Сила звука громкость исполнения оттенки. Динамические оттенки


Два полярных состояния громкости даже заложены в названии фортепиано. Форте – громко. Пиано – тихо. Термин обусловлен технологией этого инструмента: струны поражает молоток, и сила исполнения благодаря ему может варьироваться. И уровни ее изменения это и есть динамические оттенки. Их виды и особенности отражены далее.

Первые разновидности

Их появление связано с разными эпохами развития искусства. С появлением первого фортепиано возникли и соответствующие определения (форте и пиано). Позже число динамических оттенков стало увеличиваться.

Каждый вид носит итальянское наименование и имеет буквенное сокращение, и перевод на русский. Например, фортиссимо кратко обозначается как ff. А в переводе трактуется – очень громко.

В период ренессанса существовало 6 оттенков. 3 уже представлены выше (форте - f, пиано - p, фортиссимо). Другие три таковы:

  1. Меццо форте. Кратко – mf. Русская трактовка – не очень громко.
  2. Пианиссимо. Сокращение – pp. В переводе означает очень тихое исполнение.
  3. Меццо пиано. Аббревиатура – mp. На русском – не очень тихо.

Дальнейшее развитие

Во времена романтизма (1790-1910 гг.) композиторам было мало существующих динамических оттенков в музыке. Поэтому начались большие расширения: от ppppp до fffff.

Ученые пытались оттенки измерять в физических величинах. Результаты получились лишь ориентировочные. Так, Н. А. Гарбузов при исследовании зонного происхождения динамического слуха пришел к такому заключению: ширина участка всех динамических оттенков достигает примерно 10 дБ.

На сегодняшний день максимальный параметр музыкального диапазона составляет 40 дБ. Обозначения оттенков демонстрируют некоторые интервалы громкости, но не постепенные развития и упадки динамики.

Современные соотношения

Введенные обозначения mp, mf и p позволяют разнообразить исполнение произведения. Когда музыкант видит в нотных записях наличие символа mp, то играет определенный отрывок произведения немного громче. Если есть знак mf, то игра идет потише. При наличии «p» - еще тише.

Сегодня компьютерные технологии позволяют записывать звук с применением этих обозначений. Каждая программа позволяет их настраивать. И каждое название динамического оттенка в современном мире принято соотносить с децибелами (дБ). Причем анализ проходит в двух измерениях:

  1. Фонах – логарифмических параметрах громкости. Это физическое исследование.
  2. Сонах – ее субъективных единицах. Это психологическое восприятие звука.

Сон (1 сон = 40 дб)

Крайние уровни

Дополняя свои произведения символами f и p, композиторы обозначали увеличение пределов мощности звука.

Это довольно редкие случаи. Их примеры таковы:

  1. «Шестая симфония» Петра Ильича Чайковского. В ней творец задействовал музыкальные динамические оттенки pppppp и ffff.
  2. «Четвертая симфония» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Здесь применяется fffff.
  3. «Шестая соната» Галины Ивановны Уствольской. В произведении задействовано 6 форте (ffffff) и прием «экспрессивисимо», говорящий о предельной экспрессии в композиции.

Плавные изменения

Они обозначаются тремя терминами:

  • вилки;
  • «крещендо» (cresc. - усиление) ;
  • «диминуэндо» (dim. - снижение).

У третьего понятия есть синоним – «дикрещендо» (decresc.). Вилки обозначаются парой линий, которые связаны с одной стороны и расходятся с другой. При их расхождении справа налево громкость ослабевает.

Последующий компонент нотной записи обозначает умеренное сильное начало, после чего следует усиление и ослабление. Вилки пишут под или над станом. Во втором случае обычно поступают при записи вокальной партии.

Как правило, они свидетельствуют о кратковременных динамических оттенках. Обозначения cresc. и dim. говорят об их большей длительности. Эти знаки могут дополнять следующими надписями:

  • poco (немного) ;
  • poco a poco (мало-помалу) ;
  • subito или sub. (неожиданно).

Понятие сфорцандо

Это неожиданный и резкий акцент. Его краткие принятые обозначения: sf или sfz . Также есть смежное определение - ринфорцандо (rinf или rfz). Он срабатывает, когда внезапно усиливаются несколько звуков либо короткая фраза. В некоторых случаях в нотнике может сначала прописываться fp, а затем sfp. Первое означает громкую игру и сразу тихую. Второе свидетельствует о наличии сфорцандо и идущем пиано после него.

