В помощь школьнику. Хронология жизни и творчества б


Булат Окуджава - повелитель чувств вот уже на протяжении нескольких поколений. Впечатление доверительности и непринужденности производят его неповторимые песни. Однако непосредственность Окуджавы вовсе не синоним простоты. Окуджава - виртуоз поэтического стиля.

Булат Шалвович Окуджава - поэт и прозаик - один из основоположников жанра бардовской песни, родился и вырос в Москве.

Мой город носит высший чин и звание Москва,

Но он навстречу всем гостям всегда выходит сам.

Его детство прошло в небольших уютных дворах тихих арбатских переулков. Это она, арбатская детвора, придумала себе игру в "Арбатство" и ритуал посвящения в свое "сословие".

Пускай моя любовь, как мир, стара,

Лишь ей одной служил и доверялся,

Я, дворянин с арбатского двора,

Своим двором введенный во дворянство.

В 1942 году девятиклассник Окуджава добровольцем уходит на фронт. Вместо учебников осваивает науку пехотного боя.

Ах, война - она не год еще протянет, -

На то она и война;

Еще много километров портянок

Выкроят из полотна.

Рядовой Булат Окуджава воевал до конца 1944го. Ранения, госпитали..., и больше воевать не пришлось. "Бери шинель - пошли домой"... И вот наступила долгожданная Победа в войне жестокой, стоящей жизни миллионам людей, в войне, отнявшей у поколения, только вступившего во взрослую жизнь, целых четыре года юности.

Со слов самого поэта достоверно известно, что его первая песня на собственную мелодию "Нам в холодных теплушках не спалось..." появилась на фронте в 1943 году. И если та первая, фронтовая, которую сам автор считает слабой, давно забыта, то вторая сохранилась, звучит и поныне, хотя год её рождения - 1946-й.

Неистов и упрям

Гори, огонь, гори!

На смену декабрям

Приходят январи.

После окончания университета Окуджава едет по распределению работать в одну из сельских школ в Калужскую область. Появляются новые стихи, которые время от времени публикуют калужские газеты. В 1956 году выходит первый сборник стихов "Лирика". Он возвращается в Москву, работает сначала редактором в издательстве "Молодая гвардия", впоследствии заведует отделом поэзии в "Литературной газете".

Как раз в эти годы одна за другой пошли песни: "О Леньке Королеве", "Девочка плачет - шарик улетел", "Последний троллейбус", "До свидания, мальчики". Всех не перечесть, но нельзя не задержаться на мелодиях арбатских.

Ты течешь, как река.

Странное название!

И прозрачен асфальт, как в реке вода.

Ах, Арбат, мой Арбат, ты - мое призвание.

Ты и радость моя, и моя беда.

Только ведая правду о тех годах разлук и смятений, "когда свинцовые дожди лупили так по нашим спинам, что снисхождения не жди", можно понять, почему у Окуджавы его возлюбленный Арбат - и радость, и беда. Годом же раньше написана иная "арбатская" песня, менее восторженная, но еще более биографичная.

О чем ты успел передумать, отец расстрелянный мой,

Когда я шагнул с гитарой, растерянный, но живой?

Как будто шагнул я со сцены в полночный московский уют,

Где старым арбатским ребятам бесплатно судьбу раздают.

Одно дело - песня, романс, совсем другое - поэт с гитарой на эстраде. Любопытно, что сам автор, по крайней мере раньше, не считал свои песни собственно песнями. Для него они были и оставались стихами, только не записанными на бумаге, а напетыми с голоса.

Негромкий, задушевный голос Окуджавы притягивал, заставлял вслушаться. Он никогда не писал звонких стихотворений, "на заказ". "Социальные заказы" были не для него. Его душа и сердце безошибочно определяли темы, важные для современников.

В нашей жизни, прекрасной и странной,

и короткой, как росчерк пера,

над дымящейся свежею раной

призадуматься, право, пора.

Призыв "Давайте говорить друг другу комплименты" - не просто красивая фраза, а жизненная необходимость для каждого из нас. В мире разрушающихся идеалов, как путеводная звезда - "надежды маленький оркестрик под управлением любви". Слово любовь употребляется поэтом очень часто. Ведь речь идет, в сущности, о жизни человека, основном принципе его бытия. Жизнь может состояться только при наличии любви: к окружающему миру, к людям, к жизни во всех ее проявлениях.

