В каком веке жил иван крылов. «Главный баснописец своей земли


Дата рождения:

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Санкт-Петербург, Российская империя

Род деятельности:

Поэт, баснописец

Годы творчества:

Басня, пьеса

Язык произведений:

Ранние годы

«Почта духов»

«Зритель» и «Меркурий»

Переводы басен

Последние годы

Интересные факты

Увековечение имени

В филателии

Адреса в Санкт-Петербурге

Сочинения

Другие сочинения

Библиография

Иван Андреевич Крылов (2 (13) февраля 1769, Москва — 9 (21) ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик, писатель. Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841).

В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.

Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».

Ранние годы

Отец его, Андрей Прохорович Крылов (1736—1778), умел читать и писать, но «наукам не учился», служил в драгунском полку, в 1772 г. отличился при защите Яицкого городка от пугачёвцев, затем был председателем магистрата в Твери и умер, оставив вдову с двумя малолетними детьми. Умер в капитанском звании и бедности.

Иван Крылов первые годы детства провёл в разъездах с семьёй. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг); французским языком занимался в семействе состоятельных соседей. В 1777 г. он был записан в гражданскую службу подканцеляристом Калязинского нижнего земского суда, а затем Тверского магистрата. Эта служба была, по-видимому, только номинальной и Крылов считался, вероятно, в отпуске до окончания ученья.

Учился Крылов мало, но читал довольно много. По словам современника, он «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрой толпой, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов» . С 1780 года начал служить подканцеляристом за копейки. В 1782 г. Крылов ещё числился подканцеляристом, но «у оного Крылова на руках никаких дел не имелось».

В это время он увлёкся уличными боями, стенка на стенку. А так как он был физически очень крепким, то выходил зачастую победителем над взрослыми мужиками.

Скучая бесплодной службой, Крылов в конце 1782 г. поехал в Санкт-Петербург с матерью, намеревавшейся хлопотать о пенсии и о лучшем устройстве судьбы сына. Крыловы остались в Санкт-Петербурге до августа 1783 г., и хлопоты их были не бесплодны: по возвращении, несмотря на долговременное незаконное отсутствие, Крылов уволился из магистрата с награждением чином канцеляриста и поступает на службу в петербургскую казённую палату.

В это время большой славой пользовался «Мельник» Аблесимова, под влиянием которого Крылов написал, в 1784 г., оперу «Кофейница»; сюжет её он взял из «Живописца» Новикова, но значительно изменил его и закончил счастливой развязкой. Крылов отнёс свою оперу к книгопродавцу и типографу Брейткопфу, который дал за неё автору на 60 рублей книг (Расина, Мольера и Буало), но оперы не напечатал. «Кофейница» увидела свет только в 1868 г. (в юбилейном издании) и считается произведением крайне юным и несовершенным, к тому же написанным неуклюжими стихами. При сличении автографа Крылова с печатным изданием оказывается, однако, что последнее не вполне исправно; по удалении многих недосмотров издателя и явных описок юного поэта, который в дошедшей до нас рукописи ещё не совсем отделал свою оперу, стихи «Кофейницы» едва ли могут назваться неуклюжими, а попытка показать, что новомодность (предмет сатиры Крылова — не столько продажная кофейница, сколько барыня Новомодова) и «свободные» воззрения на брак и нравственность, сильно напоминающие советницу в «Бригадире», не исключают жестокости, свойственной Скотининым, равно как и множество прекрасно подобранных народных поговорок, делают оперу 16 летнего поэта, несмотря на невыдержанность характеров, явлением для того времени замечательным. «Кофейница» задумана, вероятно, ещё в провинции, близко к тому быту, который она изображает.

В 1785 г. Крылов написал трагедию «Клеопатра» (она не дошла до нас) и отнёс её на просмотр знаменитому актёру Дмитревскому; Дмитревский поощрил молодого автора к дальнейшим трудам, но пьесы в этом виде не одобрил. В 1786 г. Крылов написал трагедию «Филомела», которая ничем, кроме изобилия ужасов и воплей и недостатка действия, не отличается от других «классических» тогдашних трагедий. Немногим лучше написанные Крыловым в то же время комическая опера «Бешеная семья» и комедия «Сочинитель в прихожей», о последней Лобанов, друг и биограф Крылова, говорит: «Я долго искал этой комедии и сожалею, что, наконец, её нашёл». Действительно, в ней, как и в «Бешеной семье», кроме живости диалога и нескольких народных «словечек», нет никаких достоинств. Любопытна только плодовитость молодого драматурга, который вошёл в близкие сношения с театральным комитетом, получил даровой билет, поручение перевести с французского оперу «L’Infante de Zamora» и надежду, что «Бешеная семья» пойдёт на театре, так как к ней уже была заказана музыка.

В казённой палате Крылов получал тогда 80-90 руб. в год, но положением своим не был доволен и перешёл в Кабинет её Величества. В 1788 г. Крылов лишился матери и на руках его остался маленький его брат Лев, о котором он всю жизнь заботился как отец о сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно «тятенькой»). В 1787—1788 гг. Крылов написал комедию «Проказники», где вывел на сцену и жестоко осмеял первого драматурга того времени Я. Б. Княжнина (Рифмокрад ) и жену его, дочь Сумарокова (Таратора ); по свидетельству Греча, педант Тянислов списан с плохого стихотворца П. М. Карабанова. Хотя и в «Проказниках», вместо истинного комизма, мы находим карикатуру, но эта карикатура смела, жива и остроумна, а сцены благодушного простака Азбукина с Тянисловом и Рифмокрадом для того времени могли считаться очень забавными. «Проказники» не только поссорили Крылова с Княжниным, но и навлекли на него неудовольствие театральной дирекции.

«Почта духов»

В 1789 г., в типографии И. Г. Рахманинова, образованного и преданного литературному делу человека, Крылов печатает ежемесячный сатирический журнал «Почта духов». Изображение недостатков современного русского общества облечено здесь в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. Сатира «Почты духов» и по идеям, и по степени глубины и рельефности служит прямым продолжением журналов начала 70-х годов (только хлёсткие нападки Крылова на Рифмокрада и Таратору и на дирекцию театров вносят новый личный элемент), но в отношении искусства изображения замечается крупный шаг вперёд. По словам Я. К. Грота, «Козицкий, Новиков, Эмин были только умными наблюдателями; Крылов является уже возникающим художником».

«Почта духов» выходила только с января по август, так как имела всего 80 подписчиков; в 1802 г. она вышла вторым изданием.

Его журнальное дело вызвало неудовольствие властей и императрица предложила Крылову на пять лет за счёт правительства уехать попутешествовать за границу. Но он отказался. В молодости Крылов был вечно недовольным вольнодумцем.

«Зритель» и «Меркурий»

В 1790 г. Крылов написал и напечатал оду на заключение мира со Швецией, произведение слабое, но всё же показывающее в авторе развитого человека и будущего художника слова. 7 декабря того же года Крылов вышел в отставку; в следующем году он стал владельцем типографии и с января 1792 г. начинает печатать в ней журнал «Зритель», с очень широкой программой, но всё же с явной наклонностью к сатире, в особенности в статьях редактора. Наиболее крупные пьесы Крылова в «Зрителе» — «Каиб, восточная повесть», сказка «Ночи», сатирико-публицистические эссе и памфлеты («Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Мысли философа по моде»).

По этим статьям (в особенности по первой и третьей) видно, как расширяется миросозерцание Крылова и как зреет его художественный талант. В это время он уже составляет центр литературного кружка, который вступал в полемику с «Московским журналом» Карамзина. Главным сотрудником Крылова был А. И. Клушин. «Зритель» имея уже 170 подписчиков и в 1793 г. превратился в «Санкт-Петербургский Меркурий», издаваемый Крыловым и А. И. Клушиным. Так как в это время «Московский журнал» Карамзина прекратил своё существование, редакторы «Меркурия» мечтали распространить его повсеместно и придали своему изданию возможно более литературный и художественный характер. В «Меркурии» помещены всего две сатирические пьесы Крылова — «Похвальная речь науке убивать время» и «Похвальная речь Ермолафиду, говоренная в собрании молодых писателей»; последняя, осмеивая новое направление в литературе (под Ермолафидом , то есть человеком, который несёт ермолафию или чепуху, подразумевается, как заметил Я. К. Грот, преимущественно Карамзин) служит выражением тогдашних литературных взглядов Крылова. Этот самородок сурово упрекает карамзинистов за недостаточную подготовку, за презрение к правилам и за стремление к простонародности (к лаптям, зипунам и шапкам с заломом): очевидно, годы его журнальной деятельности были для него учебными годами, и эта поздняя наука внесла разлад в его вкусы, послуживший, вероятно, причиной временного прекращения его литературной деятельности. Чаще всего Крылов фигурирует в «Меркурии», как лирик и подражатель более простых и игривых стихотворений Державина, причём он выказывает более ума и трезвости мысли, нежели вдохновения и чувства (особенно в этом отношении характерно «Письмо о пользе желаний», оставшееся впрочем, не напечатанным). «Меркурий» просуществовал всего один год и не имел особого успеха.

