Устное обращение граждан в органы местного самоуправления. Обращения граждан: виды, формы, понятие, порядок рассмотрения


Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления находится в ряду основных конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 33 Конституции) и в то же время служит одной из гарантий других конституционных прав и свобод . Сами обращения граждан в органы местного самоуправления служат важным каналом обратной связи органов местного самоуправления с населением.

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления установлены Федеральным законом от 2 ноября 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", заменившим действовавший до него Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан".

Субъекты Федерации также могут участвовать в законодательном регулировании порядка рассмотрения обращений граждан, но сферы этого регулирования ограничены установлением положений, направленных на защиту права граждан на обращение, в том числе установлением гарантий права граждан на обращение, дополняющих гарантии, установленные Федеральным законом. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан" регулирует процедуру рассмотрения обращений как в государственных, так и в муниципальных органах, а региональные законы должны в полной мере ему соответствовать.

Согласно указанному Федеральному закону обращение гражданина - это направленное в орган или должностному лицу местного самоуправления письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в орган местного самоуправления.

Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов других лиц.

Осуществляя свое право на обращение, гражданин может представлять дополнительные документы или обращаться с просьбой об их истребовании; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.


Указанный Федеральный закон запрещает преследовать гражданина в связи с его обращением в орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа местного самоуправления, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Праву граждан на обращение соответствуют обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Орган местного самоуправления или должностное лицо:

Обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

Запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

Принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

Дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

Уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В случае если в обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Значение Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" для укрепления связей органов местного самоуправления с населением заключается еще и в том, что он устанавливает обязанность личного приема граждан руководителями органов местного самоуправления и уполномоченными на то лицами. Практика показывает, что некоторые руководители муниципальных органов в отсутствие закона не считали себя обязанными принимать граждан, так же как полагали излишним рассматривать их жалобы, ссылаясь на то, что установлен судебный порядок рассмотрения жалоб, и этого достаточно.

Закон установил, что информация о месте приема руководителями граждан, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения населения.

Содержание устного обращения, с которым гражданин приходит на прием, заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В случае если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

В числе форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в местном самоуправлении Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" называет и обращения граждан в органы местного самоуправления.

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (ст. 32). В первоначальной редакции Закона говорилось, что должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца. С 1 декабря 2006 г. обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (ч. 2). Вместе с тем в ст. 32 Закона 2003 г. сохранена ч. 3: "За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации".

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы МСУ.

Согласно ФЗ от 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".:

обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

предложение - это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов МСУ, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление - это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;



жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

При рассмотрении обращения органом МСУ или должностным лицом гражданин имеет право :

представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;

обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Орган местного самоуправления или должностное лицо :

обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

По общему правилу письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение одного месяца со дня регистрации письменного обращения.

Личный прием граждан в органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Гражданин по решению суда имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

44.Муниципальные выборы

Муниципальные выборы - это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и принимаемыми в соответствии с ним региональными законами.

Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать (т.н. активное избирательное право), а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (т.н. пассивное избирательное право).

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы местного самоуправления.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина РФ на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ.

Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на день голосования на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане , постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Выборы органов местного самоуправления и депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

муниципальные выборы назначаются представительным органом МО в сроки, предусмотренные уставом МО. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов и порядок их применения.

При проведении муниципальных выборов используются мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, а также избирательная система, соединяющая в себе две первые (смешанная).

Мажоритарная избирательная система - это избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства голосов избирателей. Большинство голосов может быть абсолютным, когда превышена половина от общего числа избирателей; относительным, когда количество голосов избирателей, полученных одним кандидатом, превышает количество голосов, поданных за других кандидатов в отдельности; квалифицированным, когда избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое превышает абсолютное большинство. Один из основных недостатков мажоритарной избирательной системы состоит в том, что в ней не учитываются голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования.