Неожиданная смерть Булата Шалвовича Окуджавы в 1997 году потрясла нас, его современников. Он пел о ценностях вечных, истинных, по-настоящему важных для человека: "Виноградную косточку в теплую землю зарою..." Кто из нас не грустил под эти пронзительные слова, кто не задавался вопросом. "А иначе, зачем на земле этой грешной живу?"

Профессия поэта "опасна и трудна". Роль поэта в обществе, его назначение и судьба - этой теме Булат Окуджава посвятил немало своих строк:

Поэтов травили, ловили на слове,

им сети плели; куражились,

корнали им крылья, бывало,

и к стенке вели...

Окуджава не изменился, став знаменитым: скромный облик, гитара, удивительная деликатность и уважение к слушателям. Один из его последних сборников называется "Посвящается вам", то есть нам, его почитателям, благодарным его современникам.

Узкожанровая специализированность создателей поэтического слова, как общеизвестно, бытует не изначально. Драматург А. Володин совсем недавно еще раз напоминал об этом: "В древности поэтов называли певцами: они сами сочиняли стихи и мелодию, сами пели их и сами себе аккомпанировали. Но постепенно отпала необходимость личного исполнения, затем отпала мелодия, стали необязательны рифма и размер, а иной раз даже мысль - сама поэзия стала служить недостойным целям... Тогда она спохватилась и потребовала: воссоединяйте меня! В нашей стране первым это сделал Окуджава".

Вероятно, в конце данного высказывания присутствует какаято доля гиперболизации. Вероятно, не самым первым. Были Визбор, Анчаров. Однако остается фактом, если первенство считать не единственно по хронологии событий, от самых первых его песен, а учитывая их количество, имеющих известность в самых разнообразных кругах, словно по основному пику широчайшей популярности, то звание Первого барда по праву относится к Окуджаве.

У Окуджавы написано всего приблизительно полторы сотни замечательных песен о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере в триумф здравого смысла и мудрости.

Окуджава Булат Шалвович (1924-1997) – советский и российский поэт, прозаик и сценарист, бард и композитор. Самый яркий представитель авторской песни в СССР. На основе стихов собственного сочинения и народного эпоса Кавказа сочинил более 200 авторских и эстрадных песен.

Детские годы

Булат появился на свет 9 мая 1924 года в знаменитом московском родильном доме имени Грауэрмана. Семья, где родился мальчик, была большевистская. Его папу, Шалву Степановича Окуджаву, из Тифлиса направили в московскую коммунистическую академию на партийную учёбу. Отец по национальности был грузин, а мама, Налбандян Ашхен Степановна, армянка.

На московском Арбате в пятикомнатной квартире семье было выделено две комнаты. Через полгода после рождения Булата Шалву Окуджаву снова вызвали в Грузию в связи с партийной работой. Его жена с маленьким сыном и няней осталась в Москве.

В основном воспитанием Булата занималась няня, так как мама работала в партийном аппарате. Будучи взрослым, Окуджава вспоминал, что папа был таким далёким, как будто нарисованным, а мама почти призраком, который появлялся лишь по вечерам. Уставшая женщина приходила домой, когда её малыш уже спал, крепко прижимала тёплый комочек к себе, а сама продолжала думать о своих партийных делах.

Когда мальчику исполнилось 5 лет, приехал в Москву папа. Но спустя год его назначили на новую должность – первого секретаря Тифлисского городского комитета партии. На это раз Окуджавы все вместе уехали в Грузию.

Юность

Булат начал обучение в Тифлисской русской школе. Так как у него к тому времени обнаружился абсолютный слух, его дополнительно отдали заниматься в школу музыкальную.

На партийной работе в Грузии отец долго не задержался, так как у него произошёл конфликт с Берией, и Шалва Окуджава сам обратился к Орджоникидзе, чтобы его перевели на работу в Россию.

В 1932 году семья переехала в Нижний Тагил, где папа Булата возглавил строительство крупнейшего уральского вагонного завода. Окуджавы теперь жили далеко от центра СССР, а в Ленинграде именно в это время уже начало раскручиваться колесо политического террора. В семье Булата всё было спокойно, в 1934 году у него родился братик Виктор.

