Теория в романе преступление. Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" Ф


Роман Достоевского «Преступление и Наказание»- это повествование о том, « как долго и трудно сомневалась, колебалась, билась, металась душа человека между совестью и разумом, добром и злом. Это была упорная, изнурительная борьба, и в конце её наступает признание совести, истины, очищение и обновление человека».

Родион Романович Раскольников - главный герой романа. Он «бывший студент», вынужденный оставить учебу из-за нехватки денег, живущий в беднейшем квартале Петербурга в каморке, больше похожей на шкаф. Но он человек умный, личность, способная оценивать окружающую его действительность. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.

Решив проверить, к какому разряду относится он сам, а также помочь матери, сестре, Мармеладовым, Раскольников убивает старуху-процентщицу, тем самым, подменяя следствием причину, ведь по его теории: если человек необыкновенный, то он может позволить себе преступление. А Раскольников действует по принципу: если я убью, то я необыкновенный. И проверяет свою исключительность не на себе, а на других, используя при этом бесчеловечные средства того уклада жизни, против которого он выступал.

Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже такой гордый, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое заводит его в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать ему о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если начнет думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории - к какому разряду людей. По логике его теории, они должны быть отнесены к «низшему» разряду, и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы и на головы Сони, Поли, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, и он не может этого пережить. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит эти теории, но не имеет права на эту ненависть. «Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?» Человеческая натура Раскольникова здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь своему герою. Сразу же после этого монолога он описывает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова.

Немецкий философ Фридрих Ницше создал теорию «белокурых бестий», « чистокровных арийцев».« Люди делятся на господ и рабов, господам- сильным личностям, сверхчеловекам, - всё дозволено!»Позднее эта теория послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла множество несчастий, и бед всему человечеству.

Цель, для которой требуются неправые средства не есть правая цель.

Меню статьи:

«Преступление и наказание» Федора Достоевского – роман теоретически сложный. Значительную часть произведения занимает «теория Раскольникова», которая отнюдь не является плодом писательского вымысла. Автор старается отобразить в романе тенденции, которые господствовали в области философии, идеологии и социальных теорий того времени.

Связь теории Раскольникова и ницшеанства

Идеи немецкого философа Фридриха Ницше воплотились не только в философии. Эти идеи легли в основу и литературных течений, где также известно направление ницшеанства.

Итак, ницшеанство выступало, во-первых, против натурализма, а во-вторых, главную роль здесь играло учение о «сверхчеловеке». Однако, для литературы характерно переосмысление этой философской идеи. Сверхчеловек предстает как:

  • личность, воплощающая знания и дух;
  • высшая сущность;
  • человек с правом вести других (низших людей, «чернь») к цивилизации.

Другая идея, которая прослеживается в «Преступлении и наказании», связанная с ницшеанством, относится к осмыслению роли христианства. Старое, традиционное представление о христианстве ломается, рушится в концепции Ницше, ведь философ считает эту религию ресентиментом. Вместо этого предлагается идея «воли к власти», которая трактуется также как «воля к силе».

Ницше и Достоевский

Проблема, которая озаглавлена здесь как «Ницше и Достоевский», находится в центре исследования творчества Федора Достоевского на Западе.

В философии есть мнение, что роман русского писателя выступил в роли «предтечи Ницше». Ну а факт, что немецкий мыслитель был знаком с творчеством Достоевского и уважал писателя, как и идеи, высказываемые тем в произведениях, тоже стал общим местом в таких исследованиях.

Во времена написания романа, по свидетельству литературных критиков, российская молодежь увлекалась идеями Ницше. Философия немецкого мыслителя говорила, что человек сегодня живет в унизительном положении, но если человек – это канат, который протянули над пропастью, это молния, ударившая из тучи, то следует найти выход из этого положения.

Теория Раскольникова и проблемы общества

В «Преступлении и наказании» Федор Достоевский выворачивает наизнанку подкладку состояния общества современной писателю России. На страницах романа раскрываются социальные пороки: склонность к прелюбодеяниям и проституции, алкоголизм, неумеренность в удовлетворении потребностей и другие социальные раны. Все это, пишет автор, – результат общественного неравенства.

Федор Достоевский замечает, что увлечение идеями индивидуализма, «сверхчеловека» (иными словами) – это бегство, эскапизм, позволяющий забыть о проблемах.