В конце 1793 г. Крылов уехал из Петербурга; чем он был занят в 1794—1796 гг., известно мало. В 1797 году он встретился в Москве с князем С. Ф. Голицыным и уехал к нему в имение Зубриловка, в качестве учителя детей, секретаря и т. п., во всяком случае не в роли дармоеда-приживальщика. В это время Крылов обладал уже широким и разносторонним образованием (он хорошо играл на скрипке, знал по-итальянски и т. д.), и хотя по-прежнему был слаб в орфографии, но оказался способным и полезным преподавателем языка и словесности (см. «Воспоминания» Ф. Ф. Вигеля). Для домашнего спектакля в доме Голицына написал он шуто-трагедию «Трумф» или «Подщипа» (напечатанную сперва за границей, потом в «Русской старине», 1871 г., кн. III), грубоватую, но не лишённую соли и жизненности пародию на классицистическую драму, и через неё навсегда покончил с собственным стремлением извлекать слёзы зрителей. Меланхолия от сельской жизни была такой, что однажды приезжие дамы его застали у пруда совершенно голым, заросшим бородой и с нестриженными ногтями.

В 1801 году князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов определился к нему секретарём. В том же или в следующем году он написал пьесу «Пирог» (напеч. в VI т. «Сбор. Акд. Наук»; представлена в 1 раз в Петербурге в 1802 г.), лёгкую комедию интриги, в которой, в лице Ужимы, мимоходом задевает антипатичный ему сентиментализм. Несмотря на дружеские отношения со своим начальником, Крылов 26 сентября 1803 г. вновь вышел в отставку. Что делал он следующие 2 года, мы не знаем; рассказывают, что он вёл большую игру в карты, выиграл один раз очень крупную сумму, разъезжал по ярмаркам и пр. За игру в карты ему одно время было запрещено появляться в обеих столицах.

Басни

В 1805 г. Крылов был в Москве и показал И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». По словам Лобанова, Дмитриев, прочитав их, сказал Крылову: «это истинный ваш род; наконец, вы нашли его». Крылов всегда любил Лафонтена (или Фонтена, как он называл его) и, по преданию, уже в ранней юности испытывал свои силы в переводах басен, а позднее, может быть, и в переделках их; басни и «пословицы» были в то время в моде. Прекрасный знаток и художник простого языка, всегда любивший облекать свою мысль в пластическую форму аполога, к тому же сильно наклонный к насмешке и пессимизму, Крылов, действительно, был как бы создан для басни, но всё же не сразу остановился он на этой форме творчества: в 1806 г. он напечатал только 3 басни, а в 1807 г, появляются 3 его пьесы, из которых две, соответствующие сатирическому направлению таланта Крылова, имели большой успех и на сцене: это «Модная лавка» (окончательно обработана ещё в 1806 г. и в первый раз представлена в Петербурге 27 июля) и «Урок дочкам» (сюжет последней свободно заимствован из «Précieuses ridicules» Мольера; представлена в первый раз в Петербурге 18 июня 1807 года). Объект сатиры в обеих один и тот же, в 1807 г. вполне современный — страсть нашего общества ко всему французскому; в первой комедии французомания связана с распутством, во второй доведена до геркулесовых столпов глупости; по живости и силе диалога обе комедии представляют значительный шаг вперёд, но характеров нет по-прежнему. Третья пьеса Крылова: «Илья Богатырь, волшебная опера» написана по заказу А. Л. Нарышкина, директора театров (поставлена в первый раз 31 декабря 1806 г.); несмотря на массу чепухи, свойственной феериям, она представляет несколько сильных сатирических черт и любопытна как дань юному романтизму, принесённая таким крайне неромантическим умом.

Неизвестно, к какому времени относится неоконченная (в ней всего полтора действия, и герой ещё не появлялся на сцену) комедия Крылова в стихах: «Лентяй» (напеч. в VI т. «Сборника Акад. Наук»); но она любопытна, как попытка создать комедию характера и в то же время слить её с комедией нравов, так как недостаток, изображаемый в ней с крайней резкостью, имел свои основы в условиях жизни русского дворянства той и позднейшей эпохи.

В этих немногих стихах мы имеем талантливый набросок того, что позднее было развито в Тентетникове и Обломове. Без сомнения, Крылов и в самом себе находил порядочную дозу этой слабости и, как многие истинные художники, именно потому и задался целью изобразить её с возможной силой и глубиной; но всецело отожествлять его с его героем было бы крайне несправедливо: Крылов — сильный и энергичный человек, когда это необходимо, и его лень, его любовь к покою властвовали над ним, так сказать, только с его согласия. Успех его пьес был большой; в 1807 г. современники считали его известным драматургом и ставили рядом с Шаховским (см. «Дневник чиновника» С. Жихарева); пьесы его повторялись очень часто; «Модная Лавка» шла и во дворце, на половине императрицы Марии Феодоровны (см. Арапов, «Летопись русского театра»). Несмотря на это, Крылов решился покинуть театр и последовать совету И. И. Дмитриева. В 1808 г. Крылов, снова поступивший на службу (в монетном департаменте), печатает в «Драматическом Вестнике» 17 басен и между ними несколько («Оракул», «Слон на воеводстве», «Слон и Моська» и др.) вполне оригинальных. В 1809 г. он выпускает первое отдельное издание своих басен, в количестве 23, и этой книжечкой завоёвывает себе видное и почётное место в русской литературе, а благодаря последующим изданиям басен он становится писателем в такой степени национальным, каким до тех пор не был никто другой. С этого времени жизнь его — ряд непрерывных успехов и почестей, по мнению огромного большинства его современников — вполне заслуженных. В 1810 г. он вступает помощником библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку, под начальство своего прежнего начальника и покровителя А. Н. Оленина; тогда же ему назначается пенсия в 1500 рублей в год, которая впоследствии (28 марта 1820 г.), «во уважение отличных дарований в российской словесности», удваивается, а ещё позднее (26 февраля 1834 г.) увеличивается вчетверо, при чём он возвышается в чинах и в должности (с 23 марта 1816 г. он назначен библиотекарем); при выходе в отставку (1 марта 1841 г.) ему, «не в пример другим», назначается в пенсию полное его содержание по библиотеке, так что всего он получает 11700 руб. асс. в год. Уважаемым членом «Беседы любителей русской словесности» Крылов является с самого её основания. 16 декабря 1811 года он избран членом Российской Академии, 14 января 1823 года получил от неё золотую медаль за литературные заслуги, а при преобразовании Российской Академии в отделение русского языка и словесности академии наук (1841) был утверждён ординарным академиком (по преданию, император Николай I согласился на преобразования с условием, «чтобы Крылов был первым академиком»). 2 февраля 1838 года в Петербурге праздновался 50-летний юбилей его литературной деятельности с такою торжественностью и вместе с тем с такою теплотой и задушевностью, что подобного литературного торжества нельзя указать раньше так называемого Пушкинского праздника в Москве.

Скончался Иван Андреевич Крылов 9 ноября 1844 года от несварения желудка. Похоронен 13 ноября 1844 года на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В день похорон друзья и знакомые И. А. Крылова вместе с приглашением получили по экземпляру изданных им басен, на заглавном листе которых под траурною каймою было напечатано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».

Анекдоты об его удивительном аппетите, неряшестве, лени, любви к пожарам, поразительной силе воли, остроумии, популярности, уклончивой осторожности — слишком известны.

Высокого положения в литературе Крылов достиг не сразу; Жуковский, в своей статье «О басне и баснях Крылова», написанной по поводу изд. 1809 г., ещё сравнивает его с И. И. Дмитриевым, не всегда к его выгоде, указывает в его языке «погрешности», «выражения противные вкусу, грубые» и с явным колебанием «позволяет себе» поднимать его кое-где до Лафонтена, как «искусного переводчика» царя баснописцев. Крылов и не мог быть в особой претензии на этот приговор, так как из 27 басен, написанных им до тех пор, в 17 он., действительно, «занял у Лафонтена и вымысел, и рассказ»; на этих переводах Крылова, так сказать, набивал себе руку, оттачивал оружие для своей сатиры. Уже в 1811 г. он выступает с длинным рядом совершенно самостоятельных (из 18 басен 1811 г. документально заимствованных только 3) и часто поразительно смелых пьес, каковы «Гуси». «Листы и Корни», «Квартет», «Совет мышей» и пр. Вся лучшая часть читающей публики тогда же признала в Крылове огромный и вполне самостоятельный талант; собрание его «Новых басен» стало во многих домах любимой книгой, и злостные нападки Каченовского («Вестн. Европы» 1812 г., № 4) гораздо более повредили критику, чем поэту. В год Отечественной войны 1812 года Крылов становится политическим писателем, именно того направления, которого держалось большинство русского общества. Также ясно политическая идея видна и в баснях двух последующих годов, напр. «Щука и Кот» (1813) и «Лебедь, Щука и Рак» (1814; она имеет в виду не Венский конгресс, за полгода до открытия которого она написана, а выражает недовольство русского общества действиями союзников Александра I). В 1814 году Крылов написал 24 басни, все до одной оригинальные, и неоднократно читал их при дворе, в кружке императрицы Марии Феодоровны. По вычислению Галахова, на последние 25 лет деятельности Крылов падает только 68 басен, тогда как на первые двенадцать — 140.

