Система организации государственной власти и ее устройство. Система государственных органов российской федерации


Совокупность органов государственной власти РФ образует единую систему органов государственной власти, обусловленную их тесной взаимосвязью, взаимодействием и взаимозависимостью. Единство системы органов государственной власти обусловлено наличием на всех уровнях ее функционирования общего и единственного источника – многонационального народа Российской Федерации, который вправе осуществлять свою власть как непосредственно, так и через систему органов государственной власти (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).

Основой системы органов государственной власти является их организационное единство, поскольку одни органы назначаются другими, одни руководят деятельностью других, подконтрольны или подотчетны другим. Единство системы органов государственной власти РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

В соответствии с принципом разделения властей в системе органов государственной власти принято выделять три вида органов государственной власти: законодательные, исполнительные и судебные, которые составляют подсистемы единой системы органов государственной власти России.

Законодательные (представительные ) органы государственной власти – это прежде всего Федеральное Собрание РФ и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Основная особенность этих органов заключается в их представительном составе, так как они избираются народом, выражают волю российского многонационального народа или его части, придают ей общеобязательный характер.

Законодательные (представительные) органы государственной власти являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти соответственно Российской Федерации и субъектов Федерации. Они принимают законы – акты высшей юридической силы, которым должны соответствовать правовые акты других органов государственной власти, а также органов местного самоуправления. Посредством законов законодательные органы государственной власти определяют правовой статус иных органов государственной власти и органов местного самоуправления, решают основные вопросы государственной жизни.

Исполнительные органы государственной власти включают Президента России; Правительство РФ; федеральные министерства, государственные комитеты; высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), правительства и администрации субъектов РФ.

Исполнительные органы государственной власти выполняют две основные функции: исполнительную и распорядительную. Исполнительная функция заключается в исполнении актов законодательных органов государственной власти и правовых актов вышестоящих исполнительных органов государственной власти. Распорядительная функция предполагает организацию исполнения этих актов посредством своих распоряжений. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, федеральных законов и законов законодательных органов государственной власти субъектов Федерации.

Органы исполнительной власти по территории деятельности подразделяют на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные – это Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, ведомства. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации – это высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), правительства субъектов Федерации, их министерства, комитеты.

По характеру полномочий исполнительные органы государственной власти принято классифицировать на органы общей компетенции, решающие все общие вопросы государственного управления, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами государственного управления. К числу органов общей компетенции относятся Президент РФ, Правительство РФ, высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), правительства и администрации субъектов Федерации.

Исполнительные органы государственной власти специальной компетенции делят на отраслевые, ведающие вопросами отдельной сферы государственного управления (министерства), и межотраслевые , решающие определенные вопросы в сферах государственного управления (Федеральная антимонопольная служба).

Исполнительные органы государственной власти также принято делить на коллегиальные и единоначальные. К коллегиальным органам государственной власти относятся правительства, администрации субъектов РФ, принимающие решения коллегиально. Единоначальными исполнительными органами государственной власти являются министерства, службы, агентства, в которых решения принимаются и проводятся в жизнь распоряжениями руководителей этих органов.

Особую группу органов государственной власти, являющихся исполнительными, составляют органы прокуратуры. Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Цель прокуратуры состоит в надзоре за исполнением законов. Задачи прокуратуры: выявление, пресечение и предупреждение нарушений законов; установление обстоятельств нарушений законов и лиц, виновных в их совершении, и принятие мер по привлечению их к ответственности; восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан, общества и государства. Функции прокуратуры: надзорная функция в различных отраслях прокурорского надзора; функция уголовного преследования и функция координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуратура также принимает участие в правотворческой деятельности и в связи с этим выполняет правотворческую функцию.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ регулируются Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Судебная власть в Российской Федерации согласно гл. 7 Конституции РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Существование самостоятельного и независимого суда предопределено функцией, которую призвана выполнять судебная власть при взаимоотношениях с другими ветвями власти, так как именно здесь обеспечивается непосредственное действие основных норм Конституции РФ во всех без исключения сферах применения права.

