александр Васильев в сослужении одиннадцати священников.

26 января - приехали сестры из Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря: мать Иннокентия, мать Ирина, инокиня Ирина, сестра Юлия, поселились на зимней даче около скита.

Тайная лазейка

Оторвемся от хроники первого года возрождения скита. Вернемся ненадолго в тихую осень, когда еще территория его была наглухо закрыта, на ней располагалась база отдыха завода «Криптон», организация это была секретная, и отдых на базе тоже был засекречен.

Читаем в блокноте, исписанном бисерным почерком.

Пошла я вдоль речки со стороны рощи. Была теплая осень, в лесу тихо, только где-то на дереве стучит дятел. Вошла через лазейку в скит. Подошла к церкви. В дверь ее воткнула осенний букет из листьев и запоздалых цветов. Помолилась, чтобы скорее возобновилась жизнь в скиту. Положила земной поклон от матушки Фамари - была у нее на могилке недавно.

Подошла к келье, которая лучше всех сохранилась (где сауна), около нее растут два кипариса. Сорвала веточку - отнесу на могилку матушки, как привет-поклон из скита.

Слышу - где-то стучит, подошла к келье, которая рядом с террасой, а там маленькая птичка, влетела в разбитое стекло, а вылететь не может, вот и бьется о стекло. Жаль мне ее стало, а помочь ничем не могу. Был у меня кусочек хлеба, покрошила ей на пол, может, поест.

В скиту тихо, никого нет. Воскресение. Такая благодать, что и уходить не хочется. Однако пора. Перелезла через лазейку, чтобы сторож не видел и собаки не залаяли, и ушла.

Дорогой все думала, когда же можно будет спокойно, через ворота, войти в скит, без боязни ходить сюда, молиться и наслаждаться Божией благодатью…

Первая служба

От этой записи до первой службы оставалось не так много времени. И вот наступил этот день. Ехали в скит даже специальные автобусы, которые везли богомольцев.

Но едва не столько же наехало сюда крепкого вида парней с рациями в руках. Они стояли почти у каждой туи и контролировали всякий шаг по территории. «Тут ходи, тут – не ходи…»

Что охраняли эти бравые ребята? Вот эти разрушенные кельи, которые стояли когда-то, обрамляя лесную поляну, посреди которой стоял необыкновенно красивый храм с шатровой чешуйчатой крышей, как свеча, устремленной к небу?

От кого охраняли - от этих вот бабушек с умиленными лицами, стоящих на первой службе?

Но, как бы то ни было, первая молитва после долгих лет запустения в скиту была вознесена. Впереди были многие и многие труды - оформление документов, передача земли, реставрация помещений, электричество, газ… Почти каждый из нас в жизни сталкивался хоть с чем-то из перечисленного и знает, что это за морока, и каких все это стоит денег.

Когда речь идет о возвращении церковного имущества, мне кажется, что участвующие в нем люди должны просто благодарить Бога, что именно им выпало это сделать, ведь акт передачи - если посмотреть на него с духовной стороны, еще и акт покаяния. Быстренько, без всяких проволочек, отдать – и все. И радоваться вместе с теми, кому отдали. Ведь вспомним, как Господь даже жадному и злому человеку, запустившему в нищего булкой хлеба, засчитал этот поступок в качестве милосердного. Так что же?

А вот - скит отдадим, но проезд к нему и ворота закроем. Стройте свою дорогу по лесу. А что это такое - построить дорогу? В скиту несколько насельниц, им пока и жить негде. Приютила их к себе одна женщина, у которой в так называемых генеральских дачах часть дома. Вот все в одной комнате и помещаются, кровати там изголовье к изголовью.

Архиерейская служба

Возвращаемся к хронике возрождения обители. Читаем дневник.

2 апреля 2000 года. Архиерейская служба. Официальное открытие Серафимо-Знаменского скита. Службу совершал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Видновского Тихона, архимандрита Алексия, иеромонаха Иоанна, священника и духовника сестер скита, протоиерея Александра Васильева, священнослужителей Домодедовского благочиния. Монахине Иннокентии вручен крест и жезл. Отныне она настоятельница обители. На службе пел хор сестер из Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря.