Сличение его рукописей и многочисленных изданий показывает, с какой необыкновенной энергией и внимательностью этот в других отношениях ленивый и небрежный человек выправлял и выглаживал первоначальные наброски своих произведений, и без того, по-видимому, очень удачные и глубоко обдуманные. Набрасывал он басню так бегло и неясно, что даже ему самому рукопись только напоминала обдуманное; потом он неоднократно переписывал её и всякий раз исправлял, где только мог; больше всего он стремился к пластичности и возможной краткости, особенно в конце басни; нравоучения, очень хорошо задуманные и исполненные, он или сокращал, или вовсе выкидывал (чем ослаблял дидактический элемент и усиливал сатирический), и таким образом упорным трудом доходил до своих острых, как стилет, заключений, которые быстро переходили в пословицы. Таким же трудом и вниманием он изгонял из басен все книжные обороты и неопределённые выражения, заменял их народными, картинными и в то же время вполне точными, исправлял постройку стиха и уничтожал так наз. «поэтические вольности». Он достиг своей цели: по силе выражения, по красоте формы басни Крылоа — верх совершенства; но всё же уверять, будто у Крылова нет неправильных ударений и неловких выражений, есть юбилейное преувеличение («со всех четырёх ног» в басне «Лев, Серна и Лиса», «Тебе, ни мне туда не влезть» в басне «Два мальчика», «Плоды невежества ужасны таковы» в басне «Безбожники» и т. д.). Все согласны в том, что в мастерстве рассказа, в рельефности характеров, в тонком юморе, в энергии действия Крылов — истинный художник, талант которого выступает тем ярче, чем скромней отмежёванная им себе область. Басни его в целом — не сухая нравоучительная аллегория и даже не спокойная эпопея, а живая стоактная драма, со множеством прелестно очерченных типов, истинное «зрелище жития человеческого», рассматриваемого с известной точки зрения. Насколько правильна эта точка зрения и назидательна басня Крылова для современников и потомства — об этом мнения не вполне сходны, тем более, что для полного выяснения вопроса сделано далеко не всё необходимое. Хотя Крылов и считает благотворителем рода человеческого «того, кто главнейшие правила добродетельных поступков предлагает в коротких выражениях», сам он ни в журналах, ни в баснях своих не был дидактиком, а ярким сатириком, и притом не таким, который казнит насмешкой недостатки современного ему общества, в виду идеала, твёрдо внедрившегося в его душе, а сатириком-пессимистом, плохо верящим в возможность исправить людей какими бы то ни было мерами и стремящимся лишь к уменьшению количества лжи и зла. Когда Крылов, по обязанности моралиста, пытается предложить «главнейшие правила добродетельных поступков», у него это выходит сухо и холодно, а иногда даже и не совсем умно (см. напр. «Водолазы»); но когда ему представляется случай указать на противоречие между идеалом и действительностью, обличить самообольщение и лицемерие, фразу, фальшь, тупое самодовольство, он является истинным мастером. Поэтому едва ли уместно негодовать на Крылова за то, что он «не выразил своего сочувствия ни к каким открытиям, изобретениям или нововведениям» (Галахов), как неуместно требовать от всех его басен проповеди гуманности и душевного благородства. У него другая задача — казнить зло безжалостным смехом: удары, нанесённые им разнообразным видам подлости и глупости, так метки, что сомневаться в благотворном действии его басен на обширный круг их читателей никто не имеет права. Полезны ли они, как педагогический материал? Без сомнения, как всякое истинно художественное произведение, вполне доступное детскому уму и помогающее его дальнейшему развитию; но так как они изображают только одну сторону жизни, то рядом с ними должен предлагаться и материал противуположного направления. Важное историко-литературное значение Крылов также не подлежит сомнению. Как в век Екатерины II рядом с восторженным Державиным был необходим пессимист Фонвизин, так в век Александра I был необходим Крылов; действуя в одно время с Карамзиным и Жуковским, он представлял им противовес, без которого наше общество могло бы зайти слишком далеко по пути мечтательной чувствительности.

Не разделяя археологических и узко-патриотических стремлений Шишкова, Крылов сознательно примкнул к его кружку и всю жизнь боролся против полусознательного западничества. В баснях явился он первым у нас «истинно народным» (Пушкин, V, 30) писателем, и в языке, и в образах (его звери, птицы, рыбы и даже мифологические фигуры — истинно русские люди, каждый с характерными чертами эпохи и общественного положения), и в идеях. Он симпатизирует русскому рабочему человеку, недостатки которого, однако, прекрасно знает и изображает сильно и ясно. Добродушный вол и вечно обиженные овцы у него единственные так называемые положительные типы, а басни: «Листы и Корни», «Мирская сходка», «Волки и Овцы» выдвигают его далеко вперёд из среды тогдашних идиллических защитников крепостного права. Крылов избрал себе скромную поэтическую область, но в ней был крупным художником; идеи его не высоки, но разумны и прочны; влияние его не глубоко, но обширно и плодотворно.

Переводы басен

Первым переводчиком Крылова на азербайджанский язык был Аббас-Кули-Ага Бакиханов. В 30-е годы XIX века, еще при жизни самого Крылова, он перевел басню «Осел и Соловей». Уместно будет отметить, что, например, на армянский язык первый перевод был сделан в 1849 году, а на грузинский — в 1860. Свыше 60-ти басен Крылова в 80-х годах XIX века перевел Гасаналиага хан Карадагский. Как отмечал выдающийся азербайджанский литературовед Микаил Рафили, «переводы Хан Карадагского имели исключительное значение в культурной жизни Азербайджана. Благодаря его переводам учебно-воспитательная литература обогатилась новыми, социально-насыщенными произведениями и русская литература стала действительно достоянием широких масс Азербайджана. Эти переводы с любовью читались и изучались школьниками, они воспринимались как оригинальное явление в литературной жизни. Карадагский стремился дать перевод очень близкий по своему содержанию к оригиналу. Очень характерно, что переводчик не ограничивался передачей содержания, но иногда давал и свои заключения, почерпнутые из народных поговорок и выражавшие квантэссенцию произведения Крылова… Переводы басен Крылова занимали наиболее важное место во всей переводческой деятельности азербайджанских писателей конца XIX века». Интерес к творчеству Крылова был велик и не случайно, что выдающийся азербайджанский писатель Абдуррагим бек Ахвердиев начал в 1885 году свою литературную деятельность с перевода басни Крылова «Дуб и Трость». Дальше, как говорится, больше. Рашид бек Эфендиев, Мирза Алекпер Сабир, Аббас Сиххат, Абдулла Шаиг — все они обращались к творчеству Крылова. В 1938 году была издана книга А. Шаига, включавшем переводы 97 басен Крылова. В переводах Шаига отчетливо проглядываются первые, но смелые опыты переводов Гарадагского («Интерес Шаига к поэзии, литературе появился в семилетнем возрасте, когда он стал учиться в тифлисской школе. Он запоминал стихи на азербайджанском, русском и персидском языках. Первым его учебником явился „Вэтэн дили“, в который были включены басни И. А. Крылова в переводе Гасаналиага хана Карадагского (Гарадаги)».

Последние годы

В конце жизни Крылов был обласкан властью. Имел чин статского советника, шеститысячный пансион.

Крылов жил долго и своим привычкам не изменял ни в чем. Полностью растворился в лени и гурманстве. Он, умный и не слишком добрый человек, в конце концов сжился с ролью добродушного чудака, нелепого, ничем не смущающегося обжоры. Придуманный им образ пришёлся ко двору, и в конце жизни он мог позволить себе всё, что угодно. Не стеснялся быть обжорой, неряхой и лентяем.

Когда он умер — все считали от обжорства, а на самом деле от двухстороннего воспаления лёгких.

Похороны были пышными. Граф Орлов — второй человек в государстве — отстранил одного из студентов и сам нёс гроб до дрог.

Современники считали, что дочь его кухарки Саша была от него. Это подтверждается тем, что он её отдал в пансион. А когда кухарка умерла, воспитывал её как дочь и дал за неё большое приданое. Перед смертью всё своё имущество и права на свои сочинения завещал мужу Саши.