Но в 1937 году докатилось это кровавое колесо и до Нижнего Тагила. Шалва Степанович был арестован, а его супруга с двумя сыновьями снова переехала в Москву. Из партии её исключили, а вскоре арестовали. Булат вспоминал, как боялся тогда, чтобы их с братом не сдали в детский дом. Но мальчишек взяла на воспитание бабушка по материнской линии Мария Вартановна.

Все родственники помогали, насколько было возможно, но всё равно не хватало еды. Бабушка все силы отдавала присмотру за маленьким Витей, а 13-летний Булат полностью был предоставлен сам себе. Он рос обыкновенным «красным» мальчишкой, боготворил лётчика Чкалова и испанского коммуниста Долорес Ибаррури, мечтал стать героем Арктики, радовался успехам социализма, был уверен, что живёт в самой лучшей передовой стане мира. И не знал, что к тому времени уже был расстрелян отец.

Так как бабушке было тяжело с двумя мальчиками, Булата забрала к себе в Тбилиси сестра матери Сильвия. На летних каникулах он бывал там частенько, а теперь переехал на постоянное место жительства и осенью пошёл в грузинскую школу.

К этому времени юноша уже начал писать стихи. Дядя, послушав его сочинения, в шутку сказал, что его уже пора, как Пушкина, издавать. Наивный мальчик поверил и пошёл в издательство. Секретарь выслушал внимательно парнишку и сказал, что с удовольствием напечатал бы его стихи, но, к сожалению, в издательстве закончилась бумага.

А потом уже стало не до бумаги: началась война. Булат Окуджава ушёл на неё добровольцем. Под Моздоком его ранили, он попал в госпиталь. Поправившись, Булат вернулся на фронт, но ранение мучило постоянно, и его демобилизовали в 1944 году.

Окуджава вернулся в Грузию, экстерном окончил среднюю школу и стал студентом филологического факультета в университете.

Творческий путь

В 1950 году, получив диплом и распределение, Булат с женою Галей поехали в село Шамордино Калужской области, их направили туда в сельскую школу учительствовать.
Работа в школе ему совсем не нравилась, и Окуджава от этого страдал. Но работать в селе ему пришлось недолго: вскоре его перевели в Калугу. Поработав там немного учителем в школе, Булат устроился в местную газету.

В 1956 году к власти пришёл Н. С. Хрущёв, многие были реабилитированы, в том числе и родители Булата. Папа посмертно, а мама вернулась из Сибири в Москву и получила на Краснопресненской набережной двухкомнатную квартиру. Булат с женой и младшим братом поехали к маме в Москву.

Там он начал трудовую деятельность в издательстве «Молодая гвардия», потом возглавил отдел поэзии в «Литературной газете». На вечерах в «Литературке» Булат для тесного круга исполнял под гитару песни на собственные стихи. Коллеги пророчили ему большое будущее и неоднократно уговаривали переходить на сцену. Но он не придавал особого значения их словам.

Вскоре семье Булата Окуджавы выделили дачу в Шереметьево. Проживая на даче, у них появился определённый ритуал: по вечерам соседи, коллеги и друзья собирались у костра и слушали стихи и песни поэта. Московская интеллигенция начала наперебой приглашать его в свои дома на вечера, песни записывали на магнитофонные бобины. Так автор и исполнитель песен вышел в народ. Самого Окуджаву ещё плохо знали, но песни уже пела половина страны. «Виноградную косточку» и «Молитву» переписывали на бумаге вручную друг у друга.

Только в 1961 году прошёл первый сольный концерт Окуджавы. Ленинградский зал был переполнен.

В 1965 году увидела свет первая пластинка с песнями Булата.

В 1967 году за стих «Оловянный солдатик моего сына» Булат получил «Золотой венец» на поэтическом фестивале в Югославии. С большим успехом проходили его выступления в Париже, Германии, а вот в Советском Союзе он больших концертов не давал, выступал в домах культуры, институтах и библиотеках.

Но в 1970 году Окуджава получил всесоюзную славу после выхода на экраны фильма «Белорусский вокзал», где прозвучала его песня «Здесь птицы не поют…»
За свою творческую жизнь Булат написал песни ко многим популярным советским и российским фильмам:

  • «Женя, Женечка и «катюша»;
  • «Белое солнце пустыни»;
  • «Соломенная шляпка»;
  • «Аты-баты, шли солдаты»;
  • «Звезда пленительного счастья»;
  • «Покровские ворота»;
  • «Законный брак»;
  • «Турецкий гамбит».