Пропорциональная избирательная система - это избирательная система, в соответствии с которой мандаты в выборном органе распределяются пропорционально полученному партией или списком кандидатов числу голосов избирателей по всей стране или в одном из нескольких многомандатных избирательных округов. Пропорциональная избирательная система в настоящее время в мире более распространена, чем мажоритарная избирательная система. Применение пропорциональной избирательной системы позволяет решить основной недостаток мажоритарной избирательной системы и учесть при выборах голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования в конкретном избирательном округе.

В настоящее время государственная политика сводится к максимальному отсечению от участия в выборах всех общественных объединений, кроме политических партий. общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.

45.. Опрос граждан

Согласно ст. 31 ФЗ "Об общих принципах МСУ в РФ" опрос граждан проводится на всей территории МО или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

В опросе граждан имеют право участвовать жители МО, обладающие избирательным правом.

Опрос граждан проводится по инициативе:

представительного органа или главы МО - по вопросам местного значения;

органов государственной власти субъектов Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель МО для объектов регионального и межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом МО и (или) нормативными правовыми актами представительного органа МО.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом МО. В нормативном правовом акте этого органа о назначении опроса граждан устанавливаются:

дата и сроки проведения опроса;

формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

методика проведения опроса;

форма опросного листа;

минимальная численность жителей МО, участвующих в опросе.

Жители МО должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

за счет средств бюджета субъекта РФ - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации.

46.Статус депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления

Депутат - это член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Должностное лицо местного самоуправления - это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Выборное должностное лицо местного самоуправления - это должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Член выборного органа местного самоуправления - это выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Срок их полномочий устанавливается уставом МО и не может быть менее двух и более пяти лет.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" и уставом МО.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.

Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации Федерального Собрания, депутатами законодательных органов власти субъектов Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Федерации, а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы.

Депутаты представительного органа МО не могут одновременно исполнять полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления, замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий, за исключением случаев, установленных ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ". Выборные должностные лица местного самоуправления не могут одновременно замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий.

Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности

В течение срока своих полномочий депутат Законодательного Собрания Краснодарского края не может быть депутатом (членом) иных законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатом представительного органа местного самоуправления, замещать иные государственные должности, государственные должности государственной службы, выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы. Депутату городской Думы Краснодара, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, гарантируются:

условия работы, обеспечивающие исполнение им своих полномочий;

право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода на пенсию с муниципальной должности;

пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью в объеме прав муниципального служащего,;

обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им своих полномочий;

обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период исполнения своих полномочий или после их окончания, но наступивших в связи с их исполнением;

защита его и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им своих полномочий в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами;

единовременное денежное вознаграждение за ученую степень кандидата и доктора наук

Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Досрочное прекращение полномочий депутата местного самоуправления возможно в случае:

отставки по собственному желанию;

признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;

прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин России, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

отзыва избирателями;

досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

в иных случаях, установленных ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ"

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления , выборного должностного лица местного самоуправления - это досрочное лишение мандата такого лица по воле избирателей.

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного референдума.

Основания для отзыва и процедура устанавливаются уставом МО.

Основаниями для отзыва могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Как правило, глава муниципального образования может быть отозван в следующих случаях:

1) если им не был отменен изданный им правовой акт или отдельные его положения, которые были признаны судом противоречащими Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции (уставу), закону субъекта Федерации, уставу МО и при этом повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда;

2) если в результате его противоправных действий либо неисполнения им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе МО, соответствующему муниципальному образованию и (или) его населению нанесен существенный материальный ущерб, подтвержденный в судебном порядке;

3) если подтвержденное в судебном порядке систематическое неисполнение им своих полномочий, установленных в ФЗ, законах субъекта Федерации и уставе МО, создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий органами МСУ, а равно для участия населения МО в осуществлении местного самоуправления;

4) если им был нарушен срок издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме, и данное нарушение подтверждено в судебном порядке.

Депутат представительного органа, как правило, может быть отозван в случае, если подтвержденное судом его систематическое неучастие в заседаниях данного органа депутатов без уважительных причин (болезнь депутата или его близких родственников, служебная командировка) создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий представительного органа.

Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления принимается, как правило, представительным органом муниципального образования. Решение о назначении голосования по отзыву публикуется в официальных средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Одновременно с публикацией решения о назначении голосования по отзыву в официальном печатном средстве массовой информации должны быть опубликованы объяснения перед избирателями отзываемого лица по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей , зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

на всех этапах процедуры отзыва выборное должностное лицо местного самоуправления должно иметь право давать пояснения по обстоятельствам, служащим основанием отзыва, защищать свои интересы. Лица, инициирующие процедуру отзыва, должны обеспечить уведомление выборного должностного лица о времени и месте рассмотрения вопросов, касающихся его отзыва. Следует заметить, что, хотя и в интересах самого отзываемого лица следует явиться на соответствующие заседания и давать свои объяснения, оно вправе и не делать этого.

48.Формами работы депутатов с избирателями являются встречи с избирателями, их прием, рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб избирателей, по результатам которых депутат готовит предложения в постоянные комиссии ГД или на собрание ГД, направляет депутатские обращения в местную администрацию, а также в организации, в компетенцию которых входит их разрешение. Депутат отвечает на письма избирателей, изучает поступившие от них предложения и жалобы, осуществляет личный прием граждан. Общий порядок работы депутатов с избирателями, процедура обращений депутатов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, вопросы гарантий депутатской деятельности, материального обеспечения депутатов при работе с избирателями, как правило, определяются уставом МО или регламентом представительного органа.

Депутат городской Думы Краснодара самостоятельно организует свою работу по взаимодействию с населением МО город Краснодар, представляет интересы населения соответствующего избирательного округа в органах местного самоуправления МО.

Депутат ведёт личный приём избирателей не реже одного раза в месяц. Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации не реже одного раза в полугодие.

Для обеспечения постоянной связи с избирателями депутат информирует их о работе ГД, изучает общественное мнение, выявляет потребности и нужды населения с целью последующего внесения в ГД предложений по их рассмотрению.

Депутат обязан не реже одного раза в полгода отчитываться перед избирателями своего округа о работе и о результатах своей деятельности.

По требованию населения (наименование муниципального образования) может быть проведен внеочередной отчет. Под требованием о проведении внеочередного отчета необходимо собрать не менее 10% подписей избирателей одномандатного округа, а в многомандатном округе - не менее 10% подписей от числа избирателей соответствующего избирательного округа, поделенного на число мандатов.

49.Депутатский запрос

Депутат или группа депутатов городской Думы Краснодара имеют право обращаться с запросом к органам гос. власти Краснодарского края, органам МСУ, руководителям предприятий, учреждений, организаций МО независимо от их организационно-правовой формы по вопросам, входящим в компетенцию городской Думы Краснодара, и вопросам своей депутатской деятельности. Запрос депутата направляется им самостоятельно и не требует оглашения на заседании представительного органа МО. Нередко депутат, направивший запрос, имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов депутат, направивший запрос, должен быть извещен заблаговременно

Запрос вносится на заседание городской Думы Краснодара в письменной форме. Орган или должностное лицо муниципального образования город Краснодар, руководители предприятий, учреждений, организаций муниципального образования город Краснодар, к которым обращен запрос, должны дать ответ на него в устной (на заседании городской Думы Краснодара) или в письменной форме в 15-дневный срок, если иное не установлено в запросе. Органы государственной власти Краснодарского края, территориальные органы федеральных органов государственной власти, расположенные на территории муниципального образования город Краснодар, их должностные лица, к которым обращен запрос, в соответствии с законодательством дают ответ на него в устной (на заседании городской Думы Краснодара) или в письменной форме в 30-дневный срок.

50. Органы местного самоуправления: понятие, виды, общая характеристика

Под органами местного самоуправления, как правило, понимают выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий. Органы местного самоуправления обладают следующими особенностями:

  1. не входят в систему органов государственной власти (в соответствии со ст. 12 Конституции);
  2. в случае наделения их отдельными государственными полномочиями они могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность в данном случае будет находиться под контролем государства (в соответствии со ст. 132 Конституции).

