Тест по этологии. Тест по экологии


Тест по теме «Основы экологии»

Вариант 1

1. Совокупность видов, приспособленных к совместному обитанию на общей территории, представляет собой

а) царство б) тип в) биогеоценоз г) популяцию.

2. Большую роль в азотном питании бобовых растений играет биотический фактор:

а) клубеньковые бактерии б) мицелий грибов

в) дождевые черви г) одноклеточные водоросли.

3. Что представляет собой дубрава, заселенная разнообразными видами растений, животных, грибов и бактерий:

а) агроценоз, б) систему органического мира в) биогеоценоз г) биосферу.

4. Увеличение числа видов в биогеоценозе – показатель:

а) его устойчивого развития

б) изменения в нем абиотических факторов

в) влияния на него антропогенных факторов

г) ослабления в нем борьбы за существование

5. Вытаптывание отдыхающими растений в парке – это пример фактора

а) абиотического б) биотического в) антропогенного г) сезонного.

6. Сбалансированный круговорот веществ в биогеоценозе – причина

а) колебания численности популяций

б) образования новых видов

в) приспособленности видов к среде обитания

г) устойчивости биогеоценоза.

7. Какое влияние на растения оказывают животные в природном сообществе?

а) служат для них средой обитания

б) распространяют плоды и семена

в) снабжают растения кислородом

г) защищают растения.

8. Изменение среды обитания организмами в процессе их жизнедеятельности – одна из причин

а) смены биогеоценозов

б) круговорота веществ

в) саморегуляции г) увеличения численности видов.

9. В каком сообществе процесс саморегуляции слабо выражен?

а) дубраве б) сосновом бору в) березовой роще г) плодовом саду.

10. К смене биогеоценоза под влиянием антропогенного фактора приводит

а) зарастание озера

б) появление елового леса на месте соснового

в) осушение болота

г) выращивание картофеля в течение ряда лет на одном и том же поле.

11. Виды хозяйственной деятельности человека, которые могут вызвать смену растительного сообщества, - это

а) создание новых сортов растений

б) создание новых пород животных

в) уход за культурными растениями

г) вырубка леса, осушение болот, распашка степей.

12. В клетках производителей органического вещества, в отличие от потребителей, происходит

а) дыхание б) питание в) фотосинтез г) синтез белка.

13. Бактерии и грибы в природном сообществе участвуют в

а) использовании солнечной энергии

б) образовании органических веществ из неорганических

в) разрушении органических веществ до минеральных

г) поглощении углекислого газа и выделении кислорода

14. Определите верно составленную цепь:

а) мышь – семена ели – ёж – лисица

б) ёж – мышь – семена ели – лисица

в) лисица – ёж – семена ели – мышь

г) семена ели – мышь – ёж – лисица

15. Найдите ошибку в цепи питания

а) семена растений – мышь – ёж – лисица

б) растение – кузнечик – лягушка – ёж

в) крапива – гусеница – дрозд – ястреб

г) карась – окунь – водоросли

В 1. Выберите организмы, играющие роль консументов в биогеоценозе.

А) Синица Б) Майский жук В) Почвенные бактерии Г) крот Д) Сосна

В 5. Назовите три характеристики животных, в наибольшей мере страдающих в результате хозяйственной деятельности человека:

А) Использующие небольшое число пищевых объектов Б) Питающиеся разнообразной пищей

В) Оседлые Г) Совершающие миграции Д) Виды, популяции которых находятся на границе ареала Е) Пластичные, быстро осваивающие новые территории

Вариант 2

А 1. Роль консументов в лесной экосистеме играют:

    зайцы-беляки 2) куколки насекомых 3) почвенные бактерии 4) осины

А 2. Основная роль в минерализации органических остатков принадле­жит:

    одуванчикам 2) медведкам обыкновенным 3) бактериям гниения 4) дождевым червям

А 3. Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются:

    бактерии 2) сосны 3) белки 4) насекомые

А 4. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?