Судебная власть осуществляется исключительно судебными органами. Судебная система России включает в себя федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды), федеральные арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ). К судам субъектов РФ следует относить аналогичные органы конституционного контроля (уставные суды) и мировых судей.

Конституционными принципами правосудия являются: независимость судей; неприкосновенность судей; несменяемость судей; равенство всех перед законом и судом; презумпция невиновности; состязательность и равноправие сторон; гласность судебного процесса; участие граждан в отправлении правосудия.

Система органов государственной власти в РФ

государственный правовой полномочие

Система органов государственной власти - это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Российская Федерация является государством с Республиканской формой правления. Это означает, что в России все высшие органы государственной власти избираются населением либо формируются избранными народом представительными органами.

Под государственными органами понимаются физические лица или организации, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в управлении делами государства. Государственные органы образуются и действуют на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих компетенцию данных органов. Под компетенцией государственного органа понимается объем и перечень государственно-властных полномочий и юридических обязанностей, закрепленных за этим органом, а также перечень вопросов, по которым данный орган имеет право самостоятельно принимать властные решения. Совокупность органов государства составляет систему органов государственной власти в Российской Федерации

Ведущее место в системе государственных органов России занимает Президент РФ, который избирается гражданами Российской Федерации сроком на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, проживающий постоянно на территории России не менее 10 лет. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу народу.

Согласно Конституции РФ, Президент РФ является главой государства. Глава государства - это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства. Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти и призван обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов в стране.

Осуществляя свои полномочия, Президент РФ издает специальные акты - указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

Законодательная власть в Российской Федерации принадлежит двухпалатному парламенту - Федеральному Собранию РФ. Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере. Законодательная власть - это власть представительная. В ходе процедуры выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть.

Современный российский парламент - Федеральное Собрание РФ - был учрежден Конституцией РФ 1993 г. Согласно Конституции, Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Верхняя палата российского парламента называется Совет Федерации и формируется субъектами РФ. В состав Совета Федерации входят по два представителя: один от законодательной и один исполнительной власти каждого субъекта РФ. Нижняя палата - Государственная Дума - избирается гражданами Российской Федерации путем прямых всеобщих выборов сроком на четыре года и состоит из 450 депутатов.

Основной функцией палат Федерального Собрания является принятие законов. Конституция РФ предусматривает возможность принятия законов двух видов: федеральных и федеральных конституционных.

Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ, возглавляемое Председателем и состоящее из федеральных министров. Исполнительная власть - это вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов. Помимо Правительства РФ в систему федеральных органов исполнительной власти также входят федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные агентства.

Членов Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности Президент РФ. Он может в любое время отправить Правительство РФ в отставку.

Правительство РФ является органом, отвечающим за текущее осуществление политики государства на всех направлениях. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ: разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительство РФ является высшим органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим общее управление в различных сферах жизни общества. Непосредственное руководство отдельными отраслями находится в ведении различных министерств и ведомств, подчиняющихся Правительству РФ и Президенту РФ и образующих вместе с ним систему федеральных органов исполнительной власти. В систему федеральных органов исполнительной власти входят: федеральные министерства, федеральные агентства, федеральные службы и государственные комитеты, а также их территориальные структуры.

Судебная власть - это независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.

Судебную власть в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и система федеральных судов общей юрисдикции (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды), Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и система федеральных арбитражных судов (арбитражные суды округов и арбитражные суды в субъектах Федерации).

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей, согласно которому государственные органы подразделяются на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
К государственным органам отнесен также Президент РФ, который занимает особое место в системе разделения властей. Являясь главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ тесно взаимодействует с ними, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент РФ обладает конституционными полномочиями, позволяющими ему участвовать в осуществлении законодательной власти, в формировании и определении деятельности органов исполнительной власти, в формировании органов судебной власти (например, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ).
Частью 1 ст. 11 Конституции РФ предусмотрены следующие органы государственной власти:
1)двухпалатный парламент – Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной думы,– являющийся представительным и законодательным органом РФ;
2)Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть в РФ;
3)суды РФ, осуществляющие судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Также к государственным органам России относится Прокуратура РФ, представляющая собой единую федеральную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и законов, действующих на территории России.
Для осуществления государственной власти на территории конкретного субъекта Федерации субъектами образуются собственные органы государственной власти. Конституция РФ гарантирует самостоятельность субъектов РФ в определении ими своей системы органов государственной власти, которая не должна противоречить основам конституционного строя РФ, а также общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом.
Каждый субъект РФ образует законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти, а также формирует свои судебные органы власти, к которым относятся конституционный (уставный) суд и мировые судьи.
Субъекты РФ вправе в соответствии со своей конституцией (уставом) образовывать и иные органы государственной власти.
Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Еще по теме 17.Система органов государственной власти России:

  1. § 2. Система органов государственной власти, призванных разрешать противоречия между федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации
  2. § 3. Полномочия органов государственной власти по обеспечению военной безопасности государства
  3. ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ
  4. § 2. Формы и методы воздействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на предпринимательство
  5. §5. Основы организации органов государственной власти и местного самоуправления
  6. 4.6. Система органов государственной власти в Российской Федерации
  7. Глава 19. Формирование новой системы органов государственной власти и самоуправления в Республике Башкортостан

Рассмотрим систему органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ и в законодательстве РФ получили распространение два термина: орган государственной власти и государственный орган, они тождественны.
Государственный орган - это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.
Для органов Российского государства характерны особые черты, закрепленные Конституцией РФ:
  1. Порядок образования и формирования государственных органов устанавливается нормативно-правовыми актами (этот признак предназначен для предотвращения произвольного нагромождения органов).
  2. Органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ.
  3. Органы судебной власти учреждаются только федеральным конституционным или федеральным законом.
  4. Органы исполнительной власти могут создаваться, преобразовываться и ликвидироваться указами президента РФ.
  5. Орган всегда учреждается для осуществления определенных задач, выполнения функций государственной власти, реализации видов (форм) деятельности государства. Важнейшим признаком органа

является его компетенция, которая является юридическим выражением его функций.

  1. Орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.
  2. Для государственных органов устанавливается строгий порядок деятельности. Составной частью этого порядка являются и принимаемые органом правовые акты, имеющие юридическую силу и функциональное назначение. Только государственные органы имеют правомочие на правоприменительную деятельность.
  3. Признаком каждого государственного органа является его структура, внутренняя организация, которая закрепляется в конституциях, уставах, иных нормативных правовых актах.
Совокупность всех органов государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе организации государственной власти, образует систему органов государственной власти Российской Федерации.
Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в РФ, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим, т.е. не допускает создания каких-либо других органов власти без изменения Конституции РФ. Это особенно важно для федеративного государства с большим числом субъектов и сложной системой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.
Согласно Конституции РФ, федеральную государственную власть осуществляют следующие органы:
  1. Президент Российской Федерации.
  2. Правительство Российской Федерации.
  3. Федеральное Собрание Российской Федерации (в составе Совета Федерации и Государственной Думы).
  4. Суды Российской Федерации (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ).
Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных властными полномочиями. Однако орган может быть и в лице одного человека, например, Президент РФ.
4 Компетенция (от лат. competentia - принадлежность по праву) - 1) круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа; 2) круг вопросов, в которых данное должностное лицо обладает познаниями, опытом.
Наряду с органами государственной власти, в РФ действуют органы местного самоуправления. Они имеют особую природу, не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем они обладают большинством названных признаков государственной власти: имеют властные полномочия, определенный порядок создания и деятельности.
Конституцией учреждается структура государственных органов и правовой статус основных федеральных органов государственной власти России: Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, Судов РФ.
По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.
Органы законодательной власти РФ включают Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ.
Органы исполнительной власти наиболее разветвлены и многообразны. Именно они организуют исполнение законов и указов, издают большое количество организационно-распорядительных актов. Эти органы не подотчетны и не подконтрольны органам законодательной власти. В них практически нет выборности, они обычно учреждаются, а их руководители назначаются Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, главами исполнительной власти субъектов РФ. Они могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства). Эти органы могут иметь различную подчиненность.
Органы судебной власти включают федеральные суды и суды субъектов РФ. Цель этих органов - осуществление правосудия, применение законов и иных нормативно-правовых актов.
Указанные виды органов получены в результате классификации по основанию принципа разделения властей.
Однако, как и в любом другом государстве, в Российской Федерации существуют органы, не входящие ни в одну из ветвей власти. В то же время эти органы действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти. К числу таких органов относятся:
  1. Прокуратура РФ и Следственный комитет при Прокуратуре
РФ.
  1. Центральный банк РФ.
  2. Счетная палата РФ.
  3. Центральная избирательная комиссия РФ.
  4. Уполномоченный по правам человека в РФ.
  5. Академия наук РФ.
Разделенные власти для осуществления своих функций должны строить взаимодействие на основах координации. Приведем примеры взаимного влияния ветвей власти друг на друга.
Высший орган исполнительной власти - Правительство РФ - является участником законодательного процесса. Во-первых, оно обладает правом законодательной инициативы и, следовательно, может внести проект закона в Г осударственную Думу. Во-вторых, у него есть возможность влиять на законодательный процесс посредством дачи заключений на проекты законов.
Конституционный Суд РФ вправе объявить любой закон - полностью или частично - неконституционным, т.е. утратившим юридическую силу.
Эти примеры свидетельствуют о том, что законодательная власть действует не сама по себе, а в определенной системе, равновесие которой достигается взаимными противовесами других основных властей. Федеральное Собрание РФ, в свою очередь, имеет конституционные рычаги воздействия на Правительство РФ и на формирование судебных органов. Такая взаимная сбалансированность помогает поддерживать конституционный порядок.