Статья 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе – Закон о местном самоуправлении 2003 г.) четко определяет структуру органов местного самоуправления, включая в нее следующие элементы: 1) представительный орган муниципального образования; 2) глава муниципального образования; 3) местная администрация; 4) контрольный орган муниципального образования; 5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом. Причем наличие первых трех элементов в системе органов местного самоуправления является обязательным.

В системе муниципальных органов власти особое место занимает представительный орган местного самоуправления как выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Наименования представительного органа местного самоуправления различны. В зависимости от исторических, национальных и иных традиций представительный орган может называться: дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание, собрание представителей, рада, курултай, джирге, круге и т. п.

Представительный орган осуществляет вопросы исключительного ведения - это вопросы, не требующие проведения референдумов, опросов общественного мнения, публичных обсуждений, которые вправе решать только представительный орган местного самоуправления и никакие иные органы. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 35), в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся следующие вопросы: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Перечисленные полномочия представительных органов – это минимальный, но не исчерпывающий перечень их прав и обязанностей. Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований, где в соответствии с законодательством субъектов РФ они могут быть расширены (но не сужены). В случае, когда перечень полномочий достаточно широк, роль представительных органов с общей системе органов местного самоуправления значительно возрастает.

Структура представительного органа местного самоуправления – внутреннее строение органа, которое по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. К структурным элементам представительного органа местного самоуправления, как правило, относятся: 1) руководящее звено (председатель); 2) функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии); 3) территориальные структуры (депутатские группы); 4) политические фракции; 5) рабочий аппарат.

Председатель организует работу представительного органа муниципального образования: созывает и ведет заседания представительного органа; контролирует и обеспечивает выполнение регламента представительного органа; подписывает решения, протоколы заседаний, другие документы представительного органа; организует выполнение решений представительного органа; координирует деятельность постоянных и иных комиссий; решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены представительного органа или возложены действующим законодательством.

Постоянные комиссии как функционально-отраслевое структурное подразделение представительного органа местного самоуправления занимают особое место в структуре органа. К задачам постоянных комиссий представительного органа местного самоуправления относятся следующие вопросы: а) разработка предложений для рассмотрения на заседаниях; б) подготовка заключений и проектов решений по вопросам ведения представительного органа; в) содействие органам местного самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений представительного органа; г) контроль в пределах полномочий представительного органа за деятельностью городской администрации, ее структурных территориальных подразделений, а также за работой предприятий, учреждений и организаций по выполнению решений представительного органа.

Обращение граждан в органы местного самоуправления - форма участия населения в осуществлении местного самоуправления. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Институт обращений граждан в российском муниципальном праве имеет два различных значения и соответствующие им различные конституционно-правовые основания: во-первых, это право граждан обращаться лично или письменно от своего имени или коллективно в органы местного самоуправления, которое состоит в возможности продолжать воздействие на сформированные ими органы местного самоуправления и выступает в качестве особого института реализации права граждан на участие в осуществлении местного самоуправления (ст. 130 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”) - отклики, индивидуальные и коллективные предложения, запросы, а также заявления, просьбы и ходатайства; во-вторых, это обращения граждан, связанные с реализацией основных прав, восстановлением нарушенных прав и законных интересов граждан и используемые ими в качестве неформализованных и формализованных (заявления и жалобы) средств правовой защиты (ст. 46 Конституции Российской Федерации).

Отклики представляют собой выраженные публично суждения о различных явлениях, событиях, конкретных фактах реальной действительности, “заслуживших” общественное внимание. В откликах прослеживается потребность людей высказать свое мнение и оценочные суждения о происходящих процессах в местной жизни, об эффективности функционирования различных звеньев системы местного самоуправления, т.е. выражается отношение граждан к конкретным явлениям, событиям, фактам общественной практики; С помощью откликов граждане реализуют свое отношение (позитивное и негативное к актам и социальной практике органов местного самоуправления, иным явлениям и событиям местного значения.