Личная жизнь

Окуджава в молодости был очень влюбчивым. Девушки тоже не проходили мимо кареглазого красивого парня с копною чёрных кудрей. Сам по себе он был обаятельным, а к девушкам относился с таким уважением, что их это сразу подкупало. Но самое главное, почему вокруг него всегда были толпы девчат, – он изумительно пел под гитару.

В 23-летнем возрасте у него завязались бурные отношения с Галей Смольяниновой, учившейся с ним на одном факультете. Булат с Галей поженились, тогда он уже жил не с дядей и тётей, а снимал комнату в коммунальной квартире.

В 1954 году у пары родился сын Игорь. В 1962 году Булат и Галя расстались.

Когда Окуджаве было 38 лет, он познакомился с Ольгой Арцимович, которая потом стала его второй супругой и родила в 1964 году сына, названного в честь отца Булатом.

В 1997 году Окуджава с супругой отправились в путешествие по Европе. Он не любил на свой день рождения оставаться в Москве, так как ненавидел все эти чествования. Они побывали в Германии, потом поехали в Париж к друзьям. Там он заболел гриппом, поэта определили в госпиталь, но помочь уже не смогли, он умер 12 июня 1997 года.

Б улат Окуджава был солдатом, учителем русского языка и редактором. Он писал стихи и прозу, сценарии к фильмам и книги для детей. Но самым счастливым днем своей жизни Окуджава считал тот, когда он сочинил свой первый стих.

«Арбат, сорок четыре, квартира двадцать два»

Когда Андрей Смирнов, режиссер фильма, предложил ему написать песню, поэт сначала отказался. Лишь посмотрев картину, он согласился сочинить текст и мелодию к нему.

«Неожиданно вспомнился фронт. Я как бы воочию увидел этого самодеятельного фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возникли слова: «Мы за ценой не постоим...»

Последние годы жизни Булат Окуджава провел в Париже, где 25 июня 1995 года в Штаб-квартире ЮНЕСКО состоялся последний его концерт. В 1997-м барда не стало. В этом же году по указу президента России утвердили премию имени Булата Окуджавы, которой награждаются поэты и исполнители авторских песен. Через пять лет «поющему поэту» открыли памятник на Арбате.