1) консументы - продуценты - редуценты 2) редуценты - консументы - продуценты

3)продуценты - консументы - редуценты 4) консументы - редуценты - продуценты

А 5. Сообществом можно назвать группу:

1) растений, обитающих в биогеоценозе 2) грибов, бактерий и растений

3)животных, растений и микроорганизмов 4) растений, животных, грибов и бактерий

А 6. Биогеоценозом называют совокупность:

    популяций разных видов, обитающих на определенной террито­рии

    живых и неживых компонентов природы, связанных круговоро­том веществ

    взаимосвязанных популяций растений и животных

    популяций одного вида, населяющих разные территории

А 7. В большей степени вымирание популяции амфибий может зави­сеть от:

    чрезмерного перенаселения 2) слишком малой численности и родственных скрещиваний

3)повышения гетерозиготности популяции 4) снижения численности насекомых

А 8. Наиболее интенсивный круговорот веществ характерен для экосис­темы:

    дубравы 2) тайги 3) пустыни 4) степи

А 9. Все виды, образующие пищевую цепь, существуют за счет органического вещества, созданного:

    только растениями 2) только растениями и животными 3) животными, грибами и бактериями

4) растениями, циано- и хемосинтезирующими бактериями

А 10. Укажите правильно составленную пищевую цепь:

    клевер - ястреб - шмель - мышь 2) клевер - шмель - мышь - ястреб

3)шмель - мышь - ястреб - клевер 4) мышь - клевер - шмель - ястреб

А 11. Роль продуцента и консумента одновременно может играть:

1) эвглена зеленая 2) инфузория туфелька 3) амеба обыкновенная 4) лямблия печеночная

А 12. Какое из действий человека скорее приведет к гибели обитателей озера?

1) перенаселение видами растений и животных 2) отлов рыбы

3) разведение в нем новых пород рыб 4) смыв солей фосфора и азота в воду

А 13. Правило экологической пирамиды отражает:

1) закономерности действия экологических факторов 2) закон сохранения энергии, действующий в экосистеме 3) оптимальность цепей питания 4) соотношение биомасс на разных трофических уровнях

А 14. Укажите пункт, в котором перечислены все компоненты биогеоценоза:

    климат, состав почвы и воды

    состав атмосферы, воды, почвы и видовое разнообразие растений

    климат, состав атмосферы и воды, растения и животные

    биотоп, сообщества растений, животных, грибов, микроорганизмов

А 15. Примером детритной цепи является:

    осина - заяц - лиса 2) листовой опад - дождевые черви - бактерии

В 1. Выберите три правильных ответа. В экосистеме луга обитают:

А) Крот Б) Выхухоль В) Полевая мышь Г) Дятел Д) Полевка обыкновенная Е) Ондатра

В 2. Найдите соответствие между природной и искусственной экосисте­мами и их признаками.

ПРИЗНАКИ ЭКОСИСТЕМ ЭКОСИСТЕМЫ

    Преобладание монокультур, популяций немно- А) Природная экосистема

гих видов

    Действует естественный отбор Б) Агроценоз

    Упрощенность взаимоотношений между видами

    Разнообразие видового состава

    Разомкнутый круговорот веществ

    Сложная сеть взаимосвязей между организмами

    Преобладание искусственного отбора

    Устойчивость, способность к длительному суще­ствованию

Вариант 1

1-в, 2-а, 3-в, 4-а, 5-в, 6-г, 7-б, 8-а, 9-г, 10-в. 11-г. 12-в. 13-в, 14-г. 15-г,

Вариант 2

1-1, 2-3, 3-2, 4-3, 5-4, 6-1, 7-2, 8-1, 9-4, 10-2, 11-1. 12-4, 13-4, 14-4, 15-2.

Тест по теме « Основы экологии» 1 вариант

1 задание. Часть А. Выбрать правильный ответ.