Предложение-обращение гражданина, направленное на улучшение порядка организации и деятельности органов местного самоуправления; это мнения, суждения, оценки граждан по вопросам повышения эффективности функционирования различных элементов системы местного самоуправления. Предложения, являясь действенной формой волеизъявления граждан, имеют целью обратить внимание местных органов и их должностных лиц на необходимость улучшения организации, форм и методов работы их аппарата, ускорения решения назревших проблем, осуществления качественных изменений в различных сферах местной жизни. Предложения граждан порождаются самой жизнью, несовершенной социальной практикой, в т. ч. просчетами и недостатками в деятельности органов местного самоуправления. Население, видя и ощущая на себе последствия некомпетентного управления общественными процессами со стороны органов местного самоуправления, оказываются вынужденными “вмешиваться” в его деятельность, внося соответствующие предложения.

Запрос - вид обращения, являющийся эффективным средством реализации права граждан на информацию и формирования общественного мнения, правильной оценки гражданами реальной действительности, а также деятельности конкретных органов местного самоуправления, их должностных лиц, имеет своей целью удовлетворение информационных потребностей людей, что в свою очередь и выступает критерием разграничения его от других форм обращений. Поэтому обращения, выражающие потребности граждан в получении информации по интересующим вопросам личного или общественного характера, выделяются в самостоятельный вид и определяются как “запросы граждан”.

Просьба - это самостоятельный вид обращения, направленный на получение не противоречащих закону и интересам других людей определенных льгот и преимуществ, удовлетворение иных личных интересов, представляющие для конкретного индивида важную жизненную потребность, но негарантированных законодательством или иными нормативными актами. В силу распространения принципа общей компетенции на объем предметов ведения местного сообщества при наличии необходимых средств просьба гражданина может быть принята к исполнению.

Ходатайство - это обращение гражданина с просьбой или требованием о признании за лицом определенного статуса, прав и свобод.

Заявление характеризуется как вид обращения граждан в органы местного самоуправления, посредством которого реализуются основные права и свободы граждан, отнесенные законодательством к компетенции органов местного самоуправления. Это означает, что не все возможные притязания человека могут быть удовлетворены с помощью “заявления”. По справедливому замечанию Г.В. Мальцева не все многообразные интересы личности опосредованы в основных правах граждан: во-первых, потому, что связанная с субъективным правом возможность юридически притязать на определенные блага, не может быть при достигнутом уровне общественного развития реально гарантирована в отношении абсолютно всех интересов человека; во-вторых, если бы право выражало и детально регламентировало все интересы личности в особых нормах, то оно представляло бы собой чрезвычайно сложную, необозримую и мало пригодную для практических цепей систему. Поэтому пределы реализации прав и свобод граждан с помощью заявления в органы местного самоуправления ограничены предметами ведения местного самоуправления, полномочиями органов местного самоуправления и их должностных лиц.

В юридической литературе природа и содержание понятия “жалоба” определяется как средство защиты нарушенных действиями или актами государственных органов (должностных лиц) прав и законных интересов граждан и специфика данного вида обращения в обязательном наличии в нем конкретного факта нарушения со стороны того или иного органа. Отметим, что жалоба выступает формой отражения противоречия между гражданами и органами власти, возникшего вследствие нарушения гарантированных законодателем экономических, социальных, политических и иных прав человека. Объективные потребности граждан свободно и повседневно использовать свои права и свободы, полнее реализовывать законные интересы играют определяющую роль, так как реальная возможность граждан беспрепятственно и в полном объеме осуществлять конституционно провозглашенные права является критерием правопорядка. При достигнутом уровне общественного развития охрана субъективных прав и законных интересов граждан посредством обращения с жалобой выступает важнейшей сферой воздействия права на общественные отношения.

Формирование эффективно “работающего” института обращений - важнейшего канала гармонизации интересов граждан и органов местного самоуправления - оказывает” позитивное воздействие на процесс создания правового порядка в этой сфере. Кроме того, своевременное и правильное рассмотрение обращений граждан органами и должностными лицами местного самоуправления обеспечивает богатейший “запас” информации для координации многогранной социальной практики в этой сфере, дня эффективной обратной связи в системе муниципального управления, что в конечном счете создает предпосылки к динамизму процессов местного жизнеобеспечения, позволяет оперативно снимать напряженность во взаимоотношениях граждан и органов местного самоуправления, сделать каждого человека активным и заинтересованным участником управления делами местного сообщества, сознательным борцом за свои конституционные права, укрепление законности.

Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена административная ответственность за нарушения сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

2.1. Институт обращения жителей муниципального образования в органы местного самоуправления

Анализ положений ФЗ - 131 от 6 октября 2003г. в комплексе с положениями Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 95-ФЗ от 4 июля 2003 года позволяет выделить следующие положения Федерального закона в качестве новаций в организации местной власти.

В Федеральном законе устанавливается ряд федеральных гарантий участия граждан в деятельности местного самоуправления, вводятся нормы прямого действия, обеспечивающие гарантии реализации прав граждан России на осуществление местного самоуправления. К таковым относятся положения, регламентирующие порядок проведения местных референдумов, опросов, сходов и конференций граждан, организации территориального общественного самоуправления, отзыва депутатов и должностных лиц, получения информации и обязанности информирования граждан о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Одним из наиболее важных способов воздействия граждан на сферу муниципального управления является право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Обращение граждан в органы государственной власти и местного самоуправления - одна из форм участия населения в
управлении 14 .

Обращения граждан в органы местного самоуправления как одна из форм прямого волеизъявления населения муниципального образования дает им возможность участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Обращения граждан - важное средство проявления общественно-политической активности, заинтересованности жителей в общественных делах. Гарантии реализации населением муниципального образования своего права на обращение в органы местного самоуправления закрепляет ст.32 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003г.. Это обязанность органов местного самоуправления «дать ответ по существу обращений граждан в течение месяца» и административная ответственность, которая может быть установлена за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан 15 .

Право на обращение граждан является важным конституционно-правовым средством выражения и защиты прав и свобод граждан. Конституция Российской Федерации 1993г. (ст. 33) закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2 ноября 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В соответствии с этим законодательным актом осуществление права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003г., уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения 16 .

Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Обращение - это далеко не каждое послание гражданина к государствен­ному органу или должностному лицу. Это всегда юридический акт, т.е. действие, сознательно направленное на создание юриди­ческих последст­вий 17 . Направ­ляя обращение в какой-либо государственный орган, гражданин вступает с ним в определённые правоотношения. Таким образом, обращением можно считать только такое послание, из смысла которого явно следует жела­ние автора побу­дить адресата (орган или должностное лицо) к каким-либо юри­дически значи­мым действиям.

Обращения выполняют в сущ­ности, три важнейшие функции. Во-первых, обращения есть средство защиты прав граждан. Во-вторых, обращение гражданина - это форма реали­зации его конституционного права на участие в управлении государством, и, следовательно, одна из форм выражения народовластия. И в-третьих, обращения граждан - это средство об­ратной связи, выражения реакции народа, масс на решения, принимаемые госу­дарственной властью. Изучая обращения граждан, внимательно и чутко относясь к поднимаемым в них вопросам, власть будет быстрее поспевать за изменениями в современном необычайно динамичном, обществе, что поможет ей стать более эффективной. В силу всего этого институт обращений граждан в современной правовой дей­ствительности занимает одно из важнейших мест.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Право на обращение имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, лица без гражданства, общественные организации, например учреждения, организации, предприятия и их должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов.

Граждане имеют право направлять коллективные обращения. Такие обращения уместны в тех случаях, когда затрагиваются права и законные интересы группы людей.

Обращения граждан в органы местного самоуправления дают возможность населению участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Термин «обращение» имеет обобщающий, собирательный характер. В зависимости от формы обращения содержат неодинаковую информацию, имеют различную структуру, отличаются по своей юридической природе, предусматривают разные процедуры и сроки рассмотрения, а также виды правовых последствий.

2.2. Классификация обращений граждан в органы местного самоуправления

Строгой единой классификации обращений граждан на сегодняшний день не существует. В трудах различных исследователей выделяется разное число раз­новидностей обращений, и классифицируются они по самым различным при­знакам.

