Система управления безопасности жизнедеятельности. Этапы управления бжд Управление бжд включает следующие мероприятия
В Российской Федерации комплексная система управления безопасностью жизнедеятельности отсутствует. Однако имеются разветвленные структуры, осуществляющие управление экологической безопасностью, производственной безопасностью и охраной труда, а также безопасностью в чрезвычайных ситуациях. Управленческие структуры по указанным трем направлениям функционируют автономно и имеют высшую подчиненность Президенту РФ.
Основными направлениями государственной политики в области безопасности жизнедеятельности являются:
Признание приоритета жизни и здоровья работников над результатами производственной деятельности организации;
Координация деятельности по обеспечению безопасности и здорового образа жизни с экономической и социальной политикой;
Государственный надзор и контроль за соблюдением соответствующего законодательства и нормативных актов;
Международное сотрудничество при решении важнейших проблем;
Выявление опасностей, оценка риска и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
Повышение эффективности защиты населения и территорий страны;
Государственное регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий техногенных аварий и стихийных бедствий;
Развитие и совершенствование сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Реализация этих направлений, отражающих стратегию и сущность задач государства в данной области, позволит повысить эффективность системы безопасности жизнедеятельности.
Современная Концепция национальной безопасности Российской Федерации, принятая в 2000 г., требует перенесения акцента на превентивные мероприятия, т.е. на прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций. По расчетам зарубежных экспертов, деятельность по прогнозированию и обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям требует примерно в 15 раз меньше средств, чем работы, связанные с ликвидацией последствий природных и техногенных аварий и катастроф.
Управление безопасностью жизнедеятельности включает в себя:
Разработку нормативно-правовой базы безопасности жизнедеятельности;
Планирование мероприятий по повышению экологической, производственной и социальной безопасности;
Организацию неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
Надзор и контроль за исполнением законодательства по безопасности жизнедеятельности.
Перечисленные вопросы входят в компетенцию законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти, каждая из которых имеет свои органы на федеральном, региональном и местном уровнях (рис. 1.1).
Законодательная власть в лицеГосударственной Думы осуществляет разработку законов и подзаконных актов, в том числе по безопасности жизнедеятельности, действующих на территории всей страны. Она утверждает федеральные целевые программы. В их числе
Рис. 1.1. Структурная схема управления безопасностью жизнедеятельности в РФ
программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года*, в качестве основных целевых показателей которой предусмотрены снижение аварийности в 7-10 раз, уменьшение человеческих потерь на 30 ...40 96, сокращение затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в 10-15 раз.
Утверждены и реализуются также межгосударственная целевая программа развития Корпуса сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период до 2010 г., межгосударственная программа совместных научных исследовании государств - членов СНГ в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2030 г.». «Безопасность населения и народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф» и др. Республиканские, красные и областные думы дополняют законодательство правилами и нормами, распространяющимися на территорию в пределах административного подчинения. Основной целью разработки нормативных документов является оптимальная организация жизнедеятельности. Совет Федерации, являющийся верхней палатой Федерального Собрания РФ, обеспечивает процедуру согласования общенациональных и региональных интересов, в том числе по вопросам безопасности, участие субъектов РФ в законодательном процессе на федеральном уровне и принятии наиболее важных политических решений. Он объективно является институтом, содействующим стабильному функционированию и преемственности государственной власти. В распоряжении Совета Федерации имеются достаточные конституционные полномочия, которые могут быть сведены к трем важнейшим блокам:
Обеспечение национальной безопасности и территориальной целостности России;
Решение вопросов, связанных с кадровыми назначениями;
Участие в законодательном процессе; рассмотрение проектов федеральных законов, принимаемых Государственной Думой.
Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ. а также территориальные структуры - правительства субъектов Федерации. Они обеспечивают реализацию государственной политики и государственных программ. Правительству РФ подотчетна деятельность министерств и ведомств. Среди федеральных органов исполнительной власти, в сферу полномочий которых входит управление безопасностью жизнедеятельности, основными являются:
Министерство природных ресурсов РФ, ведающее вопросами рационального природопользования, использования водных, минеральных ресурсов, внедрения безопасных производственных технологий. Оно ответственно за разработку документации по государственному экологическому контролю, обеспечение -.экологической информацией населения, в частности о террторпях, неблагоприятных или представляющих опасность для проживания людей, о степени загрязнения атмосферы, воды, почвы и пр.;
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которое реализует государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, согласовывает работу в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданной в стране. Министерство осуществляет координацию деятельности уполномоченных организаций в этой области на государственном уровне (Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ведомственные комиссии по чрезвычайным стуациям в федеральных органах исполнительной власти), региональном и местном уровнях. В МЧС России ведется разработка системы нормативов приемлемого природного и техногенного рисков возникновения чрезвычайных ситуаций па основе проведения комплексной оценки риска для населения и территорий РФ;
Министерство здравоохранения и социального развития РФ, осуществляющее разработку норм, правил и требований безопасною труда в организациях всех отраслей, контроль за совершенствованием медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников.
Эти министерства имеют региональные структуры, выполляюпшс аналогичные функции на низших уровнях. В частности, региональные органы Министерства природных ресурсов РФ, располагающие информацией о загрязнении окружающей природной среды и результатах проверок природоохранной работы в организациях, осуществляют конIроль за устранением нарушении законодательства в этой области и наличием экологических экспертиз строящихся объектов. МЧС России руководит региональными центрами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, которым подчиняются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власш субъектов РФ.
Поддержанием и обеспечением безопасности занимаются также Министерство внутренних дел. Федеральная служба безопасности, Министерство обороны и Государственный таможенный комитет РФ. Соответствующие подразделения, отвечающие за безопасность и охрану труда и окружающей среды, имеются в Министерстве сельского хозяйства и рыболовства, Министерстве промышленности и энергетики, а также Министерстве транспорта РФ. Эти подразделения контролируют состояние техники безопасности, охраны труда и окружающей среды в организациях своей отрасли и ведут работу но обучению и аттестации специалистов, оформлению и регистрации несчастных случаев, разрабатывают мероприятия по их предотвращению.
Особое место в структуре управления безопасностью жизнедеятельности занимают специально уполномоченные на то органы государственного надзора. Они не подчиняются руководству федеральных органов власти и проводят в подконтрольных организациях независимые экспертизы оборудования, технологических процессов и внедряемых проектов. Органы государственного надзора, имеющие право применять административные санкции к руководству организаций и в необходимых случаях передавать рассмотрение дел в прокуратуру, функционируют в основных отраслях экономики.
Федеральный горный и промышленный надзор (Госгортехнадзор) России собирает информацию об авариях, связанных с разработкой полезных ископаемых, проводит проверки надежности оборудования и безопасного веления работ. Он осуществляет надзор за готовностью проверяемых организаций, горно-спасательных, газоспасательных и прошвофонтанных служб и формирований к локализации и ликвидации последствий возможных аварий на опасных производственных объектах, согласовывает нормативы создания, показатели готовности и табель оснащения горноспасательных служб.
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) ведет учет всех радиологических объектов, имеющих ядерные реакторы, контролирует соблюдение норм и правил радиационной безопасности. Он следит за проектированием, строительством, ремонтом и реконструкцией радиологических объектов, включая суда, имеющие ядерные реакторы, информирует органы государственной власти и население об аварийно-опасных ситуациях на радиологических объектах и о неблагоприятных изменениях радиационного фона.
Государственная противопожарная служба МЧС России осуществляет надзор за соблюдением правил противопожарной безопасности хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами и разрабатывает нормативы пожарной безопасности. До 2001 г. эта служба находилась в подчинении МВД России, а с 1 января 2002 г. была переподчинена МЧС России. При этом кардинального изменения функций службы не произошло: она продолжает заниматься ликпидаиией возникающих пожаров и проведением связанных с ними аварийно-спасательных работ.