Краткая биография Булат Окуджава

ОКУДЖАВА, БУЛАТ ШАЛВОВИЧ (1924-1997), русский поэт, прозаик. Родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников, детство провел на Арбате. Жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937, когда отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена в лагерь, затем в ссылку. В 1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения - радистом. В 1945 работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В 1946-1950 учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском не включались автором в позднейшие сборники. В 1956 переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Вступив в Союз писателей в 1962, полностью сосредоточился на творческой работе.
Свою первую песню - Неистов и упрям... - Окуджава сочинил еще студентом, в 1946, а во второй половине 1950-х годов им были созданы песни (Полночный троллейбус, Ванька Морозов, Король, До свидания, мальчики, Песенка про Черного кота и др.), которые сразу приобрели широкую известность. Песни эти сначала исполнялись автором в дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по всей стране. Окуджава - один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». Сам Окуджава никогда не видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и непесенными стихотворениями, обладал подчеркнуто литературным (и даже «литературоцентричным») самосознанием, ориентировался в своем творчестве - как поэтическом, так и прозаическом - на духовную традицию 19 в.
Первое прозаическое произведение Окуджавы - повесть Будь здоров, школяр! - было опубликовано в 1961 в альманахе «Тарусские страницы». Как и многие песни Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе осуждению за «пацифизм», отсутствие «героического» пафоса. Независимое гражданское поведение Окуджавы, его сочувственное отношение к преследуемым властями коллегам (в частности, подписание писем в защиту А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля, А.И.Солженицына) создали ему репутацию «неблагонадежного» писателя. Не будучи по характеру активным политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции, а также, продолжая традицию Ю.Н.Тынянова, творчески осмыслил конфликт вольнодумца с властью в своей исторической прозе, к работе над которой приступил с конца 1960-х годов.
В годы «перестройки» популярность Окуджавы сопровождается официальным признанием, он активно участвует в общественной жизни, работает в Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. Ему присуждается Государственная премия СССР (1991), Букеровская премия (1994) за автобиографический роман Упраздненный театр. В 1990-е годы Окуджава пристально следил за происходящими в России событиями, тревожился за судьбы демократии, осуждал войну в Чечне.
Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным и литературным источникам. Это и творчески преобразованная традиция городского романса, и некрасовская линия прозаизации стиха, и русский символизм с его предельной многозначностью ключевых образов, и поэтика В.Маяковского с ее речевыми сдвигами и акцентным стихом (который Окуджава трансформирует в напевные ритмы). Окуджаве присуща поэтика гармонизированного сдвига, когда смелость и парадоксальность приема становится неощутимой в общем потоке задушевно-доверительной интонации.
Мир Окуджавы одновременно интимен и космичен. Этот эффект достигается последовательным расширением смысла, которое лежит в основе лирической композиции. Полночный троллейбус становится кораблем, а пассажиры - матросами. Синий шарик улетает и возвращается, успев побывать земным шаром. Арбат предстает целым «отечеством» и даже «религией». Реальные, земные Вера, Люба и Надя-Наденька превращаются в символическую триаду Вера - Надежда - Любовь. Индивидуальная поэтическая фразеология Окуджавы («дежурный по апрелю», «надежды маленький оркестрик», «возьмемся за руки, друзья» и т.п.) стала частью общенационального языка.
Окуджаве-прозаику принадлежат романы Глоток свободы (Бедный Авросимов; 1965-1968), Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль (1969-1970), Путешествие дилетантов (1971-1977), Свидание с Бонапартом (1983). Прибегая к языковой и образно-предметной стилизации, автор парадоксально сталкивает судьбы «больших» и «маленьких» людей, все более проникаясь скептическим взглядом на возможность радикально-волевого вмешательства личности в историю. В незавершенной семейной хронике Упраздненный театр (1990-1993) эта мысль развивается как трезво-критическая оценка большевистского романтизма, развенчание иллюзорных идеалов «комиссаров в пыльных шлемах». Повести и рассказы Окуджавы Отдельные неудачи среди сплошных удач (1978), Похождения секретного баптиста (1984), Искусство кройки и житья (1985), Девушка моей мечты (1985), Около Риволи, или Капризы фортуны (1991) в высшей степени автобиографичны, исполнены плодотворной критической рефлексии, остроумной самоиронии. Таковы же Автобиографические анекдоты, опубликованные в «Новом мире» (1997, № 1) и ставшие последней прижизненной прозаической публикацией Окуджавы. Окуджава написал сценарии кинофильмов Женя, Женечка и «катюша» (1967) в соавторстве с В.Мотылем и Верность (1965) совместно с Тодоровским, он писал театральные инсценировки своих прозаических произведений, песни для театра и кино. Умер Окуджава в Париже 12 мая 1997.

Булат Окуджава – это знаменитый советский певец, прославившийся, благодаря множеству ярких песен. В его репертуаре значится около двухсот авторских композиций, каждая из которых имеет свою историю и судьбу. Булат Окуджава – это исполнитель, который стал настоящим символом своего времени, одним из самых ярких певцов своего поколения. Именно по этой причине данная биографическая статья, посвященная его жизни и судьбе, представляется настолько интересной.

Ранние годы, детство и семья Булата Окуджавы

Булат Окуджава появился на свет в столице СССР в семье убежденных коммунистов, выходцев из Грузии и Армении. Отец будущего поэта – грузин Шалва Степанович Окуджава – был известным партийным деятелем. Мама – армянка Ашхен Степановна Налбандян была домохозяйкой.

Спустя пару лет после рождения сына родители будущего певца снова вернулись в Тбилиси. Здесь отец Булата Окуджавы начал стремительно карабкаться вверх по партийной лестнице. Он был секретарем Тбилисского горкома, 1-м секретарём Нижнетагильского горкома партии, а также занимал некоторые другие важные должности. Следуя за ним, семья Булата Окуджавы часто переезжала, однако очень скоро карьера Шалвы Степановича трагически прервалась. По ложному доносу, который усугубила также имевшаяся в прошлом ссора с Лаврентием Берией, отец будущего певца был сослан в лагеря, а затем расстрелян. Спасаясь от гонений, мама Булата Окуджавы перевезла сына обратно в Москву, однако впоследствии также угодила в Карагандинский лагерь для жен изменников родины. Вернуться оттуда мужественной женщине довелось только двенадцать лет спустя. Однако это уже совершенно другая история…

Что же касается самого Булата Окуджавы, то он после ареста матери вновь отправился к родственникам в Тбилиси. Здесь он учился, а затем работал токарем на заводе. В 1942-м году Окуджава отправился добровольцем на фронт. В советской армии он служил минометчиком и успел поучаствовать во многих кровопролитных сражениях. В 1943-м году он был серьезно ранен под Моздоком, а затем отправлен за линию фронта.