“Правозащитные” действия Н.А. Ямпольская разделяла на три разновидности, каждой из которых соответствует определён­ный вид обращений граждан:

Профилактические действия (цель их не в устранении нарушений, а в создании лучших условий для реализации субъективных прав), их формой являются предложения;

Сигнальные действия (их цель - устранение не нарушений, а возможности их совершения, предупреждение нарушений), характерная форма - заявления;

Защитные действия (цель - защита уже нарушенных прав, устранение послед­ствий нарушения), характерная форма - жалобы 18 .

Подобный подход представляется оптимальным в качестве базы для сис­тематизации и классификации обращений граждан по содержанию. Он даёт возможность “привязать” любую разно­видность обращений к трём формам “правозащитных” действий. Поэтому в на­стоящей работе будем использовать именно этот подход.

Существуют две основные классификации обращений: по форме и по содер­жанию. Первая достаточно проста - обращения классифицируются в зависимо­сти от формы их подачи. Таких форм существует две: устная и письменная. Устные обращения обычно используются в случаях, когда излагаемые факты очевидны, не требуют дополнительной проверки и по существу обращения должностным лицом может быть дан оперативный ответ, нередко также в устной форме. В иных случаях более правильным является использование письменных обращений.

Правильный подход к устному обращению обеспечивает максимальную быст­роту и законность его разрешения. По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться именно с устным обращением, а должностному лицу порой целесообразно сразу же постараться дать на него ответ. Таким образом, приме­нение устных обращений способствует сокращению сроков их рассмотрения, устраняет переписку и помогает более оперативно ре­шить возникший вопрос. Устные обращения могут подразделяться на личные, поданные при личной встрече, и телефонные, поданные по телефону. Особой формой устных обращений можно признать и обращения, поданные в ходе те­лемостов высших руководителей государства и граждан.

Конечно, не всегда и не по всем вопросам целесообразно устное обращение. Тогда граждане могут подать письменное обращение. Такие жалобы обычно пересылаются по почте, телеграфу, вручаются через бюро жалоб или лично, че­рез секретариат и т.п. И письменные, и устные обращения обладают одинако­вой силой.

Также следует отметить такую специфическую форму подачи обращений, публикация в печати материалов, свя­занных с предложениями, заявлениями, жалобами. Впервые подобная форма была зафиксирована в п.11 Указа Прези­диума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII “О порядке рассмотрения предложений, заяв­лений и жалоб граждан” 19 .

Что касается классификации обращений по содержанию, то здесь ситуация значительно сложнее. Разные исследователи предлагали разные классификации обращений, называя разное количество видов и приводя разные определения этих видов.

Обращения граждан можно классифицировать следующим образом:

    по форме обращения выделяют письменные и устные;

    по количеству обращающихся выделяют индивидуальные и коллективные обращения;

    по способу внесения обращения выделяют непосредственные и опосредованные обращения, т.е. гражданин вправе внести обращение следующими способами: а) лично (например, обращение к должностному лицу на личном приеме граждан); б) через представителя, в качестве которого могут выступать депутаты, адвокаты, прокурор, органы опеки и попечительства или просто доверенные лица; в) через средства массовой информации (например, открытое письмо в газете, прямой эфир); г) через выступления на собраниях и конференциях граждан.

    по характеру юридической природы выделяют заявления, жалобы, просьбы, ходатайства, предложения и т.п. 20

Порядок работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления урегулирован действующим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» 21 . Некоторые субъекты Федерации издали свои законы по этому вопросу, которые редко выходят за рамки названного Указа.

Заявление - это официальное обращение по поводу реализации личных прав или законных интересов, не связанных с их нарушением 22 . Заявление, как правило, содержит просьбу об удовлетворении конкретных нужд и потребностей (например, об улучшении жилищных условий, назначении пенсий или других выплат, освобождении от налогов или предоставлении налоговых льгот). Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предполагаются способы решения поставленных задач.

Жалоба - это обращение в государственный либо общественный орган или к их должностным лицам по поводу нарушения прав и охраняемых законом интере­сов конкретного лица (гражданина общественных органи­заций, предприятий и т. п.) 23 . Как правило, в жалобе содержатся не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан в результате необоснованных действий которых либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав.