Главное управление Государственного энергетического надзора Министерства промышленности и энергетики РФ (Гдавгос-энергонадзор России) контролирует соблюдение правил эксплуатации электроустановок потребителей, технической эксплуатации и техники безопасности, знание этих правил персоналом, обслуживающим электроустановки, а также использование электрической и тепловой энергии.
Государственная сашпарно-эпидемиологическая служба РФ (Госсанэпиднадзор России) осуществляет санитарную охрану территории страны для предупреждения проникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний. На основании его решения в пунктах пропуска через Государственную границу РФ вводится санитарно-карантинный контроль. Госса нэп ид надзор России следит за соблюдением санитарного законодательства организациями, должностными лицами и гражданами, за санитарным состоянием мест обезвреживания и захоронения хозяйственно-бытовых и производственных отходов, ведет расследование и учет случаев профзаболеваний (отравлений) и т.д. Этот орган осуществляет также организацию и координацию работ по проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций.
Федеральная инспекция труда (Рострудинспекпия) ведет надзор за соблюдением трудового законодательства РФ. Ее деятельность распространяется на организации всех форм собственности. На нее возложены специальные функции: осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде, запрашивать у органов исполнительной власти, субъектов РФ, местного самоуправления и отдельных организаций необходимые документы и объяснения в пределах своей компетенции. Она может налагать на виновных руководителей и должностных лиц штрафы и другие санкции, давать работодателям и прочим должностным лицам предписания об устранении нарушений законодательства о труде и т.п.
Российская транспортная инспекция (РТИ) Министерства транспорта РФ осуществляет контроль в сферах автомобильного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, дорожного хозяйства и промышленного железнодорожного транспорта. Она контролирует выполнение требований, предъявляемых к международным перевозкам. В составе РТИ имеется свыше 80 отделений, 326 филиалов и представительств, более 140 пунктов пропуска через государственную границу, свыше 100 пунктов транспортного контроля на федеральных автодорогах России.
Противодействие чрезвычайным природным и техногенным угрозам является задачей как государства, так и местных властей. Их взаимодействие при выполнении этой задачи способствует осуществлению комплекса мер по предупреждению возникновения подобных угроз и смягчению экономических и социальных последствий их реализации.
.Судебная, ветвь власти обеспечивает безопасность жизнедеятельности через прокурорский надзор. Прокуратура РФ контролирует исполнение законов органами исполнительной власти, управления и контроля, представительными местными органами, политическими и общественными объединениями, юридическими и должностными лицами. Она обязана осуществлять функции координации правоохранительных органов в борьбе с преступностью, вести работу по профилактике нарушений законодательства, в том числе по охране труда, сохранению чистоты вод, земель и атмосферного воздуха, осуществлять надзор за исполнением международных обязательств России в решении проблем безопасного существования человечества и устойчивого развития.
В системе органов прокуратуры РФ действуют специализированные и территориальные прокуратуры. К специализированным прокуратурам относятся военные, транспортные, природоохранные и др. Они поддерживают государственное обвинение в территориальных судах поделай, за расследованием которых осуществляли надзор. При этом обеспечивается координация работы специализированных и территориальных прокуратур.
Помимо государственной структуры управления безопасностью жизнедеятельности этими вопросами занимаются общественные организации и движения (например, «Гринпис»), Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области безопасности труда на производстве проводится профессиональными союзами или уполномоченными на то выборными представителями коллектива работников. Они осуществляют надзор за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда, проводят независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников, участвуют в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве. При возникновении чрезвычайных ситуаций активизирует свою работу Российский фонд помощи «Защита». Он представляет собой самоуправляемую, добровольную, общественно-государственную благотворительную организацию, созданную в целях вовлечения российской и зарубежной общественности в практическую работу по спасению людей и выживанию населения во время стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф, а также проведения спасательных работ при экстремальных ситуациях в экспедициях и путешествиях. Фонд имеет возможность оказывать материальную помощь пострадавшим.
1.3. Организационно-правовые и технико-экономические основы безопасности жизнедеятельности
Государственные органы власти выполняют обязанности по повышению безопасности потенциально опасных объектов посредством принятия эффективных мер политического, организационного, технического и экономического характера. Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует право граждан на безопасное существование. Такое существование обеспечивается благодаря разработке и исполнению правовых норм, а также экономического механизма, предупреждающих возникновение опасностей, проведению ремонта и замены изношенного оборудования и коммуникаций.
Между тем в современных условиях финансовой нестабильности государственная система регулирования экологической, техногенной и социальной безопасности окончательно несформировалась и малодейственная. Законодательное обеспечение безопасности опасных производств развивается медленно. Отсутствует полный свод законов по обеспечению безопасности жизнедеятельности. В настоящее время действуют следующие правовые документы по данному вопросу: ";" "
Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ (ч. 1), от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ч. 2), от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ:; (ч. 3);
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
Ряд других федеральных законов, касающихся финансовых и. технических аспектов безопасности, и законов, в которых определяется роль региональных органов власти в обеспечении безопасности.
Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ в ред. от 30 июня 2003 г. «О чрезвычайном положении» порядок регулирования режима чрезвычайного положения приведен в соответствие с требованиями Конституции РФ. Данный Закон стал центральным правовым документом системы федеральных конституционных законов, обеспечивающих стабильность основ конституционного строя, соблюдение прав и свобод личности.
Для реализации вышеперечисленных законов приняты нормативные акты, в числе которых постановления Правительства РФ от 28 марта 2001 г. № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации», от 18 декабря 2001 г. № 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения», от 15 января 2001 г. N9 31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха» и др.
Однако проблемы законодательного обеспечения безопасности только усилиями федеральных органов власти не решить - требуются правовые решения территориальных органов. Например, в Москве наряду с опасными производствами федерального значения существует множество потенциально опасных объектов городского подчинения, не подпадающих под федеральное законодательство, поэтому Правительство Москвы приняло ряд постановлений, касающихся безопасности жизнедеятельности. В столице реализуется Комплексная научно-техническая программа «Безопасность Москвы», которая носит научно-прикладной характер и включает в себя проекты по различным аспектам устойчивого функционирования отраслей городского хозяйства. Программа выполняется в соответствии с постановлениями Правительства Москвы, а также Концепцией безопасности Москвы, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 22 августа 2000 г. № 654.
Генеральной целью Комплексной научно-технической программы «Безопасность Москвы» являются разработка и научное обоснование первоочередных мер по повышению безопасности населения и потенциально опасных объектов городского хозяйства (зашита от геологических и геоэкологическнх явлений, техногенных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, в том числе эпидемии и кризисов, обусловленных недостатком продовольствия, питьевой воды или нарушениями в системах жизнеобеспечения городского хозяйства). Программа выполняется поэтапно. После завершения этапа 1999 - 2001 гг. начато осуществление следующего этапа Программы, охватывающего 2002 - 2004 гг.
Некоторые направления деятельности требуют совместной разработки правовых документов на уровне РФ и субъектов Федерации. К ним, в частности, относится определение мер по борьбе с катастрофами. В настоящее время органы законодательной пласта в регионах не имеют собственного законодательства по вопросам техногенной безопасности и вынуждены опираться на систему федеральных законов, требующую доработки. Законодательные основы безопасности жизнедеятельности должны поддерживаться реализацией технико-экономических мероприятий в этой области.
Важной задачей является формирование финансовых средств для обеспечения безопасного труда и отдыха населения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Экономика России на современном этапе не позволяет в должной мере финансировать за счет средств бюджета все мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Как правило, средства выделяются целевым образом в минимальном объеме на ликвидацию последствий аварий и катастроф. Поэтому для дополнительного финансирования целесообразно привлекать внебюджетные источники. В отраслях экономики применяют различные схемы внебюджетного финансирования. Например, экологические организации используют льготы по налогу на прибыль. Аккумулирование средств может происходить и за счет предпринимательской деятельности.