Матушка

Настоятельница монастыря - от этих слов веет чем-то отстраненным, величественным, неприступным. Матушка Иннокентия - живая, быстрая, с лучистыми глазами княжны Марьи из «Войны и мира». Очень простая в общении, приветливая и гостеприимная. Ты только пришел, только начал говорить, смотришь через пару минут - тебе уже и говорить нечем, ты уже сидишь за столом и что-то ешь, а матушка рядом и подвигает поближе то одну мисочку, то другую.

Матушка Иннокентия

Рассказывал один человек историю. Поехали они с супругой в скит. Пока ехали, слово за слово - разругались. Из машины вышли, идут к келье, друг на друга не смотрят. Навстречу матушка. Глянула на одного, на другого и повела их в келью матушки Фамари. Там у них теперь небольшой музей - вещи, книги первой настоятельницы. Еще в келье необыкновенная, умиротворяющая тишина. «Вы тут пока побудьте…» – бросила на ходу матушка Иннокентия и побежала по своим делам.

Сели они подальше друг от друга, по-прежнему глядят в разные стороны, молчат. Пять минут сидят, десять… А в келье, между прочим, прохладно. Муж смотрит - печка, рядом дрова. Встал и принялся разжигать огонь. Занялось пламя. Уже теперь оба на него смотрят, оторваться не могут. То есть смотрят в одну сторону. Потеплело от огня. И не только в келье потеплело. Забыли уж, о чем ругались. Тут и матушка настоятельница вернулась, позвала чай пить.

Схиигумения Фамарь

Грузинская княжна и схиигумения Фамарь (Марджанова)

Основательница скита схиигумения Фамарь (Тамара Александровна Марджанова) - уроженка Грузии, княжна (1868-1936). Лишившись к 20 годам родителей, она поступила в Бодбийский монастырь святой равноапостольной Нины. В 1902 году матушка стала игуменией этого монастыря, где подвизались 300 сестер и окормлялись две женские школы.

Схиигуменья Фамарь (Марджанова)

Когда юной послушницей Тамара пришла в обитель, игумения Ювеналия подарила ей книгу «Сказаний» о жизни и подвигах еще не прославленного во святых старца Серафима Саровского. С тех пор матушка возымела к нему необыкновенную любовь. Тогда же во сне явился ей святой старец и произнес пророческие слова о ее игуменстве.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Матушка Фамарь покоится на Введенском Немецком кладбище в Москве рядом с могилой святого праведного отца Алексия Мечева.

Трудное начало

Вернемся к началу новейшей истории монастыря. Оно было очень трудным. Хотя и руководство района, и благочиние старались помогать восстановлению обители, все равно дела продвигались медленно.

К зиме 2001 года одиннадцатый трест отремонтировал в скиту одно из помещений, куда и вселились насельницы. Один из благодетелей пожертвовал котел, но строители не взялись установить трубу, посоветовав обратиться к специалистам. «Специалист» вскоре нашелся. Он сказал, что у него вот такая труба уже второй десяток лет исправно служит, «сделаю - век меня будете помнить». И сделал.

А 3 января ночью келья загорелась. Девчонки выскочили в чем были, успели отвязать лошадку, которая жила в пристроенном к стене дома закутке, и остались в полном нестяжании.

Отец благочинный после Рождественской службы в соборе обратился к прихожанам: «Вы все сейчас пойдете к праздничным столам, а в нашем скиту живут насельницы, которым негде голову приклонить, давайте пожертвуем каждый от своего имения, кто сколько может, в помощь монастырю, который постигло бедствие…»

После пожара, всколыхнувшего общественность, окружающие как-то более активно стали помогать восстанавливающейся обители. Шли, спрашивали: что вам сейчас раньше всего надо. Отвечали: носки нужны. Отовсюду несли носки…

Временно скитянки поселились в храме, продолжая молиться и трудиться.

Как корова помогла провести электричество…

С электричеством много было мороки. Наконец одна организация на благотворительных началах сделала проект. По нему выходило, что тянуть кабель надо через лес, что он дважды должен пересечь дорогу… То есть цена этого проведения выходила баснословная для монастыря.

И тут в скит некто дарит корову. Ее, стало быть, надо куда-то разместить. Приглядели место. Срубили деревце, которое стояло на пути. Надо было еще выкорчевать корни. Еще один помощник вызвался экскаватором эти корни убрать. Подцепил, дернул - и раздался страшный хлопок. Оказалось, под корнями дерева высоковольтный кабель. Вот он, рядом, кабель, не надо тянуть издалека. В конце концов разрешили им тут поставить подстанцию.