Истоки теории Раскольникова

Как читатель помнит: центральный персонаж романа Федора Достоевского, Родион Раскольников, живет в жутких условиях нищеты и крайней нужды. Квартира, которую герой арендует, скорее напоминает каморку, нежели жилье. Учебу Раскольников вынужден бросить: причина та же – нехватка денег.

Жалкие условия жизни толкают Раскольникова в увлечение идеями индивидуализма. Образованный и эрудированный, Родион остается наедине со своими мыслями в каморке, где живет. Здесь же в голове юноши зреет коварный план: преступление, призванное освободить мир от воплощенного зла – старухи, у которой герой проживал на пансионе.

Ранее Родион написал в газету статью, символически озаглавленную – «О преступлении». Это и разговор, который юноше удается случайно услышать, становятся толчками к реализации идеи, зревшей в мыслях главного героя.

Сверхчеловек и преступление

В теории Раскольникова содержится идея, что сильная личность, в концепции Ницше – сверхчеловек, имеет право на преступление. Другими словами, сверхчеловек живет по иным законам, и то, что для остальных будет преступлением, для сильной личности – закон.

Родион считал, что, рождаясь, люди уже распределены на два «лагеря»: в первой группе находятся необычные, уникальные личности, которым уготована специфическая судьба, а во втором – люди ведомые. Первая группа людей наделена даром, талантом изменять существующее положение вещей, вносить новую струю в развитие общества.

Великие полководцы, писатели, художники, ученые – люди, которые меняют ход истории, содействуют социальному прогрессу, относятся к тем, кто ведет других. Цель оправдывает средства – под таким девизом живут эти личности. Читатель, разбирающийся в философии, заметит, что теория Раскольникова противоречит просветительским идеям Иммануила Канта.

Кант – тоже немецкий философ. В концепции Канта цель не может оправдывать средства: над всем довлеет категорический императив и высший моральный закон. Если Раскольников уверен, что в любой войне есть человеческие жертвы, и человек порой выступает средством, то Кант говорил: человека всегда следует воспринимать лишь как цель, но никогда как средство.

Раскольников и теория героя «Преступления и наказания» отвергает наличие нравственного, морального закона для сверхчеловека, для сильной, высшей личности. Эта категория называется в романе «право имеющими», другая же группа людей именуется «тварями дрожащими».

Воплощение теории Раскольникова

Писатель характеризует Раскольникова как гордого, тщеславного человека. Конечно, Родион не мог отнести себя к группе ведомых: главный герой считал себя однозначно ведущим.

Близится время внесения платы за жилье и Раскольников впадает в отчаянье, ведь денег у студента в карманах не водится. Кажется, более подходящего момента реализовать идеи и проверить собственную теорию – на своей жизни – не найдется. Тогда Раскольников совершает страшное преступление: Родион убивает старуху-процентщицу.


В теории студента, это убийство призвано принести благо человечеству, ведь старуха мыслилась Раскольниковым как существо жалкое и низкое, отравляющее жизнь. Для сверхчеловека вымарать руки кровью – привычное дело, если это служит высшей цели.

Наказание

В теории, выстроенной Раскольниковым, юридическое наказание, суд не воспринимается карой за проступок. Конечно, Родион не хочет быть арестованным и судимым. Но избежав наказания буквой Закона, герой не сумел избежать наказания совестью.

Совесть – судья и палач в одном лице, совесть – страшнее каторги, ведь от нее не скрыться, не сбежать.

Родион ощущает себя в вакууме, в изоляции. Герой не общается с семьей: оказавшись в одиночестве, Раскольников понимает, что его нынешний удел – соответствующий фамилии душевный раскол. Родион совершил преступление против христианских ценностей, против человечности в целом. Убийство уравнивает героя с другими преступниками (Свидригайлов или Лужин). Раскаиваясь и осознавая глубину душевного раскола, Родион говорит, что убил не старуху, но себя.

Убийство словно сводит на нет положительные качества Раскольникова. Родион из нигилиста становится раскаивающимся преступником, обращающимся к Богу. Это – основное доказательство неправильности убеждений главного героя, неправильности теории Раскольникова.

Уроки, вынесенные после прочтения «Преступления и наказания»

Причины и последствия проступка

Читательские мнение разделяется, когда речь заходит о причинах, толкнувших Раскольникова на совершение преступления: первая версия говорит, что исток проступка – нищета, вторая же – теория главного героя.