Таким образом, финансирование мероприятий по охране груда и окружающей среды и мер по восстановлению нормального функционирования объектов, пострадавших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется за счет федерального, республиканских, областных и местных бюджетов, средств организаций, общественных и страховых фондов и других источников. Реализация задачи финансирования зависит также от развития системы платежей за различные виды негативного воздействия на жизнедеятельность. Намечается введение платежей за загрязнение окружающей природной среды (моря, поверхностные и подземные воды, атмосфера), радиоактивное и электромагнитное загрязнение, выбросы диоксида углерода стационарными и передвижными источниками, исгюльзование ионизирующих веществ и размещение отходов. Предполагается введение налогов на экологически вредную продукцию. Указанные источники новых поступлений финансовых средств дополнят действующую систему финансирования безопасности жизнедеятельности.
Проведение аффективной налоговой политики должно стимулировать создание здоровых и безопасных условий труда, разработку безопасных приемов и технологий, средств коллективной и Р индивидуальной зашиты работников. Организации обязаны выделять финансовые средства на приобретение специальной одежды, 1& обуви, средств коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическое питание, а также выплачивать компенсации и устанавливать льготы за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. В целях соблюдения нормативных требований по технике безопасности и $,"охране труда применяются экономические (штрафные) санкции к нарушителям - организациям и работникам.
ОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ «ПРИРОДА-ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО»
2.1. Виды и характер воздействия опасностей
В процессе жизнедеятельности человека постоянно сопровождают опасности. Они возникают в окружающей внешней среде к в самом человеке.
Опасность представляет собой угрозу или возможность возникновения вреда при определенных обстоятельствах. Под опасностью чаше всего понимают угрозу природной, техногенной, социальной, военной, экономической и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья или смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей среде.
По масштабам распространения опасности варьируются от угрозы отдельному человеку до опасности глобальных катастроф. К основным показателям опасности относятся интенсивность и риск.
Интенсивность опасности - степень ее напряженности, которая выражается скоростью возможного наступления угрожаемого события, сю количественной и качественной характеристиками. Количественная характеристика включает в себя повторяемость угроз за определенный период и масштабы их проявления. Качественная оценка состоит в силе разрушительного воздействия ожидаемого события.
Риск - вероятность наступления опасности с конкретными последствиями и неопределенной величиной ущерба. Например, существует риск заболевания, получения травмы и т.л.
Ущерб - это убыток, урон экономического, социального, экологического или смешанного характера, определяемый как условные средние потери за соответствующий период. Ожидаемый ущерб в ситуациях, связанных с риском, отличается неопределенностью его величины.
В настоящее время активно развивается теория рисков, которая положена в основу новой науки - рискологии. Ее становление связано со снижением безопасности человека из-за возросшей агрессивности среды его обитания. Несмотря на достижения научно-технического прогресса, совершенствование технологии производственных процессов, способствующее повышению безопасности, возникают новые виды опасностей, которые по своим последствиям превосходят ранее существовавшие. Это обусловлено:
Структурными и технологическими сдвигами в экономике, связанными с развитием принципиально новых производств, распространением микроэлектроники, робототехники, освоением космического пространства и др.;
Ростом потребления всех видов энергии и природных ресурсов;
Глобальными изменениями природной среды (потепление климата, образование «озоновых дыр» в атмосфере);
Увеличением концентрации загрязнителей, возникновением их новых видов, в частности высокотоксичных химических соединений, мутагенных и канцерогенных органических веществ и др., а также новых форм нарушения качества окружающей среды;
Информационным давлением на психику человека, приводящим к распространению психических расстройств;
Появлением новых заболеваний (наркомания, СПИД и др.);
Усилением военного противостояния в локальных и межнациональных конфликтах и обострением криминогенной обстановки.
В результате существования перечисленных опасностей увеличиваются масштабы и число видов риска. Признано, что человечеству суждено жить в условиях риска, поэтому управление рисками становится одной из актуальных и сложных проблем.
Понятия опасности и риска являются основными в концепции безопасности жизнедеятельности человека в обществе, производственной и природной среде. Эта концепция базируется на необходимости достижения допустимых на данном этапе уровней риска и безопасности.
Виды рисков. Существует ряд классификационных признаков природных, социальных, финансовых, предпринимательских и прочих рисков, позволяющих свести их в определенные группы. Ниже приводятся вилы рисков, относящихся к безопасности жизнедеятельности.
По масштабам распространения различают риски, приходящиеся на отдельного человека, группу людей, население региона, нацию и все человечество.
С позиции целесообразности риск бывает обоснованным и необоснованным (безрассудным).
": По волеизъявлению риск подразделяют на вынужденный и добровольный.
По отношению к сферам человеческой деятельности выделяют экономический, социально-бытовой, политический и технологический риски, а также риск в природопользовании.
По степени допустимости риск бывает пренебрежимый, приемлемый, предельно допустимый и чрезмерный. Пренебрежимый риск имеет настолько низкий уровень, что он находится в пределах допустимых отклонений естественного (фонового) уровня. Приемлемый риск характеризуется таким уровнем, с которым мирятся, учитывая технико-экономические и социальные возможности общества на данном этапе развития. Предельно допустимый риск предсташтяет собой максимальный риск, который не должен превышаться независимо от ожидаемой выгоды. Чрезмерный риск отличается исключительно высоким уровнем и в подавляющем большинстве случаев приводит к негативным
последствиям.
На практике достичь нулевого уровня риска невозможно. Прснебрежимый риск в настоящих условиях также не может быть обеспечен, так как отсутствуют технические и экономические предпосылки для этого. Поэтому современная концепция безопасности жизнедеятельности исходит из приемлемого риска.
Величину приемлемого риска можно определить, используя затратный механизм, который позволяет распределять между природной, техногенной и социальной сферами расходы общества на достижение заданного уровня безопасности. Необходимо поддержание сбалансированных затрат на указанные сферы, поскольку нарушение соотношения в пользу одной из них резко увеличивает риск, и его уровень выходит за границу приемлемого. Так, сокращение расходов на охрану окружающей среды в пользу техногенной л социальной сфер вызывает деградацию природы и снижение качества жизни человека. Это происходит в результате загрязнения атмосферы, воды, почвы и связанного с ним изменения состава пищи, роста заболеваемости, ухудшения комфортности условий жизни и т.д. В свою очередь, недостаток средств на поддержание и развитие техногенной сферы приводит к отсталости производственных технологий, росту травматизма и общему падению объемов производства. Снижается также уровень обороноспособности страны. Сокращение затрат на социальную сферу прямо влияет на жизнеобеспечение людей и повышает риск в связи с обнищанием и криминализацией общества.
Для определения минимального значения общего риска необходимо построение трехмерной модели, которая отображает зависимости уровней рисков, возникающих в природной, техногенной и социальной сферах, от величины вложений в эти сферы. Упрощенной графической иллюстрацией приведенных рассуждений могут служить зависимости уровней рисков в природной и техногенной сферах К т и социальной сфере Д. от суммарных вложений в природную и техногенную сферы К т и социальную сферу А" с. Выражение У^щ = К т + Д. является целевой функцией, экстремальное значение которой соответствует минимальному общему риску Й П1 |„ и оптимальному выбору величины вложений К„„ во все сферы жизнедеятельности (рис. 2.1). Полученное минимальное значение общего риска представляет собой величину приемлемого риска.
Определение величины риска (по материалам ). Научные проблемы оценки рисков при возникновении катастроф природного и техногенного характера приобрели особую актуальность на рубеже XX-XXI вв. Величину риска Я в жизнедеятельности человека рассчитывают как отношение числа л свершившихся событий с негативными последствиям» к максимально возможному числу Л" событий с негативными последствиями за конкретный
Временной период:
Формула (1. 1) позволяет определить величину общего и группового риска. При оценке общего риска величина /Vозначает максимальное число всех событий, а при оценке группового риска - максимальное число событий в конкретной группе, выбранной 1 из их общего числа по определенному признаку. В частности, в, группу могут входить события с негативными последствиями для 1 людей одной профессии, пола, возраста; группу могут составлять ] также события с негативными последствиями для подвижного 1 состава одного типа, одного класса субъектов хозяйственной деятельности и т.д.