1.Предметом изучения экологии является:

А) многообразие организмов, их объединение в группы

Б) закономерности наследственности и изменчивости организмов

В) взаимоотношения живых организмов и среды их обитания

Г) строение и особенности функционирования организмов

2.Влияние растений, животных, грибов и бактерий на живые организмы в экосистеме называют факторами: А) абиотическими Б) биотическими

3.Биологическим оптимумом называется:

А) отрицательное действие биотических факторов

Б) наилучшее сочетание абиотических факторов, влияющих на организм

В) наилучшее сочетание всех факторов, влияющих на организм

Г) положительное действие биотических факторов

4.Ограничивающим фактором на больших океанических глубинах для бурых водорослей будет:

А) большое количество осадочных пород

Б) количество углекислого газа

В) освещённость

Г) температура воды

5.Примером конкуренции организмов является:

А) повилика, растущая на других растениях

Б) сурепка на пшеничном поле

В) клубеньковые бактерии на корнях бобовых

Г) гриб-трутовик на берёзе

6.Форму существования популяций, при которой каждый вид извлекает пользу из связи с

другим видом, называют:

А) хищничеством В) конкуренцией

7.Роль консументов в лесной экосистеме играют:

А) зайцы-беляки В) почвенные бактерии

Б) куколки насекомых Г) осины

А) очень дорогостоящи В) убивают и полезных и вредных членов сообщества

Б) разрушают структуру почвы Г) снижают продукцию агроценоза

9.Продукция экосистемы - это:

А) её биомасса В) прирост биомассы в год

Б) количество переработанного вещества Г) прирост за несколько лет

2 задание. Часть В. Найдите соответствие между природной и искусственной экосистемами

и их признаками:

Виды экосистем: 1. Природные экосистемы 2 . Агроценоз

Признаки экосистемы:

1.Преобладание монокультур, популяций немногих видов.

2.Действует естественный отбор.

3.Упрощённость взаимоотношений между видами.

4. Разнообразие видового состава.

5. Разомкнутый круговорот веществ.

6. Сложная сеть взаимосвязей между организмами.

7.Преобладание искусственного отбора.

8.Устойчивость, способность к длительному существованию.

3 задание. Часть С. Ответить на вопросы.

Тест по теме « Основы экологии» 2 вариант

1 задание. Часть А. Выбрать правильный ответ.

1.Среда обитания организма - это совокупность:

А) окружающих условий, оказывающих на него благоприятное воздействие

Б) окружающих его растений, животных, грибов, бактерий

В) всех компонентов неживой природы

Г) всех окружающих его условий

А) абиотическими Б) биотическими

В) антропогенными Г) ограничивающими

3.Ограничивающим фактором называется фактор:

А) снижающий выживаемость вида

Б) по значению несколько ниже оптимального

В) с широким диапазоном значений

Г) только антропогенный

4.Организмы, как правило, приспосабливаются:

А)к одному наиболее существенному фактору

Б) к нескольким наиболее важным экологическим факторам

В) в основном к абиотическим факторам

В) в основном к биотическим факторам

5.Явление конкуренции возникает между:

А) хищниками и жертвами

В) видами, извлекающими пользу из связи друг с другом

Г) видами со сходными потребностями

6.Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются:

А) бактерии В) белки

Б) сосны Г) насекомые

7.Основная роль в минерализации органических остатков принадлежит:

А) одуванчикам В) азотобактериям

Б) медведкам обыкновенным Г) дождевым червям

8.Роль продуцента и консумента одновременно может играть:

А) эвглена зелёная В) амёба обыкновенная

Б) инфузория туфелька Г) лямблия печёночная

9. По правилу экологической пирамиды биомасса каждого последующего трофического уровня уменьшается в:

А) 2 раза В) 5 раз

Б) З раза Г) 10 раз

2 задание. Часть В. Соотнесите организмы с функциями, выполняемыми ими в экосистемах функции:

1. Консументы 2. Продуценты 3. Редуценты

А) Насекомые Б) Щука и судак В) Дождевые черви

Г) Нитробактерии Д) Сосна

3 задание. Выберите три правильных ответа. В экосистеме луга обитают:

1.крот 2.выхухоль 3.полевая мышь 4. дятел 5.полёвка 6. ондатра

3 задание. Часть С. Ответить на вопросы.

1.Какую роль играет круговорот веществ в биогеоценозе?