  • Как-то Крылов, дома, съев восемь пирожков был поражён их дурным вкусом. Открыв кастрюлю увидел, что она вся зеленая от плесени. Но он решил, коли жив — можно доесть и оставшиеся еще восемь пирожков в кастрюле.
  • Очень любил смотреть на пожары. Не пропускал ни одного пожара в Петербурге.
  • Над диваном в доме у Крылова висела «на честном слове» здоровая картина. Друзья просили его вбить ещё пару гвоздей, чтобы она не упала и не разбила ему голову. На это он отвечал, что всё рассчитал: картина будет падать по касательной и его не заденет.
  • На званных обедах он, как правило, съедал блюдо расстегаев, три-четыре тарелки ухи, несколько отбивных, жареную индейку и кое-что по мелочи. Приехав домой, заедал всё это миской кислой капусты и чёрным хлебом.
  • Однажды, на обеде у царицы, Крылов сел за стол, и, не здороваясь, начал есть. Жуковский, удивлённо закричал:"Прекрати, пусть царица тебя хотя-бы попотчует." «А вдруг не попотчует?» — испугался Крылов.

Увековечение имени

  • В Санкт-Петербурге есть переулок Крылова
  • В Липецке есть улица Крылова
  • В г. Нижний Новгород есть улица Крылова
  • В г. Тверь есть улица Крылова
  • В г. Бобруйске есть улица Крылова
  • В г. Йошкар-Ола есть улица Крылова
  • В г. Харьков (Украина) есть улица Крылова
  • В г. Саранск есть улица Крылова
  • В г. Сургут (ХМАО-Югра) есть улица Крылова
  • В г. Караганда есть улица Крылова
  • В г. Гуково есть улица Крылова
  • В г. Усть-Каменогорск есть улица Крылова
  • В г. Казань есть улица Крылова
  • В г. Владивосток есть улица Крылова
  • В г. Красноярск есть улица Крылова

В филателии

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1791—1796 — дом И. И. Бецкого — Миллионная улица, 1;
  • 1816 — 03.1841 года — дом Императорской публичной библиотеки — Садовая улица, 20;
  • 03.1841 — 09.11.1844 года — доходный дом Блинова — 1-я линия, 8. Памятник истории Федерального значения. Министерство культуры РФ . № 7810123000 // Сайт «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации». Проверено

Сочинения

Басни

  • Белка
  • Булат
  • Волк и Журавль
  • Волк и Кукушка
  • Волк и Лисица
  • Волк и Ягнёнок
  • Волк на псарне
  • Ворона
  • Ворона и Лисица
  • Две бочки
  • Две Собаки
  • Демьянова уха
  • Дерево
  • Заяц на ловле
  • Зеркало и Обезьяна
  • Камень и Червяк
  • Квартет
  • Кот и Повар
  • Кошка и Соловей
  • Крестьянин и смерть
  • Крестьянин и Работник
  • Кукушка и Петух
  • Кукушка и Орёл
  • Ларчик
  • Лев и Комар
  • Лев на ловле
  • Лебедь, Щука и Рак
  • Лисица и Виноград
  • Лиса-строитель
  • Лисица и Сурок
  • Листы и Корни
  • Любопытный
  • Лягушка и Вол
  • Мартышка и очки
  • Муравей
  • Мышь и Крыса
  • Обезьяна
  • Овцы и Собаки
  • Орёл и Пчела
  • Осёл и Мужик
  • Осёл и Соловей
  • Петух и Жемчужное зерно
  • Пёстрые овцы
  • Пустынник и Медведь
  • Пушки и Паруса
  • Пчела и Мухи
  • Рыбья пляска
  • Свинья под дубом
  • Синица
  • Скворец
  • Слон и Моська
  • Слон на воеводстве
  • Собачья дружба
  • Совет Мышей
  • Стрекоза и Муравей
  • Тришкин кафтан
  • Трудолюбивый Медведь
  • Чиж и Голубь
  • Щука и Кот

Другие сочинения

  • Кофейница (1783, опубл. 1869, комическая опера),
  • Бешеная семья (1786, комедия),
  • Сочинитель в прихожей (1786—1788, опубл. 1794, комедия),
  • Проказники (1786—1788, опубл. 1793, комедия),
  • Филомела (1786—1788, опубл. 1793, трагедия),
  • Американцы (1788, комедия, совместно с А. И. Клушиным),
  • Каиб (1792, сатирическая повесть),
  • Ночи (1792, сатирическая повесть; незакончено),
  • Трумф («Подщипа»; 1798—1800, опубл. 1859; распространялась в рукописных списках),
  • Пирог (1801, опубл. 1869, комедия),
  • Модная лавка (1806, комедия),
  • Урок дочкам (1807, комедия),
  • Илья-бога-тырь (1807, комедия).

Библиография

  • Первые монографии о Крылове написаны его приятелями — M. E. Лобановым («Жизнь и сочинения Ивана Андреевича Крылова») и П. А. Плетнёвым (при полном собрании сочинений Ивана Крылова, изд. Ю. Юнгмейстером и Э. Веймаром в 1847 г.); биография Плетнёва много раз перепечатывалась как при собрании сочинений Крылова, так и при его баснях.
  • Заметки, материалы и статьи о нём появлялись как в исторических, так и в общих журналах (список их см. у Межова, «История русской и всеобщей слов.», СПб., 1872, а также у Кеневича и Л. Майкова).
  • В год столетнего юбилея со дня рождения Крылова вышли «Библиограф. и истор. примечания к басням Крылова», В. Ф. Кеневича, и II т. «Истории русской словесности» А. Д. Галахова, где Крылову и его басням посвящено небольшое, но ценное исследование.
  • Серьёзная и добросовестная, но далеко не полная работа Кеневича (2-е изд., без дополнен. и даже с сокращениями, 1878 г.) вошла как часть в VI т. «Сборника русского языка и словесности Академии Наук» (1869), все статьи которого посвящены Крылову; тогда же появилось несколько монографий в журналах.
  • Ценный материал представляет статья Л. Н. Майкова: «Первые шаги И. А. Крылова на литературном поприще» («Русский вестник» 1889 г.; перепечатано в «Историко-литературных очерках», СПб. 1895).
  • А. Лященко, в «Историческом вестнике» (1894 г. № 11);
  • А. Кирпячникова в «Почине»,
  • В. Перетца в «Ежегодн. Имп. Театров на 1895 г.»
  • ряд статей о Крылове в «Журнале Мин. Нар. Просв.» 1895 г. Амона, Драганова и Нечаева (последняя вызвала брошюру А. Лященко).
  • Первая научная работа о Крылове вышла под редакцией Каллаша (СПб., 1903—1905).
  • С. Бабинцев. Мировая известность Крылова (И. А. Крылов. Исследования и материалы. Москва, ОГИЗ, 1947, 296 стр.), 274 стр.
  • М. Рафили. И. А. Крылов и азербайджанская литература, Баку, Азернешр, 1944, стр. 29-30.
  • Мирахмедов А. М. Абдулла Шаик. Баку: «Элм», 1956, стр. 6

Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 февраля , Москва - 9 ноября , Санкт-Петербург) - русский публицист, поэт , баснописец , издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 г.). Наряду с тем, что большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной, отдельные из них восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа , Федра и Бабрия). Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Первым переводчиком Крылова на азербайджанский язык был Аббас-Кули-Ага Бакиханов . В 30-е годы XIX века, ещё при жизни самого Крылова, он перевел басню «Осел и Соловей». Уместно будет отметить, что, например, на армянский язык первый перевод был сделан в 1849 году, а на грузинский - в 1860. Свыше 60-ти басен Крылова в 80-х годах XIX века перевел Гасаналиага хан Карадагский .

    Последние годы

    В конце жизни Крылов был обласкан царской фамилией. Имел чин статского советника , шеститысячный пенсион. С марта 1841 года до конца жизни квартировал в доходном доме Блинова на 1-й линии Васильевского острова, 8.

    Крылов жил долго и своим привычкам не изменял ни в чём. Полностью растворился в лени и гурманстве. Он, умный и не слишком добрый человек, в конце концов сжился с ролью добродушного чудака, нелепого, ничем не смущающегося обжоры. Придуманный им образ пришёлся ко двору, и в конце жизни он мог позволить себе всё, что угодно. Не стеснялся быть обжорой, неряхой и лентяем.

    Все считали, что Крылов умер от заворота кишок вследствие переедания, а на самом деле - от двухстороннего воспаления лёгких .

    Современники считали, что дочь его кухарки Саша была от него. Это подтверждается тем, что он отдал её в пансион. А когда кухарка умерла, воспитывал её как дочь и дал за неё большое приданое. Перед смертью всё своё имущество и права на свои сочинения завещал мужу Саши .

    Признание и адаптации

    • Крылов имел чин статского советника, состоял действительным членом Императорской Российской академии (с 1811), ординарным академиком Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (с 1841).