А лошадка - газ

Это тоже веселый случай, завершивший длинную череду хлопот. Все знают, кто строился, что это такое - провести газ. И бумаг целый воз, и денег надо много.

В скиту почти сразу, после того как насельницы там появились, одновременно завелась и разная живность. Подарили лошадку Ладу - она оказалась жеребая, вскоре у нее родилась дочка, которую назвали Палестинка. Корова, собачка, кот. Потом еще подарили - маленькую лошадку. На лошадках катают паломников, особенно рады этому детишки. Летом в скиту часто бывают дети. Практикуется здесь так называемая иппотерапия - оказывается, общение с лошадьми, катание на них, специальные упражнения верхом на лошади оказывают большое положительное воздействие при лечении различных болезней, например, болезней позвоночника, или аутизма у детей.

Так, что там было с газом? Надо сказать, что вид мирно гуляющих по траве лошадей никого не оставляет равнодушным. Эти красивые и сильные животные как-то смягчают сердца, поворачивают намерения в нужное русло… Вот и с газом. Нашлись подрядчики. Но ведь опять же - нужны деньги. А где их взять? И вот идут будущие благодетели по территории скита. Тут в их поле зрения попадают лошадки. Матушка (а она очень любит лошадей) подходит к одной из них, гладит и спрашивает, между прочим: «Ладуся, ну, что, как ты думаешь, проведет нам … газ или нет?» И Ладуся начинает старательно кивать головой, умиляя потенциальных благодетелей. И что, по-вашему, им остается делать?

Немножко Грузии

Река Рожайя, когда-то широкая и полноводная, теперь тихим ручейком струится по округе. Но в районе скита характер ее вдруг резко меняется - она становится говорливой и быстрой, вспенивая неглубокие свои воды по камням, которые появляются на ее пути.

В жизни скита так же отчетливо звучит грузинская тема, как в речке Рожайке здесь слышится характер стремительной горной реки.

Матушка Фамарь была родом из . Кроме престолов в честь иконы «Знамение» и преподобного Серафим, есть в скитском храме еще нижний придел - в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

И теперешняя настоятельница поддерживает связь с грузинским монастырем, откуда в лучшие времена приезжали в скит монахини.

Возвращение святынь

В 1912 году к открытию скита была написана Серафимо-Понетаевская икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Этот чудесный образ, украшенный жемчугом и камнями, был главной святыней скита со дня его образования. После закрытия обители икона исчезла.

И вот спустя много лет происходит следующее. Настоятельница поехала к врачу с одной насельниц. А рядом с больницей – музей Павла Корина. «Катя, зайдем в музей…» В музее - портрет матушки Фамари кисти художника, который он писал для своей композиции «Русь уходящая».

Подошла я к портрету, – рассказывает мать Иннокентия, – смотрит на меня матушка Фамарь своими темными глазами. Я обращаюсь к ней мысленно: «Матушка, дорогая, ну, хоть какое-нибудь утешение…» Тяжко в то время было… И вдруг на следующий день происходит встреча. В магазине. Я не знаю, почему я обратилась к этому человеку. Спрашиваю его: «А не видели ли вы у кого-нибудь такой иконы, Матерь Божия с поднятыми вот так руками?» А он смотрит так пристально и – вопросом на вопрос: «И вот здесь младенец?» И рисует рукой круг в районе живота. «Да», – отвечаю. Он опять смотрит внимательно и после некоторой паузы говорит: «Есть, и недалеко».

Через некоторое время идут в гости к дяде Славе. Вошли и сразу почувствовали - как будто повеяло чем-то, нездешним, высоким, неотмирным. Смотрят - вот она, икона Пресвятой Богородицы. Стоит, великая Пленница, закрыта от людей…

Оказалось, мать дяди Славы, Александра Беляева, работала в скитской больнице, она и сохранила эту икону у себя, когда разрушали скит. Теперь ее уже нет в живых, а икона живет в доме, к ней уже все привыкли, расставаться будто бы и не готовы…

И начались переговоры с хозяевами. В конце концов, решено было сделать большой снимок иконы в натуральную величину и подарить его хозяевам взамен оригинала. Не сразу они решились расстаться с ней, не сразу.

Но вот наступило 100-летие со дня прославления преподобного Серафима Саровского. В скиту престольный праздник, идет крестный ход. А навстречу ему - еще один крестный ход. Несут икону в храм.

И как только внесли, у всех было ощущение - Хозяйка пришла.