Характерным примером определения общего риска служит расчет численного значения общего риска гибели человека в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) в РФ. Показателем риска гибели служит доля погибших водителей, пассажиров и погибших граждан, случайно оказавшихся на месте транспортного происшествия, от общего числа людей, которые могли стать потенциальными участниками происшествия. Согласно статистическим данным ежегодно в стране в результате ДТП погибают примерно " 31 тыс. человек, т.е. и = 3,1 -10 4 человек. Риску попасть в ДТП подвергается практически все население страны, т.е. /У= 1,45" IО 11 человек. Отсюда определяется численное значение общего риска:
Этот показатель характеризует степень риска для жителя страны стать жертвой дорожно-транспортного происшествия. Если процессы в транспортной системе носят установившийся характер и не принимаются кардинальные меры по изменению ситуации, то значение общего риска существенно не изменится в будущем.
Для сравнения приведем расчетные значения общего риска гибели человека по видам транспорта в США:
Автомобильный........................................................... 3- 1СН
Водный......................................................................... 9-Ю- 6
Воздушный.................................................................. 9-10~*
Железнодорожный...................................................... 4- Ю~ б
Общий совокупный риск........................................ 3,2- 1СН
Наряду с показателем риска гибели человека в ДТП в статистике дорожно-транспортной аварийности используются и другие показатели риска (табл. 2.1), рассчитываемые по формуле (2.1).
Значения риска гибели людей в ДТП по всем рассматриваемым показателям в России существенно выше, чем в странах с высоким уровнем автомобилизации - США, Германии и Франции.
Расчетные значения риска гибели человека в транспортных происшествиях целесообразно рассматривать в сопоставлении с риском его гибели в различных сферах жизнедеятельности, который в развитых странах составляет (в год):
Природная сфера............................................................. 10~ 5
Техногенная сфера.......................................................... 10~ 3
Социальная сфера........................................................... 10" 4
контрольная работа
1. Понятие об управлении безопасностью жизнедеятельности
Управление безопасностью жизнедеятельности - это управление охраной труда и обеспечением необходимых условий труда, управление охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
В силу объективных закономерностей неизбежен переход от осуществления разрозненных, частных мер по охране труда, экологии, ликвидации уже происшедших аварий, катастроф и других чрезвычайных событий к научному, системному управлению безопасностью человека во всех сферах его жизнедеятельности.
Под управлением БЖД понимается организованное воздействие на систему "человек-среда" в целях достижения желаемых результатов.
Управлять БЖД - это значит осознанно переводить объект управления из одного состояния (опасное) в другое (менее опасное).
Управление безопасностью жизнедеятельности состоит в подготовке, принятии и реализации решений, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья человека в среде обитания, предотвращение или снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом объективно соблюдаются условия экономической и технической целесообразности, сравнение затрат и получение выгод.
Система управления безопасностью жизнедеятельности (СУБЖ) - это совокупность органов управления, реализующая определенными методами функции управления в целях достижения заданного, социально приемлемого уровня безопасности. С точки зрения кибернетики СУБЖ, как и всякая система управления, представляет собой совокупность управляющей части - субъекта управления и управляемой - объекта управления, связанных каналами передачи информации.
Принципиальная схема СУБЖ
Сущность управления заключается в том, что управляющий орган на основании информации, поступающей по каналам обратной связи с объекта управления, вырабатывает управленческие решения и осуществляет соответствующие управляющие воздействия, направленные на регулирование входов системы "человек - среда обитания". В результате система "человек - среда обитания" переходит в более безопасное состояние, информация о параметрах которого передается по каналам обратной связи в управляющую систему. Таким образом, происходит целенаправленный замкнутый (циклический) процесс, обеспечивающий достижение приемлемого уровня безопасности.
Конечная цель управления безопасностью жизнедеятельности - обеспечение заданного уровня безопасности системы "человек - среда обитания".
Эта цель подразделяется, в свою очередь, на две подцели:
обеспечение безопасности среды обитания;
обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.
Исходя из особенностей сферы деятельности человека, можно выделить следующие основные цели СУБЖ:
обеспечение безопасности производственной деятельности;
обеспечение безопасности деятельности в непроизводственной сфере;
обеспечение экологической безопасности;
предотвращение, снижение риска возникновения и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций.
Достижение целей и задач СУБЖ обеспечивается в результате выполнения управляющим органом комплекса необходимых, повторяющихся работ - функций управления. Они характеризуют определенную сферу управленческой деятельности и отвечают на вопросы: что нужно делать в системе управления, какие виды управленческих работ необходимо выполнять.
Управление безопасностью жизнедеятельности состоит из следующих взаимосвязанных функций:
учет, анализ и оценка состояния безопасности в системе "человек - среда обитания";
прогнозирование условий жизнедеятельности;
планирование мероприятий для достижения целей и задач управления;
организация, координация выполнения работ и оперативное управление;
активизация и стимулирование обеспечения высокого уровня безопасности;
определение эффективности мероприятий;
контроль состояния безопасности и функционирования СУБЖ.
Перечисленные функции в СУБЖ образуют замкнутый управленческий цикл.
Функции управления реализуются посредством системы методов управления, то есть способов целенаправленного воздействия на управляемый объект, с помощью которых осуществляется управленческая деятельность и достигается нужный результат.
В СУБЖ используются все группы методов, применяемых в организационных системах управления: экономические, административные, социально-психологические. Управление наиболее эффективно при комплексном использовании всех перечисленных методов. Однако в настоящих условиях особую актуальность приобретает проблема создания эффективного экономического механизма обеспечения безопасности жизнедеятельности.
К средствам управления БЖД относятся:
образование (подготовка) населения;
воспитание культуры безопасного поведения;
профессиональное обучение;
профессиональный отбор;
медицинский отбор;
психологические воздействия на субъекты управления;
рационализация режимов труда и отдыха;
технические и организационные средства коллективной защиты (СКЗ);
средства индивидуальной защиты (СИЗ);
система льгот и компенсаций и др.
СУБЖ строится на общих принципах управления. К основным общесистемным принципам управления безопасностью относятся:
комплексность - реализуется путем построения системы управления, охватывающей все области деятельности, все функции управления, все уровни производственной и организационной структуры, все стадии жизненного цикла продукции, все этапы производственного процесса;
делимость - реализуется путем последовательного деления структуры системы управления на элементы: подсистемы, специальные функции управления, задачи управления и т. д.;
иерархичность - реализуется путем формирования многоуровневой организационно-функциональной структуры системы управления;
целенаправленность - реализуется путем формирования целевых подсистем в соответствии с основными сферами деятельности и целями СУБЖ;
замкнутость цикла управления - реализуется путем осуществления в СУБЖ полного управленческого цикла (прогнозирование, планирование, организация, координация, оперативное управление, активизация, стимулирование, учет и контроль, анализ и оценка).
В соответствии с принципом иерархичности СУБЖ любое предприятие (учреждение), будучи относительно обособленной информационной системой, является элементом системы управления безопасностью более высокого порядка (республика, регион, отрасль). В свою очередь, внутри предприятия также могут формироваться различные уровни организационно-функциональной структуры управления - от рабочего места, участка до предприятия в целом.
В рамках данной системы формируются самостоятельные целевые подсистемы:
управления безопасностью труда;
управления экологической безопасностью и охраной окружающей среды; управление безопасность жизнедеятельность человек
управления в чрезвычайных ситуациях.
В каждом из этих направлений соответствующее законодательство включает в себя одни и те же виды нормативно-правовых актов. Это федеральные законы, которые принимаются Государственной думой РФ, и региональные, принимаемые представительными органами субъектов Российской Федерации. Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения.
Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также постановления (приказы) специально уполномоченных органов в области управления БЖД, в частности, об утверждении разного рода Положений и Правил.