    Увековечение имени

    • Улицы и переулки имени Крылова есть в десятках городов России и стран бывшего СССР и в Казахстане
    • Памятник в Летнем саду Санкт-Петербурга
    • В Москве у Патриарших прудов установлен памятник Крылову и героям его басен
    • В Санкт-Петербурге, Ярославле и Омске есть детские библиотеки имени И. А. Крылова

    В музыке

    Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном - басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет». А также - Ю. М. Касьяником : вокальный цикл для баса и ф-но (1974) «Басни Крылова» («Ворона и Лисица», «Прохожие и Собаки», «Осёл и Соловей», «Две Бочки», «Троеженец»).

    Отношение русского народа к великому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову (1769-1844) всегда было чрезвычайно тёплым. Именовали его «Дедушкой Крыловым», подчёркивая тем самым уважение и любовь к этому незаурядному человеку. Н. В. Гоголь назвал крыловские басни «Книгой народной мудрости». Но великий баснописец создал не только басни; он проявил свой талант в самых разных литературных жанрах. Смелый сатирик, тонкий лирический поэт, остроумный автор весёлых комедий. Таким был Крылов в конце XVIII века.

    Этот период творческой деятельности подготовил писателя к поприщу баснописца, которое принесло ему заслуженную славу. В то же время 80-90 годы XVIII столетия можно рассматривать как самостоятельный этап в творческом формировании Ивана Андреевича. Он, как писатель, занял достойное место в литературной жизни тех лет, а его ранние произведения являются образцом хлёсткой сатиры и по сей день вызывают живой интерес у читателей.

    Биография И. А. Крылова

    Родился Иван Андреевич Крылов 2 февраля 1769 года в Москве в семье скромного армейского офицера. Его отец, Андрей Прохорович Крылов долгое время служил рядовым солдатом, затем ротным писарем и, в конце концов, дослужился до сержанта. Отличился во время подавления восстания Пугачёва и ушёл в отставку в 1774 году в чине капитана.

    После отставки получил назначение на должность председателя Тверского губернского магистрата. Так маленький Крылов оказался в Твери. Воспитывался он матерью. Та была, по словам самого баснописца, простой женщиной без образования, но умной от природы. В 10-летнем возрасте у мальчика умер отец, и семья осталась без всяких средств к существованию.

    Мать мальчика, став вдовой, хлопотала о пенсии, обращалась с прошением на высочайшее имя, умоляла снизойти к её бедности, учесть долгую и беспорочную службу мужа. Но в пенсии было отказано, и мать Крылова стала добывать деньги на хлеб насущный услугами в богатых домах и чтением псалтыря по покойникам.

    Самого юного Крылова определили подканцеляристом в тот же губернский магистрат, где при жизни служил его отец. Но зимой 1782 года мать с сыном перебрались в Санкт-Петербург. Там Крылова взяли в канцелярию в Петербургскую казённую палату. Этим семья была обязана заслугам почившего отца. Хотя вдове и было отказано в пенсии, но государство проявило участие, и сыну заслуженного капитана дали более-менее достойную работу.

    Творчество в молодые годы

    В столице Крылов увлёкся театром. Вначале просто ходил на спектакли в качестве зрителя, а затем решил попробовать себя в драматургии. В 14 лет он написал комическую оперу в стихах «Кофейница». Затем написал трагедии из древнегреческой жизни: «Филомела» и «Клеопатра». В 1786-1788 годах юноша написал ряд комедий и познакомился с такими видными актёрами как Дмитриевский, Рыкалов, Плавильщиков. Но творения Крылова не были поставлены на сцене.

    Разочаровавшись в возможности увидеть свои пьесы на сцене, Крылов порвал с театром и решил заняться журналистской деятельностью. В 1788 году он начал сотрудничать с журналом «Утренние часы», которым руководил И. Г, Рахманинов. Род деятельности будущего баснописца на новом поприще был самым разнообразным. Он проявил себя и как поэт, и как сатирик, и как журналист. В журнале «Утренние часы» были опубликованы и первые басни: «Стыдливый игрок», «Павлин и соловей» и ряд других.

    Рахманинов, под началом которого работал Крылов, был близок к радикально настроенной интеллигенции, группировавшейся вокруг Радищева. И это сказалось на деятельности Ивана Андреевича. В январе 1789 года он начал издавать журнал «Почта духов», главной целью которого стало обличение дворянского общества того времени.

    Крылов, таким образом, выступил как продолжатель традиций Радищева, Новикова, Фонвизина. «Почта духов» стала журналом одного автора. В ней отображалась переписка выдуманных «духов» с таким же выдуманным «арабским философом Маликульмульком». Такая сатира позволяла довольно прозрачно говорить о недостатках существующего строя.

    Но журнал просуществовал лишь до августа 1789 года. Великая Французская революция привела к усилению реакции в России. Это сделало невозможным дальнейшее издание «Почты духов». Однако Крылов на паях с актёром Дмитриевым, драматургом Плавильщиковым, молодым литератором Клушиным организовал издание нового журнала «Зритель». Он начал печататься в 1782 году.

    В «Зрителе» Иван Андреевич напечатал такие свои произведения как «Каиб», «Ночи», «Похвальная речь в память моего дедушки». И эти творения, вышедшие из-под пера будущего баснописца, во многом продолжили и углубили сатирические мотивы «Почты духов».

    В 1796 году умерла Екатерина II, но жёсткий курс правительства в отношении литературы не изменился. Новый император Павел I усилил гонения на проявление свободной мысли. Он приказал закрыть частные типографии установил жёсткую цензуру над печатью.

    Осенью 1797 года Иван Андреевич Крылов поселился в селе Казацком Киевской губернии. Это было имение князя С. Ф. Голицына, попавшего в немилость к Павлу I. Настроение у будущего баснописца было чрезвычайно оппозиционное. Об этом свидетельствовала шутовская комедия «Подщипа», написанная в Казацком. Представляла она собой злую пародию на существующие в стране порядки. Опубликована была впервые лишь в 1871 году.

    Пребывание Ивана Андреевича в Казацком закончилось со смертью императора Павла I. Осенью 1801 года С. Ф. Голицына назначили генерал-губернатором в Ригу. Крылов поехал вместе со своим патроном в качестве секретаря. А в 1802 году в Санкт-Петербурге вышло второе издание «Почты духов» и была поставлена комедия «Пирог».

    Творчество в зрелые годы

    Вскоре Крылов вышел в отставку и уехал в Москву. В январском номере журнала «Московский зритель» за 1806 год были напечатаны первые басни Ивана Андреевича, определившие его дальнейший творческий путь. К началу 1806 года начинающий баснописец приехал в Санкт-Петербург. В этом городе он прожил все последующие годы.

    Его жизнь вошла в однообразное и мирное русло. Он принимает активное участие в столичной литературной жизни, становится членом литературных и научных сообществ. Близко знакомится с известнейшими писателями того времени. Живёт по соседству с переводчиком «Илиады» Н. И. Гнедичем и является сотрудником Публичной библиотеки.

    Крылов сближается с президентом Академии художеств А. Н. Олениным. В доме Олениных в те годы собирались известные учёные, писатели, художники. Бывали Шаховский, Озеров, Гнедич, Батюшков, позже Пушкин и многие другие популярные люди. В дом сразу же попадали все литературные новости, вновь появившиеся стихотворения, информация об интересных книгах, самобытных картинах.

    С приходом к власти Александра I в стране набрали силу либеральные веяния. В результате этого Иван Андреевич Крылов вновь вернулся к литературной деятельности. Наряду с баснями, которые стали основным видом его деятельности, в 1806-1807 годах были написаны такие комедии как «Модная лавка», «Урок дочкам», «Илья-Богатырь». Они имели успех у зрителей и были проникнуты любовью и уважением к русской национальной культуре.

    В них жизненно правдиво, весело, метко было показано невежественное провинциальное дворянство. Оно благоговело перед всем иноземным, и в результате своего легковерия позволяло иностранным проходимцам себя обирать и дурачить. Но народную славу Крылову принесли не комедии, а басни.

    В 1809 году вышла первая книга басен Ивана Андреевича. И с тех пор в течение четверти века всю свою энергию он отдавал написанию басен. В 1811 году его избрали членом «Беседы любителей русского слова», объединившей писателей старшего поколения. В это время Крылов уже не был похож на того дерзкого бунтаря, который осмеливался задевать стрелами сатиры саму императрицу.

    Он становится степенным, неторопливым, замыкается в себе, а окружающие начинают считать его чудаковатым. Да и как не считать, если Иван Андреевич Крылов мог теперь часами сидеть у окна в своей комнате с трубкой в зубах, раздумывая о течение человеческой жизни. О его рассеянности и лени стали ходить легенды. Говорили, что он как-то явился во дворец в мундире, пуговицы на котором были замотаны портным в бумажки. А Пушкин, близко знавший Крылова, писал о нём в то время как о ленивом чудаке.