Изучение оттенков

Основная теория музыки преподается в начальных классах любой детской музыкальной школы. Ученикам преподают, как правильно исполнять произведения, чтобы ощущать цельную линию всей композиции.

Для детей динамические оттенки в музыке преподносятся сначала в виде двух базисов: форте и пиано. Ученики их задействуют в специальных упражнениях и несложных произведениях. По степени накопления знаний увеличивается и усложняется и практическая часть. Отрабатывается материал с разными динамическими оттенками.

  • стабильная;
  • с частичным и полным изменением.

Стабильное звучание:

С изменениями:

С полной сменой:

В процессе обучения исследуют, как взаимодействуют громкость и темп. Анализируются произведения различных музыкальных жанров. Ученики должны самостоятельно выделить те или иные музыкальные динамические оттенки в них.

Как правило, у каждого жанра своя специфика. Например, у марша четкая высокая громкость. У романса она меньшая, при этом темп медленный или средний. Здесь часто эти показатели постепенно нарастают.

Частая вариация динамических оттенков и темпа встречается во многих классических произведениях, а также развернутых и продолжительных композициях в рок-музыке. Примеры:

  1. Первая часть «Пятой симфонии» (Л. Бетховен).
  2. «Полет Валькирий» (Рихард Вагнер).
  3. «Игра с огнем» (гр. «Ария»).
  4. Sign of the cross (Iron Maiden).

В подобных произведениях может идти постепенное развитие громкости и темпа. Затем они достигают определенных пределов. Композиция может затихнуть и снова развиваться, но в другом ключе. Для исполнения таких творений требуется высочайшее мастерство музыкантов.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ

Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от греческого слова dynamicos -- силовой, то есть сила звука). В нотах вы, конечно, видели такие значки: pp, p, mp, mf, f, ff, dim, cresc. Все это -- сокращения названий динамических оттенков. Посмотрите, как они пишутся полностью, произносятся и переводятся: pp -- pianissimo «пианиссимо» -- очень тихо; р -- piano «пиано» -- тихо; mp -- mezzo piano «меццо пиано» -- умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано; mf -- mezzo forte «меццо форте» -- умеренно громко, громче, чем меццо пиано; f -- forte («форте» -- громко; ff -- fortissimo «фортиссимо» -- очень громко. Иногда, гораздо реже, в нотах можно встретить такие обозначения: ppp (пиано-пианиссимо), рррр. Или fff, (форте-фортиссимо), ffff. Они означают очень-очень тихо, еле слышно, очень-очень громко. Знак sf -- sforzando (сфорцандо) указывает на выделение какой-то ноты или аккорда. Очень часто встречаются в нотах и такие слова: dim, diminuendo (диминуендо) или значок указывающие на постепенное ослабление звука. Cresc. (крещендо), или значок -- указывают, напротив, что нужно постепенно усиливать звук. Перед обозначением cresc. иногда ставится poco а poco (поко а поко) -- мало-помалу, понемногу, постепенно. Конечно, эти слова встречаются и в других сочетаниях. Ведь постепенно можно не только усиливать звук, но и ослаблять его, ускорять или замедлять движение. Вместо diminuendo иногда пишут morendo (морендо) -- замирая. Такое определение означает не только затихая, но и замедляя темп. Приблизительно тот же смысл имеет слово smorzando (сморцандо) -- приглушая, замирая, ослабляя звучность и замедляя темп. Вы, наверное, не раз слышали пьесу «Ноябрь» из цикла «Времена года» Чайковского. Она имеет подзаголовок «На тройке». Начинается не очень громко (mf) простая мелодия, похожая на русскую народную песню. Она растет, ширится, и вот уже звучит мощно, громко (f). Следующий музыкальный эпизод, более живой и грациозный, имитирует звучание дорожных бубенцов. А потом на фоне неумолчного звона бубенцов вновь возникает мелодия песни -- то тихая (р), то приближающаяся и вновь исчезающая вдали, постепенно истаивающая.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Смотреть что такое "ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ" в других словарях:

    Содержание 1 Темпы 1.1 Характеристики темпа 1.1.1 Медленные темпы … Википедия

    - (франц. nuance) оттенок, едва заметный переход в интонациях речи, в значении слов, в красках и т.д. Термин «Н.» широко применяется в музыке, где относится преимущественно к исполнению музыкальных фраз и отдельных звуков (созвучий).… …

    Может иметь высоту основного тона от до субконтроктавы до до ре пятой октавы (от 16 до 4000 4500 гц). Громкость его не может превышать порога болевого ощущения (См. Порог болевого ощущения). По длительности и по тембру З. м. очень… … Большая советская энциклопедия