Реализация требований правовых актов в каждой из подсистем законами Российской Федерации возложена на соответствующие органы исполнительной власти на всех уровнях, а также на руководство объектов экономики, предприятий и учреждений.
Безопасность общества и личности. Опасности и их воздействия на организм человека
Если уровень безопасности-опасности можно анализировать, оценивать, то на него можно и нужно влиять. Как правило, управление безопасностью включает минимизацию вредных и опасных факторов при помощи правовых, организационных...
Обеспечение безопасности человека
Защищенности человека напрямую связана с безопасностью техники и сложных технических систем. Рассматривая условия защищенности человека, следует сказать, что она определяется отсутствием: - производственных и непроизводственных аварий...
Условия труда это внешняя среда, которая окружает человека в процессе производства. Условия труда оказывают большое влияние на человеческий организм, не его физиологические и психические функции в процессе трудовой деятельности...
Обеспечение безопасных условий труда на производстве на примере компании ООО "Русская пробка"
Ключевым значением в системе обеспечения безопасности условий труда являются установленные работодателем и документально оформленные цели и задачи (обязательства) в области безопасности труда. Нужно отметить...
Опасность - центральное понятие безопасности жизнедеятельности
Опасность - центральное понятие безопасности жизнедеятельности, под которым понимаются любые явления, процессы, объекты, свойства предметов, угрожающие жизни и здоровью человека. В широком смысле слова...
Организация мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Управление лесным фондом в России с 1 января 2007 г возлагается на субъекты РФ через механизмы предоставления субвенций...
Правовые и организационные вопросы охраны труда
Основной целью управления безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний...
Силы, средства и ресурсы, обеспечивающие пожарную безопасность гостиничного предприятия
На эффективное управление пожарной безопасностью влияет несколько факторов: сотрудничество управленческого аппарата с местной военизированной пожарной частью, использование особых технических средств...
Совершенствование системы производственной безопасности при погрузочно-разгрузочных работах на "Ноябрьской центральной трубной базе"
ООО «Ноябрьская центральная трубная база» -- многопрофильное предприятие, оказывающее услуги по таким направлениям, как прием, хранение, погрузочно-разгрузочные работы...
а) в области охраны труда Основными законодательными актами по охране труда являются: Конституция Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральные законы "О пожарной...
Управление безопасностью жизнедеятельности
а) управление в области охраны труда Управление охраной труда осуществляется на федеральном (государственное) и объектовом уровнях. В соответствии со ст...
Управление безопасностью труда
Системный подход к анализу и управлению безопасностью непосредственно связан с определением факторов непосредственного риска. Для определения реальный (возможный) риск этих опасных факторов, надо сначала их идентифицировать...
Управление информационной безопасностью медицинских учреждений
Среди мер для повышения надежность систем безопасности медицинских информационных систем целесообразно использовать следующие основные методы и способы защиты: - кардинальное улучшение системы регистрации первичных медицинских данных на...
Усовершенствование системы управления охраной труда и пожарной безопасности на предприятии вино-водочный завод "Тейси"
Управление охраной труда на предприятии - это подготовка, принятие и реализация решений по сохранению здоровья и жизни работника в процессе его производственной деятельности...
иметь представление:
- об основных законодательных и нормативных актах РФ в области БЖ;
знать:
- отражение требований законодательных и нормативных актов в области БЖ в должностных инструкциях специалистов различных категорий;
уметь:
- пользоваться документацией по БЖ, применяемой на предприятиях;
- проводить инструктаж по охране труда и технике безопасности при работе со средствами измерений в сфере профессиональной деятельности.
Тема 2.1. Социально-экономические факторы обеспечения БЖ.
Экономический и социальный ущерб от последствий воздействия опасных и вредных факторов техносферы на жизнедеятельность человека.
Виды затрат на обеспечение БЖ на производстве и в бытовой среде.
Социальная и экономическая эффективность обеспечения БЖ.
Методические указания
Изучая тему, студент должен хорошо представлять, что все сферы общественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождаются появлением и широким распространением различных природных (наводнения, оползни, природные пожары, землетрясения и т. д.), биологических (эпидемии, эпизоотии), техногенных (пожары, взрывы, обрушения зданий, выбросы радиоактивных веществ, аварии на системах жизнеобеспечения), экологических (аномальные загрязнения атмосферы, засоление почв, опустынивание земель), антропогенных (вследствие ошибочных действий людей) и других опасностей. Они вызывают тяжелые экономические последствия (нарушения в сферах промышленного производства, строительства, транспорта, жилищно-коммунальной сфере, сельском хозяйстве, лесном хозяйстве), которые требуют не только умения определять и осуществлять комплекс эффективных мер защиты от их неблагоприятного воздействия на безопасность жизнедеятельности человека, но и произведения определенных материальных затрат на обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Тема 2.2. Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения БЖ.
Отражение проблем БЖ в Конституции РФ, Основах законодательства об охране труда, кодексе законов о труде. Общегосударственные и ведомственные правила и нормы по технике безопасности, охране труда и противопожарной защите в производственной и бытовой среде.
Организационные мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности в производственной и бытовой среде.
Методические указания
Изучая эту тему, студент должен обратить особое внимание на вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах. Трудовое законодательство регламентирует основные и общие нормы ведения трудовых процессов. Необходимо знать, что нормативно-техническая документация подразделяется на единую, межотраслевую, предприятия, организации.
Необходимо представлять задачи и назначение санитарных норм и правил, инструкций по технике безопасности, систем стандартов безопасности труда (ССБТ).
Надо изучить и знать закон по охране окружающей среды, а также законодательные акты по чрезвычайным ситуациям.
Особое внимание следует обратить на контроль за выполнением законов, норм и правил, на ответственность за соблюдение нормативных требований по безопасности труда и по воздействию на окружающую среду.
Тема 2.3. Ответственность должностных лиц за соблюдение норм и
правил БЖ.
Распределение обязанностей административного и технического персонала предприятий (организаций и учреждений) по обеспечению БЖ.
Типовые положения и инструкции должностных лиц различных категорий по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности и гражданской обороне. Ответственность за нарушение правил и норм БЖ.
Методические указания
Студент должен знать основные обязанности администрации по охране труда, указанные в отраслевых правилах охраны труда. Контролирует проведение мероприятий по созданию безопасных условий труда руководитель предприятия, отдел безопасности или инженер по технике безопасности, который подчинен главному инженеру предприятия.
Необходимо знать задачи управления охраной труда, уметь осуществлять планировании мероприятий по охране труда и контроль условий труда.
Надо четко уяснить ответственность за нарушение правил и норм БЖ и какие инструктажи проводятся на предприятиях (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой), какая должна осуществляться профессиональная подготовка и обучение персонала правил безопасности.
Практическое занятие
Проведение инструктажа по технике безопасности.
Раздел 3. Обеспечение БЖ в опасных и чрезвычайных
ситуациях (ЧС)
В результате изучения раздела студенты должны:
иметь представление:
- об основных целях, задачах и принципах организации Единой государственной системы предупреждения и действий в ЧС;
- об организации работ по ликвидации последствий ЧС;
- о мероприятиях гражданских властей при возникновении ЧС;
знать:
- причины возникновения ЧС мирного времени;
- особенности протекания техногенных аварий на производствах, связанных с профессиональной деятельностью выпускников;
- методы и средства повышения устойчивости функционирования технических систем и бытовых объектов в условиях ЧС;
- принципы организации и функционирования гражданской обороны в регионах Российской Федерации и на предприятиях;
уметь:
- разрабатывать планы ликвидации последствий аварий;
- действовать в составе подразделений гражданской обороны при эвакуации в случае возникновения ЧС, оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ожогах и ранениях.
Тема 3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
Основные цели, задачи и принципы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидаций ЧС (РСЧС). Силы и средства ликвидации ЧС.