    Однако друг Пушкина П. А. Вяземский вовсе не считал Ивана Андреевича чудаком. Он прозорливо написал: «Крылов вовсе не был рассеянным и простосердечным Лафонтеном, каковым все его долго считали. Во всём и всегда он был чрезвычайно умён. Его призванием были басни. В них он мог многое говорить, не притворяясь, и под личиной животных касаться вопросов, обстоятельств, личностей, до которых у него не хватало духу прямо доходить».

    И. В. Тургенев, встретивший знаменитого баснописца в молодости, так описал его облик: «Крылова я видел всего один раз на вечере у одного петербургского литератора. Он просидел более 3-х часов неподвижно между двумя окнами и за это время ни слова не молвил. Одет он был в просторный поношенный фрак, белый шейный платок, сапоги с кисточками облекали его тучные ноги. Он опирался руками на колени и ни разу не повернул голову. Только глаза двигались под нависшими бровями. Нельзя было понять: слушает ли он или просто так сидит».

    Таков был Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. В молодости он зарекомендовал себя бунтарём, дерзко нападавшим на власть придержавших, а в зрелые годы притаился, напустив на себя образ ленивого чудака. Правду об окружающем мире он стал выражать через басни, умело пряча свои подлинные мысли и чувства.

    В конце жизненного пути

    В 1838 году состоялось торжественное чествование Крылова по случаю 50-летия его литературной деятельности. На этой встрече В. Жуковский охарактеризовал басни Ивана Андреевича как поэтические уроки мудрости, которые дойдут до потомства и никогда не потеряют своей силы и свежести. А причина этого заключается в том, что они обратились в народные пословицы, а те всегда живут с народом.

    Великий баснописец около 30 лет проработал в Публичной библиотеке. В отставку он вышел в марте 1841 года на 72-м году жизни. Поселился в тихой квартире на Васильевском острове. Последней работой писателя стала подготовка к печати в 1843 году полного собрания его басен. Умер Иван Андреевич Крылов 9 ноября 1844 года в возрасте 75 лет.

    Причиной смерти стало двустороннее воспаление лёгких. Похороны прошли чрезвычайно пышно при большом стечении народа. Великий баснописец написал в общей сложности 236 басен, которые вошли в 9 прижизненных сборников. Издавались они с 1809 по 1843 годы. Многие выражения из басен стали крылатыми.

    Русский баснописец, драматург и журналист И.А. Крылов родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве. Это - самая распространенная дата его рождения. Иногда исследователи называют 1766 или 1768 год, ведь биографические сведения о нем очень скупы. Его отцом был бедный армейский офицер, капитан, выслужившийся после тринадцатилетней солдатской службы. Андрей Прохорович Крылов служил в Яицком городке в момент Пугачевского восстания. О нем даже упоминает Пушкин в "Истории Пугачевского бунта". Маленький Иван в это время вместе с матерью находился в осажденном Оренбурге, где и прошло его раннее детство. Из этого периода жизни он запомнил голод и попадание нескольких ядер к ним на двор. Поскольку чин капитана в то время был значителен, то имя Крыловой с ее сыном было найдено в бумагах Пугачева в расписании, кого на какой улице повесить.

    В 1774 году, по окончании бунта, отец будущего поэта вышел в отставку и переехал в Тверь, где занял скромную должность председателя губернского магистрата. Отец Крылова "наукам не учился", но очень любил читать и привил свою любовь сыну, сам научил сына читать и писать. Мать Крылова была верующей, православной женщиной, заботливой, хотя и малообразованной. Молодой Крылов получил скудное домашнее образование, учился мало и бессистемно, но обладал исключительными способностями, много читал с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием.

    И при жизни Крылова-старшего его семья жила в бедности. Когда же он умер в 1778 году, семья и вовсе осталась без средств к существованию. Юный Иван получил от отца в наследство сундук книг, а мать, впавшая в нужду и подрабатывавшая в богатых домах, упросила начальство принять девятилетнего сына на службу - переписывать деловые бумаги. Так мальчику пришлось работать писцом сначала в Калязинском уездном суде, а затем в Тверском магистрате, хотя, очевидно, это была простая формальность - в магистрат Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал. Дальнейшее образование Иван получил благодаря покровительству помещика и писателя Н.А. Львова. Мальчик жил в доме у Львова, прислуживал ему лакеем и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Крылову из милости было разрешено учиться вместе с детьми помещика. Мальчик освоил иностранные языки, научился рисовать и играть на скрипке. Так что еще в юности Крылов был широко начитан в европейской литературе, истории, философии. Однако недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии - так, например, Крылов всегда был слаб в орфографии.

    Уже тогда Иван Крылов стал пробовать себя в сочинительстве стихотворений. Его мать поощряла литературные опыты сына, но обеспечить ему хорошее образование она не могла. Скромная и набожная женщина, которую сам Крылов называл "первой радостью и первым счастьем жизни" не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 году решилась ехать в Петербург хлопотать о пенсии в столице. Там ей тоже ничего не удалось сделать, но для 13-летнего Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом.

    Литературные занятия и театр увлекли молодого Крылова. Он посещал театр, в котором ставились пьесы , Княжнина, Сумарокова, близко познакомился с актерами И.Дмитревским и П.Плавильщиковым, с директором театров П.А. Соймоновым. Под влиянием театра и встреч с актерами 14-летний Крылов написал свое первое произведение - комическую оперу в стихах "Кофейница", в которой изображал нравы провинциальных крепостников. Правда, по некоторым данным, эта пьеса была сочинена Крыловым еще в Твери. Начало было неудачное: "Кофейницу" ожидал полный провал, ее не напечатали и не поставили на сцене. Вслед за первой пьесой последовала трагедия "Клеопатра", но и ее постигла та же участь. Безвестный молодой разночинец Крылов никак не мог пробиться в круг признанных авторов.

    Служебные дела Крылова не слишком интересовали. Некоторое время (1787-1788) он служил в Горной экспедиции, но на первом месте среди увлечений оставались литература и театр. Эти пристрастия не изменились и после того, как в 17 лет он лишился матери, и на его плечи легли заботы о младшем брате. В течение 1786-1788 годов Крылов написал трагедию "Филомела" и комедии "Бешеная семья", "Сочинитель в прихожей" и "Проказники", высмеивающие пустоту и развращённость столичного дворянства. Эти произведения не принесли молодому автору ни денег, ни известности, но помогли попасть в круг петербургских литераторов. Имя молодого драматурга постепенно приобретает известность в театральных и литературных кругах. Ему покровительствовал известный драматург Я.Б. Княжнин, однако самолюбивый молодой человек, решив, что в доме "мэтра" над ним насмехаются, порвал со своим другом. В комедии "Проказники", в главных героях Рифмокраде и Тараторе, современники без труда узнали Княжнина и его жену. Но постановка комедии была запрещена, и у Крылова испортились отношения не только с семейством Княжниных, но и с театральной дирекцией, от которой зависела судьба любого драматического сочинения.

    Первые басни, напечатанные Крыловым в 1788 году в журнале "Утренние часы", прошли совершенно незамеченными. Тогда Крылов в 1789 году решил издавать сатирический журнал "Почта духов", продолжавший традиции русской сатирической журналистики. В журнале Крылов создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. Из-за своего радикального направления журнал просуществовал только восемь месяцев, а затем был закрыт цензурой. У журнала оказалось всего 80 подписчиков, но, судя по тому, что "Почта духов" была переиздана в 1802 году, ее появление все же не осталось незамеченным читающей публикой.

    В феврале 1792 года вместе с А.И. Клушиным, И.А. Дмитриевым и П.А. Плавильщиковым Крылов начал издавать новый журнал "Зритель", сразу ставший популярным, но уже в мае 1792 года и он был закрыт. Журналистская деятельность Крылова вызвала недовольство Екатерины II. Летом 1792 года в типографии произведен обыск, Крылов попадает под надзор полиции, издание журнала прекращено. В 1793 году журнал был переименован в "Санкт-Петербургский Меркурий". К этому времени его издатели сосредоточились прежде всего на постоянных иронических нападках на и его последователей. Крылову было чуждо реформаторское творчество Карамзина, которое казалось ему искусственным и излишне подверженным западным влияниям. Преклонение перед Западом, французским языком, французскими модами было одной из любимых тем творчества молодого Крылова и объектом высмеивания во многих его комедиях. Кроме того, карамзинисты отталкивали его своим пренебрежением к строгим классическим канонам стихосложения, возмущал его и излишне простой, по его мнению, "простонародный" слог Карамзина. Карамзин издевательски изображался как человек, несущий чепуху. Возможно, именно резкая полемика с карамзинистами оттолкнула читателей от "Санкт-Петербургского Меркурия". В конце 1793 года издание "Санкт-Петербургского Меркурия" прекратилось.