Весьма примечательно, что уже в этот период Окуджава написал одну из своих самых первых песен - «Нам в холодных теплушках не спа́лось». После ее написания Булат достаточно долго не брал в руки гитару.

После войны будущий певец поступил в государственный университет Тбилиси. После окончания учебы в 1950-м году он начал работать учителем в сельской школе. В этот период Булат Окуджава часто писал стихи, многие из которых впоследствии были положены на музыку.

Звездный путь Булата Окуджавы: от литературы к песням

В 1954-м году Булат Окуджава присутствовал на встрече с читателями двух известных советских литераторов Владимира Кобликова и Николая Панченко. После окончания творческого вечера он подошел к ним и предложил послушать его стихи. Стихи молодого автора очень понравились признанным литераторам, и уже очень скоро его творчество начали печатать в газете «Молодой ленинец». Ради новой работы в газете он переехал в Калугу, где впоследствии издал свой первый сборник стихов «Лирика» (1956 г.в.).

Булат Окуджава - Песня о дураках

После реабилитации своих родителей в 1955-м году он вступил в КПСС, а уже три года спустя переехал в Москву, где стал работать как автор песен. Несмотря на тот факт, что афиш с объявлениями о его выступлениях нигде не было, концерты Булата Окуджавы всегда проходили при аншлагах. Зрители делились впечатлениями со своими друзьями, а те приводили на выступления уже своих друзей. Таким образом, уже в начале шестидесятых годов Булат Окуджава стал очень популярен.

Он исполнял свои песни под гитару, и такой почти интимный формат исполнения песен очень нравился слушателям. Очень скоро композиции «На Тверском бульваре», «Московский муравей», «Сентиментальный марш» и многие-многие другие стали настоящими хитами своего времени.

В 1961-м году в Харькове состоялся первый официальный концерт Булата Окуджавы, который прошел с большим успехом. В скором времени творческие вечера исполнителя прошли и в некоторых других городах СССР.

Булат Окуджава - Песня о московском муравье

В 1962-м году композиция Булата Окуджавы впервые прозвучала в кино. Фильм «Цепная реакция» не получил народную популярность, однако его название и по сей день неразрывно связано с творчеством легендарного автора-исполнителя.

По-настоящему популярной стала другая композиция поэта, написанная для фильма «Белорусский вокзал». После премьеры песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа» звучала из всех магнитофонов страны. Стоит отметить, что и по сей день эта легендарная композиция является одной из самых известных песен автора.

Впоследствии Булат Окуджава часто сотрудничал с видными советскими режиссерами, сочинив в общей сложности более восьмидесяти песен для различных кинофильмов.

В восьмидесятые годы с массовым появлением магнитофонов и прочих устройств для воспроизведения музыки, он прочно утвердился в качестве одного из самых известных музыкантов своего времени. Но в первую очередь Окуджаву знали как поэта и прозаика. Его повести и рассказы выходили во многих советских журналах и неизменно пользовались большим успехом.

Последние годы Булата Окуджавы

С развалом СССР Булат Окуджава начал часто гастролировать по европейским странам и прочим государствам Запада. В начале девяностых его концерты состоялись в Польше, Франции, Израиле, США, Канаде, Германии и других странах.

В последние годы своей жизни Булат Окуджава жил в Париже. Там же в 1997-м году он скончался от непродолжительной болезни. Тело поэта было возвращено в Россию и похоронено на Ваганьковском кладбище в Москве.

Личная жизнь Булата Окуджавы

Булат Шалвович был женат дважды. Первый брак с Галиной Смольяниновой сложился трагично. Их дочь умерла еще в младенчестве, а сын Игорь стал наркоманом, сидел в тюрьме.


Второй брак с физиком Ольгой Арцимович сложился более удачно. В этом браке на свет появился сын Антон, который впоследствии стал известным композитором.

По некоторым данным, в жизни Булата Окуджавы был также и еще один яркий роман. Долгое время его гражданской женой была певица Наталья Горленко. С ней известный автор прожил несколько лет.