Методические указания
Необходимо уяснить Российскую систему предупреждения и ликвидации ЧС, ее предназначение, структуру и задачи, роль и место гражданской обороны (ГО) по защите населения в чрезвычайных ситуациях.
В целях зашиты населения, природной среды осуществляется комплекс мероприятий: создание благоприятных условий жизнедеятельности, комфортных условий труда, защита природных сред и рациональное природопользование, защита населения и территорий от ЧС, оповещение и информирование населения об опасности по местному телевидению и по местному радио, приведение в готовность средств защиты, проверка готовности систем и средств управления, подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики, проведение санитарных и противоэпидемических мероприятий, подготовка к эвакуации, а при необходимости проведение эвакуации из районов и участков, которым угрожает опасность.
Для оповещения населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий применяют сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства, которые передают сигналы оповещения гражданской обороны "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!".
Тема 3.2. Функционирование технических систем и бытовых объектов в условиях ЧС.
Классификация и причины возникновения ЧС мирного времени. Протекание ЧС на производствах с применением ядовитых веществ, при производстве продовольственных товаров, на транспорте, на электростанциях при транспортировании, хранении и эксплуатации различной продукции (в том числе средств измерений) и их последствия для человека, производственной и бытовой среды.
ЧС военного времени и их последствия для человека, производственной и бытовой среды.
Травмирующие и вредные факторы технических систем и бытовой
среды при возникновении ЧС. Характеристика очагов поражения. Структура и размеры зон действия опасных и вредных факторов.
Факторы, определяющие стабильность функционирования технических систем и бытовых объектов в условиях ЧС. Требования к устойчивости функционирования технических систем в машиностроении, энергетике, химическом производстве, пищевой промышленности, производстве потребительских товаров, на транспорте, в бытовой среде и др.
Методы и средства повышения устойчивости функционирования бытовых и технических объектов. Прогнозирование ЧС, их последствий и профилактика их возникновения. Системы непрерывного контроля. Меры по защите персонала. Обеспечение аварийной надёжности на этапахпроектирования и строительства. Резервирование бытовых и технических объектов. Повышение устойчивости технических и бытовых систем и их управления. Аварийный режим работы технических и бытовых систем.
Методические указания
В этой теме студент должен разобраться, в чем особенности аксиомы о потенциальной опасности производственных процессов и технических систем. Уяснить, что такое требования безопасности технических средств и технологических процессов, риск (вероятность реализации опасности в зоне пребывания человека), допустимый риск, суть которого в стремлении к такой малой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени, и методы его определения (технические, организационные, административные, экономические).
Всякое место в системном исследовании опасных и вредных факторов на технике принадлежит формализации и моделированию условий их проявления и воздействия.
Необходимо уяснить, что прогнозирование – это совокупность действий, которые позволяют вынести суждения относительно поведения технических систем и определяются естественными процессами и воздействия на них человечества в будущем. Прогнозирование отвечает на вопрос "Что будет, если…?"
Необходимо детально изучить экологический паспорт промышленного предприятия, уяснить, что экологическая экспертиза техники, технологий, материалов – это рассмотрение документации (или образцов) новой продукции. Целью экологической экспертизы является предупреждение возможного превышения допустимого уровня вредного воздействия на окружающую среду в процессе ее производства, эксплуатации, использования, переработки или уничтожения.
Будущему технику необходимо знать, как проводится освидетельствование и испытание компрессоров, грузоподъемных машин, какие установки подлежат регистрации в органах Госпромтехнадзора, правила их регистрации, знать периодичность технических освидетельствований, виду и сроки испытаний.
Тема З.З.Система гражданской обороны на предприятиях
(в организациях).
Организация гражданской обороны (ГО) в регионах РФ и на
предприятиях. Порядок создания, обучения и оснащения формирований
ГО. Действия формирований ГО при возникновении ЧС и ликвидации их
последствий. ГО на экологически- и аварийноопасных объектах.
Методические указания
Гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий, имеющих целью не допустить неблагоприятного воздействия последствий чрезвычайных ситуаций или максимально ослабить степень их воздействия, порядок оповещения и информирование населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий.
На предприятиях создаются добровольные формирования: противопожарные звенья, звено охраны общественного порядка, звено проведения АСДНР, обслуживания укрытий и убежищ, связи и т.д.
Для оповещения населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий применяют сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства, которые передают следующие сигналы оповещения гражданской обороны: "Внимание всем", "Воздушная тревога" - предупреждает о непосредственной опасности поражения противником данного города.
"Радиационная опасность". Передается в населенных пунктах и районах, по направлению к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при взрыве ядерного боеприпаса. "Химическая тревога". Передается при угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериологического нападения.
Студентам необходимо подробно ознакомиться с назначением и видами защитных сооружений (убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ), простейшие укрытия), с их устройством и оборудованием, с подвальными приспособлениями и другими заглубленными помещениями по ПРУ для зашиты населения. Надо изучить порядок заполнения защитных сооружений, правила размещения и поведения в них.
Тема 3.4. Обеспечение БЖ в чрезвычайных ситуациях мирного и
военного времени.
Мероприятия гражданских властей при возникновении ЧС. Оповещение о ЧС. Оценка обстановки и определение границ и площадей зон поражения. Оказание первой помощи пострадавшим. Эвакуация из районов, подвергшихся разрушениям и действию вредных и опасных факторов. Санитарная обработка. Организация снабжения продовольствием. Обеспечение функционирования систем водо-, газо- и теплоснабжения, транспорта, связи и др. Обеспечение деятельности бытовых и технических объектов. Меры поддержания правопорядка.
Разработка планов и организация восстановительных работ. Участие специалистов со средним профессиональным образованием по обеспечению безопасности жизнедеятельности, организации и проведению работ при возникновении ЧС и ликвидации их последствий.
Методические указания
В этой теме студент должен разобраться в классификации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного происхождения и военного времени (стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте, применение в случае войны различных видов оружия), причинах аварий и катастроф на промышленных объектах (вследствие воздействия внешних, природных факторов, в том числе стихийных бедствий, проектно-производственных дефектов сооружений, нарушения технологических процессов производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов, нарушение правил техники безопасности).
Следует рассмотреть чрезвычайные ситуации естественного происхождения - стихийные бедствия и способах защиты от них, разобраться в методах защиты атмосферного воздуха от токсичных примесей, методах защиты гидросферы, недр и почвенного покрова. При изучении темы необходимо представлять, какое значение имеет охрана природы на современном этапе. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов - одна из важнейших экономических и социальных задач государства. Необходимость охраны природы закреплена в Конституции РФ.
Изучить средства индивидуальной и коллективной защиты от опасных и вредных факторов. СИЗ:
- изолирующие костюмы;
- средства защиты органов дыхания;
- специальная одежда;
- специальная обувь;
- средства защиты головы;
- средства защиты, лица;
- средства защиты глаз;
- средства защиты органов слуха.
Необходимо уяснить, что к техногенным катастрофам и авариям относятся аварии на промышленных объектах, строительстве, а также на транспорте в результате которых образовались пожары, разрушения.
Разобраться в особенностях радиоактивного заражения местности, воздуха и воды при авариях на РОО и основных способах защиты.
Следует уточнить, что из себя представляет ядерное оружие, как наиболее мощное оружие среди современных средств поражения, которое способно наносить большие потери живой силе и боевой технике, разрушать различные сооружения и железные дороги на обширных территориях.
К поражающим факторам ядерного оружия относятся:
- ударная волна - основной поражавший фактор. Она представляет собой область сильно сжатого воздуха, движущегося со сверхзвуковой скоростью;
- световое излучение. Источником светового излучения является светящаяся область ядерного взрыва, состоящая из раскаленных газообразных продуктов взрыва;
- проникающая радиация. Свойственна только ядерному
оружию и представляет собой поток гамма-лучей и нейтронов,
образующихся в результате мгновенного ядерного взрыва заря-
да; .