    - (от имени изобретателя и лат. vox голос) первый сов. электромузыкальный инструмент. Изобретён Л. С. Терменом в 1920. В первом варианте одноголосный; применяемые электронные схемы были радиоламповые, позже транзисторные. В Т. электрич.… … Музыкальная энциклопедия

    Мы живем в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Стук захлопнувшейся двери, звон водопроводной струи, непрерывный гул машин за окном, шум трамвая, голоса разговаривающих людей, гул пылесоса, жужжание… … Музыкальный словарь

    Звук музыкальный звук, обладающий: определённой высотой (высота основного тона обычно от до субконтроктавы до до ре пятой октавы (от 16 до 4000 4500 Гц); тембром, который определяется присутствием в звуке обертонов и зависит от источника звука.… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Динамика. Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) … Википедия

    Звук, обладающий определённой высотой (высота основного тона обычно от до субконтроктавы до до ре пятой октавы (от 16 до 4000 4500 Гц); тембром, который определяется присутствием в звуке обертонов и зависит от источника звука. По тембру звуки… … Википедия

    Сергей Лемешев Полное имя Сергей Яковлевич Лемешев Дата рождения 10 июля 1902 Место рождения Тверская губерния, Российская империя Дата смерти … Википедия

Книги

  • Хрестоматия балалаечника. Младшие классы детской музыкальной школы , Щербак В.. Хрестоматия балалаечника. Младшие классы ДМШ - Щербак В. Хрестоматия предназначена для начального обучения детей 6-8 лет, включая донотный период. Она предусматривает возможность играть…
  • Битлз для двоих. Для дуэта гитар , . Этот сборник - для поклонников музыки великой ливерпульской четверки. В нем вы найдете переложения популярных песен "Битлз" для двух гитар. Для того чтобы сыграть эти песни, от вас требуется…

Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки является сила звучания инструмента - динамика.
Динамика в свою очередь зависит от силы звукоизвлечения пальцами правой руки.
Гитара по силе звучания не может соперничать, например, с фортепиано или оркестром, но в своих звуковых пределах она может достаточно ясно передавать любую динамику музыкального произведения.

При этом следует учитывать качество изготовления инструмента и его индивидуальную особенность громкости звучания.
На слабозвучной гитаре (серийного производства), чтобы избежать форсированного, дребезжащего звучания на форте, силу звукоизвлечения следует несколько умерить.
Само собой разумеется, что наиболее сильное звучание гитары достигается более плотным захватом струны и резким оттягиванием её кончиком пальца, слабое звучание образуется от легкого и более мягкого движения кончика пальца правой руки.

























































Сокр. обозн. Полное обозн. Произношение Значение
p piano пиано тихо
mp Mezzo piano меццо-пиано не очень тихо
pp pianissimo пианиссимо очень тихо
f forte форте громко
mf Mezzo forte меццо-форте не очень громко
ff fortissimo фортиссимо очень громко
cresc. < crescendo крещендо усиливая
dim. > diminuendo диминуендо ослабляя
morendo морендо замирая
sf sforzando сфорцандо внезапное ударение на каком-либо звуке или аккорде.

Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p .
Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp .
У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».

В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука.
Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff , а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии -- fffff .

Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер.
Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p , и несколько тише, чем mf .
У некоторых компьютерных программ записи звука существуют стандартные значения скорости нажатия клавиши, соответствующие тому или иному обозначению громкости, но, как правило, эти значения можно настраивать.

Постепенные изменения громкости
Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины крещендо (итал. crescendo), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэндо (итал. diminuendo), или декрещендо (decrescendo) -- постепенное ослабление.
В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.).

Для этих же целей используются особые знаки-"вилочки".
Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся () -- ослабление.

Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:

«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке.
Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. -- изменения на более долгом интервале времени.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (русск. поко -- немного), poco a poco (русск. поко а поко -- мало-помалу), subito или sub . (русск. субито -- внезапно) и т. п.

Дополнительные музыкальные термины, связанные с динамикой

Резкие изменения громкости
Сфорцандо (итал. sforzando) или сфорцато (sforzato) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz .
Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорцандо (итал. rinforzando) и обозначается rinf ., rf или rfz .

Обозначение fp (forte piano) означает «громко, затем сразу тихо»; sfp (sforzando piano) указывает на сфорцандо с последующим пиано.