Орган государственной власти (государственный ор­ган) - это часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установ­ленном им порядке.

Законодательная власть в РФ

Федеральное собрание - это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представи­тельный и законодательный орган.

Палаты Федерального собрания

Государственная Дума

(нижняя палата)

Совет Федерации

(верхняя палата)

Особенности формирования

Состоит из 450 депутатов, избирае­мых всем населением страны сро­ком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достиг­ший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Согласно федеральному закону от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избирались все 450 депутатов. Избрание происходило пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

24 февраля 2014 года вступил в силу федеральный закон от 22 февраля 2014 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому выборы депутатов Государственной думы созывов, избираемых после его вступления в силу, будут проводиться по смешанной системе: 225 депутатов Государственной думы будут избираться по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), а другие 225 депутатов - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.

В него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один пред­ставитель от законодательного и один - от исполнительного органа власти, а также «представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Общее число членов Совета Федерации составляет 170 (исходя из 85 субъектов РФ).

Предмет ведения

1) Обсуждение и принятие законов.

2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.

3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.

4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.

5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.

6) Выражение согласия Президен­ту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

7) Решение вопроса о доверии (не­доверии) Правительству РФ.

8) Назначение на должность и осво­бождение от должности:

1) Председателя Центрального банка РФ;

2) Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor - слушатель - бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий);

3) Уполномоченного по правам че­ловека в РФ.

9) Объявление амнистии.

10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

6) Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

7) Утверждение указов Президен­та РФ о введении военного и чрез­вычайного положения.

8) Решение вопроса о возможности использовать Вооруженные силы РФ за пределами территории России.

9) Назначение выборов Президен­та РФ.

10) Отрешение Президента РФ от должности.

11) Назначение на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ.

12) Назначение на должность и осво­бождение от должности:

    Генерального прокурора РФ;

    заместителя Председателя Счёт­ной палаты и половины состава - её аудиторов;

    части членов Центральной изби­рательной комиссии.

Исполнительная власть в РФ

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ - это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Полномочия Правительства РФ

Средства осуществления

    Разработка и представление Фе­деральному собранию федерального бюджета и обеспечение его испол­нения; предоставление Государ­ственной Думе отчёта об исполне­нии федерального бюджета.

Государственный (федеральный) бюджет формируется путём налогов и сборов, доходов от государственной собственности и т. д.

    Обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и де­нежной политики.

Политику проводят Министерство финансов, Центральный банк, дру­гие структуры.

    Обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образова­ния, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Политику проводят министерства: культуры, образования и науки, здравоохранения и социального обеспечения, другие структуры.

    Осуществление управления феде­ральной собственностью.

Управление осуществляют мини­стерства, государственные корпо­рации.

    Осуществление мер по обеспече­нию обороны страны, государствен­ной безопасности, реализации вне­шней политики РФ.

Обеспечивают министерства: обо­роны, внутренних дел, по чрезвы­чайным ситуациям, иностранных дел; Федеральная служба безопас­ности, Федеральная служба охраны, другие структуры.

    Осуществление мер по обеспече­нию законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Обеспечивают правоохранительные органы: министерства внутренних дел и юстиции, суды, прокуратура, исправительно-трудовые учрежде­ния.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Пред­седателя Правительства и вносит её на рассмотрение Государствен­ной Думы для получения согласия. Государственная Дума рассмат­ривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Го­сударственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. Пос­ле трёхкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, рас­пускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент на­значает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осу­ществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства от­носятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в РФ

Судебная власть - обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Изменения: 21 ноября 2013 года Госдума приняла законопроект об объединении Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ) с Верховным судом РФ.

Институт Президентства в РФ

Президент РФ (от лат. praesidens - сидящий впереди, во главе) - глава Российского государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабиль­ность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на междуна­родной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к од­ной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функциони­рование.

Полномочия Президента РФ - это совокупность предо­ставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые не­обходимы ему для выполнения возложенных функций.

Сфера деятельности

Основные полномочия Президента РФ

Правотворческая

деятельность

Издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подпи­сывает федеральные законы.

Правовой статус личности

Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилова­ния. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания, высшие во­енные и высшие специальные звания.

Федеративное устройство государ­ства

Назначает и освобождает полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни­тельной власти субъектов РФ в случае их проти­воречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Назначает и освобождает от должности глав субъектов РФ.

Отношения с парла­ментом

Назначает выборы в Государственную Думу. Об­ладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в уста­новленном законом порядке.

Отношения с органами исполнительной власти

Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Определяет структуру Правительства РФ. Назначает и осво­бождает от должности заместителей Председа­теля Правительства РФ и федеральных минист­ров. Принимает решение об отставке Прави­тельства РФ. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противореча­щие Конституции РФ и федеральным законам.

Отношения с органами судебной власти

Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Предлагает кандидатуру Генерального прокурора РФ.

Оборона и безопас­ность страны

Является Верховным главнокомандующим Воо­руженными силами РФ. Утверждает военную до­ктрину. Вводит в случае необходимости на тер­ритории РФ или отдельных её местностей воен­ное или чрезвычайное положение.

Внешняя политика

Ведёт переговоры и подписывает международ­ные договоры.

Назначает и отзывает послов и других диплома­тических представителей в иностранных госу­дарствах и международных организациях.

Срок полномочий Президента РФ - 6 лет.

Основные функции Президента РФ

1) Является гарантом (от фр. garant - поручитель) Конститу­ции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

В качестве основных особенностей полити­ческой системы современного российского общества могут быть названы:

1) Российская Федерация - демократическое федератив­ное правовое государство с республикан­ской формой правления;

2) наличие трех вет­вей власти;

3) наличие у Президента РФ боль­шого количества полномочий;

4) начальный этап формирования гражданского общества и становления партий;

5) недостаточно высо­кая политическая активность граждан и др.

2. Назовите три органа высшей государственной власти в РФ и укажите одно из полномочий каждого органа.

Пример ответа:

1) Совет Федерации - назначает выборы президента РФ;

2) Государственная Дума - решает вопрос о доверии Правительству РФ;

3) Правительство РФ - разрабатывает и представляет в Государственную Думу государственный бюджет;

4) Президент РФ - назначает выборы в Государственную думу.

3. Приведите три проявления принципа разделения властей в государственной системе РФ.

В правильном ответе могут быть выделены следующие элементы:

1) указание на наличие в государственной системе РФ трёх ветвей власти;

2) конкретизация каждой ветви власти соответствующими органами;

3) иллюстрация системы «сдержек и противовесов» в государственной системе РФ.