- радиоактивное заражение местности распространяется вдоль движения радиоактивного облака (по ветру).
Необходимо изучить, что из себя представляет химическое оружие. Основа его - это отравлявшие вещества (0В), представляющие собой ядовитые (токсичные) соединения, применяемые для снаряжения химических боеприпасов.
Отравляющие вещества классифицируются:
- нервнопаралитического действия - группа летальных 0В;
- отравляющие вещества общеядовитого действия - группа быстродействующих летучих 0В;
- отравляющие вещества удушающего действия;
- отравляющие вещества кожно-нарывного действия;
- отравляющие вещества психогенного действия;
- сильнодействующие ядовитые вещества.
К зонам химического заражения 0В относятся территории, подвергнутые непосредственному воздействию химического оружия, и территории, над которыми распространилось облако, зараженное отравляющими веществами с поражающими концентрациями.
Необходимо детально изучить воздействие бактериологического (биологического) оружия. К нему относятся:
- чума, острое инфекционное заболевание людей и животных;
- холера, острое инфекционное заболевание;
- сибирская язва, острое инфекционное заболевание;
- ботулизм, тяжелое заболевание, которое вызывается ботулиническим токсином;
- туляремия.
Необходимо разобраться в современных обычных средствах поражения: осколочные, шариковые, фугасные, вакуумные, огнеопасные боеприпасы.
В этой теме необходимо рассмотреть основы организации спасательных и других неотложных работ:
- устройство проездов и проходов для тушения пожаров;
- спасение людей из разрушенных и заваленных объектов;
Следует изучить, какие работы проводятся по ликвидации чрезвычайных ситуаций: при землетрясениях, наводнениях, селевых потоках и оползнях, лавинах, заносах и обледенениях, бурях, ураганах, крупных авариях и катастрофах.
Практические занятия
Оповещение о ЧС. Эвакуация персонала и населения из зоны ЧС.
Использование инженерных сооружений для защиты персонала предприятий и населения от ЧС.
Получение и применение средств индивидуальной защиты в ЧС. Функционирование пунктов первой медицинской помощи.
Тема 3.5. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Здоровье человека и здоровый образ жизни. Составляющие здорового образа жизни. Питание, двигательная активность и закаливание организма. Режимы труда и отдыха, правила личной гигиены.
Факторы, формирующие и разрушающие здоровье. Профилактика злоупотребления вредными и опасными психоактивными веществами.
Ситуации, при которых необходима первая медицинская помощь. Виды ран и травм. Первая медицинская помощь при ранениях и травмах.
Методические указания
В этой теме студент должен уяснить, как оказать первую медицинскую помощь себе и пострадавшему при ранениях, при кровотечениях, переломах костей, электротравмах, утоплении, повреждении головы и позвоночника, повреждении грудной клетки.
Ознакомиться с основами ЗОЖ, составляющими ЗОЖ, факторами разрушающими здоровье. Простейшими способами реанимации: искусственное дыхания, массаж сердца…
Практические занятия
Первая медицинская помощь при травмах, ожогах, ранениях. Транспортирование пострадавших в укрытие.
Похожая информация.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности достигается правильностью и
своевременностью принимаемых соответствующих управленческих решений в масштабах страны, в отраслях и на отдельно взятых предприятиях и организациях. Управление БЖД ведётся по трём самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы. Этими направлениями являются обеспечение охраны труда, охраны окружающей среды и прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС (рисунок 1).
Рисунок 1 – Общая схема управления безопасностью жизнедеятельности
Наиболее важными задачами управления безопасностью являются:
– создание системы законодательных и нормативных правовых актов в области безопасности;
– надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов;
– оценка и анализ условий и безопасности труда, заключающийся в аттестации рабочих мест по условиям труда;
– анализ состояния травматизма и заболеваемости, расследование и учёт несчастных случаев на производстве;
– обучение и инструктирование правилам и требованиям безопасности;
– разработка мероприятий по улучшению условий труда и обеспечению норм и правил безопасности труда;
– обеспечение качества окружающей среды;
– обеспечение безопасности при ЧС природного и техногенного характера.
Законодательство представляет собой совокупность законов страны, в какой- либо области права, в частности, в области безопасности жизнедеятельности. Во всех этих случаях соответствующее законодательство включает в себя одни и те же виды нормативно-правовых актов. Это федеральные законы, которые принимаются Государственной думой РФ, и региональные, принимаемые представительными органами субъектов Федерации. Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения. Так, для обеспечения требований законов в области обязательного страхования от рисков для здоровья граждан РФ необходимы разработка и принятие документов, определяющих размер страховых платежей и методики их определения. Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также постановления специально уполномоченных органов в области управления БЖД, в частности, об утверждении разного рода положений и правил. Для осуществления практической деятельности в области обеспечения БЖД необходимы нормативы и правила ведения соответствующих работ, позволяющие их обеспечить.
Структура нормативно-правовых актов, содержащих требования по безопасности жизнедеятельности, приведена на рисунке 2.
Общая закономерность действия нормативных правовых актов на территории РФ заключается в следующем: законодательные и нормативные акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня.
Управление охраной окружающей среды
Основой управления ООС являются законодательные и подзаконные акты, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в области охраны природы. Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трёх ступеней – наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдения за антропогенными изменениями, а также за естественной малоизмененной природой. В системе мониторинга различают три уровня – санитарно-токсический, экологический и биосферный. Ведётся контроль атмосферы, гидросферы и почв вблизи транспортных магистралей и предприятий.
Рисунок 2 – Нормативно-правовые акты, содержащие требования БЖД
Управление охраной окружающей природной среды на федеральном уровне осуществляется Президентом, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами, главным из которых является Министерство природных ресурсов и экологии РФ, в состав которого входят следующие службы (Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636):
– Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
– Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
– Федеральное агентство водных ресурсов;
– Федеральное агентство лесного хозяйства;
– Федеральное агентство по недропользованию.
Управление ЧС
Управление ЧС обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). РСЧС объединяет органы государственного управления РФ всех уровней, различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с обеспечением безопасности и защиты населения, предупреждением, реагированием и действиями в ЧС. РСЧС обеспечивает координацию сил и средств этих органов управления и организацией по предупреждению ЧС, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применении возможным противником современных средств поражения. РСЧС включает территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней – объектовый, местный, территориальный, региональный и федеральный.
Территориальные подсистемы (республик в составе РФ, краев и областей) состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению. Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и обстановки на потенциально опасных объектах, по предупреждению бедствий и ликвидации последствий ЧС.
Координирующими органами РСЧС являются межведомственные и ведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, региональные центры аналогичного назначения, комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ, комиссии по ЧС органов местного самоуправления и объектовые комиссии по ЧС.
Управление охраной труда
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению другими федеральными органами исполнительной власти. Все вопросы, связанные с организации системы охраной труда на предприятиях и в организациях, регламентируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.
Законодательный актпо охране труда – это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый и утверждённый законодательными органами.
Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в РФ, являются Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ (ТК РФ).
Нормативно-правовой акт по охране труда – это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утверждённых уполномоченными компетентными органами.
Виды нормативно-технической документации по охране труда представлены
в таблице 5.
Система управления охраной труда (СУОТ) на предприятии предусматривает участие в ней всех представителей администрации, начиная от бригадиров и мастеров, заканчивая главным инженером и работодателем. Каждый в пределах своих должностных обязанностей отвечает за обеспечение безопасности труда. Кроме того, ряд подразделений выполняют специальные функции управления охраной труда.
Главная цель СУОТ – обеспечение безопасности, сохранение здоровья и высокой работоспособности человека в процессе труда.