    На некоторое время Крылов отошел от литературных дел и покинул ставшую опасной столицу. Он переехал в Москву, начал искать какой-нибудь доход и вскоре нашел его в карточной игре, где ему неслыханно везло, хотя его считали не только мастером, но и фокусником этого вида деятельности. Имя Крылова попало в полицейский реестр заядлых карточных игроков, из-за чего, по некоторым свидетельствам, он был вынужден покинуть Москву в 1795 году. Крылов скитался по российской провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати. Неизвестно, к чему бы это все привело, но в начале 1797 года он близко подружился с князем С.Ф. Голицыным, находившимся в опале. Князь предложил Крылову занять место его личного секретаря и домашнего учителя. Теперь Крылов много времени проводил в имении князя - селе Казацком Киевской губернии. Владея несколькими языками, он обучал сыновей князя языкам и словесности, играл на музыкальных инструментах. Специально для домашнего театра Голицыных Крылов написал в 1799 году шутовскую трагедию "Трумф, или Подщипа" - остроумную и меткую сатиру на и царский двор. Крылов и сам сыграл в ней роль Трумфа - наглого немецкого принца. Ирония на Павла I, который не нравился автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II, была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871 году.

    11 марта 1801 года на престол взошел Александр I, у которого князь Голицын пользовался большим доверием, вследствие чего был назначен лифляндским генерал-губернатором, а Крылов - правителем канцелярии. Два года Крылов прослужил в Риге, а осенью 1803 года переехал в Серпухов к своему брату Льву Андреевичу - офицеру Орловского мушкетерского полка. Следующие два года, очевидно, прошли в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Именно в эти годы, о которых мало известно, драматург и журналист начал писать басни. Осенью 1803 года в Петербурге, а в начале 1804 года - в Москве впервые была поставлена на сцене пьеса Крылова "Пирог" (1801), которая имела успех. Воодушевленный, Крылов в 1806 году вернулся в Петербург и уже навсегда обосновался в нем. Это было и возвращение к литературной деятельности. Крылов пишет комедийные пьесы "Модная лавка" (1806) и "Урок дочкам" (1807), переводит несколько басен Лафонтена, три из которых были напечатаны в 1806 году.

    Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями. Самые первые его басни, написанные еще в 1788 году ("Стыдливый игрок", "Судьба игроков", "Павлин и Соловей"), еще не предвещают будущего баснописца. Но все меняется в 1806 году. Крылов почти полностью переключается на басни, в 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая "Слон и моська". Сотрудничая в "Драматическом вестнике" А.Шаховского, Крылов помещает в журнале одни только басни, а в 1809 году издает их отдельной книгой. Этот сборник из 23 басен сразу же сделал его автора по-настоящему знаменитым. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. В 1811 году появились "Новые басни Ивана Крылова", в 1815-м - "Басни Ивана Крылова" в трех частях, в 1816-м - "Новые басни И.А. Крылова", составившие четвертую и пятую части, в 1819-м - в шести частях, а в 1830-м - уже в восьми. Затем издания следовали одно за другим, с прибавлением новых басен; последнее прижизненное издание 1843 года, содержит уже 197 басен. Всего Крылов написал 201 басню, три из которых были обнаружены уже после его смерти.

    Если сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых басен Лафонтена ("Стрекоза и муравей", "Волк и ягненок"), то постепенно он начал находить все больше самостоятельных сюжетов, многие из которых были связаны со злободневными событиями российской жизни. Так, реакцией на различные политические события стали басни "Квартет", "Лебедь, Щука и Рак", "Волк на псарне". Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла в безвестности, полная материальных проблем и лишений, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. Писатель, в свое время смеявшийся над Карамзиным за его пристрастие к излишне простонародным выражениям, теперь сам создавал произведения, понятные всем, и стал истинно народным писателем. С его баснями вошла в русскую литературу живая народная речь. Каждая новая басня Крылова встречалась с восторгом. Отечественная война 1812 года вызвала в нем патриотический подъем, и, по свидетельству современников, он после отказа Кутузова вести мирные переговоры с Наполеоном собственною рукою переписал басню "Волк на псарне" и отдал ее жене фельдмаршала. Кутузов прочитал басню после сражения под селом Красным собравшимся вокруг него офицерам и при словах: "Ты сер, а я, приятель, сед" - снял свою белую фуражку и потряс наклоненною седою головой.

    Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. В 1808-1810 годах Крылов служил в Монетном департаменте, в 1810 году был назначен помощником библиотекаря, а c 1812 года - библиотекарем в Императорской Публичной библиотеке, где прослужил 30 лет в хранилище книг на иностранных языках. Еще в 1812 году ему устанавливается пожизненная пенсия, которая неоднократно увеличивалась "во уважение отличных дарований в российской словесности". Крылов был избран действительным членом Российской Академии наук (1841), почетным членом Петербургского университета (1829), почетным вольным общником Академии Художеств (1836), был награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других орденов, почестей и подарков от царской семьи. В 1830 году, после выхода в свет 40-тысячным тиражом восьмитомника басен Крылова удвоил ему пенсию и произвел в статские советники.

    В 1816 году Крылов поселился в одном из зданий Публичной библиотеки - старинном доме, нижний этаж которого занимали книжные лавки (Садовая ул., 20, дом сохранился без изменений). Квартира Крылова располагалась на втором этаже, на третьем этаже жил М.Е. Лобанов - член Российской Академии, поэт, биограф, первый собиратель творчества И.А. Крылова. Иван Андреевич вышел на пенсию в марте 1841 года и до конца жизни уже больше ничего не писал, кроме басен, полностью посвятив себя этому роду поэзии, в котором стяжал себе бессмертную славу знаменитого народного писателя. Он стал классиком еще при жизни. Уже в 1835 году В.Г. Белинский в своей статье "Литературные мечтания" нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым. Празднование 70-летия со дня рождения и 50-летнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 году превратилось в поистине всенародное торжество. Речи говорили министр Уваров, воспитатель царевича , поздравительные куплеты были написаны князем Вяземским. По случаю юбилея была выбита медаль.

    Выйдя на пенсию, Крылов съехал с казенной квартиры и стал снимать квартиру в доме Блинова на Васильевском острове. Академик, добрый знакомый самых талантливых современников, получал приглашения во дворец, собирался в заграничное путешествие, но стал домоседом. Его личная жизнь проходила как бы в тени. Крылов был человеком малоподвижным, молчаливым. Он стал героем многочисленных анекдотов и легенд и, прозванный "дедушкой Крыловым", слился в сознании современников со своими баснями, которые охарактеризовал как "поэтические уроки мудрости". По столице ходили полулегендарные рассказы о его лени, беспечности, неряшливости. Его тяготило одиночество. Семьи он не имел. Земные интересы его не увлекали, но и небесных он не приобрел. Позднее его страстью стало чревоугодие. И умер он от заворота кишок, после званого обеда, объевшись вкусно приготовленных тушеных рябчиков в сметане (впрочем, сохранилось медицинское свидетельство о смерти Крылова, где сказано, что баснописец умер от скоротечного воспаления легких).

    Одно время Крылов получал приглашения на маленькие обеды к императрице, о которых высказывался потом весьма нелестно из-за скудости порций блюд, подаваемых к столу. В.В. Вересаев вспоминал, что все удовольствие, все блаженство жизни для Крылова заключалось в еде. В последние годы жизни Крылов испытывал проблемы со здоровьем. Возможно, этому способствовал лишний вес и грузная фигура. Но работал Крылов до последних дней. Даже за несколько часов до смерти, Крылов попросил перенести его с постели в кресла, но затем, сказав, что ему тяжко, попросил снова лечь. Последним распоряжением умирающего была просьба раздать всем, кто его помнил, по экземпляру своего нового издания басен, который друзья и знакомые писателя получили вместе с извещением о смерти их автора.

    Таких примеров много в мире:
    Не любит узнавать никто себя в сатире.
    Я даже видел то вчера:
    Что Климыч на руку нечист, все это знают;
    Про взятки Климычу читают,
    А он украдкою кивает на Петра.