1.Кто предложил термин «экология»:

А) Аристотель;

Б) Э. Геккель;

В) Ч. Дарвин;

Г) В.И. Вернадский.

2.Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют:

А) биотическими;

Б) абиотическими;

В) экологическими;

В) антропогенными.

3.Понятие «биогеоценоз» ввел:

А) В. Сукачев;

Б) В. Вернадский;

В) Аристотель;

В) В. Докучаев.

4.Минерализуют органические вещества других организмов:

А) продуценты;

Б) консументы 1-го порядка;

В) консументы 2-го порядка;

В) редуценты.

5.Понятие «экосистема» вел в экологию:

А) А. Тенсли;

Б) Э.Зюсс;

В) В. Сукачев;

Г) В. Вернадский.

6.Консументы в биогеоценозе:

А) потребляют готовые органические вещества;

Б) осуществляют первичный синтез углеводов;

В) разлагают остатки органических веществ;

Г) преобразуют солнечную энергию.

7.Изменения во внешней среде приводят к различным изменениям в популяции, но не влияют:

А) на численность особей;

Б) на возрастную структуру;

В) на ареал;

Г) на соотношение полов.

8.Постоянная высокая плодовитость обычно встречается у видов:

А) хорошо обеспеченными пищевыми ресурсами;

Б) смертность особей которых очень велика;

В) которые занимают обширный ареал;

Г) потомство которых проходит стадию личинки.

9.Определите правильно составленную пищевую цепь:

А) семена ели – ёж – лисица – мышь;

Б) лисица – ёж – семена ели – мышь;

В) мышь – семена ели – ёж – лисица;

Г) семена ели – мышь – ёж – лисица.

10.Показателем процветания популяций в экосистеме служит:

А) их высокая численность;

Б) связь с другими популяциями;

В) связь между особями популяции;

В) колебание численности популяции.

11.Организмы, способные жить в различных условиях среды, называют:

А) стенобионтами;

Б) олигобионтами;

В) комменсалами;

В) эврибионтами.

12.Абиотическим фактором среды не является:

А) сезонное изменение окраски зайца-беляка;

Б) распространение плодов калины, рябины, дуба;

В) осеннее изменение окраски листьев у листопадных деревьев;

Г) осенний листопад.

13.Закон оптимума означает следующее:

А) организмы по-разному переносят отклонения от оптимума;

Б) любой экологический фактор оптимально воздействует на организмы;

В) любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организм;

Г) любой организм оптимально подстраивается под различные условия окружающей среды.

14.Приспособленность к среде обитания:

А) является результатом длительного естественного отбора;

Б) присуща живым организмам с момента появления их на свет;

В) возникает путем длительных тренировок организма;

Г) является результатом искусственного отбора.

15.Только в водной среде стало возможным:

А) удлинение тела организмов;

Б) усвоение организмами солнечного света;

В) появление пятипалых конечностей;

Г) возникновение фильтрационного типа питания.

16.Из сред жизни самая тонкая (в вертикальном распределении):

А) воздушная;

Б) почвенная;

В) водная;

Г) водная и воздушная.

А) бабочку-белянку;

Б) божью коровку;

В) жука-короеда;

Г) древесных муравьев.

18.Почва как среда обитания включает все группы животных, но основную часть её биомассы формируют:

А) гетеротрофы-консументы 1-го порядка;

Б) сапрофаги (сапротрофы);

В) продуценты (автотрофы);

Г) гетеротрофы – консументы 2-го порядка.

19.Светолюбивые травы, растущие под елью, являются типичными представителями следующего типа взаимодействий:

А) нейтрализм;

Б) комменсализм;

В) протокооперация;

Г) аменсализм.

А) головня;

Б) омела;

В) заразиха;

Г) повилика.


Заочное тестирование
в рамках конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»

Демонстрационные задания тестирования 2011 года

Тематика теста – «Экология растений»

Инструкция по выполнению теста

Тестирование состоит из 4 частей и включает 36 заданий.

Группа «А» включает 20 заданий (А1-А20). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только 1 ответ правильный.