Икона Божией Матери "Знамение"

Еще одна святыня скита - икона Пресвятой Богородицы «Покрывающая». На ней Божия Матерь прикрывает головным платком и словно защищает Младенца, а Он держит в руке кисть винограда - эмблему Святого Причащения. Этот образ матушка Фамарь считала хранительницей скита. Владыка Арсений в свое время составил службу с акафистом Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Покрывающая». После закрытия скита икона находилась в Новоспасском монастыре.

Икона « » (в красном облачении), на которой написано, что это точная копия чудотворного образа, прославившегося 14 (27) мая 1885 года в Серафимо-Понетаевской обители Нижегородской области, была также передана в скит в самом начале его возрождения.

В трудах и молитвах

На сегодняшний день в скиту восстановлены одиннадцать из двенадцати домиков-келий в том виде, в каком они были раньше. Живут в скиту семнадцать насельниц.

В 30 километрах к юго-востоку от Москвы находится Серафимо-Знаменский скит, основанный в начале XX века. В истории Русской Православной Церкви он был знаменит высотой монашеской жизни его устроителей, впоследствии новомучеников и исповедников Российских.

Основательница скита схиигумения Фамарь, в миру Тамара Александровна Марджанишвили, происходила из богатой грузинской княжеской семьи и получила хорошее светское воспитание и образование. Лишившись родителей, она в 1889 году поступила в Бодбийский монастырь св. равноапостольной Нины. За молитвенные подвиги, высоту и чистоту духовной жизни, острый и проницательный ум в 1902 году она была назначена игуменией этого крупнейшего монастыря Грузии, где подвизались около 300 сестер. Значительное влияние на матушку в те годы оказал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он же более чем за два десятка лет предсказал ей пострижение в великую схиму и игуменство в трех монастырях. Игумению Фамарь лично знали такие высокие духовные лица, как митрополит Владимир (Богоявленский), Макарий (Невский), старцы Анатолий Оптинский, Алексий Зосимовский и другие.

В руках преподобного Серафима

Главным покровителем и помощником матушки был преподобный Серафим Саровский. Она говорила: «Вся жизнь моя в руках преподобного Серафима». Его жизнеописание было первой книгой духовного содержания, прочитанной юной послушницей, и с тех пор она всем сердцем полюбила его. В 1903 году, во время торжественного открытия мощей преподобного Серафима, одна из монахинь Бодбийского монастыря была в Сарове и привезла оттуда маленький образок Чудотворца, освященный на раке. Это была совсем простая деревянная иконка с поясным изображением прп. Серафима, похожая на тысячи других, но матушка говорила: «Я бы ее из тысячи икон узнала!» Многие чудеса были явлены от нее. Матушка Фамарь никогда не расставалась с этой иконой. Как-то раз на карету, в которой она ехала с двумя сестрами в Тифлис, напала вооруженная толпа горцев. Как только поднялась стрельба, матушка Фамарь достала икону преподобного и с дерзновением стала взывать: «Преподобие отче Серафиме, спаси нас!» Карета была изрешечена пулями, но ни матушка, державшая икону в руках, ни сестры не были ранены.

Глас Царицы Небесной

В 1908 году матушка Фамарь отправилась в Серафимо-Понетаевский монастырь с твердым намерением поселиться в его Введенском скиту, находившемся в 12 верстах от Сарова. Во время молитвы перед монастырской чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» она услышала глас Царицы Небесной: «Нет, ты здесь не останешься, а устраивай сама скит не только себе, но и другим». Вначале матушка подумала, что это искушение. Только после благословения великих старцев – Алексия Зосимовского, Анатолия Оптинского, Гавриила Седмиезерского, единодушно убедивших ее исполнить поручение Самой Богородицы, матушка Фамарь приступила к строительству скита.

Старец Алексий напутствовал ее: «Царица Небесная Сама и место изберет, и средства даст, и духовно устроит. Ты будешь только служкой, орудием…» Действительно, вскоре с явной помощью Божией было выбрано место в Подольском уезде, в 36 верстах от Москвы, в лесу близ станции Востряково. Появились и средства для строительства.

По образу Небесного Иерусалима

Первый камень в основание скита был заложен в августе 1910 года. Активное участие в обсуждении планов по внутреннему и внешнему устройству обители принимали великая княгиня Елизавета Феодоровна и будущий духовник обители владыка Арсений (Жадановский). Строительство продолжалось два года, новосозданную обитель лично освятил митрополит Московский Владимир (Богоявленский).