Таблица 5 – Нормативно-техническая документация по охране труда
Наименование нормативно-правового акта | |
Полное | Сокращённое |
Технические регламенты | ТР |
Стандарты системы безопасности труда | ГОСТ |
Государственные стандарты | ССБТ |
Отраслевые стандарты | ОСТ |
Стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, АО и другие) | СТП |
Санитарные правила и нормы: | |
Санитарные правила | СП |
Санитарные нормы | СН |
Гигиенические нормы | ГН |
Санитарные правила и нормы | СанПиН |
Строительные нормы и правила | СНиП |
Организационно-методические документы (межотраслевые и отраслевые): Положения Методические указания Рекомендации | П МУ Р |
Правила по охране труда (межотраслевые и отраслевые). Правила устройства и безопасной эксплуатации Правила безопасности (пожарной, взрыво-, электро-, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической). Правила защиты (например, правила защиты от статического электричества). Инструкции по охране труда: типовые (ТОИ) и для работников предприятия (ИОТР) | ПОТ ПУБЭ ПБ ПЗ |
Основные цели СУОТ:
– создание безопасной техники;
– безопасная организация труда и производств;
– обеспечение благоприятных санитарно-гигиенических параметров производственной среды;
– обеспечение психофизиологических требований безопасности труда.
Основные цели СУОТ достигаются путём решения комплекса взаимосвязанных частных целей – задач управления :
– обеспечение безопасности производственного оборудования, оснастки.
– обеспечение безопасности технологических процессов;
– обеспечение безопасности выпускаемой продукции;
– обеспечение безопасной эксплуатации транспорта;
– обеспечение безопасной организации производства, безопасного обслуживания и содержания рабочих мест;
– обеспечение безопасного состояния зданий, сооружений, территории предприятия;
– обучение работающих безопасности труда;
– пропаганда охраны труда;
– обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;
– нормализация санитарно-гигиенических условий труда;
– санитарно-бытовое обслуживание работающих;
– профессиональный отбор работающих отдельных специальностей;
– обеспечение благоприятных психофизиологических условий труда, режимов труда и отдыха;
– лечебно-профилактическое обслуживание работающих.
Основными критериями эффективности СУОТ, характеризующими степень достижения установленных целей являются.
Управление безопасностью жизнедеятельности - это управление охраной труда и обеспечением необходимых условий труда, управление охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
В силу объективных закономерностей неизбежен переход от осуществления разрозненных, частных мер по охране труда, экологии, ликвидации уже происшедших аварий, катастроф и других чрезвычайных событий к научному, системному управлению безопасностью человека во всех сферах его жизнедеятельности.
Под управлением БЖД понимается организованное воздействие на систему "человек-среда" в целях достижения желаемых результатов.
Управлять БЖД - это значит осознанно переводить объект управления из одного состояния (опасное) в другое (менее опасное).
Управление безопасностью жизнедеятельности состоит в подготовке, принятии и реализации решений, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья человека в среде обитания, предотвращение или снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом объективно соблюдаются условия экономической и технической целесообразности, сравнение затрат и получение выгод.
Система управления безопасностью жизнедеятельности (СУБЖ) - это совокупность органов управления, реализующая определенными методами функции управления в целях достижения заданного, социально приемлемого уровня безопасности. С точки зрения кибернетики СУБЖ, как и всякая система управления, представляет собой совокупность управляющей части - субъекта управления и управляемой - объекта управления , связанных каналами передачи информации.
Принципиальная схема СУБЖ
Сущность управления заключается в том, что управляющий орган на основании информации, поступающей по каналам обратной связи с объекта управления, вырабатывает управленческие решения и осуществляет соответствующие управляющие воздействия, направленные на регулирование входов системы "человек - среда обитания". В результате система "человек - среда обитания" переходит в более безопасное состояние, информация о параметрах которого передается по каналам обратной связи в управляющую систему. Таким образом, происходит целенаправленный замкнутый (циклический) процесс, обеспечивающий достижение приемлемого уровня безопасности.
Конечная цель управления безопасностью жизнедеятельности - обеспечение заданного уровня безопасности системы "человек - среда обитания".
Эта цель подразделяется, в свою очередь, на две подцели :
обеспечение безопасности среды обитания;
обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.
Исходя из особенностей сферы деятельности человека, можно выделить следующие основные цели СУБЖ:
обеспечение безопасности производственной деятельности;
обеспечение безопасности деятельности в непроизводственной сфере;
обеспечение экологической безопасности;
предотвращение, снижение риска возникновения и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций.
Достижение целей и задач СУБЖ обеспечивается в результате выполнения управляющим органом комплекса необходимых, повторяющихся работ - функций управления. Они характеризуют определенную сферу управленческой деятельности и отвечают на вопросы: что нужно делать в системе управления, какие виды управленческих работ необходимо выполнять.
Управление безопасностью жизнедеятельности состоит из следующих взаимосвязанных функций :
учет, анализ и оценка состояния безопасности в системе "человек - среда обитания";
прогнозирование условий жизнедеятельности;
планирование мероприятий для достижения целей и задач управления;
организация, координация выполнения работ и оперативное управление;
активизация и стимулирование обеспечения высокого уровня безопасности;
определение эффективности мероприятий;
контроль состояния безопасности и функционирования СУБЖ.
Перечисленные функции в СУБЖ образуют замкнутый управленческий цикл.
Функции управления реализуются посредством системы методов управления, то есть способов целенаправленного воздействия на управляемый объект, с помощью которых осуществляется управленческая деятельность и достигается нужный результат.
В СУБЖ используются все группы методов, применяемых в организационных системах управления: экономические, административные, социально-психологические. Управление наиболее эффективно при комплексном использовании всех перечисленных методов. Однако в настоящих условиях особую актуальность приобретает проблема создания эффективного экономического механизма обеспечения безопасности жизнедеятельности.
К средствам управления БЖД относятся:
образование (подготовка) населения;
воспитание культуры безопасного поведения;
профессиональное обучение;
профессиональный отбор;
медицинский отбор;
психологические воздействия на субъекты управления;
рационализация режимов труда и отдыха;
технические и организационные средства коллективной защиты (СКЗ);
средства индивидуальной защиты (СИЗ);
система льгот и компенсаций и др.
СУБЖ строится на общих принципах управления. К основным общесистемным принципам управления безопасностью относятся:
комплексность - реализуется путем построения системы управления, охватывающей все области деятельности, все функции управления, все уровни производственной и организационной структуры, все стадии жизненного цикла продукции, все этапы производственного процесса;
делимость - реализуется путем последовательного деления структуры системы управления на элементы: подсистемы, специальные функции управления, задачи управления и т. д.;
иерархичность - реализуется путем формирования многоуровневой организационно-функциональной структуры системы управления;
целенаправленность - реализуется путем формирования целевых подсистем в соответствии с основными сферами деятельности и целями СУБЖ;
замкнутость цикла управления - реализуется путем осуществления в СУБЖ полного управленческого цикла (прогнозирование, планирование, организация, координация, оперативное управление, активизация, стимулирование, учет и контроль, анализ и оценка).
В соответствии с принципом иерархичности СУБЖ любое предприятие (учреждение) , будучи относительно обособленной информационной системой, является элементом системы управления безопасностью более высокого порядка (республика, регион, отрасль ). В свою очередь, внутри предприятия также могут формироваться различные уровни организационно-функциональной структуры управления - от рабочего места, участка до предприятия в целом.
В рамках данной системы формируются самостоятельные целевые подсистемы:
управления безопасностью труда;
управления экологической безопасностью и охраной окружающей среды; управление безопасность жизнедеятельность человек
управления в чрезвычайных ситуациях.
В каждом из этих направлений соответствующее законодательство включает в себя одни и те же виды нормативно-правовых актов. Это федеральные законы, которые принимаются Государственной думой РФ, и региональные, принимаемые представительными органами субъектов Российской Федерации. Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения.
Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также постановления (приказы) специально уполномоченных органов в области управления БЖД, в частности, об утверждении разного рода Положений и Правил.
Реализация требований правовых актов в каждой из подсистем законами Российской Федерации возложена на соответствующие органы исполнительной власти на всех уровнях, а также на руководство объектов экономики, предприятий и учреждений.