Группа «Б» включает 10 заданий (Б1-Б10). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только 2 ответа правильные.

Группа «В» включает 3 задания (В1-В3). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых правильными могут быть 1, 2, 3 или 4.

Группа «Г» включает 3 задания (Г1-Г3). Каждое задание содержит фразу (определение, утверждение) с пропущенным словом или словосочетанием. К каждому заданию необходимо вписать слова, заканчивающие фразу.

Задания составлены на основе заданий экологических олимпиад, а также с использованием методических пособий.

За каждый правильный ответ дается один балл. Если задание подразумевает 2 правильных ответа (группы «Б» и «В»), то за правильное их выполнение дается 2 балла, если задание подразумевает 3 правильных ответа (группа «В»), то за правильное их выполнение дается 3 балла, если задание подразумевает 4 правильных ответа (группа «В»), то за правильное их выполнение дается 4 балла. За каждую правильно завершенную фразу (группа «Г») дается 1 балл, если завершена не полностью – 0,5 балла.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться любыми источниками информации: книги, учебники, которые у Вас будут под рукой, а также сайтами в Интернете.

Желаем успеха!

Задания группы «А»

А1 Как называется группа холодолюбивых организмов?
a ) криофилы
b ) гигрофилы
c ) термофилы
d ) ксерофилы

А2 – У растений фотопериодизм в первую очередь регулирует процессы:
a ) питания
b ) дыхания
c ) роста
d ) цветения

А3 Какой способ борьбы с сорняками экологически безопасный?
a ) агротехнический (механический)
b ) химический
c ) применение радиоактивного излучения
d ) применение огнеметов

А4 Транспирация - это:
a ) биологическое испарение воды растениями
b ) всасывание воды и питательных веществ корнями растений.
c ) передвижение воды и питательных веществ в растениях
d ) поглощение воздуха растениями в процессе фотосинтеза.

А5 – Химические вещества, вырабатываемые растениями, угнетающе действующие на ряд микроорганизмов, называются:
a ) феромоны
b ) фунгициды
c ) фитонциды
d ) детергенты

А6 – Группа ядохимикатов, угнетающая рост и развитие грибов, называются:
a ) феромоны
b ) фунгициды
c ) фитонциды
d ) детергенты

А7 – Глубоководные водоросли чаще всего имеют красный цвет потому что:
a ) на глубину проникают только красные лучи
b ) на глубину проникают только сине-зеленые лучи
c ) у них нет хлорофилла
d ) у них только красный хлорофилл

А8 – Растения используют для фотосинтеза:
a ) желто-красную часть спектра
b ) красную часть спектра
c ) синюю часть спектра
d ) красную и синюю часть спектра

А9 – Функцию фотосинтеза выполняют:
a ) хромопласты
b ) хлоропласты
c ) лейкопласты
d ) этиопласты

А10 – Последовательная смена одних фитоценозов (биоценозов, биогеоценозов) другими на определённом участке среды называется
a ) эволюция
b ) регрессия
c ) симбиоз
d ) сукцессия

А11 – Жизненная форма растений, характеризующаяся признаками: многолетнее растение с одним одревесневшим стволом, который сохраняется на протяжении всей жизни, называется:
a ) дерево
b ) кустарник
c ) кустарничек
d ) травянистое растение

А12 – Жизненная форма растений, характеризующаяся признаками: отсутствие постоянного древесного ствола над землёй, бывают однолетними, двулетними и многолетними, называется:
a ) дерево
b ) кустарник
c ) кустарничек
d ) травянистое растение

А13 –Водные растения, прикрепленные к почве и погруженные в воду только нижними своими частями, называются
a ) гидрофиты
b ) гигрофиты
c ) гидатофиты
d ) мезофиты

А14 – Растения, обитающие в местах с высокой влажностью воздуха и (или) почвы
a ) гидрофиты
b ) гигрофиты
c ) гидатофиты
d ) мезофиты

А15 – В настоящее время широко используется способ выращивания растений без почвы. Для их питания используют воду с растворенными биогенами. Этот способ называется:
a ) Водоносный баланс
b ) Возвратное водопотребление
c ) Гидропоника
d ) Биоаккумуляция