Вы сюда попали не зря! Предлагаем ознакомиться с Федора Достоевского

У Раскольникова есть собственная классификация людей: герой делит представителей человеческого рода на «низших людей» и «собственно людей». Себя герой, безусловно, относит к «собственно людям», то есть тем, кто ведет и задает тон, «право имеет».


Впрочем, Раскольников отвечает не на все вопросы, касательно его теории. Например, Порфирий Петрович, следователь, спрашивает главного героя, есть ли критерии, чтобы отличить «собственно людей» от «людей низших», но Родион не дает на этот вопрос ответа.

Соня Мармеладова

Роль Сонечки Мармеладовой велика: героине надлежит привести Раскольникова к душевной целостности. Соня остается с Родионом даже в самые тяжелые минуты: девушка едет с ним в ссылку, на каторжные работы, помогает вернуться в лоно христианства, принимая раскаяние в содеянном проступке.

Софья учит героя, что душу можно облегчить, если признать вину. Примечательно, что именно Соне Раскольников раскрывает сердце и рассказывает о совершенном убийстве. Соня становится для героя своеобразным спасением.

Создает первым, если принимать во внимание только его идеологические романы. В центре изображения - главный персонаж Родион Романович Раскольников, к которому сводятся все нити повествования. Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" становится связующим и символическим элементом, благодаря которому произведение приобретает целостность и завершенность.

Молодой человек, живущий в обшарпанной съемной каморке, идет по улицам Петербурга и замышляет какое-то дело. Пока мы еще не знаем, о чем размышляет Раскольников, но по его болезненному состоянию понятно, что это преступление. Он решает убить старуху процентщицу. Однако одно убийство влечет за собой другое. Чтобы устранить свидетеля, ему приходится убить и младшую сестру Алены Ивановны - Лизавету Ивановну. После преступления жизнь героя становится невыносимой: он словно в аду собственных мыслей и страстей, он боится, что его раскроют. В итоге Раскольников сам совершает признание, и его отправляют на каторгу.

Жанровое своеобразие романа

Краткий пересказ говорит о том, что данный роман можно рассматривать как детективный. Однако это слишком узкие рамки для глубокого произведения Достоевского. Ведь помимо тщательного изображения картины преступления автор прибегает еще и к точным психологическим зарисовкам. Некоторые исследователи однозначно относят произведение к жанру идеологического романа, ведь на первый план выдвигается В романе "Преступление и наказание" о ней становится известно не сразу, лишь после убийства. Однако с первых же глав понятно, что герой не просто маньяк, его поступок подкреплен некими рациональными причинами.

Что подталкивает Раскольникова к убийству?

Во-первых, ужасные условия жизни. Бывший студент, который вынужден был бросить учебу из-за недостатка денег, Раскольников живет в тесной каморке с оборванными обоями. Его одежда выглядит так, что другой и посовестился бы такое надеть. Накануне он получает письмо от матери, в котором та сообщает, что его сестра Дуня выходит замуж за состоятельного мужчину, который старше ее. Конечно же, ее подталкивает нужда. Старуха процентщица же богата, но она очень скупая и злая. Раскольников думает о том, что ее деньги могли бы помочь многим, не только его семье. Теория поддерживается одним второстепенным персонажем - студентом, которого видит герой в распивочной. Этот студент разговаривает с офицером. По его мнению, старуха - мерзкое создание, она недостойна жить, а вот ее деньги можно было бы разделить между нищими и больными. Все это укрепляет мысль Раскольникова, что нужно убить.

Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

В какой главе мы узнаем о том, что у героя была своя теория? Порфирий Петрович в пятой главе третьей части говорит о статье Раскольникова, которую он написал, когда еще учился. Эту статью он приводит в качестве обвинений. Ведь в ней Родион разделил людей на две категории: право имеющих и тварей дрожащих. Первые - сильные мира сего - могут вершить судьбы, влиять на ход истории. Вторые же являются материалом. Совершая убийство старухи, Раскольников хочет доказать себе, что он принадлежит к первой категории. Однако муки, которые ему доставляет убийство, говорят об обратном. В конце концов нам, читателям, понятно, что Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" изначально обречена на провал: она бесчеловечна.