Разграничение между жалобой и заявле­нием должно проводится по иным основаниям. Предметом заявления является не обжалование ка­ких-либо нарушений субъективных прав и интересов, а, во-первых, реализация через соответствующие органы законных прав и интересов граждан, и, во-вторых, реализация права на участие в управ­лении делами государства путём информирования о различных недостатках, недочётах, злоупотреблениях 24 . Иными словами, заявления граждан не связаны с имевшими место нарушениями конкретных субъективных прав и интересов. Отказ же в удовлетворении этих прав и интересов и порождает жа­лобу (то есть действие направленное на защиту частного интере­са).

  1. Местное самоуправление (18)

    Реферат >> Политология

    Инициатива граждан территориальное общественное самоуправление публичные слушания собрание граждан конференция граждан (собрание делегатов) опрос граждан обращения граждан в органы местного самоуправления ...

  2. Местное самоуправление понятие и содержание

    Реферат >> Государство и право

    ... обращения граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законом области. ГЛАВА 4. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ...

  3. Местное самоуправление (12)

    Реферат >> Государство и право

    Делегатов), публичные слушания, правотворческая инициатива граждан , обращения граждан в

Один из основных поводов обращения граждан в органы государственной власти связан с жалобами на условия проживания. Здесь есть два типа претензий: к городской инфраструктуре и к обслуживанию многоэтажных домов. Во втором случае непосредственно затрагивается работа управляющих организаций, представителям которых необходимо знать о том, как по ФЗ ведется работа с обращениями граждан.

Особенности очных обращений

В местной администрации обязательно ведется прием граждан, у которых имеется желание лично поговорить с представителями власти. Для таких приемов разрабатывается специальный режим. Обычно людей принимают в определенный день недели и в конкретные часы.

Это дает управляющим компаниям некоторое преимущество - недовольный потребитель чаще всего не имеет возможности немедленно отправиться к чиновнику и рассказать о проблемах. Запас времени до следующего приемного дня зачастую позволяет устранить недостатки и снять напряженность. Впрочем, это работает только в том случае, если УК в курсе намерений жильцов.

Личные обращения граждан в органы местного самоуправления регистрируются в том же порядке, что и поданные письменно или в электронном виде. Несложный вопрос может быть решен на месте, но запись о нем в журнале все равно останется. В этом случае будет сделана пометка об устранении проблемы.

Личное обращение, как и любое другое, не может быть анонимным (если только оно не касается требующей немедленного вмешательства ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей). Если гражданин придет на прием без подтверждающих личность документов, то его сообщение может быть проигнорировано.

Особенности обращений граждан в органы государственной власти

Нередко жильцы обращаются не только в местную администрацию, но и в другие органы. Здесь работает следующее соображение - если в одном месте сообщение оставят без должного внимания, то есть шанс на его соответствующее рассмотрение в другой инстанции. Когда речь идет о жалобах на работу УК, они помимо органов местного самоуправления могут поступать в прокуратуру, Госжилинспекцию и Роспотребнадзор.

На исход дела обращение сразу в несколько инстанций не влияет, хотя это и может доставить управляющей организации дополнительное беспокойство. Например, та же прокуратура на практике перенаправляет обращения, касающиеся нарушений правил управления МКД в ГЖИ с пометкой об изучении представленных гражданами материалов.

Некоторые жильцы не останавливаются на местной администрации, прокуратуре и Госжилинспекции, и при получении от этих органов не устраивающего их ответа обращаются в суд. Исход дальнейшего разбирательства зависит от ситуации. Если проблема надумана, то потребителю будет отказано в удовлетворении иска, а также от него потребуют уплаты судебных расходов. УК никаких особенных издержек не понесет, хотя ей и придется потратить время на посещение суда.

Если жилец сразу пойдет в суд, то даже при справедливости его претензий обращение с большой вероятностью будет оставлено без рассмотрения. В законодательстве не предусматривается обязательная досудебная форма урегулирования конфликтов с управляющими компаниями, однако в судебных органах из-за их загруженности обычно придерживаются именно такой позиции.