А16 – Распространение плодов, семян, спор и других зачатков растений воздушными течениями, называется
a ) анемохория
b ) зоохория
c ) гидрохория
d ) антропохория

А17 – Распространение плодов и семян животными, называется
a ) анемохория
b ) зоохория
c ) гидрохория
d ) антропохория

А18 – К микроэлементам, необходимым для жизни растения в очень маленьких количествах, относятся:
a ) углерод, железо, бор
b ) водород, кислород, цинк
c ) калий, кальций, магний
d ) медь, марганец, железо

А19 – На процессы фотосинтеза расходуется:
а) Не более 5% солнечной энергии
b ) До четверти всей солнечной энергии
c ) 50% всей поступившей на Землю солнечной энергии
d ) Практически вся солнечная энергия, поступившая на сушу нашей планеты

А20 – Назовите растение, которое не относится к голосеменным
a ) Вельвичия удивительная
b ) Виктория регия
c ) Гинкго двулопастной
d ) можжевельник обыкновенный

Задания группы «Б»

Б1 – К растениям-хищникам относятся:
a ) багульник
b ) росянка
c ) вереск
d ) мухоловка

Б2 – Отметьте экологические группы растений по отношению к почвам:
a ) гидрофиты
b ) галофиты
c ) базофиты
d ) ксерофиты

Б3 – Отметьте приспособления для распространения семян растений по воздуху
a ) парашютик
b ) воздухоносные полости
c ) водонепроницаемый слой
d ) крылатые выросты

Б4 – Отметьте приспособления для распространения семян растений по воде
a ) парашютик
b ) воздухоносные полости
c ) водонепроницаемый слой
d ) крылатка

Б5 – Для растений-гигрофитов характерны признаки:
a ) большие листья с тонкой кутикулой
b ) мощное развитие корневой системы вглубь
c ) длинные неразвитые механически стебли
d

Б6 – Для растений-гидрофитов характерны признаки:
a b ) проводящие сосуды занимают центральное положение в стебле
c ) запас воды содержится в водозапасающей ткани листа
d ) на листьях имеются особые железки – гидатоды

Б7 – К трудностям жизни растений на болоте относятся:
a ) резко щелочная реакция почвы
b ) холодная вода
c ) недостаток питательных веществ
d ) недостаток кислорода в почве

Б8 – Из списка выберите растения – индикаторы кислых почв
a ) Мята полевая
b ) Люцерна посевная
c ) Черника
d ) Фиалка полевая

Б9 – Для растений-мезофитов характерны признаки:
a ) запас воды содержится в водозапасающей ткани листа
b ) нетерпимы к длительной засухе
c d ) отсутствие специфической морфологической адаптации

Б10 – Для растений-ксерофитов характерны признаки:
a ) стебель травянистый с воздухоносными полостями
b ) малая поверхности листьев
c ) очень тонкие листовые пластинки, состоящие всего из 2-3 слоев клеток, иногда сильно рассеченные
d ) мощное развитие корневой системы вглубь

Задания группы «В»

В1 – Укажите номера ВЕРНЫХ высказываний
a ) у березы есть цветки, собранные в соцветие
b ) некоторые растения никогда не цветут
c ) у отдельно стоящего дерева ветви длиннее с северной стороны
d ) некоторые комнатные растения – дальние родственники тропических растений

В2 –Укажите номера НЕВЕРНЫХ высказываний
a) все деревья - многолетние растения
b) во время дыхания растения вместо кислорода поглощают углекислый газ
c) пшенную крупу делают из пшеницы
d) в еловом лесу мы встретим меньше травянистых растений, чем, в сосновом лесу

В3 – Для светолюбивых растений (гелиофитов) характерны следующие признаки:
a ) повышенное содержание хлоропластов в клетках листа
b ) устьица располагаются по обеим стMsoNormalоронам листа
c ) довольно толстые листья
d ) клетки эпидермиса содержат хлоропласты

Задания группы «Г»

Г1 Виды растений, представители которых встречаются на большей части обитаемых областей Земли, называются …

Г2 – … - растительное сообщество, совокупность растительных организмов на относительно однородном участке, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом, с животными и с окружающей средой.