Идея двойничества в романе

Огромную роль в раскрытии теории и характера Раскольникова играют так называемые герои-двойники. Их в романе множество, однако самые яркие - это Лужин и Свидригайлов. Благодаря этим персонажам опровергается теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание". Таблица показывает, в чем сходство и различие трех персонажей.

Критерий Лужин Свидригайлов Раскольников
Теория Жить нужно для себя, "возлюбить себя одного" Человеку все дозволено Сильная личность может поступать так, как считает нужным. Слабые (твари дрожащие) - лишь строительный материал
Поступки

Желает жениться на Дуне, чтобы иметь власть

Домогался Дуни, доводит слугу до самоубийства, приставал к девочке, подслушал признание Раскольникова

Убивает старуху-процентщицу и ее сестру

Выдвигает ложные обвинения против Сони

Отдал деньги сиротам Мармеладовым

Помогает Мармеладовым, спасает детей из пожара

Покончил жизнь самоубиством

Сознается в преступлении

Таблица показывает, что самый грешный из всех троих - Лужин, ведь он так и не признал своих грехов, не совершил ни одного доброго дела. Свидригайлов же перед смертью успел искупить все одним хорошим поступком.

Раскольников ненавидит и презирает их обоих, потому что он видит свое сходство с ними. Все трое одержимы бесчеловечными теориями, все трое грешат. Самая продуманная - теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" (цитаты героя подтверждают это). Он цинично называет старушонку "вошью", говорит о том, что он хотел стать Наполеоном.

Все, что происходит в романе, идею. Даже само поведение главного героя. Особую роль в романе также играют в частности последний сон о моровой язве, благодаря которому становится понятным, насколько губительна теория Раскольникова в романе на подобную тему не может обойтись без расшифровки этого сна. Если бы все считали так, как Раскольников, то мир давно бы рухнул.

Выводы

Итак, бесчеловечная теория Раскольниквоа в романе "Преступление и наказание" опровергается автором, который призывает людей жить по законам божиим. Никакие рациональные причины не могут оправдать убийство человека, каким бы он ни был.

Теория Раскольникова сформировалась случайно: он нечаянно услышал разговор в пивной, и в его голове возникло своеобразное обоснование этой идеи, созданной в нем исключительно тяжелыми обстоятельствами его жизни.

Мысль Раскольникова уже и раньше останавливалась над вопросом об относительности в жизни понятий добра и зла. В среде человечества Раскольников отделял небольшую группу людей, стоявших как бы над вопросами о добре и зле, над этическими оценками поступков и деяний, людей, которым в силу их гениальности, их высокой полезности для человечества, ничто не может служить препятствием, которым все позволено. Остальные же, не выходящие из круга посредственности, масса, толпа, должны подчиняться существующим общим нормам и законам и служить средством высоких целей избранных людей. Правила морали для последних не существуют, они их могут преступать, ибо их цели оправдывают их средства.

Так обосновывает Раскольников право исключительной личности на преступления во имя не животных и эгоистических, а общих и высоких целей. Раскольников понимает, что такому образу действий должна соответствовать и особая психическая структура личности человека, готового «преступить» мораль. Он должен быть для этого обладателем сильной воли, железной выдержки и в нем над чувствами страха, отчаяния, робости, должно властвовать одно лишь сознание поставленных интеллектуальных целей. Впавшему в отчаяние и тоску, Раскольникову необходимо себе самому доказать, что он не «тварь дрожащая», что он смеет, может, что ему суждено пройти все свои предначертания. «Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут только одно: стоит только посметь!»

Таким образом, задуманное убийство влечет Раскольникова не возможностью обогащения, а как победа над самим собой, как подтверждение его сил, как доказательство того, что он не «материал» для постройки, а сам строитель. Задумывая преступление, Раскольников весь уходит в теоретику, в философские размышления, и его гораздо больше интересуют выводы логические, чем результаты поступка. Он остается теоретиком, мыслителем даже тогда, когда выполняет все задуманное. И, несмотря на то, что, как казалось, он все заранее предвидел и предусмотрел, но самого главного он не мог предвидеть именно потому, что он человек мысли, а не действия.

Нужда и связанные с нею унижения и обиды для самолюбивого юноши послужили одним из первых толчков к принятию решения. Закладывая свои вещи у ростовщицы, Раскольников испытывал отвращение и злобу, вызываемые в нем видом и всей обстановкой зловещей старухи. И когда однажды ему удалось нечаянно подслушать в пивной беседу двух студентов об убийстве, то доводы одного из них были как бы отголоском бессознательного убеждения самого Раскольникова.