Отец Иоанн Кронштадтский за два десятка лет предсказал матушке Фамари пострижение d схиму и игуменство в трех монастырях

Простота и изящество отличали архитектуру монастырского комплекса, выполненного в древнерусском стиле. Замыслом устроителей было воссоздание в миниатюре образа Иерусалима Небесного. Скит был обнесен квадратной оградой, каждая сторона которой имела длину в 33 сажени по числу лет земной жизни Спасителя.

В ограду были встроены 12 маленьких келейных домиков, по числу апостолов. В центре скита возвышался великолепный шатровый храм в традициях XVII века. В верхнем храме – престолы во имя прп. Серафима Саровского и иконы Божией Матери «Знамение» Серафимо-Понетаевской. Нижний храм – подземная усыпальница с престолом во имя св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

Ищите прежде Царства Божия

По своему внутреннему устройству скит был не менее примечательным. Сестры подвизались в молитве и монашеских подвигах, а всем необходимым для жизни их обеспечивал специально устроенный «нижний хутор». И внешняя символика, и устав скита были рассчитаны удерживать внимание на «едином на потребу», по сказанному: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33).

За год до революции состоялся постриг матушки Фамари в великую схиму. Духовным окормлением сестер занимался епископ Серпуховской Арсений, бывший наместник Чудова Кремлевского монастыря, человек высокой духовности, мудрости и чистоты. Когда начались гонения на веру и Церковь, владыка Арсений и его духовный друг архимандрит Серафим (Звездинский) безвыездно жили в скиту в полузатворе. Для них была построена киновия с домовой церковью, в которой затворники ежедневно в течение полутора лет совершали Божественную Литургию, занимались науками и церковным творчеством. Владыка Арсений составил службу с Акафистом Пресвятой Богородице в честь местночтимой иконы «Покрывающая» – келейной иконы схиигумении Фамари.

Вся жизнь – чудо

Просуществовав 12 лет, в 1924 году скит был закрыт. С этого времени начинает существовать монастырь в миру, замаскированный под артель. Матушка, 10 сестер и священник – 12 человек по числу апостолов Христовых – поселились недалеко от Москвы, в Перхушкове, где продолжили свой монашеский подвиг. В 1931 году подвижниц вместе с матушкой арестовали, последовали тюремное заключение и ссылка в Сибирь.

Вынести тюрьму и годы ссылки матушке помогали вера и упование на милосердие Божие: «Я рада, что чаша испытания мне досталась сильнее моих деток. Все, что за годы случается, вся жизнь, – разве это не чудо?!» – писала она из Сибири. Оттуда матушка Фамарь вернулась в 1934 году тяжело больной. За несколько дней до ее кончины художник П. Корин закончил портрет «Схиигумения Фамарь», хорошо известный нашим современникам. Покоится матушка на Введенском Немецком кладбище в Москве.

Отпевал матушку владыка Арсений, будущий новомученик:
в 1937 году он был расстрелян на Бутовском полигоне

После закрытия в обители разместилась больница, затем пионерлагерь и база отдыха военного завода. Постепенно здания приходили в ветхость, а территория в запустение. В 1999 году Русской Православной Церкви храм Серафимо-Знаменского скита был передан как приходская церковь, а через год здесь был открыт монастырь, появились первые насельницы. Сейчас в обители богослужения совершаются практически каждый день. По воскресеньям служится водосвятный молебен с поочередным чтением Акафиста иконам Божией Матери «Покрывающая» и «Знамение», прп. Серафиму Саровскому и св. равноапостольной Нине.

Престольные праздники обители:

В блокнот паломнику:

АДРЕС: 142072, Московская область, Домодедовский район, село Битягово. Проезд из Москвы: от Павелецкого вокзала до станции Домодедово, далее автобусом №23 до остановки «Село Битягово» или автобусами № 31, 32, 58 до деревни «Заборье», далее пешком 2,5 км в сторону базы отдыха «Нефтяник».