Г3 – Микориза – взаимовыгодное сожительство (симбиоз) мицелия гриба с …

Выполнили все задания? Тогда откройте сборник ответов и проверьте правильность выполнения заданий.

1. На сколько градусов падает температура на каждые 100 м при подъеме в горы?:

0,5º

На каждые 100 км при продвижении от экватора к полюсам:

0.5º

2. Какой процент от массы земной коры составляют все растения и животные?:

0.1%

3. На какой высоте находится озоновый экран, защищающий Землю от солнечной радиации?

45 км

4. Какой фактор определяет нижний предел жизни в литосфере:

Температура

5. Какой фактор определяет нижний в атмосфере:

Воздух

температура

ультрафиолетовые лучи

5. Разложение белков с образованием аммиака(аммонификация) осуществляется:

клубеньковыми бактериями

почвенными бактериями

Редуцентами

6. Образование азотистых соединений путем фиксации атмосферного азота

Осуществляется:

Клубеньковыми бактериями

бактериями-денитрификаторами

продуцентами

7. Разложение солей азотной кислоты до образования газообразного азота (денитрификация) осуществляется:

Почвенными бактериями-денитрификаторами

клубеньковыми бактериями

8. Впервые ввел понятие « биоценоз» в 1877 году:

К. Мебиус

В. В.Докучаев

9. Первую эволюционную теорию создал:

Р. Реомюр

К. Линней

Ламарк

10. В 1840 был установлен «закон минимума»:

Ю. Либих

11. Раздел экологии, изучающий взаимоотношения организма (вида, особи) с окружающей средой называется:

биоэкология

Аутеэкология

палеоэкология

12. Раздел экологии, изучающий жизнь сообществ организмов (экосистем, биогеоценозов) называется:

мегаэкология

аутэкология

Синэкология

13. Первый в России заповедник был организован в 1882 году:

На Камчатке

на Кавказе

14. Термин «биосфера» впервые употребил:

В. В.Докучаев

Ч. Адамс

В. И.Вернадский

15. Заповедник «Аскания-Нова» был основан в:

1898

16. Понятие экосистемы ввел:

А. Тенсли

В. Н.Сукачев

16. Нитрифицирующие бактерии открыты в 1893г.:

Д. И.Ивановским;

С. П.Костычевым

С. Н.Виноградским.

17. Двойное оплодотворение у растений открыто в 1898г.:

К. А.Тимирязевым;

С. Г.Навашиным

В. Н.Сукачевым.

18. Н. И.Вавилов сформулировал закон:

биогенетический;

Гомологических рядов наследственной изменчивости;

хромосомную теорию наследственности;

19. В каком году и кем был впервые синтезирован хлорофилл?:

1960, Вудворд;

1961, Дж. Гердон

20. Расположите нижеперечисленные растения в порядке убывания по потреблению воды:

кукуруза;

21. Однородный участок поверхности, с определенным составом живых и косных компонентов, объединенных обменом веществ и энергии в единый природный комплекс, называется:

ландшафт;

Биогеоценоз;

формация.

23. Распределите растения в порядке убывания продолжительности жизни:

дуб черешчатый

липа крупнолистная

бурая водоросль

можжевельник

папоротник древовидный

ель обыкновенная

24. Какое растение обладает наибольшим коэффициентом использования солнечного света при фотосинтезе:

Хлорелла 70%

картофель

25. Назовите общую протяженность рек Крыма:

5996 км

25. Назовите самые многоводные реки Крыма

Черная

Биюк-Карасу

Бельбек

26. Какова длина Северо-Крымского канала

465 км

27. Есть ли в Крыму пресные озера, если есть назовите.

Малые озера на яйлах главной горной гряды

Ак-Мечетское озеро на Тарханкуте

28. Что такое «болезнь Минамата»?

Экологическая болезнь, вызванная отравлением ртутью, через рыбу, выловленную в одноименной бухте.