Упражнение на отработку динамических оттенков при игре на гитаре
Ниже представлено небольшое и несложное упражнение на развитие сразу нескольких основных моментов при работе правой руки в момент игры на гитаре:


При отработке данного упражнения очень полезно следить за правой рукой в зеркало. Это помогает отследить ошибки и "проблемные места" сразу.
Левая рука может удерживать гитару возле грифа.

Упражнение можно разнообразить за счет:
- включения пятой и четвертой струн для большого пальца
- Отработки упражнения как на апояндо, так и на тирандо

На последок, Вашему вниманию предлагается одно из "концертных" произведений, которое можно играть перед публикой.

Andantino (Андантино) - прелюдия Матео Каркасси


Вашему вниманию предлагается одна из прелюдий Матео Каркасси, которую изучают во всех музыкальных школах в обязательном порядке.
Данная прелюдия, как и все остальные впрочем, является очень хорошим средством для отработки техники игры на гитаре.
Внимательно разберите ноты, аппликатуру и начинайте играть с небольшого темпа. Следите за ритмом.

В данном произведении используется прием двойного апояндо.

Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки является сила звучания инструмента - динамика.
Динамика в свою очередь зависит от силы звукоизвлечения пальцами правой руки.
Гитара по силе звучания не может соперничать, например, с фортепиано или оркестром, но в своих звуковых пределах она может достаточно ясно передавать любую динамику музыкального произведения.

При этом следует учитывать качество изготовления инструмента и его индивидуальную особенность громкости звучания.
На слабозвучной гитаре (серийного производства), чтобы избежать форсированного, дребезжащего звучания на форте, силу звукоизвлечения следует несколько умерить.
Само собой разумеется, что наиболее сильное звучание гитары достигается более плотным захватом струны и резким оттягиванием её кончиком пальца, слабое звучание образуется от легкого и более мягкого движения кончика пальца правой руки.

























































Сокр. обозн. Полное обозн. Произношение Значение
p piano пиано тихо
mp Mezzo piano меццо-пиано не очень тихо
pp pianissimo пианиссимо очень тихо
f forte форте громко
mf Mezzo forte меццо-форте не очень громко
ff fortissimo фортиссимо очень громко
cresc. < crescendo крещендо усиливая
dim. > diminuendo диминуендо ослабляя
morendo морендо замирая
sf sforzando сфорцандо внезапное ударение на каком-либо звуке или аккорде.

Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p .
Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp .
У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».

В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука.
Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff , а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии -- fffff .

Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер.
Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p , и несколько тише, чем mf .
У некоторых компьютерных программ записи звука существуют стандартные значения скорости нажатия клавиши, соответствующие тому или иному обозначению громкости, но, как правило, эти значения можно настраивать.

Постепенные изменения громкости
Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины крещендо (итал. crescendo), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэндо (итал. diminuendo), или декрещендо (decrescendo) -- постепенное ослабление.
В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.).

Для этих же целей используются особые знаки-"вилочки".
Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся () -- ослабление.

Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:

«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке.
Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. -- изменения на более долгом интервале времени.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (русск. поко -- немного), poco a poco (русск. поко а поко -- мало-помалу), subito или sub . (русск. субито -- внезапно) и т. п.

Дополнительные музыкальные термины, связанные с динамикой

Резкие изменения громкости
Сфорцандо (итал. sforzando) или сфорцато (sforzato) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz .
Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорцандо (итал. rinforzando) и обозначается rinf ., rf или rfz .

Обозначение fp (forte piano) означает «громко, затем сразу тихо»; sfp (sforzando piano) указывает на сфорцандо с последующим пиано.

Упражнение на отработку динамических оттенков при игре на гитаре
Ниже представлено небольшое и несложное упражнение на развитие сразу нескольких основных моментов при работе правой руки в момент игры на гитаре:


При отработке данного упражнения очень полезно следить за правой рукой в зеркало. Это помогает отследить ошибки и "проблемные места" сразу.
Левая рука может удерживать гитару возле грифа.

Упражнение можно разнообразить за счет:
- включения пятой и четвертой струн для большого пальца
- Отработки упражнения как на апояндо, так и на тирандо

На последок, Вашему вниманию предлагается одно из "концертных" произведений, которое можно играть перед публикой.

Andantino (Андантино) - прелюдия Матео Каркасси


Вашему вниманию предлагается одна из прелюдий Матео Каркасси, которую изучают во всех музыкальных школах в обязательном порядке.
Данная прелюдия, как и все остальные впрочем, является очень хорошим средством для отработки техники игры на гитаре.
Внимательно разберите ноты, аппликатуру и начинайте играть с небольшого темпа. Следите за ритмом.