Светлана Мирнова

Смотреть, Слушать

С кем можно пойти:

Компания, вторая половинка, друг (подруга), вся семья, коллега

Краткое описание:

Уникальный по символике женский монастырь с длиной ограды равной числу лет земной жизни Иисуса Христа и таким же количеством сестер, домиками-кельями в честь 12 апостолов и 24 кокошниками по количеству апокалипсических старцев на редкой красоты Шатровом Храме

Описание:

Строительство скита продолжалось два года. Скит освятил в 1912 г. митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский).
Серафимо-Знаменский скит занимает особое место среди монастырей и других религиозных центров Подмосковья. Его история связана с двумя очень яркими историческими личностями - схиигуменьей Фамарь (грузинская княжна Тамара Александровна Марджанова или Марджанишвили, 1869-1936), великой княгиней Елизаветой Федоровной (1864-1918 гг., канонизирована Русской православной церковью в 1992 г.) и митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленский, умер в 1918 г., канонизирован Русской православной церковью, священномученик). Кроме того, в архитектурно-художественном плане это единственный ансамбль неорусского стиля, замечательный своей художественной цельностью и продуманностью.
Игуменья Ювеналия, а затем матушка Фамарь, была очень дружна с великой княгиней Елизаветой Федоровной, основательницей и настоятельницей Марфо-Мариинской обители в Москве. Обе они рано осознали краткость земной жизни и непредсказуемость большинства событий в ней. Стремились к служению Богу, людям, обе намеревались создать и создали женские общины. В 1909 г. начала действовать учрежденная Елизаветой Федоровной в 1907 г. Марфо-Мариинская обитель, в 1910 г. она стала настоятельницей этой обители.
В 1918-1919 гг. в Серафимо-Знаменском скиту по благословлению святого патриарха Тихона игуменья Фамарь укрывала епископа Серпуховского Арсения (Жадановского) и архимандрита Серафима (Звездинского) - впоследствии епископа Дмитровского; позже они были названы новомучениками российскими.
Скитские монахини благополучно жили всего пять лет - до конца 1917 г., а затем еще семь лет терпели притеснения от новой власти ради сохранения скита, и все-таки в 1924 г. его закрыли. Затем в строениях скита разместили больницу, потом с 1965 г. - пионерский лагерь и базу отдыха завода. В советский период сломали три из 12 келейных корпусов, их осталось девять. Все строения скита постепенно приходили в упадок.
Когда в 1920-е гг. Серафимо-Знаменский скит был закрыт, матушка Фамарь жила в комнатах ее казненной большевиками подруги - великой княгини Елизаветы Федоровны, в Марфо-Мариинской женской общине. В те тяжелые 1920-е гг. матушка Фамарь организовала кооперативы, в которых монахини изготовляли мягкие игрушки и стегали одеяла; при этом в этих кооперативах тайно велись богослужения. В 1931 г. матушку Фамарь арестовали, заключили в Бутырскую тюрьму, а затем сослали в Иркутскую область, где она заболела горловой чахоткой. Вскоре после возвращения из ссылки в 1936 г. матушка Фамарь умерла в Подмосковье в возрасте 67 лет. Она была похоронена в Москве на Введенском кладбище, где ее могила сохранилась до наших дней (участок № 14).
В 1999 г. здания Серафимо-Знаменского скита вернули Русской православной церкви. А в 2000 г. этот религиозный центр был возрожден как скит, т.е. малый женский монастырь.
Приехав в наши дни в Серафимо-Знаменский скит можно увидеть храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя преподобного Серафима Саровского, в подклети - усыпальница с престолом святой равноапостольной Нины. (Основательница монастыря особо чтила эту святую.) В скиту бьет безымянный почитаемый источник.
Серафимо-Знаменский скит представляет несомненный интерес с архитектурно-художественных и планировочных позиций. Уникальный проект комплекса скита создал архитектор Л.В. Стеженский. Комплекс скита имеет квадратный план, в центре его поставлен ярусный шатровый храм, играющий роль высотной доминанты. Домики келий симметрично размещены по периметру глухой кирпичной стены, из 12 зданий сохранилось девять. Здания в комплексе скита в основном кирпичные, неоштукатуренные, их декоративные элементы выделены побелкой. В составе Серафимо-Знаменского скита, кроме церкви Знамения и Серафима, сохранились кельи двух типов и вне скита - дом священника и дом причта. Одноэтажный деревянный дом священника создан под влиянием архитектуры стиля модерн.
Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя преподобного Серафима Саровского является самым оригинальным зданием в комплексе скита, в нем декоративные мотивы московской и псковско-новгородской архитектуры переработаны в стиле модерн. Храм из красного кирпича имеет крестчатый объем, он увенчан стройным световым шатром с четырьмя рядами кокошников. Здесь престолы в верхнем храме в честь иконы Божией Матери Серафимо-Понетаевской и преподобного Серафима Саровского; в цокольной части храма находится нижний храм-усыпальница с престолом в честь святой равноапостольной Нины (этот храм своим видом напоминает катакомбный храм первых веков христианства).
Равновеликие одноэтажные кельи обращены внутрь скитской территории, они различаются числом жилых помещений и могут быть оценены как два типа келий. В одном случае в их убранстве преобладают мотивы стилизованного русского кокошника, а в другом - формы модерна
В советский период были утрачены Святые ворота, часть ограды, здания келий, некоторые здания были перестроены.
В планировке скита и в визуальном облике его строений много значимой символики. Так, ограда скита задумана как квадрат в 33 сажени - в память о 33 годах земной жизни Иисуса Христа Скитский храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» имеет 24 кокошника по числу 24 апокалипсических старцев. В ограде вокруг храма были расположены 12 небольших домиков-келий - по числу 12 апостолов, - каждый из этих келейных корпусов был посвящен одному из этих апостолов. В скиту должны были жить только 33 сестры - по числу лет земной жизни Иисуса Христа.