29. Когда был создан Гринпис?:

1972

30. Чернобыльская катастрофа произошла в:

1986

31. Сформулируйте биогенетический закон Ф. Мюллера-Э. Геккеля

Индивидуальное развитие особи(онтогенез) в общих чертах повторяет основные этапы развития своих предковых форм(филогенез)

32.Что такое «парниковый эффект» и в чем его причина? Каковы могут быть его последствия? Видите ли вы возможности его устранения?

Постепенное повышение температуры климата на планете в результате накопления в атмосфере углекислого и других газов, которые подобно стеклу теплицы или парника, пропуская солнечные лучи, препятствуют тепловому излучению с поверхности Земли. Причина парникового эффекта-в невозможности растений Земли переработать весь высвобождающийся в результате человеческой и другой деятельности «дополнительный» антропогенный углекислый газ.

33. Объясните почему у рек берега различной крутизны?

Реки в результате отклоняющего действия вращения Земли вокруг ее оси имеют тенденцию смещать свое русло в северном полушарии вправо, а в южном – влево. В рзультате у рек Северного полушария правый берег обычно крутой, а левый –пологий (закон миграции речного русла.)

34. Какие организмы образуют первый трофический уровень в водных экосистемах?:

Головастики

Мидии

Мальки

Цианобактерии

Диатомовые водоросли

36. Сколько в Крыму заповедано прибрежных аквальных комплексов?:

31

37. Какой вид орошения является наиболее экологичным с вашей точки зрения? Ответ обоснуйте.

дождевальной машиной «фрегат»

дождевальной машиной «ДДА100-МА»

по бороздам

Капельное орошение

39. Сформулируйте теорему Г. Ф.Гаузе. Приведите примеры.

Два вида не могут существовать в одной и той же местности, если их биологические потребности идентичны. (Ондатра вытеснила выхухоль)

40. Какой метод обеззараживания воды считается наиболее прогрессивным на сегодняшний день?

Хлорирование

Ультрафиолетовое облученин

Озонирование

41 Химическое вещество, привлекающее животных, насекомых, называется:

Аттрактант

42. Выращивание растений без почвы во влажном воздухе с помощью периодического опрыскивания корней питательными растворами, это:

Гидропоника

аэротенк

аэропоника

44. Какое количество энергии биомассы потребляется при переходе с одного трофического уровня на другой? (закон пирамиды энергий Р. Линдемана)

10 %

45. Многократно повторяющаяся смена одного биоценоза другим, смена господствующих видов на основе конкуренции называется:

рекультивация

Сукцессия

резистентность

46. В чем сходство и отличие экосистемы и биогеоценоза? Ответ обоснуйте.

Экосистема и биогеоценоз - в обоих случаях это взаимодействующая совокупность живых организмов и среды. Но экосистема – понятие общее (болота. аквариум, муравейник, биосфера, в целом - все это экосистемы). Биогеоценоз - это экосистема, ограниченная, только фитоценозом, дающим жизнь животным. То есть биогеоценоз - это часть экосистемы.

47. Вся вода планеты проходит циклы расщепления в растительных клетках, и восстановления в животных и растительных клетках примерно за:

2 000 000 лет

48. Весь атмосферный кислород проходит через живое вещество примерно за:

2000 лет

49. Продуктивность экосистемы определяется:

Приростом биомассы

количеством консументов

отсутствием редуцентов

50. Где находятся самые большие запасы воды на Земле?

В Мировом океане 1.5млрд. км³

В недрах земли 1.3млрд. км³

в ледниках

в айсбергах

51. Сколько на Земле пресной воды?

100 млн. км³

10 млн км³

35 млн. км³

52. Где находятся основные запасы пресной воды?

В ледниках, полярных снегах и айсбергах (96%)

53. Сколько литров кислорода потребляет в день взрослый человек?

700-900 л

54. Сколько литров кислорода потребляет на1000 км легковой автомобиль?

300 000 л

55. К антропогенным факторам относятся:

Температура и влажность воздуха

Вырубка лесов, осушение болот, загрязнение воздуха