Хотя защищавший так горячо эту точку зрения студент и сознался, что сам бы не мог подтвердить ее действием и на убийство бы не пошел, но в голову Раскольникова запала эта мысль, и он много о ней думал. Он останавливался и на практических последствиях преступления: деньги старухи дали бы ему возможность окончить университет, помочь матери и сестре, начать полезную для общества деятельность. Но потом его всеце¬ло захватывает собственная теория о гении и толпе, о людях силы и воли, о строителях-сильных одиночках - и толпе как материале для построек.

Раскольникову становится необходимым во что бы то ни стало доказать себе, что у него хватит сил и решимости оправдать на деле свою смелую теорию. Совершенно разбитый лихорадочной и упорной работой мысли, истощенный голодом, он делается жертвой своей навязчивой идеи и, как загипнотизированный, уже не имеет сил оторваться от намеченного пути.

Вначале он боролся сам с собой, в нем что-то протестовало против его решения, мысль об убийстве наполняла тоской и отвращением. Но потом он как-то механически подчинился своей идее, уже не владея собой, а словно исполняя чужую волю. «Как будто, - говорит автор, - его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественною силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать».

Случайные внешние обстоятельства побуждают его привести в исполнение задуманный план. Предусмотрев некоторые мелочи, Раскольников думал, что обнаружил полную подготовку к новой жизни по своей «новой морали». Но развернувшиеся вслед за свершением убийства обстоятельства показали теоретику, что в непосредственной жизни и ее событиях есть своя особая логика, разбивающая в прах все доводы и рассуждения отвлеченной теории. На собственном страшном опыте Раскольников убедился в сделанных им ошибках.

План

1. Введение

2. Суть теории

3. Причины крушения теории

4. Вывод

Уникальность романа " " в том, что Фёдор Михайлович представил и испытал на прочность необычную теорию, которую рассказал устами своего героя Раскольникова. В данном сочинении будет рассмотрена сама теория и причины её провала.

По мнению главного героя романа "Преступление и наказание", всё общество делиться на две неравные части: обычных, ничем непримечательных людей и выдающихся личностей. Первые - это огромная живая масса, которой управляют вторые. Обыкновенной части человечества просто необходимо в своих поступках опираться на какие-либо правила, а вторым не только можно, но и должно переступать через закон во имя светлого будущего. И лишь те, кто в силах бросить вызов судьбе, законам и обществу в целом, могут управлять живой массой и называться необыкновенными людьми. Жизнь большинства не заслуживает сожаления, так как их ничтожная жизнь не стоит ни гроша. Они вынуждены умирать ради чего-то великого и важного.

Выдающиеся личности могут переступить через чей-либо труп, если идея действительно требует этого. Кроме того, лидерам можно простить их злодеяния, если они были сделаны во благо. Совесть может не мучать таких людей, так как живая масса для того и создана, чтобы жертвовать ей ради возвышенных идей. Как правило непримечательные люди не оставляли свой след в истории, а деятельность необыкновенной части общества была направлена на разрушение старого, создание нового, изменение жизни человечества. Среди выдающихся личностей Раскольников выделял Соломона, Наполеона, Ликурга, Магомета. "Возможно ли обрести счастье, жертвуя людьми и преступая нравственные законы" - это основной вопрос, на который пытался ответить главный герой.

К концу произведения Раскольников и сам убедился, что его теория не может существовать. Это произошло по нескольким причинам. Во-первых, убийство одних людей, которое было в основе идеи главного героя, не может стать залогом счастья других. Как правильно заметил Родион, вместо желаемой смерти старухи-процентщицы он получил собственную моральную кончину. Во-вторых, деление общества на две неравные части изначально не имело шанса на успех. Нестабильность, которая присуща социуму, опровергает существование каких-либо закреплённых ярлыков за теми или иными людьми.

Теория о "выдающихся" и "обыкновенных" людях, описанная в романе "Преступление и наказание", повлияла на многих, в том числе и на самого Родиона Раскольникова. Благодаря данной идее главного героя произведения раскрывается идея романа: убийство даже ради благой цели не может сделать никого счастливее. Смертный грех лишь ухудшит положение убийцы.