Московская область , Домодедовский район, с. Битягово, (Расположен на берегу р. Рожайки, у с.Битягово, в 6 км к югу от г. Домодедово, Проезд с Павелецкого вокзала до ст. «Домодедово», далее ав.23 до с. Битягово)

Бесплатно:

Режим работы:

круглосуточно

достопримечательность , монастырь , храм , православие , Серафимо-Знаменский скит , святыня

Добавлено:

Юлия Козлова

(10.01.2013 23:00)

Вышли, прошлись вокруг храма. Монастырь совсем небольшой, за храмом здание, напоминающее старые загородные дачи – с такими милыми деревянными верандами. Невероятное спокойствие чувствуется в этом уголке, отгороженном от всего мира. С одной стороны от монастыря – лес, с другой за забором видны брошенные постройки какого-то загородного санатория советских времён. Как удалось сохранить монастырь и сохранить в нём ощущение вневременности рядом с огромным суматошным городом – непонятно. Чудесное место. Когда пришли обратно на дворик, то увидели, как в открытые ворота въезжает машина. А за воротами – гуси и прочая домашняя живность. Похоже, монастырь живёт натуральным хозяйством, с миром общается при помощи потрёпанных «Жигулей», двери свои держит всегда открытыми, но суету этого мира к себе не пускает.

Отзыв о « Монастырь "Серафимо-Знаменский скит" Серафимо-Знаменский женский скит Московской епархии

Серафимо-Знаменский скит был основан в году игуменьей Ювеналией (Марджановой) .

Архитектура

Серафимо-Знаменский скит представляет несомненный интерес с архитектурно-художественных и планировочных позиций. Уникальный проект комплекса скита создал архитектор Леонид Васильевич Стеженский. Он имеет квадратный план, в центре его поставлен ярусный шатровый храм, играющий роль высотной доминанты.

Храм в честь Знамения Божией Матери и преподобного Серафима Саровского, с усыпальницей и престолом во имя равноапостольной Нины, имеет декоративные мотивы московской и псковско-новгородской архитектуры, переработанные в стиле модерн. Храм из красного кирпича имеет крестчатый объем, он увенчан стройным световым шатром с четырьмя рядами кокошников общим числом 24 - по числу 24 апокалипсических старцев.

Ограда скита представляет собой квадрат со стороной в 33 сажени - в память 33 лет земной жизни Христа. В ограде располагались 12 небольших домиков-келий - по числу 12 апостолов (сохранилось девять). Каждый из этих келейных корпусов был посвящён одному из этих апостолов. Они симметрично располагались по периметру глухой кирпичной стены. Здания в комплексе скита в основном кирпичные, неоштукатуренные, их декоративные элементы выделены побелкой.

Храмы

  • Храм иконы Божией Матери "Знамение" и преподобного Серафима Саровского с нижним храмом-усыпальницей в честь святой равноапостольной Нины

Святыни

  • икона с мощами священномученика Гермогена, епископа Тобольского
  • мощи преподобноисповедницы Фамари (Марджановой)

Настоятельницы

Литература

  • В.Г. Глушкова "Монастыри Подмосковья", Москва, Вече, 2015, стр. 140-146