В данном произведении используется прием двойного апояндо.

Тема: Динамические оттенки. Цели и задачи урока: развивать музыкальный слух, развивать у учащихся умение различать разные по силе звука, учить и дать понятие о силе звука, воспитывать любовь к музыке. Оборудование: баян, игрушка, синтезатор, компьютер, экран. Ход урока. 1. Организационный момент. Рада вас, ребята, видеть. И приветствовать сейчас. Дети: И мы рады, очень рады! Здравствуйте, учитель наш! Садитесь. Ребята посмотрите, пожалуйста, на экран. Какую тему приготовила нам Синеглазка? Правильно Синеглазка нам приготовила тему: «Динамические оттенки». Сегодня, я хочу вас познакомить с самым главным понятием в музыке Динамика или Динамические оттенки. 2. Изучение новой темы. Тихий и громкий звук конечно, никогда не спутаешь. Если внимательно прислушаться к звучанию человеческой речи, можно заметить, что она богата динамическими оттенками. Динамика в переводе с греческогоозначает сила, силовой. Благодаря оттенкам, наша речь становиться более красочной, богатой. Мы же с вами никогда не говорим только громко и тихо. Одно и то же слово можно сказать очень громко, умеренно громко, чуть тише, тихо или шепотом, еле слышно. Сила голоса будет зависеть от того, какое значение имеет для нас сказанное, что и кому мы хотели сообщить. Динамические оттенки в музыкальной речи - это своеобразные музыкальные краски, которые, раскрашивая мелодию в разные цвета, заставляют звучать ее более выразительно. В музыке имеются особые обозначения разных по силе звуков. И так работайте, пожалуйста, вместе со мной. Громкое звучание называется форте. Обозначается знаком f. Тихое - пиано. Обозначается знаком Р.Умеренно громко - mf (меццо- форте).Очень громко ff (фортиссимо). Внезапно громко sf (сфорцандо). Чуть тише - меццо- пиано mp. Очень тихо - pp - пианиссимо. Вот основные динамические оттенки. Кстати, от слияния двух слов форте и пиано - произошло название известного всем клавишного инструмента фортепиано. 3.Повторение. А) Повторить выученные песни. (2-3) Б) Выбрать песню и исполнить. Куплеты- умеренно громко, припев - громко. В) Мини- диктант (целая, восьмая, половинная, 16, четвертная). 4. Игра «Найди игрушку?» Цель игры: найти спрятанную игрушку под музыку. Если ученик правильно угадывает музыка - усиливается, если не правильно - затихает. 5. Закрепление. «Сказка про кота». Хотите, расскажу я вам сказку про кота? Тогда слушайте, каким он был и что с ним приключилось. Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот. Очень тихо он всегда ходил. Громко, настойчиво кушать просил, Да чуть тише на печке храпел Вот вам и все, что он делать умел. Кот как-то раз видит сон вот такой, Будто затеял с мышами он бой. громко крича, он их всех исцарапал Своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши тихо взмолились: - ох, пожалей, пощади, сделай милость! Тут умеренно громко воскликнул кот: «Брысь!» И врассыпную они понеслись. (а на самом деле в то время, когда наш кот Василий спал, происходил вот что.) Мыши тихо вышли из норки Громко хрустя, съели хлебные корки. Потом чуть потише смеялись над котом, Они ему хвост завязали бантом. Василий проснулся, очень громко чихнул, К стене повернулся и снова заснул А мыши лентяю на спину забрались, До вечера громко над ним потешались. Вот и вся сказка. А теперь вопрос ребята, каким был кот Василий? Правильно. Был лентяем и лодырем. А что он больше всего любил. Он любил только спать и кушать. Молодцы. Среди вас, надеюсь, нет таких ребят. Мы должны быть трудолюбивыми, послушными и конечно, хорошо учиться. Сейчас вам вот такое задание. Вы должны внимательно прочитать и заменить слова на обозначение. Например вместо слова очень тихо - пианиссимо или поставить знак.(работа в тетрадях). 6. Итог. Домашнее задание. А теперь внимание домашнее задание. К следующему уроку сделайте, пожалуйста, карточки с обозначением динамических оттенков. Очень хорошо работали (Ф.И.) им я ставлю 5. Очень приятно было сегодня с вами поработать. Спасибо вам за урок. Урок окончен, до свидания! Звучит музыка! Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ак-Довурак. Ф. Ондар И. Аянмаа О. Даш-Могеевна. Учитель музыки II категории Стаж: 15 лет