    В доме Блинова великий баснописец скончался 9 (21) ноября 1844 года в возрасте 75 лет. Умер, как писал академик Лобанов, "с истинным христианским чувством, произнеся слабым голосом: "Господи, прости мне прегрешения мои". Похороны И.А. Крылова по торжественности и огромному количеству народа историк Пыляев приравнивает к похоронам Ломоносова. После отпевания в Исаакиевском соборе гроб с телом Крылова был на руках перенесен студентами университета на Тихвинское кладбище в Александро-Невскую лавру (Некрополь мастеров искусств). Похоронили его рядом с (1784-1833), также работавшим в Публичной библиотеке. Надгробие И.А. Крылова было изготовлено в 1845 году по типовому проекту в петербургской мастерской Тропиных (аналогичное надгробие - лейб-медика И.Рюля на Волковском лютеранском кладбище). При сооружении этого надгробия частично использовались средства, отпущенные из императорского кабинета. А 12 мая 1855 года, на средства, собранные по подписке, инициированной и П.А. Вяземским, в Летнем саду был открыт памятник работы знаменитого - первый в имперском Петербурге памятник писателю, настолько неоспоримы были заслуги Ивана Андреевича перед русской словесностью. И сегодня даже самый необразованный взрослый, поднапрягшись, вспомнит пару расхожих цитат из крыловских басен. Так что по степени народной любви Иван Андреевич тяжело пыхтит в затылок Александру Сергеевичу. Перечитайте и вы нестареющие басни дедушки Крылова!

    Детские годы

    Родился Ванечка Крылов в лютые февральские морозы, 2 февраля 1769 года (13 февраля по новому стилю) в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был беден и неудачлив в карьере: долгое время прозябал в чине армейского капитана, а офицерский чин получил только после долгой и изнурительной тринадцатилетней солдатской службы. Мать, Марья Алексеевна, был очень набожной, тихой и скромной женщиной. После того, как в 1775 отец Крылова вышел в отставку, вся семья поселилась в Твери, где жила бабушка Крылова по отцовской линии.

    Бедная семья, перебиваясь с копейки на копейку, не могла обеспечить Ивану достойное образование, но от отца ему достался целый сундук книг, а сам мальчик был очень способным и упорным. Занимаясь самообразованием, Крылов смог стать одним из самых просвещённых и грамотных людей своего времени.

    Вскоре умирает его отец, оставляя семейство без всяких средств к существованию. На этом беззаботное детство Ванюши Крылова закончилось: ему пришлось идти работать на должность писца в Тверской суд, несмотря на то, что ему тогда исполнилось всего 10 лет! Его скудного заработка не хватало, а поэтому мать приняла решение уехать в Петербург, чтобы там выхлопотать себе пенсию по потере мужа.

    Петербургский период

    В северной столице мать так ничего и не добилась, но Крылов удачно устроился канцеляристом в Казённую палату, а затем начал активно заниматься литературным творчеством. Его первые пьесы имели большой успех в петербургском обществе и сделали его имя знаменитым в литературных и театральных кругах.

    Здесь же он начал свою журналистскую деятельность, открывая один за другим сатирические журналы, которые поднимали для обсуждения самые злободневные вопросы того времени. Чуткая цензура то и дело прикрывала их, но терпеливый и упорный Крылов с завидной настойчивостью тут же открывал новый журнал. В конце концов здоровье, нервная система баснописца не выдержали, и он отправился путешествовать по городам и весям необъятной России.

    Путешествие по России

    Почти 10 лет своей жизни (1791-1801) посвятил Крылов путешествиям по провинциям, деревенькам и маленьким городкам. Он побывал на Украине, в Тамбове, Нижнем Новгороде, Саратове и везде находил для своих басен новые сюжеты. Он ни на минуту не переставал писать, но его произведения подвергались самой жёсткой цензуре и лишь редкие произведения попадали в печать.

    Театральная деятельность

    Крылов смог легко вздохнуть только со смертью Екатерины II, которая преследовала его за обличение её порядков. Он устраивается личным секретарём и домашним учителем детей к самому князю С. Голицыну, который разрешает поставить в своём домашнем театре злободневную крыловскую трагикомедию \»Трумф, или Подщипа\».

    В 1801 году разрешают к постановке его комедию \»Пирог\», а затем \»Модную лавку\» и \»Урок дочкам\».

    Государственная служба

    С 1812 года стал библиотекарем Публичной библиотеки, которой отдал 30 лет своей жизни: собирал книги, составлял библиографические указатели и стал составителем славяно-русского словаря.

    Любовь и семейная жизнь

    По официальным данным, Иван Андреевич так и не был женат. Однако многие его близкие и друзья, часто бывавшие в его доме, считали, что дочка его кухарки по имени Саша была и его дочерью. Когда кухарка умерла, Крылов воспитывал Сашу и даже дал за неё большое приданое. Незадолго до смерти баснописец всё своё имущество, а также права на свои сочинения завещал мужу Саши.

    Смерть

    Умер Крылов в возрасте 75 лет 9 ноября 1844 года. Есть несколько версий причин его смерти: либо заворот кишок от переедания, либо двустороннее воспаление лёгких. Похоронен Крылов в Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

    Основные достижения Крылова

    • Открыл для русской литературы жанр басни.
    • Писал обличительные злободневные произведения, которые до сих пор не утратили своего общественного значения.
    • Пополнил Императорскую Публичную библиотеку сотнями экземплярами редких старинных книг.
    • Стал составителем славяно-русского словаря.

    Важные даты биографии Крылова

    • 1769 год, 2 февраля – родился в Москве
    • 1775 год – переезд в Тверь
    • 1779 год – смерть отца, работа писцом в Тверском суде
    • 1782 год – переезд в Петербург
    • 1784 год – создание оперы \»Кофейница\»
    • 1785 год – создание трагедии \»Клеопатра\»
    • 1786 год – увидела свет трагедия \»Филомела\»
    • 1787-1788 годы – работа над комедией \»Проказники\»
    • 1788 год – смерть матери
    • 1789 год – издание журнала \»Почта духов\»
    • 1792 год – издание журнала \»Зритель\»
    • 1793 год – преобразование журнала \»Зритель\» в журнал \»Санкт-Петербургский Меркурий\»
    • 1791-1801 годы – путешествие по России
    • 1797 год – работа личным секретарём у князя Голицына
    • 1800 год – постановка трагикомедии \»Трумф, или Подщипа\»
    • 1801 год – постановка комедии \»Пирог\»
    • 1806 год – выход в свет комедии \»Модная лавка\»
    • 1807 год – окончание комедии \»Урок дочкам\»
    • 1809 год – первая книга басен Крылова
    • 1811 год – избран членом Российской Академии
    • 1812 год – работа библиотекарем в Императорской Публичной библиотеке
    • 1823 год – получает золотую медаль от Российской академии за литературные заслуги
    • 1825 год – вышли в печать два тома басен Крылова на русском, итальянском и французском языках
    • 1841 год – отставка
    • 1841 год – получил почётное звание академика Петербургской Академии Наук
    • 1844 год, 9 ноября – умер дома, в Петербурге
    • У \»дедушки Крылова\» был отличный аппетит. Однажды, съев около десятка пирожков, он удивился их отвратительному вкусу. Открыв кастрюлю, из которой он их брал, он увидел плесень. Это не помешало ему доесть оставшийся в кастрюле ещё десяток пирожков.
    • У Крылова была необъяснимая мания: он обожал смотреть на пожары и старался не пропускать ни одного пожара в Петербурге.
    • Любимым предметом в доме Крылова для него был диван, на котором он мог лежать сутками. Над этим диваном кое-как, на одном маленьком гвоздике, висела картина огромных размеров. Все, кто бывал у Крылова в гостях, советовали ему закрепить картину на стене, а иначе она могла пробить ему голову. Крылов всем отвечал одинаково, что он уже всё рассчитал и ему ничего не грозит: даже если картина сорвётся, падать она будет по касательной и его не заденет. Но самое интересное: эта легендарная картина, ставшая \»притчей во языцех\» в жизни Крылова, провисела на стене до конца его жизни, так и не упав.
    • Прототипом гончаровского Обломова стал именно Иван Андреевич Крылов.
    • Если Крылов оказывался на званом обеде, он с удовольствием поглощал за раз расстегаи, три тарелки ухи, пять отбивных, целую жареную индейку. Приехав домой, он мог всё это заесть миской капусты и чёрным хлебом.
    • Однажды на обеде у императрицы Крылов сел за стол и, не здороваясь и никого не дожидаясь, тут же приступил к трапезе. Культурный и обычно выдержанный В. А. Жуковский схватился в ужасе за голову и закричал баснописцу: \»Прекрати, пусть царица тебя хотя бы попотчует!\» На что Крылов испуганно и искренне ему ответил: \»А вдруг не попотчует?\»
    • Крылов был азартен и любил играть в карты на деньги. Играл виртуозно, выигрывая порой целые состояния. Был период, когда было решено выслать его из обеих столиц за непомерное увлечение картами. Кроме того, страстью Крылова были петушиные бои, ни один из которых он старался не пропускать.
    • Многие шутники пытались обидеть или оскорбить Крылова за его обжорство и тучный вид, но они не знали, что Крылов совершенно спокойно реагировал на критику да ещё и умел парировать. Однажды на прогулке он услышал, как кто-то из проходившей мимо компании молодёжи назвал его тучей. Он не растерялся, задумчиво посмотрел на небо и добавил: \»Да, и вправду дождик собирается. То-то лягушки расквакались\».